Характеристика восприятия в психологии: ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТЕЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТЕЙ

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.

 



ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Восприятием, называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности восприятия — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Предметность, целостность и структурность восприятия.

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Б.Г. Ананьев (1907-1972) описал случай расстройства предметного зрительного восприятия у больного при сохранении остаточных элементов чувствительности зрительного анализатора и простейшего различения. В результате контузии у этого больного был поражен головной мозг и наблюдалась полная неподвижность глазных яблок.

Все видимое больным пространство субъективно ощущалось им либо как сплошной световой поток, либо как туман с пробивающимся лучом света. На протяжении первого этапа восстановления зрения из сплошного пространства начинали выделяться пятна, аморфные и бессмысленные, различные по своей яркости и величине. Зрение больного функционировало на уровне ощущений, однако он не мог ни словесно, ни графически воспроизвести какой-либо объект как предмет и обозначить его свойства. Только в результате трехмесячной восстановительной работы зрение больного стало не только ощущающим, но и воспринимающим.

Таким образом, зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметного отражения.

Например, ряд авторов описывают сетчатку лягушки как «детектор насекомых». Этот «детектор» вызывает рефлекторные движения языка, коща на сетчатку попадает маленькая тень, отбрасываемая, например, мухой. Глаз лягушки сигнализирует лишь о нескольких признаках объекта, главным образом о его движении и наличии в нем углов, все остальное игнорируется и не передается в мозг.

Формируется ли у лягушки при этом предметный зрительный образ? Очевидно, нет, так как лягушка может умереть голодной смертью, окруженная мертвыми мухами.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут «вести себя» самым различным образом. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.

Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов,

т.е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.

Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар, однако ритм — это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой.

Константность восприятия. Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются к воспринимающему человеку различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (перцептивная система -совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п.

Поясним это свойство восприятия на примере константности величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот.

Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая величина остается почти неизменной. Посмотрите на зрителей в театре: все лица кажутся нам почти одинаковыми по величине, несмотря на то, что изображения лиц, находящихся вдалеке, значительно меньше, чем расположенных близко от нас. Посмотрите на ваши пальцы: одни — на расстоянии вытянутой руки, другие — вдвое ближе; пальцы будут казаться точно одного размера, в то время как изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки.

Каков же источник происхождения константности восприятия? Может быть, этот механизм является врожденным?

Для проверки было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видели ранее предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие.

Подобные нарушения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, коща они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) Taiqke кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, утверждают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Наконец, еще один пример, свидетельствующий против тезиса о врожденности механизма константности восприятия, — наблюдения над ослепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем в зрелые годы. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10-12 метров от земли. Очевидно, объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого’образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его размеры и т.п.

Способность нашей перцептивной системы корректировать (исправлять) неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривлений прямых линий и т.п. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза.

Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования.

Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия — необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предметэто значит мысленно назвать его, т. е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон (рис. 3). В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (два профиля и ваза).

Рис. 3.

Подводя итог, можно заключить, что восприятие — активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процессе восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном восприятии и т. п.). Кроме того, необходима активтность и на макроуровне, т.е. возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело.

Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта.

Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Как показали результаты исследований, при предъявлении испытуемым незнакомых фигур, представляющих произвольное сочетание прямых и кривых линий, уже на первых фазах восприятия осуществляется поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории.

Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятии. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми.

Так, в эксперименте двум группам испытуемых предъявляли относительно многозначные фигуры. Каждая из этих фигур получала два словесных обозначения. Одной группе при предъявлении давали первый список названий, а другой группе — второй. Испытуемые должны были после предъявления всех фигур воспроизвести их. Оказалось, что словесное обозначение фигуры существенно влияет на ее воспроизведение. Для первой группы испытуемых 74% воспроизведенных фигур были похожими на объекты, названные в первом списке. Для второй группы испытуемых 73% воспроизведенных фигур напоминали объекты, названные во втором списке.

Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия было подтверждено в эксперименте, в ходе которого испытуемые носили вмонтированные в оправу очков призмы, переворачивающие сетчаточное изображение на 180° по вертикали. В первые дни опыта испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, за исключением тех предметов, перевернутое положение которых было физически невозможным. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.

Представляют интерес и опыты с «перекошенной комнатой» американского психолога А. Эймса. Она построена таким образом, что благодаря использованию правил перспективы дает такой же образ на сетчатке глаза, что и обычная Прямоугольная комната. Когда в «перекошенную комнату» помещают какие-либо объекты, то наблюдатель воспринимает их искаженными в размере (например, взрослый человек кажется меньше маленького ребенка). По-видимому, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что в восприятии искажаются скорее любые помещенные в «перекошенной комнате» объекты, чем сама комната. Но интересно, что жены не видят своих мужей измененными в такой комнате; они воспринимают мужей обычными, а комнату видят искаженной.

При наличии противоречивой информации перцептивная система должна сделать выбор. Результат выбора определяется предварительным опытом субъекта: хорошо знакомые предметы комната не искажает. Знакомство с комнатой путем ощупывают приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения других предметов, и наконец сама комната начинает восприниматься правильно, т.е. перекошенной.

Таким образом, восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем всю музыкальную ткань в целом, не выделяя в ней звучания каждого инструмента. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Тогда звук этого инструмента выступит на передний план, станет объектом восприятия, все же остальное составит фон восприятия.

Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. Описано очень много случаев, когда восприятие субъекта искажалось под влиянием установки, подобно тому как это произошло в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» при появлении Хлестакова в городе, ожидавшем приезда высокопоставленного лица.

В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Важная роль эмоциональных реакций в восприятии подтверждается целым рядом различных экспериментов.

Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоционального состояния (сюда же можно отнести и убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т.п.) показывают, что восприятие — активный процесс, которым можно управлять.

Физиологические основы восприятия. Восприятие, как и ощущение, — рефлекторный процесс. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздра-, жителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражении. «…В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многоразличные комплексы (синтезировались)» [1]. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из общего фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.

По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Для осмысленного восприятия речи, т.е. ее понимания, необходимо расчленить речь на отдельные фразы, слова с их значениями. В то же время в процессе восприятия речи одновременно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему— мы воспринимаем не отдельные разрозненные звуки, а. слова и фразы. Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Таким раздражителем может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.

Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов. И.М. Сеченов объяснял восприятие предмета или пространства ассоциацией зрительных, кинестезических, осязательных и других ощущений. К этим ассоциациям у человека обязательно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет или пространственное отношение.

В акте зрения при восприятии величины предметов, их удаленности и т.д. чисто зрительные ощущения всегда ассоциируются с мышечными. Некоторое нарушение этих связей путем усиления или ослабления глазных мышц можно вызвать действием определенных лекарственных веществ. При этом наблюдается макрония (кажущееся увеличение предметов) или микрония (кажущееся уменьшение предметов).

Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия, складываются на основе объективных связей свойств предметов и явлений внешнего мира. Благодаря связям, образующимся между анализаторами, мы отражаем в восприятии и такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес). Поэтому в восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях.

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Классификация восприятии. В основе классификации восприятии, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятии. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятии. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.

Основой другого типа классификации восприятии являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.


1 Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Полн. собр. соч. 2-е изд., доп. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — Т. IV. — С. 163.





НАВЕРХ

2.2 Восприятие. Общая характеристика восприятия

Любое ощущение для нас – это ассоциация с ранее запомненным предметом или каким-либо его признаком. Именно поэтому, когда мы говорим «видеть», мы не подразумеваем ощущение, а скорее восприятие конкретного видимого предмета. Для человека настолько привычно воспринимать образы, что в житейском понимании этих двух важнейших психических явлений он практически не делает разницы между ощущением и восприятием. Но разница, конечно, есть. В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения в этом нет необходимости.

Таким образом, восприятие это психический процесс осмысленного отражения предметов, явлений, ситуаций в виде конкретного целостного образа, возникающий при непосредственном воздействии множества физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют:

  1. зрительное;

  2. слуховое;

  3. осязательное;

  4. кинестетическое;

  5. обонятельное;

  6. вкусовое.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют:

  1. восприятие пространства;

  2. восприятие времени;

  3. восприятие движения.

Существует множество феноменов, связанных с восприятием пространства, времени и движения. Явление ошибочного или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Например, восприятие времени зависит от его заполненности и незаполненности. Субъективное восприятие времени зависит от возраста.

С практической точки зрения, главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесении их к той или иной категории. Образы объектов могут быть познавательными и опознавательными. Каждый предмет (целое) распознается по только ему присущим опознавательным признакам (частям), и для узнавания предмета не обязательно воспринимать все его отдельные части.

К основным свойствам восприятия относят:

  1. Предметность – способность отражать объекты и явления реального мира в форме конкретных предметов, а не в виде набора не связанных друг с другом ощущений. Решающую роль здесь играют осязание и движение. Обычно человек определяет предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как он их употребляет и использует.

  2. Целостность – способность обобщать информацию, получаемую в виде различных ощущений, об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие целого зависит от восприятия его отдельных частей. При неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. На целостность восприятия влияют индивидуальные особенности человека, предшествующий опыт и установка.

  3. Структурность (осмысленность) – способность восприятия доводить до сознания человека структуру предмета или явления реального мира. Свойство характеризует личностный уровень воспринятого и позволяет человеку осуществлять динамический поиск наилучшей интерпретации имеющихся данных.

  4. Константность – возможность сохранять неизменными свойства предмета независимо от условий его восприятия. Данное свойство выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности, неизменности видимого цвета при изменении освещения, неизменности восприятия формы при изменении положения по отношению к линии взора.

  5. Аккомодация (лат. akkomodatio – приспособление) – перестройка механизмов восприятия таким образом, чтобы новая информация, недостаточно согласованная с органами чувств, была усвоена, т.е. изменение органов чувств.

  6. Апперцепция (лат. apperceptio – восприятие) – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. Предшествующие знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия, установки и эмоции могут изменять содержание восприятия. Содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей, мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.

Определение, характеристики и факторы, влияющие на восприятие

 

Нравится большинство понятий в рамках социальных дисциплин, восприятие (или что-то еще) ученые называют социальным восприятием) определяется по-разному. с момента первого использования. С точки зрения неспециалиста восприятие определяется как акт осознания «окружающей среды через физическое ощущение, которое обозначает способность человека понимать». Однако многие соц. психологи склонны развивать эту концепцию вокруг одного из ее наиболее существенных особенности того, что окружающий мир не является психологически однородным для всех лица. Именно этим обстоятельством, по всей вероятности, объясняется разница во мнениях и действиях отдельных лиц/групп, подвергающихся воздействию одному и тому же социальному явлению.

В здесь важно, чтобы вы взглянули на некоторые из этих определений чтобы лучше понять, о чем здесь идет речь:

Социальное восприятие процесс интерпретации информации о другом человеке. Что ясно подчеркивает это определение обратите внимание на то, что мнение, которое вы формируете о другом человеке, зависит от объема доступной вам информации и степени, в которой вы способны правильно интерпретировать полученную информацию. Другими словами, вы можете владеть тем же набором информации, что и другие люди на конкретную ситуацию, человека или группу, но все же приходят к разным выводы из-за индивидуальных различий в способности интерпретировать информация, которой вы все владеете.

Очевидно разделяют основные характеристики приведенного выше определения. Однако они подчеркивают что восприятие входит в число «важных когнитивных факторов человеческого поведения». или психологический механизм, который позволяет людям понять окружающую их среду. По их собственным словам, «восприятие — это процесс, посредством которого люди выбирают, организуют, и интерпретировать сенсорные стимуляции в значимую информацию о своей работе среда.» Они утверждают, что восприятие является самым важным детерминанта человеческого поведения, утверждая далее, что «не может быть никакого поведения без восприятия». Сосредоточившись на менеджерах в рабочих условиях, Рао и Нараян обращают внимание на то, что поскольку конкретных стратегий нет для понимания восприятия других, кажется, что каждый «остается с его собственная изобретательность, новаторские способности, чувствительность и интроспективность навыки работы с восприятием». С третьей точки зрения «социальное восприятие относится к построению понимания социального мира на основе данных, которые мы получить через наши чувства». Таким образом, восприятие «относится к процессу, посредством которого мы формировать впечатления о чертах и ​​личностях других людей». Ты можешь иметь заметил, что, ссылаясь на «наши чувства» как на средство сбора данных, авторы, возможно, уделили слишком много внимания компоненту восприятия, который первые два определения явно избегаются.

В другое, чтобы пролить больше света на эту концепцию, важно, чтобы вы заплатили Обратите внимание на следующие элементы приведенных выше определений восприятия:

1. На наше внимание, чувства и то, как мы действуем, влияет окружающая среда.

2. Восприятие помогает вам собирать данные из вашего окружения, обрабатывать данные и смысл в этом.

3. В восприятии иногда бывает трудно отделить информацию от действие.

4. По сути, это процесс обретения ментального понимания.

5. Восприятие направляет воспринимающего в использовании, обработке и направлении релевантную информацию для удовлетворения требований воспринимающего.

 

Краткое объяснение трех основных характеристик, которые влияние на наше восприятие других людей выглядит следующим образом:

1. Специфические характеристики воспринимающих: Один из специфических факторов воспринимающих, влияющих на восприятие знакомство с объектом восприятия. Знакомство подразумевает, что по сравнению другим, у нас больше возможностей делать наблюдения, ведущие к лучшему относительная способность принимать высшие решения в конкретной ситуации. Однако вы должны помнить, что для того, чтобы правильно воспринимать кого-либо, вы должны получили точные данные об этом человеке на этапе наблюдения. Это связано с тем, что связь между знакомством и точностью не всегда прямой. «Иногда, когда мы хорошо знаем человека, мы склонны отсеивать информацию, которая несовместима с тем, что, по нашему мнению, представляет собой человек», который представляет большую опасность при оценке эффективности. Еще один фактор, который Влияет на социальное восприятие отношение воспринимающего. Например, поскольку ни одна женщина не управляла Нигерией с момента обретения ею независимости в 1960, вы, вероятно, сформировать отношение, согласно которому женщины неспособны справиться с трудностями руководя этой страной, которая не имеет эмпирического основания. Наше настроение другое важный фактор, влияющий на то, как мы воспринимаем других. Как правило, разница в нашей реакции на ситуации есть функция состояния счастье или печаль, в которых мы находимся (т. е. наше настроение). Таким образом, мы склонны легче запоминать информацию, связанную с нашим настроением, чем те, которые этого не делают. Соответственно, всякий раз, когда мы находимся в плохом настроении, мы обычно склонны формировать негативное впечатление о других.

Я-концепция воспринимающего также является важным определяющим фактором восприятия. В основном люди с позитивной самооценкой склонны воспринимают положительные качества других людей, а те, у кого отрицательные Я-концепции склонны воспринимать негативные качества в других. Поэтому, лучшее понимание себя позволяет нам иметь более точное восприятие другие.

Когнитивная структура, то есть образ мышления человека мышление в равной степени определяет его/ее восприятие существенными способами. В то время как некоторые люди склонны воспринимать физические характеристики, такие как рост, вес и внешний вид, другие больше внимания уделяют центральным чертам или личности распоряжения. Однако есть люди, способные воспринимать все эти черты одновременно, вместо того, чтобы сосредоточиться только на одном аспекте.

2. Целевые характеристики: Социальное восприятие также зависит от определенных характеристик которые специфичны для воспринимаемого человека (то есть цели). Один из наиболее важными целевыми характеристиками является внешний вид воспринимаемый. Некоторые из этих характеристик включают рост, вес, предполагаемое возраста, расы и пола. Кроме того, то, как вы одеваетесь, говорит о вас. как вас воспринимают. Что еще более важно, воспринимающим легче выделить те черты внешности, которые являются необычными или новыми. Типичные примеры необычных черты личности включают очень высокий человек, энергичный ребенок, а также новички в сообществе. Вербальные коммуникации, из которых воспринимающие оценить тон голоса цели, акцент и связанные с ними факторы также влияют на его/ее восприятие. Кроме того, невербальное общение содержит много информации. через которые воспринимается личность. Зрительный контакт, мимика, тело движения и поза — это особенности, которые определяют у воспринимающего впечатление от происходящего. цель. Но, в то время как впечатления от лица, как правило, передают общие значения, невербальная коммуникация представляет собой проблему наличия различных значений в разные культуры.

Необходимо также упомянуть о роли намерений цель, предполагаемая воспринимающим. Чаще всего мы быстро делаем вывод, что наши кредиторы пришли требовать оплаты долгов, которые мы им должны, всякий раз, когда они появляются у нас на пороге.

Однако это не всегда так, поскольку он пришел попросить вас дать ему совет в области вашей профессиональной компетенции.

3. Ситуационные характеристики: Это очень важный фактор, влияющий на впечатление, что формируется о ком-либо индивидуумом. Другими словами, социальный контекст взаимодействие оказывает большое влияние. Например, любой, кто взаимодействует с Руководитель банка на политическом митинге непременно ушел бы с другое впечатление о нем/ней по сравнению со встречей с ним в его/ее банке офис. «В Японии очень важен социальный контекст. Деловые переговоры после рабочее время или в обед табу. Если вы пытаетесь говорить о делах во время в это время вас могут счесть грубым». Сила ситуационных сигналов часто дает четкие указания на поведение, приемлемое в определенных пределах. экологические контексты. Таким образом, существуют определенные ситуации, влияющие на поведение индивидуума, которое не обязательно влияет на диспозицию этого человека. Это так называемый принцип дисконтирования. социальное восприятие.

Иллюстрацией этого принципа является то, что вы вступаете в контакт с общительный сотрудник банка по маркетингу, который идет вперед, чтобы узнать о вашем времяпрепровождение и знание предоставления услуг в нигерийской банковской отрасли. Тогда было бы правильно отнести такое поведение на счет сотрудника отдела маркетинга. личность? Вы не можете приписать это его/ее личности «из-за влияние ситуации».

По сути, в этом контексте этот человек ищет клиентов, которым он намерен представить услуги своего банка.

Характеристики приемника

• Знакомство с целью

• Отношение/настроение

• Я-концепция

• Когнитивная структура

Характеристики цели

• Внешность

• Вербальная связь

• Невербальные сигналы

• Намерения

Барьеры

Избирательные восприятие

Стереотипы

Первое впечатление ошибка

Неявный теория личности

Самореализующийся пророчество

Характеристики ситуации

• Контекст взаимодействия

• Сила ситуации

 

Как правило, качество входных данных, привлекаемых процессом, определяет качество выходных данных. что процесс выдает. Соответственно, «перцептивные входы являются первыми полученный, а затем обработанный воспринимающим, и результирующий вывод становится аренда поведения».

Процесс восприятия

ВХОДЫ

Информация

Объекты

События

Люди, и т.д.

Организация

ВЫХОДЫ

Поведение

Действия

Отношения

Убеждения

Чувства,

2 и т.д.

Переменные в процессе восприятия:

Входы: Воспринимаемые входные данные — это объекты, события, люди и т. д., которые получает воспринимающий.

Процесс: Полученные входные данные обрабатываются посредством отбора, организации и интерпретация.

Выходы: Через механизм обработки вывод (чувства, действия, отношения, и др.) является производным.

Поведение: Поведение зависит от этих воспринимаемых результатов. Поведение воспринимающего, в свою очередь, порождает реакции от воспринимаемого, и эти реакции порождают новый набор входы.

Процесс восприятия регулярно действует «между нами и реальность» через три хорошо установленных механизма восприятия. Эти механизмы называются процессами отбора, организации и интерпретации.

1 . Перцептивный выбор: Этот процесс происходит потому, что воспринимающий не может аннулировать все, что он / она наблюдает о человеке или группа людей. Учитывая, что воспринимающий подвергается многочисленным стимулов, его/ее первый основной подход к процессу восприятия состоит в том, чтобы выбрать те стимулы, которые он/она считает релевантными. Вы должны отметить, что Процесс отбора стимулируется тем фактом, что ни один индивидуум не способен усваивая все его наблюдения, скорее, предпочитают пользоваться только теми, детали, которые они считают важными, чтобы избежать перегрузки восприятия.

В основном процесс выбора соответствующей информации формируется такими факторами, как «интересы, происхождение, опыт и установки воспринимающего». Хотя этот процесс «избирательного восприятия» позволяет нам «быстро читать» других людей, однако это сопряжено с риском формирование неправильных представлений. Хотя есть тенденция к тому, что люди воспринимать других предопределенным образом, яркие и необычные вещи склонны восприниматься легче, чем те вещи, которые скучны и привычны. Для Например, родители нередко выделяют своих детей из множество «прежде, чем другие войдут в их поле восприятия».

В исследовании, проведенном Дирборном и Саймоном, они наблюдали что менеджеры различных отделов в организации склонны подчеркивать проблемы своих ведомств как наиболее центральные. Поэтому люди склонны ставит собственные проблемы как наиболее важные при любых обстоятельствах. «Люди выбирают информацию, которая поддерживает и удовлетворяет» или информацию, которую они оценивают как наиболее важную. Задействованы два основных принципа в избирательных восприятиях:

2. Принцип группы рисунков: Это Принцип позволяет воспринимающему различать факторы, важные для дальнейшее изучение от тех факторов, которые незначительны и соответственно заброшенный. В то время как значимые/существенные детали упоминаются как «цифра», кажущиеся бессмысленными/незначащие части классифицируются как земля. Но что более важно, Рао и Нараяна утверждают, что «то, что становится группа или то, что становится фигурой, во многом зависит от наших потребностей и ожидания.

3. Релевантность: Как правило, воспринимающие склонны воспринимать те вещи, которые не только удовлетворяют их «потребности и желаний» они меньше обращают внимания или полностью игнорируют те, которые угрожают эти потребности и желания. События, которые затрагивают тех людей, которые рядом с нами кажутся интересными для нас, в отличие от событий, которые не представляют интереса.

4. Организация восприятия: Это относится к способу, которым воспринимающий организует информацию, которую он получает, в «значимые для воспринимающего образы». Организация информация, поступающая в осмысленное целое, называемое организацией. Этот процесс также называется гештальт». (т. е. организационный) процесс». Чтобы чтобы завершить процесс организации, воспринимающий должен приступить к группировка, замыкание и упрощение, которые раскрываются ниже:

а. Группировка: В рамках этого процесса люди и события «сгруппированы на основе сходства или близости». Таким образом, подобные события классифицируются и воспринимаются как группа. Точно так же «объекты, имеющие близкие близости также сгруппированы под одним заголовком, однако они не связаны. Но искажение восприятия может произойти, когда люди, которые общаются только определенным образом, сгруппированы.

б. Закрытие: Склонность людей «заполнять недостающие пробелы», в стимулах, чтобы сделать его более значимым, называется закрытие. Это просто означает организацию постоянных стимулов для формирования полного сообщение

в. Упрощение: Всякий раз, когда воспринимающие получают информационная перегрузка, они стремятся упростить ее для лучшего понимания. Это делается для того, чтобы воспринимаемый мир не оставался в дальнейшем бессмысленный. «Упрощение — важный шаг, потому что в его отсутствие полученные стимулы остаются сложными для воспринимающего.

5. Интерпретация восприятия: Возможно, это самый важный компонент восприятия. процесс механизма. Этот процесс предпринимается для создания смысла из воспринимаемый мир. «Интерпретация — это субъективный и субъективный процесс». На интерпретацию влияют следующие факторы:

а. Эффект ореола: Это процесс достижения общий вывод из анализа отдельной черты личности. Это потому что; считается, что одна черта «преобладает над характеристиками человека». Эффект ореола — это моментальный подход к быстрому восприятию. По вполне понятным причинам, этот процесс обычно чаще бывает ошибочным, чем правильным».

б. Стереотипы: Когда делаешь выводы о человек на основе его/ее принадлежности к группе, вы просто стереотипируете. То есть вы делите людей на категории по этническому, род занятий или характеристики. Стереотипы распространены в Нигерии, где мы ассоциируют лиц определенного этнического происхождения с определенным поведением или чертами. Стереотипы помогают воспринимающему быстро упростить сложную мир информации. Но at мешает воспринимающему дать выход возможности личности. Не всегда могут быть определены фактические факты, которые дает основу для суждения о других.

в. Атрибуция: Это вложение причинно-следственные связи с характером человека. Таким образом, «чем больше конкретное действие связано с поведением, чем больше интенсивность перцептивное суждение менеджера» (т. е. воспринимающего. Атрибуция уникальна в восприятие, потому что оно дает место для поведения, похожего на наблюдаемое иначе. Например, два человека, виновные в одном и том же преступлении. соответственно могут указывать на бедность и влияние группы сверстников в своих действиях. Статус людей — еще один фактор, влияющий на атрибуцию. Например, в то время как сверхурочная работа старшего управленческого персонала в организации для подготовка бюджета на следующий год может получить положительную оценку, у младшего персонала можно объяснить денежной мотивацией.

д. Впечатлений: Ежедневно люди формируют впечатления о других людях, с которыми они, вероятно, встречаются впервые время в их жизни. Часто эти впечатления формируются с небольшим или почти отсутствие знания характера воспринимаемого, что иногда приводит к неточности восприятия. Например, сотрудник, ищущий след, может быть связано с низкой производительностью, тогда как может иметь место и обратное. И наоборот, хорошо сложенный персонал, который ассоциируется с высоким результатом Ориентация может быть слабым звеном в производственном процессе. Известный Дело в том, что первые впечатления дольше остаются в памяти до тех пор, пока не появятся новые факты, противодействующие им впоследствии.

эл. Вывод: Это касается общих тенденций воспринимающих делать выводы о других без достаточной информации. Для Например, человек, целый день работающий за компьютером, может быть признан сосредоточенным. член персонала менеджером, который соответствует издалека. Но этот же человек может болтать в интернете.

 

На механизм восприятия в основном влияют два факторов, а именно внутренних и внешних.

И. Внутренние факторы : К внутренним факторам относятся:

а. Потребности и желания : В основном восприятие относительно удовлетворенные люди существенно отличаются от таковых у разочарованных лица. По словам Рао и Нараяны, «люди с разным уровнем потребностей и желания воспринимают одно и то же по-разному». Кроме того, ожидания, мотивы и желания людей также формируют их восприятие другие и ситуации вокруг них.

б. Личность: Индивидуальная характеристика поведения другое сильное влияние на то, что вы воспринимаете об этом человеке. «Это банально говорят, что оптимистичные люди воспринимают вещи в благоприятном свете, пессимистические существа в негативных терминах». По Маслоу между оптимистом и пессимист существуют категория людей, способных воспринимать другие «точно и объективно». Они суммируют этот вопрос этот вопрос в следующий план:

— Безопасные люди склонны воспринимать других как теплые, а не холодный.

— Вдумчивые люди не разоблачают, выражая крайности осуждение других.

— Лица, которые принимают себя и верят в свои индивидуальность воспринимает вещи благосклонно.

— Самопринятые люди считают себя любимыми, востребованы и приняты другими.

в. Опыт : В сочетании со знаниями опыт имеет постоянное воздействие на восприятие человека. «Успешный опыт улучшить и повысить способность восприятия и привести к точности в восприятии человека, тогда как неудача подрывает уверенность в себе».

 

II. Внешние факторы:  В этом подзаголовке перечислены:

a. Размер: Перцептивные стимулы большего размера имеют больше шансов быть замеченным. Это связано с тем, что фактор размер обычно ассоциируется с доминированием, а другие — с выделением выбор. Прямой пример — это полный. Реклама на странице привлекает больше внимания внимание, чем те, которые меньше страницы.

б. Интенсивность: Этот фактор связан с продвижением вероятность выбора стимула. Например, некоторые из стратегий, которые усиление интенсивности — это подчеркивание, выделение жирным шрифтом или курсивом слов в письменном текст. «Чем больше интенсивность раздражителя, тем больше вероятность того, что он будет заметил.»

в. Частота: Обращает внимание, которое накапливается от постоянного повторения определенного стимула. То есть искусство повторение просто привлекает нашу бдительность и пробуждает нашу чувствительность к сообщение пересылается. Стимул, который повторяется с большей интенсивностью скорее всего, будет претендовать на отбор, как это было.

д. Статус: Статус воспринимаемого лица оказывает большое влияние на восприятие. Внутри организации очень должностные лица ожидаемо влияют на сотрудников, чем лица, занимающие более низкие должности. кольца иерархии организаций

эл. Контраст: Стимул, который имеет общие черты с окружающая среда с меньшей вероятностью будет качественной для выбора воспринимающим по сравнению с теми, которые резко контрастируют с окружающей средой. Например, человек, который замечает буйные цвета или одевается как Дед Мороз в июне, конечно привлекают больше внимания, чем те, которые выставляют обычный внешний вид.

Из того, что мы изучили на этой странице, вы можете видеть, что социальное восприятие представляет собой сложное явление, происходящее от характеристик окружающей среды, воспринимающего и воспринимаемого. Процесс восприятия (состоящий из входов, процесса и вывода) также обсуждался, прежде чем он завершился внутренними и внешними факторами, влияющими на восприятие.

Особенности процесса восприятия

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp

1.0 Введение

Восприятие — это то, как люди видят вещи. Книга определяет восприятие как процесс, который человек понимает под сенсорными системами и тем, как он или она придает значения окружающей среде, которой они принадлежат.

В этом отчете анализируются особенности процесса восприятия и показано, каким образом индивидуальное восприятие влияет на других людей, группу и организацию. При этом анализируются теории и концепции восприятия и их влияние. Определены связанные понятия; влияние и важность концепций обсуждаются по отношению к индивидууму, группе и организации.

Отчет включает определения восприятия, факторов, влияющих на восприятие, теории атрибуции и ошибок, кратких способов принятия решений с использованием восприятия, принятия решений и восприятия, а также общей важности и влияния восприятия на отдельных лиц, группы и организацию. Понятия объясняются с помощью примеров и напрямую интерпретируются с восприятием.

2.0 Обсуждение

2.1 Восприятие

Восприятие можно определить как процесс, посредством которого индивидуум выбирает, организует и интерпретирует стимулы в осмысленную и связную картину среды, в которой он живет. (Бехав, 2010)

Согласно Роббинсу, Миллету и Уотерс-Маршу (2004), восприятие — это процесс, посредством которого люди организуют и интерпретируют свои сенсорные впечатления, чтобы придать смысл своему окружению.

Определение объясняет, что человек получает необработанные данные через свои чувства и их, уточняет, модифицирует или полностью изменяет их посредством своего когнитивного процесса, и он придает смысл окружающей среде, чтобы сделать ее комфортной. Также окружение должно быть осмысленным для существования.

Восприятие представляет собой сложный когнитивный процесс и отличается от одного человека к другому, в зависимости от потребностей, ценностей и ожиданий человека. Иногда восприятие человека может быть далеко от реальности. Различия в восприятии между людьми иногда могут приводить к конфликтам в организации. Кроме того, в некоторых случаях Восприятие может отличаться от организации к организации.

То, как люди видят эту картинку, интерпретируют ее и придают ей смысл, различаются.

2.2 Факторы, влияющие на восприятие

На восприятие могут влиять несколько факторов. На следующей диаграмме показаны факторы, влияющие на восприятие человека.

Личные качества человека являются основными детерминантами его/ее восприятия. Отношения, мотивы, интересы, опыт и ожидания различаются от человека к человеку. Эти черты будут влиять на индивидуальный способ видения вещей, интерпретации и придания значения окружающей среде.

Другим основным фактором, влияющим на восприятие, являются черты или характеристики цели. Влияющими атрибутами являются движение, звук, размер, близость и новизна. Например, шумные, очень высокие или привлекательные люди с большей вероятностью будут замечены в толпе.

Несмотря на то, что в некоторых случаях цель не видна, она будет сравниваться с такой же целью, имеющей те же атрибуты. Например, люди считают полицию неумолимыми людьми, врачей — спасителями, а солдат — патриотами.

Третьим основным фактором влияния являются характеристики ситуации, а именно время, рабочая среда и социальная среда. Окружающая среда и ситуация играют важную роль в восприятии человека. Например, если человек, одетый в культурную одежду, входит в храм, он не привлечет внимания своего коллеги, который, возможно, пришел в тот же храм, но если он сделает это в офисе, то привлечет внимание.

Получите помощь в написании эссе

Если вам нужна помощь в написании эссе, наша профессиональная служба написания эссе всегда готова помочь!

Служба написания эссе

2.

3 Восприятие личности: теория атрибуции

Теорию атрибуции можно определить как метод, который можно использовать для оценки того, как люди воспринимают поведение себя и других людей. Это о том, как люди делают случайные объяснения. (Aswathappa, 2005) Теория атрибуции также предполагает, что мы наблюдаем за поведением человека и пытаемся определить, было ли оно вызвано внутренними или внешними причинами. Однако этот конкретный определитель зависит от трех основных факторов:

Отличительность

Консенсус

Консистенция

Внутренне обусловленное поведение – это такое поведение, которое считается находящимся под личным контролем человека. Внешне обусловленное поведение рассматривается как результат внешних источников.

Например, если г-н Андерсон, служащий г-на Смита, опоздал на встречу, г-н Смит может объяснить это опоздание тем, что поздно вечером ушел из дома и заснул из-за звонка ежедневного будильника. Это будет признано внутренней атрибуцией. Однако если бы г-н Смит приписал поздний приезд г-на Андерсона дорожно-транспортному происшествию или падению дерева поперек дороги, по которой он обычно едет на работу, то г-н Смит прибегнул бы к внешней атрибуции.

Если принять во внимание своеобразие, которое относится к тому, проявляет ли человек различное поведение в разных ситуациях, согласно Роббинсу, Миллету и Уотерс-Маршу (2004, стр. 134). Мы могли бы увидеть, является ли тот же самый сотрудник, который опоздал на встречу, также причиной задержки поставок и центром внимания коллег как «бездельника»? Если это так, мистер Смит должен задать себе вопрос, является ли такое поведение необычным. Если это так, то, вероятно, будет определено, что поведение обусловлено внешней атрибуцией. Если нет, то г-н Смит мог бы записать это как внутреннюю атрибуцию.

Согласно Роббинсу, Миллету и Уотерс-Маршу (2004, стр. 134), если все, кто сталкивается с похожей ситуацией, реагируют одинаково, мы можем с уверенностью сказать, что поведение демонстрирует согласие. С точки зрения атрибуции, если бы все другие сотрудники, которые также следовали тем же маршрутом, также опоздали на встречу, как и г-н Андерсон, это можно было бы рассматривать как следствие внешней атрибуции. Но что, если другие сотрудники, которые следовали тем же маршрутом, приходили на работу вовремя? Тогда единственной причиной опоздания г-на Андерсона будет внутренняя атрибуция.

Конечная согласованность факторов касается действий человека. Вопрос, который нужно задать, будет заключаться в том, реагирует ли г-н Андерсон одинаково с течением времени? Если такое поведение г-на Андерсона является последовательным поведением, то г-н Смит был бы склонен приписывать его внутренним причинам. Однако опоздание на работу/встречу не выглядит одинаково для человека, для которого это необычный инцидент, и для сотрудника, для которого это рутина.

Глядя с точки зрения сотрудника, что, если ваш начальник (в данном примере мистер Смит) капризничает и ведет себя крайне неуверенно во время совещания? Если бы сотрудник думал, что это связано с тяжелой работой предыдущего дня или плохим ночным сном, это было бы признано внутренней атрибуцией. Однако, если бы сотрудник приписал этот факт задержке отгрузок для соблюдения сроков/некомпетентности персонала, не достигающего требуемых целей, то это будет рассматриваться как внешняя атрибуция.

Точно так же, если г-н Смит, который раздражителен и труден во время собрания, также является причиной того, что сотрудники не могут работать в полную силу и известен как «диктатор», необходимо задать вопрос, является ли это поведение необычно. Если это так, то это, вероятно, связано с внешней атрибуцией и наоборот.

Если все менеджеры, присутствующие на собрании, ведут себя так же, как мистер Смит, то это будет рассматриваться как внешняя атрибуция. И если не единственной причиной поведения г-на Смита, будет внутренняя атрибуция.

Последний вопрос, который следует задать, будет таким: реагирует ли г-н Смит одинаково с течением времени? Если поведение г-на Смита последовательное, сотрудники могут приписать его внутренним причинам.

Важность теории атрибуции и ее влияние на других

Теория атрибуции исследует то, как люди понимают основы поведения, и фокусируется на воспринимаемом понимании поведения, объясняя процесс, посредством которого человек приходит к осознанию своего собственного поведения и поведения других. Организация должна определить причину действий сотрудника. Организация не должна принимать внезапных решений о восприятии сотрудника; он должен использовать теорию атрибуции и определить фактор, повлиявший на это действие. Затем, в зависимости от фактора, внешнего или внутреннего, организация может определить, как справиться с этим поведением.

2.4 Ошибки и погрешности в атрибуции

Фундаментальная теория атрибуции — это тенденция недооценивать влияние внешних факторов и переоценивать влияние внутренних факторов при вынесении суждений о поведении других. (Роббинс, Милле и Уотерс-Марш, 2004 г.)

Это критическая проблема для человека, группы и организации. Когда действие человека нежелательно, в большинстве случаев восприятие будет основываться на его или ее личных чертах, не имеющих отношения к реальному фактору этого действия. Например, когда сотрудник быстро опаздывает в офис, восприятие его действий будет основываться на его внутреннем характере без анализа возникающих внешних факторов, которые не поддаются контролю.

Корыстная предвзятость — это склонность людей приписывать свои успехи внутренним факторам и возлагать вину за неудачи на внешние факторы. (Асватхаппа, 2005 г.)

Эта ситуация действительно влияет на карьеру человека, когда он или она не может определить реальный фактор этого результата. Когда человек не может определить причины своей неудачи, тот же результат будет достигнут в будущем. Это повлияет на продуктивность отдельных сотрудников и эффективность организации. Также, когда менеджер успешно выполняет задачу, ясно, что он или добивается успеха при поддержке своих подчиненных. Менеджер должен ценить свои внешние факторы, а не свои внутренние качества. Если руководитель этого не сделает, это приведет к снижению мотивации подчиненных.

2.5 Часто используемые ярлыки при суждении о других

Избирательное восприятие возникает, когда люди выбирают для восприятия те вещи, которые согласуются с их представлениями о себе и мире, и отвергают или возражают против тех, которые несовместимы. (Роббинс и др., 2009 г.)

Это просто, когда люди принимают решения, они учитывают только известные атрибуты, интерес, предысторию и опыт поведения, и они не спорят и не учитывают то, что им незнакомо.

Эффект ореола — это процесс обобщения общей оценки индивидуума до конкретных характеристик человека. (Асватхаппа, 2005 г.)

На предприятиях эффект ореола часто имеет место, когда менеджер оценивает подчиненных при оценке эффективности. В этой ситуации менеджер, оценивающий одного из своих сотрудников по определенным аспектам, может полагать, что тот, кто хорош в одном аспекте, также должен быть хорош в других вещах и высоко оценивать этого человека по другим аспектам. Бывает и в негативном ключе.

Стереотипы — это убеждение, что все члены определенной группы имеют схожие характеристики и поведение. (Robbins et al., 2009) Но в реальной ситуации человек уникален, реальные черты человека, как правило, сильно отличаются от тех, которые предполагает стереотип. Это играет большую роль в повышении эффективности человека в принятии правильных суждений о его или ее окружении. Также это может привести к фактическим ошибкам и пагубным последствиям. При несправедливости по отношению к обществу рост стереотипов решение будет неудовлетворительным и приведет к неэффективному использованию человеческих ресурсов.

2.6 Восприятие и принятие решений

Решения в основном основаны на индивидуальном восприятии. Решение принимается для решения проблемы. Проблема может быть определена как несоответствие между текущим положением дел и некоторым желаемым этапом. Решение – это выбор, сделанный из альтернатив. Существует несколько моделей принятия решений, связанных с восприятием.

Рациональное принятие решений описывает, как люди ведут себя, чтобы увеличить результат. Ограниченная рациональность — это модель, в которой решения принимаются путем разработки простых моделей, которые выявляют важные особенности проблемы, не обращаясь к ее сложности. (Ребекка и др., 2008 г.)

Это важные способы принятия быстрых решений с помощью восприятия.

2.7 Важность восприятия и то, как восприятие влияет на человека, группу и организацию. (Общий анализ)

Воспринимаемая реальность, а не реальная реальность, является ключом к пониманию поведения. То, как мы воспринимаем других и самих себя, лежит в основе наших действий и намерений. Понимание процесса восприятия и осознание его трудностей необходимо для развития умения управлять другими. Используемые слова и отображаемый язык тела передают людям представление о мире. Влияние процесса восприятия на управление поведением необходимо высвободить и понять для успешных отношений с другими.

Применение восприятия к ОП

Что такое ОП?

Это социальная дисциплина, очень похожая на культурную антропологию, экономику, политологию, психологию и социологию. Это означает, что он использует научный метод для установления истины и проверки своих теорий» (Асватхаппа, 2005).

Организационное поведение может быть дополнительно объяснено как «область исследования, которая исследует влияние, которое отдельные лица, группы, организации оказывают на поведение внутри организаций с целью применения этих знаний для улучшения и повышения эффективности организации» (Robbins, Millet, & Waters- Марш, 2004, с.9) Изучение организационного поведения предлагает множество теорий и концепций. И многие из этих теорий могут быть использованы как менеджерами, так и сотрудниками. Однако применение этих теорий на практике не всегда является простой задачей. Однако использование этих теорий и концепций в реальной рабочей среде менеджерами и сотрудниками позволит им получать выгоды, помимо личного вклада, а также общего благосостояния организации.

Люди воспринимают реальность как то, что они думают, а не реальную реальность, и люди реагируют на условия, основанные на их восприятии. Следовательно, понимание различий в восприятии отдельных лиц поможет лучше понять их организационное поведение.

Как обсуждалось в разделе о факторах, влияющих на восприятие, индивидуальное восприятие одной и той же цели может различаться из-за этих атрибутов. У каждого работника в организации есть собственное восприятие действия или ситуации. Это особенно важно в

Интервью

Ожидаемые результаты

Оценка производительности

В ходе интервью индивидуальное восприятие интервьюера может повлиять на его решение. Если собеседование проводит менеджер, то восприятие может помочь менеджеру выбрать наиболее подходящего кандидата, а предвзятость восприятия может повлиять на точность суждений интервьюеров о кандидатах. В ожиданиях производительности Восприятие может помочь менеджеру сделать наиболее эффективные суждения об ожиданиях. Восприятие может помочь менеджеру сделать наиболее эффективную оценку работы сотрудника при оценке эффективности. В то же время оценки могут быть субъективными представлениями о работе.

Реальность такова, что должно быть ощущение, что сотрудники организации принимают решение выполнять задачу в этой организации, иначе ничего нельзя сделать. Восприятие людей различается, и эти различия помогают им делать что-то по-разному, чтобы добиться успеха в организации. Если у менеджера хорошее восприятие в любом отделе организации, у команды отдела будут безопасные решения с рискованными идеями. Использование индивидуального восприятия помогает организации находить творческие решения проблем, повышать производительность, креативность и когнитивное мышление.

В контексте организации индивидуальное восприятие важно по нескольким причинам. Индивидуализм — коллективизм, степень, в которой у человека есть восприятие действовать как группа или индивидуум. В случае дистанции власти принятие больших различий во власти между людьми различно из-за их восприятия друг друга. Восприятие менеджера создаст проблему, когда он контролирует подчиненных. Ориентироваться во времени, избегать неопределенности и понимать культуру.

3. Заключение

Наше восприятие на рабочем месте зависит от нашего опыта, культуры, нашего образования и социализации. Мы склонны делать предположения и действовать в соответствии с нашими представлениями, как если бы они были объективной истиной, очевидной для всех. Мы редко проверяем точность или обоснованность наших предположений. Люди делают выводы о других и ситуациях, не обращая внимания на фактическую информацию.

Поведение человека основано на том, что он видит, а не на реальной ситуации. Сотрудники воспринимают усилия организации или своего руководителя на основе того, насколько успешно менеджер или организация планируют и организуют работу сотрудников и действительно помогают им выполнять свою работу эффективно и результативно. Работники оценивают такие вопросы, как справедливая оплата за выполняемую ими работу, дипломатичность служебной аттестации, рабочие ситуации и привилегии. Если восприятие человека негативное, это повлияет на производительность человека и производительность организации. Если восприятие хорошее, производительность человека и производительность организации увеличатся.

В отчете проанализированы особенности процесса восприятия и обсуждено, каким образом индивидуальная точка зрения может влиять на других людей, группу и организацию.

 

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp

Процитировать эту работу

Чтобы экспортировать ссылку на эту статью, выберите стиль ссылки ниже:

  • АПА
  • ГНД
  • МЛА-7
  • Гарвард
  • Ванкувер
  • Википедия
  • ОСКОЛА

UKEssays. (ноябрь 2018 г.). Особенности процесса восприятия. Получено с https://us.ukessays.com/essays/psychology/the-features-of-the-perception-process-psychology-essay.php?vref=1 Ссылка скопирована в буфер обмена.

«Особенности процесса восприятия». ukessays.com. 11 2018. UKEssays. 03 2023 php?vref=1>. Ссылка скопирована в буфер обмена.

«Особенности процесса восприятия». UKEssays. ukessays.com, ноябрь 2018 г. Интернет. 16 марта 2023 г. . Ссылка скопирована в буфер обмена.

UKEssays. Ноябрь 2018. Особенности процесса восприятия. [В сети]. Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/psychology/the-features-of-the-perception-process-psychology-essay.php?vref=1 [Проверено 16 марта 2023 г.]. Ссылка скопирована в буфер обмена.

UKEssays. Особенности процесса восприятия [Интернет]. ноябрь 2018 г. [По состоянию на 16 марта 2023 г.]; Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/psychology/the-features-of-the-perception-process-psychology-essay.php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.

{{цитировать веб-сайт|последний=ответы |первый=все |url=https://us.ukessays.com/essays/psychology/the-features-of-the-perception-process-psychology-essay.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *