Характеристики темпераментов: Типы темперамента и их характеристика

Темперамент и профессия — Централизованная городская библиотечная система, г.Тюмень

Для правильного выбора профессии человеку необходимо представление не только о том, какие профессии существуют, но и о том, на что способен сам человек, какими психологическими качествами он должен обладать, чтобы добиться успеха в выбранном деле. Чтобы избежать ошибок в процессе выбора профессии, нужно хорошо знать свои личностные особенности, уровень подготовленности, интересы, склонности. Разговор о  своих личностных особенностях мы начнём с понятия «Темперамент».

Темперамент влияет на скорость запоминания, быстроту восприятия новой информации, живость ума, длительность концентрации внимания, способность не отвлекаться, длительно хранить в памяти определенные сведения. Темперамент задает темп деятельности, ее ритм, характеристики реагирования на внешние воздействия.

Темперамент – качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций.

Он проявляется в мышлении, речи, манере общения. Но темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества.

Не следует путать темперамент с характером. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом. Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.

В пятом веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью.

«Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», — писал великий русский физиолог Иван Павлов, развивший идеи Гиппократа.

Давайте сформулируем  краткие характеристики для каждого типа темперамента:

  • Флегматик – работоспособный, малоэмоциональный, серьёзный, надёжный, спокойный.
  • Сангвиник – активный, энергичный, жизнерадостный, легкомысленный, беззаботный.
  • Холерик – очень энергичный, вспыльчивый, эмоциональный, напористый, чувствительный.
  • Меланхолик – замкнутый, ранимый, сдержанный, задумчивый, грустный.

Профессор А Векслеар предложил положить в основу деления людей по темпераменту их способность активно или пассивно относиться к окружающему миру. С этой точки зрения 

холерик – человек активный. Он не приспосабливается к среде, а пытается среду приспособить к себе. Для него характерно стремление выделиться из окружающих  людей, «подминать» их под себя.

Сангвиник тоже отличается активной жизненной позицией. Он легко приспосабливается почти ко всякой среде, к любым переменам, отличается оптимизмом и легко вступает в контакты с людьми. Сангвиник почти всегда инициатор в общении, немедленно откликается на подобные проявления со стороны  другого человека, но его отношения к людям могут быть изменчивыми и непостоянными. Он, как рыба в воде чувствует себя в большой компании незнакомых людей, а новая необычная обстановка ему только в радость. В сангвинике всегда теплится надежда на лучшее будущее.

Меланхолики

 и флегматики – люди пассивные. Они успешно приспосабливаются лишь к узкой среде (семья, кружок друзей и единомышленников)  и почти не нуждаются в широком круге общения. Флегматик, например, устанавливает социальные контакты очень медленно, свои чувства проявляет мало и долго может не замечать, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Зато он устойчив и постоянен в своём отношении к человеку. Флегматик любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.

Чтобы узнать больше об особенностях разный типов темперамента и определить свой собственный тип, мы предлагаем вам выполнить следующий тест на определение темперамента.

Источник информации:

  • Коломинский, Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся ст. классов / Я.Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с., ил.
  • Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005. – 208 с., ил.

Психологическая служба

Разности темпераментов у ребёнка и родителей.

         Кризис «несовпадения темпераментов» по типу «нашла коса на камень» при разности темпераментов у ребёнка и родителей или одного родителя переживается как родителем, так и ребёнком. Самое любопытное, что мы чаще всего сердимся и раздражаемся на детей именно тогда, когда сами неправы. Разве мы не знаем. Что маленькому ребёнку трудно быстро собраться в садик утром? Так почему мы не встаем сами и не будим его хотя бы на полчаса раньше, чтобы он не спеша собрался, а мы спокойно отправились на работу, никуда не опаздывая и не выходя из себя? В лучшем случае мы жертвуем сном в пользу спокойствия и хорошего настроения, и от этого выигрывают все — и мы, и наш ребёнок. Особенно раздражает похожесть на нас в чем-то негативном. Например, мы всегда и всюду опаздываем, поскольку слишком долго копаемся и собираемся,- и ребёнок весь в нас, так что с ним вместе мы опаздываем вдвойне.

Естественно, достается ребёнку. Причиной раздражения достаточно часто служит несовпадение темпераментов родителя и ребёнка (а иногда и совпадение).

         Каждому человеку присущ от рождения один из четырёх типов темперамента, который мало изменяется с течением жизни. Темперамент определяет силу и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональности личности и степень её нервной возбудимости.

         Переделать темперамент практически невозможно, зато можно научиться использовать не только его сильные, положительные, но и слабые стороны.

         Люди, относящиеся на 100% к какому-то одному типу темперамента , вряд ли существуют. Как правило, наш темперамент представляет собой смесь из характеристик двух темпераментом, а то и из трех. В течение жизни баланс составляющих нашего темперамента может изменяться как бы сам собой, под влиянием жизненных событий, проб и ошибок.

         Дети с преобладанием меланхолического темперамента. Эмоциональный стресс для ребёнка меланхолика — почти норма жизни, поскольку его способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь.

Малыш-меланхолик будет плакать по любой, самой ничтожной причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слёз. Мы не видим, а он-то найдёт. Поскольку мы не видим причине его страданий, мы не разделяем эмоций малыша, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе. Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. Потому участие в протяженных по времени играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая неожиданные новшества или включающая элементы соревнования.

         Типичная для меланхоликов реакция на стресс — избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и свои переживания. Для родителей маленького явно выраженного меланхолика ключами к ребёнку могут послужить терпение и понимание. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года.

Заниматься с ним нужно очень дозированно и тщательно подбирая задания, чтобы трудности нарастали постепенно и он бы со всем справиться. Такой подход повышает самооценку ребёнка и усиливает его интерес к занятиям.

          Дети с преобладанием флегматического темперамента — самые спокойные дети на свете. Они уравновешенны и невозмутимы, изучают и исследуют мир постепенно, медленно и равномерно. Флегматики хорошо справляются с трудностями. Нервная система флегматиков достаточно хорошо уравновешена, их практически невозможно вывести из себя. Даже серьёзные проблемы флегматик воспринимает, оставаясь внешне спокойным. Ему очень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить. Уже в четыре года ваш малыш-флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки. Картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы — тоже. Ему очень нравится разговаривать, хотя любой разговор с ребёнком флегматиком — в большей степени монолог взрослого.

Не пугайтесь, если вам покажется, что ребенок позже других детей начинает говорить. Это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто он не спешит с высказываниями. Единственное. Что способно повергнуть флегматика в шок,- это задания на скорость (а также необходимость быстро реагировать в изменяющихся ситуациях ). Для успеха нужны время и покой. Учитывайте это в занятиях с ребёнком, никогда не пытайтесь «ускорять» или «подгонять» его. Как только вы потребуете от маленького флегматика сделать что-то быстро, тем более- немедленно, вы получите несчастного, плачущего ребёнка, совершенно неспособного заниматься чем бы то ни было.

         Дети с преобладанием сангвинического темперамента отличаются живостью и оптимизмом. Они обожают общаться. Так что не удивляйтесь, когда ваш младенец тихо хнычет, оставшись в одиночестве. Подойдите к нему. Возьмите за руку, поговорите с ним. Нет для вашего ребёнка большего удовольствия, чем прогулка, и врага страшнее, чем скука. Сангвиники нуждаются в переменах, в новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Они склонны к продуманным действиям, но способны мыслить быстро. Если ребёнок во время занятия начинает отвлекаться, не может сконцентрироваться — возможно, ему просто скучно. В таком случае стоит пересмотреть подход к занятиям. Сангвиник чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром.

         Если сангвинику скучно, он становится вялым и не может сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас. В стрессовой же ситуации будет защищать себя активно, но при этом обдуманно. Типичный сангвиник сначала убедиться, что мирный путь разрешения проблемы неэффективен, и только потом прибегнет к агрессии. Агрессивное поведение для него будет осознанной необходимостью.

         Дети с преобладанием холерического темперамента напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайне нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления быстро утомляют их. Отсюда их невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок. Он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и немедленно взглянули на рисунок. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребёнок моментально выйдет из себя.

         Холерики вообще напоминают по своей нервной организации мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Деятельность их неровная. Пульсирующая. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Холерики быстро утомляются и не могут продолжать интересующее их занятие. Отсюда и частая смена настроения, резкие перепады интересов, нетерпеливости неспособность к ожиданию. Нервный спад и упадок сил вполне естественно «выливаются» в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве. Если малышу не удается построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернётся ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности ещё слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Так что перед родителями холерика стоит непростая задача — дозировать занятия так, чтобы малыш мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.

         Повышенная возбудимость и быстрота реакций приводят к тому, что многим детям-холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, нужно ли было поступать именно так.

          Понаблюдав за ребёнком, вы почти наверняка сможете определить, к какому типу темперамента он тяготеет.

          Тип первый: движения вашего ребёнка быстрые и резкие, он не может усидеть на месте и все время находится в движении, а сами его движения разнообразны. Ребёнок очень быстро думает, моментально отгадывает загадки, тут же находит ответы на вопросы, да и сами вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, причем иногда он задает новый вопрос, не дождавшись ответа на предыдущий. Он очень быстро устанавливает контакты как с ровесниками, так и с более младшими или старшими детьми, а также со взрослыми. Круг общения чрезвычайно широк, и ребёнка, знакомство с которым насчитывает десять минут, он называет своим другом, а на следующий день благополучно забывает о его существовании. В целом характер живой, подвижный, но недостаточно уравновешенный. Если вы замечаете у своего ребёнка все вышеперечисленные характеристики, то он несомненно, тяготеет к холерическому темпераменту.

          Тип второй: ребёнок двигается то быстро, то замедленно, движения стереотипные и монотонные. Четко выражена склонность реализовать свою активность за счет внутренних побуждений, то есть все зависит от мотива деятельности. Скорость мышления также нестабильна и неустойчива, как и скорость движений. Общительность незначительная и очень избирательная. Ребёнок выбирает себе одного друга или подругу и общается преимущественно с избранным партнером. Слабая нервная система. Если вы замечаете у своего ребёнка все вышеперечисленные характеристики, то он несомненно, тяготеет к меланхолическому темпераменту.

          Тип третий: движения ребёнка быстрые и разнообразные. Его очень интересует все новое, он любопытен, все хочет знать, стремиться решать одну и ту же задачу разными способами. С удовольствием включается в новую игру или деятельность, но без контроля взрослых может не довести дело до конца. Очень общителен и жизнерадостен. Если вы замечаете у своего ребёнка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к сангвиническому темпераменту.

          Тип четвёртый: движения ребёнка выполняются в одном темпе и не отличаются разнообразием. Ярко выражено стремление длительное время заниматься чем-то одним. С удовольствием играет в школу, выслушивая протяженные по времени объяснения, стремится все доводить до завершения, будь то игра или иное действие. Долго не утомляется и очень редко раздражается. Спокоен, уравновешен, несколько медлителен, настороженно относиться к любым переменам в жизни и принимает их не сразу. Если вы замечаете у своего ребёнка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к флегматическому темпераменту.

Девять черт темперамента: Адаптивность

Кайли Риманович, Расширение Мичиганского государственного университета —

Понимание адаптивности вашего ребенка может помочь вам понять и поддержать своего ребенка.

Темперамент

Темперамент относится к чертам личности, которые определяют, как человек реагирует на мир. Они тихие или шумные? Спокойный или опасливый? Черты темперамента — это в основном врожденные черты, с которыми мы рождаемся, хотя на них может влиять семья, культура или опыт человека. Стиль темперамента человека играет роль в том, как он ведет себя и как взаимодействует с другими людьми и в своем мире.

Существует девять различных черт темперамента. В этой статье мы рассмотрим черту адаптивности.

Адаптивность

Адаптивность означает, насколько легко человек может приспособиться к изменениям или новым ситуациям. Легко адаптирующиеся люди могут легко переключаться с одного вида деятельности или места на другой без каких-либо проблем. Тем, кто менее адаптируется, нужно время, чтобы чувствовать себя комфортно с изменениями или новыми ситуациями. Переход от одного места или деятельности к другому может быть более трудным для людей, которые медленно адаптируются.

Высокая адаптивность

Дети с высокой адаптивностью могут без особых проблем переключаться с одного вида деятельности на другой. Они без проблем переходят от игр к обеду и сну.

Медленно адаптируются

Детям, которые медленно адаптируются, будет труднее переключаться с одного вида деятельности на другой. Они могут очень сильно отреагировать на сообщение о том, что время игры закончилось, и могут испытывать трудности с различными переходами в течение дня.

Воспитание и адаптивность

Адаптивные дети могут казаться более «легкими», и у вас не будет проблем с тем, чтобы заставить их переключаться с одного занятия на другое в течение дня. Детям, которые медленнее адаптируются, может потребоваться больше понимания и предупреждений от вас, когда что-то изменится. Начните предупреждать, когда вашему ребенку нужно будет переключиться с одного занятия на другое, например, собрать свои игрушки и отправиться в ванную. Дети, которые медленнее адаптируются, добиваются большего успеха, когда знают, чего ожидать, поэтому старайтесь придерживаться регулярного распорядка.

Изменение вашего ежедневного графика и ожиданий в соответствии с адаптивностью вашего ребенка может предотвратить конфликты и стресс. Это также позволит вашему ребенку удовлетворять свои потребности таким образом, чтобы использовать его сильные стороны и опираться на его природный темперамент.

Для получения дополнительной информации о детях и темпераменте ознакомьтесь с другими статьями этой серии:

  • Девять черт темперамента
  • Девять черт темперамента: уровень активности
  • Девять черт темперамента: биологические ритмы
  • Девять черт темперамента: Чувствительность
  • Девять черт темперамента: Интенсивность реакции
  • Девять черт темперамента: приближение/уход
  • Девять черт темперамента: Настойчивость
  • Девять черт темперамента: отвлекаемость
  • Девять черт темперамента: настроение

Дополнительные статьи о развитии детей, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков можно найти на веб-сайте расширения штата Мичиган.

Чтобы узнать о положительном влиянии программ расширения MSU на детей и семьи, ознакомьтесь с отчетом о воздействии за 2016 год. Дополнительные отчеты о воздействии, подчеркивающие еще больше способов, которыми Мичиган 4-H и MSU Extension положительно повлияли на отдельных лиц и сообщества в 2016 году, можно загрузить с веб-сайта Мичиган 4-H.

Эта статья была опубликована Мичиганского государственного университета Extension . Для получения дополнительной информации посетите https://extension.msu.edu. Чтобы получить сводку информации, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, посетите https://extension.msu.edu/newsletters. Чтобы связаться с экспертом в вашем регионе, посетите https://extension.msu.edu/experts или позвоните по телефону 888-MSUE4MI (888-678-3464).

Была ли эта статья полезной для вас?


Темперамент ОбзорThe Center for Parenting Education

 

Темперамент, часть Уникального Ребенка, относится к индивидуальному плану, с которым рождается каждый ребенок и который определяет, как он реагирует на окружающий мир.

 
Согласно тридцатилетнему исследованию, начатому в 1956 году, темперамент объясняет, почему одни дети очень покладисты, а другие более требовательны к родителям. Иногда вы слышите, как этих трудных детей называют «трудными» или энергичными; часто это происходит потому, что у них есть черты темперамента, которые делают их более требовательными к родителям.
 

Исследование детского развития выявило 10 черт темперамента, которые в той или иной степени проявляются у каждого человека. Вот они:
 

1. Интенсивность

Выражает ли ваш ребенок радость или разочарование сильно и драматично? Или ваш ребенок мягко выражает эти чувства?
 

2. Уровень активности

Трудно ли читать книгу с ребенком, потому что он всегда в пути? Или ваш ребенок предпочитает сидячие тихие занятия?
 

3. Регулярность

Ваш ребенок ест и спит в предсказуемое время? Или ваш ребенок непредсказуем в плане еды и сна?
 

4.

Качество настроения

Как правило, ваш ребенок в хорошем настроении? Или ваш ребенок кажется более серьезным?
 

5. Эмоциональная чувствительность

Сильно ли реагирует ваш ребенок на собственные или чужие чувства и эмоции? Или ваш ребенок, кажется, не осознает, что он или другие чувствуют?
 

6. Сенсорная чувствительность

Ваш ребенок положительно или отрицательно реагирует на звуки, вкусы и текстуры?
 

7. Адаптивность

Испытывает ли ваш ребенок трудности с изменением распорядка дня или с переходом от одного вида деятельности к другому? Или ваш ребенок справляется с ними гладко?
 

8. Подход/уход

Легко ли ваш ребенок подходит к новым ситуациям или людям? Или ваш ребенок, кажется, сдерживается, когда сталкивается с новыми ситуациями, людьми или вещами?
 

9. Отвлекаемость

Ваш ребенок легко отвлекается, когда пытается делать работу по дому? Или ваш ребенок остается на задании?
 

10.

Настойчивость

Сильно ли реагирует ваш ребенок, когда ему говорят «нет»? Ваш ребенок с трудом отпускает идеи? Или ваш ребенок, кажется, сдается, не пытаясь изо всех сил?
 

Вы можете адаптировать свои стратегии воспитания так, чтобы они лучше соответствовали потребностям ваших детей.
Знание того, как реагируют ваши дети, поможет вам и вашим детям более успешно справляться с трудными ситуациями.

 

Вы можете научить своих детей управлять своими реакциями.
Тогда вы оба сможете оценить положительные стороны этой черты.

Например, детей, которых считают «упрямыми», можно рассматривать как настойчивых. Точно так же дети, которых называют «негативными», могут считаться серьезными.

 

Часто одни и те же характеристики, которые затрудняют воспитание детей, являются теми же качествами, которые хорошо служат им во взрослом возрасте.

Например, очень драматичный и напористый ребенок может быть очень интересным даже в детстве и может стать успешным актером, адвокатом или учителем. Очень разборчивый (проницательный) едок может стать главным шеф-поваром.

 
Вы можете повысить самооценку и построить более позитивные отношения.
Научившись работать со своим уникальным ребенком, а не против него, вы сможете оказывать сильное влияние на его развитие.

 
Чтобы определить темперамент ваших детей (и свой собственный), используйте Шкалы оценки темперамента. Ответьте на вопросы, предусмотренные для каждой черты, чтобы помочь вам определить, где находятся ваши дети по каждой шкале.

Подробнее о каждой черте темперамента можно прочитать в статьях, которые также находятся в нашей Информационной библиотеке для родителей. Вы также можете узнать о широких категориях темперамента, а также о концепции качества формы.

____________________________________________________________

Дополнительную информацию о темпераменте можно найти в следующих книгах. Покупки на Amazon.com через наш веб-сайт поддерживают работу, которую мы делаем, чтобы помочь родителям сделать все возможное, чтобы вырастить своих детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *