Тема 6. Психологическая характеристика внимания и памяти.
6.1. Понятие и виды внимания.
Внимание — это сосредоточенность сознания на определенном объекте при одновременном отключении от всего остального.
В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания принято различать 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности, когда мы не ставим перед собой цели быть внимательным, оно возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий.
Причины, вызывающие непроизвольное внимание человека, кроются в особенностях внешних воздействий – раздражителей. По своему происхождению непроизвольное внимание ближе всего связано с «ориентировочными рефлексами», которые возникают при каждом новом, неожиданном раздражении и вызывает такие приспособительные движения, которые обеспечивают наиболее полное и отчетливое отражение раздражителя.
Объекты, связанные с потребностями, чувствами и желаниями, переживаемыми человеком в данный момент, вызывают непроизвольное внимание. Оно зависит от знаний человека, мировоззрения, устойчивых интересов и настроений, от всего богатства прошлого опыта.
Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.
Произвольное внимание – обязательное условие труда, учебных занятий, работы вообще. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.
Психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Включаясь в трудовую деятельность, человек независимо от его отношения к работе имеет цель, которую необходимо осуществить (например: шофер ведет машину, бухгалтер считает; если они не сосредоточатся, то не получат положительных результатов).
Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.
Послепроизвольное внимание возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. Происходит переход от произвольного внимания к послепроизвольному. Последний вид внимания связан с сознательными задачами и целями, т.е. вызываются преднамеренно, поэтому его нельзя отождествлять с непроизвольным вниманием. С другой стороны, это внимание не сходно и с произвольным, т.к. здесь уже не требуется волевых усилий для поддержания внимания. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность.
6.2.Свойства внимания.
Вниманию присущ ряд свойств, среди которых важнейшими являются: объем, устойчивость, переключение, распределение и концентрация.
Объем внимания — это то количество объектов, которое может воспринять человек одномоментно за 1/ 10 секунды.
Объем внимания зависит от возраста. У взрослого человека оно определяется количеством от 5 до 9 единиц информации. Объем внимания зависит от осмысленности воспринимаемых объектов и возможности их группировки в смысловые блоки.
Устойчивость внимания — это степень и длительность сосредоточенности сознания на объекте.
Ее показателем является отсутствие значительных колебаний (временных ослаблений сосредоточенности) внимания. Физиологически устойчивость внимания объясняется, прежде всего, торможением действия побочных раздражителей. Устойчивость внимания зависит от содержательности, трудности выполняемой деятельности, от осознания ее значения. Устойчивость внимания необходима человеку в любой деятельности.
Переключение внимания — это преднамеренный переход от одного объекта внимания, к другому, который в данный момент теснее связан с потребностями, привычками человека, с требованиями, предъявляемыми ему условиями общественной жизни.
Переключение внимания следует отличать от отвлечения внимания, где изменение направленности сознания происходит непреднамеренно. Оно может проявляться в переходе либо от одного объекта определенной деятельности к другому, либо от одной операции к другой. В этом случае переключение происходит внутри одной деятельности. Слишком частое переключение может приводить к быстрому утомлению и поэтому необходимо выбрать оптимальный вариант.
В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение — это непроизвольное отклонение внимания от основной деятельности на посторонние объекты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполнении работы.
Способность противостоять отвлекающим воздействиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значительные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной систем, так и социальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости
Распределение внимания – это такая организация внимания, когда возможно выполнение двух или нескольких деятельностей одновременно.
Это свойство внимания чрезвычайно важно в жизни. Уровень распределения внимания зависит от характера совмещаемых видов деятельности, от их сложности, от степени знакомства и их привычности. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняемых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен. Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятельности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь периодический контроль сознания, отмечается сложная форма внимания — сочетание переключения и распределения.
Концентрация внимания – это степень (интенсивность) сосредоточения на объекте.
Показателем концентрации внимания является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
Концентрация тесно связана с объемом и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельностей, тем больше возможность концентрации.
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Значение, характеристики и образовательное значение .
Значение внимания:Внимание — важный психический процесс. Без него другие психические процессы, такие как воображение, обучение, мышление и т. д., невозможны и бесполезны. Мы не можем ни о чем думать, если не сосредоточим на этом свое внимание.
Внимание считается способностью, которая может быть отвлечена на любой объект по желанию. Внимание вместо того, чтобы быть умственной способностью, является частью умственной деятельности. Это также избирательный процесс. Когда мы обращаем внимание на какой-либо раздражитель, это означает, что мы отвлеклись от других раздражителей. Наш ум выбирает только один стимул, который лучше всего подходит для него, чтобы обратить внимание. Внимание также зависит от интереса.
РЕКЛАМА:
Определения :
Ниже приведены несколько определений внимания:
Муну:
«Внимание, с какой бы точки зрения мы его ни рассматривали, в конечном счете является мотивационным процессом».
РЕКЛАМА:
Стаут:
«Внимание в простой связи, поскольку для его удовлетворения требуется дальнейшее знание его предметов».
Mc Dougal:
«Внимание — это просто воля или наведение, рассматриваемое с точки зрения его влияния на когнитивный процесс».
Характер внимания:Ниже приведены некоторые виды внимания:
i. Внимание — это умственный процесс, а не умственная сила.
ii. Не может быть внимания при отсутствии интереса.
iii. Мысль о сознательной жизни невозможна без внимания.
iv. Внимание создает готовность к выполнению работы.
РЕКЛАМА:
v. Внимание — процесс избирательный.
VI. Внимание — это прошлое сознания, оно не означает сознания.
Характеристики внимания:Ниже приведены некоторые характеристики внимания:
(i) Внимание постоянно меняется.
(ii) Внимание всегда является активным центром нашего опыта.
(iii) Выборочный.
(iv) Внимание постоянно.
(v) Внимание увеличивает ясность объекта.
(vi) Он неделим.
(vii) Ограниченность внимания несколько зависит от отношения между вещами.
Значение для образования:Внимание играет жизненно важную роль в процессе обучения. Без внимания обучение не может быть эффективным. Это помогает ребенку лучше усваивать информацию. Это необходимо, чтобы изучить навык. Урок, изучаемый с большим вниманием, длится долго. Таким образом, внимание очень важно для обучения.
Ниже приведены образовательные последствия внимания:
и. Педагог должен стараться привлечь внимание детей в учебно-учебной ситуации.
ii. Учитель должен создать благоприятную среду во время обучения, чтобы сосредоточить все внимание на детях.
iii. Атмосфера обучения должна быть свободна от всех возможных отвлекающих факторов.
iv. Для привлечения внимания учитель должен стараться мотивировать учащихся на каждом этапе обучения.
v. Схемы, рисунки и рисунки следует рисовать по мере необходимости.
VI. Аудиовизуальные средства должны использоваться надлежащим образом.
vii. Учитель должен использовать жесты, позы, действия и демонстрации во время обучения.
viii. Студенты должны активно участвовать в учебно-воспитательной деятельности.
ix. Следует избегать страха перед наказанием и грубого поведения учителя.
х. Учитель должен проявлять справедливое и беспристрастное отношение ко всем ученикам в классе.
Обсуждаемые шаги определенно помогут учащимся привлечь внимание друг к другу в учебных ситуациях.
Главная ›› Психология ›› Педагогическая психология ›› Внимание
Хорошее Внимание | 4 Виды и характеристики внимания
Содержание
Внимание является важным аспектом нашей умственной деятельности и играет полезную роль в нашей повседневной жизни. В процессе обучения внимание является основным источником обучения. Пока учитель работает, некоторые ученики по той или иной причине остаются внимательными. Сидящие на задних скамейках не обращают особого внимания на «классную работу» и это иногда вызывает у него раздражение. Часто он повторяет: Ты, Биджу, что ты делаешь? Почему дети становятся невнимательными? Учитель хочет знать все это, а также средства для закрепления этого в классе.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Феномен внимания определяется по-разному.
(i) Внимание — это избирательный акт сознания. Это избирательная деятельность ума». – Рекс и Рыцарь
(ii) Внимание – это концентрация ума. Это сосредоточение «опять-таки избирательно и предполагает чувственную ясность», как Учитель также описывает внимание». – Вуд-Ворт и Шлосберг.
(iii) С другой точки зрения, внимание — это «привлечение внимания к идее или объекту с поля». Это также подразумевает избирательность.
Из вышеприведенных определений ясно, что «сосредоточение», «концентрация», «выбор» и «четкость» являются важными элементами внимания. Ментальный поток нашего сознания не обращает внимания на все, что происходит перед нами. То, что привлекает наше внимание сейчас, может потерять его в следующий момент. Наш ум немедленно выбирает, фокусирует выбранные явления, и в этом заключается наше внимание.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯТаким образом, основными характеристиками внимания являются:
(i) Внимание избирательно.
(ii) Внимание постоянно переключается с одного объекта на другой.
(ii) Внимание подразумевает знание, чувство и действие.
(iv) Внимание мотивировано какой-либо целью объекта или деятельности, на которую мы обращаем внимание
(v) Внимание имеет узкий диапазон. Мы занимаемся чем-то одним за раз.
(vi) Внимание обычно возбуждается новыми раздражителями.
(vii)Внимание сопровождается. регулировки мотора.
Виды внимания
В предыдущем вопросе мы обсуждали естественные и приобретенные интересы. На основе двух видов интереса у нас есть непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание бывает двух видов: спонтанное и вынужденное; Произвольное внимание также бывает двух типов, а именно, с усилием и без усилия.
1. Непроизвольное внимание(i) Непроизвольное спонтанное внимание:
Оно основано на наших естественных интересах и инстинктах. Когда ребенок забывает о голоде и жажде и вовлекается в игру, за его вниманием работает инстинкт. Внимание матери спонтанно направляется на ребенка в тот момент, когда она слышит его плач.
(ii) Непроизвольное принудительное внимание :
Это результат некоторого принудительного стимула. Если во время вашей работы раздается какой-то
неприятный звук, ваше внимание автоматически переключается на него. Опять же, страх перед чем-то привлекает внимание, несмотря на все усилия избежать этого.
2. Добровольное внимание
Оно основано на наших приобретенных интересах
(i) Добровольное усилие внимания:
Благодаря такому вниманию достигается большинство важных вещей. Нам может быть неинтересно решать сложную задачу, но все же мы хотим это сделать. Мы можем сплетничать или играть, но тем не менее мы хотим решить задачу по математике, для решения которой, как мы знаем, требуется тяжелая работа. Учащегося следует поощрять развивать силу произвольного напряженного внимания.
(ii) Произвольное внимание без усилий :
Этот тип внимания является прямым результатом напряженного внимания. Определенная задача может быть трудной в начале, но становится легкой после повторных испытаний. Произвольное безусильное внимание возможно благодаря изменению «природы, привычки и настроения».
Как привлечь внимание?Психология внимания имеет прямое происхождение от психологии интереса.