И чувствует и силу и радость – . . . .

Содержание

«Я тружусь во славу Корана …» А.С. Пушкин

Ислам в творчестве А.С. Пушкина.

Встреча с поэмой «Подражания Корану» А.С. Пушкина – всегда открытие. А встреча поэта с миром Ислама произошла во время его путешествия по Северном Кавказу, Крыму и Бессарабии. Он видел памятники мусульман, вслушивался в молитвы, наблюдал и размышлял о мусульманах. Отсюда его поэмы «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», вылившиеся в «Подражания Корану».

Светлое отношение Пушкина к Востоку, Исламу и Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям) удивило современников. «Слог восточный был для меня образцом, – писал Пушкин поэту Денису Давыдову, – сколько возможно нам, благоразумным, холодным европейцам». Друзья и знакомые называли его «апостолом Мухаммада», писали об его арабских предках Ганнибалах. Само название поэмы – «Кавказский пленник» – предвидение прискорбных событий в Чечне, настоящих «кавказских пленников». Концовка «Черкесской песни» – «Чеченец ходит за рекой» – вошла в поговорку, означающую любую опасность для человека. Оправдалась и его «печаль» о нынешней Грузии. Одноименные произведения создали, воевавшие на Кавказе, М. Лермонтов и Л. Толстой. Оба гения в разной форме повторяли мысль Пушкина о необходимости понимания, что «нельзя вечно жить вооруженным, в постоянной тревоге набегов, этому должно положить конец. Но придет время, и мы заживем мирно и дружно».

Эпиграфом к «Бахчисарайскому фонтану» Пушкин взял слова персидского поэта Саади: «Многие, как и я, посещали сей фонтан, но иных уж нет, а другие странствуют далече». В «Татарской песне» поэмы звучат «Святые заповеди Корана» – о совершении хаджа в Мекку, о Рае – награде погибшему воину:

Дарует небо человеку

Замену слёз и частых бед:

Блажен факир, узревший Мекку,

На старости печальных лет.

Блажен, кто славный брег Дуная

Своею смертью освятит:

К нему на встречу дева Рая

С улыбкой страстной полетит.

В первой части «Подражаний Корану» – строки о ниспослании Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям) Сияющего Корана, о могуществе Творца, милости и любви Бога к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и верующим в Судный день и Рай.

Клянусь четой и нечетой,

Клянусь мечом и правой битвой,

Клянусь Я утренней звездой,

Клянусь вечернею молитвой:

Нет, не покинул Я тебя,

Кого же в сень успокоенья

Я ввёл, главу его любя,

И скрыл от зоркого гоненья?

Не Я ль в день жажды напоил

Тебя пустынными водами?

Не Я ль язык твой одарил

Могучей властью над умами?

Мужайся ж, презирай обман,

Стезёю правды бодро следуй,

Люби сирот Мой Коран

Дрожащей твари проповедуй.

Слова «Люби сирот» навеяны сурой «Подаяние» (Аль-Маидат). Это память о заботе Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) о детях погибших мусульман – пример следования вере. Слова «Мой Коран» вновь подчёркивают характер ниспосланности Священного Корана Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям) Всевышним.

Вторая часть «Подражаний» посвящена жёнам и жизни Пророка Мухаммада.

О жёны чистые Пророка.

От всех вы жён отличены:

Страшна для вас и тень порока.

Под сладкой сенью тишины

Живите скромно: вам пристало

Безбрачной девы покрывало.

Храните верные сердца

Для нег законных и стыдливых,

Да взор лукавый нечестивых

Не узрит вашего лица!

А вы, о гости Магомета!

Стекаясь к вечери его,

Брегитесь суетами света

Смутить Пророка Моего.

В паренье дум благочестивых,

Не любит он велеречивых,

И Слов нескромных и пустых:

Почтите пир его смиреньем,

И целомудренным склоненьем

Его невольниц молодых.

«Жены пророка! Вы не то, что все другие жены; если вы богобоязненны, то не будьте слишком ласковы в словах ваших, чтобы в том, у кого в сердце болезнь, не было желания на вас; говорите разговором хорошим»,– повествуется в Коране. Первая жена Пророка Мухаммада(салляллаху аляйхи васаллям), Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), была старше его на пятнадцати лет. Она первой уверовала в его пророческую миссию, став первой мусульманкой. При ней Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) не брал себе других жен. После её смерти его жёнами были дочь первого халифа Абу Бакра, Айша(да будет доволен ими Аллах), запомнившая более тысячи хадисов о том, как поступал Пророк в том или ином случае, что он говорил по тому или иному поводу, вдовы погибших братьев, дочь (Хабибат бинту Абу Суфьян) одного из могущественных его противников, впоследствии принявшего Ислам.

В основу третьей части «Подражаний» положены суры «Абаса», «Хадж», «Аль-Вакиат»… Она начинается с явления слепого человека:

Смутясь, нахмурился Пророк

Слепца послышав приближенье:

Бежит, да не дерзнет порок

Ему являть недоуменье.

С небесной книги список дан

Тебе, Пророк, не для строптивых;

Спокойно возвещай Коран,

Не пробуждая нечестивых!

Почто ж кичится человек?

За то ль, что наг на свет явился?

Что дышит он не долгий век,

Что слаб умрёт, как слаб родился?

За то ль, что Бог и умертвит

И воскресит его – по воле

Что с неба дни его хранит

И в радостях и в горькой доле

За то ль, что дал ему плоды,

И хлеб, и финик, и оливу,

Благословив его труды,

И ветроград, и холм, и ниву?

Но дважды ангел вострубит;

На землю гром небесный грянет:

И брат от брата побежит,

И сын от матери отпрянет

И все пред богом притекут

Обезображенные страхом

И нечестивые падут

Покрыты пламенем и прахом.

Последние два четверостишия навеяны многими аятами, например (смысл): «В тот день, как вы его увидите, каждая кормящая забудет того, кого кормила, а каждая обладательница ноши сложит свою ношу. И увидишь ты людей пьяными, но они не пьяны. Но наказание Аллаха – сильно» (Коран, 22:2).

Четвертая часть перелагает аят (смысл): «Разве ты не видел того, кто препирался с Ибрахимом о Господе его за то, что Аллах дал ему власть? Вот сказал Ибрахим: «Господь мой, Который оживляет и умерщвляет». Сказал Он: «Я оживляю и умерщвляю». Сказал Ибрахим: «Вот Аллах выводит солнце с востока, выведи же его с запада». И смущен был тот, который не верил: Аллах ведь не ведет прямо людей неправедных!»

С Тобою древле, о Всевышний,

Могучий, состязаться мнил,

Безумной гордостью обильный;

Но Ты, Господь, его смирил.

Ты рек: Я миру жизнь дарую,

Я смертью землю наказую,

На все подъята длань Моя.

Я так же, рек он, жизнь дарую,

И так же смертью наказую:

С Тобою, Боже, равен я.

Но смолкла похвальба порока

От слова гнева Твоего:

Подъемлю солнце Я с востока;

С заката подыми его!

Первые два четверостишия пятой части «Подражаний» посвящены Творцу и Его могуществу:

Земля недвижна; неба своды,

Творец, поддержаны Тобой,

Да не падут на сушу воды

И не падавят нас собой.

Зажёг Ты солнце во вселенной,

Да светит небу и земле,

Как лён, елеем напоенный,

В лампадном светит хрустале.

Творцу молитесь; Он Могучий:

Он правит ветром; в знойный день

На небо насылает тучи;

Даёт земле древесну сень.

Он милосерд: Он Магомеду

Открыл Сияющий Коран,

Да притечём и мы ко свету

И да падёт с очей туман.

Пушкинский эпитет «Сияющий Коран» дополняет известные определения Последнего Писания: «Ясный, Благородный, Славный, Мудрый». Слова «небесный Коран» содержат ответ противникам Ислама, отрицающим ниспослание Священного Корана Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям). Слова «да притечём и мы ко свету» отражают идею мирной сущности Ислама. Слово «притечём» повторяет слово второго стиха «стекаясь».

«Притечём!». Как реки впадают в моря, так и люди вливаются в умму мусульман из среды иудеев, христиан, атеистов и язычников. «Притечем», чтоб «пал с очей туман». А слово «Свет» является и именем Аллаха и названием суры, содержащей следующие слова (смысл): «Аллах – Свет небес и земли… Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает…» Вытекает эта песня из суры «Ибрахим» (смысл): «Я Аллах – Видящий. Книга, которую Мы ниспослали тебе, дабы мог ты вывести по соизволению их Господа из тьмы на свет, на путь Могущественного, Достохвального».

Шестая часть поэмы посвящена погибшим на поле брани с язычниками и идолопоклонниками. В ней – о Рае, ожидающем погибших.

В седьмом части Пушкин перелагает суру Корана «Семейство Имрана». Она начинается с обращения к Пророку – «Восстань!» Да, к Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям), родившемуся в Мекке, где с незапамятных времен живут язычники, иудеи, христиане, проповедовать новую религию – значит восстать:

Восстань боязливый:

В пещере твоей

Святая лампада

До утра горит.

Сердечной молитвой,

Пророк, удали

Печальные мысли,

Лукавые сны!

До утра молитву

Смиренно твори;

Небесную книгу

До утра читай!

«В пещере твоей» – в пещере горы Хира, где долгое время молился Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), ночью 27 числа месяца рамадана 610 г. по воле Аллаха явился ему ангел Джибраил с «Небесной Книгой», о чем слова суры «Ночь Свершения».

Как и Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), как и старцы-пустынники, говорившие, «когда один – я с Богом», Пушкин чтил «студенческую келью» Лицея, «маленький грот» в Гурзуфе, «большой серый грот» в Каменке, хранил «внутренюю келью своего сердца», в пещере со «святой лампадой» в имении Михайловском явились Пушкину «Подражания Корану» и стихи:

В пещере тайной, в день гоненья,

Читал я сладостный Коран;

Внезапно ангел утешенья,

Взлетев, принёс мне талисман.

Его таинственная сила …

Слова святыя начертила

На нём безвестная рука.

Восьмая часть поэмы – это молитва на слова «люби сирот», приведенные в первом стихе, о чем звучат аяты многих сур, например, «Аль-Маидат»:

Торгуя совестью пред бледной нищетою,

Не сыпь своих даров расчётливой рукой:

Щедрота полная угодна небесам.

В день грозного суда, подобно ниве тучной,

О сеятель благополучный!

Сторицею воздаст она твоим трудам.

Но если, пожалев трудов земных стяжанья,

Вручая нищему скупое подаянье,

Сжимаешь ты свою завистливую длань, –

Знай: все твои дары, подобно горести пыльной,

Что с камня моет дождь обильный,

Исчезнут – Господом отверженная дань.

Сиротство коснулось пророков Мусу (Моисея) и Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). «В откровении матери Мусы Мы сказали: вскорми его и, тогда ты убоишься за него, кинь его в море; не бойся, не печалься. Мы возвратим его к тебе и сделаем его посланником». Отец Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) умер еще до его рождения; ещё ребенком он был взят на воспитание в племя кочевников; в шесть лет он потерял мать.

Закят или подаяние – не милостыня и не любезность для сирот и бедных, это налог братства. Закят связан с правами бедных и слабых на часть имущества богатых. Имущество человека – достояние Аллаха: «…Если знаете в них доброе; наделите их чем-нибудь из своего имущества, каким наделил вас Бог». Милостыня – это доброе слово, сочувствие в горе, любая помощь и услуга. «Поэтому у бедняка не меньше возможностей подавать милостыню, чем у богача, и в этом отношении они равны».

Последняя, девятая часть «Подражаний» навеяна сурой «Аль-Бакарат» (Коран, 2:261). В ней о слабости путника, «роптавшем на Бога»; о милосердии к нему «Владыки небес и земли»:

И чудо в пустыне тогда совершилось:

Минувшее в новой красе оживилось;

Вновь зыблется пальма тенистой главой;

Вновь кладезь наполнен прохладой и мглой.

И ветхие кости ослицы встают,

И телом оделись, и рев издают;

И чувствует путник силу, и радость;

В крови заиграла воскресшая младость;

Святые восторги наполнили грудь:

И с Богом он далее пускается в путь.

Долгое время после пушкинского стихотворения «Талисман», в Крыму были в ходу аналогичные талисманы или лубочные картинки изображающие «красивую татарскую девочку в нарядной национальной одежде, передающей в дар своей подруге кольцо талисман»:

Там, где море вечно плещет

На пустынные скалы,

Где луна теплее блещет

В сладкий час вечерней мглы,

Где в гаремах наслаждаясь,

Дни проводит мусульман,

Там волшебница, ласкаясь

Мне вручила талисман –

В нём таинственная сила!

Он тебе любовью дан.

В бурю, в грозный ураган,

Головы твоей, мой милый.

Не спасёт мой талисман.

И богатствами Востока

Он тебя не одарит,

И поклонников Пророка

Он тебе не покорит.

И тебя на лоно друга,

От печальных чуждых стран.

В край родной на север с юга

Не умчит мой талисман …

Н когда коварны очи

Очаруют вдруг тебя,

Иль уста во мраке ночи

Поцелуют не любя:

Милый друг! От преступленья,

От сердечных новых ран,

От измены, от забвенья

Сохранит мой талисман.

Язычники Мекки утверждали, что Коран якобы представляет собой стихи, сочиненные Мухаммадом (салляллаху аляйхи васаллям). К ним и их последователям обращены слова Творца (смысл): «Да, они говорят: он – путаница сновидений. Он выдумал его; он поэт», и слова Пушкина:

Они твердили, пусть виденья

Толкует хитрый Магомет,

Они ума его (творенья),

Его ль нам слушать – он поэт!

Тема Ислама осталась с Пушкиным. Не раз в Коране и хадисах Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) звучат слова о том, что словам и деяниям предшествуют «намеренья» человека. Отсюда пушкинские слова («Борис Годунов»):

Твои слова, деянья судят люди,

Намеренья Единый видит Бог.

В рукописи «Евгения Онегина» были слова:

В Коране много мыслей здравых,

Вот, например: «Пред каждым сном

Молись; беги путей лукавых,

Чти Бога и не спорь с глупцом».

В конце стихотворения «Памятник» звучит: «И не оспоривай глупца». Вспомним строки «Пророка»:

Он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Эта идея навеяна Кораном (смысл): «Разве не расширили Мы тебе грудь твою и не избавили тебя от ноши твоей?», хадисом о Пророке Мухаммаде (салляллаху аляйхи васаллям), кому ангелы раскрыли грудь, вынули и очистили сердце снегом и, вложив его в грудь, удалились. Завершающие слова исповеди автора и призыва Бога «Восстань, Пророк…» повторяют слова молитвы, обращенные к Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям) в начале седьмой части поэмы «Восстань боязливый…».

Пушкин называл себя «угадчиком», ибо Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) был последним Посланцем ко всем народам.

Из книги «Ислам и мусульмане в русской литературе XIX века». Благотворительный фонд «Путь».

islamdag.ru

Анализ стихотворения Пушкина Подражание корану сочинения и текст



Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Подражания Корану»

«И путник усталый на Бога роптал. » представляет собой девятое, заключительное стихотворе­ние цикла «Подражания Корану», написанного в 1825 году. Пушкин, опираясь на русский пере­вод М. Веревкина, вольно переложил фрагменты сур, то есть глав Корана. Жанр — притча.

Цикл Пушкина «Подражания Корану» представляет собой не просто отдельные, хотя и взаи­мосвязанные между собой эпизоды из жизни пророка, но важнейшие этапы человеческой судьбы вообще.

Завершающее стихотворение цикла «И путник усталый на Бога роптал. » носит явно притчевый характер, и сюжет его достаточно прост. «Путник усталый» томится от жажды, вызванной зноем пустыни, сосредоточен на своих физических страданиях. Он «ропщет» на Бога, потеряв на­дежду на спасение, и не осознает Божественного вездеприсутствия, не верит в постоянную заботу Творца о своем творении.

Когда герой уже совсем было теряет веру в спасение, он видит колодец с водой и жадно утоляет жажду. После этого он засыпает на долгие годы. Проснувшись, путник обнаруживает, что по воле Всевышнего спал долгие годы и стал стариком:

И горем объятый мгновенный старик,
Рыдая, дрожащей главою поник.

Но происходит чудо: Бог возвращает герою молодость:

И чувствует путник и силу, и радость;

В крови заиграла воскресшая младость;

Святые восторги наполнили грудь:

И с Богом он дале пускается в путь.

В этом стихотворении Пушкин использует мифологический сюжет «смерти — возрождения», за счет чего оно носит обобщающий характер. Путник воспринимается как человек вообще. Его «смерть» и «воскресение» символизируют жизненный путь человека от заблуждения к истине, от неверия к вере, от мрачного разочарования к оптимизму. Таким образом, «воскресение» героя трактуется, прежде всего, как духовное возрождение.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Подражание Корану»

Пушкин известен своим мятежным характером и вольным духом. Ему сложно было держать свои мысли под контролем и не изливать их на бумагу. Из-за своего сложного характера он наживал врагов и имел сплошные проблемы. После своей южной ссылки, поэт вновь попадает под гонения. Его садят под арест в семейном поместье в Михайловское. Единственное, что позволялось делать молодому бунтовщику в течении целых двух лет — посещать своих соседей.

В разговорах с соседями поэт позволял себе не сдерживать собственных мыслей, порой приводя людей в ужас. Особенно ему запомнились разговоры с Прасковьей Александровной Осиповой. Эта женщина была умна и образована. С ней можно было часами обсуждать разнообразные темы и даже спорить. Их споры о мировых религиях и вере сильно повлияли на поэта. Свое стихотворение « Подражание Корану» Пушкин посвятил именно этой образованной женщине. В 1825 году оно вышло из-под пера автора и вызвало много споров.

Это стихотворение до сих пор воспринимается неоднозначно. В нем автор затронул такую тонкую тему, как религия. Прикрывшись мусульманством, как самой строгой и непримиримой религией, он говорил о совершенно любой вере и религии. Он затронул столь тонкие темы, что получил много недоброжелательных отзывов. Пушкина стали называть атеистом. Но так считали те, кто не понял, что хотел донести автор. А автор хотел сказать, что религия, вера — это не только соблюдение каких-то традиций и обычаев, это искренняя любовь к богу. А те, кто не понимает сути той или иной веры — просто принижает собственную личность.

Сам Пушкин уважал все религии. И это выражено в том, как тонко и чутко он употреблял выдержки из Корана. Текст произведения построен на выдержках из Корана. Чтобы понимать суть этого произведения, нужно хоть как-то быть знакомым с Исламом, с его основными постулатами.

«Подражание Корану» — это стихотворный цикл, состоящий из девяти частей. Каждая часть — отдельное произведение. В каждой части повествуется история из жизни пророка Мохаммеда. Но они связаны одной общей идей, темой и смыслом.

Это стихотворение относится к философской лирике Пушкина. Оно показывает, что автор может не только мастерски описывать природу и лирические переживания. Но он также остро воспринимает общественные проблемы. Тонко чувствует изменения и реагируют на них. Это произведение наполнено духом свободы и призывает людей быть честными, прежде всего, с самими собой.

Анализ стихотворения Пушкина «Подражания Корану»

После Южной ссылки Александр Пушкин был вынужден провести почти два года под домашним арестом, став негласным узником родового поместья Михайловское, где роль надзирателя добровольно взял на себя отец поэта. Единственным развлечением 26-летнего бунтаря стали визиты к соседям, где он мог чувствовать себя достаточно свободно и не опасаться того, что его крамольные речи станут достоянием царской охранки.

Владелицей имения Тригорское, которое располагалось неподалеку от Михайловского, была помещица Прасковья Александровна Осипова, к которой поэт испытывал очень теплые и дружеские чувства. Эта женщина отличалась тонким умом и была весьма эрудированной особой, поэтому Пушкин любил беседовать с ней на различные темы, включая религиозные. Именно Прасковье Осиповой после очередных жарких дебатов поэт посвятил свое стихотворение «Подражания Корану». написанное в 1925 году и состоящее из девяти отдельных глав.

Каждая из них – это отдельное произведение, повествующее об одном из эпизодов жизни пророка Магомета. Тем не менее, все части стихотворения объединены между собой общей нитью повествования. Однако за религиозным сюжетом просматриваются черты обычного человека, который должен повиноваться законам, не понимая их смысла. Это и «жены чистые пророка» — мусульманские девушки, обреченные на безбрачие, и мусульмане-воины, которые во имя своей веры обнажают мечи, считая, что «блаженны падшие в сраженьи». Именно по этой причине, обращаясь ко всем верующим, поэт призывает: «Восстань, боязливый». И это касается не только мусульман, но и православных, которые действительно живут по законам Божьим, не отдавая себе отчета в том, что кто-то, прикрываясь именем всевышнего, свободно творит беззаконие.

После прочтения цикла стихотворений «Подражания Корану» создается впечатление, что Пушкин считает себя атеистом, но это совсем не так. Он принимает любую веру, и с уважением относится к людям набожным. Но при этом не желает смириться с тем, что для кого-то религия является путем к духовному очищению, а кто-то использует ее в своих корыстных целях.

Теософические споры с Прасковьей Осиповой, которая была очень набожным человеком, натолкнули Пушкина на идею изложить свои взгляды в стихотворной форме. Причем, избрал он для этих целей именно мусульманство как более жесткую и непримиримую религию, в которой человеку как таковому отводится второстепенная роль, что является прекрасным инструментом для манипулирования его сознанием.

©»» .

«Подражания Корану» А.Пушкин

Посвящено П. А. Осиповой

Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой:

Нет, не покинул я тебя.
Кого же в сень успокоенья
Я ввел, главу его любя,
И скрыл от зоркого гоненья?

Не я ль в день жажды напоил
Тебя пустынными водами?
Не я ль язык твой одарил
Могучей властью над умами?

Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот, и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.

О, жены чистые пророка,
От всех вы жен отличены:
Страшна для вас и тень порока.
Под сладкой сенью тишины
Живите скромно: вам пристало
Безбрачной девы покрывало.
Храните верные сердца
Для нег законных и стыдливых,
Да взор лукавый нечестивых
Не узрит вашего лица!

А вы, о гости Магомета,
Стекаясь к вечери его,
Брегитесь суетами света
Смутить пророка моего.
В паренье дум благочестивых,
Не любит он велеречивых
И слов нескромных и пустых:
Почтите пир его смиреньем,
И целомудренным склоненьем
Его невольниц молодых.

Смутясь, нахмурился пророк,
Слепца послышав приближенье:
Бежит, да не дерзнет порок
Ему являть недоуменье.

С небесной книги список дан
Тебе, пророк, не для строптивых;
Спокойно возвещай Коран,
Не понуждая нечестивых!

Почто ж кичится человек?
За то ль, что наг на свет явился,
Что дышит он недолгий век,
Что слаб умрет, как слаб родился?

За то ль, что бог и умертвит
И воскресит его — по воле?
Что с неба дни его хранит
И в радостях и в горькой доле?

За то ль, что дал ему плоды,
И хлеб, и финик, и оливу,
Благословив его труды,
И вертоград, и холм, и ниву?

Но дважды ангел вострубит;
На землю гром небесный грянет:
И брат от брата побежит,
И сын от матери отпрянет.

И все пред бога притекут,
Обезображенные страхом;
И нечестивые падут,
Покрыты пламенем и прахом.

С тобою древле, о всесильный,
Могучий состязаться мнил,
Безумной гордостью обильный;
Но ты, господь, его смирил.
Ты рек: я миру жизнь дарую,
Я смертью землю наказую,
На всё подъята длань моя.
Я также, рек он, жизнь дарую,
И также смертью наказую:
С тобою, боже, равен я.
Но смолкла похвальба порока
От слова гнева твоего:
Подъемлю солнце я с востока;
С заката подыми его!

Земля недвижна — неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой.

Зажег ты солнце во вселенной,
Да светит небу и земле,
Как лен, елеем напоенный,
В лампадном светит хрустале.

Творцу молитесь; он могучий:
Он правит ветром; в знойный день
На небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень.

Он милосерд: он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету,
И да падет с очей туман.

Не даром вы приснились мне
В бою с обритыми главами,
С окровавленными мечами,
Во рвах, на башне, на стене.

Внемлите радостному кличу,
О дети пламенных пустынь!
Ведите в плен младых рабынь,
Делите бранную добычу!

Вы победили: слава вам,
А малодушным посмеянье!
Они на бранное призванье
Не шли, не веря дивным снам.

Прельстясь добычей боевою,
Теперь в раскаянье своем
Рекут: возьмите нас с собою;
Но вы скажите: не возьмем.

Блаженны падшие в сраженье:
Теперь они вошли в эдем
И потонули в наслажденьи,
Не отравляемом ничем.

Восстань, боязливый:
В пещере твоей
Святая лампада
До утра горит.
Сердечной молитвой,
Пророк, удали
Печальные мысли,
Лукавые сны!
До утра молитву
Смиренно твори;
Небесную книгу
До утра читай!

Торгуя совестью пред бледной нищетою,
Не сыпь своих даров расчетливой рукою:
Щедрота полная угодна небесам.
В день грозного суда, подобно ниве тучной,
О сеятель благополучный!
Сторицею воздаст она твоим трудам.

Но если, пожалев трудов земных стяжанья,
Вручая нищему скупое подаянье,
Сжимаешь ты свою завистливую длань, —
Знай: все твои дары, подобно горсти пыльной,
Что с камня моет дождь обильный,
Исчезнут — господом отверженная дань.

И путник усталый на бога роптал:
Он жаждой томился и тени алкал.
В пустыне блуждая три дня и три ночи,
И зноем и пылью тягчимые очи
С тоской безнадежной водил он вокруг,
И кладез под пальмою видит он вдруг.

И к пальме пустынной он бег устремил,
И жадно холодной струей освежил
Горевшие тяжко язык и зеницы,
И лег, и заснул он близ верной ослицы —
И многие годы над ним протекли
По воле владыки небес и земли.

Настал пробужденья для путника час;
Встает он и слышит неведомый глас:
«Давно ли в пустыне заснул ты глубоко?»
И он отвечает: уж солнце высоко
На утреннем небе сияло вчера;
С утра я глубоко проспал до утра.

Но голос: «О путник, ты долее спал;
Взгляни: лег ты молод, а старцем восстал;
Уж пальма истлела, а кладез холодный
Иссяк и засохнул в пустыне безводной,
Давно занесенный песками степей;
И кости белеют ослицы твоей».

И горем объятый мгновенный старик,
Рыдая, дрожащей главою поник…
И чудо в пустыне тогда совершилось:
Минувшее в новой красе оживилось;
Вновь зыблется пальма тенистой главой;
Вновь кладез наполнен прохладой и мглой.

И ветхие кости ослицы встают,
И телом оделись, и рев издают;
И чувствует путник и силу, и радость;
В крови заиграла воскресшая младость;
Святые восторги наполнили грудь:
И с богом он дале пускается в путь.

Анализ стихотворения Пушкина «Подражания Корану»

После Южной ссылки Александр Пушкин был вынужден провести почти два года под домашним арестом, став негласным узником родового поместья Михайловское, где роль надзирателя добровольно взял на себя отец поэта. Единственным развлечением 26-летнего бунтаря стали визиты к соседям, где он мог чувствовать себя достаточно свободно и не опасаться того, что его крамольные речи станут достоянием царской охранки.

Владелицей имения Тригорское, которое располагалось неподалеку от Михайловского, была помещица Прасковья Александровна Осипова, к которой поэт испытывал очень теплые и дружеские чувства. Эта женщина отличалась тонким умом и было весьма эрудированной особой, поэтому Пушкин любил беседовать с ней на различные темы, включая религиозные. Именно Прасковье Осиповой после очередных жарких дебатов поэт посвятил свое стихотворение «Подражание Корану», написанное в 1925 году и состоящее из девяти отдельных глав.

Каждая из них – это отдельное произведение, повествующее об одном из эпизодов жизни пророка Магомета. Тем не менее, все части стихотворения объединены между собой общей нитью повествования. Однако за религиозным сюжетом просматриваются черты обычного человека, который должен повиноваться законам, не понимая их смысла. Это и «жены чистые пророка» — мусульманские девушки, обреченные на безбрачие, и мусульмане-воины, которые во имя своей веры обнажают мечи, считая, что «блаженны падшие в сраженьи». Именно по этой причине, обращаясь ко всем верующим, поэт призывает: «Восстань, боязливый». И это касается не только мусульман, но и православных, которые действительно живут по законам Божьим, не отдавая себе отчета в том, что кто-то, прикрываясь именем всевышнего, свободно творит беззаконие.

После прочтения цикла стихотворений «Подражание Корану» создается впечатление, что Пушкин считает себя атеистом, но это совсем не так. Он принимает любую веру, и с уважением относится к людям набожным. Но при этом не желает смириться с тем, что для кого-то религия является путем к духовному очищению, а кто-то использует ее в своих корыстных целях.

Теософические споры с Прасковьей Осиповой, которая была очень набожным человеком, натолкнули Пушкина на идею изложить свои взгляды в стихотворной форме. Причем, избрал он для этих целей именно мусульманство как более жесткую и непримиримую религию, в которой человеку как таковому отводится второстепенная роль, что является прекрасным инструментом для манипулирования его сознанием.

«Подражания Корану», анализ цикла стихотворений Пушкина

История создания

Стихотворение «Подражания Корану» было написано в 1824 году. Пушкину 25 лет. Южная ссылка закончилась, но поэт вынужден ещё 2 года жить в Михайловском под домашним арестом. За ним шпионил отец, вскрывая его письма. Узнав об этом, Пушкин на некоторое время нашёл приют у соседей по имению. Хозяйка Тригорского, Прасковья Александровна Осипова, была женщиной образованной и умной. Она была набожной, часто спорила с молодым поэтом о вере. Именно ей Пушкин посвятил «Подражания Корану», хотя в цикле речь идёт не о христианстве, а об исламе.

Хронологически первым было стихотворение «Смутясь, нахмурился пророк». Затем «Торгуя совестью пред бледной нищетой», о котором Пушкин писал брату Льву, что он трудится во славу Корану. Первые стихотворения цикла не имели мусульманского колорита. Это рассуждения о вере и месте человека в ней. Томашевский называл их духовными одами.

В ссылке в Михайловском Пушкин изучил доступный ему не очень точный французский перевод Корана и жизнеописание Магомета. Приметы мусульманского конкретизировались в стихах «Клянусь четой и нечетой», которые открывают цикл, и в других стихотворениях.

Литературное направление, жанр

Цикл «Подражания Корану» написан в тот период творчества Пушкина, который исследователи условно называют переходом от романтизма к реализму. Лирический герой каждого отдельного стихотворения романтик, безоговорочно верящий в свою правоту и непогрешимость Бога, которому он служит. Но жизненные обстоятельства героев вынуждают читателя замечать нестыковки, ненужные и бессмысленные жертвы веры. Кажется, что над циклом стоит образ наблюдателя, который выше лирического героя каждого отдельного стихотворения и, как Бог Магомету, диктует ему своё критическое (то есть реалистическое) отношение.

Цикл относится к философской лирике, так как это рассуждения о месте человека в мирозданье, о Боге. Стихотворения внутри цикла тоже можно разделить на три группы: духовные оды, то есть прославляющие Аллаха; назидательно-проповеднические и агиографические, то есть описывающие жизнь пророка Магомета.

Тема, основная мысль и композиция

Цикл состоит из девяти отдельных произведений. Каждое перепевает какую-нибудь суру (главу) Корана или эпизод из жизни Магомета. Все части связаны общими мотивами, тематикой.

Первая часть о том, как Аллах дал пророку Коран. Вторая часть о жёнах и друзьях пророка. Третья – о человеческой гордыне и воздаянии, четвёртая – о том, как пророк посмел равняться с Богом, пятая восхваляет Бога-творца, Бога-создателя. Шестая посвящена воинам Аллаха, которые погибли за веру и вошли в эдем. Седьмая часть посвящена эпизоду из жизни Магомета, когда Бог сокрыл его от врагов в пещере. Восьмая часть учит, каким должно быть истинное, угодное Богу подаяние. Цикл заканчивается притчей о ропщущем на Бога.

Каждая часть – это какая-нибудь грань веры. Цикл в целом об истинной вере и о заблуждениях человеческого ума. В первой части Пушкин употребляет по отношению к человеку определение «дрожащая тварь», использованное потом Достоевским в «Преступлении и наказании». Интересно, что подобных слов нет в Коране, но они были во французском переводе, который читал Пушкин. В третьей части речь идёт о том, может ли страх приводить к Богу. Шестая часть подталкивает к вопросу, стоит ли умирать за веру.

Основная мысль цикла не в критике ислама или какой-либо другой веры, например, христианства. Пушкин со всем почтением относится к Корану, даже пишет в примечаниях, что «многие нравственные истины изложены в Коране сильным и поэтическим образом». В то же время лирический герой не вступает в изображённые отношения между Богом, пророком, праведниками и грешниками, верными и неверными. Лирический герой занимает позицию стороннего наблюдателя и пытается проанализировать мотивы и поступки Бога, пророка и людей, уложить их в цельную картину мира. Если считать последнюю притчу выводом, моралью, то лирический герой примиряется с Богом. Может быть, именно поэтому Пушкин посвятил цикл Осиповой, желавшей этого примирения в жизни поэта.

Путник (аллегория живущего) ропщет на Бога несправедливо, потому что он даёт всё необходимое (кладезь под пальмой). Но, получив просимое, нельзя расслабляться и засыпать, иначе наступает духовная смерть. Если же человек опомнится и обратится к Богу без ропота, то душа его наполняется святыми восторгами, «и с Богом он далее пускается в путь».

Размер и рифмовка

Первые шесть частей написаны шестистопным ямбом, седьмая часть – двустопным амфибрахием, восьмая – шестистопным ямбом, девятая – четырёхстопным амфибрахием. Разнообразие стихотворных размеров подчёркивает широту изображаемых тем. Рифма встречается женская и мужская. Рифмовка самая разная: и парная, и кольцевая, и перекрёстная. Строки седьмой части не рифмуются. Создаётся впечатление, что эта молитва прямо из Корана.

Тропы и образы

Стиль священной книги Пушкин передаёт с помощью старославянизмов, как и в тех случаях, когда он пишет на библейские темы: сень, жажда, глава, стезя, тварь. Используются эпитеты высокого стиля: благочестивый, велеречивый, нескромный, пустой, целомудренный.

В некоторых частях Пушкин вообще не использует тропы, например, в третьей. От этого картина человеческих преступлений и Божьего суда особенно правдива и грозна. В пятой части, где описано творение Божье, наоборот, есть и великолепные сравнения (солнце светит, как масло в лампадном хрустале), и метафоры (верующие притекают ко свету, с очей падает туман). Богаты тропами восьмая и девятая части, которые как будто меньше связаны по смыслу с остальным циклом: это поучение и притча на общечеловеческие темы. Последнее стихотворение подводит итог всего цикла и перекликается с первым: не ропщи на те трудности, которые описаны вначале, и в конце получишь воздаяние.

Послушайте стихотворение Пушкина Подражание корану

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Подражание корану

ostihe.ru

В потоке радости: мыслеформы, с которыми чувствуешь свою силу

Привет, милая и прекрасная

Хочу поговорить о том, что пронизывает каждую клеточку мою, а может быть и твою. О том состоянии, когда есть ощущение, что отрываешь от земли стопы и чувствуешь невесомость. И гравитация существует лишь, чтобы реки, океаны играли своими волнами и звали к себе нас.

Хочу поговорить о чувстве, с которым я так хотела соединиться, когда выполняла письменные практики из книги «Живи с чувством» Даниэллы Лапорт. Собираю его в звуки и называю…

…В ПОТОКЕ…

Это когда без движения, без слов, без мыслей делаешь глубокий вдох и ныряешь глубоко в себя. А там целая Вселенная, и каждая её элементарная частичка пронизана любовью, и во всей её тишине ответ на каждый вопрос. И слышен лишь покой, потому что именно здесь его можно услышать, ощутить, вдохнуть.

Такое для меня чувство «в потоке» в своём чистом виде. А бывают потоки другие, с примесью иных ощущений. И меня часто уносит именно в них. Бывают потоки радости, а бывают и грусти, раздражения, бессилия. И каждый даёт необходимый глоток опыта, русло каждого впадает в чистый поток Сущего.

Сегодня я хочу окунуться в прохладу потока радости. Хочешь со мной? 😉

В потоке радости: мыслеформы, с которыми чувствуешь свою силу

В наших умных головушках живут мыслеформы. Некоторые мы слепили в детстве, какие-то мы принесли с собой из прошлых жизней, а есть и такие, которые приняли в дар по наследству.

Мыслеформы — это такие мысли, которые так часто прозвучали у нас в уме, что приняли устойчивую форму и способность творить нашу реальность.

Бывают они милые и пушистые, но есть и другие. Они тоже заслуживают нашей любви. И мы о них еще поговорим. А сейчас выразим свою благодарность тем мыслеформам, с которыми мы чувствуем свою силу.

…МЫСЛЕФОРМЫ…

♥ Если я родилась в этом мире, значит он без меня одинок ♥

Я — не результат случайного взрыва, совпадений и мутаций. Я — частичка Б-га и проявилась в этом пространстве и времени не просто так. Мир нуждается во мне. Ведь в моих силах приносить радость себе и многим другим.

♥ «Но Бог не создает мусор, дорогая! Бог дал каждому талант, одеяние, которое переливается разными цветами!» ♥

Эти слова сказаны Долли Партон. Обожаю их!

И как по мне, то думать, что я ничего не стою — это грех. Я как-будто заявляю Богу: «Эй, ты тут брак создал. Ошибочка какая-то вышла. Плохо ты работаешь»
Грубо сказано. Ну а что?! Разве не так? Когда я не ощущаю свою самоценность, я перекрываю ход для своего потенциала, тому светлому, что есть внутри, чем меня наделила Вселенная.

♥ Я нуждаюсь в эволюции своего сознания. И для этого мне нужен определенный опыт. Какой именно? Именно тот, который я проживаю сейчас ♥

Все раздражение, тревоги, трагедии, слёзы я выбрала сама. Они как солнечные лучи, к которым я поворачиваю своё усталое лицо. Но именно так я могу расти.

♥ Мне не нужно прошлое для самоидентификации и будущее для самореализации. Уже сейчас я целостна и достаточна ♥

В моём прошлом есть минуты восхищения окружающем миром и есть глухие хриплые вопросы «Зачем мне это?». Есть то, за что я могу гордиться собой и полное непонимание «Как можно так тупить?» Но сейчас есть только я, не важно какая, просто именно с тем опытом, который мне был нужен.

В будущем я могу быть много кем. Но если сейчас я застыну в тревоге, я могу изрядно потрепать свою будущую я. В конце концов, будущее — просто иллюзия. А настоящая только я и только сейчас. Уже достаточно такая, чтобы заслужить любовь к себе

♥ Не важно, как идеальны все вокруг. Но очень важно, становлюсь ли я лучше себя вчерашней ♥

У идеальных вокруг своя история. Я не знаю её начало и тем более продолжения. Я могу стать для них эпизодом на одной странице или целой главой, а могу просто выхватить несколько строк, чтобы подпитаться вдохновением. И если учую зависть, то встречу с её с радостью. Ведь она приходит именно для того, чтобы помочь мне разобраться, чего я хочу сильно-сильно.

Зная это, я смогу ясно посмотреть в направлении своего пути. Обрадоваться, что так много еще впереди. И каждый день делать шаг. И быть за него благодарной.

♥ Уныние и апатия важны не менее чем ощущение подъема ♥

Мой путь чудесен. И несмотря на это, я делаю остановки. Иногда на компанию с унынием и апатией. В эти минуты я оглядываюсь назад, смотрю не свернула ли со своего пути, проверяю не захватила ли чего лишнего. Если есть необходимость, раскидываю палатку, завариваю чай, читаю звездную карту, ощущаю ветер. Я закрываю глаза и даю себе возможность передохнуть. Без всего этого я бы навсегда осталась далеко позади.

♥ Моя слабость только в отказе быть собой ♥

Я часто не такая прям идеальная, как хотелось бы быть. Но если я помню, кто я, что для меня важно и что я могу подарить миру, значит я не отказалась от силы быть собой. Иногда я могу не знать, как управлять этой силой и совершать глупости, делать всё не так, а может даже всё портить. Но лучше уж так, чем перестать быть верной себе. Когда-то я стану более опытной и умудренной опытом, а пока как ребенок буду падать и спотыкаться. Но только на своём пути.

♥ Если меня раздражают все мыслеформы радости, это нормально ♥

Иногда меня злят все эти радужные словечки о силе мысли и тем более о силе внутри. И это нормально. Это значит я ухватила немного больше, чем в том нуждалась. Это значит я забыла сделать остановку и глубоко вдохнуть. Пришла пора доставать палатку и заваривать чай.

♥ ♥ ♥

Я обычно пишу в постах «ТЫ», в этом звучало «Я». Но не потому что это только обо мне, это всё на самом деле и о тебе. Перечитывай как мантру эти мыслеформы собственной силы, перешли их подруге, помни о них ранним утром и в минуты бессилия. Окунайся в волны своего внутреннего тела, находи в нём источник покоя. Чувствуй свою силу, радость, чувствуй, что ты прекрасна и достаточна.

С этими словами я хочу сказать, что люблю тебя и крепко обнимаю ♥

До следующих встреч в наших потоках

С пожеланием счастья,

Настя

www.happinesswithinyou.com

Чтобы сил набраться и радость жизни почувствовать

Чтобы сил набраться и радость жизни почувствовать

И пожилые, и молодые люди не могут быть застрахованы от различных недугов: не только телесных, но и душевных. Если вы страдаете от депрессии и свет вам не мил, то это может привести к целому ряду тяжелых заболеваний. В этом случае наденьте платье или рубашку задом наперед, встаньте на порог и скажите:

Во имя Отца и Сына

И Святого Духа.

Едет мертвец в поле,

Его спрашивают:

– Далече ты, друже, едешь?

– Еду за море на заре-зарнице,

Устал я жить в темнице.

Там деревянные перины,

Бумажные покрывала,

Там мертвые лежат,

Не ноют, не скорбят.

Сердца у них не болят,

Не тоскуют и не горюют.

И так бы и у рабы Божьей (имя)

Сердце не болело,

Не тужило, не скорбело.

Как скоро сие слово изменится,

Так скоро тоска-болезнь переменится.

Ради Пречистой Девы

Очисти, Господи,

От боли сердце мое.

Во имя Отца и Сына

И Святого Духа.

Ныне и присно

И во веки веков.

Аминь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Находим радость и позитив в собственной жизни!

Вроде бы все в жизни хорошо: работа есть, в семье скандалов не бывает, и ребенок за последнюю неделю ни одной вазы не разбил. В кино недавно ходили, чтобы развеяться, и в кафе посидели…Знакомо? В общем, вы тоже себя уговариваете, что у вас все в порядке — живи и радуйся? Но вот знание о том, что «все хорошо», – есть, а ощущения – нет.

Даже самые маленькие дети нескольких недель от роду уже демонстрируют радость. Первая реакция радости – это улыбка, оживленные движения руками и ногами при виде матери. Помните выражение «радуется как ребенок»? Маленькие дети вообще очень искренни в проявлении этой эмоции: они громко хохочут, если увидят или услышат что-то смешное; они гримасничают, чтобы насмешить других и продлить общее веселье; они прыгают, узнав, что их ожидает что-то приятное; они могут громко петь или кричать «ура».

Но шаг за шагом мы, становясь взрослыми, теряем умение искренне радоваться. Сначала мы узнаем, что громко смеяться «неприлично» («Что ты ржешь, как конь?!»). Затем – что нехорошо гримасничать: «…а то подумают, что ты дурачок». Громко петь и кричать «ура» – вообще почти преступление, ведь это нарушение тишины. Вот и «причесываем» мы свои эмоции, учась радоваться тихо, незаметно для других. А постепенно и для самих себя. Но внутри каждого из нас все еще живет маленький ребенок, желающий прыгать и веселиться от души. Главное – понять, что ему мешает это делать.

ПРИВЫЧКА ЖИТЬ СКУЧНО

Есть несколько причин, почему при «формальном» благополучии у нас нет внутреннего ощущения радости. Первая из них – это привычка жить скучно. Это своеобразный способ восприятия жизни, часто переходящий «из поколения в поколение». Кто-то привык жить скучно, считая, что показывать свою радость окружающим почти неприлично. В его жизни слишком много внутренних запретов, слишком сильна установка быть «приличным» человеком. Таким людям свойственна чопорность, ханжество, излишний критицизм к окружающим и к событиям реальности. Когда звучит шутка, они, вместо того чтобы искренне рассмеяться, подожмут губы или нахмурятся.

Вторая, и более частая, причина отсутствия ощущения радости связана с накопленным стрессом. Это как стакан, который наполняется по капельке, почти незаметно: то небольшая неприятность, то препятствие, то близкие расстроили, то на работе перемены не к лучшему. Картина общего благополучия не меняется, и по-прежнему в жизни «все хорошо», но вот как-то… нерадостно. И трудно объяснить почему. А причина – накопленное напряжение, которое, не будучи отреагированным, осталось внутри. Но смириться с этим – значит сделать собственную грусть хронической, а радость – редкой гостьей. Поэтому необходимо менять ситуацию!

ПРИВЫЧКА К СЧАСТЬЮ

«Радость принадлежит к кругу позитивных телесных ощущений; она не является умственным чувством и не присуща разуму. Человек не в состоянии заставить свой разум испытать радость» – так утверждает А. Лоуэн. Пока наше тело не готово испытывать радость, свой мозг «уговорить» мы не сможем. Сколько ни говори «сладко», во рту конфета не появится. Если вы находитесь в состоянии хронической усталости, не оставляете себе времени для отдыха, если постоянно напряжены, вы не сможете испытать радость. Она просто не задерживается в усталом теле и голове. Можно пытаться веселить себя бесконечно, смотря комедии, общаясь в веселых компаниях, но радость будет не чувством, а лишь мимолетным ощущением. Необходимо создать основы для того, чтобы душа и тело открылись навстречу радости.

СОН – ЭТО ВАЖНО

Как известно, во сне мы проводим одну треть жизни. Точнее, так должно быть в идеале. «Среднему» взрослому человеку на сон необходимо около 8 часов в день. Конечно, индивидуальные потребности разнятся: кто-то хорошо чувствует себя, проводя во сне по 7 часов, а кому-то жизненно необходимо 9 часов. К сожалению, мы все чаще «экономим» на сне, стараясь за его счет успеть сделать домашние дела, пообщаться с близкими, посмотреть телевизор да и просто ощутить себя дома. День за днем мы спим меньше чем по 6–7 часов, наутро «бодря» себя кофе, клюя носом целый день и только к вечеру немного просыпаясь, чтобы снова полуночничать. Такая практика в течение нескольких месяцев может привести к постоянному ощущению усталости, раздражительности и вялости. Где уж тут радоваться! Поэтому первая и обязательная предпосылка для жизни, где есть место радости, – это налаживание сна.

БУДЬ ЗДОРОВ!

Постоянная раздражительность, тоскливое состояние далеко не всегда являются следствием проблем в жизни. Эти симптомы сопровождают физическое неблагополучие и могут быть признаками заболеваний, которые требуют внимания врачей и приема лекарственных средств. Тело и душу лучше лечить вместе. Если тело страдает, а причина этого не выявлена, радость найти непросто. Как ни банально звучит, но неправильное питание, курение, алкоголь заставляют тело страдать. Если вы испытываете таким образом свое тело «на прочность» день за днем, стоит ли удивляться, что и в душе становится как-то нерадостно? Постарайтесь нормализовать питание, снизьте употребление никотина и алкоголя и обязательно следите за наличием в вашем рационе витаминов и микроэлементов, так как недостаток их также приводит к ухудшению общего состояния и настроения.

НАУЧИТЕСЬ РАССЛАБЛЯТЬСЯ

Лоуэн пишет: «Хроническое напряжение, или ригидность, мышц в различных частях тела образует настоящую тюрьму, которая препятствует личности в свободном изъявлении своего духа. Такого рода напряжение можно обнаружить в челюстях, в шее, в плечах, в груди, в верхней и нижней частях спины, в ногах. (…) Состояние телесной живости представляет собой физическую основу для того, чтобы иметь возможность испытывать радость». Мышечное напряжение – это оставшиеся эмоции страха, гнева, отчаяния, вины и т. п. Не умея принимать свои чувства, отреагировать на них и расслабляться, мы накапливаем в себе этот груз, мешающий нам радоваться жизни. Конечно, путь, на котором можно научиться принимать себя и свои эмоции, очень долгий, и вкратце о нем не расскажешь. Обратите внимание на детей: иногда они начинают трястись всеми частями тела (мы это считаем баловством). Но это природно-мудрый способ избавиться от мышечного напряжения. Для взрослых ближе всего к этому состоянию танец и некоторые религиозные практики. Каждому из нас нужно учиться основам самостоятельного массажа, сознательному расслаблению мышц тела, освобождающему дыханию. Хорошо помогают бороться с мышечным напряжением занятия спортом, профессиональный массаж, сеансы релаксации.

ВРЕМЯ ДЛЯ ОТДЫХА

Каждому человеку жизненно необходимо иметь время для отдыха. Понятно, что домашним и служебным обязанностям нет ни конца ни края, но нужно уметь говорить себе «стоп!» (автор тоже пытается этому научиться, пока с переменным успехом). Работа и обязанности ассоциируются со словом «надо», а отдых – со словом «хочу». Выделите себе ежедневное время, которое будет неприкосновенно, кто бы ни желал вас занять в этот момент! Не заполняйте это время «делами», делайте то, что хочется. Кстати, практика консультирования свидетельствует: если клиенту дано задание написать два списка «надо» и «хочу», то первый составляется гораздо быстрее. Во второй список («что мне хочется») «подсовываются» дела под видом «хочу быстрее переделать то, что нужно, чтобы делать то, что хочется». Постарайтесь написать свой список «хочу», осуществляйте его и в краткосрочной, и в долговременной перспективе. Тоска и грусть – привычные эмоции людей, не имеющих возможности заниматься тем, что им нравится. Возможность отдыха, пусть и небольшого, – хорошая предпосылка для радостного расположения духа.

ПОЗИТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР

Кто-то жалуется на судьбу и ищет подвох в отношениях с людьми, тоскливо-подозрительно взирая на мир. Кто-то, напротив, старается найти позитив даже в не слишком приятных поворотах судьбы. И то и другое – привычка, устоявшийся взгляд на мир. Но привычки хороши тем, что их можно менять, и это позволит смотреть на жизнь более радостно. Шаг за шагом старайтесь выработать в себе новые способы реагировать на происходящее: улыбнитесь, когда хочется нахмуриться; постарайтесь найти позитивные объяснения поступкам других людей, ищите «свет в конце тоннеля», когда хочется снова посетовать на судьбу. С людьми, мыслящими позитивно, общаться гораздо приятнее, и такое общение само по себе приносит радость и удовлетворение. Начните с себя, дайте себе возможность стать радостнее.

ИТАК…

Без этих пяти «слонов» (хорошего сна, здоровья, умения расслабляться и отдыхать, привычки позитивно смотреть на жизнь) устойчивого чувства радости нам не достичь. Конкретные способы порадовать себя жизненны и всем известны. Когда напоминаешь о них, люди пожимают плечами («да это же всем известно!»). Но… не пытаются применить их на практике, продолжая жить скучно. Хотя помочь может только та таблетка, которую вы приняли, а не забыли в аптечке.


10 CПОСОБОВ ПОРАДОВАТЬ СЕБЯ…


1. ПОРАБОТАЙТЕ НАД ВНЕШНОСТЬЮ

Если вы день за днем испытываете стресс только от своего вида в зеркале, трудно надеяться на радостное состояние духа. И мужчинам, и женщинам стоит поработать над прической, выбрать подходящую одежду и аксессуары. То, как мы выглядим, – это наш посыл миру. Каким он будет, радостным или грустным, таким к нам и вернется.

2. РАДОСТЬ ВОКРУГ

Зрение – один из основных каналов поступающей к нам информации о внешнем мире. И если он «натыкается» на серый и скучный интерьер, если на заставке компьютера видит мистические или пугающие изображения, то не только глаз, но и весь человек перестает радоваться. Добавьте в интерьер ярких деталей, внесите несколько забавных элементов (статуэток, фотографий), любимых вещиц, напоминающих о значимых событиях или отдыхе. Очень важно, чтобы место, где человек живет и работает, вызывало у него позитивные эмоции.

3. ТАНЦЫ, СПОРТ И БАНЯ

Это три естественных способа расслабить мышечные зажимы своего уставшего тела и испытать освобождение, приятную усталость и столь необходимое нам чувство радости. Активные, задорные мелодии могут улучшить настроение, а более стройный силуэт вызовет гордость.

4. ХОББИ.

Возможно, было время, когда вы с удовольствием рисовали, фотографировали, ходили в походы? Вы помните, сколько радости вам это доставляло, но давно не выделяете для этого времени. Чтобы добавить в жизнь ярких красок, стоит вспомнить о прежних увлечениях или подумать о новых.

5. НОВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Основа радости – это новые позитивные впечатления, которые мы можем и должны получать регулярно. Наша жизнь должна быть похожа на веселый ручеек, стремящийся все к новым землям. Если же мы останавливаемся на месте, жизнь превращается в скучное болото. Эмоциональный заряд сохраняется надолго, а рассказы об интересном событии позволят вам переживать чувство радости снова и снова.

6. C ЮМОРОМ!

Когда человек смеется, он получает мощный заряд жизненной энергии. Его дыхание нормализуется, мышцы расслабляются, и взгляд на жизнь становится более позитивным. Искренне смейтесь, слушая забавные рассказы знакомых, ищите веселые книги и фильмы, истории в Интернете.

7. ДАВНЯЯ МЕЧТА

У каждого из нас есть желание, исполнение которого мы давно откладываем «в долгий ящик». Но какую радость человек испытывает, исполнив такую мечту! Речь может идти о конной прогулке, о полете на вертолете или о профессиональной фотосессии.

8. ДОСТИЧЬ ЦЕЛИ!

Решая поставленную задачу, мы всегда испытываем душевный подъем. Поставьте перед собой небольшую, выполнимую цель – достигнув ее, вы испытаете радость, эмоциональный всплеск, а также укрепите веру в свои силы, которая поможет вам в достижении более значимых рубежей.

9. ОБЩЕНИЕ С ДРУЗЬЯМИ

Чтобы не «заедал быт», находите время на общение со старыми знакомыми. Постарайтесь выглядеть «на все сто», получите удовольствие от беседы, прогулки и кафе. Подзарядка новыми эмоциями вам обеспечена!

10. РАДУЙТЕСЬ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ

Человек может претендовать на радость и счастье лишь в той мере, в которой он дает ее другим. Мы склонны отражать чувства людей, будь то радость или грусть. В основе этого лежит принцип «заражения» эмоциями. Не случайно в комедийных сериалах «за кадром» звучит чей-то дружный смех, ведь за компанию рассмеяться гораздо проще. Постарайтесь организовывать такие развлечения для близких и друзей, чтобы был повод получить заряд радости вместе. Не отказывайтесь от такого досуга, если вам его предлагают, даже если привыкли считать, что на него у вас точно нет времени.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Андрей Лоргус, священник, антрополог, психолог, ректор Института христианской психологии

Ощущение радости есть у детей, и его почти нет у взрослых.

Исследования, проведенные психологом Джоном Боулби, показали, как и при каких обстоятельствах у детей выстраиваются эмоциональные привязанности и какими они бывают. При этом открытым, близким и устойчивым привязанностям соответствует такое явление, которое называют «базовым доверием к миру». «Ощущение радости» и «базовое доверие к миру» близки по своей сути.

Такое фундаментальное явление я (как и психолог Вирджиния Сатир) называю самоценностью. Каждый человек рождается с ощущением собственной ценности, безусловным и самоочевидным ощущением радости жизни. Однако слишком много факторов влияет на младенцев и детей, так что у личности не остается возможности сохранить ощущение самоценности. Неудовлетворение этой потребности в детстве приводит к появлению жадности и ненасыщаемости у взрослого. Радость не может появиться у человека, живущего с постоянным ощущением, что чего-то не хватает, что его несправедливо обделили, что он упустил или еще не получил свой шанс.

Взрослый сам отвечает за то, чтобы его потребности были удовлетворены. Путь к радости и счастью лежит через благодарность. Когда все, что мы имеем, воспринимается как должное и заслуженное, а не как Божий дар нам, тогда не может быть радости.


Источник: «Ищу позитив!», Юлия Василькина
журнал Наша Психология (Психология на каждый день), № 3 (48) Март 2011

anchiktigra.livejournal.com

Слова, которые отнимают силы и радость

Всякий, кто приходит на терапию, втайне мечтает откопать клад. Ленятся люди или отважно машут лопатой — все ждут, что заступ коснется крышки, а под ней — мерцающее, как в кино, сокровище. Теперь, когда оно найдено, жизнь переменится навсегда. Обретенное богатство разрешит все главные проблемы, и, новый, преображенный, ты станешь счастлив во веки веков.

Я тоже мечтала о таком волшебном преображении. Но однажды поняла — и теперь делюсь этим знанием: нет там никакого сундука. И не потому, что мы «роем» не в том месте. А просто нет сундука, и все тут. Обретая это понимание, многие отчаиваются. Они просто еще не знают, что если сундука нет, то это не значит, что нет сокровища.

Пока ты машешь лопатой, за твоей спиной вырастает куча, в которой «монет» на целый сундук. Они перемешаны с почвой и мусором, но они там есть. Кучу еще предстоит вручную перебрать, монеты отмыть, присвоить и разрешить себе ими пользоваться. А это, в отличие от «могу копать», работа намного более кропотливая и требует большого терпения. Зато груды золота, которые там лежат, — слова, истории, воспоминания, — принадлежат нам в той мере, в какой мы сами решим ими пользоваться. Собственно, метафора клада стала для меня одной из таких монеток-инсайтов. А сколько их нашлось за годы разговоров с людьми!

Я заметила однажды, что безудержные слезы начинаются всегда после слова «тяжело»

Я вспоминаю, например, как такой драгоценной находкой стало всего одно слово. Со мной занималась девушка, которой в детстве пришлось пережить немало трудностей — она была маминой помощницей и умницей, фактически стала маленькой мамой своему брату: вставала по ночам, баюкала, брала на себя семейные заботы. Как это часто бывает, она не могла устоять перед соблазном быть «как взрослая» — и за этот соблазн ей пришлось расплатиться тем, что быть по-настоящему взрослой стало для нее почти непосильным испытанием.

В свои 29 лет она впадала в отчаяние, когда сталкивалась с реальными задачами собственной жизни. И когда рассказывала мне о том, как ей тяжело, неутешно рыдала. Я заметила однажды, что безудержные слезы начинаются всегда после одного слова — а именно слова «тяжело». «И мне это (пауза, мучительный вздох) тяжело…» — и в этот момент ее уносила волна горя. Однажды я обратила ее внимание на то, что слово «тяжело» делает ее маленькой, как волшебный напиток уменьшал кэрролловскую Алису: «А что, если ты попробуешь заменить его словом «трудно»? Или «сложно»?»


После первого недоумения и злости на мою черствость она однажды так и сделала. И, о чудо, — слезы не потекли. С того момента что-то начало меняться, хотя впереди был долгий путь. Но она уже не была уменьшившейся Алисой, которая тонет в собственных слезах.

Прислушайтесь к себе: вдруг у вас есть такие слова, отнимающие силы или радость?

Читайте также

www.psychologies.ru

Мотивирующие стихи, стихи для поднятия духа, позитивные стихи


Стихотворение — мотиватор «Разрешаю Себе Быть Счастливой!»

Разрешаю Себе Быть Счастливой!
Разрешаю Себе Быть Богатой!
Разрешаю Себе Быть Красивой!
И с Огромной НЕскромной зарплатой!
Разрешаю петь утром от Счастья!
А ночами пьянеть от Блаженства!
Разрешаю Любви НЕ кончаться!
Для Любимого Быть СОВЕРШЕНСТВОМ!!

Отправить другу

2


Стихотворение — мотиватор «ДЕВИЗ ЖИЗНИ»

ДЕВИЗ ЖИЗНИ:
Мечтать! Летать! И думать о прекрасном!
Во сне касаться звезд и облаков.
И верить в то, что это не напрасно.
Что в жизни нашей, будет все легко.
Надеяться на Чудо, верить в сказку.
Любить друг друга и тепло дарить.
И жить по-настоящему…Без маски.
Смеяться…Плакать..И судьбу творить.
Дарить друг другу радость и улыбку
От счастья плакать, от любви сгорать.
И не бояться совершить ошибку..
Весь опыт жизни в Мудрость собирать.
Не думать о плохом, не жить вчерашним,
Не злиться на судьбу, когда идет не в масть…
Признаться в чувствах, быть немного грешным..
И НАСЛАЖДАТЬСЯ ЭТОЙ ЖИЗНЬЮ ВСЛАСТЬ!!!

Отправить другу

2


Стихотворение — мотиватор «В своей судьбе решает каждый сам»

В своей судьбе решает каждый сам,
Карабкаться ли в гору к небесам,
Плыть тихо по течению реки
Иль бурному потоку вопреки.
Оставить за собою бурелом,
Людей ли обогреть своим теплом,
Опорой быть Небесному Отцу
Иль преданным Содомскому дворцу.
И я в душе хранить пытаюсь свет
Стремясь вперёд идти непроторённой тропкой.
И ничего приятней в жизни нет,
Быть переполненной надеждой робкой.
И я считаю, как бы ни был страшен гром
(Вы в критике ко мне не будьте строги),
Уж лучше упереться в тучу лбом,
Чем промочить в болоте мутном ноги.

Отправить другу

2


Стихотворение — мотиватор «Легкость движения, бег»

Легкость движения, бег,
Сердце пустилось в пляс.
Будь там хоть дождь, хоть снег —
Не остановят нас.

Мы выбегаем в ночь,
Утром бежим трусцой.
Вместе и сын, и дочь,
а результат — налицо.

Легкий, упругий шаг,
Четкий, упрямый ритм.
Спорт, может быть, и враг —
Но физкультура — гимн!

Отправить другу

1


Стихотворение — мотиватор «Отточенная пластика движений.»

Отточенная пластика движений.
Мгновенная реакция броска.
О спорт! Ты воспитатель поколений.
Большого друга верная рука.
Чтоб бегать, плавать, двигаться умело,
Противника, играя, побеждать,
Пускайте тело без сомненья в дело!
Нет больше чести, чем себя создать!
Спорт дарит нам энергию здоровья,
Упорство, силу духа, красоту.
Спорт учит нас на мир смотреть с любовью,
В реальность воплощать свою мечту.

Отправить другу

1


Стихотворение — мотиватор «Я честно помню о диете»

Я честно помню о диете,
Когда сижу я в интернете,
Когда иду я на работу
И даже утром по субботам.
Я помню, что, когда и как,
Как воду нужно натощак,
Как не мешать белки и сахар,
Как избежать фигуры страха.
Я правда, помню о диете,
Когда смотрю в глаза котлете,
Когда жую я макароны
И покупаю я батоны.
Но просто этот понедельник,
Все не приходит, эх, бездельник.
Все не дает мотив мне нужный…
Какой же парень он бездушный…

Акмалова Анна

Отправить другу

1


Стихотворение — мотиватор «Ещё один год и ещё минус шанс»

Ещё один год и ещё минус шанс,
Теряю надежду, лечу, словно в пропасть,
Но знаю, что вера не даст мне упасть
Вот только у дней быстротечная скорость.
Таблетки, уколы, опять новый врач…
Больницы и клиники- всё вперемешку
И так надоело самой себе врать,
Что эта попытка станет успешной.
Но, что это я? Ещё можно успеть!
Хватаюсь последними силами в веру
И пусть постоянно в округе твердят
«Уже не упрямься и делай карьеру»
А я не хочу быть начальницей строгой,
Ругаться, кричать, разгребая «запарку»,
Хочу быть я мамой любимой и доброй
Коляску катить по осеннему парку,
Пелёнки стирать — даже если руками
Ночами не спать, погремушки и соски…
Лишь только б услышать заветное «мама»
На тесте увидеть две жирных полоски!
Последние силы собрав и всю волю
Решила ещё раз судьбу испытать,
Быть слабой самОй я себе не позволю!
Я верю и знаю, что МАМОЙ мне стать!!!

Отправить другу

1


Стихотворение — мотиватор «А может просто встать с другой ноги»

А может просто встать с другой ноги,
И вместо кофе взять и выпить соку…
И повернуть свои привычные шаги
В ту сторону, где будет больше проку…
И в этот день проделать всё не так:
Поставить от конца к началу числа,
И самый незначительный пустяк
Наполнить добрым и высоким смыслом.
И сделать то, чего никто не ждёт,
И рассмеяться там, где столько плакал,
И чувство безнадёжности пройдёт,
И солнце встанет там, где дождик капал.
Из круга, заведённого судьбой,
Возьми и выпрыгни на станции безвестной…
Ты удивишься — мир совсем иной,
И неожиданнее жизнь, и интересной.

Лариса Марковцева

Отправить другу

1


Стихотворение — мотиватор «Я опять у подножия лестницы»

Я опять у подножия лестницы,
По которой карабкалась ввысь
Эти долгие, долгие месяцы,
А казалось, что целую жизнь.
Все ступени её, как хрустальные,
И порой они так высоки!
Расстояния дальше, чем дальние.
А вдали замолкают шаги…

Почему я опять у подножия?
Был неверным один только шаг!
Ощущаю всем телом, всей кожею,
Позади только темень и мрак.
Пусть колени мои расцарапаны
И ладони истерзаны в кровь,
Говорю: «Так бывает со слабыми»
И к вершине карабкаюсь вновь.
Может эту хрустальную лестницу
Кто-то смелый легко покорит.
Почему-то мне в это так верится.
Манит ввысь она словно магнит.
Но пока я одна у подножия
И не видно других смельчаков.
Падать вниз было больно, но всё же я
Вновь карабкаюсь в мир облаков.
Пусть шаги мои так неуверенны,
Я к подножью слетала не раз.
Но однажды, ведь в это так верю я,
С вышины я окликну и вас.
И скажу: «Я совсем не отважная,
Но достигла небесных высот!»
А пока полирую по сажени
Я ступени, пусть вам повезёт.
Пусть они будут гладкими, чистыми!
Пусть подъём будет лёгок, как взлёт!
Я за каждого смелого мысленно
Помолюсь, пусть достигнет высот.

Агриппина Пчёлкина

Отправить другу

1


Стихотворение — мотиватор «Я встал на новую тропу.»

Я встал на новую тропу.
Я буду биться до конца.
И счастье я своё найду.
И воспарю я в небеса.

Я был рождён найти судьбу,
Не сокрушима моя воля,
Лишь только предан одному,
Весь мир-это моя свобода.

Не отступлю. Я жду финал.
Плохой, хороший, мне совсем не важно.
Я видел цель, и я был там.
Судьба- огромный лист бумажный.

Судьба-листок, а я-чернила.
Я сам творю свою судьбу.
Я напишу всё то, что так необходимо,
Перепишу по-новой жизнь свою.

Отправить другу

1


Стихотворение — мотиватор «Многие ходят избитым путем»

Многие ходят избитым путем,
Где знаки, асфальт и кювет,
Где ночь привычным сменяется днем,
А непривычного нет;

Верность дороге знакомой хранят,
Стремясь избежать проблем,
И всё, о чем они знать хотят,—
Лишь то, что известно всем.

Немного людей дерзает свернуть
Туда, где никто не бывал,
Стать первым, кто в этот пустился путь,
Неведомое познал;

Осилив преграды на новом пути,
Светить путеводной звездой
Для тех, кто всегда страшится идти
Нехоженою стезёй.

То, что не делал никто никогда,
Сделать надо теперь.
Кто ты ? Живущий «как все» всегда,
Или тот, кто откроет им дверь ?

Тот, кто боится насмешек толпы,
Или тот, кто сможет свернуть,—
Не боясь пораженья,— с привычной тропы,
К новой цели направив путь ?

Эдгар Гест

Отправить другу

1


Стихотворение — мотиватор «ВЗЛЕТИ!»

ВЗЛЕТИ! — и горизонты раздадутся
Прекрасный вид доступен с высоты!
ВЗЛЕТИ! — тревоги, страхи разбегутся,
Они отстанут от тебя, — ВЗЛЕТИ!
Не слушай тех, кто не готов к полету.
Они — бескрылы, их не жгут мечты.
Оставь им рабство, выбери СВОБОДУ!
Преодолей сомнения. ВЗЛЕТИ!
Не слушай лицемерных и трусливых,
Тебя желавших видеть позади.
Не верь их предостереженьям лживым.
С порывом ветра поднимись. ЛЕТИ!
Настойчив будь в стремлении к успеху,
Откройся неизвестному в пути, —
И твой призыв усилен будет эхом,
Других поднимет за тобой. ЛЕТИ!
Стремись к вершинам — самым недоступным —
Доступно все, когда ясны мечты!
Ты их достигнешь, и восторг минутный
Окупит все лишения. ЛЕТИ!
Ты не напрасно пролетишь кометой,
Своим примером увлекая ввысь
Тех, кто готов быть опаленным светом,
Чтоб ярким светом засияла ЖИЗНЬ.
И этот подвиг зримого СВЕЧЕНЬЯ,
Бескрайних ГОРИЗОНТОВ и МЕЧТЫ
Откроет людям новых поколений
Дорогу СЧАСТЬЯ, ВЕРЫ, КРАСОТЫ…

Отправить другу

1

3d-galleru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *