И п павлов вклад в психологию: Вклад И.П. Павлова в развитие отечественной психологии ХХ века

Содержание

Вклад И.П. Павлова в психологию

метки:Психический, Деятельность, Человек, Протяжение, Ученый, Высокий, Область, Головной

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Кафедра общей психологии

Эссе по психологии

Вклад И.П. Павлова в психологию

Работа выполнена студенткой 1 курса

Филологического факультета группы 2402

Артюшиной Татьяной Юрьевной

Рязань 2014

Иван Павлов родился в Рязани. Его мать, Варвара Ивановна, происходила из семьи священника, а отец, Петр Дмитриевич, был настоятелем одного из храмов Рязани. Дети в семье Павловых воспитывались церковными людьми, которые заботились об их всестороннем развитии. Мне очень запомнились последние слова автобиографии ученого: «А подо всем — всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим возможность получить высшее образование». Но, мне кажется, что в детстве ученого можно отдельно выделить период, когда он, находясь в больном состоянии, гостил у своего крестного — игумена Троицкого монастыря.

Крестный мальчика был добрым, умным и весьма образованным человеком. Он много читал, был требователен к себе и к окружающим. Я думаю, что эти человеческие качества оказали сильное влияние на тогда еще маленького Ивана.

Однако, особый трепет у Павлова, по воспоминаниям его младшей сестры, вызывал отец, который был для него первым учителем. Отец сумел привить ему любовь к труду, порядку, точности и аккуратности во всем. На протяжении жизни ученый не раз публично вспоминал совет отца: каждую книгу необходимо перечитывать по два раза. Павлов всегда следовал этому совету и, по его мнению, он оказался очень полезным в научной деятельности. Таким образом, в семье Павлову были заложены именно те задатки, которые в последствие помогли ему с упорством заниматься наукой и добиваться в ней успехов.

Роль открытий Ивана Павлова в области психологии бесспорно велика. В своей научной деятельности он постепенно от физиологии пищеварения перешел к физиологии высшей нервной деятельности. И поскольку Павлов был убежденным экспериментатором, то он отказался от метода субъективной психологии и встал на путь объективного изучения психических явлений. Свою нобелевскую речь он заключил такими словами: «В сущности нас интересует в жизни только одно — наше психическое содержание. Его механизм, однако, и был и сейчас еще окутан для нас глубоким мраком. Все ресурсы человека, искусство, религия, литература, философия, исторические науки — все это объединилось, чтобы пролить свет в эту тьму. Но в распоряжении человека есть еще один могучий ресурс — естествознание с его строго объективными методами»

14 стр., 6952 слов

Оценка жизни и деятельности Наполеона Бонапарта в отечественной историографии

… фактически сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Исследование жизни и деятельности Наполеона является достаточно хорошо изученной в отечественной исторической … проанализированы материалы отечественных историографов, исследовавших жизнь и деятельность французского императора. Цель работы — охарактеризовать оценку жизни и деятельности Наполеона Бонапарта в отечественной историографии. …

Психология того времени была проникнута идеалистическими концепциями, она отрывали психическое от физиологического. Это вызывало у Ивана Петровича резко отрицательное отношение. «Сейчас, я не могу себе представить: как было бы можно систему беспространственных понятий современной психологии наложить на материальную конструкцию мозга», — говорил Иван Петрович в одном из своих докладов.

Следуя своему материалистическому мировоззрению, Иван Петрович рассматривал мысль как функцию мозга, был убежден в единстве психического и физиологического, полагал, что развитие науки о функциях мозга приведет к исчерпывающему познанию природы психических процессов. И в этом познании, по глубочайшему убеждению Ивана Петровича, важнейшая роль должна принадлежать физиологии.

Так, например, к экспериментальному анализу деятельности больших полушарий головного мозга Павлов подошел с помощью созданного им метода условных рефлексов. Для изучения деятельности больших полушарий головного мозга он избрал слюнную железу, ее деятельность поддавалась строгому количественному учету. В условном рефлексе ученый увидел механизм, благодаря которому расширяются возможности организма к бесконечному приспособлению. Позже именно благодаря методу условных рефлексов было установлено, что в основе деятельности больших полушарий головного мозга лежат процессы возбуждения и торможения. А исследования простых и сложных условных рефлексов позволили выявить индивидуальные особенности проявления аналитико-синтетической деятельности у разных животных, установить четыре типа высшей нервной деятельности, совпавших с классификацией Гиппократа о четырех темпераментах. Благодаря методу условных рефлексов в патофизиологии была создана новая глава — учение об экспериментальных неврозах, которые трактовались как грубая модель функционального заболевания нервной системы. павлов психика рефлекс мозг

Павлов открывает вторую сигнальную систему — речь. Особенность второй сигнальной системы Павлов видел в том, что речевые сигналы представляют собой отвлечение от действительности, позволяют обобщение, что составляет специфически человеческое, высшее мышление.

Опираясь на понятие условного рефлекса, Иван Петрович дал объяснение сложнейшим процессам, протекающим в мозговой коре и составляющим материальную основу психики. В одном из своих первых докладов, посвященных условным рефлексам, Павлов говорил о том, что все ресурсы человека, все, чем располагала человеческая мысль на протяжении многих столетий, — искусство, литература, философия, исторические науки, религия, — все это было использовано, чтобы осветить сущность того, что представляет собой сознание. Павлов впервые использовал строго объективные методы естественно-научного изучения явлений, этот могущественный ресурс, который приобрело человечество для решения вопроса о том, как развивается психическая жизнь и какова природа тех процессов, которые протекают в мозгу.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

… к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Мы видим, что его научные открытия в области психологии довольно обширны, благодаря ему эта наука получила огромный скачок вперед, буквально открыв новую эру. И, на мой взгляд, успех его научной деятельности можно объяснить нестандартным, по тем временам, подходом к изучению человеческой психики: соединению психического и физиологического.

А теория процесса обусловливания даже сегодня остается важным практическим инструментом при лечении психических расстройств. Труды Павлова помогли наиболее обширно изучить механизмы человеческого поведения и научиться управлять ими.

Размещено на

И. П. Павлов влад в педагогику и психологию

Южно-Уральский Государственный Университет

Факультет подготовки сотрудников правоохранительных органов

Кафедра психологии

 

Выполнили:студенты 339 группы

Макаров Д.В ,Абдулин Э.А

 

 

 

 

 

 

И. П. ПАВЛОВ

Вклад в пдагогику и психологию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1. Введение 2

2. Жизненный путь 5

3. Учение И.П.Павлова о высшей  нервной деятельности. 12

3.1 Типы нервной системы, патология  высшей нервной деятельности 14

3.2 Проблема сна 18

4. Исследования по физиологии  кровообращения 19

5. Исследования по физиологии пищеварения 22

6. Заключение 25

7. Список литературы                                                                                       26              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

История мировой физиологии богата именами блистательных ученых. Но вряд ли среди них можно найти такого, кто сыграл столь выдающуюся роль в становлении и развитии физиологии, как Иван Петрович Павлов. Исследования Павлова явились эпохой в развитии физиологии; они выдвинули его в ряды классиков естествознания, сделали фигурой, равной Ньютону, Дарвину, Менделееву. Идеи Павлова вышли за рамки физиологии и проникли в различные области медицины, в психологию, педагогику, кибернетику, животноводство, в Процессы обучения сложным профессиональным навыкам и рациональной организации труда в условиях современного производства. Созданное Павловым учение о нервной высшей деятельности — одно из величайших достижений современного естествознания. Павлов был многогранным ученым. В разные периоды своего шестидесятилетнего творчества он охватывал разнообразные области физиологии, оставляя в каждой из них глубокий след. Достаточно отметить его выдающиеся исследования по физиологии сердечно — сосудистой системы и особенно его классические исследования в области физиологии пищеварения, снискавшие ему мировое признание и славу создателя этого важного раздела современной физиологии, за что он первым среди русских ученых и первым из физиологов мира был удостоен Нобелевской премии еще в 1904 г. Но подлинной вершиной его беспримерного научного подвига, наиболее крупным вкладом в сокровищницу мировой науки явилось материалистическое учение о высшей нервной деятельности, созданное главным образом после Великой Октябрьской социалистической революции благодаря исключительному вниманию и всемирной поддержки его исследовательской работы Советским правительством.

Знаменательно, что еще в январе 1921 г., в тяжелый для страны и народа период, специальным постановлением Совнаркома РСФСР были созданы самые лучшие условия для научной работы Павлова и его сотрудников.

Академии наук и научные общества России, Англии, Франции, США, Германии и Италии и других стран мира избрали  его своим членом. Научные заслуги  Павлова и его высокие человеческие качества привлекали внимание ученых, писателей и других деятелей культуры. Голландский физиолог Иордан в одной из своей статей писал, что Ленинград стал своего рода Меккой для физиологов всего мира.

Возвышенные слова о Павлове  говорили также и ученые с мировыми именами Е.Старлинг, А.Роже, Дж. Фултон, Дж. Уотсон, К.Холл, и др.

Исследования Павлова по физиологии сердечно-сосудистой системы, проведенные  им в начальном периоде своей  научной жизни, не имели широкого резонанса в мировой науке. Но уже следующие работы по физиологии пищеварительной системы, основные результаты которых были суммированы в классической монографии «Лекции о работе главных пищеварительных желез», снискали ему мировую славу и были увенчаны в 1904 г.

Нобелевской премией.

Но венцом научного творчества Павлова, наиболее крупным вкладом в сокровищницу мировой науки стало материалистическое учение о высшей нервной деятельности. Исследованию по физиологии условных рефлексов, Павлов посвятил более 35 лет своей жизни. К сожалению, эти исследования, создавшие «истинную физиологию» большого мозга, долгое время практически не вызывали интереса у зарубежных физиологов, они не упоминались в учебниках физиологии и о них ничего не говорилось даже в специальных трудах по физиологии мозга. Более того, известные физиологи Шеррингтон, В.Тренделленбург, Г.Винтерштейн, и др. отнеслись к новому слову в науке враждебно. Лишь некоторые представители Экспериментальной психологии, например  Э.Торндайк, Дж. Уотсон, а позже и К.Лешли, К.Холл и др., заинтересовались результатами работ Павлова  по физиологии условных рефлексов и даже использовали их в собственных экспериментальных и теоретических работах. Отрывочные сведения о мозге были известны многим предшественникам Павлова, но честь создания истиной физиологии принадлежит нашему соотечественнику.

Во многих странах мира созданы специальные лаборатории, и даже институты для изучения условных рефлексов. Так в США и Японии организованы отдельные научные общества имени Павлова.

За эти годы Павловская условно-рефлекторная тематика стала занимать почетное место  не только в программах международных конгрессов физиологов, но и в программах международных конгрессов психологов и психиатров. Во многих странах систематически издаются как монографические работы, так и тематические сборники, посвященные актуальным проблемам учения Павлова. Поистине Павлов стал символом эпохи и путеводной звездой в изучении функций мозга.

Жизненный путь Павлова на протяжении многих лет был тернист, полон  лишений, горьких переживаний, разочарований  и тяжелой борьбы. В мрачные  времена царского режима в России, когда в университетах страны господствовал произвол чиновников, учиться и заниматься научной работой, было чрезвычайно трудно. Особенно не легко приходилось таким людям, как Павлов, — правдивым и честным, с демократическими воззрениями и бунтарским характером. В этом отношением много общего в судьбах Павлова и других выдающихся русских физиологов и биологов — Сеченова, Мечникова, Тимирязева.

Подлинный интернационалист и гуманист, Павлов глубоко осознал самую  жгучую проблему века — проблему мира — и был страстным пропагандистом высоких идеалов дружбы между народами.      

 

2.Жизненный  путь.

Иван Петрович Павлов родился 27 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. Семи лет его начали учить грамоте, а в 11 лет, соответственно традициям  духовенства, его отдали в духовное училище. Это последнее представляло собой своеобразную начальную школу, где наряду с главными предметами — катехизисом, ветхим и новым заветом — проходились грамматика, арифметика и древние языки. Окончив духовное училище в 1864 г. по 1-му разряду, т.е. с отличными оценками, Павлов перешел в Рязанскую духовную семинарию.

Годы учебы Павлова в семинарии  совпали с эпохой, оставившей неизгладимый след в истории русской общественной мысли и в истории развития естествознания в России. В это  время — в шестидесятые годы прошлого столетия — передовая интеллигенция и учащаяся молодежь были охвачены революционно-демократическими настроениями. Выразителями этих настроений и властителями дум этой части русского общества тех лет были писатели и философы, революционные демократы и просветители А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский и Д.И.Писарев. Будучи убежденными материалистами, они находили опору своим материалистическим воззрениям в естествознании и, в частности в физиологии. Они всемерно пропагандировали необходимость развития науки в стране.

Естествознание в эти годы считалось  символом материализма и передового революционного мировоззрения. Широкому общественному интересу к вопросам науки способствовала начавшаяся в  эти годы деятельность русских естествоиспытателей: И.М.Сеченова, Д.И.Менделеева, А.М.Бутлерова, братьев А.О. и В.О. Ковалевских и др.

Особенно горячо воспринимала естественную пропаганду учащаяся молодежь. Проблемы физиологи составляли тогда как  бы передний край фронта борьбы материализма с идеализмом. Д.И.Писаревым было написано несколько статей, в которых трактовались вопросы физиологии и, в частности, предисловие к переведенной на русский язык и изданной в 1867 г. книге Гексли «Уроки элементарной физиологии». Характерно для умонастроений эпохи, что героями любимых молодежью романов «Отцы и дети» И.С.Тургенева и «Что делать?» Н.Г.Чернышевского были врачи-физиологи Базаров и Кирсанов. Увлекательные лекции по  физиологии  И.М.Сеченова,  издававшиеся отдельными книгами, и его немеркнущая от времени монография «Рефлексы головного мозга» производили огромное впечатление не только на молодежь, но и на людей старшего поколения.

Вследствие притягательности новых  идей, духовная семинария — учебное  заведение, рассчитанное на подготовку служителей церкви — в те годы, когда в ней учился Павлов, не могла уберечь своих воспитанников от влияния на них умонастроений, характерных для передовых слоев русского общества того времени. Новые веяния, идеи и стремления увлекли многих ее воспитанников.

Все это — все умонастроения эпохи — оказало решающее влияние на формирование мировоззрения молодого Павлова, на его жизненные стремления и интересы.

В эти годы Павлов познакомился с  двумя работами, которые произвели  на него неизгладимое впечатление: монография И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» и книга Дж.Льюиса «Физиология обыденной жизни». В результате Павлов решает изменить свой, намеченный отцом, жизненный путь. Не закончив семинарского обучения, за год до окончания этого учебного заведения, Павлов покидает родной город, уезжает в Петербург и поступает в 1870 г. В Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета.                  

Годы, когда Павлов учился в петербургском  университете, были периодом расцвета физико-математического факультета. В это время в нем преподавали   ученые, обладавшие огромным научным авторитетом и замечательными лекторскими способностями. В их числе были химики А.М.Бутлеров и Д. И.Менделеев, зоолог М.Н.Богданов, ботаники А.Н.Бекетов и А.С. Фаминцын.

На третьем курсе Иван Петрович решает вопрос о своей специальности. Он избирает основной специальностью физиологию животных и добавочной -химию (в то время студенты в университете намечали для себя две специальности, по которым они должны были получать подготовку). В этот период физиологию в петербургском университете читал талантливый ученый и лектор Илья Фадеевич Цион, блестящий экспериментатор, артистически производивший сложнейшие операции и опыты. Вскоре Павлов совместно со студентом М.Афанасьевым произвел большое исследование по иннервации

поджелудочной железы. За эту работу в 1873 г. совет университета наградил ее авторов золотой медалью.

На основании опытов, выполненных  в этом студенческом исследовании, было сделано два важных вывода:

1. О наличии «секреторных нервов, непосредственно управляющих химической работой панкреатических клеток».

2. О преимуществе для изучения  иннервации поджелудочной железы  постоянной, хронической фистулы,  примененной впервые авторами, перед  временной накладывающейся во  время так называемого острого опыта.

По прошествии 10-12 лет оба эти  вывода были подтверждены И.П.Павловым новыми безупречно доказательными экспериментами. Нельзя не отметить, что результаты опытов Павлова и Афанасьева были принципиально новыми и расходились  с данными, полученными в то время ученым Р.Гейденгайном. Ввиду этого, добиваясь признания своих выводов, Павлов в 1877 г. во время летних каникул предпринял поездку в лабораторию Гейденгайна в Бреславльский университет, где продемонстрировал там свои опыты по иннервации поджелудочной железы.

В 1875 г. Иван Петрович заканчивает  университете и для того, чтобы  получить лучшую подготовку и располагать  большими возможностями работы по избранной  им специальности — физиологии, поступает  в качестве студента на третий курс Медико-хирургической академии — лучшего в стране высшего медицинского учебного заведения. Одновременно Павлов в этой же академии должен был получить должность ассистента физиологии, которую ему предложил профессор Цион, руководивший в это время этой кафедрой. Казалось, что обстоятельства жизни благополучно складываются для молодого ученого, и он сможет избавиться от материальной нужды, которую ему вместе с братом Дмитрием, также студентом — естественником. Приходилось испытывать в университетские годы. Однако ожидания не оправдались. Цион в связи со студенческими волнениями, направленным против него и вызванными его реакционными выступлениями, был вынужден оставить кафедру в академии и прекратить свою научную и профессорскую деятельность.

Назначенный на место Циона новый профессор также предложил Павлову должность ассистента. Однако Павлов отрицательно относился к некоторым поступкам этого профессора и потому по принципиальным соображениям отказался от этой выгодной для него должности.

Через некоторое время Павлов получил должность лаборанта кафедры физиологии, которой руководил профессор К.Н.Устимович в ветеринарном отделении Медико-хирургической академии. Работая здесь в период с 1876 по 1878 год совершенно самостоятельно, не пользуясь ничьим руководством, Иван Петрович выполняет несколько научных работ, и ему вновь, на этот раз уже Медико-хирургической академией, присуждается золотая медаль, которой отмечались лучшие студенческие научные работы. Исследования Павлова в этот период его деятельности были посвящены вопросам пищеварения и кровообращения.

Работы Павлова привлекли внимание С.П.боткина, выдающегося широко образованного  клинициста, который был сторонником  физиологического направления в  клинике. С.П.Боткин стремился связать  клиническую работу своих сотрудников- врачей с экспериментальными исследованиями в области физиологии и фармакологии. Поэтому он решил устроить при своей клинике специальную физиологическую лабораторию и организацию этого дела поручил молодому исследователю — Павлову, который и начал работать в этой лаборатории с 1878г. в должности лаборанта (фактически в качестве руководителя лаборатории).

Так было положено начало длившемуся около 12 лет сотрудничеству физиолога  Павлова с клиницистом-терапевтом Боткиным. Это сотрудничество, имевшее  целью решение вопросов, важных и для физиологии и для клиники, было весьма плодотворным.

Основной задачей лаборатории  при клинике Боткина было обслуживание клинических врачей, которым поручалось изучение в условиях эксперимента над  животными различных вопросов, важных для практической медицины. Многие работы были посвящены исследованию действия на организм. И в первую очередь на сердечно-сосудистую систему, различных лекарственных средств растительного происхождения, которые Боткин считал необходимыми испытать в эксперименте прежде, чем начать их применять в клинической практике. Таким образом, наряду с чисто физиологическими проблемами, много внимания Павлов с сотрудниками уделял вопросам,  относящимся фармакологии.

Классический кондиционер | Введение в психологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Объяснять, как возникает классическое обусловливание
  • Обобщить процессы приобретения, угасания, спонтанного восстановления, генерализации и различения

 

Имя Иван Павлов вам знакомо? Даже если вы новичок в изучении психологии, скорее всего, вы слышали о Павлове и его знаменитых собаках.

Павлов (1849–1936), русский ученый, провел обширные исследования на собаках и наиболее известен своими экспериментами по классической обусловленности ([ссылка]). Как мы кратко обсуждали в предыдущем разделе, классическое обусловливание — это процесс, посредством которого мы учимся связывать стимулы и, следовательно, предвосхищать события.

Исследование пищеварительной системы собак Иваном Павловым неожиданно привело к открытию им процесса обучения, известного теперь как классическая обусловленность.

Павлов пришел к своим выводам о том, что обучение происходит совершенно случайно. Павлов был физиологом, а не психологом. Физиологи изучают жизненные процессы организмов, от молекулярного уровня до уровня клеток, систем органов и целых организмов. Областью интересов Павлова была пищеварительная система (Hunt, 2007). В своих исследованиях на собаках Павлов хирургическим путем имплантировал им в щеки трубки для сбора слюны. Затем он измерил количество слюны, вырабатываемой в ответ на различные продукты. Со временем Павлов (1927) заметил, что у собак начиналось выделение слюны не только при вкусе пищи, но и при виде еды, при виде пустой миски для корма и даже при звуке шагов лаборантов. Слюноотделение на еду во рту является рефлекторным, поэтому обучение не требуется. Однако у собак не выделяется слюна при виде пустой миски или звука шагов.

Эти необычные реакции заинтриговали Павлова, и он задался вопросом, что объясняет то, что он назвал «психическими выделениями» собак (Павлов, 19 лет).27). Чтобы исследовать это явление объективным образом, Павлов разработал серию тщательно контролируемых экспериментов, чтобы увидеть, какие раздражители вызывают слюноотделение у собак. Он смог научить собак выделять слюну в ответ на раздражители, которые явно не имели ничего общего с едой, такие как звук колокольчика, свет и прикосновение к ноге. Благодаря своим экспериментам Павлов понял, что организм имеет два типа реакций на окружающую среду: (1) безусловные (необученные) реакции, или рефлексы, и (2) условные (обученные) реакции.

В экспериментах Павлова у собак выделялось слюноотделение каждый раз, когда им предлагали мясной порошок. Мясной порошок в этой ситуации представлял собой безусловный раздражитель (БСУ): раздражитель, вызывающий рефлекторную реакцию в организме. Слюноотделение собак представляло собой безусловную реакцию (БКР): естественную (необученную) реакцию на данный раздражитель. Перед обработкой подумайте о стимуле и реакции собак следующим образом:

Мясной порошок (UCS) → Слюноотделение (UCR) Мясной порошок (UCS) → Слюнотечение (UCR)

При классическом обусловливании нейтральный стимул предъявляется непосредственно перед безусловным стимулом. Павлов издавал звук (как в колокольчик), а затем давал собакам мясной порошок ([ссылка]). Тон представлял собой нейтральный стимул (NS), то есть стимул, который естественным образом не вызывает реакции. До обусловливания у собак не выделялось слюноотделение, когда они просто слышали тон, потому что тон не имел никакой связи с собаками. Проще говоря, это сочетание означает:

Тон (NS) + Мясной порошок (UCS) → Слюноотделение (UCR) Тон (NS) + Мясной порошок (UCS) → Слюнотечение (UCR)

Когда Павлов снова и снова сочетал тон с мясным порошком, ранее нейтральный раздражитель (тон) также начал вызывать слюноотделение у собак. Таким образом, нейтральный раздражитель стал условным раздражителем (УС), который представляет собой раздражитель, вызывающий реакцию после многократного сочетания с безусловным раздражителем. В конце концов, у собак началось слюноотделение только от одного звука, точно так же, как раньше они выделяли слюну при звуке шагов ассистентов. Поведение, вызванное условным раздражителем, называется условной реакцией (УР). В случае собак Павлова они научились ассоциировать тон (CS) с кормлением, и у них началось слюноотделение (CR) в ожидании еды.

Тон (CS) → слюноотделение (CR) Тон (CS) → слюноотделение (CR)

Перед обусловливанием безусловный раздражитель (пища) вызывает безусловную реакцию (слюноотделение), а нейтральный раздражитель (звонок) не вызывает отклик. Во время обусловливания безусловный раздражитель (еда) предъявляется повторно сразу после предъявления нейтрального раздражителя (звонка). После обусловливания нейтральный раздражитель сам по себе вызывает условную реакцию (слюноотделение), становясь, таким образом, условным раздражителем.

Ссылка на обучение

Теперь, когда вы узнали о процессе классического обусловливания, как вы думаете, сможете ли вы обусловить собаку Павлова? Посетите этот веб-сайт, чтобы сыграть в игру.

  Ссылка на обучение

Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о Павлове и его собаках.

Как классическое обусловливание работает в реальном мире? Допустим, у вас есть кот по имени Тигр, который довольно избалован. Вы держите ее еду в отдельном шкафчике, а еще у вас есть специальный электрический консервный нож, которым вы пользуетесь только для того, чтобы открывать банки с кошачьим кормом. При каждом приеме пищи Тигр слышит характерный звук электрического консервного ножа («зжжз»), а затем получает свою еду. Тигр быстро понимает, что когда она слышит «зжжз», ее вот-вот накормят. Как вы думаете, что делает Тигр, когда слышит электрический консервный нож? Скорее всего, она взволновается и побежит туда, где вы готовите ей еду. Это пример классической обусловленности. Что такое UCS, CS, UCR и CR в этом случае?

Что, если шкафчик с едой Тигра начнет скрипеть? В этом случае Тигр слышит «писк» (шкаф), «зжжз» (электрический консервный нож), и тогда она получает свою еду. Тигр научится волноваться, когда услышит «скрип» шкафа. Сочетание нового нейтрального стимула («писк») с условным стимулом («зжжз») называется обусловливанием высшего порядка или обусловливанием второго порядка. Это означает, что вы используете условный стимул консервного ножа, чтобы обусловить другой стимул: скрипучий шкаф ([ссылка]). Трудно достичь чего-либо выше обусловленности второго порядка. Например, если вы позвоните в колокольчик, откроете шкафчик («писк»), воспользуетесь консервным ножом («зжжз»), а затем накормите Тигра, Тигр, скорее всего, никогда не рассердится, услышав только звонок.

При обусловливании более высокого порядка устоявшийся условный раздражитель сочетается с новым нейтральным раздражителем (стимулом второго порядка), так что в конечном итоге новый раздражитель также вызывает условную реакцию без предъявления исходного условного раздражителя.

Ежедневная связь: классическое кондиционирование в Стингрей-Сити

Кейт и ее муж Скотт недавно отдыхали на Каймановых островах и заказали лодочную экскурсию в Стингрей-Сити, где они могли покормить и поплавать с южными скатами. Капитан лодки объяснил, как обычно одиночные скаты привыкли к общению с людьми. Около 40 лет назад рыбаки начали чистить рыбу и раковины (безусловный стимул) на определенной песчаной отмели возле барьерного рифа, и большое количество скатов плавало, чтобы поесть (безусловная реакция) то, что рыбаки бросали в воду; это продолжалось годами. К концу 19В 80-х годах молва о большой группе скатов распространилась среди аквалангистов, которые затем начали кормить их вручную. Со временем южные скаты в этом районе приобрели классическую форму, очень похожую на собак Павлова. Когда они слышат звук мотора лодки (нейтральный раздражитель, который становится условным раздражителем), они знают, что будут есть (условная реакция).

Как только Кейт и Скотт добрались до Стингрей-Сити, более двух десятков скатов окружили их туристическую лодку. Пара соскользнула в воду с мешками с кальмарами, любимым лакомством скатов. Рой скатов натыкался и терся об их ноги, как голодные кошки ([ссылка]). Кейт и Скотт смогли покормить, погладить и даже поцеловать (на удачу) этих удивительных существ. Потом все кальмары исчезли, как и скаты. 900:05 Кейт держит южного ската в Стингрей-Сити на Каймановых островах. Эти скаты были классически приспособлены для того, чтобы ассоциировать звук лодочного мотора с едой, которую приносят туристы. (кредит: Кэтрин Дампер)

Классическое обусловливание применимо и к людям, даже к младенцам. Например, Сара покупает смесь для своей шестимесячной дочери Анджелины в синих банках. Всякий раз, когда Сара достает контейнер со смесью, Анджелина приходит в возбуждение, пытается дотянуться до еды и, скорее всего, выделяет слюну. Почему Анджелина приходит в восторг, когда видит канистру со смесью? Какие здесь UCS, CS, UCR и CR?

До сих пор все примеры касались еды, но классическое обусловливание выходит за рамки основной потребности в пище. Рассмотрим наш предыдущий пример собаки, владельцы которой установили невидимый электрический забор для собак. Небольшой электрический удар (безусловный раздражитель) вызывает дискомфорт (безусловная реакция). Когда безусловный раздражитель (шок) сочетается с нейтральным раздражителем (край двора), собака связывает дискомфорт (безусловная реакция) с краем двора (условный раздражитель) и остается в установленных границах.

 

Ссылка на обучение

Для юмористического взгляда на кондиционирование посмотрите этот видеоклип из телешоу Офис , где Джим заставляет Дуайта ожидать мятного дыхания каждый раз, когда компьютер Джима издает определенный звук.

Теперь, когда вы знаете, как работает классическое обусловливание, и видели несколько примеров, давайте взглянем на некоторые общие процессы. В классической обусловленности начальный период обучения известен как приобретение, когда организм учится связывать нейтральный стимул и безусловный стимул. Во время усвоения нейтральный раздражитель начинает вызывать условную реакцию, и в конечном итоге нейтральный раздражитель становится условным раздражителем, способным вызывать условную реакцию сам по себе. Время важно для кондиционирования происходит. Как правило, между предъявлением условного раздражителя и безусловным должен быть только короткий интервал. В зависимости от того, что подвергается кондиционированию, иногда этот интервал составляет всего пять секунд (Chance, 2009).). Однако при других видах кондиционирования интервал может составлять до нескольких часов.

Отвращение к вкусу — это тип условного рефлекса, при котором между условным раздражителем (что-то проглоченное) и безусловным раздражителем (тошнота или болезнь) может пройти интервал в несколько часов. Вот как это работает. Между занятиями вы и ваш друг быстро перекусываете из тележки с едой в кампусе. Вы делите блюдо с куриным карри и идете на следующий урок. Через несколько часов вы чувствуете тошноту и вам становится плохо. Хотя с вашим другом все в порядке, и вы определили, что у вас кишечный грипп (виновником не является пища), у вас развилось отвращение к вкусу; в следующий раз, когда вы окажетесь в ресторане и кто-то закажет карри, вам сразу станет плохо. Хотя блюдо из курицы не вызвало у вас тошноту, вы испытываете отвращение к вкусу: вас приучили испытывать отвращение к еде после единственного негативного опыта.

Как это происходит — обусловливание, основанное на одном экземпляре и включающее длительный промежуток времени между событием и отрицательным стимулом? Исследования отвращения к вкусу показывают, что эта реакция может быть эволюционной адаптацией, призванной помочь организмам быстро научиться избегать вредных продуктов (Garcia & Rusiniak, 1980; Garcia & Koelling, 1966). Это может не только способствовать выживанию видов посредством естественного отбора, но также может помочь нам разработать стратегии для таких проблем, как помощь больным раком при тошноте, вызванной некоторыми видами лечения (Холмс, 19). 93; Якобсен и др., 1993; Хаттон, Баракос и Висмер, 2007 г .; Сколин и др., 2006).

Как только мы установили связь между безусловным раздражителем и условным раздражителем, как нам разорвать эту связь и заставить собаку, кошку или ребенка перестать реагировать? В случае с Тигрой представьте, что произойдет, если вы перестанете использовать электрический консервный нож для ее еды и начнете использовать его только для человеческой еды. Теперь Тигр услышит звук консервного ножа, но не достанет еды. В терминах классического обусловливания вы бы давали условный раздражитель, а не безусловный. Павлов исследовал этот сценарий в своих экспериментах с собаками: озвучивать тон, не давая собакам мясного порошка. Вскоре собаки перестали реагировать на тон. Угашение – это уменьшение условной реакции, когда безусловный раздражитель больше не предъявляется вместе с условным раздражителем. При предъявлении одного условного раздражителя собака, кошка или другой организм будут демонстрировать все более и более слабую реакцию и, наконец, не реагировать. В терминах классического обусловливания происходит постепенное ослабление и исчезновение условной реакции.

Что происходит, когда обучение какое-то время не используется — когда выученное остается бездействующим? Как мы только что обсуждали, Павлов обнаружил, что при многократном предъявлении звонка (условный раздражитель) без мясного порошка (безусловный раздражитель) происходило угашение; собаки прекратили слюнотечение к звонку. Однако после пары часов отдыха от этой тренировки на вымирание у собак снова началось слюноотделение, когда Павлов позвонил в колокольчик. Как вы думаете, что произошло бы с поведением Тигра, если бы у вас сломался электрический консервный нож, а вы не пользовались им несколько месяцев? Когда вы, наконец, починили его и снова начали использовать его, чтобы открывать еду Тигра, Тигр вспоминала связь между консервным ножом и ее едой — она волновалась и бежала на кухню, когда слышала звук. Поведение собак Павлова и Тигра иллюстрирует концепцию, которую Павлов назвал спонтанным восстановлением: возвращение ранее погашенной условной реакции после периода отдыха ([ссылка]).

Это кривая приобретения, угасания и спонтанного восстановления. Восходящая кривая показывает быстрое усиление условной реакции за счет многократного сочетания условного и безусловного раздражителей (приобретение). Затем кривая снижается, что показывает, как ослабевает условная реакция при предъявлении только условного раздражителя (угашение). После перерыва или паузы в обусловливании вновь появляется условная реакция (спонтанное восстановление).

Конечно, эти процессы применимы и к людям. Например, предположим, что каждый день, когда вы идете в кампус, по вашему маршруту проезжает грузовик с мороженым. День за днем ​​вы слышите музыку грузовика (нейтральный раздражитель), поэтому вы, наконец, останавливаетесь и покупаете плитку шоколадного мороженого. Вы откусываете (безусловный раздражитель), а затем у вас текут слюнки (безусловная реакция). Этот начальный период обучения известен как приобретение, когда вы начинаете связывать нейтральный стимул (звук грузовика) и безусловный стимул (вкус шоколадного мороженого во рту). Во время усвоения условная реакция становится все сильнее и сильнее благодаря повторяющимся сочетаниям условного и безусловного раздражителей. Через несколько дней (и батончиков мороженого) вы замечаете, что ваш рот начинает течь (условная реакция), как только вы слышите музыкальный звон грузовика — даже до того, как откусываете батончик мороженого. Затем однажды вы идете по улице. Вы слышите музыку грузовика (условный раздражитель), и у вас текут слюнки (условный рефлекс). Однако, когда вы доберетесь до грузовика, вы обнаружите, что у всех закончилось мороженое. Уходишь разочарованный. Следующие несколько дней вы проезжаете мимо грузовика и слышите музыку, но не останавливаетесь, чтобы купить мороженое, потому что опаздываете на занятия. У вас начинает выделяться все меньше и меньше слюны, когда вы слышите музыку, пока к концу недели у вас не перестанет течь слюна, когда вы слышите мелодию. Это иллюстрирует вымирание. Условная реакция ослабевает, когда предъявляется только условный раздражитель (звук грузовика), а за ним не следует безусловный раздражитель (шоколадное мороженое во рту). Затем наступают выходные. Вам не нужно идти в класс, поэтому вы не пропускаете грузовик. Наступает утро понедельника, и вы едете своим обычным маршрутом в кампус. Вы поворачиваете за угол и снова слышите грузовик. Как вы думаете, что происходит? Ваш рот снова начинает течь. Почему? После перерыва в обусловливании вновь появляется условная реакция, что свидетельствует о спонтанном выздоровлении.

Приобретение и угасание предполагают соответственно усиление и ослабление изученной ассоциации. Два других процесса обучения — различение стимулов и обобщение стимулов — участвуют в различении того, какие стимулы вызовут заученную ассоциацию. Животные (включая людей) должны различать раздражители — например, звуки, которые предсказывают угрожающее событие, и звуки, которые этого не делают, — чтобы они могли реагировать соответствующим образом (например, убегать, если звук угрожающий). Когда организм учится по-разному реагировать на различные сходные стимулы, это называется распознаванием стимулов. В терминах классического обусловливания организм демонстрирует условный ответ только на условный раздражитель. Собаки Павлова различали основной тон, звучавший перед кормлением, и другие тона (например, звонка в дверь), потому что другие звуки не предсказывали приход еды. Точно так же кот Тигр различал звук консервного ножа и звук электрического миксера. Когда работает электрический миксер, Тигру не собираются кормить, поэтому она не бежит на кухню в поисках еды.

С другой стороны, когда организм демонстрирует условный ответ на стимулы, сходные с условным стимулом, это называется генерализацией стимула, противоположной различению стимула. Чем больше раздражитель похож на условный раздражитель, тем больше вероятность того, что организм даст условный ответ. Например, если звук электрического миксера очень похож на звук электрического консервного ножа, Тигр может прибежать, услышав его звук. Но если вы не будете кормить ее после звука электрического миксера, а будете продолжать кормить ее последовательно после звука электрического консервного ножа, она быстро научится различать два звука (при условии, что они достаточно непохожи, чтобы она могла их различить). .

Иногда классическое обусловливание может привести к привыканию. Привыкание возникает, когда мы учимся не реагировать на стимул, который постоянно предъявляется без изменений. Поскольку стимул возникает снова и снова, мы учимся не сосредотачивать на нем свое внимание. Например, представьте, что у вашего соседа или соседа по комнате постоянно включен телевизор. Этот фоновый шум отвлекает и мешает сосредоточиться во время учебы. Однако со временем вы привыкаете к телевизионному шуму и, в конце концов, уже почти его не замечаете.

Джон Б. Уотсон, изображенный на [ссылка], считается основателем бихевиоризма. Бихевиоризм — это школа мысли, возникшая в первой половине 20-го века и включающая в себя элементы классической обусловленности Павлова (Hunt, 2007). В отличие от Фрейда, который считал, что причины поведения скрыты в бессознательном, Уотсон отстаивал идею о том, что любое поведение можно изучать как простую реакцию «стимул-реакция», не принимая во внимание внутренние процессы. Уотсон утверждал, что для того, чтобы психология стала законной наукой, она должна отвлечься от внутренних психических процессов, потому что психические процессы нельзя увидеть или измерить. Вместо этого он утверждал, что психология должна сосредоточиться на внешнем наблюдаемом поведении, которое можно измерить.

Джон Б. Уотсон использовал принципы классической обусловленности при изучении человеческих эмоций.

На идеи Уотсона повлияла работа Павлова. Согласно Уотсону, человеческое поведение, как и поведение животных, в первую очередь является результатом условных реакций. В то время как работа Павлова с собаками включала обусловливание рефлексов, Уотсон полагал, что те же самые принципы могут быть распространены на обусловливание человеческих эмоций (Watson, 1919). Так началась работа Уотсона со своей аспиранткой Розали Рейнер и ребенком по имени Маленький Альберт. Благодаря своим экспериментам с Маленьким Альбертом, Уотсоном и Рейнером (1920) продемонстрировал, как страхи могут быть обусловлены.

В 1920 году Уотсон был заведующим кафедрой психологии в Университете Джона Хопкинса. Благодаря своему положению в университете он познакомился с матерью Маленького Альберта, Арвиллой Мерритт, которая работала в больнице кампуса (DeAngelis, 2010). Уотсон предложил ей доллар, чтобы позволить ее сыну стать объектом его экспериментов по классической обусловленности. В ходе этих экспериментов Маленький Альберт был подвержен определенным страхам и приучен к ним. Первоначально ему предъявляли различные нейтральные стимулы, включая кролика, собаку, обезьяну, маски, вату и белую крысу. Он не боялся ничего из этого. Затем Ватсон с помощью Рейнера заставил Маленького Альберта ассоциировать эти стимулы с эмоцией — страхом. Например, Ватсон дал Маленькому Альберту белую крысу, и Маленькому Альберту понравилось играть с ней. Затем Ватсон издавал громкий звук, ударяя молотком по металлическому стержню, висевшему за головой Маленького Альберта, каждый раз, когда Маленький Альберт касался крысы. Маленький Альберт испугался этого звука, продемонстрировав рефлекторный страх перед внезапными громкими звуками, и заплакал. Уотсон неоднократно связывал громкий звук с белой крысой. Вскоре Маленький Альберт испугался одной белой крысы. Что такое UCS, CS, UCR и CR в этом случае? Несколько дней спустя Маленький Альберт продемонстрировал генерализацию стимулов — он стал бояться других пушистых вещей: кролика, пушистой шубки и даже маски Санта-Клауса ([ссылка]). Уотсону удалось обусловить реакцию страха у Маленького Альберта, тем самым продемонстрировав, что эмоции могут стать условными реакциями. Намерение Уотсона состояло в том, чтобы вызвать фобию — постоянный, чрезмерный страх перед определенным объектом или ситуацией — только посредством обусловливания, тем самым противореча мнению Фрейда о том, что фобии вызываются глубокими, скрытыми конфликтами в уме. Однако нет никаких доказательств того, что Маленький Альберт в последующие годы страдал фобиями. Мать Маленького Альберта уехала, положив конец эксперименту, а сам Маленький Альберт умер несколько лет спустя по не связанным с ней причинам. Хотя исследование Уотсона дало новый взгляд на обусловливание, по сегодняшним меркам оно было бы сочтено неэтичным.

Из-за генерализации стимулов Маленький Альберт начал бояться пушистых вещей, в том числе Ватсона в маске Санта-Клауса.

Ссылка на обучение

Просмотрите сцены из эксперимента Джона Ватсона, в которых Маленького Альберта заставляли бояться пушистых предметов.

Во время просмотра видео внимательно следите за реакцией Маленького Альберта и за тем, как Уотсон и Рейнер предъявляют стимулы до и после кондиционирования. Основываясь на увиденном, пришли бы вы к тем же выводам, что и исследователи?

Ежедневная связь: реклама и ассоциативное обучение

Руководители рекламных агентств хорошо применяют принципы ассоциативного обучения. Вспомните рекламу автомобилей, которую вы видели по телевизору. Многие из них имеют привлекательную модель. Ассоциируя модель с рекламируемым автомобилем, вы начинаете воспринимать автомобиль как желанный (Cialdini, 2008). Вы можете спросить себя, действительно ли эта рекламная техника работает? Согласно Cialdini (2008), мужчины, которые смотрели рекламу автомобиля с привлекательной моделью, позже оценили автомобиль как более быстрый, привлекательный и лучше спроектированный, чем мужчины, которые смотрели рекламу того же автомобиля без модели.

Вы когда-нибудь замечали, как быстро рекламщики расторгают контракты с известным спортсменом после скандала? Что касается рекламодателя, этот спортсмен больше не ассоциируется с положительными чувствами; следовательно, спортсмена нельзя использовать в качестве безусловного стимула, чтобы заставить публику ассоциировать положительные чувства (безусловная реакция) с их продуктом (условным стимулом).

Теперь, когда вы знаете, как работает ассоциативное обучение, посмотрите, можете ли вы найти примеры рекламы такого типа на телевидении, в журналах или в Интернете.

Новаторская работа Павлова с собаками в значительной степени способствовала тому, что мы знаем об обучении. Его эксперименты исследовали тип ассоциативного обучения, который мы сейчас называем классической обусловленностью. При классическом обусловливании организмы учатся связывать события, которые постоянно происходят вместе, и исследователи изучают, как рефлекторная реакция на стимул может быть сопоставлена ​​с другим стимулом — путем обучения ассоциации между двумя стимулами. Опыты Павлова показывают, как формируются связи стимул-реакция. Уотсон, основатель бихевиоризма, находился под сильным влиянием работы Павлова. Он тестировал людей, вызывая страх у младенца, известного как Маленький Альберт. Его результаты показывают, что классическое обусловливание может объяснить, как развиваются некоторые страхи.

Глоссарий

приобретение  период начального обучения классическому обусловливанию, при котором человек или животное начинает связывать нейтральный и безусловный раздражители таким образом, что нейтральный раздражитель начинает вызывать условную реакцию

классическое обусловливание обучение, при котором стимул или опыт возникают до поведения, а затем соединяются или ассоциируются с поведением

условная реакция (CR) реакция, вызванная условным раздражителем

условный раздражитель (УС)  раздражитель, вызывающий реакцию благодаря сочетанию с безусловным раздражителем

угасание снижение условной реакции, когда безусловный раздражитель больше не сочетается с условным раздражителем

привыкание когда мы учимся не реагировать на стимул, который предъявляется повторно без изменения

кондиционирование высшего порядка (также обусловливание второго порядка) с использованием условного раздражителя для обусловливания нейтрального раздражителя

нейтральный стимул (NS) стимул, который изначально не вызывает реакции

спонтанное восстановление возврат ранее погашенной условной реакции

различение стимулов  способность по-разному реагировать на сходные стимулы

обобщение стимула  демонстрация условной реакции на стимулы, сходные с условным раздражителем

безусловная реакция (UCR)  естественное (необученное) поведение на данный раздражитель

безусловный раздражитель (UCS)  раздражитель, вызывающий рефлекторную реакцию

 

[PDF] Вклад Павлова в поведенческую терапию.

Очевидное и не очень.

  • DOI:10.1037//0003-066X.52.9.966
  • ID корпуса: 22528029
 @article{Wolpe1997PavlovsCT,
  title={Вклад Павлова в поведенческую терапию. Очевидное и не очень очевидное.},
  автор = {Джозеф Вольпе и Джозеф Дж. Плауд},
  Journal={Американский психолог},
  год = {1997},
  объем={52 9},
  страницы={
          966-72
        }
} 
  • Дж. Вольп, Дж. Плауд
  • Опубликовано 1 сентября 1997 г.
  • Психология
  • Американский психолог

Основа, достижения и распространение принципов поведенческой терапии в значительной степени подпитывались поведенческой теорией и ее основой. теории. Открытие Иваном П. Павловым принципов обусловливания имело важное значение для основания поведенческой терапии в 1950-х годах и по-прежнему занимает центральное место в современной поведенческой терапии. Основным наследием Павлова в поведенческой терапии было его открытие «экспериментальных неврозов», показанное его учениками М.Н. Ерофеевой и Н.Р. Шенгер-Крестовникова будет… 

Посмотреть на PubMed

PSYC405.stasson.org

Pavlov и основание поведенческой терапии

  • J. Plaud
  • Психология, медицина

    Испанский журнал психологии

  • 2003

Это показано, что PavloviiAn. обусловливание представляет собой гораздо больше, чем систематическая базовая парадигма обучения, это также важная теоретическая основа для теории и практики поведенческой терапии.

Возможно, больше Учет павловско-оперантного взаимодействия может повысить клиническую эффективность программ поведенческого наркологического лечения

Предполагается, что оперантное лечение злоупотребления наркотиками может предусматривать включение сигнальной реактивности в качестве установления/мотивации операций для повышения долгосрочного успеха — гибридный подход, основанный на павловско-оперантном взаимодействии.

Испытание временем

  • S. Heriot, M. Pritchard
  • Психология

  • 2004

. Хотя статья Вольпе относится к исследованиям с участием…

Страх и фобия: критический обзор и теория невроза рационального выбора . Психоанализ получил небольшую поддержку, так как результаты, как правило, опровергают его основное предположение о том, что фобия возникает в результате подавления…

Разоблачение и реорганизация: что и как в эффективной психотерапии.

Глава 2.2 Использование заданий на обусловливание для моделирования страха и беспокойства

  • M. Fanselow, R. Ponnusamy
  • Психология, биология

  • 2008

S-R ассоциации, их угасание и восстановление в животной модели тревоги: новый травматический ассоциативный отчет о исходных фобиях без учета исходных фобий.

  • Марио А. Лаборда, Ральф Р. Миллер
  • Психология, биология

    Поведенческая терапия

  • 2011

Поведенческие и будущие направления в противообусловливании.

Человек как агент перемен в проактивном поведении на работе: обзор за 70 лет

  • М. Русида Х., О. Н. Хайри, Асмуни Абд Гани
  • Психология

  • 200208 как основной механизм достижения организационной цели, основанной на получении прибыли и производительности. От классического бихевиориста…

    Предполагаемое неврологическое расстройство Маленького Альберта: Уотсон, Рейнер и историческая ревизия.

    В этой статье пересматриваются доказательные базы для этих утверждений и приходит к альтернативной интерпретации Альберта как нормального младенца, а также размышляются о том, почему историографические споры имеют значение и что история Альберта с неврологическими нарушениями может рассказать нам о дисциплине психологии. Cегодня.

    ПОКАЗАНЫ 1-10 ИЗ 41 ССЫЛОК

    СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантности Наиболее влиятельные документыНедавность

    От теории поведения к поведенческой терапии

    • J. Plaud, G. Eifert
    • Психология

    • 1998

    Каждая глава заканчивается «Списками», а большинство заканчиваются «Выводами». Предисловие: Как важно быть теоретиком. Предисловие. О редакторах. О вкладчиках. I.ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ КАК…

    Клиническая поведенческая терапия и экспериментальный анализ поведения.

    Делается вывод о том, что бихевиористы находятся в уникальном положении, поскольку они являются профессионалами, способными наилучшим образом использовать принципы обучения и анализа поведения на службе адаптивного изменения поведения.

    Теоретические основы поведенческой терапии

    • Х. Айзенк, И. Мартин
    • Психология, биология

    • 1987

    Обсуждаются наркотики и поведенческая терапия.

    Павловское обусловливание и статус традиционной теории обучения

    • С. Кляйн, Р. Маурер
    • Биология, психология

    • 1989

    Автор исследует эволюцию структурированной коннекционистской модели павловского обусловливания (AESOP) и переход к современной теории обучения, а также текущий статус традиционной теории обучения и переход к современной теории обучения.

    Роль наследственности, среды и «подготовленности» в генезе неврозов

    • Г. Айзенк
    • Биология, психология

    • 1987

    В этой главе речь идет о предполагаемой эквипотенциальности стимулов, т. е. о том, что с точки зрения обусловливания все стимулы могут рассматриваться с одинаковой вероятностью вызывать условные реакции в сочетании с UCS; и более общий вопрос о готовности определенных стимулов ассоциироваться с ПСК.

    Анализ стимул-реакция тревоги и ее роль в качестве подкрепляющего агента.

    • О. Маурер
    • Психология

    • 1939

    За последние десятилетия произошли важные изменения в научном взгляде на тревогу (страх)2, на ее генезис и психологическое значение.

    Условные эмоциональные реакции

    • Дж. Уотсон, Р. Рейнер
    • Психология

    • 1920

    и психологические эксперименты», Американский журнал психологии, 19 апреля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *