Идеал человека это: Идеал человека — LifeStyle-сайт Лавинии Лонд

Идеал человека в культуре народов мира

Идеал человека в культуре народов мира

ИДЕАЛ

Придумать ассоциации со словом «идеал»,

используя буквы слова

И — интересный Д — добрый Е — естественный А — активный Л — личность

Эпиграф

«Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха – идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – все выше и выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему – истинное счастье»,писал А.М.Горький.

«Вращается весь мир вокруг человека», — писал А.С.Пушкин

Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица –подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. Николай Алексеевич Заболоцкий. О красоте человеческих лиц

Что такое идеал?

  • Идеал – совершенное воплощение, лучший образец чего-то, представление кого-либо или чего-либо, чем есть в действительности. Идеальный – значит наделенный качествами, соответствующими идеалу.
  • Слово «идеал» французского происхождения (ideal), оно переводится как образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.

« Каждый народ имеет свой особенный идеал человека», — писал Константин Дмитриевич Ушинский.

Человек – главная тема искусства

  • Всё, что создано на Земле, — дело рук человеческих.
  • С тех пор как существует искусство, его главной и неизменной темой был и остаётся Человек.
  • Лучшие произведения мирового искусства отражают идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека.

Идеал Человека в эпоху античности

В эпоху Античности – Человек представлен естественно гармоничным и удивительно прекрасным.

«Mens sana in corpore sano»

«В прекрасном теле – здоровый дух»

Средневековье

В средние века идеалом становится монах-аскет, скрывавшийся в монастырях от « греховных соблазнов», мирской суеты, проводящий жизнь в постоянных молитвах и просящий прощения у Бога.

Чем больше страдает, тем ближе к Богу, а следовательно к Идеалу.

Педро де Мена. Святой Франциск

Возрождение

  • Подлинным идеалом стал «Давид» Микеланджело – библейский герой-атлет, вдохновенный могучим и благородным порывом к свободе и подвигу
    .

Рафаэль искал идеал в женской красоте

  • Созданные портреты Мадонн (их более двадцати) – прославили в веках имя художника

Идеал Человека в религиях мира

  • Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства.
  • История мировой художественной культуры не раз представляла возможность убедиться в том, какая высокая роль отводилась в ней Богу.

Мировые религии мира

Буддизм

  • Образ Будды – это не только предмет поклонения, но и идеальный образ Человека.

Одухотворенное, загадочное и непроницаемое лицо выражало отрешенность от земных забот, отличалось правильностью, соразмерностью и пропорциональностью черт.

Художественный канон разрешал изображать Будду стоящим, сидящим и лежащим.

  • Стоящий или идущий Будда обязательно обращен лицом к зрителям. Он одет в ниспадающие мягкими складками одежды.

Сидящий Будда символизирует достижение Просветления, ладони и пальцы его рук сложены в одном из ритуальных жестов.

Будда, лежащий в нирване на правом боку, положил под голову правую руку. Это умирающий Будда. Он не выглядит усопшим, он как будто спит или отдыхает, только застывшие складки одеяний свидетельствуют о смерти.

Индуизм

  • В средневековой Индии, где проповедовалась одна из крупнейших религий мира – индуизм, почиталась божественная триада во главе с Брахмой, Вишну – хранителем мира и Шивой, олицетворяющим движение жизни в природе, ее созидательные и разрушительные начала.

Изображение Шивы – космического царя танца

  • Изображение трехликого Шивы в пещерном храме на острове Элефанта

Ислам

  • По-арабски «ислам» означает «покорность», «предание себя Богу».
  • Исповедующие ислам называют себя мусульманами, от слова «муслим», то есть «Предавший себя Аллаху».

  Мусульмане верят в то, что Мухаммед олицетворял собой человеческий идеал культуры, духовности и морали                          Мусульмане верят в то, что Мухаммед олицетворял собой человеческий идеал культуры, духовности и морали Мусульмане полагают, что в жизни, словах и изречениях пророка Мухаммеда сосредоточено большое количество назидательных примеров, то есть верят в то, что он олицетворял собой человеческий идеал культуры, духовности и морали, стараются также использовать его слова на практике и делать всё, что делал он.

Другими словами, идти его путём

В Коране – священной книге мусульман – говорится: «И сказал Аллах: « Не берите двух Богов; ведь Бог – только один, и Меня бойтесь!»

Слово «Аллах» обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематично выражали буквы этого арабского слова

Христианство

  • Идеал Человека воплотился в образе Иисуса Христа
  • Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом
  • Идеал кроткого и смиренного сердцем человека

Фигура Доброго Пастыря – аллегорическое изображение Христа

Андрей Первозванный

  • В сознании русского человека имя Андрея Первозванного ассоциируется с самыми значимыми государственными и церковными наградами России. Орден Андрея Первозванного был учрежден Петром I в 1698 году и являлся первой в России государственной светской наградой. Он вручался до 1917 года и за боевые заслуги, и за гражданские отличия.

«Мы храним верность идеалам и делу, которым отмечен жизненный путь Святого Апостола Андрея Первозванного!»

Первые русские святые — Борис и Глеб

Нравственный идеал -любовь к ближнему.

Жизнь святых это пример смирения, незлобия, кротости .

Идеал Человека в современном мире

  • Современный мир, лишенный идеала, лишен и любви, — он недостоин человека, неистинен, ущербен и несовершенен.
  • Достаточно взглянуть на современный мир, чтобы увидеть, до какой степени низшая природа человека одержала верх над тем божественным идеалом, который был дан ему при начале Арийской расы.
  • Действительно, бросив взгляд на прошлое, мы видим, что цивилизация божественного происхождения постепенно выродилась под тяжестью низших инстинктов, которыми человек не научился управлять.

Идеалы подобны звёздам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни.»

Карл Шурц

Домашнее задание

Мини-сочинение: Идеал человека

Примерный план:

  • Взаимосвязь человеческих идеалов и истории человечества.
  • Как я понимаю идеалы человека.
  • Мое понимание идеального общества.
  • Соотношение идеалов и моральных качеств человека.
  • Влияние внешности на понятие идеала человека.
  • Какие черты характера человека я считаю идеальными.
  • Какие черты характера я стараюсь воспитать в себе.
  • Гуманистические идеалы — будущее человечества?

Христос-современник», Валерий Колесник – ЛитРес

© Валерий Колесник, 2021

ISBN 978-5-0053-1274-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Потребность в идеале

Цель написания этого текста в том, чтобы дать образ идеальной личности. Но актуально ли сейчас говорить об этом? Более чем. Эта тема неразрывно связана с идеей общности между людьми. Важна общность всех людей в мире. И как никогда ранее сейчас важно единство общества в Украине. Эгоизм разъедает человеческое общество на всех возможных уровнях – и в Украине, и по всему миру:

– Украина и Россия – состояние войны.

– Европа и США – война амбиций и торговое противостояние.

– США и Китай – взаимное недоверие и торговое противостояние.

– Европа и США – Россия – продолжение холодной войны.

– Страны Евросоюза – открытые и скрытые выяснения отношений.

– Евросоюз и Великобритания – взаимные претензии и недоверие.

Список этот можно продолжать, двигаясь по карте мира в любом направлении. Разобщенность религиозная, этническая, государственная, территориальная, экономическая и т. п. Есть ли возможность преодолеть разобщенность хотя бы в теоретическом плане? Есть. Для этого необходимо иметь идею, которая могла бы объединить народы и группы людей или хотя бы представителей одного этноса. О такой идее говорит Честертон

1.

Сейчас мечтают о Соединённых Штатах Европы, забывая, что Соединённые Штаты Америки были бы невозможны без очень точной, очень чёткой «Декларации независимости». Нельзя спорить «ни о чём»; нельзя «ни на чём» и примириться.

Интуитивное понимание того, что необходима объединяющая идея есть у многих думающих людей2.

Мне отчего-то кажется, что мы живем в то время, когда коллективный разум способен заменить политическую волю одиночки. Когда учение взращивает пастыря. Имя, которого не так уж и важно, если учение верно.

В конце концов, если веровать, то во что-то, а не в кого-то. А если жить, то надо знать, во имя чего-то. И надо знать, за что воевать. Или сидеть.

Но в плане построения такой идеи автор цитаты в тупике.

Единство нации или любой группы людей достигается мировоззренческим единством тех, кто составляет нацию или эту группу. По мнению автора, единство мировоззрений, взглядов, жизненных установок – все это синтезируется в совершенной или идеальной человеческой личности или в образе героя, достойного подражанию. Ниже предлагается идеал личности, к которому вполне может стремиться каждый представитель и нации, и общества, и всего человеческого сообщества. Этот идеал есть средство для объединения нации, общества, государства. Чтобы действие идеала проявилось в жизни общества – этот идеал должен быть сформулирован, записан, методично растолкован, закреплен в применении, в сознании людей.

К сожалению, ни в обществе, ни в научной среде нет понимания нужды в идеале, в объединительной функции идеала. Как следствие ни социальные науки, ни реальная политика, ни культура не сумели создать образ идеальной личности. Как утверждает еще один автор3.

Все попытки создавать героев через культуру обернулись практическим фиаско.

В ответ на это утверждение есть два замечания. Во-первых. Это капитуляция перед проблемой создания идеала. Автор цитаты опустила руки и не знает, что можно предпринять. Во-вторых. Если культура и обращала внимание на возможный идеал, то позже всегда его теряла.

Автор4 следующей цитаты, конечно, неправ. Есть такой образ как синтетическое понятие. Вопрос только в том, материализуется ли это понятие или нет.

Украине образы героев не нужны. Во-первых, нет такого синтетического понятия, которое можно было бы вместить в один образ.

Следующее заявление Рахманина5 не столь безнадежное.

В реальной политике реальных героев общество не видит. Героям вчерашним не верят. Героев позавчерашних не помнят. Или не хотят вспоминать. Попытки интеллектуалов пробудить интерес к реальности не увенчались успехом. «Инициатива 1 декабря» не стала событием. Для усталой части общества призывы моральных авторитетов оказались слишком сложны, для энергичной – слишком скучны. Некоторым «продвинутым» Дзюба, Маринович и Попович и вовсе кажутся людьми из бесконечно далекого прошлого.

Из этого вовсе не следует, что в обществе отсутствует спрос на моральных архонтов, на хранителей сберегшихся традиций, на добросовестных носителей ценностных установок, на достойных почитания титанов духа.

Но выхода Рахманин все равно не предлагает.

Автор следующей цитаты6 очень иронично говорит о возможных героях в украинском сознании и видит образ героя только как идеологическое манипуляторное средство.

Теперь к мифу о герое. Точнее, о Герое с большой буквы, потому что на него есть запрос в обществе. А самого героя, продуктивного и яркого мифа о нем нет. Мученики не в счет. Украинская культурная среда – смешанная. Значит, в ней, по науке, должно быть расслоение на элитарную мифологию и низовую. Элитарная – значит нормативная, политкорректная, оплаченная и транслируемая в СМИ в прайм-тайме. Цвет власти при этом значения не имеет. Низовая – это политфольклор, анекдоты, матерный флуд в Интернете, теории заговора и все обломки религиозных и политических мифов прошлого.

Автор цитаты продолжает7:

Герой – это инструмент для адаптации созданных идеологических мифологем в массовом сознании. Но сколько на нем, родимом, мифологем удержится, столько и донесется до потребителей. Украинский Герой – это не человек, а инстанция.

Автор цитаты не понимает того, что дело не только в идеологии и манипуляции. Потребность в герое, в идеале – это воля Божья. Это средство Божьего воспитания. И что этот образ не будет легким для восприятия, и что его примут далеко не все. Но сам факт его предложения и существования уже есть мощнейшее давление на массовое сознание. И что следование этому образу есть огромная польза для человека.

Ко всему в обществе все равно существовал и существует образ (архетип) героя на которого равняются. И если общество не хочет превратиться в ферму хряков, которые только едят и размножаются, то оно должно и сформировать, и иметь, и равняться на положительный идеальный образ героя.

Всегда были и есть люди, кому идеальный образ человека не нужен, и будут те, кто на него хоть как-то равняется. Можно было бы сказать, что у людей разная логика, разные ценности жизни. А любые ценности, как и разные люди имеют право на существование. То есть, и те, и другие имеют право на жизнь вместе со своими взглядами и со своим образом жизни. Но такие ли уж люди разные? Так уж ли разные ли у них ценности? Какие ценности у всех по отношению к самим себе? Хочет ли человек, чтобы к нему относились по-скотски?

 

– Хочет ли человек, чтобы его обманывали на рынке, в магазине, обманывали на весах или на сдаче, чтобы обманывали, продавая некачественный товар. Понравится ли это приверженцу идеала? Нет. Также точно не понравится это и человеку, равнодушному к идеалу личности. Оказывается, что в этом все одинаковы.

– Понравится ли это стороннику идеала, чтобы ему вечером возле дома, как только выйдет из него, постоянно били по голове? А потом выворачивали по карманы. Конечно, не понравится. – — Точно также не понравится это и не стороннику идеала. Оказывается, что общие взгляды существуют у всех.

– Никому не нравится, если на улице, на работе, на рынке – везде на него «рычат» и «гарчат». Это неприятно никому.

– Никому не понравится, если жена постоянно изменяет. Никому не нравится, если постоянно изменяет и пьянствует муж. И в этом люди одинаковы.

– Никому не нравится, если в глаза улыбаются, а за глаза поносят.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

<…>

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

(Я не люблю. В. Высоцкий.)

– Никому не нравится, если должники не отдают долги.

Уже в таком обыденном смысле есть основание для единения людей. У людей есть удивительное единство в отношении того, каким должен быть ближний. Но в отношении себя требования точно также на удивление разнообразные. В отношении ближних очень хотелось бы чтобы они были милосердными, отзывчивыми, сострадательными, угождающими мне, прощающими меня за любые проступки. Я же такой какой есть и принимайте меня таким как я есть. Но это есть генетически унаследованный, необузданный эгоизм. Постмодернизм же – это только попытка оправдать, философски обосновать право быть эгоистом.

Клайв Льюис говорит, что влюбленные смотрят друг на друга, а друзья смотрят в одну и ту же сторону. Ту расплывчатую картину, которую видят все представители общества вполне можно тщательно выписать и сделать контрастной, представить в виде объединяющего общество мировоззрения. Именно мировоззрение его носителей либо объединяет людей в группы, либо делит общество на группы.

Что мешает единению прямо сейчас. Это то, что современное общество по сути либо безбожное, либо языческое, что тоже самое. Языческое же общество – безбожное. Мировоззрение такого общества атомизирует его, разделяет на группы, группки. В таком обществе каждый – эгоист. Если в обыденной жизни человек человеку еще не волк, то очень близки ситуации, в которых эгоизм вырастает до взаимной агрессии. Случаются стихийные бедствия, военные действия и сразу же формируются установка – «каждый за себя». В СССР в довоенные, военные и послевоенные годы установился принцип «умри ты сегодня, а я завтра».

Языческое общество времен первых христиан не отличалось высокой моральностью.

– Не было нравственной чистоты.

– Было распространено чревоугодие, пьянство.

– Было обычным делом повсеместное прелюбодеяние, блуд.

– Идолопоклонство.

– Презрение к убогим, но в чести богатство и сила.

– Презрение к труду, но в почтении праздность. Толерантность к рабскому труду.

– Презрение к кротости, к скромности, но вместо этого стремление к публичности.

– Дети, женщины, старики, калеки, рабы были существами второго сорта или, хуже того, просто не считались за людей.

И много другого малопривлекательного. Но разве мировоззрение любого современного общества далеко ушло от того мировоззрения?

Мыслящие умы во все времена пытались создать идеал человеческой личности, образ героя. О чём пишет следующий автор8:

Античный греко-римский мир выдвинул идеал мудреца. И идеал мудреца означал целостное отношение к жизни, он охватывал всего человека, он означал духовную победу над ужасом, страданием и злом жизни, достижение внутреннего покоя. Это был идеал интеллектуальный, в котором знанию придавалось центральное значение, но интеллектуализм означал просветленность человеческой природы, а знание имело жизненное значение. Таковы Сократ, Платон, стоики. Идеал мудреца, ведомый не только греко-римской античности, но и Востоку, Китаю, Индии, есть самый высокий образ в мире дохристианском. Мир христианский выдвинул идеал святого, т. е. целостного преображения и просветления человека, явления новой твари, победившей ветхую природу. Это есть вершина достижения нового духовного человека. Христианское средневековье создало, кроме того, идеал рыцаря, выдвинуло образ рыцарского благородства, верности, жертвенного служения своей вере и своей идее. И идеал рыцаря способствовал вообще выработке человеческого типа в христианскую эпоху истории. Рыцарство выковало личность. Какой идеальный образ человека создала новая история, который можно было бы сравнить с образом мудреца, святого и рыцаря? Такого образа нет. Идеальный образ гражданина не может быть сопоставлен с образом мудреца, святого или рыцаря, он слишком исключительно связан с жизнью общества, с жизнью политической. Появился целый ряд профессиональных образов человека, требующих своих идеальных совершенств, – образ ученого, артиста, политического деятеля, хозяина-предпринимателя, рабочего. И только последний образ человека, образ рабочего, пытаются превратить в целостный идеальный образ – образ «товарища», который должен заменить мудреца, святого, рыцаря для нашей эпохи. Но в образе «товарища» меркнет окончательно образ человека, искажается образ и подобие Божье.

Создать образа героя оказалось неразрешимой проблемой. Государство тоже создавало идеальные образы. Но эти образы всегда создавались под заказ государственной системы. Эти образы были средством манипуляции. Государство учит общество неким образцам. Но задача государства – сделать из члена общества хорошо прилаживаемый смазанный винтик. Такими винтиками в СССР были: шахтер Стаханов, разведчик Кузнецов, летчики Кожедуб или Мересьев, трактористка Паша Ангелина, комсомольский вожак Павка Корчагин, пионер Валя Котик, геолог, конструктор летальных аппаратов и т.  п. Эти герои создавались для определенного времени и для решения определенных задач, что стояли перед государством. А позже героев забывали. В Советском Союзе и в фашистской Германии был идеал человека, но об этих идеалах никто не вспоминает сейчас.

Общество, как правило, насмехалось над идеалом государства, который по сути был искусственным. Это проявлялось в анекдотах, в бардовском фольклоре, в самиздате. В то же время общество формировало свои взгляды на то, что ценно для человека и что, соответственно, идеал человека. Что, как правило, не совпадало с идеалом государства. В разное время в СССР популярными были профессии инженера-механика, инженера-электрика, военного, врача, юриста, торгового работника, дипломата, государственного или партийного чиновника. Но ценность этих профессий была чисто утилитарной. Ценность определялась тем, сколько можно лично ПОЛУЧАТЬ, обладая этой профессией, – основным заработком, подношениями, взятками или относительно безопасным воровством.

Рождались в обществе и высокие прекраснодушные мечты и фантазии об идеальном гуманном обществе. Но такие образы – это уровень сказок. Например, дон Кихот. Какие бы кто не давал оценки Дон Кихоту, но как личность он совершенно непривлекателен. Реально никто бы не хотел иметь дон Кихота в качестве своего ближнего. Постоянный поиск подвигов – это что-то сродни «Распорядку дня барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена на 30 мая 1779 года.»:

– Подъем в 6 часов утра.

– 7 часов утра: разгон облаков, установление хорошей погоды.

– С 8 утра до 10 – подвиг.

– 16:00 – война с Англией.

Есть в обществе некоторый срез, представители которого ищут абстрактное просветление, космические знания, ищут мистических космических учителей. В этом случае уже следует говорить скорее не об идеале, а о клинике.

Поиски идеала в обществе к настоящему времени закончились банально:

 
Что ты пискнул? Что за идеалы,
Больше так при мне не говори.
Ты наверно спутал с одеялом,
Высшие материи свои….
(Леонид Сергеев. Монолог сильной личности. )
 

Найти или создать идеал в современном обществе в настоящее время особенно трудно. Так как в эпоху постмодернизма и нравственного релятивизма очень трудно разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Вот констатация этой проблемы9.

Разобраться в вопросе о здоровом или больном, благотворном или губительном для человека мировоззрении (сознании) далеко не просто. Например, человек может обладать криминальным сознанием, но среди своих друзей или родственников быть добрым или даже великодушным. Человек может испытывать чувство подозрения или ненависти к иноверцам, но к своим единомышленникам относиться благожелательно. Внутренний мир человека неисчерпаем. В нем могут уживаться порой самые противоположные идеи. Но при всем этом мы не можем не видеть, что среди нас есть такие люди, взгляды которых имеют явно нездоровый характер, поскольку в их сознании преобладает одно из тех вредоносных мировоззрений, о которых мы только что сказали.

Вспоминается некое подобие анекдота. – Кто такой идеальный мужчина? – Некто, кого знала жена до свадьбы. Соответственно, гармоничное современное общество – это какое-то общество, которое знает некто, пока не входит в реальный мир.

Но все еще проще. Из-за того, что в сознании современного человека нет четкого различения добра и зла, то у людей отсутствуют разумные осмысленные требования к другим. Все ждут изменения в других. Изменений полезных для себя. Требования жены к мужу: универсальный строитель её личного рая на земле. Требования мужа к жене: универсальный домашний робот. В требованиях абсолютная эклектика. Запросы адресованные ближним – субъективные, эгоистичные. И в результате вырастает в каждом садике рафинированный эгоизм и гордыня.

В Википедии размещен следующий текст (теория модернизации)10:

На основании социологических исследований построена аналитическая модель современной личности, имеющей следующие качества:

– открытость к экспериментированию, инновациям и изменениям;

– готовность к плюрализму мнений и одобрение такого плюрализма;

– ориентация на современность и будущее, а не на прошлое;

– экономия времени, пунктуальность;

– убежденность в способности организовать жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия;

– планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни;

– вера в урегулированность и предсказуемость социальной жизни и возможность рассчитывать действия благодаря известным экономическим законам, торговым правилам и правительственной политике;

– чувство справедливости распределения – вознаграждение по возможности зависит от мастерства и вклада;

– высокая ценность формального образования;

– уважение достоинства других независимо от их статуса, объёма власти и т.  д.

Более неудачного методологического подхода в формировании свода качеств личности трудно было придумать. Обществу следует предлагать модель личности, а не спрашивать какой должна быть личность. Более того, предлагаемая модель должна была бы быть такой, что требует усилия в ее достижении. Чтобы быть эгоистом напрягаться не надо. А здесь же предложена модель человека, стремящегося к успеху в личной жизни. К ближним же у него вежливое равнодушие, чтобы только ближний не мешал жить и не трогал его, стремящегося к преуспеванию. Ближний оказывается за пределами фокуса, в пограничной зоне бокового зрения. Это модель эгоиста11: я такой – крайне непривлекателен для ближнего, ко всему я такой – лузер.

 

Наконец, современные процессы в социумах развитых стран часто обозначаются как постмодернизация – формирование нового типа общества, имеющего иную материальную базу и даже другие ментальные характеристики, чем современное. Такое общество называют постиндустриальным, информационным, технотронным, постмодерным. Постмодернизация развитых обществ предусматривает отказ от акцента на экономическую эффективность, бюрократические структуры власти, научный рационализм, которые были характерны для модернизации, и знаменует переход к более гуманному обществу, где большее пространство предоставляется самостоятельности, многообразию и самовыражению личности.

Новый тип общества предполагает, что для жизни описанного выше эгоиста всего много; государственная система, в которой живет этот эгоист, аморфная как кисель; в обществе безответственность всех перед всеми. Но это есть последняя стадия разложения и общества, и государства, и страны.

Если уж говорить о религиозных идеалах, то попытки создать подобные тоже не увенчались успехом. Вероучения христианских конфессий расходились и расходятся с Учением Христа существенно. И те идеалы, что творились на основании этих вероучений существенно отличался от образа созданного Учением Христа. (Бердяев Н. А. О назначении человека12).

Идеальные образы женщины были образами матери, жены, девы, верной возлюбленной, но всегда так или иначе, положительно или отрицательно были связаны с полом как универсальным свойством человеческой природы. Женщина была не столько творцом, сколько вдохновительницей мужского творчества. Нередко она угашала мужское творчество, требуя идолатрии любви, создавая тиранию любви.

Суть Учения Христа в конфессиональных вероучениях размывается, затуманивается и задвигается в ящик стола. Остаются литургия и таинства; остается законничество или религия процветания и здоровья. Соответственно, образ православного или католического святого со временем также непривлекателен, как и любой секулярный идеал, созданный вне религии. Но Бог посмеётся над любым человеческим идеалом – религиозным или секулярным.

Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. (Флп.3:19).

Стандарты мужской красоты в истории

 

В каждой культуре есть представление о том, как должен выглядеть идеальный мужчина. Сегодня мы видим красивых людей в социальных сетях, на телевидении, на подиумах и на красных дорожках. Мы склонны рассматривать их как идеал красоты, создающий стандарт, по которому можно судить о привлекательности других людей. Так было и в прошлом, в каждый период нашей истории существовало представление о том, как должен выглядеть идеальный мужчина. В этой статье мы рассмотрим идею идеального мужчины и стандартов мужской красоты с точки зрения европейской истории, Древней Греции и Рима, Средневековья и эпохи Возрождения.

 

Идеальный мужчина: молодость равна красоте
Мраморная статуя куроса (юноша), ок. 590–580 гг. до н. э., через Музей MET

 

Наша история начинается в 6 веке до нашей эры в Греции. В частности, Аттика была регионом с сильными художественными традициями и превосходной скульптурой. Здесь мы можем найти многочисленные статуи молодых людей в серьезных, встревоженных позах по прозвищу «курос», что означает «юноша».

 

Поза этих статуй, скорее всего, была заимствована из древнеегипетского искусства и давала зрителям четкую и понятную формулу для интерпретации. Они представляли собой небольшую революцию, поскольку до 6 века до н.э. основным стилем искусства был геометрический, а человеческие фигуры в основном рисовались или изображались в сильно стилизованных, почти абстрактных формах. Однако эти фигуры куроса демонстрировали идеализированную версию молодых людей без индивидуальных личностей. Их загадочная улыбка, левая нога вперед, руки по бокам и стройные тела были очень похожи. Вместо того, чтобы изображать отдельных лиц, они символизировали общую идею юношеской красоты.

 

Связь между молодостью и красотой была важна, обуславливая место человека в обществе, который должен был соответствовать идеалу « arete », сочетанию нравственной и физической красоты и благородства. Курос использовались как для посвящения богам, так и как надгробные памятники. Со временем греческие скульпторы отказались от строгой египетской геометрии и занялись изучением мускулатуры человека, создав таким образом новый «идеал».

 

Мышцы и мозг идеального мужчины
The Townsley Diskobolos, римская копия греческого оригинала, II век н.э., через Британский музей

После перехода от более геометрического искусства к натуралистическому изображению человеческого тела мы можем наблюдать одно из самых известных и точных изображений обнаженного мужского тела в античном искусстве. Статуи атлетов и божеств и в наши дни представляют собой идеал мускулистого мужского тела. Нужно иметь в виду, что с мускулатурой было не переусердствовать, так как идеалом было спортивное здоровое тело. Единственным исключением был Геракл (или Геракл), чья сила и жизнь определялись физической мощью, поэтому его чрезмерные мускулы определяли его характер. Юношей поощряли к соревнованиям в спортзалах и во время спортивных игр, чтобы продемонстрировать свою физическую подготовку.

 

Артемисион Бронзовый, статуя Зевса или Посейдона, ок. 460 г. до н.э., в Национальном археологическом музее, Афины

 

.

Забавный факт: если вы когда-нибудь задавались вопросом, почему у атлетичных греков пенисы меньше среднего, то на то есть причина — большой пенис был символом варварской дикости и неконтролируемых желаний. Так как идеальный мужчина должен был быть красивым не только снаружи, но и внутри, то потребность отличить себя как цивилизованного должна была проявляться снаружи. Знания вкупе со здоровым, красивым телом были символом совершенства, а нагота на скульптурах не считалась чем-то вульгарным или неуместным, а, напротив, рассматривалась как демонстрация идеала, к которому должен стремиться каждый мужчина.

 

Мраморный бюст мужчины, середина I века н.э., римлянин, через Музей МЕТ

 

Мировоззрение начало меняться особенно во время правления Александра Македонского, когда произошло смешение стандартов красоты. Позже, в римский период, представление об идеальной красоте было другим. С появлением могущественных личностей, которые не были совершенны в смысле физической красоты, начала появляться идея политической власти. Так, многие портреты римской эпохи были удивительно реалистичны, изображали телесные недостатки, признаки старости или различные «уродства». Красота могла быть «прикрыта» богатством и властью, что мы еще увидим в эпоху Возрождения.

 

Средневековье: божественное тело и космический человек
Иллюстрация к Евангелию из Шпейера, ок. 1220 г. н.э., через Метафизический Угол

 

Совершенно неожиданно в последние годы существования Римской империи к власти пришло новое религиозное движение: христианство. С идеями, заимствованными из Ближнего Востока и еврейского наследия, эти новые идеалы отличались от идеалов, установленных классическими цивилизациями Греции и Рима. Нагота, которую ценили и греки, и римляне, считалась чем-то постыдным, что нужно было скрывать. Конечно, были исключения — как вы можете видеть на изображениях распятого Христа или Иоанна Крестителя, одетых только в набедренную повязку или шкуру животного. Обнаженное тело само по себе не было признаком стыда, если оно было нарисовано или вылеплено в правильном контексте.

 

Тело Иисуса Христа должно было быть совершенным, поскольку он был сыном Божьим. Поэтому идеальным человеком был не мускулистый или интеллектуальный человек, каким он был в древности, а тот, кто представлял собой духовное совершенство. Иисус Христос также считался рожденным совершенным человеком, поэтому на многочисленных средневековых изображениях Девы Марии и младенца Иисуса его изображали уже взрослым человеком.

 

Космические сферы и человек, Liber Divinorum Operum I.2 , Хильдегард фон Бинген, начало 13 века н.э., через Проект истории искусств

 

Знаменитый средневековый рисунок мистика Хильдегарды Бингенской изображает человека в гармонии со вселенной. Важно было не показать идеальную мускулатуру, а идеальный символизм. Человек находился в центре космоса, и его душа была важнейшей частью его красоты и изящества в рамках большего цикла жизни и божественного плана. Конечно, это не значит, что художники Средневековья не могли оценить красоту тела, просто их внимание сместилось на внутренний мир человека, а не на его внешнюю демонстрацию. Людей призывали заботиться о своей душе больше, чем о своем теле, вдохновляясь портретами Христа и святых, которые считались идеальными людьми не из-за их внешности, а из-за их внутренностей. Внешняя красота по-прежнему ценилась, но не столько в изобразительном искусстве.

 

Витрувий и геометрия
Витрувианский человек , Леонардо да Винчи, около 1490 г. н.э., через Wikimedia Commons

 

Научные наблюдения за человеческим телом и окружающим миром побудили людей эпохи Возрождения возродить интерес к человеческому телу как к образцу совершенства. Один из величайших эрудитов своего времени Леонардо да Винчи нарисовал идеального человека, известного сегодня как Витрувианский человек. Стоящий обнаженный мужчина с хмурым лицом, двумя парами рук и ног нарисован в виде идеального круга и квадрата. Это рассматривалось как дань уважения древнеримскому архитектору Витрувию. Однако наблюдения Леонардо основывались больше на научных данных и его исследованиях анатомии человека. Его уникальный подход сочетал математику и искусство, чтобы продемонстрировать свое понимание пропорций и попытку связать человека с природой.

 

В его заметках, написанных зеркальным письмом, говорится, что рисунок был исследованием пропорций, описанных в работе Витрувия De Architectura . Если мы внимательно посмотрим на текст и сравним его с рисунком Леонардо, мы увидим несколько различий в высоте поднятых рук и квадрата и круга с центром в паху мужчины. Похоже, что Леонардо да Винчи усовершенствовал модель на основе своих наблюдений, используя свой невероятный набор навыков.

 

Стандарты мужской красоты: совершенство скрыто в несовершенствах
Давид Микеланджело, 1501-1504 гг., Галерея Академии, Флоренция, через Музей Виктории и Альберта

 

Еще один известный пример идеального мужчины того периода — Давид Микеланджело . Высокая мраморная статуя (более пяти метров/16 футов) библейского Давида изображает молодого обнаженного человека, скорее всего, готовящегося к битве со своим гигантским противником, Голиафом. Его контрапостная поза, когда одна нога держит весь его вес, а другая слегка выдвинута вперед, дает нам представление о классическом идеале красоты. Несмотря на этот идеал, само тело не идеально, если мы посмотрим на пропорции Дэвида. Его голова и руки преувеличены по сравнению с остальным телом, а пенис меньше в соответствии с древнегреческим представлением о цивилизации. Это также могло быть связано с историческим прозвищем Давида «сильная рука» или с тем, что зрителю приходилось смотреть на статую снизу.

 

В целом у статуи необычайно стройные туловище, ноги и шея — тем не менее, Микеланджело был мастером-скульптором, и мы не должны рассматривать эти диспропорции как непреднамеренные. Наоборот, он знал о них, и они сыграли ему на руку — ведь Давид и по сей день является одной из самых узнаваемых статуй в мире. Мы можем видеть, что идеальный человек не нуждался в совершенных математических пропорциях, как витрувианский человек, но, что более важно, его поза, его жесты и его значимость определяли, считался ли он идеальным человеком. Эта философия также применялась в то время к гражданским портретам, с переходом идеала от физической или внутренней красоты к демонстрации богатства и власти.

 

Идеальный мужчина: власть и богатство
Портрет Генриха VIII работы Ганса Гольбейна Младшего, 1540 г., через Интернет-галерею искусств

 

Вы богаты и влиятельны и не боитесь это показать — этот жизненный девиз можно применить к знати эпохи Возрождения. Демонстрировать свою власть через богатство было не стыдно, и им не нужно было слишком идеализировать свою внешность на портретах. Если оглянуться назад, то это была философия, аналогичная той, что существовала во времена Римской республики, когда в моде были реалистичные бюсты.

 

Могущественный средний класс начал приходить к власти и накапливать свое богатство, вкладывая средства в искусство и талантливых художников. Они были заинтересованы не в том, чтобы их изображали идеализированными мужчинами, а в том, чтобы они были сильными личностями. Их намерение состояло в том, чтобы быть индивидуально признанными, а не представлять некое обобщенное представление о красоте и совершенстве. Демонстрация богатства и власти была в центре живописи и придавала силу личностям своих героев.

 

Идеальный мужчина превратился из идеального юноши в зрелого мужчину. Это также можно увидеть за пределами Италии, как мы можем наблюдать в работах Яна ван Эйка, Ганса фон Гольбейна и Альбрехта Дюрера. Конечно, Иисус Христос или античные скульптуры по-прежнему вызывали восхищение и рассматривались в их представлении как «идеалы», как мы можем видеть в живописи раннего Возрождения и фресках с религиозными сценами, дополненными меценатами, заказавшими произведение искусства. Тем не менее, они осознавали свое несовершенство так же, как и свою силу. Портрет должен был изображать уникальный внешний вид человека с помощью символов и фона, подчеркивающих мужскую силу. Этот сдвиг означал, что идеальный человек воспринимался не как простой символ, а как личность, обладающая властью в своих руках. Акцент на внутренней или внешней красоте затмил индивидуальную силу.

 

Сэр Брайан Тьюк , Ганс Гольбейн Младший, ок. 1527/1528 или ок. 1532/1534, через Национальную художественную галерею, Вашингтон, округ Колумбия

 

Подводя итог концепции идеального мужчины, мы можем применить эти идеи к современному обществу. Как идеальный мужчина из упомянутых выше периодов выглядел бы в современных социальных сетях? В первом случае он будет заниматься в тренажерном зале, читая Платона, в то время как средневековый идеал будет одухотворенным человеком, пытающимся соединиться со своей внутренней красотой и собой (и в идеале быть стройным), а человек эпохи Возрождения будет демонстрировать свое богатство. и успех. Со временем представление о мужчине стало индивидуализированным, и за ним было трудно уследить, но я считаю, что идеалы классической Греции, средневековой духовности и ренессансного натурализма и по сей день являются тремя краеугольными камнями, определяющими мужской идеал.

 

Ссылки и дополнительная литература:

 

Пикон, Карлос А. 2007. Искусство классического мира в Метрополитен-музее: Греция, Кипр, Этрурия, Рим. нет. 67, стр. 70–71, 419, Нью-Йорк: Музей Метрополитен.

Занкер, Пол. 2016. Римские портреты: скульптуры из камня и бронзы в коллекции Метрополитен-музея . п. 3, рис. 3, Нью-Йорк: Метрополитен-музей.

Collections

http://www.hildegard-society.org/p/liber-divinorum-operum.html

https://www.metmuseum.org/toah/hd/ropo/hd_ropo.htm

https://www.gallerieaccademia.it/en/node/1582

Национальная портретная галерея Обучение: В фокусе: Ганс Гольбейн Младший. Доступно: https://www.npg.org.uk/assets/files/pdf/learning/NPG_HansHobein_09.pdf

Джек Форд: Божественная любовь в средневековом космосе
Космологии Хильдегард Бингенской и Германа Каринтихской https://cjh.uchicago.edu/issues/spring17/8. 5.pdf

Что искать в мужчине: идеальный мужчина

Закладка Печать

Идеальный мужчина

В этом уроке рассматриваются качества, которые следует искать в мужчине, что делает его настоящим материалом для брака.

Дата создания:

июля, 2019

Длина видео:

32:20

Длина транскрипта:

8 минут чтения

YouTube YouTube YouTube 0125 Prime Vimeo

Скачать

Видео (720p) Аудио (. mp3) Слайды Примечания

В этом разделе я хотел бы поговорить о том, что нужно искать в мужчине, когда он думает о женитьбе.

Видите ли, всем выгодно найти хорошего мужчину для женитьбы, потому что:

  • Для своей семьи он будет отвечать за установление духовного и нравственного уровня в семье и, таким образом, приносить честь или позор своим родителям и расширенной семье.
  • Для своих родственников он будет тем, кто будет нести ответственность за поддержку, защиту и руководство их дочерью и будущими внуками.
  • Для своей будущей жены он будет отцом ее детей, и качество его характера будет определять, будут ли День матери, День отца и каждый второй день временем счастья и благодарности или временем сожаления.
  • Для своего Господа он будет либо каналом благословения для своей семьи, либо препятствием для присутствия Христа в их доме.

Поэтому чрезвычайно важно найти подходящего мужчину для женитьбы, потому что от него будет зависеть так много людей, включая Господа. Конечно, вы никогда не найдете подходящего мужчину, если не знаете, что ищете, или если слушаете мир и то, что он продвигает как идеал.

Современный идеал

Прежде чем мы рассмотрим, что на самом деле нужно искать в мужчине, давайте перечислим некоторые из наиболее популярных вещей, которые мир считает желательными в современном мужчине 21-го века.

Внешность

На сегодняшний день главной характеристикой является внешность. Люди говорят, что это не так (обычно, чтобы не показаться поверхностным), но, судя по тому, что делают люди, внешность стоит на первом месте. Я не имею в виду какой-то конкретный внешний вид (мускулистый, опрятный, рокерский, скейтерский, богатый, восточного побережья, Гэп и так далее). Дело в том, что первое, что нам говорят, это то, что вы должны иметь «взгляд» или вам нужен кто-то, у кого есть «взгляд». Конечно, в этом нет ничего нового, мужчины культивировали любой «внешний вид», который, по их мнению, был бы привлекательным для женщин, и наоборот. Я имею в виду, что в мире чрезвычайно важно найти мужчину с правильной внешностью.

Потенциал

Мы измеряем личную ценность в этой стране тем, насколько богат, известен или насколько квалифицирован человек. Опять же, нам нравится отрицать это, потому что это звучит поверхностно, но беглый взгляд на печатные и электронные СМИ, отражающие наши ценности, показывает, что это правда. Мы будем присутствовать на многочисленных церемониях награждения, которые просто удовлетворяют раздутое эго знаменитостей, потому что мы очарованы славой. У нас есть бесконечные книги с диковинными похвалами людям, которые водят быстрые машины или рисуют. Я не говорю, что спорт и искусство недостойны похвалы, я говорю о том, что мы используем кинозвезд и спортсменов как образцы того, какими должны быть люди. Мы ценим человека просто потому, что он известен. Печальным примером этого была Моника Левински (стажер Белого дома, у которой был сексуальный роман с тогдашним президентом Биллом Клинтоном). Она прославилась тем, что была аморальна с кем-то, кто был известен, и по этой причине продолжает оставаться знаменитостью спустя 25 лет! Поскольку большинству людей не хватает красоты или таланта, чтобы стать знаменитыми, нас поощряют делать это путем накопления богатства и вещей.

Поэтому во всем этом желателен мужчина, способный преуспеть в одной из этих областей. Мы надеемся, что человек, которого мы выбираем, имеет, по крайней мере, шанс стать великим, богатым, знаменитым или успешным. Мы любим победителей в этой стране, и человек, у которого есть все, что нужно, чтобы быть одним из них, это тот человек, которого нужно искать, человек с потенциалом.

Я полагаю, в общих чертах мир действительно говорит нам искать…

Человек постмодерна

Постмодернизм — это причудливый термин, описывающий взгляды и систему ценностей, которых придерживается идеальный мужчина нашего века. Постмодернистский человек — абсолютная противоположность «старомодному» человеку и опережает современного человека на световые годы. Постмодернистский человек превыше всего:

  • Толерантный: Не осуждает чей-либо образ жизни или действия.
  • Безопасность: Он любит себя и уверен в своих способностях.
  • Уравновешенный: Он не позволяет ничему затмить его чувство собственного достоинства, он все контролирует.
  • Логический: не занимается вопросами, которые не ставятся или на которые не отвечает наука и техника.
  • Однополый: Постмодернистский мужчина прилагает все усилия, чтобы устранить различия между полами (будь то социальные или биологические).
  • Религиозный: Постмодернистский человек не против религии, он просто не видит никакой роли, которую она может сыграть в его жизни.

Этот классный, независимый, гибкий, светский мужчина — тот, кого женщинам велят искать.

Идеальный мужчина

Я мог бы продолжить описание того, что мир называет идеальным мужчиной этого века, но я думаю, что вы поняли общую картину.

Теперь позвольте мне описать идеального мужчину для любого возраста. Я мог бы перечислить дюжину характеристик, но предпочел бы описать только четыре, которые можно увидеть, так что, подобно верхушке айсберга, видимые качества предполагают прочную основу в невидимых областях.

Ищите честного человека

Лжесвидетель погибнет, а человек, слушающий правду, будет говорить вечно.
— Притчи 21:28

Честность лежит в основе любых отношений, будь то отношения с супругом, семьей, работодателем, другом и даже с Богом. Честный человек имеет открытое сердце, чтобы услышать Евангелие, даже если он неверующий. Честный христианин поддается обучению и более способен расти в духовном, а также с большей вероятностью раскаивается, когда ошибается. Одна из причин, по которой лучше не жениться слишком быстро, заключается в том, что иногда требуется некоторое время, чтобы увидеть, действительно ли мужчина честен.

Один из лучших способов определить это — посмотреть, говорит ли он правду в мелочах. Если он не честен в мелочах, скорее всего, он не будет честен и в более серьезных вопросах. Ищите человека, который любит правду и требует ее от вас.

Ищите Доброго Мужчину

Что желательно в мужчине, так это его доброта
— Притчи 19:22

Доброта – это делать добро другим, сосредотачиваться на чужих потребностях, а не на своих собственных. Нет ничего более прекрасного и достойного восхищения в человеке, чем добрая натура. Доброта возвышает мужчину среди других мужчин, склонных к эгоизму и эгоцентризму. Доброта определяет человека как канал Божьих благословений и Божий характер. Доброта — это окно во внутреннюю работу души человека, в его истинную природу.

Женщин нельзя обманывать внешностью или мускулами, модной одеждой или машиной. Все это может скрыть или приукрасить эгоистичного грешника. Но добрый человек, независимо от его внешности или богатства, будет знать, как сделать кого-то другого счастливым и довольным во всех сферах жизни. Убедитесь, что вы ищете человека, который добр (в своей речи, действиях, отношении), а не просто тот, кто делает комплименты или подарки, чтобы завоевать расположение. Есть разница. Игрок, использующий доброту как средство, хочет получить что-то взамен; однако по-настоящему добрый человек действует согласно своей природе. Вы действительно можете увидеть разницу, потому что добрый человек таков со всеми, лицемер таков, когда он хочет что-то от вас.

Ищите Человека, Который может Прощать

Иисус сказал: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матфея 5:7). Говорят, что в жизни есть только две верные вещи: смерть и налоги. Однако есть еще одна негативная вещь, в которой мы можем быть уверены, и это неудача. Несомненно, как бы искренне и как бы сильно мы ни старались, мы будем делать ошибки, мы напортачим, мы будем говорить и делать вещи (иногда ужасные вещи), о которых мы сожалеем. И когда это происходит, о, как прекрасно иметь мужчину (или папу, или друга, или кого-то еще), который может простить и подбодрить нас.

Человек, умеющий прощать, вероятно, имеет хорошее представление о себе и своих ошибках. Обычно он не слишком стремится обвинить или осудить другого. Человек с духом прощения, вероятно, нуждался в прощении в своей жизни и получил его, и понимает, насколько хрупким и уязвимым себя чувствует человек, когда он терпит неудачу или совершает ошибку.

Мы обманываем себя, когда ищем «идеального» партнера, и думаем, что сорвали джек-пот, когда находим мужчину, который кажется идеальным. Но людьми, которые ищут или стремятся к совершенству, обычно движет страх и низкая самооценка, они ненавидят себя, когда совершают ошибки, а также довольно требовательны к другим.

Ищите человека, который милосерден к себе, и когда придет время, а оно придет, он проявит милосердие к вам и тем, кого вы любите.

Ищите благочестивого человека

Слово благочестие происходит от французского и латинского корней слов, означающих преданный. В светском смысле это означает оказывать должное уважение и преданность родителям, семье, супругу или делу и т. д. В христианском смысле это относится к тому, кто предан вещам Бога, Его народу и Его поклонению. в верности. Например, об Иисусе было сказано, что Бог услышал Его молитвы из-за Его благочестия (Евреям 5:7).

Постмодернистский человек предан только в светском смысле себе (своему внешнему виду, своим успехам), своим интересам (спорт, отдых), своему будущему (стабильность семьи, выход на пенсию). Ищите человека, обладающего духовным благочестием, преданного людям, делу и делам Божьим. Мужчины призваны Богом быть духовными и нравственными лидерами в своих семьях. Как они будут вести, если они даже не интересуются вещами Божьими? Благочестивый человек — это совершенный человек, человек, у которого есть истинный потенциал для счастья и полноценной жизни. Его преданность Богу вселяет уверенность в его чистоте, верности и направленности в жизни. Мы часто говорим нашим детям: ищите партнера, который поможет вам, а не помешает вам попасть в рай. Благочестивый человек предан тому, что ведет на небеса. Если это то место, куда вы хотите пойти, следуйте за ним, и он приведет вас туда.

Резюме

Иногда, когда вы ищете способ действий в отношении ремонта вашей машины или проблемы со здоровьем, вы спрашиваете механика или врача: «Что бы вы сделали в этой ситуации?» Мы полагаем, что если бы они сделали это для себя, их советы, по крайней мере, были бы искренними. Я пишу это, потому что мы с женой научили наших дочерей искать:

  • Человек, который знает правду и может сказать правду, даже под давлением, даже когда это будет ему чего-то стоить.
  • Хороший и добрый человек от природы.
  • Человек, полный милосердия и нежности.
  • Человек, который хочет делать то, что правильно, то, что Бог хочет, чтобы он делал. Эти мужчины все еще там. Кто-то высокий, кто-то бедный, кто-то из другой культуры, кто-то любит природу, кому-то комфортно с машинами, компьютерами, инструментами, тракторами или книгами. Независимо от внешнего сосуда, эти искренние, добросердечные, милосердные, духовные люди по-прежнему доступны! Итак, давайте молиться, чтобы наши дочери, сестры и другие, ищущие мужа, искали такого мужчину и, если будет угодно Господу, нашли его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *