Идеал что значит – Значение слова ИДЕАЛ. Что такое ИДЕАЛ?

Содержание

Значение слова «идеал» в 14 словарях

(франц. idеal, от греч. idеa — идея, первообраз)

1. в общеупотребительном смысле:

а) высшая степень ценного или наилучшее, завершённое состояние к.-л. явления;

б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей;

2. в строгом философском смысле: в теоретическом плане —

а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное ценностное представление (о благом и должном), в нормативно-этическом —

б) совершенство в отношениях между людьми или — в форме общественного И. — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство,

в) высший образец нравственной личности.

Различие подходов в теоретическом толковании И. обусловливается решением проблемы соотношения И. и реальности. При натуралистическом понимании ценностей вообще И. может трактоваться различно: во-первых, как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека. Схема такого понимания И. предзадана золотым правилом. Во-вторых, как результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия; соответственно, идеалов столько, сколько норм; по такой логике нет И. вообще, но есть идеалы, соответствующие разным ценностям: красоты, добра, справедливости и т.д. Наряду с этим на практике универсальный И. может индивидуализироваться и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный И. — в представление индивида о лучшем из всего того, что ему известно, или в индивидуально принятый стандарт чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей. И. т.о. теряет свою универсальность, трансформируется в идол или кумир; отсюда возникает впечатление, что идолов столько, сколько людей. В-третьих, как имманентные социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы. При идеалистическом понимании ценностей И. рассматривается существующим трансцендентно к реальности и данным человеку непосредственно, через «голос совести» или априорно.

Как форма нравственного сознания И. является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определённое безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. В структуре морального сознания И. занимает ключевое место; им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. По тому, признаётся ли существование универсального и абсолютного И. в качестве критерия выбора ценностей и оценки, мыслители делятся на абсолютистов и релятивистов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 100)

znachenie-slova.ru

Идеал что это? Значение слова Идеал

Значение слова Идеал по Ефремовой:

Идеал — 1. То, что составляет высшую цель деятельности, устремлений.
2. Совершенное воплощение чего-л.

Значение слова Идеал по Ожегову:

Идеал — То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений


Идеал Наилучший вид, элитный образец чего-нибудь Spec
Идеал Совершенное воплощение чего-нибудь

Идеал в Энциклопедическом словаре:

Идеал — (франц. ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.

Значение слова Идеал по словарю Ушакова:

ИДЕАЛ, идеала, м. (от греч. idea — идея) (книжн.). Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-н., мыслимый предел стремлений, желаний. Идеал красоты. Идеал человека. В идеале не то, что в действительности. Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения. Ленин. || Высшая, руководящая всей деятельностью цель, то, к чему человек стремится. Политические идеалы. Жить без идеалов. Мой идеал

теперь — хозяйка да щей горшок. Пушкин. || Лучший, самый совершенный образец. Она была идеалом женщины.

Значение слова Идеал по словарю Брокгауза и Ефрона:

Идеал — представление высшего совершенства в каком-нибудь отношении. В этом широком смысле слово И. применяется одинаково и к отвлеченным и конкретным предметам: И. добра, И. женской красоты, И. государства, И. гражданина и т. д. В этом общем смысле И. обыкновенно противополагается действительности, как чему-то несовершенному. Такое противоположение может приниматься в трояком смысле: 1) И., противоречащий действительности, может тем самым признаваться за пустую фантазию. 2) действительность, несоответствующая И., может безусловно отвергаться как бытие ложное и призрачное и 3) противоречие между этими двумя терминами может пониматься как задача их примирения, т. е. преобразования действительности по И., или воплощения его в действительности. Первые два взгляда имеют частную, относительную истинность, поскольку бывают И. по существу своему фантастичные, а с другой стороны бывает действительность также по существу негодная, неспособная к улучшению или пересозданию. Но общая принципиальная истина принадлежит только третьему взгляду: совокупность космического и исторического опыта указывает на И. осуществимые и осуществляемые и на действительность преобразуемую, усовершаемую. вся история мира и человечества есть лишь постепенное воплощение И. и преобразование худшей действительности в лучшую, и когда полагаются произвольные пределы этому процессу — это обыкновенно означает лишь тайное предпочтение дурного хорошему в силу низших интересов и страстей. Особое значение имеет понятие И. в области чистого искусства, имеющего своей задачей воплощение идей в чувственных формах, т. е. создание конкретных И. (см. Эстетика). В общее употребление слово И. стало входить с конца прошлого и начала нынешнего столетия, главным образом, благодаря Шиллеру. О философском понятии Бога, как абсолютного И., или И. чистого разума см. Кант.

Вл. С.

Определение слова «Идеал» по БСЭ:

Идеал — Идеал (франц. idйal, от греч. idйa — идея, первообраз)
идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природы сообразно И. представляет собой специфически-человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до её фактического осуществления.
Проблема И. была обстоятельно разработана в немецкой классической философии. Наиболее остро она была поставлена И. Кантом в связи с проблемой «внутренней цели». Согласно Канту, явления, не имеющие цели, которая могла бы быть представлена образно, не могут иметь и идеала. Единственным существом, действующим по
«внутренней цели», является человек как представитель рода. В животном внутренняя целесообразность осуществляется бессознательно и потому не обретает форму И., особого образа цели. Согласно Канту, И. как воображаемое (достигнутое в воображении) совершенство человеческого рода характеризуется полным и абсолютным преодолением всех противоречий между индивидом и обществом, то есть между индивидами, составляющими «род».

Таким образом, осуществление И. совпадало бы с концом истории. В силу этого И., по Канту, принципиально недостижим и представляет собой только «идею» регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на цель, чем задаёт образ самой цели, и потому руководит человеком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата. Только в искусстве И. может и должен быть представлен в виде образа — в форме прекрасного. И. науки
(«чистого разума») задаётся в виде принципа «запрета противоречия», моральный И. («практического разума») — в форме категорического императива. Ни там, ни здесь наглядно представить себе состояние, соответствующее И., нельзя, ибо оно неосуществимо в течение сколь угодно длительного, но конечного времени. Поэтому И. и
«прекрасное» становятся синонимами, и жизнь И. допускается только в искусстве. Эти идеи Канта получили развитие в соч. Ф. Шиллера, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга и немецких романтиков.
Г. Гегель, остро понявший бессилие кантовского представления об И., развенчал его как абстракцию, выражающую на деле один из моментов развивающейся действительности «духа» (то есть истории духовной культуры человечества) и противопоставленную другой такой же абстракции —
«эмпирической действительности», якобы принципиально враждебной И. и несовместимой с ним. И. становится у Гегеля моментом действительности, образом человеческого духа, вечно развивающегося через свои имманентные противоречия, преодолевающего свои собственные порождения, свои
«отчуждённые» состояния, а не изначально внешнюю и враждебную ему «эмпирическую действительность». И. науки (научного мышления) поэтому может и должен быть задан в виде системы логики, а И. практического разума — в виде образа разумно устроенного государства, а не в виде формальных и принципиально неосуществимых абстрактных императивных требований, обращенных к индивиду. И. как таковой поэтому всегда конкретен, и он постепенно реализуется в истории. Любая достигнутая ступень развития предстаёт с этой точки зрения как частично реализованный И., как фаза подчинения эмпирии власти мышления, силе идеи, творческой мощи понятия, — то есть коллективного разума объединённых вокруг идей людей. В виде И. всегда оформляется образ конкретной цели деятельности
«рода», то есть человечества на данной ступени его интеллектуального и нравственного развития. В составе И. действительно представляются разрешенными главные, наиболее острые и окончательно назревшие всеобщие противоречия. «Дух» всегда осуществляет наличные проблемы, а не абстрактно-формальную цель
«абсолютного совершенства», представляемого как неподвижное и лишённое жизни (стало быть и противоречий) состояние.
Поскольку И. определяется Гегелем в духе традиций немецкой классической философии как наглядно созерцаемый образ цели, дальнейшая разработка проблемы И. переходит у него в эстетику, в систему определений «прекрасного». Осуществление И. как
«прекрасного» относится Гегелем, однако, к прошлому — к эпохе античного «царства прекрасной индивидуальности». Это связано с тем, что Гегель считает буржуазное (идеализированное им) развитие культуры завершением социальной истории людей. Теоретически увековечивая капиталистическое разделение труда, Гегель считает романтической мечтой, то есть реакционным идеалом, идею всестороннего и целостного развития индивида. Но без этого идея
«прекрасной индивидуальности» становится немыслимой даже чисто теоретически. Поэтому «прекрасное» (а тем самым и И. как таковой) оказывается у Гегеля скорее образом прошлого человеческой культуры, нежели образом её будущего.
Подвергнув критике идеализм Гегеля, марксизм-ленинизм материалистически переработал диалектические идеи Гегеля относительно И., его состава, его роли в жизни общества и возможностей его конкретной реализации. Понимая под И. образ цели деятельности объединённых вокруг общей задачи людей, К. Маркс и Ф. Энгельс главное внимание обратили на исследование реальных условий жизни основных классов современного им (буржуазного) общества, на анализ тех реальных всеобщих потребностей, которые побуждают эти классы к деятельности и преломляются в их сознании в форме И. Идеал был впервые понят с точки зрения отражения противоречий развивающейся социальной действительности в головах людей, находящихся в тисках этих противоречий. В виде И. в сознании всегда своеобразно отражается противоречивая социально-историческая ситуация, чреватая назревшими, но не удовлетворяемыми потребностями более или менее широких масс людей, общественных классов, групп. В виде И. эти группы людей и создают для себя образ такой действительности, в рамках которого наличные, гнетущие их противоречия представляются преодоленными,
«снятыми», и действительность изображена «очищенной» от этих противоречий, свободной от них. Это не значит, что в виде И. следует представлять себе грядущее состояние лишённым каких бы то ни было противоречий развития. В И. идеально разрешаются наличные, конкретно-исторические по существу и по происхождению, противоречия и поэтому И. выступает как активная, организующая сознание людей сила, объединяющая их вокруг решения вполне определённых, конкретных, исторически назревших задач.
Классы, реализующие прогресс всего общества, формируют соответственно прогрессивные И., собирающие под свои знамена всех активных людей, ищущих выхода из кризисных ситуаций. Таковыми были, например, И. Великой французской революции. Таковыми являются в современную эпоху И. Великой Октябрьской социалистической революции. В наши дни единственной системой идей, представляющей прогрессивный И., является коммунистическое мировоззрение, и именно потому, что оно указывает людям единственно возможный выход в будущее из тупика неразрешимых при капитализме противоречий: построение коммунизма, в условиях которого осуществляется свободное и всестороннее развитие личности.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3. Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19. Кант И., Критика эстетической способности суждения, Соч., т. 5, М., 1965. Шиллер Ф., Письма об эстетическом воспитании. Собр. соч., т. 6, М., 1957. Гегель Г. В. Ф., Наука логики, т. 1-2, Собр. соч., т. 5-6, М., 1937-39. его же, Эстетика, т. 1-3, М., 1968-72. Дебольский Н. Г., Об эстетическом идеале,
«Вопросы философии и психологии», 1900, кн. 55, с. 759-816. Лифшиц М. А., И. И. Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения, в сборнике: Вопросы искусства и философии, М., 1935. Муриан В. М., Эстетический идеал, М., 1966. Ильенков Э. В., Об идолах и идеалах, М., 1968. Schliesinger A., Der Begriff des Ideals, Lpz., 1908: Tsanoff R. A., Moral ideals of our civilization, N. Y., 1942. Bertin G. M., L
&rsquo.ideale estetico, Varese-Mil., 1949.
Э. В. Ильенков.


Идеал — Идеал (математический)
одно из основных алгебраических понятий. Возникнув первоначально в связи с изучением алгебраических иррациональных чисел, И. нашли впоследствии многочисленные применения в других отделах математики.
Известно, что всякое целое (рациональное) число можно разложить в произведение простых множителей. например, 60 = 2 · 2 · 3 · 5, причём разложение единственно с точностью до порядка и знака множителей:
60 = 2·5·3·2 = (&minus.2)·2·(&minus.3)·5
В 19 в. математики столкнулись с необходимостью разлагать на множители числа более общей природы. Если, например, рассматривать числа вида m+n&radic.(&minus.5), где m и n — любые целые (рациональные) числа, то так же, как и для обычных целых чисел, здесь каждое число всегда можно разложить в произведение далее неразложимых множителей. Однако в этом случае нарушается единственность разложения. Так, число 9 (которое получается, если считать m = 9, n = 0) допускает здесь два различных разложения:
9 = 3·3 и 9 = (2+&radic.(&minus.5))(2&minus.&radic.(&minus.5)),
причем ни один из множителей 3. (2+&radic.(&minus.5)). (2&minus.&radic.(&minus.5)) дальше разложить в произведение чисел вида m+n&radic.(&minus.5) нельзя. Нарушения привычных законов единственности разложения не будет, если свойство делимости связывать не с числами, а с И. В современной алгебре И. вводятся в произвольных кольцах. В случае числовых колец (таковым является, например, рассмотренная выше совокупность чисел вида m+n&radic.(&minus.5))
И. называются также идеальными числами. И. — это совокупность чисел, принадлежащих данному числовому кольцу (а в случае произвольного кольца — совокупность его элементов), обладающая следующими свойствами: 1) сумма и разность двух чисел (элементов) совокупности принадлежит этой совокупности. 2) произведение числа (элемента) из этой совокупности на любое другое число (на любой другой элемент) кольца также принадлежит этой совокупности. Затем рассматривают вместо чисел соответствующие им И.. так, например, числу 9 соответствует И. p = (9), состоящий из всех чисел, делящихся на 9.
Числовые понятия, связанные с делимостью чисел, переносятся на И.: один И. делится на другой, если любой элемент первого лежит также и во втором (для чисел это эквивалентно тому, что любое число первого И. делится хотя бы на одно число второго). произведение И. определяется как наименьший И., содержащий всевозможные попарные произведения элементов из обоих идеалов-множителей. наибольший общий делитель двух И. — наименьший И., содержащий элементы как первого, так и второго И., и др. В совокупности целых чисел любой И. состоит из кратных какого-либо фиксированного числа: любой И. является главным. В общем случае, уже для алгебраических иррациональных чисел, не всякий И. является главным. Делимость на главный И. эквивалентна делимости на соответствующее этому И. число. Благодаря наличию не главных И. для целых алгебраических чисел остаётся справедливой теорема о том, что любой И. единственным образом разлагается в произведение неразложимых далее И. Эти неразложимые И., называются также простыми И., выполняют роль простых чисел и характеризуются тем, что обязательно содержат хотя бы один из множителей, если они содержат их произведение. Так, в рассмотренном выше примере
(3) = p1 p2, (2+&radic.(&minus.5)) = p12, (2&minus.&radic.(&minus.5)) = p22,
где p1 = (3,2+&radic.(&minus.5)) и p2 = (3,2&minus.&radic.(&minus.5)) — новые И., например И. p1, являющийся наибольшим общим делителем И. (3) и (2+&radic.(&minus.5)), состоит из всех чисел вида 3k + (2+&radic.(&minus.5))l, где k и l — любые целые рациональные числа.
Понятие «И.» (или в первоначальной терминологии «идеального числа») было введено в 1847 для одного частного случая числовых полей немецким математиком Э. Куммером. Строгое и полное обоснование теории И. для любых числовых полей дали независимо друг от друга немецкий математик Р. Дедекинд в 1871 и русский математик Е. И. Золотарев в 1877. Новое содержание теория И. получила в середине 20 в. в связи с развитием общей теории колец.
Лит.: Ван-дер-Варден Б. Л., Современная алгебра, пер. с нем., 2 изд., ч. 1-2, М.-Л., 1947.

xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai

Идеал и идеальность, что такое идеализм и кто такой идеалист

Именно идеальность обеспечит мне счастье, считают многие. Но исследования психологов из Университета в Канзас-Сити показали, что наши представления об идеале не остаются неизменными даже несколько минут. Кроме того, идеалы красоты просто внедряются в наше сознание без нашего ведома. В этой статье расскажем, почему ожидание идеального партнера приводит к одиночеству, и поделимся техниками, которые помогут приблизиться к идеальному себе.

Что такое идеал

Идеал — это труднодостижимый или вовсе недостижимый образец совершенства, высокая мечта или образ, к которому человек стремится в поведении и внешности. Идеальность – необязательно цель. Это, скорее, критерий сравнения, который помогает нам сравнивать ожидания с действительностью и корректировать вектор действия. А способность идеализировать – мотиватор к достижению цели, возможность меньше зависеть от внешних стимулов. Так что идеалы нам необходимы, они наполняют нашу жизнь смыслом.

Считается, что стремление к недосягаемому совершенству заложено в основе человеческой природы. Но есть люди, которые устанавливают завышенные стандарты, ищут пути совершенствования для себя и других. Это идеалисты. Если они увлекаются идеей, то перестают замечать все вокруг и посвящают жизнь поиску идеала. Идеалистов с чертами высокой чувствительности и низкой терпимости называют мечтателями. Тех, кто в поиске идеала слепо следует своим убеждениям, называют фанатиками.

Слово «идеал» и его производные происходит от французского слова с греческими корнями «Ideal» – «образ», «идея». В общем употреблении появилось в начале XIX века и в широком смысле трактовалось как представление о высшем мировом совершенстве. Понятие вошло во все русские словари и энциклопедии, а в словаре литературных эпитетов украсилось дополнительными характеристиками «возвышенный», «чистый», «лучезарный», «немеркнущий».

Понятие идеала применимо к конкретным или абстрактным предметам, константным или переменным понятиям. Есть представление об идеальной внешности, нравственности, красоте, произведении искусства, жизни, любви. Это может быть совершенство в отношениях между людьми; иногда это образец, воплотивший наиболее ценные и привлекательные качества, черты, способности; это совокупность норм поведения или критерий разделения добра и зла.

Идеализм

Идеальность чего-либо отражается в религии, науке, искусстве, литературе, юриспруденции, форме государственности.

Хотя идеи о материальном и нематериальном возникли задолго до отражения в философских трактатах, основателем течения объективного идеализма считают Платона. Мир по Платону не зависит он нашего сознания, то есть мир объективен. Достояние платонизма позже использовали для своих идей философы-идеалисты Кант, Гегель, Шеллинг, Шопенгауэр.

Идеи Платона были настолько популярны, что их привлекали для обоснования христианской и мусульманской религии. И неудивительно, ведь идеализм в большой степени присущ религиозному миру – стремление к Абсолюту лежит в основе всех религиозных учений. Идеал в религии – это пример величайшей жертвы себя во имя добра и справедливости. Такими примерами всегда были святые, праведники, монахи-аскеты.

В психологии понятие «идеального Я» ввел Зигмунд Фрейд. Я-идеал служит для определения любви человека к себе, которая формируется в детстве и остается образцом для подражания на протяжении жизни. Дополнительно может рассматриваться как наивысшее существо в личности человека. Термин используется в психотерапии, но трактуется разными психоаналитиками иначе. Например, некоторые считают идеальный образ следствием психоза или невроза.

В литературе идеал – это, прежде всего, лицо или образ человека, который имеет внешние черты и внутренние качества, совершает поступки. Это образ Героя с Большой Буквы, который для многих поколений остается образцом для подражания. Если привести примеры из классической литературы, идеальные герои – это Пьер Безухов, Граф Монтекристо, Д’Артаньян, Татьяна Ларина.

Идеал в искусстве – воплощенные в художественном образе «совершенство» и «завершенность». В науке – это экспериментальные и теоретические методы, которые помогают достичь максимально обоснованного знания.

Идеализм противопоставляется материализму – вере в то, что окружающая материя является подлинной и базовой для сотворения мира. Идеалистическая философия с чертами аристократизма, пафосности и непрактичности выглядит как устаревшая теория. Но потребность в идеале так же неустранима в человеческом бытии, как потребность в красоте, справедливости.

Идеалы красоты

Понятия об идеале красоты менялись в разные эпохи – это известный факт. А на современной волне бодипозитива определить пример для подражания становится все сложнее. Канонические красавицы Мона Лиза или Венера Боттичелли сегодня вряд ли бы пользовались успехом. Так что идеальность – категория очень субъективная и менее поддающаяся определению, чем кажется на первый взгляд.

Конструкции об идеальном партнере, друге, идеальной внешности, фигуре, жизни, работе – только удобная абстракция для упрощения мысли. Но она опасна по нескольким причинам:

  • Зацикленный на идеальности человек становится удобным объектом для манипуляций рынка. На нем зарабатывают самые мощные индустрии похудения, косметики, эстетической медицины.
  • Собственное несоответствие придуманному идеалу пугает, вызывает чувство вины, стыда, тревожность, усиливает неуверенность в собственных талантах, вгонят в депрессию.
  • Идеализация (наделение кого-то совершенными качествами) развивает психологическую зависимость от идеала. А в романтических отношениях идеализация партнера вынуждает его соответствовать ожиданиям.
  • При близком знакомстве идеализированный образ разрушается, что приводит к разочарованию в партнере.
  • Человек, который погружается в мысленные конструкции об идеальном партнере, в итоге остается одиноким.
  • Придуманные символы сексуальности и «красивая» порнография искажает не только ожидания от интимных отношений, но и представления людей о самих себе. Это усиливает непонимание мужчин и женщин в реальной жизни.
  • Ожидание идеального партнера может сыграть с нами злую шутку. Оно создает иллюзию того, что отношения наладятся волшебным образом без усилий обоих партнеров.

Идеальность – мощный стимул стать лучше. Но есть риск, что ради него мы откажемся от реальности. Чтобы этого не случилось, придется научиться принимать себя таким, каким ты есть.

Как смириться со своей неидеальностью

Психологи говорят, что самое трудное – не находить ежедневно силы для перемен или принимать мудрые решения. Самое тяжелое – отказаться от звания Супермена и тем самым признать свое несовершенство.

Согласиться со своим несовершенством страшно. Признать свою неидеальную внешность, отношения, поступки все равно, что расписаться в собственной ущербности. Особенно на фоне множества курсов, семинаров, книг с обещанием показать путь к совершенству.

Процесс принятия своей неидеальности представляется многим стратегической многоходовкой, сродни самообману. Но чем тратить энергию на переживания, лучше поработать над своими мыслями.

Научиться управлять внутренним критиком

Внутренний критик, как водится, родом из детства. В раннем возрасте ребенок воспринимает себя так, как говорят о нем взрослые. Чем чаще он слышит «ты ничего не умеешь сделать, как следует» или «у тебя руки-крюки», тем больше привыкает к критике. Когда он вырастает, критик продолжает «жить» в его голове и разговаривать голосом мамы, папы, первой учительницы, друга или навязчивым голосом рекламы.

Поэтому первым шагом будет знакомство со своим внутренним критиком. Подумайте, чьим голосом он с вами разговаривает. Расспросите, откуда он взялся. Как только вы это поймете, то научитесь различать: он действительно советует или просто бубнит в свое удовольствие.

Второй шаг поможет осознать его пользу. Благодаря критике мы не просто устанавливаем себе высокую планку, но наращиваем себе «нравственные мускулы». Как заботливый наставник критик подсказывает, какие знания нужно подтянуть, а от чего лучше отказаться.

Третий шаг поможет сохранить нужную дистанцию. Не стоит полагать, что внутренний критик всегда говорит правду. Его можно слушаться, но не передавать все полномочия. Как только замечания ослабляют вашу уверенность в себе, отключите их и продолжайте путь самостоятельно.

Справиться с синдромом самозванца

Синдром самозванца – это знакомое многим отсутствие самоуважения. Это недоверие к своему таланту, интеллекту, решениям. Это страх, что появится кто-то идеальный и разоблачит нашу некомпетентность. Хуже всего то, что синдром работает, даже если полно доказательств обратного. В этой ситуации решений несколько:

  • Относитесь к себе хорошо. Ставьте в приоритет свое здоровье, благополучие, душевное равновесие. Смейтесь над собой с мягкой иронией. Усмирите перфекционизм. Разрешите себе похвастаться своими достижениями.
  • Найдите единомышленников. Ищите друзей, наставников, группу поддержки. Делитесь своими идеями и принимайте конструктивную обратную связь.
  • Притворяйтесь, пока не получится. Исследования показали, что если вы считаете себя талантливым, другие будут думать так же. Обманывайте себя до тех пор, пока не поверите в свой талант, найдете творческую мотивацию. Потом не нужно будет притворяться. Ведь вы станете тем, кем хотели.

Усмирить нездоровый перфекционизм

Исследования показывают, что нынешнее поколение подвержено перфекционизму больше, чем предыдущие. Нас подгоняет навязанная реклама, идеальная картинка в соцсетях, необходимость создать безупречную семью и воспитать образцовых детей. У здорового перфекционизма есть хорошая сторона – амбициозность, желание совершенствоваться. Но многие люди просто «повернуты» на поисках лучшего.

Как избавиться от навязчивой необходимости сделать все идеально? Если любая ошибка приводит вас в ужас, попробуйте сделать следующее:

  • Поймите, что идеал всего лишь иллюзия. Человеческий мозг считается самым совершенным среди всех живущих на планете. Но он развивается только во время учебы. Это значит, что нельзя отказываться от саморазвития. Просто следует направить энергию на то, что в наших силах: читать, слушать хорошую музыку, учить языки.
  • Научитесь ошибаться с пользой. Самый большой вред, который могут принести ошибки – страх их совершить. Страх сковывает сознание и тело. Мы ведем себя неестественно, снова ошибаемся и прекращаем новые попытки. Но каждая ошибка увеличивает мастерство, добавляет уверенности и спокойствия. Так что нет ошибок, нет развития.
  • Сосредоточьтесь на процессе. Идеалы устойчивы. Когда они рушатся, мы чувствуем боль, а в жизни случается затяжной кризис. Если думать только о конечной цели, мотивация истощается. Поэтому лучше разбить большую цель на микрорешения и внедрять их постепенно. Но главное – хвалить себя после каждой победы.

Как стать лучшей копией себя за четыре недели

Психологи сравнивают идеал с горизонтом – мы к нему подходим, а он отодвигается. Но если вы хотите взять жизнь в свои руки, добиться немыслимых результатов, нужно получить и развить несколько навыков. Если выполнять один пункт в неделю, можно добиться результатов уже через месяц.

Неделя 1. Нарисуйте свое будущее. Подумайте, где вы находитесь сейчас и где хотите оказаться через месяц-год-два года своей жизни. Определите, как вы хотите себя чувствовать в свой идеальный день (радостным, умиротворенным, расслабленным). Это поможет подобрать цель под свое состояние.

Совет. Выделите несколько вечеров для того, чтобы покопаться в себе, найти свои настоящие цели. Для наглядности можно нарисовать карту желаний или составить список целей и повесить их на видное место.

Неделя 2. Позаботьтесь о своем теле. Если у вас проблемы со здоровьем или лишний вес, добиться целей будет очень трудно. Верный способ привести себя в форму – перейти на здоровый образ жизни. И необязательно сразу отказываться от всего. Для начала можно сделать несложную зарядку и добавить в рацион овощи.

Совет. Если у вас нет любимого спорта, сходите на йогу, в тренажерный зал, на плаванье. Так вы найдете занятие по душе, а заодно составите с тренером новое меню.

Неделя 3. Займитесь расхламлением пространства. Пройдитесь по дому, решите какие вещи можно отдать на благотворительность или выбросить. Откажитесь от пластиковых пакетов в пользу холщевых сумок, используйте для хранения вещей старые коробки. Научитесь планировать и экономить.

Совет. Расхламляйте один «очаг» в день: составьте подробный план, а после каждого «подвига» делайте паузу.

Неделя 4. Начните практиковать осознанность. Когда чувствуете, что рутина уводит от главной цели, остановитесь на пару минут и спросите: «Я действительно делаю то, что хочу?». Скорее всего, ответ вам не понравится. Поэтому придется освоить технику отказов, научиться говорить твердое «нет», отказаться от многозадачности, позаботиться о полноценном сне.

Совет. Выполняйте свою работу с удовольствием, искренне радуйтесь любому результату и сосредоточьтесь на том, чего действительно хотите достичь.

Бонус. Научитесь расслабляться. В постоянном стрессе, погоне за результатом мы просто разучиваемся отдыхать. Но просидеть вечер в соцсетях – не самая лучшая идея для отдыха. Видов полезного отдыха немало и все они одинаково полезны. Это прогулки, встречи с друзьями, настольные игры, сон.

Совет. Найдите баланс между нагрузкой и отдыхом. Иногда достаточно выделить 10-20 минут для медитации, прогулки или просто побыть в тишине, чтобы восстановить душевные силы.

Выводы:

  • Идеал – нечто желанное, обладающее наивысшей ценностью для отдельного человека, семьи, социальной группы, религиозного сообщества. Они есть у каждого, только не все это осознают или признаются
  • Идеалист – это человек, идеализирующий действительность.
  • Мнение об идеальной внешности меняется быстрее, чем кажется – в течение нескольких лет, месяцев, а иногда и минут.
  • Чтобы создать идеальные отношения, нужен не идеальный партнер, а душевная работа.
  • Стремление к идеальности и стремление к внутренней гармонии – разные вещи.
  • Только трансформируя реальность, можно приблизиться к идеалу.

wikigrowth.ru

Значение слова «идеал»

Идеал

(франц. idеal, от греч. idеa — идея, первообраз)

   1. в общеупотребительном смысле:

   а) высшая степень ценного или наилучшее, завершённое состояние к.-л. явления;

   б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей;

   2. в строгом философском смысле: в теоретическом плане —

   а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное ценностное представление (о благом и должном), в нормативно-этическом —

   б) совершенство в отношениях между людьми или — в форме общественного И. — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство,

   в) высший образец нравственной личности.

   Различие подходов в теоретическом толковании И. обусловливается решением проблемы соотношения И. и реальности. При натуралистическом понимании ценностей вообще И. может трактоваться различно: во-первых, как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека. Схема такого понимания И. предзадана золотым правилом. Во-вторых, как результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия; соответственно, идеалов столько, сколько норм; по такой логике нет И. вообще, но есть идеалы, соответствующие разным ценностям: красоты, добра, справедливости и т.д. Наряду с этим на практике универсальный И. может индивидуализироваться и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный И. — в представление индивида о лучшем из всего того, что ему известно, или в индивидуально принятый стандарт чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей. И. т.о. теряет свою универсальность, трансформируется в идол или кумир; отсюда возникает впечатление, что идолов столько, сколько людей. В-третьих, как имманентные социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы. При идеалистическом понимании ценностей И. рассматривается существующим трансцендентно к реальности и данным человеку непосредственно, через «голос совести» или априорно.

   Как форма нравственного сознания И. является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определённое безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. В структуре морального сознания И. занимает ключевое место; им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. По тому, признаётся ли существование универсального и абсолютного И. в качестве критерия выбора ценностей и оценки, мыслители делятся на абсолютистов и релятивистов.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 100)

how-to-all.com

это… Значение и синонимы слова идеал, общее понятие об идеале

Людям свойственно стремление к совершенству, желание иметь сильные личные качества, красивую внешность, высокооплачиваемую работу, счастливую семью. Но идеал — это завершенное состояние какого-либо явления, и его достижение является трудной задачей, ведь, как говорится, нет предела совершенству.

Семантика слова

Прежде чем говорить о стандартах идеала, стоит разобраться, что вообще подразумевается под этим словом. В общее употребление оно вошло в конце XVI века благодаря немецкому поэту, философу и историку Фридриху Шиллеру, который стремился к совершенному миру.

Сейчас люди придают слову “идеал” значение совершенного воплощения и наилучшего вида чего-либо. Например, идеал доброты или красоты.Таким образом, предложение со словом “идеал” обычно несет в себе информацию о воплощении прекрасного, порой даже недостижимого. Стремление к этому облагораживает и делает человека лучше.

Смысловые, близкие по значению слова

Синонимов к слову “идеал”есть множество. Например:

  • совершенство;
  • образец;
  • предел мечтаний;
  • венец творения;
  • эталон;
  • совершенное воплощение.

Таким образом, идеал — это нечто такое, к чему абсолютное большинство стремится как к часто недосягаемой мечте.

Общие

Понятие об идеале может включать в себя любые явления и предметы, и каждый сам определяет для себя, что он считает пределом мечтаний. Однако есть и общие представления о совершенстве, правда, в разные периоды они были своими. Например, такие фундаментальные понятия, как идеал человека или красоты, претерпевали значительные изменения в ходе истории.

Человек разных эпох

Такие общечеловеческие ценности, как истина, добро или любовь к окружающим, ценились всегда, но культура разных эпох диктовала свои условия, поэтому стандарты идеала претерпевали следующие изменения:

  • Жителю Древнего мира достаточно было придерживаться моральных норм и не совершать плохих поступков. Но чтобы считаться идеальным, вдобавок нужно быть сильным и здоровым, подобно греческим богам.
  • Идеал человека в Средневековье представлялся сразу в нескольких вариантах: это и кроткий и безропотный служитель Бога, и образованный мужчина, и доблестный и благородный рыцарь.
  • В эпоху Возрождения ценились люди, стремящиеся к свободе и преобразованию мира, однако почитающие при этом Бога как Создателя.
  • Новое время сопровождалось появлением человека, умеющего пользоваться своим разумом, склонного к свободомыслию и при этом способного к труду;
  • В советский период идеал — это стремление пожертвовать собой ради общего дела построения коммунизма, много трудиться и жить по совести.

Современный мир также диктует свои требования к человеку. Сейчас он не обязательно должен быть высокоморален, больше ценятся прагматизм и успешный карьерный рост. Но при этом немалое значение придается образованию и тяге к прекрасному, например, чтению книг или посещению музеев, а также к добру, в первую очередь, благотворительности.

Ценности народов

Различаются и национальные герои, ведь у каждого народа есть свои ценности. Это хорошо прослеживается в фольклоре. Вспоминая русские сказки, можно обратить внимание, что идеальная девушка в них — непременно красавица, у черкесов на первый план выходят честь и достоинство, кавказцы очень гостеприимны, а правильный чукча должен уметь хорошо охотиться.

Религиозные представления

Все религии основаны на вере в сверхъестественное и надежде на счастливую жизнь после смерти. Но чтобы заслужить и получить это, нужно стремиться к самосовершенствованию в земном мире. В разных конфессиях это достигается по-своему.

  • Христианин должен стремиться уподобиться Иисусу, быть кротким и смиренным. И хотя идеал в этой религии недостижим, следованию ему нужно посвятить всю жизнь.
  • В исламе сохраняются все те же нравственные принципы добра, скромности и терпения. Кроме того, мусульмане придают особое значение чистоплотности и запрету на спиртное или курение.
  • Буддисты, в отличие от последователей двух предыдущих вероисповеданий, имеют шанс добиться идеала, ведь их главный духовный учитель тоже был обычным человеком, пока не достиг просветления. Уйти в нирвану можно, регулярно занимаясь духовными практиками и неся в мир добро.
  • В индуизме идеала могут добиться лишь редкие избранные, душа которых может освободиться от перерождения и существовать самостоятельно либо в соединении с божеством. Но достичь этого настолько сложно, что верующие пытаются приблизиться к такому состоянию молитвами и добрыми поступками, очищая карму и ожидая более счастливого перерождения.

Таким образом, в одних религиях идеал человека возможен, в других — к нему остается лишь стремиться, но общие принципы достижения этого состояния одинаковы. Это добро, а также молитва или иные духовные практики.

Идеал красоты

Рассматривая различные идеалы, можно заметить, что в основном речь идет о внутренних качествах и нравственности. Но также во все времена в различных регионах была важна внешность людей, и в этой категории также существовали свои представления.

Древний Египет

Красавица Древнего Египта должна была быть высокой и грациозной. Тонкие черты лица, зеленые глаза и гладкая кожа делали девушку идеальной в глазах окружающих. Добиваясь совершенства, египтянки красили ногти и губы, следуя моде, выделяли вены на коже. Интересно, что Клеопатра, несмотря на многочисленные легенды, не считалась красавицей по меркам Египта.

Мужчины в то время тоже наносили на лица макияж. Правда, делалось это в первую очередь в лечебных целях, а также для защиты от солнечных лучей. Из-за изнуряющей летней жары они сбривали растительность на лице, но так как она в то же время считалась признаком могущества, в ход шли накладные бороды.

Древняя Греция

В Греции издавна существовал культ тренированного тела, поэтому за идеал красоты принималось атлетическое и хорошо развитое сложение. Это касалось и мужчин, и женщин.

Помимо телосложения, человек оценивался по красоте лица. Для того чтобы считаться идеальным, было достаточно иметь симметричные черты, когда лицо делится на несколько равных частей.

Древний Рим

В противовес идеалам красоты Греции римлянка должна была иметь нежные, мягкие, округлые формы. А вот лицо ценилось все то же — с тонкими чертами, будто высеченными скульптором. Кроме того, местная красавица должна была обладать бледной кожей и белокурыми волосами, так что многие девушки старались отбелить тело и обесцветить локоны. Для этого использовалось взбитое из молока масло и сажа, а волосы выгорали под солнечными лучами.

Но не все в римском чувстве прекрасного понятно миру сейчас. Так, девушки того времени находили красивыми сросшиеся на переносице брови. А еще женщины не боялись пить скипидар ради того, чтобы их моча приобретала запах роз.

Средние века

На Средневековье пришелся пик религиозного фанатизма. Женскую красоту объявили греховной, люди не должны были думать о земном. В итоге средневековый идеал — это девушка с бледным овальным лицом, большими глазами и миниатюрными губами. Также в моде был высокий лоб, символизирующий одухотворенность, и тонкая длинная шея. Женщины стремились визуально соответствовать этим идеалам, выбривая волосы на висках и затылке.

Большая грудь считалась признаком грубости, поэтому девочки с раннего возраста были вынуждены носить металлические пластины, мешающие развиваться округлостям. Но быть слишком стройной при этом было опасно, ведь все женщины легче 49,5 кг подозревались в колдовстве и запросто могли быть преданы инквизиции. Поэтому набор лишних килограммов не возбранялся, в любом случае все изгибы тела должны были быть надежно спрятанными под просторными одеяниями темного цвета.

Новое время

Новое время, последовавшее после Средневековья, принесло с собой новые идеалы. Государства становились более светскими, и девушки вновь стали подчеркивать свою внешность. В моду вошли рыжие волосы, уложенные в сложные прически, тонкая талия, голубые глаза и яркие губы. Все прелести тщательно подчеркивались искусно подобранной одеждой.

Затем последовал период Возрождения, во время которого художники и поэты начали воспевать совсем иную фигуру. Настоящей женщине стало необходимо иметь пышные бедра вплоть до явного целлюлита, большую грудь, на которой не выделяются кости, округлый животик и полные плечи и шею.

В эпоху рококо лишний вес уже был не в моде. Девушке было достаточно быть слегка полной, но чтобы талия у нее все же угадывалась. Красивое лицо неизменно было с курносым носом, пухлыми губами, часто вторым подбородком. Волосы укладывали в самые немыслимые прически, сохранить которые можно было только, если не принимать ванну в течение длительного времени. Использовали парики и сопровождали все это ношением огромных головных уборов до метра длиной.

Все эти излишества ушли ко времени классицизма, когда идеалы стали сходными с античными временами.

Новейшее время

В дальнейшем идеалы продолжались меняться. В моде были то блондинки, то брюнетки. Волосы должны были быть то длинными, то коротко постриженными, грудь — то маленькой, то пышной.

В последнее время красивыми считаются достаточно худые девушки с длинными ногами, плоским животом и тонкой талией. Глаза ценятся большие, а нос миниатюрный.

Самое интересное, что мода на стройное телосложение сложилась из-за обычных манекенов в магазинах. Продавцы экономили на материале, создавая худые куклы, но вещи на них сидели так красиво, что женщины хотели иметь подобную фигуру.

Идеалы и принципы

Возвращаясь от внешнего к духовному, можно вспомнить о таком понятии, как принципы. В общем случае оно обозначает систему ценностей человека, в соответствии с которой он выстраивает свою жизнь. Но сами принципы зачастую формируются под воздействием идеалов, к которым стремится человек. Они не всегда могут быть положительными. Например, иногда человек принципиально не общается с людьми, обладающими отличным от него мировоззрением, так как считает совершенными только свои убеждения.

Но в большинстве случаев люди все же считают принципиальной жизнь по совести — проявления любви, милосердия или смелости. Ведь идеалы чаще несут в себе позитивный настрой.

Таким образом, свое представление о прекрасном есть у каждого. В него входят не только какие-либо внешние проявления, но и их нравственная основа. На мировоззрение отдельного человека оказывает сильное влияние настроение эпохи. Поэтому в разные времена люди принимали различные идеалы, которые постоянно менялись.

www.nastroy.net

Идеал (значения) — это… Что такое Идеал (значения)?


Идеал (значения)

Идеа́л — многозначный термин

См. также

Категория:
  • Многозначные термины

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Публий Теренций Афр
  • Риссю

Смотреть что такое «Идеал (значения)» в других словарях:

  • Идеал (алгебра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Идеал (значения). Идеал одно из основных понятий абстрактной алгебры. Наибольшее значение идеалы имеют в теории колец, но также определяются и для полугрупп, алгебр и некоторых других… …   Википедия

  • Идеал — У этого термина существуют и другие значения, см. Идеал (значения). Идеал (лат. idealis от греч. ἰδέα  образ, идея)  высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления  образец личных качеств,… …   Википедия

  • Идеал (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Идеал (значения). Идеал Ideal Жанр Комедия Создатель Грэхем Дафф В главных ролях Джонни Вегас Никола Рейнольдс Грэхем Даф С …   Википедия

  • Идеал (философия) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα  образ, идея)  высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… …   Википедия

  • Идеал (эстетика) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα  образ, идея)  высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… …   Википедия

  • ИДЕАЛ — (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… …   Философская энциклопедия

  • ИДЕАЛ-Я — – понятие, введенное З. Фрейдом и используемое в психоаналитической литературе для описания психики человека и структуры личности. Оно обозначает такое образование, которое возникает внутри личности, представляет собой инстанцию, оказывающую… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • идеал эстетический — представление о норме эстетического совершенства художественного произведения, критерий, с помощью которого можно оценивать произведение искусства. Впервые проблема эстетического идеала поставлена в философии Платона – для него высшим идеалом… …   Литературная энциклопедия

  • Идеал общественный —    представление о наиболее совершенном общественном строе. Само понятие И. получило распространение в рус. философии кон. XVIII нач. XIX в. под влиянием нем. Просвещения (в первую очередь Ф. Шиллера) и трактовалось в широком смысле как… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ИДЕАЛ ОБЩЕСТВЕННЫЙ — представление о наиболее совершенном общественном строе. Само понятие И. получило распространение в рус. философии кон. XVIII нач. XIX в. под влиянием нем. Просвещения (в первую очередь Ф. Шиллера) и трактовалось в широком смысле как… …   Русская философия: словарь


dic.academic.ru

Идеал (значения) — это… Что такое Идеал (значения)?


Идеал (значения)

Идеа́л — многозначный термин

См. также

Категория:
  • Многозначные термины

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Публий Теренций Афр
  • Риссю

Смотреть что такое «Идеал (значения)» в других словарях:

  • Идеал (алгебра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Идеал (значения). Идеал одно из основных понятий абстрактной алгебры. Наибольшее значение идеалы имеют в теории колец, но также определяются и для полугрупп, алгебр и некоторых других… …   Википедия

  • Идеал — У этого термина существуют и другие значения, см. Идеал (значения). Идеал (лат. idealis от греч. ἰδέα  образ, идея)  высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления  образец личных качеств,… …   Википедия

  • Идеал (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Идеал (значения). Идеал Ideal Жанр Комедия Создатель Грэхем Дафф В главных ролях Джонни Вегас Никола Рейнольдс Грэхем Даф С …   Википедия

  • Идеал (философия) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα  образ, идея)  высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… …   Википедия

  • Идеал (эстетика) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα  образ, идея)  высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… …   Википедия

  • ИДЕАЛ — (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… …   Философская энциклопедия

  • ИДЕАЛ-Я — – понятие, введенное З. Фрейдом и используемое в психоаналитической литературе для описания психики человека и структуры личности. Оно обозначает такое образование, которое возникает внутри личности, представляет собой инстанцию, оказывающую… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • идеал эстетический — представление о норме эстетического совершенства художественного произведения, критерий, с помощью которого можно оценивать произведение искусства. Впервые проблема эстетического идеала поставлена в философии Платона – для него высшим идеалом… …   Литературная энциклопедия

  • Идеал общественный —    представление о наиболее совершенном общественном строе. Само понятие И. получило распространение в рус. философии кон. XVIII нач. XIX в. под влиянием нем. Просвещения (в первую очередь Ф. Шиллера) и трактовалось в широком смысле как… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ИДЕАЛ ОБЩЕСТВЕННЫЙ — представление о наиболее совершенном общественном строе. Само понятие И. получило распространение в рус. философии кон. XVIII нач. XIX в. под влиянием нем. Просвещения (в первую очередь Ф. Шиллера) и трактовалось в широком смысле как… …   Русская философия: словарь


dal.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *