Идеал определение в обществознании: Идеал | Понятия и категории

Содержание

Идеал и ценности — Учебник по обществознанию

Что такое идеал

В своем поведении мы сознательно или несознательно следуем каким-то  идеалам, чаще всего даже не подозревая об этом.

Идеал (от франц. ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель  стремлений. Он обозначает то, что кажется достойным подражания. Идеалы у людей могут быть разными. Один человек считает идеалом респектабельного  бизнесмена, разъезжающего на «мерседесе» (он строг, деловит, обеспечен). А другого притягивает романтика дальних дорог. Он хочет познать мир, побывать в разных странах, пересечь Северный Ледовитый океан или пустыню. 

Советуем запомнить 

Идеальное— нечто совершенное, соответствующее идеалу.

Идеалист — бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Идеализация — представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем он (оно) есть в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу.  

Людей, которые на первое место ставят материальные ценности, например роскошный особняк или машину, называют материалистами.

А другого человека называют идеалистом. К идеалистам принято относить людей, ставящих на первое место духовные ценности и идеалы (добро, справедливость, честность). При этом в каждом человеке присутствуют оба 
начала: материальное и идельное.

От слова «идеал» происходят понятия, с которыми вы наверняка не один раз встречались.

Носителями и воплощением идеала всегда выступали герои. Именно поэтому они  служили образцом для подражания, вдохновляя людей на возвышенные моральные  поступки. В образах героев воплощаются яркие, запоминающиеся проявления  нравственной стойкости, мужества, величия человеческого духа. Героев  
воспевают поэты, их образ запечатлевают в бессмертных произведениях великие художники и скульпторы.

К идеалу люди стремятся всю жизнь. С ним сверяем мы наши поступки и дела.

Пожалуй, самое удивительное таится в том, что мы хотим видеть идеальными не только себя, но и других, особенно близких.

Попробуем задуматься, кто и почему может становиться идеалом для других.

Наверное, вам приходилось слышать фразу юных поклонниц о какой-нибудь  популярной певице: «Она мой идеал!» Но что это означает? Девочкам нравится  внешность певицы, ее манеры держаться, говорить, смеяться. Нравится  успех, которого добилась певица. Но ведь поклонницы ничего не знают о взглядах певицы на жизнь, как она общается со своими родными, друзьями. Речь  идет только о внешнем подражании.

У каждого поколения свои идеалы. Часто они связаны с событиями, которые переживает все общество в это время. Военноепоколение восхищалось подвигами во время сражений, стойким поведением в плену у врагов.

У нового времени и современной молодежи уже другие примеры для подражания, более близкие и понятные им. 

Что такое ценности? 

А что такое ценности? Это те предметы, явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни.

Есть ценности, важные во все времена. Их можно назвать общечеловеческими.  К таким ценностям относятся истина, свобода, справедливость, красота,  добро, польза.

Непреходящими ценностями семейной жизни считают верность и постоянство,  любовь к детям в сочетании с требовательностью, уважением к человеку.

Но иногда у человека происходит конфликт ценностей. Представьте такую   ситуацию. Друг попросил прийти поддержать его на спортивных соревнованиях,  а в школе к завтрашнему дню надо подготовить серьезное сообщение, материалов к которому дома нет. И ученик оказывается перед трудным выбором: пойти на соревнование поддержать друга или в библиотеку готовить  сообщение? Любое решение неприятно, ведь хочется быть и хорошим другом, и  успешным учеником. В жизни придется учиться делать выбор во многих  
ситуациях.

На какие ценности ориентируются сегодняшние подростки?

Когда ученые выяснили, какие книги читают подростки 10—13 лет, каким героям они подражают и восхищаются, то оказалось: первенство держат вымышленные герои, которым свойственны чувство коллективизма, общности с другими людьми. Каждый из них действовал, руководствуясь нравственной необходимостью заботиться об окружающих. Персонажи произведений не могли  оставаться равнодушными к боли и страданиям других людей, они чувствовали себя в ответе за них. А вот у студентов на первом месте были не сказочные  герои и не киногерои, как у подростков, а реальные люди, достигшие успеха  благодаря упорному труду и выдающимся способностям.

Трудно определить ценности подростков. Некоторые данные говорят о том, что они в основном ориентируются на материальные выгоды, не мучая себя  вопросами о смысле жизни. Однако, с другой стороны, подростки интересуются  жизнью своей семьи,религией, неравнодушны к боли и страданиям других людей.

Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.

Первый этап — когда человек не совершает дурных поступков, потому что  боится наказаний. Если человек думает, что его могут уличить в краже, то он вряд ли будет воровать.

Второй этап — когда человек дорожит мнением группы, в которой находится. Человек не ворует, остерегаясь изгнания из группы.

На третьем этапе поведение определяется принципами, применимыми  независимо от авторитета группы. В их основе лежат справедливость, взаимопомощь и равенство прав человека, уважение его достоинства как личности. Человек не ворует, потому что уважает других людей. Правильным считается поведение, соответствующее подобным принципам.

Эта научная теория основана на убеждении, что людям свойственны определенные этапы нравственного развития. Но оказалось, что большинство  людей редко продвигается выше второго уровня. Преступники останавливаются на первом.

Принципы нравственности подсказывают нам, какими должны быть наши  взаимоотношения с людьми, как следует относиться к людям. Самая простая  форма их выражения состоит в следующем: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Это форма отношений равенства между людьми. 

Подведем итоги 

На поведение людей влияют идеалы и ценности. Идеалы — это образцы для  подражания, нечто совершенное. В качестве идеала могут выступать реальные  люди или вымышленные герои, общественные идеи и ценности. Ценностями  называют все предметы, явления (духовные и материальные), которые бывают  для человека важными в его жизни. Существуют общечеловеческие ценности,  которые считались важными всегда. 

Определение идеала: идеалист и понятие идеализации

 

Особенность человека в том, что он сознательно или бессознательно следует каким-то идеалам, причем наши идеалы могут формировать на протяжении всей жизни и со временем меняться.

Определение идеала

Наиболее верно будет описать идеал как образец чего-то совершенного и правильного, который выступает в роли высшей цели человеческих стремлений или достижений. Идеал – это то, что достойно подражанию, то, что хочется когда-то достигнуть. 

Уникально то, что у каждого человека – свои идеалы. Для одного идеалом будет профессорская степень, для другого – успешный бизнес, а для третьего – путешествия или научные открытия. Нельзя назвать наиболее популярные идеалы для людей, даже если они будут похожи, сами люди воспринимают их совершенно по-разному.

Для каждого идеально что-то свое, неповторимое и на первый взгляд недостижимое. Но можно выделить идеалы определенных слоев населения или определенных групп людей, идеалы, характерные для разных культур и наций.

Идеалист и идеализация

Идеалистом принято называть человека, который бескорыстен и который стремится к возвышенным целям в своей жизни. В противовес идеалистам можно выделить материалистов, у которых на первом месте всегда оказываются материальные ценности.

Идеалист – этот тот, кто на первое место ставит духовные идеалы и ценности, для которого имеют важное значение справедливость, честность, доброта и бескорыстие. Но нельзя сказать, что люди делятся только две категории: идеалисты и материалисты.

В каждом человеке есть материальное начало, так как в современном мире крайне тяжело не учитывать материальные ценности и объекты. Так и для материалиста в чем-то могут быть важны духовные ценности.

А идеализацией принято считать представление чего-либо или кого-либо лучшим, чем это является в действительности. Таким образом, идеализация – это наделение кого-то качествами, которые соответствуют идеалу.

Герой как воплощение идеала

Воплощением или носителем определенного идеала зачастую служит герой. В этом нет ничего удивительного, так как герои на протяжении многих веков служат для людей образцом подражания и вдохновляя других на выдающиеся поступки.

Именно в героях воплощены те черты характера, которые делают человека сильным. Это – мужество и стойкость, честность и желание помочь другим. Благодаря литературным и народным героям сформировались личности большинства современных людей.

В современном мире множество подростков идеализируют знаменитых певцов и актеров. Подростков привлекают яркие личности, которые добились успеха и всеобщего признания, и они внешне подражают им.

Но большинство из них ничего не знают о своих кумирах, как о личностях, не знают об их взглядах на жизни и никогда не встречали их в реальной жизни.

Но так устроено, что у каждого последующего поколения свои идеалы, которые соответствуют тому времени, в котором оно живет.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Понятие морали и ее связь с правом: общественное мнение и его влияние на человека
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspОпределение ценностей и вечные ценности: истина и добро, красота, польза, справедливость

Урок по обществознанию «Идеал и ценности»

Цели урока: знакомство с содержанием понятий «идеалы» и «ценности».

Задачи урока:

Дидактические:

Обеспечить усвоение понятий «идеалы» и «ценности».

Продолжить формирование навыков самоконтроля.

Воспитательные:

Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, воспитанию гражданственности, обеспечить приоритет общечеловеческих ценностей.

Развивающие:

Развивать у учащихся умения рассуждать, анализировать, выделять главное, составлять схемы, высказывать своё мнение, наблюдать.

Использовать имеющиеся знания, делать выводы.

Оборудование:

Учебник А. И. Кравченко, Е. А. Певцова «Обществознание», пар. 23, стр. 151

Мультимедийный проектор, слайдовая презентация к уроку, заготовки таблицы «Верные или неверные утверждения» (9).

Основные понятия: идеал, ценности,

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: проблемный и частично поисковый.

Ход урока:

Орг. момент

Проверка дз

На прошлом уроке мы с вами рассмотрели тему «Мораль». Для проверки её усвоения я предлагаю вам выполнить тест по этой теме. На выполнение теста даётся 10 мин. В 1 — 3 заданиях вы выбираете один правильный ответ, в 4 –закончить предложение, в 5 задании выбираете несколько (4) ответов.

Самопроверка теста.

12 – 13 баллов – отметка «5»

9 – 11 баллов – отметка «4»

7 – 8 баллов – отметка «3»

Изучение нового материала.

Объявление темы урока и постановка целей.

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о духовной сфере общества. Тема урока «Идеал и ценности». Как вы думаете, о чём пойдёт речь, с какими понятиями мы должны познакомиться?

( Приём «Верные и неверные утверждения»)

У каждого из вас на столе лежат таблицы «Верные и неверные утверждения». Сейчас вы их прочтёте и, если вы считаете это утверждение верным, правильным, то в 3 колонке ставите +, если же вы не согласны с этим утверждением, то ставите — .

Рассказ учителя.

Ребята, мы в своём поведении сознательно или несознательно следуем каким — то идеалам, чаще всего даже не подозревая об этом.

В толковом словаре Ожегова слово идеал означает

1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы.

2. Совершенное воплощение чего — н. Я. доброты. Этот человек — мой и.

3. Наилучший вид, элитный образец чего — н. (спец. ).

Он обозначает то, что кажется достойным подражания.

Идеалы у людей могут быть разными. Одни считают идеалом бизнесмена, который разъезжает на дорогой машине (он строг, деловит, обеспечен). А другого притягивает романтика дальних путешествий. Он хочет познать мир, побывать в разных странах.

Людей, которые на первое место ставят материальные ценности, например, роскошный особняк или машину, называют материалистами. А к идеалистам принято относить людей, которые ставят на первое место духовные ценности и идеалы (добро, честность, справедливость). Но в каждом человеке при этом присутствуют оба начала: идеальное и материальное.

От слова «идеал» происходят понятия, с которыми вы наверняка не раз встречались (идеальное, идеализация).

Вопрос к классу:

Как вы думаете, ребята, кто может быть примером для подражания? Почему?

Героев воспевают поэты, их запечатлевают в бессмертных произведениях художники и скульпторы.

К идеалу люди стремятся всю свою жизнь. С ним сверяют свои поступки и дела.

У каждого поколения свои идеалы. Часто они связаны с событиями, которые переживает всё общество в это время. Военное поколение восхищалось подвигами во время сражений, стойким поведением в плену у врагов. У нового времени и современной молодёжи уже другие примеры для подражания, более близкие и понятные им.

Вопрос к классу:

А есть ли у вас примеры для подражания?

Почему вы хотите быть на них похожими?

А сейчас мы с вами выясним, что же такое ценности?

Откройте учебник на странице 151, найдите и поднимите руку, кто нашёл. (Ценности – это те предметы и явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни)

Есть такие ценности, которые важны во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. Непреходящими ценностями семейной жизни считают верность и постоянство, любовь к детям в сочетании с требовательностью.

Но иногда происходит конфликт ценностей. Пример из учебника на стр. 154 4 абзац.

Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.

Принципы нравственности подсказывают нам, какими должны быть наши взаимоотношения с людьми, как следует относиться к людям. Основной принцип нравственности: Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Весь материал – смотрите документ.

Открытый урок по обществознанию на тему: «Что такое идеал».6 класс.

Конспект урока по обществознанию по теме:  «Что такое идеал?» (слайд 2 название темы)

Цель: Формирование представления понятий «идеал», «идеальное», «идеалист», «идеализация».

Задачи урока: 1. образовательная —  рассмотреть содержание понятий «идеал», «идеалист», «идеализация». 2.

развивающая — развивать умение анализировать и систематизировать источники информации, анализировать их; развивать устную речь, умение работать с текстом учебника и дополнительной литературой. 3. воспитательная – воспитывать уважение к старшим, решать задачи нравственного характера.
Оборудование урока:
учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 6 класс, презентация — Демонстративный материал: фотографии и иллюстрации выдающихся людей, словари. Раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: индивидуальная, парная. Технология: критического мышления. Приемы: инсерт (таблица), синквейн, синтез.
План урока:
1.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами разговор о духовной сфере общества, на прошлом уроке вы познакомились с понятием «мораль» и нравственными ценностями.

Но прежде чем, мы перейдём к изучению новой темы, вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

II. Проверка знаний. Для этого обратимся к изображениям на слайдах. (Слайд 1-2 изображения моральных и аморальных поступков) В: Что объединяет эти изображения?
Ответ:______________________________________________________________
1). Объясните смысл понятий «мораль», «безнравственный поступок».
2). Какие последствия могут иметь для человека эти поступки? III. Изучение новой темы.

Теперь перейдем к изучению следующей темы в духовной сфере. (слайд 3 изображения идеалов общества: модная одежда, знаменитые актёры и актрисы, счастливая семья, идеальная фигура, идеальная комната ) . В: 1). Что объединяет эти изображения? 2). О чем сегодня пойдет речь? Ответ: ________________________________________________________

Если учащиеся затрудняются с ответом – говорит учитель: Тема нашего урока: « Что такое идеал?» (

Слайд 4 название темы). Кто из вас может предположить, что это? Ответ: _____________________________________________________________ Подберите однокоренные слова к слову «идеал». Что означают эти слова? Ответ: ____________________________________________________________

Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями «идеал», «идеальное», «идеалист», «идеализация». (Слайд 5 даны понятия). Перед изучением предлагаю вам заполнить третью графу таблицы, написав «да» или «нет», т.е. согласны вы с этим утверждением или нет.


Ребята теперь я вам предлагаю прочитать в учебнике на стр.151 понятие «идеал» и выписать в тетрадях. Идеал (от франц. ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель  стремлений. Он обозначает то, что кажется достойным подражания.
— А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему занятию: (Читает один из уч-ся)

Эпиграф к уроку (на доске)                 «Идеал — это путеводная звезда.  
                                                   Без нее нет твердого  
                                                   направления, 
                                                   а нет направления — нет жизни» 
                                                                     (Л.Толстой).

В: — Что общего между этими определениями понятия «идеал»? Ответ: — Ориентир в жизни. ____________________________________________

Работа с текстом. Продолжим нашу работу. У вас на партах лежит текст. Задание: прочитать, промаркировать текст, используя знаки. Каждый знак соответствует восприятию вами определенной информации по чтению текста. Затем ответить на вопрос заключенный в теме нашего урока: «Что такое идеал?»

Прием «Инсерт»

 ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения  в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:



знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и

неожиданным;

«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание

узнать больше.

2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения.

3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

 

4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

1. Идеал-это высшая степень совершенства. 2. Идеалом можно назвать, личный образ для подражания, созданный в воображении человека и наделенный самыми лучшими внутренними и внешними качествами. 3. Представления об идеальном мужчине, идеальной женщине, идеальных отношениях, идеальных вещах у каждого человека свои и могут с годами меняться. 4. Идеал-это нечто прекрасное и недостижимое, своего рода мечта, ведь идеальных людей, идеальных отношений между людьми, в реальной жизни, не бывает. 5. Слово идеал можно заменить словом совершенство. Это апогей каких-то качеств, стремлений, то есть предел, выше которого эти качества подняться уже не могут. То есть это наивысшая точка чего-либо. 6. Если говорить о людях, то у каждого, наверное, свой идеал, но похоже, что мышление схоже, так как все любят красивых. 7. Идеал красоты — это сверхправильные черты лица и тела, совершенные с точки зрения симметрии. Можно, наверное, даже сказать, что в красоте идеал — это золотая середина, то есть человек, у которого нет никаких, даже мельчайших отклонений от нормы, каким должен быть человек и части его лица и тела. 8. Чем больше отклонение, тем дальше от идеала. 10. Ч еловек устроен так, что ему хочется иметь всё самое лучшее.

Ответ:_______________________________________________________________________

Слайд 6 (изображены: путешественник, мореплаватель, бизнесмен, банкир) Обратимся к очередному слайду. Что вы видите? Что их объединяет? В: Чем отличаются респектабельный бизнесмен и путешественник, мореплаватель и банкир? Ответ: Хотя оба они стремятся к высшей цели, только путешественника и мореплавателя можно назвать идеалистами. Происходит это потому, что для них целью деятельности являются не материальные, а духовные ценности. В: А кто такой идеалист? Что такое идеализация? Обратимся к словарю. Работа со словарями. Записываем в тетрадь.
Ответ: Идеалист – бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Работа с текстом учебника (стр. 85 – последний абзац, Прочитать, сделать вывод) Итак, идеал и идеальное это  то, к чему человек стремится всю свою жизнь. С ними он сверяет свои поступки и дела.

IV. Рефлексия. Вернемся к таблице, с которой мы работали в начале урока. Теперь заполняем четвертую графу, то, что вы узнали после изучения новой темы.


У нас осталось еще немного времени, попробуйте составить синквейн на тему «Что такое идеал?» и зачитать. Работаем в парах. СИНКВЕЙН предложить написать и присутствующим на уроке гостям (учителя-предметники, родители) и зачитать.

Правила написания синквейна. (СЛАЙД №7)

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка— два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка— три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка— фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое                            отношение к теме;

5 строка— слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Например, синквейн на тему русской Синквейн на тему А.С. Пушкин.

народной сказки «Лисичка-сестричка Пушкин

и серый волк». Умный, талантливый.

Лиса. Пишет, сочиняет, творит.

Хитрая, умная. Поэзия его пережила.

Плачет, жалуется, хитрит. Гений.

Есть такие и среди животных.

Обманщица.

Ответ:
«Что такое идеал?». Значимый, важный.
Подражают, копируют, ценят. 
Хотят быть похожими.
Идеал — это путеводная звезда.


Подведем итоги: 
У: На поведение людей влияют идеалы. Идеалы — это образцы для  подражания, нечто совершенное. В качестве идеала могут выступать реальные  люди или вымышленные герои, общественные идеи. У каждого человека свои идеалы к которым он стремится.

V. Итоги урока. Выставление оценок Критерии: активность, убедительность в ответе, умение выслушивать окружающих,
VI. Домашнее задание (Слайд 8. Домашнее задание)
Прочитать параграф 16. Знать понятия. Творческое задание: Написать сочинение «Что является идеалом в моей жизни».

«Кто является идеалом в моей жизни»

ИЛИ нарисовать это.

Раздаточный материал

Идеал-это высшая степень совершенства. Идеалом можно назвать, личный образ для подражания, созданный в воображении человека и наделенный самыми лучшими внутренними и внешними качествами. Представления об идеальном мужчине, идеальной женщине, идеальных отношениях, идеальных вещах у каждого человека свои и могут с годами меняться. Идеал-это нечто прекрасное и недостижимое, своего рода мечта, ведь идеальных людей, идеальных отношений между людьми, в реальной жизни, не бывает. Слово идеал можно заменить словом совершенство. Это апогей каких-то качеств, стремлений, то есть предел, выше которого эти качества подняться уже не могут. То есть это наивысшая точка чего-либо. Если говорить о людях, то у каждого, наверное, свой идеал, но похоже, что мышление схоже, так как все любят красивых. Идеал красоты — это сверхправильные черты лица и тела, совершенные с точки зрения симметрии. Можно, наверное, даже сказать, что в красоте идеал — это золотая середина, то есть человек, у которого нет никаких, даже мельчайших отклонений от нормы, каким должен быть человек и части его лица и тела. Чем больше отклонение, тем дальше от идеала. Человек устроен так, что ему хочется иметь всё самое лучшее.

Идеал-это высшая степень совершенства. Идеалом можно назвать, личный образ для подражания, созданный в воображении человека и наделенный самыми лучшими внутренними и внешними качествами. Представления об идеальном мужчине, идеальной женщине, идеальных отношениях, идеальных вещах у каждого человека свои и могут с годами меняться. Идеал-это нечто прекрасное и недостижимое, своего рода мечта, ведь идеальных людей, идеальных отношений между людьми, в реальной жизни, не бывает. Слово идеал можно заменить словом совершенство. Это апогей каких-то качеств, стремлений, то есть предел, выше которого эти качества подняться уже не могут. То есть это наивысшая точка чего-либо. Если говорить о людях, то у каждого, наверное, свой идеал, но похоже, что мышление схоже, так как все любят красивых. Идеал красоты — это сверхправильные черты лица и тела, совершенные с точки зрения симметрии. Можно, наверное, даже сказать, что в красоте идеал — это золотая середина, то есть человек, у которого нет никаких, даже мельчайших отклонений от нормы, каким должен быть человек и части его лица и тела. Чем больше отклонение, тем дальше от идеала. Человек устроен так, что ему хочется иметь всё самое лучшее.

Перед изучением предлагаю вам заполнить третью графу таблицы, написав «да» или «нет», т. е. согласны вы с этим утверждением или нет.

Верные или неверные утверждения

До изучения темы

После изучения темы

1

Идеал – образец, высшая цель стремлений.

2

Идеальное – нечто совершенное, соответствующее идеалу.

3

У каждого поколения свои идеалы.

4

Идеал это то, что считается достойным для подражания.

5

Идеалист – бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Перед изучением предлагаю вам заполнить третью графу таблицы, написав «да» или «нет», т.е. согласны вы с этим утверждением или нет.

Верные или неверные утверждения

До изучения темы

После изучения темы

1

Идеал – образец, высшая цель стремлений.

2

Идеальное – нечто совершенное, соответствующее идеалу.

3

У каждого поколения свои идеалы.

4

Идеал это то, что считается достойным для подражания.

5

Идеалист – бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Перед изучением предлагаю вам заполнить третью графу таблицы, написав «да» или «нет», т.е. согласны вы с этим утверждением или нет.

Верные или неверные утверждения

До изучения темы

После изучения темы

1

Идеал – образец, высшая цель стремлений.

2

Идеальное – нечто совершенное, соответствующее идеалу.

3

У каждого поколения свои идеалы.

4

Идеал это то, что считается достойным для подражания.

5

Идеалист – бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Синквейн на тему «Что такое идеал?» и зачитать Работаем в парах. Правила написания синквейна. (СЛАЙД №7) 1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное; 2 строка— два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 3 строка— три глагола, описывающих действия по теме синквейна; 4 строка— фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое                            отношение к теме; 5 строка— слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы. Например, синквейн на тему русской Синквейн на тему А.С. Пушкин. народной сказки «Лисичка-сестричка Пушкин и серый волк». Умный, талантливый. Лиса. Пишет, сочиняет, творит. Хитрая, умная. Поэзия его пережила. Плачет, жалуется, хитрит. Гений. Есть такие и среди животных. Обманщица.

Синквейн на тему «Что такое идеал?» и зачитать Работаем в парах.

Правила написания синквейна. (СЛАЙД №7)

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка— два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка— три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка— фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое                            отношение к теме;

5 строка— слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Например, синквейн на тему русской Синквейн на тему А.С. Пушкин.

народной сказки «Лисичка-сестричка Пушкин

и серый волк». Умный, талантливый.

Лиса. Пишет, сочиняет, творит.

Хитрая, умная. Поэзия его пережила.

Плачет, жалуется, хитрит. Гений.

Есть такие и среди животных.

Обманщица.


Синквейн на тему «Что такое идеал?» и зачитать Работаем в парах.

Правила написания синквейна. (СЛАЙД №7)

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка— два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка— три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка— фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое                            отношение к теме;

5 строка— слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Например, синквейн на тему русской Синквейн на тему А.С. Пушкин.

народной сказки «Лисичка-сестричка Пушкин

и серый волк». Умный, талантливый.

Лиса. Пишет, сочиняет, творит.

Хитрая, умная. Поэзия его пережила.

Плачет, жалуется, хитрит. Гений.

Есть такие и среди животных.

Обманщица.

Урок 9. деятельность человека — Обществознание — 10 класс

Обществознание, 10 класс

Урок 9. Деятельность человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Деятельность человека – способ существования людей.
  2. Понятие и структура человеческой деятельности.
  3. Мотивация деятельности, потребности и интересы.
  4. Классификация видов человеческой деятельности.
  5. Учение как вид человеческой деятельности.

Глоссарий по теме

Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности; совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее неизвестное.

Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Субъект — тот, кто осуществляет деятельность.

Объект — то, на что направлена эта деятельность.

Мотив — побуждение к деятельности (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции).

Средства — методы, способы, предметы, использующие для достижения цели.

Процесс — действия, поступки, направленные на достижение результата.

Итог — результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Ключевые слова

Деятельность, виды деятельности, творчество, структура человеческой деятельности, мотивация, потребности и интересы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28-41; 192-198.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 – 37.

А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018. С.139-140

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь человека представляет собой постоянное действие, он всегда что-то делает: познаёт мир, создаёт необходимые условия для своего существования (пищу, одежду, жильё), удовлетворяет духовные потребности (занимается наукой, музыкой, живописью), а также самосовершенствуется. Человеческая деятельность имеет отличительные черты от поведения животных.

1.Сознательный характер: только человек способен сознательно ставить цели своей деятельности и предвидеть результат.

2.Продуктивный характер: человек стремиться получить результат, продукт своей деятельности.

3.Орудийный характер: для осуществления деятельности человек создаёт и использует орудия.

4.Преобразующий характер: только человек способен изменять себя и окружающий мир.

5.Общественный характер: деятельность человека невозможна без разнообразных отношений с другими людьми.

Деятельность человека связана с удовлетворением его потребностей.

Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для существования и развития.

Существуют различные классификации потребностей. Самый общий вид представлен объединением их в три группы.

Первая группа – биологические (естественные, физиологические) потребности. Это потребности в пище, воздухе, воде, сне и т. п.

Социальные потребности — потребности в трудовой деятельности, общении, то есть во всём том, что связано с общественной жизнью.

Идеальные (духовные) потребности связаны с духовным развитием человека — самовыражение, создание и освоении культурных ценностей, познания мира и т.п.

Все три группы взаимосвязаны. Учёные А. Маслоу и С.Л. Рубинштейн характеризуют человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного удовлетворения потребностей.

Советский учёный А.Н. Леонтьев выделил в структуре деятельности цель, средства и результат. Структуру деятельности можно представить схематично: Субъект – объект – мотив – цель – средства – процесс (действия) – результат

Субъект – действующий человек. Объект – то, на что направлена эта деятельность.

Мотив – побуждение к деятельности. Цель – осознанный образ будущего результата.

Средства – методы, способы, предметы, используемые в ходе деятельности. Процесс – действия, поступки, направленные на достижение результата. Итог – результат, продукт деятельности.

Выделяют различные виды деятельности:

  1. Материальная и духовная: их связывают с производством вещей и идей.
  2. Индивидуальная и коллективная – в зависимости от субъекта.
  3. Репродуктивная и творческая – здесь имеется в виду характер деятельности.
  4. Законная и незаконная – по отношению к правовым нормам.
  5. Моральная и аморальная – по отношению к моральным нормам.
  6. Прогрессивная и регрессивная – по отношению к развитию общества
  7. Экономическая, социальная, политическая, духовная – связана со сферами общества.

В процессе становления человек осваивает разные виды деятельности.

Игра – вид деятельности, в которой процесс важнее цели.

Учение — деятельность, в процессе которой приобретаются знания и осваиваются способы действий.

Труд — вид деятельности, дающий практически полезный результат.

Общение –деятельность, связанная с различными взаимоотношениями между людьми,

обменом информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Творчество – это особый вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Деятельность влияет на сознание человека, его развитие. Сознание, формируемое деятельностью, влияет на эту деятельность, определяет и регулирует её.

Претворяя в жизнь свои творческие идеи, люди преобразуют себя и мир вокруг себя.

Следовательно, человек творит мир, отражая его в своем сознании.

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о деятельности

1) Благодаря деятельности, биологическое существование человека становилось одновременно социальным.

2) В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной.

3) Деятельность человека всегда протекает совместно с окружающими людьми.

4) Деятельность человека представляет собой подсистему, включённую в систему отношений общества.

5) Люди обладают врождённой программой деятельности.

Правильный вариант/варианты:

1,2,4

2. Вставьте пропущенные слова:

Для осуществления своей деятельности человек создаёт и использует ______. Деятельность направлена на получение __________.

Правильный вариант: орудия; результата.

Теория. Обществознание. Мировоззрение. | Университет СИНЕРГИЯ

Этот текст можно скачать по ссылке

Формирование личности ведет к формированию мировоззрения, которое, в свою очередь, возникает в процессе познания. Человек, становясь личностью, задает себе ряд вопросов: «Кто я? Каково мое место в мире? Каков смысл бытия и как устроена вселенная?». Перечисленные вопросы — путь к познанию самого себя и окружающей реальности, а ответы на эти вопросы — путь к формированию мировоззрения, духовности человека, его внутреннего мира.

Определение понятия

Под мировоззрением принято понимать целостную систему взглядов на природу, социум и человека, окружающую действительность и место самого человека в этой системе. Мировоззрение выражается через систему ценностей, через идеалы конкретной личности и определенной социальной группы. Структура мировоззрения многослойна.

Структурные составляющие мировоззрения

  • познания;
  • духовные идеалы;
  • убеждения и принципы;
  • жизненные ценности.

Мировоззрение формируется не единожды и на всю жизнь двумя путями:

  • стихийным;
  • осознанным.

Его становление происходит в течение всего времени, пока жива личность. Отчасти это результат воспитания, отчасти — собственный жизненный опыт. Чем старше человек, тем осознаннее его мировоззрение.

Кроме того, ученые разделяют мировоззрение на несколько форм.

Формы и факторы формирования мировоззрения

Принято различать три основные формы:

  1. мироощущение — впечатления личности о происходящем в жизни, комплекс его чувств, мыслей, действий и настроений. С него начинается становление мировоззрения. Чувственное осознание отвечает за формирование образов;
  2. мировосприятие. Само понятие включает ответ: речь идет о восприятии мира, его видении и отражении через призму субъективных впечатлений и ощущений. Мировосприятие может быть враждебным или дружественным;
  3. миропонимание — образы, сформированные и закрепленные в голове об окружающем мире.

В этой же связи мировоззрение можно классифицировать по эмоциональной окраске, разделив на пессимистичное и оптимистичное.

Факторы формирования

  1. социальное окружение, в котором находится человек;
  2. условия социума, в которые помещена личность;
  3. государственный строй.

Виды мировоззрения

По видам мировоззрение делится на обыденное, религиозное, научное. Это основные виды. К остальным относятся философское, художественное, мифологическое.

Обыденное

Его формирование происходит в обыденной жизни, этот вид связан с личным жизненным опытом и опорой на разум. Повседневные знания состоят из накопленных правил поведения, понятий «хорошо-плохо», наблюдения за конкретными событиями в личной жизни и жизни государства. Плодами обыденного мировоззрения являются народное целительство, фольклор, обычаи и традиции.

Религиозное

Находит истоки в религии и вере в сверхъестественное. Первые этапы развития социума связаны с формированием мифологии, а из мифологии появилась религия. Затем понятия обособились, в итоге основой мифологии стал политеизм, а основой религии — монотеизм, то есть вера в одного Бога. Благодаря религии человек может разделить мир на естественный и сверхъестественный, обоими управляет Бог. Люди с религиозным сознанием действуют и поступают во имя религии и ее требований, совершают молитвы, жертвоприношения и другие культовые деяния, совершенствуются духовно.

Научное

Истоки берет в науке. Данным видом мировоззрения наделены люди, отвечающие за формирование знаний. Это ученые и исследователи, чье миропонимание сводится к научной картине бытия, закономерностям всего сущего. Часто научное сознание противоречит религиозному, а также отрицает все, чем нет доказательств и чего не признает наука — сверхъестественное, НЛО. Люди науки находятся в процессе вечных поисков, познаний и логических обоснований, доказательств. При тщетных попытках обрести искомое отчаиваются, однако спустя время вновь задаются вопросами, находят решения. Их идеал — постоянный поиск истины.

Иные виды мировоззрений

  • мифологическое — суть его мифы и художественное переживание картины мира;
  • атеистическое — противоположность религиозному, отрицает Бога как явление, его возможное существование. Также отрицаются любые мистические явления и присутствие потустороннего, паранормального;
  • гуманистическое признает ценность любого на планете, в основе его лежит любовь, сострадание к людям и их уважение;
  • человеконенавистническое — противоположно гуманистическому. Его основа — презрение к окружающему социуму и каждому человеку в отдельности, пропаганда национальной исключительности;
  • консервативное, суть которого — недоверие к нововведениям и достижениям социума в пользу устоявшихся традиций;
  • революционное отстаивает резкие, кардинальные преобразования в социуме.

Единого вида мировоззрения не существует в рамках одной личности. Человек сочетает разные формы в совокупности, однако какой-то один вид занимает лидирующую позицию.

Уровни мировоззрения

Выделяют два уровня:

  1. будничное или обыденно-практическое, формирующееся в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, отвечающая за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства;
  2. теоретическое или рациональное, формируемое в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.

Роль мировоззрения в жизни человека

  • задать цели и сформировать жизненные ориентиры;
  • продемонстрировать способы познания и методы деятельности;
  • сформировать систему истинных ценностей — жизненных и культурных.

Идеалы и ценности | План-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему:

              Обществознание 6 класс

Урок обществознания в 6 классе по теме: «Ценности и идеалы» по программе А. И. Кравченко. Учебник Обществознание 6 класс Кравченко А.И. Издательство «Русское слово» 2006 год.

ТЕМА: ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ. Слайд 1

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

 — познакомить учащихся с понятиями идеала, ценности;

 информации и анализировать их, развивать устную речь, умение работать с учебником;

: воспитывать уважение к старшим, чувство долга и чести, решать  задачи нравственного характера.

Учащиеся должны: объяснять смысл понятий идеал,         

                                  идеализация,     идеалист; знать что

                                 такое  ценности; уметь называть черты

                                   характера, которыми

                                 должен обладать идеальный человек.

Основные понятия: идеал, идеалист, идеализация, «золотое» правило нравственности.

Оборудование:   мультимедийная установка, экран, учебники по обществознанию А.И. Кравченко, презентация к уроку  

Ход урока

Технологическая карта урока

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Оргмомент

Осуществляет психологический настрой на урок

Готовят рабочее место, настраиваются на урок

Мотивационный блок

Добрый день! Нам предстоит сегодня продолжить разговор, который мы начали на предыдущих уроках.

Называется тема урока. Выводим  задачи урока, предлагает записать тему в тетрадь

Слайд 2: Обсуждение в парах. Заполняем таблицу ( слайд 3) столбик 2

Ставим «+»или «-  «

Записывают тему в тетрадь

Слайд 3- заполняют  таблицу  2 стобик

Новый материал

 Изучаем текст параграфа 16 и 17 и заполняем таблицу (слайд 4)

Готовят тетради для записи данной информации ( в виде  таблицы) и заполняют её

Рефлексия

Возвращаемся к 1 таблице- заполняем 3 слолбик

Заполняют таблицу

Подведение итогов

Пишем синквейн

Пишут синквейн

Читаем синквейны.

Домашнее задание

П. 16, 17

«5»-сочинение на тему «Мой идеал….»

«4-3» практикум после параграфа

Записывают в дневники.

4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

— Мы уже выяснили, что в своём поведении мы сознательно или не сознательно следуем каким-то идеалам, и даже не подозреваем о том.

А ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛ? Слайд 8

Идеал- это образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.

Он обозначает то, что вам кажется достойным для подражания.

Один  — считает идеалом бизнесмена

Другой— путешественника, которого привлекает романтика.

Оба стремятся к высшей цели, только второго мы называем идеалистом.

Он стремится много познать, преувеличивает роль добра и справедливости.

А первый стремится к материальной выгоде – он материалист.

Герои с телеэкрана и книг всегда борются со злом, обманом. Героев воспевают поэты.

Но идеалы во все времена были разными. У вас и ваших родителей, бабушек и дедушек.

А ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТИ? Слайд 9

С общечеловеческими ценностями мы сталкиваемся каждый день, хотя об этом не задумываемся.

Есть ценности, которые не подвергаются сомнению, они служат идеалом для всех людей: ИСТИНА, КРАСОТА, ДОБРО, ПОЛЬЗА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СВОБОДА, ГОСПОДСТВО.

В тоже время для некоторых одни ценности становятся более важными, для других другие.

Но иногда происходит конфликт ценностей. Н-р хорошие друзья и учеба в престижной школе.

В жизни происходят такие ситуации, когда ради одного жертвовать другим (Миф о Ариадне)

В основе конфликта ценностей лежит нравственная дилемма.

—- На какие ценности ориентируются современные подростки?

Школа прививает детям ценности коллективизма и товарищества, учит трудиться, быть честным и справедливым.

5.РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ИЗУЧЕННОГО   МАТЕРИАЛЛА.

Работа в тетрадях стр.40 упражнение№1, 2, 3. Слайд 10, 11, 12, 13.

ИТОГ УРОКА:— Ребята, чтобы добиться нравственного совершенства и даже вообще просто быть успешным в жизни, необходимо  знать, всегда помнить и поступать в соответствии с библейским правилом, суть которого в следующем

Слайд 14.

«ЗОЛОТОЕ» ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ: ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ   П-16-17

Определение, значение, цель и использование

«Идеальный тип» — один из самых известных вкладов Вебера в современную социологию. Это занимает очень важное место в его методологии. Вебер считал, что разработка концептуальных инструментов — это ответственность социологов. Самым важным в таком концептуальном инструменте является идеальный тип.

Определение и значение :

Согласно New Websters Dictionary, «идеал» — это «концепция или эталон чего-то в своем высшем совершенстве.«Это относится скорее к мысленному образу или концепции, чем к материальному объекту. Это модель. Термин «тип» означает вид, класс или группу, отличающуюся определенным характером. Итак, в общем, мы можем концептуализировать идеальный тип как вид, категорию, класс или группу объектов, вещей или людей с определенным характером, который кажется лучшим примером этого.

Вебер использовал идеальный тип в определенном смысле. Для него идеальный тип — это мысленная конструкция, подобная модели, для тщательного изучения и систематической характеристики конкретной ситуации.Действительно, он использовал идеальный тип как методологический инструмент для понимания и анализа социальной реальности.

Методология — это концептуальная и логическая исследовательская процедура, с помощью которой развиваются знания. Исторически сложилось так, что большая часть методологических проблем в социальных науках была направлена ​​на установление их научной квалификации.

Макс Вебер особенно интересовался проблемой объективности в социальных науках. Следовательно, он использовал идеальный тип как методологический инструмент, который объективно смотрит на реальность.Он исследует, классифицирует, систематизирует и определяет социальную реальность без субъективных предубеждений. Идеальные типы не имеют ничего общего с ценностями. Его функция как исследовательского инструмента заключается в классификации и сравнении.

Процитировать Макса Вебера:

«Идеальная типичная концепция развивает наши навыки вменения в исследованиях. Это не описание реальности, но оно направлено на то, чтобы дать этому описанию недвусмысленные средства выражения ». Другими словами, идеальные типы — это концепции, сформулированные на основе фактов, собранных тщательно и аналитически для эмпирических исследований.В этом смысле идеальные типы — это конструкции или концепции, которые используются в качестве методологических приемов или инструментов в нашем понимании и анализе любой социальной проблемы.

Подобно тому, как идеальная модель создается естествоиспытателями как инструмент и средство познания природы, социолог создает идеальный тип как инструмент для систематизации и осмысления отдельных фактов, по которым исследователь может измерять реальность. Это из-за его отделения от эмпирической реальности и отличия от нее.

Вебер рассказывает, что идеальный тип мог служить мерой реальности. Целью построения «идеальных типов» является не сравнение эмпирической ситуации с идеальным типом, а сравнение нескольких эмпирических ситуаций друг с другом; через посредство идеального типа и вывести проверяемую гипотезу, объясняющую различные отклонения. Другими словами, идеальные типы помогают направлять и структурировать сравнительное исследование.

Согласно Веберу, социология может развиваться на основе концепции идеального типа.Вебер говорит, что социология занимается социальным действием и социальным поведением. У каждого социального действия есть идеал. Мы думаем об «идеальном типе» социального действия. Например, мы говорим, что конкретный мужчина «идеалист».

Термин «идеалист» — это идея, а как мы можем назвать человека идеалистом? Как применить идею к конкретному человеку? Это только потому, что у нас есть представление о значении термина «идеалист», и это представление является идеей идеального типа. Именно благодаря этим теоретическим и рациональным концепциям мы можем судить о человеке как об идеалисте. Это доказывает, что каждый человек имеет в себе определенные представления о совершенном социальном действии или поведении, и этот идеальный тип субъективен в уме человека.

Жюльен Фройнд пишет: «С помощью идеального типа социолог может измерить разрыв между идеальным типичным объективно возможным действием и эмпирическим действием, а также установить роль иррациональности и случайности или вторжения случайных, эмоциональных и других элементов. ”

Согласно Веберу:

«Идеальный тип образуется односторонним акцентированием одной или нескольких точек зрения и синтезом огромного количества рассеянных, дискретных, более или менее присутствующих, а иногда и отсутствующих, конкретных индивидуальных явлений, которые расположены в соответствии с этими односторонне подчеркнутые точки зрения в единую аналитическую конструкцию….В своей концептуальной чистоте эта ментальная конструкция…. нигде в реальности эмпирически не найти ».

Несмотря на приведенное выше определение, Вебер не был полностью последовательным в том, как он использовал идеальный тип. На самом базовом уровне идеальный тип — это концепция, созданная социологом на основе его интересов и теоретической ориентации, чтобы уловить существенные черты некоторого социального явления. Идеальный тип, одно из важнейших понятий Вебера, представляет собой логическое завершение нескольких направлений веберианской мысли.

(1) Это связано с понятием понимания. В этом смысле каждый идеальный тип представляет собой организацию понятных отношений внутри исторической сущности или последовательности событий.

(2) Более того, идеальный тип связан с характеристикой как нашего общества, так и нашей науки, а именно с процессом рационализации. Конструирование идеального типа, пишет Раймон Арон, «является выражением попытки; характеристика всех научных дисциплин, чтобы сделать предмет понятным, раскрывая или конструируя его внутреннюю рациональность.

(3) Идеальный тип также связан с аналитической и частичной концепцией причинности. Это помогает нам понять исторические элементы или сущности, но это, так сказать, частичное понимание целого.

Построение идеальных типов :

Идеальные типы формулируются путем абстракции и комбинации неопределенного числа элементов, которые, хотя и встречаются в действительности, редко или никогда не обнаруживаются в конкретной форме. Поэтому Вебер не считает, что он устанавливает новый концептуальный метод.Он подчеркивает, что делает явным то, что уже сделано на практике. Для построения идеальных типов социолог выбирает определенное количество черт из целого, которое иначе и затемнено, чтобы составить понятную сущность.

Например:

Если мы хотим изучить состояние демократии в Индии, то нашей первой задачей будет определение концепции демократии с помощью ее основных и типичных характеристик. Здесь мы можем упомянуть некоторые из основных характеристик демократии.То есть наличие многопартийной системы, универсальной взрослой франшизы, формирование Govt. представителями народа, участием народа в принятии решений, а также равенством перед законом.

Эта формулировка концепции демократии чистого типа или идеального типа будет направлять нас и работать как инструмент в нашем анализе. Любое отклонение от него или соответствие ему раскроет реальность. Таким образом, идеальные типы не представляют общих или средних характеристик, а сосредоточены на типичных и существенных характеристиках.

Например, в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер анализирует характеристики «кальвинистской этики». Идеальные типы конструируются из реально существующих фактов. Они не представляют и не описывают всю реальность; в логическом смысле они принадлежат к чистым типам. Согласно Веберу в его концептуальной чистоте, эта идеальная ментальная конструкция не может быть найдена эмпирически нигде в реальности. Таким образом, создаются идеальные типы.

По словам Макса Вебера, «Идеальный тип — это аналитическая конструкция, которая служит исследователю в качестве измерителя для определения сходства, а также отклонений в конкретных случаях. Вебер утверждал, что основная цель идеального типа — «анализировать исторически уникальные конфигурации или отдельные компоненты с точки зрения генетических концепций». Они используются в качестве инструментов концепции для сравнения и измерения реальности. Они незаменимы для этого.

Идеальные типы нужно создавать и использовать с осторожностью, — говорит Вебер. Макс Вебер предупреждает, что идеальный тип следует создавать и использовать с большой осторожностью.

Он заявил:

1.Идеальные типы — это не гипотезы.

2. Идеальные типы не заявляют и не подразумевают этический идеал.

3. В них не указывается средний тип.

4. Они не исчерпывают действительность, т. Е. Не соответствуют в точности каким-либо эмпирическим примерам.

Назначение и применение идеальных типов :

Идеальные типы не образуются на основе чисто концептуального мышления, а создаются, видоизменяются и оттачиваются посредством эмпирического анализа конкретных проблем. Это, в свою очередь, увеличивает точность анализа. Идеальный тип, ключевой термин в мифологических эссе Вебера, использовался им как средство понимания исторических конфигураций или конкретных исторических проблем.

Для этого он сконструировал Идеальные типы, которые должны понимать, как на самом деле происходили события, и показывать, что если бы некоторые предшествующие события или другие события не произошли или произошли по-другому, событие, которое мы пытаемся объяснить, также было бы другим. Например, из-за реализации законов о земельной реформе и проникновения других модернизирующих сил, таких как образование, современная оккупация и т. Д.система совместной семьи в сельских районах Индии распалась. Это означает, что существует причинно-следственная связь между событием (земельная реформа, образование и т. Д.) И ситуацией (совместная семья). Таким образом, концепция идеального типа также помогает в причинном объяснении явления.

Вебер не считает, что один элемент общества определяется другим. Он понимает причинные отношения как в истории, так и в социологии как частичные и вероятные отношения. Это означает, что данный фрагмент реальности делает вероятным или неправдоподобным, благоприятным или неблагоприятным для другого фрагмента реальности.

Например:

Некоторые марксисты сказали бы, что частная собственность на средства производства неизбежно делает политическую власть меньшинства, обладающего этими средствами. Вебер сказал бы, что экономический режим тотального планирования делает определенный тип политической организации более вероятным.

В работе Вебера такой анализ причинно-следственных связей был связан с его интересом к сопоставлениям по всему миру или к анализу событий и установлению общего предположения.То есть он использовал идеальные типы для построения концепции конкретного исторического случая и использовал те же концепции идеального типа для сравнительного анализа. Эта взаимозависимость истории и социологии наиболее отчетливо проявляется в концепции Вебера об идеальном типе. Помимо изучения какого-либо конкретного исторического случая, Вебер также использовал идеальные типы для анализа абстрактных элементов социальной реальности и для объяснения определенных видов социального поведения.

идеального типа в социологии | Study.com

Идеальный тип в социологии

В социологии, однако, идеальный тип означает нечто очень отличное от лучшего или среднего.

Макс Вебер
эвристическое устройство наиболее существенные черты социального явления, совокупность которых составляет его чистейшую форму ни одно реальное социальное явление не обладало бы всеми характеристиками так полно, как его описал бы идеальный тип

Обоснование идеального типа в социологическом анализе

Вебер считал, что историки его времени чрезмерно подчеркивали уникальность социальных явлений.Он также не был удовлетворен сверхобобщениями , которые могли иметь место в поисках закономерностей, тенденций и тенденций социальных явлений. Например, при продолжении капитализма ни одна из экономик США, Японии, Перу, Южной Африки и Австралии не похожа на другие. Однако, если бы мы попытались понять только то, что делает каждую из них уникальной, мы упустили бы некоторые общие черты; то есть все они имеют капиталистическую экономику. Однако утверждение, что у всех них капиталистическая экономика, слишком широко, чтобы понять, что такое капитализм.Вебер считал, что идеальный тип как аналитический инструмент может разрешить эту дилемму , независимо от того, на какое социальное явление смотрели социологи.

Идеальный тип помогает понять реальные социальные явления

Давайте посмотрим, как идеальный тип может помочь нам понять, что реально, сравнивая реальность любых социальных явлений с идеальным типом.

Снова, в целях иллюстрации, давайте остановимся на примере капитализма. Одна из его ключевых особенностей заключается в том, что только свободный рынок — нерегулируемая покупка и продажа — определяет экономическую активность. Во-вторых, правительство не вмешивается в рыночную деятельность. Еще одна причина заключается в том, что основные средства производства находятся в частной собственности и используются с целью получения прибыли. Если бы мы идентифицировали все такие ключевые особенности, у нас было бы хорошее представление о том, как выглядит идеальный (или чистый) тип капитализма.

Вы могли бы сказать: хорошо, иметь четкое представление о том, как выглядит чистая капиталистическая экономика (или любое другое социальное явление), но какая в этом ценность, если она не полностью отражает реальность? Хороший вопрос! Тем не менее, он так ценен: , применяя идеальный тип к реальной капиталистической экономике (или любому другому социальному явлению), позволяет нам определить, насколько реальность соответствует идеальному типу или отклоняется от него.Это предлагает более глубокое понимание реальности.

В качестве другого примера предположим, что социолог хочет понять поведение и ценности бэби-бумеров (тех, кто родился в период с 1946 по 1964 год). Идеальный (чистый) тип этого поколения будет применяться к выборке бэби-бумеров, чтобы выявить сходства и различия, обеспечивая как общие черты в реальном мире, так и вариации вокруг них.

Идеальный тип упрощает сравнительный анализ

Идеальный тип также позволяет нам сравнивать важные сходства и различия между одним и тем же социальным явлением с течением времени ; например, как изменился капитализм в Америке с 1815 по 2015 год? Или мы можем использовать идеальный тип для сравнения сходств и различий за тот же период ; например, чем сегодня отличается капитализм в США.С., Япония, Перу, ЮАР и др.?

Или мы могли бы проанализировать бэби-бумеров и поколение X (родившихся между 1965-1980), сравнив их идеальные типы с выборкой людей, родившихся в эти периоды. Это дало бы нам портрет их сходства и различий в реальном мире.

Идеальный тип помогает установить возможные причинные связи

Социологи также используют идеальные типы для установления возможных причинных связей между социальными явлениями. Например, одной из самых известных попыток Вебера добиться этого было использование идеального типа протестантской этики для определения того, являются ли многие из ее основных черт, такие как упорный труд для достижения успеха и получения прибыли, без обращения к церкви за спасением, и т.п., возможно, создали благоприятные условия для возникновения капитализма в западноевропейских странах с преобладанием протестантов. Проанализировав исторические данные с помощью этого метода, он пришел к выводу, что это так.

Допустим, мы хотим провести аналогичный сравнительный анализ с учетом различий поколений. Одна из характерных черт поколения X — серьезная забота о балансе между работой и личной жизнью. Их родители были бэби-бумерами. Мы могли бы задаться вопросом, не вызвали ли некоторые из характерных черт бэби-бумеров — например, их больший упор и преданность работе в течение семейного времени — негативную реакцию их взрослых детей; отсюда желание поколения X проводить с семьей больше времени, чем им давали родители.

Резюме урока

Идеальные типы относятся к существенным или ключевым характеристикам некоторого социального явления в его чистой форме, хотя никакая реальная форма явления не может полностью соответствовать им. Идеальный тип — это концептуальный инструмент, используемый как своего рода мерка для определения того, насколько реальный социальный феномен похож на его чистую форму или отличается от нее. Это позволяет найти хороший баланс между пониманием общих закономерностей социального явления и его уникальных особенностей. Идеальные типы также позволяют нам проводить значимый сравнительный анализ, а также устанавливать возможные причинные связи между различными социальными явлениями.

Идеальные типы, значения и избирательность


Я никогда не понимал, почему изложение одной из самых важных методологических идей Макса Вебера, его теории идеальных типов, происходит в контексте эссе, которое в первую очередь посвящено роли ценностей в социальных науках. Это его эссе «Объективность в социальных науках и социальной политике» в «Методологии социальных наук». Центральным направлением эссе является попытка объяснить, каким образом объективность и истина связаны с приверженностью и ценностями в ходе исследований и преподавания социальных наук.Вебер проводит четкое различие между тем, что можно узнать и продемонстрировать (эмпирические факты и причинно-следственные связи), и тем, что можно внутренне проверить на непротиворечивость, но не продемонстрировать (фундаментальные ценностные обязательства). Вот как Вебер формулирует эту мысль в начале эссе:
Что означают оценочные суждения, найденные на страницах архива , относительно законодательных и административных мер или практических рекомендаций по таким мерам? Какие стандарты регулируют эти суждения? Какова обоснованность оценочных суждений, которые высказывает, например, критик или на которых писатель, рекомендующий политику, основывает свои аргументы в пользу этой политики? В каком смысле, если критерий научного знания следует искать в «объективной» достоверности его результатов, остался ли он в сфере научных дискуссий? Сначала мы представим нашу собственную позицию по этому вопросу, чтобы позже заняться более широким вопросом: в каком смысле вообще существуют «объективно действительные истины» в тех дисциплинах, которые имеют отношение к социальным и культурным феноменам? (50-51)
Теория идеальных типов — важный вклад в спецификацию природы понятий в гуманитарных и исторических науках. Но почему эта тема особенно актуальна в контексте обсуждения ценностей и социальной политики?

Одной из причин объединения идеальных типов и ценностей является неизбежный факт избирательности в социальных науках. Вебер неоднократно подчеркивает в этом эссе, что существует бесконечная глубина социальных явлений — даже одного явления или события — и поэтому необходимо выбрать конечное представление объекта исследования, если мы хотим приблизиться к нему. проблема с научной точки зрения.Но как выбрать конкретный аспект явления для изучения? Мы делаем это на основе суждения о том, какие аспекты являются важными — и это оценочное суждение, прямо или косвенно. В очень конкретном смысле наши интересов (материальные и интеллектуальные) направляют формирование наших исследовательских проектов в области социальных наук. «Качество события как« социально-экономического »не является чем-то, чем оно обладает« объективно ». Это скорее обусловлено направленностью нашего познавательного интереса, поскольку проистекает из особой культурной значимости, которую мы приписываем конкретному событию в данном случае »(64). И несколькими страницами позже: «Социально-экономические проблемы существуют не везде, где экономическое событие играет роль причины или следствия — поскольку проблемы возникают только там, где значение этих факторов проблематично и может быть точно определено только путем применения методы социально-экономической науки »(66).

Или, другими словами: экономическая ситуация считается «проблемой» потому, что она имеет последствия, которые пересекаются с тем, что нас волнует, или с нашей фундаментальной системой ценностей.Таким образом, предмет «социальной экономики» вдвойне зависит от наших интересов: наших познавательных интересов в том, как все работает, и наших практических интересов в том, как способствовать «хорошим» результатам и избегать «плохих» результатов.

Здесь вопрос переходит в связь с теорией идеальных типов. Вебер ясно дает понять, что он рассматривает формулировку темы научного исследования как порождение набора из интересов — познавательных и практических. И здесь актуальна идея идеального типа.Потому что идеальный тип — это выборочное, одностороннее представление какого-либо аспекта общественной жизни. Вот базовое описание, которое Вебер предлагает в сочетании с идеей «товарного рынка»:

Этот концептуальный образец объединяет определенные отношения и события исторической жизни в комплекс, который задуман как внутренне согласованная система. По сути, эта конструкция сама по себе подобна утопии, к которой пришли путем аналитического акцентирования определенных элементов реальности.Его связь с эмпирическими данными состоит исключительно в том факте, что там, где рыночно обусловленные отношения того типа, на который ссылается абстрактная конструкция, обнаруживаются или предполагаются в некоторой степени в реальности, мы можем сделать характерные черты этих отношений прагматически ясными и понятно по отсылке к идеальному типу. Это не описание реальности, но оно направлено на то, чтобы дать такому описанию однозначные средства выражения. Таким образом, это «идея» исторически данного современного общества, основанного на экономике обмена, которая разрабатывается для нас с помощью тех же логических принципов, которые используются при построении идеи средневековой «городской экономики» как «генетической». концепция…. Идеальный тип формируется односторонним акцентом одной или нескольких точек зрения и синтезом огромного количества рассеянных, дискретных, более или менее присутствующих, а иногда и отсутствующих конкретных индивидуальных явлений, которые являются организованы в соответствии с этими односторонне подчеркнутыми точками зрения в единую аналитическую конструкцию . В своей концептуальной чистоте эта ментальная конструкция не может быть найдена эмпирически нигде в реальности. (90)
Эта спецификация концепции идеального типа связана с обсуждением Вебером ценности специализации в социальных науках: «оправдание одностороннего анализа культурной реальности с конкретных« точек зрения »- — в нашем случае в отношении его экономической обусловленности — возникает чисто как технический прием из того факта, что обучение наблюдению за эффектами качественно схожих категорий причин и повторное использование одной и той же схемы концепций и гипотез предлагает все преимущества разделения труда »(71). Другими словами, специализация методов исследования и обучения, которая подразумевается установлением дисциплин в социальных науках, оправдана скорее прагматически, чем эпистемически — это практическое преимущество в продуктивности исследований, а не природа социального мира, которая оправдывает установление дисциплин.
Не существует абсолютно «объективного» научного анализа культуры — или, возможно, более узко, но определенно не иначе для наших целей — «социальных явлений», независимых от специальных и «односторонних» точек зрения, согласно которым: прямо или неявно, сознательно или неосознанно — они отбираются, анализируются и организуются для разъяснительных целей.(72)
Это очень точно определяет роль и оправдание «идеального типа». Идеальный тип — рыночной экономики, университета или банковского учреждения — создает выборочную модель социальной организации, которую затем могут аналитически и эмпирически исследовать специалисты. Идеальный тип не предназначен для общего представления категории явлений; а скорее как эвристическая модель, которая позволяет исследовать и расширять некоторые характеристики конкретных социальных институтов и поведения, которые она частично представляет.

На протяжении всей этой дискуссии сплетены методологические дебаты между сторонниками номотетической и идиографической интерпретаций социальных наук (ссылка). Вебер указывает на свое собственное понимание решающей важности индивидуальности и особенности исторических явлений, не отказываясь от возможности открытия ограниченных обобщений и закономерностей.

Законы важны и ценны в точном естествознании в той мере, в какой эти науки универсальны.Для познания исторических явлений в их конкретности самые общие законы, поскольку они наиболее лишены содержания, также наименее ценны. Чем более исчерпывающе обоснован или масштабен термин, тем больше он уводит нас от всего богатства реальности, поскольку для того, чтобы включить общие элементы как можно большего числа явлений, он обязательно должен быть как можно более абстрактным. и, следовательно, лишены содержания. В науках о культуре знание универсального или общего никогда не ценно само по себе.(80)
Здесь снова исторически детализированный идеальный тип является лучшей основой для исторического и социального анализа.

Вот еще одна дополнительная квалификация, которую Вебер предлагает, которая очень важна для его понимания социально-научного знания:

Мы обозначили как «науки о культуре» те дисциплины, которые анализируют явления жизни с точки зрения их культурного значения. значение конфигурации культурных феноменов и основа этого значения не могут быть выведены и поняты с помощью системы аналитических законов, какой бы совершенной она ни была, поскольку значимость культурных событий предполагает ценностную ориентацию в направлении эти события.Понятие культуры — это ценностное понятие . (76)
Это последняя важная связь между двумя темами эссе, объективностью и ценностями. Ценности входят в общественную науку на этапе определения и изучения социально-экономических и культурных проблем; они приходят к выбору предмета, устанавливая рамки, в которых явление является «проблемой»; и они должны быть задействованы в наших интерпретациях явлений, когда мы приписываем участникам культурные значения. Конструкция идеального типа обеспечивает концептуальные ресурсы для каждой из этих зон пересечения между социологическими исследованиями и схемами ценностей, которые мы, люди, поддерживаем.

Идеальный тип — Оксфорд Артикул

Идеальные типы в социологии наиболее тесно связаны с именем Макса Вебера, хотя как метод исследования и объяснения они чаще встречаются в экономике, например, в концепции идеального рынка. Для Вебера построение идеального типа было явно эвристическим приемом или методом исследования.Идеальный тип не является ни средним типом, ни простым описанием наиболее часто встречающихся черт явлений реального мира. Таким образом, невозможно построить идеальный тип бюрократии, обнаружив черты, которые присущи реальной бюрократии. Идеал также не используется нормативно в смысле желаемой цели.

Идеальные типы разрабатываются применительно к реальному миру, но включают в себя выбор тех элементов, которые наиболее рациональны или наиболее рационально сочетаются друг с другом. Таким образом, идеальный тип бюрократии охватывает те аспекты реальных бюрократических организаций, которые вписываются в согласованную цепочку средств и результатов.

В работе Вебера подразумевается точка зрения, согласно которой построение идеального типа — это способ познания реального мира. Это находится в рамках рационалистического взгляда на гуманитарные науки, а именно, что все мы разделяем разумные способности и тот факт, что мы можем мыслить и действовать рационально, упорядочивает мир. Таким образом, конструируя рациональный идеальный тип, мы кое-что узнаем о том, как устроен мир.Затем мы сможем узнать больше, сравнив идеальный тип с реальностью, посмотрев, как и почему реальная бюрократия может отличаться от идеального типа. Мы не заканчиваем моделью того, что такое бюрократия или какой она должна быть, но модели того, какой она могла бы быть, если бы была полностью рациональной. Таким образом, мы можем многому научиться из источников очевидной иррациональности реальной бюрократии.

Метод сложен и во многом обязан неокантианской философской традиции, из которой произошел Вебер. У англосаксонских социологов были проблемы с этим, и они часто рассматривают идеальные типы как своего рода гипотетическую модель, которую можно проверить на соответствие реальности, что придает (по крайней мере) отчет Вебера отчетливо позитивистский оттенок.Лучшее описание можно найти у Сьюзен Дж. Хекман, Вебера, Идеального типа и современной социальной теории (1983). См. Также изображения общества.

Перейти к основному содержанию Поиск