Идеал в психологии это: Идеал — Психологос

Я-идеал. Что такое «Я-идеал»? Понятие и определение термина «Я-идеал» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Я-идеал – термин, введенный Зигмундом Фрейдом для обозначения стремления личности к достижению совершенства.

Впервые австрийский психоаналитик употребил это понятие в 1914 году в труде «О нарциссизме» – здесь оно служит для обозначения любви человека к себе (путем идеализации собственного образа), которая возникает в детстве и сопровождает его на протяжении всей жизни. Позже, доработав концепцию Я-идеала, Фрейд пришел к выводу о том, что психологию масс можно рассматривать через эту категорию («Массовая психология и анализ человеческого Я», 1921 год). В теории масс Я-идеал играет роль в объединении группы людей вокруг вождя, которого они наделяют идеалистическими чертами.

Также Я-идеал может выступать в качестве высшего существа в человеке. Эта двойственность имеет негативные последствия, если человек страдает от постоянного ощущения, что за ним кто-то наблюдает. Однако в жизни абсолютно здоровых людей подобное «раздвоение» личности тоже имеет место быть – в разговорной лексике синонимом выступает «совесть».

В некоторых работах Зигмунда Фрейда Я-идеал описан так же, как Сверх-Я, однако современные психоаналитики, как правило, разграничивают эти понятия. Концепция Я-идеала получила распространение в психологии, многие авторы рассматривают ее в своих работах, из-за чего она получила различное толкование. В частности, особого внимания заслуживают идеи американского психоаналитика Карен Хорни, которая считает идеальный образ следствием психоза с некоторыми чертами невроза.

< Я-граница (границы Я)

Я-идеальное (идеальное-Я) >

Популярные термины

    Я-идеал

    Совершенству нет предела?

    Есть и, более того, должен быть, считают психологи. Что такое клинический перфекционизм, чем он опасен и почему возникает, объясняет психотерапевт.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Я перестал испытывать сочувствие. Мне плевать на смерть близких и проблемы друзей»
    • «Год после свадьбы: мужа как подменили, доброго слова не слышу»
    • Психологи выяснили, как выявить ложь в браке
    • Как сохранить страсть после рождения ребенка: 3 простых шага — укрепите брак
    • «Я работаю на электропогрузчике»: как женщины осваивают мужские профессии — 3 настоящие истории
    • Как противостоять манипуляциям в отношениях: 7 шагов
    • Психологи выяснили, что пользователи социальных сетей делятся на 3 типа
    • 3 этапа, которые необходимо пройти после развода

    Сегодня читают

    • «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
    • «Мужчина должен решить, кто ему важнее: его „женщина для секса“ или я»
    • Сохранить и улучшить отношения: ученые назвали самые эффективные стратегии
    • «Свекровь шантажирует и давит на жалость. Как помочь мужу справиться с этим?»
    • «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
    • «Я мечтаю о шизофрении, хочу стать чокнутой, хочу быть странной»

    Psychologies приглашает

    Telegram-канал Psychologies

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    ИДЕАЛ — Pro-Psixology.ru

    — образец, совершенство в чем-либо, высшая цель, определяющая стремления и поведение отдельного человека, группы, класса.

    В отличие от моральных норм, которые определяют поведение людей в повседневных жизненных ситуациях, идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться.

    Мораль первобытнообщинного и раннего рабовладельческого общества еще не содержит представления о нравственном идеале в полном смысле этого слова. Впервые оно приобретает значение в христианской морали, в эпоху кризиса античного общества, когда человек начинает осознавать глубокое противоречие между должным и действительностью. Тогда фантастический образ морально совершенной личности — Иисуса Христа, человека-бога, противопоставляется несовершенству и порочности «простых смертных». Характерно, что этот идеал обращен не в будущее, а в прошлое, и идеальный персонаж рисуется не в виде активного борца за переустройство жизни, а в виде великомученика, искупающего своими страданиями грех человечества. В христианской морали идеал представляется, как правило, недостижимым для людей. Несмотря на отвлеченность нравственных идеалов прошлого, они всегда воплощали в себе определенные исторические устремления людей, выражали их неудовлетворенность моральными нормами, бытующими в обществе социальной несправедливости.

    Кроме нравственного идеала, есть общественный идеал. Это образ совершенного общества, в котором находят выражение интересы и устремления определенной социальной группы, ее представление о высшей

    справедливости и наилучшем общественном устройстве.

    Общественные идеалы всегда играли большую роль в истории политических и идейных движений.

    Что включалось всегда в общественный идеал как понятие нравственности?

    1. Осуществление конечного назначения человека,
    2. наиболее справедливое распределение жизненных благ между людьми,
    3. соответствие между правами и обязанностями, между способностями и общественным положением человека, между заслугами и вознаграждением, между личными и общественными интересами, между требованиями долга и человеческими потребностями, между добродетельным образом жизни и достижением личного счастья.

    В истории духовной жизни общества складывались прогрессивные идеалы, которые в какой-то мере предугадывали ход дальнейшего общественного развития, были идейным знаменем революционных движений. Были идеалы реакционные, обращенные в прошлое, отражающие интересы классов, уходящих с исторической арены. Идеалы могут ориентировать народные массы на практическое переустройство, совершенствование общества или быть иллюзорными, уводить людей от их практических задач в область бесплодных фантазий и несбыточных мечтаний.

    Примером последнего может служить христианское учение о «грядущем царстве божьем на земле», которое должно якобы наступить как результат божественной милости, независимо от действий людей. Но все идеалы прошлого были утопическими. Даже тогда, когда они выражали прогрессивные устремления народных масс, протест против эксплуатации и несправедливости, они основывались лишь на субъективных пожеланиях лучшего будущего, без понимания объективных исторических законов. Таковы были учения социалистов-утопистов (Т. Кампанелла, Т. Мор, Сен-Симон, Фурье, Оуэн), которые предугадывали некоторые черты будущего социалистического и коммунистического общества, но не могли указать действительные пути его осуществления. Марксистско-ленинское учение о построении коммунистического общества представляет собой не просто нравственное требование или пожелание, а научную теорию, опирающуюся на объективный анализ исторических законов.

    При оценке поступков человека с точки зрения коммунистической нравственности учитывается не только их практическая целесообразность (насколько они приближают будущее), но и то, насколько они уже сегодня воплощают в себе образ жизни, к которому мы стремимся.

    Поэтому коммунистическая нравственность требует, чтобы высокие цели осуществлялись высоконравственными средствами.

    Особенность коммунистического идеала состоит в том, что он выражает не абстрактную идею морального праведника, а конкретное представление о всесторонне развитой личности; он ставит задачу воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

    Этот идеал связывается с вполне реальными интересами и потребностями дальнейшего развития человека. Его осуществление мыслится не как результат простого нравственного самосовершенствования, аскетического самоотречения, а как итог коллективной деятельности людей, строящих самое гуманное и справедливое общество — коммунистическое.

    Тот, кто имеет нравственный идеал, кто следует этому идеалу, тот уже осуществляет строительство нашего справедливого общества. Особенно важно иметь идеал молодым людям. Их идеал может быть неточно обозначен, даже невыразим, но одно наличие светлого,доброго, сильного идеала уже заставляет человека жить с повышенными требованиями к себе.

    В детские годы понятие идеала закладывается через сказки, через героев, олицетворяющих добро и зло. В отрочестве человек иногда встречает в жизни идеального человека, чаще находит его на страницах книг. Для кого-то это Дон Кихот или князь Мышкин, для кого-то Павел Корчагин, Татьяна Ларина. При этом положительный герой и идеальный образ совсем не обязательно совпадают.

    Юноши, обдумывающие житье, решающие делать жизнь с кого, ищут своего героя на страницах книг серии «Жизнь замечательных людей». Подлинные герои, жившие и живущие на земле, — убедительное свидетельство реальности идеала.

    Впрочем, разговор на эту тему сейчас будет продолжен в следующей статье.

    Я-концепция в психологии: определение, развитие, примеры

    Я-концепция — это общий термин, обозначающий, как человек думает, оценивает или воспринимает себя. Осознавать себя — значит иметь представление о себе.

    Baumeister (1999) дает следующее определение Я-концепции:

    Убеждение человека о самом себе, включая атрибуты человека и то, кем и чем является я.

    В этой статье

    Аспекты

    Я-концепция — важный термин как для социальной, так и для гуманистической психологии. Льюис (1990) предполагает, что развитие концепции Я имеет два аспекта:

    (1) Экзистенциальное Я

    Это «самая основная часть Я-схемы или Я-концепции; чувство отделенности и отличия от других и осознание постоянства себя» (Bee, 1992).

    Ребенок осознает, что они существуют как отдельная сущность от других и что они продолжают существовать во времени и пространстве.

    Согласно Льюису, осознание экзистенциального «я» начинается в возрасте двух-трех месяцев и возникает отчасти из-за отношений ребенка с миром. Например, ребенок улыбается, и кто-то улыбается в ответ, или ребенок касается мобильного телефона и видит, как он движется.

    (2) Категориальное Я

    Осознав, что он или она существует как отдельное переживающее существо, ребенок затем осознает, что он или она также является объектом в мире.

    Подобно тому, как другие объекты, в том числе люди, обладают свойствами, которые можно испытать (большой, маленький, красный, гладкий и т. д.), так и ребенок начинает осознавать себя как объект, который может быть воспринят и который имеет характеристики.

    Самость также может быть помещена в такие категории, как возраст, пол, размер или навыки. Двумя из первых категорий, которые следует применять, являются возраст («Мне 3 года») и пол («Я девочка»).

    В раннем детстве категории, которые дети применяют к себе, очень конкретны (например, цвет волос, рост и любимые вещи). Позже самоописание также начинает включать ссылки на внутренние психологические черты, сравнительные оценки и на то, как их видят другие.

    Карл Роджерс (1959) считает, что я-концепция состоит из трех различных компонентов:

    • Ваше представление о себе (самообраз)
    • Насколько вы цените себя (самоуважение или самооценка)
    • Кем бы вы хотели быть на самом деле (идеальное Я)

    Представление о себе

    Это не обязательно должно отражать реальность. Действительно, у худого человека с анорексией может быть представление о себе, в котором он считает себя толстым.

    На самооценку человека влияет множество факторов, таких как влияние родителей, друзей, средства массовой информации и т. д.

    Kuhn (1960) исследовал представление о себе, используя Тест двадцати утверждений .

    Он попросил людей ответить на вопрос «Кто я?» 20 различными способами.

    Он обнаружил, что ответы можно разделить на две основные группы. Это были социальные роли (внешние или объективные аспекты себя, такие как сын, учитель, друг) и черты личности (внутренние или аффективные аспекты себя, такие как общительность, нетерпеливость, чувство юмора).

    Список ответов на вопрос «Кто я?» вероятно, включает примеры каждого из следующих четырех типов ответов:

    1. Физическое описание: Я высокий, у меня голубые глаза… и т. д.
    2. Социальные роли: все мы социальные существа, чье поведение в некоторой степени определяется ролями, которые мы играем. Такие роли, как студентка, домохозяйка или член футбольной команды, не только помогают другим узнавать нас, но и помогают нам узнать, чего от нас ожидают в различных ситуациях.
    3. Личные качества: это третье измерение нашего самоописания. «Я импульсивен… Я великодушен… Я склонен много волноваться»… и т.д.
    4. Экзистенциальные утверждения (абстрактные): они могут варьироваться от «Я дитя вселенной» до «Я человек» до «Я духовное существо» и т. д.

    Обычно молодые люди больше описывают себя с точки зрения личных качеств, тогда как пожилые люди в большей степени чувствуют себя определяемыми своими социальными ролями.

    Самоуважение

    Самоуважение (также известное как самооценка) относится к тому, насколько мы любим, принимаем или одобряем себя или насколько мы себя ценим.

    Самоуважение всегда включает в себя определенную степень оценки, и мы можем иметь как положительное, так и отрицательное мнение о себе.

    Высокая самооценка (мы позитивно относимся к себе). Это ведет к

    • Уверенности в своих силах
    • Самопринятие
    • Не беспокоясь о том, что думают другие
    • Оптимизм

    Низкая самооценка (у нас негативное представление о себе). Обычно это приводит к

    • Недоверию
    • Хочешь быть/выглядеть как кто-то другой
    • Всегда беспокоюсь о том, что могут подумать другие
    • Пессимизм

    Существует несколько способов измерения самооценки. Например, Harrill Self-Esteem Inventory представляет собой анкету, содержащую 15 утверждений о ряде интересов.

    Другим примером является Тематический апперцептивный тест (ТАТ), представляющий собой нейтральный мультфильм, который дается участнику, который затем должен придумать историю о том, что происходит.

    Морс и Герген (1970) показали, что в неуверенных или вызывающих тревогу ситуациях наша самооценка может быстро измениться. Участники ждали собеседования в зале ожидания. Они сидели с другим кандидатом (сообщником экспериментатора) в одном из двух состояний:

    А) Мистер Чистый – одетый в элегантный костюм, с открытым портфелем, в котором видны логарифмическая линейка и книги.

    Б) Мистер Грязный – одетый в старую футболку и джинсы, сгорбленный над дешевым сексуальным романом.

    Самооценка участников с Мистером Грязным повысилась, а участников с Мистером Чистым снизилась! Никакого упоминания о том, как это повлияло на поведение испытуемых в ходе интервью, не упоминалось.

    Однако уровень самооценки влияет на выполнение многих задач (Coopersmith, 1967), поэтому можно ожидать, что испытуемые мистера Грязного будут работать лучше, чем мистер Чистый.

    Несмотря на то, что самооценка может колебаться, бывают моменты, когда мы продолжаем верить в хорошее о себе, даже когда существуют доказательства обратного. Это известно как эффект настойчивости.

    Миллер и Росс (Miller and Ross, 1975) показали, что люди, которые считали, что обладают социально желательными характеристиками, продолжали верить в это, даже когда экспериментаторы пытались заставить их поверить в обратное.

    Происходит ли то же самое с плохими вещами, если у нас низкая самооценка? Возможно, нет. Возможно, при очень низкой самооценке все, во что мы верим о себе, может быть плохим.

    Аргайл (2008) считает, что на самооценку влияют четыре основных фактора.

    1. Реакция окружающих

    Если люди восхищаются нами, льстят нам, ищут нашу компанию, внимательно слушают и соглашаются с нами, мы склонны формировать положительное представление о себе. Если они избегают нас, пренебрегают нами и говорят нам о нас то, что мы не хотим слышать, у нас формируется негативное представление о себе.

    2. Сравнение с другими

    Если люди, с которыми мы себя сравниваем (наша референтная группа), кажутся более успешными, счастливыми, богаче и лучше выглядят, чем мы сами, мы склонны формировать негативное представление о себе, НО если они менее успешны, чем мы, наш имидж будет положительным.

    3. Социальные роли

    Некоторые социальные роли связаны с престижем, например, врач, пилот, телеведущий и футболист, и это способствует повышению самооценки. Другие роли несут клеймо. Например, заключенный, пациент психиатрической больницы, сборщик мусора или безработный.

    4. Идентификация

    Роли не просто «там». Они также становятся частью нашей личности, т. е. мы отождествляем себя с занимаемыми нами позициями, ролями, которые играем, и группами, к которым принадлежим.

    Но не менее важным, чем все эти факторы, является влияние наших родителей! (См. исследование Куперсмита.)

    Идеальное Я

    Если существует несоответствие между тем, как вы видите себя (например, ваше представление о себе) и тем, кем вы хотели бы быть (например, своим идеальным Я), то, скорее всего, это не так. влиять на то, насколько вы цените себя.

    Таким образом, между представлением о себе, эго-идеалом и самооценкой существует тесная связь. Гуманистические психологи изучают это с помощью метода Q-сортировки.

    Идеальное «я» человека может не соответствовать тому, что на самом деле происходит в жизни и опыте человека. Следовательно, может существовать разница между идеальным «я» человека и реальным опытом. Это называется неконгруэнтностью.

    Там, где идеальное «я» человека и реальный опыт совпадают или очень похожи, существует состояние конгруэнтности. Редко, если вообще когда-либо, существует полное состояние конгруэнтности; все люди испытывают определенное несоответствие.

    Развитие конгруэнтности зависит от безусловного положительного отношения. Роджерс считал, что для достижения самореализации человек должен находиться в состоянии конгруэнтности.

    Майкл Аргайл (2008) говорит, что на его развитие влияют четыре основных фактора:

    1. То, как другие (особенно важные) реагируют на нас.
    2. Как мы думаем, что сравниваем себя с другими
    3. Наши социальные роли
    4. Степень, в которой мы идентифицируем себя с другими людьми

    Ссылки

    Аргайл, М. (2008). Социальные встречи: Вклад в социальное взаимодействие . Альдин Транзакция

    Baumeister, RF (Ed.) (1999). Самость в социальной психологии . Филадельфия, Пенсильвания: Psychology Press (Тейлор и Фрэнсис).

    Bee, HL (1992). Развивающийся ребенок . Лондон: ХарперКоллинз.

    Куперсмит, С. (1967). Предпосылки самооценки . Сан-Франциско: Фримен.

    Кун, М. Х. (1960). Самоотношение по возрасту, полу и профессиональной подготовке. Ежеквартальный социологический журнал , 1, 39-56.

    Льюис, М. (1990). Самопознание и социальное развитие в раннем возрасте. В LA Pervin (Ed.), Справочник личности (стр. 277-300). Нью-Йорк: Гилфорд.

    Миллер, Д. Т., и Росс, М. (1975). Корыстные предубеждения при атрибуции причинно-следственных связей: факт или вымысел? Психологический бюллетень, 82, 213–225

    Морс, С.Дж. и Герген, К.Дж. (1970). Социальное сравнение, самосогласованность и концепция Я. Журнал личности и социальной психологии , 16, 148-156.

    Роджерс, К. (1959). Теория терапии, личности и межличностных отношений, разработанная в рамках клиентоцентрированной концепции. В (ред.) С. Кох, Психология: исследование науки. Том. 3: Формулировки человека и социальный контекст 90 064 . Нью-Йорк: Макгроу Хилл.

    Основатель гуманистического подхода к психологии

    Роджерс разработал клиент-центрированную терапию (позже переименованную в «личностно-центрированную»), которая была недирективной терапией, позволяющей клиентам заниматься тем, что они считали важным, по своему усмотрению. шаг.

    Этот метод включает в себя устранение препятствий, чтобы клиент мог двигаться вперед, освобождая его или ее для нормального роста и развития. Используя недирективные методы, Роджерс помогал людям брать на себя ответственность.

    Он считал, что опыт понимания и оценки дает нам свободу роста, в то время как патология обычно возникает из-за попытки заслужить положительное отношение других, а не из-за следования «внутреннему компасу».

    Роджерс записал свои терапевтические сеансы, проанализировал их стенограммы и изучил факторы, влияющие на результат терапии. Он был первым, кто записал и опубликовал полные случаи психотерапии.

    Роджерс произвел революцию в лечении. Таким образом, он придерживался радикальной точки зрения, согласно которой клиенту может быть выгоднее вести терапевтические сеансы, а не терапевту; как он говорит, «клиент знает, что болит, в каком направлении двигаться, какие проблемы имеют решающее значение, какие переживания были похоронены» (Rogers, 1961).

    Развитие личности

    Центральное место в теории личности Роджерса занимает понятие «я» или самооценка. Это определяется как «организованный, последовательный набор восприятий и убеждений о себе».

    Самость — это гуманистический термин, обозначающий, кто мы есть на самом деле как личность. Самость — это наша внутренняя личность, и ее можно уподобить душе или психике Фрейда. На самость влияют переживания, которые человек имеет в своей жизни, и наши интерпретации этих переживаний. Два основных источника, влияющих на нашу самооценку, — это детский опыт и оценка другими.

    Согласно Роджерсу (1959), мы хотим чувствовать, переживать и вести себя так, чтобы это согласовывалось с нашим представлением о себе и отражало то, чем мы хотели бы быть, наше идеальное Я. Чем ближе наш образ себя и идеальное я друг к другу, тем более последовательны или конгруэнтны мы и тем выше наше чувство собственного достоинства.

    О человеке говорят, что он находится в состоянии неконгруэнтности, если некоторая совокупность его переживаний неприемлема для него и отвергается или искажается в представлении о себе.

    Гуманистический подход утверждает, что личность состоит из понятий, уникальных для нас самих. Я-концепция включает в себя три компонента:

    Самоценность

    Самооценка (или самооценка) включает в себя то, что мы думаем о себе. Роджерс считал, что чувство собственного достоинства развивается в раннем детстве и формируется в результате взаимодействия ребенка с матерью и отцом.

    Представление о себе

    Как мы видим себя, что важно для хорошего психологического здоровья. Представление о себе включает в себя влияние образа нашего тела на внутреннюю личность.

    На простом уровне мы можем воспринимать себя как хорошего или плохого человека, красивого или уродливого. Представление о себе влияет на то, как человек думает, чувствует и ведет себя в мире.

    Идеальное Я

    Это человек, которым мы хотели бы быть. Он состоит из наших целей и амбиций в жизни и является динамичным, то есть постоянно меняющимся.

    Идеальное «я» в детстве — это не идеальное «я» в подростковом или двадцатилетнем возрасте и т. д.

    Положительное отношение и самооценка

    Карл Роджерс (1951) считал, что у ребенка есть две основные потребности: положительное отношение со стороны других людей и собственное «я». -ценность.

    То, как мы думаем о себе, наше чувство собственного достоинства имеют фундаментальное значение как для психологического здоровья, так и для вероятности того, что мы сможем достичь целей и амбиций в жизни и добиться самореализации.

    Самоуважение можно рассматривать как континуум от очень высокого до очень низкого. Для Карла Роджерса (1959) человек с высокой самооценкой, то есть с уверенностью и позитивными чувствами по отношению к себе, сталкивается с жизненными проблемами, временами принимает неудачи и несчастья и открыт с людьми.

    Человек с низкой самооценкой может избегать жизненных трудностей, не принимать того, что жизнь иногда может быть болезненной и несчастливой, и будет защищаться и охранять других людей.

    Роджерс считал, что чувство собственного достоинства развивалось в раннем детстве и формировалось в результате взаимодействия ребенка с матерью и отцом. Когда ребенок становится старше, взаимодействие со значимыми другими будет влиять на чувство собственного достоинства.

    Роджерс считал, что нам нужно, чтобы другие относились к нам положительно; нам нужно чувствовать, что нас ценят, уважают, к нам относятся с любовью и любят. Позитивное отношение связано с тем, как другие люди оценивают и судят нас в социальном взаимодействии. Роджерс провел различие между безусловным положительным отношением и условным положительным отношением.

    Безусловное положительное отношение

    Безусловное положительное отношение — это когда родители, значимые другие (и терапевт-гуманист) принимают и любят человека таким, какой он есть. Положительное отношение не снимается, если человек делает что-то не так или совершает ошибку.

    Последствия безусловного положительного отношения заключаются в том, что человек чувствует себя свободным пробовать что-то и делать ошибки, даже если иногда это может привести к ухудшению ситуации.

    Люди, способные к самореализации, с большей вероятностью получают в детстве безусловное положительное отношение со стороны окружающих, особенно своих родителей.

    Условно-положительное отношение

    Условно-положительное отношение — это когда положительное отношение, похвала и одобрение зависят от ребенка, например, от поведения, которое родители считают правильным.

    Следовательно, ребенка любят не за то, кем он является, а при условии, что он или она ведет себя только так, как это одобряют родители.

    В крайнем случае человек, который постоянно ищет одобрения у других людей, скорее всего, испытал лишь условно положительное отношение в детстве.

    Конгруэнтность

    Идеальное Я человека может не соответствовать тому, что на самом деле происходит в жизни и опыту человека. Следовательно, может существовать разница между идеальным «я» человека и реальным опытом. Это называется неконгруэнтностью.

    Там, где идеальное «я» человека и реальный опыт совпадают или очень похожи, существует состояние конгруэнтности. Редко, если вообще когда-либо, существует полное состояние конгруэнтности; все люди испытывают определенное несоответствие.

    Развитие конгруэнтности зависит от безусловного положительного отношения. Карл Роджерс считал, что для достижения самореализации человек должен находиться в состоянии конгруэнтности.

    По словам Роджерса, мы хотим чувствовать, переживать и вести себя так, чтобы это соответствовало нашему представлению о себе и отражало то, чем мы хотели бы быть, наше идеальное Я.

    Чем ближе наш образ себя и идеальное я друг к другу, тем более последовательны или конгруэнтны мы и тем выше наше чувство собственного достоинства. Говорят, что человек находится в состоянии неконгруэнтности, если некоторая совокупность его переживаний неприемлема для него и отвергается или искажается в образе самого себя.

    Неконгруэнтность — это «несоответствие между действительным опытом организма и представлением о себе индивида в той мере, в какой оно представляет этот опыт.

    Поскольку мы предпочитаем видеть себя такими, которые соответствуют нашему представлению о себе, мы можем использовать защитные механизмы, такие как отрицание или подавление, чтобы чувствовать меньшую угрозу со стороны того, что мы считаем нежелательными чувствами.

    Человек, чья самооценка не соответствует его реальным чувствам и переживаниям, будет защищаться, потому что правда ранит.

    Самореализация

    Организм имеет одну основную тенденцию и стремление – актуализировать, поддерживать и усиливать переживающий организм (Rogers, 1951, с. 487).

    Роджерс отверг детерминистскую природу как психоанализа, так и бихевиоризма и утверждал, что мы ведем себя так, как мы действуем, из-за того, как мы воспринимаем нашу ситуацию. «Поскольку никто другой не может знать, как мы воспринимаем, мы являемся лучшими экспертами в отношении самих себя».

    Карл Роджерс (1959) считал, что у людей есть один основной мотив — стремление к самоактуализации, т. е. к реализации своего потенциала и достижению наивысшего уровня «человечности», на который мы способны.

    Согласно Роджерсу, люди могли самореализоваться только в том случае, если у них было положительное представление о себе (позитивное самоуважение). Это может произойти только в том случае, если они имеют безоговорочное положительное отношение со стороны других — если они чувствуют, что их безоговорочно ценят и уважают окружающие (особенно их родители, когда они были детьми).

    Самоактуализация возможна только в том случае, если существует соответствие между тем, как человек видит себя, и своим идеальным «я» (каким он хочет быть или думает, что должен быть). Если между этими двумя понятиями существует большой разрыв, возникнут негативные чувства собственного достоинства, которые сделают невозможной самоактуализацию.

    Окружающая среда, с которой человек сталкивается и с которой взаимодействует, может либо мешать, либо способствовать этому естественному предназначению. Если оно угнетает, оно расстраивает; если он благоприятен, он поможет.

    Подобно цветку, который раскроет весь свой потенциал при подходящих условиях, но который ограничен окружающей средой, так и люди будут процветать и раскрывать свой потенциал, если окружающая среда будет достаточно хорошей.

    Однако, в отличие от цветка, потенциал отдельного человека уникален, и мы должны развиваться по-разному в зависимости от нашей личности. Роджерс считал, что люди по своей природе добрые и творческие.

    Они становятся разрушительными только тогда, когда плохая самооценка или внешние ограничения превалируют над процессом оценки. Карл Роджерс считал, что для достижения самореализации человек должен находиться в состоянии конгруэнтности.

    Это означает, что самоактуализация происходит, когда «идеальное я» человека (т. е. то, кем он хотел бы быть) конгруэнтно его реальному поведению (образу себя).

    Роджерс описывает человека, который актуализируется как полностью функционирующая личность. Главным фактором, определяющим, станем ли мы самореализоваться, является детский опыт.

    Полностью действующий человек

    Роджерс считал, что каждый человек может достичь своей цели. Это означает, что человек находится в контакте с здесь и сейчас, со своими субъективными переживаниями и чувствами, постоянно растущими и изменяющимися.

    Во многих смыслах Роджерс считал полностью функционирующего человека идеалом, которого люди в конечном итоге не достигают. Неправильно думать об этом как о конце или завершении жизненного пути; скорее это процесс постоянного становления и изменения.

    Роджерс выделил пять характеристик полностью функционирующего человека:

    1. Открыты для опыта : принимаются как положительные, так и отрицательные эмоции. Негативные чувства не отрицаются, а прорабатываются (вместо того, чтобы прибегать к механизмам защиты эго).
    2. Экзистенциальная жизнь : соприкасаться с различными переживаниями по мере их возникновения в жизни, избегая предвзятых суждений и предубеждений. Способность жить и в полной мере ценить настоящее, не всегда оглядываясь в прошлое или заглядывая в будущее (т. е. живя настоящим моментом).
    3. Доверяйте чувствам : чувствам, инстинктам и интуитивным реакциям уделяется внимание и им доверяют. Собственные решения людей являются правильными, и мы должны доверять себе, чтобы сделать правильный выбор.
    4. Креативность : творческое мышление и склонность к риску являются чертами жизни человека. Человек не играет безопасно все время. Это включает в себя способность приспосабливаться и изменяться, а также искать новый опыт.
    5. Реализованная жизнь : человек счастлив и доволен жизнью, и всегда ищет новые вызовы и опыт.

    Для Роджерса полностью функционирующие люди хорошо приспособлены, уравновешены и интересны для знакомства. Часто такие люди добиваются высоких результатов в обществе.

    Критики утверждают, что полностью функционирующий человек является продуктом западной культуры. В других культурах, таких как восточные, достижения группы ценятся выше, чем достижения любого отдельного человека.

    Цитаты Карла Роджерса

    Сама сущность творчества заключается в его новизне, и поэтому у нас нет стандарта, по которому можно было бы судить о нем.

    (Роджерс, 1961, стр. 351)

    Постепенно я пришел к одному отрицательному выводу о хорошей жизни. Мне кажется, что хорошая жизнь — это не какое-то фиксированное состояние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *