Идеал в жизни человека роль великих личностей в осуществлении идеалов – Что такое идеал в психологии человека

Что такое идеал в психологии человека

Вспомните, как часто мы произносим «идеальные условия жизни», «идеальные условия работы», «это мой идеал мужчины/женщины», «это идеальные отношения» и т. д. А теперь вспомните ситуации, когда представления об идеалах расходятся. Вплоть до того, что кто-то считает ужасным то, что для другого является идеальным и самым прекрасным. Почему так происходит? Почему представления об идеале отличаются, и что влияет на формирование представлений? Об этом нам сегодня предстоит поговорить.

Что такое идеал

Идеал – это наилучший образец чего-либо или наивысшая цель в какой-то деятельности. Это предел мечтаний человека, то, к чему личность стремится. Но представление об идеале всегда носит субъективный характер.

Например, в представлении одной женщины идеальная фигура – это максимум мышц и минимум жира. А другая женщина тянется к пышным формам. Третья же представительница прекрасного пола мечтает о плоской фигуре. И такое расхождение идеалов наблюдается во всем: внешность, досуг, круг общения, место и условия работы, семейное положение, характер и т. д.

Идеал или система идеалов отличается не только от человека к человеку, но и меняется внутри самой личности. Это динамическая структура, которая зависит от возраста, ситуации развития, окружения, уровня интеллекта, кругозора человека. Наши идеалы меняются на протяжении всей жизни.

Как формируется идеал

Формирование идеалов происходит в процессе социализации. Основа идеалов:

Большое влияние на формирование идеалов оказывает общество и его оценка, мнение. Например, в разные эпохи в обществе были разные представления об идеальной семье. Долгое время царил патриархат. Женщина играла исключительно роль хранительницы домашнего очага. Она во всем слушалась мужа, не смела ему перечить. А что мы наблюдаем сегодня? Поддерживается идея равенства полов, распределения семейных обязанностей. А кто-то и вовсе считает, что идеал семьи – это работающая женщина и мужчина-домохозяин.

Другой пример. Когда-то в обществе правил дух коллективизма, а теперь социум пропагандирует идею индивидуализма. Идеал гражданина – самостоятельная, постоянно развивающаяся и творчески самореализующаяся личность.

По мере взросления человек ориентируется на разных представителей социума. В раннем возрасте – родители, старшие братья и сестры. В школьные годы – учитель. В подростковом возрасте – ровесники. В юности и взрослости – другие взрослые. Идеалом может быть герой книги или историческая личность.

Стоит отметить, что общественно значимые идеалы не всегда становятся личностно значимыми убеждениями и устремлениями. Не всегда происходит переход общественных идеалов во внутриличностные образцы для подражания. На формирование идеалов влияет мировоззрение человека и менталитет общества. Идеал только тогда становится продуктом внутреннего мира, когда человек полноценно осознает, что должен следовать этому идеалу, исполнять обязанности, связанные с ним. Если человек воспринимает что-то как должное, а не просто знает, что так нужно поступать, то это что-то становится его устремлением. Таким образом, важно именно чувствовать и переживать на себе, а не просто знать, иметь представление о чем-то.

Какую роль в жизни человека играет идеал

Представление об идеале и тяга к нему способствуют развитию личности. В погоне за результатом человек самосовершенствуется и занимается самовоспитанием. Идеал определяет нормы поведения и задает направление деятельности, влияет на направленность личности. Идеал определяет цель и смысл жизни человека, влияет на поведение и мышление.

Иногда отношение к идеалу носит созерцательно-восторженный характер. Но это больше напоминает поклонение кумиру, и об этом мы поговорим в другой раз. А пока продолжим разговор об идеале.

Идеальный образ – это усовершенствованная реальность. Рассмотрим это подробнее на примере идеала личности. Идеал наделен теми качествами, которых не хватает человеку. Он умеет то, что не умеет человек в настоящем. Но, что немаловажно, человек может все это приобрести, если захочет. Этим Я-идеальное отличается от Я-фантастического. Однако иногда эти элементы путаются внутри личности, и человек выдвигает нереальные требования к самому себе. Достичь он их, конечно же, не может, от чего испытывает глубокую фрустрацию, раздражение, разочарование. На фоне этого может развиться депрессия, невроз или другое психическое расстройство. Предлагаю подробнее рассмотреть ситуацию, в которой человек путает Я-идеальное и Я-фантастическое, обрекая сам себя на неудачу и страдания.

Перфекционизм как стремление к идеалу

Перфекционизм – постоянное стремление к идеалу. Перфекционист всегда недоволен собой, старается улучшить себя, мир, деятельность. Он зацикливается на мелочах и в результате не замечает или не успевает уловить главное. Перфекционист недоволен собой, даже когда добивается успеха. Он все время думает, что мог бы сделать лучше, быстрее и т. д. В погоне за идеалом перфекционист забывает о базовых потребностях, а плод своих трудов он даже может уничтожить.

Перфекционизм может быть особенностью характера, а может принимать патологические формы, перерастать в обсессивно-компульсивные расстройства. Однако предпосылки у перфекционизма всегда одинаковые:

Страх неудачи иногда сковывает перфекционисту руки. Тогда он предпочитает ничего не делать, не пробовать нового, не брать на себя лишнюю ответственность.

Причина развития перфекционизма – завышенные ожидания со стороны родителей. Порицание, запреты, эмоциональная холодность, требовательность и другие элементы авторитарного воспитания приводят к этому. Как мы уже говорили, дети следуют идеалам родителей. Перфекциониста с детства учат тянуться к нереалистичному идеалу.

Родители, как правило, не знают или сознательно игнорируют особенности ребенка. Вместо этого они стараются сделать из него пример для подражания (в их представлении), объект для гордости. Или стремятся в нем воплотить свои несбывшиеся мечты. А для развития ребенка нет ничего хуже, чем идти против своей сущности. То есть заниматься тем, к чему нет задатков и склонностей. Или жить по распорядку, противоречащему свойствам психики, темпераменту. Ребенок вырастает, а завышенная требовательность к себе и другим сохраняется, как и сопутствующее ей чувство личностной несостоятельности.

Послесловие

Здоровая Я-концепция важна для гармоничного и нормального развития личности. И это справедливо для всего, что нас окружает. Мы должны представлять идеальную жизнь, идеального себя. Мы должны мечтать об этом и тянуться к этому. Но нельзя выдвигать завышенные ожидания и требования. Нужно помнить об индивидуально-психологических особенностях, которые влияют на возможности и способности людей.

psychologist.tips

11. Понятие и сущность идеала. Идеалы и идолы – их роль в жизни человека и общества. Исторические формы развития общественного идеала.

Система идеалов:

1- жизненная позиция человека, его жизненная программа;

2-конечные цели жизнедеятельности человека;

3-главные требования личности, общества, класса и на основе этого осуществляет координацию уровня развития человека и общества;

4-желаемые и должные стороны, цели человеческой жизни. Идеалы всегда выступают в виде чувственно обобщённых образов: соединение возможного с действительным→идеал регулирует отношения человека с прошлым, настоящим и будущим. Этот момент определяет природу идеала:

1-идеал всегда существует в духовной форме, поэтому содержание его безгранично, многоаспектно;

2-в силу своей природы идеал постоянно развивается, ибо человек всегда развивается;

3-идеал всегда отображает основные потребности и интересы человека и общества;

4-имеет земное происхождение, он отражает определение состояние общества и человека, взаимодействующего с ним, в основе — социально-классовая природа;

5-идеал является всегда нашим современником и не существует.

Кроме Идеала выделяется его противоположность — идол, материальная копия отображаемого объекта. Идол конечен, статичен. В общественной науке 2 вида идолов:

1-гласные;

2-безгласные: деньги, алкоголь, произведения искусства, предметы роскоши и другие вещи, которые отчуждают человека от его природных основ и превращают в вещь.

Конфорд: «К безгласным идолам относят общественные явления, имеющие сакральный характер». «Гласные идолы- правящие/рвущиеся к власти лидеры, деятели, авторитеты, начальники».

В западной политической мысли особые критерии, по которым можно безошибочно определить гласного идола:

1-критичность по отношению к своим предшественникам и обличение их недостатков, предание гласности порочащих поступков;

2-беспощадное уничтожение реальных и потенциальных конкурентов;

3-окружение себя командой помощников и создание режима, заставляющего служить верой и правдой, положения, когда судьба абсолютно зависит от воли хозяина;

4-создание условий таинственности и секретности вокруг себя, а также строгий контроль за информацией о частной жизни идола;

5-страсть к увековечиванию своего имени, заслуг, идей;

6-любовь к порядку, послушанию, церемониям, праздникам, символам, наградам;

7-особое подчёркивание своей демократичности, демагогия о заботе о нуждах простого человека;

8-отрицательное отношение к инакомыслию.

Лукач: «Это свойство присуще всем советским лидерам, кроме Ленина».

Любой идеал всегда несёт в себе свою противоположность, и это определяется его атрибутивным свойством, а именно: идеал абстрактен в силу своей безграничности→при конкретизации существует в виде оптимального добра или зла.

Содержание системы идеалов раскрывается в системе принципов, которые составляют познавательно-теоретический аспект нашего мировоззрения.

Исторические формы развития общественного идеала

1. Индивидуальный идеал или божественный идеал – идеал совершенного человека.

2. Эпоха Нового времени: идеал как существование некой идеальной общественной системы; особенность – существует либо в прошлом, либо в будущем; в осн-и дан. общест. идеала лежит аграрный труд.

3. Диалектический идеал (Гегель, Сен-Симон): идеал не может существовать ни в прошлом, ни в будущем; он наш современник, в его содержании выражается ведущая тенденция развития; особенность – идеал пост. развивается; в основе лежит индустриальный труд.

studfiles.net

Идеал человека — это… Что такое Идеал человека?


Идеал человека
        Многообразие И. ч. в античную эпоху было обусловлено конкретно-историч. обстоятельствами и социальными факторами. Уже в гомеровском эпосе, в значительной степени отражавшем идеологию господствовавшей в раннем полисе (аристократич. полис) родовой знати, проявилась тенденция рассматривать в качестве идеала не только традиционный образ героя-вождя, но и личность, надел, чувством моральной ответственности. В поэмах Гомера содержится призыв уважать человеч. достоинство тех, кто оказался на нижней ступени социальной лестницы. Свойств, греч. мифологии антропоморфизм выразился в том, что божества в эпосе Гомера буквально скопированы с людей (сочетание «эпической объективности» с явственно обозначившейся творч. субъективностью), а строгая иерархия сонма олимпийских богов отражает социальную структуру аристократич. полиса. У поэта Гесиода, напротив, на образ человека наложил отпечаток горький опыт земледельцев, притесняемых родовой знатью. Миф о «золотом веке» с его обращением к прошлому представляет собой мечту о мире, свободном от угнетения и эксплуатации. Наиболее достойны уважения труд и социальная справедливость. О том, что прежний аристократич. И. ч. утратил свою жизненность, свидетельствовали ранние произведения греч. лирич. поэзии. Во мн. из них, написанных под впечатлением социальной борьбы 7 — 6 вв. до н. э., выдвигается требование индивидуальной свободы. В стихах поэта Архилоха открыто отвергаются аристократич. моральные ценности. Одновременно представители ионийской натурфилософии, преодолевшие мифологич. мышление, способствовали становлению нового И. ч. В их понимании человек проникнут верой в возможность разума и не вычленен из общекосмич. сферы (эволюционная теория антропогенеза Анаксимандра). В 5 в. до н. э. стремительное социально-экономич., обществ. — политич. и культурное развитие демократич. полиса породило веру в творч. потенциал человека. Судя по произведениям великих трагич. поэтов, далеко не сразу была преодолена тенденция постоянно подчеркивать слабость и беззащитность человека. Для гражданина полиса идеал — предоставление всему свободному населению возможности активно участвовать в политич. и культурной жизни (это подчеркивается в приводимой в сочинении Фукидида речи Перикла над телами павших афинских воинов). Эти воззрения были порождены гуманистич. мотивами и привели к появлению идеала гармонически развитой личности (он возник под влиянием разработанного выразителями интересов родовой аристократии учения о калогатии). Однако ограниченность подобного гуманизма заключалась в том, что метеки, рабы и женщины были лишены политич. прав. Качественно новое в этом типе И. ч. было порождено стремлением изучить творч. потенциал человека и воздействие на него прогресса культуры (Протагор, Демокрит). В философских учениях большее внимание уделялось проблеме индивидуума (тезис Протагора «человек есть мера всех вещей»). В изобразительном искусстве поиски нового образа человека породили отход от статичности архаич. стиля и поиски возможности передать подвижность челостровеч, фигуры. На начальной стадии кризиса полиса (нач. 4 в. до н. э.) усилившиеся индивидуалистич. тенденции наряду с попытками выйти из узких полисных рамок привели к отходу от коллективизма. Этика в этот период обогатилась рационалистич. моральной теорией Сократа и его осмыслением изречения «познай самого себя». Принявшее широкие масштабы имуществ. расслоение граждан породило множество представлений об идеальных типах как человеч. личности, так и общества. Намерение богачей ограничить рабовладельч. демократию и их демонстративное презрение к производительному труду еще более усилило разрыв между ними и массой обедневших граждан. Рост самосознания последних нашел выражение в учении киников, отрицавших государство, официальную религию, обществ, мораль и противопоставлявших им новые ценности (космополитизм, прославление тружеников). Наиболее видные идеологи богатых все активнее отстаивали идею воспитания («Paideia»). Одни из них стремились использовать ее исключительно в целях практич. политики (Исократ), другие рассматривали ее только в плане «Bios theoretikos», (Платон, Аристотель), поскольку предполагали, что наука может развиваться лишь в сфере мышления, а не в сфере опыта. Аристотель, взяв на вооружение прогрессивные традиции философских учений 5 в., всесторонне проанализировал сущность человека и общества (человек как «общественное существо», этика, основанная на эмпиризме). В эпоху эллинизма в условиях расширения масштабов кризиса полиса и обострения социально-политич. противоречий зародилось новое представление о человеке, связанное с поисками разрешения социальных проблем. Идея равенства всех людей и единства их культур (киники, стоицизм) еще более потеснила полисную идеологию, основывающуюся на принципе обособления граждан в рамках одной общины. Зенон описал идеальное государство, в котором равны все — рабы и господа, греки и варвары, мужчины и женщины. Если, однако, эта утопия не сыграла особой роли в обществ, жизни, поскольку стоики все больше приспосабливали свои взгляды к существующим порядкам, то созданный Ямбулом утопич. образ «государства Солнца», видимо, породил требования ликвидации неравенства, которые встретили отклик широких масс во время восстания Аристоника (132 — 129 до н. э.). Эпикурейский идеал дружбы создал новые социальные и этич. ценности, поскольку среди учеников Эпикура были и женщины, и рабы. Следуя просветительским традициям ионийской натурфилософии, Эпикур активно боролся против суеверий и страха перед богами. Усилившийся интерес к отдельному человеку в философии, литературе и изобразительном искусстве проявился во внимании к его индивидуальным чертам (трактат «Характеры» Теофраста, комедии Менандра, натуралистически выполн. статуи и портреты). В Риме в период ранней Республики такой идеологич. принцип как приверженность своему аристократич. роду и государству служил критерием при формировании идеала человеч. личности у представителей господствующего слоя. Они видели высшую ценность человека в приумножении славы своего рода, участии во внешней экспансии и укреплении власти нобилитета. Идеализированные старинные обычаи (mos maiorum) предписывали жить по заветам предков. Необыкновенное мужество в бою, героич. смерть, беспрекословное повиновение и дисциплина считались высшими моральными ценностями, а служба в армии, выполнение обязанностей магистрата и занятие должностей в жреч. коллегии рассматривались как служение обществ, благу и возможность проявить себя. Официально признанные нормы поведения утверждались с помощью эпич. поэзии (Невий, Энний), историографии (Катон Старший), прославлением традиций, организацией торжеств, похорон (лаудация) представителей правящего сословия и составления соответствующих надписей на их могилах (например, элогии Сципиона). Если успехи, достигнутые в социальных столкновениях эпохи ранней Республики, первоначально способствовали подъему самосознания неимущего свободного населения, то по мере ограничения политич. прав плебса его идеология менялась, а идеалы обретали сходство с идеалами нобилитета. Свой И. ч. у низших слоев мог возникнуть только на почве религиозных представлений (например, божества — покровители семьи и земельного надела) или под влиянием образов прошлого (например, Сервий Туллий и некоторые другие цари, считавшиеся «добрыми правителями»). Во 2 в. до н. э. под влиянием греч. философии некоторые представители аристократии стали рассматривать в качестве идеала всесторонне развитую личность и выступать за расширение контактов с гражданами других государств. Однако эта тенденция, как и некоторый интерес к рационализму и просветительству (Энний, члены т. н. «кружка Сципиона»), проявлялась только в высших слоях общества. Выработанное в 1 в. до н. э. четкое понятие «Humanitas» («Auctor ad Herennium», Цицерон) представляло собой первую попытку римлян одним термином определить сущность человека. Для Цицерона И. ч. воплотился в образе «совершенного оратора», сочетавшего солидную теоретич. подготовку с активной обществ, деятельностью. В эпоху Августа прославление др.-рим. доблестей широко использовалось в интересах официальной идеологии принципата. Это нашло отражение как в творчестве поэтов, писавших еще в период поздней Республики (неотерики, Катулл), так и поэтов мл. поколения, которым любовная тематика казалась не менее важной, чем морального литич. содержание (любовная элегия). В эпоху Империи идея о единстве человеч. рода (влияние стоицизма) сочеталась с концепцией установления мировой гегемонии Рим. державы. Для преодоления кризисных явлений предлагалось выработать в себе необходимые моральные качества, позаботиться о культурных ценностях (идеал — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, призыв к спокойствию и невозмутимости у Сенеки Младшего). Выросшее самосознание низших слоев нашло выражение в прославлении производительного труда, в усилении чувства профессиональной гордости, презрении к богатству и роскоши (надписи на надгробных памятниках, сказки, взгляды некоторых киников). Послания ряда иудейских сект, а затем и христианские трактаты свидетельствовали о нарастании недовольства рим. владычеством. Раннее христианство, представлявшее собой форму протеста против официальной рим. религии и идеологии иудейской жреч. знати, выражало помыслы и чаяния рабов и обездоленных (идеал всеобщего равенства, уважение к бедности и труду, призыв к отказу от собственности). Пессимизм, мистика и идеи ухода от действительности получили широкое распространение в религии и философии эпохи Империи и периода поздней античности, наложили отпечаток на произведения изобразительного искусства и составили содержание нового И. ч., отличного от идеала эпохи расцвета античной культуры.

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.

  • Идас
  • Идеализм

Смотреть что такое «Идеал человека» в других словарях:

  • ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА — – возникшее в античной Греции, а затем неоднократно возрождавшееся в общественном сознании на протяжении человеческой истории представление о совершенном человеке как всесторонне образованном и развитом, осознающем свою индивидуальность,… …   Педагогический словарь

  • Идеал (философия) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα  образ, идея)  высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… …   Википедия

  • Идеал (эстетика) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα  образ, идея)  высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… …   Википедия

  • ИДЕАЛ — 1) воображаемый образец совершенства в к. н. отношении нпр., идеал добродетели, красоты, мужества и т. д.; 2) высшая задача, цель, в направлении которой совершается чья либо деятельность; что ниб. очень хорошее во всех отношениях, что составляет… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИДЕАЛ — ИДЕАЛ, идеала, муж. (от греч. idea идея) (книжн.). Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем нибудь, мыслимый предел стремлений, желаний. Идеал красоты. Идеал человека. В идеале не то, что в действительности. «Нельзя себе представить… …   Толковый словарь Ушакова

  • Идеал — (греч. idea представление, понятие, идея) 1. совершенство; 2. совершенный образец чего либо. Так, идеалом русского человека Ф.М.Достоевский считает А.С.Пушкина. Писатель предсказывает, что в конце 22 века после Р.Х. жители России достигут уровня… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ИДЕАЛ — (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… …   Философская энциклопедия

  • Идеал — Идеал. […] в период расцвета своей работы над национально реалистическим стилем Пушкин решительно противопоставляет «высокопарным мечтаньям» своей весны, теории возвышенного предмета «прозаические бредни» реализма, поэзию живой жизни. В этом… …   История слов

  • ИДЕАЛ — (греч. idea образец, норма) идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. В мировоззрении людей регулирующая функция И. в отношении поведения раскрывается в… …   Новейший философский словарь

  • Идеал (филос.) — Идеал (франц. idéal, от греч. idéa идея, первообраз), идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природы сообразно И. представляет собой специфически человеческую форму… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Капитализм. Незнакомый идеал, Рэнд А.. Айн Рэнд — наша бывшая соотечественница, крупнейшая американская писательница, чьи книги оказали мощнейшее влияние на мировоззрение миллионов людей во всем мире, автор признанных бестселлеров… Подробнее  Купить за 522 руб
  • Капитализм. Незнакомый идеал, Айн Рэнд. Айн Рэнд — наша бывшая соотечественница, крупнейшая американская писательница, чьи книги оказали мощнейшее влияние на мировоззрение миллионов людей во всем мире, автор признанных бестселлеров… Подробнее  Купить за 451 руб
  • Капитализм. Незнакомый идеал, Айн Рэнд. Айн Рэнд (1905–982) – наша бывшая соотечественница, крупнейшая американская писательница, чьи книги оказали мощнейшее влияние на мировоззрение миллионов людей во всем мире, автор признанных… Подробнее  Купить за 379 руб аудиокнига
Другие книги по запросу «Идеал человека» >>

dictionary_of_ancient.academic.ru

Идеал человеческой личности » Саморазвитие и самосовершенствование эзотерика, личностный рост психология отношений читать


 
        Идеал человеческой личности — это мнение об идеальном человеке; данное суждение обитает в трудах литературы и искусства, а также в народном творчестве. Это можно заметить, обратив внимание на сказочных героев, героев песен, народных былин и сказаний. Сказочный герой должен обладать такими качествами, как смелость, честность, храбрость, справедливость. Сказочной героине свойственны такие черты, как доброта, отзывчивость, трудолюбие, почтительность со старшими, она послушная дочь и верная жена.
        Идеал телесной и духовной красоты овладел разумом многих педагогов еще с глубокой древности, с античных времен. Но там гармоничный союз физического и духовного в человеке абсолютно исключало труд. Дети рабовладельцев воспитывались в презрении к труду, так как он был уделом рабов (их предков). В средние века идеалом становится духовный аспект. Церковь (в этот период она монополизировала все дело воспитания) полагала, что физические радости отвлекают человека от церковных догм, и огласила их греховными. При таких обстоятельствах идея совмещения духовной и физической красоты считалась еретической и абсолютно умолкла.

        Идея согласованного воспитания человека вновь предстала и приобрела дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Данная эпоха преподнесла миру много многогранно образованных людей, сформировавших до большого совершенства свои врожденные задатки.

         В каждой сфере существует два педагогических идеала личности. Один идеал — высокий, свободно рекламируемый, но заведомо неосуществим. Назначением его является ориентир, быть хорошим примером, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Второй (реальный идеал) — довольно приземленный. Он обладает реальным воплощением, открыто не пропагандируется. Реальный идеал — это герой своего времени, ему все завидуют, на его месте хотели бы очутиться, его судьбу многие хотят своим детям.

         Примером может служить то, что в период Великой Отечественной войны пребывал идеал боевого офицера, защитника Родины. И даже после войны он долго оставался идолом молодежи. После этого понемногу идеал стали перечислять научным работникам (в основном физикам), талантливым инженерам, другим высококвалифицированным специалистам.

           Рассмотрев процесс труда и работы с педагогических позиций, экономист обязан изучать, как умения к обучению, навыки упражнения, смена работы определяют процесс труда, и употреблять плоды изучений в экономической жизни. Но для этого экономисту надлежит изучить средства педагогического воздействия на личность, которые предлагаются к рассмотрению в курсе психологии и педагогики.

yaunikum.ru

ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В XV-XVI вв. в странах Западной Европы наблюдается бурное развитие культуры. Это привело к новому этапу европейской истории, получившему название Возрождения.

Популярность эпохи Возрождения связывают с появлением понятия «гуманизм». Принято считать, что итальянские гуманисты слово «humanitas» (человечность) заимствовали у Цицерона, который задолго до них пытался определить понятие «человечности», считая его важнейшим результатом развития античной культуры.

Развитие концепции гуманизма определило и формирование понятия индивидуальности, которого до этого времени собственно и не было. Меняется подход к пониманию места человека в мире, его возможностей. Божественное происхождение человека не отрицается, но в остальном он предоставлен самому себе, т.е. свободен в своем выборе и в своих действиях. Я. Буркхард пишет: «В Италии впервые это покрывало (из бессознательных верований и т.д.) отбрасывается прочь, впервые зарождается объективизм в отношении к государству и человеческим делам вообще, а рядом с этим возникает и быстро растет также и субъективизм как противовес, и человек, познав самого себя, приобретает индивидуальность и создает свой внутренний мир. Так некогда греки возвысились над варварами, а арабы, благодаря их более яркой индивидуальности, – над другими азиатскими племенами»[2, c.57].

До эпохи Возрождения человек не являлся полноценным субъектом своей же деятельности. Развитие науки, которое активно разворачивается в эту эпоху и достигнет невероятных масштабов в Новое время, превращает человека в субъект познания, а окружающие его явления природы в объекты его познания. Именно наука дает человеку власть над природными объектами. Происходящие изменения носят революционный характер, т.к. принципиально изменяют характер отношений между человеком и окружающей действительностью.

Человек эпохи Возрождения обретает большую самостоятельность, а это приводит к развитию самосознания, формируются общественная позиция и

чувство собственного достоинства. Такие изменения требуют самовыражения, реализации творческих возможностей. Именно поэтому творческая деятельность человека так высоко ценится в данное время. В своей способности творить, т.е., создавать новое, человек максимально уподобляется Богу.

Подобное переосмысление сущности человека определило антропоцентризм как основной мировоззренческий принцип Возрождения, пришедший на смену теоцентризму Средневековья. Уже в XIII в. Данте А. воспевает земное бытие человека, реализация которого в полной мере возможна лишь в обществе. На смену презрению к земной жизни человека приходит понимание достойности существования именно в его физической форме.

Гуманистические идеи Возрождения пробуждают интерес индивида к самому себе, желание понять смысл и цель своей жизни. Зародившись, этот интерес определит содержание современной философии, в центре которой окажется реальный человек со всеми своими проблемами и переживаниями.

Принцип гуманизма данной эпохи утверждал, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. «Природа дала ему талант, способность к обучению, разум — свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя… Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье»[6, с.57].

Т.о., происходит формирование нового идеала человека, в основе которого признание высокого значения человечности и человеческого достоинства. Такое понимание порождает представление об уникальности каждого отдельного человека. «Ни об одной культуре вплоть до Нового времени нельзя было сказать, что стержнем и основой ее развития был поиск индивидуальности, стремление уяснить и обосновать независимое достоинство особого индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни, то есть самоценность отличия.»[3, c.192]. Люди этой эпохи стремятся к славе, богатству, разнообразной творческой деятельности. Для них характерно осознание красоты окружающего мира. Именно в это время человек начинает осознавать свою непохожесть на всех остальных, и понятия индивидуальности наполняется глубоким смыслом, «но эта телесно-рельефная индивидуальность, эта личностно-материальная человеческая субъективность, эта имманентно-субъективная данность человеку всего окружающего, вплоть до самых последних тайн, совершенно заново ориентирует человека и все его жизненное самочувствие»[4, c, 241]. Осознав собственную уникальность, индивид активно противопоставляет себя социуму, не понимая, что вне социальных связей он уязвим и не может участвовать в историческом процессе.

Но процесс формирования человека как личности в эпоху Возрождения только начинается. При ощущении своей неповторимости еще не сложилось понимание своего места в мире. Как считает Л.М. Баткин: «Особенность без внутреннего обоснования, без субъектности, природная особенность, кажется, не содержит еще решительно никакой возможности головокружительного логического прыжка к понятию личности»[1, c.135].

При всем разнообразии людей, наших способностей и возможностей, мы все принадлежим к одному биологическому виду. Т.о., различия между индивидами проявляются прежде всего на уровне их внутреннего мира. К тому же необходимость расширения личного пространства делает человека более одиноким. Но осознание этого придет позже. А пока мироощущение человека Возрождения наполнено радостью, часто поэтическим восприятием действительности, ощущением собственной свободы. Эти ощущения также становятся отличительной чертой гуманизма данной эпохи. Идеал человека представляется самому человеку чем-то грандиозным, но не до конца досказанным и понятым.

Подобная ситуация нашла отражение в основном способе самовыражения человека Возрождения. Им стало искусство. До этого момента отношение человека к действительности выражалось через философию или религию. Сегодня мы говорим о науке как определяющем факторе исторического развития. Но весь оптимизм, радость обретения самого себя, ощущение свободы и власти над миром на этапе эпохи Возрождения нашло выражение именно в искусстве. Искусство позволяет человеку создавать новые миры, творить идеальные модели будущего и ощущать полную свободу над пространством и временем. Весь окружающий мир служит для его блага, помогает ему реализовываться и достичь цели своего существования. Именно в искусстве уникальность и неповторимость личности проявляется в максимальной степени.

Главной задачей искусства эпохи Возрождения являлось определение места человека в мире: как в природе, так и в обществе. Характерные чертами этой эпохи стали одаренность, разносторонность, универсальность. Человек представляется способным к самым различным способам освоения действительности. Стремление отразить и познать гармонию мира приводит к возможности союза между художниками и учеными. Наиболее ярким примером такого сотрудничества является фигура Леонардо да Винчи и некоторых других представителей эпохи, которых называют титанами Возрождения.

Именно в эту эпоху складываются и развиваются новые направления в искусстве, формируются его каноны и стандарты, на основе которых будет происходить дальнейшее развитие культуры. Влияние Возрождения остается актуальным и сегодня. Сравниться с его значением и ролью в историческом развитии могут лишь достижения античности.

Сегодня много говорят о том, что происходящие в обществе изменения требуют пересмотра традиционных систем ценностей, что время классического гуманизма приходит к своему завершению. Возможно, так когда-то и произойдет. Но следует помнить, что именно в эпоху Возрождения сложился идеал человека, на который равнялись и к которому стремились многие последующие поколения. Этот идеал не закончен, порой противоречив, но он безусловно позволяет человеку осознать лучшее, чем он обладает и на что он способен. Это образ великолепного, практически ничем неограниченного, свободного человека, величественного и бесконечно прекрасного.

С подобным пониманием сущности человека можно и не согласиться, но, наверное, нам всем в масштабе истории человечества хотелось бы видеть себя такими. И трудно поверить, что главное содержание гуманизма – осознание человека и человеческой жизни как высшей ценности, когда-то потеряет свое значение.

 

Список литературы:

  1. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М.: Наука, 1989.- С. 272.
  2. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М.: Юристъ, 1996. – С.591
  3. Гуревич П.С. Философия человека. – М.: ИФРАН, 1999. – С.. 216
  4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М.: Мысль, 1978. — С. 623
  5. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1989. — С. 152.

sibac.info

Материал по теме: Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.

Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.

     К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

     Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др.

     Сущность духовного мира человека определяли и словом «дух» как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие «духовная жизнь людей», которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Итак, духовность, согласно современным философским взглядам,- это высший уровень развития и caмopeгуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и cмыcлом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное

1

стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

Одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть — это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный caмоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Поэт Осип Мандельштам писал:

…Совесть твоя:

Узел жизни, в котором мы узнаны…

Без совести нет нравственности. Совесть — внутренний суд, который человек вершит над самим собой. « Угрызения совести,- писал Адам Смит более двух веков назад,- caмое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

     К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере cвoeгo нaрода. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей. С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.

     Важным элементом духовного мира человека является  мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре выделить ценности нравственные как важнейшие,

2

 обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.

     Наш народ, некогда благочестивый и верный Господу, народ-богоносец, утратил нравственные ориентиры. Леность и греховная гордыня, увлечение безнравственными зрелищами и культом насилия, аморальный климат в политике поработили многих. Подвергается разрушению семья — основа многовекового уклада народной жизни, основа его благоденствия, через которую передавались от поколения к поколению дух благочестия и нравственные ценности. Надо помнить, что личность, семья, духовность, нравственность — это не пустые слова, это основа, духовный фундамент всякой цивилизации и всякого общества. История государств и далекой древности, и современности подтверждает эту мысль. Многие культуры прошлого пришли к своему упадку именно в результате вырождения духовной основы личности. Еще Ф. М. Достоевский говорил, что народы движутся иной силой, нежели наука и промышленность; народы живы до тех пор, пока ими владеет великая идея, часто и не сознаваемая до конца. Это стремление к высшей правде, к высшему смыслу жизни. Когда народ теряет эту идею, он превращается в «этнографический материал».

     Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно? В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесса становления моральнoгo сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у нeгo перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже дoстигнутому уровню нpaвcтвeннoгo сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и caмовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему — особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

3

 

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере. Поиск выхода общественного сознания из кризисной ситуации ознаменовался возвратом к прежним системам ценностей, сначала — к гуманистической, «общечеловеческой», а затем к традиционной — христианской, православной.

     Школа, и мы – учителя  обязаны разобраться в сложной философской категории о нравственном идеале и нравственном совершенстве и помочь своим ученикам сформировать тот самый нравственный идеал. А как мы это можем сделать в школе? В первую очередь, через содержание предметов школьной программы: высокое художественное достоинство великой русской классической литературы воспитывает эстетический вкус, а освоение русского литературного языка невозможно без чтения и изучения классических произведений. Русская литература  является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение.  Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека — живопись, архитектура, музыка — основан на литературе. Именно  русская литература дает возможность сохранить в  сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество

     Подлинное  образование во все исторические эпохи нацеливается на воспитание личности в христианском ее понимании, для которого важно наличие в ней духовной основы, сопряженной с Богом. Божественный дар, данный человеку, неповторимый для каждого из нас, – это ОБРАЗ БОЖИЙ! И лишь в этом  понимании центральности образа Божия в человеке можно связать основные истины о человеке и построить целостную систему воспитания и образования в школе, в том числе и систему классных часов.

4

Отправной точкой урока, в том числе, и классного часа всегда был ВОПРОС. Поставим же перед собой и учеником  вопросы: «Для чего человек живет?»,  

«Кто такой нравственный человек?», «Может ли человек быть нравственно совершенным?». И ответы на эти вопросы нужно искать, прибегая к помощи и великому опыту Православной Церкви. В этой точке, в этих вопросах  пересекаются  задачи Школы и Церкви.

     Раскрывая понятие нравственного идеала, мы непременно придем к выводу о том, что нет людей абсолютно совершенных. Но история человечества знает  идеального человека. Это – Христос, Богочеловек, приход которого ознаменовал начало Новой эры в истории человечества.

     Для описания нравственного идеала человека мало набора самых красивых и хороших человеческих качеств, в центре этого понятия должен стоять Христос, Бог, через уподобление которому, через уподобление его Святым, хотя бы и отчасти, только и может совершенствоваться человек. Недаром чтение житий Святых было самой любимой и неотъемлемой традицией на Руси для каждого русского человека, научавшей  его различать истинность и ложность, праведность и грех, осознавать смысл своего  земного существования.

     В условиях современного плюрализма понимания нравственности насущно необходимо подчеркнуть важность и неотложность восстановления традиционного для России идеала нравственности, а именно восстановления в системе непрерывного образования  традиции российского воспитания с четкими критериями личной и общественной нравственности, представленными во всей полноте в православной духовной культуре. Истинность нравственных поступков должна поверяться по отношению только к Абсолюту, а не к разнообразным, пусть даже самым гуманным, общественным идеалам. Тогда:

– ответственность человека — это ответственность перед Богом;

– терпимость к окружающим — это не толерантность в понимании всетерпимости любого греха, а видение образа Божия в каждом человеке и любовь к нему;

– отношение к Отечеству — это не ожидание благ, а служение своему народу и его духовным традициям;

– цель жизни — это не утоление бесконечных желаний и получения удовольствий, а преодоление повседневных трудностей  при сохранении верности идеалу;

– свобода не в том, чтобы делать все, что хочется, а в освобождении себя от плена своих желаний, в умении во многом себе отказать;

– красота — это не внешняя привлекательность, а нравственное горение души;

5

– счастье — это не обладание всеми благами жизни, а постоянная радость сердца через жертвование себя другому;

– смерть — это не конец человеческого существования, а начало вечной жизни, поэтому отношение к ней определяет весь строй и образ жизни человека на земле и т.д.

     Обобщая все сказанное, делаем вывод: в основе формирования духовно- нравственной личности лежит идеал не просто гуманного человека, а Христоцентричный образ, из которого и выводится вся система истинных нравственных ценностей:

– любви, добра, милосердия, терпимости, сострадания, прощения, раскаяния;

– патриотизма и гражданского долга;

– человеческого достоинства и профессионализма;

– семейных традиций и социальных отношений и пр.

     Необходимо еще раз подчеркнуть, что духовно- нравственное воспитание подразумевает не развитие лишь способностей  и интеллекта, а, прежде всего, нацелено на воспитание личности целостной, творческой, активной, и тут  мотивация всех методов, направленных на развитие учеников, обязательно лежит в области религиозных устремлений человека.

     Задача каждого преподавателя и воспитателя — дать ученикам определенный, неисчезающий во времени, прочный нравственный стержень, на котором они сами будут строить впоследствии прочное здание ясного,  разумного понимания нравственной жизни.

     В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит понимание смысла человеческой жизни, без которого рассуждения о нравственности не имеют вообще никакого смысла.

     Если мы хотим достичь поставленной цели,  то мы с вами сами должны обладать этим нравственным идеалом, и дать нашим ученикам возможность встретиться с людьми, имеющими такие же устремления. Достоинство человека с этой точки зрения головокружительно высоко, ибо человек подобен Богу и обязан быть праведен и свят.

     Вполне понятно, что мы в школе имеем общие  задачи воспитания  подростков, которые решаются и Православной Церковью. Стояние за Правду, самоотверженное  бескорыстное служение своему  народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного воинства. В русском народе идеалы воинского служения всегда были очень высоки, потому

6

так много святых князей воинов – от Александра Невского и Дмитрия Донского  до Федора Ушакова, воина Евгения, погибшего в Чечне. Все они являют живой и

яркий пример служения нравственному идеалу. Через знакомство с историей жизни (житием) известных воинов – героев, через встречи с ветеранами войн  необходимо дать возможность подросткам впитывать живительную силу личного примера стойкости духа и служения своему народу и Отечеству.

     Как же привить российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру? Основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России – это систематическое преподавание в школе духовно — нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа. Крупицу знаний дадут 34 часа курса «Основы православной культуры», преподавание которого «направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества – в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.         Далее речь пойдет об учителе, потому что именно учитель ежедневно заходит в класс и работает с детьми, открывает с ними школьные учебники и анализирует, учит, выразительно читает, влияя на формирование личности каждого своего ученика. Задачей учителя является вовсе не передача своим подопечным некоей суммы конкретных знаний в области богословия. Для этого, помимо формального разрешения, необходимо еще и специальное образование. Куда важнее зародить интерес к своей исторической культуре без купюр, без привнесенных искажений. А интерес, как известно, рождает тягу к знаниям. Но прежде всего такой интерес должен возникнуть у самого педагога. «Невольник не богомольник», — гласит народная мудрость. Никакой инструкцией не заставишь человека любить Православную культуру, видеть в православной вере истоки духовности и нравственности русского человека.

      Эмоциональный мир педагога – это распространяющаяся энергия, она не может не захватить, не увлечь, оставить равнодушным слушателя. Эмоциональный мир является внешним проявлением внутреннего содержания человека, т.е. его духовной стороны. В воспитании позиция и навыки взрослого в отношении ко всему, что окружает ребенка, очень важна. А ведь учитель один из носителей духовных ценностей, с которым сталкивается ребенок в своей жизни.

7

Фактически учитель занимает второе место, первыми, конечно, стоят родители. Духовное развитие учителя охватывает все сферы жизни, в том числе и

деятельность. У учителя это прежде всего деятельность, направленная на овладение обучающимися знаниями, умениями, навыками, развитие их личностных качеств. «Средняя школа должна воспитывать человека быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Будущее нашей страны сидит сейчас за школьными партами. Во многом будущее России находится в руках современных учителей. Каким оно будет?

     В заключение следует сказать, что духовный мир личности — это сложная система, элементы которой:

  1. духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др. Духовная культура выступает необходимым условием существования, как всего общества, так и для формирования личности и его внутреннего мира. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию накопленных культурных ценностей;
  2. знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
  3. вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
  4. убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
  5. ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
  6. способности к тем или иным формам социальной деятельности;
  7. чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
  8. цели, которые он сознательно ставит перед собой.

 

8

Библиографический список

  1. Н.Н. Голикова. Духовный мир ученика и учителя.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Серия «Стандарты второго поколения» / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – М.: «Просвещение», 2009.
  3. А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Народное образование. — М. — 2010. — № 1
  4. А.М. Кондаков, Л.П. Кезина «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». Серия «Стандарты второго поколения»  – М.: «Просвещение», 2011.
  5. Лихачев Д.С. «Русская культура»: Сборник статей / Д.С.Лихачев. — М.: «Искусство», 2000.
  6. Сурова Л.В. «Православная школа сегодня». Книга для учащихся и учащих  Л.В.Сурова.- Изд. Владимирской епархии, 1996.

nsportal.ru

Идеалы личности — ZuboLom.ru

Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение.

Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него — общественно всеобщезначимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят обобщенное абстрактное выражение в нормах поведения, свое конкретное выражение они получают в идеалах.

Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, — образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает: то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал — для него самого. Идеал человека — это, таким образом, и то, и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития.

Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы — свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал софиста или философа в «век просвещения» в Древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху. Капитализм и созданная им наука имеют свой идеал: «ее истинный идеал — это аскетический, но занимающийся ростовщичеством скряга и аскетический, но производящий раб». Наша эпоха создала свой идеал, воплотив в нем черты и свойства, выковывающиеся в борьбе за социалистическое общество и творческом труде по его построению. Иногда идеалом служит обобщенный образ, образ как синтез основных, особенно значимых и ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает историческая личность, в которой эти черты особенно ярко воплотились. Наличие определенного идеала вносит четкость и единство в направленность личности.

В раннем возрасте идеалом в большей мере служат люди ближайшего окружения — отец, мать, старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток, юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто-либо из современников.

В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.

Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.

Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.

Сплошь и рядом бывает, что мы полны тревоги и волнений из-за того, что задеты какие-то наши интересы. Но стоит надвинуться серьезной беде, угрожающей значительно более насущным, жизненным интересам, и забота об интересах, судьба которых только что так волновала, теряет всякую актуальность. Они почти перестают для нас существовать. Непонятным, диким кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы: «Можно ли волноваться из-за таких пустяков?» Мы поглощены нависшей над нами угрозой. «Только бы миновала нависшая над нами беда, и больше нам ничего не нужно». Но вот беда миновала, и оказывается: как только угроза более насущным потребностям и интересам отпала или хотя бы только отступила, как снова начинают выступать и затем подниматься во весь рост утратившие было всякую актуальность интересы; «пустяки» снова стали важными; снова на них сосредоточены мысли, с ними связаны заботы и надежды. Самые насущные нужды обеспечены, им ничто не угрожает, — значит, нечего о них и думать. Актуальнее сейчас другое; на очереди другие интересы; наши радости и печали теперь связаны с их судьбой.

Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости для личности выступают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.

Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется большая или меньшая значительность либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.

Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг ее потребностей, интересов, идеалов. Широта этого круга определяет содержательность, диапазон человека.

Различие круга интересов определяет различную по своему содержанию базу духовной жизни личности — от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством жизни других. Вопрос о широте духовной жизни личности, очевидно, теснейшим образом переплетается с вопросом об ее уровне. Прежде всего не может быть речи об особой широте и богатстве там, где все потребности и интересы человека ограничены уровнем элементарных потребностей и интересов. Сколько-нибудь значительное увеличение широты, богатства интересов может совершаться лишь посредством перехода к высшим уровням.

Далее, та же степень узости интересов, даже сосредоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или интерес; одно дело, когда речь идет о потребности или интересе, который в силу своей элементарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый интерес так значителен, что с его высоты перед личностью открываются широкие горизонты.

В тесной связи с вопросами об уровне и богатстве или содержательности потребностей и интересов личности, ее строения и облика находится вопрос об их распределении. Жизнь человека целиком сосредоточена на чем-нибудь одном, на одной узко ограниченной области; все развитие личности совершается односторонне, однобоко, направляясь по одному — у одних более, у других менее значительному — руслу. Бывает и так, что в строении личности имеются две или вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми иногда более или менее бесконфликтно распределяется, а иногда, двоясь, расщепляется жизнь человека. Наконец, бывает так — и это, очевидно, самая благоприятная из возможностей, — что личность одновременно и многогранна и едина; ее потребности и интересы одновременно не только содержательны и в этом смысле богаты, но и многообразны и тем не менее сосредоточены вокруг единого центра. В идеале выступает всесторонне и гармонически развитая личность, личность, своими потребностями и интересами связанная с основными сферами человеческой деятельности, так что все они, отражаясь и сочетаясь в ней, образуют подлинное единство.

Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенденций, вообще направленности личности дает ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему он стремится? Но вслед за вопросом, чего человек хочет, естественно и закономерно встает другой: а что он может? Это вопрос о его способностях, дарованиях, одаренности.

zubolom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *