5. Идеал я
Психоаналитическое видение природы массообразования привело Фрейда к необходимости рассмотрения некоторых проблем, тесным образом связанных, с одной стороны, с психологией человеческих масс, а с другой стороны, с дифференциаций психики на составляющие ее части, с углубленным пониманием психических расстройств, с возможностями перехода от массовой к индивидуальной психологии. В той или иной степени все эти проблемы были затронуты им в работе «Массовая психология и анализ человеческого «я».
Так, в контексте рассмотрения истории и специфики массообразования Фрейд почувствовал необходимость в выделении в психике человека особой инстанции — идеала Я. Два года спустя, когда в работе «Я и Оно» он изложит свою структурную точку зрения на человеческую психику, его внимание будет акцентировано на такой инстанции, как Сверх-Я. В работе же «Массовая психология и анализ человеческого «я» при объяснении либидозной структуры массы Фрейд провел различие между Я и идеалом Я и высказал соображение о том, что на этой основе возможно возникновение двойного вида эмоциональной связи междулюдьми, включающего в себя
Иллюстрацией различия между идентификацией Я и заменой идеала Я служили у Фрейда примеры, почерпнутые из предшествующего рассмотрения двух видов человеческих масс, то есть войска и христианской церкви. В войске солдат делает своим идеалом полководца и идентифицируется с другими солдатами. И хотя, как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, полководцем, тем не менее идентификация с ним ставит его в смешное положение. В церкви дело обстоит несколько иначе. Каждый верующий видит в Христе идеал, идентифицируется с другими верующими, но помимо этого церковь претендует на то, чтобы во имя всеобщей любви верующий идентифицировался с Христом. Отмечая последнее обстоятельство, Фрейд критически отнесся к подобному требованию церкви, считая, что можно быть хорошим христианином, любить людей, но не ставить себя на место Христа и не требовать от себя силы его любви.
Осуществленное Фрейдом разделение на Я и идеал Я поставило его также перед необходимостью рассмотрения вопроса о том, что происходит с человеком, когда Я совпадает с Я идеалом или, напротив, между ними возникает напряженность. Постановка этого вопроса приводила к осмыслению психических заболеваний с учетом не только возможных конфликтных ситуаций между сексуальными влечениями и влечениями Я, но и тех случаев, когда психически задействованными оказывались отношения между Я и идеалом Я.
Рассматривая эти отношения, Фрейд исходил из того, что совпадение Я с идеалом Я дает ощущение триумфа. Если эти психические инстанции сливаются между собой таким образом, что превалирующим становится триумфальное довольство самим собой, не нарушаемое никакой самокритикой и упреками в свой собственный адрес, то в этом случае может развиться
Психоаналитическое исследование неврозов основывалось на выведении их симптомов из вытесненной сексуальности. С учетом разделения психики на Я и идеал Я Фрейд модифицировал свои предшествующие представления о неврозах, высказав точку зрения, согласно которой симптомы психических заболеваний следует также выводить и из заторможенных по цели стремлений человека, подавление которых целиком и полностью не удалось или же освободило место для возвращения к вытесненной сексуальной цели. Этому обстоятельству соответствует то, что невроз свидетельствует о бегстве человека из массового образования и делает его как бы асоциальным. Отсюда основатель психоанализа делает два вывода. Во-первых, как и влюбленность, при которой двое не нуждаются в третьем человеке и обществе в целом, невроз действует на массу разлагающим образом. Во-вторых, там, где происходит массообразование, там наблюдается снижение степени невротизации отдельного человека и индивидуальный невроз может исчезнуть на какое-то время. Другое дело, что в человеческой массе вместо индивидуального невроза может возникнуть коллективный невроз. Но Фрейд признавал, что религиозно-мистические и философско-мистические объединения людей служат выражением косвенного лечения неврозов. «Даже те, — писал он, — кто не сожалеет об исчезновении в современном культурном мире религиозных иллюзий, должны признать, что, пока они были в силе, они служили наиболее эффективной защитой от опасности невроза тем, кто был во власти этих иллюзий» [13. С. 3221.
В понимании основателя психоанализа, предоставленный самому себе невротик прибегает к собственному симп-томообразованию, тем самым заменяя массообразование, из которого он был вынужден удалиться. Вместо массооб-разования он создает себе свой собственный фантастический мир и свою бредовую систему, повторяя, правда, в искаженном виде то, что’является для него психически действенным. По тому искажению массообразования, которое можно наблюдать у невротика, можно судить об участии в его жизни подавленных сексуальных влечений. Невроз связан с особенностью развития либидо, проявляющейся в двойном, прерванном латентным периодом начале сексуальной функции человека.
В этом отношении он имеет, согласно основателю психоанализа, нечто общее с гипнозом и массообразованием. Этим общим для них является регресс, который характерен и для невроза, и для гипноза, и для массообразования. Причем невроз оказывается чрезвычайно богатым по своему содержанию, поскольку он охватывает многообразные отношения как между Я и объектом, независимо от того, сохранен ли объект, покинут или восстановлен в Я, так и между Я и его идеалом Я.Смысложизненное самоопределение личности в контексте учения об эталонном образе и идеале — Понятие об идеале | |||||
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии | |||||
Страница 3 из 3 Понятие об идеалеИдеал (от греч. ίδέα) – образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека. Нравственный идеал ‒ представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе добродетельной личности, воплотившей в своей жизни такие качества, как милосердие, любовь, смирение, целомудрие (характерные для традиционной культуры России), которые могут служить нравственным образцом для подражания. Возможно большее приближение к нравственному идеалу ‒ цель нравственного воспитания. Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляют собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, отличающую ее от деятельности животных. В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни – социальной, политической, нравственной, эстетической и т.д. Идеал обладает глубоким социальным значением. В общее употребление понятие «идеал» стало входить с конца XIX ‒ начала XX столетия, главным образом, благодаря Шиллеру. Кант и Фихте полагали, что идеал ‒ это высшая, конечная цель на пути постепенного «нравственного самоусовершенствования», на пути постепенного осознания «достоинства человека» как высшего и единственного принципа «идеального» законодательства. Они исходили из того, что абсолютное формально-правовое равенство любого индивида любому другому индивиду само по себе обеспечит полное раскрытие всех «естественных» задатков и способностей каждого. Фихте изобразил этот идеал в виде всемирного содружества абсолютно равноправных «я», добровольно установленного ими самими. Идеал как идея совершенства личности и источник нравственного развития был описан отечественным психологом В.А. Снегиревым. Вениамин Алексеевич считал, что идеал ‒ образ совершенства духовной природы, который прирожден человеку и начертан в его духовной природе. Наличие идеала делает необходимым сравнение действительного состояния человека и его деятельности с идеалом, т. е. с образом того, кем он должен стать достигнув полноты своего развития и совершенства. Сравнение это происходит постоянно, незаметно для сознания человека, но в критические моменты жизни этот процесс замедляется и с отчетливостью являет себя человеку. Благодаря наличию образца также становится возможной непосредственная и молниеносная оценка всякого действия. Именно поэтому оценка добра и зла называется естественным чувством добра и зла. Процесс возникновения этого чувства одинаков у всех людей. Ценностные представления возникают не из внешнего наблюдения, а много раньше, в процессе самосознания и внутреннего наблюдения из глубин духа, где возникает и формируется идеал ‒ источник и основание этих идей. Формирование идеала происходит в зависимости от индивидуальных особенностей человеческого духа, поэтому идеал у одних людей развит, а у других только слабо намечен. Помимо слабой природы духа на него оказывают влияние окружающая среда, общие условия жизни, укрепляющие или подавляющие его развитие, воспитание и т. д. Постепенно темное и непосредственное чувство добра и зла, через внешние действия и их оценки становится все более отчетливым и человек по мере их осознания движется к реализации идеала (Снегирев В.А., 2010). Опыт помогает оценивать действия на основании идеала, но сам не порождает этой оценки. При этом идеал на основании опытной, внешней оценки действий подвержен изменениям, хотя не последнее значение в данном процессе имеет расширение знаний человека о назначении своих природ. Другой отечественный мыслитель В.И. Несмелов рассматривал идеал как образ совершенства духовной природы. Он считал, что бесконечность совершенствования заложена именно в духовной природе человека, а потому идеал должен быть недосягаем, но ориентирован на конкретный образ (Несмелов В.И., 2000). Формирование идеала происходит при определенных условиях. В каждый момент своей жизни от рождения до смерти человек нуждается в идеальном образе, но его способности в формировании идеала имеют природные ограничения. Психологическое учение об идеале представлено в трудах немногих отечественных ученых. П.К. Анохин рассматривал идеал как опережающее отражение действительности. С.Л. Рубинштейн считал, что идеал можно понимать как цель развития, как реализацию потенций, присущих человеку. Другой выдающийся отечественный мыслитель Д.Н. Узнадзе понимал идеал как общее представление, как установку, как грезы и творческую идею. Идеал как доминанта раскрывался в учении А.А. Ухтомского. Итак, содержание идеала оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, которое в свою очередь, этот идеал модифицирует, в соответствии с получаемыми знаниями. С одной стороны, идеал определяет, как мы уже говорили выше, направленность развития личности, а с другой, сам претерпевает изменения в соответствии с нашими жизненными достижениями. Чем менее достижим идеальный образ, избираемый человеком, тем больше перспектив он имеет для личностного развития, и наоборот, чем проще идеал, тем больше неприятностей он доставляет. Психологи хорошо знают, что при достижении горячо желаемого и быстро реализуемого идеала часто возникает невроз достижения цели, выражающийся в экзистенциальном кризисе, сопровождающемся потерей смысла существования, апатией, тоской, разочарованием, а иногда и соматическими нарушениями. Бесконечные разочарования и поиск, сопровождающийся сомнениями в истинности выбора, завершаются часто нигилизмом, приводящим к возникновению различных аддикций. Эталон жизнедеятельности можно рассматривать как совокупный образ желаемого будущего, включающий в себя представления индивида о гармонии человека с окружающей природной средой (уровень витальности), о социальном благополучии (социальный уровень) и о смысле жизни (экзистенциальный уровень), определяющий направленность развития личности, в соответствии с доминирующей в иерархии направленностью (гедонистической, прагматической или онтологической). Идеал человека имеет иерархическую структуру, в которой отражены все природы присущие человеку, ‒ духовная, душевная и телесная. Духовная составляющая идеала призвана помогать реализовывать экзистенциальные потребности в свободе, любви, в смысле жизни и смерти, в духовно- нравственном совершенствовании. Ее носителем является личность, отображающая нормативный образ, присущий каждому человеку от рождения. Нормативность данного уровня определяется естественным нравственным законом – совестью. Душевная составляющая идеала отражает социальные потребности человека в этической нормативности, трудолюбии, сотрудничестве и общении. Это уровень вхождения в культуру, позволяющий создать образ идеального социального взаимодействия, дающего возможность каждому человеку максимально реализовывать себя в контексте духовной составляющей. Его нормативные показатели отражены в законе, отображающем систему этических и правовых ценностей, принятых в данном социуме. Телесная составляющая идеала, базирующаяся на схеме тела, имеет своею целью раскрыть его назначение, дать истинное определение каждой витальной потребности в соответствии с духовной ориентацией. Отслеживает нормативное состояние тела иммунитет, зависящий от генетической программы, определяющей и развитие, и функционирование каждого органа, и каждой клетки человеческого тела. Такая модель идеала является целостной, так как включает в себя все уровни природной организации человека, находящихся в соподчинении друг у друга, с доминированием духовного уровня. Мировоззрение такого типа предполагает определенный способ познания, вхождения в духовную реальность, – созерцание, и поэтому его часто называют миросозерцанием. Если доминирование духовного уровня нарушается, для человека более значимыми становятся социальные потребности, происходит редукция духа, он переходит в подчинение душе, при этом содержание познания определяется рациональный способом освоения эмпирической действительности, с преобладанием дедуктивной составляющей, что по праву сохраняет за собой название мировоззрения. Преобладание витального идеала, полностью игнорирующего духовную природу и манипулирующего душой, предполагает также соответствующий способ познания. Он тоже рационален, но в нем преобладает индуктивный метод – это мировосприятие, или мироощущение. В святоотеческой традиции преобладание каждого из этих идеалов детерминирует определенный тип психологической организации человека: духовный – «новый», душевный – «обновляющийся» и витальный – «ветхий». Человек призван, как считают святые отцы, преодолеть в себе «ветхость» и, обновившись в доброделании,претвориться в «нового». Идеал совершенства предполагает установление полной гармонии между Богом, личностью, обществом и природным миром. Отсутствие четких критериев нравственной, а, следовательно, и физической нормы приводит к проблемам не только медицинского, психологического, но и педагогического характера. Современная педагогическая наука именно поэтому не может прийти к однозначному определению содержания и методов воспитания, она оказалась бессильной даже в интеграции содержания учебных программ, лишив тем самым отечественное образование возможности формировать целостное мировоззрение. Литература << Предыдущая — Следующая |
Как то, что вы хотите чувствовать, может повлиять на ваш выбор — Психология в действии
Подумайте о том, что вы чувствуете прямо сейчас. Нервничаете из-за приближающегося дедлайна? Доволен тем, что провел день за чтением интересной книги? Грустно, потому что у вас закончились серии вашего любимого телешоу? Каким бы ни был ответ, исследователи, изучающие эмоции, назвали бы это вашим фактическим аффектом, или тем, что вы на самом деле чувствуете. Теперь подумайте о том, что вы хотите чувствовать. Хотели бы вы чувствовать себя более счастливым? Более взволнован? Более расслаблен? Ваш ответ на этот вопрос будет отражать ваши идеальный аффект, или как вы обычно хотите себя чувствовать.
Вероятно, ваши ответы на эти два вопроса отличаются друг от друга. Это согласуется с теорией оценки аффекта , , предложенной исследователем из Стэнфорда Жанной Цай и ее коллегами, которая предполагает, что ваш идеальный аффект отличается от вашего текущего аффекта.
По большей части люди хотят чувствовать себя хорошо, например, чувствовать возбуждение, энтузиазм, спокойствие или расслабленность. Но, согласно теории оценки аффекта, тип хороших чувств, к которым люди стремятся, или их идеальный аффект, влияет на тип поведения, к которому они склонны. или довольство. Например, те, кто ценит позитивные состояния, такие как волнение, с большей вероятностью предпочтут более захватывающие потребительские товары, такие как захватывающая музыка, а те, кто ценит спокойствие, с большей вероятностью предпочтут успокаивающую музыку.
Эти различия в идеале влияют не только на выбор потребителей, но также могут повлиять на их решения в области здравоохранения. Цай и ее коллеги недавно изучили, как идеальный аффект человека может предсказать, какого врача он предпочитает.
Чтобы проверить это, участников этого исследования попросили гипотетически выбрать нового врача первичной медико-санитарной помощи после прочтения кратких биографических описаний врачей. Эти описания врачей были отредактированы, чтобы подчеркнуть, что врач способствовал положительным состояниям, таким как возбуждение (т. е. сосредоточение внимания на «общей жизненной силе пациентов») или спокойствие (т. Врачи были одинаковыми во всех других аспектах (например, образование, компетентность).
Как и предполагалось, исследователи обнаружили, что идеал людей влияет на предсказуемый выбор врача. Люди, которые ценили чувство возбуждения, с большей вероятностью выбирали врача, который подчеркивал жизненную силу (т. е. больше «сфокусировался на волнении»), а те, кто ценил чувство спокойствия, выбирали врача, более ориентированного на релаксацию.
Интересно, сколько волнения или спокойствия чувствовали люди на самом деле , не предугадывая, какого врача они выберут. По крайней мере, в этом контексте идеальный аффект людей был лучшим предиктором их выбора, чем их фактический аффект, предполагая, что, хотя мы обычно склонны сосредотачиваться на том, что мы чувствуем прямо сейчас, то, как мы хотим чувствовать, может быть столь же важным в нашей жизни. жизни.
Психология здоровья и …, Социальная психология Мона Мойени аффект, Принятие решений, эмоции, здравоохранениеКомментарий
Вывод идеальных несоответствий партнера: точность, проекция и коммуникативная роль межличностного поведения
. 2013 г., август; 105 (2): 217–33.
doi: 10.1037/a0033009. Epub 2013 27 мая.
Лорн Кэмпбелл 1 , Никола С. Общий, Харрис Рубин, Сандра Д. Лакенбауэр
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет Западного Онтарио, Лондон, Онтарио, Канада. [email protected]
- PMID: 23713702
- DOI: 10.1037/а0033009
Лорн Кэмпбелл и др. J Pers Soc Psychol. 2013 авг.
. 2013 г., август; 105 (2): 217–33.
doi: 10.1037/a0033009. Epub 2013 27 мая.
Авторы
Лорн Кэмпбелл 1 , Никола С. Общий, Харрис Рубин, Сандра Д. Лакенбауэр
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет Западного Онтарио, Лондон, Онтарио, Канада. [email protected]
- PMID: 23713702
- DOI: 10.1037/а0033009
Абстрактный
Руководствуясь моделью идеальных стандартов (Simpson, Fletcher, & Campbell, 2001), мы проверили в двух исследованиях, были ли люди точны, делая выводы о том, насколько близко они соответствуют идеальным стандартам своего романтического партнера, (б) такие точные выводы объясняли, почему люди более удовлетворены, когда они больше соответствуют идеалам своего партнера, и (c) точные выводы генерируются на основе поведения партнера во время конфликтных взаимодействий. Для каждого исследования были набраны как члены свиданий, так и супружеские пары. В обоих исследованиях выводы людей о том, насколько близко они соответствуют идеалам своего партнера, основывались на сочетании процессов точности и прогнозирования. Люди также были менее удовлетворены, когда они не соответствовали идеальным стандартам своего партнера (по оценке их партнера), и, как и предсказывалось, этот эффект был опосредован точными выводами людей относительно того, насколько они соответствуют идеалам своего партнера. В исследовании 2 супругов также снимали на видео, когда они пытались разрешить важный супружеский конфликт. Как и предсказывалось, идеальные расхождения Партнера А до обсуждения предсказывали изменения в выводах Партнера Б до и после обсуждения, и этот эффект был частично опосредован наблюдаемым межличностным поведением Партнера А. Результаты анализа диадных данных показывают, что люди действительно имеют точное представление о степени которым они соответствуют идеальным стандартам своего партнера, и эти выводы частично основаны на том, как партнер ведет себя по отношению к себе во время диагностических конфликтных взаимодействий.
Похожие статьи
Проверка правильности и предвзятости в восприятии мотивов партнера по регулированию поведения в отношении здоровья.
Берзиньш Т.Л., ЛаБуда Дж.Е., Гир Дж. Берзиньш Т.Л., и соавт. Br J Health Psychol. 2018 ноябрь;23(4):872-887. дои: 10.1111/bjhp.12321. Epub 2018 7 июня. Br J Health Psychol. 2018. PMID: 29882307
Когда и почему предпочтения идеального партнера влияют на процесс завязывания и поддержания романтических отношений?
Иствик П.В., Финкель Э.Дж., Игли А.Х. Иствик П.В. и др. J Pers Soc Psychol. 2011 ноябрь; 101(5):1012-32. doi: 10.1037/a0024062. J Pers Soc Psychol. 2011. PMID: 21707198
Восприятие проблемного употребления алкоголя партнерами влияет на результаты отношений, помимо того, что партнер сам сообщил об употреблении алкоголя: употребление алкоголя в серьезных романтических отношениях.
Родригес Л.М., Оверуп К.С., Соседи К. Родригес Л.М. и соавт. Психозависимое поведение. 2013 сен; 27 (3): 627-38. doi: 10.1037/a0031737. Epub 2013 25 февраля. Психозависимое поведение. 2013. PMID: 23438240 Бесплатная статья ЧВК.
Предвзятые и точные: депрессивные симптомы и повседневные ощущения в интимных отношениях.
Комбинезон NC, Hammond MD. В целом NC, et al. Pers Soc Psychol Bull. 2013 май;39(5): 636-50. дои: 10.1177/0146167213480188. Epub 2013 14 марта. Pers Soc Psychol Bull. 2013. PMID: 23493407
Лучшие практики для проверки прогностической достоверности сопоставления предпочтений идеального партнера.
Иствик П.В., Финкель Э.Дж., Симпсон Дж.А. Иствик П.В. и др.