Идеи локка джона – Локк, Джон — Википедия

Сенсуализм Локка. Основные идеи Джона Локка

В любом учебнике по философии можно прочесть, что Джон Локк – выдающийся представитель эпохи Нового Времени. Этот английский мыслитель произвел огромное впечатление на позднейших властителей умов эпохи Просвещения. Его письмами зачитывались Вольтер и Руссо. Его политические идеи повлияли на американскую Декларацию независимости. Сенсуализм Локка стал отправным пунктом, от которого отталкивались Кант и Юм. А идеи о том, что человеческое знание напрямую зависит от чувственного восприятия, которое формирует опыт, приобрели чрезвычайную популярность еще при жизни мыслителя.

Краткая характеристика философии Нового Времени

В XVII-XVIII веках в Западной Европе стала быстро развиваться наука и техника. Это было время появления новых философских концепций, основанных на материализме, математическом методе, а также приоритете опыта и эксперимента. Но, как это часто бывает, мыслители разделились на два противоположных лагеря. Это рационалисты и эмпирики. Разница между ними состояла в том, что первые полагали, что мы черпаем свои знания из врожденных идей, а вторые – что мы обрабатываем информацию, которая поступает в наш мозг из опыта и ощущений. Хотя основным «камнем преткновения» философии Нового Времени была теория познания, тем не менее, мыслители, исходя из своих принципов, выдвигали политические, этические и педагогические идеи. Сенсуализм Локка, который мы будем здесь рассматривать, прекрасно вписывается в эту картину. Философ примыкал к лагерю эмпириков.

Биография

Родился будущий гений в 1632 году в английском городе Рингтон, графство Сомерсет. Когда в Англии грянули революционные события, отец Джона Локка, провинциальный адвокат, принял в них активное участие – он воевал в армии Кромвеля. Вначале юноша окончил одно из лучших учебных заведений того времени, Вестминстерскую школу. А затем он поступил в Оксфорд, который еще с эпохи Средневековья был известен своей университетской ученой средой. Локк получил степень магистра и работал учителем греческого языка. Вместе со своим покровителем, лордом Эшли, он много путешествовал. В это же время он стал интересоваться и социальными проблемами. Но в связи с радикализацией политической ситуации в Англии, лорд Эшли эмигрировал во Францию. Вернулся на родину философ только после так называемой «славной революции» 1688 года, когда Вильгельм Оранский был провозглашен королем. Практически всю жизнь мыслитель провел в уединении, почти отшельником, однако занимал разные государственные должности. Его подругой была леди Дэмерис Мэшем, в особняке которой он умер от астмы в 1704 году.

Основные аспекты философии

Взгляды Локка сформировались довольно рано. Одним из первых мыслитель заметил противоречия в философии Декарта. Он много работал над тем, чтобы их выявить и разъяснить. Локк создал собственную систему отчасти для того, чтобы противопоставить ее декартовской. Рационализм знаменитого француза претил ему. Он был сторонником всяческих компромиссов, в том числе и в области философии. Недаром он вернулся на родину во время «славной революции». Ведь это был год, когда между основными борющимися силами в Англии был заключен компромисс. Подобные же взгляды были характерны для мыслителя и в подходе к религии.

Критика Декарта

В своем труде «Опыт о человеческом разуме» мы видим уже практически сформированную концепцию Локка. Он выступил там против теории «врожденных идей», которую пропагандировал и сделал очень популярной Рене Декарт. Французский мыслитель очень повлиял на идеи Локка. Он соглашался с его теориями о достоверной истине. Последняя должна являться интуитивным моментом нашего существования. А вот с теорией о том, что быть – означает мыслить, Локк был не согласен. Все идеи, которые считаются врожденными, по мнению философа, на самом деле, ими не являются. К началам, которые даны нам от природы, относятся только две способности. Это воля и разум.

Теория сенсуализма Джона Локка

С точки зрения философа, единственным источником любых человеческих идей является опыт. Он, как полагал мыслитель, состоит из единичных восприятий. А они, в свою очередь, разделяются на внешние, познаваемые нами в ощущениях, и внутренние, то есть, рефлексии. Сам разум представляет собой нечто, своеобразно отражающее и обрабатывающее информацию, поступающую от органов чувств. Для Локка именно ощущения были первичными. Они порождают знание. В этом процессе разум играет второстепенную роль.

Учение о качествах

Именно в этой теории больше всего проявляются материализм и сенсуализм Дж. Локка. Опыт, — утверждал философ, — порождает образы, которые мы называем качествами. Последние бывают первичными и вторичными. Как их различить? Первичные качества – постоянны. Они неотделимы от вещей или предметов. Такими качествами можно назвать фигуру, плотность, протяженность, движение, число, и так далее. А что такое вкус, запах, цвет, звук? Это вторичные качества. Они непостоянны, их можно отделить от вещей, которые их порождают. Они также разнятся в зависимости от субъекта, который их воспринимает. Совокупность качеств создает идеи. Это своего рода образы в мозгу человека. Но они относятся к простым идеям. Как же возникают теории? Дело в том, что, по мнению Локка, в нашем мозгу все же есть некие врожденные способности (в этом состоит его компромисс с Декартом). Это сравнение, сочетание и отвлечение (или же абстрагирование). С их помощью из простых идей возникают сложные. Так происходит процесс познания.

Идеи и метод

Теория сенсуализма Джона Локка не только объясняет происхождение теорий из опыта. Она также разделяет различные идеи по критериям. Первым из них является ценность. Согласно этому критерию идеи делятся на темные и ясные. Они также группируются в трех категориях: реальные (или фантастические), адекватные (или не согласующиеся с образцами), а также истинные и ложные. Последний класс можно отнести к суждениям. Философ также высказался о том, какой наиболее подходящий метод существует для того, чтобы добиваться реальных и адекватных, а также истинных идей. Он назвал его метафизическим. Этот метод состоит из трех этапов:

  • анализа;
  • расчленения;
  • классификации.

Можно сказать, что Локк фактически перенес научный подход на философию. Его идеи в этом плане оказались необычайно успешными. Метод Локка господствовал до XIX столетия, пока его не раскритиковал Гете в своих стихах о том, что если кто-то желает изучить нечто живое, то он его вначале убивает, затем расчленяет на части. Но тайны жизни все равно нет – в руках один лишь прах…

О языке

Сенсуализм Локка стал обоснованием появления человеческой речи. Философ счел, что язык возник в результате наличия у людей абстрактного мышления. Слова являются, по сути своей, знаками. Большинство из них представляют собой общие термины. Они возникают тогда, когда человек пытается выделить сходные признаки различных предметов или явлений. Например, люди заметили, что черная и рыжая корова на самом деле – это один и тот же вид животных. Поэтому появился общий термин для его обозначения. Локк обосновывал наличие языка и общения так называемой теорией здравого смысла. Интересно, что в буквальном переводе с английского эта фраза звучит немножко иначе. Она произносится как «общий смысл». Это и натолкнуло философа на то, что люди пытались отвлекаться от индивидуального, чтобы создать абстрактный термин, со значением которого все были согласны.

Политические идеи

Несмотря на уединенную жизнь философа, ему не был чужд интерес к стремлениям окружающего общества. Он является автором «Двух трактатов о государстве». Идеи Локка о политике сводятся к теории «естественного права». Его можно назвать классическим представителем этой концепции, которая в Новое время была очень модной. Мыслитель полагал, что все люди имеют три основных права – на жизнь, свободу и собственность. Чтобы иметь возможность охранять эти принципы, человек вышел из естественного состояния и создал государство. Поэтому последнее имеет соответствующие функции, которые состоят в защите этих главных прав. Государство должно гарантировать соблюдение законов, которые стоят на страже свобод граждан, и наказывать нарушителей. Джон Локк полагал, что в связи с этим власть должна быть разделена на три части. Это законодательная, исполнительная и федеративная функции (под последней философ понимал право ведения войны и установления мира). Они должны управляться отдельными, не зависящими друг от друга органами. Локк также отстаивал право народа на восстание против тирании и известен тем, что разработал принципы демократической революции. Тем не менее, он является одним из защитников работорговли, а также автором политического обоснования политики североамериканских колонистов, которые отбирали землю у индейцев.

Правовое государство

Принципы сенсуализма Д. Локка выражаются и в его учении об общественном договоре. Государство, с его точки зрения, это механизм, который должен основываться на опыте и здравом смысле. Граждане отказываются от своего права защищать собственную жизнь, свободу и имущество, предоставляя делать это специальной службе. Она должна следить за порядком и исполнением законов. Для этого со всеобщего согласия избирается правительство. Государство должно делать все, чтобы были защищены свобода и благосостояние человека. Тогда и он будет подчиняться законам. Для этого и заключается общественный договор. Произволу деспота подчиняться нет причины. Если власть неограниченна, то она является большим злом, чем отсутствие государства. Потому что в последнем случае человек может рассчитывать хотя бы на себя. А при деспотизме он вообще беззащитен. И если государство нарушает договор, народ может потребовать обратно свои права и выйти из соглашения. Идеалом мыслителя была конституционная монархия.

О человеке

Сенсуализм – философия Дж. Локка – повлиял и на его педагогические принципы. Поскольку мыслитель счел, что все идеи происходят из опыта, то сделал вывод о том, что люди рождаются с абсолютно равными способностями. Они подобны чистому листу. Именно Локк сделал популярной латинскую фразу tabula rasa, то есть, доска, на которой еще ничего не написано. Так он представлял себе и мозг новорожденного человека, ребенка, в отличие от Декарта, полагавшего, что у нас есть определенные знания от природы. Поэтому, с точки зрения Локка, педагог, посредством «вкладывания в голову» правильных идей, в определенном порядке может сформировать разум. Воспитание должно быть физическим, умственным, религиозным, нравственным и трудовым. Государство должно всячески стремиться к тому, чтобы образование находилось на достаточном уровне. Если же оно препятствует просвещению, то оно, как полагал Локк, перестает исполнять свои функции и утрачивает легитимность. Такое государство следует изменить. Эти идеи впоследствии были подхвачены деятелями французского Просвещения.

Гоббс и Локк: в чем сходство и различие в теориях философов?

Не только Декарт повлиял на теорию сенсуализма. Томас Гоббс, известный английский философ, живший несколькими десятилетиями раньше, тоже был очень значимой фигурой для Локка. Даже главный труд своей жизни – «Опыт о человеческом разуме» — он составил по тому же алгоритму, по какому написан «Левиафан» Гоббса. Он развивает мысли своего предшественника в учении о языке. Он заимствует его теорию релятивистской этики, соглашаясь с Гоббсом, что понятия добра и зла у многих людей не совпадают, и только стремление получать удовольствие является самым сильным внутренним двигателем психики. Тем не менее, Локк является прагматиком. Он не ставит задачу создать общую политическую теорию, как это делает Гоббс. К тому же Локк не считает естественное (безгосударственное) состояние человека войной всех против всех. Ведь именно этим положением Гоббс оправдывал абсолютную власть монарха. Для Локка свободные люди могут жить и спонтанно. А государство они образовывают, только договариваясь между собой.

Религиозные идеи

Философия Дж. Локка – сенсуализм – отразилась и в его взглядах на богословие. Мыслитель полагал, что вечный и благой творец создал наш ограниченный во времени и пространстве мир. Но все, что нас окружает, обладает бесконечным разнообразием, отражая свойства Бога. Вся вселенная устроена так, что каждое существо в ней имеет свое предназначение и соответствующую ему природу. Что касается концепции христианства, то сенсуализм Локка проявился здесь в том, что философ счел, что наш естественный разум открыл в Евангелии волю Бога, и потому она должна стать законом. А требования Творца очень просты – нужно делать добро как себе, так и ближним. Порок же заключается в том, чтобы приносить вред и собственному существованию, и другим. Причем преступления против общества важнее, чем против частных лиц. Евангельские требования самоограничения Локк объясняет тем, что, поскольку в ином мире нас ждут постоянные наслаждения, то ради них можно отказаться от приходящих. Кто этого не понимает, тот враг собственного счастья.

fb.ru

Педагогические идеи Джона Локка

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

Реферат

 

Дисциплина: Педагогика.

Тема: Педагогические идеи Джона Локка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:Гайворонская Дарья

Специальность:Социальная работа

Курс:3

Форма обучения:очная

 

2012 г.

 

 

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………………..3

2.Педагогические  идеи Джона Локка……………………………..………5

             2.1.Нравственное воспитание…………………………………………….6

             2.2. Воспитание……………………………………………………………8

   2.3. Дисциплина…………………………………………………………..9

   2.4. Домашнее образование……………………………………………..10

3.Заключение………………………………………………………………13

4.Список  литературы………………………………………………….

.…14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение.

          Локк Джон (1632-1704) – английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. Работы Локка относятся к эпохе Реставрации в Англии.

Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в Рингтоне, небольшом городке, близ Бристоля. Будущий философ рос в пуританской семье, оппозиционно настроенной к королю. Отец его был правоведом и исполнял секретарские обязанности у мировых судей своего графства. Локку было всего десять лет, когда революционные события приобрели значительный размах, и когда отец его вступил в парламентское войско, приняв участие в военных действиях в качестве капитана эскадрона.

Молодой Джон Локк учился в  Вестминстерской монастырской школе  в то время, когда по приговору  чрезвычайного парламента был казнён король, едва ли впрочем, в это время у него были установившиеся взгляды на политические события. В школе господствовала схоластическая система обучения. Локк не вынес из неё ничего, кроме знания древних языков. В 1665 г., окончив школу, Локк на казённый счёт как лучший ученик поступил в Оксфордский университет. В течении более чем тридцати последующих лет судьба Локка, так или иначе, была связана с этим старинным высшим учебным заведением. Колледж христовой церкви, где он учился, был типичным рассадником схоластитеческой лжеучёности. Своё разочарование в полученных знаниях Локк позднее выразил в следующих словах: «…мир наполнен книгами и диспутами, книги умножаются без увеличения знания».

В 1667 г. Локк принимает предложенное ему лордом Антони Эшли место домашнего  врача и воспитателя сына Эшли. Занятия шли настолько успешно, что в 1668 г. Локк был избран членом Учёного королевского общества в  Лондоне. Вскоре Локк становится ближайшим  советником Эшли. Со второй половины 70-х  годов до 1689 г. Локк находится в  вынужденной 

эмиграции, во Франции.

3

В 1688-1689 годах был положен  конец монархии Стюартов, а заодно и скитаниям Локка. В результате революции в Англии были заложены основы политического режима конституционной  монархии, который существует и поныне. Локк, участвовавший в подготовке переворота 1688 г. возвращается на родину. Наряду с правительственной службой  он ведет широкую научную и  литературную деятельность. В 1690 г. в  Англии издается «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», а в 1693 г. – «Мысль о воспитании». В 1695 г. появилась его работа «Разумность христианства». В «Посланиях о веротерпимости» и «Разумности христианства» он отстаивает идею отделения церкви от государства.

В поход против Локка выступили  и церковники, и многие Оксфордские  преподаватели, и представители  идеалистического философского течения. В 1703 г. за год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о полном драматизма сражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционных преподавателей за официальное изъятие его «Опыта» из учебных программ университета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Педагогические  идеи Джона Локка.

         Отрицая врождённость идей, Локк очень высоко оценивал роль воспитания, которое должно подготовить человека к жизни. Характерная особенность педагогической теории Локка: руководящим принципом воспитания он считал принцип полезности. Отсюда у него большое внимание к физическому развитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел в виду воспитание джентльмена, он большое значение придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения. Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твёрдой воли, умение сдерживать неразумные желания. Воспитание должно приучать человека управлять собой. Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника. Поэтому он выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полезными знаниями: новые языки, география, законоведение, бухгалтерия и т.п. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. При обучении не должны применяться наказания.

Его воспитанник должен был  быть не только подготовлен к успешному  ведению практических дел, но и сознавать  свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к «добродетельной жизни», проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен своей стране. Образование выступает, таким образом, и в качестве средства развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности. Педагогика Джона Локка носила практикоориентированный характер. Его теория была тесно связана с переменами, происходившими в обществе. Локк был сыном своего века и отразил в своих исканиях его глубокие противоречия и состояние наук.

 

 

 

 

5

           2.1.Нравственное воспитание.

Локковская концепция  нравственного воспитания была обусловлена 

отрицанием им врождённых идей и норм морали. «Естественный моральный закон», выдвинутый Д. Локком, был подчинён идее правового государства, которое должно обеспечивать реализацию стремления людей к личной безопасности и свободному пользованию своей собственностью. Существенна также позиция Локка, предполагавшая подчинение идеи Бога требованиям разума. Отсюда вытекало и его требование: только здравый смысл должен служить регулятором поведения человека. В самоограничении и самодисциплине он видел необходимое условие разумного поведения и управления человека собой при различных обстоятельствах жизни. При этом нравственные нормы и правила поведения не должны оставаться чем-то внешним, они должны стать его глубоко внутренними личностными качествами. Поэтому задача развития в личности внутренней потребности к активному утверждению в себе нравственных принципов рассматривалось Д. Локком в качестве главной цели воспитания.

Д. Локк расширил представления  о педагогических средствах, рассмотрев не только методы обучения, но и методы нравственного воздействия. Он обращал  внимание на зависимость поведения  от мотивов, этих «могущественных стимулов души», и попытался выявить механизм, управляющий ими.

Формальное заучивание правил поведения бессмысленно. Применяя идею наглядности обучения и к практике нравственного воспитания, Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следует поступать и  чего следует избегать. Практика, повторные  действия, закрепление положительного опыта поведения и обусловленных  этим рациональных привычек и черт характера рассматривались 

Локком в качестве важнейших средств  воспитания. Он считал также целесообразным использовать для закрепления положительного опыта поведения повторные нравственные действия. Искусство воспитания, по Локку, состоит в использовании  каждого благоприятного случая для  создания специальных ситуаций, побуждающих  ребёнка к желаемым

6

повторным действиям, укрепляющим  положительную привычку.

В качестве важнейшего метода нравственного воздействия он рекомендовал убеждение, обращая внимание на то, что дети хорошо воспринимают доступные  их уровню понимания доводы воспитателя, чувствительны к одобрению или  порицанию, усваивают наглядные  примеры поведения со стороны  взрослых и т.д. «Однако самый простой и лёгкий и вместе с тем самый эффективный способ воспитания детей и формирования их внешнего поведения заключается в том, чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего они должны избегать». В «Мыслях о воспитании» Локк даёт некоторые практические советы о том, как воспитать в детях щедрость, доброту и чувство справедливости. «Дети, живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них командовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательно следует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью». «Что касается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободно делиться со своими друзьями тем, что у них есть. Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы они (дети) не нарушали правил справедливости: нужно всякий раз, когда дети так поступают, исправлять их, а когда есть для этого основание, и строго взыскивать». Достаточно показательно в этом плане и мнение Локка относительно подарков. «Подарки, которые принято делать детям родителей с солидным общественным положением в целях угождения, причиняют малюткам большой вред. Это развивает в последних гордость, тщеславие и жадность чуть ли не ранее, чем они научатся говорить».

Как мы видим, многие положения  теории Локка были актуальны и  прогрессивны не только в прошлом. И  на сегодняшний день многие

педагогические проблемы всё также остры, а потому все  вышеперечисленные советы могут  с успехом применяться современными педагогами и родителями, что поможет  им избежать многих проблем воспитания.

 

7

2.2.Воспитание.

Большое внимание в педагогике Локка уделялось физическому  воспитанию детей. Физическое развитие будущего джентльмена стояло у Локка  едва ли не на первом месте. Нам становится понятнее этот подход, если мы вспомним в каком времени жил Локк. Огромный экономический потенциал новых, недавно освоенных, земель, невысокий  уровень развития транспорта и непривычные, часто экстремальные климатические  условия требовали от предпринимателя  огромной физической выносливости, ведь предприниматель должен был много  ездить по свету, испытывая в дороге всевозможные лишения и трудности. Требования времени опять-таки, как  в зеркале, отразились в педагогической системе Локка. «Насколько здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья, и насколько каждому кто желает играть какую-либо роль в мире, нужна крепкая конституция, способная переносить лишения и усталость, слишком ясно, чтобы требовались какие-либо доказательства».

Показательно в этом отношении  и требование Локка в отношении  постели. «Постель ребёнка должна быть жёсткой и стёганое одеяло лучше перины, жёсткое ложе укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в перины изнеживает и расслабляет тело и часто является причиной слабости и предтечей ранней могилы. Далее, тот, кто привык спать дома на жёстком ложе, не будет страдать бессонницей во время своих путешествий». Подобные слова говорятся и в отношении закаливания. Оно должно было начинаться с самого раннего детства, чтобы тело ребёнка привыкло к действию неблагоприятных температур. «Первое, о чём следует заботиться – это чтобы дети ни зимою, ни летом не одевались и не прикрывались слишком легко».

         Локк также много говорил о пользе ремесла. Ремесло, по его мнению, было важным составляющим воспитания. Благодаря ремеслу юноша развивался физически, а также занимал своё свободное время, что ограждало молодого человека от дурных влияний. Однако этот аспект воспитания не носит явной ориентации на будущую жизнь воспитанника, он скорее выступает в качестве

8

хобби, которое должно благотворно  влиять на будущего джентльмена. Введение элемента хобби в педагогическую систему значительно модернизирует  её, так как увлечённый чем-то ребёнок  действительно гораздо труднее  поддаётся дурным влияниям, чем ничем  не заинтересованный человек.

2.3.Дисциплина.

Следующий аспект педагогической системы Локка – это дисциплина. Локк придавал ей большое значение.

Родители должны приучать своё дитя к послушанию. «Итак, кто ставит своею целью всегда управлять своими детьми, тот должен начинать это, пока те ещё очень малы, и следить за тем, чтобы они полностью подчинялись воле своих родителей». «Страх и почтительность должны дать вам первую власть над их душами, а любовь и дружба должны закрепить её». Однако, несмотря на столь суровые, на первый взгляд методы воспитания, Локк был против побоев. «Этот метод исправления естественно порождает в ребёнке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить». Послушание юного джентльмена воле родителей играет у Локка очень важную роль. Однако подобный подход может толковаться двояко. С одной стороны, нет никаких сомнений в том, что надо слушаться родителей, ведь они, как правило, желают только лучшего. Но бывает и так, что родители часто не учитывают желаний самого ребёнка, давая ему то, что, по их мнению, ребёнок должен знать и уметь, а не то, что ему действительно нужно и интересно. И получается так, что интересы ребёнка мало учитываются или не учитываются вовсе. Воспитание получается, по сути, односторонним. Подобный авторитарный стиль, на мой взгляд, логически

stud24.ru

Локк, Джон

План
Введение
1 Биография
2 Философия
3 Педагогические идеи
4 Политика
5 Библиография
6 Важнейшие сочинения
7 Интересные факты

Список литературы

Введение

Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Давид Юм и Иммануил Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

1. Биография

Родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката.

В 1646 году по рекомендации командира его отца (который во время гражданской войны был капитаном в парламентской армии Кромвеля) зачислен в Вестминстерскую школу. В 1652 году Локк, один из лучших учеников школы, поступает в Оксфордский университет. В 1656 году получает степень бакалавра, а в 1658-м — магистра этого университета.

В 1667 году Локк принимает предложение лорда Эшли (впоследствии графа Шефтсбери) занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщается к политической деятельности. Приступает к созданию «Посланий о веротерпимости» (опубликованы: 1-е — в 1689 г., 2-е и 3-е — в 1692 г. (эти три — анонимно), 4-е — в 1706 г., уже после смерти Локка).

1668 год — Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 году  — членом его Совета. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.

1671 год — решает осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума. Это был замысел главного труда ученого — «Опыта о человеческом разумении», над которым он работал 16 лет.

1672 и 1679 — Локк получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. Но карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения здоровья Локк находился во Франции.

В 1683 году Локк вслед за Шефтсбери эмигрирует в Голландию. В 1688—1689 годах наступила развязка, положившая конец скитаниям Локка. Совершилась Славная революция, Вильгельм III Оранский был провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 г., находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и оказывал на него большое идейное влияние; в начале 1689 г. он возвращается на родину.

В 1690-х наряду с правительственной службой Локк вновь ведёт широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. издаются «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», в 1693 г. — «Мысли о воспитании», в 1695 г. — «Разумность христианства».

28 октября 1704 года умер от астмы в загородном доме своего друга леди Дэмерис Мэшем.

2. Философия

Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.

3. Педагогические идеи

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.

«Девять десятых людей делаются такими, какими они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»)[1].

Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы утилитаризм — каждый предмет должен готовить к жизни.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

  • Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.

  • Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.

  • Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу, как высшему существу.

  • Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.

  • Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются: пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, натурфилософия, хронология, бухгалтерия, родной язык, Французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы.[2]

Философские, социально-политические и педагогические идеи Джона Локка составили целую эпоху в становлении педагогической науки. Его мысли были развиты и обогащены передовыми мыслителями Франции XVIII века, нашли продолжение в педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци и русских просветителей XVIII века, которые устами М. В. Ломоносова называли его в числе «премудрых человечества учителей»[3].

4. Политика

  • Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.

  • Естественное право — право на частную собственность; право на действия, на свой труд и на его результаты.

  • Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.

  • Локк — теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону).

  • Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.

  • Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.

  • Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. «Право народа на восстание против тирании» наиболее последовательно развито Локком в работе «Размышления о славной революции 1688 года».

5. Библиография

  • Мысли о воспитании. 1691…что изучать джентельмену.1703.

  • Те же «Мысли о воспитании» с испр. замеченных опечаток и работающими сносками

  • Исследование мнения отца Мальбранша…1694.Замечания к книгам Норриса…1693.

  • Письма.1697-1699.

  • Предсмертная речь цензора. 1664.

  • Опыты о законе природы. 1664.

  • Опыт веротерпимости. 1667.

  • Послание о веротерпимости. 1686.

  • Два трактата о правлении. 1689.

  • Опыт о человеческом разумении (1689)(перевод: А. Н. Савина)

  • Элементы натуральной философии.1698.

  • Рассуждение о чудесах.1701.

  • Государство

6. Важнейшие сочинения

В Викицитатнике есть страница по теме
Локк, Джон

  • Письма о веротерпимости (A Letter Concerning Toleration) (1689).

  • Опыт о человеческом разумении (Essay Concerning Human Understanding) (1690)

  • Второй трактат о гражданском правлении (The Second Treatise of Civil Government) (1690).

  • Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education) (1693).

7. Интересные факты

  • Локк стал одним из основателей «Договорной» теории происхождения государства.

  • Локк первым сформулировал принцип «Разделения властей» на законодательную, исполнительную и федеральную.

  • Именем Джона Локка назван один из ключевых персонажей известного телесериала «Остаться в живых».

  • Также фамилию Локк в качестве псевдонима взял один из героев цикла фантастических романов Орсона Скотта Карда об Эндере Уиггине. В русском переводе англоязычное имя «Locke» неверно передано как «Локи».

  • Также фамилию Локк носит главный герой в фильме Микеланджело Антониони «Профессия: репортер» 1975 года

Литература

  • Заиченко Г. А. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных» качеств // Философские науки. — 1985. — № 4. — С. 98-107.

Ссылки

  • Страница Джона Локка в библиотеке «Философия и атеизм»

  • Локк, Джон в Электронной библиотеке по философии

  • Локк Дж. Сочинения в 3 томах (с данными для цитирования)

  • Джон Локк «Второй трактат о правлении» (Опыт об истинном происхождении, области действия и цели гражданского правления)

  • Соловьёв Э. Феномен Локка

Список литературы:

  1. Джуринский А. Н. История зурубежной педагогики: Учебное пособие.- М., 1998.

  2. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С.71

  3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под редакцией А. И. Пискунова.- М.,2001.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Локк,_Джон

doc4web.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *