Идиографический подход — Психологос
Идиографический подход (англ. idiographic; от греч. idios — своеобразный + grapho — пишу) — поиск индивидуально-психологических особенностей человека, по наличию которых он отличается от остальных людей. Противоположное — номотетический подход.
Отличительные черты
Идиографический подход отличается от номотетического по трем основаниям — по пониманию объекта измерения, по направленности измерения и по характеру применяемых методов измерения. Личность, согласно идиографическому подходу, есть целостная система, изучение личности осуществляется через распознавание ее индивидуальных особенностей, для этого применяются проективные методики и идеографические техники.
История
Впервые этот термин был предложен немецким философом-идеалистом В.Виндельбандом. Под идиографическим мышлением он подразумевал такой ход рассуждения, при котором описываются отдельные факты и внимание уделяется частным признакам, а не общим законам.
Немецкий философ и психолог В.Дильтей в своей работе «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» (1894) предложил разделить психологию на две науки — объяснительную психологию и описательную психологию. Вторая наука, по его мнению, должна заниматься описанием душевной жизни индивида, при чем постижение этой жизни возможно с помощью эмпатии. Таким образом, он предлагал создание самостоятельной идиографической психологии, направленной на изучение конкретных фактов.
Немецкий философ-идеалист и психолог В.Штерн в своей статье «О психологии индивидуальных различий» (1910) рассматривал идиографический подход как специфический способ исследования индивидуальности. В.Штерн предлагал диагностировать отдельного человека по многим психологическим параметрам и на основе полученных данных составлять его индивидуальную психограмму.
Подробно идиографический подход был разработан американским психологом Гордоном Олпортом при выделении личностных диспозиций. Предлагаемый им метод заключался в глубоком изучении и анализе единичного случая в течение длительного промежутка времени. Основным методом в рамках идиографического подхода, по мнению Оллпотра, является биографический метод.
Примеры исследований
Примерами идиографического типа исследований отечественных психологов являются работы:
- Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М., 1968;
- Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). — М., 1971;
- Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М., 1956;
- Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. — М.-Л., 1948;
- Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. — М., 1957;
- Мухина В. С. Близнецы. — М., 1969.
Литература
- Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П Зинченко. — СПб: Прайм-Еврознак, 2006;
- Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб: Речь, 2002;
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: МГУ, 1987;
- Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.
- Ярошевский М. Г. История психологии. — М.: Мысль, 1976.
Билет 5. Номотетический и идеографический подход в психодиагностике.
Разделние этих подходов основывается на монографии Виндельбанда «История и наука» (1904 г.), где он проводил различие между естественнонаучнойигуманитарнойориентациямив психологии.
Идеографический подход– углубленное изучение единичного случая в процессе диотического взаимодействия (психолог – клиент). Направлен на описание и объяснение сложного целого.
Описание должно быть полным, конкретным, и любой человек должен быть представлен как уникальный феномен.
Номотетический подход– предполагает тестирование с последующей интерпретацией, направлен на открытие общего закона, справедливого для любого частного случая.
Его основные структуры и процессы характеризуются посредством экспериментальных, т. е. воспроизводимых процедур.Согласно Виндельбанду любой объект может быть изучен первым или вторым способом.
Оба способа подвергаются критике…
Недостатки:
Идеографический подход:
1. Отсутствие объективности, т.к. полученные результаты зависят от теоретической ориентации психолога и его практического опыта.
2. С помощью этого способа невозможно открыть общие законы.
3. Много используют специфических терминов, которые не всегда понятны, многословие.
Номотетический подход:
1. На основе общих законов нельзя составить полное представление о личности человека, т.к. она уникальна; не позволяет предсказать поведение человека в силу его неповторимости.
2. Подвергаются критике представления об индивидуальных различиях (описания с позиции номотетического метода основывается на данных (о среднем значении, стандартном отклонении, корреляции между переменными в выборке), которые не имеют непосредственного отношения к конкретному человеку (хотя многие утверждения говорят об обратном)).
Нельзя однозначно заявлять о преимуществе какого-то одного способа исследования.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
(Преимущества = преимущества тестовой и клинической диагностики).
Преимущества тестовой и клинической диагностики:
Тестовая диагностика (= номотетический метод):
1. Более эффективна, когда нужно получить информацию о большой группе людей в короткие сроки и принять строго альтернативное решение (либо «ДА», либо «НЕТ»).
2. Тесты хорошо защищены от методических ошибок, которые могут возникнуть вследствие низкой квалификации психолога, т.к. в тесте все прописано, они стандартизированы.
3. Тестовая диагностика предъявляет менее строгие требования к профессионально компетентности психолога.
4. Способ подсчета результатов обеспечивает объективность результата.
5. Менее трудоемкая работа.
Клиническое обследование (= идеографический метод):
1. Более эффективно, когда идее речь о малоисследованной области, оно позволяет выдвигать новые гипотезы.
2. Эффективно, когда необходимо глубже и точнее познакомиться с уникальной жизненной ситуацией человека. Дает больше информации.
3. Более эффективно, если после обследования сам психолог будет проводить дальнейшую коррекционную или развивающую работу.
4. Является более эффективной при работе с ребенком, т.к. ребенок постоянно меняется, переходит с одного этапа развития на следующий, и никогда нельзя точно сказать на каком этапе он находится в настоящий момент, несмотря на все разработанные возрастные периодизации. (Тестовые методики в данном случае мало эффективны).
5. Клиническое обследование требует высокого уровня профессиональной подготовки, богатого практического опыта и больше времени.
Номотетические и идиографические подходы – психология разблокирована
13 января 2017 г. Дэниел Эдвард Психология личности, Учебник 0
Номотетический и идиографический: два подхода к личности
Номотетический и идиографический подходы рассматривают психологию личности с противоположных точек зрения. Психологи личности изучают то, что предположительно уникально для каждого из нас, но также и то, что есть у всех нас. Так является ли психология личности психологическим эквивалентом изучения отпечатков пальцев?
При подходе к личности психологи склонны попадать в один из двух лагерей: идиографический и номотетический.
Идиографическая психология личности
Идиографический подход к личности предполагает, что каждый из нас обладает уникальной психологической структурой. Определенные черты или комбинации черт могут быть присущи только одному человеку, и поэтому невозможно сравнивать людей, похожих друг на друга. Этот подход основывается на изучении индивидуальных различий и, следовательно, опирается на исследование конкретных случаев. Однако простое выявление и описание характеристики личности — это не то же самое, что ее объяснение, что может быть проблемой для идиосинкразических исследователей из-за небольшого размера выборки (одного «участника»).
Ваша подписка не может быть сохранена. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
ПОДДЕРЖИТЕ НАС НА PATREON
Номотетическая психология личности
Номотетический подход ищет сходства между людьми. Что делает нас (как вид) людьми. Исследователи-номотетики изучают черты, которые, как предполагается, оказывают одинаковое психологическое воздействие на всех; индивидуальные различия учитываются как вариации по общепринятой шкале для каждого измеримого признака или качества. Все исследователи-номотетики разделяют предположение, что люди имеют ряд общих черт, и поэтому они стремятся обнаружить основу этих общих черт, например, учитывая биологические и экологические детерминанты и сопутствующие факторы, влияющие на личность.
Теоретики черт считают личность выражением типов и черт личности. Некоторые предположения теории черт проникли в общее понимание личности, поэтому большая часть исследований может показаться знакомой.
Теория психосексуального развития Фрейда также является номотетической теорией, поскольку Фрейд стремился обнаружить общий процесс, присущий всем людям. В общем, любая психологическая теория , которая предлагает стадии «нормального» или типичного развития, номотетична по своей природе и стремится проводить сравнения между людьми.
Примечание для студентов: Вы найдете идиосинкразические и номететические теории во многих различных областях психологических исследований; эти термины не являются специфическими для личности. Это общие термины для проведения различия между широкими и узкими кистями исследований. Различие аналогично вещанию (номотетический) и разговору с одним человеком за раз (идиографический). Вы хотите «запятнать всех под одну гребенку» (номотетика) или оставить «каждому свое» (идиографика)?
Дэниел создал Psychology Unlocked в 2016 году для поддержки студентов-психологов, получающих высшее и дополнительное образование.
Copyright © 2022 | WordPress Theme by MH Themes
Важность идиографического подхода при тяжелых хронических заболеваниях — случай пациента с боковым амиотрофическим склерозом
Дискуссия о номотетическом и идиографическом подходах — одна из главных философских дискуссий в области психологических наук ( Шафер, 19 лет99; Сальваторе и Вальсинер, 2010).
Термин «номотетический» происходит от греческого слова «номос», что означает «обычай, обычай, закон» и в психологии относится к объективной классификации в сходных условиях, для установления обобщений, таких как диагнозы. Термин «идиографический» происходит от греческого слова «idios», означающего «относящийся к себе; свой собственный, частный или отдельный» и относится к тем аспектам субъективного опыта, которые делают каждого человека уникальным.
В клинической психологии ведутся споры о классификации личности и других таксономиях, а также об использовании диагностики. На уровне вмешательства речь идет об использовании индивидуалистических методов лечения или лечения, основанного на исследованиях, в которых основное внимание уделяется группе людей с аналогичным заболеванием, где (индивидуальная) эффективность проверяется с помощью агрегированных статистических данных. Например, научно обоснованные исследования показывают, что когнитивно-поведенческая терапия положительно влияет на тревожные расстройства (Olatunji et al., 2010).Как исследователи, мы ищем закономерности и повторяющиеся явления. Однако когда объектом изучения является человек, при всей его сложности, нельзя забывать, что каждый человек уникален. Это еще более важно в клинической практике, где клиницисты не должны заботиться о «среднем балле», а должны помогать человеку с его клиническими особенностями, мыслями, эмоциями и отношениями.
При лечении тяжелых и хронических заболеваний, таких как боковой амиотрофический склероз (БАС), эти дебаты очень важны, и иногда существует риск того, что они будут недооценены. Человеческая склонность к обобщениям вкупе с поверхностным подходом к результатам исследований может привести к стереотипным представлениям о человеке, живущем с тяжелым заболеванием. В случае БАС, неизлечимой неизлечимой болезни с потенциально резким ухудшением физической функции и эрозией независимости, можно легко предположить, что «если у человека БАС, то он/она должны быть в депрессии и иметь низкое качество жизни». (Рабкин и др., 2009 г.).
Реакция на такой серьезный диагноз, как БАС, сильно различается у разных людей. Индивидуальные характеристики приведут к личной реакции, которая может включать депрессивные черты, отчаяние, безнадежность, но у человека остается возможность найти надежду и сохранить надежду перед лицом столь серьезного прогноза (McDonald et al., 1994). Таким образом, даже если мы сможем статистически определить средний балл каждой вовлеченной психологической проблемы, никакое совокупное исследование не сможет учесть всю сложность индивидуальной реакции.
Практика клинической психологии должна руководствоваться идиографическим подходом, уделяя внимание результатам исследований, полученным с номотетической точки зрения. Однако в некоторых случаях в процесс индивидуального познания могут вмешиваться предубеждения относительно клинической ситуации. В области БАС, учитывая низкую распространенность заболевания, возможно, что профессионал, не обладающий достаточными знаниями о таких заболеваниях, может переоценить депрессивные черты, основываясь на предположении. Подобная концепция также важна для других типов или клиницистов, таких как врачи, в частности, когда они не используются для лечения конкретной клинической ситуации.
Одним из способов лучше понять мир пациента является заполнение анкеты качества жизни (QoL), хотя следует соблюдать осторожность при выборе анкеты для этой цели. КЖ определяется Всемирной организацией здравоохранения как «широкая концепция, на которую сложным образом влияет физическое здоровье человека, его психологическое состояние, уровень независимости, социальные отношения, личные убеждения и его отношение к характерным чертам окружающей среды» (WHOQOL). Группа, 1998). Существуют две разные концепции качества жизни, известные как качество жизни, связанное со здоровьем (HRQoL), и субъективное благополучие (SWB). HRQoL в значительной степени количественно определяет симптомы, о которых пациенты сообщают самостоятельно, и способность выполнять повседневную деятельность на основе качества жизни. Субъективное благополучие, также известное как «Индивидуальное качество жизни» в исследовательской литературе по БАС (Clarke et al., 2001), относится к позитивному настроению и удовлетворенности жизнью в целом и не зависит от оценки тяжести симптомов. . В соответствии с конструкцией HRQoL и способом, которым она концептуализирует QoL, пациенты с БАС должен иметь более низкое качество жизни, чем в общей популяции, с дальнейшим снижением по мере увеличения тяжести симптомов в соответствии с прогрессированием заболевания. Однако прошлые исследования показали, что качество жизни не связано с физической силой и функциональной способностью (Goldstein et al. , 2002; Pagnini, 2012). Таким образом, при проведении оценки качества жизни клиницисты должны знать о тонком, но очень важном различии между качеством жизни и часто называемым HRQoL. В идеале клиницисты всегда должны использовать опросники, которые хорошо работают с предполагаемой группой заболеваний. Было показано, что даже опросники, которые явно подходят и якобы избегают соматических симптомов депрессии, переоценивают депрессивные черты у пациентов с БАС (Gibbons et al., 2011).
Даже если исследователи могут извлечь выгоду из стандартизированных вопросов и ответов, клиницисты также должны учитывать интересы пациентов. В оценке КЖ, например, существует множество опросников, полезных для понимания того, как человек себя чувствует, с разной степенью чувствительности. Одним из наиболее интересных инструментов для оценки индивидуальных потребностей, убеждений и эмоций является График оценки индивидуального качества жизни (SEIQoL) (Hickey et al., 19).96), в котором людей просят указать пять наиболее релевантных доменов для их благополучия, оценить их и классифицировать друг друга. Даже если полученная оценка была подвергнута критике (Felgoise et al., 2009) и имеет некоторые ограничения с исследовательской точки зрения, клинический процесс выбора домена и оценки может дать интересные сведения о ситуации человека и оказаться полезным в процессе формулирования. , в соответствии с подходом SWB. Использование аналогичного подхода клиническими психологами и врачами, работающими с хроническими заболеваниями, может помочь в понимании индивидуальных клинических проблем пациента, снизить предубеждения и риск слепого применения номотетического подхода.
Кларк, С., Хики, А., О’Бойл, К., и Хардиман, О. (2001). Оценка индивидуального качества жизни при боковом амиотрофическом склерозе. Квал. Жизнь Рез . 10, 149–158.
Опубликован Аннотация | Полный текст в публикации
Фелгуаз, С. Х., Стюарт, Дж. Л., Бремер, Б. А., Уолш, С. М., Бромберг, М. Б., и Симмонс, З. (2009). SEIQoL-DW для оценки качества жизни при БАС: сильные стороны и ограничения. Амиотроф. Боковой склер . 10, 456–462.
Опубликован Аннотация | Опубликован полный текст | Полнотекстовая перекрестная ссылка
Гиббонс, С. Дж., Миллс, Р. Дж., Торнтон, Э. У., Илинг, Дж., Митчелл, Дж. Д., Шоу, П. Дж., и др. (2011). Анализ Раша госпитальной шкалы тревоги и депрессии (hads) для использования при заболеваниях двигательных нейронов. Качество здоровья. Life Outcomes 9. doi: 10.1186/1477-7525-9-82
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Гольдштейн, Л. Х., Аткинс, Л., и Ли, П. Н. (2002). Корреляты качества жизни у людей с болезнью двигательных нейронов (БДН). Амиотроф. Боковой склер. Другое заболевание двигательных нейронов . 3, 123–129.
Опубликован Аннотация | Опубликован полный текст | CrossRef Full Text
Хики, А. М., Бери, Г., О’Бойл, К. А., Брэдли, Ф., О’Келли, Ф. Д., и Шеннон, В. (1996). Новая краткая форма индивидуального показателя качества жизни (SEIQoL-DW): применение в когорте людей с ВИЧ/СПИДом. BMJ 313, 29–33.
Опубликован Аннотация | Опубликован полный текст | CrossRef Full Text
McDonald, E.R., Wiedenfeld, S.A., Hillel, A., Carpenter, C.L., and Walter, R.A. (1994). Выживаемость при боковом амиотрофическом склерозе – роль психологических факторов. Арх. Нейрол . 51, 17–23.
Опубликован Аннотация | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Олатунджи Б.О., Цислер Дж.М. и Дикон Б.Дж. (2010). Эффективность когнитивно-поведенческой терапии при тревожных расстройствах: обзор результатов метаанализа. Психиатр. клин. Северная Ам . 33, 557–577.
Опубликован Аннотация | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Пагнини, Ф. (2012). Психологическое благополучие и качество жизни при боковом амиотрофическом склерозе: обзор. Междунар. Дж. Психол . doi: 10.1080/00207594.2012.691977. [Epub перед печатью].
Опубликован Аннотация | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Рабкин, Дж.