Структурированное общество и иерархия потребностей Абрахама Маслоу.
Структурированное общество и иерархия потребностей Абрахама Маслоу.
Мы начнем с того, что откажемся от затасканной концепции разделения общества на классы.
Это разделение определяло функционирование потребительских рынков. В Великобритании оно было настолько жестким и четким, что общество было почти кастовым. Соответственно разделение на классы имело огромное значение для маркетологов. Люди покупали бренды, отражавшие их положение в обществе. Концепция классового общества тогда была нова и оригинальна. Массовый средний класс стал продуктом труда и процветания, ставшего возможным в этой жизни благодаря промышленной революции. Однако представление о том, что человек должен знать раз и навсегда отведенное ему место в обществе, появилось гораздо раньше.
Традиционная система отличалась высокой устойчивостью. Она была встроена в подсознательные представления человека о себе и подкреплялась внешним давлением со стороны равных по положению. Общество осуждало выскочек, поднявшихся «из грязи в князи» благодаря собственным усилиям или удачному браку.
Они становились изгоями. Величайшее (парадоксальное) преимущество этой системы заключалось в том, что представители любого класса ощущали свою обособленность от представителей всех других классов. Так система воспроизводила саму себя.
Понятие «страта», используемое для описания классового общества, может ввести в заблуждение и заставить думать, что все слои общества примерно одинаковы по размеру. В целом это весьма удобная выдумка, которую, видимо, распространяют люди, находящиеся ближе к вершине социальной лестницы. Для описания социального устройства больше подходит слово «пирамида». На вершине пирамиды есть место лишь для небольшого количества людей, а чем ближе ее ступени к основанию, тем больше людей размещается на них.
И сегодня о социально-экономическом равенстве не может быть и речи. Напротив, Великобритания и США движутся в прямо противоположном направлении. Специалист по экономической истории Джон Грей в книге «Обманчивый рассвет» писал, что британская система распределения богатства больше похожа на бразильскую систему, чем на европейскую. Социальное неравенство — одна из острейших проблем нашего времени. Как известно, если общество не решает эту проблему, происходят такие события, как Великая французская революция или массовые беспорядки в Лос-Анджелесе.
Растущее экономическое неравенство — проблема политическая. Но для маркетологов важно, что культура человека (вкусы, представления, индивидуальные особенности и повседневная деятельность людей) больше не зависит от его социального статуса. Сегодня люди уже не могут четко и определенно указать свое место в обществе (особенно если они не принадлежат к среднему классу). На их жизнь влияют одни и те же факторы, независимо от положения на социальной лестнице.
Такую абстрактную социально-экономическую категорию, как класс, никогда нельзя было использовать для описания реального места человека в мире. Эта категория позволяла получить только «моментальный снимок», не отражающий изменений, происходящих с человеком. Будущего доктора медицины могли включить в категорию клерков или квалифицированных рабочих, а безработных, пенсионеров и студентов валили в одну кучу, причисляя к группе населения с минимальными доходами. Более важную роль играла самооценка людей и их устремления, но и они основывались на иерархической структуре общества.
Понять, каким образом социальное положение определяет потребности человека, позволяла широко известная концепция иерархии потребностей Абрахама Маслоу, которую, я надеюсь, читатели пытались применять на практике. Маслоу также использует понятие общественной пирамиды и рассматривает потребности людей на каждом уровне иерархии.
Это очень хорошая модель. Но она устарела, потому что потребности людей на всех уровнях становятся одинаковыми, и та логическая опора, на которой держался старый маркетинг, рухнула. Поэтому нам нужны новые модели, помогающие понять, почему люди сегодня покупают те или иные бренды.
Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу
Концепция иерархии потребностей была сформулирована психологом Абрахамом Маслоу в 1950-е годы. На нижних уровнях она представляет собой иерархию простых тревог и забот. Маслоу исходит из здравой мысли: если человек находится на нижней ступеньке общества, то больше всего его тревожит удовлетворение физиологических потребностей (скажем, в пище). Решив проблему пропитания и крыши над головой, человек начинает заботиться о своей безопасности и удовлетворении других, более «высоких», нужд. Затем приходит очередь приятных забот, связанных с обладанием определенными вещами и комфортом, и в конце концов у человека развиваются потребности в познании, эстетические потребности и потребность в самосовершенствовании.
Продвижение вверх по иерархической пирамиде потребностей неразрывно связано с уровнем материального благосостояния. Чем более развита и богата страна, тем больше населения находится ближе к вершине пирамиды. В целом иерархия Абрахама Маслоу выглядит следующим образом.
Маркетологи использовали эту иерархию, чтобы разложить людей «по полочкам», хотя сам Абрахам Маслоу выступал против подхода к человеку как к лабораторной крысе, объекту статистического анализа и изучения. Он был одним из основателей гуманной или экзистенциональной психологии.
Поверхностный взгляд на современное общество легко позволяет заключить, что в нем сохраняется вера в эту иерархию. Приведем только несколько примеров. Голливудских звезд а-ля Ширли Маклейн [1] отличают взгляды в духе New Age и стремление к самовыражению. И наоборот, если верить нашим СМИ, представителей низших классов интересуют только телевидение, пиво, сигареты и чипсы (то есть они заботятся главным образом об удовлетворении физиологических потребностей).
Но ориентироваться на стереотипы опасно. Эта модель работает, как правило, в традиционных стратифицированных обществах. Для современной Великобритании она не просто непригодна — она ошибочна.
Вот пять примеров из области современной культуры, подтверждающих несостоятельность модели иерархии потребностей.
1. Потребности людей, находящихся на нижней ступеньке социальной лестницы, не ограничиваются только потребностью в выживании.
Наши исследовательские группы опрашивали жителей одного из беднейших районов Букингемшира. Целью было выявить спрос на повышение качества телепередач, идущих в дневное время. Соответственно опрос проводился среди людей, составлявших целевую аудиторию дневного телеэфира. Многие из них долгое время были безработными. По результатам опроса, самой популярной дневной передачей оказалась детская передача об искусстве. Некоторые респонденты выполняли задания, предлагаемые телеведущими, и изготавливали различные поделки. Эти занятия помогали безработным заполнять свободное время. Разве у людей, находящихся на нижней ступеньке социальной лестницы, не может быть ярко выраженных эстетических потребностей?
2. Вы, конечно же, думаете, что такое явление, как революция в области самообразования, наблюдается только среди представителей высших классов, читателей The Guardian? Ничего подобного. На самом деле, по информации Henley Centre (Planning for Social Change, 1998), самообразованием гораздо чаще занимаются представители низших классов. Даже если допустить, что в группу населения с минимальными доходами включены студенты, все равно представленная ниже диаграмма показывает, что заводские рабочие занимаются самообразованием чаще, чем высококвалифицированные специалисты.
3. Стресс — это бич современного общества.
Как и грипп, стресс является болезнью среднего класса. Впрочем, нельзя сказать, что бедные совсем не испытывают стрессов. Просто они обычно жалуются не на стресс, а на свою бедность, несчастья и т. д. Когда речь идет о стрессе, имеется в виду прежде всего стресс, вызванный нехваткой времени. Таким образом, потребность в покое перемещается на более высокие ступени иерархии потребностей только потому, что низшие слои о спокойной жизни даже и не мечтают.
4. Считается, что самовыражение — это роскошь, доступная лишь избранным.
Но почему же тогда рынок книг вроде «Помоги себе сам» ориентируется на женщин, принадлежащих к среднему и низшему классу? и почему самые ярые приверженцы взглядов New Age предпочитают жить как перекати-поле, в незаконно занятых квартирах и фургонах? Если они добровольно выбирают образ жизни беднейших слоев населения, иерархическая пирамида потребностей рушится прямо на глазах.
5. Недоедание — разумеется, проблема беднейших слоев населения. Но так ли это?
Ведь утверждение не соответствует действительности: около 6о % женщин сидят на различных диетах. Добровольное голодание — особенность мира, где иерархия потребностей вторична по отношению к нашим представлениям о своей личности (в данном случае — представлениям об идеальном весе). Я мог бы продолжить, но это не отвечает задаче раздела. Я привел примеры, показывающие, что потребности людей, принадлежащих к различным слоям общества, могут занимать любое место в иерархической пирамиде. Если бы иерархия строго соответствовала реалиям общества, такое количество исключений из правил было бы невозможно.
Примеры из области маркетинга лишний раз подтверждают эту точку зрения. Сегодня бренды деликатесных продуктов, вин и дизайнерской одежды апеллируют не столько к представителям высших классов, сколько к массовому рынку. Ежегодно британские художественные музеи и галереи посещают более 10 млн человек. Значит, эстетические потребности присущи гораздо большему количеству людей, чем мог бы ожидать Абрахам Маслоу. А среди футбольных болельщиков много представителей среднего класса!
Добро пожаловать в массовое общество!
Поделитесь на страничке Следующая глава >public.wikireading.ru
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу (амер.психолог 1908-1970 гг.)
Количество просмотров публикации Иерархия потребностей Абрахама Маслоу (амер.психолог 1908-1970 гг.) — 517
Состав современных теорий мотиваций
Содержательные | Процессуальные |
|
|
Идеи изложены в книге 1954 года ʼʼМотивация и Личностьʼʼ.
Анализ человеческих потребностей и расположение их в виде иерархической лестницы — весьма известная работа Абрахама Маслоу, знаменита больше под названием ʼʼПирамида потребностей Маслоуʼʼ. Хотя сам автор никаких пирамид никогда не рисовал.
Рисунок в виде пирамиды придумали американские маркетологи уже после смерти Маслоу, в начале 1980-х. Работа по изучению человеческих потребностей, которой он посвятил почти половину жизни, уложилась благодаря их стараниям в простой, схематичный рисунок. Тогда как сам Маслоу посвятил описанию потребностей не одну работу.
Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.
Предложил все потребности человека разделить на 5 категорий.
1. Физиологические потребности – потребность дышать, есть, пить, потребность в жилье.
2. Потребность в безопасности – физическая (жизнь), физиологическая (здоровье), социальная (гарантированное рабочее место, ЗП, льготы), психологическая (защита от унижений).
3. Социальные потребности – принадлежность к группе, желание работать в комфортном коллективе, иметь друзей, общение.
4. Потребности в признании – 1) внешнее признание (статус должности, престиж работы, признание и уважение со стороны окружение, уважение и признание руководителя – авторитет), 2) внутреннее признание (самоуважение, уверенность в себе, чувство свободы).
5. Самореализация (самовыражение): 1) реализация своих потенциальных возможностей, 2) рост как личности.
Поведение человека определяет самая низкая неудовлетворенная потребность – активная или насущная потребность. Только неудовлетворенные потребности без внешнего принуждения толкают человека к определенным действиям. “Человек жив хлебом единым, в случае если хлеба у него нет”. После удовлетворения потребности ее мотивирующее воздействие прекращается. Менеджеру крайне важно наблюдать за своими подчиненными, чтобы выявить какие активные потребности движут ими.
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять базовых категорий:
- Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
- Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
- Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
- Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
- Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь базовых уровней (приоритетов):
- (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
- Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
- Потребность в принадлежности и любви.
- Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
- Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
- Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
- (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Причем последние три уровня: ʼʼпознаниеʼʼ, ʼʼэстетическиеʼʼ и ʼʼсамоактуализацияʼʼ в общем случае называют ʼʼПотребностью в самовыраженииʼʼ (Потребность в личностном росте)
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Критика:
- Четкой многоуровневой иерархии просто не существует.
- Не подтверждается концепция насущной активной потребности. Автоматического перехода на следующий уровень потребности после удовлетворения предыдущей не происходит.
- Теория Маслоу не учитывает индивидуальных отличий людей.
Иерархия потребностей К.Альдерффера. (род. 1940) — психолог из Йельского университета.
Тоже предложил объединить все потребности в группы, но число их три, установил в четкую иерархию.
1 потребность – существования – (совпадает с 1 и 2 ур.
Размещено на реф.рф
пирамиды Маслоу за исключением безопасности)
2 потребность – потребность связи – отражает социальную природу человека: потребность быть членом семьи, иметь друзей, начальников, коллег, коллектив, соответствует 3 ур.
Размещено на реф.рф
– социальная + групповая безопасность + некоторые потребности 4 уровня.
3 потребность – потребность роста (соответствует 4 + 5 уровням)
Основное различие в том – по Маслоу движение идет от потребности к потребности вверх, а Альдерффер считает, что движение идет в обе стороны и выделяет два процесса.
I процесс – движение вверх по уровням потребностей, удовлетворение потребностей.
II процесс – движение вниз – поражение в стремлении удовлетворить потребность, процесс фрустрации.
Наличие I и II процессов открывает дополнительные возможности в мотивации людей в организации.
Теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда (70-ые годы, Гарвардский университет)
Считал, что потребности низших уровней (1 и ʼʼ Ур.) в современном обществе удовлетворены полностью. Предложил работать только с верхними, не выстраивал потребности в иерархию, соотношение более сложное.
Людям присущи три потребности:
1) потребность власти
2) потребность успеха
3) потребность причастности.
1) Эта потребность проявления своего влияния на других людей. Люди с потребностью власти проявляют себя так:
— откровенные и энергичные
— не боящиеся конфронтации
— хорошие ораторы
— требуют к себе повышенного внимания со стороны других.
Людей с потребностью власти можно разделить на 2 группы:
1 группа – лица, стремящиеся к власти ради властвования, ᴛ.ᴇ. ради возможности командовать другими и использовать ресурсы организации. Интересы организации отходят на второй план и даже теряют смысл, так как их внимание концентрируется на удержание власти.
2 группа – лица, которые стремятся к власти ради того, чтобы выполнять ответственную руководящую работу по достижению значимых целей организации.
Вывод: поддержки необходима вторая группа людей, их следует заблаговременно готовить к руководящим должностям.
2) Потребность успеха – потребность достижения результата. Желание доведение работы до успешного завершения. Люди с потребностью успеха рискуют умеренно, любят брать на себя ответственность за решение проблем, хотят, чтобы их результаты поощрялись конкретно и незамедлительно.
Вывод: ставить им задачи с умеренными рисками, делегировать им полномочия, развивать инициативу и поощрять по результату.
3) Потребность к причастности — ϶ᴛᴏ желание социального общения. Таких людей привлекает работа с обширными возможностями социального общения:
— работа в компании знакомых
— дружеские отношения
— помощь и взаимопомощь
— хороший коллектив
— престижность к организации.
Вывод: 1) не ограничивать межличностные отношения, 2) собирать людей периодически в группы, в случае если труд индивидуальный и в силу этого – дефицит общения.
Двухфакторная теория Герцберга(специалист по психическим заболеваниям)
Во второй половине 50-х годов среди рабочих в промышленности обследовал более 200 человек- экономистов, бухгалтеров. Задавал вопрос: Что делает вас счастливыми или несчастными (удовлетворенными) от работы. Из анализа следует вывод: Процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности от работы — ϶ᴛᴏ 2 различных независимых процесса. Каждый из этих процессов определяется своими факторами.
Главные мотиваторы действуют долгое время и являются более надежными:
- успех
- продвижение по службе
- одобрение результатов
- высокая степень ответственности
- возможности творчества
Гигиенические факторы (демотиваторы) наиболее часто вызывают недовольство со стороны работников (прогулы, высокая текучесть кадров), уменьшение производительности труда, увеличение брака в работе) Улучшение этих факторов действует положительно, но это ненужнолго, к этому привыкают как к должному — ϶ᴛᴏ факторы, аналогичные личной гигиене:
- политика администрации
- условия работы
- ЗП
- межличностные отношения
- степень контроля за работой
Вудкок М., Френсис Д. – их версия двухфакторной теории для западноевропейских фирм:
Дематоваторы
- рабочая среда (рабочее место, уровень шума, фоновая музыка, дизайн, удобства, физические условия работы)
- вознаграждение (ЗП, мед.обслуживание, соц.пакет, гибкий рабочий день)
- безопасность (риск увольнения, ощущение принадлежности к фирме, стиль руководителя, отношения с другими людьми)
Главные мотиваторы
- личное развитие (ответственность, экспериментирование, новый опыт, возможность обучения)
- чувство причастности (консультации, совместное принятие решений, представительство от своей фирмы)
- интерес и вызов (интересные проекты, развивающийся опыт, возрастание ответственности, интересные цели)
Критика: Один и тот же фактор действует на разных людей по-разному. Гигиенический фактор может являться и главным мотиватором исходя из потребностей человека. Необходим индивидуальный подход.
referatwork.ru
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу — КиберПедия
Это учение утверждает, что у большинства нормальных людей имеются схожиеустремления и потребности. Согласно Маслоу, каждый человек имеет сложную структуруиерархически расположенных потребностей, и управление должно вестись на основевыявления этих потребностей и использовании определенных методов.В соответствии с этой концепцией люди постоянно испытывают различные
потребности, которые можно объединить в группы, находящиеся в иерархическомотношении друг к другу. Он сумел систематизировать их в иерархическойпоследовательности – один слой за другим, от низших слоев к высшим. Маслоу выделил
пять таких групп и графически расположил их в виде структуры, в виде пирамиды более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числалюдей они становятся реальными мотиваторами поведения. Порядок потребностейназывается иерархическим, так как они располагаются в определенном порядке: отнизших (материальных), к высшим (духовным).По мнению Маслоу, неудовлетворенные потребности побуждают людей кактивным действиям, а удовлетворенные потребности перестают их мотивировать, и ихместо занимают другие неудовлетворенные потребности. Человек испытываетодновременно потребности различных уровней, но всегда потребности какого-то одногоуровня будут доминировать. Менеджер должен определить доминирующую потребностькаждого работника и мотивировать эффективность его работы, удовлетворяя егопотребность. Поскольку современем потребностиизменяются, то нельзярассчитывать, что мотивация,сработавшая один раз, будет эффективно работать все время. При этом потребности,находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения, илишь после того, как оно будет в основном достигнуто, начинают действоватьпотребности следующего уровня.
Большинство нормальных людей, прежде всего, хотят остаться в живых. Маслоуназвал это физиологической потребностью. Они включают потребности человека в еде,пище сне, тепле, жилье. При выборе – жизнь или смерть, мы выбираем жизнь (если с нами все в порядке). Маслоу говорил, что реализованная, удовлетворенная потребность невлияет на наше поведение. Неудовлетворенные потребности низшего уровня руководятнашими действиями. Если наша машина мчится на стену, у нас возникает сильноежелание, надежда выжить. Это физиологическая потребность. Если же вы не опасаетесьврезаться в стену, вам нечего беспокоиться – смерть вас не волнует. Она вам не угрожаетв ближайшее время.
Следующая потребность, если вы уверены, что смерть вам в данный момент неугрожает – потребность в безопасности. Она подразумевает потребность человека вобеспечении его защиты от физических и психологических опасностей со стороныокружающей человека среды и уверенность, что эти потребности будут удовлетворены вбудущем. Это обычно достигается принадлежностью человека либо к семье, либо кгруппе единомышленников, либо к рабочей группе, либо к обществу, то естьпринадлежностью к той совокупности людей, которые обеспечивают ему требуемуюбезопасность. Эта потребность связана с заботой о физической защите.Физиологические потребности (витальные) и потребности в безопасности(физической и экономической) – это уверенность в завтрашнем дне, определенномпостоянстве. Это потребность в страховании от несчастных случаев, желание иметьпостоянный заработок.
Следующий уровень, если потребности первых двух уровней удовлетворены – этопотребность в общении, в связях с людьми, в любви, в поддержке со стороныокружающих, признании заслуг человека, принадлежности его к той или иной общности.В большинстве учебников она называется социальной потребностью. Она необходимачеловеку для того, чтобы иметь теплые связи с людьми, позволяющие исключить чувствоодиночества, отчужденности, отстраненности. Человек – общественное существо. Мы
живем в городах, в сообществах. Если для человека данная потребность является ведущей,то он смотрит на работу как на принадлежность к коллективу и как на возможностьустановить хорошие дружеские отношения с членами коллектива. Руководство такимиработниками должно иметь форму дружеского партнерства и для таких людей надосоздавать возможности общения на работе.
Потребности следующего уровня называются потребностями в признании иуважении или эго потребностями, то есть мы хотим быть уважаемыми другими и иметьуверенность в себе. Эти потребности являются более высокими потребностями человека,
чем предыдущие потребности, обеспечивающие ему уверенность в себе и чувствосамоуважения. Эта потребность человека обусловлена его естественным желаниемдостичь определенного мастерства, быть более сильным, компетентным в определенной
области (признание в лице общества вызывает у него чувство независимости и свободы).Эта потребность обусловлена также желанием получить более престижный статус,признанный коллективом или обществом, членом которого он является, иобеспечивающим ему влияние, славу, признание, чувство собственного достоинства,высокую оценку.
Потребности четвертого уровня удовлетворяются путем приобретениякомпетенции, имиджа, завоевания авторитета, лидерства, известности, получения публичного признания. Управление обладателями этих потребностей осуществляетсячастично путем присвоения им почетных званий, различных титулов, врученияразнообразных наград и тому подобными методами.Если вы чувствуете, что ваше самолюбие удовлетворено, уверены в себе исчитаете, что вас уважают, можно подумать о следующем уровне потребностей, которые
Маслоу называл «потребностями в самореализации». Это означает потребность работатьв меру ваших возможностей. Маслоу поставил потребности в самовыражении, реализациисвоих потенциальных возможностей на пятую ступень иерархии, причем относительнонезависимо от внешнего признания. Для удовлетворения этих потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методовпоставленных перед ним задач. При этом деньги практического значения не имеют.Главное здесь заключается в создании руководством необходимых для этогоорганизационных условий. При управлении людьми с этими потребностями необходимодавать им оригинальные задания, позволяющие использовать их возможности, предоставлять им свободу при выборе средств решения поставленных задач, привлекать кработе, требующей изобретательности и их знаний и умений.Человек как личность находится в постоянном развитии, и при этом расширяютсяего потенциальные возможности. Поэтому потребность в самовыражении никогда неможет быть полностью удовлетворена, и процесс мотивации поведения человека через
потребности не имеет границ.
Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
• иерархичность мотивов;
• чем выше уровень мотива, тем менее важными становятся чисто материальныепотребности;
• пока неудовлетворенны потребности низшего уровня, высшие потребностиостаются неактуальными;
• с ростом потребностей повышается активность человека в их удовлетворении.
Таким образом, возможность реализации высших потребностей является большимтимулом активности работника, чем удовлетворение его низших потребностей.
cyberpedia.su
Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим. Каждый человек в одно и то же время имеет потребности всех пяти типов, но сила каждой потребности в какое-то конкретное время зависит от личностных приоритетов человека. В зависимости от этих приоритетов выстраивается иерархия потребностей. Маслоу утверждал, что основные пять типов потребностей почти всегда идут в порядке, показанном на рисунке 1. Менеджер, который знает уровень потребностей своего подчинённого, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в будущем, и, следовательно, может выбрать наиболее эффективный мотиватор. Рассмотрим все пять уровней иерархии потребностей Маслоу. 1. Физиологические потребности. Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. Применительно к рабочей среде, это потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении и вентиляции. 2. Потребность в безопасности. Как только физиологические потребности удовлетворены, на передний план выходит потребность в безопасности. Эти потребности отражают желание сохранить уже полученные награды и положение и защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь или лишений. В организациях эти потребности имеют форму борьбы служащих за безопасность работы, введения системы старшинства, организацию профсоюзов, безопасные условия работы, дополнительные льготы, страховку и выходное пособие. 3. Социальные потребности. Когда достигнуто удовлетворение физиологических потребностей и потребностей в безопасности, внимание человека перемещается на потребность в дружбе, любви и принадлежности. Как «социальные животные», люди испытывают желание нравиться другим и хотят удовлетворить свои социальные потребности на работе. Это происходит путём вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, путём сотрудничества с другими рабочими и принятия участия в разнообразной совместной деятельности.
Рис. 1 4. Потребности в уважении. Эти потребности могут принимать две различные формы. Первая — это потребность в самоуважении, т.е. удовлетворение самим собой. Самоуважение тесно связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и зависимости. Вторая форма — потребность в уважении других людей. Эта потребность связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы. В любой организации награды, которые могут удовлетворить потребность в уважении, включают в себя почётные звания, другие формы признания, похвалы, дополнительные обязательства и продвижение по службе. 5. Потребности в самореализации и в самовыражении. Когда удовлетворены потребности четырёх нижних уровней, человек фокусирует своё внимание на удовлетворении потребности в самореализации. Пытаясь этого достичь, люди стараются реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и быть «лучшими». Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей. Факт, что человеческие потребности можно расположить в иерархическом порядке, имеет важное значение. Во-первых, потребности нижних уровней должны быть удовлетворены в первую очередь, только после этого можно обращаться к потребностям более высоких уровней. Кроме этого, стоит учесть, что потребности низших уровней формируют тот фундамент, на котором строятся потребности высших уровней. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворёнными, у менеджера есть шанс добиться успеха, мотивируя рабочих через удовлетворение потребностей более высокого уровня. Очень важное значение имеет идея достаточности. Человек никогда не испытает чувства полного удовлетворения своих потребностей. Большинство людей хотят ещё больше денег, безопасности, друзей, уважения и самоуверенности, независимо от того, сколько они уже всего добились. Таким образом, человек двигается вверх по иерархии не в случае, когда его потребности полностью удовлетворены, а когда они достаточно удовлетворены. При применении иерархии потребностей по А. Маслоу большая роль отводится интуиции, что и является лучшим объяснением её популярности. Однако, с точки зрения конкретных действий руководства, подход А. Маслоу имеет ряд трудностей. Прежде всего, большинство из нас в одно и тоже время могут находиться на нескольких уровнях иерархии потребностей. Также крайне трудно определить уровень потребностей, удовлетворением которых можно мотивировать человека в настоящий момент. Частично проблема происходит от того, что очень трудно отличить мелкие, незначительные изменения в потребностях, которые происходят ежедневно, от более значительных и реже встречающихся изменений (сдвигов) в человеческих потребностях. Сложность также возникает при измерении потребностей человека. Большинство из нас испытывают большие сложности в определении своих собственных потребностей и при расстановке приоритетов. Менеджер же, который должен создать мотивационную среду для многих своих подчинённых, сталкивается со сложнейшей задачей. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: |
zdamsam.ru
Иерархия потребностей по А. Маслоу и ее использование в управлении персоналом компании. Критика теории Абрахама Маслоу
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 12Следующая ⇒Абрахам Маслоу разработал иерархическую модель потребностей человека в 1940-50-х годах в США, и она остается актуальной по сей день. Сейчас пирамида человеческих потребностей, созданная Маслоу, используется в бизнесе в сфере управления и мотивации персонала — для понимания человеческой мотивации, подготовки управленческих кадров и личного развития.
Идеи и концепции Маслоу выходят далеко за пределы развития личности. На настоящий момент его труды нашли широкое применение практически в любой порядочной организации, стремящейся привлекать к себе на работу хороших сотрудников, и что такое мотивация персонала знают не понаслышке. Основываясь на иерархии потребностей Маслоу,организации создают современные программы для развития персонала, обеспечивая сотрудников всем необходимым, для истинного саморазвития и самореализации, и не только для работы и успеха организации, но для повышения качества жизни своих сотрудников в целом.
Более полувека назад Маслоу задумался над вопросом, что не только руководители и владельцы бизнесов имеют право и потребности в развитии собственной личности, но и каждый сотрудник. И когда такие условия будут созданы и будет развиваться такое направление как управление персоналом, то выиграют от этого обе стороны. Иными словами Маслоу уже тогда знал, что мотивация персонала станет наиболее важным направлением в развивающейся организации.
На сегодняшний день в таких сферах к мотивация, развитие и обучение персонала международные корпорации достигли огромных результатов. Учитывая тот факт, что сотрудники транснациональных организаций должны уметь работать в больших командах, члены которой зачастую разбросаны по всему миру и показывать высокие результаты, компаниям пришлось задуматься, чтобы их людьми двигала не только жажда наживы, но и более человеческие и высокие цели.
Итак, рассмотрим на примере, как мотивация персонала реализована в одной из крупнейших транснациональных компаниях:
1. Базовые физиологические потребности: отдельное благоустроенное рабочее место, регулярная заработная плата, все необходимые условия для комфортного пребывания в офисе (туалеты, рестораны, персональные шкафчики для хранения вещей)
2. Потребность в безопасности: компания заключает с сотрудниками официальные трудовые договоры, делает пенсионные начисления, оплачивает страховку и больничные.
3. Социальные потребности: компания поддерживает работу в группах и сообществах на различных уровнях. Более того в компании существует программа оценки индивидуальной и группой работы, на основании которой впоследствии осуществляется мотивация через ротацию персонала в другие офисы и страны
4. Потребность в самоанализе и самооценке: компания высоко ценит самоуважение и уважение к работе других. Поэтому для повышения мотивации персонала проводятся исследования по самооценке и оценке другими сотрудниками, в том числе по системе 360%
5. Люди, которые имеют высокую самооценку склонны постоянно улучшать свою работу и ее условия соответственно. Они готовы брать на себя риски, потому что они уверены в своих идеях и компетенциях. Они работают добровольно в команде, потому что они уверены в своей способности внести свой вклад. Принято считать, что чувство собственного достоинства состоит из двух компонентов:
6. Самоэффективность – это уверенность в способности справляться с различными жизненными проблемами. Данное качество является основой чувство контроля над собственной жизнью.
7. Самоуважение – в первую очередь к себе, как человеку заслуживающему счастья, достижений и любви. Также самоуважение способствует развитию общности с другими людьми. В результате развития этих двух качеств повышается и самооценка. Растет уверенность в своей способности думать и действовать эффективно, и соответственно лучше справляться с проблемами и все чаще и чаще добиваться успеха.
8. Потребность в самореализации: компания предлагает разработку Личного Плана Развития, который включает как карьерный рост, так и развитие профессиональных и личностных качеств и навыков.
Таким образом, лучшие компании становятся лучшими на рынке, завоевывают новые просторы и новых потребителей – а именно через стремление к более высоким ценностям, через открытие талантов и с помощью понимания, что именно людей делает счастливыми и успешными.
Из каких составляющих сформировалась комплексная мотивационная модель Л. Портера и Э. Лоулера
Теория мотивации Портера-Лоулера впервые была представлена в 1968 году двумя исследователями – Лайманом Портером и Эдвардом Лоулером. Эта теория является комплексной, т.е. включает в себя элементы двух других теорий – теории справедливости и теории ожиданий.
Суть теории
В модели теории мотивации Портера-Лоулера фигурируют пять основных переменных, к которым относятся затраченные человеком усилия, его восприятие, полученные им результаты, вознаграждение и степень удовлетворения.
Степень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения, которое получит человек, и уровнем его уверенности в том, что качество и количество этих усилий действительно повлекут за собой ожидаемый определённый уровень вознаграждения. Таким образом, в модели прослеживается тесная взаимосвязь между результатами и вознаграждением. Другими словами, человек может удовлетворить свои потребности через полученное им вознаграждение за те результаты, которых он достиг.
Следует также заметить, что достижение необходимого уровня результативности может повлечь за собой как определённые внутренние вознаграждения, в качестве которых может выступать уверенность в себе, своих силах и своей компетентности в конкретной области, самоуважение, чувство удовлетворённости от выполненных задач; а также внешние вознаграждения, такие как карьерный рост, прибавка к зарплате, премия или одобрение начальства.
Достигаемые результаты, в свою очередь, находятся в зависимости от трёх других переменных – затраченных человеком усилий, особенностей его личности и способностей, а также от осознания в трудовом процессе своей роли. Кроме того, результативность конкретного человека может быть связана и с получаемым им вознаграждением. Ведь нередко вознаграждение представляет собой отражение тех возможностей, которые возлагаются на человека, к примеру, руководителем или вообще целой организацией.
Исходя из положений теории справедливости, можно проследить также и то, что любой человек может иметь и свою собственную оценку справедливости полученного им вознаграждения за достижение тех или иных результатов. Удовлетворение здесь является результатом внутренних и внешних вознаграждений, учитывая их справедливость, а также представляет собой показатель того, какой ценностью обладает полученное человеком вознаграждение для него самого. И именно эта оценка в будущем будет оказывать влияние на восприятие человеком определённых ситуаций.
infopedia.su
А) иерархическая модель потребностей Абрахама Маслоу.
Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные , и что они организованы в иерархическую систему :
Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей.
Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии.
Рассмотрим подробнее каждый из уровней потребностей:
——физиологические потребности;
Самыми основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей являются потребности, существенные для физического выживания. В эту группу включаются потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции.
— потребности безопасности и защиты;
Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты.Сюда входят потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос.
—потребности принадлежности и любви;
Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности принадлежности и любви – это стремления людей устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе, любовь, дружба.
Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются, и он получает много ласки. Подростки стремятся к общению со сверстниками, установлению с ними тёплых, дружеских, доверительных, интимных отношений, Этоосновная особенность подросткового периода.
Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных, академических или других сплоченных группах.
—потребности самоуважения;
Маслоу разделил потребность самоуважения на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие.
Маслоу подчеркивал, что здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести. Одобрение сверстников для подростка выражается в том, что он популярен и его приглашают на вечеринки, а взрослого уважают обычно за то, что у него есть семья и дети, хорошо оплачиваемая работа и заслуги в деятельности гражданских организаций.
—познавательные потребности;
Человек стремиться узнавать, исследовать новое, расширять свой опыт.
—эстетические потребности;
Это желание наслаждаться красотой, окружать себя красивыми вещами.
—потребности самоактуализации;
Самоактуализация— это самая главная потребность, к которой человек стремиться. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. В основном Маслоу писал, что самоактуализация наступает к 25 годам.
Самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе» .
Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики:
— принятие себя и других людей такими, какие они есть;
— непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
— обладание чувством юмора;
— развитые творческие способности;
— озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
— установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
— открытое и честное поведение во всех ситуациях;
— способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
— приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 11Следующая ⇒
А. Маслоу установил, что человек испытывает одновременно потребности различных уровней, но потребности какого-то одного уровня будут всегда доминировать. Кроме того, человек испытывает потребности более высокого уровня только после того, как он удовлетворит потребности более низких уровней.
Менеджер должен определять доминирующую потребность каждого работника и мотивировать эффективность его работы, удовлетворяя эту потребность. В пирамиду потребностей Маслоу входят (схема 32) следующие группы:
1.Физиологические потребности.К данной группе потребностей относятся потребности в пище, одежде, воздухе, убежище, т.е. те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выживать, поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Люди, в которых доминируют эти потребности, мало интересуются содержанием работы, уровень оплаты, условия труда, удобство на рабочем месте являются для них определяющими.
2.Потребность в безопасностисвязана со стремлением и желанием людей находиться в стабильном состоянии, лишенном риска, страха, болей, болезней и страданий. Люди с доминирующей потребностью безопасности любят порядок, четкие правила, ясные инструкции, избегают рискованных ситуаций, свою работу они оценивают с позиции стабильного существования в будущем. Для них важны гарантии на работе, пенсионное обеспечение, медицинское страхование, они учатся, чтобы застраховать себя в будущем, но не любят изменений и преобразований. Таких людей надо мотивировать гарантиями социального обеспечения, применять ясные и справедливые правила регулирования их деятельности, поручать им формализованные задачи, но нельзя давать задания, связанные с риском и принятием ответственных решений.
3.Потребность принадлежности и причастности. Человек с доминирующей потребностью в причастности стремится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы любви, быть членом какой-либо организации, участвовать в общественных мероприятиях. Он ценит коллектив и старается устанавливать теплые, дружеские отношения со своими коллегами. Чтобы мотивировать таких людей, необходимо давать им задания, связанные с групповой работой, давать им общественные поручения, напоминать о том, как их ценят коллеги.
4.Потребность признания и самоутверждения.Люди с такой потребностью желают быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, стремятся к тому, чтобы окружающие признавали их заслуги и уважали, они занимают лидерское положение и ценят авторитет. Чтобы эффективно стимулировать таких людей, надо давать им ответственные задания, делегировать им часть своих полномочий, публично выражать признание их заслуг, присуждать им звания.
5.Потребность самовыражения выражается в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков, в творческом отношении к работе, независимости суждений, открытости к восприятию себя и людей. Таким людям нужно давать творческие задания, требующие оригинальность мышления и изобретательность, их не ограничивать строгими правилами и контролем.
Потребности Удовлетворение
Вторичные —
Самовы- От содержания труда и его
(психологические) ражение результатов
продукт развития
человеческого От положительной оценки
сознания Уважение другими людьми
От общения, участия в
Причастность совместной работе
От стабильности, надеж
Первичные Безопасность ности, бесконфликтности
врожденные Физиологические От материального
комфорта
Пирамида потребностей А. Маслоу
Модель Ф. Герцберга
Гигиенические факторы | Мотиваторы |
Политика фирмы и администрации Безопасность Условия работы Режим работы Заработок Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными Степень непосредственного контроля | Успех Продвижение по службе Признание и одобрение результатов работы Высокая степень ответственности Возможность творческого и делового роста |
Фридерик Герцберг в 50-е годы провел широкомасштабное исследование среди 200 инженеров и бухгалтеров, касающееся того, какие факторы на работе вызывают удовлетворенность или неудовлетворенность. Он пришел к следующему заключению (таблица 29): мотивирующими факторами, т.е. приводящими к полному удовлетворению, являются факторы роста: успех, продвижение по службе, ответственность, признание, но их отсутствие не вызывает у человека острое чувство неудовлетворенности. Отсутствие же гигиенических факторов, т.е. нормальных условий работы вызывает острое чувство неудовлетворенности, но их наличие воспринимается как должное и не обязательно вызывает чувство удовлетворенности. Из этого можно сделать вывод, что сначала нужно создать нормальные условия труда на работе, а потом уже апеллировать к мотивирующим факторам. В крупных фирмах «Проктер энд Гембл», «Ай Би Эм», «Америкен Эрлайнс» использовали эту теорию на практике при разработке программы по «обогащению работы», которая включает в себя шесть условий «обогащения работы»:
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com