Игры на развитие речи для старших дошкольников
2851
Дети приходят в детский сад с определенным словарным запасом. На протяжении всей дошкольной жизни этот запас пополняется, ребенок учится его использовать: грамотно строить предложения, согласовывать части речи, корректно подбирать различные формы слов для выражения своих мыслей. К поступлению в первый класс ребенок должен иметь правильно сформированный грамматический строй речи, должен уметь свободно и грамотно пользоваться различными элементами русского языка.
Для каждого периода дошкольного возраста существуют подходящие игровые упражнения, с помощью которых ребенок развивает свою речь, учится грамотно строить фразы. Игры, которые мы предлагаем ниже, предназначены для формирования грамматического строя речи ребенка 5-6 лет. Конечно, не стоит забывать об индивидуальных особенностях: речевое развитие зависит от множества факторов, некоторые дети могут справиться с такими заданиями уже в 4 года.
Подобные развивающие игры универсальны: их можно предложить ребенку в любой ситуации, с разными наборами вспомогательных материалов или в формате вербальной игры. В них можно играть в группе или в паре. Если ваш ребенок собирается в первый класс, обязательно предлагайте ему играть в такие игры.
- “Скажи по-другому”
Задача: научить дошкольника использовать синонимы.
Попросите ребенка придумать как можно больше слов, которые подошли бы к предложенному вами слову или словосочетанию в качестве синонимов. Например: быстро — скоро, сразу, мгновенно, живо; цветок завял — зачах, высох; день дождливый — мокрый, сырой, ненастный. В такую игру можно играть ситуативно: на прогулке, например, подбирать синонимы к тому, что встречается по дороге. - “Найди каждому домик”
Задача: научить определять слоговый состав слова.
В такую игру очень удобно играть, используя детали конструктора или небольшие одинаковые квадраты из картона. Подготовьте игрушки, которые нужно будет заселить в домики. Подбирайте такие, чтобы слово состояло из 1-3 слогов, не больше: кот, лиса, машина. Предложите ребенку расселить их в домики по следующему принципу: сколько слогов в слове, столько окошек в домике. Так, для слова “кот” понадобится одинарная деталь конструктора или один картонный квадратик, а для слова “машина” — тройная деталь или три квадратика. Если ребенку понравится “расселять” игрушки, можно предложить ему позвать гостей к новоселам и расположить их по такому же принципу. - “Посчитай”
Задача: показать дошкольнику, как образуется множественное число существительных, как согласуется существительное с числительным.
Возьмите игрушку и предложите ребенку посчитать так, если бы таких игрушек было много. Например, у него есть одна машинка. 2,3,4 — машинки; 5-10 — машинок. Посчитайте так же зайцев, собак, дома, цветы и пр. - “Из простого — сложное”
Задача: показать дошкольнику, как из двух простых слов получается сложное.
Предложите ребенку заменять длинные фразы на словосочетания из двух слов. Взрослый называет фразу, а ребенок изменяет ее так, чтобы получилось существительное и одно сложное прилагательное. Например:
• у собаки длинный хвост — собака длиннохвостая;
• радуга состоит из семи цветов — радуга семицветная;
• у девочки голубые глаза — девочка голубоглазая;
• хлеб только что испекли — свежеиспеченный хлеб;
• бабочка с яркими крыльями — яркокрылая бабочка;
• станок обрабатывает дерево — деревообрабатывающий станок. - “Мое слово”
Задача: дошкольник тренируется согласовывать существительные с местоимениями “мой”, “моя”, “мое”, “мои”.
Для игры можно использовать мяч. Взрослый называет слова, ребенок должен отвечать чьи они. Важно следить, чтобы ребенок согласовывал местоимение и существительное правильно. Например: слон — мой, кошка — моя, дерево — мое, очки — мои. Можно изменить условия: взрослый в произвольном порядке произносит одно из четырех местоимений, а ребенок придумывает подходящее слово (мой — мяч, мое — одеяло и т. д.). - “Как правильно сказать?”
Задача: дошкольник тренируется образовывать прилагательные от существительных.
Взрослый предлагает фразы, а ребенок придумывает правильное прилагательное-определение. Примеры фраз:
• Если за окном жара, то день (жаркий).
• Если на ботинке грязь, то ботинок (грязный).
• Если человеку не везет, то человек (невезучий).
• Если роза источает аромат, то роза (ароматная).
• Если человек делает другим добро, то человек (добрый). - “О чем речь?”
Задача: увеличить словарный запас, научить дошкольника подбирать существительные к прилагательным.
Взрослый предлагает одно прилагательное-качество, ребенок называет все известные ему существительные, подходящие под это качество. Спросите ребенка: “Что бывает деревянное?”. Затем бумажное, стеклянное, меховое, металлическое, пластмассовое и т.д. - “Помоги закончить предложение”
Задача: научить дошкольника образовывать сравнительную степень прилагательных.
Взрослый предлагает фразы, а ребенок должен договорить последнее слово по образцу. Примеры фраз:
Ручей длинный, а река еще (длиннее).
Ты сильный, а папа еще (сильнее).
Весна теплая, а лето еще (теплее).
Город большой, а страна еще (больше).
Веревка тонкая, а нить еще (тоньше).
Река глубокая, а озеро еще (глубже). - “Чей нос?”
Задача: показать дошкольнику, как образуются притяжательные прилагательные.
Для игры можно взять игрушки или карточки-картинки. Играя с медведем, попросите ребенка менять фразы: нос медведя — медвежий нос, лапа медведя — медвежья лапа и т.д. То же проделайте с зайцем, лисой, котом и пр. - “Праздничный ужин”
Задача: показать дошкольнику, как образуются относительные прилагательные.
Предложите ребенку придумать меню на праздник. Взрослый называет состав блюда или напитка, а ребенок должен подобрать соответствующее прилагательное (“какой напиток” или “какое блюдо”). Например:
• пюре из картофеля — картофельное пюре;
• сок из ягод — ягодный сок;
• суп из грибов — грибной суп;
• соус из чеснока — чесночный соус;
• котлета из свинины — свиная котлета;
• салат из овощей — овощной салат.
Также приглашаем вашего ребенка выполнить онлайн-задания для развития речи у нас на сайте в разделе «Речь».
Автор: Педагог-психолог Антонина Валевич
Понравилось? Поделитесь с друзьями:
Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:
-
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
-
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
-
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
-
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
-
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
11 игр для развития речи
Чтобы учиться читать и писать без особых проблем, правильно воспринимать и понимать слова, овладевать любым иностранным языком, ребенок должен уметь различать звуки. По-научному это называется фонематическим слухом. Как его развивать у детей разного возраста, рассказывает психолог и дошкольный педагог Светлана Пятницкая.
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Как формируется фонематический слух у детей? Конечно, на практике: при восприятии чужой устной речи, при собственном проговаривании слов. Когда он хорошо развит, ребенок умеет различать на слух звуки речи, а в дальнейшем — правильно их воспроизводить, соотносить буквы и звуки. Именно поэтому очень важно, чтобы родители много говорили с детьми, читали им простые стихи уже с самых ранних лет, еще до школы. Учите малышей различать звуки в форме веселых игр.
Для детей 2−3 лет
Цель игр в этом возрасте — поддержать внимание и интерес малыша к звучащей речи, побуждать его повторять за взрослым. Начните с игры «Кто тебя зовет?». Вам понадобятся мелкие игрушки в виде различных животных или картинки с их изображением. Поместите игрушки или картинки в коробочки: это будут домики для животных. По очереди откройте каждую коробку и покажите игрушку. Назовите ее и произнесите соответствующее звукоподражание: «Это утка. Она крякает: „Кря-кря“, а это корова, и она мычит: „Му-му“». Предложите малышу повторить эти звуки: «Как разговаривает лягушка? А собака?». Затем уберите животных «по домам» и скажите малышу: «Они хотят поиграть с тобой. Угадай, кто тебя зовет?». Позовите малыша от имени каждого персонажа. Игру можно усложнять, добавляя новых животных
Для детей 3−4 лет
В игру «Молоточки» вы можете играть где угодно, для нее не нужен реквизит. Вы говорите малышу: «У меня есть большой молоток. Он стучит так: „Тук-тук-тук“. У меня есть маленький молоточек. Он стучит так: „Тюк-тюк-тюк“». Попросите малыша закрыть глаза и определить, какой молоток сейчас стучит. Произнесите соответствующие звуки.
В игру «Мама и ее детеныш» тоже можно играть в любом месте, вам нужно только хорошо знать текст. Вы говорите: «Жила-была кошка. У нее родился котенок. Мама-кошка стала учить своего детеныша-котенка мяукать. Кошка мяукала громко: „Мяу-мяу-мяу!“. А котенок тихо повторял: „Мяу-мяу-мяу“. Увидел котенок бабочку, побежал за ней. Кошка заметила, что котенок убежал, и стала его звать. А как? Громко: „Мяу-мяу“. А котенок ей в ответ замяукал. Как? Тихо: „Мяу-мяу“. Вернулся котенок к маме. Стала она его хвалить, что услышал ее. Покажи, как она его хвалила? А как котенок ей отвечал?». Усложните игру: добавьте в нее других животных. Если игроков много, можно раздать малышам карточки с изображением животных и их детенышей. По очереди «мамы» громко зовут «детей», а те, в соответствии со своими карточками, отвечают им.
Для детей 4−5 лет
Очень полезная игра, которая развивает четкость произношения, — «Повторялки». Разучите такое веселое двустишие:
За-за-за — во дворе стоит коза.
Зу-зу-зу — не боюсь я ту козу!
Детям очень нравится рифмовать слова. Поощряйте их фантазию! Вы вышли на улицу и увидели колесо — трактора, большой машины, просто покрышку, вкопанную в землю. Обратите внимание малыша на колесо, при этом показывая руками, насколько оно большое: «Со-со-со — вот какое колесо!». Предложите общаться какое-то время только так: «Ба-ба-ба — мама, дай мне хлеба! Та-та-та — кушай, сын, пожалуйста».
«Сложный мяч». Если вы играете вдвоем, встаньте напротив ребенка, если детей несколько, пусть они окружат вас. Бросайте каждому участнику по очереди мяч, произнося при этом любой слог. Задача участника — поймать мяч и бросить его вам обратно, четко повторив слог.
Для детей 5−6 лет
«Поймай звук». Перед игрой договоритесь, что вы охотники: будете ловить звуки. Вы называете слова, а ребенок хлопает в ладоши только в том случае, если в слове есть выбранный звук. Допустим, звук [ш]. Вы говорите, делая паузы: «Кошка, мышка, ручка, мошка, кочка, лапша, река, камыш, мартышка, шуба». Первое время стоит интонационно выделять нужный звук, произнося его как долгий.
«Стоп». Дети превращаются в разных животных: слонов, зайцев, медведей. Имитируя движения выбранного животного, они гуляют по комнате. Вы называете слова, похожие по звучанию. Как только дети услышат среди них слово «Стоп», они должны замереть. Например: «Стон, стул, стоп, стук, стоп, стол, сток, стоп».
Для детей 6−7 лет
«Найди звук». Вы называете цепочку из трех слов. Задача ребенка — найти звук, который встречается во всех словах. Например, для цепочки «Кот, рот, мост» это будет [о]. Игру можно усложнить, добавив четвертое слово, в котором нет общего с остальными звука. Тогда задача ребенка — найти лишнее.
«Чистоговорочки». Для этой игры можно выбрать любое четверостишие из произведений Агнии Барто или использовать подобные чистоговорки:
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Попросите ребенка произнести эти строки разными способами: шепотом, обычным голосом, громко, медленно, чуть быстрее, очень быстро.
Для детей 7−8 лет
«Веселое предложение». Нужно составить предложение, все слова в котором должны начинаться с одного звука. Например, [б]: «Баран Баранович бодал бока бедняги Бобика». В эту игру особенно забавно играть в компании: пусть каждый произносит по слову, чтобы в итоге получилось связное предложение. Кто быстрее и длиннее придумает предложение, того можно поощрить небольшим подарком.
«Прятки». Эта игра интересна в новой, непривычной обстановке, например в магазине или поликлинике. Ребенок должен увидеть и назвать как можно больше предметов, внутри которых «прячутся» определенные вами звуки. Например, предметы, начинающиеся со звука [п] — полка, со звуком [м] в середине слова — лампа, и так далее. Можете посоревноваться: выберите один звук и находите слова с ним по очереди. Победит тот, кто назвал больше.
Эти игры позволят не только развить и закрепить навыки правильного произношения и восприятия звуков, но и весело провести время. Ведь форма игры для ребенка понятна и естественна и не вызывает протеста, как это может быть с другими занятиями.
Читайте также:
Весёлые упражнения на развитие речи: делаем дома!
30 лучших упражнений для развития дикции
6 причин, почему наши дети не любят читать
Фото: allstars, FamVeld/Shutterstock.com
развитие
9 Игры, книги и приложения для развития речи для малышей
Выберите тему
Самый популярный
29нравится14 февраля 2022 г. Как логопед и автор блога для Speech Blubs мне довольно регулярно задают вопросы о том, какие игры, книги и приложения для малышей могут использовать родители дома для развития речи и языковых навыков.
Эти материалы предназначены для детей с диагностированной задержкой речи, но также могут быть использованы для детей с нарушениями артикуляции (не могут произносить звуки, необходимые для четкой речи).
От практики SLP до вашего дома
Если вы читали мои блоги, то знаете, что я мама трехлетней девочки Норы и семимесячного мальчика Николаса.
Многие из этих предметов я купил для своих детей, чтобы улучшить их речь и словарный запас. Моя дочь «типична» и ее речь считается «продвинутой» для ее возраста, а мой сын, ну… мой сын просто любит кричать и держаться за руки в этот момент, НО его речь соответствует его возрасту (например, гласная звуки, дует и использует свой голос).
Я говорю вам об этом, потому что знаю, как важно для родителя видеть, что ваш ребенок успешен, И иметь возможность общаться. Предметы помогли не только моим детям, но и ученикам, с которыми я работаю в раннем вмешательстве и на частной практике.
Ускорьте развитие речи вашего ребенка!
Улучшите языковые и коммуникативные навыки с помощью увлекательного обучения!
Начать бесплатную пробную версию
Детские игры для развития речи
1.
Sneaky Snacky SquirrelSneaky Snacky Squirrel — это игра для детей от 3 лет, которые готовятся к дошкольному образованию. Чтение не требуется, и это здорово! Он учит вашего ребенка цветам, следованию направлению и навыкам поворота. Вы также можете поработать над подсчетом, потому что для победы в играх нужно собрать определенное количество желудей.
2. «Нажми свинью»
«Нажми свинью » — это игра, в которой обучают счету, числам, цветам и базовому словарному запасу. 900:30 Вы продолжаете кормить свинью разными предметами (возможность пополнить словарный запас) и давить на живот, пока она не «лопнет». Количество раз, которое вы толкнете его в живот, зависит от числа, которое выпадет на кубике.
3. Hi Ho Cherry-O
Hi Ho Cherry-O — очень распространенная дошкольная игра, в которую я часто играю со своей дочерью. Эта игра обучает счету, повороту, распознаванию цветов и даже навыкам раннего сложения и вычитания . Это очень похоже на игру Sneaky Snacky Squirrel, но с вишнями.
4.
What’s in the Cat’s HatWhat’s in the Cat’s Hat — еще одна замечательная игра от доктора Сьюза. Они создали кучу крутых игр для детей, но эта мне больше всего нравится как мама и терапевт. Он работает с вопросами , памятью и отзывом, очередностью, выполнением указаний и дедуктивным умозаключением . Все это важные навыки, которые понадобятся детям в дошкольных учреждениях, детском саду и начальной школе.
Книги для развития речи для малышей
1.
Утка и гусьУтка и гусь Тэда Хиллса — отличная книга для развития речи у маленьких детей. Эти двое всегда что-то замышляют и поощряют много слов по пути. (Бонус? У них действительно сухое чувство юмора, которое я очень люблю и ценю.)
Эти книги всегда ориентированы на ранние языковые навыки, такие как пространственные понятия и вопросы «да/нет» , чтобы назвать несколько, не будучи книгой, посвященной исключительно этим понятиям. . Как правило, существует ситуация «проблема/решение», которая создает отличные возможности для упорядочивания, пересказа и прогнозирования для малышей.
2.
Книги для осязанияКниги для осязания существовали НАВСЕГДА, но они должны быть в этом списке. У них есть фотографии из реальной жизни, минимум слов и возможности текстуры, чтобы увеличить словарный запас, ответить на вопросы «WH», описать и изложить мнение .
3. Книги для малышей Priddy
Книги для малышей Priddy — это мои любимые книги как мамы и путешествующего логопеда. Когда я проводил раннее вмешательство, я рекомендовал их каждой семье, и это были (почти) единственные книги, которые я брал с собой домой.
Книги разделены на категории, а также есть несколько изданий «первого слова». Бонус? Они используют настоящие фотографии во всех своих книгах. Моя дочь до сих пор любит подсказывать нам слова к картинкам и не откажется от своей книги, поэтому нам пришлось купить Николасу его собственный *вставьте закатанный глаз*. «Первым словом ребенка будет папа » Джимми Фэллона — это новая книга, которую я только что подарил своему сыну на Рождество. Мало того, что Джимми Фэллон очень смешной, так еще и его книге 9 лет.0029 отлично подходит для обучения названиям и звукам животных, большим/маленьким, вопросам да/нет и повторяющимся словам .
5. Книга/песни для игры пальцами
Книга/песни для игры пальцами очень хороши, и существует множество различных вариантов. Эти самые любимые у моей дочери. На самом деле, у нас есть около 4 звуковых книг Wheels on the Bus, потому что все они делают разные вещи. Вы не ошибетесь с тем, что выберете!
Помимо этого — Speech Blubs — лучший друг вашего ребенка в обучении
Приложение Speech Blubs — это обучающий инструмент, который помогает детям дошкольного возраста быстро начать говорить. Это приложение, одобренное SLP, основано на науке о зеркальных нейронах и видеомоделировании, чтобы заставить детей говорить.
Родителям он также нравится, потому что он предлагает качественное смарт-экранное время . Родители могут заниматься со своим ребенком, позволить ему / ей быть ответственным и регулярно практиковаться с ними, играть в ролевые игры, как будто завтра не наступит, делать много фотографий и подкупать своего ребенка цифровыми конфетами.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
@speechblubs на ее двухлетнем осмотре сказали, что ей может понадобиться логопед!? Ну посмотри на нее сейчас! Так много работает, благослови ее! Это приложение @speechblubs потрясающее, веселое и такое увлекательное. Как видите, ей это нравится! Ее онлайн-оценка рекомендует 5-10 минут в день. Она хочет использовать его намного больше, и менее чем за неделю набрала так много …. Раньше Панарна была наной, и пицца была для нее невозможна, чтобы она сюсюкала вокруг. Спасибо @speechblubs, вы получаете от нас 10/10. #реклама (пролистните, чтобы увидеть, как она снова отчитывает меня!!!) #minidivaprincess . . . . #learningapp #toddlerfun #luvtoshare854 #mamz88 #unitycircle1 #speechblubs #speechtherapy #toddlerlearnng #learningisfun #viral #shessoadorable #cutestkids #cheekykids #pizza #learningnumbers #toddleinfluencer #mamasandpapas #babiescare #toddlerhairstyles #babyfgirlmixed #curlykids #curlykids #видеоблог #videoreview #toddlerreview #movincommup
Сообщение, опубликованное сестрами-моделями/инфлюенсерами (@freyajoss_and_babyellahope)
Speech Blubs состоит из 25 разделов с более чем 1500 действиями (включая новые слова еженедельно, построение предложений, числа, цвета). , песни и т. д.), а главное, в роликах участвуют дети.
Ребенку будет интереснее использовать это для речевой деятельности, чем если бы я сам моделировал звуки. Использование детей в нем для моделирования звуков и устных моторных звуков гораздо более увлекательно для вашего малыша.
@LarissaCasamento
Практические способы, которыми родители могут пользоваться: это на ходу Вот увидите, дети очень увлекаются! Speech Blubs поможет превратить вокализации вашего ребенка в лепет (мы называем их «бубны»), а затем в слова! Пройдите этот тест и получите отчет об успехах вашего ребенка и индивидуальный план обучения. Начать оценку 2-летний
3-летний
4-летний
Развитие речи Взгляды автора полностью принадлежат ему или ей и могут не отражать взгляды Blub Blub Inc. Весь контент, представленный на этом веб-сайте, предназначен только для информационных целей и не предназначен для замены независимого профессионального медицинского суждения, совета, диагноза, или лечение. Всегда обращайтесь за советом к своему врачу или другому квалифицированному поставщику медицинских услуг по любым вопросам, которые могут у вас возникнуть относительно состояния здоровья. Никогда не пренебрегайте профессиональным медицинским советом и не откладывайте его поиск из-за чего-то, что вы прочитали на этом сайте. Отменить в любое время, без проблем! Начать говорить Родители интуитивно способствуют развитию речи, разговаривая, поя и читая своим детям каждый день. Эксперты в области образования Bright Horizons предлагают еще несколько преднамеренных занятий и игр, которые помогут ускорить процесс изучения языка. Детские стишки и пальчиковые игры. Маленькие дети наслаждаются ритмом речи и находят утешение и интерес в простых песнях и стихах, таких как «Эти, крошечные пауки» или «Колеса в автобусе». Пойте детские песенки в машине, перед сном или купанием или в тихие моменты. Эти занятия расширяют словарный запас и фонематическую осведомленность, важные навыки, предшествующие чтению. S подать и вернуть . Отвечайте на интересы детей, выражая энтузиазм и интерес. Опишите их интерес, например: «Да, вы видите щенка. Он бегает вокруг дерева». Расширение слова. Маленькие дети, как правило, используют предложения из одного или двух слов, например, «Мне чашка». Или «Китти». На первые попытки заговорить отвечайте улыбкой, ободряющим кивком и развернутым ответом. Например: «Это твоя чашка. Вы хотите выпить?» или «Да, это кошечка, погладь ее нежно». Попробуйте использовать знаки для простых слов, если ваш ребенок не говорит. Произносите слово одновременно с использованием знака. Игры с рифмами. Примерно в возрасте четырех лет маленькие дети начинают осознавать понятия фонематического восприятия, такие как рифмование. Скажите: «Давайте посмотрим, сколько слов мы можем придумать для этой рифмы со словом «летучая мышь». Или посмотрите, сколько слов вы можете придумать, которые начинаются со звука /b/. Слова из резинки. Четко произнесите простое слово, например, «ворота». Теперь снова медленно произнесите это слово, «растягивая» его так, чтобы отчетливо произносить каждый звук. Одновременно разведите руки в стороны, как будто натягивается резинка. Затем соедините руки вместе и быстро произнесите слово. Магия чтения. Возможно, больше, чем любое другое занятие, совместное чтение способно увеличить словарный запас и стимулировать языковое развитие у детей всех возрастов. Есть вопрос к нашим логопедам?
Начните работу с Speech Blubs
Яркие горизонты | Игры для развития речи для детей
Игры для развития речи для детей