Игры на развитие речи для детей: игры на развитие связной речи и речевого дыхания для дошкольников и младших школьников
Игра для детей — это всегда увлекательное занятие. Малыши могут часами строить башню, наряжать кукол или собирать конструктор. Но знаете ли вы, что играть можно со словами? Такие игры называются речевыми — они необходимы для развития речевой деятельности ребёнка.
Сегодня мы поговорим о том, какие существуют игры для развития речи и как в них правильно играть, а также познакомимся с нестандартными методами активизации речевых навыков у детей.
Содержание:
- Роль игры в развитии речи ребёнка
- Речевые игры для самых маленьких (2-3 года)
- Игры по развитию речи для детей 4-5 лет
- Развиваем речь у старших дошкольников (6-7 лет)
- Игры для развития словарного запаса
- Звуковые игры
- Игры на грамматику
- Игры на развитие связной речи
- Нетрадиционные речевые игры
- Другие способы развития речи ребёнка
Роль игры в развитии речи ребёнка
Sergey Novikov/Shutterstock.
Игра и речь ребёнка тесно связаны между собой. С одной стороны, в игре развивается и совершенствуется речь ребёнка, а с другой — игра становится интереснее и разнообразнее, когда ребёнок овладевает речевыми навыками.
Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, учится общаться со взрослыми и сверстниками, старается говорить и мыслить в нужном направлении.
Чем полезны речевые игры?
- стимулируют познавательную активность ребёнка;
- активизируют мышление;
- обогащают словарный запас;
- закрепляют правильное произношение звуков;
- развивают внимание и память;
- улучшают коммуникативные навыки.
В такие игры можно играть дома, по дороге в детский сад или на прогулке. Начинать лучше в 2-3 года, когда в речи малыша появляются первые слова и фразы, а вместе с ними — и интерес к произношению слов.
Ниже мы подобрали для вас самые популярные дидактические игры, которые используют педагоги на своих занятиях по развитию речи детей!
Речевые игры для самых маленьких (2-3 года)
Antonio Guillem/Shutterstock. com
В возрасте 2-3 лет ребёнок совершает первые попытки соединить несколько слов и построить предложение. Он ещё не чувствует, что слова состоят из отдельных звуков, поэтому речевые игры в этот период направлены на придание смысла тем словам, которые у него уже есть в речи и которые он часто слышит от взрослых.
В качестве материала для игр рекомендуется использовать игрушки, фигурки, кукольную посуды и мебель. Картинки подойдут для более старшего возраста.
1. Угадай игрушку
Вам понадобятся: мягкие игрушки, изображающие животных.
Взрослый ставит перед ребёнком 3-4 игрушки, затем начинает рассказывать об одной из них: «Эта игрушка серая, с коротким хвостиком и большими ушками. В лапках у неё кусочек сыра. Покажи, где она». Ребёнок должен найти загаданную игрушку и правильно её назвать. Затем взрослый задает вопросы об игрушке: «Какая она? Какой у неё хвостик? Что она держит в лапках?» и т. д.
2. Кто как говорит
Вам понадобятся: игрушки или фигурки животных.
Взрослый поочередно ставит перед ребёнком игрушку или фигурку животного, просит назвать его и вспомнить, как это животное подаёт голос (кошка — мяу-мяу, собака — гав-гав и т. д.).
3. А у тебя?
Вам понадобятся: игрушки, изображающие животных.
Взрослый берёт себе одну игрушку, например, медведя, а ребёнку даёт другую, отличающуюся по внешним признакам, например, лису. И выстраивает с малышом диалог:
— У меня мишка. А у тебя?
— Лиса.
— У мишки шубка коричневая. А у лисы?
— Рыжая.
— У мишки хвостик маленький. А у лисы?
— Большой.
И т. д.
4. Задуй свечу
Это упражнение необходимо для тренировки правильного речевого дыхания и выработки воздушной струи. Его можно делать, начиная с трёх лет.
Взрослый ставит перед малышом ладошку и говорит, что это свеча, которую нужно задуть, но для этого нужно сложить губы трубочкой и аккуратно дуть, чтобы огонь от свечи не стал причиной пожара.
Ребёнок начинает дуть, а взрослый при этом медленно складывает ладонь в кулак. Всё, свеча погасла.
Игры по развитию речи для детей 4-5 лет
fizkes/Shutterstock.com
В этом возрасте ребёнок уже самостоятельно строит предложения, но большинство звуков произносит неправильно из-за физиологической незрелости речевого слуха и мышц языка.
Речевые игры и упражнения должны быть направлены на классификацию предметов, отнесению их к определённой категории, а также на закрепление правильного произношения звуков и формирование в речи ребёнка развернутых фраз и предложений.
1. Подбери словечко
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает ребёнку мяч и называет фрукт, овощ, предмет одежды и т. д. Ребёнок ловит мяч и в ответ называет, чем это слово является.
- Огурец — это… овощ.
- Банан — это… фрукт.
- Медведь — это… животное.
- Ворона — это… птица.
2. Угадай профессию
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос, касающийся какой-либо профессии. Ребёнок должен отгадать профессию и кинуть мяч обратно взрослому.
- Кто рисует картины? — Художник.
- Кто лечит детей? — Врач, доктор.
- Кто строит дом? — Строитель
- Кто ловит преступников? — Полицейский.
3. Эхо
Взрослый называет ряд слов, а ребёнок повторяет их.
Обычно слова в этой игре содержат те звуки, произношение которых ребёнку даётся с трудом.
Например, если имеются трудности со звуком [с], ребёнку даются для повторения следующие слова: сад-сани-самолёт, нос-вкус-пылесос, лиса-весы-хвост и т. д.
4. Подбери картинку
Вам понадобится: набор картинок с различными предметами, чьи названия начинаются с гласных звуков.
Взрослый называет любой гласный звук, а ребёнок должен выбрать нужную картинку. Например, на звук [а] подойдут картинки: автобус, арбуз, апельсин и т. д.
Dmytro Zinkevych/Shutterstock.com
5. Чем можно?
Вам понадобится: картинки с изображением различных предметов и орудий труда.
Взрослый задаёт ребёнку вопрос: «Чем можно есть / резать / рубить / рисовать и т. д.». Ребенок находит соответствующую картинку и отвечает: «Рисовать можно кисточкой / красками / карандашом», «Рубить можно топором», «Резать можно ножом/ножницами» и т. д.
6. Какой? Какая? Какое?
Вам понадобится: набор из фигурок овощей и фруктов.
Ребёнок выбирает овощ или фрукт и должен сказать о нём как можно больше слов.
Взрослый спрашивает: «Огурец какой?». Ребёнок отвечает: «Зелёный, длинный, с пупырышками».
- Морковь — длинная, оранжевая, вкусная.
- Яблоко — зелёное, круглое, спелое и т. д.
7. Составь предложение
Вам понадобятся: сюжетные картинки по временам года.
Взрослый и ребёнок рассматривают картинку. Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок должен ответить на них, используя слово «чтобы».
- Для чего мальчик везет санки? — Мальчик везёт санки, чтобы скатиться с горки.
- Для чего девочка надела шубу? — Девочка надела шубу, чтобы ей было тепло / чтобы она не замёрзла.
- Для чего дети пришли на пляж? — Дети пришли на пляж, чтобы искупаться/позагорать.
8. Рассказ про собачку
Взрослый предлагает ребёнку сочинить рассказ про его любимое животное, например, про собачку. Мама или папа начинает предложение, а ребёнок должен закончить.
«На лежанке спит (кто?) собачка. Мы насыпали корма (для кого?) для собачки. Косточку тоже дадим (кому?) собачке. Мы смотрим (на кого?) на собачку. Мы любуемся (кем?) собачкой. Мы сейчас говорили (о ком?) о собачке».
Развиваем речь у старших дошкольников (6-7 лет)
Studio Romantic/Shutterstock.com
В 6-7 лет речь ребёнка становится более связной и грамматически правильной, но большинство детей всё ещё затрудняются правильно употреблять союзы и предлоги, а также согласовывать слова.
Речевые игры для будущих первоклассников должны способствовать развитию словарного запаса ребёнка, различению звуков и букв, а также усвоению правильных грамматических конструкций.
Игры для развития словарного запаса
1.
Подбери словечкоВам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч и называет ребёнку любое прилагательное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его взрослому, называет подходящее существительное.
- Синее море, синий карандаш, синяя ручка.
- Зелёный огурец, зелёная трава.
- Жёлтый цыпленок, жёлтое солнце.
- Красная ягода, красный цветок.
Родителям важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно согласовывал слова.
2. Кто как говорит?
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч ребёнку и называет любое животное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его обратно, называет глагол, обозначающий, как животное подаёт голос.
- Собака лает.
- Кошка мяукает.
- Лягушка квакает.
fizkes/Shutterstock.com
3. Я знаю пять имен…
Вам понадобится: мяч.Ребёнок, ударяя мячом об пол, говорит: «Я знаю пять имен мальчиков: Коля — раз, Паша — два….» и т. д. Называть можно что угодно: имена, домашних животных, цветы, школьные принадлежности, предметы одежды.
4. Земля, вода, небо, огонь
Взрослый кидает ребёнку мяч и называет одно из четырёх слов — земля, вода, небо или огонь. Ребёнок ловит мяч и, возвращая его взрослому, при слове «земля» должен назвать какое-либо животное, при слове «небо» — птицу, при слове «вода» — рыбу, а при слове «огонь» должен повернуться вокруг себя.
5. Дополни предложение
Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить.
Варианты могут быть самые разные:
- Когда на улице идёт дождь, мне…
- Когда мама приходит с работы, она выглядит…
- Когда меня пораньше забирают из детского сада, я очень…
- Летом ярко светит солнце и…
- Когда я вырасту, я…
- Мы с моим другом очень любим…
Звуковые игры
Oksana Kuzmina/Shutterstock.com
1. Рифмовки
Чтобы закрепить правильное произношение звука, на логопедических занятиях используются специальные рифмовки или чистоговорки с этим звуком.
Вы тоже можете предложить ребёнку сочинить свои рифмовки на трудный для него звук.
Например, со-со-со — сломалось колесо, са-са-са — нету колеса, си-си-си — едем на такси и т. д.
2. Замени звук
Взрослый называет слово, а ребёнок должен заменить в нём первый звук на другой и назвать получившееся слово.
- Чашка — кашка.
- Гайка — майка.
- Рейка — лейка и т. д.
Как только ребёнок поймёт правило игры, можно её усложнить — вместо первого заменять последний звук.
- Луч — лук.
- Мел — мех.
- Клюв — ключ и т. д.
Pixel-Shot/Shutterstock.com
3. Найди лишнее слово
Цель этой игры — найти лишнее слово, которое не содержит загаданный звук.
Например, среди слов «шапка», «белка», «шуба», «кошка» лишним будет слово «белка», т. к. в нём нет звука [ш]. Ребёнок должен найти его либо по картинкам, либо внимательно слушая взрослого.
4. Где стоит звук?
Взрослый называет ребёнку слова, а тот должен определить, где стоит загаданный звук: в начале, середине или в конце слова.
5. Цепочка слов
В эту игру играли ещё наши мамы, а может, и бабушки.
Взрослый называет любое слово, задача ребёнка — назвать своё слово, начинающееся с последней буквы этого слова, и так далее.
6. Кто больше назовёт?
Взрослый и ребёнок соревнуются друг с другом, кто больше из них назовёт слов на заданную букву.
Игры на грамматику
fizkes/Shutterstock.com
1. Скажи ласково
Взрослый называет слово, а ребёнок должен подобрать его уменьшительно-ласкательную форму.
- Заяц — зайка, зайчик.
- Стул — стульчик.
- Голова — головка, головушка.
- Рука — ручка, рученька.
2. Животные и их детёныши
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч и называет любое животное, ребёнок ловит мяч и возвращает взрослому, называя при этом детёныша этого животного.
- Слон — слонёнок.
- Медведь — медвежонок.
- Лиса — лисёнок.
- Кошка — котёнок.
3. Кому нужны эти вещи?
Вам понадобятся: картинки с изображениями различных профессией, а также предметов и орудий труда, необходимых этим людям.
Взрослый берёт себе картинки с изображением предметов, по одной показывает ребёнку и спрашивает: «Кому нужен самолёт, швейная машина, краска и т. д.?». Ребёнок отвечает: «Самолёт нужен лётчику», забирает себе картинку и складывает под картинкой, изображающей лётчика и т. д.
Sergey Novikov/Shutterstock.com
4. Магазин
Вам понадобятся: картинки с изображением различных предметов, маленькие корзинки.
Взрослый и ребёнок распределяют роли продавца и покупателя. «Покупатель» приходит в магазин и описывает вещь, которая ему нужна, а «продавец» должен угадать, о чём тот говорит, и «продать» ему соответствующий товар.
— Мне нужна тёплая, вязаная… (шапка).
— Мне нужен длинный, синий… (карандаш).
— Мне нужно спелое, сочное, зелёное… (яблоко).
5. Один — много
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч ребёнку, называя существительное в единственном числе. Ребёнок ловит мяч и кидает обратно взрослому, называя это слово во множественном числе.
- Глаз — глаза.
- Стул — стулья.
- Кошка — кошки.
- Салфетка — салфетки.
6. А у меня…
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч ребёнку и говорит: «У меня один стул / одна кошка / одно яблоко и т. д.». Ребёнок отвечает ему «А у меня пять стульев / кошек / яблок и т. д.» и кидает мяч обратно.
7. Скажи наоборот
Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить, используя слово-антоним.
- Слон большой, а бабочка…
- Камень тяжёлый, а пушинка…
- Зимой на улице холодно, а летом…
- Дерево высокое, а куст…
- Лев смелый, а заяц…
Игры на развитие связной речи
Dmytro Zinkevych/Shutterstock.com
1. История по картинкам
Вам понадобится: набор из 4-5 сюжетных картинок.
Взрослый раскладывает перед ребёнком сюжетные картинки в хаотичном порядке и просит их разложить так, чтобы получилась история. Затем ребёнок по картинкам рассказывает, что у него получилось.
Также можно перемешать два набора из картинок и попросить ребёнка разобрать их и рассказать две получившиеся истории.
2. Хорошо или плохо
Взрослый предлагает ребёнку рассказать о том, что есть хорошего и плохого в природных явлениях.
Например, взрослый говорит: «Дождь — это плохо, потому что…», а ребёнок должен продолжить: «Нельзя погулять, можно промокнуть, на улице будут большие лужи и т. д.». Затем взрослый говорит: «Дождь — это хорошо, потому что…», а ребёнок продолжает: «Поливает все цветы и растения, смывает пыль с дороги и т. д.».
3. Загадка про друга
Ребёнок должен описать взрослому своего друга, родственника или члена семьи, а взрослый должен догадаться, о ком идёт речь.
Вариант описания: «Это мальчик. У него светлые волосы и голубые глаза. Любит играть в машинки. Живёт на пятом этаже».
4. Кот в мешке
Вам понадобятся: фигурки животных, мешочек с завязками.
Взрослый кладёт фигурку животного в мешочек, а ребёнок должен угадать, кто там находится, задавая взрослому вопросы: «Это животное большое или маленькое? Домашнее или дикое? Живёт на суше или в воде? И т. д.»
5. Отгадай предмет
Взрослый и ребёнок по очереди описывают предметы, находящиеся в комнате, а второй игрок должен отгадать, о каком предмете идёт речь.
Например: «Это большой предмет круглой формы и красного цвета. С ним любят играть дети».
Нетрадиционные речевые игры
lev.studio/Shutterstock.com
Чтобы научить детей связно излагать свои мысли и рассказывать о событиях из жизни, вместе с традиционными способами развития речи можно использовать и нестандартные методы.
Нетрадиционные речевые игры повышают работоспособность мозга, стимулируют познавательную и творческую активность, а также развивают внимание, память и мышление ребёнка.
1. Игры с нетрадиционным оборудованием (крышки от бутылок, прищепки, грецкие орехи, зубные щётки, губки для мытья посуды и др.)
Такие игры должны сопровождаться коротенькими стихотворениями, которые можно легко придумать самим.
Например, ребёнок надевает на указательный и средний палец крышки от бутылок как лыжи и передвигает пальцами по столу, проговаривая при этом стихотворение:
Всё бело на белом свете,
В белой снежной пелене.
Я лечу вперёд, как ветер,
По накатанной лыжне.
Или ребёнок сжимает поочередно то правой, то левой рукой губку от посуды, говоря при этом следующие слова на каждый ударный слог:
Тесто долго мы месили,
А как печь блины — забыли.
2. Игры с конструктором «Лего»
LightField Studios/Shutterstock.com
Ещё одним нетрадиционным способом развития речи детей является использование конструктора «Лего». С его помощью можно корректировать произношение звуков и слогов, развивать связную речь и повышать словарный запас.
Отличным помощником в этом направлении станет книга Елены Мазановой «Речевые игры с лего».
3. Игры со сказками
Оказывается, сказки можно рассказывать разными способами.
Можно предложить ребёнку:
- рассказать любимую сказку от лица главного героя;
- рассказать по очереди с мамой небольшой кусочек из понравившейся сказки;
- придумать продолжение к знакомой сказке;
- придумать свою сказку.
Другие способы развития речи ребёнка
Prostock-studio/Shutterstock. com
Кроме речевых и логопедических игр существуют и другие способы, помогающие ребёнку овладеть навыками связной речи.
К ним относятся:
Хороводные игры и игры с пением
Развивают у детей чувство ритма, выразительность речи, а также координацию слов с движениями. В основе большинства таких игр лежат народные тексты.
Самый популярный хоровод это, конечно же, «Каравай», который любят петь на день рождения и детям, и взрослым.
Подробнее узнать о хороводных играх для детей можно здесь.
Пальчиковая гимнастика
Развивая мелкую моторику рук у ребёнка, мы стимулируем развитие речи.
Когда ребёнок делает ритмичные движения пальцами, у него усиливается работа тех отделов мозга, которые отвечают за речь. Кроме того, с помощью пальчиковых игр улучшается концентрация внимания, развивается ловкость и умение управлять своими движениями.
Чтение детской литературы
Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com
Детская литература знакомит маленького слушателя, а позднее – и читателя с красотой родной речи, с её богатством и многообразием. Знакомясь с произведениями разных жанров, дети накапливают определённый запас слов, овладевают основными грамматическими формами.
Переходите в раздел «Книжная полка» в нашем блоге: там собраны лучшие книги разных жанров для детей разного возраста!
Наблюдение за объектами окружающего мира, живой и неживой природой
Умение наблюдать за животными и растениями развивает у ребёнка способность логически мыслить и анализировать предмет со всех сторон. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать о предмете, описывать его.
Настольные игры
Lyakhova Evgeniya/Shutterstock.com
Настольные игры помогают развивать у ребёнка связную речь, фонематическое восприятие, грамматический строй речи, а также внимание, мышление и воображение. К ним относятся различные «ходилки», домино, лото, кубики и звуковые дорожки.
Детские логопеды рекомендуют воспользоваться следующими играми:
1. Для младших дошкольников (3-5 лет):
- настольная игра по сказке «Репка»;
- настольная игра по сказке «Колобок»;
- настольная игра по сказке «Курочка Ряба».
2. Для старших дошкольников (5-6 лет):
- настольная игра по сказке «Волк и семеро козлят»;
- домино «Где чей домик?»;
- лото «Домашние и дикие животные».
3. Для будущих первоклассников (6-7 лет):
- обучающая настольная игра «Простоквашино. Азбука»;
- обучающая игра «Фефекты фикции».
Ещё больше вариантов настолок ищите в материале Настольные игры для детей: выбираем лучшие из лучших.
Посещение детских спектаклей, зоопарка, цирка, экскурсии и путешествия
Chubykin Arkady/Shutterstock.com
Насыщенная и разнообразная жизнь ребёнка будет способствовать не только получению новых впечатлений, но и обогащению его словарного запаса и развитию мыслительной деятельности.
В процессе игры развивается не только речь, но и формируется характер ребёнка, происходит становление его личности. Не забывайте активно использовать в вашей повседневной деятельности речевые игры, и тогда ваш малыш быстрее научится грамотно и чётко выражать свои мысли и будет радовать вас красивой и благозвучной речью.
Источник фото обложки: New Africa/Shutterstock.com
Оцените, пожалуйста, статью
Нам это очень важно!
Средняя оценка: 4.6 / 5. Голосов: 9
Оценок пока нет. Оцените первым!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Игры для развития речи для детей 4-5 лет: упражнения, шаблоны для скачивания
В 4 года ребёнок уже очень много говорит – по делу и просто так. Но часто его речь бывает сбивчивая, неправильная, а артикуляция нечёткая. Помочь могут игры на развитие речи. В статье собраны упражнения на речевое развитие во всех категориях, а также предложены материалы для скачивания.
Аудио-версия статьи «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Содержание
Особенности речевого развития детей 4-5 лет
Артикуляционные игры
Игры для развития фонематического слуха
Игры на пополнение словарного запаса
- Игры для изучения глаголов
- Игры на изучение антонимов и синонимов
- Игры для изучения обобщающих слов и времён года
- Игры для изучения профессий
Игры для развития грамматических категорий
Игры на развитие связности речи
Настольные игры на развитие речи для детей 4-5 лет
В возрасте 4-5 лет значительно усложняются словесные конструкции, совершенствуется чистота произношения, увеличивается словарный запас и появляются более выраженные интонации. В этом периоде во время занятий нужно сделать акцент на связности предложений и их последовательности, а также на расширении активного словаря. В этом возрасте дети сами проявляют интерес к словотворчеству, изучают суффиксы, приставки и все способы словообразования. Лучший способ развивать речь ребёнка – предложить ему интересные игры.
Особенности речевого развития детей 4-5 лет
В возрасте 4-5 лет активно развивается познавательная деятельность и коммуникативные способности ребёнка. Основной упор в развитии речи родители и педагоги делают на подготовку ребёнка к школе. От речевого развития зависит скорость и качество восприятия устной и письменной речи, а также отношения со сверстниками и взрослыми.
Основные нормы речевого развития ребёнка 4-5 лет:
- С точки зрения фонетики. К пяти годам дети перестают смягчать твёрдые звуки, заменять шипящие и свистящие на другие, созвучные. Постепенно дети избавляются и от других фонетических ошибок: от перестановки букв, пропуска согласных звуков при их стечении. В целом речь становится более артикулированной. Иногда сохраняются ошибки, связанные со звуками «р», «л», шипящими согласными.
- С точки зрения словарного запаса. Объём активного словарного запаса четырёхлетки включает около 1500 слов, а за последующий год он удваивается. Это говорит об интенсивной познавательной деятельности и об совершенствовании памяти. Дети этого возраста большие «почемучки», они много говорят, задают вопросы, с удовольствием пересказывают сказки, мультфильмы. Возраст отлично подходит для заучивания стихов, в том числе, скороговорок. Дети 4-5 лет любят заниматься словотворчеством, по аналогии с существующими словами они придумывают новые, рифмуют их. Также происходит более чёткая группировка слов и предметов по категориям.
- С точки зрения грамматического строя речи. В 4 года дети говорят короткими предложениями из 3-4 слов, часто путают слова местами и допускают ошибки в согласовании слов. К 5 годам речь становится более связанной, предложения – развёрнутыми. Появляется способность рассказать историю по картинкам, пересказать сюжет сказки.
Артикуляционные игры
Игры для развития артикуляции помогут говорить более чётко, не проглатывать и не смягчать звуки. При развитии артикуляции важно работать в двух направлениях – тренировать мышечный аппарат и дыхание и развивать фонематический слух. От теории ближе к практике.
Пенные рисунки. Для творчества нужно застелить стол клеёнкой. Сверху положите альбом или бумагу в рулоне. Теперь наведите краски: в стакан с водой капните краситель и несколько капель средства для мытья посуды. Вместо кисточек будут трубочки для напитков. Ребёнок будет дуть в стакан с водой, чтобы появилась цветная пена, переливающаяся через края.
Графический диктант с огнём. Расставьте 20-30 свечек-таблеток в форме квадрата или прямоугольника, зажгите их. Теперь начинается самое интересное, просите ребёнка задувать свечки по одной, столбиками и строчками.
Артикуляционный кубик. Выполнять артикуляционную гимнастику бывает скучно, только если не делать это в форме игры. Принимать участие может несколько игроков или только мама с ребёнком. Участники кидают кубик и выполняют то упражнение, которое изображено на верхней стороне.
Предыдущее изображение
Следующее изображение
Скачать шаблон для склейки кубиков и описание упражнений можно тут:
Скачать шаблоныИгры для развития фонематического слуха
«Четвёртый лишний». Взрослый предлагает 4 слова. Ребёнок должен определить четвёртого лишнего в зависимости от того, в каком слове нет выбранной буквы. Например, из слов «джинсы, жакет, шапка, жилет» лишнее – «шапка», так как в нём нет буквы «ж». Выбирайте для игры проблемный для ребёнка звук, это могут быть шипящие, свистящие, «р» и «л».
«Любопытный». Ведущий задаёт вопросы, а ребёнок отвечает только словами, которые начинаются на выбранную букву. Например, буква «В». Диалог может быть таким: «Как тебя зовут?» – «Вика», «Что ты ела?» – «Вареники», «Во что ты играла?» – «В волейбол» и так далее.
«Найди звук». Взрослый показывает предмет или картинку и спрашивает, есть ли в этом слове определённый звук. Если он есть, ребёнок хлопает в ладоши. Пока ребёнок только учится определять звуки, взрослый может называть предмет. Потом можно только показывать картинку или предмет.
«Инопланетянин». С другой планеты прилетел инопланетянин. Он ещё не умеет говорить на нашем языке, но очень хочет научиться. Он произносит слоги, а ребёнок должен их повторять, например, «ша-ча-щу», «би-ру-бо». Сперва инопланетянина изображает взрослый, затем можно поменяться.
«Улитка». Игра помогает в автоматизации звуков, то есть в закреплении правильных движений для произношения того или иного звука. Особенно полезно в неё играть, когда есть проблемы с проговариванием того или иного звука. Ребёнок ставит палец в середину улитки, а затем двигается от центра по спирали, проговаривая каждое слово. Нужный звук находится в начале, в середине и в конце слов.
Предыдущее изображение
Следующее изображение
Скачать шаблоны для игры в «Улитку» можно тут:
Скачать шаблоныИгры на пополнение словарного запаса
В этом возрасте происходит большой скачок в росте активного словаря. В среднем, за год ребёнок узнает на 1500 больше, чем знал и использовал до этого. Задача родителей – добавлять в эту копилочку знаний больше новых слов. Этому отлично способствует прочтение книг. Так как при обычной беседе вы передаёте слова из своего частотного лексикона, а при прочтении звучат слова автора.
Игры для изучения глаголов
Раскраски. Изучая глаголы, можно предложить ребёнку творческое занятие. Для этого распечатайте на листах А4 шаблоны.
Предыдущее изображение
Следующее изображение
Скачать раскраскиНа раскрасках написано действие. Ребёнок должен раскрасить только те предметы, с которыми можно совершить это действие. Например, что можно помыть? На карточке нарисованы фрукты, руки, книжка и пол. Нераскрашенной останется только картинка книжки её мыть нельзя.
«Что делают предметы?» Вы называете предмет, а ребёнок придумывает как можно больше действий. Например, часы ходят, тикают, показывают время, звенят (будильник), бьют (куранты) и так далее. Можно взять такие предметы: река, машина, мяч, карандаш, чайник.
«Интервью». Расставьте несколько игрушек. Задавайте ребёнку вопросы про каждую из них, будто берёте интервью. Ребёнок должен рассказывать, что делала та или иная игрушка. Так, например, кукла может утром проснуться, умыться, сходить на прогулку, позавтракать, сделать зарядку. Чтобы ребёнок понял принцип игры, сперва можно взять интервью у него самого.
Игры на изучение антонимов и синонимов
Может быть вы слышали, когда ребёнок говорит маме: «Сними с меня варежки, мне холодно»? Дело тут не в детских капризах, как могло бы показаться, а в неумении пользоваться антонимичными понятиями. Варианты игр для изучения антонимов:
«Наоборот». Игра проводится с мячом с одним или несколькими детьми. Взрослый кидает мяч и произносит слово. Ребёнок должен отбить мяч и сказать антоним. Например, взрослый говорит «Слабый», ребёнок отвечает «Сильный».
«Слово-неприятель». Дети встают в круг, взрослый по центру. Если вы играете с одним ребёнком, можно встать напротив друг друга. Взрослый показывает действие, дети его повторяют и отвечают на вопрос «Что сделала мама?». Затем дети называют слово-неприятель (антоним) и совершают это действие. Например, взрослый садится. Дети говорят «Села» и тоже присаживаются. Потом они говорят «Встала» и все вместе встают. Другие варианты антонимичных действий: подняла руку/опустила, закрыла глаза/ открыла, улыбнулась/нахмурилась, надула щёки/сдула, высунула язык/спрятала и т.д.
«Тайны двойного». Вы называете две противоположные черты, а ребёнок ищет варианты, что может быть и таким, и таким. Например, что может быть мокрым и сухим? Лодка, обувь, зонт. Что может быть горячим и холодным? Вода, утюг, батарея.
«Сказки-перевёртыши». Взрослый рассказывает ребёнку сказку, меняя название и ключевые детали в сюжете на слова-противоположности. Например, вместо «Кота в сапогах» будет «Собака без шляпы», а вместо «Золотой рыбки» – «Серебряная кошка». Задача ребёнка – угадать сказку.
Синонимы усваиваются детьми позже, чем антонимы. Детям бывает сложно уловить оттенки значений. А если они обозначают одно и то же, то зачем использовать два разных слова? Объяснять детям, что такое синонимы, или слова-друзья, можно на примере сходных черт. Сперва ребёнок должен понять, что разные предметы могут быть охарактеризованы одним прилагательным, иметь схожие качества, выполнять одинаковые функции. Затем переходить к более точному понятию синонимичности слов. В этом помогут игры на качества предметов, их схожесть:
Упражнение «Чем похожи и чем отличаются». Распечатайте карточки с предметами.
Предыдущее изображение
Следующее изображение
Скачать карточкиНа них изображены предметы, которые могут показаться разными, но только на первый взгляд. Предложите ребёнку определить, какое свойство есть у всех этих предметов. Это может быть форма, цвет, материал изготовления, способ использования. Задача ребёнка – объяснить, чем эти предметы похожи, а затем чем они отличаются. Например, лягушка и крокодил похожи цветом и местом обитания. А отличаются они размерами.
«Аукцион». Игра подходит для двух и более детей. Взрослый устраивает аукцион, продаёт слова. Можно играть устно или для наглядности использовать карточки из игры в противоположности. Взрослый говорит прилагательное, например, «низкий», а дети по очереди называют предметы, которые могут быть низкими. Если образовалась заминка, взрослый говорит «Низкий – раз, низкий – два, низкий – три, продано» и отдаёт карточку ребёнку, который последний назвал предмет. Далее выбирается новое слово.
Ближе к 5 годам уже можно переходить к непосредственному изучению синонимов. В этом может помочь игра с карточками «Скажи по-другому». Их нужно скачать и разрезать по пунктиру.
Предыдущее изображение
Следующее изображение
Скачать карточкиИгра пригодится вам надолго. Пока ребёнок не умеет читать, можно играть так:
- разложите перед ребёнком 3-5 картинок;
- читайте вслух слова;
- ребёнок будет класть карточки со словами возле подходящей картинки.
Так он поймёт, что к одной и той же картинке подходит два слова, например, «актёр» и «артист» – они и будут синонимами.
С возрастом, когда ребёнок научится читать, можно будет повторить игру. Также положите перед ним несколько картинок и карточки со словами. Теперь из нескольких карточек со словами ему будет нужно подбирать по две, подходящие к каждой картинке.
Игры для изучения обобщающих слов и времён года
Все предметы имеют признаки, по которым их можно собрать по группам. Обычно к 4 годам ребёнок уже умеет обобщать предметы по цветам, формам, размерам.
Следующие категории, которые нужно знать ребёнку – это игрушки, инструменты, школьные принадлежности, одежды, мебель, обувь, фрукты, овощи, растения, животные, птицы. Причём для детей 4-5 лет уже можно вводить более конкретные категории, например, перелётные, зимующие и домашние птицы. Животных можно делить по группам по среде обитания: водные жители, домашние, сельскохозяйственные, звери Африки, Севера и так далее.
Для группировки предметов и изучения обобщающих слов существует много сортеров, рамок-вкладышей. Можно заниматься дома устно или по карточкам. Примеры игры:
«Назови одним словом». Показываете карточки и просите ребёнка назвать их одним словом. Затем назовите каждый отдельный предмет и обсудите отличия. Можно использовать такие карточки.
Предыдущее изображение
Следующее изображение
Скачать карточкиВторой вариант игры с этими же карточками – сортировка предметов. Для этого понадобится разрезать картинки, чтобы получились отдельные предметы. Теперь ребёнку нужно не только назвать категории, но и разложить картинки по кучкам.
«Третий лишний». Вы выкладываете на стол 4-5 карточек, ребёнку нужно убрать лишнюю и объяснить, почему она не подходит. Например, среди насекомых затерялась птица. Или в овощах спрятался фрукт.
«Я знаю». По очереди дети говорят: «Я знаю 5», называют категорию предметов и пять наименований. Например, «Я знаю 5 растений: тюльпан, дуб, сирень, ясень и огурец».
Отдельного внимания заслуживает изучение времён года. Ребёнок учится отличать смену погоды, наблюдает за природными явлениями и учится их называть. Первое, что нужно делать родителям для изучения времён года, – это на прогулке и дома активно разговаривать с ребёнком, комментировать все происходящие изменения.
Например, при сборах на прогулку проговаривать: «Наступила осень, на улице стало холоднее, поэтому нам нужно надеть перчатки, чтобы не замёрзли пальцы. Осенью часто идёт дождь, вот и сегодня обещают. Возьмём на прогулку зонтик и резиновые сапожки?».
Кроме наблюдений за природой, можно использовать книжки. Наверняка, дома найдётся книжка с зимней или осенней иллюстрацией. При прочтении задержитесь на ней подольше, отмечая, что нарисовано.
Можно использовать и специальные картинки с временами года. По ним удобно не только изучать предметы и явления природы, но и составлять небольшой рассказ. Например, на картинке нарисован мальчик, который весной пускает кораблики по ручейкам. Это же целая история! Попробуйте её придумать вместе с ребёнком.
Изучая времена года, можно использовать игры с прищепками. Они не только увеличивают словарный запас, но и развивают мелкую моторику, что очень важно для речевых навыков.
Можно использовать такой круг:
Скачать круг времена годаИли карточки с картинками:
Скачать карточкиОдна рекомендация: если вы хотите долго использовать такие карточки, после распечатки заламинируйте их с помощью скотча. Так ребёнок не сможет их помять или порвать, когда будет прикреплять прищепку.
Ближе к 5 годам можно начать изучение месяцев. Это помогут сделать стишки-запоминалки, например, вот такой:
Игры для изучения профессий
Изучая профессии, можно значительно увеличить активный словарный запас, подтянуть все части речи, проработать над связностью предложений. К тому же, это отличная основа для новых сюжетно-ролевых игр и увлечений. Варианты игр:
«Бюро находок». Распечатайте карточки с профессиями.
Предыдущее изображение
Следующее изображение
Скачать карточкиПредложите ребёнку определить, какие инструменты к какой профессии принадлежат. Проговорите, что работник делает с каждым предметом. Например: «В бюро находок найден шприц. Кому он принадлежит? Шприц нужен врачу. Врач шприцом делает уколы пациентам».
«Четвёртый лишний». Из этих же карточек разложите линию из предметов. Ребёнку нужно показать, какой предмет лишний, и объяснить, почему, кому все они принадлежат.
Игра с прищепками «Изучаем профессии». Распечатайте шаблоны и дайте ребёнку прищепки.
Предыдущее изображение
Следующее изображение
Скачать карточкиЕму будет нужно из всех предметов подобрать те, которые важны для профессий, и присоединить их прищепками. Также обязательно проговаривайте, что делает работник с этими предметами. Например, «Учитель учит детей. Ему нужны книжки, чтобы изучать разные предметы и давать детям задания. Ему нужна доска, чтобы писать на ней мелом».
Что делает животное?
Вариантов игры с карточками животных несколько. Можно использовать игрушки или карточки с картинками. Для начала распечатайте карточки, скачать их можно по ссылке ниже.
Предыдущее изображение
Следующее изображение
Скачать 34 карточкиПервый вариант игры: как говорит животное: Карточки разложены изображением вниз. Ребёнок переворачивает одну карточку и вспоминает, как говорит животное. Например, корова мычит, тигр рычит, овца блеет и так далее.
Второй вариант игры: что умеет делать животное? Карточки разложены также, изображением вниз. Ребёнок поднимает карточку и рассказывает, что делает зверёк. Можно добавить больше информации – какого цвета у него шерсть, что он кушает, где живёт.
Третий вариант игры: угадай, кто я? Взрослый характеризует животное – что оно делает, как выглядит. А ребёнок должен угадать, о ком идёт речь. Когда ребёнок поймёт правила игры, сложите карточки в стопку изображениями вниз. Один участник берёт карточку и старается объяснить, кто там нарисован, второй угадывает. Потом участники меняются. Пример объяснения: «Она зелёная, мокрая и прыгает, живёт в пруду» – лягушка.
Игры для развития грамматических категорий
К пяти годам ребёнок хорошо осваивает согласование существительных и прилагательных по падежам и числам. Как можно помочь ребёнку развить этот навык:
«Подбери слово». Взрослый говорит прилагательное, а ребёнок должен подобрать одно или несколько существительных, подходящих по смыслу и падежу. Например, «Свежий – хлеб; свежая – рыба; свежее – мясо», «Чёрная – кошка; чёрный – зонт; чёрное – небо».
«Из чего сделано?». Цель игры – правильное использование относительных прилагательных. Ребёнку нужно сгруппировать все карточки с предметами по материалу изготовления, а затем проговорить, как они называются. Например, свитер из шерсти – шерстяной свитер, лодка из дерева – деревянная лодка.
Предыдущее изображение
Следующее изображение
Карточки для игры можно найти тут:
Скачать карточки«Назови ласково». Взрослый называет слово, а ребёнок подбирает уменьшительный суффикс. Для некоторых слов всё очевидно, например, «ведро-ведёрко», а другие слова имеют несколько вариантов: «лист – листочек, листик», «гриб – грибочек, грибок». Затем можно называть ласково не одно слово, а словосочетание: «жёлтый лимон» превратится в «жёлтенький лимончик» и так далее.
Игры на развитие связности речи
Связная речь – это умение составлять предложения и тексты, опираясь на грамматические категории слов и логику. Дома это умение тренируется постоянно: когда вы спрашиваете у ребёнка, как он провёл день в детском саду и чем он занимался, когда читаете книжки и играете в сюжетно-ролевые игры. Любое общение с ребёнком – это уже урок на развитие связности речи. Особенно стоит отметить чтение книг. После прочтения важно поговорить с ребёнком, попросить его пересказать сюжет, отметить какие-то важные детали.
Несколько вариантов игр:
«Составление предложений». Распечатайте карточки для составления предложений здесь.
Предыдущее изображение
Следующее изображение
Скачать карточкиПредложите ребёнку рассказать, что происходит на картинках, какое слово пропущено, обычно это глагол. На примере этих карточек можно показать, что из двух слов, если добавить третье, можно составить несколько совершенно различных по смыслу предложений.
«Так не бывает». Взрослый говорит короткие предложения, ребёнок внимательно слушает и ищет ошибку. Если он её находит, то хлопает в ладоши, говорит: «Так не бывает» и объясняет, почему. Пример «неправильных» предложений: «На ёлке растут сочные груши», «В саду созрели фиолетовые яблоки».
«Рассказ по картинкам». Распечатайте картинки, предложите их поставить в нужном порядке и рассказать по ним историю. Варианты таких картинок.
Предыдущее изображение
Следующее изображение
Скачать картинки«Жили-были». Взрослый начинает короткую историю, а ребёнок её продолжает. Например, «Жила-была была тучка, что с ней стало потом?» – «Из неё полился дождик». Или так: «Жило-было семечко, что с ним потом стало?» – «Оно проросло в цветочек».
Настольные игры на развитие речи для детей 4-5 лет
Настольные игры могут собрать за столом всю семью. Кстати, некоторые из них можно смастерить своими руками. Вот во что из настолок можно поиграть с детьми 4-5 лет:
«Звезда с неба». Игра направлена на развитие фонематического восприятия, различение сложных звуков «р, л, с, з, ш, ж» и их произношение в окружении короткой фразы или предложения. Игра построена по принципу шнуровки – участникам нужно нанизывать на шнурок карточки с тем или иным звуком.
«Тарань и вобла». Ещё одна игра на различения фонем, в этом раз на два конкретных проблемных звука – «р» и «л». Правила игры похожи на предыдущую игру: на такие же шнурки дети нанизывают свой «улов». Играть можно с одним ребёнком или в компании детей до 4 участников.
«Элиас Джуниор». В наборе карточки с картинками и песочные часы, мини-поле. Участники разбиваются на команды по 2 человека. Их цель – объяснить другими словами, что изображено у него на картинке, пока в часах не кончился песок. Игра заявлена для детей с 5 лет. Но для ребят, которые уже хорошо разговаривают и объясняют можно начинать играть и в более раннем возрасте.
«Мягкий знак». На карточках – имена прилагательные. Участники должны подобрать к своей карточке как можно больше предметов, подходящих под описание. Например, что бывает колючее? Ёж, ёлка, нож, шерстяной свитер.
Кубики «Сочини историю». В наборе 9 и более кубиков, в зависимости от производителя. На каждой стороне кубика нарисован символ или действие. Кидая кубики, детям нужно сочинить историю. Сперва можно брать минимальное количество кубиков, затем постепенно добавлять по одному.
«В стране Котландии». Удивительная страна, в ней живут коты-путешественники. О их историях дети смогут рассказать, разглядывая карточки с профессиями, странами и достопримечательностями. Дополнительно в наборе есть познавательные материалы с фактами о котах, архитектуре и городах.
«Простоквашино. Азбука». Игра направлена на изучение алфавита и на расширение словарного запаса. Так как игра содержит несколько уровней сложности, в неё можно играть как при первом знакомстве с буквами, так и при более глубокой подготовке к школе.
«Соображарий Junior». Компактная игра для развития речи. В наборе две колоды: одна с буквами, другая с описанием предмета. Участники тянут по две карты и придумывают предметы, которые подходят по описанию и начинаются с заданной буквы. Например, если на карточках написано «Еда» и дана буква «В», можно ответить – «Вареники, виноград, выпечка».
«Тик Так Бумм для детей». Игра заявлена для детей с 5 лет, но если ребёнок уже хорошо разговаривает и умеет описывать карточки, она ему подойдёт. Дети садятся в круг, так удобнее передавать бомбу. Она вот-вот взорвётся, но у кого в руках – не понятно. За один круг ребята должны подбирать слова-ассоциации к картинке на карточке. Как только ребёнок говорит ассоциацию, он сразу передаёт бомбу следующему игроку. Игра развивает скорость мышления и словарный запас.
Развивая речь ребёнка, помните, что главное – это не пособия и замысловатые игры, а общение, личный контакт и собственный пример. Прививайте любовь к знаниям играя.
игр для развития языковых навыков
Один из наших любимых способов поддержки развития речи в дошкольном и школьном возрасте — игра! Мы знаем, что дети более вовлечены и мотивированы, когда хорошо проводят время, и, к счастью, есть много игр, которые мы можем использовать. Я расскажу о нескольких различных типах игр, которые мы часто используем на сеансе терапии, которые также можно использовать дома, а также предоставлю несколько вариантов совершенно бесплатных игр, в которые можно играть с вашими детьми. Три моих любимых типа игр для развития речи/языка:
- Угадывание/описание игр
- Игры-рассказчики
- Игры убеждения
Вы можете нажать на зеленые ссылки, чтобы приобрести игры для себя!
Игры в угадывание/описание
Игры в угадывание/описание — отличный способ улучшить описательный язык, использовать более длинные предложения, дать определение словам и сделать выводы или умные предположения о том, что говорится.
Вот несколько примеров:
- Hedbanz: Идея этой игры состоит в том, чтобы положить карту, которую вы не видите, над головой, а затем задавать вопросы о карте, чтобы угадать ее. Например, «Я животное?» «Я живу в воде?» Для детей младшего возраста мне нравится играть в эту игру, когда другие игроки дают подсказки (например, «Это животное, которое плавает в воде, и у него есть раковина»). Отличная игра как для описания, так и для угадывания
- Угадай, кто: в этой игре у каждого игрока есть карточка человека, и другие игроки задают вопросы, чтобы исключить других людей и точно определить человека на карте (например, «У вашего человека рыжие волосы?»). Это отличный способ задавать вопросы, а также делать умные предположения. Например, если игрок говорит: «Нет, у моего человека нет рыжих волос», вам нужно устранить всех людей с рыжими волосами.
- Игры с барьером: Игры с барьером — это игры, в которых игроки сидят с барьером между ними. Хорошим примером является классическая игра Морской бой. Нам нравится играть в барьерные игры, чтобы создать картинку. В одной версии у каждого человека есть одна и та же сцена с изображением по обе стороны от магнитного мольберта. Магниты размещаются в одном и том же месте, давая указания другим игрокам (например, «Поместите крокодила в центр реки, на дно»).
Бесплатные игры с описанием/угадыванием:
- Я Шпион — описание предметов в окружающей среде, а не только цвет. Или сделайте еще один шаг и опишите элементы, которых нет в окружающей среде.
- 20 вопросов
- Игра «Барьер»: поставьте барьер между двумя игроками и попытайтесь нарисовать одинаковую картинку или создать такой же блок, просто давая друг другу указания.
- Категории — выберите категорию (например, фрукты, вещи, которые вы носите) и передавайте мяч вперед и назад, перечисляя предметы в категории. Последний человек, который сможет придумать другой предмет в категории, становится победителем.
Игры-рассказчики
Игры-рассказчики отлично подходят для развития навыков повествовательного языка, таких как идентификация персонажей и обстановки, использование четкого начала, середины и конца, а также последующая работа над пересказом истории.
Вот некоторые из наших любимых:
- Карточки «Создай историю»: это карточки с изображениями персонажей и сцен, которые повторяются, но немного меняются, поэтому они отлично подходят для начала истории. Вы можете по очереди с ребенком дополнять историю или позволить ребенку создать ее самостоятельно.
- Кубики историй Рори: они похожи на карточки «Расскажи мне историю» тем, что на них есть изображение, предназначенное для извлечения части истории, но изображения гораздо менее конкретны и детализированы, поэтому воображение играет большую роль.
*Бесплатные игры-рассказчики:
- Истории по очереди – вы или ваш ребенок начинаете рассказ. Каждый человек может добавить по одному предложению, поэтому история может значительно отличаться от того, что вы планировали изначально. Для детей старшего возраста забавной задачей будет ограничить каждый поворот одним словом или всего несколькими словами.
- Истории с игральными костями — похожи на истории с чередованием, но на каждом ходу игрок использует кубик или кости, чтобы определить, сколько слов он может добавить к истории.
Игры на убеждение
Игры на убеждение — отличный способ поработать над языковым планированием, формулированием предложений, двусторонней беседой и согласием/несогласием.
Вот некоторые из наших любимых:
- Вы, должно быть, шутите! Сумасшедшая книга «Вы бы предпочли?» Вопросы: у нас в Emerge есть настольная игра от этой компании. Игр нет в наличии, но эти вопросы похожи. Вы можете по очереди задавать вопросы и отвечать на них. Для дополнительной языковой работы объясните друг другу свой выбор и попытайтесь угадать, что выбрал бы другой человек.
- Лев на моем пути: работайте вместе, чтобы добраться домой, преодолевая различные препятствия. Вы выбираете «инструмент» для использования (что угодно, от пылесоса до коробки конфет). По очереди убеждайте других игроков, почему ваш инструмент будет лучшим. Это также отличная игра для поиска компромисса.
*Бесплатные игры на убеждение:
- Вы бы предпочли вопросы? Вы можете найти множество готовых списков в Интернете или придумать свои собственные.
- Дебаты — выберите серьезную или глупую тему (например, Тираннозавр против Стегозавра) и обсудите, почему одна лучше другой. Для дополнительного испытания поменяйте сторону на полпути.
Сообщение в блоге, написанное Келли Гоад, Массачусетс, CCC-SLP
Связанные блоги
от Amanda Pahl | 22 марта 2023 г. | Речь и язык, трансгендерный голос | 0 комментариев
Введение Привет, я Эми! Мои местоимения — она/она. Я логопед, специализирующийся на таких областях, как орофациальная миология, черепно-мозговая травма, устройства, генерирующие речь, и трансгендерная голосовая терапия. Первый пост в этой серии был посвящен анатомии, диафрагмальному…
Подробнее
Аманда Пал | 22 марта 2023 г. | Речь и язык, трансгендерный голос | 0 Комментариев
Введение Hola, soy Amy. Mis pronombres son ella/el. Soy logopeda especializada en áreas como la miología orofacial, las lesiones cerebrales, los dispositivos generadores del habla y la terapia de la voz transgénero. En la first entrada de esta serie se trataron…
Подробнее
по Amanda Pahl | 16 февраля 2023 г. | Речь и язык, трансгендерный голос | 0 комментариев
Введение Привет, я Эми! Мои местоимения — она/она. Я логопед, специализирующийся на таких областях, как орофациальная миология, черепно-мозговая травма, устройства, генерирующие речь, и трансгендерная голосовая терапия. Этот первый пост в блоге посвящен анатомии, диафрагмальному дыханию и…
Подробнее
от Amanda Pahl | 16 февраля 2023 г. | Речь и язык, трансгендерный голос | 0 Комментариев
Введение Hola, soy Amy. Mis pronombres son ella/el. Soy logopeda especializada en áreas como la miología orofacial, las lesiones cerebrales, los dispositivos generadores del habla y la terapia de la voz transgénero. Esta primera entrada del blog trata de la…
Подробнее
от Amanda Pahl | 3 ноября 2022 г. | аутизм, социальные навыки, речь и язык | 0 комментариев
Прочтите эту статью SLP Джесси и Лауры, чтобы узнать об общих различиях между нейродивергентным и нейротипичным стилями общения!
Подробнее
Аманда Пал | 3 ноября 2022 г. | аутизм, социальные навыки, речь и язык | 0 Комментариев
Algunos individuos autistas (y много других individuos neurodivergentes) se comunican de forma diferente los individuos neurotípicos. Según el modelo médico de la discapacidad, este typeo de comunicación se рассматривает ип trastorno y algo que requiere una intervención…
Подробнее
от Amanda Pahl | 28 сентября 2022 г. | Аутизм, Аутизм, Регулирование поведения, Сообщество, Общая информация, Трудотерапия, Воспитание, Сенсорная обработка/интеграция, Социальные навыки, Речь и язык | 0 комментариев
Маскировка аутизма — это когда аутичный человек скрывает или изменяет свои естественные реакции, чтобы казаться более нейротипичным. В прошлом некоторые терапевты, педагоги и члены семьи, возможно, явно обучали маскированию поведения, чтобы помочь людям, с которыми они работают…
Подробнее
от Amanda Pahl | 28 сентября 2022 г. | Аутизм, Аутизм, Регулирование поведения, Сообщество, Общая информация, Трудотерапия, Воспитание, Сенсорная обработка/интеграция, Социальные навыки, Речь и язык | 0 комментариев
El enmascaramiento autista es cuando una persona autista oculta o altera sus respuestas naturales para parecer más neurotípica. En el pasado, algunos terapeutas, educadores y familias pueden haber enseñado explícitamente Conductas de enmascaramiento para ayudar a los…
Подробнее
от Amanda Pahl | 10 июня 2022 г. | Общая информация, Воспитание, Речь и язык, Путешествия | 0 Комментарии
Aprenda формы де ayudar apoyar эль progreso де ла terapia дель habla де су hijo durante эль verano мошенник Actividades divertidas у формы де promover эль desarrollo дель lenguaje.
Подробнее
Похожие видео
Упражнения для поощрения развития речи и языка
У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.Есть много способов помочь ребенку научиться понимать и использовать слова. Если вас что-то беспокоит, обратитесь к логопеду.
От рождения до 2 лет
- Произносить звуки вроде «ма», «да» и «ба». Постарайтесь, чтобы ваш ребенок сказал их вам в ответ.
- Посмотрите на своего ребенка, когда он издает звуки. Отвечайте им и говорите то, что они говорят. Сделайте вид, что ведете беседу.
- Реагируйте, когда ваш ребенок смеется или корчит рожи. Повернись к ним такими же лицами.
- Научите ребенка делать то же, что и вы, например, хлопать в ладоши и играть в прятки.
- Разговаривайте с ребенком, когда купаете его, кормите и одеваете. Говорите о том, что вы делаете и куда вы идете. Скажи им, кого или что ты увидишь.
- Укажи цвета и формы.
- Считай, что видишь.
- Используйте жесты, такие как махание руками и указывание.
- Расскажите о звуках животных. Это поможет вашему ребенку соединить звук и животное. Используйте такие слова, как «Собака говорит гав-гав».
- Добавьте к тому, что говорит ваш ребенок. Когда ваш ребенок говорит: «Мама», скажите: «Вот мама. Мама любит тебя. Где ребенок? Вот ребенок».
- Прочтите своему ребенку. Вы не должны читать каждое слово, но говорите о картинках. Выбирайте прочные книги с большими красочными картинками. Спросите ребенка: «Что это?» и попытайтесь заставить их указывать на предметы или называть их.
От 2 до 4 лет
- Говорите с ребенком четко. Моделируйте хорошую речь.
- Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, чтобы показать, что вы его понимаете. Добавьте к тому, что они говорят. Используйте такие слова, как «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?»
- Иногда сюсюкать можно. Обязательно используйте слово для взрослых. Например, «Пора гам-дин. Сейчас мы поужинаем».
- Вырежьте изображения любимых или знакомых вещей. Разделите их на категории, например, на чем ездить, что есть и с чем играть. Создавайте глупые картинки, смешивая и сопоставляя картинки. Приклейте изображение собаки за рулем автомобиля. Поговорите о том, что не так с изображением и как это исправить.
- Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Вы Марти?» и «Может ли свинья летать?» Пусть ваш ребенок придумывает вопросы и пытается вас одурачить.
- Задавайте вопросы, предполагающие выбор. «Ты хочешь яблоко или апельсин?» «Ты хочешь надеть красную или синюю рубашку?»
- Помогите своему ребенку выучить новые слова. Назовите части тела и расскажите, что вы с ними делаете. «Это мой нос. Я чувствую запах цветов, пирожных и мыла».
- Пой простые песенки и рассказывай детские стишки. Это поможет вашему ребенку выучить ритм речи.
- Поместите знакомые предметы в коробку. Попросите ребенка взять один и сказать вам, как он называется и как им пользоваться. «Это мой мяч. Я его подбрасываю. Я им играю».
- Показать фотографии знакомых людей и мест. Расскажите о том, кто они и что произошло. Попробуйте придумать новые истории.
от 4 до 6 лет
- Будьте внимательны, когда ваш ребенок разговаривает с вами.
- Прежде чем говорить, привлеките внимание ребенка.
- Хвалите ребенка, когда он что-то вам говорит. Покажите, что вы понимаете их слова.
- Пауза после разговора. Это даст вашему ребенку возможность ответить.
- Продолжайте помогать ребенку учить новые слова. Произнесите новое слово и объясните, что оно означает, или используйте его так, чтобы он понял. Например, вы можете использовать слово «транспортное средство» вместо «автомобиль». Вы можете сказать: «Думаю, я поеду в магазин на машине. Я слишком устал, чтобы идти пешком».
- Говорите о том, где что находится, используя такие слова, как «первый», «средний» и «последний» или «правый» и «левый». Говорите о таких противоположностях, как «верх» и «низ» или «включено» и «выключено».
- Пусть ваш ребенок угадает, что вы описываете. Скажите: «Мы используем его, чтобы подмести пол», и пусть они найдут метлу. Скажите: «Оно холодное, сладкое и подходит для десерта. Я люблю клубнику», чтобы они могли угадать «мороженое».
- Работа с группами элементов или категориями. Найдите вещь, которой нет в группе. Например: «Ботинок не сочетается с яблоком и апельсином, потому что его нельзя есть. Он не круглый. Это не фрукт».
- Помогите ребенку следовать двух- и трехшаговым инструкциям. Используйте такие слова, как «Иди в свою комнату и принеси мне свою книгу».
- Попросите ребенка дать указания. Следуйте их указаниям, пока они расскажут вам, как построить башню из блоков.
- Поиграйте с ребенком в такие игры, как «домик». Пусть они будут родителем, а вы притворяетесь ребенком. Расскажите о разных комнатах и мебели в доме.
- Смотрите вместе фильмы на телевизоре или планшете. Расскажите о том, что смотрит ваш ребенок. Предложите им угадать, что может произойти дальше.