Иллюзия восприятия психология: Иллюзия восприятия — PsychologyPro

Иллюзии восприятия и их влияние на формирование показаний — Юридическая психология

Иллюзии восприятия (от лат. iliusio-ошибка, заблуждение) — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда этим термином называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие.

Подробнее

В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений.

К другому классу иллюзий восприятия относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона).

К иллюзиям восприятия незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее.

Некоторые И. в. имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов.

Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, в настоящее время нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, которые в нормальных условиях обеспечивают его константность.

Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, «картины мира». По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека — его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения И. субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека.

В восприятиях будущего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого могут иметь место иллюзии (ошибки, обманы). Процесс возникновения иллюзии имеет свои закономерности.

Иллюзии проявляются:
    1. вследствие особых условий, при которых происходит наблюдение, например наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п.;
    2. из-за ложного суждения о видимом: обман здесь наступает при неправильном осмысливании зрительного образа;
    3. вследствие оптического несовершенства глаза и некоторых особых свойств различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов). Возможны некоторые искажения зрительных ощущений в результате близорукости, дальнозоркости, дальтонизма и других дефектов зрительного аппарата, не характерных для большинства людей.

На процесс приема и переработки информации могут влиять чувства (эмоции). Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими или поверхностными, положительными или отрицательными, продолжительными или кратковременными. Различаются они также и по степени осознанности. Чувства выполняют как сигнальную функцию, информируя о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека, так и регулятивную функцию, управляя дальнейшим ходом восприятия.

Формирование материала показаний нередко происходит в критических ситуациях, которые вызывают в человеке различные сильные эмоциональные реакции.

Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым.


Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Слепое пятно

Дело в том, что сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, приходящихся на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются.

Иррадиация

Явление иррадиации (по-латыни — неправильное излучение) состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.

«Целое» и «часть»

Очень многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы воспринимаемые нами фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой. К этому разделу относится, пожалуй, самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике. Все они могут быть разделены на пять групп.

Во-первых, сравнивая две фигуры, из которых одна действительна меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой — большими («целое больше — больше и его части»). Это хорошо видно, скажем, на примере с линейкой: левый отрезок на ней кажется нам больше длиннее правого, хотя на самом деле они равны. Это обуславливается психологическим аспектом восприятия. Это происходит потому, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на её части.

Во-вторых, встречаются случаи иллюзий того же рода с той только разницей, что суждение о зрительном образе идет в обратном направлении: не от «целого» к «части», а от «части» к «целому».

В-третьих, при восприятии фигур в целом и отдельных их частей (линии, углы, отдельные детали) зрительные иллюзии могут иметь место вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т.е. обстановки, окружения этих частей и их взаимосвязи с другими частями фигуры. Вот пример: на рисунке слева круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы.

В-четвертых, известны иллюзии, причина которых кроется в уподоблении (ассимиляции) одной части фигуры другой. На приводимом рисунке прямая касательная ко всем кружкам разных радиусов кажется кривой, так как мы невольно уподобляем её верхней криволинейной границе. (Иллюзия С. Томпсона).

Наконец, следует указать на последнюю группу иллюзий, связанных со зрительным восприятием целого и части, причина которых кроется в неспособности зрительного аппарата иногда выделить часть из целого из-за сложности обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру.

Переоценка вертикальных линий

В силу исторически накопленного опыта, с одной стороны, и благодаря расположению линии, соединяющей глаза человека в горизонтальной плоскости, с другой, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными, и это также приводит к иллюзиям зрения. К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством не подразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.

Преувеличение острых углов

Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь «схватывает» острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.

Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим её линиям фона. На приводимом рисунке прямолинейные стороны квадрата кажутся искривленными, а весь квадрат — деформированным.

Меняющийся рельеф и перспектива

Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение.

Примером тому служит приводимый рисунок: куб то кажется видимым сверху, то сбоку; раскрытая книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Это происходит как по нашему желанию, так и непроизвольно и иногда даже наперекор нашему желанию.

 

Мы часто видим сходящиеся вдали параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т.п.). Это явление называется перспективой. Перспективное восприятие пространства, выработанное многовековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматриваемые им картины и фотографии, на которых изображены разноудаленные предметы. На рисунке коридор кажется объемным именно благодаря перспективе: коридор на нем уходит вглубь, а пол состоит из прямоугольников.

 

 

«Фигура» и «фон»

Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом — более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть, прежде всего, пятна меньшей площади, а также пятна более яркие «выступающие», причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма. На рисунке большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта.

 

Портретные иллюзии

Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не на середине глаза, а смещенными в бок. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют — остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Иллюзии при движении объекта

При движении объекта наблюдения встречается также ряд зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Например, если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то весь круг нам кажется окрашенным. Это можно объяснить способностью нашего глаза в течение долей секунды удерживать зрительное впечатление, хотя видимый предмет уже исчез из вида.

Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а если проще — эффект волчка. Если диск со спиралью (волчок) вращать по часовой стрелке, то после продолжительного фиксирования её глазом у нас возникает впечатление стягивания всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от центра к периферии. Если после длительного рассматривания движущейся спирали взглянуть на неподвижные предметы, мы увидим их движение в обратном направлении. Так, например, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося парохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри поезда или парохода, то нам покажется, что они тоже движутся, но в обратном направлении. Эти иллюзии связаны с последовательными движущимися образами.

Иллюзии цветового зрения

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Одно из явлений — явление смещения максимума относительной видности при переходе от дневного зрения к сумеречному — состоит в том, что при сумеречном зрении (при низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию вообще, но и что в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек на рисунке при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым.

Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом. Во- вторых, существует понятие собственно цветовых контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Иллюзии этого рода нам встречаются в следующих видах. Черный круг на рисунке кажется слегка красноватым на зеленом фоне, когда мы прикрываем рисунок тонкой прозрачной бумагой, то иллюзорный красный цвет становится ещё более заметным (стирается резкость границ и уменьшает разницу в яркости поля и фона и тем усиливает проявление эффекта). Аналогично черный круг на красном будет казаться зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне — зеленовато-желтым и на голубом — медно-красным.

Иллюзии восприятия размера

Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Весь эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.

Так как «возле горизонта» означает для наших «бессознательных умозаключений», что луна стала дальше, чем когда находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового постоянства углового размера диска. Вот и получается психологически, что диск стал крупнее. Иначе, удаляясь, он никак не мог бы оставаться того же углового размера. И мы видим луну огромной!

Презентация на тему «Иллюзия восприятия»

ГАПОУ КО «Медицинский техникум»

Презентация на тему: «Иллюзии восприятия»

Обнинск,13 декабря 2020г.

  • Иллюзии — это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Восприятие  — весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.
  • В целом, иллюзия восприятия
    — это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия.

Разновидности иллюзий восприятия :

  • Физические  
  • Оптические  
  • Звуковые
  • Физиологические
  • Слуховые  
  • Тактильные
  • Обонятельные вкусовые  
  • Вербальные  
  • Иллюзия восприятия времени  

1. Физические иллюзии

Физические иллюзии связаны связаны с действующими в мире объективными законами физики (например, оптическая иллюзия: чайная ложка, погружённая в стакан с водой, воспринимается как надломленная).

2.Оптические иллюзии

1.

На рисунке белый квадрат на черном кажется больше черного квадрата на белом фоне. На самом деле фигуры одинаковы.

Оптическая иллюзия — впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, т.е. оптический обман зрения.

  • иллюзии восприятия размера;
  • иллюзии искажения
  • иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы
  • иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура
  • портретные иллюзии
  • иллюзии при движении объекта
  • иллюзии восприятия цвета

На рисунке параллельные линии кажутся

2.

непараллельными.

Куб то кажется видимым сверху, то сбоку; раскрытая книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас.

3.

4.

На рисунке большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта.

5. портретные иллюзии

Многим приходилось видеть портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют — остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

6. иллюзии при движении объекта

Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а если проще — эффект волчка. Если диск со спиралью (волчок) вращать по часовой стрелке, то после продолжительного фиксирования её глазом у нас возникает впечатление стягивания всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от центра к периферии.

 

7.иллюзии восприятия цвета

Клетки A и B воспринимаются нами, как темно-серая и светло-серая, на самом же деле эти клетки одного цвета.

3. Звуковые иллюзии

Звуковые иллюзии могут возникать у абсолютно здоровых людей под влиянием стрессового состояния, волнения, необычных условий. В каждом конкретном случае, психологи находят соответствующее объяснение.

Падающие колокола

Звуковая иллюзия, получившая название «падающие» колокола, состоит в том, что прослушанные в записи звуки колоколов «падают» с понижением высоты тона.

Однако, вслушиваясь внимательно, человек понимает, что тон, наоборот, увеличивается. То есть, начальная высота тона ниже, чем в конце.

Ускоряющиеся барабаны

Смысл иллюзии «ускоряющихся» барабанов выражается в том, что на самом деле они звучат одинаково, хотя кажется что темп постоянно возрастает. Слушайте внимательно!

4. Физиологические иллюзии

Физиологические иллюзии могут возникать у совершенно здоровых психически людей под влиянием аффективных состояний — напряжения, усталости или по причине снижения степени внимания.

Цвет фигур кажется более ярким  и насыщенным, если  фигуры  окантованы черными рамками.

На самом же деле и в одном, и в другом квадрате цвета совершенно одинаковые.

5. Слуховые иллюзии

искажённое восприятие характеристик звука: силы, ритма, расстояния до источника звука.

Иллюзия Шепарда

При увеличении громкости, тон воспринимается как более высокий.

Иллюзия звукового контраста

Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

6. Тактильные иллюзии

  — иллюзии восприятия тактильных ощущений.

Иллюзия Аристотеля: небольшой шарик, помещенный между скрещенными указательным и средним пальцами, воспринимается как два разных шарика

Иллюзия Шарпантье: Если поднимать два одинаковых по весу, но различных по объёму предмета, то меньший воспринимается как более тяжелый.

7. Обонятельные, вкусовые иллюзии

— проявляются в виде изменения качества ощущений, например, сладкое ощущается кислым.

8. Вербальные иллюзии

  — возникают в результате искажённого восприятия реальных разговоров окружающих людей.

9. Иллюзия восприятия времени

— искажённое восприятие хода времени

Вывод:

Иллюзии обусловлены разными причинами. Они могут быть зрительными, тактильными, слуховыми и т.д. (по органам чувств). Иллюзии не являются признаком какой-либо болезни, хотя и могут сопровождать какие-либо психические расстройства. Однако главным отличием от них является то, что здоровый человек, воспринимая окружающий мир ложно, осознает, что это иллюзия, в то время как больной человек принимает ее за реальность.

Список литературы:

  • Сайт «Elnow» ( Андрей Ким 25 декабря 2014 год)
  • Логвиненко А.Д.  Зрительное восприятие пространства. – М.: МГУ, 1981.
  • Сайт «Molomo»
  • Рок И.  Введение в зрительное восприятие. М., «Педагогика», 1980
  • Хьюбел Д.  Глаз, мозг, зрение. – М.: Мир, 1990. Сайт «Lifegid» 

Является ли реальность иллюзией? Новое исследование изучает, как восприятие влияет на физические реакции

Восприятие — сложная штука. Найдите минутку, чтобы посмотреть на черную дыру в центре следующего изображения.

Изображение «Иллюзия черной дыры». (Источник: д-р Бруно Лаенг, д-р Шоаиб Набиль и д-р Акиёси Китаока)

Большинство людей обнаружат, что черная дыра внезапно начинает быстро расширяться, как если бы она пожирала крошечные точки вокруг себя.

И все же, это не видео. Ничего в физическом образе на самом деле не изменилось. Движение полностью производится в уме.

Однако, как показывают новые исследования, оптическая иллюзия не полностью содержится в «мысленном взоре».

В исследовании, опубликованном на прошлой неделе в журнале Frontiers in Human Neuroscience, психологи обнаружили, что изображение черной дыры вызывает ощущение движения и расширение зрачка в глазах.

Проверив иллюзию на 50 мужчинах и женщинах с нормальным зрением и используя инфракрасный датчик движения глаз, исследователи обнаружили, что чем сильнее участник воспринимал движение черной дыры, тем сильнее реакция расширения зрачка.

«Сами по себе нет причин, по которым ученик должен измениться в этой ситуации, потому что в мире ничего не меняется», — сказал доктор Бруно Лаенг, профессор психологии Университета Осло и автор исследования. «Но что-то явно изменилось в сознании».

Является ли восприятие иллюзией?

Оптические иллюзии, или искажения визуального восприятия, которые кажутся отличными от реальности, бросают увлекательный вызов понятию «увидеть — значит поверить». Они демонстрируют, что наше восприятие реальности полностью основано на обработке и интерпретации сенсорной информации.

Представление о том, что восприятие — это всего лишь иллюзия, едва ли можно назвать новой концепцией.

Греческий философ Платон более 2000 лет назад в своем эпосе «Аллегория пещеры » утверждал, что наша реальность может быть лишь фрагментом большей реальности, основанной на нашей ограниченной способности воспринимать мир пятью чувствами.

Ученик Платона Аристотель облек иллюзию восприятия в более практические термины, когда писал об «иллюзии водопада», или когда после нескольких минут пристального взгляда на водопад кажется, что близлежащие предметы начинают двигаться вверх.

Сегодня оптические иллюзии стали популярными интернет-мемами. Известным примером этого является «Платье», вирусная фотография, вызвавшая бурные споры в 2015 году о том, был ли предмет одежды бело-золотым или сине-черным.

Несмотря на многочисленные заголовки, провозглашающие «Наука, стоящая за иллюзией цвета платья», после семи лет рецензируемых академических исследований до сих пор нет научного консенсуса в отношении того, почему «платье» вызывает у зрителей такое разное восприятие цвета.

Это отсутствие научного согласия не ограничивается спорами о платье. Из-за их весьма субъективного характера наука не до конца понимает основные причины оптических иллюзий.

Более того, поскольку несоответствия не «исправляются» до тех пор, пока они не будут идентифицированы другим чувством (например, осязанием) или инструментом, невозможно по-настоящему узнать, какая часть нашей реальности является просто иллюзорным восприятием.

Изображение платья, которое люди могут воспринимать как сине-черное или бело-золотое. (Источник изображения: Сесилия Блисдейл/Кейтлин Макнил)

Восприятие связи между разумом и телом

Любопытно, что исследователи обнаружили, что восприятие иллюзорного движения от изображения черной дыры различалось среди участников. На самом деле, 20% участников сообщили, что практически не испытывают иллюзорного движения, что иллюстрирует степень субъективного влияния на восприятие наблюдателя.

Анализ результатов показал, насколько значимо воспринимаемое наблюдателем иллюзорное движение коррелирует со степенью расширения его зрачков. Чем больше наблюдатели воспринимали расширяющуюся черную дыру, тем больше расширялись их зрачки.

Участников также проверяли на реакцию всякий раз, когда черная дыра помещалась на фон разного цвета. Исследователи обнаружили, что подобное иллюзорное движение происходило в семи различных цветовых комбинациях. Однако эффект иллюзии был самым сильным, когда черная дыра располагалась на пурпурном фоне.

Пурпурный — это экстраспектральный цвет, то есть он не встречается в видимом спектре света, а вместо этого воспринимается как смесь красного и фиолетово-синего света с отсутствием зеленого. Из-за этого исследователи отметили, что «эффект пурпурного цвета» в исследовании был неожиданным и нелегко объяснимым.

Одна из теорий, предложенная учеными, заключалась в том, что, поскольку пурпурный цвет в основном сконцентрирован в двух спектральных диапазонах света — длинноволновых красноватых компонентах и ​​более коротковолновых голубоватых компонентах — возможно, что это специфическое спектральное распределение мощности играет особую роль в восприятии затемнения освещение.

Наконец, вместо того, чтобы использовать центральную черную дыру на изображении, участников тестировали на 19 различных цветовых комбинациях, причем центральная дыра была разных цветов, таких как синий, зеленый, красный или желтый. В конечном итоге было обнаружено, что наблюдатели не смогли воспринять иллюзорное движение и имели лишь незначительную реакцию сужения зрачков на изображения цветных отверстий.

Эти последние результаты согласуются с исследованием 2012 года, проведенным доктором Лаенгом, в котором он и его коллеги продемонстрировали, что изображение, напоминающее солнечный свет, заставляет зрачки сужаться, чтобы предотвратить передержку.

(Источник: д-р Бруно Лаенг, д-р Шоаиб Набиль и д-р Акиёси Китаока)

Исследователи предполагают, что иллюзия черной дыры работает, потому что центральная черная дыра заставляет зрителей бессознательно чувствовать, что они входят в темную дыру или туннель. В ответ зрачки человека расширяются, чтобы попытаться уловить больше света в ожидании, что окружающая среда станет темнее.

Судя по прошлому опыту, идея войти в затемненную комнату или туннель вполне обычная. Однако концепция входа в ярко-желтый или зеленый коридор была бы аномальной в соответствии с экологическими закономерностями. Это могло бы объяснить, почему участники не смогли отреагировать на изображения с цветными отверстиями.

Поскольку требуется время, чтобы стимулы были собраны органами чувств и затем обработаны мозгом, на самом деле мы никогда не воспринимаем настоящее, а воспринимаем мир вокруг нас немного в прошлом.

Исследователи предположили, что такие явления, как иллюзия черной дыры, возникают из-за того, что наш мозг постоянно пытается «воспринимать настоящее», слегка предсказывая будущее.

При иллюзии черной дыры психологическая иллюзия движения и физиологические изменения зрачков являются неконтролируемыми подсознательными реакциями.

В дополнение к захватывающей тайне восприятия, в разговоре с The Debrief д-р Лаенг указал, что сознательная мысль при отсутствии каких-либо внешних раздражителей может вызывать аналогичные физиологические реакции. Например, осознание того, что вы собираетесь войти в затемненное место, может привести к расширению зрачков до появления визуальных стимулов.

«Несколько лет назад мы проверили нечто подобное, попросив людей представить себя в совершенно темной комнате, и обнаружили, что зрачки расширились», — сказал доктор Лаенг.

В конечном счете, такие исследования, как иллюзия черной дыры, только подпитывают дебаты, представленные платоновской Аллегорией пещеры . Что наше восприятие реальности — всего лишь иллюзия большего существования.

«Это очень философский вопрос», — сказал доктор Лаенг в недавнем интервью New York Times. «Мы живем в виртуальной реальности, но это прагматически полезная виртуальная реальность».

Тим Макмиллан — отставной сотрудник правоохранительных органов, журналист-расследователь и соучредитель The Debrief. Его работы охватывают оборону, национальную безопасность и разведывательное сообщество. Вы можете следить за Тимом в Твиттере:   @LtTimMcMillan. С Тимом также можно связаться по электронной почте: [email protected] или по зашифрованной электронной почте:   [email protected].

Восприятие и иллюзии – общая психология

Ресурсы: Задания по курсу

Фон

Вы уже узнали об иллюзии Эббингауза и о том, как она влияет на восприятие человеком размера лунки для гольфа. Эта и другие иллюзии не всегда действуют на всех людей. Психологи обнаружили, что существуют культурные влияния (среди прочего, такие как возраст), которые влияют на то, станет ли человек жертвой иллюзии. Рассмотрим следующие эксперименты, проведенные Мартином Дж. Доэрти, английским психологом.

В ходе одного исследования Доэрти представил иллюзию Эббингауза детям разного возраста, и детей попросили определить, какой из центральных кругов казался больше. Один из двух центральных кругов всегда был больше, а разница между ними составляла от 2% до 18% (с шагом 4%). В контрольном состоянии были представлены только центральные круги без окружающего контекста.

Рисунок 1. Это приближение условий, показанных в реальном эксперименте, в котором оранжевые кружки справа на 2% больше, чем центральные кружки слева. Участникам контрольной группы показывали верхнее изображение только с двумя кружками. В экспериментальной группе испытуемым показывали либо изображение, усиливающее различия (внизу слева), на котором правый круг обычно кажется больше из-за контекста, либо изображение, уменьшающее различия (внизу справа), на котором правый круг кажется меньше из-за контекста. контекст.

Исследование Доэрти, проведенное в 2010 году, показало, что дети в возрасте до 9 или 10 лет менее подвержены иллюзии Эббингауза, поэтому на самом деле они давали более точные ответы, чем взрослые, хотя на контрольные стимулы они реагировали немного хуже, чем взрослые. Главный вывод из исследования заключается в том, что мы учимся использовать контекстную информацию; иллюзия Эббингауза не является врожденным продуктом наших систем восприятия. Очевидно, это также предполагает, что в использовании контекста есть адаптивное преимущество: восприятие относительного размера, с точки зрения адаптивности, «лучше, чем» (или более полезно, чем) абсолютное восприятие.

Исследование Доэрти 2008 года показало межкультурные различия в иллюзии Эббингауза с использованием того же метода, что и в исследовании развития. Субъектами были взрослые (аспиранты и исследователи) из Японии и Великобритании. Они также сравнивали мужчин и женщин, хотя это различие было явно смешано с областью исследования (мужчины все в областях, связанных с STEM, и женщины в социальных науках). Они старались не делать наивных заявлений о половых различиях или наивных заявлений об области исследования — они скорее относились к этим группам по их общим характеристикам (например, мужчины-ученые-математики или женщины-социологи). Они обнаружили, что японские испытуемые были значительно больше подвержены влиянию контекста (т. е. больше вводились в заблуждение окружающими кругами), чем британские ученые. В обеих культурах женщины-социологи больше находились под влиянием контекста, чем мужчины-математики. Связывая это с упомянутым выше исследованием развития, это означает, что японцы были более «взрослыми», чем выходцы из Великобритании, а женщины-социологи были более «взрослыми», чем мужчины-математики.

Обратите внимание, что это исследование соответствует модели «обучения» в объяснении эффекта Эббингауза. Культурные различия обычно связаны с обучением, а не с различными врожденными когнитивными или перцептивными системами. Мы не ожидаем никакой разницы между Японией и Великобританией, если иллюзия Эббингауза создается врожденными системами восприятия (т. е. не подвержена влиянию обучения). Например, вы читаете в тексте о том, что иллюзия Мюллера-Лайера также является «выученной» иллюзией, поскольку она не влияет на тех, кто живет в культурах с менее плотными мирами.

Задание

ШАГ 1 : Прочитайте исследовательскую статью Доэрти «Контекстная чувствительность восприятия визуального размера варьируется в зависимости от культуры», уделив особое внимание тому, как контекст влияет на восприятие.

ШАГ 2 : Рассмотрите другие распространенные иллюзии, подобные показанным в этом курсе или найденным в Интернете из других источников, таких как эти веб-сайты:

  • Иллюзии Майкла Баха
  • Иллюзии Акиёси Китаока
  • Список иллюзий из Википедии
  • Иллюзии Scientific American

Выберите иллюзию, которая вам особенно нравится, а затем используйте иллюзию, чтобы написать несколько абзацев, отвечая на следующие вопросы. Используйте свое понимание ощущений и восприятия, а также психологические исследования, чтобы поддержать и усилить свою реакцию.

  • Опишите иллюзию. Что называется? Что вы находите в нем интересного? Как это связано с ощущением и восприятием?
  • Как работает иллюзия? Опирается ли она на контекст, как иллюзия Эббингауза, или на уловки восприятия, как в иллюзии вазы Рубина, или на что-то еще?
  • Объясните, считаете ли вы, что иллюзия будет иметь культурные эффекты, как показано в исследовании Доэрти. Почему или почему нет? Можно ли сказать, что это выученная иллюзия? Как на это влияет контекст? (На этот вопрос нет правильного ответа, но используйте свое понимание эксперимента Доэрти, чтобы выдвинуть гипотезу).

Критерии Рейтинги
Точки
Описать иллюзию Подробно описывает иллюзию, включая ее название, ее развитие, если применимо, и то, как она включает ощущения и восприятие. Описывает иллюзию, но с минимальными подробностями и пояснениями. Не описывает иллюзию __/4
Объясняет, как работает иллюзия Точно объясняет, как работает иллюзия. Частично объясняет, как работает иллюзия. Не объясняет, как работает иллюзия. __/10
Объясняет культурные эффекты Пишет гипотезу с объяснением и доказательствами о том, может ли иллюзия оказывать влияние на культуру. Ответ извлекает доказательства из исследования Доэрти. Выдвигает гипотезу о влиянии иллюзии на культуру, но без достаточного объяснения или подтверждающих доказательств из эксперимента Доэрти. Не развивает гипотезу о культурных эффектах и ​​не объясняет, почему или почему иллюзия не может показать эти эффекты. __/6
Итого: __20

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Задание: Восприятие и иллюзии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *