Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ – —

Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ — КиберПедия

Для человека важно, как он выглядит в глазах окружающих. Взаимодействуя с окружающими людьми, каждый человек видит большое количество их реакций на него самого. Он может ис­пользовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Э. Гофман назвал имидж «искусством управлять впечатлением». Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.

Данное понятие появилось в психологической науке сравни­тельно недавно. Имидж — английское слово, обозначающее «об­раз», «ореол». Это сложившийся в массовом сознании и имею­щий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого- либо, чего-либо.

Имидж — это некий образ, который человек, его «я», пред­ставляет миру, своего рода форма самопрезентации. Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологиче­ском типе. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль научного знания — имиджелогия.

Многие люди от природы обладают привлекательным имид­жем, но, как правило, симпатии людей приобретаются благодаря искусству самопрезентации, без которого не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания. Изучая имидж руководителя фирмы, Э. Сэмпсон отме­чает: «Ваш личный имидж является картинкой вас. У вас не мо­жет не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа». Автор исследует личностный имидж, рассматривая его как сочетание ряда внешних и внутрен­них факторов, задающих «самоимидж», воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Первый из них основан на прошлом опыте и отражает состояние самоуважения человека. Воспринимаемый имидж — это то, как другие видят его носителя. Требуемый имидж — это профессиональные характеристики, которые дол

Наивен тот, кто думает, что достаточно прочесть книги об общении и правилах хорошего тона и усвоить ряд рекомендаций, чтобы научиться располагать людей к себе.

Например, десятки тысяч девушек мечтают стать ж­ны быть присущи специалисту. фотомоде­лями, но удается это лишь сотням. И только единицы становятся топ-моделями, достигшими подлинных вершин этого вида бизне­са. Среди элитарных красавиц — американка Синди Кроуфорд. Где бы она ни появлялась — везде ее сопровождает успех. В чем ее секрет? Она умна и элегантна, у нее прекрасные внешние дан­ные. Кроме того, ей свойственна тонкая манера выражения сво­его душевного состояния. Всякий, кто с ней общается, подпадает под ее человеческое обаяние. Вне всякого сомнения, красивым людям легче создавать эф­фект личного обаяния. В кино или на телеэкране наш взор запе- чатляет в памяти образы привлекательных людей. Психологи не­однократно убеждались, что из десяти случаев по меньшей мере в восьми наше первоначальное впечатление о других людях скла­дывается по их внешним данным.



Но отсутствие привлекательных внешних данных не пере­крывает дорогу к созданию благоприятного личного имиджа. Для этого только надо хотеть и уметь наилучшим образом выразить свои сильнейшие личностные качества. Болес того, в каждом ин­дивиде есть способность нравиться людям. Как показывают ис­следования, чем больше прилагается усилий в проявлении спо­собности нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллекту­альные, художественные и информационные характеристики личности. Тем более когда всему этому способствует склонность к общению и лидерству.

Быть обаятельным — своего рода мужество, так как требует­ся непрерывная работа над собой. Бывают и поражения, но их следует переносить достойно. Например, не многие знают, что такой знаменитый артист, как И. Смоктуновский, приложил ог­ромные усилия для того, чтобы удержаться в театральном мире. В его послужном списке есть такая запись: «Уволен из театра по профессиональной непригодности». Не будь у него мужества и силы воли, вряд ли мы могли бы восхищаться его мастерством.

Так каковы же приоритетные качества, обладание кото­рыми делает реальным решение проблемы имиджа?

Условно можно выделить три группы.

В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность и крас­норечивость. Эти качества составляют набор природных дарова­ний, обозначаемых понятием «умение нравиться людям». Обла­дание перечисленными способностями и постоянные упражнения в их развитии — залог успешного создания личного имиджа.



Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравст­венные ценности, психическое здоровье и способность к меж­личностному общению. Нравственный человек осознает необ­ходимость жить по моральным заповедям, выверенным человече­ским опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и его кредо — вседозволенность.

К третьей группе следует отнести то, что связано с жизнен­ным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт помогает ей обострить интуицию.

Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатле­ния зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому мно­гие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая ис­кусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз.

У имиджа две стороны: субъективная — передаваемый образ человека и объективная — это то, как его воспринимают другие. Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Имидж может быть принимаем и не принимаем, вызывать соот­ветственно положительное или отрицательное отношение. Не случайно общественные деятели, для которых популярность очень важна, имеют имиджмейкеров — специалистов, занимаю­щихся проблемами становления и развития популярного имиджа.

 

Практическая работа

Задания для индивидуальной работы

Задание 1. Определите уровень эмпатии.

Инструкция: Прочитав в опроснике утверждения, отметьте ваше мне­ние, выбрав одну из шести градаций: «не знаю» — 0, «никогда или нет» — 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4, «всегда или да» — 5.

ОПРОСНИК ОТВЕТЫ
1. Мне больше нравятся книги о пу­тешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».            
2. Взрослых детей раздражает забота старших.            
3. Мне нравится рассуждать о причи­нах успехов и неудач других людей.      
 
   
4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю «Современные ритмы».            
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжа­ются годами.            
6. Больному человеку можно помочь даже словами.            
7. Посторонним не следует вмешивать­ся в конфликт между двумя лицами.            
8. Старые люди, как правило, беспри­чинно обидчивы.            
9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.            
10. Раздраженное состояние моих ро­дителей влияет на мое настроение.            
11. Я равнодушен к критике в свой адрес.            
12. Мне больше нравится рассматри­вать портреты, чем пейзажи.            
13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были неправы.            
14. Если лошадь плохо тянет, ее нуж­но хлестать.            
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.            
16. Родители относятся к своим детям справедливо.            
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.            

 

 

ОПРОСНИК ОТВЕТЫ
18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.            
19. Я подолгу наблюдаю за поведени­ем птиц и животных, откладывая дру­гие дела.            
20. Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьезных людей.            
21. Мне нравится наблюдать за выра­жением лиц и поведением незнако­мых людей.        
 
 
22. В детстве я приводил домой без­домных собак и кошек.            
23. Все люди необыкновенно озлоб­лены.            
24. Глядя на постороннего человека, я хочу угадать, как сложится его жизнь.              
25. При виде покалеченного животно­го я стараюсь ему чем-то помочь.            
26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.            
27. Человеку станет легче, если вни­мательно слушать его жалобы.            
28. Увидев уличное происшествие, я ста­раюсь не попадать в число свидетелей.            
29. Младшим нравится, когда я пред­лагаю им свою идею, дело или раз­влечение.            
30. Люди преувеличивают способ­ность животных чувствовать настрое­ние своего хозяина.            
31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.            
32. Если ребенок плачет, то на это есть свои причины.            
33. Молодежь должна всегда удовле­творять любые просьбы и чудачества стариков.            
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда задумчивы.            
35. Беспризорных домашних живот­ных следует уничтожать.            
36. Если мои друзья начинают обсуж­дать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.            

 

Обработку результатов исследования следует начинать с опреде­ления достоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколь­ко ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника: «не знаю» — 2, 4, 16, 18, 33; «всегда или да» — 2, 7, 11, 13,16,18, 23. Кроме того, следует выяснить, сколько ответов «всегда или да» получено на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько ответов «всегда или да» получено для одного из утверждений в парах: 1 и 3, 3 и 36, 17 и 28. Если общая сумма5 и более, то результат исследования не достоверен, 4 — сомнителен, не более 3 — результат может быть признан достоверным.

Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии (таблица 5), выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, ге­роям художественных произведений, незнакомым людям.

Таблица 5. Диагностические шкалы эмпатии

Название шкалы Номер утверждения
Эмпатия с родителями 10, 13, 16
Эмпатия с животными 19, 22,25
Эмпатия со стариками 2, 5,8
Эмпатия с детьми 26, 29, 35
Эмпатия с героями художественных произве­дений 9, 12, 15
Эмпатия с незнакомыми людьми 21, 24, 27

Необходимо подсчитать количество баллов по каждой шкалеи общее количество баллов.Неравномерное распределениеколичества баллов по шкалам свидетельствует о разном проявлении эмпатии в от­ношениях к окружающим людям.Чем вышерезультатыпо шкале, тем вышеуровень эмпатического понимания. Общее количество баллов свидетельствует о следующих уровнях эмпатии.

От 82 до 90 баллов. Очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание, вы очень чутко реагируете на на­строение собеседника. Люди часто обрушивают на вас свое эмоцио­нальное состояние, взрослые и дети охотно доверяют свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от холодного приветствия знакомого. Ваша впечатлительность не дает заснуть. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.

От 63 до 81 балла. Высокая эмпатийность: вы чувствительны к нуж­дам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные ре­шения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выво­дам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех пере­численных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов. Нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувст­вительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь по­нять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно невысказы­вать свою точку зрения, не будучи уверенным, что ее правильно при­мут. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняе­тесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, слу­чается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет рас­кованности чувств, что мешает вашему полноценному восприятию людей.

От 12 до 36 баллов. Низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окру­жающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдае­те предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных реше­ний. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за дело­вые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправи­мо, если вы станете пристальнее всматриваться в поведение своих близ­ких и принимать их потребности как свои.

О баллов и менее 12. Очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и людьми, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в затруднительном положении. Во многом не нахо­дите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слиш­ком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в инди­видуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно и не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

Задание 2. Попросите своих знакомых и близких людей описать вас, когда вы с ними общаетесь. Соотнесите внешние признаки с лично­стными характеристиками.

Задание 3. Это задание имеет шуточный оттенок. Оно связано с ас­социациями, которые вызывает человек в восприятии других людей.

Итак, попросите своих знакомых описать: каким они видят вас, ес­ли бы вы были игрушкой, животным, растением,музыкальным инстру­ментом, транспортом, фруктом. Как вы сами себя представляете? Были ли совпадения?

Упражнения для групповой работы

Упражнение 1. Письма

Все сидят по кругу, ведущий дает задание: «Напишите, какое впе­чатление производит на вас каждый участник группы». Записки не под­писываются (в них пишется, кому она адресована) и сдаются ведущему, который затем их раздает адресатам. Обсуждается, совпадает ли собст­венное мнение о себе с мнением остальных участников тренинга, зачи­тываются по желанию самые оригинальные.

Упражнение 2. Зеркало

Выберите себе партнера для этого упражнения. Один из вас — зер­кало, другой — рассматривает себя в этом зеркале. «Зеркало» присое­диняется к партнеру по позе, мимике, жестам, пробует в течение двух минут вжиться в состояние своего партнера. В течение минуты расска­зывает о своих чувствах в состоянии «отраженного Я».

Поменяйтесь ролями.

Упражнение 3. Скульптура

Один участник — скульптор, другой — глина. Вылепите из своего партнера скульптуру, выражающую его сущность в вашем представле­нии. Назовите ее.

Поменяйтесь ролями.

Затем каждый участник рассказывает о своих чувствах, эмоциях, наблюдениях и о том, что получил для себя в результате проделанных упражнений.

Какие приемы вы использовали для понимания состояния своего партнера? Что мешало адекватному его восприятию по невербальным признакам?

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия?

2. Какие механизмы социальной перцепции способствуют созданию образа партнера? Какие из них наиболее важны

для учителя в его педагогической деятельности при взаимодействии с учениками?

3. Что общего и какие различия между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции?

4. Какую роль играет социальная перцепция в процессе общения?

 

Анализ жизненных ситуаций

Для закрепления темы «Многоплановый характер общения» предла­гается провести анализ жизненных ситуаций и разыграть различные спо­собы их разрешения, используя пять стратегий поведения. Группа разби­вается на команды по пять- семь человек. Ситуации выбираются участни­ками на основе личного опыта либо из предложенных вариантов.

Варианты жизненных ситуаций:

1. Студент не согласен с оценкой преподавателя и считает, что он прав, а то, что преподаватель принимает за ошибку, — новый, неорди­нарный взгляд. Он действительно считает, что прав, а преподаватель не может (или не хочет) этого понять. Как ему подступиться к преподавателю с этим разговором, чтобы он получился продуктивным?

2. Молодой сотрудник, профессионал своего дела, однако безответ­ственный и недисциплинированный (опаздывает на работу, забывает выполнить поручение и т.п.), вызвал неприязнь к себе у коллектива. Как руководству разрешить конфликт?

3. Соседи в квартире сверху постоянно устраивают шумные вече­ринки. Просьба «не шуметь в вечерние часы» результатов не дала. Как разрешить конфликтную ситуацию без привлечения правоохранитель­ных органов?

4. В небольшом отделе появляется новый молодой, образованный, энергичный сотрудник. Руководитель отдела — пожилая дама — посто­янно к нему придирается. Как молодому сотруднику выйти из создав­шейся ситуации?

5. Молодой человек знакомит свою любимую девушку с родителями. Мама дает ей негативную оценку. Девушка об этом случайно слышит. Как строить отношения с молодым человеком и будущей свекровью?

6. Несовершеннолетняя девушка 16-17 лет хочет жить в гражданском браке с мужчиной старше ее на 10 лет. Как реагировать родителям?

7. Произошел конфликт между двумя студентами. Выполняя совмест­но реферативную работу, один из них сделал большую ее часть, второй принял незначительное участие в работе, однако на семинаре он защитил ее целиком и получил высокую оценку. Первый же отсутствовал на семинаре по болезни и не смог выступить с сообщением, поэтому получил оценку ниже. Как им строить отношения друг с другом и с преподавателем?

 

Задания для саморазвития

1. Учитесь говорить громко и уверенно, чаще выска­зывайтесь категорично, отстаивая свое мнение. Если это и есть ваше обычное поведение, то проделайте упражне­ние наоборот. Стремитесь говорить меньше, тише и мяг­че. Старайтесь соглашаться, а не возражать. Чаще гово­рите «да», а не «нет». Избегайте категоричных фраз и интонаций. Найдите для себя оптимальный тон общения с окружающими.

2. Записывайте удачные дела, мысли, способствовавшие повыше­нию уровня вашей самооценки.

3. Осмысливайте свои чувства и отношение к происходящим собы­тиям, фиксируйте их в дневнике.

Литература для более глубокого изучения темы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди… Люди, которые играют в игры. М., 1992.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 2.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. М., 1996.

5. Искусство разговаривать и получать информацию: хрестоматия / сост. Б.Н. Лозовский. М., 1993.

6. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

7. Пиз А. Язык жестов. Н.Новгород, 1992.

8. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.

9. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М., 1991.

 


cyberpedia.su

Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ

Для человека важно, как он выглядит в глазах окружающих. Взаимодействуя с окружающими людьми, каждый человек видит большое количество их реакций на него самого. Он может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Э. Гофман назвал имидж «искусством управлять впечатлением». Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.

Данное понятие появилось в психологической науке сравнительно недавно. Имидж — английское слово, обозначающее «образ», «ореол». Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого- либо, чего-либо.

Имидж — это некий образ, который человек, его «я», представляет миру, своего рода форма самопрезентации. Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль научного знания — имиджелогия.

Многие люди от природы обладают привлекательным имиджем, но, как правило, симпатии людей приобретаются благодаря искусству самопрезентации, без которого не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания. Изучая имидж руководителя фирмы, Э. Сэмпсон отмечает: «Ваш личный имидж является картинкой вас. У вас не может не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа»[1]. Автор исследует личностный имидж, рассматривая его как сочетание ряда внешних и внутренних факторов, задающих «самоимидж», воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Первый из них основан на прошлом опыте и отражает состояние самоуважения человека. Воспринимаемый имидж — это то, как другие видят его носителя. Требуемый имидж — это профессиональные характеристики, которые должны быть присущи специалисту.

Наивен тот, кто думает, что достаточно прочесть книги об общении и правилах хорошего тона и усвоить ряд рекомендаций, чтобы научиться располагать людей к себе.

Например, десятки тысяч девушек мечтают стать фотомоделями, но удается это лишь сотням. И только единицы становятся топ-моделями, достигшими подлинных вершин этого вида бизнеса. Среди элитарных красавиц — американка Синди Кроуфорд. Где бы она ни появлялась — везде ее сопровождает успех. В чем ее секрет? Она умна и элегантна, у нее прекрасные внешние данные. Кроме того, ей свойственна тонкая манера выражения своего душевного состояния. Всякий, кто с ней общается, подпадает под ее человеческое обаяние.

Вне всякого сомнения, красивым людям легче создавать эффект личного обаяния. В кино или на телеэкране наш взор запе- чатляет в памяти образы привлекательных людей. Психологи неоднократно убеждались, что из десяти случаев по меньшей мере в восьми наше первоначальное впечатление о других людях складывается по их внешним данным.

Но отсутствие привлекательных внешних данных не перекрывает дорогу к созданию благоприятного личного имиджа. Для этого только надо хотеть и уметь наилучшим образом выразить свои сильнейшие личностные качества. Более того, в каждом индивиде есть способность нравиться людям. Как показывают исследования, чем больше прилагается усилий в проявлении способности нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные и информационные характеристики личности. Тем более когда всему этому способствует склонность к общению и лидерству.

Быть обаятельным — своего рода мужество, так как требуется непрерывная работа над собой. Бывают и поражения, но их следует переносить достойно. Например, не многие знают, что такой знаменитый артист, как И. Смоктуновский, приложил огромные усилия для того, чтобы удержаться в театральном мире. В его послужном списке есть такая запись: «Уволен из театра по профессиональной непригодности». Не будь у него мужества и силы воли, вряд ли мы могли бы восхищаться его мастерством.

Так каковы же приоритетные качества, обладание которыми делает реальным решение проблемы имиджа?

Условно можно выделить три группы.

В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность и красноречивость. Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение нравиться людям». Обладание перечисленными способностями и постоянные упражнения в их развитии — залог успешного создания личного имиджа.

Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению. Нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и его кредо — вседозволенность.

К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт помогает ей обострить интуицию.

Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая искусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз.

У имиджа две стороны: субъективная — передаваемый образ человека и объективная — это то, как его воспринимают другие. Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Имидж может быть принимаем и не принимаем, вызывать соответственно положительное или отрицательное отношение. Не случайно общественные деятели, для которых популярность очень важна, имеют имиджмейкеров — специалистов, занимающихся проблемами становления и развития популярного имиджа.

google-referat.ru

Рассмотрение имиджа личности в качестве воспринимаемого и передаваемого образа

Рассмотрение имиджа личности в качестве воспринимаемого и передаваемого образа

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

История имиджа

Каждый человек задумывается о том, как он выглядит, как на его внешний вид реагирует общество. Для положительной реакции люди продумывают свой образ, иными словами имидж.

Имидж возник еще в давние времена. В то время как такого понятия не было. Образ – вот прототип имиджу прошлых веков. Проблемы его создания были всегда, например: проблема создания образа идеального государства. Геродот, Тит Ливий, Плутарх, Конфуций, Лао Цзы, Протагор, Платон, Мор в своих трудах отводили первые роли именно правителям, у них (правителей) непосредственно был свой собственный образ. Также в развитие теории имиджа внесли огромный вклад Макиавелли (он применил термин «личина»), Лебон, Ницше.

Сам же термин «имидж» в профессиональный оборот ввел американский экономист Болдуинг в 60-е годы ХХ века. Употреблялся он (термин) исключительно для делового преуспевания. Имидж в широком смысле начал использоваться позже.

Определение имиджа

Э. Гофман дал следующее определение имиджу:

Определение 1

Имидж – 1) это искусство управлять впечатлениями; 2)воспринимаемый и передаваемый образ человека.

Дадим еще одно определение имиджу.

Определение 2

Имидж (англ. «image» от лат. «imago» — «образ», «вид», «ореол») — 1) это стереотип, сложившийся в массовом сознании; 2) образ, который предоставляется миру человеком его «я».

В современном понимании имидж можно трактовать по-разному:

  • впечатление;
  • представление;
  • мнение;
  • самопрезентация;
  • действенное значение образа активного человека;
  • проектируемая или реальная «конструкция», состоящая из разнообразных средств выражения человеческого достоинства и т.д.
Вывод 1

Имидж несет в себе имиджеформирующую информацию, т.е. индивидуальные сведения о человеке, которые являются основой для формирования мнения о личности, и оно бывает двух видов: прямое, косвенное. Прямая информация та, которую получают непосредственно при контакте, косвенная – из других источников, например, мифов, легенд, слухов и т.д.

Формообразующие признаки имиджа

Ими

zaochnik.com

Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ

Для человека важно, как он выглядит в глазах окружающих. Взаимодействуя с окружающими людьми, каждый человек видит большое количество их реакций на него самого. Он может ис­пользовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Э. Гофман назвал имидж «искусством управлять впечатлением». Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.

Данное понятие появилось в психологической науке сравни­тельно недавно. Имидж — английское слово, обозначающее «об­раз», «ореол». Это сложившийся в массовом сознании и имею­щий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого- либо, чего-либо.

Имидж — это некий образ, который человек, его «я», пред­ставляет миру, своего рода форма самопрезентации. Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологиче­ском типе. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль научного знания — имиджелогия.

Многие люди от природы обладают привлекательным имид­жем, но, как правило, симпатии людей приобретаются благодаря искусству самопрезентации, без которого не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания. Изучая имидж руководителя фирмы, Э. Сэмпсон отме­чает: «Ваш личный имидж является картинкой вас. У вас не мо­жет не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа». Автор исследует личностный имидж, рассматривая его как сочетание ряда внешних и внутрен­них факторов, задающих «самоимидж», воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Первый из них основан на прошлом опыте и отражает состояние самоуважения человека. Воспринимаемый имидж — это то, как другие видят его носителя. Требуемый имидж — это профессиональные характеристики, которые дол

Наивен тот, кто думает, что достаточно прочесть книги об общении и правилах хорошего тона и усвоить ряд рекомендаций, чтобы научиться располагать людей к себе.

Например, десятки тысяч девушек мечтают стать ж­ны быть присущи специалисту. фотомоде­лями, но удается это лишь сотням. И только единицы становятся топ-моделями, достигшими подлинных вершин этого вида бизне­са. Среди элитарных красавиц — американка Синди Кроуфорд. Где бы она ни появлялась — везде ее сопровождает успех. В чем ее секрет? Она умна и элегантна, у нее прекрасные внешние дан­ные. Кроме того, ей свойственна тонкая манера выражения сво­его душевного состояния. Всякий, кто с ней общается, подпадает под ее человеческое обаяние. Вне всякого сомнения, красивым людям легче создавать эф­фект личного обаяния. В кино или на телеэкране наш взор запе- чатляет в памяти образы привлекательных людей. Психологи не­однократно убеждались, что из десяти случаев по меньшей мере в восьми наше первоначальное впечатление о других людях скла­дывается по их внешним данным.

Но отсутствие привлекательных внешних данных не пере­крывает дорогу к созданию благоприятного личного имиджа. Для этого только надо хотеть и уметь наилучшим образом выразить свои сильнейшие личностные качества. Болес того, в каждом ин­дивиде есть способность нравиться людям. Как показывают ис­следования, чем больше прилагается усилий в проявлении спо­собности нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллекту­альные, художественные и информационные характеристики личности. Тем более когда всему этому способствует склонность к общению и лидерству.

Быть обаятельным — своего рода мужество, так как требует­ся непрерывная работа над собой. Бывают и поражения, но их следует переносить достойно. Например, не многие знают, что такой знаменитый артист, как И. Смоктуновский, приложил ог­ромные усилия для того, чтобы удержаться в театральном мире. В его послужном списке есть такая запись: «Уволен из театра по профессиональной непригодности». Не будь у него мужества и силы воли, вряд ли мы могли бы восхищаться его мастерством.

Так каковы же приоритетные качества, обладание кото­рыми делает реальным решение проблемы имиджа?

Условно можно выделить три группы.

В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность и крас­норечивость. Эти качества составляют набор природных дарова­ний, обозначаемых понятием «умение нравиться людям». Обла­дание перечисленными способностями и постоянные упражнения в их развитии — залог успешного создания личного имиджа.

Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравст­венные ценности, психическое здоровье и способность к меж­личностному общению. Нравственный человек осознает необ­ходимость жить по моральным заповедям, выверенным человече­ским опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и его кредо — вседозволенность.

К третьей группе следует отнести то, что связано с жизнен­ным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт помогает ей обострить интуицию.

Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатле­ния зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому мно­гие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая ис­кусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз.

У имиджа две стороны: субъективная — передаваемый образ человека и объективная — это то, как его воспринимают другие. Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Имидж может быть принимаем и не принимаем, вызывать соот­ветственно положительное или отрицательное отношение. Не случайно общественные деятели, для которых популярность очень важна, имеют имиджмейкеров — специалистов, занимаю­щихся проблемами становления и развития популярного имиджа.

Практическая работа

Задания для индивидуальной работы

Задание 1. Определите уровень эмпатии.

Инструкция: Прочитав в опроснике утверждения, отметьте ваше мне­ние, выбрав одну из шести градаций: «не знаю» — 0, «никогда или нет» — 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4, «всегда или да» — 5.

ОПРОСНИК ОТВЕТЫ
1. Мне больше нравятся книги о пу­тешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».            
2. Взрослых детей раздражает забота старших.            
3. Мне нравится рассуждать о причи­нах успехов и неудач других людей.            
4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю «Современные ритмы».            
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжа­ются годами.            
6. Больному человеку можно помочь даже словами.            
7. Посторонним не следует вмешивать­ся в конфликт между двумя лицами.            
8. Старые люди, как правило, беспри­чинно обидчивы.            
9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.            
10. Раздраженное состояние моих ро­дителей влияет на мое настроение.            
11. Я равнодушен к критике в свой адрес.            
12. Мне больше нравится рассматри­вать портреты, чем пейзажи.            
13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были неправы.            
14. Если лошадь плохо тянет, ее нуж­но хлестать.            
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.            
16. Родители относятся к своим детям справедливо.            
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.            
ОПРОСНИК ОТВЕТЫ
18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.            
19. Я подолгу наблюдаю за поведени­ем птиц и животных, откладывая дру­гие дела.            
20. Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьезных людей.            
21. Мне нравится наблюдать за выра­жением лиц и поведением незнако­мых людей.            
22. В детстве я приводил домой без­домных собак и кошек.            
23. Все люди необыкновенно озлоб­лены.            
24. Глядя на постороннего человека, я хочу угадать, как сложится его жизнь.              
25. При виде покалеченного животно­го я стараюсь ему чем-то помочь.            
26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.            
27. Человеку станет легче, если вни­мательно слушать его жалобы.            
28. Увидев уличное происшествие, я ста­раюсь не попадать в число свидетелей.            
29. Младшим нравится, когда я пред­лагаю им свою идею, дело или раз­влечение.            
30. Люди преувеличивают способ­ность животных чувствовать настрое­ние своего хозяина.            
31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.            
32. Если ребенок плачет, то на это есть свои причины.            
33. Молодежь должна всегда удовле­творять любые просьбы и чудачества стариков.            
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда задумчивы.            
35. Беспризорных домашних живот­ных следует уничтожать.            
36. Если мои друзья начинают обсуж­дать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.            

Обработку результатов исследования следует начинать с опреде­ления достоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколь­ко ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника: «не знаю» — 2, 4, 16, 18, 33; «всегда или да» — 2, 7, 11, 13,16,18, 23. Кроме того, следует выяснить, сколько ответов «всегда или да» получено на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько ответов «всегда или да» получено для одного из утверждений в парах: 1 и 3, 3 и 36, 17 и 28. Если общая сумма5 и более, то результат исследования не достоверен, 4 — сомнителен, не более 3 — результат может быть признан достоверным.

Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии (таблица 5), выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, ге­роям художественных произведений, незнакомым людям.

Таблица 5. Диагностические шкалы эмпатии

Название шкалы Номер утверждения
Эмпатия с родителями 10, 13, 16
Эмпатия с животными 19, 22,25
Эмпатия со стариками 2, 5,8
Эмпатия с детьми 26, 29, 35
Эмпатия с героями художественных произве­дений 9, 12, 15
Эмпатия с незнакомыми людьми 21, 24, 27

Необходимо подсчитать количество баллов по каждой шкалеи общее количество баллов.Неравномерное распределениеколичества баллов по шкалам свидетельствует о разном проявлении эмпатии в от­ношениях к окружающим людям.Чем вышерезультатыпо шкале, тем вышеуровень эмпатического понимания. Общее количество баллов свидетельствует о следующих уровнях эмпатии.

От 82 до 90 баллов. Очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание, вы очень чутко реагируете на на­строение собеседника. Люди часто обрушивают на вас свое эмоцио­нальное состояние, взрослые и дети охотно доверяют свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от холодного приветствия знакомого. Ваша впечатлительность не дает заснуть. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.

От 63 до 81 балла. Высокая эмпатийность: вы чувствительны к нуж­дам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные ре­шения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выво­дам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех пере­численных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов. Нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувст­вительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь по­нять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно невысказы­вать свою точку зрения, не будучи уверенным, что ее правильно при­мут. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняе­тесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, слу­чается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет рас­кованности чувств, что мешает вашему полноценному восприятию людей.

От 12 до 36 баллов. Низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окру­жающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдае­те предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных реше­ний. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за дело­вые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправи­мо, если вы станете пристальнее всматриваться в поведение своих близ­ких и принимать их потребности как свои.

О баллов и менее 12. Очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и людьми, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в затруднительном положении. Во многом не нахо­дите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слиш­ком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в инди­видуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно и не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

Задание 2. Попросите своих знакомых и близких людей описать вас, когда вы с ними общаетесь. Соотнесите внешние признаки с лично­стными характеристиками.

Задание 3. Это задание имеет шуточный оттенок. Оно связано с ас­социациями, которые вызывает человек в восприятии других людей.

Итак, попросите своих знакомых описать: каким они видят вас, ес­ли бы вы были игрушкой, животным, растением,музыкальным инстру­ментом, транспортом, фруктом. Как вы сами себя представляете? Были ли совпадения?

Упражнения для групповой работы

Упражнение 1. Письма

Все сидят по кругу, ведущий дает задание: «Напишите, какое впе­чатление производит на вас каждый участник группы». Записки не под­писываются (в них пишется, кому она адресована) и сдаются ведущему, который затем их раздает адресатам. Обсуждается, совпадает ли собст­венное мнение о себе с мнением остальных участников тренинга, зачи­тываются по желанию самые оригинальные.

Упражнение 2. Зеркало

Выберите себе партнера для этого упражнения. Один из вас — зер­кало, другой — рассматривает себя в этом зеркале. «Зеркало» присое­диняется к партнеру по позе, мимике, жестам, пробует в течение двух минут вжиться в состояние своего партнера. В течение минуты расска­зывает о своих чувствах в состоянии «отраженного Я».

Поменяйтесь ролями.

Упражнение 3. Скульптура

Один участник — скульптор, другой — глина. Вылепите из своего партнера скульптуру, выражающую его сущность в вашем представле­нии. Назовите ее.

Поменяйтесь ролями.

Затем каждый участник рассказывает о своих чувствах, эмоциях, наблюдениях и о том, что получил для себя в результате проделанных упражнений.

Какие приемы вы использовали для понимания состояния своего партнера? Что мешало адекватному его восприятию по невербальным признакам?

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия?

2. Какие механизмы социальной перцепции способствуют созданию образа партнера? Какие из них наиболее важны

для учителя в его педагогической деятельности при взаимодействии с учениками?

3. Что общего и какие различия между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции?

4. Какую роль играет социальная перцепция в процессе общения?

Анализ жизненных ситуаций

Для закрепления темы «Многоплановый характер общения» предла­гается провести анализ жизненных ситуаций и разыграть различные спо­собы их разрешения, используя пять стратегий поведения. Группа разби­вается на команды по пять- семь человек. Ситуации выбираются участни­ками на основе личного опыта либо из предложенных вариантов.

Варианты жизненных ситуаций:

1. Студент не согласен с оценкой преподавателя и считает, что он прав, а то, что преподаватель принимает за ошибку, — новый, неорди­нарный взгляд. Он действительно считает, что прав, а преподаватель не может (или не хочет) этого понять. Как ему подступиться к преподавателю с этим разговором, чтобы он получился продуктивным?

2. Молодой сотрудник, профессионал своего дела, однако безответ­ственный и недисциплинированный (опаздывает на работу, забывает выполнить поручение и т.п.), вызвал неприязнь к себе у коллектива. Как руководству разрешить конфликт?

3. Соседи в квартире сверху постоянно устраивают шумные вече­ринки. Просьба «не шуметь в вечерние часы» результатов не дала. Как разрешить конфликтную ситуацию без привлечения правоохранитель­ных органов?

4. В небольшом отделе появляется новый молодой, образованный, энергичный сотрудник. Руководитель отдела — пожилая дама — посто­янно к нему придирается. Как молодому сотруднику выйти из создав­шейся ситуации?

5. Молодой человек знакомит свою любимую девушку с родителями. Мама дает ей негативную оценку. Девушка об этом случайно слышит. Как строить отношения с молодым человеком и будущей свекровью?

6. Несовершеннолетняя девушка 16-17 лет хочет жить в гражданском браке с мужчиной старше ее на 10 лет. Как реагировать родителям?

7. Произошел конфликт между двумя студентами. Выполняя совмест­но реферативную работу, один из них сделал большую ее часть, второй принял незначительное участие в работе, однако на семинаре он защитил ее целиком и получил высокую оценку. Первый же отсутствовал на семинаре по болезни и не смог выступить с сообщением, поэтому получил оценку ниже. Как им строить отношения друг с другом и с преподавателем?

Задания для саморазвития

1. Учитесь говорить громко и уверенно, чаще выска­зывайтесь категорично, отстаивая свое мнение. Если это и есть ваше обычное поведение, то проделайте упражне­ние наоборот. Стремитесь говорить меньше, тише и мяг­че. Старайтесь соглашаться, а не возражать. Чаще гово­рите «да», а не «нет». Избегайте категоричных фраз и интонаций. Найдите для себя оптимальный тон общения с окружающими.

2. Записывайте удачные дела, мысли, способствовавшие повыше­нию уровня вашей самооценки.

3. Осмысливайте свои чувства и отношение к происходящим собы­тиям, фиксируйте их в дневнике.

Литература для более глубокого изучения темы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди… Люди, которые играют в игры. М., 1992.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 2.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. М., 1996.

5. Искусство разговаривать и получать информацию: хрестоматия / сост. Б.Н. Лозовский. М., 1993.

6. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

7. Пиз А. Язык жестов. Н.Новгород, 1992.

8. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.

9. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М., 1991.


student2.ru

Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ, Выводы — Социальная психология

Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ

Для человека важно, как он выглядит в глазах окружающих. Взаимодействуя с окружающими людьми, каждый человек видит большое количество их реакций на него самого. Он может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Э. Гофман назвал имидж – «искусством управлять впечатлением». Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.

Данное понятие появилось в психологической науке сравнительно недавно. Имидж – английское слово, обозначающее «образ», «ореол». Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо.

Имидж – некий образ, который человек, его «я», представляет миру, своего рода форма самопрезентации.

Понятие имиджа включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль научного знания – имиджелогия.

Многие люди от природы обладают привлекательным имиджем, но, как правило, симпатии людей приобретаются благодаря искусству самопрезентации, без которого не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания. Изучая имидж руководителя фирмы, Э. Сэмпсон отмечает: «Ваш личный имидж является картинкой вас. У вас не может не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа».

Автор исследует личностный имидж, рассматривая его как сочетание ряда внешних и внутренних факторов, задающих «самоимидж», воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Первый из них основан на прошлом опыте и отражает состояние самоуважения человека. Воспринимаемый имидж – это то, как другие видят его носителя. Требуемый имидж – это профессиональные характеристики, которые должны быть присущи специалисту.

Наивен тот, кто думает, что достаточно прочесть книги об общении и правилах хорошего тона и усвоить ряд рекомендаций, чтобы научиться располагать людей к себе.

Например, десятки тысяч девушек мечтают стать фото-моделями, но удается это лишь сотням. И только единицы становятся топ-моделями, достигшими подлинных вершин этого вида бизнеса. Среди элитарных красавиц – американка Синди Кроуфорд. Где бы она ни появлялась – везде ее сопровождает успех. В чем ее секрет? Она умна и элегантна, у нее прекрасные внешние данные. Кроме того, ей свойственна тонкая манера выражения своего душевного состояния. Всякий, кто с ней общается, подпадает под ее человеческое обаяние.

Вне всякого сомнения, красивым людям легче создавать эффект личного обаяния. В кино или на телеэкране наш взор запечатляет в памяти образы привлекательных людей. Психологи неоднократно убеждались, что из десяти случаев по меньшей мере в восьми наше первоначальное впечатление о других людях складывается по их внешним данным.

Но отсутствие привлекательных внешних данных не перекрывает дорогу к созданию благоприятного личного имиджа. Для этого только надо хотеть и уметь наилучшим образом выразить свои сильнейшие личностные качества. Более того, в каждом индивиде есть способность нравиться людям.

Как показывают исследования, чем больше прилагается усилий в проявлении способности нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные и информационные характеристики личности. Тем более, когда всему этому способствует склонность к общению и лидерству.

Быть обаятельным – своего рода мужество, так как требуется непрерывная работа над собой. Бывают и поражения, но их следует переносить достойно. Например, не многие знают, что такой знаменитый артист, как И. Смоктуновский, приложил огромные усилия для того, чтобы удержаться в театральном мире. В его послужном списке есть такая запись: «Уволен из театра по профессиональной непригодности». Не будь у него мужества и силы воли, вряд ли мы могли бы восхищаться его мастерством.

Так каковы же приоритетные качества, обладание которыми делает реальным решение проблемы имиджа?

Условно можно выделить три группы.

В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность и красноречивость. Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение нравиться людям». Обладание перечисленными способностями и постоянные упражнения в их развитии – залог успешного создания личного имиджа.

Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению. Нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей, и его кредо – вседозволенность.

К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт помогает ей обострить интуицию.

Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая: искусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз.

У имиджа две стороны: субъективная – передаваемый образ человека и объективная – это то, как его воспринимают другие. Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Имидж может быть принимаем и не принимаем, вызывать соответственно положительное или отрицательное отношение. Не случайно общественные деятели, для которых популярность очень важна, имеют имиджмейкеров-специалистов, занимающихся проблемами становления и развития популярного имиджа.

Выводы

1. Межличностное восприятие, или социальная перцепция представляет собой сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию на этой основе поступков и поведения.

2. Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека. К механизмам познания и понимания относятся прежде всего идентификация, эмпатия и аттракция. Универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека – механизм каузальной атрибуции.

3. В процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, обусловленные социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, они имеют объективный характер и требуют определенных усилий воспринимающей личности.

4. К эффектам межличностного восприятия относятся эффект первичности и новизны, стереотипизации, ореола, проекции.

5. Имидж – некий образ, который человек, его «я», представляет миру, своего рода форма самопрезентации. Понятие имиджа включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Проблемой изучения и построения имиджа занимается новая отрасль научного знания – имиджелогия.



1piar.ru

Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ

Психология Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ

просмотров — 292

Итак, имидж личности— это ее воспринимаемый и передаваемый образ.Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д. Имидж имеет две стороны: субъективную, ᴛ.ᴇ. передаваемый образ того человека, которого воспринимают, чей образ создается, и объективную, ᴛ.ᴇ. воспринимаемую тем, кто наблюдает. Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Вместе с тем, передаваемый образ не всœегда отражает сущность личности. Существует так называемый разрыв достоверности образа, когда есть вышеназванное несовпадение. Имидж может быть принимаемым или не принимаемым, вызывая к себе соответствующее положительное или отрицательное отношение. Выделяют основные условия принимаемого имиджа: ориентация на социально одобряемые формы поведения, которые соответствуют социальному контролю, и ориентация на средний класс (как наиболее многочисленный) по социальной стратификации. Иными словами, человек в своем самопроявлении должен быть одобряем большинством, не являясь при этом лишь типичным представителœем этого большинства, но стараясь превосходить его по какому-то критерию. В случае если же человек делает то, что осуждается требованиями большинства, то даже при положительном отношении окружающих, его имидж не будет принимаемым. В случае если образ человека не воспринимается окружающими или носит отрицательные характеристики с их точки зрения, то можно сделать следующие выводы относительно его социального самопроявления: либо он пренебрегает общепринятыми обычаями, либо утверждает собственное Я, пренебрегая социальными нормами. Не случайно деятели, для которых общественная популярность важна, имеют так называемых имиджмейкеров — специалистов, занимающихся проблемами становления и развития популярного имиджа.

Выделяют три уровня воспринимаемого образа: биологический, психологический, социальный. Биологический уровень предполагает восприятие пола, возраста͵ состояния здоровья, физических данных, конституции, темперамента. Психологический уровень предполагает анализ таких факторов как характер, воля, интеллект, эмоциональное состояние и т.д. Социальный — включает в себя слухи, сплетни, какую-то информацию, которая стала известна о данном человеке по различным социальным источникам.

4. Эффекты восприятия •

Разумеется, в процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены не только субъективизмом интерпретации, но также и некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия.С этой точки зрения искажения носят объективный характер и требуют определœенных усилий личности воспринимающего для их преодоления. Наиболее значимой информацией о человеке является первая и последняя (эффект первичности и эффект недавности). При этом, если мы знаем человека достаточно долго, то наиболее значимой будет последняя информация о нем. В случае если же человек нам незнаком или мы знаем его очень плохо, то наиболее значимой оказывается первая поступившая информация. Вместе с тем, большое значение производит эффект положительного или отрицательного ореола. Обычно данный эффект возникает по отношению к человеку, о котором складывается общее оценочное представление из-за недостатка информации. Допустим, учительница, которая первый раз пришла в данный класс, но слышала весьма похвальные отзывы других учителœей об учебных успехах Н. и знает, что Н. круглая отличница, будет предрасположена относиться к данной ученице соответствующим образом. Особенно, если Н. будет активна на первом уроке. В дальнейшем, даже когда Н. будет не совсœем готова к уроку, учительница может весьма лояльно относиться к ее учебной деятельности. То же самое может происходить и с учениками, которые имеют отрицательный имидж у педагогов.

А.С.Макаренко, будучи руководителœем колонии для несовершеннолетних преступников в 20-е годы, намеренно не читал личных дел поступающих к нему детей и не знакомил с этими делами педагогов колонии. Его расчет понятен: он не хотел формировать негативных установок у воспитателœей, поскольку они, создавая экспектации, входят в социальный контроль и способствуют провокации вполне определœенного поведения у воспитанников. Следует заметить, что А.С.Макаренко был одним из наиболее успешных социальных педагогов мира, который в жестких условиях экономического кризиса и тоталитарного политического режима создал уникальную воспитательную систему, способную обеспечить условия для развития и саморазвития колонистов.

Говоря о многообразных искажениях восприятия, невозможно игнорировать одно из самых распространенных — стереотипы. В широком смысле, стереотип — ϶ᴛᴏ чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т.д. Процесс формирования стереотипов принято называть стереотипизацией. Стереотипизация несет в себе не только негативные явления. Она необходима любому человеку, поскольку включает в себя известное упрощение образа в шаблонных социальных ситуациях и при взаимодействии со знакомыми людьми. Стереотипы определяют привычки и, таким образом, входят в социальный контроль, заранее предопределяя по­ведение человека в тех или иных случаях. Стереотипы помогают нам принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации и сохраняют, таким образом, психическую энергию, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. В то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.


Читайте также


  • — Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ

    Итак, имидж личности- это ее воспринимаемый и передаваемый образ.Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д. Имидж имеет две стороны: субъективную,… [читать подробенее]


  • — Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ

    Итак, имидж личности- это ее воспринимаемый и передаваемый образ.Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д. Имидж имеет две стороны: субъективную,… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Имидж личности.

    Психология Имидж личности.

    просмотров — 856

    Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на него самого. Эти реакции неоднозначны. И всœе же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. В целом, каждый имеет представление о том, как в основном относятся к нему окружающие люди, на основании чего и складывается часть образа «социального Я». Субъект может вполне отчетливо осознавать, какие именно его особенности и личностные проявления являются наиболее привлекательными или отталкивающими для людей. Он также может использовать это знание в определœенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей.

    Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.

    Итак, имидж личности — ϶ᴛᴏ её воспринимаемый и передаваемый образ.

    Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

    Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д. Имидж имеет две стороны: субъективную, ᴛ.ᴇ. передаваемый образ того человека, которого воспринимают, чей образ создается и объективную, ᴛ.ᴇ. воспринимаемую тем, кто наблюдает.

    Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Вместе с тем, передаваемый образ не всœегда отражает сущность личности. Существует так называемый разрыв достоверности образа, когда есть вышеназванное несовпадение.

    Имидж может быть принимаемым или не принимаемым, вызывая к себе соответствующее положительное или отрицательное отношение.

    Выделяют основные условия принимаемого имиджа: ориентация на социально одобряемые формы поведения, которые соответствуют социальному контролю, и ориентация на средний класс (как на наиболее многочисленный) по социальной стратификации. Иными словами, человек в своем самопроявлении должен быть одобряем большинством, не являясь при этом лишь типичным представителœем этого большинства, но стараясь превосходить его по какому-то критерию.

    В случае если же человек делает то, что осуждается требованиями большинства, то даже при положительном отношении окружающих, его имидж не будет принимаемым. В случае если образ человека не воспринимается окружающими или носит отрицательные характеристики с их точки зрения, то можно делать следующие выводы относительно его социального самопроявления: либо он пренебрегает общественными обычаями, либо утверждает собственное «я», пренебрегая социальными нормами.

    ( Не случайно деятели, для которых общественная популярность важна, имеют так называемых имиджмейкеров – специалистов, занимающихся проблемами становления и развития популярного имиджа).

    Выделяют три уровня воспринимаемого образа: биологический, психологический, социальный.

    · Биологический уровень предполагает восприятие пола, возраста͵ состояния здоровья, физических данных, конституции, темперамента.

    · Психологический уровень предполагает анализ таких факторов как характер, воля, интеллект, эмоциональное состояние и т.д.

    · Социальный – включает в себя слухи, сплетни, какую-то информацию, которая стала известна о данном человеке по различным социальным источникам.

    Разумеется, в процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены не только субъективизмом интерпретации, но также и некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия.

    Искажения носят объективный характер и требуют определœенных усилий личности воспринимающего для их преодоления.

    Наиболее значимой информацией о человеке является первая и последняя (эффект первичности и эффект недавности). При этом, если мы знаем человека достаточно долго, то наиболее значимой будет последняя информация о нем. В случае если же человек нам незнаком или мы знаем его очень плохо, то наиболее значимой оказывается первая поступившая информация.

    Большое значение производит эффект положительного или отрицательного ореола. Обычно данный эффект возникает по отношению к человеку, о котором складывается общее оценочное представление из-за недостатка информации.

    Говоря о многообразных искажениях восприятия, невозможно игнорировать одно из самых распространенных – стереотипы. В широком смысле, стереотип — ϶ᴛᴏ чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее вы устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т.д.

    Стереотипизация несет в себе не только негативные явления. Она необходима любому человеку, поскольку включает в себя известное упрощение образа в шаблонных социальных ситуациях и при взаимодействии со знакомыми людьми. Стереотипы определяют привычки и, таким образом, входят в социальный контроль, заранее предопределяя поведение человека в тех или иных случаях. Стереотипы помогают нам принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации и сохраняют, таким образом, психическую энергию, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. В то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений.

    Причины по которым нам нравятся люди:

    — Люди предпочитают соглашаться с теми индивидами, которые им знакомы и симпатичны.

    — Одной из характеристик человека, влияющих на отношение к нему окружающих, является его физическая привлекательность. Роль физической привлекательности в установлении социальных контактов гораздо значительнее, чем предполагалось. Похоже, физическая привлекательность способствует завышению оценки других человеческих качеств, таких как талантливость, доброта͵ ум. По этой причине привлекательные люди кажутся более убедительными и им требуется меньше сил для того, чтобы изменить мнение других людей и получать желаемый результат.(пример: «мисски»).

    — Фактор сходства. Нам нравятся люди, похожие на нас, и мы более охотно соглашаемся с требованиями именно таких людей, часто неосознанно. Также замечено, что наше благорасположение вызывают люди, расточающие нам похвалы.

    — Еще один фактор, который, как правило, влияет на наше отношение к какому-либо человеку или предмету, — это близкое знакомство с ним. Это влияние оказывается реальным в первую очередь тогда, когда контакт имеет место при вызывающих положительные эмоции обстоятельствах.

    — Наличие ассоциаций – еще один фактор, влияющий на отношение людей друг к другу. Рекламодатели, политики, торговцы стремятся связать в сознании людей себя или свою продукцию с какими-либо положительными моментами.

    Люди склонны автоматически реагировать на символы авторитета͵ а не на авторитет как таковой. Основными символами авторитета являются титулы, одежда и марка марка автомобиля. Как показали исследования, к индивидам, обладающим тем или иным символом авторитета͵ окружающие относятся с большим почтением. Более того, практически всœе индивиды, которые уважительно относятся к символам авторитета͵ недооценивают степень влияния этих символов на их поведение.(Роберт Чалдини «Психология влияния», С.-П. ).

    Литература:

    1. Архангельский Л.И. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974.

    2. Бодалев А.А. Личность и общество. М., 1995.

    3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

    4. Козлов В.И. Типы личностей. М., 1999.

    5. Крысько В.Г. Социальная психология М., 2001.

    6. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М.,1999.

    7. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.,1979.

    8. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999.

    9. Социальная психология личности. М., 1979.

    10. Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности. М., 1998.

    11. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

    12. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.

    Лекция 6. Тема: «Социальные группы».

    1. Понятие о социальной группе, её критерии.

    2. Классификация малых групп, размеры группы и её функции.


    Читайте также


  • — Имидж личности.

    Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на него самого. Эти реакции неоднозначны. И все же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. В целом, каждый имеет… [читать подробенее]


  • — Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ

    Итак, имидж личности- это ее воспринимаемый и передаваемый образ.Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д. Имидж имеет две стороны: субъективную,… [читать подробенее]


  • — Имидж личности.

    Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на него самого. Эти реакции неоднозначны. И все же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. В целом, каждый имеет… [читать подробенее]


  • — Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ

    Итак, имидж личности- это ее воспринимаемый и передаваемый образ.Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д. Имидж имеет две стороны: субъективную,… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *