Импульсивность — причины, диагностика и лечение
Импульсивность – это особенность поведения, которая характеризуется тенденцией совершать действия без обдумывания, под воздействием эмоций, внешних обстоятельств. Импульсивные люди эмоционально несдержанны, нетерпеливы, раздражительны. Они часто проявляют безответственность, легкомысленность, обидчивость. Диагностика импульсивности проводится методом беседы, наблюдения, психологического тестирования. Симптоматическая помощь включает психокоррекцию, прием медикаментов, формирование навыка самоанализа, планирования.
Общая характеристика
Импульсивность проявляется неспособностью сдерживать сиюминутные побуждения, склонностью совершать поступки без учета последствий, под влиянием сложившейся ситуации и собственных эмоций. Импульсивному поведению часто сопутствуют невнимательность, гиперактивность, эмоциональная возбудимость. Люди с такой особенностью действуют по первому импульсу, так же быстро начинают чувствовать раскаяние, когда их активность приводит к негативному результату. Пример: импульсивная покупка привлекательной, но бесполезной вещи и последующее сожаление о растрате денег.
Противоположным качеством является самоконтроль – умение тормозить непосредственные желания, обдумывать результат поступка, учитывать позиции других людей, а не только свои интересы. В этом основное отличие решительности от импульсивности. Оба качества схожи целенаправленной реакцией, но решительность предполагает обдумывание действий, анализ возможных результатов, сознательный выбор поведения.
Нередко импульсивность отождествляют со вспыльчивостью, поскольку эта реакция также отличается быстротой, необдуманностью, бесконтрольностью. Разница между этими качествами в том, что вспыльчивые люди несдержанны эмоционально, могут открыто выразить раздражительность, злобу, гнев. Но если они не импульсивны, то никаких действий за этим не последует. Другое отличие – вспыльчивость всегда ассоциирована с негативными эмоциями, а импульсивность может подпитываться радостью, счастьем, состоянием воодушевления.
Причины импульсивности
Ученые определили биологические механизмы возникновения импульсивности. Это качество тесно связано с активностью дофамина – вещества, передающего информацию в нервных клетках. Импульсивное поведение сопровождается чрезмерным производством дофамина в области среднего мозга, и, как следствие, изменением активности лобных долей, ответственных за программирование и контроль деятельности. В результате процесс анализа ситуации, прогнозирования последствий сокращается или полностью «выпадает», сразу активизируются исполнительные функции.
Причины вышеописанных биохимических изменений многообразны. Это могут быть возрастные особенности нервной системы, закрепление определенных поведенческих реакций, временные физиологические дисфункции и стойкие патологические изменения в нервной системе, психической деятельности. Факторы, провоцирующие импульсивность, можно разделить на две большие группы: психофизиологические особенности и психические болезни.
Психофизиологические факторы
Импульсивность появляется у большинства людей. Как правило, она нестойкая, не имеет серьезных негативных последствий. Необдуманные поступки совершаются под влиянием сильных эмоциональных переживаний, интенсивных внешних раздражителей, состояния растерянности или утомления. Все эти факторы временно снижают способность к самоконтролю. Стойкая, но не патологическая импульсивность наблюдается на определенных этапах психического развития человека, при некоторых типах характера. Как причины легкой и умеренной импульсивности рассматриваются:
- Детский возраст. Импульсивность проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она обусловлена недостаточной сформированностью функции контроля поведения, то есть незавершенностью развития лобных отделов мозга. В дальнейшем происходит освоение социальных ролей, принятие правил поведения, что требует сдерживания собственных побуждений, учета интересов окружающих людей.
- Подростковый возраст. В этот период происходит половое созревание, гормональный дисбаланс отражается на эмоциональном состоянии: подростки становятся возбудимыми, легко раздражаются, гневаются, отчаиваются. Параллельно с физиологическими изменениями развивается подростковый кризис, сопровождающийся конфликтом между потребностями подростка и сложившейся вокруг него социальной ситуацией (ожиданиями родителей, учителей). Аффективная несдержанность выступает основой импульсивных поступков.
- Особенность характера. Иногда импульсивность – черта характера человека. Она базируется на подвижности процессов высшей нервной деятельности, что свойственно для сангвинического и холерического темпераментов. Закрепление импульсивных черт происходит в процессе воспитания и социализации. Такие люди вспыльчивы, не обладают достаточным самоконтролем, склонны совершать бесцельные поступки. Нередко они руководствуются спонтанными желаниями, прихотями, недооценивают негативные последствия своих действий.
- Астенизация. Истощение ресурсов организма проявляется снижением его толерантности к психологическому дискомфорту – аффективными вспышками (плачем, криком), необдуманными поступками. Поэтому возможной причиной импульсивных реакций становится астения при переутомлении, недосыпании, проблемах со здоровьем, длительном ожидании, череде неудач. Импульсивность выступает способом разрядки психоэмоционального напряжения, возникает как результат ослабления центров контроля в головном мозге.
- Богатая стимулами среда. Окружающая обстановка, предоставляющая множество стимулов, способствует вызову и проявлению неконтролируемых порывов. Очевидный пример – крупный магазин с множеством товаров, рекламным оформлением, музыкальным сопровождением. Попадая в такую обстановку, человек становится склонным к импульсивным покупкам, приобретает вещи спонтанно.
Психические заболевания
Причины стойкой патологической импульсивности – психические расстройства. Недостаточный контроль поведения, эмоциональная неустойчивость, снижение критических способностей становятся основой для совершения действий, нарушающих адаптацию в обществе, препятствующих процессу обучения, трудовой деятельности. Импульсивность является симптомом следующих заболеваний:
- СДВГ. Гиперкинетические нарушения поведения диагностируются в дошкольном возрасте, характеризуются недостаточной настойчивостью при выполнении умственной работы, тенденцией переключаться на новое задание, на закончив предыдущее. Активность чрезмерная, слабо регулируемая, проявляется с безрассудством, импульсивностью. Дети не чувствуют дистанции во взаимоотношениях с взрослыми, не умеют соблюдать правила в играх, поэтому остаются без друзей.
- Расстройства поведения. Распространенные причины импульсивности у подростков и детей – поведенческие расстройства. Пациентам свойственны диссоциальные, агрессивные, вызывающие поступки, нарушения отношений со сверстниками и членами семьи, школьная неуспеваемость. В основе лежит недостаточность контроля и программирования деятельности, обусловленная неправильным воспитанием, негативным влиянием окружения и, отчасти, биологическими механизмами. Поведение характеризуется повышенной конфликтностью, прогулами уроков, побегами из дома, совершением правонарушений.
- Умственная отсталость. Большинство пациентов с олигофренией относятся к категории импульсивных, недостаточно адаптированных. Они переживают иррациональные страхи, аффективно неустойчивы, имеют сниженные навыки волевой регуляции. Импульсивность у них сочетается с инфантильным стилем реагирования, неспособностью решать проблемы самостоятельно, пассивным ожиданием помощи от взрослых. Социальная незрелость затрудняет процесс межличностного взаимодействия, интеграцию в общество.
- Расстройства аутистического спектра. Для аутизма и схожих с ним заболеваний свойственны нарушения речевого развития, трудности в общении, отсутствие эмоционального контакта с окружающими. Пациенты с аутизмом совершают стереотипные действия, с трудом сосредотачивают внимание, импульсивны, неусидчивы. Наиболее развернуто эти черты проявляются в субъективно тревожных, неприятных ситуациях – при приближении малознакомых людей, попытке установить телесный или речевой контакт.
- Эпилепсия. По данным исследований, пациенты с височной эпилепсией обнаруживают тенденцию к вспышкам агрессивности, превосходящим по выраженности вызвавшие их стрессовые ситуации. Импульсивные реакции сохраняются как привычная форма ответа на повседневные трудности. При эпилептическом психозе на первый план выходит агрессивность. В целом для больных свойственны проявления моторной гиперактивности, невнимательности, грубости.
- Возбудимая психопатия. Характер при данном расстройстве отличается взрывчатостью, несдержанностью, конфликтностью. Эксплозивные психопаты обладают низким уровнем самоконтроля, склонны к агрессивности, возникающей без причины. При этом агрессия может быть направлена на других, на себя. Импульсивность повышает риск самоповреждений, злоупотребления наркотиками, алкоголем.
- Деменция. Нарушения самоконтроля поведения наиболее свойственны лобным и лобно-височным типам нервной дегенерации. Распространенный вариант – болезнь Пика. Изменения эмоционально-личностной сферы представлены отсутствием критики, пассивностью поведения, аспонтанностью, импульсивностью. Больные становятся грубыми, сквернословят, ведут себя неадекватно.
Диагностика
Импульсивность определяется в ходе комплексной диагностики. Обследование проводит врач-психиатр, психолог, иногда – невролог. Выраженные импульсивные черты обнаруживаются уже во время беседы: пациенты неусидчивы, эмоционально неустойчивы, легко отвлекаются. Они зачастую не выделяют собственную импульсивность как заостренную или патологическую черту, поэтому более объективную информацию врач получает от членов семьи, которые способны рассказать о возможных причинах симптома, его выраженности, влиянии на семейные, профессиональные и дружеские отношения (степень социализации).
Диагностика включает наблюдение и психологическое тестирование:- Наблюдение с провокацией. Для выявления импульсивности организуются экспериментальные условия, к которых психолог создает потенциально конфликтные ситуации или дает для решения сложные задачи, наблюдает за поведением пациента. При трудностях нарастает эмоциональная напряженность, совершаются необдуманные нецеленаправленные действия (разрывание бланка с заданием, бросание карандаша).
- Психодиагностические опросники. Определение степени импульсивности, ее соотношения с другими чертами характера выполняется при помощи комплексных личностных опросников, таких как MMPI, 16-факторный опросник Кеттелла. В результатах повышенные значения шкал импульсивного поведения часто сочетаются с высокими показателями эмоциональной неустойчивости, возбудимости. Изолированно импульсивные качества диагностируются специальными тестами, например, методикой «Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности» В.
- Проективные тесты. В проективных методиках проявляются особенности личности, которые человек не признает, не замечает в себе либо старательно скрывает от окружающих, заведомо давая ложные ответы в опросниках. В подобных случаях используются рисуночные тесты (рисунок человека, несуществующего животного), тесты интерпретации ситуаций (ТАТ, тест Розенцвейга). Импульсивность замечается в графических характеристиках, нарисованных деталях, объяснении ситуаций как конфликтных, напряженных.
Лечение
Патологическая импульсивность нарушает социальную адаптацию человека, сопряжена с риском совершения административных и уголовных правонарушений, поэтому требует лечения и коррекции. Основные лечебные мероприятия определяются заболеванием, спровоцировавшим расстройство поведения. Симптоматическая медико-психологическая помощь оказывается больным в амбулаторных условиях, включает психокоррекцию, медикаментозную терапию, рекомендации по изменению режима.
Психокоррекция
Психологическая коррекция импульсивности выполняется в форме упражнений и групповых игр, тренирующих концентрацию, устойчивость внимания, навык самоконтроля, умение отвечать за свои поступки. Индивидуальное психологическое консультирование направлено на освоение способности тормозить непосредственные импульсы к действию – брать паузу и думать, прогнозировать результат. Например, используется методика «Запрещенный символ». Совместные игры и тренинги требуют сдерживания сиюминутных желаний, учета игровых правил, интересов других участников.
Медикаментозная терапия
Если пациент с импульсивностью представляет угрозу для окружающих или для себя самого, осуществляется подбор медикаментов, снижающих психомоторное возбуждение. При выраженном расстройстве назначаются нормотимики, противосудорожные средства. Кроме этого, в последние годы все чаще применяются серотонинергические антидепрессанты, которые помимо своего основного действия снижают обсессивно-компульсивные симптомы, препятствуют вспышкам агрессии, уменьшают влечение к алкоголю. В начале терапии антидепрессанты сочетают с небольшими дозами транквилизаторов.
Изменение образа жизни
Эффективным методом самостоятельной коррекции импульсивности является планирование дня, соблюдение режима. Ведение планировщиков, ежедневников, личных дневников позволяет объективно оценить имеющиеся недостатки и слабые стороны личности, а затем скомпенсировать их. Пример: если человек каждое утро не успевает приготовить полноценный завтрак, импульсивно перекусывает вредными продуктами, то коррекцией будет изменение времени пробуждения и подъема с постели. Умение планировать дела, избегать ненужных соблазнов, грамотно чередовать отдых и работу позволяет избежать импульсивных действий.
Импульсивность — причины, диагностика и лечение
Импульсивность – это особенность поведения, которая характеризуется тенденцией совершать действия без обдумывания, под воздействием эмоций, внешних обстоятельств. Импульсивные люди эмоционально несдержанны, нетерпеливы, раздражительны. Они часто проявляют безответственность, легкомысленность, обидчивость. Диагностика импульсивности проводится методом беседы, наблюдения, психологического тестирования. Симптоматическая помощь включает психокоррекцию, прием медикаментов, формирование навыка самоанализа, планирования.
Общая характеристика
Импульсивность проявляется неспособностью сдерживать сиюминутные побуждения, склонностью совершать поступки без учета последствий, под влиянием сложившейся ситуации и собственных эмоций. Импульсивному поведению часто сопутствуют невнимательность, гиперактивность, эмоциональная возбудимость. Люди с такой особенностью действуют по первому импульсу, так же быстро начинают чувствовать раскаяние, когда их активность приводит к негативному результату. Пример: импульсивная покупка привлекательной, но бесполезной вещи и последующее сожаление о растрате денег.
Противоположным качеством является самоконтроль – умение тормозить непосредственные желания, обдумывать результат поступка, учитывать позиции других людей, а не только свои интересы. В этом основное отличие решительности от импульсивности. Оба качества схожи целенаправленной реакцией, но решительность предполагает обдумывание действий, анализ возможных результатов, сознательный выбор поведения.
Нередко импульсивность отождествляют со вспыльчивостью, поскольку эта реакция также отличается быстротой, необдуманностью, бесконтрольностью. Разница между этими качествами в том, что вспыльчивые люди несдержанны эмоционально, могут открыто выразить раздражительность, злобу, гнев. Но если они не импульсивны, то никаких действий за этим не последует. Другое отличие – вспыльчивость всегда ассоциирована с негативными эмоциями, а импульсивность может подпитываться радостью, счастьем, состоянием воодушевления.
Причины импульсивности
Ученые определили биологические механизмы возникновения импульсивности. Это качество тесно связано с активностью дофамина – вещества, передающего информацию в нервных клетках. Импульсивное поведение сопровождается чрезмерным производством дофамина в области среднего мозга, и, как следствие, изменением активности лобных долей, ответственных за программирование и контроль деятельности. В результате процесс анализа ситуации, прогнозирования последствий сокращается или полностью «выпадает», сразу активизируются исполнительные функции.
Причины вышеописанных биохимических изменений многообразны. Это могут быть возрастные особенности нервной системы, закрепление определенных поведенческих реакций, временные физиологические дисфункции и стойкие патологические изменения в нервной системе, психической деятельности. Факторы, провоцирующие импульсивность, можно разделить на две большие группы: психофизиологические особенности и психические болезни.
Психофизиологические факторы
Импульсивность появляется у большинства людей. Как правило, она нестойкая, не имеет серьезных негативных последствий. Необдуманные поступки совершаются под влиянием сильных эмоциональных переживаний, интенсивных внешних раздражителей, состояния растерянности или утомления. Все эти факторы временно снижают способность к самоконтролю. Стойкая, но не патологическая импульсивность наблюдается на определенных этапах психического развития человека, при некоторых типах характера.
Как причины легкой и умеренной импульсивности рассматриваются:- Детский возраст. Импульсивность проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она обусловлена недостаточной сформированностью функции контроля поведения, то есть незавершенностью развития лобных отделов мозга. В дальнейшем происходит освоение социальных ролей, принятие правил поведения, что требует сдерживания собственных побуждений, учета интересов окружающих людей.
- Подростковый возраст. В этот период происходит половое созревание, гормональный дисбаланс отражается на эмоциональном состоянии: подростки становятся возбудимыми, легко раздражаются, гневаются, отчаиваются. Параллельно с физиологическими изменениями развивается подростковый кризис, сопровождающийся конфликтом между потребностями подростка и сложившейся вокруг него социальной ситуацией (ожиданиями родителей, учителей). Аффективная несдержанность выступает основой импульсивных поступков.
- Особенность характера. Иногда импульсивность – черта характера человека. Она базируется на подвижности процессов высшей нервной деятельности, что свойственно для сангвинического и холерического темпераментов. Закрепление импульсивных черт происходит в процессе воспитания и социализации. Такие люди вспыльчивы, не обладают достаточным самоконтролем, склонны совершать бесцельные поступки. Нередко они руководствуются спонтанными желаниями, прихотями, недооценивают негативные последствия своих действий.
- Астенизация. Истощение ресурсов организма проявляется снижением его толерантности к психологическому дискомфорту – аффективными вспышками (плачем, криком), необдуманными поступками. Поэтому возможной причиной импульсивных реакций становится астения при переутомлении, недосыпании, проблемах со здоровьем, длительном ожидании, череде неудач. Импульсивность выступает способом разрядки психоэмоционального напряжения, возникает как результат ослабления центров контроля в головном мозге.
- Богатая стимулами среда. Окружающая обстановка, предоставляющая множество стимулов, способствует вызову и проявлению неконтролируемых порывов. Очевидный пример – крупный магазин с множеством товаров, рекламным оформлением, музыкальным сопровождением. Попадая в такую обстановку, человек становится склонным к импульсивным покупкам, приобретает вещи спонтанно.
Психические заболевания
Причины стойкой патологической импульсивности – психические расстройства. Недостаточный контроль поведения, эмоциональная неустойчивость, снижение критических способностей становятся основой для совершения действий, нарушающих адаптацию в обществе, препятствующих процессу обучения, трудовой деятельности. Импульсивность является симптомом следующих заболеваний:
- СДВГ. Гиперкинетические нарушения поведения диагностируются в дошкольном возрасте, характеризуются недостаточной настойчивостью при выполнении умственной работы, тенденцией переключаться на новое задание, на закончив предыдущее. Активность чрезмерная, слабо регулируемая, проявляется с безрассудством, импульсивностью. Дети не чувствуют дистанции во взаимоотношениях с взрослыми, не умеют соблюдать правила в играх, поэтому остаются без друзей.
- Расстройства поведения. Распространенные причины импульсивности у подростков и детей – поведенческие расстройства. Пациентам свойственны диссоциальные, агрессивные, вызывающие поступки, нарушения отношений со сверстниками и членами семьи, школьная неуспеваемость. В основе лежит недостаточность контроля и программирования деятельности, обусловленная неправильным воспитанием, негативным влиянием окружения и, отчасти, биологическими механизмами. Поведение характеризуется повышенной конфликтностью, прогулами уроков, побегами из дома, совершением правонарушений.
- Умственная отсталость. Большинство пациентов с олигофренией относятся к категории импульсивных, недостаточно адаптированных. Они переживают иррациональные страхи, аффективно неустойчивы, имеют сниженные навыки волевой регуляции. Импульсивность у них сочетается с инфантильным стилем реагирования, неспособностью решать проблемы самостоятельно, пассивным ожиданием помощи от взрослых. Социальная незрелость затрудняет процесс межличностного взаимодействия, интеграцию в общество.
- Расстройства аутистического спектра. Для аутизма и схожих с ним заболеваний свойственны нарушения речевого развития, трудности в общении, отсутствие эмоционального контакта с окружающими. Пациенты с аутизмом совершают стереотипные действия, с трудом сосредотачивают внимание, импульсивны, неусидчивы. Наиболее развернуто эти черты проявляются в субъективно тревожных, неприятных ситуациях – при приближении малознакомых людей, попытке установить телесный или речевой контакт.
- Эпилепсия. По данным исследований, пациенты с височной эпилепсией обнаруживают тенденцию к вспышкам агрессивности, превосходящим по выраженности вызвавшие их стрессовые ситуации. Импульсивные реакции сохраняются как привычная форма ответа на повседневные трудности. При эпилептическом психозе на первый план выходит агрессивность. В целом для больных свойственны проявления моторной гиперактивности, невнимательности, грубости.
- Возбудимая психопатия. Характер при данном расстройстве отличается взрывчатостью, несдержанностью, конфликтностью. Эксплозивные психопаты обладают низким уровнем самоконтроля, склонны к агрессивности, возникающей без причины. При этом агрессия может быть направлена на других, на себя. Импульсивность повышает риск самоповреждений, злоупотребления наркотиками, алкоголем.
- Деменция. Нарушения самоконтроля поведения наиболее свойственны лобным и лобно-височным типам нервной дегенерации. Распространенный вариант – болезнь Пика. Изменения эмоционально-личностной сферы представлены отсутствием критики, пассивностью поведения, аспонтанностью, импульсивностью. Больные становятся грубыми, сквернословят, ведут себя неадекватно.
Диагностика
Импульсивность определяется в ходе комплексной диагностики. Обследование проводит врач-психиатр, психолог, иногда – невролог. Выраженные импульсивные черты обнаруживаются уже во время беседы: пациенты неусидчивы, эмоционально неустойчивы, легко отвлекаются. Они зачастую не выделяют собственную импульсивность как заостренную или патологическую черту, поэтому более объективную информацию врач получает от членов семьи, которые способны рассказать о возможных причинах симптома, его выраженности, влиянии на семейные, профессиональные и дружеские отношения (степень социализации). Диагностика включает наблюдение и психологическое тестирование:
- Наблюдение с провокацией. Для выявления импульсивности организуются экспериментальные условия, к которых психолог создает потенциально конфликтные ситуации или дает для решения сложные задачи, наблюдает за поведением пациента. При трудностях нарастает эмоциональная напряженность, совершаются необдуманные нецеленаправленные действия (разрывание бланка с заданием, бросание карандаша).
- Психодиагностические опросники. Определение степени импульсивности, ее соотношения с другими чертами характера выполняется при помощи комплексных личностных опросников, таких как MMPI, 16-факторный опросник Кеттелла. В результатах повышенные значения шкал импульсивного поведения часто сочетаются с высокими показателями эмоциональной неустойчивости, возбудимости. Изолированно импульсивные качества диагностируются специальными тестами, например, методикой «Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности» В. А. Лосенкова.
- Проективные тесты. В проективных методиках проявляются особенности личности, которые человек не признает, не замечает в себе либо старательно скрывает от окружающих, заведомо давая ложные ответы в опросниках. В подобных случаях используются рисуночные тесты (рисунок человека, несуществующего животного), тесты интерпретации ситуаций (ТАТ, тест Розенцвейга). Импульсивность замечается в графических характеристиках, нарисованных деталях, объяснении ситуаций как конфликтных, напряженных.
Лечение
Патологическая импульсивность нарушает социальную адаптацию человека, сопряжена с риском совершения административных и уголовных правонарушений, поэтому требует лечения и коррекции. Основные лечебные мероприятия определяются заболеванием, спровоцировавшим расстройство поведения. Симптоматическая медико-психологическая помощь оказывается больным в амбулаторных условиях, включает психокоррекцию, медикаментозную терапию, рекомендации по изменению режима.
Психокоррекция
Психологическая коррекция импульсивности выполняется в форме упражнений и групповых игр, тренирующих концентрацию, устойчивость внимания, навык самоконтроля, умение отвечать за свои поступки. Индивидуальное психологическое консультирование направлено на освоение способности тормозить непосредственные импульсы к действию – брать паузу и думать, прогнозировать результат. Например, используется методика «Запрещенный символ». Совместные игры и тренинги требуют сдерживания сиюминутных желаний, учета игровых правил, интересов других участников.
Медикаментозная терапия
Если пациент с импульсивностью представляет угрозу для окружающих или для себя самого, осуществляется подбор медикаментов, снижающих психомоторное возбуждение. При выраженном расстройстве назначаются нормотимики, противосудорожные средства. Кроме этого, в последние годы все чаще применяются серотонинергические антидепрессанты, которые помимо своего основного действия снижают обсессивно-компульсивные симптомы, препятствуют вспышкам агрессии, уменьшают влечение к алкоголю. В начале терапии антидепрессанты сочетают с небольшими дозами транквилизаторов.
Изменение образа жизни
Эффективным методом самостоятельной коррекции импульсивности является планирование дня, соблюдение режима. Ведение планировщиков, ежедневников, личных дневников позволяет объективно оценить имеющиеся недостатки и слабые стороны личности, а затем скомпенсировать их. Пример: если человек каждое утро не успевает приготовить полноценный завтрак, импульсивно перекусывает вредными продуктами, то коррекцией будет изменение времени пробуждения и подъема с постели. Умение планировать дела, избегать ненужных соблазнов, грамотно чередовать отдых и работу позволяет избежать импульсивных действий.
Хочу сейчас! Неврология подростковой импульсивности · Границы для молодых умов
Abstract
Что бы вы предпочли сделать в жаркий летний день? Пойти на футбольную тренировку или съесть мороженое у бассейна? В бассейне может быть гораздо веселее, чем на любой спортивной тренировке, так что это может показаться легким выбором. Однако, если вы часто пропускаете тренировку, ваш тренер может не поставить вас в очередь на следующий матч, и в целом вы не улучшитесь. В свете этих будущих последствий посещение тренировок может выглядеть не так уж и плохо. Тем не менее, исследования показывают, что подростки чаще, чем люди любого другого возраста, склонны следовать своим краткосрочным импульсам, а не преследовать долгосрочные цели. Почему подросткам так трудно контролировать свои импульсы? И как это становится лучше, когда вы становитесь старше? Мы изучали развивающийся мозг и обнаружили, что управление импульсами зависит как минимум от двух разных областей мозга. По мере того, как вы становитесь старше, связи между этими двумя областями мозга становятся сильнее: это помогает вам думать о будущих последствиях ваших действий, быть менее импульсивным и (возможно) также принимать более правильные решения.
Что особенного в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте ваши родители обычно начинают позволять вам принимать все больше и больше решений самостоятельно. Вы начинаете выбирать хобби, друзей, с которыми проводите время, и что делать после школы. Затем, в какой-то момент, вы становитесь независимыми от родителей [1]. Эта фаза взросления называется подростковым возрастом . Он начинается с полового созревания и заканчивается, когда мы считаем кого-то взрослым (примерно в возрасте 10–20 лет). Это очень особенный этап, потому что подростки во многих отношениях ведут себя иначе, чем младшие дети и взрослые.
Например, подростки известны своим импульсивным поведением. То есть они как будто делают многие вещи, не слишком задумываясь о последствиях. В некотором смысле импульсивность на самом деле может быть хорошей вещью: представьте, если бы вы делали только то, для чего точно знали бы последствия! Это было бы не только невыносимо скучно, но и сделало бы невозможным изучение чего-либо нового. Зайти в бассейн в первый раз может быть страшно, но опять же, вы не сможете научиться плавать, не заходя в воду.
Подросткам, но не маленьким детям, разрешено принимать собственные решения, и они проводят меньше времени под непосредственным контролем своих родителей. Это дает подросткам много возможностей узнать что-то новое, но, поскольку принимать правильные решения не всегда легко, эта свобода также может привести к ошибкам. Иногда эти ошибки, вызванные импульсивным поведением, могут привести к серьезным негативным последствиям. Например, подростки чаще попадают в отделения неотложной помощи после ДТП, чем взрослые или дети [2].
Так почему же подростки такие импульсивные? Понимание этой импульсивности важно для родителей (которые должны позволить своим детям иметь собственный опыт, но не хотят, чтобы они были вовлечены в несчастные случаи), подростков (которые хотят повеселиться, но также должны думать о будущих последствиях) и общества. который должен принять законы о соответствующих возрастных требованиях для рискованных действий, таких как употребление алкоголя, курение или вождение автомобиля). Чтобы понять, как подростки принимают очень импульсивные или менее импульсивные решения, мы изучили развивающийся мозг.
Маленькая награда сейчас или большая позже?
Мы исследовали один конкретный аспект импульсивности, а именно нетерпение . Нетерпение описывает трудности, которые у вас возникают, когда вам нужно что-то отложить на более поздний момент времени, но вы действительно хотели бы иметь это сейчас (например, пойти в бассейн после окончания спортивной тренировки). Психологи изучили нетерпение с помощью знаменитого «зефирного теста». Вот как это работает: представьте, что девочке по имени Юля (5 лет) перед ней на тарелке дают зефир. Прежде чем экспериментатор выйдет из комнаты, она объясняет, что Джулия может либо съесть зефир сразу, либо подождать, пока экспериментатор вернется. Если оригинальный зефир все еще там, Джулия получит дополнительный зефир. Некоторые дети съедят зефир сразу, а другие будут ждать. Однако ждать нелегко! (И это забавно смотреть: вы можете увидеть это в действии, если зайдете на YouTube и наберете «Зефирный тест»). Конечно, по мере того, как мы становимся старше, мы становимся намного лучше в ожидании вознаграждения. Большинству взрослых не составляет труда дождаться зефира; однако подростки часто все еще очень импульсивны. Почему детям и подросткам обычно так тяжело ждать, а взрослым легче? Есть несколько причин, о которых мы можем думать.
Одна из причин заключается в том, что по мере того, как вы становитесь взрослым, вы лучше контролируете свое внимание. Большинству детей трудно контролировать то, на что они обращают внимание, но некоторые дети уже могут это делать! Уолтер Мишель, проводивший первый тест с зефиром, обнаружил, что дети, которые смогли дождаться второго зефира, очень успешно отвлекали внимание от зефира. Например, некоторые дети просто перевернули свой стул, чтобы не смотреть на конфету. Другие дети использовали другую стратегию, которую труднее увидеть, то есть думать о чем-то другом. Например, они могут представить себе, каково это иметь две зефирки, или что зефирка перед ними на самом деле подделка и сделана из камня. Эта способность направлять наше внимание туда, куда мы хотим, обычно становится легче, когда мы становимся старше и становимся взрослыми.
Еще одна причина, по которой подростки импульсивны и с трудом ждут долговременного вознаграждения, заключается в том, что их мозг очень чувствителен к немедленным вознаграждениям — подросткам они очень нравятся! В раннем подростковом возрасте часть мозга, отвечающая за обработку эмоций, претерпевает большие изменения, в результате чего немедленная награда кажется подросткам особенно приятной [1, 3]. В результате немедленная награда (например, поедание зефира сейчас) может казаться подростку гораздо более полезным, чем взрослому, и они могут быть менее склонны ждать долговременного вознаграждения.
На данном этапе мы не совсем уверены, что происходит в голове подростка. Со временем (большинство) подростков начинают лучше ждать. Но почему это так? Чтобы получить лучшее представление о том, что происходит, полезно взглянуть на мозг по мере его созревания от подросткового возраста до взрослой жизни.
Изучение нетерпения в лаборатории
Чтобы изучить изменения мозга в подростковом возрасте, мы пригласили участников в возрасте от 8 до 25 лет принять участие в лабораторном эксперименте. В нашем эксперименте каждый участник должен был выбрать между двумя разными суммами денег: одну, которую он/она получит очень скоро, или другую, которую ему/ей пришлось ждать немного дольше, чтобы получить (рис. 1А). Например, вы бы предпочли получить 10 долларов сейчас или 27 долларов через 28 дней? (Что бы вы предпочли? Ответьте на этот вопрос сами.) Как и в эксперименте с зефиром, чтобы получить больше денег, участникам придется ждать дольше. В этом эксперименте мы использовали деньги вместо зефира, потому что это гораздо практичнее; нельзя есть зефир в сканере мозга! Кроме того, не все любят зефир, но почти все любят деньги! Как мы и ожидали, мы обнаружили, что молодые участники менее склонны ждать большей суммы денег, чем участники старшего возраста.
- Рисунок 1 — A . Это два примера выбора в нашем исследовании того, что происходит в подростковом мозгу, когда подросткам приходится выбирать между немедленным и отсроченным вознаграждением.
- Участникам всегда приходилось выбирать между меньшей суммой денег, которую они получат раньше, и большей суммой денег, которую им придется ждать дольше. Б . Все участники делали выбор в сканере мозга, чтобы можно было записать активность мозга. Варианты были показаны на экране компьютера, который был виден со сканера.
Хотя участники делали выбор, они лежали в сканере под названием магнитно-резонансный томограф (МРТ) , подобный тому, который вы видите на рисунке 1B. С помощью МРТ-сканера мы измерили две вещи, такие как (1) уровни активности в различных частях мозга и (2) структуру мозга.
Взгляд внутрь мозга
Из того, что мы знаем на данный момент, две области мозга важны, когда люди принимают решения о том, какие награды они хотят получить. Первая область — это та, которая кодирует все виды информации о наградах. Он определяет, насколько вам нравится играть в видеоигры, насколько вам нравится быть футболистом (или каким-либо другим видом спорта или играть на музыкальном инструменте), и насколько вам нравится смотреть телевизор или есть мороженое у бассейна. Эта область мозга называется 9.0009 полосатое тело (произносится как strai-ay-tuhm ). Вторая важная область мозга связана с отслеживанием ваших долгосрочных целей (например, стать знаменитым футболистом ). Эти цели закодированы в области мозга, называемой дорсолатеральной префронтальной корой (dlPFC) . Один из способов думать о dlPFC — это как родитель, который говорит вам делать то, что хорошо для вашего будущего «я» («вы поблагодарите меня позже»), и в некотором смысле работает как «симулятор будущего». Вы можете видеть, где полосатое тело и dlPFC расположены на рисунке 2.
- Рисунок 2 — A . Представьте для этой фигуры, что человек стоит перед вами и смотрит налево, а его мозг прорезан посередине, спереди назад.
- Это дает вам «взгляд изнутри» на мозг, открывая многие структуры, которые мы не наблюдаем только на поверхности мозга. Вы можете видеть, что полосатое тело расположено где-то посередине (зеленый цвет). Б . Это показывает вам 3D мозг. dlPFC расположен спереди (синий).
Полосатое тело и длПФК также связаны путями клеток головного мозга, называемыми нейронными путями. Вы можете думать о соединении как о дороге, по которой сообщения передаются из одной области мозга в другую. Через нейронные связи длПФК может «разговаривать» с полосатым телом и сообщать ему, каковы будущие преимущества вашего выбора. Этот «разговор» важен, потому что большинство решений в жизни не являются явно хорошими или явно плохими — нам всегда приходится взвешивать разные части решения. ( Сколько вы готовы отказаться сегодня ради большей награды завтра? Может быть, съесть два зефира подряд позже даже не так вкусно, как первый сейчас. ) В нашем эксперименте мы более подробно изучили этот «разговор» между полосатым телом и длПФК.
Что мы нашли?
Сначала мы рассмотрели силу связи между длПФК и полосатым телом. Наши результаты показали, что с возрастом создаются более прочные связи между длПФК и полосатым телом (обозначено увеличением желтой стрелки на рисунке 3). Это можно сравнить с расширением однополосной дороги в многополосную.
- Рисунок 3 — A1,B1 . По мере того, как вы становитесь старше, связи между полосатым телом и длПФК становятся сильнее.
- Более прочные связи позволяют передавать больше информации от длПФК к полосатому телу. А2,В2 . Вы можете сравнить это с добавлением дополнительных полос на дорогу. Приобретенную мозгом способность пропускать больше информации между областями можно сравнить с тем, что больше автомобилей могут двигаться по дороге.
Затем мы измерили активность мозга в dlPFC и полосатом теле, пока участники делали свой выбор. Когда активность в двух областях мозга очень похожа, увеличивается и уменьшается одновременно, мы предполагаем, что между этими двумя областями существует тесная связь. Мы обнаружили, что по мере того, как вы становитесь старше, усиливается связь между dlPFC и полосатым телом, что можно сравнить с увеличением количества автомобилей на дороге (рис. 3). Самое главное, мы обнаружили, что пожилые участники, чей мозг уже «построил» большие магистрали между длПФК и полосатым телом, были менее импульсивными. Они предпочли дождаться большей суммы денег, чем немедленно взять меньшую. Мы думаем, что это происходит потому, что длПФК теперь лучше сообщает полосатому телу о преимуществах ожидания будущей награды [4].
Что это значит для вас?
Большинство из нас любит шоколад, видеоигры и другие развлечения. И большинство из нас предпочли бы насладиться ими сейчас, а не потом. Но люди, похоже, различаются по тому, как тяжело им ждать, пока произойдут некоторые из этих хороших вещей. В нашем мозгу это частично контролируется связями между длПФК и полосатым телом. Чем больше dlPFC и полосатое тело связаны, тем легче ждать вознаграждения. Эти связи укрепляются по мере того, как вы становитесь старше (рис. 3), что, в конце концов, заставляет вас лучше ждать хороших вещей.
Строительство этих быстрых дорог в мозгу является частью нормального процесса взросления, наряду со многими другими изменениями, происходящими в организме. Но вам не нужно ждать, пока ваш мозг начнет устанавливать эти связи. Круто то, что вы можете тренировать свой мозг и укреплять его связи! Мозг похож на мышцу: чем больше вы его используете, тем легче со временем будут выполняться эти умственные задачи. Это относится к задачам, подобным тем, которые вы видите на уроках математики, или к настольным играм (подробнее см. https://kids.frontiersin.org/article/10.3389)./фрым.2014.00005). Но это также относится к размышлениям о будущем, которое все еще может казаться вам неопределенным и расплывчатым. Вы могли бы, например, улучшить свои навыки «рассуждения о будущем», думая о конкретных будущих результатах, например: «Если я пойду на тренировку по футболу, это поможет мне попасть в очередь на следующий матч, и, возможно, я когда-нибудь стану знаменитым футболистом» [5]. Наш лучший совет для участников эксперимента, подобного нашему, — хорошенько подумать о том, что они могут сделать с 27 долларами за 4 недели по сравнению с 10 долларами сейчас. На 27 долларов можно купить почти в три раза больше игрушек, книг, мороженого или хот-догов, чем сейчас на 10 долларов! Чем больше вы думаете о завтрашнем дне, тем ближе оно кажется!
Глоссарий
Подростковый возраст : ↑ Возраст между половым созреванием и взрослой жизнью, примерно 10–20 лет.
Импульсивность : ↑ Делать что-то или склонность делать что-то внезапно и без тщательного обдумывания.
Нетерпение : ↑ Тяжело ждать чего-то в будущем.
Магнитно-резонансная томография (МРТ) : ↑ Подставки для M agnetic r esonance i maging и относится к очень сильному магнитному сканеру мозга, используемому для визуализации и записи активности мозга.
Полосатое тело : ↑ Область мозга, которая отслеживает, насколько вам что-то нравится (среди множества других задач).
Дорсолатеральная префронтальная кора (длПФК) : ↑ Область мозга, которая отслеживает ваши долгосрочные цели (среди многих, многих других задач).
Первоисточник Статья
↑ van den Bos, W., Rodriguez, C.A., Schweitzer, J.B., and McClure, S.M. 2015. Нетерпение подростков снижается при наличии лобно-стриарной связи. проц. Натл. акад. науч. США 112 (29): E3765–74. doi: 10.1073/pnas.1423095112
Каталожные номера
[1] ↑ Стейнберг Л. и Чейн Дж. М. 2015. Множественные отчеты о подростковой импульсивности. проц. Натл. акад. науч. США 112 (29): 8807–8. doi: 10.1073/pnas.1509732112
[2] ↑ Итон Д.К., Канн Л., Кинчен С., Шанклин С., Флинт К.Х., Хокинс Дж. и др. 2012 г. Наблюдение за рискованным поведением молодежи – США, 2011 г. Наблюдение MMWR. Сумма. 61 (4): 1–162.
[3] ↑ Кроун, Э. А., и Даль, Р. Э. 2012. Понимание подросткового возраста как периода социально-аффективной вовлеченности и гибкости целей. Нац. Преподобный Нейроски. 13(9), 636–50. doi: 10.1038/nrn3313
[4] ↑ Кейси, Б. Дж. 2015. От простых моделей самоконтроля до описаний подросткового поведения на основе схем. Анну. Преподобный Психолог. 66:295–319. doi: 10.1146/annurev-psych-010814-015156
[5] ↑ Петерс, Дж., и Бюхель, К. 2010. Эпизодическое мышление о будущем снижает дисконтирование задержки вознаграждения за счет усиления префронтально-средневременных взаимодействий. Нейрон 66 (1): 138–48. doi: 10.1016/j.neuron.2010.03.026
Благословения и проклятия импульсивности
Источник: lightsource/Depositphotos
Вы, вероятно, уже делали это раньше: давали оскорбительный ответ на электронное письмо, говорили что-то, о чем впоследствии сожалели, или делали что-то, чего вам хотелось бы, чтобы вы не делали. Да, вы, как и многие другие, наверняка стали жертвой импульсивности.
Были случаи, когда ваши импульсивные действия окупались. Тем не менее, бывают случаи, когда ваше импульсивное поведение могло заставлять вас задаваться вопросом: «О чем я думал?» В этом нет никаких сомнений: сложность импульсивности может быть благословением, с одной стороны, и проклятием, с другой.
Благословение
Посмотрим правде в глаза: импульсивность часто получает плохую репутацию, и это несправедливо, потому что она может быть движущей силой художественного гения. Например, некоторые действительно великие произведения искусства, книги и музыка появились в результате импульсивных действий. Импульсивность может стимулировать и даже улучшать творческие моменты. Если вы сталкивались с положительной стороной импульсивности, то вам знакомо грызущее желание спонтанно действовать по прихоти. Иногда ваши импровизированные действия могут послужить хорошей цели. Они позволяют вам, лицу, принимающему решения, действовать быстро и воспользоваться возможностью, которая в противном случае могла бы пройти мимо вас. Этот тип плодотворной и позитивной импульсивности называют «функциональной импульсивностью», и его можно назвать скрытым благословением.
Проклятия
Иногда слишком поспешные действия могут привести к большим неприятностям. Вы, вероятно, можете вспомнить случай, когда ваша импульсивность заставляла вас позже сожалеть о том, что вы сделали или сказали. Этот тип поведения известен как «дисфункциональная импульсивность», и название говорит само за себя. Когда вы постоянно действуете импульсивно, вы выходите из-под контроля, ваше поведение неустойчиво, и ваша жизнь может казаться нестабильной. Это сравнимо с тем, чтобы позволить безрассудному водителю взять под контроль вашу жизнь. Вы позволяете своим побуждениям и желаниям вести вас по пути разрушения. Импульсивность может стать проклятием, когда спонтанные решения не подкреплены предусмотрительностью и логикой.
Источник: vantuz/Depositphotos
Найдите правильный баланс
Как справиться с импульсивными побуждениями и желаниями и не упустить хорошую возможность? Ответ заключается в соблюдении правильного баланса. Вы должны научиться сдерживать и укротить свои импульсивные действия. Шаги, описанные ниже, помогут вам восстановить контроль и снова сесть за руль своей жизни.
1. Повысьте самосознание.
Осознайте ситуации, которые приводят к импульсивности. Спросите себя: «Какие потребности и желания я пытаюсь удовлетворить, действуя таким образом?» Знание и понимание своих триггеров поможет вам определить ситуации, которые часто приводят к импульсивному поведению.
2. Взять добровольный тайм-аут.
Скорее всего, если вы не находитесь в ситуации жизни или смерти, вы можете выждать время. Конечно, будут ситуации, которые заставят вас действовать по прихоти, но в большинстве случаев ваше решение может подождать. Если между вами и событием будет некоторое расстояние, это поможет уменьшить грызущее внутренности желание.
Попробуйте следующее: сделайте несколько глубоких вдохов и расслабьте тело и разум. Если убежать невозможно, то сделайте мысленный перерыв. Отдохните, подумав о чем-то успокаивающем, например, о беге по знакомой тропе, угощении себя латте в любимом кафе или о побеге в место, связанное с приятными воспоминаниями. Позвольте себе на мгновение отключиться. Психологический перерыв поможет вам уйти от ситуации, когда вы не можете уйти физически.
3. Найдите балансирующего партнера.
Положитесь на надежного друга или партнера, который поможет обуздать ваши спонтанные решения. Поделитесь своими идеями с этим человеком и получите другой взгляд на ситуацию. Часто наличие свежей точки зрения может помочь вам увидеть вещи более ясно.
4. Используйте альтернативные стратегии.
Вы выбалтываете ответы в классе или перебиваете во время совещаний? Ваша импульсивность создает проблемы в ваших повседневных встречах? Если да, найдите способ укротить свое поведение, заменив его другим, более приемлемым. Например, если вы часто говорите вне очереди, носите с собой небольшой блокнот и записывайте свои мысли, или, если вы разбираетесь в технологиях, скачайте приложение для заметок и печатайте свои мысли. Маленькие шаги, направленные на изменение вашего поведения, могут удержать вас от прыжка в неизвестность.
5. Научитесь расслабляться с помощью осознанности.
Источник: iqoncept/Depositphotos
Практикуйте жить настоящим и наблюдайте за тем, что происходит вокруг вас. Распознавайте свои импульсивные мысли тем, чем они являются: мыслью, ни больше, ни меньше. Мысль сама по себе не вредна; именно последующее действие может стать проблематичным.