Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»
Эти понятия можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Обращение к этим темам характерно для отечественных психологов (Ананьев, Мясищев, Леонтьев, Асмолов, Братусь).
Человек как природное явление
Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек – часть природы. Человек – живое существо, и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. Человеческое тело – его форма, строение. Функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ.
Ананьев «Психологическая структура Личности» («Человек — как предмет познания») – системный или комплексный подход в изучении Личности.
Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).
Индивид – Человек как индивид –это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.
Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность — есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.
Два подхода:
- Как неповторимость в совокупности его свойств, характеристик.
- Внутренняя гармония, согласованность свойств человека (субъекта, Личности, индивида) идут в одном направлении развития.
Субъект – человек в контексте его Деятельности.
Леонтьев Человек включает в себя совокупность всех человеческих качеств.
«Индивид – генотипическое образование». В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом.
2 признака:
- Неделимость или целостность субъекта.
- Наличие у него особых (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.
«Личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами… Понятие Личность выражает целостность субъекта жизни. Но Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: Личностью не родятся, Личностью становятся… Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».
Ни одна наука, ни одна теория не способны дать исчерпывающие объяснения индивидуальной, конкретной человеческой Личности.
Как связаны эти понятия: индивидуальность, человек, Личность, индивид? Всякий человек является индивидом, но не всякий индивид является человеком, а только тот, кот. приобрел социальную индивидуальность, и снял свою биологическую индивидуальность. Всякая Личность есть человек как социальная индивидуальность, но всякий ли человек может быть назван Личностью? По этому вопросу нет единства мнений. В принципе при ответе на него существует два направления ответа:
1. Объективное (признающее Личностью любого человека, как субъекта социальных отношений и Деятельности).
2. Нормативно-ценностное (предполагающее, что не каждый человек – Личность, и считающее необходимым установление социальных критериев Личности, т.е. избранных социальных качеств).
Согласно этому направлению, чтобы быть Личностью недостаточно просто быть человеком, субъектом общественных отношений и Деятельности, нужно обладать социальными качествами, не каждому человеку присущими.
Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект»
Чтобы наши уважаемые читатели различали близкие, но всё же не тождественные понятия «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект», хочу внести ясность.
Индивид – скорее представитель биологического вида «homo sapiens», единства врождённого и приобретённого. Свойства индивида – это, например, тип нервной системы, задатки, состояние здоровья и т.д.
Индивидуальность проявляется во внешнем облике человека, его телосложении, характере, мотивации, способностях и т.п.
Как очень удачно объясняют некоторые учёные, индивид подчёркивает подобие человека другим людям, его похожесть, а индивидуальность – его отличия от других людей, своеобразие человека как индивида и личности. Каждый человек обладает и общими с другими людьми и индивидуальными качествами. На развитие индивидуальности человека сильное влияние оказывают обстоятельства его жизни. Личные качества человека изменяются в течении жизни.
Индивидуальные различия создаются и развиваются в течение жизни под влиянием воспитания и обучения и в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Диапазон индивидуальных различий огромен, и это делает мир, в котором мы живём, таким непредсказуемым и интересным. Различие людей между собой очень значительно. Мы отличаемся друг от друга опытом и знаниями, характером и темпераментом, способностями и умениями, кругом интересов и предпочтений, мировоззрением и убеждениями – и т.д. и т.п. фактически до бесконечности. Страшно представить себе мир людей, будто сошедших с одного заводского конвейера: одинаково чувствующих, думающих, говорящих, мечтающих об одном и том же, с одинаковыми потребностями, способностями и интересами, одинакового роста, сложения, цвета волос и глаз.
Личность. В книгах и фильмах нередко герои, наделённые высокой моралью, говорят кому-либо: «Ты не личность». В понятии обычного человека не быть личностью попросту означает не обладать определёнными положительными человеческими качествами: настойчивостью, решительностью, целеустремлённостью и честностью, по сути «не личность» в понятии обывателя – это человек без характера, некий бесхребетный тип. Однако в психологии всё несколько иначе. Личность – любой человек, обладающий сознанием, т. е. каждый человек – это личность (с лат. «persona» – маска актёра, роль, лицо). Однако личность также – это человек, который может управлять своим поведением и психическим развитием.
Личность – это природное и социальное существо, обладающее сознанием и речью. Личности не существует без общества, ведь её развитие – это результат общения и совместной деятельности с себе подобными, результат вхождения человека в социум, т.е. в общество. Особо значимым периодом в развитии личности можно, вне всякого сомнения, назвать подростковый возраст и раннюю юность. В этом периоде человек вырабатывает систему собственных оценок окружающих и самооценку, являющуюся стержнем личности. Растёт самосознание, возникают убеждения и идеалы. Каждая личность уникальна, неповторима своей индивидуальностью.
«Свойствами личности» называются все личностные характеристики, как-то: характер, темперамент, мотивация, воля, способности… И такая черта как эготизм (преувеличенное мнение о себе, своих достоинствах, преувеличенное чувство значения своей личности). И такая как эгоцентризм – ощущение себя центром мира, что свойственно позиции маленького ребёнка, неспособность человека изменить свою позицию по отношению к чужому мнению. К свойствам личности относится и конформность (конформизм) – склонность к пассивному, некритическому принятию чужого мнения и образцов поведения, стремление не выделяться, быть «как все». Но также и жизнерадостность, и трудолюбие, и общительность, и человечность, и многие другие положительные и отрицательные черты.
Субъект – это активно действующий человек, который проявляет инициативу и принимает самостоятельные решения, предвидит и оценивает последствия своих поступков, это личность, способная к самопознанию и ответственности.
Понятие «Человек» в античные времена было синонимом понятия «гражданин». В эпоху Возрождения акцент ставился на единстве души и тела, творческих возможностях человека – центра мироздания. Христианство всегда выделяло в человеке две сферы: душу и тело, и подчёркивало их противостояние. В общем, человек – многоликое, многостороннее явление. Это и организм («природное существо»), и индивидуальность («непохожий на других»), и член общества, гражданин, который может (и должен) влиять на жизнь.
В следующий раз мы поговорим о темпераментах и о таком крайне интересном разделе психологии, как типологии личности.
До новых встреч!
Ирина Бойко
Глава 5.2: Индивидуальная психология Альфреда Адлера
Альфред Адлер присоединился к аналитическому обществу Фрейда в 1902 году и даже был назначен первым президентом в 1910 году. Общество свободных психоаналитических исследований». Подозревается, что это название было задумано как нападение на упрямство Фрейда, склонного мириться с разногласиями и бросать вызов своим теориям. Позже название было изменено на «Индивидуальная психология», возможно, как средство выделить Адлера как независимого теоретика в его стремлении преодолеть свою предполагаемую неполноценность.
Неполноценность
Согласно теории Адлера, каждый из нас рождается в этот мир с чувством неполноценности. Мы начинаем как слабый и беспомощный ребенок и стремимся преодолеть эти недостатки, став выше окружающих. Он называл эту борьбу стремлением к превосходству и, подобно Эросу и Танатосу Фрейда, видел в этом движущую силу всех человеческих мыслей, эмоций и поведения.
Для тех из нас, кто стремится стать опытным писателем, влиятельным бизнесменом или влиятельным политиком, это происходит из-за нашего чувства неполноценности и сильной потребности преодолеть эту отрицательную часть нас, согласно Адлеру. Это чрезмерное чувство неполноценности может иметь и противоположный эффект. Когда это становится подавляющим и без необходимых успехов, мы можем развить комплекс неполноценности. Это убеждение заставляет нас чувствовать себя невероятно менее важными и достойными, чем другие, беспомощными, безнадежными и немотивированными в стремлении к превосходству, которое сделало бы нас полноценными.
Порядок воспитания и рождения
Стили воспитания. Адлер действительно согласился с Фрейдом по некоторым основным вопросам, касающимся воспитания детей и долгосрочных последствий неправильного или неэффективного воспитания детей. Он определил два родительских стиля, которые, как он утверждал, вызовут почти определенные проблемы во взрослой жизни. Первым было баловство, относящееся к тому, что родитель чрезмерно опекает ребенка, уделяя ему слишком много внимания и защищая его от негативных реалий жизни. Когда этот ребенок станет старше, он будет плохо подготовлен к тому, чтобы справляться с этими реалиями, может сомневаться в своих способностях или навыках принятия решений и может искать других, чтобы заменить безопасность, которой он когда-то наслаждался в детстве.
Другой крайностью является то, что Адлер назвал пренебрежением. Безнадзорный ребенок — это тот, кто совершенно не защищен от мира и вынужден в одиночку сталкиваться с жизненными трудностями. Этот ребенок может вырасти бояться мира, иметь сильное чувство недоверия к другим, и ему может быть трудно строить интимные отношения.
Лучший подход, согласно этой теории, состоит в том, чтобы защитить детей от зла мира, но не укрывать их от него. В более практическом плане это означает позволить им слышать или видеть негативные аспекты мира, но при этом чувствовать безопасность родительского влияния. Другими словами, не идите сразу к директору школы, если над вашим ребенком издеваются, а лучше научите его реагировать или заботиться о себе в школе.
Приказ о рождении. Проще говоря, Адлер считал, что порядок, в котором вы рождаетесь в семье, неотъемлемо влияет на вашу личность. У первенцев, у которых позже появятся младшие братья и сестры, может быть хуже всего. Этим детям родители уделяют чрезмерное внимание и балуют их до того судьбоносного дня, когда появляется младший брат или сестра. Внезапно они перестают быть в центре внимания и попадают в тень, недоумевая, почему все изменилось. По словам Адлера, они чувствуют себя неполноценными, сомневаются в своей важности в семье и отчаянно пытаются вернуть внимание, которое они внезапно потеряли. Теория порядка рождения утверждает, что дети, рожденные первыми, часто имеют наибольшее количество проблем по мере взросления.
У детей среднего возраста это может быть легче всего, и что интересно, Адлер был ребенком среднего рождения. Этих детей не балуют, как их старшего брата или сестру, но им по-прежнему уделяется внимание. Будучи средним ребенком, они могут позволить себе роскошь свергнуть старшего ребенка с престола и стать выше, в то же время зная, что они обладают такой же властью над своими младшими братьями и сестрами. Адлер считал, что средние дети имеют высокую потребность в превосходстве и часто могут добиваться его, например, посредством здоровой конкуренции.
У самых маленьких детей, как и у первенцев, может быть больше шансов столкнуться с проблемами личности в более позднем возрасте. Это ребенок, который растет, зная, что у него наименьшее количество власти во всей семье. Он видит, что у его старших братьев и сестер больше свободы и больше превосходства. Его также балуют и защищают больше, чем любого другого ребенка. Это может оставить его с ощущением, что он не может взять мир в одиночку и всегда будет хуже других.
Индивидуальная психология Адлера — Careershodh
Главная »Психология SYBA»Индивидуальная психология Адлера
Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий
Содержание
- 1 Индивидуальная психология Адлера
- 2 Комплекс неполноценности и превосходства.
- 2.1 Комплекс неполноценности в индивидуальной психологии.
- 2.2 Комплекс превосходства.
- 3 Порядок рождения в индивидуальной психологии.
- 3.1 Первенец
- 3.2 Второй ребенок
- 3.3 Младший ребенок.
- 3.4 Единственный ребенок.
- 4 Социальный интерес
Альфред Адлер (1870-1937), австрийский врач, придавал большое значение социальному контексту в развитии личности как так и межличностные отношения. Он предложил каждому стремиться достичь славы, могущества, превосходства и преодолеть все препятствия жизни.
- Он считал, что переживания раннего детства формируют личность. Если поощрять в детстве, это будет мотивировать ребенка чувствовать себя способным и действовать сообща на протяжении всей жизни. Принимая во внимание, что, если ребенок обескуражен, он может плохо себя вести и заниматься нездоровой конкуренцией или поведением ухода.
- Он предположил, что необходимо понимать свою личность в своем социальном контексте. Согласно Адлеру, вместо какого-либо инстинкта (как предполагал Фрейд) нас побуждает к действию врожденная сила. Он назвал эту силу стремление к совершенству , врожденное желание, которое побуждает людей полностью реализовать свой потенциал.
- В детстве Адлер объяснил, что мы чувствуем себя слабыми, зависимыми, менее способными и, таким образом, уступаем другим (старшим братьям и сестрам, родителям и опекунам). Это чувство неполноценности является врожденным и естественным.
- Если ребенок решит преодолеть чувство неполноценности, то он будет стремиться к достижениям или успеху.
- Таким образом, преодоление чувства неполноценности необходимо для оптимального развития. Если это чувство не компенсируется , то оно приводит к комплексу неполноценности , а когда сверхкомпенсирует , оно приводит к комплексу превосходства .
- Ин Индивидуальная психология Адлера , Комплекс неполноценности
- Адлер считал, что чувство неполноценности всегда присутствует как движущая сила поведения. «Быть человеком — значит чувствовать себя неполноценным», — считал Адлер, что чувство неполноценности всегда присутствует как побудительная сила в поведении. «Быть человеком — значит чувствовать себя неполноценным»,
- Балование или баловство ребенка тоже может вызвать комплекс неполноценности. Избалованные дети находятся в центре внимания в доме. Каждая их потребность или прихоть удовлетворяются, и им мало что отказано.
- В таких обстоятельствах у этих детей естественным образом развивается представление о том, что они самые важные люди в любой ситуации и что другие люди всегда должны подчиняться им.
- В индивидуальной психологии Альфреда Адлера комплекс превосходства — это преувеличенное мнение о своих способностях и достижениях, происходящее из гиперкомпенсации чувства неполноценности.
- Это включает в себя преувеличенное мнение о своих способностях и достижениях. Такой человек может чувствовать внутренне самодовольство и превосходство и не проявлять необходимости демонстрировать свое превосходство достижениями. Или человек может почувствовать такую потребность и работать, чтобы стать чрезвычайно успешным.
- В обоих случаях лица с комплексом превосходства вызывают хвастовство, тщеславие, эгоцентризм и склонность к очернению окружающих.
- Одним из наиболее устойчивых вкладов Адлера является идея о том, что порядок рождения оказывает большое социальное влияние в детстве, исходя из которого мы создаем свой стиль жизни.
- Несмотря на то, что у братьев и сестер одни родители и они живут в одном доме, у них разное социальное окружение. Быть старше или моложе своих братьев и сестер и подвергаться разным родительским взглядам создают разные детские условия, которые помогают определить личность.
- Адлер любил удивлять слушателей лекций и гостей ужина, угадывая порядок рождения человека по его или ее поведению.
- Он описал четыре ситуации: первенец, второй ребенок, младший ребенок и единственный ребенок.
- По крайней мере, какое-то время первенцы находятся в уникальном и завидном положении. Обычно родители радуются рождению первенца и уделяют новорожденному много времени и внимания.
- Первенцы обычно получают мгновенное и безраздельное внимание своих родителей. В результате первенцы будут жить счастливо и обеспеченно, пока не появится второй ребенок.
- Внезапно, больше не в центре внимания, больше не получая постоянной любви и заботы, первенцы в некотором смысле свергнуты с престола . Лаской, полученной первенцами во время их правления, теперь им приходится делиться. Им часто приходится смиряться с возмущением ждать, пока потребности новорожденного не будут удовлетворены, и их предупреждают, чтобы они вели себя тихо, чтобы не беспокоить новорожденного.
- Адлер полагал, что все первенцы испытывают шок от изменения своего положения в семье, но те, кого чрезмерно баловали, чувствуют большую потерю. Также размер проигрыша зависит от возраста первенца на момент появления соперника. В общем, чем старше первенец, когда появляется второй ребенок, тем меньше низвержение с престола испытает первенец. Например, 8-летний ребенок будет меньше расстроен рождением брата или сестры, чем 2-летний.
- Адлер считал, что первенцы также проявляют необычайный интерес к поддержанию порядка и авторитета. Они становятся хорошими организаторами, добросовестными и скрупулезными в деталях, авторитарными и консервативными в отношении.
- Адлер считал, что невротики, извращенцы и преступники часто были первенцами.
- Второрожденные дети, те, кто вызвал такой переворот в жизни первенцев, также находятся в уникальной ситуации. Они никогда не испытают могущественного положения, когда-то занимаемого первенцами.
- Даже если в семье появился еще один ребенок, вторые не испытывают чувства свержения с престола, которое испытывают первенцы. Кроме того, к этому времени родители обычно меняют свое отношение и практику воспитания детей. Второй ребенок — это не новинка, как первый. Родители могут быть менее обеспокоены и обеспокоены своим поведением и могут более спокойно относиться ко второму ребенку.
- С самого начала у вторых детей есть лидер в лице старшего брата или сестры. Второй ребенок всегда имеет пример поведения старшего ребенка как образец, угрозу или источник конкуренции.
- Соревнование с первенцем может мотивировать второго ребенка, который может стремиться догнать и превзойти старшего брата или сестру. Цель, которая стимулирует развитие речи и моторики у второго ребенка. Не испытав силы, вторые рожденные не так озабочены ею. Они более оптимистично смотрят в будущее и, вероятно, будут конкурентоспособными и амбициозными .
- Самые младшие или младшие дети никогда не переживают шок от свержения с престола другим ребенком и часто становятся любимцами семьи, особенно если братья и сестры старше более чем на несколько лет.
- Последние часто добиваются высоких результатов в любой работе, которую они выполняют во взрослом возрасте.
- Однако может произойти и обратное, если младших детей чрезмерно баловать. A и они считают, что им не нужно учиться что-либо делать для себя . По мере взросления такие дети могут сохранять беспомощность и зависимость детства .
- Не привыкший к стремлению и борьбе, привыкший к заботе, эти люди находят это трудно приспособиться к взрослой жизни .
- Только дети никогда не теряют того положения первенства и власти, которое они занимают в семье; они остаются в центре внимания и в центре внимания .
- Проводит больше времени в компании взрослых, чем ребенок с братьями и сестрами. Только дети часто рано взрослеют и проявляют взрослое поведение и отношение.
- Трудности могут возникнуть только у детей, когда они обнаруживают это в сферах жизни вне дома. Такие, как школа, они не в центре внимания. Только дети не научились ни делиться, ни конкурировать.
- Если их способности не принесут им достаточного признания и внимания , они , вероятно , будут сильно разочарованы .
- Согласно индивидуальной психологии Адлера , социальный интерес является нашим врожденным
- Адлер считал, что ладить с другими — это первая задача, с которой мы сталкиваемся в жизни. Наш последующий уровень социальной адаптации, который является частью нашего образа жизни, влияет на наш подход ко всем жизненным проблемам.
- Термин Адлера для этой концепции в оригинальном немецком языке, Gemeinschaftsgefuhl , лучше всего переводится как « чувство сообщества ».