Индивидом рождаются личностью становятся индивидуальность отстаивают смысл – Индивидом рождаются

Индивидом рождаются

«Индивидом рождаются, личностью ста­новятся,

индивидуальность — отстаивают»

(А. Г. Асмолов).

Автором этого высказывания является современный российский психолог, политик и учёный – Асмолов Александр Григорьевич, специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития.

В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности.

Для анализа данного высказывания необходимо обратиться к понятиям «индивид», « личность» и «индивидуальность».

Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). 

В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Функционально-структурные качества индивида, данные ему при рождении и приобретаемые в ходе его созревания, исследуются, например, биологией человека, генетикой человека и т.д. — словом, комплексом естественных наук, изучающих историю развития человека. При рождении каждый ребенок индивид. Он может иметь сходства с родителями, но  природа наделяет его не только биологическими качествами, но и индивидуальными  чертами и «вкладывает» в каждого задатки способностей, которые позже человек или развивает, или теряет.

В процессе социализации индивид становится личностью.

Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе любые вещи, в том числе и сам человек, начинают вести двойную жизнь, подчиняться и природным, и общественно-историческим закономерностям.

Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности. Понятие «личность»  многозначно, в курсе обществознания под ним понимается:

— человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально – значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни;

— особое качество человека, приобретаемое им в социо — культурной среде в совместной деятельности и общении;

— результат процесса воспитания и самовоспитания.

Далеко не каждого можно назвать личностью. Например, человеческий ребенок – лишь кандидат в личность. Он еще не отдает отчет своим действиям, у него не сформировалось собственное мировосприятие.

Для того чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации – это процесс усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Она происходит: в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля. Иногда, в нашем современном обществе приходиться наблюдать и обратную, подчас трагическую картину процесса превращения личности в индивида, возникающего при выпадении личности из системы социальных связей.

Важность разграничения понятий «индивид» и «личность» весьма продуктивна в психологии. Если представить шкалу с противоположными точками «индивид» и «личность», то на одном ее конце окажется «личность без телесного индивида», по типу различных мифических личностей, а на другом — «индивид без личности», вроде детей, выращенных животными (феномен Маугли).

Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека как индивида и личности, набор его уникальных свойств, и именно в уникальных особенностях,  в своеобразии человека проявляется индивидуальность.

За проявлениями индивидуальности выступают потенциальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни.

Отстаивание человеком своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры.

В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности. Асмолов А.Г., в этих словах показал возможности формирования и развития каждого человека, способного к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Задача человека понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать в плане обретения красоты живого человеческого организма. Главное – не отступить от человеческих принципов жизни, не сломаться, духовно и физически. Поэтому автор не случайно говорит об отстаивании своей индивидуальности, как о максимальном развитии и раскрытии человеческой сущности. Это нелегко сделать в обществе, которое мыслит стереотипно, но нужно верить в себя, понять, что человек имеет право быть непохожим, ни на кого. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Достоинство личности составляет важную характеристику бытия человека среди людей.

studfiles.net

Читать книгу ЕГЭ 2017. Обществознание. Алгоритм написания сочинения О. В. Кишенковой : онлайн чтение

Индивид

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов)

Выбранное мною высказывание связано с проблемой природы человека, различных сторон, характеристик человеческого существа, природы человека. Люди задумывались издревле, кто мы, какие мы, чем отличаемся и чем похожи. Поиск ответов на эти вопросы и заключает в себе человеческая сущность.

Современный российский психолог А. Г. Асмолов утверждает: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Другими словами, его позицию можно сформулировать так: каждый человек от рождения – индивид, далее в процессе развития он становится личностью, а такую характеристику, как индивидуальность, ему приходится защищать и доказывать обществу. Я согласна с позицией А. Г. Асмолова и также полагаю, что при единстве этих характеристик в каждом человеке они развиваются по-разному, появляются на разных этапах жизни, имеют свои особенности.

Для обоснования моей точки зрения предлагаю рассмотреть теоретические аргументы. По мнению современных учёных-обществоведов, природу человека составляет единство социальных и биологических качеств, которое проявляется в единстве таких характеристик, как индивид, личность и индивидуальность. Каждая из характеристик отражает определённую часть человеческой сущности.

Каждый человек – от рождения индивид. Под индивидом понимается совокупность его генетически обусловленных, биологических и врождённых качеств. Индивид – с одной стороны единичный, а с другой – типичный представитель вида Homo Sapiens.

Личностью становятся в процессе социализации (процессе освоения умений, знаний и опыта в жизни общества, становление его членом), развития, вхождения в мир социальных связей и взаимодействий. То есть можно определить личность как совокупность социально значимых и социально обусловленных качеств человека. Другими словами, личностью мы можем назвать только социально зрелого человека.

Под индивидуальностью в психологии и обществознании понимается неповторимость качеств человека, причём как биологических (цвет и разрез глаз, цвет кожи), так и приобретённых в процессе жизни, социальных (определённые умения и навыки, таланты). То есть индивидуальность – совокупность уникальных, неповторимых качеств, присущих каждому человеку. Общество стремится к унификации, а индивидуальность, наоборот, требует самовыражения, протестует против унификации. Однако в своих рвениях и протестах любая индивидуальность должна считаться с остальным миром.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические примеры. Например, Эрих Фромм писал в одной из своих работ о том, что член примитивного, первобытного общества, естественно являющийся индивидом и в каком-то смысле личностью, не имеет чувства индивидуальности. То есть для примитивного общества преобладающим является чувство идентичности, которое можно выразить формулой «я – это мы». Иными словами, обязанность каждого считающего себя развитым человека отстаивать свою индивидуальность.

Рассмотрим проблему на примере исторической личности. Наполеон Бонапарт, не отличавшийся никогда выдающимися физическими качествами, бывший от рождения далеко не самым прекрасным представителем человеческого рода, стал ярчайшей исторической личностью. А одной из основных целей он считал как раз отстаивание индивидуальности.

Другим примером можно считать одного из самых известных в мире композиторов – Людвига ван Бетховена. Родился он в обыкновенной австрийской семье, ничем не отличался от своих сверстников. С детства его пытались обучить музыке, но сначала он не подавал надежд. Но всё же ему удалось развить свои музыкальные задатки в настоящий талант. Вместе с тем у него была и своя яркая социальная и политическая позиция, так, например, он отказался посвятить свою Третью симфонию Наполеону. И, конечно же, было бы просто глупо отрицать, что ему удалось отстоять свою индивидуальность.

Также можно привести пример из личного опыта. Мои сверстники сейчас как раз находятся в том возрасте, когда формируется личность, когда человек становится полноценным членом общества. Именно в этом возрасте к человеку и приходит чёткое понимание того, что ему просто необходимо развиваться. Также в этом возрастном периоде проявляется несомненная потребность отстоять свою индивидуальность и показать всему миру, чего ты стоишь.

Таким образом, проанализировав теоретическую сторону вопроса и приведя аргументы из разных областей жизни, мы можем прийти к выводу, что действительно, наделённый от рождения лишь базовым набором биологических качеств и задатков способностей, человек развивается, становясь личностью. И только после этого уже можно вести речь о необходимости отстаивать свою индивидуальность, доказывать обществу свою неповторимость и незаменимость.

Потребности человека

«Потребности во внимании, признании, самовыражении являются универсальными потребностями каждого индивида» (Б. Д. Парыгин)

В выбранном мною высказывании затрагивается проблема значимости социальных потребностей, связанных с жизнью и взаимоотношениями людей в обществе. Нельзя не заметить также, что все эти потребности связаны с самореализацией. И это, несомненно, важно, ведь потребности эти так же универсальны, как и биологические.

Основоположник социальной психологии Б. Д. Парыгин утверждает: «Потребности во внимании, признании, самовыражении являются универсальными потребностями каждого индивида». Иными словами, потребности духовной направленности, такие как потребность во внимании, признании, самовыражении, присутствуют у каждого человека, являются естественными и неотъемлемыми. Также этот класс потребностей можно назвать потребностями, связанными с самореализацией человека в обществе. С этой точкой зрения трудно не согласиться, ведь именно этот класс потребностей и делает человека человеком.

Для подтверждения выбранной точки зрения можно привести следующие теоретические доводы. Потребность можно определить как состояние неудовлетворенности, нужды, которое каждый из нас стремится преодолеть. Потребности – это то, что движет человеческим поведением, даёт ему мотивацию к деятельности. Есть множество способов классификации человеческих потребностей, но, по большому счёту, все они сходятся в одном: в разделении всех человеческих потребностей на первичные и вторичные или же низшие и высшие. К низшим, или первичным, относят биологические, физиологические потребности, общие для человека и для животного. Это такие потребности, как потребность в пище, в воде, в безопасности. Высшие, или вторичные потребности, в свою очередь, делятся на подклассы (например, в системе классификации человеческих потребностей А. Маслоу). Основные из этих подклассов – экзистенциальные (обуславливают жизнь человека в социальной сфере), престижные (связаны с достижением статусов, общественным признанием) и идеальные, или духовные (связаны с обретением смысла жизни, стремлением к красоте и т. д.). Таким образом, потребности во внимании и признании можно отнести к престижным потребностям человека, тогда как потребность в самовыражении представляет собой идеальную, или духовную потребность.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические аргументы. Примером может служить яркая историческая личность – Адольф Гитлер. Многие психологи впоследствии утверждали, что этот человек представлял собой сгусток сложных психических отклонений. В частности, Эрих Фромм объяснял доведённое до абсурда стремление Гитлера к такому странному удовлетворению потребностей во внимании, признании и самовыражении, как крайнее проявление нарциссизма. Таким образом, этот человек может служить утрированным примером стремления удовлетворить данный пласт проблем.

Но люди не всегда понимали универсальность этих потребностей. В древнем мире существовал класс людей, которые просто не имели ни возможности, ни права удовлетворять эти потребности. Речь идёт о рабах. Несомненно, как и все люди, они стремились к удовлетворению этих потребностей, за что получали лишь побои и насмешки надсмотрщиков.

И, наконец, примером из литературы может послужить герой пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Петя Трофимов – вечный студент. Вся его история заключалась в попытке самовыражения посредством его знаний и теорий. Однако в большинстве случаев попытки удовлетворить потребность во внимании и признании другими людьми остаются безуспешными.

Также можно привести пример из личного опыта. Даже основываясь на своём небогатом жизненном опыте, могу сказать, что эти потребности крайне важны для каждого человека. Ведь недостаточно просто добиться успеха, важно, чтобы это было оценено и признано обществом. Даже маленький ребёнок бежит к маме, чтобы показать ей сделанный им куличик с той лишь целью, чтобы получить заслуженную похвалу – признание.

Таким образом, проанализировав теоретический аспект проблемы и приведя фактические подкрепления, можно сделать вывод, что действительно, такие престижные и духовные потребности, как потребности во внимании, признании и самовыражении, являются неотъемлемой частью человеческого существа.

Семья

«В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимых людей» (В. А. Сухомлинский)

Выбранное мною высказывание касается формирования семейного уклада, значимости семьи для человека. Данный вопрос крайне важен в современном мире, так как общество сейчас быстро меняется, в то время как традиционные связи утрачивают своё значение. Семья была, есть и будет одним из важнейших социальных институтов. Поведение людей в семье по отношению друг к другу является одним из факторов формирования личности, от этого зависят гармония и внутренний покой человека. Очень важно, чтобы он оставался основополагающей ценностью.

В. А. Сухомлинский, педагог и писатель, полагал, что в семейной жизни необходимо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами и стремлениями её членов. Таким образом, Сухомлинский считает необходимым взаимопонимание, взаимоприятие, поддержку друг друга людьми, связанными кровными узами. Действительно, с его мнением невозможно не согласиться. Я также считаю, что очень важно, чтобы члены семей понимали друг друга, считались с мыслями и убеждениями своих родственников.

Институт семьи можно рассмотреть как малую группу, связанную прежде всего бытовыми отношениями, домашним хозяйством, отношениями брака или родства. Основные задачи семьи в обществе – регулирование отношений полов, рождение физически здоровых детей, формирование и воспитание подрастающего поколения, эмоциональная разрядка, физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи, установление тесных экономических отношений – совместный быт, ведение домашнего хозяйства. Особенно важна эмоционально-психологическая функция, акцентируемая Сухомлинским. Семья – это прибежище от проблем, житейских неурядиц. С ней у человека должны ассоциироваться дом, получение помощи. Сухомлинский обращает наше внимание на то, что, чтобы семья нормально функционировала, нужно стараться понять близких, уметь ограничивать собственные интересы и сдерживать эмоции ради других. Многие дети вырастают эгоистичными людьми, считающими, что им все всё должны. Такой человек не сможет чувствовать себя комфортно в обществе, в школе, на работе. Семья – это ячейка общества, проецируемая на него.

Семейные отношения в понимании людей всегда были очень сложными и ответственными. В пословицах, поговорках, стихотворениях с древнейших времен уделялось много внимания взаимоотношению супругов, воспитанию детей, организации домашнего быта. Причины семейных неурядиц психологи видят в группе факторов: 1) сверхсуровая отцовская дисциплина, 2) недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность), 3) недостаточность отцовской привязанности, 4) недостаточность материнской привязанности, 5) отсутствие сплочения в семье. Так что же нужно, чтобы избежать проблем в семейной жизни, чтобы дети росли счастливыми, а родители вели спокойную жизнь? Необходимо, чтобы каждый член семьи мог выслушать другого, чтобы никто не стремился установить свою диктатуру, а цели и желания каждого человека воспринимались с пониманием.

В литературе мы можем увидеть массу примеров того, как самодурство или непонимание приводят к развалу семей, к несчастью их членов. В повести А. Н. Островского «Гроза» Кабаниха заставляла всех слушаться себя, решала всё за других, заставляла их жить по своим правилам, не учитывая желания любимых. Благодаря этому никто её не любил, она довела жену собственного сына до самоубийства.

В современном мире мы тоже сталкиваемся с тем, как важно всегда слушать и слышать любимых людей, всегда им помогать, считаться с мыслями, стремлениями. В моей семье царит атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания, я знаю, что родители всегда поддержат меня в новых начинаниях, дадут полезные советы. Точно так же веду себя я по отношению к ним.

Таким образом, мы понимаем, что Сухомлинский своим высказыванием подтвердил прописную истину о том, как важно считаться со своими родными, с их убеждениями, мечтами. Без этого семейная жизнь потеряет всякую радость, а человек будет жить в постоянном стрессе.

«Семья всегда будет основой общества» (О. де Бальзак)

Выбранное мною высказывание рассматривает роль семьи в жизни общества на протяжении всей истории человечества. Возможно, именно благодаря ей сформировались и успешно функционируют государство и право. Проблема благополучия и обеспеченности семьи является очень важной, так как семья является базисом общества, его социального устройства. Папа Пий IX говорил, что «семья более священна, чем государство».

Французский писатель Оноре де Бальзак считал, что «семья всегда будет основой общества». Этим высказыванием автор отождествляет семью со скелетом, с основой основ всего общества, притом Бальзак не ставит никаких ограничительных временных рамок, а убеждает нас, что пройдут поколения, а общество будет всё так же основываться на семье.

Я не могу не согласиться с мнением автора и тоже думаю, что общество берёт своё начало в семье. Каких личностей вырастит семья как первоначальная ячейка общества, таким и будет общество. Ибо семья рождает не только человека, но и гражданина.

Для начала раскроем само понятие семьи. Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, интересов, взаимной помощью и ответственностью. Семья представляет собой микромодель большого общества, концентрирует совокупность общественных отношений. Более того, семья как самый древний социальный институт является наиболее эффективным средством сохранения культуры народа и передачи наследственности. Положение семьи служит показателем состояния общества.

Одними из важнейших функций семьи являются репродуктивная, то есть воспроизводство в численности детей численности родителей, и воспитательная: влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи. Ещё одна важная функция семьи – хозяйственно-экономическая. Она заключается в ведении домашнего хозяйства, семейного бюджета, распределения труда, опекой над малолетними и престарелыми. И, наконец, семья исполняет рекреационную функцию. То есть она создаёт чувство безопасности и психологического комфорта у членов семьи, организует семейный досуг и отдых.

Специфика современной семьи в России определяется четырьмя основными особенностями. Во-первых, современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Во-вторых, произошёл переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация – результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей. Следующая особенность заключается в том, что современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и так же легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму. И, наконец, в современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция – это отношение к ребёнку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость.

Приведём некоторые примеры, доказывающие роль семьи в формировании личности, а значит, и общества. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому дети – Наташа, Николай, Петя, Соня – стали высоконравственными и культурными людьми, с широкой душой и добрым сердцем. В семье же Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль выросли безнравственными эгоистами.

Влияние семьи на формирование личности можно рассмотреть на примере американского президента Ф. Д. Рузвельта. Он родился в богатой и респектабельной семье. Рузвельт путешествовал с родителями по Европе, поэтому неплохо владел иностранными языками. Также он получил хорошее домашнее образование. Жена Рузвельта, Элеонора, всегда и во всём поддерживала мужа и сыграла значительную роль в его политической карьере, особенно после 1921 года, когда он заболел полиомиелитом и уже не расставался с инвалидным креслом. Семья аристократов вырастила прекрасно воспитанного, образованного и амбициозного человека. Его жена и дети создавали тёплую атмосферу любви и взаимопомощи, которые помогли ему добиться успехов на политической арене и даже способствовать выходу страны из экономического кризиса.

Семья играет огромную роль в жизни общества. В период создания основ российского федеративного государства, призванного гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека, были заложены правовые основы государственной семейной политики. Об этом говорят и социальные программы государства, направленные на сохранение семьи, повышения деторождения, стимулирования многодетности, а 2008 год в России был объявлен годом семьи. Полноценная здоровая семья должна являться коренным национальным интересом.

Моя семья всегда и во всём меня поддерживает. Мы вместе проводим досуг, мои родители помогают мне решать проблемы и выходить из тяжёлых ситуаций. Семья приносит полноту жизни и счастье.

Итак, семья – это неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Семья производит главное для существования цивилизации – человека.

Способности

«Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б. М. Теплов)

Выбранное мною высказывание связано с ролью деятельности в развитии человеческих способностей, в формировании личности. Данная тема крайне актуальна в современном мире и относится к числу традиционных, так как на развитие индивида влияет множество факторов. Рассматривая человеческую природу и говоря о врождённых и приобретённых качествах, мы должны обязательно коснуться тех внутренних и внешних сил, которые помогают людям проявлять и реализовывать себя, находить своё место в мире. Надо с пониманием относиться к вопросу развития человека.

Советский психолог, Борис Михайлович Теплов, полагал, что никакая способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Таким образом, Теплов считает, что задатки могут получить своё развитие только в процессе социализации, сопровождаемой деятельностью человека. Я целиком и полностью согласна с автором высказывания и также полагаю, что никакие задатки не могут развиться сами по себе, что их необходимо взращивать в себе, а это возможно только в процессе деятельности и взаимодействия с обществом.

Под деятельностью понимается особая форма активности, присущая лишь человеку. Деятельность отличается целенаправленностью. Цель практически любой деятельности – конструирование, создание самого человека. Деятельность бывает учебная, трудовая и игровая. Учебная деятельность даёт человеку новые знания о мире, позволяет приобщиться к опыту прошлых поколений. Труд (а на начальном этапе жизни – игра) развивает социально значимые качества человека, влияет на социализацию личности.

Под способностями учёные понимают врождённые особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врождённый фундамент – задатки. Но далеко не факт, что, обладая этими задатками, человек их не погубит и разовьёт. Лень, нежелание работать над собой, прислушиваться к себе и советам близких людей и учителей могут погубить на корню все задатки. Большая ответственность за превращение задатков в способности лежит на взрослых. Самые важные способности людей – умственные. Их совокупность и умелое применение в разных ситуациях называется интеллектом. Есть также музыкальные способности, педагогические, организаторские, литературные, хореографические, художественные. Кроме способностей, люди обладают и талантами. Талант – это очень высокий уровень развития способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности. Каждый человек ответственен за свои способности и таланты. Гений – это высшая форма развития какого-либо таланта. Гении привносят что-то новое в жизнь людей. Таким образом, мы понимаем, что любой задаток преобразуется в способность в ходе какого-либо труда.

Во внешней среде человека очень важен какой-либо положительный фактор, влияющий на развитие способностей. Сергей Петрович Капица был сыном лауреата Нобелевской премии, он вырос в семье учёных, что и позволило ему в итоге самому заняться исследовательской деятельностью и совершить множество открытий в области физики. Мы видим, насколько семья влияет на социализацию личности и её развитие.

В современном мире мы также можем столкнуться с подобными примерами. Дедушка моей двоюродной сестры был композитором, обучившим своего сына искусству игры на фортепиано. Живя в интеллигентной семье, человек просто не мог вырасти кем-либо другим. Школа тоже играет очень важную роль. Если педагоги уделяют много внимания индивидуальным особенностям человека, поощряют его заниматься тем, что у него получается лучше всего, то задатки находят положительное развитие.

Таким образом, мы понимаем, что Б. М. Теплов в своём высказывании был абсолютно прав. Проанализировав теоретический материал и примеры, можно сделать вывод, что действительно способность не может проявиться просто так, сама по себе, чтобы она развилась, нужно применять её в соответствующей деятельности.

iknigi.net

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» — ВИОП Аксиома. СМИ ЭЛ № ФС 77

выполнила:

воспитатель

Безрукова Галина Александровна

МАДОУ «Детский сад №211»

г. Саратов

 


«Индивидом рождаются, личностью ста¬новятся,
индивидуальность — отстаивают»

Автором этого высказывания является современный российский психолог, политик и учёный – Асмолов Александр Григорьевич, специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития.
В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности.
Для анализа данного высказывания необходимо обратиться к понятиям «индивид», «личность» и «индивидуальность».
Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность).
В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Функционально-структурные качества индивида, данные ему при рождении и приобретаемые в ходе его созревания, исследуются, например, биологией человека, генетикой человека и т.д. — словом, комплексом естественных наук, изучающих историю развития человека. При рождении каждый ребенок индивид. Он может иметь сходства с родителями, но природа наделяет его не только биологическими качествами, но и индивидуальными чертами и «вкладывает» в каждого задатки способностей, которые позже человек или развивает, или теряет.
В процессе социализации индивид становится личностью.
Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе любые вещи, в том числе и сам человек, начинают вести двойную жизнь, подчиняться и природным, и общественно-историческим закономерностям.
Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности. Понятие «личность» многозначно, в курсе обществознания под ним понимается:
— человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально – значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни;
— особое качество человека, приобретаемое им в социо — культурной среде в совместной деятельности и общении;
— результат процесса воспитания и самовоспитания.
Далеко не каждого можно назвать личностью. Например, человеческий ребенок – лишь кандидат в личность. Он еще не отдает отчет своим действиям, у него не сформировалось собственное мировосприятие.
Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации – это процесс усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Она происходит: в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля. Иногда, в нашем современном обществе приходиться наблюдать и обратную, подчас трагическую картину процесса превращения личности в индивида, возникающего при выпадении личности из системы социальных связей.
Важность разграничения понятий «индивид» и «личность» весьма продуктивна в психологии. Если представить шкалу с противоположными точками «индивид» и «личность», то на одном ее конце окажется «личность без телесного индивида», по типу различных мифических личностей, а на другом — «индивид без личности», вроде детей, выращенных животными (феномен Маугли).
Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека как индивида и личности, набор его уникальных свойств, и именно в уникальных особенностях, в своеобразии человека проявляется индивидуальность.
За проявлениями индивидуальности выступают потенциальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни.
Отстаивание человеком своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры.
В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности. Асмолов А.Г., в этих словах показал возможности формирования и развития каждого человека, способного к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Задача человека понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать в плане обретения красоты живого человеческого организма. Главное – не отступить от человеческих принципов жизни, не сломаться, духовно и физически. Поэтому автор не случайно говорит об отстаивании своей индивидуальности, как о максимальном развитии и раскрытии человеческой сущности. Это нелегко сделать в обществе, которое мыслит стереотипно, но нужно верить в себя, понять, что человек имеет право быть непохожим, ни на кого. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Достоинство личности составляет важную характеристику бытия человека среди людей.

 

 Перейти к  публикации статьи для педагогов с выдачей сертификата:

 

 

 

 

 

 


Памятка для родителей и воспитателей.
Способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста.

1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!
2. Ты делаешь это очень хорошо! Ты делаешь это очень красиво! Хорошая работа!
3. Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Ещё немного времени, и у тебя получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знала, что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
4. Это лучше всего! Это лучше, чем всегда! Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
5. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой! Это уже успех! Это твоя победа! Сердечно рада за тебя!
6. Ты настоящий мастер. Ты сейчас на правильном пути.
7. Молодец! Умница! Ты быстро учишься! Это то, что надо! Ты прав! Ты – чудо!

 

 

Как нужно поощрять детей дошкольного возраста!!!
1. Оценивать поступок, а не личность!
2. Давать особо почетные поручения (когда ребенку поручается нечто большее, чем обычно) .
3. Поощрять не только за результат, но и за попытку достигнуть результата, за старание сделать хорошо.
4. Удачно подобранные слова и фразы могут служить поощрением.
5. Использовать минимальные вознаграждения, как символ успеха и достижения.
6. Чем разнообразнее и неожиданней поощрения, тем они действеннее!
7. Поощрения должны исполняться.
8. Можно использовать варианты «косвенного одобрения».
9. Если вы хотите чего-то добиться от ребенка, стоит начинать с похвалы!
10. Поощрения не должны быть чрезмерны!
11. Поощрений в количественном соотношении должно быть больше, чем наказаний!
Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста!!!

1. Молчанием!
2. Лишением любви!
3. Физически! (вызывает страх, ответную агрессию)
4. Криком! (воспринимается ребенком как словесное битье)
5. Наказание должно быть значимо для ребенка!
6. Наказания должны выполняться, т. к. запугивание приводит к неверию ребенка в возможность наказания.
7. Наказание не должно быть отсроченным!
8. Наказывать должен тот, в чьем присутствии произошел случай.
9. За один раз – одно наказание.
10. За один и тот же проступок не наказывают дважды.
11. Нельзя наказывать деятельностью.
12. Наказание не должно затрагивать, унижать личность ребенка!
13. Наказание не должно совершаться в присутствии посторонних людей!
14. Наказание должно быть не нормой, а исключением!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ped-aksioma.ru

индивидом рождаются личностью становятся индивидуальность отстаивают.

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов) /Социальная психология/ В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности, на мой взгляд. Автор, известный социальный психолог современной России, в этих словах показал возможности формирования и развития каждого человека, способного к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Биологическая природа делает человека индивидом со всеми внешними и наследственными признаками. Задача человека понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать в плане обретения красоты живого человеческого организма. В жизни многие люди это понимают, совершенствую себя на биологическом и физическом уровнях, ухаживая за своим внешним видом, тренируя выносливость своего тела и т. д. Личность же есть совокупность социальных качеств человека, которые он выражает в разных сферах жизнедеятельности. Человек не может уйти от этапов личностного становления, на мой взгляд, если он хочет и стремится познать окружающий мир, выразить себя профессионально, добиваясь успехов в работе, проходя жизненные испытания, проверки на прочность характера и душевные испытания. Личностные качества человека изменяются и оттачиваются всю жизнь и могут входить в противоречия с прошлым. Как это было в жизни А. Д. Сахарова, создавшего первую атомную бомбу в СССР, а потом отказавшегося прислуживать и соглашаться с политикой руководителей и коммунистического режима власти в нашей стране. Каждый человек с разной скоростью и разными путями проходит этапы личностного становления, приобретает социальную и духовно-нравственную зрелость. Главное — не отступить от человеческих принципов жизни, не сломаться, духовно и физически. Поэтому, не случайно, автор говорит об отстаивании своей индивидуальности, как о максимальном развитии и раскрытии человеческой сущности. Талант требует защиты и поддержки, способностям – нужны благоприятные условия для развития и совершенствования. Индивидуальности, яркие и неординарные люди, уходят вперед по сравнению с другими. Они становятся «маяками» в обществе, если несут высокие нравственные идеалы и соединяют свои интересы с потребностями общества. Я в своей жизни стараюсь быть человеком с индивидуализированной системой отношений с миром: иметь свою позицию или мнение, найти профессию по призванию и раскрыться в ней, овладеть индивидуальным стилем общения с миром. Все это трудно, но интересно. Жизнь моя становится более насыщенной, богатой и разнообразной, т. к. есть огромное «поле» деятельности в разных сферах. А девиз мой такой: «Через трудности к звездам» .

touch.otvet.mail.ru

индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают — inksystem-az.com

Природа наделяет человека не только биологическими качествами (внешней сходностью с родителями), но и часто индив. чертами и «вкладывает» в каждого задатки способностей, которые позже человек или развивает, или теряет. И в этом проявляется его индивидуальность. «Каждый рождается гением, но не каждый становится великим» (…) И подтверждение этому – имена художников, музыкантов, изобретателей: М. Анжело, Леонардо Давинчи, Бетховен, Римский-Корсаков, Королев, Вернадский, Н. Михалков, Путин В. В. Можно утверждать, что сильные личности смогли вопреки, может быть, социальным условиям развить в себе невообразимое трудолюбие, силу воли, силу духа, чтобы способности, данные природой превратить в талант.

Отстаивая свою индивидуальность, они закаляли свой характер, тем самым становясь личностью. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов) /Социальная психология/ В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности, на мой взгляд. Автор, известный социальный психолог современной России, в этих словах показал возможности формирования и развития каждого человека, способного к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Биологическая природа делает человека индивидом со всеми внешними и наследственными признаками.

Задача человека понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать в плане обретения красоты живого человеческого организма. В жизни многие люди это понимают, совершенствую себя на биологическом и физическом уровнях, ухаживая за своим внешним видом, тренируя выносливость своего тела и т. д. Личность же есть совокупность социальных качеств человека, которые он выражает в разных сферах жизнедеятельности. Человек не может уйти от этапов личностного становления, на мой взгляд, если он хочет и стремится познать окружающий мир, выразить себя профессионально, добиваясь успехов в работе, проходя жизненные испытания, проверки на прочность характера и душевные испытания. Личностные качества человека изменяются и оттачиваются всю жизнь и могут входить в противоречия с прошлым. Как это было в жизни А. Д. Сахарова, создавшего первую атомную бомбу в СССР, а потом отказавшегося прислуживать и соглашаться с политикой руководителей и коммунистического режима власти в нашей стране.

Каждый человек с разной скоростью и разными путями проходит этапы личностного становления, приобретает социальную и духовно-нравственную зрелость. Главное — не отступить от человеческих принципов жизни, не сломаться, духовно и физически. Поэтому, не случайно, автор говорит об отстаивании своей индивидуальности, как о максимальном развитии и раскрытии человеческой сущности. Талант требует защиты и поддержки, способностям – нужны благоприятные условия для развития и совершенствования.

Индивидуальности, яркие и неординарные люди, уходят вперед по сравнению с другими. Они становятся «маяками» в обществе, если несут высокие нравственные идеалы и соединяют свои интересы с потребностями общества. Я в своей жизни стараюсь быть человеком с индивидуализированной системой отношений с миром: иметь свою позицию или мнение, найти профессию по призванию и раскрыться в ней, овладеть индивидуальным стилем общения с миром.

Все это трудно, но интересно. Жизнь моя становится более насыщенной, богатой и разнообразной, т. к. есть огромное «поле» деятельности в разных сферах. А девиз мой такой: «Через трудности к звездам».

  • Тест 3 философия
  • Рабочая программа по истории 5 класс к учебнику
  • Как составить свадебный сценарий
  • Смешные истории про детей. ч1
  • Конспект комплексного занятия по математике во второй младшей группе «Три медведя»
  • Костюмы из броского материала Коллекция «Шалунишки»
  • Конспект НОД во 2 младшей группе тема: «Спешат по дорогам машины, машины…»
  • Конспект занятия по экологии «Природа-чудесница!»
  • Спортивно-театрализованное развлечение с родителями и детьми по ПДД Тема: «Дорожные приключения Кота и Мышиного Короля»
  • Доклад на родительском собрании Тема: «Обучение детей дошкольного возраста основам безопасности»
  • Методики изучения классного коллектива
  • Мастер-класс. Ёлочка из салфеток своими руками
  • Музей анимации
  • Чтения художественной литературы с использованием средств наглядного моделирования
  • Физкультурное развлечение «Как лесные звери к зиме готовятся» (младшая группа)
  • Вечер встречи выпускников — Вечер школьных друзей
  • ГЛУХАРИ
  • «Игры и упражнения для глаз с детьми, имеющими зрительные нарушения» Консультация для воспитателей
  • Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)»
  • Лепка из пластилина цветовой растяжкой «Зимняя ночь»
  • www.inksystem-az.com

    «Индивидуум рождается, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» напишите ЭССЕ

    «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов) Я полностью согласна с афоризмом А. Г. Асмолова. Индивид — человек, носитель каких-либо черт. Природа наделяет человека не только биологическими качествами (внешней сходностью с родителями) , но и часто индив. чертами и «вкладывает» в каждого задатки способностей, которые позже человек или развивает, или теряет. И в этом проявляется его индивидуальность. «Каждый рождается гением, но не каждый становится великим» (…) И подтверждение этому – имена художников, музыкантов, изобретателей: М. Анжело, Леонардо Давинчи, Бетховен, Римский-Корсаков, Королев, Вернадский, Н. Михалков, Путин В. В. Можно утверждать, что сильные личности смогли вопреки, может быть, социальным условиям развить в себе невообразимое трудолюбие, силу воли, силу духа, чтобы способности, данные природой превратить в талант. Отстаивая свою индивидуальность, они закаляли свой характер, тем самым становясь личностью.

    Возьми любой учебник общей психологии и там тебе все отличия индивидуума от личности, личности от индивидуальности. А эссе здесь тебе никто писать не будет. Свою голову имей.

    touch.otvet.mail.ru

    Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают».

    Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают».

    (А.Г.Асмолов)

    Я согласна с высказыванием А.Г.Асмолова. Индивидом человек рождается. Понятие «индивид» употребляется для обозначения любого представителя человеческого рода. Личностью человек становится в процессе социализации, который непрерывно протекает на протяжении всей жизни. Зрелая личность характеризуется целостностью мировоззрения ценностных ориентаций, а главное – всегда занимает активную жизненную позицию.

    На становление личности большое влияние оказывает социальная среда. Функцию первичной социализации осуществляет семья. Именно в семье закладываются нравственные ориентиры будущей личности. Важным институтом социализации является школа, которая не только формирует определенный багаж знаний, но и воспитывает определенные социально значимые качества. В подростковом возрасте на социализацию индивида влияет общение со сверстниками. И если, это сомнительная компания, то ее влияние может иметь пагубные последствия. И, наоборот, общение с интересными, целеустремленными, творческими людьми способствует формированию положительных качеств личности.

    Личность – это высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы над своим духовным миром, путем преодоления трудностей.

    Индивидуальность, на мой взгляд, представляет собой целостную характеристику конкретного человека через его темперамент, характер, способности и интересы. Невозможно представить себе двух абсолютно идентичных людей. Даже близнецы отличаются друг от друга присущей только каждому из них уникальной неповторимостью. Мне кажется, что мысль А.Г.Асмолова о том, что «индивидуальность отстаивают» предполагает право каждого оставаться самим собой, и не стесняться проявлять неповторимое своеобразие во всем, пусть даже со стороны ты и будешь выглядеть «белой вороной».

     

     

    Щуцкая Дарья, ученица 11 «А» класса


    Дата добавления: 2015-07-16; просмотров: 1144 | Нарушение авторских прав


    Как написать эссе по обществознанию | Зачем платить налоги? | Личность-это человек как носитель сознания». | Зачем платить налоги? | Создает человека природа, но развивает | Зачем платить налоги? | Зачем платить налоги? | Налоги – деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого». | Семья является первичным лоном человеческой культуры». | Жестокость законов препятствует их соблюдению». |
    mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.006 сек.)

    mybiblioteka.su

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *