Индукция навыков это в психологии – —

Усвоение деятельности — Общая психология Библиотека русских учебников

Деятельность — наиболее значительная единица анализа внешних проявлений активности целостный мотивированный акт поведения. Результатом деятельности является динамика переживаний, которые показывают отношение между субъектом потребности и ее объектом

Деятельность становится объектом переживания других людей, получает этическую оценку: оценивается как бескорыстная или корыстная, добросовестная и недобросовестная, оправдана или неоправданная

Деятельность человека реализуется в его действиях. Действие — это относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознанной цели. Действие может быть как внешней, которая выполняется по у участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренней — умственной. Термином»действие»описывают процессы поведения, соответствующие цели, которую ставит субъект. Действия осознанные, так осознана их цель. В свидомлюеться и объект, на который направлено действие. Действие является целевым актом поведения субъектведінки суб’єкта.

Действие в составе активности меньше единицей ее анализа, чем деятельность, поэтому ее можно представить как сочетание более мелких фрагментов поведения — операций. Когда поведение рассматривается во взаимосвязи с ин струментальною основой деятельности, то она выступает как последовательность операций. Одно и то же действие может выполняться с помощью совершенно не похожих друг на друга операций. Например, при изображении одного и того же предмета, но при выполнении действия пером, кистью, иглой, используются различные движения, т.е. способы выполнения действий. Еще более выразительной является разница в операциях, которые осуществляются во время игры на различных музыкальных инструментах: фортепиано, гитаре, трубе, флейте. Выполнение одного и того же музыкального произведения (уровень действия) реализуется через совсем не похожи движения (уровень операций). Рассматривая любые и действия, можно выделить их їхні

моторные (двигательные), сенсорные (чувствительные) и центральные компоненты. Соответственно и функции, которые выполняют эти компоненты при действиях, могут быть определены как исполнение, контроль и регулирование. Способы выполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется л человек во время деятельности, называют приемы деятельноститі.

Каждая из перечисленных функций может быть реализована человеком как сознательно, так и бессознательно. Например, система движений гортани, необходимая для произнесения слов, совсем не осознается человеком. Хотя грамматические формы и смысл фразы, которую человек собирается произнести, всегда предварительно осознаютсяся.

Возможно и обратное явление, когда определенные стороны действия требуют сначала детального сознательного регулирования, а в дальнейшем начинают выполняться с меньшей участием сознания — автоматизируются. Именно такую ??частичную автоматизированность выполнения и регулирования целесообразных движений человека называют навыком

Изменения структуры действия, которые становятся возможными благодаря такой частичной автоматизации, сводятся к изменению приемов выполнения движений, при этом отбрасываются лишние и ненужные движения, появляется сочетание движение и ей, меняются приемы сенсорного контроля за действиями, зрительный контроль за выполнением движений в значительной мере заменяется мускульным (кинестетическим), меняются приемы центрального регулирования действия, внимание со вильняеться от восприятия способов действия и переносится главным образом на обстоятельства и результаты действия. Итак, навыки — это овладение до автоматизма способами использования определенных средств деятельностиі.

Как возникают изменения в приемах действия, ее психологический механизм?

Основой этого механизма является исследовательские попытки и отбор. Человек пытается выполнить определенное движение, контролирует его результат. Успешные движения, оправданы ориентиры и способы регулирования постепенно видбирают ться и закрепляются, неудачные и неоправданные — отвергаются. Такое многократное выполнение определенных действий или видов деятельности, целью которого является усвоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем, называется вправовою.

Изменение характера действий человека во время упражнений отражает изменения в строении его психической деятельности. Каждая новая попытка, сопровождающееся сознательным контролем, проявляется не только в запоминании приемов и и задач действия. Она обычно ведет к изменениям самих способов рассмотрения задачи, приемов ее решения, способов регуляции диії.

Возникнув в результате многократных практических попыток, навык функционирует как автоматизированный прием выполнения действия

Формирование отдельной навыки никогда не бывает самостоятельным, изолированным процессом. На него влияет, в нем участвует весь предыдущий опыт человека. Каждый навык функционирует и состоит в системе навич чок, которыми уже обладает человек. Одни из них помогают новой навыку складываться и функционировать, другие мешают, третьи его видоизменяют т.п.. Это явление названо в психологиигії

взаимодействием навыков

. Взаимодействие навыков — это влияние предыдущих навыков на образование новых

Как известно, действие определяется ее объектом и условиями (ситуацией). Выполняется она как система определенных приемов двигательного исполнения, сенсорного контроля и центрального регулирования

Общая закономерность выработки навыка заключается в том, что, получив новое задание, человек пытается сначала использовать такие приемы деятельности, которыми она обладает. При этом, руководствуясь задачи ям, переносит в процессе его выполнения приемы, которые уже ранее применялись для решения аналогичных задач. . Успешность переноса приемов деятельности

зависит от того, насколько точно оценивается сходство задач с точки зрения способов их решения. Можно выделить два крайних случая

Первый — когда цель, объекты или условия двух действий воспринимаются человеком как сходные, хотя в действительности эти действия различны по приемам исполнения, контроля и центрального регулирования. В такой ситуации выходные обнаруживаю ются неэффективные приемы воздействия. Выявление их ложности, преодоление и замена правильными новыми приемами требуют времени и многократных попыток. Формирование навыка затрудняется и замедляется. Т оде говорят о негативном переносе, или интерференцию, навичоичок.

Например, драматическая демонстрация механизма интерференции наблюдалась в массовых масштабах в. Швеции. Там было объявлено о переводе всего транспорта с левостороннего движения на правостороннее. Это привело к негативным последствиям: ошибок во время движения и рекордного количества аварииій.

Итак интерференция навыков

— явление, которое проявляется в том случае, когда цель, объекты или условия выполнения внешне похожи, тогда как действия, необходимые для их правильного выполнения, различные по приемам исполнения, контроля и центрального ьного регулирования (отрицательное перенос навыков.

Другой возможный крайний случай — когда цель, объекты или условия двух задач внешне разные тогда как действия, необходимые для их правильного решения, похожие по приемам исполнения, контроля и центрального регулирования. Так, наличие у учащихся хороших навыков пользования напильником значительно облегчит шающую для них овладение приемами резки металла другими инструментами. В этом случае при наличии различных объектов и цели действия есть сходство приемов исполнения и сенсорного контроля. В обеих ситуациях распределение усилий между двумя движениями, необходимый для обеспечения горизонтального движения инструмента, практически один и тот же. Исходной позицией служат правильные действия, и формирование навыка значительно облегчается. В эти и ситуации говорят о положительном переносе, или индукцию, навичовичок.

. Индукция навыков — явление, когда цель, объекты или условия задач внешне разные, тогда как действия, необходимые для их правильного выполнения, похожие по приемам исполнения, контроля и центрального регулирования (положительное перен есення навыков.

Еще одним элементом деятельности является привычка. От умений и навыков она отличается тем, что является непродуктивным элементом деятельности. Привычка — негибкая (иногда и неразумная) часть деятельности, что не сознательной цели. В отличие от простой навыки, привычка может вполне сознательно контролироваться. От умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (отрицательные привычки)

Следовательно, деятельность, действия, операции, проявляясь во внешних мотивационных, целевых, инструментальных взаимодействиях индивида, образуют гибкую динамическую систему, которая достаточно сложно соотносится с действительностью т.

Как уже было сказано выше, деятельность является динамической системой, которая способна к изменениям, а между внутренней (психической) и внешней (физической) составляющими деятельности происходят взаимно переходы

. Процесс перехода от внешней реального действия к внутренней идеальной называют интериоризацией (преобразование во внутреннюю). Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которых в настоящее время нет в поле зрения. Человек выходит за пределы конкретной мгновения, свободно»мысленно»перемещается в м прошлое и в будущее, во времени и в простор у просторі.

Психология пока детально не знает, как происходит интериоризация. Однако уже доказано, что важным орудием такого перехода является слово, а средством перехода — речевое действие. Операция словами и различными символами позволяет воспользоваться информацией об определенных взаимодействия при отсутствии самих вещей, управлять деятельностью и поведением человека на основе опыта и знаниянь.

Внешняя сторона деятельности — движения, с помощью которых человек воздействует на окружающий мир, — определяется и регулируется внутренней (психической) деятельности мотивационной, познавательной и регуляционных. Водноч время вся эта внутренняя психическая деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемыми.

Как было уже сказано, внутреннюю (психическую) деятельность можно рассматривать как результат интериоризации внешней (предметной) деятельности. Согласно процесс перехода от внутренней (психической) к внешне й (предметной) деятельности называют экстериоризации (превращение в наружную). Так, например, обдумав ход решения задачи, ученик начинает записывать последовательность действий в тетрадьті.

Современному человеку присуща совокупность многочисленных видов деятельности. Количество их соответствует (несколько приближенно) количества потребностей. Практически дать характеристику всем видам достаточно сложно, ведь их кол кость очень большая и еще и индивидуально варьируетсяся.

Есть три основных параметра потребностей — сила, количество и качество, с помощью которых можно дать характеристику видам деятельности

Во силой потребности понимают значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частоту возникновения и побудительный потенциал сильная потребность является более значимой, она доминирует над другими потребностями и заставляет человека по оводитися так, чтобы прежде всего была удовлетворена именно эта потребностейа.

. Количество потребностей — это сумма разнообразных потребностей, которые время от времени становятся для человека актуальными

Во своеобразием потребностей понимают предметы и объекты, с помощью которых потребности удовлетворяются, а также предпочтительный способ удовлетворения потребностей. Например, познавательная потребность может удовлетворяться в одного человека путем просмотрели яда развлекательных телевизионных передач, другой необходимо систематическое общение с людьми или уход в интересную самостоятельную творческо-поисковую роботу.

uchebnikirus.com

Психологическое индуцирование — формирование негативного отношения. Механизм психологического индуцирования.

2) Психологическое индуцирование. Одним из наиболее частых механизмов формирования у детей негативного отно­шения к отдельно проживающему родителю является психоло­гическое индуцирование, которое может осуществляться в раз­личных формах от отражения ребенком мнений и оценок значи­мых взрослых до активного настраивания ребенка взрослыми, с которыми он проживает. Психической индукции способствуют, с одной стороны, естественная возрастная незрелость детей, их внушаемость; а с другой стороны, повышенная эмоциональная близость с проживающим совместно родителем. Необходимой предпосылкой для психологического индуцирования является охваченность проживающего с ребенком родителя враждебно­стью в отношении бывшего супруга и нежелание оградить ре­бенка от вовлечения в семейный конфликт.

При наличии психологического индуцирования изложе­ние ребенком сведений об отдельно проживающем родителе и отношениях с ним эмоционально насыщенно. Обвинения, ко­торые предъявляет ребенок к родителю, часто не подтвержда­ются материалами гражданского дела и результатами эксперт­ного освидетельствования родителя, но полностью соответ­ствуют тем обвинениям, которые предъявляет к отвергаемому ребенком родителю его бывший супруг.

В ряде случаев враждебность к отвергаемому родителю у детей носит сверхценный характер и может сопровождаться индуцированными сензитивными идеями отношения, которые определяют поведение подэкспертных (Сухарева, 1955; Кова­лев, 1985; Макушкин, 1996). Так, подэкспертный 3. отказывался от принесенных матерью гостинцев, опасаясь, что она могла добавить в них снотворное, чтобы «выкрасть» его. Очень ха­рактерным является изменение личностно-смысловой памяти с нарушением ее избирательности или искажениями, достигаю­щими в некоторых случаях уровня криптомнезий. Многие дети не могли вспомнить ни одного приятного эпизода, связанного с отвергаемым родителем. Другие с аффективной охваченно­стью рассказывали о неприятных событиях, связанных с от- вергаемым родителем, воспоминания о которых с большой вероятностью не могли быть полностью самостоятельными в силу маленького возраста ребенка и большой давности собы­тия или в силу уровня осмысления ситуации, превышающего возможности данного ребенка. Так, подэкспертный К. с убеж­денностью вспоминал, что его мать в течение нескольких лет постоянно находилась в состоянии алкогольного опьянения. Пояснил, что в доме были бутылки из-под вина, у мамы был «пьяный» взгляд. При расспросе сообщил, что сам лично он бутылок не видел, а об их существовании знал от отца, о том, что мама была «пьяной», узнал от него же.

Наличие у ребенка негативного отношения к отдельно проживающему родителю вследствие некритичного принятия мнений и оценок значимых взрослых при его идентификации с ними можно проиллюстрировать следующим примером.

Экспертиза проводилась несовершеннолетнему Ш„ 5 лет, и обоим его родителям. В период совместного проживания отец уделял ребенку много внимания, мальчик был к нему очень привязан. Родители подэкспертного проживали раздельно уже полтора года. Через месяц после того, как родители разъ­ехались, отец договорился с матерью, что ребенок поживет у него несколько дней, однако в последующем сына не вернул, считая, что он обеспечивает ему лучшие условия для прожи­вания и развития. В период проживания с отцом общение не­совершеннолетнего с матерью было ограничено: отец не по­зволял ей видеться с ребенком наедине, ограничивал частоту и продолжительность встреч. Когда один раз она приехала без предварительного согласования, отец не пустил ее в квартиру, спросил у сына, хочет ли тот встречаться с матерью. Ребенок кивнул головой: «да», но ответил, что встречаться не хочет. На следующий день отец заявил матери, что они с сыном не хо­тят, чтобы она приезжала и больше он ей общаться с сыном не даст. На момент экспертизы ребенок больше года прожи­вал с отцом, с матерью виделся крайне редко и нерегулярно.

Во время беседы мальчик говорил, что «хочет жить с папой, потому что больше его любит». На вопрос, почему он больше любит папу, отвечает, что «папа его любит, а мама — нет». Дру­гих причин того, почему он предпочитает жить с отцом, при направленном расспросе не называл. Он так думает потому, что «она к нам и не приходит». Говорил, что мама приезжала к нему всего два раза, покупала ему игрушки, «чтобы его за­брать». При экспериментально-психологическом исследова­нии было установлено, что отношение ребенка к матери носит внутренне конфликтный характер с элементами негативизма. Было дано заключение, что данное отношение к матери связано с особенностями сложившейся семейной ситуации (отсутствие регулярных контактов с матерью), а также его вовлечением в хронически протекающий эмоциональный конфликт между родителями. Указывалось, что сохранение внутрисемейного конфликта может оказать негативное влияние на дальнейшее эмоциональное и личностное развитие несовершеннолет­него. Отмечалось, что, несмотря на высказываемое ребенком нежелание встречаться с матерью, а также чувство обиды на нее, у мальчика выявляется потребность в близких позитивно окрашенных взаимоотношениях с матерью, в связи с чем было рекомендовано проведение психокоррекционной работы, на­правленной на восстановление взаимоотношений несовершен­нолетнего с матерью, а также изменение всей совокупности детско-родительских отношений.

формирование негативного отношения – предыдущая | следующая – настраивание ребенка против отдельно проживающего родителя

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.

vprosvet.ru

Индуктивные и дедуктивные методы ← Психология критического мышления ← Психологическая библиотека ← Психология человека

Индуктивные и дедуктивные методы

Индуктивные рассуждения являются одним из главных аспектов когнитивного развития и играют важную роль как в развитии системы процессов логического мышления, так и в приобретении новой информации

Пеллегрино и Голдман (Pellegnno amp;Goldman, 1983, р 143)

Иногда индуктивные и дедуктивные методы проверки гипотез разграничивают (см. главу 4). При использовании индуктивного методавы наблюдаете события, а затем строите гипотезу об этих событиях. Приведем простой пример: допустим, вы заметили, что ваш знакомый пенсионер Арман любит смотреть по телевизору соревнования по борьбе. Затем вы замечаете, что и Минни, и Сью Энн, тоже пенсионерки, любят смотреть такие соревнования. На основе этих наблюдений вы выдвигаете гипотезу о том, что пожилые люди любят смотреть соревнования по борьбе. Таким образом, вы переходите от наблюдений к гипотезе. Иногда индуктивный метод называют «переходом от частного к общему» Авторы прекрасной книги, которая называется «Индукция» (Holland et al., 1986), утверждают, что индуктивный процесс — это главный способ, с помощью которого мы постигаем природу мира. Они считают, что «исследовать индукцию — значит исследовать, как знание изменяется в процессе его использования» (р 5)

При использовании дедуктивного методавы начинаете с гипотезы, которую считаете верной, а затем проверяете ее с помощью систематических наблюдений. Вы можете сделать логическое предположение о том, что, поскольку борьбой занимаются довольно молодые люди, пожилым людям нравится смотреть соревнования по телевизору. После выдвижения этой гипотезы вы начнете выяснять у знакомых пенсионеров, любят ли они смотреть по телевизору борьбу Вы также захотите сравнить их с группой людей помоложе, чтобы выяснить, смотрят ли они такие программы реже, чем пожилые люди. Когда вы начинаете с гипотезы, а потом собираете данные, подтверждающие или опровергающие эту гипотезу, то вы пользуетесь дедуктивным методом. Очень важно искать также и данные, опровергающие гипотезу. Иногда дедуктивный метод называют «переходом от общего к частному».

Несмотря на то, что эти два типа мышления обычно различают между собой, оба они являются просто различными фазами метода проверки гипотез. Часто люди наблюдают события, формулируют гипотезы, снова наблюдают события, переформулируют гипотезы и продолжают накапливать наблюдения. Вопрос о том, что первично — наблюдения или гипотеза, — является спорным, поскольку наши гипотезы определяют выбор объекта наших наблюдений, а наши наблюдения определяют, какие нам придут в голову гипотезы. Это похоже на вечный вопрос о том, что было раньше — курица или яйцо? Каждый из процессов существенно зависит от другого. Таким образом, наблюдения и выдвижение гипотез образуют замкнутый цикл, причем наблюдения изменяют гипотезу, а гипотеза изменяет объект наблюдения.

Если вы любите рассказы о Шерлоке Холмсе, то вы уже узнали этот процесс, который легендарный детектив превратил в высокое искусство. Он проницательно замечал приметы, указывавшие на потенциальных подозреваемых. Например, Шерлок Холмс мог вспомнить о том, что на брюках дворецкого было маленькое желтое пятно от горчицы, хотя хорошо известно, что горчицу не подают к гусю, который был в тот вечер на ужин. На основе этих наблюдений Холмс выдвигал гипотезу о том, что «дворецкий побывал на поле, где растет дикая горчица». Тогда великий сыщик проверял, соответствуют или противоречат этой гипотезе другие признаки. Он мог изучить ботинки дворецкого, чтобы выяснить, есть ли на них следы красной глины, из которой состоит почва вокруг горчичного поля. Выстроив длинную цепь гипотез и наблюдений, Шерлок Холмс заявлял: «Это сделал дворецкий». Когда его просили объяснить, как он пришел к такому заключению, он изрекал свою знаменитую фразу: «Элементарно, Ватсон!»

Многие из наших убеждений о мире были получены с помощью тех же индуктивных и дедуктивных методов, которыми пользовался великий Шерлок Холмс. Для формирования и проверки представлений мы применяем принципы индуктивных и дедуктивных рассуждений. Легендарный детектив Артура Конана Дойля неизменно приходил к правильным выводам. К сожалению, никогда не ошибаются только литературные герои. Давайте рассмотрим составляющие процесса проверки гипотез, чтобы выяснить, где могут возникнуть ошибки

psibook.com

Психическая индукция. Как не заразиться психической инфекцией в Интернете?: irena_tarno — LiveJournal

А Вы не замечали, когда общаетесь в Интернете с тревожной личностью, обремененной страхами, беспокойством и нарушенных чувством безопасности, Вы сами начинаете испытывать нечто подобное. Страхи могут возникать спонтанно от текста, в котором много мертвых слов. И также люди, владеющие НЛП могут в интернете Вас зомбировать, внедряя в свой текст незаметные установки. Вас также в интернете могут откровенно запугивать Ваши недоброжелатели, делегируя Вас по ссылкам в места, где реально страшно, где много картинок ужасов или кровопролитий. Эти страхи у Вас могут быть кратковременными, но они почему-то появляются. Это индукция. Право каждого высказать свое мнение в Интернете имеет обратную сторону. Не все люди психически здоровы. Раньше они, понимая свою инакость, зная о своем нездоровье, — помалкивали или вещали с трибун психиатрических клиник. Сейчас эти люди, не имея врачебной помощи, пытаются сеять, внедрять, прививать свою больную идеологию везде, где только можно, а особенно, на просторах Интернет. Люди не знают, что они больны. Вербуя в свои ряды новых адептов, популяризуя свою патологию, выплескивая патологию в ЖЖ, они облегчают свою эмоциональную жизнь. Пополняя стройные ряды своих единомышленников им не будет так одиноко, а, также, не так остро они будут чувствовать свою ущербность в многочисленных рядах таких же убогих, как и они сами. В Интернете мы общаемся с огромным колличеством разных людей, о психическом здоровье которых нам ничего не известно. Может ли патологическое мировоззрение или психологический план таких людей каким-то образом влиять на людей практически здоровых? Академик Бехтерев говорил о двух путях воздействия окружающих на нашу психическую сферу: с помощью логического убеждения и помимо сознания, «через черный ход», путем внушения через слова, жесты, движения.Тут как нельзя кстати расхожее выражение:»С одного резервуара убыло, в другой прибыло».
Как может влиять патологическая информация на читателя, можно рассмотреть на примере поста в сообществе «Сами себе психологи» автора Yazete:
«У меня есть френд, который без конца постит фото со сценами насилия, с тематикой убийств и смертей, некоторые фото сексуального характера с элементами пошлости и отвращения. Его привлекает также тематика мертвечины в разных ее проявлениях- трупы животных и людей. В психодиагностике есть проективные методики, по которым человек рассказывает «себя».У меня такой вопрос. Есть ли какая-то гипотетическая взаимосвязь внутреннего мира этого человека и фото. О чем может говорить это увлечение гнусностью в разных ее проявлениях? И не опасно ли общение с таким человеком для френдов в смысле информационного заражения патологической субстанцией .Одна из моих френдес общается в этом ЖЖ уже полгода и стала замечать некоторые отклонения со здоровьем: раздражительность, плохой сон, депрессивные состояния. Может ли как то сказываться нездоровое мировоззрение на читателях ЖЖ или это из области фантастики?»
В результате обсуждения поста выяснилось следующее:
Психолог olivia_burton считает, что в Интернете возможны такие явления, как
-негативное мышление
-психологическая индукция
-психическая инфекция
-ментальная инфекция
Психологическая индукция в самом простом ее расмотрении означает:»когда первый человек постит рисунки, второй – получает соответствующие изображения,анализирует их между этими людьми возникает определенная связь, т.к. осуществляется передача информации.»То же касается и текстов.Эмоции и намерения, скрытые пожелания, скрытый месседж в тексте каким -то удивительным образом передаются другим людям. То же можно сказать и про эмоцию непроявленную, скрытую.Скрытое раздражение,арессия даже если они облечены в вежливую форму, все-равно как-то себя проявит и отразится на тех, к кому это имеет непосредственное отношение.
Если теория торсионного поля Шипова не просто гипотеза, а научнодоказанный факт, то это многое объясняет. Кручение поля по часовой стрелке тождественно нашему пониманию добра, а против часовой стрелки соответствует пониманию зла.

Психолог Сан Лайт в книге «Вирусы сознания» рассуждает о ментальной инфекции, называя ее вирусами сознания.
Вирусы, по сути своей являющиеся разрушительными информационными биопрограммами, проникают не только в гены и клетки, вызывая тяжелые заболевания. Они также воздействуют и на психические процессы. Вирусы сознания, подобно компьютерным вирусам, поражают основные программы жизнедеятельности. Они искажают восприятие и эмоции, извращают мотивы, самооценку и намерения, вызывают болезненные привязанности и депрессивные состояния, ведут к ослаблению интеллекта и памяти, провоцируют психические болезни, становятся причиной неудач и разочарований.
Наши представления о мире, наши верования, наши установки, наши убеждения-это есть наш мир понятий. Лан Лайт пишет о понятийном вирусе:
«Понимание того,что наши действия, чувства и поведение всего лишь результат наших представлений и убеждений, является рычагом, с помощью которого открываются врата к мастерству, успеху и счастью. Изменив эти убеждения-в хорошую или плохую сторону-можно изменить жизнь.
То есть наши понятия-это наше метапрограмма, которая определяет жизнь и поступки.
«Впечатлительные люди буквально впечатывают в себя информацию, не сортируя ее на полезную для себя и вредную для себя,»-считает психолог anna_paulsen.»Возможна индукция психических нарушений таких, как фобии, Па в том случае, если есть прерасположенность к этому у «пострадавшего»и для этого должна быть почва подготовлена, и деструктивное общение лишь провоцирует, обостряет то, что в человеке и так есть. Другими словами: не прорастает в душе то, что в ней не может вырасти по причине неподходящей почвы и наоборот».
Индукция возможна и при доверии к человеку, ведь доверие -это и есть потенциальная готовность воспринять такую информацию и «замараться» ею? Общность взглядов и приятие поведения индуцирующего, как нормального говорит о том,что это уже присутствует во внутреннем мире реципиента, поэтому для него является мировоззрением той же системы координат.(Подобное притягивает подобное). Другими словами, если мир внутренний идентифицирует программу или патологию, как нечто присущее и ему, то возможна индукция. Есть термины чисто психологические, такие как «заражение»,например. Значит, можно заразиться, общаясь с человеком и ничего не подозревая. Тому пример сектанство, буйным цветом расцветшее на постсоветском пространстве. Может, вопрос в том, что должны быть какие-то благоприятные условия, чтобы «заразиться» патогенной психологической субстанцией? Если в общении людей, есть то,что мы называем симпатия, доверие к человеку,то он тогда сможет каким-то образом влиять на нас. Мы ведь все поддаемся влиянию(Чалдини).
Как считает психолог sazval «Заражение» при интернет-контакте произойдёт, если есть предрасположенность к подобным темам вследствие травматического детского опыта, т.е. существует тот же «интерес». Либо этот «интерес» навязывается различными методами психологического принуждения и манипулирования, например, на «слабо», в случае, если человек не владеет теми самыми приёмами «активной психогигиены», и он не может различить свои собственные желания с внешним принуждением к концентрации внимания на откровенно неприятных вещах. Для людей со слабым «эго», с неустойчивой психикой, возможны увеличение тревожности, возникновение «страхов» вплоть до неврозов полагаетgustavreiter. Для того, чтобы не поддаваться впечатлению, чтобы картинки, слова, музыка не влияли бы на психику человека, нужно иметь эту психику очень устойчивой(!) и быть как бы на «другой волне». В таком случае человек может слышать и видеть что угодно, но существенного влияния на него не будет, хотя, конечно, он будет осознавать увиденное и реагировать считает психолог going_river. То есть душевные вибрации порядком выше-это уже и есть защита от чуждых ментальных шлаков или «Быть на другой волне — это очень устойчиво иметь внимание совершенно в другой области.» А быть на той же волне с патологическим индуктором, значит интересоваться его патологическим «выхлопом».
Если «цепляет», значит опасно. Если я для себя эту информацию аннулировал, она меня уже не интересует, то и зацепиться ей не за что.
Как противостоять психическому заражению? Увы, специалисты разводят руками, поскольку рецепт хоть и прост, но трудно исполним: критически оценивать любую информацию, откуда бы она ни исходила, и иметь чувство собственного достоинства.
А еще психологи предлагают средства личной психогигиены.
Э. Шомбург формулирует следующие основные потребности жизни
любовь,
безопасность,
признание, самоутверждение, чувство успеха,
пространство для свободной, творческой деятельности,
опыт позитивных воспоминаний
самоуважение.
Психогигиена нацелена на удовлетворение этих основных потребностей.
Правила ментальной гигиены
1. Все сообщения, связанные со страданиями и болезнями должны восприниматься с повышенной настороженностью.
2. Как только вы чувствуете, что автор начинает смаковать подробности страданий, то удаляете данное сообщение (переключаете канал, выбрасываете газету,баните индуктора в своем ЖЖ).
3. Если это сообщение пришло вам от анонима, то не читайте и никак не реагируйте на это сообщение.
4. Применить все известные Вам средства защиты (молитва, аффирмации, личный настрой и др.)
Активная профилактика
Конечно, действенный эффект будет только при общей поддержке ментальной гигиены. Но, пока этого нет, защищайте себя сами.
Основы психогигиены от sarval:»…по роду своей работы, многим приходится волей-неволей иметь более тесные и продолжительные контакты с различным кругом людей. Стремление к более близкому общению может получать приоритет «ради работы», с целью «достичь результата» или «погресса» в тех или иных профессиональных отношениях.С другой стороны, с целью сохранения хороших отношений и поддержания дружеских контактов с родственниками и знакомыми, мы можем идти им навстречу , вовлекаясь ими во всё более личные и интимные встречи, даже вопреки своим планам и эмоциональным предпочтениям. И после периода подобного тесного общения иногда можно заметить, что темы вашего собеседника повторяются и могут приобретать всё более негативную окраску, будь то перечень смертельных болезней, «поразивших» его родственников и большинство его знакомых, или же перечисление многочисленных признаков «конца света» или нашей цивилизации и прочее, прочее…Понятно, что для того, чтобы не вовлекаться в ненужные эмоциональные переживания и разделять рабочие моменты от личных, для того, чтобы ориентироваться в плане выявления мотивов ваших собеседников, затрагивающих те или иные эмоционально заряженные темы, нужно обладать достаточно твёрдые внутренние убеждения о том, что первично, а что — вторично, и каково влияние окружающего физического мира на ментальные процессы и — наоборот. Этот набор психологических знаний и навыков, опирающихся на некое универсальное филосовское понимание взаимодействие внутреннего мира с окружающим, я бы назвал «активной психогигиеной». И её роль повышается с увеличением ответственности принимаемых решений и кругом решаемых задач. Недаром курсы психологии вводят в программы многих непрофильным ВУЗОв, в том числе и чисто технических.»

irena-tarno.livejournal.com

индукция психическая — это… Что такое индукция психическая?


индукция психическая
внушение одним лицом другому своих взглядов, убеждений, стремлений (нормальных или патологических).

Большой медицинский словарь. 2000.

  • индукция последовательная
  • induratio penis plastica

Смотреть что такое «индукция психическая» в других словарях:

  • ИНДУКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ — внушение одним лицом другому своих взглядов, убеждений, стремлений (нормальных или патологических) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ — УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ. Условный рефлекс теперь отдельный физиол. термин, обозначающий определенное нервное явление, подробное изучение которого повело к образованию нового отдела в физиологии животных ф и з и о логии высшей нервной деятельности как… …   Большая медицинская энциклопедия

  • высшая нервная деятельность — Категория. Нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. Специфика. В качестве единицы анализа высшей нервной деятельности… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЛЮБОВЬ — – 1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди др. и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов любящего. В зависимости от объекта Л. различают Л. к родителям, детям, супругу, родине,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • РЕФЛЕКСОЛОГИЯ — РЕФЛЕКСОЛОГИЯ, учение о рефлексах об отражательных явлениях в организме (см. Рефлексы) .1. Сущность терминологии. Ряд функций в растительном, животном и человеческом организме, протекающих быстро и в порядке ответа на раздражение, приложенное… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Гипноз — Сеанс гипноза, картина Рихарда Берга …   Википедия

  • Высшая нервная деятельность — совокупность индивидуальных особенностей центральной нервной системы человека, обусловленная его генотипом и условиями существования (по И.П. Павлову). Особенностями ВНД являются: 1) развитая психическая деятельность; 2) способность к абстрактно… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Высшая нервная деятельность —         деятельность высших отделов центральной нервной системы животных и человека, «… обеспечивающая нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру…» (Павлов И. П., Полн. собр. трудов, т. 3, 1949, с. 482), в отличие от… …   Большая советская энциклопедия

  • Диалектический материализм —         философия марксизма ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м. основывается на достижениях современной науки и передовой… …   Большая советская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

dic.academic.ru

Индукция и индукторы — кто такие?

Индукция и индукторы — кто такие?

Выдержка из статьи К.В.Титова

Не учите меня жить, лучше помогите материально
Ильф и Петров

Причиной написания этой небольшой статьи послужил угрожающий рост числа паразитирующих на других людей и организаций эзотерического, религиозного и общественно-политического толка. Берущих, но ничего не дающих взамен. Все бы ничего, если бы это приводило только к потере денег. Но, к сожалению, теряется время, силы, здоровье, счастье, и спокойствие и личные ориентиры. Воруется смысл и радость жизни. Иногда воруется сама жизнь.

Опасность достаточно велика, чтобы уделить ей немного времени – хотя для того, чтобы ее избежать, достаточно иметь немного здравого смысла.

Может быть, мои слова напомнят вам о ком-то из знакомых и вы по-новому взглянете на них. Может быть, статья поможет вам избежать худшего. В любом случае, прочесть ее не так трудно. Вырваться из лап индуктора труднее.

Индуктор – это человек, захватывающий жизненные ресурсы других людей при помощи активного внедрения в них измышлений, которые жертва не может проверить опытным или логическим путем, не опираясь на сообщения индуктора.

Это древнее и известное занятие, надежно позволяющее индуктору легко выживать за чужой счет, ничего особенного из себя не представляя. Она эффективна, требует минимума затрат и удобна тем, что позволяет получить любые выгоды – от материальных и денежных до политических и энергетических. Но, несмотря на это, наверное, никому не хочется быть жертвой индуктора. К счастью, масштабных и сознательных индукторов относительно немного — гораздо больше бедняг, обманутых ими и продолжающих распространять индуктивные измышления, сознательно или бессознательно пытаясь провернуть тот же фокус.

Цель индукции заключается в получении от жертвы чего-то полезного самому индуктору, его общине или его организации – будь то внимание, время, энергия, уважение, согласие, подчинение, действия или деньги. Вполне банальная цель, но она никогда не объявляется прямо – она скрывается за красивыми словами.

Тактика индукции выглядит так: выявить, что жертва ценит и о чем волнуется, и сообщить ей о какой-нибудь будто бы угрозе этой ценности или связанной с ней, причем об этой «угрозе» жертва ни сном, ни духом, а «заметил» ее только сам индуктор в силу своей «духовности» или «особых способностей». Наличие угрозы собственным разумом и опытом, фактами собственной жизни жертве не проверить – вывод о наличии угрозы можно сделать только со слов индуктора или фактов, правильность которых опять-таки не проверить. Лучше всего это срабатывает, если человек находится в неспокойном эмоциональном состоянии – радостен или, наоборот, грустен. Цыганка-мошенница, к примеру, увидев подавленную женщину у детской поликлиники, скажет «вот ребеночек твой болеет, это потому, что ему порча на смерть сделана», а религиозный вербовщик, встретившись с удачливым бизнесменом, рассказывающим о своих успехах, скажет «ты вот радуешься здесь пока, ты можешь, чего не могут другие, а ведь это грех и Бог тебя накажет», а экстрасенс-шарлатан непременно найдет у своего клиента, обратившегося по поводу вульгарной бессонницы, что-нибудь очень опасное для жизни, здоровья, семьи и его детей… Тактика блестяща – подцепленный на крючок волей-неволей вслушивается и проглатывает следующую порцию психологической отравы.

Фиксация индукции – над жертвой совершают или заставляют совершать саму непонятные, нерациональные или по смыслу неочевидные для нее действия. Инициатором этих действий служит индуктор и его «духовный опыт» или «традиция» — которые якобы имеют «рецепт» или «доступ к высшим силам». Это могут быть хождения с рамкой или свечами, мистические ритуалы, чтение заклинаний или песнопения. Требования повторения одних и тех же ритуальных фраз, молитв, упражнений, периодического воздержания. Крайне часто используется контроль над мыслями , поступками и чувствами – одни из них объявляются «хорошими», другие «плохими». В таких случаях индуктор предъявляет явное или неявное требование отчета о мыслях жертвы и старается представить их причинами событий в жизни жертвы. Великолепный прием – ведь индуктор не дает своей жертве выяснить «эффективность» действий на своем опыте, он же ничему практическому ее не учит. Жертва не может проверить, действительно ли данные действия приводят к данному результату. Индуктор просто истолковывает на свой лад обычные события жизни жертвы, затягивая ее глубже в сети своей псевдологики.

Стратегия индукции состоит в том, чтобы шаг за шагом внедрить в сознание жертвы понятия, мысли или концепции, правильность которых жертва проверить самостоятельно не может и вынуждена вновь и вновь обращаться к самому индуктору, указанным им письменным источникам, морально-этическим или мифологическим концепциям. При этом жертва оказывается полностью под контролем индуктора — ведь индуктор плавает в введенных им самим же понятиях как рыба в воде. Он умело жонглирует вымыслом, превратно истолковывает факты, подтасовывает аргументацию, тексты мистического или религиозного писания, и способен заставить жертву поверить во все, что индуктору угодно. Иногда выдвигается ограничение на те или иные тексты, идеи, мысли. Стратегия беспроигрышной промывки мозгов, постепенно превращающая внутренний мир жертвы в темную меблированную мифами каморку.

Материальные и нематериальные блага извлекаются из жертвы индуктора по ходу процесса – в пользу самого индуктора, его общины или его организации. Жертва превращается в зомби.

Титов К.В.

deir.dn.ua

Индукция нервных процессов | Понятия и категории

ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ — закономерные взаимоотношения между двумя основными нервными процессами — возбуждением и торможением, выражающиеся в том, что возникновение одного из них вызывает развитие другого, противоположного. Так, в случае возникновения в каком-либо участке центральной нервной системы (ЦНС) очага возбуждения (достаточно концентрированного) на его периферии возникает процесс торможения и наоборот. Одновременное существование двух очагов противоположного функционального состояния (возбудительного и тормозного), из которых один возникает под влиянием других, носит название одновременной (симультанной) индукции нервных процессов. Одновременная индукция нервных процессов может быть положительной и отрицательной Положительной индукцией нервных процессов называется возникновение состояния повышенной возбудимости или возбуждения под влиянием первично возникшего очага торможения. Возникновение тормозного состояния под влиянием первично возникшего очага возбуждения носит название отрицательной индукцией нервных процессов. Явление одновременной индукции нервных процессов имеет место как в низших, так и в высших отделах ЦНС В низших отделах (спинном мозгу) оно проявляется в виде так называемых реципрокных отношений мышц-антагонистов: возбуждение мышц сгибателей сопровождается торможением (расслаблением) мыши разгибателей и наоборот. Одновременная индукция нервных процессов в высших отделах нервной системы является физиологической основой ряда сложных психических процессов. Так, процесс внимания связан с возникновением концентрированного очага возбуждения в определённых участках коры головного мозга при одновременном торможении других ее участков, окружающих этот очаг (отрицательная индукция). В силу этого посторонние внешние раздражения (напр., негромкие звуки, доносящиеся во время рассказа учителя с улицы, из коридора и т. д.) не воспринимаются учащихся или воспринимаются недостаточно ясно. Чем концентрированнее и интенсивнее очаг возбуждения, тем сильнее индукционное торможение на периферии и тем устойчивее внимание. При недостаточно концентрированном и интенсивном возбуждении внешние раздражители (также по закону отрицательной индукции нервных процессов) будут тормозящим образом действовать на первично возникший очаг возбуждения, нарушая сосредоточение. 

Кроме одновременной индукции нервных процессов имеет место также последовательная (сукцессивная) индукция нервных процессов, т. е. последовательная смена противоположных нервных процессов в одних и тех же кортикальных элементах. Если в определённом пункте коры головного мозга известное время существовало торможение, то оно затем сменяется возбуждением, и наоборот. Например, торможение двигательного анализатора в течение урока сменяется затем его возбуждением, проявляющимся нередко в большой двигательной активности школьников во время перемен. Это обстоятельство вызывает необходимость организации соответствующего отдыха учеников во время перемен. Резкое ограничение двигательной активности в это время может способствовать усилению тормозного состояния в двигательном анализаторе с последующей иррадиацией торможения или возникновению вспышек двигательной активности в течение следующего урока. Оба явления окажутся помехой в усвоении учебного материалы. С одной стороны, излишняя двигательная активность учащихся во время перемены может повлечь за собой широкую иррадиацию возбудительною процесса, ь результате чего неизбежно пострадает начальная часть следующего за переменой урока. Очевидно, наиболее целесообразны те мероприятия, которые направлены на известное регулирование поведения в течение перемены. Не ограничивая двигательной активности в начале перемены, следует к концу перерыва вводить некоторые ограничения, препятствующие нарастанию интенсивности возбуждения и его иррадиации

Примером последовательной индукции нервных процессов (самоиндукции, как её называл сам И. П. Павлов) может служить бодрость, повышение тонуса коры головного мозга после сна, представляющего собой разлитое торможение.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 270-271.

ponjatija.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *