Инфантилизм социальный это в психологии – что это, признаки инфантильной личности, социальный и психологический инфантилизм

Содержание

что это, признаки инфантильной личности, социальный и психологический инфантилизм

Многие представители старшего поколения любят говорить, что нынешняя молодежь – сплошные инфантилы. Мы предлагаем оставить данный тезис в стороне (хоть мы и вернемся к нему чуть ниже) и вместо этого разобраться, что такое инфантилизм, каковы его признаки и кого действительно можно назвать инфантильным человеком. А главное – каковы причины такого явления и способна ли незрелая личность вырасти и стать взрослой?

Виды инфантилизма

Для начала разберемся, о каких видах инфантилизма будет идти речь. В зависимости от сферы, данное слово имеет различные значения. В психиатрии это патологическая задержка в развитии, когда поведение и эмоциональные реакции подростка соответствуют таковым у детей (или когда взрослый ведет себя как ребенок или подросток). Есть и физиологический инфантилизм – соответственно, физиологическая патология, задержка в развитии органов и систем. В бытовом же употреблении чаще всего имеется в виду

психологический и/или социальный инфантилизм, с патологиями не связанный. Именно на этих видах мы и предлагаем остановиться.

Основные особенности и признаки инфантильного поведения

В психологии об инфантилизме говорят тогда, когда взрослые (по паспорту) люди в жизни проявляют черты, свойственные ребенку или, скорее, подростку. В таких случаях отмечают, что перед нами незрелая, инфантильная личность. Причем, повторимся, это никак не связано с патологиями психики. Значит, герой нашего рассказа в целом здоров, но его образ мыслей и поведенческие шаблоны не соответствуют таковым у зрелых личностей. Что конкретно имеется в виду?

Рассмотрим самые явные признаки инфантилизма.

  • В первую очередь это неумение принимать решение и нести ответственность – за сделанный выбор, за выполненную работу и т.д. Взрослый человек осознает, что каждое его решение приводит к тем или иным последствиям – значительным или незначительным, хорошим или плохим. «Взрослый ребенок» брать ответственность на себя категорически не хочет.
  • Это связано еще и с другой важной особенностью инфантильного человека: он не умеет решать проблемы. Если они все же возникают, наш герой ждет, пока придет «взрослый» взрослый (родители, супруг, друзья) и все исправит или в крайнем случае скажет, что надо сделать, чтобы все исправить. Это также приводит к тому, что личность не в состоянии оценить истинных последствий тех или иных своих действий – ведь в целом такую оценку за них проводят другие. Некоторые воспринимают цену любого проступка на «школьном уровне»: от всего можно отделаться нотациями учителя и записью в дневнике. Тогда как во взрослой жизни порой все гораздо серьезнее.
  • «Взрослым детям» свойственно перекладывание ответственности – у них практически всегда виноваты другие. Такие личности не могут взять ответственность не только за себя, но и за других, а кроме того, бывают достаточно эгоистичны. Это следствие неспособности понять мысли, чувства, точку зрения других людей. Впрочем, в данном вопросе все зависит от психологии конкретного человека.
  • Многие незрелые личности между серьезным делом и удовольствием выберут именно последнее (порой вне зависимости важности дела). «Взрослые дети» часто не в состоянии заставить себя что-то сделать и не задумываются, к каким последствиям это может привести. В угоду сиюминутным желаниям способны вести себя очень безответственно. Также они редко думают о будущем – как своем, так и других людей.
Здесь вспоминается противостояние лимбического мозга и неокортекса в модели «Три мозга» по Маклину. «Взрослые» взрослые умеют усмирять лимбический мозг и следовать тому, что говорит неокортекс. В то же время инфантилы зачастую просто подчиняются лимбической системе и даже не делают попыток справиться с ее порывами.

Социальный инфантилизм

Весьма близок к психологическому и социальный инфантилизм. Он также предполагает, что перед нами психически здоровая личность, которая не хочет принимать ответственность и решать проблемы. В данном случае это

вопросы социализации, адаптации к окружающим условиям, общественным ценностям. Главным образом – нежелание брать на себя ответственность, связанную с новыми для таких личностей, «взрослыми» обязанностями.

Следует отметить, что социальный инфантилизм несет в себе не только объективный, но и оценочный компонент.

Дело в том, что отправной точкой здесь служат ценности и нравы общества. Ценности меняются – например, от поколения к поколению, и при подобной смене в глазах родителей их дети будут социальными инфантилами.

Например, сейчас некоторые женщины не видят смысла жизни в создании семьи и воспитании детей (традиционные ценности). В глазах одной части общества такие дамы выглядят в лучшем случае инфантильными девушками, которые не хотят брать на себя ответственность. В глазах другой части – решение не заводить детей может быть даже более ответственным, чем решение рожать, если женщина понимает, что пока не готова к этому с финансовой или моральной точки зрения.

Таким образом, если представители старшего поколения говорят о молодежи как о сплошных инфантилах, скорее всего имеют в виду социальный инфантилизм (или же люди, употребляющие данное слово, могут вовсе не знать его значения, но это уже совсем другая история).

Так как психологический и социологический виды в принципе достаточно близки, предлагаем далее рассматривать их совместно.

Инфантилы в работе и личной жизни

Инфантильные мужчины и женщины стремятся к легкой жизни, в которой нет серьезных забот и проблем – как в детстве. При этом «взрослый ребенок» может быть весьма успешным специалистом в своей области, но в быту, во взаимоотношениях вести себя как подросток (покладистый или же капризный). Но бывает и так, что с работой у него возникают проблемы. Например, некоторые сворачивают с пути, столкнувшись даже с небольшим препятствием. Они сразу опускают руки, передают проект другим сотрудникам, отказываютcя от перспективных должностей и задач, боясь не справиться. Другие слишком безответственны, на них нельзя положиться, потому что они считают нормальным бросить работу из-за того, что им стало скучно или захотелось заняться чем-то еще. Все это, конечно, затрудняет карьерный путь.

Инфантилизм не знает пола: он с равным успехом встречается и у мужчин, и женщин. Также следует заметить, что это явление далеко не новое, и «взрослые дети» существовали во все времена.

Что касается семейных взаимоотношений, то герои нашего рассказа вполне могут состоять в крепких отношениях. Но ищут они себе не партнера, а родителя – того, что будет решать за них все проблемы. Если их вторую половинку устраивает такая роль, то данный союз может быть вполне гармоничным. «Великовозрастные дети» подходят тем, кто предпочитает самостоятельно принимать решения за себя и за других и кто любит, чтобы все было так, как он хочет. У «взрослого ребенка»

бывают и свои дети. Зачастую, этим двум «типам» детей приятно проводить время вместе, играть и т.д. Здесь важно, что у мальчика или девочки перед глазами все же был пример «взрослого» взрослого.

Вопреки мнению некоторых людей, увлечение компьютерными играми, фантастикой, фильмами, книгами, комиксами, коллекционирование игрушек и т.д. само по себе вовсе не является признаком инфантилизма у взрослых. Так же как и не говорят об этом отдельные черты характера или не совпадающее с общественной точкой зрения отношение к определенным жизненным вопросам (женитьба, дети, работа). В следующих статьях мы рассмотрим этот вопрос подробнее. А пока заметим: быть инфантильным человеком значит в комплексе проявлять многие указанные выше черты!

Причины развития инфантилизма

Как известно, многие особенности личности вытекают из детства. Социальный и психологический инфантилизм не исключение. Более того, в большинстве случаев он связан с именно ошибками воспитания со стороны родителей

. Среди самых частых причин – гиперопека, стремление во всем угождать ребенку, ограждать его от всех проблем и забот, бежать на помощь даже до того, как он об этом попросит.

Негативно влияет полное игнорирование мнения и чувств маленького человека, принятие за него всех решений (что надевать, во что играть и что делать), попытка воплотить в сыне или дочери то, что не получилось у самого родителя.

Существуют и другие причины, почему дети вырастают по паспорту, но не по личностному развитию. Однако воспитание – слишком объемная тема, которую стоит рассмотреть отдельно. Самое важное: из-за того что родители постоянно и на корню «обрубают» решения, мечты, стремления, желания, амбиции, эмоции, намерения ребенка, в конце концов он просто перестает думать и решать самостоятельно. Зачем, если все равно будет так, как скажут мама или папа? Из-за этого у юного человека нарушается процесс формирования, созревания личности, и в итоге она так и не созревает.

Став взрослым, такой человек изо всех сил старается сохранить статус кво – то есть ничего не решать самому, не справляться с трудностями, делать что, что скажут другие. В этом есть и свои преимущества. А есть ли недостатки? Да, и их может быть достаточно много.

В чем проблемы инфантилизма?

  • Одна из главных проблем для некоторых «взрослых детей: они не могут быть по-настоящему счастливы. Они не знают, что им на самом деле нравится в жизни, потому что до этого все решения принимались за них. Если кому-то повезло, и его дело ему действительно нравится – отлично. Однако многим так не везет, но они годами вынуждены ходить на нелюбимую работу, так как не могут принять решение сменить ее и/или получить новую профессию.
  • Аналогично с личной жизнью – даже при наличии второй половинки по факту «взрослый ребенок» может быть весьма одинок. Потому что а) человек выбирал не партнера, а родителя, который делает все так, как хочется ему; б) не факт, что этот выбор инфантил вообще сделал самостоятельно, а не все решили за него.
  • Незрелые личности зависят от других людей, от их мнения и от их действий. Будучи предоставленными сами себе, они рискуют стать беспомощными. Конечно, зрелая личность также нуждается в близких людях, но здесь не идет речь о зависимости.
  • Герои нашего рассказа прячутся от внутренних проблем и страхов, потому что это именно та область, где за них не могут решать другие. Но такие проблемы и страхи никуда не пропадают, напротив, становятся только сильнее.
  • Также многие «взрослые дети» достаточно внушаемы, легко поддаются чужому влиянию и манипуляциям. Многие ведутся на рекламу, в том числе весьма сомнительную, покупая ненужные вещи. Некоторые ввязываются в аферы, финансовые пирамиды и т.д. Эта особенность связана с тем, что многие «большие дети» тянутся к легким деньгам и волшебным способам их получения. Перед нам как будто особая вера в чудо, свойственная детям, только на «квазивзрослом» уровне.

Можно ли избавиться от инфантилизма?

Избавиться от инфантилизма можно. Формально, чтобы перестать быть инфантильным, человеку нужно осознать, что его жизнь зависит только от него, что он может сам ее менять, что он имеет право на свое мнение, свои решения, эмоции и желания, а также на то, чтобы претворять все задуманное в жизнь. Выглядит не слишком сложно – в теории все это дано нам от рождения. Однако на практике, если человек в сознательном возрасте никогда не прислушивался к себе и не принимал решений,


ему может быть непросто перестроиться. Поэтому не всем удается победить инфантилизм без помощи психолога.

Важно и желание самого человека поменяться. Многие «взрослые дети» не видят особенностей своего мышления и поведения. Все описанное выше присутствует для них скорее на подсознательном уровне. Они не думают, что вот придет мама/папа/муж/жена и решит все проблемы. Они не понимают, что не могут принять решение сами. Они думают (и говорят) что-то вроде: «Мне надо посоветоваться, прежде чем дать окончательный ответ». Такие люди достаточно горды, чтобы считать все навязанные решения своими собственными.

Кроме того, внешне быть под вечной опекой весьма удобно, а если раньше герой нашего рассказа жил в рамках модели «родитель – ребенок», значит, у него была такая возможность. Однако если человек чувствует себя одиноким, несчастным или испытывает какие-то проблемы или страхи, он сам может захотеть что-то изменить в себе и в своей жизни. И для «взрослых детей» это уже большой шаг вперед.

Что делать, если ваш близкий – инфантил?

«Друг познается в беде» – эта поговорка хорошо отражает то, как проще всего вычислить инфантила. Пока все в норме и вы не сталкиваетесь с проблемами, незрелость личности может практически никак не проявлять себя. Но когда нужно решать какие-то проблемы, детское поведение и образ мысли вашего друга или второй половинки становятся очевидными.

Можете ли вы помочь близкому перестать быть инфантильным? Да, помочь можно. Однако не стоит брать на себя роль родителя и решать за человека, надо ли ему это или нет.

Вам кажется, что кто-то живет неправильно, но ему самому это может действительно нравиться. К тому же, если вы решается за инфантила, то вы просто занимаете свое место в модели «родитель – ребенок».

Так или иначе, если вы помогаете близкому повзрослеть, помогайте аккуратно. Начните с чего-то небольшого. Например, попробуйте больше расспрашивать его о том, что он хочет, начиная с незначительных моментов. Для начала оставляйте за ним выбор, как вы проведете выходной, что приготовить и т.д., потом переходите на более существенные вопросы. Чаще спрашивайте, что человек чувствует и что он хочет. Но не осуждайте и не говорите, что его чувства или желания неправильные – это инфантилам говорят и без вас. Ваш близкий должен на деле понять, что он может принимать решения, что он имеет право на свои эмоции и желания. Но также позволяйте ему самостоятельно справляться с возникающими проблемами – будьте рядом и оказывайте поддержку, но не делайте ничего за друга.

Спросите, кем ваш близкий хотел стать в детстве и при возможности предложите сейчас сделать шаг навстречу той мечте, причем вместе с вами. А может быть, у него есть уже более «свежие» желания, которые на самом деле не так сложно исполнить? Например, если человек хотел/хочет стать художником/поваром/читать Шекспира в оригинале, запишитесь с ним на соответствующие курсы. Ваша поддержка будет очень важна.

Напомним главное правило – не делать ничего вместо друга, не принимать решения за него. Пусть он сделает это сам, а вы просто будете рядом и окажете поддержку в случае необходимости.

Как известно, некоторые незрелые люди «экстренно» взрослеют, сталкиваясь с различными серьезными проблемами, из-за которых оставаться ребенком больше не получается. Однако ни в коем случае не «лечите» других какими-либо стрессами (подобные рекомендации можно встретить в Сети). Помните, что кто-то в таких случаях взрослеет, а кто-то ломается – получает невроз, впадает депрессию и т.д.

В заключение отметим: конечно, взрослым важно сохранять в себе частичку ребенка – радоваться приятным мелочам, мечтать, верить в чудеса и т.д. Но также важно, чтобы в нужный момент «у руля» стоял именно взрослый. Каким бы притягательным ни было детство, оно должно уступить время другой жизни, в которой также немало хорошего.

experimental-psychic.ru

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

 

СОЦИАЛЬНЫЙ  ИНФАНТИЛИЗМ  В  МОЛОДЕЖНОЙ  СРЕДЕ

Деревянных  Елена  Андреевна

студент  5  курса,  кафедра  культурологии,  философии  и  социальных  наук  НВГУ,  РФ,  г.  Нижневартовск

E-mail[email protected]

Гутова  Светлана  Георгиевна

научный  руководитель,  канд.  филос.  наук,  доцент  НВГУ,  РФ,  г.  Нижневартовск

 

Инфантилизм  —  одна  из  важнейших  проблем  современности,  поскольку  в  наше  время  все  больше  молодых  людей  не  хотят  взрослеть  и  принимать  на  себя  ответственность  в  решении  важных  социальных,  политических,  экономических  вопросов.  Вследствие  этого  растет  уровень  инфантильности  и  социальной  пассивности  среди  молодежи.  Одним  из  наиболее  распространенных  среди  современной  российской  молодежи  видов  является  социальный  инфантилизм.

Социальный  инфантилизм  —  англ.  infantilism,  social;  нем.  Infantilismus,  sozialer.  Это  состояние,  проявляющееся  в  разрыве  между  биологическим  и  социокультурным  взрослением.  Социальный  инфантилизм  вызывается  нарушением  механизмов  социализации,  под  влиянием  социокультурных  условий.  Он  может  выражаться  в  непринятии  молодыми  людьми  новых  обязанностей  и  обязательств,  связанных  с  процессом  взросления  [1,  с.  284].

По  некоторым  данным  социальный  инфантилизм  более  развит  среди  молодежи  мужского  пола.  Среди  психологов  существует  мнение  о  том,  что  это  связано  с  появлением  все  большего  количества  женщин,  добившихся  успехов  в  карьере,  которые  как  бы  примеряют  на  себя  роль  мужчины.  В  таком  обществе  более  слабые  с  психологической  точки  зрения  мужчины  выбирают  для  себя  роль  «детей»,  которым  не  нужно  бороться  за  место  под  солнцем  и  не  нужно  принимать  никакие  «взрослые»  решения.  Человек  физиологически  взрослеет,  а  психологически  он  остается  на  уровне  подростка.  Такой  человек  не  принимает  условия  общества,  в  котором  живет,  те  новые  возможности  и  уровни  ответственности,  которые  предстают  перед  ним  с  возрастом.

Человек,  страдающий  социальным  инфантилизмом,  не  готов  к  наступлению  старости.  Он  останется  ребенком  и  в  шестьдесят  и  в  семьдесят  лет.  Чем  взрослее  становится  «взрослый  ребенок»,  тем  тяжелее  ему  жить  в  обществе,  ориентированном  на  социально  активных  и  зрелых  людей.

Психологи  из  благополучных  стран  бьют  тревогу  о  том,  что  именно  социальный  инфантилизм  порождает  такую  тягу  молодежи  к  гомосексуальным  связям.  Поскольку  это  снимает  с  партнера  массу  ответственности,  например,  за  рождение  и  воспитание  детей.  Процесс  этот  происходит  на  подсознательном  уровне  и  не  является  осознанным  и  просчитанным  выбором.  Просто  воспитание  и  общество  толкает  молодых  людей  к  представителям  своего  пола,  как  к  наиболее  простому  средству  для  удовлетворения  своих  сексуальных  потребностей.

Но  есть  и  другой  аспект  этой  проблемы.  Человек,  страдающий  социальным  инфантилизмом,  не  готов  к  наступлению  старости.  Он  останется  ребенком  и  в  шестьдесят  и  в  семьдесят  лет.  Чем  взрослее  становится  «взрослый  ребенок»,  тем  тяжелее  ему  жить  в  обществе,  ориентированном  на  социально  активных  и  зрелых  людей.  По  мнению  Ю.А.  Шерковина,  двойственный  характер  системы  ценностей,  обусловленных  одновременно  индивидуальным  и  социальным  опытом,  определяет  ее  двойное  функциональное  значение  [5,  с.  215].

Во-первых,  ценности  являются  основой  формирования  и  сохранения  в  сознании  людей  установок,  которые  помогают  индивиду  занять  определенную  позицию,  выразить  свою  точку  зрения,  дать  оценку.  Таким  образом,  они  становятся  частью  сознания  и  направляют  деятельность.  Во-вторых,  ценности  выступают  в  преобразованном  виде  в  качестве  мотивов  деятельности  и  поведения,  поскольку  ориентация  человека  в  мире  и  стремление  к  достижению  определенных  целей  неизбежно  соотносятся  с  ценностями,  вошедшими  в  его  личностную  структуру.  Это  свидетельствует  о  том,  что  иерархическая  структура  ценностных  ориентаций  составляет  содержание  позиции  личности.

Для  социально  зрелой  личности  актуальны,  прежде  всего,  экзистенциальные  потребности  человека,  т.  е.  потребности  его  личного  существования:  свободы  и  свободного  выбора  себя,  своего  мировоззрения,  действий  и  поступков,  позиции,  самореализации  в  творчестве.  Для  инфантильной  личности  характерна  недостаточная  осознанность  значимости  удовлетворения  этих  потребностей  для  личностного  благополучия,  что  лишает  их  личностного  смысла  для  человека  и,  соответственно,  препятствует  выбору  мотива,  цели,  поступка,  нацеленного  на  удовлетворение  экзистенциальных  потребностей,  обусловливающих  самореализацию,  самоактуализацию  личности.

Таким  образом,  содействие  становлению  и  развитию  социальной  зрелости  будет  способствовать  целенаправленное  воздействие  на  ценностно-смысловую  сферу  личности  посредством  расширения  «степеней  свободы»  человека  —  его  способностей,  прав,  перспектив.  Создание  таких  условий  обеспечит  освобождение  мышления  и  воли  от  страха  перед  неудачей,  но  будет  способствовать  осознанию  своей  личностной  и  социальной  ответственности,  что  необходимо  для  преодоления  возможного  эгоцентризма  и  индивидуализма.  Анализируя  вышесказанное,  сформулируем  основные  выводы  по  результатам  анализа  содержательных  характеристик  социальной  зрелости  и  социального  инфантилизма:

1.  С  позиций  диалектического  подхода  понятия  социальной  зрелости  и  социального  инфантилизма  можно  рассматривать  как  понятия  завершенной  бинарной  оппозиции.  Критериями  их  сравнительного  анализа  являются  рефлексия,  активность,  ответственность,  самостоятельность,  умение  конструктивно  взаимодействовать  с  окружающей  средой.

2.  При  этом  социальная  зрелость  личности  проявляется  активным,  осознанным,  относительно  автономным  взаимодействием  человека  с  окружающим  миром.  Это  взаимодействие  направлено  на  раскрытие  собственных  внутренних  резервов,  способствующих  оптимальному  включению  в  общественно  значимую  деятельность,  и  общение,  интеграции  с  общностью  и  самоопределению  в  ней  на  основе  реализации  внутриличностного  потенциала  при  благоприятном  эмоциональном  самочувствии.  Соответственно,  социальный  инфантилизм  личности  проявляется  нетворческим,  безынициативным,  пассивно-потребительским  отношением  человека  к  миру,  препятствующим  оптимальному  включению  человека  в  общественную  среду  и  творческой  самореализации  личности.  Страх  инициативы  и  ответственности  приводит  к  стагнации  личности  и  социально-психологической  дезадаптации.

3.  С  позиций  экзистенциального  и  субъектного  подходов  сущностные  характеристики  социальной  зрелости  и  социального  инфантилизма  проявляются  в  континууме  «личностная  свобода  —  личностная  ответственность».  Психологический  механизм  регуляции  жизнетворчества  в  континууме  —  это  воля.  Главным  условием  развития  воли  как  регуляторного  механизма  является  включение  человека  в  общественную  деятельность  в  качестве  ее  участника  и  сознательное  ее  освоение,  что  требует  осмысления  индивидуальной  и  коллективной  деятельности.  Таким  образом,  социальной  зрелости  личность  достигает  посредством  освоения  своей  человеческой  среды.  Соответственно:  недостаточная  включенность  и  без  перспективных  стратегий  освоения  своей  среды  являются  причиной  нравственно-психологической  незрелости  (инфантилизма).

В  условиях  развития  современного  российского  общества  системы  семейного  воспитания  и  государственного  образования  должны  ориентироваться  на  предоставление  подрастающему  поколению  максимальной  возможности  для  жизненного  самоопределения,  означающей  раскрытие  перед  ними  мира  человеческих  взаимоотношений  во  всей  их  сложности  и  противоречивости,  выделение  тех  моделей  взаимодействия  между  людьми,  которые  ведут  к  социальному  успеху  и  личностному  развитию  [2,  с.  25].

Преодоление  социально-профессионального  инфантилизма  выступает  как  комплексная  социально-педагогическая  поддержка  (диагностика,  профилактика  и  коррекция  социально-профессионального  инфантилизма)  в  условиях  жизнедеятельности.  Она  предполагает  комплекс  индивидуально  ориентированных  мер  по  ослаблению,  снижению  или  устранению  отклонений  в  физическом,  психическом,  нравственном  развитии.  Такая  поддержка  возможна,  если  учитываются  особенности  внутренней  и  внешней,  профессиональной  среды,  а  также  формируется  профессиональная  компетентность.

Одна  из  форм  профилактики  социального  инфантилизма  —  терапия  работой.  Человек  в  процессе  работы,  вырабатывает  в  себе  необходимые  навыки  и  умения.  Беря  на  себя  ответственность,  тем  самым  человек  формирует  у  себя  те  качества,  которые  помогают  в  повседневной  жизни  и  в  последствии  он  перестает  бояться  новой  ответственности,  что  положительно  влияет  на  его  личную  жизнь.  Еще  один  вид  профилактики  –  это  работа  социального  педагога.  Одним  из  основных  направлений  деятельности  социального  педагога  является  профилактическая  деятельность,  в  том  числе  профилактика  правонарушений,  девиантного  поведения  детей  и  подростков,  в  том  числе  алкоголизма,  наркомании,  курения,  ранних  интимных  связей.  Одновременно  необходима  пропаганда  здорового  образа  жизни.

Профилактика  —  научно  обоснованные  предпринимаемые  действия,  направленные,  на  предотвращение  возможных  физических,  психологических  или  культурных  отклонений  у  отдельных  индивидов  групп  риска,  а  так  же  на  сохранение,  поддержание  и  защиту  нормального  уровня  жизни  и  здоровья  людей,  содействие  им  в  достижении  поставленных  целей  и  раскрытие  их  внутренних  потенциалов.  Часто  первичная  профилактика  требует  комплексного  подхода,  который  приводит  в  действие  системы  и  структуры,  способные  предотвратить  возможные  проблемы  или  решить  поставленные  задачи.  Профилактическая  деятельность,  осуществляемая  на  уровне  государства  через  систему  мер  повышения  качества  жизни,  минимизацию  факторов  социального  риска,  создание  условий  для  реализации  принципа  социальной  справедливости,  называется  социальной  профилактикой.  Социальная  профилактика  создает  тот  необходимый  фон,  на  котором  более  успешно  осуществляются  все  другие  виды  профилактики:  психологическая,  педагогическая,  медицинская  и  социально-педагогическая.  Психолого-педагогическая  профилактика  —  это  система  предупредительных  мер,  связанных  с  устранением  внешних  причин,  факторов  и  условий,  вызывающих  те  или  иные  недостатки  в  развитии  детей.  Осуществляется  на  фоне  общей  гуманизации  педагогического  процесса.  Успешность  системы  связана,  прежде  всего,  со  всеми  субъектами  педагогического  процесса.  Профилактика  предусматривает  решение  еще  не  возникших  проблем.  Поэтому  ряд  мер  принимается,  задолго  до  их  возникновения  [4,  с.  230].

Подводя  итоги  можно  сделать  вывод:  современная  молодежь  не  хочет  брать  на  себя  ответственность,  тем  самым  усугубляя  свое  положение  в  обществе.  Проблемы,  с  которыми  сталкивается  молодежь,  связаны  с  положением  молодежи  в  социальной  структуре  общества,  характеризуемые,  прежде  всего  переходностью  и  нестабильностью.  Социальные  процессы,  которые  происходят  в  современности,  только  усугубляют  эти  проблемы.  Сегодня  многие  ученые  обращают  внимание  на  увеличение  количества  молодых  людей,  не  приспособившимся  к  новым  жизненным  условиям.  Так  можно  выделить  некоторые  тенденции  в  развитии  социального  инфантилизма:  нежелание  молодежи  в  будущем  вступать  в  брачные  отношения  и  иметь  детей;  риск  формирования  социального  пессимизма  или  неверия  в  возможность  реализовать  свои  лучшие  силы  и  способности  в  будущем.

Факторы,  влияющие  на  развитие  социального  инфантилизма  у  современной  молодежи:

·     экономический  —  молодежь  недостаточно  обеспечена  материально,  не  имеет  собственного  жилья,  вынуждена  полагаться  на  финансовую  помощь  родителей;

·     духовный  —  потеря  нравственных  ориентиров,  размывание  традиционных  норм  и  ценностей.  Нивелируются  ценности  труда,  свободы,  межнациональной  терпимости,  а  на  смену  им  приходят  потребительское  отношение  к  миру,  нетерпимость  к  чужому,  стадность.  Проблема  «отцов  и  детей»  —  конфликт  молодежи  с  взрослым  поколением; 

·     семья  —  играет  важную  роль  в  воспитании  молодого  человека.  Молодежь  зависит  от  родителей.  В  процессе  воспитания  закладываются  основные  ценности  жизни.

В  процессе  социализации  закладываются  основные  ценности  жизни,  они  формируют  отношение  к  окружающему  миру,  ориентируют  нас  в  социальном  пространстве  [См.  3].  Многие  социальные  институты  влияют  на  установки  и  жизненные  планы  молодежи.  Так,  семья  по-прежнему  играет  важную  роль  в  воспитании  молодого  человека.  Действительно  молодежь  зависит  от  родителей  и  не  только  в  материальном  плане.  Существует  еще  и  психологическая  зависимость,  которая  не  позволяет  молодым  людям  становится  полностью  самостоятельными.

Чтобы  преодолеть  социальный  инфантилизм  существуют  различные  методы  профилактики.  К  ним  относится  преодоление  социально-профессионального  инфантилизма,  которое  выступает  как  комплексная  социально-педагогическая  поддержка:  диагностика,  профилактика  и  коррекция  социально-профессионального  инфантилизма.  Другая  распространенная  и  эффективная  форма  профилактики  социального  инфантилизма  —  это  трудовая  терапия.  Человек  в  процессе  трудовой  деятельности,  накапливает  опыт,  вырабатывает  необходимые  навыки  и  умения.  Возлагая  на  себя  ответственность  в  процессе  выполнения  важных  социальных  функций,  молодой  человек  формирует  те  качества,  которые  положительно  влияют  не  только  на  его  личную  жизнь,  но  и  на  общественную  организацию  в  целом.

Профилактикой  инфантилизма  помимо  социальных  педагогов  и  психологов  также  занимаются  специалисты  по  работе  с  молодежью.  Работа  выступает  как  комплексная  социально-педагогическая  поддержка.  Она  предполагает  комплекс  индивидуально  ориентированных  мер  по  ослаблению,  снижению  или  устранению  отклонений  в  физическом,  психическом,  нравственном  развитии.  Такая  поддержка  возможна,  если  учитываются  особенности  внутренней,  внешней,  профессиональной  среды.

Как  следствие  один  из  сценариев  развития  общества  может  быть  связан  с  ослаблением  социальных  связей  и  даже  частичной  деградацией  в  моральном  плане.  Для  того  чтобы  избежать  подобных  последствий,  надо  проводить  комплектную  социально-педагогическую  работу  по  предупреждению  и  выявлению  инфантилизма  в  молодежной  среде.

 

Список  литературы:

  1. Бенедик  И.В.  Психология  аномального  ребенка.  Севастополь,  2008.  —  С.  284.
  2.  Жесткова  Н.А.  Методологические  подходы  к  исследованию  социальной  зрелости  и  социального  инфантилизма  личности.  Вестник  Пермского  Университета.  Выпуск  2  (14)  Пермь,  2013.  —  С.  128—135.
  3. Молодежь  как  особая  социально-демографическая  группа.  Лекции  по  социологии.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html  —  (дата  обращения  15.  04.  2014).
  4. Холостова  Е.И.,  Сорвина  А.С.  Социальная  работа:  теория  и  практика.  учеб.  пособие.  М.:  ИНФРА,  М.  —  С.  230.
  5. Шерковин  Ю.А.  Проблема  ценностных  ориентации  и  массовые  информационные  процессы  //Психологический  журнал.  —  2000.  —  Т.  3.  —  №  5.  —  С.  235—145.

 

sibac.info

Социальные причины инфантилизма — Психологос

Фильм «ГлобоСфера»

Если дети вырастают и сбиваются в стаи, оставаясь в душе детьми, это становится социально опасным явлением.
скачать видео

Дети растут правильно, когда их поддерживают и материнское-женское, и отцовское-мужское начало в воспитании (см. →). Сегодня в российском обществе явный перекос в женское начало и, как следствие, инфантилизм.

Правительство не очень знает, кого оно хочет из граждан растить, и понятных задач не ставит. Население не имеет идеалов и не очень верит, что что-то сможет. Религия также не выполняет мужской воспитательной функции, при этом деньги есть, телевизор работает, война не напрягает, можно расслабиться и поразвлекаться.

Власть в семье мужчинами теряется — см.→

Разумная осторожность превращается в трусливые страхи: «ах, нагрузки!», «ах, психотравмы!», и мальчики растут без понимания, что жизнь требовательна и жестка.

Дети воспитываются все более в атмосфере безусловной любви и принятия, что само по себе замечательно, но без отцовской требовательности рядом превращается в распущенность и вседозволенность. Слова дисциплина, принуждение и контроль стали ругательными, разрешается только мотивация, поддержка ребенка и вера в него.

И чем больше дети раскачивают ситуацию, тем больше родители чувствуют, что вот недодали они своим детям любви и поддержки!

В случае чего и дети и родители идут к психотерапевтам, многие из которых имеют тенденцию еще более акцентировать внимание на безусловной любви и необходимости принятия… См.→

И что делать?

Убирать перекосы, восстанавливать гармонию мужского и женского начала. Конкретно — договориться, что:

  • любовь не равна безусловному принятию и обязательно включает разумную требовательность,
  • воспитание включает в себя не только увлечение и беседы, но и обдуманное принуждение,
  • жизнь бывает не только приятна, но и жестка, в ней всегда есть потери, смерть и война. И быть готовым к этому — естественно и необходимо.
  • психолог — не всегда Душка и лапочка, а, когда необходимо, жесткий Силовик.

Только когда мы с этим согласимся, мы вместе сможем строить мир, в котором нет войны, много солнца и люди любят друг друга.

www.psychologos.ru

Инфантилизм — характеристики и разновидности

Инфантилизм — отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Внешне — взрослый, а ведет себя, как ребенок. Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.

Физиологический инфантилизм

В медицине понятием «инфантилизм» обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ, нарушений в деятельности некоторых желёз внутренней секреции (половых желёз, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.

Существует генетически сцепленные варианты инфантилизма.

Психологический инфантилизм

Психический инфантилизм — незрелость человека, выражающающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности. Естественно, что инфантильные люди несамостоятельны. Они привыкли к тому, что другие всё решают за них.

В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчётливо.

Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, подменяя реалии бытия вымышленными образами, отделяя таким образом человека от реальности. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.

Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем — и к социальным проблемам.

Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных. Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны и самостоятельны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.

Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к психопатиям.

Социальный инфантилизм

Иногда выделяют социальный инфантилизм — состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаеться в неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления, позже — нежелание создавать семью («Это тяжело и хлопотно!»), рожать и воспитывать детей.

www.psychologos.ru

Психический инфантилизм — причины, симптомы, диагностика и лечение

Психический инфантилизм – психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

Общие сведения

Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов, психопатий, реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

Психический инфантилизм

Причины психического инфантилизма

Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

  • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии, асфиксии.
  • Психические расстройства. У детей с умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией, задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
  • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
  • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

Патогенез

Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции. Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

Классификация

Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы, асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром.
  2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

  • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

Симптомы психического инфантилизма

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада. Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

Осложнения

Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия, тревожность, истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

Диагностика

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром. Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией, аутизмом, поведенческими расстройствами. Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

Лечение психического инфантилизма

Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

  • Фармакотерапию. Выраженные поведенческие, эмоциональные нарушения купируются нейролептиками, транквилизаторами, антидепрессантами. Трудности обучения, снижение когнитивных функций корректируются ноотропами.
  • Психотерапию. Наиболее распространено использование когнитивно-бихевиорального подхода. Проводится комплексная работа психотерапевта с эмоциями, установками и поведенческими шаблонами. Ребенок обучается новым адаптивным способам социального функционирования.
  • Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает об особенностях психического, социального развития детей, влиянии воспитания на этот процесс. Подчеркивает взаимосвязь между гиперопекой, чрезмерным контролем и формированием психического инфантилизма.

Прогноз и профилактика

Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

www.krasotaimedicina.ru

Инфантилизм личностный — это… Что такое Инфантилизм личностный?

[лат. infantilis — младенческий, детский] — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойствен И. л. (инфантил), при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.). А.И.Липкина
* * *
[от лат. infantilis — младенческий, детский] — своеобразная девиация психического и личностного развития, а также поведенческой активности индивида, проявляющаяся в неадекватной хронологическому возрасту приверженности к детским образцам поведения, видения и оценки окружающей действительности и своего места и роли в ней. Прежде всего, инфантилизм как личностная незрелость (инфантильность) проявляется в несформированности на достаточном для данного конкретного возраста уровне эмоционально-волевой сферы личности. Как правило, инфантильность в качестве устойчивой личностной характеристики высоко коррелирует с такими личностными особенностями, как внешний локус контроля, завышенные самооценка и уровень притязаний, эгоцентризм, готовность при любых обстоятельствах атрибутировать ответственность за неудачу другим, обостренное, порой болезненное чувство психологической незащищенности. При этом основным компенсаторным механизмом в данном случае оказываются попытки во что бы то ни стало уйти от необходимости хотя бы более или менее адекватно оценивать объективную социальную реальность, в том числе и путем личностного погружения в реальность виртуальную (например, интернет-аддикция и т. п.). Следует специально отметить, что инфантилизм может сочетаться как с нормальным интеллектуальным развитием, так и с отставанием и опережением в этой сфере. В этом плане личностный инфантилизм вполне правомерно оценивать в качестве своеобразного проявления гетерохронности собственно личностного развития индивида. Это вполне оправдано, конечно, если саму гетерохронность развития личности, переживающей восхождение к социальной зрелости, рассматривать как фактор, который нередко приводит к тому, что в связи с заметным отставанием или наоборот, с явным опережением какой-либо линии развития по сравнению с общим темпом личностного становления, возникает ситуация, при которой ожидания социума, базирующиеся на принятом в рамках конкретного культурно-исторического контекста понимания возрастных норм, не совпадают с характером предъявляемой субъектом активности.

Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «социальное и эмоциональное развитие никогда не идет строго прямым путем: в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся менее драматичными, но никогда полностью не проходят. Практически каждый человек в состоянии сильной усталости, начинает хныкать. Подфаза воссоединения в процессе сепарации-индивидуации, которую Миллер описал как универсальную особенность, проявляющуюся в конце второго года жизни каждого ребенка (когда ребенок, начинающий ходить и только что провозгласивший свою независимость от матери, возвращается обратно и прячется под ее юбкой), становится одной из тенденций, присущих каждому человеку. Это возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности»1.

Из сказанного ясно, что инфантилизм представляет собой универсальное психическое явление и в определенной степени присущ каждому человеку. Откровенно девиантные формы его проявления, как правило, связаны с тотальной фиксацией личности на таком виде психологической защиты как регрессия. В психоаналитической традиции регрессию обычно относят к вторичным защитам, действие которых направлено главным образом на снижение тревоги, связанной с интрапсихическими процессами. Однако, поскольку «регрессия является относительно простым защитным механизмом, знакомым каждому родителю, который наблюдал, как ребенок соскальзывает к прежним привычкам…»2, формирующимся в достаточно раннем возрасте, целесообразно и оправданно, если не с теоретической, то с практической точки зрения, рассматривать ее как промежуточную между первичными и вторичными защитами.

Очень точное описание глубокой регрессии приводится в романе американского писателя Т. Вульфа «Мужчина в полный рост». В результате землетрясения два человека оказались под завалом и пытаются выбраться. При этом один из них, сорокалетний уголовник-рецедивист по кличке «Пять-Ноль», абсолютно уверенный, что уж он-то «знает жизнь» и прошел «огни и воды», в критический момент в ужасе обращается к своему более молодому спутнику:

«— Не бросай меня, брата!

— Да не брошу, не брошу. Отпусти ногу, ползи за мной.

Пять-ноль послушно отпустил его. Конрад пополз дальше в дыру. Гаваец карабкался за ним. Ползти приходилось на животе, было трудно дышать. … Впереди показались слабые проблески. … Свет проникал сверху, сквозь груду искореженного металла и бетона над их головами. Оказывается, они пробирались по трещине — не шире их плеч и не больше фута высотой.

Пять-Ноль снова отчаянно схватился за Конрада.

— Помогай, брата… помогай… я правда… правда… помогай.

— Отпусти! Ползи лучше!

Но гаваец только сильнее стиснул его ногу, хныча, как ребенок (курсив наш — В. И., М. К.).

Как ребенок… Конрад протянул руку назад и нащупал лицо Пять-Ноль где-то между своих коленей. Он погладил гавайца по щеке, словно тот и правда был малышом, и сказал ласково:

— Пять-Ноль… я с тобой, а ты со мной, мы вместе, и сейчас выберемся отсюда. Слышишь? Выберемся, Пять-Ноль, я все время буду с тобой. Держись, я тебя не брошу. А сейчас ползи, отпусти меня и ползи, толкайся ногами посильнее. Я не брошу тебя. — Конрад продолжал гладить его по лицу в такт словам.

Всхлипы, кашель, причитания,… но судорожная хватка наконец ослабла.

— Хорошо, Пять-Ноль, молодец, теперь пошли»1.

Данный отрывок показателен не только с точки зрения описания проявлений регрессии, но и в плане выбора эффективной стратегии с индивидом, пребывающим в таком состоянии.

Изначально на судорожные движения и бессвязные призывы о помощи со стороны Пять-Ноль, в которых отчетливо слышится голос напуганного ребенка, Конрад реагирует резким и абсолютно целесообразным в сложившейся ситуации указанием «Отпусти! Ползи лучше!», адресованным зрелому и сильному Эго товарища по несчастьию. Подобного рода реакции (апелляция к взрослой составляющей личности, указание на явную неадекватность поведения и т. п.) на выраженные проявления инфантилизма и регрессии у партнера по взаимодействию являются стереотипными для большинства людей. Такая тактика, как правило, не только не способствует выходу индивида из инфантильного состояния и «переключению» на более зрелые модели социального функционирования, но и, напротив, провоцирует углубление регрессии. Это становится совершенно понятно, если взглянуть на ситуацию с позиций трансактного анализа.

В абсолютном большинстве случаев регрессия означает, что индивид пребывает не просто в эго-состоянии Ребенка, но ребенка депривированного, активно ищущего поддержки и заботы со стороны любящего родителя. И если в ответ на подобный стимул, он получает реакцию Родителя директивного, отдающего жесткие приказы и инструкции, то ощущение депривации, связанное с отвержением, брошенностью, беззащитностью, собственной «малостью» только усиливается. Тем самым создаются реальные предпосылки для дальнейшей регрессии с одновременным усилением инфантильных поведенческих реакций, направленных на то, чтобы «достучаться», в конце концов, до «хорошего» Родителя. Если же в ответ на стимул, направленный от эго-состояния Ребенка к эго-состоянию Родителя, следует реакция в логике Взрослый — Взрослый, налицо пересекающаяся трансакция, которая чаще всего приводит к конфликту. Оказавшись же втянутым в открытое толкновение индивид в состоянии регрессии опять-таки вынужденно использует инфантильные формы борьбы, к которым прибегают маленькие дети в попытках противопоставить себя взрослым.

Гораздо более эффективной стратегией взаимодействия с инфантильными, либо пребывающими в состоянии регрессии личностями является присоединение к актуальному детскому состоянию индивида. Именно такой выход в критической ситуации интуитивно находит герой романа Т. Вульфа. Он не только вербализирует позицию заботливого и надежного родителя, но и подкрепляет ее соответствующим тактильным контактом — гладит Пять-Ноль по щеке — «словно тот и правда был малышом». В результате тот, все еще оставаясь в позиции ребенка, но уже ребенка, обретшего, благодаря родительской поддержке, надежду и уверенность, оказывается способным к действиям, адекватным реальной ситуации.

Выбор оптимальной стратегии взаимодействия в подобных случаях существенно осложнен тем, что социальные проявления инфантилизма и регрессии бывает крайне сложно отличить от демонстративного поведения, для модификации которого вполне оправданы и эффективны такие средства воздействия, как директивное пресечение и целенаправленное игнорирование. «Разведение» этих чрезвычайно схожих на внешнем уровне, но совершенно различных по своим психологической природе и психологическому содержанию форм дезадаптивной активности является важной задачей практического социального психолога. В этой связи стоит отметить, что инфантилизм и регрессия часто, но не всегда проявляются на поведенческом уровне в виде бросающейся в глаза беспомощности, беззащитности, слез, жалоб и т. п. Эти проявления могут также носить характер повышенной агрессивности, грубости, неуживчивости, свойственной многим подросткам.

Также важно понимать, что как регрессию, так и собственно инфантилизм абсолютно неправомерно рассматривать в качестве исключительно негативного, с точки зрения личностного развития и социального функционирования индивида, явление. Очень многие ритуалы, связанные, в первую очередь, с мужеско-женскими отношениями, носят характер игры, участие в которой предполагает определенную регрессию. Более того, как показывают многочисленные исследования, в частности, Э. Берна, И. С. Кона и др., полноценные сексуальные отношения попросту невозможны без регрессии к детским состояниям, а следовательно, и инфантилизма партнеров. Состояния регрессии целенаправленно и широко используются в таких психотерапевтических подходах, как гипнотерапия, психодрама-терапия и ряде других.

Вместе с тем важно еще раз подчеркнуть, что регрессия и личностный инфантилизм в своих крайних проявлениях могут приобретать откровенно патологические формы, не только создающие реальные социально-психологические проблемы, но и угрозу здоровью и жизни как собственно индивида, так и лиц из его социального окружения. В частности, инфантилизм может являться одной из глубинных причин злоупотребления психоактивными веществами, управления автотранспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, повышенной склонности к риску и т. п. Чрезвычайно опасной формой регрессии является так называемая соматизация, или «бегство в болезнь». Такой способ ухода от реальности «…никогда не осознается (а если осознается, это называется просто симуляцией) и может причинить страдание как регрессировавшему, так и связанному с ним другому человеку»1. Причем, как отмечает Н. Мак-Вильямс, «этот вариант регрессии … обычно оказывается резистентным к изменениям и трудным для психотерапевтического вмешательства»1. Не менее проблематичным выглядит и «бегство» в психические расстройства, чаще всего депрессивного характера, которые нередко приводят к суицидальным попыткам. Кроме того, депрессия является причиной «синдрома приобретенной беспомощности», суть которого заключается в том, что потерпев неудачу в попытке противостоять неблагоприятным внешним обстоятельствам, люди утрачивают способность к сопротивлению в схожих обстоятельствах, «…так как считают, что все их усилия будут неэффективными»2. В групповом и организационном контексте патологический инфантилизм не только является очевидным препятствием в процессе поиска, принятия и реализации тех или иных решений, но и может негативно влиять на социально-психологический климат сообщества, «заражая» его пессимизмом, неуверенностью и безответственностью.

Практический социальный психолог, оценивая систему отношений межличностной ответственности в тех группах и организациях, которые он курирует, должен оценивать психологическую природу отказа ряда членов принимать на себя груз решения и видения своего собственного участия в неуспехе группы. В этом плане практический социальный психолог должен профессионально различать сознательные тактико-стратегические попытки одних уйти от конкретной ответственности и факты неосознанной инфантильной реакции других, неадекватно оценивающих реальность и самих себя, а также самих себя в этой реальности.


* * *

(от лат. infantilis – младенческий, детский) – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид которому свойствен И. (инфантил), при нормальном ил даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

Психологический инфантилизм — Психологос

Фильм «Тот самый Мюнхгаузен»

​​​​​​​ Психологический инфантилизм — детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях, что не соответствует возрастным требованиям к ребенку (подростку, молодому человеку, якобы взрослому человеку).

Психический инфантилизм

Психический и психологический инфантилизм отличаются не внешними проявлениями, а причинами возникновения. Внешне они похожи — и там, и там это настолько детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях, что это не соответствует возрастным требованиям к ребенку (подростку, молодому человеку, якобы взрослому человеку). Смотри Психический и психологический инфантилизм

Человек-ребенок

В отличие от психического инфантилизма, где эти черты следствие отставания, задержки в развитии психики ребенка, при психологическом инфантилизме ребенок имеет вполне здоровую и без отставаний психику. Такой ребенок может быть для своего возраста достаточно взрослым — может теоретически, а практически этого нет. Психологически инфантильные дети несамостоятельны и привыкли к тому, что другие всё решают за них. Взрослый человек с психологическим инфантилизмом — человек-ребенок.

Социальные причины инфантилизма

Дети растут правильно, когда их поддерживают и материнское-женское, и отцовское-мужское начало в воспитании (см. →). Сегодня в российском обществе явный перекос в женское начало и, как следствие, инфантилизм. См.→

Профилактика инфантилизма и воспитание взрослости

Психологический инфантил — это ребенок, который настоял на своем праве оставаться ребенком всегда. Чтобы этого не происходило, родители должны быть сильнее ребенка и последовательны в своих требованиях.

Психологический инфантил — это ребенок, которого родители приучили к тому, что он только и исключительно ребенок. Чтобы этого не произошло, у родителей должна быть программа развития ребенка, приучения его к самостоятельной и взрослой жизни.

Психологический инфантил — это ребенок, которого родители или общество соблазнили к игре «я маленький ребенок». Чтобы это не случалось, общество и родители должны быть заинтересованы в воспитании по-настоящему взрослых людей.

Смотри Воспитание взрослости

www.psychologos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *