Как лучше запоминать? — Психология жизни
Степанова С.С. преподаватель Горловского
института иностранных языков
Практически у каждого человека есть пробелы в памяти. Одним сложно запоминать имена, другие забывают даты или номера телефонов. А некоторые люди вообще не помнят лиц людей, с которыми знакомы. Ежедневно на нас обрушивается достаточно мощный информационный поток: в среднем мы читаем по 9520 слов в день, а во время разговора слышим около 13599 слов.
Наш мозг анализирует всю поступающую информацию и старается отделить существенную от несущественной. В этом ему помогает такой познавательный процесс как память.
Процесс запоминания любых сведений начинается с внимания, а именно с ее концентрации. Если вы заинтересованы в получении новой информации, и у вас есть мотивация, например, в изучении новых иностранных слов, значит концентрация внимания будет на достаточном уровне. А это, в свою очередь, обуславливает наилучшее запоминание.
Как хорошо и быстро запомнить информацию? Структура памяти
Вся новая информация вначале своего пути попадает в оперативную память, где хранится всего от 0 до 20 секунд. Далее, если мозг решает, что новые сведения могут пригодится в скором времени, то память фиксирует их в кратковременной, где информация хранится от нескольких секунд до 20 минут.
И наконец, есть события, фразы или случаи, которые периодически всплывают в вашей памяти, и вы фактически не можете их забыть. Это значит, что информация прошла в вашем мозгу много уровней и отложилась в долговременной памяти, где может хранится бесконечно. И так давайте по порядку. Как лучше запоминать? Как расположить к себе человека за 15 секунд?
Как лучше запоминать? Оперативная память
Абсолютно каждому человеку приходилось бывать в ситуации, когда выходя из дому вы лихорадочно вспоминаете выключили ли вы утюг, закрыли ли на замок вашу входную дверь и т.
п. Если подобное с вами случалось, значит вы попали в ловушку своей оперативной памяти.На что следует обращать внимание на первом свидании?
Выражение «Все запомнить невозможно» вполне обосновано. Если бы наша память периодически не очищалась с помощью забывания, она бы переполнилась бесполезной информацией. Чтобы ненужная информация забывалась, а нужная, полезная более или менее длительное время хранилась в голове, наша память создала различные фильтры. Так вот оперативная память — это первый фильтр.
Информация в ней задерживается на несколько секунд, а затем память ее удаляет, чтобы освободить место для новой. Работа оперативной памяти очень хорошо демонстрирует пример поездки на автомобиле. Вы садитесь за руль, включаете передачу, увеличиваете скорость, тормозите, возможно обгоняете один автомобиль, другой, велосипедиста, обращаете внимание на дорожные знаки и светофоры, ищете место для парковки и т. д. А выйдя из авто вы ничего этого уже не вспомните.
Забывание определенных действий происходит оперативней, когда эти действия вы совершаете уже не в первый раз. Как стать лидером в коллективе?
Тем не менее очень важно, чтобы оперативная память функционировала хорошо. Развитие оперативной памяти позволяет лучше запоминать. Тогда вам не придется возвращаться каждый раз в квартиру, чтобы проверить закрыто ли окно.
Секрет перехода определенной информации из оперативной памяти в кратковременную память состоит в том, что вы определяете значимость или важность данной информации. Например, вы услышали анекдот или новость, которую непременно хотите рассказать своему другу вечером. Через несколько минут после рассказа вы четко помните каждую деталь, а спустя час — два вы с ужасом понимаете, что напрочь забыли, в чем состояла суть рассказанного.
Это уже работа кратковременной памяти сыграла с вами шутку, решив через 20 минут, что анекдот или новость были не такими важными, как предполагалось сначала. Итак, что же это — кратковременная память? Развитие и тренировка памяти
Как лучше запоминать? Кратковременная память
Это своего рода, информационный фильтр.
В то время как оперативная память отбрасывает весь ежедневный информационный мусор, перед кратковременной памятью стоит более важная задача — решить, что может понадобиться через некоторое время, а что нет. В кратковременной памяти данные хранятся всего — навсего 20 минут. В это короткое время решается сохранить ли данную информацию на длительный срок или удалить ее.
К примеру, услышав прогноз погоды на завтра, вы без проблем вспомните температуру воздуха на следующий день, Особенно если вы планировали на этот день прогулку или праздник с шашлыками. Здесь вашему мозгу поступила установка о том, что на завтра данная информация будет очень актуальной, и прогноз погоды перешагнув фильтр оперативной памяти сохранился в кратковременной.
Как лучше запоминать? Долговременная память
Долговременная память является надежным хранилищем информации, и всевозможных данных, которые очень долго могут находиться в вашем распоряжении. Но очень долго не означает всегда! Потому что долговременная память — это фильтр, последний, третий вашей памяти.
Все сведения сохранившиеся в долговременной памяти, уже не потеряются. Но тем не менее можно забыть и то, что хранится в долговременной памяти, если время от времени не использовать эту информацию. Однако она не забывается, а перемещается в подсознание. Этот фильтр необходим для того, чтобы слишком большое количество данных не хранилось длительный период в активном сознании человека. Как помириться с другом?
Итак, что же мы можем сделать, чтобы запомнить ту или иную информацию надолго, и пользоваться ей всю жизнь? Развивать долговременную память можно с помощью различных упражнений. Их мы приводим в статье Секреты хорошей памяти
Правила о том «Как лучше запоминать?»
«Повторение — мать учения»Часто повторяемая информация не забывается практически никогда. До тех пор пока вы будете периодически ее повторять.
Весь секрет, который позволит вам лучше запоминать, заключается в простом повторении. И это касается не только важных значимых данных, но и банальных анекдотов. Вы наверное замечали, что определенные анекдоты вы хорошо помните, и воспроизводите их с легкостью в определенное время, а другие забываете тут же.
Чтобы лучше запоминать информацию, сочетайте ее с вашими эмоциями. Ведь эмоциональная сфера человека тесно связана с его волей. В данном случае запоминаются надолго даже довольно несущественные и не значимые события, фразы или данные.
Это обусловлено считыванием информации с мозга — ассоциативным или связанным с эмоциями (например, в хороших случаях — с ощущение счастья, в плохих — с шоком)
Про эмоциональный интеллект
«Создайте установку, чтобы лучше запоминать»Вспомните ситуацию, когда вы учили стихотворение в школе. Что при запоминании вы представляли? Скорее всего, что вы завтра расскажете это стихотворение на уроке и получите за это достойную отметку. Тогда, вы замечали, что через неделю или меньше, вы вспоминали лишь некоторые строки этого стихотворения. А сейчас вы вообще его не вспомните, так ведь?
Весь секрет который помогает лучше запоминать состоит в вашей установке, в вашем представлении о том, что вы будете делать с данной информацией, зачем она вам.
Если бы вы при заучивании представляли себе, например, как читаете это стихотворение своей внучке в глубокой старости и регулярно повторяли бы его в течении всей жизни, то успех не заставил бы вас ждать. Психологическая установка на успех
То, что вас не заинтересовало, то вы скорее всего не запомните. И даже не сконцентрируетесь на том, что вам не интересно или не имеет для вас мотивационной подоплеки. Это важно знать, если вы хотите научиться лучше запоминать.
Сделаем выводы: Как же лучше запоминать информацию?
При регулярном повторении определенной информации, создании установки на длительное запоминание и при задействовании своей эмоционально — волевой сферы, и при концентрации внимания вы запомните любую информацию практически навсегда.
И еще, память как мышечная система человека: если ее не тренировать, то она ослабеет и вам все труднее и труднее будет что — либо запомнить.
ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Как бороться с ревностью?
Как говорить более убедительно?
«Если учить что-то перед сном, это работающий лайфхак абсолютно в любом возрасте». Как устроена наша память?
Почему одни вещи мы запоминаем сразу и на всю жизнь, а другие забываются моментально? Нужны ли нам воспоминания из детства и какую роль в процессе запоминания играет мятная жвачка? Об этом рассказывает психофизиолог Полина Кривых
Запоминание перед сном и различные мнемотехники: как правильно «прокачать» свою память и правда ли, что у нее есть гендерные различия? Стоит ли учиться запоминать абсолютно все и почему мы «помним» то, что на самом деле не происходило? Об этом и многом другом BFM. ru поговорил с психофизиологом, куратором Школы лекторов фонда «Эволюция», автором книги «Где мои очки и другие истории о нашей памяти» Полиной Кривых в подкасте «Как это устроено». С ней беседовали Екатерина Кухаренко и Надежда Донских.
Надя: Давайте начнем с развенчания основных мифов, стереотипов, связанных с нашей памятью. Например, выражение «девичья память» — кто-то решил, что у женщин память работает хуже, чем у мужчин. Но у меня есть сомнения, потому что есть примеры из моего личного окружения, когда мужчины, наоборот, хуже усваивают информацию, это касается семейных, бытовых вопросов. Может быть, это связано с работой нашего мозга? Вообще, хочется думать, что все это гендерные стереотипы и разницы между мужской и женской памятью нет никакой.
Полина: Начнем с хороших новостей. Научного термина «девичья память» не существует. По поводу устройства мозга — действительно, мозг мужчины и женщины немного отличается. Банально по размеру, хотя это совершенно не играет никакой роли, но все-таки. И по поводу мультизадачности — если мы вспомним, что мозг состоит из двух полушарий, у женщин лучше устроены связи между полушариями. А у мужчин лучше устроены связи между передним и задним отделами мозга. Отсюда растет этот прекрасный миф, что женщины более мультизадачны, а мужчины менее. Это не так. Условно, может быть мультизадачным мужчина и не очень мультизадачной — женщина. Это скорее приобретенный опыт, хотя бывают забавные следствия из этих анатомических особенностей. Мы любим шутить, что именно из-за этих особенностей женщины умеют лучше выражать свои эмоции, потому что за эмоции отвечает правое полушарие, а центр речи находится у большинства людей в левом полушарии. У женщин связи лучше, они могут словами объяснить, что они чувствуют, а у мужчин лучше связи между передними и задними отделами, и сформулировать, что же они там думают и чувствуют, бывает сложновато.
Я не видела ни одной статьи, ни одного исследования, которое бы как-то сосредоточилось на гендерных особенностях и вообще показало, что память может быть разной и зависит от пола. Скорее всего, это какая-то спекуляция. Все модели памяти не делятся на мужские и женские, они общие.
Катя: Ну а если не мужчин и женщин брать, а, допустим, детей. Мы в школе учили кучу стихов и все запоминали.
Надя: И стихи ведь не просто так заставляют учить. Прочитаешь стишок перед сном, утром просыпаешься — и рассказываешь. Если сейчас я так сделаю, мне, наверное, больше времени потребуется, чтобы потом все это воспроизвести.
Полина: Если учить что-то перед сном, это работающий лайфхак абсолютно в любом возрасте. Потому что есть такой процесс — консолидация, перенос информации из кратковременной в долговременную память. Во время сна процесс консолидации усиливается. Поэтому выучить что-то во время сна, как в фильме «Большая перемена», невозможно, к сожалению. Но если выучить что-то перед сном, то есть реальный шанс утром проснуться и воспроизвести довольно большой процент информации.
По поводу детей — здесь любопытная история. У нас всех в детстве есть так называемый сенситивный период, когда мы очень чувствительны ко всей информации в окружающем мире. Нам же надо понять, как он устроен. Именно поэтому есть огромное количество детей-вундеркиндов, которых таскают по разным телепрограммам. Эти дети довольно маленькие, и они могут запомнить огромное количество информации, но еще не умеют ранжировать, что важно, а что нет. К сожалению, если эту информацию, которую они выучили в детстве, не повторять и не использовать, они или ее забудут, или с точки зрения других моделей просто перестанут доставать из своей долговременной памяти, то есть потеряют дорожку к этой информации.
Надя: Я совершенно не помню книг, которые читала десять лет назад в университете. Я помню названия, помню авторов и чуть-чуть примерно, о чем это, может, каких-то героев. Но я знаю людей, которые прекрасно помнят то, что читали 20 лет назад. Как это работает?
Полина: Сейчас есть отдельные исследования, которые предполагают, что память генетически запрограммирована. Если происходит точечная мутация в одном гене, то у некоторых людей память работает на 24% лучше. Человек с мутацией запоминает примерно на 24% больше, чем среднестатистический. Здесь еще нужно разобраться, как вообще устроен процесс запоминания. Потому что мы часто воспринимаем память и запоминание как один целый кусок. На самом деле там процессы разнесены. Есть один кусок информации, который мы сначала сохраняем, куда-то записываем, и потом есть отдельный процесс извлечения — как это воспоминание достать. И очень часто, когда мы жалуемся на условно плохую память, это проблемы не на этапе записывания, не на этапе сохранения, а на этапе извлечения.
Мне очень нравится такая метафора: вся долговременная память — это огромная библиотека. Каждая книжка в этой библиотеке — это отдельное воспоминание. Если вы сохранили, запомнили что-то новое, в вашей библиотеке появилась новая книжка. Но библиотека долговременной памяти — без каталога. Поэтому если вы какие-то книжки часто используете, вы точно знаете, где они стоят. Если же какие-то книжки, те же самые детские стихотворения или фильмы, которые смотрели много лет назад, они где-то там стоят, но мы не знаем где, поэтому не можем их достать.
Катя: Но это возможно?
Полина: Теоретически да, вопрос в том, что нет волшебной суперметодики, чтобы все вспомнить, но теоретически да, эти воспоминания где-то хранятся. Вообще, повторение, как бы банально это ни звучало, — самый эффективный способ запоминать. Меня на первом курсе, когда мы только начали это все изучать, шокировала кривая Эббингауза — кривая забывания. Она показывает, что если мы выучили какую-то информацию, проходит 20 минут, и мы теряем 60% от нее. Безусловно, еще важны некоторые механизмы внимания. Фильм или книжка проходит мимо, если вы никак не задумываетесь о том, что там происходит. Вспомним любой бульварный роман, который мы так любим брать с собой куда-нибудь на пляж. Прочел, отложил, забыл.
Надя: У меня это по-другому работает, потому что, как ни странно, всякую ерунду я запоминаю гораздо лучше. То есть я смотрю какой-нибудь сериал, например, и я прекрасно запоминаю эти сюжеты, из детства какие-то девчачьи романы — я тоже их хорошо помню.
Полина: Так это же как раз механизмы внимания и дополнительной эмоциональной вовлеченности. Это может быть сколько угодно ерундовая штука, но при этом если было прямо так интересно, если был легкий элемент детского фанатизма, то все, конечно, это может остаться с нами навсегда.
Катя: Я часто концентрируюсь на каких-то совершенно ненужных мне вещах и при этом не могу вспомнить никакой номер мобильного телефона, кроме своего.
Полина: Может, просто потому, что мобильные телефоны можно уже не запоминать? Мы идем по пути экономии энергии и ресурсов.
Катя: Я просто перестраховываюсь на случай, если что-то случится с моим мобильником. У меня очень плохая память на цифры и имена.
Полина: Есть, кстати, мнемотехника, применимая к цифрам, с разными вариациями. Например, берутся все десять цифр, и на каждую из них придумывают визуальный или рифмованный образ. Например, ноль — король, один — апельсин, и если нужно запомнить какие-то цифры, то цифра 10 — это будет уже история про апельсин и короля.
А с именами банальный лайфхак: постараться в первые пять-семь минут разговора несколько раз обратиться к человеку по имени. Потому что чаще всего мы забываем имена, когда нас представляют друг другу, — это такой практически проходной момент из серии: «Это Вася, это Петя. Все, пожмите руки, начинайте разговаривать». И получается, что мы не уделяем имени достаточно внимания.
Катя: Но мы все равно можем говорить о том, что мозг так или иначе фильтрует информацию, решает, что оставлять в долгосрочной памяти, а от чего избавляться?
Полина: Есть отдельный большой спор по поводу тезиса «мозг фильтрует, мозг делает», то есть в популяризации есть такой тренд отделять мозг от человека. И мозг у нас, выходит, постоянно что-то думает, делает, соображает, а человек, получается, где-то мимо проходил. В принципе метафора довольно любопытная, но давайте как-то мыслить целиком, условно «мозг плюс человек». Функция фильтрации — это и есть внимание. Когда к нам приходит изначально какая-то информация, внимание в связке с памятью определяет, что какая-то информация попадает в кратковременную или рабочую память. Дальше после этого запускается процесс консолидации, и из кратковременной какая-то информация переносится в долговременную память. Безусловно, это не вся информация, которая поступает через разные органы чувств.
Катя: Если говорить про стресс и негативные эмоции, действительно ли мозг реагирует так, что эти моменты мы максимально ярко запоминаем и потом очень сложно от этих воспоминаний избавиться?
Полина: Мы не знаем точно, какие участки мозга активируются при негативно и позитивно окрашенных воспоминаниях. Чисто эмпирически — да, есть предположение, что негативно окрашенные воспоминания, к сожалению, отпечатываются и запоминаются ярче и сильнее, чем положительно окрашенные. Хотелось бы, чтобы было наоборот, но тут очевидный эволюционный момент: лучше запомнить, где была опасность, где было страшно, неприятно, чтобы потом в это место не ходить.
Надя: Но негативные истории довольно часто из памяти стираются. Допустим, не складываются отношения, но время проходит, и плохое забывается, а в памяти почему-то остаются хорошие моменты.
Полина: Память — довольно интересная штука, поэтому ее изучали в разных школах психологии. Я больше работаю в когнитивной психологии и чаще говорю про память с нейробиологической, когнитивной точки зрения. Феномен, когда мы забываем негативные воспоминания, как, например, кейс с бывшим молодым человеком, это то, что дедушка Фрейд называл вытеснением. Оговорюсь: сейчас я пересказываю Фрейда и могу соглашаться или не соглашаться с данным тезисом. Так вот это не когнитивная психология, это феномен, когда мы из сознательного выкидываем эти воспоминания в бессознательное, чтобы они не были активными и не мешали нам воспринимать себя как целостную личность.
Катя: То есть это может касаться и негативных моментов, связанных с работой?
Полина: Вообще любые негативные моменты, особенно относящиеся к какой-то личной или социальной жизни, довольно легко вытесняются, чтобы глаза не мозолили. Все психологи личности, которые до сих пор не очень определились, что же такое личность — там около 100 определений есть, — сходятся в одном: память позволяет нам ощущать себя как раз целостными личностями. Мы помним, что было раньше, и можем как-то это использовать для конструирования своего образа.
Катя: А если эти негативные воспоминания доходят уже до некого посттравматического расстройства? Человек не может не думать о том опыте, который он пережил.
Полина: Здесь надо разбираться, потому что есть отдельно тревожные мысли — как один симптом. То есть это действительно ситуации, когда есть навязчивое воспоминание, какой-то флешбэк, который приходит и приходит снова. Но это лишь один симптом. То есть не обязательно у человека сразу есть целый диагноз — посттравматическое стрессовое расстройство. Может быть, просто набор тревожных мыслей. Такое действительно бывает. С этим довольно хорошо работают психотерапевты, особенно когнитивно-бихевиоральные, которые помогают человеку придумать какую-то технику. Одна из самых распространенных — «если, то». То есть если в голове всплывает какая-то навязчивая тревожная мысль, нужно заранее придумать, на какую мысль ты переключаешься, на что-то положительное. И так постепенно приучаешься вместо плохого думать о хорошем.
Катя: Удалить эти воспоминания нельзя?
Полина: К сожалению, нет. Некоторые коллеги, особенно из МЧС, мечтают о такой волшебной таблетке. Ты приезжаешь куда-то на место ЧП и выдаешь сразу всем пострадавшим волшебную таблетку, чтобы стереть у них воспоминания о любом происшествии… Пока мы не до конца понимаем, как воспоминания формируются на физиологическом, на клеточном уровне, поэтому есть довольно большой риск, что если мы попытаемся это заблокировать, можем случайно стереть последние несколько лет или какие-то другие важные воспоминания. Пока на людях никто не рискует такого делать.
Надя: То есть теоретически это возможно?
Полина: Это даже не теоретически иногда делают. Например, есть история про цыплят, которым дают полизать горькую бусинку. Цыплята запоминают: бусина невкусная, не будем ее трогать. Потом им вводят специальный белок, который блокирует воспоминания, и спустя несколько часов эти же цыплята радостно пробуют эту бусину, как будто они видят ее первый раз в жизни. Но это цыплята, мы их не можем спросить, вдруг они забыли не только факт, что бусина была горькая, а вообще все остальное.
Надя: А гипноз тут работает?
Полина: К гипнозу отношусь очень скептично, потому что есть такой феномен — имплантация воспоминаний. Можно в принципе довольно легко заставить человека поверить в то, что с ним происходило то, чего на самом деле не было, как в фильме «Начало». И мне кажется, чаще всего, когда люди под гипнозом что-то вспоминают, не важно что, они, по сути, придумывают себе какие-то новые воспоминания, а потом радостно верят: «О, это настоящее, я сейчас вспомнил». То есть гипноз — это просто такой спусковой крючок, чтобы что-то придумать и потом в это поверить. Да и без гипноза — мы когда посты в Facebook пишем, мы же немножко приукрашиваем, чтобы больше лайков и комментариев собрать. Все, через какое-то время мы забываем, что мы что-то приукрасили и, по сути, имплантировали себе какую-то деталь.
Катя: Если ты начинаешь сам верить в свою историю, с какой вероятностью с таким же азартом и вовлеченностью люди начинают воспринимать то, что ты говоришь?
Надя: Кстати, может, так называемые патологические вруны не виноваты, а сами верят в то, что эти истории с ними происходили?
Полина: Безусловно, если они многократно рассказывают эту историю, они в какой-то момент начинают в это верить. Вопрос в том, что там есть другие личностные предпосылки, которые изначально запустили весь цикл вранья.
Катя: Про библиотеку с книжками мы поговорили. Есть много крутых аналогий вроде чертога разума — это действительно полезные вещи для запоминания и хранения информации?
Полина: Концепция «чертоги разума» вполне себе используется разными мнемотехниками. Например, одна из мнемотехник — это расставление каких-то образов, предметов, которые нужно запомнить, в каком-то пространстве, на улице или по собственной квартире. Довольно забавный момент: люди, которые участвуют в чемпионатах по запоминанию, за несколько недель до чемпионата начинают активно ходить в гости ко всем своим друзьям, потому что им нужно много новых квартир, в которых они будут мысленно расставлять предметы.
Катя: А что они запоминают?
Полина: Мое любимое — это запоминание колоды карт на время. Тебе пролистывают карты из колоды одну за другой, и тебе нужно запомнить их в правильном порядке.
Катя: Есть ли принципиальная разница между зрительной памятью и слуховой?
Полина: Небольшая. Их называют иконическая и эхоическая. Разница во времени хранения. Как только мы получаем информацию, усваиваем ее зрительно, у нас есть примерно 300 миллисекунд, пока мы ее удерживаем и решаем, передаем мы ее в кратковременную память или нет. Если же мы говорим об информации, которую мы получили на слух, то у нас есть почти две секунды, чтобы ее проанализировать, осознать и тоже пустить или не пустить в кратковременную память.
Наверное, поэтому подкасты скоро будут популярнее, чем видео на YouTube. Многие смотрят видео на YouTube, просто включив звук и не глядя на экран. Когда мы что-то слышим, у нас больше времени, чтобы проанализировать информацию. А термина «мышечная память» вообще не существует. Есть понятие «процедурная память» — запоминание последовательности действий. Если один раз научился кататься на велосипеде, всегда будешь помнить, как это делать. Вопрос в том, что этот навык может угасать, то есть если сесть на велосипед спустя 10-20 лет, понадобится время, чтобы вспомнить, куда какую ногу ставить, за что держаться, как удерживать равновесие. Но в целом этот навык довольно быстро возвращается.
Катя: Я для себя придумала такой лайфхак: прописываю себе во всех социальных сетях, в чатах, сохраненках тезисами то, что мне нужно не забыть. И когда я открываю телефон, закладки, социальные сети, везде плашкой сверху у меня висит эта напоминалка. Либо стикеры себе расклеиваю с записками.
Надя: Стикерами ни разу не пользовалась, почему-то меня раздражает.
Полина: А как же это приятное ощущение, когда ты срываешь и комкаешь стикер со сделанным делом?
Надя: Не знаю, ни разу в жизни так не делала.
Полина: Вот надо попробовать, там такое довольно мощное ощущение вознаграждения, из серии «Я молодец».
Катя: Можно ли натренировать себе суперпамять?
Полина: Гипотетически да, как раз эти ребята, участники чемпионатов по запоминанию, считают, что если натренироваться, использовать мнемотехнику постоянно, то в принципе нет никаких препятствий, ограничений, чтобы с помощью мнемотехник запоминать вообще все происходящее. По сути, это идеальная память.
Катя: Но нужно ли это?
Полина: Скорее нет. Если мы запоминаем все, то нам потом сложнее из этого потока информации выбрать то, что нам действительно нужно. Вы помните десять историй, приходится думать, какую из них рассказать сегодня друзьям. Что делать с остальными девятью, зачем их хранить?
Катя: Сложно ли представить себе комнату и наполнить ее воспоминаниями?
Полина: Да, сначала сложно, но по мере тренировок становится все легче и легче. Каждый раз пытаться запомнить список покупок в магазине, расставляя его по собственной «квартире». При этом важно не забывать мысленно «убирать» квартиру перед каждым новым запоминанием, нового списка покупок, иначе они перемешаются между собой. Постепенно это станет привычным действием. На эту тему есть очень хорошая книга Джошуа Фоера «Эйнштейн гуляет по Луне». Там как раз прекрасная история, как журналист Джошуа Фоер поехал писать заметку об американском чемпионате по запоминанию и так увлекся темой, что целый год тренировался и следующий чемпионат выиграл. К вопросу о мотивации. Если очень хотеть и потратить на это целый год, то в принципе можно добиться каких-то заметных результатов.
Мнемотехник очень много. Подходит ли она тебе, можно понять довольно быстро: если описание кажется логичным, то просто берешь и используешь. А если оно кажется странным и непонятным, значит, это не ваша мнемотехника, бросайте ее и гуглите следующую.
Выплевывайте мятную жвачку. Когда мы жуем жвачку, мы становимся чуть более сосредоточенными, лучше запоминаем информацию, но только пока жвачка вкус сохраняет. Если она теряет вкус, надо ее выплевывать, иначе показатели по всем когнитивным тестам резко падают.
Надя: Можно еще какой-нибудь маленький лайфхак, который потрясет всех?
Полина: Делать зарядку по утрам. Если делать зарядку, это усиливает нейрогенез, то есть образование новых нейронов в гиппокампе, который отвечает не только за запоминание информации, но еще и за создание нервных клеток. Да-да, они восстанавливаются.
Надя: В «Черном зеркале» есть классная серия, связанная с памятью. Там рассказывается про чипы, встроенные в тело человека, на которые записана вся информация, как на пленку. Это фантастика, но там показаны реальные последствия того, что может с тобой случиться: у людей рушатся личные отношения, семьи. Мы можем увидеть нечто подобное в ближайшем будущем?
Полина: Лучшая инвазивная технология, которая у нас сейчас есть, и то не до конца понятно, что там конкретно происходит, — это Neuralink, которую предложил Илон Маск, это прогремело на весь интернет. Но Neuralink — это вариация так называемого BMI, Brain Machine Interface. То есть интерфейс, который связывает мозг и компьютер. Его предполагается использовать для парализованных людей, чтобы посылать аналог нервных сигналов в парализованные мышцы, — тогда человек снова обретет возможность двигаться. То есть это не про воспоминания. С учетом того, что мы не знаем, где конкретно разные воспоминания хранятся в коре головного мозга, мы не знаем, что активировать, куда нажимать. Хотя были довольно интересные эксперименты Уайлдера Пенфилда, когда он активировал отдельные участки мозга и люди вспоминали события из раннего детства. Но, во-первых, этот эксперимент сложно повторить, потому что его проводили во время операций на открытом мозге. Их проводится не так много, и мало кто из пациентов соглашается на такие эксперименты. Плюс надо разбираться, можно ли как-то проверить, действительно ли эти пациенты вспоминали настоящие воспоминания или это опять был завуалированный процесс имплантации.
Мы помним то, что пересказываем. Мы лучше запоминаем те истории, которые нам самим нравятся. Мы их рассказываем друзьям, знакомым, в small talk, когда пытаемся быстро завоевать доверие. А те истории, которые мы не пересказываем, вполне могут пересказывать наши друзья.
Сложно загадывать, может быть, сейчас будет какой-нибудь прорывной скачок технологий, и все станет как в «Черном зеркале», хотя, конечно, не хотелось бы. Наша память — это не фотопленка ни в коем случае, не видеокассета. Каждый раз, когда мы достаем воспоминание, мы его немного модифицируем. То есть мы любые старые воспоминания воспроизводим через призму себя настоящего. Поэтому это всегда фотография с некоторыми изменениями. Каждый раз в старые воспоминания вкладываем какой-то свой новый опыт.
Катя: А детские воспоминания нам нужны?
Полина: Любые воспоминания вносят вклад в наш образ себя, в нашу личность. Если они есть и довольно четкие и яркие, значит, мы себя помним в детстве, и это как-то влияет на наше самовосприятие. Если их нет, то это тоже влияет на самовосприятие, просто немного по-другому. Здесь нет вопроса, хорошо это или плохо, нужно или не нужно, просто это индивидуальная особенность.
Катя: Я слышала, что азиаты помнят себя в детстве лучше, чем европейцы. Якобы сознательный возраст наступает раньше.
Полина: В среднем европейские дети — мы к ним тоже относимся — помнят себя примерно с четырех-пяти лет, а азиатские дети — с трех-четырех. Разница не столь велика, и надо продолжить ее изучать, может, это погрешность в особенностях тестирования. Это всегда главный вопрос любых кросс-культурных исследований: насколько хорошо вы адаптировали методику. Можно говорить, что этот феномен обнаружен, но насколько он повсеместен, пока говорить сложно.
Надя: Сейчас в связи с переизбытком информации многие испытывают легкий стресс, потому что хочется все прочитать, все узнать и запомнить, но это невозможно сделать. Мозг, такое ощущение, просто разрывается от объема данных, потому что все в себя не вмещает.
Полина: Теоретически мозг может вместить в себя все, что вы хотите в него вместить. Ограничений нет. Можно сохранить в долговременную память сколько угодно огромный объем информации. Вопрос в том, как ее сохранять. Когда мы листаем социальную сеть, на нас обрушивается какой-то поток информации из ленты. Отсюда и появляется легкое ощущение стресса — «ой, сколько всего происходит», и непонятно, надо это запоминать или не надо. А когда мы учим иностранные языки, у нас есть четкая цель, мы берем и запоминаем.
Катя: Периодически я прокручиваю ленту соцсетей, практически не фиксируя взгляд и внимание на тех постах, которые проносятся мимо, но каким-то образом выхватываю нужные вещи, которые потом оказываются полезными в работе, например.
Полина: Это концепция несохранения источника. Очень часто мы экономим ресурсы, запоминаем какую-то информацию, не запоминая, откуда мы ее узнали. Всплывает какой-то факт, который может помочь в работе, а потом, спустя какое-то время, понимаешь: «О, об этом я на самом деле прочитал в посте друга». Информация запомнилась, источник стерся. Это просто экономия ресурса.
Кодирование и хранение – Психология – 1-е канадское издание
- Промаркируйте и повторите принципы кодирования, хранения и поиска.
- Опишите, как контекст, в котором мы узнаём информацию, может повлиять на нашу память об этой информации.
Кодирование и хранение: как наше восприятие становится памятью
Чтобы быть доступной в долговременной памяти, информация, которую мы хотим запомнить, должна быть закодирована, сохранена и затем извлечена. В этом разделе мы рассмотрим типы обработки информации, которую мы хотим запомнить.
Кодирование — это процесс, посредством которого мы помещаем в память то, что переживаем. Если информация не закодирована, ее невозможно запомнить. Я уверен, что вы были на вечеринке, где вас кому-то представили, а затем — может быть, всего через несколько секунд — вы поняли, что не помните имени человека. Конечно, неудивительно, что вы не можете вспомнить имя, потому что вы, вероятно, отвлеклись и никогда не кодировали имя с самого начала.
Не все, что мы переживаем, может или должно быть закодировано. Мы склонны кодировать то, что нам нужно запомнить, и не утруждаем себя кодированием того, что не имеет значения. Если вы попытаетесь закодировать все, ваши мысли быстро станут беспорядочными и подавляющими. Представьте, что вы выходите из дома и идете по улице, кодируя количество деревьев, которые вы видите, номерной знак каждой машины, цвет волос всех пешеходов и так далее.
Однако иногда мы не кодируем информацию в долговременную память, когда должны или когда нам это нужно. Понимание того, что следует кодировать, а что нет, иногда является сложной задачей, особенно для студентов. Они могут чувствовать себя ошеломленными огромным объемом информации, представленной в учебнике или лекции, и быть не в состоянии определить, что имеет решающее значение для кодирования.
Один из способов улучшить нашу память — использовать лучшие стратегии кодирования. Некоторые способы обучения более эффективны, чем другие. Исследования показали, что мы лучше запоминаем информацию, если осмысленно кодируем ее. Когда мы занимаемся уточняющее кодирование , мы обрабатываем новую информацию таким образом, чтобы сделать ее более актуальной или значимой (Craik & Lockhart, 1972; Harris & Qualls, 2000). У каждого человека есть свой уникальный способ обработки информации; важно попытаться создать уникальные и значимые ассоциации между материалами.
Детальное кодирование содержимого этой главы, например, будет состоять в том, чтобы найти личные примеры понятий — эти понятия, выделенные жирным шрифтом, были бы хорошим началом. Вы можете нарисовать картинку в своих заметках, чтобы описать, что происходит. Вы можете объяснить одну из концепций другу или родственнику. Вы можете создать ментальную карту ключевых моментов, причем карта будет увеличиваться по мере добавления новых концепций. Вы можете использовать мнемонику вроде ROYGBIV, которая представляет собой анаграмму, содержащую букву первого слова всех цветов в зрительном спектре, или OCEAN, которая является еще одной анаграммой первых букв, но на этот раз для пяти личностных факторов в «Большой пятерке». модель. Дополнительные примеры см. в статье Лу Уитакера «Каковы некоторые стратегии тщательного повторения, которые перенесут обучение в долговременную память?» (н.д.). Студенты часто полагаются на чтение или выделение текста в учебнике, чтобы закодировать материал в долговременную память; однако это относительно плохая стратегия, потому что она пассивна, и может «почувствоваться», что вы чего-то достигли, когда на самом деле материал не был осмысленно закодирован. Кроме того, учащимся часто не удается «переучиться», прекращая обучение, как только они могут вспомнить что-то один раз, вместо того, чтобы продолжать репетировать и кодировать материал (Driskell, Willis, & Copper, 19).92). Конечно, использование этих изощренных стратегий кодирования требует хорошего управления временем.
Обработка и память
В важном исследовании, показывающем эффективность подробного кодирования, Тимоти Роджерс, Николас Койпер и Уильям Киркер (1977) изучали, как люди вспоминают информацию, которую они узнали в различных условиях обработки. Всем участникам был представлен один и тот же список из 40 прилагательных для изучения, но с помощью случайного распределения участники получили один из четырех различных наборов инструкций о том, как обрабатывать прилагательные:
- В структурном задании участники оценивали, написано ли прилагательное прописными или строчными буквами.
- В условиях фонематического задания участников спрашивали, рифмуется ли прилагательное со словом, которое они предоставили.
- В условиях семантической задачи участников спрашивали, является ли прилагательное синонимом другого слова.
- В условии задания на самореференцию участники указали, соответствует ли прилагательное им самим.
После выполнения указанного задания каждому участнику было предложено вспомнить как можно больше прилагательных.
Роджерс, Койпер и Киркер (1977) предположили, что разные типы обработки по-разному влияют на память. Учащиеся, участвовавшие в задании на самореференцию, вспомнили значительно больше прилагательных, чем учащиеся в любом другом состоянии (см. рис. 10.8). Это открытие, известное как эффект самореференции , является убедительным доказательством того, что я-концепция помогает нам систематизировать и запоминать информацию. В следующий раз, когда вы будете готовиться к экзамену, вы можете попытаться связать материал со своим собственным опытом. Эффект самореференции предполагает, что это поможет вам лучше запомнить информацию (Symons & Johnson, 19). 97).
Рисунок 10.8. Участники вспоминали одни и те же слова значительно лучше, когда они обрабатывались по отношению к себе, чем когда они обрабатывались другими способами (Rogers, Kuiper, & Kirker, 1977). [Длинное описание]
Вклад Германа Эббингауза
Герман Эббингауз (1850–1909) был пионером в изучении памяти. В этом разделе мы рассмотрим одно из его самых важных открытий: эффект интервала. Эффект интервала относится к тому факту, что обучение лучше, если оно распределено по периодам времени, чем если оно происходит ближе друг к другу или в одно и то же время. Это означает, что вы узнаете больше, если будете заниматься постоянно в течение семестра — лучше всего понемногу каждый день, — чем если будете ждать зубрежки в последнюю минуту перед экзаменом (см. рис. 10.9). Еще одна хорошая стратегия — учиться и ждать как можно дольше, прежде чем вы забудете материал. Затем просмотрите информацию и снова подождите столько, сколько сможете, прежде чем забыть ее. Вероятно, это будет более длительный период времени, чем в первый раз. Повторяйте и повторяйте снова. Эффект интервала обычно рассматривается с точки зрения разницы между распределенной практикой (т. е. практикой, растянутой во времени) и массовой практикой (т. е. практикой, состоящей из одного блока), причем первый подход обеспечивает лучшую память.
Рисунок 10.9. Эффект интервала относится к тому факту, что память лучше, когда она распределяется, а не накапливается. Лесли, Ли Энн и Нора занимались в общей сложности четыре часа, но студенты, которые распределили свое обучение на более мелкие учебные занятия, лучше сдали экзамен.
Поиск
Даже когда информация надлежащим образом закодирована и сохранена, она не приносит нам никакой пользы, если мы не можем ее извлечь. Извлечение относится к процессу повторной активации информации, которая была сохранена в памяти. Вы можете получить представление о сложности поиска, просто прочитав кому-нибудь каждое из слов, но не категорий в таблице ниже. Скажите человеку, что после того, как вы прочтете все слова, вы попросите его вспомнить слова.
После того, как вы прочитаете список своему другу, дайте ему достаточно времени, чтобы записать все слова, которые он сможет вспомнить. Убедитесь, что они не могут вспомнить больше. Затем для слов, которых не было в списке, подскажите своему другу названия некоторых категорий: «Вы помните какие-нибудь слова, которые были мебелью? Ты помнишь какие-нибудь слова, которые были инструментами? Вы можете обнаружить, что названия категорий, которые служат подсказками для поиска, помогут вашему другу вспомнить информацию, которую он не смог бы найти иначе.
Попробуйте этот тест на способность получать информацию с другом, используя приведенные выше инструкции и приведенную ниже таблицу.
Ворд | Категория |
яблоко | (Фрукты) |
Комод | (Мебель) |
Шлифовальный станок | (Инструмент) |
Гранат | (Фрукты) |
Подсолнечник | (Цветок) |
Мандарин | (Фрукты) |
Стул | (Мебель) |
Пион | (Цветок) |
Банан | (Фрукты) |
Диван | (Мебель) |
Скамья | (Мебель) |
Клубника | (Фрукты) |
Тумба под телевизор | (Мебель) |
Магнолия | (Цветок) |
Роза | (Цветок) |
Гаечный ключ | (Инструмент) |
Отвертка | (Инструмент) |
Георгин | (Цветок) |
Сверлильный станок | (Инструмент) |
Молоток | (Инструмент) |
Мы все сталкивались с неудачами при поиске в виде разочаровывающих явление на кончике языка , при котором мы уверены, что знаем что-то, что пытаемся вспомнить, но не можем придумать. Забытые слова особенно подвержены феномену кончика языка. Мы можем думать о словах, которые похожи по звучанию, имеют одинаковое количество слогов или означают одно и то же, но мы не можем вспомнить само слово. Опыт на кончике языка — очень хороший пример неспособности извлечь информацию, которая на самом деле хранится в памяти. В конце концов, потерянное слово всплывет, хотя это может занять некоторое время.
Мы с большей вероятностью сможем извлекать элементы из памяти, если условия извлечения аналогичны условиям, при которых мы их закодировали. Контекстно-зависимое обучение относится к усилению припоминания, когда внешняя ситуация, в которой информация усваивается, соответствует ситуации, в которой она запоминается. Дункан Годден и Алан Баддели (1975) провели исследование, чтобы проверить эту идею с помощью аквалангистов. Они попросили дайверов выучить список слов либо на суше, либо под водой. Затем они проверяли дайверов на их память либо в той же, либо в противоположной ситуации. Память дайверов была лучше, когда их тестировали в том же контексте, в котором они выучили слова, чем когда их тестировали в другом контексте (см. рис. 10.10).
Рисунок 10.10. Исследователи проверяли способность аквалангистов запоминать и извлекать информацию в различных контекстах и обнаружили убедительные доказательства контекстно-зависимого обучения (Godden & Baddeley, 1975). [Подробное описание]
Вы видите, что контекстно-зависимое обучение также может быть важно для улучшения вашей памяти. Например, вы можете попытаться подготовиться к экзамену в ситуации, похожей на ту, в которой вы собираетесь сдавать экзамен.
В то время как контекстно-зависимое обучение относится к совпадению внешней ситуации между обучением и запоминанием, обучение, зависящее от состояния , относится к лучшему извлечению воспоминаний, когда человек находится в том же физиологическом или психологическом состоянии, что и во время кодирования. Исследования показали, например, что животные, которые обучались прохождению лабиринта под действием одного препарата, как правило, лучше помнят свое обучение, когда их тестировали под влиянием того же препарата, чем когда их тестировали без него (Jackson, Koek, и Колпаерт, 19 лет92). Кроме того, исследования с участием людей показывают, что двуязычные лучше запоминают, когда тестируются на том же языке, на котором они изучали материал (Мариан и Каушанская, 2007). Состояния настроения также могут вызывать обучение, зависящее от состояния. Людям, которые усваивают информацию в плохом, а не в хорошем настроении, легче вспомнить эти воспоминания, когда их тестируют, когда они в плохом настроении, и наоборот. Легче вспомнить неприятные воспоминания, чем приятные, когда нам грустно, и легче вспомнить приятные воспоминания, чем неприятные, когда мы счастливы (Бауэр, 19 лет).81; Айх, 2008).
Различия в возможности извлечения информации также видны на кривой последовательного положения. Когда мы даем людям список слов по одному (например, на карточках), а затем просим их вспомнить их, результаты выглядят примерно так, как показано на рис. 10.11. Люди могут извлечь больше слов, представленных им в начале и в конце списка, чем слов, представленных в середине списка. Этот шаблон, известный как кривая последовательного положения , вызвано двумя феноменами поиска: эффект первичности относится к тенденции лучше запоминать стимулы, представленные в начале списка. Эффект недавности относится к тенденции лучше запоминать стимулы, которые представлены позже в списке.
Рисунок 10.11. Кривая последовательного положения является результатом как эффектов первичности, так и эффектов недавности.
Существует ряд объяснений эффектов первичности и новизны, но одно из них связано с влиянием повторения на кратковременную и долговременную память (Baddeley, Eysenck, & Anderson, 2009).). Поскольку мы можем сохранить последние слова, которые мы выучили в представленном списке, в кратковременной памяти, репетируя их до начала теста на память, они относительно легко запоминаются. Таким образом, эффект новизны можно объяснить с точки зрения репетиции поддержания в кратковременной памяти. Кроме того, эффект первичности также может быть связан с репетицией — когда мы слышим первое слово в списке, мы начинаем его репетировать, повышая вероятность того, что оно будет перемещено из кратковременной памяти в долговременную. То же самое верно и для других слов, которые находятся в начале списка, но для слов в середине списка эта репетиция становится намного сложнее, что снижает вероятность их перемещения в LTM.
Советы по сохранению в долговременной памяти
Будучи студентом, вы хорошо знакомы с трудностями запоминания в долгосрочной перспективе. Мы хотим запомнить имена наших одноклассников, название фильма, который мы посмотрели на прошлой неделе, и материал для нашего предстоящего теста по психологии. Как видно из таблицы ниже, психологические исследования позволили получить много информации о долговременной памяти, и это исследование может быть полезным, когда вы пытаетесь выучить и запомнить новый материал.
Техника | Описание | Полезный пример |
---|---|---|
Использовать уточняющее кодирование. | Материал лучше запоминается, если он обработан более полно. | Рисуйте схемы, проверяйте себя, объясняйте концепцию кому-то другому, используйте мнемонику, создавайте карты ума. |
Используйте эффект самореференции. | Материал запоминается лучше, если он связан с мыслями о себе. | Запишите или расскажите кому-нибудь личный пример, связанный с понятием, которое вы пытаетесь запомнить. |
Помните о кривой забывчивости. | Информация, которую мы узнали, быстро исчезает со временем. | Просмотрите материал, который вы уже изучили, непосредственно перед экзаменом, чтобы повысить вероятность того, что он останется в памяти. |
Используйте эффект интервала. | Информация усваивается лучше, когда она изучается более короткими периодами времени. | Учись понемногу каждый день; не зубри в последнюю минуту. |
Положитесь на чрезмерное обучение. | Мы можем продолжать учиться, даже если думаем, что знаем информацию в совершенстве. | Продолжайте учиться, даже если вам кажется, что вы уже это сделали. Перенесите свои заметки на карточки и просмотрите их много раз. |
Использовать контекстно-зависимый поиск. | Мы лучше запоминаем, когда это происходит в той же ситуации, в которой мы изучали материал. | По возможности обучайтесь в условиях, аналогичных условиям, в которых вы будете сдавать экзамен. |
Использовать поиск в зависимости от состояния. | Мы лучше запоминаем, когда находимся в том же психологическом состоянии, в котором мы были, когда изучали материал. | Много возможностей с этим, но не учитесь под воздействием наркотиков или алкоголя, если только вы не планируете использовать их в день экзамена, что не рекомендуется. |
- Информация, которая становится частью нашей долговременной памяти, должна быть закодирована, сохранена и затем извлечена.
- Герман Эббингауз внес важный вклад в изучение обучения, включая эффект интервала.
- Обучение, зависящее от контекста и состояния, а также эффекты первичности и недавности влияют на долговременную память.
- Исследование памяти дало полезные советы по ее улучшению.
Авторство изображений
Рисунок 10.8. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.
Рисунок 10.9. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.
Рисунок 10.10. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.
Рисунок 10.11. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.
Подробное описание
Рисунок 10.8. Результаты эффекта самореференции:
Экспериментальное состояние | ||||
Структурный | Фонематика | Семантика | Ссылка на себя | |
Память | 0,03 | 0,07 | 0,13 | 0,30 |
[Вернуться к рисунку 10. 8]
Рисунок 10.10. Контекстно-зависимое обучение:
Количество слов, вспоминаемых на суше | Количество слов, вспоминаемых в воде | |
Слова, выученные на суше | 13 | 8,6 |
Слова, выученные в воде | 8 | 10,4 |
[Вернуться к рисунку 10.10]
Ссылки
Баддели, А., Айзенк, М.В., и Андерсон, М.К. (2009). Память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press.
Бауэр, Г. Х. (1981). Настроение и память. Американский психолог, 36 , 129–148.
Крейк Ф.И. и Локхарт Р.С. (1972). Уровни обработки: основа для исследования памяти. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 11 (6), 671–684.
Дрискелл, Дж. Э., Уиллис, Р. П., и Коппер, К. (1992). Влияние переучивания на удержание. Журнал прикладной психологии, 77 (5), 615–622.
Эйх, Э. (2008). Настроение и память в 26 лет: пересмотр идеи о посредничестве настроения в памяти, зависящей от наркотиков и места. В М. А. Глюк, Дж. Р. Андерсон и С. М. Кослин (ред.), Память и разум: праздничный журнал для Гордона Х. Бауэра (стр. 247–260). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Годден, Д. Р., и Баддели, А. Д. (1975). Контекстно-зависимая память в двух природных средах: на суше и под водой. Британский журнал психологии, 66 (3), 325–331.
Харрис, Дж. Л., и Куоллс, К. Д. (2000). Связь уточняющей или поддерживающей репетиции с возрастом, пониманием прочитанного и производительностью вербальной рабочей памяти. Афазиология, 14 (5–6), 515–526.
Джексон А., Кук В. и Колпаерт Ф. (1992). Антагонисты NMDA делают обучение и припоминание зависимыми от состояния. Поведенческая фармакология, 3 (4), 415–421.
Мариан, В. и Каушанская, М. (2007). Языковой контекст направляет содержимое памяти. Psychonomic Bulletin and Review, 14 (5), 925–933.
Роджерс, Т.Б., Койпер, Н.А., и Киркер, В.С. (1977). Самореференция и кодирование личной информации. Журнал личности и социальной психологии, 35 (9), 677–688.
Саймонс, К.С. и Джонсон, Б.Т. (1997). Эффект самореференции в памяти: метаанализ. Психологический бюллетень, 121 (3), 371–394.
Уитакер, Л. (без даты). Какие стратегии репетиций помогут перенести полученные знания в долговременную память? МЕТЕОР Образование . Получено с https://meteoreducation.com/long-term-memory-2
Сигналы припоминания и их значение
Принято считать, что припоминание — это простой процесс. Информация хранится в рабочей памяти, переносится в долговременную память, а затем может быть извлечена по мере необходимости. Однако реальность извлечения памяти более сложна, чем этот простой, определенный путь. Тот факт, что воспоминание было полностью закодировано, не является гарантией того, что его можно извлечь и использовать по желанию. Есть много факторов, влияющих на процесс поиска, которые могут сделать нас более или менее вероятными для запоминания информации, когда она нам нужна.
Одним из процессов, который может повысить вероятность запоминания ранее усвоенных знаний, являются подсказки припоминания. Сигналы поиска — это любые стимулы или слова, которые помогают нам вспомнить сохраненные воспоминания (Goldstein, 2011). Этими сигналами могут быть практически любые стимулы, от знакомых звуков до образов и запахов. Эти сигналы могут быть удивительно мощными и могут помочь нам вспомнить события, о которых мы, возможно, не думали в течение многих лет, например, возвращение в дом, где прошло наше детство, и воспоминания о многих событиях, проведенных там. Чтобы продемонстрировать эффективность сигналов припоминания, исследование, проведенное Тулвингом и Перлстоуном в 1919 г.96 (Goldstein, 2011) сравнили свободное припоминание (где участника просто просят вспомнить набор слов) и припоминание по сигналу (когда им даются подсказки перед тем, как попросить вспомнить набор слов). Результаты показали свободное припоминание. группа могла запомнить только 40% слов, в то время как группа воспроизведения по сигналу запомнила 75% слов.
Наверное, неудивительно, что память можно улучшить умными напоминаниями. Однако условия, в которых воспоминание было закодировано, также могут оказать сильное влияние на то, когда это воспоминание будет вызвано. Когда воспоминание закодировано, оно с большей вероятностью будет вызвано в условиях, аналогичных тем, в которых оно было первоначально изучено. Это называется условиями согласования. Хотя, вероятно, существует множество других принципов, к которым можно применить явления, есть три, которые наиболее известны и изучены. Во-первых, это специфичность кодирования, которая применяется к внешней среде во время кодирования воспоминаний, например, к запахам, звукам, физическим характеристикам комнаты. Во-вторых, это обучение, зависящее от состояния, которое применяется к внутреннему состоянию или настроению человека в данный момент времени, например, к его настроению или состоянию сознания. Последней является обработка, соответствующая переносу, которая применяется к типу задачи, которая выполнялась во время кодирования, например, к применяемому типу рассуждений.