Инструменты активного слушания – Инструменты и приемы активного слушания

Содержание

Активное слушанье. | Шкатулка психолога

Активное слушанье- инструмент эффективного общения.

Здравствуйте! Про активное слушанье написано много статей, его успешно применяют бизнесмены, можно предположить, что изначально эта техника встречается у Цицерона в его курсе обучения ораторскому мастерству, созданному более двух тысяч лет назад.
В современном мире- это техника, которую практикуют в социально- психологических тренингах, психотерпии и психологическом консультировании, эта техника позволяет точнее понять психологическое состояние, мысли и чувства собеседника, применяя в беседе некоторые приемы активного слушания. (эмпатического слушания).
Ученые установили, что в процессе общения человек воспринимает от 25% до 50% вербальной информации. То есть в лучшем случае он усвоит не более половины информации, а с этой усвоенной половиной тоже не все просто.

Дело в том, что человеку свойственно трактовать информацию субъективно, вследствие чего смысл может существенно исказиться. Таким образом, общение людей очень похоже на детскую игру «испорченный телефон». Вы можете представить себе, какая стена разделяет общающихся друг с другом людей? Даже прекрасный оратор не знает какая часть его аргументов пробьется сквозь эту стену!

Разрушить ее возможно лишь одним способом- научиться слушать собеседника. И активное слушанье является главным условием эффективного общения. Почему?
— Для начала это дисциплинирует Вас и Ваше внимание, Вам придется внимательнее слушать и, потому, Вы больше услышите.
— Выслушав собеседника более внимательно, Вы лучше сможете понимать его интересы и нужды, что позволит Вам сделать предложение, которое будет отвечать запросам и нуждам оппонента.
— Если человек чувствует, что он услышан, интересен, он, в свою очередь также начинает к Вам прислушиваться.
— И последнее, все люди больше любят говорить, чем слушать, поэтому тот, кто умеет внимательно выслушать, пользуется симпатией у людей, их расположением. Поэтому

активное слушанье –это сильнейший инструмент влияния на людей.
В чем же суть активного слушания и какие навыки необходимо освоить для овладения этим инструментом?
Рассмотрим некоторые инструменты и приемы активного слушания. Самый важный и распространенный инструмент –это «Четыре ступени активного слушания». Ступени, описанные ниже, необходимо проходить последовательно, одну за другой, не пропуская ни одной из них. Цикл активного слушания может повторяться несколько раз в процессе одного общения. Вот эти ступени:
1. слышание,
2. понимание,
3. оценка,
4. реакция.
1. Итак, на первой ступени (слышание) сконцентрируйтесь на словах собеседника, отключитесь от мыслей о том, что и как Вы произнесете в ответ. На этой ступени Вы учитесь слушать высказывания, не давая им никакой личной оценки. Если Вы все внимательно выслушали, то адекватный и убедительный ответ сам собой придет Вам на ум.
2. Понимание. Как уже говорилось важно не только услышать, но и правильно понять сказанное. А это возможно сделать только если Вы не придаете услышанному свой собственный эмоциональный окрас, т.е. второй важный навык – безоценочное принятие услышанной информации.
3. А вот теперь – оценка. Только на этой ступени мы оцениваем то, что услышали. Что за информация? Полезна ли она нам? Можем ли мы ее использовать для решения каких-то своих задач? Какую характеристику мы можем дать собеседнику благодаря этой информации, его сильные и слабые стороны? Мы отвечаем на эти вопросы, продолжая слушать собеседника, т.к. импульсивная необдуманная реакция может принести вред, разрушив атмосферу общения.
4. Реакция. Когда Вы завершили процесс оценки, только тогда Вы можете реагировать на информацию, не раньше, но и не позже. Активное слушанье предполагает ответную реакцию на слова собеседника, иначе мы не покажем ему, что слышим его и понимаем. Ответной реакцией могут быть и уместные короткие замечания, и реплики, а лучше всего невербальные знаки внимания-кивок, наклон головы, открытые жесты руками.
Рассмотрим на практике, т.е. как этот инструмент можно применить в быту.
Таня привела знакомиться с мамой своего парня Михаила. Михаил как раз прошел тренинг, где узнал про активное слушанье. Прекрасная возможность попрактиковаться! Мама, Анастасия Ивановна, налила всем кофе и стала рассказывать про то, какой прекрасной малюткой была Танюша.
Михаил внимательно вслушивается в рассказ, не прерывая монолог Анастасии Ивановны (ступень 1)
«Когда Танюшке было семь лет, она упала с лодки в реку, очень испугалась, стала бояться воды, перестала плавать», — рассказывала Анастасия Ивановна. «Таня, а я ведь и не знал, что ты боишься воды. Это так?», — спросил Михаил. (ступень 2, уточняет информацию, чтобы понять полностью).
Таня подтвердила. Михаил понял, что он часто предлагал поплавать, отправиться на экскурсию по воде и ему были неприятны отказы Татьяны. (ступень 3- оценивает информацию, извлекает пользу).
«Анастасия Ивановна, С Вами очень полезно общаться», — кивнул головой Михаил. (ступень 4- реакция).
Михаил ушел, а Анастасия Ивановна сказала дочери: «Какой внимательный молодой человек. Он мне понравился!», — вот такой итог использования активного слушания.
А теперь некоторые практические инструменты активного слушания:
— Повтор последних слов (слова) собеседника, сказанных перед паузой (эхо). Для чего? Так удерживается нить разговора и Вами и собеседником, а также подтверждается Ваша заинтересованность в его словах.
— Использование открытых вопросов, на которые нельзя ответить однозначно «да» или «нет», позволяют разговорить собеседника и получить более подробную информацию.
— Перефразирование мыслей собеседника, используя меньшее количество слов своими словами, помогает подтвердить, что Вам интересно и Вы его правильно понимаете.
— Уточнение используется для получения более четкой и полной информации и для исключения неверной интерпретации слов собеседника.
— Резюмирование завершает фазу общения либо подводит итог всему сказанному в сжатой форме, лаконичной форме. Необходимо для завершения обсуждения какой-либо темы либо для перехода к новой фазе обсуждения этой же темы, также для проверки предположений, сформировавшихся в процессе разговора.
— Эмпатия (эмпатическое слушание) — принятие чувств и эмоций собеседника.
Таким образом, использование активного слушанияэто главное условие эффективного общения.

Поделитесь с друзьями и примите мою благодарность!

Заходите, пообщаемся!

aleks1972.com

5 СФЕР — блог-платформа о личностном развитии

Как говорится: лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Поэтому хороший продавец просто должен обладать инструментами активного слушания.

Давайте рассмотрим 6 основных инструментов активного слушания.

Инструмент №1: Повторять про себя

Повторяйте про себя все слова за собеседником. Добавляйте мысленно к словам эмоции, как если бы вы сами были рассказчиком. В уме имитируйте интонацию и паузы. Почувствуйте, как говорит этот человек, станьте им на некоторое время.

Инструмент №2: Повторять ключевые слова вслух

Иногда дословно повторяйте то, что вам сказали. Это поможет заполнить паузу, покажет вашу внимательность или позволит собеседнику услышать себя со стороны.

Последнее особенно важно в решении конфликтных моментов, когда вы просто повторяете чье-то некорректное высказывание, которое со стороны выглядит уже не так эффектно.

Например, вам эмоционально говорят: «У вас самые высокие цены!». Ответьте максимально нейтрально: «У нас самые высокие цены».

Инструмент №3: Не перебивайте

Дождитесь паузы или завершения речи говорящего, прежде чем давать свои комментарии. Ждать, пока другой человек завершит свою речь, бывает крайне сложно, но нетерпеливость может
вызвать негативную реакцию (как внутреннею, так и внешнюю).

Инструмент №4: Не надо отвечать за клиента

Часто бывает, что менеджер по продажам задает вопрос, и не дожидаясь ответа от клиента, сам на него отвечает.

Зачем тогда этот вопрос задавать? Задали вопрос – получите ответ, и только после этого продолжайте беседу.

Инструмент №5: Перефразирование

Можно сказать, что это синхронизация высказанных и воспринятых смыслов. Суммируйте всё, что вы поняли со слов клиента, и выразите своими словами. Уточните, правильно ли вы его поняли.

Как и дословное повторение слов про себя, перефразирование поможет вам оставаться сфокусированным на ходе беседы и быть уверенным в том, что вы поняли друг друга.

Например, потенциальный клиент говорит: «Я не понимаю, зачем мне ваш продукт, ведь у меня уже есть аналогичный». Перефразирование звучит так: «Я правильно понимаю, что вы хотели бы услышать ценности и плюсы нашего товара, которые отсутствуют в том, что уже у вас есть?»

Слушайте не только то, что сказал клиент, но также и то, что не было произнесено. Какая-то важная часть информации или эмоций может остаться за кулисами.

Используя перефразирование, можно вывести эмоции наружу, тем самым разрядив обстановку, обсудить волнующие моменты, одним словом, снять напряжение.

Например, вам говорят: «Я знаю, что эта техника работала для других, но не уверен, что она сработает для меня». Можно перефразировать это высказывание, добавляя в него недосказанные эмоции: «Я правильно понимаю, что вы беспокоитесь по поводу успеха в освоении вами новой техники?»

Инструмент №6: Разъяснения и открытые вопросы

Не стесняйтесь разъяснять непонятные моменты, попросите помощи, если вы потеряли нить разговора. Задавайте открытые вопросы, содержащие слова «что», «как», «объясните» или «опишите».

Наберись терпения, открытые вопросы — друзья долгих ответов.

5sfer.com

Техника активного слушания

Московский Государственный Университет Леса – МГУЛ

Учебная дисциплина:

«Межличностное общение и коммуникации»

Реферат на тему:

«Техники активного слушания»

Работу выполнила

студентка группы ЛА-12

Гайдаржи Марина Олеговна

План

  1. Введение

  2. Главная часть

1 Определение активного слушания

2 Типы слушания

3 Приемы активного слушания

4 Установки эффективного слушания

1) Несколько советов и фраз, помогающих в активном слушании

2) Техника контролируемого диалога

  1. Заключение

«Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает»

П.Буаст (французский лексикограф)

 

В этом лаконичном высказывании П.Буаста — один из секретов успеха делового общения.        Умение слушать — своего рода искусство, которым не все владеют. Нам мешают слушать собственные мысли, которые или уводят в сторону от темы разговора, или направлены на возражение собеседнику. Порой мы просто перебиваем партнера или договариваем за него конец фразы, потому что «и так уже все ясно». Еще хуже, когда говорящий читает на лице собеседника мученическое терпение, скрывающее равнодушие. Для чуткого человека этого достаточно, чтобы замкнуться. Не умея слушать, мы теряем расположение собеседника, который мог бы стать партнером, а в личном общении — другом.        Что же дает умение слушать в деловых контактах? Оно позволяет понять партнера; получить от него полную информацию; воспринять советы и предложения; сделать общение комфортным для собеседника и, следовательно, произвести на него хорошее впечатление.        Если человек чувствует, что его понимают, он испытывает доверие к собеседнику, а это так важно для плодотворного общения. Кроме того, в деловом общении очень важно получить нужную информацию. Как говорил немецкий философ и математик Г. Лейбниц: «Я прошел бы 20 миль, чтобы выслушать моего худшего врага, если бы я мог что-нибудь узнать у него». Советы и предложения компетентного человека могут быть весьма полезны, так как мы сами не в состоянии выйти за пределы своего видения проблемы, а чем шире спектр ее видения, тем эффективнее принимаемое решение. Наконец, приятному собеседнику охотнее идут навстречу в самых серьезных деловых вопросах.        Полноценное, продуктивное слушание требует определенных сознательных усилий, которые со временем становятся навыками. По сути, умение слушать означает умение общаться. 

«Уметь слушать гораздо важнее, чем уметь говорить;

Если бы это было не так, Бог не дал бы нам два уха и один рот»

Данный афоризм несёт в себе глубокий смысл, и заставляет задуматься, что же более значимо – умение говорить или слушать? На мой взгляд, это очень важный вопрос. И на него нельзя ответить однозначно, так как у каждого человека на этот счёт сложится своё, единственное в своём роде мнение.

Несомненно, существует множество профессий, в которых умение говорить считается одним из самых важнейших качеств. И не просто говорить, а грамотно, выразительно и в тоже время чётко уметь выражать свои мысли. Этого требуют, например, профессии связанные с журналистикой, социологией, где писать и говорить «по делу» — основная задача. Конечно, умение общаться с людьми требуют и другие профессии: медики, учителя, психологи, юристы, даже продавцы и строители. Перечислять можно бесконечно. Да и как жить в современном мире, не умея правильно разговаривать. Ведь все мы живём в социуме и от того как мы говорим складывается впечатление о нашем интеллектуальном и духовном развитии. Через разговор или беседу мы выражаем собственные мысли и чувства. Даже перед приёмом на работу нужно пройти соБЕСЕДовАние. Для многих «болтать» кажется самым лёгким способом передачи информации другим людям. Не нужно обдумывать каждое слово, как если бы мы писали текст на бумаге. В конце концов, если заставить человека не разговаривать целый день, то он обязательно где-то да «сорвётся». А вот продолжительность того, сколько человек сможет молчать зависит от его характера. В любом случае это будет трудно.

Другое дело слушать… Казалось бы, что может быть легче. Вот только молчать и слушать – два разных понятия. Сидеть, не показывая никаких чувств и эмоций на лице и думать о своих проблемах, или, даже не высказывая собственного мнения вдумчиво выслушивать собеседника и ПОНИМАТЬ то, о чём тебе говорят. Умение слушать всегда ценилось. Ведь если мы слышим, значит, понимаем, что нам говорят, а, следовательно, получаем новую информацию, знания, о чём либо.

Даже самые великие люди в истории не всегда были многословны. Чтобы понять важность умения слушать, достаточно просто представить к какому человеку у вас будет большее расположение – не закрывающему рта или серьёзному, вдумчивому, который всегда сможет выслушать. Ведь если бы таких людей не было, то кто тогда слушал бы особо болтливых?

Чтобы правильно мыслить, совсем не обязательно говорить без остановки. Напротив, те, кто постоянно «болтают» порой не могут привести мысли в порядок. В любом случае, я считаю, что в современном мире необходимо уметь и первое и второе. Разница только одном: научиться говорить гораздо легче, чем научится слушать.

Перейдём к самому определению активного слушания.

  • Акти́вное слу́шание (Эмпати́ческое слу́шание) — техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Типы слушания

  Процесс слушания имеет два этапа. На первом происходит собственно слушание собеседника. На втором этапе после обдумывания и, если нужно, уточнения сказанного высказывается свое отношение к услышанному.      Пассивный тип слушания уместен, когда собеседник говорит быстро, волнуясь, или, наоборот, медленно, смущаясь. Вам нужно помочь ему высказаться. Обычно статус человека, нуждающегося в пассивном слушании, ниже статуса слушающего. Например: начальник выслушивает подчиненного, старший младшего, врач пациента.   На первом этапе не следует перебивать говорящего, ограничивая свое участие в беседе короткими репликами типа: «Да, понимаю», «Это интересно». Постарайтесь не переусердствовать, демонстрируя свое внимание: пристальный взгляд в глаза или в рот могут смутить любого, а преувеличенное отражение чувств вызвать недоумение.   Когда собеседник останавливается, уместны слова: «Продолжайте, прошу вас», сочувственное молчание или одобрение высказанного.        Чаще всего в деловых контактах необходимо активное слушание. Его цель — получить как можно больше информации от партнера. Но почему же человека, который хочет нам что-то сообщить, мы не должны выслушать пассивно? Вот причины:        1) вследствие многозначности слов и выражений возможно неправильно истолковать сообщение;        2) собеседник не всегда умеет четко и определенно выразить свои мысли;        3) собеседник может избегать открытого самовыражения или намеренно скрывать информацию.

      Слушать активно — значит выяснять истинное значение сообщения.        Активное слушание отличается от пассивного тем, что на первом этапе допускается перебить говорящего уточняющим вопросом: «Что вы имеете в виду?», «Простите, я не понял…» и т.п., чтобы выяснить смысл выражения или слова.   Когда собеседник умолкает, уместно задать наводящий вопрос, который заставит его рассказать о каких-то не затронутых им сторонах дела.  Стимулировать беседу можно и побуждением — прямой просьбой остановиться на таком-то моменте.   К приемам активного слушания относится и перефразирование — новая формулировка сообщения для проверки его точности. Применяется, если собеседник выражается неясно. Начать перефразирование можно так: «Вы хотите сказать, что…» или «Вы имеете в виду, что…». В том случае, когда партнер специально затемняет суть дела, такой прием позволяет выявить его истинные соображения.  Весьма эффективен прием резюмирование — подытоживание основных идей и чувств собеседника, например: «Итак, если я вас правильно понял…»  Когда значение сообщения выяснено, можно высказать свое мнение или совет.  Чтобы поддержать расстроенного собеседника, применяют эмпатическое слушание, состоящее в передаче говорящему чувства сопереживания, что выражается в позе, жестах, мимике, взгляде, репликах одобрения или сочувствия: «Конечно…», «Еще бы…», «Я понимаю…» и т.д. Эмпатическое слушание целесообразно лишь тогда, когда удается точно понять эмоциональное состояние собеседника.   Необходимость ритуального слушания может появиться в официальной обстановке. Встретив старого знакомого в ситуации, не располагающей к обстоятельной беседе, следует ограничиться ритуальным приветствием и, задав формальный вопрос: «Как дела?», не добиваться подробного ответа. Вам нужно лишь вежливо выслушать, а затем сказать нечто вроде: «Рад за тебя» или «Надеюсь, скоро все наладится». 

При беседе на любые интересующие вас темы следует внимательно выслушивать каждый ответ собеседника на заданный вами вопрос. Из любой услышанной информации человек способен сразу запомнить лишь 50%. Спустя всего два дня забывается еще половина, и в памяти остается только четвертая часть из того, что говорил собеседник.  Чтобы не пропустить самого важного во время деловых переговоровили при личной беседе, необходимо овладетьтехниками активного слушания. Во время рассказа собеседника важно не просто слушать, не перебивая — это еще не означает, что вы внимательны к теме разговора. Некоторые, слушая чей-то монолог или ответ на вопрос, просто обдумывают свои дальнейшие фразы или вовсе размышляют о чем-то другом. Преподаватели Чикагского университета назвали такую форму слушания «дуолог» — т.е. отсутствие обмена мыслями во время разговора, когда собеседники говорят по очереди, не перебивая друг друга, но в то же время и не слушая один другого.

Если для вас важно не допустить такой ситуации, внимательно слушайте партнера, концентрируясь на самых важных моментах: • ключевых словах; • ключевых идеях; • противоречиях в рассуждениях.

Чтобы сконцентрировать внимание на важных мыслях собеседника, необходимо изучить в теории и активно применять на практике технику контролируемого диалога, а также другие техники активного слушания

studfiles.net

Активное слушание | Инструменты для бизнеса

Множество людей могут говорить хорошие вещи,
но очень немногие умеют слушать, потому как это требует силы ума

Рабиндранат Тагор

 

Любое общение (в том числе и деловое) складывается из многих составляющих.

И одна из них – это АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ человека, с которым мы разговариваем.

Согласитесь – не совсем приятно, когда ты что-то говоришь, а никакой ответной реакции не слышишь…

Бывало ли с вами такое: вы с кем-то разговариваете по телефону и вдруг ощущаете, что на том конце провода никого нет. Начинаете беспокойно спрашивать: «Ты здесь?», а в ответ немного удивленный голос: «Да, конечно, я тебя внимательно слушаю». А вот слушает ли? И слышит ли?

И для того, чтобы не ставить своего оппонента или партнера в такую беспокойную ситуацию, существуют определенные техники, позволяющие выстраивать качественную обратную связь.

Нам важно, чтобы человек ощущал, что его слушают и слышат. Именно тогда наша коммуникация становится комфортной для обоих, она развивается в полноценный диалог, позволяющий сформировать доверие друг к другу, выстроить партнерские отношения.

Вот какие существуют приемы из арсенала Слушателя (возьмите на вооружение себе хотя бы несколько из тех, которые вы пока не используете!!!):

НИКОГДА НЕ ПЕРЕБИВАЕМ СОБЕСЕДНИКА!!!! Именно так! Большими буквами и с массой восклицательных знаков!!! Перебивание в любом виде вызывает резкое сопротивление человека и наладить с ним доверительные взаимоотношения очень сложно, когда вы НЕ ДАЁТЕ ЕМУ ГОВОРИТЬ. Кстати, самое сложное в умении слушать – это как раз  избавиться от перебивания, если вы грешите этим хоть в малой степени.

Дальше – по-проще:

Угу-поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание головой и т.п.).

Эхо – повторение последних слов собеседника.

Зеркало – повторение текста собеседника, можно менять порядок слов. «И тут он потерял сознание и сполз на тротуар» — «Сполз на тротуар!»

Наводящие вопросы – вопросы типа «Что-где-когда-почему-зачем», расширяющие сферу, затронутую говорящим (будьте внимательны, нередко такие вопросы являются, по существу, уводящими от линии, намеченной рассказчиком).

Побуждение – междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь («Ну и?», «Ну, что дальше?», «Давай-давай» и т.п.)

Высказывания: «Я отлично Вас понимаю!», «Ну, это элементарно, что тебе здесь непонятно?»

Уточняющие вопросы – вопросы типа «Что вы имели ввиду, когда назвали этот прием наиболее действенным?»

Выражение эмоции – «ух», «ах», «здорово!», смех, «ну и ну!» и проч.

Парафраз (мое любимое!!!) – передача содержания высказывания партнера другими словами. Ключевая фраза здесь: «Я правильно понимаю, что…. И дальше пересказ своими словами того, что мы только что услышали»

Парафраз – очень хорошая и удобная техника, она позволяет:

  1. Продемонстрировать человеку, что его действительно не просто слушают, но и слышат (все мы прекрасно понимаем, что это не одно и то же).
  2. Уточнить – правильно ли вы его поняли (особенно, когда идет обсуждение принципиальных моментов).
  3. Вернуть к теме разговора, если человек от нее уж слишком далеко отклонился. И такое бывает довольно часто, согласитесь)) А с помощью парафраза, пересказывая ту часть беседы, которая относится к делу, мы как бы возвращаем разговор в нужную нам точку.

 

Как видите, техники несложные, поэтому легко внедряются в нашу повседневную практику общения. Главное – всегда помнить о том, что умение слушать – это одно из самых серьезных преимуществ любого переговорщика, коммуникатора и руководителя.

Вам не будут доверять, если у вас нет навыка слушания, с вами будут стараться как можно меньше общаться чисто на подсознательном уровне.

Так что это серьезная тема для делового и любого другого общения. Прорабатывайте ее основательно.

Автор: Виктория Мельник, к.и.н., бизнес-консультант

 


 

Получите бесплатно ПРОГРАММУ
для самостоятельной работы с голосом:

Поделитесь с друзьями:

business-to-business.ru

Техники активного общения — Летний лагерь

Техники активного слушания

Успешность беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и умения слушать. Когда мы внимательно и заинтересованно кого-то слушаем, то самопроизвольно поворачиваемся лицом к говорящему или немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним визуальный контакт и др. Умение слушать «всем телом» помогает вам лучше понять собеседника, показывает собеседнику заинтересованность в нем. При этом умение слушать подразумевает определенный алгоритм, который можно произвольно воспроизводить.

Смотрите на собеседника

Как уже было сказано ранее, зрительный контакт глазами является важным элементом коммуникации.

Если вы смотрите в глаза собеседнику, тем самым вы показываете, что вам важно и интересно то, что говорит собеседник.

Если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», тем самым вы сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а то, что он говорит, — вторично.

Если в то время, как собеседник что-то говорит, вы рассматриваете предметы в комнате, тем самым вы сообщаете, что вам не важен ни собеседник, ни то, что он говорит, по крайней мере в этот момент.

Реагируйте

Главный элемент активного восприятия — умение дать человеку понять, что вы его внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь собеседника киванием головы, произнесением сопровождающих слов типа «да», «понимаю вас…» и т. п. Важно реагировать на слова собеседника, но не следует переусердствовать. Гротескное реагирование и внимание могут вызвать напряжение и разрушить раппорт.

Не заканчивайте предложение вместо другого человека

Иногда у вас может появляться желание «помочь» говорящему и закончить за него начатую им фразу. Даже если вы уверены в том, что правильно понимаете, о чем хочет сказать человек, не следует стараться продемонстрировать это таким образом. Дайте человеку возможность самому понять и оформить мысль.

Задавайте вопросы на понимание

Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Обращение к говорящему за уточнением, стремление получить дополнительную информацию, прояснить позицию собеседника — один из показателей активного слушания.

Если вы поняли то, о чем хочет сказать человек, но он затрудняется выразить мысль, помогите ему вопросом.

При этом помните, что каждый вопрос содержит в себе ограниченное количество возможных ответов на него. Ваш вопрос определяет те ответы, которые вы получите. Поэтому важно уметь задать правильный вопрос в нужный момент.

Перефразируйте

Перефразирование означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения говорящему его же сообщения, но своими словами. Кроме проверки правильности понимания, перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают.

Замечайте чувства

Фразы «Я понимаю ваше состояние…»; «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» и т. п. — показывают собеседнику, что его состояние понимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на отражении чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.

Я-сообщение

Одна из техник общения, предусматривающая разговор с собеседником от первого лица. Это означает, что большинство высказываний начинается со слова «я» — отсюда и название.

ПРИМЕР: «Умение формулировать высказывания в форме так называемых Я-сообщений является важным ресурсом управления отношениями во взаимодействии. Оно представляет собой некатегорическое высказывание, сделанное «от себя» и «о себе» без апелляции к логике, авторитетам, к каким-либо общим принципам и т.п.: «Я думаю…», «Я чувствую…». Казалось бы, элементарная вербальная «техника», но при использовании в общении она наталкивается на психологические препятствия.

Так, первая реакция, которую обычно демонстрирует человек, когда партнер по общению высказывает точку зрения, не совпадающую с точкой зрения слушающего, — возражение по содержанию или/или оценка точки зрения говорящего: «По-моему, ты говоришь неверно». Если же точка зрения партнера существенно затрагивает интересы или чувства слушающего, то усиливается эмоциональный компонент такой реакции: «Ты говоришь ерунду!». В отличие от таких формулировок, Я-сообщение звучало бы примерно так: «Когда ты это говоришь, мне сразу хочется возражать, я даже начинаю сердиться».

Разница огромная. В первом случае это высказывание о партнере: он и его мысль подвергаются оценке, а говорящий оказывается закрытым. Это так называемое «Ты-сообщение».

Во втором случае говорящий в Я-сообщении рассказал о себе, никоим образом не оценивая мысль партнера и его самого.

Здесь именно говорящий оказывается открытым. Я-сообщение — это приглашение к более открытому общению. Решиться на такую открытость, особенно с подчиненным — часто непростая задача для руководителя: это связывается в его сознании с возможной потерей статуса. Однако использование Я-сообщений вожатым, ведущим обсуждение, на этапах проблематизации и перевода проблем в задачи весьма эффективно для передачи инициативы участникам, возникновения у них чувства свободы и психологической безопасности, создания атмосферы взаимного уважения и принятия чужих мнений. Оно активизирует участников, повышает открытость общения, что, как мы видели, очень важно для выработки оптимальных решений и принятия участниками ответственности за них».

Техника выслушивания

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИЕМЫ


ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРИЕМЫ

ВЫСКАЗЫВАНИЯ — РЕШЕНИЯ

Эти высказывания снимают всю ответственность с абонента и перекладывают на консультанта. Они как бы говорят абоненту: «Ты слишком туп, чтобы разобраться в проблеме, мне придется сделать это за тебя». Указание, приказы: вы советуете другому человеку сделать что-либо, даете ему указания. Предупреждения, угрозы, убеждение: вы употребляете свою власть, предупреждая собеседника о том, каковы могут быть последствия его действий. Морализирование, поучение, наставление: вы говорите человеку, что ему следует сделать. Советы, предложения, решения: вы говорите человеку, как ему решить проблемы. Убеждение с помощью логики и спора, инструктирование, лекция: попытка повлиять на человека с помощью фактов, контраргументов, логики, информации или вашего мнения.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ, СНИЖАЮЩИЕ САМООЦЕНКУ СОБЕСЕДНИКА

Следующие запрещенные приемы непосредственно «атакуют» собственное достоинство и деятельность другого человека, давая ему понять: «С тобой что-то не так, это надо привести в порядок». Обсуждение, критика, несогласие, обвинение: вы негативно оцениваете и ощущаете другого человека. Высмеивание, обзывание, пристыживание: вы заставляете человека выглядеть глупо. Исследование, допрашивание: вы пытаетесь найти причины, мотивы, источники, выясняете подробности. Восхваление, согласие, позитивная оценка, одобрение: манипуляция другим человеком с помощью лести или обещания награды. Интерпретация, анализ, постановка диагноза: вы сообщаете человеку, каковы его мотивы, анализируете принципы его слов и поступков, сообщаете, что вы его «вычислили». Разубеждение, утешение, поддержка: попытка улучшить самочувствие человека, «заговорить» его и вывести из его эмоционального состояния, отрицать силу его чувств.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ — ОТРИЦАНИЯ

Эти реакции отрицают или преуменьшают значимость другого человека, его чувства и нужды, говоря завуалированно: ваши чувства смешны, и вам следовало бы забыть о них. Уход от проблемы, отвлечения, насмешка: попытка отвлечь, увести человека от проблемы и уйти от нее самому, «оттолкнуть» проблему, высмеять человека.

Тактика аргументации

1. Установка по отношению к партнеру должна быть не только доброжелательной, но и не эгоцентричной. Только при взаимном уважении и учете интересов друг друга общение будет по-настоящему партнерским, основанным на взаимном уважении и учете интересов друг друга. Эгоцентризм препятствует этому, не позволяя человеку сменить угол зрения при восприятии и оценке событий, увидеть их с разных сторон и во всей полноте. Он вынуждает человека действовать в своей «системе координат», подходить к высказываниям партнера с собственной меркой, интерпретировать поступающую от него информацию в выгодном для себя свете. Позицию человека, который общается в такой манере, нельзя назвать объективной, а его аргументы — убедительными.

2. Следует относиться с уважением к собеседнику и его позиции, даже если она неприемлема. Ничто не действует так разрушающе на коммуникацию, как высокомерное и пренебрежительное отношение партнеров друг к другу. Если в ответ на свой довод партнер уловит ноту иронии или презрения в речи оппонента, то вряд ли можно рассчитывать на благоприятный исход беседы.

3. Аргументацию следует вести «на поле» собеседника, т. е. работайте непосредственно с его аргументами. Демонстрируя их несостоятельность или нежелательные последствия их принятия, следует выдвигать взамен свои, более приемлемые в интересах общего дела. Это даст лучший эффект, чем многократные повторы собственных аргументов.

4. Убедить партнера легче человеку убежденному. Отстаивая свою точку зрения, можно быстрее повлиять на собеседника. В этом случае, помимо логики, воздействующей на рациональные пласты психики, подключается механизм эмоционального заражения. Увлеченный своей идеей, человек говорит эмоционально и образно, что играет не последнюю роль в убеждении. Таким образом, апелляция не только к уму, но и к сердцу собеседника дает результат. Однако излишняя эмоциональность, свидетельствующая о недостатке логической аргументации, может вызвать отпор со стороны оппонента.

5. Возбужденность и взволнованность при убеждении интерпретируются как неуверенность убеждающего, и потому снижают эффективность аргументации. Вспышки гнева, крик, брань вызывают негативную реакцию собеседника, заставляя его защищаться. Лучшие средства — вежливость, дипломатичность, тактичность. Но при этом вежливость не должна переходить в лесть.

6. Фразу аргументации лучше начинать с обсуждения тех вопросов, по которым легче достичь согласия с оппонентом. Чем больше партнер будет соглашаться, тем больше шансов добиться желаемого результата. Лишь после этого следует переходить к обсуждению спорных вопросов. Главные, наиболее сильные аргументы следует повторять многократно, в разной формулировке и контексте.

7. Эффективно работает структурирование информации: сортировка, выделение первостепенных аргументов и их организация. Можно скомпоновать аргументы в логические, временные и другие блоки.

8. Полезно разработать подробный план аргументации, принимая в расчет возможные контраргументы оппонента. Наличие плана поможет выстроить логику разговора — стержень для своих аргументов. Это организует внимание и мышление собеседника, облегчит ему понимание позиции партнера.

9. В речи лучше использовать простые, ясные выражения, не злоупотребляя профессиональной терминологией и иностранными словами. Беседа может «утонуть» в «море» размытых по смыслу понятий. Непонимание вызывает у собеседника раздражение и скуку. Легко найти компромисс, если принять в расчет образовательный и культурный уровень своего оппонента. Использовать слова настойчиво, твердо и решительно — такова тактика успешного дипломата.

10. Неуверенность, нечеткость может восприниматься собеседником как неискренность. Следует вести беседу, используя разум и ощущая свою силу, подчеркивая уверенность в своей точке зрения, но проявляя уважение к точке зрения своего оппонента.

11. Каждая новая мысль должна облекаться в новое предложение. Предложения не должны иметь форму телеграфного сообщения, но и не стоит их слишком растягивать. Растянутые аргументы обычно ассоциируются с наличием сомнений у говорящего. Короткие и простые по конструкции фразы следует строить не по нормам литературного языка, а по законам разговорной речи. Наиболее важные моменты можно выделить интонационно.

12. Поток аргументов в режиме монолога притупляет внимание и интерес собеседника. Активизируют же их умело расставленные паузы. Если необходимо подчеркнуть какую-то мысль, то лучше высказать ее через паузу и чуть задержать речь после обнародования мысли. Партнер сможет воспользоваться вовремя сделанной паузой и вступить в разговор, приводя свои замечания. Нейтрализовать претензии собеседника по ходу дела значительно проще, чем разматывать клубок из них в конце аргументации. Затянувшаяся пауза заставляет собеседника напрягаться, внутренне суетиться.

13. Очень эффективен принцип наглядности при изложении аргументов. Наглядности изображения способствует активизация воображения собеседника. С этой целью полезно использовать яркие сравнения, метафоры, афоризмы, помогающие раскрыть смысл слов и усиливающие их убеждающее воздействие. Выявлению истины способствуют разнообразные аналогии, параллели, ассоциации, когда они уместны и учитывают опыт собеседника. Удачно подобранные примеры и факты самой жизни усилят доводы. Их не должно быть много, но они должны быть наглядны и убедительны.

15. Никогда не следует говорить человеку, что он не прав. Это не убедит его, но лишь заденет его самолюбие, и он займет позицию самообороны. После этого вряд ли удастся его убедить. Лучше действовать дипломатичнее: «Быть может, я не прав, но давайте посмотрим…» Это хороший способ предложить собеседнику свой аргумент. Собственную неправоту лучше признавать сразу и открыто, даже если это невыгодно, зато в дальнейшем можно рассчитывать на аналогичное поведение партнера.

16. Честность или упорство, мягкость или агрессивность — способ поведения в деседах. Это то, к чему люди будут готовы в следующий раз и с чем они приготовятся иметь дело. У людей долгая память, особенно в тех случаях, когда они чувствуют, что с ними обошлись в какой-то степени нечестно. Человек, прибегающий к агрессивному подходу, всегда старается получить как можно больше от другой стороны и стремится отдавать как можно меньше. Продуктивность такого подхода противоположна: потенциальные партнеры менее склонны к сотрудничеству и обычно не будут иметь дело с этим человеком больше, чем один раз.

16. Грубый подход к ведению беседы дает ограниченные и недолговременные результаты. Подталкивание или вынуждение партнера принять решение может иметь обратный эффект: оппонент будет упрям и непреклонен. Плавное подведение собеседника к принятию решения, несомненно, потребует больше времени, терпения и настойчивости, но этот путь более вероятен для достижения удовлетворительного и устойчивого результата.

17. Не стоит заранее делать ставку на разрешение проблемы в свою пользу. Когда двое людей вовлечены в дискуссию, они оба чувствуют, что им предоставляется удобный случай и что им нужно получить как можно больше от этого разговора. Каждый человек может считать, что правда на его стороне, что у него более выгодное положение для обоснования своих предложений или выдвижения требований. Возможно, придется отстаивать свою точку зрения в споре с человеком, ведущим беседу вызывающе и грубо. Излишняя твердость может при этом помешать: важно быть готовым пойти на уступки, чтобы достичь желаемого результата.

18. Чтобы преодолеть негативное отношение собеседника, можно создать иллюзию, что предлагаемая идея, точка зрения принадлежит ему самому. Для этого достаточно лишь навести его на соответствующую мысль и дать ему возможность сделать из нее вывод. Это отличный способ заручиться его доверием к предлагаемой идее.

19. Опровергнуть замечание собеседника можно еще до того, как оно высказано — это избавит от последующих оправданий. Однако чаще это делается после высказывания. Не следует парировать тотчас же: это может быть воспринято партнером как неуважение к его позиции. Можно отложить свой ответ на замечания и до более подходящего с тактической точки зрения момента. Не исключено, что к тому времени оно утратит свое значение, и тогда необходимость ответа на него вовсе отпадет.

20. При необходимости высказать критические замечания оппоненту следует помнить, что цель критики — помочь собеседнику увидеть ошибку и ее возможные последствия, а не доказать, что он хуже. Критика должна быть направлена не на личность партнера, а на ошибочные действия и поступки. Критику следует предварить признанием каких-либо заслуг партнера, это поможет избавить от обид.

21. Вместо того чтобы выражать свое недовольство, лучше предложить путь устранения ошибки. Этим можно добиться следующего:

  • захватить инициативу в выборе средств решения возникшей проблемы и наилучшим образом защитить свои интересы;
  • оставить возможность для дальнейшей совместной деятельности.

22. Для разрешения конфликтов полезно переменить позицию «я против тебя» на позицию «мы против общей проблемы». Данный подход подразумевает готовность обсуждать условия, но при этом он помогает достичь решения, как можно более удовлетворяющего обе стороны.

23. Умение завершить разговор, если он принял нежелательное направление, тоже имеет немаловажное значение. Необходимо знать пункт, в котором следует отступить, прекратить ведение переговоров в связи с невозможностью принять требуемые условия.


Может случиться и так, что результат разговора не оправдал надежд одного из партнеров. Вероятно, причина скрывается не в отсутствии взаимопонимания, а в ошибочной тактике ведения дискуссии. Вот несколько типичных ошибок, которые могут возникнуть при ведении переговоров и помешать успешному завершению дискуссии:

  1. Импровизация при подготовке к разговору.
  2. Неясность цели разговора.
  3. Плохая организация речи.
  4. Необоснованность аргументов.
  5. Недостаток внимания к мелочам.
  6. Недостаток искренности.
  7. Отсутствие такта.
  8. Переоценка собственной позиции.
  9. Неуважение к позиции собеседника
  10. Нежелание идти на компромисс.

Особенно следует избегать подобных ошибок тем, кто выступает в активной роли. Это поможет сделать аргумент более убедительным, заручиться доверием слушателя, предстать перед ним цельной личностью.


Дополнительно

summercamp.ru

Метод активного слушания — техника, приемы, примеры

Навыки коммуникации играют важную роль в социальной жизни человека. Они позволяют не только обмениваться информацией, но также анализировать ее, запоминать, давать субъективную или объективную оценку.

Метод активного слушания – это одно из сложных коммуникативных умений, которое делает возможным смысловое восприятие сказанного собеседником.

Активное слушание подразумевает под собой взаимодействие всех участников беседы, то есть не только говорящего, но и слушающего. Данная методика позволяет не только полноценно усваивать получаемую информацию, но также предотвращает неверную интерпретацию сказанного и ошибки во время беседы. С помощью активного слушания можно направлять беседу в необходимое русло и развивать ее.

Техника активного слушания

Основной целью активного слушания всегда является возможность получить как можно больше исчерпывающей информации. Это позволяет собеседникам разрешить конфликт или предотвратить его преждевременно, навести порядок во взаимоотношениях. Активное слушание способствует налаживанию более глубоких контактов между членами семьи или коллектива.

Действительно продуктивная беседа требует не только умения выражать свои мысли, но также и навыков слушания. Если человека действительно интересует процесс беседы и ее результативность, то он старается слушать максимально внимательно, чтобы получить всю необходимую информацию.

При этом, как правило, устанавливается зрительный контакт. Это называется умением слушать «всем телом». Оно представляет собой выражение заинтересованности собеседника в разговоре, так как при этом он старается наблюдать исключительно за говорящим, поворачивается всем телом к нему, фокусирует внимание на его лице.

В случае, когда активное слушание является необходимым для налаживания взаимоотношений между супругами, или же между детьми и родителями, важным является фактор безусловного принятия. Безусловное принятие представляет собой демонстрацию собеседнику того, что для вас он существует как индивидуальность и имеет свою важную значимость.

Техника активного слушания выражаются как раз в умении достичь состояния безусловного принятия, что становится возможным путем некоторых психологических маневров. Например, необходимо задавать субъекту уточняющие или интересующие вас вопросы, что подчеркнет ваш интерес к его личному мнению. Помимо прочего, это позволит скорректировать беседу, так как говорящий будет понимать, что именно вас интересует и почему.

Тем не менее, важным является не только уточняющий вопрос или его интонация, но также реакция слушателя на ответ. В психологии, например, достаточно распространенным является метод «эхо». Он заключается в том, что, выслушав речь говорящего или его ответ на вопрос, слушающий повторяет несколько слов собеседника, которые отображают суть сказанного им.

Этот метод не только подчеркивает внимание к говорящему, но также позволяет уточнить, верно ли вы уловили основной смысл предоставленной информации. Говоря иными словами, суть методики заключается в уточнении информации, путем перефразирования сказанного. При этом не стоит пытаться закончить фразу вместо вашего собеседника, даже если вы совершенно уверены в том, что полностью понимаете ход его мыслей.

Помимо этого, применение метода активного слушания требует умения проявлять участие к собеседнику, сопереживание. Также немаловажна способность задавать уточняющие вопросы, напрямую относящиеся к теме беседы, так как попытка уточнить что-то непонятное в разговоре не только позволит вам чувствовать себя комфортнее и уверенней в беседе, но и даст собеседнику уверенность в том, что его внимательно слушают.

перейти наверх

Приемы активного слушания

Активное слушание довольно часто называют также вдумчивым. На сегодняшний день это самый эффективный метод усвоения получаемой информации не только в психотерапии, но также и в повседневности.

Специалисты выделяют следующие приемы активного слушания: постановка паузы, уточнение, пересказ и развитие мысли.

Постановка пазу представляет собой дополнительную возможность для размышления. Таким образом, у собеседника появляется некоторое время для того, чтобы осмыслить сказанное, обдумать свою речь, возможно даже что-то добавить. Высока вероятность, что после высказывания своих мыслей и взглядов, говорящий уже ощутит некоторую доверенность к собеседнику и решится сказать то, чего раньше он не хотел говорить.

Прием пересказа представляет собой своеобразное «зеркало» для говорящего. Когда вы кратко повторяете все основное, сказанное партнером, он может не только проанализировать то, как вы поняли его слова, подправить вас, подчеркнуть важность того или иного момента. При этом он как бы слышит свои же слова со стороны и может сделать вывод о том, как ему стоит скорректировать свою речь, чтобы она была более понятной для слушателя.

Попытка развития основной мысли беседы полезна в том случае, если говорящему несколько трудно выразить свои мысли или охватить обсуждаемую проблему в целом. Выдвижение различных предположений, наводящие вопросы, уточнения – все это может помочь ему сформулировать основную мысль.

перейти наверх

Примеры применения активного слушания

Действительно ли активное слушание является полезным навыком в повседневной жизни для каждого человека? Конечно, это зависит от его социальных интересов и позиций. Тем не менее, можно привести различные примеры применения активного слушания.

Активное слушание широко применимо в воспитательных целях. Речь идет о непосредственном умении общения с ребенком, налаживания доверительных отношений, что позволит проще влиять на малыша, решать различные конфликтные ситуации. Особенность активного слушания ребенка заключается в том, что дети гораздо более требовательны в плане внимания к себе.

Нельзя говорить с ребенком из другой комнаты, отвернувшись от него и занимаясь какими-либо иными делами. При этом разговор следует вести так, чтобы максимально снизить дискомфорт малыша: ваши глаза должна находиться на одном уровне, для чего можно либо присесть напротив ребенка, либо взять его на колени.

Помимо того, что этот метод незаменим в семейной жизни, так как позволят наладить отношения не только с ребенком, но и между взрослыми, он также полезен и в иных социальных сферах. К примеру, профессионалы, работающие в сфере продаж, отлично знакомы с активным слушанием. Более того, это просто незаменимый навык для любого продавца-консультанта или менеджера.

С помощью активного слушания можно не только «разговорить» клиента, но также выяснить, что конкретно его интересует и каким образом его можно привлечь к совершению покупки. Добиться этого можно лишь тогда, когда продавец ил менеджер хорошо понимает, что именно интересует покупателя. А для этого нужно уметь задавать правильные вопросы.

psytheater.com

Классификация техник активного слушания


ТОП 10:

Как коммуникативные умения соотносятся с коммуникативными «техниками»? Можно знать технику, но не владеть ею или владеть ею в разной степени. Техника может быть выполненной ученически, как незатейливое поздравление друзей: «С днем рожденья поздравляем, много радости желаем, мы вас любим, уважаем, к нам всегда вас ожи­даем!» Однако это лишь формальное выполнение «техники» — прими­тивная наивная рифма, весьма далекая от настоящей поэзии.

Коммуникативное умение соотносится с коммуникативной техникой, как поэтическое произведение соотносится с рифмованными строками.

Но поэзия может обходиться и без рифмы. Речитативы, стихи в про­зе—в них важно волшебство ритма… Коммуникативные умения мо­гут реализоваться с помощью других техник, вовсе не тех, которые мы тренируем в тренинге. В процессе тренинга рождаются новые техники и расширяются наши представления о коммуникативных умениях.

Кроме того, коммуникативное умение — это не только мастерское владение коммуникативной техникой. Это будет всего лишь умелым стихосложением, но все же не поэзией. Коммуникативное умение, так же, как поэзия, требует таланта и одухотворенности. Однако в тренин­ге коммуникативной компетентности мы не можем сделать сразу все.

Тренинг должен начинаться с чего-то ощутимого и приводить к ощутимым результатам. Техники — это то, с чего можно начать; ов­ладение техниками — это возможный ощутимый результат тренинга. Лучше всего, если тренер сразу предложит структуру техник, которые будут отрабатываться в тренинге, или постепенно, по мере развития тренинга, изобразит всю схему, шаг за шагом, на листе ватмана или на флип-чарте.

Техники постановки вопросов

Рассмотрим три типа вопросов и способы их формулирования.

Таблица 9.Виды вопросов и способы их формирования

  Коммуникатив­ные техники Определения Как это сделать?
Открытые вопросы Вопросы, предпола­гающие развернутый ответ Начинайте вопрос со слов: Что? Как? Почему? Каким образом? При каких условиях? и т. п. «На какие факты (условия, ограничения, преимущества и т. п.) мы должны обратить внимание?» «Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?» «Какой результат был бы приемлемым для вас?» «Как мы могли бы сформулировать свою задачу?» «Что вы имеете в виду, когда говорите о…» «Если вы займете эту позицию, те какими будут ваши первые действия?»
Закрытые вопросы Вопросы, предпола­гающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, ука­зания на количество чего-либо и т. п.) или ответ «да» или «нет» Когда истекает срок сдачи проекта? Сколько единиц у вас осталось в резерве? Ты хочешь отказаться от проекта? Вас больше всего интервент график работы? и т. п.
3. Альтернативные вопросы Вопросы, в формули­ровке которых содер­жатся варианты ответов Ты предпочитаешь воспринимать информацию на слух, зрительно или комбинированно? Ты предпочитаешь, чтобы я дал тебе ответ по телефону, прислал по факсу или по электронной почте? Вас интересуют проблемы мотивации студентов, мотивации персонала или мотивации политических деятелей?

В тренинге важнее всего развивать технику постановки открытых вопросов. Закрытые и альтернативные вопросы даются лишь для пол­ноты классификации. Возможно, это наша болезнь — с самого начала, не прояснив проблемы, сразу сформулировать свою версию, а потом для проверки этой версии задавать закрытые вопросы. В сущности, закрытые вопросы — это гипотезы, уже готовые предположения, ко­торые нужно лишь подтвердить или опровергнуть. Однако наши гипо­тезы могут быть совсем не о том, что имеет в виду или хочет сказать нам партнер.

Гипотезы лучше заменить открытыми вопросами, которые позво­ляют партнеру дать свою версию. Альтернативные вопросы занимают промежуточное положение, но, в сущности, это тоже гипотезы, про­сто в альтернативном вопросе содержится не одна, а несколько гипотез.

И все эти гипотезы могут оказаться неверными.

Например:

— Вы предлагаете мне играть роль директора, чтобы я сыграл пло­хого директора, очень плохого директора или нашего директора?

— Я тебе предлагаю роль директора, чтобы ты играл самого себя.

Большинство людей столь автоматически задают закрытые вопро­сы, что тренировка здесь должна состоять в том, чтобы научиться пе­ределывать закрытые вопросы в открытые. Подробнее о возможнос­тях тренировки техники закрытых вопросов см. в гл. 7 (упражнение «Кто этот человек»).

Открытые вопросы должны быть сформулированы так, чтобы парт­неру хотелось отвечать на них. Между тем открытый вопрос может производить парадоксальный негативный эффект: партнер замыкается в себе, теряет интерес к разговору, оказывается совершенно обескура­женным, внезапно выбитым из колеи и т. п.

Причиной этому могут быть вопросы, которые воспринимаются как скрытые обвинения, упреки, непрошеные советы, ложные интерпре­тации (о ложных интерпретациях см. ниже). Часто первым, причем самым мощным и мучительным откликом на вопрос является «звуча­ние задетой душевной струны»[20]. «Почему ты не сделал этого?» — спра­шивают у человека. Откликом на этот вопрос является звучание стру­ны: «Я виноват, ведь я должен был бы сделать». «Почему вы так считаете»? — спрашивают у другого человека. Откликается струна: «Если я так считаю, то, наверное, я некомпетентный, безответствен­ный, беспринципный и т. п. человек» и т. д.

Причиной того, что многие вопросы воспринимаются нами не как информационный запрос, а как обвинение или упрек, является особое положение вопроса в нашей культуре вообще. Право зада­вать вопросы — это статусная привилегия. «Вопросы здесь за­даю я», — такое заявление может сделать только тот, кто обладает большими полномочиями, властью, силой. Поэтому вопрос — уже сам по себе сигнал, что к нам обращается кто-то подавляющий, спо­собный навязать свою волю.

Кроме того, как выразил это Ю. Н. Емельянов, «в нашей культуре… осуждение и запрет выражаются не столько императивными, сколько вопросительными предложениями. Вместо того, чтобы сказать ребен­ку или младшему по должности: «Не ходи!» или «Не бери!», мы гово­рим: «Куда пошел?», «Зачем взял?» и т. п. Начальственное порицание или «административный восторг власть имущего» также облекаются в форму вопросов: «Когда вы перестанете опаздывать?», «Где вы видели, чтобы…?», «Когда вы поумнеете?» (Емельянов Ю. Н., 1991, с. 39).

Отклик на вопросы носит характер генерализованной отрицатель­ной реакции, зачастую независимо даже от интонации вопроса. Луч­ше избегать негативных «триггеров» («запускателей») такой негатив­ной реакции.

 

В табл. 10 приведены типичные ошибки в постановке вопросов и ва­рианты их конструктивной замены.

Таблица 10.Типичные ошибки при постановке вопросов

и способы их преодоления

Типичная ошибка в формулировке вопроса Почему это ошибка? Способ преодоления
1. Почему? Скрытое обвинение: «Ваш выбор мне не понятен, а следовательно, неправилен». Каковы основные аргументы в пользу этого решения? Какова логика этого выбора? Чем можно было бы подтвердить целесообразность такого решения?
2. Почему вы не…? Скрытое обвинение: «Вы выбрали неправильный путь». Какие меры могли бы быть эффективными в этой ситуации? Как мы могли бы обосновать их эффективность?
3. Как вы могли согласиться…? (отказаться… пригласить… не пригласить… так ответить… не ответить ит. п.) Скрытое обвинение: «Вы недостаточно опытны (предусмотрительны, лояльны по отно­шению к организации» и т. п.) Чем было продиктовано положительное решение? Что побудило вас согласиться? Не могли бы вы привести обоснования своего решения?

 

Внимательное изучение правого столбца приводит нас к выводу, что наиболее нейтральными являются вопросы, содержащие местоимение «мы» или вообще не содержащие местоимений. Когда в вопросе ис­пользуется местоимение «ты» или «вы», опасность генерализованной негативной реакции значительно выше. Нейтрализовать этот эффект можно лишь подчеркнутой вежливостью формулировок.

Техники малого разговора

Малый разговор рассматривается в связи с задачей «разговорить» партнера. Однако его функции выходят далеко за рамки этой задачи. Как показало исследование Джона Коттера (см. гл. 2), значительная часть всех разговоров, в которых участвуют генеральные менеджеры, — это малые разговоры.

Малый разговор — это беседа на интересную и приятную для собе­седников тему, чаще всего не связанную с темой «большого» разгово­ра. Техники малого разговора таковы:

1) цитирование партнера;

2) позитивные констатации;

3) информирование;

4) интересный рассказ.

Малый разговор — это непринужденная и приятная беседа о семей­ных делах, хобби, забавных событиях. Беседа эта кажется случайной, попутной, незначительной, непринужденно родившейся из ничего. Она легка, как бабочка, полет которой никем не планируется и не кон­тролируется. Однако это лишь внешнее впечатление.

 

Малый разговор — болтовня о пустяках, но не пустячная болтовня

 

Цель малого разговора — создать благоприятную психологическую атмосферу, заложить основы взаимной симпатии и доверия. Или же — восстановить эмоциональное равновесие, симпатию и доверие.

Малый разговор должен проходить в личной экспертной зоне собе­седника, касаться приятных или интересных для него сторон жизни.

 

Экспертная зона — область, которой человек интересует­ся и в которой он является, хочет являться или считает себя экспертом

 

У каждого человека есть профессиональная и личная экспертные зоны.

 

Эти зоны могут иметь разные области пересечения. Теоретически можно представить себе человека, у которого обе зоны полностью со­впадают: ему и на работе, и вне работы интересно делать одно и то же, думать об одном и том же и об одном и том же и говорить. У большин­ства людей, однако, есть личная жизнь, дом, хобби…

Высокий класс малого разговора состоит в том, чтобы говорить о том, что является экспертной зоной другого человека, а не своей соб­ственной.

Настоящими мастерами малого разговора являются мои шведские коллеги по Стокгольмской школе экономики в Санкт-Петербурге. Поначалу меня поражало, с каким вниманием они относятся к тому, чтобы регулярно вступать друг с другом и со мной в пустые разговоры. Потом я стала осознавать, насколько приятно, когда с тобой ведут та­кой «пустой разговор». Вдруг «находишь себя», как говорят англичане, в процессе приятной, упоительно легкой и увлекательной беседы. С ра­достью и самозабвением делишься впечатлениями о том, какой забор ты ставишь у себя на даче или какого цвета пасту для ручек ты предпочитаешь. Не успеваешь оглянуться, как ты уже в полете бабочки мало­го разговора.

Оказывается, что эта бабочка своим появлением изменяет психоло­гическую ситуацию и в процессе большого разговора. На графике пред­ставлена кривая изменения напряжения в процессе большого разгово­ра. Вначале малый разговор создает благоприятный эмоциональный тон. Затем начинается большой разговор, и если в ходе него возникает отри­цательное напряжение, малый разговор помогает вернуться в положи­тельную зону напряжения. Это может происходить несколько раз на протяжении большого разговора. Бабочка малого разговора помогает восстановить чуть-чуть пошатнувшиеся в результате конфронтации от­ношения, мгновенно исправить ситуацию, восстановить баланс.

Поначалу такая «осциллограмма» большого разговора казалась не вполне естественной. Идет серьезное обсуждение, намечается резкое расхождение во мнениях. Почему во время кофе-брейка вдруг начина­ется разговор о пустяках? Да для того чтобы все вновь повеселели. Любая, даже очень серьезная конфронтация преодолевается благода­ря малому разговору, и заканчивается большой разговор тоже хохотом по поводу каких-то забавных ситуаций, в сущности, не имеющих ни­какого отношения к делу.

Негативное

Напряжение

 

Малый разговор — техника благородная. Тот, кто начинает малый разговор, проявляет великодушие по отношению к партнеру. Как Ан­тей в древнегреческой мифологии обретал силу, соприкоснувшись с землей, со своей матерью Геей, так и партнер становится сильнее, соприкоснувшись со своей экспертной зоной.

Оценив возможности малого разговора в создании и поддержании благоприятной атмосферы взаимодействия, я стала целенаправленно учиться у шведских коллег искусству ведения малого разговора. По­степенно удалось постичь траектории полета бабочки. Так я сформу­лировала четыре техники малого разговора:

1. Цитирование партнера.

2. Позитивные констатации.

3. Информирование.

4. Интересный рассказ.

 

Цитирование партнера

Ссылки на ранее сказанное партнером, его рассказы о себе, своих занятиях, хобби и др.

— Вы говорили, что раньше бывали в Суздале?

— Я помню, ты любишь пастельные тона…

— Ты собирался посетить эту выставку…

— Помню, мы говорили о том, что ты любишь париться в баньке у себя на даче…

— Я запомнил разницу между воблером и блесной после того нашего разго­вора…

Позитивные констатации

Положительные высказывания о событиях в жизни партнера, о бла­гоприятных событиях в жизни вообще, о сдвигах к лучшему, о дости­жениях партнера и чужих достижениях, о людях, не участвующих в разговоре, но известных обоим собеседникам и т. п.

— Я слышал, что вы в воскресенье были на этом чудесном фестивале?

— Я уже много раз обращал внимание на эту кожаную обложку вашей тетради…

— Похоже, ты стал пользоваться разноцветными маркерами при работе с текстом. Это кажется очень эффективным. Я, наверное, последую твоему примеру.

— Теперь уже линию метро провели почти прямо к вашему дому, не правда ли?

— Мне нравится, что теперь в городе появился коммерческий транспорт. Когда торопишься, он незаменим.

— Вот такой экран у компьютера действительно не будет утомлять глаза…

— Я недавно встретил Андрея. Он был так увлечен своими мыслями! Работа­ет над новым проектом. Замечательно!

Информирование

Сообщение информации, важной, интересной и приятной для партнера.

— Я уже видел в продаже резиновые лодки с эхолотом, в спортивном мага­зине на Литейном.

— Марина только что показывала мне журнал с карнавальными костюмами к Новому году. По-моему, там есть и костюм лошади, очень забавный. А Ма­рина, кстати, еще не ушла с факультета. Она сейчас в буфете.

— Оказывается, можно выбрать себе вегетарианское меню на весь период семинара. Сегодня будет грибной суп и жаркое из овощей.

— Я узнал, что все желающие могут присоединиться к экскурсии в Эрмитаж. Записываться нужно у девушки по имени Ольга. Высокая блондинка, у нее бейдж с именем на пиджаке.

— Яблочный сок есть на том конце стола.

— В последнем номере журнала «Nonverbal Behavior» («Невербальное пове­дение») опубликованы данные о том, что женщины дольше смотрят на тех, кто им нравится, а мужчины — на тех, кому нравятся они…

Интересный рассказ

Увлекательное, захватывающее повествование, неожиданное, при­ятное или пикантное и т. п.

— Один преподаватель с нашего факультета должен был читать в Академии художеств лекцию по психологии восприятия. По расписанию он узнал, что его лекция должна быть в аудитории 315. Он пошел на третий этаж, нашел ауди­торию 311, потом 313, а следующая дверь оказалась без номера. Ну он на всякий случай входит туда, видит студентов и спрашивает у них: «Это третий курс?» Они отвечают: «Нет». Он пошел дальше. Смотрит, еще одна дверь и тоже без номера. Он открывает ее, видит студентов и спрашивает: «Это тре­тий курс?» А студенты почему-то стали смеяться и тоже сказали «Нет». Он пошел дальше, открывает третью дверь, которая тоже была без номера, и спрашивает: «Это третий курс?» В ответ раздался громовой хохот! Сотня сту­дентов буквально визжала от восторга. Дело в том, что все три двери вели в одну и ту же аудиторию, 313-ю, и он три раза обращался к одним и тем же студентам, но из разных дверей.

 

Критерии «правильного» малого разговора таковы:

1) он приятен;

2) он вовлекает;

3) он располагает;

4) дает пищу для следующего малого разговора.

 

Таблица 11. Типичные ошибки малого разговора

Вид ошибки Примеры
1. «Насильственное интервью» (допрос) Ну, а чем тебя радует твой сын в последнее время? — Увлекается компьютером… Даже слишком. — А в какие игры он играет? — ? (собеседница в затруднении) — Какие у него любимые игры? — ? (собеседница в еще большем затруднении).
2. «Инвентаризация жизни» — Ну расскажи, куда ты ездила в последнее время.Ох, так устала от поездок, что не хочется даже о них говорить… — Бедная!. … Ну а что нового в личной жизни? — Знаешь, так хочется отвлечься хоть на несколько часов…Ну, тогда расскажи, что у тебя случилось хорошего, и т. д.
3. Вырождение в большой разговор — Конечно, ты планируешь этой зимой кататься на лыжах! Я знаю, ты любишь.Да, с 28 декабря уеду на неделю в горы.С 28-го? А отчет ты успеешь подготовить?- т. д.
4. Интригующий «русский нагатив» -Странно, Новый год на носу, а нигде ничего не украсили в университете. -Да, никакого нет настроения.Какое тут настроение, когда и зарплату дадут только 31-го. Даже подарки не успеем купить. -И премии не будет? — Конечно, не будет т. д.
5. «Типичное не то» Сотрудники фирмы собрались в конференц-зале, чтобы поздравить одного из директоров с днем рождения. Все в парадных костюмах, так как через 40 минут начинается торжественное открытие нового курса обучения. Это важное событие, и многие про себя думают о том, все ли они успели сделать… все ли подготовили… Многие волнуются, в том числе и именинница. После поздравлений и неизменного – «Happy birthbay» наступает пауза. — Ну что, готовитесь встречать Рождество?- спрашивает один из высокопоставленных гостей. Пауза. Многие с недоумением переглядываются.[21]

Техники вербализации

Теперь мы переходим собственно к техникам активного слушания. Иногда они рассматриваются как ступени вербализации — А, В, С или А, Б, В в зависимости от того, какой алфавит выбирает тренер.

 

Таблица 12. Техники активного слушания

Техники Определения Как это сделать?
1. Вербализация[22], ступень А Повторение: дословное воспроизведение, цитирование сказанного партнером 1. Вставляйте цитаты из высказываний партера в собственные фразы — Итак, ты считаешь… (далее цитата). Насколько я тебя понял… (далее цитата)   2. Повторите дословно последние слова партнера   3. Повторите с вопросительной интонацией одно или два слова, произнесённые партнером
2. Вербализация, ступень Б Перефразирование: краткая передача сути высказывания партнера Старайтесь лаконично сформулировать сказанное партнером   Следуйте логике партнера, а не собственной логике
3. Вербализация, ступень В Интерпретация: высказывание предположения об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания партнера 1. Задавайте уточняющие вопросы: — Ты, наверное, имеешь в виду…? -Вы, наверное, говорите это потому, что….?По-видимому, вы хотите, чтобы…?   2.Используйте технику пробных вопросов, или условных гипотез[23]: -А может быть так, что ты надеешься, что…? — А может быть так, что вы хотели бы…? -А может быть так, что для тебя важнее победить, чем сохранить команду?

Впервые эти техники были сформулированы Карлом Роджерсом. И он действительно их использовал, особенно часто первые две. Мне повезло, я наблюдала работу Карла Роджерса в Москве. Он провел де­монстрационное интервью с клиенткой в огромном зале Гуманитар­ных факультетов в Московском университете в 1984 году. Было удивительное чувство, что он лишь повторяет, мягко возвращая клиентке всякий раз ее собственную фразу. Иногда он объединял две фразы в одну или обобщал их. Однако в его работе почти не встречалось интерпретаций.

В своих книгах Роджерс подчеркивал, что очень редко использует интерпретации, потому что они бесполезны, а иногда и вредны. «Если эти интерпретации… оказываются точными, то они либо порождают мощную защиту, либо (что еще хуже) вообще лишают человека защиты, оставляя его уязвимым для удара или сломленным…» (C. Rogers, 1970, р. 72). Ложные интерпретации могут наносить еще больший вред: «…это тяжело, когда вас принимают за человека, которым вы не являетесь, или когда слышат то, чего вы не говорили. Это вызывает гнев, ощущение тщетности борьбы и разочарование» (C. Rogers, 1980, р. 12).

Однако в российской культуре интерпретация, возможно, более привычна, чем простое, дословное повторение. В нашем совместном с М. Я. Соловейчик исследовании было показано, что техника Б — особенно если она формулируется как «краткое повторение сути сказанного партнером» — оценивается участниками тренинга наиболее высоко, на втором месте стоит техника В, интерпретация, а техника А, повторение, оказывается лишь на последнем третьем месте (Сидоренко Е. В., Соловейчик М. Я., 1989). Простое повторение кажется не столько эффективным, как попытка воспроизвести суть или проникнуть в истинные причины высказывания.

Функции техник вербализации описаны в работах Н. Ю. Хрящевой и В. П. Захарова (Захаров В. П., 1990; Хрящева Н. Ю., Захаров В. П., 1990). В описании конкретных упражнений в гл. 7 мы еще будем говорить об этих функциях. А сейчас обсудим наиболее часто встречающиеся ошибки в применении техник вербализации.

Таблица 13. Типичные ошибки вербализации и способы их преодоления




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *