Интеллект абстрактный – Абстрактный интеллект — Энциклопедия системно-векторной психологии

Абстрактный интеллект — Энциклопедия системно-векторной психологии

Материал из Энциклопедия системно-векторной психологии

Абстрактный интеллект – особый вид когнитивной способности человека со звуковым вектором, позволяющей выявлять, осмысливать и описывать сложные системные вопросы и явления, оперировать понятиями и смыслами слов, проникать за грань (пределы) привычного миропонимания. Абстрактный интеллект неразрывно связан со стремлением человека постичь мироустройство во всех его проявлениях – от законов неживой и живой природы до тайн жизни как таковой и её первопричины – Абсолюта.

Выявление и раскрытие неочевидного, осмысление и словесное обозначение истоков сложных явлений – это особая умственная способность звукового человека постигать абстрактные смыслы, оперировать ими и создавать на этой основе смысловые построения, доступные пониманию остальных людей.

Развитый абстрактный интеллект – это колоссальный психический объем, характерный для талантливых и даже гениальных философов, писателей, поэтов, музыкантов, физиков, программистов, математиков.

Абстрактный интеллект и звуковой вектор

В системно-векторной психологии Юрия Бурлана раскрывается, что возможности абстрактного интеллекта природно (от рождения) присущи исключительно людям со звуковым вектором. Таких людей называют «звуковиками». Звуковики задумчивы и зачастую немногословны. Обычно они – большие эгоцентрики. В звуковом векторе нет никаких материальных желаний, кроме базовых, характерных для всех векторов: есть, пить, дышать и спать.

Звук устремлен к познанию самого себя. Звуковикам свойственно задаваться вопросами о смысле жизни, о природе вещей, о бренности и зачастую чуждости (собственного) тела, которое нередко ощущается человеком как заточение его души, о своем месте в Мире, жизненном предназначении. Для таких людей характерны поиски Бога, стремление понять скрытые законы мироустройства.

Своеобразие абстрактного интеллекта становится очевидным, если сравнивать его с другими видами интеллекта, описанными в СВП (системно-векторной психологии Юрия Бурлана). Например:

  • Логический интеллект (в «кожном» векторе) ориентирован на выявление причинно-следственных связей: от прогнозирования последствий совершенных действий до блестящих логических построений, моделей, проявляющих эти связи. Ярко представлен этот вид интеллекта во всевозможных доказательствах, например, – в юридическом обосновании виновности или невиновности человека.
  • Аналитический интеллект (в «анальном» векторе) своим названием указывает на предрасположенность к анализу: разбирать на части, исследовать детали – с целью постижения устройства изучаемого объекта. Этот вид интеллекта (или точнее было бы назвать его умом) направлен на изучение уже существующих объектов (от модели автомобиля – со способностью безукоризненно отлаживать его механизм, – до исторических событий с изучением подробностей и своеобразия атмосферы давно минувших дней), поэтому этот вид интеллекта как бы обращен в прошлое.
  • Образный интеллект характерен для «зрительного» вектора. «Зрительный» человек мыслит образами, преимущественно – визуальными. Образ как целостное (совокупное) отражение свойств объекта, явления становится инструментом одномоментного «схватывания», постижения не только сути, но и неуловимых нюансов, без которых образная мыслеформа (в голове человека) будет неполной. Часто образный интеллект не возможен без эстетического постижения прекрасного (или без-образ-ного).
  • Вербальный интеллект характерен для человека с «оральным» вектором, который мыслит говорением, и именно в процессе произнесения слов или после того, как они прозвучали завершенным предложением, «оральный» человек – post factum – понимает то, что он сказал (помыслил). Поэтому человек с вербальным интеллектом испытывает потребность размышлять вслух, но не «тихо сам с собою», а – в уши слушателям.
Лев Ландау. Выдающийся физик-теоретик

Звуковик постоянно думает. Ему свойственно сосредоточиваться на своих внутренних состояниях: как бы вслушивается в окружающий мир, улавливая его «вибрации», из которых он извлекает информацию, осмысливает её – стремится додуматься, дойти до разгадки чего-то скрытого за пределами обозримого мира. Видовая роль звуковика, заданная его природными свойствами, – использовать, реализовать свою способность вслушиваться, различать тончайшие вибрации, изменения звуковых нюансов; а на этой основе – «расслышать» смысл сокрытого для остальных и донести его до общего понимания.

Ухо (у звуковика это – эрогенная зона) улавливает колебания извне, которые попадая в поле сознания, вызывают определенные ощущения; звуковой интеллект сосредоточен на осмыслении ощущений от этих вибраций. Простейший пример (звуковой) вибрации, несущей смысл – это слово. Проходя через слуховые рецепторы уха в височные доли мозга, эти вибрации мгновенно перерабатываются сознанием, позволяя человеку воспринять смысл, заключенный в слове. Абстрактный интеллект использует слова как средства, помогающие извлекать и создавать из сложной сути явлений стройные и доступные для человеческого сознания смысловые ряды. Словесная формулировка смыслов, познание семантико-фонетического своеобразия разных языков – это стихия звуковика. Его тянет к объемам информации, заключенным в словах и коннотациях.

Нередко свои идеи и догадки звуковик записывает (особенно свойственно это анальным звуковикам, писателям, философам и мыслителям). Такой процесс мышления требует тишины и уединения – прежде, чем продукт размышлений оформится и будет вынесен на суд читателей. Часто крайне ясные мыслеформы открываются звуковику именно в ночное время, когда не отвлекают посторонние звуки, и есть возможность всецело сосредоточиться на своих мыслях.

Звуковики – мастера создавать новые образы, облекая их в живую материю слова, в безграничные пределы семиотической емкости языковых знаков. Они творцы литературного слова – поэтического и прозаического.

Кроме этого, звуковики особенно восприимчивы к музыке, которая также является ярким примером вибраций, наполненных смыслом. В первую очередь именно для звуковиков музыка – это особая стихия, дающая возможность чувственно воспринимать смыслы. Некоторые звуковики не могут жить без музыки; только она делает их жизнь осмысленной. Однако звуковики не только утонченные слушатели музыки, но и её исполнители, и создатели. Как говорил Томас Манн, «Музыка – стихия бесконечного». Кожно-звуковые композиторы в отчаянном душевном порыве своего звукового желания «вслушиваются» во Вселенную в надежде уловить ее «непостижимый гул». И – в интенсивном сосредоточении – «расслышав» нечто важное и глубокое (слышат музыку внутри себя), желают передать свои переживания, воссоздать их для других, используя нотную запись или компьютер. Так создается музыка.

Звуковики нередко находят свое призвание в областях знаний, использующих символьные знаковые системы: математика, физика, астрономия.

Абстрактный интеллект определяется двумя факторами. Во-первых, заданными природными свойствами, т.е. предрасположенностью человека к абстрактным умозаключениям и огромным (в потенциале) объемом психического, необходимым для умственного сосредоточения и создания мыслеформ определенного качества. И, во-вторых, – соответствующим прижизненным развитием этих природных свойств (задатков) в способность продуцировать абстрактные мыслеформы, передаваемые словесными, музыкальными или другими символическими средствами смыслы, доступные для понимания другим людям.

svp-wiki.ru

Абстрактный интеллект (abstract intelligence) — это… Что такое Абстрактный интеллект (abstract intelligence)?


Абстрактный интеллект (abstract intelligence)

Почти все люди используют схемы классификации для сведения, разъяснения и корректировки фактов, относящихся к окружающей среде или к межличностным отношениям. Для создания таких схем необходимо отыскивать сходства в значениях разных элементов, отвлекаясь от различий между ними. Большинство людей согласятся, что яблоко и банан сходны между собой, потому что оба они относятся к фруктам. Этот процесс построения классификационных схем называют абстрактным (отвлеченным) рассуждением, или А. и.

Способность к отвлеченному рассуждению измеряется и оценивается различными способами. При использовании Шкалы интеллекта Стэнфорд-Бине тестируемому зачитывают короткий отрывок и затем просят его восстановить логическую последовательность главных мыслей. Считается, что ключевым элементом, от которого зависит выполнение такого задания, является способность испытуемого ухватывать суть к.-л. отвлеченного отрывка. Другие методы включают субтест «Сходства» из Шкалы интеллекта взрослых Векслера (WAIS), где требуется сравнить пары элементов (задаваемых вербально) и определить, чем они «похожи», и тест сортировки объектов (Object Sorting Test) из батареи тестов Голдстейна—Ширера (Goldstein — Scheerer Battery), по которому уровень абстракции оценивается с помощью способа классификации, напр. по распределению объектов на основе цвета или формы (конкретность) либо на основе их функции (абстрактность).

См. также Клиническая оценка, Измерение интеллекта, Методы тестирования

М. П. Мелони

.

  • Автоматизация (automation)

Смотреть что такое «Абстрактный интеллект (abstract intelligence)» в других словарях:

  • МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… …   Философская энциклопедия

dic.academic.ru

Уровни абстрактного интеллекта | Соционика

Р. К. Коваленко

Эта статья посвящена такой типологии личности, как теории уровней. В конце 80-х годов ХХ века программист из Санкт-Петербурга Яков Фельдман со своей женой Еленой Алексеевой обобщили ряд философских концепций в типологическую систему, названную теорией уровней абстрактного интеллекта.

Эта типология уходит корнями не в психологию, как соционика, а в философию. Поэтому и применима она в более широком, чем соционика или психософия, масштабе. Она используется для анализа и прогнозирования исторических процессов, происходящих в обществе, для понимания движения классов в социуме, а также может быть применима для поиска направления развития каждой отдельной личности.

И так теория уровней, опираясь на философские труды К. Маркса, Р. Луллия, К. У. Грейвза, Э. Тоффлера и других, утверждает, что существуют 10 уровней абстрактного интеллекта: от 0 до 9.

Уровень ТУАИ – это уровень сложности, на котором мышление человека способно обрабатывать информацию. Уровни очень просто описываются с помощью геометрии, показывая класс сложности с помощью простейших геометрических фигур. Также каждый уровень можно охарактеризовать основными понятиями, которые появляются на этом уровне и основными операциями, связанные с этими понятиями.

  

Давайте рассмотрим каждый уровень в отдельности с позиции его основных понятий, операций присущих данному уровню мышления и соответственно поведению, через которое данный уровень проявляется.

 

Этот уровень в реальной жизни встречается достаточно редко. Он описывает состояние существования человека без активной мыслительной или физической деятельности. В подобном состоянии находятся люди в глубоком состоянии алкогольного или наркотического опьянения, когда даже операция концентрации на одном объекте вызывает значительные сложности. Проявления этого уровня асоциальны и выталкиваются обществом во вне системы.

 

Этот уровень в реальной жизни встречается достаточно часто. На этом уровне мышление способно удерживать в фокусе внимания один объект. А значит основные операции, присущие мышлению этого уровня: узнать объект и дать ему имя. Соответственно основным поведением, через которое будет проявляться этот уровень, будет концентрация, когда фокус внимания удерживается на объекте и изоляция, когда фокус внимания переводится с объекта. Этот уровень был доминирующим в обществе в эпоху первых государств, где рабам для выполнения работы нужна была концентрация на объекте.

 

Этот уровень способен удерживать в фокусе внимания человека множество точек или много объектов, а значит, у человека появилась потребность отличать один объект от другого. Поэтому основными операциями второго уровня являются различение и наполнение, нужно различить объекты друг от друга и наполнить ими пространство. На этом уровне впервые в обществе появляется понятие границы, которые нужны, чтобы мышление отделяло одни объекты от других по какому-либо принципу. Этот уровень получил свое развитие, когда человеку и общине необходимо было разделять охотничьи угодья и отличать, что это наша земля, а это чужая. Это наш соплеменник, а этот – чужак. Но и по сей день около 30-40% населения планеты второй уровень является основой мышления. За примерами ходить далеко не надо, достаточно просто выйти на улицу.

 

Этот уровень позволяет удерживать в фокусе внимания одну линию или один процесс. А значит, основными операциями этого уровня будет распределение объектов по линии, т.е. упорядочивание и стремление достичь более высокого порядка в линии – быть первым, лучшим. Люди с этим уровнем мышления меряют категориями лучше/хуже, тем самым определяя очередность объектов на прямой. Этот уровень развился в обществе в те времена, когда определив свои границы, потребовалось их защищать. И защитники должны были быть лучше, чем такие же люди с другой стороны. И по сей день этот уровень один из самых популярных в обществе, стремление быть лучше, красивее, сильнее, богаче, постоянные сравнения себя с кем-то, равнение – это все примеры проявления 3-го уровня.

 

Основой мышление этого уровня является множество линий или процессов в фокусе внимания. Это значит, что человек способен концентрироваться не только на процессе своей работы, но и параллельно держать во внимании работу других людей и координировать всю работу коллектива. Основной категорией этого уровня является роль, т.е. одна из тех возможных прямых, по которой можно пойти. А основными операциями этого уровня является распределение по рядам, раздача ролей. Роль – это некие рамки, в которые укладывается деятельность человека, инструкция или правила, которые помогают тебе держаться в рамках одного процесса. Этот уровень получил свое развитие в средневековье, когда необходимо было объяснить людям, почему правит ими король, и почему крестьяне работают на барина и т.д. С работой этого уровня и в те времена, и по сей день, успешно справлялась церковь, которая говорила, что король – наместник Бога на земле и это его роль. А роль крестьян – работать на барина, не нарушать правил и в конце своего пути попадание в рай. В настоящее время это самый распространенный в мире уровень.

 

На пятом уровне в поле внимания человека находится плоскость, а это значит, что нет прямой, которая как роль, правилами, обязанностями ограничивает человека в чем-то. На этом уровне впервые появляется свобода мышления, когда человека не сдерживает ничего, и он волен сам выбирать себе путь и прокладывать свою линию, а не идти по одной из предложенных. Понятие свободы на более низком 4-м уровне – это смена роли с одной на другую. Поэтому пятый уровень проявляется в поведении в том, что люди помимо того, что пытаются выделиться внешне, выйти за рамки роли, обыденности, так еще и ведут себя достаточно рискованно. Уйти с работы в неизвестность, потому что бесит – могу. Начать свое дело без опыта предпринимательства – попробую. Кто не рискует, тот не пьет шампанского. Не стоит путать проявление третьего уровня «выше, быстрее, сильнее» с проявлением пятого уровня «свобода самовыражения». Этот уровень получил после буржуазных революций, когда идеи 5-го уровня пришли в общество.

 

На шестом уровне в поле внимание уже много плоскостей. И если на 5-м ты нарушал норму, выходя за рамки линейного мышления 4-го уровня, то на 6-м уровне понятие нормы становится в разы более субъективным. Для каждого своя норма и у каждого своя плоскость. На пятом уровне человек не просто видит различия путей и подходов, но и объясняет это причинно-следственными связями. На шестом уровне человек понимает мир, его многообразие и причины отличий одного объекта или пути от другого. Этот уровень получил развитие во время развития правового государства и научных революций, когда обществу нужны были ответы на вопрос: «А почему это так, а не иначе?».

 

Мышление седьмого уровня основано на удержании в фокусе внимания целой системы, а это значит, что эта система уникальна. Данный уровень получил свое развитие в середине XX века, когда несколько плоскостей объясняли причины, но не объясняли это с такой долей точности, с какой это стало необходимо миру. Тем более некоторые теории противоречили друг другу, и в рамках многоплоскостного мышления это вполне укладывалось, но они не сочетались друг с другом в единую систему. Это потребовало от людей оригинальных идей, парадоксов, инноваций, которые разрушат старое понимание и на его основе построят новое системное видение мира. Седьмой уровень – это уровень изобретателей, новаторов и не просто, когда кто-то вышел за рамки одного процесса, а придумал принципиально новое, выйдя за рамки плоскостей. Как пример работы мышления 7-го уровня можно привести работы Альберта Эйнштейна, Николо Теслы, Стивена Хокинга, чьи труды легли в основу научных картин мира в своих областях.

 

В фокусе внимания находятся уже много систем, и основной операцией является снятие границ, ведь в каждой системе свои устои, нормы и их бесчисленное множество. Если на шестом уровне человеку важно понять причину, то на восьмом причина и так ясна, и поэтому человек принимает другого человека или явление таким, какое оно есть. На этом уровне впервые в мышлении человека уходят границы. Восьмой уровень стал проявляться у некоторых людей в истории лишь в середине ХХ века, когда требовалось примирить массы людей, отнестись с пониманием к потребностям каждого и в том числе людей, которые считают тебя врагом. Как пример проявления восьмого уровня деятельность и идеи Махатмы Ганди, Нельсона Манделы.

 

Девятый уровень является мифическим и подразумевает, что в фокусе внимания у человека находятся все. В жизни и он не встречается, разве что можно сделать предположение, проведя параллели с историей буддизма, что когда Сиддхартха Гаутама достиг просветления, он достиг именно девятого уровня абстрактного интеллекта.

Ребенок с момента рождения начинает так или иначе последовательно набирать опыт по всем восьми уровням. Начиная с игры погремушкой (1 уровень), продолжая командными заданиями в школе (4 уровень) и изучением причинности физических явлений в старших классах (6 уровень). Но мозг человека так устроен, что невозможно работать на всех уровнях сразу. Поэтому на каких-то уровнях человек останавливается и продолжает преимущественно работать на них. Причем в процессе своей жизни он может менять свой набор уровней как в верхнюю сторону, развиваясь и прогрессируя, а может наоборот, деградировать, переходя с 5-го уровня на 4-й или 3-й.

Систему уровней для каждого конкретного человека, или – набор уровней. У каждого человека есть целевой уровень – это то мышление, к которому он стремится, опыта по нему мало, чтобы человек мог уверенно работать по нему, но стремление достичь его есть. Ядро или инструмент, это тот уровень, на котором опыта в разы больше, чем по целевому уровню и этот опыт используется для достижения цели. База – это пассивный уровень, с огромным количеством опыта, на который опирается инструмент для своей деятельности.

 

Например, клерк, безвылазно работающий в офисе с утра и до вечера, мечтает стать директором офиса и самому раздавать поручения. В этой ситуации стремление стать директором – цель, т.е. 4-й уровень является целевым. Безвылазная работа в офисе с утра до ночи – средство, стремление стать лучшим в офисе и тем самым получить место босса. 3-й уровень – инструментальный. И базовым в данном случае является второй уровень.

Или еще один пример: человек хочет совершить открытие и решить одну из задач тысячелетия. Для этого он изучает все знания, что были открыты до него, но для таких дел необходимо много времени. И человек бросает работу и пускается в свободное плавание и периодический фриланс. В этой ситуации 7-й уровень целевой, 6-й уровень инструментальный и 5-й уровень база, опыт по которой позволяет безболезненно и не напрягаясь существовать в режиме свободного плавания.

Отношения между людьми или обществами разных уровней происходит по следующей схеме:

А = Б => конкуренция равных;
|А – Б| = 1 => кооперация соседних;
|А – Б| > 1 => агрессия низших к высшим;где А и Б – целевые уровни разных людей.

Структура доминирующих уровней в обществе устроена аналогично структуре уровней одного человека. А значит можно найти причины октябрьской революции в России, причины гонения на кулаков, причины репрессиям 30-х годов, событиям происходящих в 90-е годы и т.д. Но это уже тема для обсуждения или следующих статей.

Подробнее о ТУАИ, ее соотношению с соционикой, взаимосвязями с историей, философскими концепциями, и ее практическом применении вы можете узнать в видео-лекции.

Отдельно хотелось бы поговорить о проявлениях уровней ТУАИ применительно к соционике. Не о том, как соционика пересекается с ТУАИ, а о примерах проявления уровней в среде социоников.

Список используемых источников:

  1. Фельдман Я.А. Философ на пляже. Книга для умных любого возраста. — М.: Чёрная белка, 2009. — 135 с.
  2. Фельдман Я.А. Педагогика Луны и Педагогика Солнца». — М.: Доброе слово: Чёрная белка, 2007. — 144 с.
  3. Фельдман Я.А. Теория уровней и модель человека. — М.: Доброе слово, 2005.

sibsocionic.ru

Интеллект абстрактный — это… Что такое Интеллект абстрактный?


Интеллект абстрактный
— способность творчески решать новые проблемы. Синоним: Интеллект текучий.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Интеграция
  • Интеллект животных

Смотреть что такое «Интеллект абстрактный» в других словарях:

  • ИНТЕЛЛЕКТ, АБСТРАКТНЫЙ — См. абстракция и умственное развитие. Употребляется подобно понятию текучий интеллект …   Толковый словарь по психологии

  • Абстрактный объект — это объект, не существующий ни в каком конкретном месте ни в какое конкретное время, но существующий как тип вещи (как идея или абстракция).[1] Абстрактными объектами являются объкты, созданные путём идеализации и обобщения. В философии очень… …   Википедия

  • ИНТЕЛЛЕКТ, ТЕКУЧИЙ — Интеллект, оцениваемый теми компонентами теста умственного развития, которые основаны на способности творчески решать новые проблемы. Употребляется как приблизительный синоним абстрактного интеллекта (см. здесь абстрактный и умственное развитие) …   Толковый словарь по психологии

  • Интеллект животных (animal intelligence) — Представление о том, что разные виды животных различаются по уровню интеллекта, прочно укрепилось в сознании людей. Многочисленные научно популярные статьи и различные телевизионные программы посвящены сравнению интеллектуального уровня котов и… …   Психологическая энциклопедия

  • интеллект — ▲ способность ↑ в отношении, абстрактный интеллект способность к мышлению; способность мышления оперировать абстрактными понятиями; способность решать неформальные задачи; способность к познавательной деятельности; принадлежность человека. ↓… …   Идеографический словарь русского языка

  • Абстрактный интеллект (abstract intelligence) — Почти все люди используют схемы классификации для сведения, разъяснения и корректировки фактов, относящихся к окружающей среде или к межличностным отношениям. Для создания таких схем необходимо отыскивать сходства в значениях разных элементов,… …   Психологическая энциклопедия

  • КОЛИЧЕСТВО — филос. категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во первых, установить их однородность, т.е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собою, во вторых,… …   Философская энциклопедия

  • Иоанн Дунс Скот — Жизнь и сочинения      Доктор Субтилис ( тонкий доктор ) так называли современники Иоанна Дунса Скота, имея в виду утонченно рафинированный дух его доктрины. Он родился в деревне Дуне в Шотландии в 1266 году. Аквинат и Бонавентура к этому времени …   Западная философия от истоков до наших дней

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

  • Мышление (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мышление. Мышление  процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений.… …   Википедия

psychology_pedagogy.academic.ru

ИНТЕЛЛЕКТ, АБСТРАКТНЫЙ — это… Что такое ИНТЕЛЛЕКТ, АБСТРАКТНЫЙ?


  • ИНТЕГРИРОВАТЬ
  • ИНТЕЛЛЕКТ, КОНКРЕТНЫЙ

Смотреть что такое «ИНТЕЛЛЕКТ, АБСТРАКТНЫЙ» в других словарях:

  • Интеллект абстрактный — способность творчески решать новые проблемы. Синоним: Интеллект текучий …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Абстрактный объект — это объект, не существующий ни в каком конкретном месте ни в какое конкретное время, но существующий как тип вещи (как идея или абстракция).[1] Абстрактными объектами являются объкты, созданные путём идеализации и обобщения. В философии очень… …   Википедия

  • ИНТЕЛЛЕКТ, ТЕКУЧИЙ — Интеллект, оцениваемый теми компонентами теста умственного развития, которые основаны на способности творчески решать новые проблемы. Употребляется как приблизительный синоним абстрактного интеллекта (см. здесь абстрактный и умственное развитие) …   Толковый словарь по психологии

  • Интеллект животных (animal intelligence) — Представление о том, что разные виды животных различаются по уровню интеллекта, прочно укрепилось в сознании людей. Многочисленные научно популярные статьи и различные телевизионные программы посвящены сравнению интеллектуального уровня котов и… …   Психологическая энциклопедия

  • интеллект — ▲ способность ↑ в отношении, абстрактный интеллект способность к мышлению; способность мышления оперировать абстрактными понятиями; способность решать неформальные задачи; способность к познавательной деятельности; принадлежность человека. ↓… …   Идеографический словарь русского языка

  • Абстрактный интеллект (abstract intelligence) — Почти все люди используют схемы классификации для сведения, разъяснения и корректировки фактов, относящихся к окружающей среде или к межличностным отношениям. Для создания таких схем необходимо отыскивать сходства в значениях разных элементов,… …   Психологическая энциклопедия

  • КОЛИЧЕСТВО — филос. категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во первых, установить их однородность, т.е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собою, во вторых,… …   Философская энциклопедия

  • Иоанн Дунс Скот — Жизнь и сочинения      Доктор Субтилис ( тонкий доктор ) так называли современники Иоанна Дунса Скота, имея в виду утонченно рафинированный дух его доктрины. Он родился в деревне Дуне в Шотландии в 1266 году. Аквинат и Бонавентура к этому времени …   Западная философия от истоков до наших дней

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

  • Мышление (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мышление. Мышление  процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений.… …   Википедия

psychology_dictionary.academic.ru

Абстрактный интеллект (abstract intelligence)

Почти все люди используют схемы классификации для сведения, разъяснения и корректировки фактов, относящихся к окружающей среде или к межличностным отношениям. Для создания таких схем необходимо отыскивать сходства в значениях разных элементов, отвлекаясь от различий между ними. Большинство людей согласятся, что яблоко и банан сходны между собой, потому что оба они относятся к фруктам. Этот процесс построения классификационных схем называют абстрактным (отвлеченным) рассуждением, или А. и.

Способность к отвлеченному рассуждению измеряется и оценивается различными способами. При использовании Шкалы интеллекта Стэнфорд-Бине тестируемому зачитывают короткий отрывок и затем просят его восстановить логическую последовательность главных мыслей. Считается, что ключевым элементом, от которого зависит выполнение такого задания, является способность испытуемого ухватывать суть к.-л. отвлеченного отрывка. Другие методы включают субтест «Сходства» из Шкалы интеллекта взрослых Векслера (WAIS), где требуется сравнить пары элементов (задаваемых вербально) и определить, чем они «похожи», и тест сортировки объектов (Object Sorting Test) из батареи тестов Голдстейна—Ширера (Goldstein — Scheerer Battery), по которому уровень абстракции оценивается с помощью способа классификации, напр. по распределению объектов на основе цвета или формы (конкретность) либо на основе их функции (абстрактность).

См. также Клиническая оценка, Измерение интеллекта, Методы тестирования

М. П. Мелони

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

абстрактный интеллект — с английского на все языки

См. также в других словарях:

  • Абстрактный интеллект (abstract intelligence) — Почти все люди используют схемы классификации для сведения, разъяснения и корректировки фактов, относящихся к окружающей среде или к межличностным отношениям. Для создания таких схем необходимо отыскивать сходства в значениях разных элементов,… …   Психологическая энциклопедия

  • Интеллект животных (animal intelligence) — Представление о том, что разные виды животных различаются по уровню интеллекта, прочно укрепилось в сознании людей. Многочисленные научно популярные статьи и различные телевизионные программы посвящены сравнению интеллектуального уровня котов и… …   Психологическая энциклопедия

  • интеллект — ▲ способность ↑ в отношении, абстрактный интеллект способность к мышлению; способность мышления оперировать абстрактными понятиями; способность решать неформальные задачи; способность к познавательной деятельности; принадлежность человека. ↓… …   Идеографический словарь русского языка

  • Абстрактный объект — это объект, не существующий ни в каком конкретном месте ни в какое конкретное время, но существующий как тип вещи (как идея или абстракция).[1] Абстрактными объектами являются объкты, созданные путём идеализации и обобщения. В философии очень… …   Википедия

  • ИНТЕЛЛЕКТ, ТЕКУЧИЙ — Интеллект, оцениваемый теми компонентами теста умственного развития, которые основаны на способности творчески решать новые проблемы. Употребляется как приблизительный синоним абстрактного интеллекта (см. здесь абстрактный и умственное развитие) …   Толковый словарь по психологии

  • Интеллект абстрактный — способность творчески решать новые проблемы. Синоним: Интеллект текучий …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ИНТЕЛЛЕКТ, АБСТРАКТНЫЙ — См. абстракция и умственное развитие. Употребляется подобно понятию текучий интеллект …   Толковый словарь по психологии

  • Первичные умственные способности (primary mental abilities) — Одним из самых ранних достижений новой науки психологии яв сь объективное измерение умственных способностей. Благодаря внедрению в психологию нового метода факторного анализа, Ч. Спирмен доказал, что интеллект можно охарактеризовать как… …   Психологическая энциклопедия

  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей (cognitive interventions with older persons) — Исходя из того что происходящее с возрастом снижение интеллекта не яв ся необратимым и что интеллектуальная деятельность в пожилом возрасте характеризуется еще довольно значительной пластичностью, нек рые исследователи разработали обучающие… …   Психологическая энциклопедия

  • Интуиция (intuition) — Термин «И.» применялся по отношению к множеству разнообразных явлений и процессов, часть к рых происходит явно, а другие далеки от очевидного проявления. Концепции И. в философии варьируют от ее понимания как простейшей психич. функции до… …   Психологическая энциклопедия

  • Когнитивные карты (cognitive maps) — К. к. отображает относительное расположение точек в пространстве, позволяя тем самым животному ориентироваться в направлении точки, не имеющей явных отличительных признаков. Существованием этого термина мы обязаны Толмену, к рый использовал его… …   Психологическая энциклопедия

translate.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *