Интеллект креативность талант – МБОУ «Лицей №23» — Креативность. Интеллект. Талант

"Креативность. Интеллект. Талант" - Учительский Портал

НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ...

еще... КОММЕНТАРИИ
еще... Спасибо за игру! Интересные загадки о профессиях! Виктория Валерьяновна, спасибо за методические материалы, которыми Вы делитесь с... Спасибо за сценарий! Новый год не за горами, пригодится в работе! Спасибо за исследование важной проблемы, которая актуальна до сих пор!! Почему-то не могу открыть тест. Что нужно сделать? Всё распечатала, завтра оформлю уголок в кабинете. Ольга Михайловна, какие же вы с внучкой молодцы! Посмотрела все композиции, так ...


Диплом призёра Всероссийской заочной олимпиады школьников Снежко Семёна, 1 класс


Всего комментариев: 0

easyen.ru

Общий интеллект и креативность. Психология общих способностей

Общий интеллект и креативность

Проблема отношения креативности и интеллекта поставлена в тот момент, когда креативность была выделена в качестве самостоятельного фактора. Гилфорд полагал, что творческая одаренность включает в себя, по крайней мере, способности к дивергентному мышлению и к преобразованиям (IQ). Напомню, что, по Гилфорду, дивергентное мышление есть мышление, направленное на поиск разнообразных логических возможностей, способность к которому тестируется с помощью особых тестов («Необычное использование предметов», «Дополнение рисунка», «Нахождение синонимов» и т. д.).

В ряде статей Гилфорд рассматривает отношение интеллекта и креативности. Он полагал, что интеллект определяет успешность понимания и усвоения нового материала, а дивергентное мышление детерминирует творческие достижения. Кроме того, успешность творческой активности предопределена объемом знаний (зависящим, в свою очередь, от интеллекта). Гилфорд высказывает предположение, что IQ будет предопределять «верхний предел» успешности решения задач на дивергентное мышление. Причем тесты креативности Гилфорда были связаны с оперированием семантическим кодом (словесной информацией), и он считал, что ограничивающая роль интеллекта для них будет выше, чем для невербальных тестов. Исследования показали, что корреляции между тестами интеллекта и дивергентного мышления выше для семантических тестов, чем для пространственных и символических.

Однако результаты исследований К. Ямамото, а также Д. Хардгривса и И. Болтона позволяют ввести гипотезу «нижнего порога»: конвергентный интеллект (IQ) ограничивает проявления креативности при низких значениях IQ, при IQ выше некоторого «порога» творческие достижения от интеллекта не зависят.

В исследованиях Гилфорда и Кристиансена также было выявлено, что при низком IQ практически не бывает проявлений творческой одаренности, в то время как среди людей с высоким IQ встречаются лица и с высоким, и с низким уровнем развития дивергентного мышления.

Торренс [14], обобщив собственные исследования, пришел к выводу, что связь между уровнем интеллекта и креативностью односторонняя. Он предложил модель интеллектуального порога: до уровня IQ < 120 креативность и интеллект образуют единый фактор, выше этого порога факторы креативности и интеллекта проявляются как независимые. Иначе говоря, до какого-то уровня IQ ограничивает проявление креативности, выше «порога» креативность «вырывается на свободу».

Казалось бы, модель «интеллектуального порога» получила явное подтверждение. Но результаты исследований Когана и Воллаха опровергли теорию «нижнего» порога. Коган и Воллах модифицировали процедуру тестирования: сняли временной лимит, отказались от показателя «правильности» (по Гилфорду), устранили момент соревновательности. В итоге факторы креативности и интеллекта оказались независимыми [15]. Была выявлена и описана особая группа детей с высоким уровнем креативности, но с интеллектом ниже среднего.

В 1980 году вышла работа Д. X. Додда и Р. М. Уайта [8], в которой проанализированы результаты исследования связей между IQ и оценками дивергентной продуктивности (рис. 55).

Распределение индивидов в пространстве двух координат (IQ и дивергентная продуктивность) удивительно напоминает распределения, полученные при исследовании связей интеллекта и обучаемости, а также интеллекта и успешности профессиональной деятельности. Интеллект ограничивает «сверху» уровень творческой продуктивности. Наивысшие показатели по тестам дивергентного мышления показывают индивиды с максимальными значениями IQ. Обратное не верно.

Каким же образом совместить результаты Когана и Воллаха, а также результаты, полученные в нашей лаборатории, с теорией «высокого» интеллектуального порога? Неужели все дело в различии процедур получения данных или же степень регламентированности условий деятельности определяет «нижний» порог IQ для проявления креативности?

Проверялась гипотеза о возможности формирования креативности как общей личностной диспозиции (включающей мотивационную, когнитивную и поведенческую составляющие) у детей 3-5 лет [5]. В ходе исследования выявлены две важные закономерности: 1) нелинейный характер изменения креативности в ходе исследования и 2) последовательность формирования компонентов креативности – от мотивационных – к когнитивным и поведенческим.

Если креативная продуктивность испытуемых детей в ходе формирующего эксперимента превышала некоторый (всегда индивидуально определенный) уровень, то у них начинали проявляться признаки дезадаптивного, неврозоподобного поведения (росла тревожность, капризность, агрессивность, эмоциональная сензитивность и т.д.). Эти признаки напоминают особенности поведения детей с низким уровнем интеллекта и высокой креативностью, как их описывают Воллах и Коган. Следовательно, можно объяснить этот эффект превышением уровня креативности индивидуального уровня «интеллектуального порога», который определяет успешность адаптации. К концу формирующего эксперимента у большинства детей уровень креативности был выше, чем в начале, но меньше, чем в середине исследования, то есть достиг некоторого индивидуального оптимума.

Хотя методика диагностики креативности в нашей работе отличалась от тестов креативности Торранса и Гилфорда и состояла в фиксации проявлений творческого поведения детей при спонтанной ситуативной игре, результаты ее можно объяснить с помощью той же модели «интеллектуального порога». Базовым условием формирования креативности и ее проявления в повседневной жизни является формирование у индивида творческой мотивации. По нашим данным, оптимальным периодом ее формирования является возраст от 3,5 до 4 лет.

Итак, можно заключить, что творческая активность детерминируется творческой (внутренней) мотивацией, проявляется в особых (нерегламентированных) условиях жизнедеятельности, но «верхним» ограничителем уровня ее проявления служит уровень общего («флюидного», по Кэттелу) интеллекта. Аналогично существует и «нижний» ограничитель: минимальный уровень интеллекта, до достижения которого креативность не проявляется.

Условно отношение между творческой продуктивностью и интеллектом можно свести к неравенству вида:

IQ «деятельности» < Cr < IQ «индивида»

Если исходить из этого отношения, то речь не может идти об «интеллектуальном пороге». Интеллект индивида выступает в качестве «верхнего ограничителя», потолка потенциальных творческих достижений. Использует или нет индивид отведенные ему природой возможности, зависит от его мотивации, компетентности в той сфере творчества, которую он для себя избрал, и, разумеется, от тех внешних условий, которые предоставляет ему общество. Нижний «интеллектуальный порог» определяется «регламентированностью» сферы, в которой индивид проявляет свою творческую активность.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Интеллект и креативность | Главная страница

Что такое интеллект и креативность и для чего они нужны? Кажется, что вопрос излишен, и то и другое очень полезные функции, облегчающие жизнь и делающие ей интересней и насыщенней.

Интеллект позволяет приобретать знания и умения, приспосабливаться к необычным ситуациям, использовать при решении различных вопросов полученный ранее опыт, понимать закономерности происходящих в мире процессов, прогнозировать развитие событий и обмениваться информацией с другими людьми.

Креативность или творческое мышление позволяет эффективно действовать в новой или неопределённой ситуации, опираясь на свой творческий потенциал, хорошо ориентироваться при быстрой смене обстоятельств, принимать адекватные решения при недостаточности исходных данных. Креативность необходима в любой ситуации неопределенности, когда отсутствуют готовые решения и требуется придумать что-то новое.

Креативность включает в себя различные свойства психической деятельности человека, к которым относится интеллект, личностные качества, установки и ценности.

Интеллектом в той или иной степени, обладает каждый человек. Но чтобы иметь способность мыслить креативно, необходимо обладать не просто интеллектом, а интеллектом развитым. Человек с развитым интеллектом имеет способность к беглому, гибкому и оригинальному мышлению. Как говорят, для человека с интеллектом нет ничего невозможного.

Креативная личность при решении вопросов настроена на широкий диапазон поиска вариантов, как не очевидных с первого взгляда, так и самых абсурдных, при первом рассмотрении. Он не занимается критикой и не отметает неприемлемые способы решения, он способен широко мыслить, задействуя воображение и обладает способностью к составлению необычных сочетаний.

Интеллект, как и креативность, можно и нужно развивать. Людям с развитым интеллектом свойственны такие качества личности, как собранность, внимательность, постоянная готовность к умственной работе, стремление получать новые знания, склонность к анализу, обобщению и систематизации.

Открытость к новому опыту расширяет кругозор, позволяет приобретать новые навыки и применять их в ситуациях неопределенности.

Креативный человек высоко ценит свободу и возможность развития. Он не боится менять самого себя и окружающие его жизненные обстоятельства, у него активная жизненная позиция.

Для развития интеллекта и креативности существуют разные методики и упражнения. В качестве примера привожу некоторые из них. Эти упражнения можно выполнять одному или в компании.

  1. Взять какой – то предмет или часть предмета и сначала ответить на вопрос чем этот предмет хорош, а потом – чем он плох. Вариантов ответа может быть великое множество, даже самых невообразимых. Тренируйтесь, пока Ваша фантазия не иссякнет.
  2. Взять обычный предмет (например, гвоздь или обычную ручку). и придумать как можно больше разнообразных способов его использования.
  3. Вообразите какую-нибудь невероятную ситуацию, например, что в России запретили футбол, представьте, что эта ситуация произошла и придумайте как можно больше последствий к которым привела эта ситуация.

Если Вы хотите быть интеллектуально развитой и креативной личностью, то придерживайтесь разнообразной и сбалансированной системы питания, выполняйте физические упражнения на регулярной основе, повышайте уверенность в себе, ведите дневник, пишите сказки, стихи, рассказы, рисуйте, читайте хорошую литературу, придумывайте различные способы использования привычных предметов, ищите сходство и различия объектов или предметов, непохожих друг на друга, займитесь новыми делами, о которых даже и не задумывались, практикуйте спонтанность и общительность, находите разные способы выполнения рутинных занятий, не выносите поспешных решений, думайте о себе, как о творческой личности, мечтайте, и не бойтесь ошибаться.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Также по этой теме:

psihologanalitik.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о