Интеллект психологический – уровень, коэффициент, виды и развитие интеллекта

Интеллект | Психологическая энциклопедия 1vc0

Интеллект (от лат. intellictus — ум, рассудок, разум) — устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей; механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности, включенности индивида в социокультурный опыт социума.

Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики.

В начале XIX в. немецкий астроном Фридрих Вильгельм Бесель (1784 — 1846 гг.) утверждал, что может определить уровень интеллекта человека по скорости его реакции на вспышку света. Но только в конце века американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860 — 1944 гг.) выступил в качестве основоположника научной тестологии, разработав систему тестов, направленных на выявление психических возможностей индивида, в том числе и интеллектуальных (ментальных). Формировалась научная концепция человеческого интеллекта. Серьезные исследования развития интеллекта (умственного возраста) проводил французский психолог Альфред Бине (1857 — 1911 гг.). Разработчиком понятия коэффициента умственного развития был немецкий психолог Вильям Штерн (1871 — 1938 гг.), предложивший определять коэффициент умственного развития ребенка путем деления его умственного возраста на хронологический возраст. А. Бине и Т. Симон в начале XX в. разработали шкалы умственного возраста ребенка.

В 1937 г. Д. Векслером была создана первая шкала интеллекта для взрослых. В большинстве тестов интеллекта испытуемому предлагаются задания на классификацию, обобщение, перенос знаний, экстраполяцию и интерполяцию. Некоторые задания состоят из рисунков и геометрических фигур. Успех испытуемого определяется количеством правильно выполненных заданий, в соответствии с которым устанавливается коэффициент его умственного развития — IQ.

Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида

, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям. Исследователи выдвигают различное количество базовых факторов интеллекта. Уже в начале XX в. английский психолог Чарлз Эдуард Спирмен (1863 -1945 гг.) разработал статистические методы измерения интеллекта и выдвинул двухфакторную теорию интеллекта. В интеллекте выделялся общий фактор (фактор G) и специальные факторы, определяющие успех в решении задач определенного типа (фактор S). Возникла теория специфических способностей. Психолог Дж. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта и представил его структуру в виде кубической модели (Рис.). Интеллектуальные возможности человека проявляются в тех стратегиях, которых он придерживается в различных Проблемных ситуациях, в его способности трансформировать проблемную ситуацию в проблему, а затем в систему решаемых им поисковых задач.

Одни люди способны к быстрым умозаключениям, интуитивным озарениям, их мышление отличается одномоментным охватом события в различных его взаимосвязях. Они отличаются последовательностью в выдвижении гипотез и проверке всех возможных следствий из них. Другие замыкаются на первой пришедшей на ум гипотезе, их мышление нединамично. Некоторые люди пытаются решать проблемные задачи вообще без всяких предварительных предположений, надеясь на случайные находки. Их мышление бессистемно, оно перекрывается импульсивными эмоциями. Мышление многих людей стереотипно, излишне стандартизировано.

Интеллектуально-волевые качества индивида проявляются в выборе цели и системы средств ее достижения, в качестве переработки исходной информации, в учете условий деятельности.

По Г. Айзенку, интеллект — универсальная психическая способность, генетически детерминированная особенность работы мозга, проявляющаяся в скорости и точности переработки информации. В связи с развитием кибернетики интеллект стал трактоваться как способность системы к самоорганзиации. Индивидуальный уровень интеллекта определяется как генетическими, так и средовыми факторами (интеллектуальным «климатом семьи», воздействием развивающих факторов).

Структура интеллекта по Дж. Гилфорду

Среди отдельных качеств интеллекта выделяется дивергентность — способность устанавливать множественность проявлений объекта и креативность — способность к проблемному мышлению.

Его кубическая модель представляет собой попытку определить каждую из 120 специфических способностей, исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это умственное действие (результат). Например, при заучивании таких символических обозначений, как сигналы азбуки Морзе (Е12), при запоминании семантических преобразований, необходимых для спряжения глагола в том или ином времени (DV3), или при оценке изменений в поведении, когда необходимо пойти на работу по новому пути (AV4), вовлекаются совсем различные типы интеллекта.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость — стремление разностороннее познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума — заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.

Логичность мышления — характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления — способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

Различное содержание деятельности требует развития определенных интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него

ксенофобии — боязни нового, непривычного.

Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Интеллектуально ограниченные люди крайне узко, локально отражают действительность, не осуществляют переноса знаний.

Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемого «целевое мышление» — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации.

Существенные непатологические нарушения в структуре интеллекта — умственные аномалии. Они выражаются в нарушении всей психической системы личности — его мотивационных, целеобразующих и целедостигающих регуляционных механизмов. Типичные признаки нарушенности интеллекта:

  • неадекватность мотивов совершаемым действиям;
  • нарушение в программировании действий и контроле за их исполнением;
  • нарушение смысловых связей, неадекватность средств поставленным целям;
  • дефекты мыслительных операций (нарушение обобщения, классификации и т. д.).

Итак, интеллект — универсальная психическая способность человека, связанная с особенностями отражения действительности, получения им информации, ее переработки и эффективного использования во взаимодействий с внешней средой.

wiki.1vc0.ru

Мышление и интеллект в психологии

Мышление и интеллект в психологии – термины, которые очень близки друг к другу в самой своей сути, и отражают разные стороны одного общего понятия. Интеллект – это способность человека к осуществлению мышления. А мышление – это сам процесс восприятия, реакции и осмысления. И все же, разница есть: мышление свойственно каждому человеку, а вот интеллект – нет.

Мышление человека и интеллект

На сегодняшний день не существует единого определение слова интеллект, и каждый специалист склонен описывать его с некоторой разницей. Самая популярная дефиниция интеллекта – это способность решать умственные задания.

В популярной известной «кубической» модели Д. Гилфорда интеллект описывается тремя категориями:

  • содержание – о чем мы думаем;
  • операции – как мы об этом думаем;
  • результаты – что мы получаем в итоге умственной деятельности.

Отсюда видно, что соотношение мышления и интеллекта очень тесное, интеллект строится на способности человека к мышлению. И если мышление продуктивное дает результаты, то можно говорить об интеллекте.

От чего зависит развитие интеллекта?

Если не рассматривать случаи, когда нарушение мышления и интеллекта являются последствием травмы или заболевания, в нормальных условиях у человека с детского возраста развивается интеллект. Скорость его развития зависит от врожденных факторов, воспитания и среды, в которой он растет.

В понятие «врожденных факторов» входит наследственность, образ жизни матери во время беременности (вредные привычки, стрессы, прием антибиотиков и т.д.). Однако это определяет только исходный потенциал, а дальнейший его путь определяет то, насколько развиты будут зачатки интеллекта в нем. Ребенок читающий, анализирующий информацию, общающийся с развитыми детьми, может сильнее развить интеллект, нежели те, кто растут в неблагоприятной среде.

 

womanadvice.ru

Почему так происходит, что одни люди могут легко решить сложнейшую задачу по тригонометрии, а напеть мотив полюбившейся мелодии не в силах, а другие рисуют прекрасные пейзажи, а сложить вместе несколько трехзначных чисел для них порою сложная задача? За способности человека к той или иной деятельности отвечает интеллект. Интеллект – не единое для всех понятие, в психологии он подразделяется на 9 основных типов. Такое разделение оправдано, ведь обладая знаниями о типе интеллектуальных способностей, человеку легче повернуть свой жизненный путь в нужное русло. Выбор профессии, любимого дела или хобби часто мотивируется, основываясь на тип интеллекта человека. Поговорим о каждом типе в отдельности.

Виды интеллекта

Природный интеллект

Человек, которому присущи способности данного типа, способен проникновенно ощущать все подробности существования представителей флоры и фауны. В прошлом такие способности считались магическим даром свыше, самые одаренные первобытные люди становились великими охотниками и собирателями трав, грибов, злаков и других растений. Сегодня такие люди находят свое призвании в области ботаники, животноводства, агрономии. Данный тип все более отходит на второй план, в связи с техническим прогрессом, охватившим многие сферы человеческой деятельности.

Логико-математическим

Этим типом обладают люди, нашедшие себя в математике, логистике или информатике. Обладающие таким интеллектом легко решают сложнейшие задачи, производят вычисления, оперируют логическими данными. Люди с такой интеллектуальной направленность становятся не только математиками, а и, к примеру, детективами. Человеку с логическим мышлением чуждо общение, социальные контакты, ведь их разум занят цифрами, экспериментальными вычислениями и решением задач и уравнений.

Музыкальный интеллект

Позволяет индивидууму тонко воспринимать и ощущать тон, ритм, шаг и тембр. Человек, наделенный музыкальным «даром» без труда не только воспроизводит музыку, но и может создавать ее. Не стоит уточнять, что таким интеллектом обладают композиторы, певцы или дирижеры. А вот если личность обладает не только хорошим слухом, но и математическими способностями, то такое совмещение может создать прекрасного барабанщика – ведь таким людям нужно не просто слышать, но и считать с большой скоростью.

Особый тип интеллекта – межличностный

Тот, кто обладает данным типом умственной деятельности, имеет весьма высокую эмпатию – способность понимать других людей. Обычно это коммуникативная личность, которая легко создает контакты с окружающими, используя всевозможные способы общения, как вербальные, так и невербальные. Про таких людей говорят: «Он очень общительный». Почувствовать настроение собеседника, определить характер или тип темперамента для человека, с межличностным типом интеллекта – раз плюнуть. Молодые люди часто занимают лидирующую позицию среди сверстников, потому что они прекрасно понимают окружающих, могут оказать им помощь и поддержку. Таким людям рекомендуются выбирать педагогическую, сценическую, социальную или политическую сферу деятельности.

Экзистенциальный интеллект

Один из наиболее сложных типов, людям с таким типом присуща борьба с глубочайшими вопросами, касающимися человеческой сущности. Философские мысли могут помочь экзистенциальному мышлению выдвинуть новую теорию о жизни и смерти, окунуться в корень бытия человеческой расы или предположить новую гипотезу о возникновении вселенной. Кресло профессора философии идеально подойдет личности с экзистенциальным мышлением, неплохо также заниматься политической и агитационной деятельностью, ведь такие умы могут вершить судьбу цивилизаций.

Телесно-кинестетический тип интеллекта

Если, рассмотреть данный тип мышления с точки зрения физики, то люди, наделенные кинестетическими способностями способны прекрасно манипулировать различными предметами. Их физиологические навыки достигают совершенства, а чувство пространства и временных отрезков чрезвычайно высокое. Такой тип интеллекта должен быть присущ спортсменам, хореографам и танцорам, а также врачам-хирургам, от движения рук которых зависит человеческая жизнь.

Лингвистический тип

Лингвистическое мышление помогает людям четко мыслить, преобразовывать сложные словесные конструкции в доступные каждому слова. Литераторы, журналисты и деятели общественности должны обладать именно таким типом мыслительной деятельности. Еще в подростковом возрасте определить такую интеллектуальную склонность достаточно легко – подростки с упоением читают и пишут, разгадывают анаграммы, кроссворды или другие словесные головоломки, с восторгом рассказывают сверстникам и близким интересные истории.

Интеллект пространственный

Выражает способность человека оперировать мыслительными процессами в трех измерениях. Ориентировка на местности, четкое запоминание окружающей обстановки присуще людям, одаренных пространственной интеллектуальной деятельностью мозговых центров. Ребенок с детства любит собирать паззлы и испытывает тягу к лабиринтам – наверняка они обладают пространственным мышлением и воображением. Хорошо развитый интеллект пространственного типа присущ архитекторам, водителям, морякам и летчикам, деятелям кисти и краски, а также скульпторам.

Личностный тип интеллекта

Что такой тип дает своему обладателю? В первую очередь хорошее понимание себя, своих эмоций, чувствительных процессов и мыслей. Не просто понимать, но и направлять это понимание на планирование своего существования. Такой человек «трезв» в постановке суждений, касаемо своей жизни, может здраво поставить оценку соотношению своих желаний и возможностей, что помогает оптимально строить планы на будущее, планировать бюджет, следовать инструкциям и тому подобное. Человек с личностным интеллектом всегда ощущает свою депрессию, стресс или напротив – эмоциональный подъем. Такие люди могут быть замечательными психологами, но часто ярко выраженная застенчивость мешает выбору карьеры психолога-консультанта.

Выводы

Очень важно учитывать интеллектуальную склонность при выборе профессиональной деятельности. Не обязательно может доминировать один тип интеллекта – в личности могут гармонично сочетаться и несколько типов. С помощью специальных тестов для определения типа интеллекта, можно легко определить склонность к тому или иному типу мышления.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rostduha.ru

Множественный интеллект — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Когнитивная психология Последнее обновление: 08/11/2014

Когда Вы слышите слово «интеллект», наверняка Вам на ум сразу приходит мысль о тесте IQ. Интеллект часто определяют как наш интеллектуальный потенциал; то, с чем мы рождаемся; то, что можно измерить, но очень трудно изменить. В последнее время, однако, появились и другие взгляды на интеллект. Одной из таких концепций является теория множественного интеллекта, предложенная психологом Говардом Гарднером. Эта теория предполагает, что традиционные психометрические виды интеллекта слишком ограничены. Сначала Гарднер изложил свою теорию в книге «Структура разума. Теория множественного интеллекта», которая вышла в 1983 году. В ней он высказал предположение о том, что у людей встречаются различные виды интеллекта. Гарднер предложил, что их восемь и что, возможно, существует ещё и девятый — известный как «экзистенциальный интеллект» (он охватывает качества, характерные для всех выделенных им ранее интеллектов).
Стараясь охватить весь спектр способностей и талантов, которыми обладают люди, Гарднер предположил, что люди не имеют только интеллектуальный потенциал, но много различных интеллектов — в том числе музыкальный, межличностный, пространственно-зрительный и вербальный.
Человек может быть особенно способным в одной конкретной области, например, музыке, но нельзя при этом забывать, при этом обладает целым спектром способностей. Теория Гарднера подвергается критике со стороны как психологов, так и педагогов. Критики утверждают, что определение интеллекта, которое даёт Гарднер, является слишком широким, и что его восемь различных «интеллектов» просто представляют таланты, черты личности и способности. Теория Гарднера страдает и от недостатка исследований, подтверждающих её.
Несмотря на это, теория множественного интеллекта пользуется значительной популярностью у педагогов. Многие учителя используют теорию множественного интеллекта в своей философии преподавания и работают над интеграцией теории Гарднера с конкретными подходами к обучению.

Пространственный интеллект

К сильным сторонам обладающего им человека можно причислить отличное визуальное и пространственное восприятие.
Такие люди визуализируют окружающий их мир. У них не возникает проблем с ориентированием в незнакомом городе, чтением карт, схем, обработкой видео и фотографий.
Обладатели пространственного интеллекта:

  • любят читать и писать;
  • без труда решают головоломки;
  • легко интерпретируют изображения, графики и диаграммы;
  • любят рисунок, живопись и изобразительное искусство.

Чаще всего такие люди становятся архитекторами, художниками, инженерами.

Вербальный интеллект

Сильные стороны: языки, речь и письмо. Люди с вербальным интеллектом могут довольно ловко управляться со словами, причём как устно, так и письменно. Эти люди, как правило, очень хорошо пишут, кроме того:

  • хорошо запоминают письменную и устную информацию;
  • любят читать;
  • хороши в обсуждении или произнесении убедительных речей;
  • способны доходчиво объяснять;
  • часто прибегают у юмору, рассказывая истории.

Эти люди — потенциальные писатели, журналисты, юристы и учителя.

Логико-математический интеллект

Сильные стороны: анализ проблем и математические операции. Люди, обладающие логико-математическим интеллектом, отлично умеют рассуждать, распознавать образы и логически анализировать проблемы. Эти люди склонны думать концептуально о числах, отношениях и моделях.
Обладатели логико-математического интеллекта обычно:

  • имеют отличные навыки решения проблем;
  • любят размышлять над абстрактными идеями и понятиями;
  • любят проводить научные эксперименты;
  • способны проводить сложные вычисления.

Потенциальные профессии для таких людей — учёный, математик, программист, инженер, бухгалтер.

Телесно-кинестетический интеллект

Сильные стороны: физическая активность, контроль движений. Те, кто обладает телесно-кинестетическим интеллектом, способны хорошо двигаться и контролировать свои движения. Такие люди, как правило, имеют отличную координацию рук и глаз, а также очень ловки.
Обладатели телесно-кинестетического интеллекта:

  • хорошо танцуют и любят спорт;
  • с наслаждением создают вещи своими руками;
  • запоминают, делая, а не при помощи слуха или зрения (моторная память).

Такие люди вполне могут становиться танцорами, строитель, скульпторами, актёрами.

Музыкальный интеллект

Сильные стороны: ритм и музыка. Люди, у которых развит музыкальный интеллект, хорошо распознают ритмы и звуки. Они очень любят музыку и зачастую хорошо ещё исполняют.
Для людей с музыкальным интеллектом характерно то, что они:

  • наслаждаются пением и игрой на музыкальных инструментах;
  • легко распознают музыкальные мотивы и тона;
  • хорошо запоминают песни и мелодии;
  • хорошо понимают музыкальные структуры, ритм и ноты.

Такие люди чаще всего становятся музыкантами, композиторами, певцами, учителями музыки, дирижёрами.

Межличностный интеллект

Сильные стороны: понимание и взаимоотношений с другими людьми. Те, у кого имеется межличностный интеллект, хорошо понимают других людей и взаимодействуют с ними. Эти люди способны правильно оценить эмоции, мотивы, желания и намерения окружающих.
Люди с межличностным интеллектом:

  • коммуникабельны;
  • способны общаться как вербально, так и невербально;
  • способны рассматривать ситуации с разных точек зрения;
  • формируют позитивные отношения с другими людьми;
  • способны участвовать в урегулировании конфликтов в группах.

Чаще всего человека с межличностным интеллектом ждут: карьера психолога, консультанта; работа в сфере продаж; политика и философия.

Внутриличностный интеллект

Сильные стороны: самоанализ и рефлексия. Обладатели внутриличностного интеллекта хорошо осознают своё собственное эмоциональное состояние, свои чувства и мотивы. Они, как правило, пользуются рефлексией и анализом, они мечтательны, они готовы исследовать отношения с другими людьми и способны правильно оценивать свои сильные стороны. Такие люди обычно:

  • хорошо знают свои сильные и слабые стороны;
  • любят анализировать теории и идеи;
  • хорошо осознают самих себя;
  • понимают основу собственных мотивов и чувств.

Среди них чаще всего встречаются философы, писатели, теоретики, учёные.

Натуралистический интеллект

Сильные стороны: нахождение общего языка с природой.
Натуралистический интеллект — последнее дополнение к теории Гарднера. Его появление было встречено с ещё большим сопротивлением, чем оригинальные семь интеллектов. Согласно Гарднеру, люди с натуралистическим интеллектом стремятся к гармонии с природой и проявляют интерес к исследованию окружающей среды и изучению других видов. Эти люди, как считается, хорошо чувствуют даже небольшие изменения в среде.
Обладатели натуралистического интеллекта:

  • интересуются такими предметами, как ботаника, биология и зоология;
  • легко справляются с классификацией и каталогизацией информации;
  • наслаждаются кемпингом, садоводством, походами и проведением исследований на открытом воздухе;
  • не любят ничего, что не имеет никакого отношения к природе.

Естественно, такие люди становятся биологами, защитниками окружающей природы, садовниками или фермерами.

Теги: интеллект


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *