Интеллигент-выходец из недворянских классов, из мелкого чиновничества в России XIX в, 10 (десять) букв
Вопрос с кроссворда
Ответ на вопрос «Интеллигент-выходец из недворянских классов, из мелкого чиновничества в России XIX в «, 10 (десять) букв:
разночинец
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова разночинец
Представитель межсословной категории населения в России XVIII—XIX вв
В России конца XVIII — начала XX вв. — лицо, не причисленное ни к одному из сословий и не имевшее личного дворянства, жившее на доходы от своего труда, выходец из купечества, мещанства, духовенства, крестьянства, мелкого чиновничества, занимавшийся глав
Сословие на Руси
Представитель межсословной категории населения в России 18-19 вв
В дореволюционной России носитель демократической революционной идеологии
Прогрессивно настроенный интеллигент недворянского происхождения (в Российском государстве XIX в. )
Определение слова разночинец в словарях
разночинца, м. (истор.). В 19 в. в России — интеллигент из либеральной и демократической буржуазии, не принадлежавший к дворянству, выходец из духовенства, чиновничества, мещанства или крестьянства. Писатели-разночинцы. Добролюбов, Чернышевский были из …
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-нца, м. В дореволюционной России: выходец из непривилегированных сословий, из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом, обычно носитель демократической идеологии.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Тот, кто в Российском государстве XVIII-XIX вв. жил на доходы от своих личных занятий, не был причислен ни к одному из сословий и не имел личного дворянства. Прогрессивно настроенный интеллигент недворянского происхождения (в Российском государстве XIX …
Примеры употребления слова разночинец в литературе.
Первые отделения каждого класса гимназии были более аристократичными и сановными, во вторых отделениях было сравнительно больше разночинцев.
Здесь незнатные договорники, так сказать, разночинцы, бухгалтеры, техники с авторемонтного завода, медсестры-комсомолки.
И здесь, в области творчества в садоводстве, огородничестве, зоотехнике, полеводстве, гораздо более сделано безвестной работой разночинцев, чем творческой силой русского поместного дворянства, живые силы которого шли на государственную работу и искусство.
Говожо, всем и каждому, но преимущественно разночинцам, которым, если те были самодовольны и глупы, они, рассуждая о позорности разночинства, тем самым подчеркивали свое расположение именно к ним, но которым, если те были застенчивы, догадливы и принимали их слова на свой счет, они, будучи с ними крайне любезны, исподтишка подпускали шпиль-ки, а это доставляло дамам особое удовольствие.
Стали тут разночинцы, талантами похваляясь, читать взахлеб стихи свои, и Потемкин заскучал от изобилия Адонисов, Эвтерп, Психей и Киприд, а за стенкою просвирня парила гречневую кашу с требухами свиными — и аромат ее забавно перемешивался с античными Зефирами.
Начиная с середины 1850-х годов общество становится дворянско-разночинным, а затем и разночинно-дворянским, причем разночинцы оказали огромное влияние на его характер, идеи и ценности.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Trojden | Россия в начале ХІХ века
1. Тесты с выбором одного правильного ответа
Выберите правильный ответ
1. В соответствии с системой управления Россия в начале XIX века была:
A) сословно-представительной монархией
Б) конституционной монархией
B) абсолютной монархией
Г) территориальной деспотией
2. Укажите самое многочисленное сословие в России в XIX в.:
A) дворянство
B) мещанство
Г) духовенство
3. Укажите, кто в России относился к привилегированным сословиям:
A) купцы третьей гильдии
Б) удельные крестьяне
B) мещане
Г) священники
4. Укажите сословие, не платившее в XIX в. податей государству:
A) мещанство
Б) крестьянство
B) купечество
Г) казачество
5. Укажите крупнейшую территориально-административную единицу Российской империи в XIX в.:
A) воеводство
Б) губерния
B) уезд
Г) волость
6. Как назывался принудительный труд крепостных крестьян, работавших с собственным инвентарем на земле помещика?
A) оброк
Б) барщина
B) отработка
Г) издольщина
7. Население России в начале XIX в. делилось по принципу:
A) классовому
Б) сословному
B) религиозному
Г) национальному
8. Мануфактура — это:
A) крупное предприятие с разделением труда и ручной ремесленной техникой
Б) мелкотоварное производство
B) крупное предприятие, оснащённое машинами
Г) машинная фабрика по производству полотна
9. Государственная религия в России начала XIX века:
A) католицизм
Б) ислам
B) буддизм
Г) православие
10. Российский император обязательно должен был:
А) исповедовать православие и получить престол как законный наследник
Б) при вступлении на престол получить одобрение Земского собора
В) быть русским и исповедовать православие
Г) исповедовать православие и при вступлении на престол получить одобрение Земского собора
11. Система управления, основанная на строгом разделении обязанностей, соподчинении низших и высших органов, четко разработанных правилах деятельности:
A) иерархия
Б) чиновничество
B) бюрократия
Г) автономия
12. Укажите, какая из конфессий в России XIX в. была признана основной:
A) католичество
Б) православие
B) буддизм
Г) ислам
2. Двухвариантные тесты
Ответьте «Да» или «Нет»
1. В начале XIX века основными районами размещения горнодобывающей и металлургической промышленности считались Урал и Алтай. (Да)
2. Привилегированным сословием, составлявшим около 20% населения страны, являлось дворянство. (Нет)
3. Политическое устройство Российской империи в начале XIX века можно охарактеризовать как самодержавно-бюрократическое. (Да)
4. Основными путями сообщения в первой половине XIX в. было сообщение по рекам. (Да)
5. В южных губерниях страны в начале XIX в.
грузы перевозились в основном по грунтовым дорогам. (Да)6. Исключительными правами на владение землей и крепостными крестьянами обладало дворянство и духовенство. (Да)
7. Самыми известными российскими ярмарками начала XIX века были Макарьевская и Ирбитская ярмарки. (Да)
8. К непривилегированным сословиям относились мещане, крестьянство и купечество. (Нет)
9. В начале XIX века основная часть населения России проживала в городах. (Нет)
3. Разгадайте путаницу
Переставьте буквы, и у вас получится слово
1. АНЩМЕЕ — податное сословие в России.
2. ДНОХКИОТ — крестьянин, временно уходивший на заработки в город или на сельскохозяйственные работы в другие местности.
3. ЛСЕВИСОО — группа людей, обладающих одинаковыми правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами и передающимися по наследству.
4. ЩНИБААР — даровые работы в хозяйстве помещика.
5. ЛАТАПТИЫЕКИС — крестьяне, занимавшиеся капиталистическим предпринимательством.
6. ЛИВЯГИПРИЕ — исключительное право, преимущество, предоставляемое кому-либо.
7. СЕМКИНЕРНЕЛ — человек, занимающийся по заказу потребителя изготовлением изделий кустарным способом у себя на дому собственными орудиями производства.
8. ЮТЛМЗИОСБА — форма монархии, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
9. УНАМРААФТКУ — крупное предприятие с разделением труда и ручной ремесленной техникой.
10. СФЯНЕОКСИ — форма вероисповедания в рамках определенной религии.
11. РТЯБОКАРИЮ — система управления чиновнической администрации, защищающей интересы господствующей верхушки.
12. ДЯЬИГЛИ — сословные объединения купцов.
Ответы: 1. Мещане. 2. Отходник. 3. Сословие. 4. Барщина. 5. Капиталистые. 6. Привилегия. 7. Ремесленник. 8. Абсолютизм. 9. Мануфактура. 10. Конфессия. 11. Бюрократия. 12. Гильдия.
4. Установите соответствие букв и цифр
1. Установите соответствие между сословиями России начала XIX века и объемом их прав и привилегий.
А) дворянство | 1. Привилегированные. |
Б) купечество | 2. Полупривилегированные. |
В) мещанство | 3. Непривилегированные. |
Г) крестьянство | |
Д) духовенство | |
Е) казачество |
Ответы: 1 — А, Д; 2 — Б, Е; 3 — В, Г.
2. Установите соответствие между сословиями России начала XIX века и их правами, обязанностями.
А) Дворянство | 1. Военная служба со своим снаряжением. |
Б) Духовенство | 2. Право вести торговлю. |
В) Купечество | 3. Освобождение от налогов, телесных наказаний, службы государству. |
Г) Казачество | 4. Освобождение от рекрутчины, телесных наказаний и налогов. |
Д) Мещанство | 5. Платили подати, несли повинности в пользу государства, подвергались телесным наказаниям, несли рекрутскую повинность, выполняли барщину, платили оброк, исполняли другие повинности. |
Е) Крестьянство | 6. Несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям, платили налоги. |
Ответы: А — 3, Б — 4, В — 2, Г — 1. Д — 6, Е — 5.
3. Установите соответствие между купеческой гильдией и ее правами и обязанностями.
А) Купцы 1-й гильдии | 1. Имели право вести мелкую торговлю; не освобождались от рекрутской повинности; подвергались телесным наказаниям: платили налоги. |
Б) Купцы 2-й гильдии | 2. Право вести крупную внешнюю и внутреннюю торговлю, освобождение от рекрутчины и телесных наказаний; платили некоторые налоги. |
В) Купцы 3-й гильдии | 3. Привилегии в крупной внутренней торговле; платили налоги. |
Ответы: А—2; Б—3; В—1.
4. Установите соответствие между понятиями и определениями.
А) Барщина | 1. Работа крестьян в барском хозяйстве за определенное количество хлеба. |
Б) Месячина | 2. Помещичьи оброчные крестьяне, временно ушедшие на заработки в города. |
В) Оброк | 3. Принудительный труд крепостных крестьян на земле помещика с использованием собственного инвентаря. |
Г) Отходники | 4. Форма повинности, ежегодный сбор помещиком денег и продуктов. |
Ответы: А — 3; Б — 1; В — 4; Г — 2.
5. Установите соответствие между понятиями и определениями.
А) Интеллигенция | 1. Слой чиновников, служащих административного аппарата. |
Б) Бюрократия | 2. Люди, чей труд основывался на научных знаниях и талантах. |
В) Буржуазия | 3. Владельцы капиталистических предприятий, использовавшие труд наемных рабочих. |
Г) Разночинцы | 4. Интеллигенты недворянского происхождения. |
Ответы: А — 2; Б — 1; В — 3; Г — 4.
5. Заполните пропуски в предложениях
Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках
A) В начале XIX века в России (1…) сословием было (2…), которое обладало исключительными правами на владение (3…) и (4…) крестьянами. Его представители были освобождены от обязательной службы (5…), уплаты (6…) и (7…). Их (8…) и гражданская служба регулировалась (9…) о рангах.
(государству, привилегированным, военная, рекрутской повинности, крепостными, Табелью, землей, дворянство, налогов)
Б) К привилегированному (1…) также принадлежало (2…). Как и (3…), оно владело землей и (4…), было освобождено от (5…) и рекрутской (6…), не подвергалось (7…) наказаниям.
(крестьянами, телесным, сословию, повинности, дворяне, налогов, духовенство)
B) В (1…) состояло (2…) население городов — (3…), мелкие торговцы, наемные работники. В прежние времена их называли (4…). (5…) были обложены высокой (6…), поставляли (7…) и нс освобождались от (8. ..). Самым многочисленным и угнетенным сословием было (9…). Примерно половина его находилась в (10…) от помещиков.
(крепостной зависимости, ремесленники, телесных наказаний, посадскими людьми, крестьянство, непривилегированное, мещане, мещанстве, рекрутов, податью)
Г) В 1832 г. в России было образовано еще одно привилегированное сословие — (1…), получающие звание за какие-либо заслуги. Это сословие было двух (2…): (3…) (купцы первой гильдии, ученые, художники, дети личных дворян и духовенства с образовательным цензом) и (4…) (чиновники до 12-го ранга, дети духовенства без образовательного ценза). Существовала и особая (5…) населения — (6…), включающая (7…) людей, не принадлежавших ни к (8…), ни к привилегированным сословиям — интеллигенты, выходцы из мещан.
(служилая группа, потомственные, лично свободных, личные, почетные граждане, податным, разночинцы, степеней)
Ответы:
A) 1 — привилегированным, 2 — дворянство, 3 — землей, 4 — крепостными, 5 — государству, 6 — налогов, 7 — рекрутской повинности, 8 — военная, 9 — Табелью.
Б) 1 — сословию, 2 — духовенство, 3 — дворяне, 4 — крестьянами, 5 — налогов, 6 — повинности, 7 — телесным.
B) 1 — мещанстве, 2 — непривилегированное, 3 — ремесленники, 4 — посадскими людьми, 5 — мещане, 6 — податью, 7 — рекрутов, 8 — телесных наказаний, 9 — крестьянство, 10 — крепостной зависимости.
Г) 1 — почетные граждане, 2 — степеней, 3 — потомственные, 4 — личные, 5 — служилая группа, 6 — разночинцы, 7 — лично свободных, 8 — податным.
6. Расположите по порядку
1. Расположите исторические термины в порядке их появления:
A) Бироновщина
Б) «Негласный комитет»
B) Трехдневная барщина
Г) Приказ
Д) Приписные крестьяне
Ответ: 1 — Г; 2 — Д; 3 — А; 4 — В; 5 — Б.
2. Расположите документы в порядке их появления:
A) «Соборное Уложение»
Б) «Табель о рангах»
B) «Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству»
Г) «Регламент на суконные фабрики»
Д) «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства»
Ответ: 1 — А; 2 — Б; 3 — Г; 4 — В; 5 — Д.
7. Выберите из предложенного
1. Выберите из предложенного ниже списка факторы, вызвавшие отсталость сельского хозяйства России в первой половине XIX века:
A) Сохранение экстенсивного характера земледелия
Б) Понижение производительности барщинного труда
B) Внедрение технических новинок в помещичьих хозяйствах
Г) Сохранение низкого уровня развития техники
Д) Превращение крепостного права в тормоз экономического развития
Е) Использование научных достижений в практике
2. Выберите из предложенного ниже списка особенности национального, религиозного и сословного состава Российской империи в начале XIX века:
A) Высокая плотность населения в восточной части страны
Б) Крайняя неравномерность плотности населения
B) Активный процесс русификации населения
Г) Национальное и религиозное многообразие
Д) Процесс складывания классов капиталистического общества происходил при господстве сословного строя
Ответы:
1) А, Б, Г, Д.
2) Б, Г, Д.
Предыдущая
Страница
Следующая
СтраницаОглавление
Класс, статус и порядок | Encyclopedia.com
КЛАСС, СТАТУС И ПОРЯДОК. Все человеческие общества нуждаются в системе классификации. Эти системы пересекают воображаемую границу между идеальным и реальным, создавая стандарт, по которому общество может оценивать, судить и, при необходимости, наказывать. Европейцы раннего Нового времени унаследовали от своих средневековых предков систему классификации, называемую обществом орденов, однако они жили в мире, все более структурированном по экономическому статусу, который современные общества назвали обществом классов. Историки долгое время принимали три простых положения о европейской социальной классификации: в Средние века существовало общество орденов; в девятнадцатом и двадцатом веках существовало классовое общество; и раннее Новое время не имело ни того, ни другого, образуя своего рода поле битвы, на котором «классы» побеждали «порядки».
Эти примитивные построения, первое из которых в значительной степени опирается на социально-правовое определение, а второе — на часто искусственные экономические категории, обеспечивают обманчивое упрощение самой сложной человеческой деятельности: социальной дифференциации. Средневековые писатели описывали общество трех порядков: молящихся, борцов, и рабочие. Это описание имело реальное политическое значение, потому что тремя сословиями многих европейских средневековых представительных органов, таких как Генеральные штаты Нидерландов, были духовенство, дворянство и города.
Эта упрощенная общая версия общества орденов, однако, маскировала гораздо более сложную систему классификации, прежде всего среди «рабочих», тех, кто не был ни членом духовенства, ни дворянином. Модель трех порядков предполагала, что богатый торговец или влиятельный судья принадлежал к той же социальной классификации, что и сельский поденщик. С точки зрения богатого городского купца, только аристократический сноб мог всерьез принять такую точку зрения, тогда как дворянин справедливо и законно мог настаивать на том, что человек либо благороден, либо простолюдин, что различие в общественном строе имеет значение.
ЗНАТСТВО И СТАТУС
Юридическое дворянство в любом европейском обществе обычно включало 1 или 2 процента населения, но в таких королевствах, как Кастилия или Речь Посполитая, 10 процентов населения имели законное дворянство. В Западной Европе эта группа владела половиной или более земли; в восточно-центральной Европе дворянство владело гораздо большим процентом. Внутри дворянства выделялись четыре отдельные категории. Три четверти дворянства имели мало богатства. В восточной и центральной Европе такой дворянин мог владеть одной деревней или даже частью деревни; в Западной Европе у них не было бы ни ленов, ни замков. Во Франции в конце XVII века под эту категорию подпадало 80 процентов дворянства. В Польше или Венгрии богатые крестьяне иногда имели гораздо более высокий уровень жизни, чем бедные дворяне. Обедневшие мелкие дворяне Кастилии, hidalgos, обеспечил многих из конкистадоров для Испанской империи и даже пехотинцев для королевской армии.
Следующими по лестнице шли местные лорды, обладавшие правами Herrschaft в немецких землях или верховного правосудия в большей части остальной части континентальной Европы. Эти люди выполняли государственные функции в большей части сельской Европы. В политическом плане они часто требовали «республиканских» институтов, таких как провинциальные сословия и выборные местные судебные органы. У них было достаточно богатства, чтобы комфортно жить в сельской местности; их суды и их социальный престиж сделали их доминирующей социальной группой в большей части сельской Европы. К семнадцатому веку многие из этих людей занимали государственные должности, такие как королевские судьи, посредством которых они контролировали местное общество.
Хотя европейские политические и социальные теоретики и правительства пытались поддерживать вымысел о том, что эта группа знати представляла собой постоянную, упорядоченную социальную и политическую элиту, на самом деле в большей части Европы эта группа имела постоянный приток пришельцев. Состоятельные городские купцы и юристы покупали сельские поместья и постепенно проникали в дворянство посредством брака, социального поведения и участия в политической жизни. Такая проницаемость не имела большого значения в такой стране, как Польша, где дворяне составляли 10 процентов населения, поэтому социальная мобильность происходила в основном внутри дворянства, а не в него. Однако в Англии или Франции постоянный поток простолюдинов становился дворянином (Франция) или присоединялся к дворянству (Англия). В Ланкашире между 1600 и 1642 годами более трети из 750 дворянских семей исчезли и были заменены таким же количеством новоприбывших. Резня Столетней войны (1337–1453) или религиозных войн шестнадцатого века вызвала массовую нехватку дворян в Англии, Франции, Священной Римской империи и Нидерландах. Каждое общество нуждалось в дворянах, чтобы функционировать; новые семьи заменили те, которые вымерли, жертвы войны или демографических сил. Дворянские семьи также вступали в брак с богатыми простолюдинами; прежде всего, знатные мужчины женились на богатых незнатных женщинах.
Региональная знать, которую некоторые историки называют «второй знатью», обеспечивала решающую связь между деревенскими лордами и великими аристократами. Эти вторые дворяне служили клиентами великих дворян, но покровительствовали тем, кто был на местном уровне. Их семьи часто занимали второстепенные епископства или возглавляли средние аббатства или монастыри; мужчины служили в княжеских войсках и командовали крепостями или местным дворянским ополчением.
Великие аристократические семьи выше них — такие семьи, как Эстерхази в Венгрии, Шварценберги в Богемии, Фюрстенбург в Священной Римской империи, Радзивиллы в Литве, Корсини во Флоренции, Мендоса в Кастилии, Роган в Бретани, д’Аренберг в испанских Нидерландах и герцоги Бедфордские в Англии обладали баснословными ресурсами. Даже здесь новые семьи могли пополнить высшие чины аристократии: Семьи Монморанси и Гизов достигли беспрецедентных высот во Франции шестнадцатого века. Гиз и Монморанси начали процесс увеличения дворянских титулов во Франции: они были первыми людьми за пределами королевской семьи, получившими титул герцога. Несмотря на это, в 1589 году во Франции было всего одиннадцать герцогов-пэров. , по сравнению с сорока восемью в 1715 году. Такая же инфляция титулов происходила повсюду на Западе, будь то распространение английских «баронетов» (титул, изобретенный Яковом I в 1611 году) или утроение титулованных дворян в австрийских землях между 1606 г. и 1657 г. В 1528 г. в Неаполитанском королевстве было девяносто девять титулованных дворян, а в 1750 г. — 649; В 1520 г. в Испании было 55 титулованных дворян, а в 1700 г. — 528.
Эти новые титулы подорвали статусную систему и одновременно укрепили ее. Присвоение дворянских титулов выдающимся и успешным простолюдинам удерживало их от создания альтернативной иерархической системы, которая могла бы бросить вызов традиционной системе дворянства. В таких обществах, как Голландия, где богатые городские купцы не стремились присоединиться к дворянству, купцы фактически создали новую социальную и политическую иерархию, в которой дворяне практически не играли роли. В поместьях Голландии города имели двадцать четыре голоса, в то время как коллективное дворянство провинции имело только один.
Аристократы жили в потрясающей роскоши. У Эстерхази был свой частный оркестр; Франц Йозеф Гайдн на службе у принца Пола Антона Эстерхази написал свою Прощальную симфонию , чтобы убедить принца не оставлять музыкантов позади, когда семья отправилась с летним визитом в свой большой дворец в Эстерхази. Там, где средний дворянин мог владеть несколькими владениями, герцог Инфантадо (семья Мендоса) владел почти восемью сотнями деревень. В Неаполитанском королевстве, 95 процентов общин жили под законной юрисдикцией феодала, что характерно для многих других частей Европы.
Уровень доходов знати резко различался. Зажиточный провинциальный французский дворянин в шестнадцатом веке мог иметь доход в 2000 французских фунтов; величайшие аристократы, такие как семьи Гиз, Бурбонов и Монморанси, получали 150–200 000 фунтов стерлингов в год (кардинал Лотарингии, Гиз, достигал 300 000 фунтов стерлингов). Благополучные дворяне в Англии могли владеть 100 акрами, в то время как семье Расселов, герцогам Бедфордским, принадлежало более 100 000 акров. Они стали еще богаче в восемнадцатом веке с развитием Рассел-сквер в Лондоне, который сохранился как прекрасный образец георгианской архитектуры. В Испании крупные аристократы — Мендоса, Гусман, Толедо — получали доход от 50 000 до 60 000 дукатов в год; как и во Франции или Англии, испанские аристократы или аристократы Неаполитанского королевства имели в 100 раз больше дохода, чем зажиточный сельский дворянин. Даже эти цифры меркнут по сравнению с богатством магнатов Востока; такие семьи, как Радзивиллы, владели десятками тысяч деревень. Самый скромный испанский идальго имел тот же дворянский статус, что и Фюрстембург или Замойски, но статус, даруемый богатством и политической властью, фактически делал их частью двух разных социальных групп.
ОБЩИНЫ И СИСТЕМЫ СТАТУСА
Модель трех порядков, распространенная во франкоязычных регионах, не обязательно применима в других местах. В Англии или Речи Посполитой представительные органы имели только два сословия: лорды и общины в Англии; Сенат и сейм (дворянство) в Польше-Литве. Английская палата общин, или нижняя палата польского сейма, или венгерский сейм представляли ту же группу людей, которых англичане называли землевладельцами. В континентальной Европе, в отличие от Англии, эти люди имели законный дворянский статус. В других государствах, таких как Швеция, было четвертое сословие крестьян.
Эволюция представительных органов с четырнадцатого по семнадцатый век ясно свидетельствует об изменении системы социальной дифференциации. В четырнадцатом веке в большей части Европы к третьему порядку относились просто города. Никто на самом деле не «представлял» крестьян, потому что они не были гражданами, а могли быть представлены только граждане. В Священной Римской империи, в некоторых частях Восточной и Центральной Европы и в некоторых частях Франции эти крестьяне не были свободными людьми: они были крепостными и, следовательно, не могли быть гражданами.
Однако в пятнадцатом и шестнадцатом веках третье сословие часто стали называть Третьим сословием, и в него явно входили крестьяне. Во Фландрии уже были деревенские собрания в четырнадцатом веке. К концу шестнадцатого века собрания Генеральных штатов Франции привели к возникновению деревенских собраний, на которых избирались депутаты бейливика. собраний, и которые составляли списки жалоб на царя. Собрания бейливиков избирали депутатов Генеральных штатов и составляли региональные списки жалоб. Дворяне или городская элита, конечно, не приняли бы предложение о том, что крестьяне являются гражданами, но участие крестьян в политическом процессе — определяющий признак гражданства — создавало неудобную двусмысленность.
Более того, крестьянские бунтовщики, как и во время Немецкого крестьянского восстания 1525 г., требовали свободы (отмены крепостного права) и широкого спектра прав, таких как возможность избирать собственных пастырей. Связь между «свободой» и гражданством была настолько прочной, что в большинстве городов Англии гражданство называлось «свободой». В Вустере и бесчисленном множестве других английских городов никто не мог заниматься торговлей, если у него не было гражданства. Будь то в Англии или в городах западной Германии, городское гражданство может достигать половины взрослого мужского населения (Йорк) или падать до 20 процентов или меньше (Бристоль). В Италии начала шестнадцатого века великий гуманист Никколо Макиавелли (1469 г.–1527) и Франческо Гвиччардини (1483–1540) обсуждали правильную пропорцию граждан, при этом Макиавелли предлагал более «демократическую» систему, а Гвиччардини выбирал аристократическую республику, такую как в Венеции. По всей Европе в шестнадцатом веке города последовали совету Гвиччардини; они становились все более олигархическими, будь то vroedschappen голландских городов или консульства итальянских.
Вопреки утверждениям дворянства об обратном, разрыв в статусе между крестьянином и членом патрициата Амстердама, Аугсбурга или любого другого крупного города отражал разрыв между великим аристократом и бедным деревенским дворянином. Крестьяне могли иметь статус в своих деревенских общинах; вне их, они не сделали. Церковные власти, набранные из знати и городской элиты, считали крестьян немногим лучше язычников, посылая «миссионеров» для обращения этих номинальных христиан в официальную религию. Бюргеры, напротив, имели реальное политическое и экономическое влияние; в своих городах они также имели высокий социальный статус. В государстве их социальный статус оспаривался; конфликт между дворянами и простолюдинами на основе порядка оставался нормой европейской жизни. Однако этот конфликт не должен затмевать многие другие недостатки европейского общества. Статус всегда и везде зависел от отношения человека к другим и, таким образом, учитывал множество факторов. Поскольку это зависело от таких отношений, статус также был общедоступным: он должен был отображаться, чтобы существовать.
СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Европейские общества пытались узаконить социальные различия. Практически в каждом городе и в каждом штате были свои законы о роскоши, которые четко определяли, кто может носить разные виды одежды. В большинстве мест шелк могли носить только дворяне; только члены королевских семей могли вплетать в одежду золотые или серебряные нити; только принцы могли иметь некоторые драгоценные меха на воротнике. Законы о роскоши также определяли социально приемлемые цвета по образцу знаменитого имперского пурпура византийцев. Естественно, все стремились носить одежду, ограниченную вышестоящей социальной группой: дворяне старались продеть в одежду золотую нить; торговцы пытались носить шелк.
Законы о роскоши иногда определяли, что люди должны носить, а что нет. Власти особо выделяли группы, так или иначе находившиеся вне основного общества. Группа могла быть религиозным меньшинством, таким как евреи, которым часто приходилось носить звезду Давида или желтую шляпу. Это могли быть те, кто нарушал определенные моральные правила, как проститутки, которым иногда приходилось выставлять напоказ свою профессию и статус. Это могут быть нарушители закона: преступники могут носить знаки различия на своей коже — буква «V» для вора 9. 0013 (voleur) во франкоязычных странах или печально известная алая буква «А» для прелюбодейки в Англии. Женская или мужская одежда неизменно помещала ее или его в известный социальный порядок и, таким образом, обеспечивала столь любимую властями социальную прозрачность. По этой причине почти все европейские государства запретили маскировку и прозвища. Те, кто стремился ниспровергнуть общественный порядок, могли сделать это, просто надев костюм, как на карнавале, или используя прозвище, что было почти повсеместной практикой среди подмастерьев-ремесленников. Женщины тоже использовали эти вторые, публичные имена, явные доказательства их участия в рынке.
Каждый должен был показывать свой статус публично, особенно в определенных праздничных случаях. Публичный характер статуса означал, что элиты должны были участвовать в том, что мы бы назвали демонстративным потреблением, чтобы выразить и, таким образом, продемонстрировать, их статус. Герцог или принц должен был жить в огромном замке, должен был носить красивую шелковую одежду, должен был щедро благотворить своим верным последователям. Местный лорд должен был поддерживать социальную дистанцию со своими соседями, но он должен был оказывать знаки своего уважения избранным слугам: лорды и дамы часто выступали в качестве крестных родителей для детей богатых крестьян-арендаторов. Во фламандских, итальянских или немецких городах богатый купец или юрист, занимающийся вопросами благосостояния, жаждал, чтобы его пригласили на муниципальную службу, точно так же, как представитель английского землевладельца охотно соглашался, когда его просили заседать в качестве бесплатного судьи на квартальных сессиях.
Общество стремилось к дифференциации с помощью других средств, таких как еда или язык. В некоторых случаях законы вводили ограничения на пищу, особенно на дичь: олень в Англии или кабан во Франции были «королевской дичью», которую могли есть только члены королевской семьи или с королевского разрешения. По всей Европе право охоты отмечалось дворянином. Однако социальная дифференциация по продуктам питания, как правило, чаще зависела от цены. Самый дорогой хлеб во многих европейских городах носил название «хлеб капитула», названный так потому, что изначально только пекарня богатого соборного капитула имела право его выпекать. Городские управы говорили о хлебе, пригодном для употребления «только деревенскими людьми», грубость которых вошла в поговорку. Правительства стремились ограничить доступ к импортным специям. Горожане все чаще отличались от сельских жителей типом потребляемой ими пищи: городские потребители ели больше мяса, особенно «мяса мясника» (говядины и баранины) и пшеничного хлеба; крестьяне ели мало мяса (а потом и мелкой дичи) и ржаного хлеба. За пределами винодельческих регионов городские потребители пили гораздо больше вина, чем сельские, и это различие менее заметно в тех регионах, где люди пили пиво или сидр (яблочный или грушевый). Церковные власти также вмешивались в диету: мясные лавки в католических районах должны были закрываться во время Великого поста, когда религиозные санкции запрещали употребление мяса, а евреи по всей Европе столкнулись со строгими диетическими законами под надзором своих раввинов.
Группы, стремящиеся подняться по социальной лестнице, часто пытались подражать своим социальным «лучшим», которые, в свою очередь, искали новые способы выделиться. Этот процесс ускорился в геометрической прогрессии в восемнадцатом веке. «Правильные» члены общества переняли новые манеры, такие как еда вилками, использование фарфоровых тарелок и создание индивидуальных «мест» за обеденным столом. Когда простые люди тоже начали использовать вилки, элита начала постепенно дифференцировать тарелки, посуду и стеклянную посуду, создавая сложные столовые приборы, которые не могли быть воспроизведены посредственными и бедными. Вскоре на одном языке за другим появились руководства по этикету. Элиты потребляли новые продукты, такие как овощи и фрукты, привезенные из Америки или Азии, или более изысканные вина, такие как шампанское (Франция) или Токай (Венгрия). Мировой рынок снабжал элиту чаем и кофе, и вскоре кофейни/кафе появились в крупных европейских городах. Некоторые из этих домов, как, например, знаменитый Demel в Вене, существуют до сих пор и продают вкусную выпечку клиентам, которые задерживаются, чтобы почитать газеты, предназначенные для клиентов. Эти газеты, еще одно новшество восемнадцатого века, также изменили правила статуса, потому что они предоставили новый форум для общественного мнения.
Язык предлагал еще одно повседневное повсеместное средство социальной дифференциации. Первая фраза из уст неизменно устанавливала общественное отношение: помещики употребляли фамильярное второе лицо ( du/tu /thou) в разговоре с крестьянами; последний ответил, используя вежливую форму множественного числа ( Sie/usted/vous/ you). В мастерских мастер говорил «ты», подмастерье или подмастерье говорили «ты». Дворяне настаивали на том, что только они имеют право на мадам/синьору/пани или их мужские эквиваленты; городская элита пускала слюни при мысли, что кто-то назовет их , мадам или , пан.
В ранних современных обществах статус затрагивал человека каждый раз, когда он или она появлялись на публике. Статус определял, как другие разговаривали с вами (и вы с ними), что вы носили, где сидели, где (и даже если) вы маршировали на парадах, где стояли в церкви — даже где вас похоронили. Люди среднего и более низкого статуса должны были довольствоваться кладбищем; деревенская элита была погребена под церковным полом. Статус человека постоянно менялся: Статус зависел от статуса тех, с кем вы взаимодействовали, даже на самых высоких уровнях общества. Испанский придворный этикет был легендарно строгим, но испанская практика распространилась на Австрию и Францию. Простолюдины сильно возмущались публичными проявлениями своего более низкого статуса: жалобы, подготовленные региональными собраниями третьего сословия для французских Генеральных штатов 1789 г.повсеместно требовали, чтобы их заместители не подвергались унижающему достоинство обращению. На церемонии открытия упорное портняжное сопротивление некоторых депутатов Третье сословие, нарушившее придворный этикет, надев шляпы в присутствии короля (привилегия, предназначенная для знати), активизировало коллективное сопротивление третьего сословия старому порядку и обеспечило публичную демонстрацию единства простых людей, что помогло начать Французскую революцию. .
У простых людей было много возможностей выразить свой статус, возможно, ни одна из них не была такой драматичной, как парады или фестивали. Два сохранившихся фестиваля дают увлекательное представление о старых обычаях. Шествие Святой Крови в Брюгге (День Вознесения) началось в тринадцатом веке. Парад представляет серию историй из христианской Библии, начиная с Ветхого Завета, продолжая жизнь Иисуса и заканчивая сценами из фламандской жизни. Прямо перед реликварием Святой Крови парад предлагает столы, покрытые множеством товаров, которые можно купить в Брюгге, от местной ткани до азиатских специй. В раннее Новое время большие гильдии, такие как ткачи или торговцы зерном, крупные монастыри и основные иностранные общины (итальянцы и англичане) имели свои собственные знамена, которые предшествовали поплавкам; мелкие гильдии, как сапожники, должны были довольствоваться местом в фаланге из десятка или более таких знамен. Парады, подобные этому, проходили по всей Европе, и каждая гильдия, каждый монашеский дом, каждый квартал города доблестно сражались за то, чтобы сохранить свое место в порядке шествия или свою роль в празднествах. Судебные протоколы полны жестоких столкновений по поводу группового статуса, которые часто заканчивались смертельным исходом. Те же записи рассказывают аналогичную историю о личном статусе: бесчисленные случаи насилия начинались со словесных оскорблений статуса или чести соседа.
Европейское общество состояло из множества дихотомий: дворянин-простолюдин; церковно-мирянский; свободный-несвободный; городской-сельский; богатый-бедный; умственный труд-физический труд; достойный-недостойный; женщина мужчина; образованный, неграмотный. Статус в Европе раннего Нового времени вращался вокруг всех этих различий, которые часто пересекались: крепостные обычно жили в сельской местности, работали своими руками, были простолюдинами и в основном мирянами. Крестьяне-земледельцы определенного положения неизменно относили себя к числу достойных людей, но те, кто выше их по социальной лестнице, относились к этому редко. Та же динамика действовала и в городах: мастера-ремесленники были уверены, что они среди достойных людей (gens de bien; los buenos), , но купцы и профессионалы (адвокаты и им подобные) были так же уверены, что ремесленники — нет. Различие между достойными и недостойными имело глубокие практические последствия. Повсюду в Европе суды отдавали предпочтение показаниям достойных людей, названных в протоколах свидетелями, «достойными веры», и дискредитировали показания тех, «без аттестации», то есть за которых не мог поручиться ни один существенный член общества.
Статус играл совершенно иную роль в раннем современном обществе, чем сегодня, потому что они контролировали себя. Местным жителям пришлось произвести аресты и доставить обвиняемых к местному судье. Таким образом, статус стал играть решающую роль в поддержании местного порядка. Почти во всех случаях местным властям приходилось полагаться на сочетание личного статуса и подразумеваемой угрозы применения силы в будущем, чтобы заставить общество работать. Такой статус может исходить из различных источников. Как и в средние века, дворянство могло присвоить такой статус; королевская должность могла давать статус; богатство может дать статус; семейные связи могут дать статус; личные способности могут дать статус; образование может дать статус. Эту последнюю категорию легко упустить из виду, но сила полностью грамотного плавания в океане неграмотных была просто ошеломляющей по своим практическим и социальным последствиям.
Современная наука часто игнорирует индивидуальные аспекты статуса. Историки спорят о важности «заслуг» в благородном представлении о себе, если привести лишь один пример. Записи того времени красноречиво говорят о роли заслуг, личного достоинства в оценке общества. В начале семнадцатого века Бретань герцог Бриссак, генерал-лейтенант короля, маршал Франции пользовался всеобщим уважением своих современников. Бриссак был человеком значительных способностей, и документы отражают статус, который принесли ему его достижения. Его сын, герцог Бриссак и генерал-лейтенант короля в свое время, хотя теоретически и имел такой же статус, не пользовался уважением, оказываемым его отцу. Современники делали пренебрежительные (и точные) замечания о его неспособности; он не сменил своего отца на посту маршала Франции. Там, где отец был крупным влиятельным лицом, сын имел мало влияния.
Подобные примеры существовали повсюду в Европе раннего Нового времени, не только среди аристократии, но и среди всех слоев общества. В рамках определяемый порядком, классом, профессией, религией, образованием, полом, возрастом и многими другими факторами, человек, женщина или мужчина, имел значительные возможности для установления собственного индивидуального статуса. Заслуги в сочетании с деньгами могли даже позволить семье, редко отдельному человеку, добиться значительной социальной мобильности. Человек, сколотивший состояние, мог с полным основанием ожидать, что его дети поднимутся на новый социальный уровень. Во Франции праправнук драпировщика мог стать военным министром и лидером аристократической фракции при дворе. В Польше внук мелкого местного дворянина мог быть даже избран королем, как в случае с Иоанном III Собеским (также Ян Собеский, 1629 г.).–1696; правил 1674–1696 гг.). По всей Европе якобы застывший мир гильдий, членство в котором, как долго думали историки, становилось все более ограниченным, на самом деле допускал постоянную мобильность. В городе за городом половина или более мастеров-ремесленников были иммигрантами, что приводило к ошеломляющей смене мастеров в течение нескольких десятилетий.
Ни классы, ни ордена не предлагают убедительной аналитической категории для изучения статуса в раннем современном обществе. Среди других факторов статус включал богатство, рождение, пол, род занятий и образование; более того, статус любого данного лица отражал смесь его или ее личного положения и положения семьи, а иногда и профессиональной группы, членом которой он или она являлись. Таким образом, статус был индивидуальным и коллективным, что позволяло многим европейским обществам поддерживать фикцию неподвижности — группа оставалась «той же самой» — одновременно допуская социальную мобильность отдельных лиц, необходимую для любого функционирующего человеческого общества.
См. также Советы и книги по этикету ; Аристократия и Дворянство ; Гражданство ; Равенство и неравенство ; Мобильность, Социальные сети ; Законы о роскоши .
БИБЛИОГРАФИЯ
ПервоисточникиКастильоне, Б. Книга придворного. Перевод Г. Булла. Хармондсворт, Великобритания, и Балтимор, штат Мэриленд, 1976. Руководство по поведению дворян раннего Нового времени, написанное в начале шестнадцатого века итальянским дворянином.
Глюкель из Хамельна. Воспоминания Глюкеля из Хамельна. Перевод М. Ловенталя. Нью-Йорк, 1977. Воспоминания еврейской купчихи конца XVII века.
Менетра, Дж. Журнал моей жизни. Перевод А. Голдхаммера. Нью-Йорк, 1986. Воспоминания парижского стеклодува XVIII века.
Пасек, Ю. К. Воспоминания о польском барокко. Перевод К. Лича. Беркли, 1976. Воспоминания польского дворянина середины 17 века.
Вторичные источникиАмуссен, С. Упорядоченное общество: пол и класс в Англии раннего Нового времени. Оксфорд и Нью-Йорк, 1988 г.).
Астарита, Т. Преемственность феодальной власти: Караччоло де Бриенца в испанском Неаполе. Кембридж, Великобритания, 1992.
Бурдье, П. Отличие: социальная критика суждения вкуса. Перевод Р. Найса. Кембридж, Массачусетс, 1984.
Коллинз, Дж. Классы, сословия и порядок в Бретани раннего Нового времени. Кембридж, Великобритания, 1994 г.
——. От племен к нации: Создание Франции, 500– 1799. Торонто, 2002.
Девальд, Дж. Европейское дворянство, 1400–1800. Кембридж, Великобритания, 1996.
Элиас, Н. Процесс цивилизации. Перевод Э. Джефкотта. Oxford, 2000.
Фарр, Дж. Ремесленники в Европе, 1300–1914 гг. Кембридж, Великобритания, 2000.
Фуко, М. Дисциплина и наказание: рождение тюрьмы. Перевод А. Шеридана. Нью-Йорк, 1979.
Гарриоч, Д. Район и сообщество в Париже, 17:40–17:90. Кембридж, Великобритания, 1986.
Хабермас, Дж. Структурная трансформация общественной Сферы. Перевод Т. Бургера. Кембридж, Массачусетс, 1989.
Хундерт, Г. Евреи в польском частном городе: Дело Опатов в восемнадцатом веке. Балтимор, Мэриленд, 1992.
Раппапорт, С. Миры внутри миров: структуры жизни в Лондоне шестнадцатого века. Кембридж, Великобритания, 1989.
Рехер, Д. Город и деревня в доиндустриальной Испании, Куэнка, 1550–1870 гг. Кембридж, Великобритания, 1990.
Сабин, Д. Власть в крови: популярная культура и деревня Дискурс в Германии раннего Нового времени. Кембридж, Великобритания, 1984.
Стоун, Л. Кризис аристократии, 1558–1641. Оксфорд, 1965.
Уокер, М. Немецкие родные города. Итака, Нью-Йорк, 1971.
Райтсон, К. Английское общество, 1580–1680. Нью-Брансуик, Нью-Джерси, 1982.
Джеймс Б. Коллинз
Интеллектуалы
Интеллектуалы Опубликовано: Переписка Международного Совета , vol. 1, нет. 12. Октябрь 1935 г.
Транскрипция/разметка: Micah Muer, 2017.
Интеллектуальный средний класс, инженеры, ученые, технические служащие и т. д. являются необходимой частью промышленного производства, точно так же, как незаменимы, как и сами рабочие. Технический прогресс, взамен работников машинами, имеет тенденцию к увеличению их числа. Поэтому их класс интересы и их классовый характер должны приобретать все большее значение в социальная борьба.
Их растущее число отражает растущее значение науки и теории в производство предметов первой необходимости. В коммунистическом обществе все будут участвовать в научные знания. В капиталистическом обществе это привилегия и специальность [sic] отдельного класса, интеллектуальный средний класс.
Члены этого класса, в отличие от старого независимого среднего класса мелкие предприниматели живут за счет продажи своей рабочей силы капиталистам. Их зарплаты указывают на более высокую стоимость жизни и более дорогое образование, чем что у простых рабочих. В социалистической печати их называют пролетариями; (действительно, они не являются владельцами орудий производства) кому нужно, должны присоединиться рабочие. Но лишь их низшие чины постепенно переходят в квалифицированные труд; высшие чины, по происхождению и уровню жизни, по родству, социальном положении и культуре, чувствуют себя людьми среднего класса, способными подняться даже на должность директора и, таким образом, в один ряд с крупными капиталистами. Некоторый из них сочувствовали социал-демократии, но основная масса состояла из капиталистический дух стремления к лучшему положению только для себя. В Италия и Германия составляют интеллектуальный костяк фашизма.
Каковы социальные идеалы этого класса?
Они понимают, что капитализм не вечен; они уже воспринимают знаки своего упадка: в экономическом кризисе, в политических бунтах и революциях, в социальная борьба, мировая война. Не эксплуатация труда раздражает их в капитализме; это беспорядок в капитализме, анархия в производстве что вызывает их критику. Там, где они правят на заводе, эффективность труд посредством строгого порядка и сознательной регламентации поднят до высшей степень. Но вне фабрики, в обществе, где капиталисты, биржевые игроки а правят политики, они видят худший беспорядок и неэффективность, скандальную напрасная трата человеческого труда и неизбежный результат: нищета и разорение для всего общества.
Они хотят, следовательно, организации производства, сознательного [sic] регулирования труда во всем обществе. Они чувствуют себя духовными лидерами, классом интеллекта и знаний, суждено взять на себя руководство из неспособных рук нынешних правителей. В Америке идеи «технократии» являются первыми проявлениями такого способа мышление. Путем научного управления всем производством под централизованным направление, которое устраняет конкуренцию и избавляет от индивидуального капиталистов от их произвола, количество продукта может быть увеличено до такая высота, что будет изобилие для всех.
Этот социальный идеал интеллектуального среднего класса есть своего рода социализм, но оно не обязательно направлено против класса капиталистов. Это не так означает их экспроприацию или отнятие у них прибыли. На напротив, лишив их произвольной власти наносить ущерб друг другу, в устранив громадные растраты, она поднимет производительность труда до такой степень, что прибыль значительно увеличится. И в то же время это делает возможным увеличение и закрепление доли рабочих, так что все повод для бунта или революции убран.
Это не социализм рабочих, а социализм для рабочих; а социализм, сделанный другими, также на благо рабочих. Эксплуатация рабочих не прекратится, она станет более рациональной. С равной справедливостью эту социальную систему можно назвать «организованным капитализмом».
Конечно, в этой системе нет места демократии. Демократия означает, по крайней мере формально, господство массы, всего народа. Но этот социализм основанный на правлении, лидерстве немногих, интеллектуального меньшинства. В современном капитализме технический средний класс — лидеры и директора. трудового процесса; они командуют рабочими. Они могут представить идеал общества только при сохранении и расширении этой ведущей и командной функции. Интеллектуальный класс не признает различий, основанных на благородном происхождении или богатство; но допускает различия в мозге, в умственных способностях и считает себя как класс людей с лучшими умственными способностями, избранных, чтобы возглавить великие массы бездарных простых людей, которым суждено стать простыми рабочими.
Следовательно, политическая система, принадлежащая этому буржуазному социализму, никогда не может быть демократией; это должна быть диктатура ведущей бюрократии. социализм, некогда провозглашенный авангардом рабочих класса, был интернациональным. Потому что они рассматривали производство как всемирную единицу процесс и классовая борьба рабочих как общее дело рабочего класс всего мира. Однако интеллектуальный класс, благодаря своему среднему классового происхождения к тесной связи с классом капиталистов, имеет сильную национальное чувство. Кроме того, инструмент, необходимый для регулирования производство существует как орган власти государства. Поэтому его социалистическая цель означает национально-государственный социализм. Его правление есть господство государственной бюрократии, его система производства — государственный капитализм. Международное мировое единство – это далекие мечты для них, а не вопрос практических идеалов.
Обнаружены некоторые характеристики социальных идеалов интеллектуального класса в социал-демократии, особенно в ее государственно-социалистической программе, хотя ее отношение вождей к массам носит более демократический характер. В немецком национальном При социализме заметны некоторые другие из этих характеристик. Тенденции класса никогда не воспроизводятся исключительно в политической партии или политической движение. Они являются глубинной основой, подземным потоком, принимающим свое течением и растущим по незыблемым законам, определяемым классовыми интересами, потребностями социальное развитие, глубочайшими подсознательными чувствами, которые социальные условия производят в классе. Они недостаточно представлены в поверхностные явления, политические события, партийные платформы, смены правительства, принятые меры, революции, программы — потому что во всех этих традициях, существующих силовых факторах, относительная сила соперничающих или сотрудничающих классов, групп, партий, играющих роль. Но затем всегда заново, реальности, скрытые под поверхностью, ломаются через, расстроить старые и определить новые идеи и политические события. Итак, мы должны исследовать эти события на предмет классовых сил, действовавших в них, точно так же, как силы природы мы смотрим в природные явления.
В фашизме и национал-социализме классовый дух интеллигентской середины классов появляется в своих первых ростках. Мы видим пока только общий бунт против демократия, со слабым и смутным стремлением к экономически конструктивному политика. Тем не менее духовная сила национал-социалистических лозунгов интеллектуального класса было достаточно, чтобы увлечь множество рабочих, которые видели в нем организующая сила против капиталистического беспорядка.
Не исключено, что эти партии реализуют, или попытаются реализовать класс идеалы интеллигенции? Этот класс практически бессилен против класс капиталистов. Социальная власть интеллектуалов, измеряемая их численность, их классовое сознание, их общественное чувство еще далеко не власть, которую рабочий класс уже давно завоевал. Капиталист класс в Европе и Америке настолько силен, что ему не нужно терпеть никаких организация или регулирование производства помимо собственных интересов. Это только когда капитализм чувствует себя крайне ослабленным и находящимся в опасности, тяжелым и долгим кризисом, рабочими восстаниями, мировой войной — условия разные. Затем интеллигенция вместе с частью рабочих может быть призвана проводить конструктивную политику, тяготеющую к государственно-капиталистическому эксперименты.
Когда, однако, рабочий класс, восставший против невыносимого гнета монополистический капитализм посредством революционных движений должен добиться сокрушив капиталистическую власть, что будет делать интеллектуальный класс? Тогда положение будет обратным; рабочий класс своей могучей боевой мощью увлекает за собой и другие недовольные классы в общем нападении на капитализм. Тогда к ним присоединятся большие части интеллектуального класса, завоевавшие великими социалистическими и коммунистическими идеалами и будут считать их своими Общая причина. В каждом революционном движении в истории мы видим множество присоединяясь к ней в общем энтузиазме к более радикальным целям, чем их собственные идеалы, тем самым облегчая победу. Но потом оказалось, что каждый из союзники интерпретировали лозунги и цели по-своему, вызывая тем самым разногласия и новые драки между бывшими товарищами. Так же, несомненно, будет дело в будущих революционных движениях.
Лозунги: против капитализма, за социализм или коммунизм станут общими [ sic ] к революционным классам. Но для каждого класс они означают иную форму социальной организации. Рабочий класс имеет наращивать производство снизу, прямым контролем над фабриками и организовать их посредством своих рабочих советов в демократическое содружество. Интеллектуальный класс попытается установить централизованно организованную государственный социализм, управляемый ведущей бюрократией.
Не прав ли в этом класс интеллигенции? Не обязательно ли в в эти труднейшие времена борьбы и социальной реконструкции невежественные массами должны руководить те, у кого лучшие мозги? Разве это не правда, что для того периода этот избранный класс меньшинства, обученный науке, в общие и специальные знания, являются естественными лидерами до тех пор, пока родились новые поколения?
Нет, это неправда. Организация общества не зависит от техника, научное познание. Техника изготовления отличная уже. Капитализм развил науку о силах природы и их применение на высоком уровне. Это область высшего знания интеллектуалы. В качестве технических специалистов в процессе производства они могут обращаться свои мозги на благо общества.
Но социальная организация должна иметь дело с другими вещами: с общественными силами и со знанием социальных сил. Это организация мужчин. И вот интеллектуалы не имеют особых способностей. То, что они приносят с собой, это только надменные предрассудки класса капиталистов. В социальном понимании, в знании реальных классовых отношений общества интеллигенция стоит ниже рабочего сорт. Потому что их ум цепляется за идеи, принадлежащие прошедшему периоду. Потому что вне своих физических машин, в вопросах человеческих взаимоотношений они иметь дело не с реалиями самой общественной жизни, а с их духовные образы, концепции, теории, абстракции.
Социальная организация не зависит от качеств интеллекта меньшинство. Это зависит от качеств характера всего трудящегося народа. Это является сплочение рабочих в одно единство, посредством сильного морального и экономические силы, которые не могут быть одобрены лидерами, но должны расти в массы в борьбе за свободу.
Таким образом, социальные идеалы и цели интеллигенции и рабочего класса противостоять друг другу. Интеллектуальный класс, когда он должен попытаться установить некоторые общественный порядок, должен взывать к старым инстинктам повиновения, к рабским чувствам ушедшего человечества. Для своих государственно-социалистических целей она найдет союзников в социал-демократической и партийно-коммунистической платформах, в профсоюзных лидерах, в капиталистические идеи робких и отсталых рабочих, думающих о коммунистической свободе слишком высоко для них, и в битых остатках капиталистической силы. Тогда рабочего класса, находящегося в оппозиции к этому блоку, пытающегося под знаменем «социализм против анархии» для сохранения господства правящего класса над рабочему классу потребуется вся его мудрость и все его единство, чтобы найти и пробивать себе путь к свободе.