Интенция в психологии – Интенция — Википедия

Интенция — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Инте́нция (лат. intentio «намерение, стремление») — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать интенцию прежде всего с замыслом[источник не указан 1292 дня]. Интенция — коммуникативное намерение — может появиться в виде замысла строить высказывание в том или ином стиле речи, в монологической или диалогической форме. Разновидностью интенции является речевая (коммуникативная) интенция — намерение осуществить речевой акт. Интенция также может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу».

В трудах Фомы Аквинского интенция (intentio) и выбор (electio) составляют два определяющих элемента направляемого практическим разумом свободного нравственного «акта воли» (

actus voluntatis)[1]. Поэтому интенция как намерение аналогично инстинкту «неразумных животных» (bruta animalia), но не тождественно ему, так как имеет разумную природу.

В римском судопроизводстве, в так называемом формулярном процессе, интенция — это основная часть исковой формулы, в которой излагалась суть претензии истца к ответчику.[2]

Интенция — то, о чём кто-либо просит в молитве. В зависимости от интересов самого молящегося или других лиц. Интенция может иметь духовный или материальный характер, быть личной или общей. Интенция мессы — это интенция священника, служащего мессу, и людей, принимающей в ней участие, или лица, её заказавшего. Молиться «в интенции римского папы» значит молиться о том, о чём просит папа. Термин широко используется среди верующих Католической церкви.

В иудаизме[править | править код]

В иудаизме аналогом категории «интенция» часто называют понятие кавана. Согласно одному из описаний,

Кавана — это направленность сердца, то есть сосредоточенное внимание, интенция, вкладывание души в то, что ты делаешь. Кавана в молитве является неотъемлемой частью самой заповеди. Молитва ни в коем случае не должна приобретать рутинный характер, становиться механическим проговариванием знакомых слов. Сказано у Мудрецов: «Молитва без каваны — это тело без дыхания».

По словам раввина Хаима Галеви Донина, «кавана диаметрально противоположна совершенному, но механическому прочтению и произнесению слов. Кавану можно определить и иначе; каждое определение представляет при этом более высокую ступень Каваны, каждая дефиниция есть призыв и требование к молящимся. Первая ступень Каваны предполагает знание и понимание ими того, что произносится в молитве. Затем следует освобождение духа от всех внешних, отвлекающих мыслей и полная концентрация на молитве. Завершает все высшая ступень Каваны, когда слова молитвы произносят с большой самоотверженностью, сосредоточенностью и благоговением, думая о её глубинном смысле»

[3].

В исламе[править | править код]

В исламе аналогом категории «интенция» называют понятие ният. Ният переводится как «намерение», «мотивация», «интенция», и трактуется как осознанное совершение какого-либо действия или отказ от его совершения с чётким осознанием цели и смысла действия либо воздержания от него. Ният играет ключевую роль в оценке поступков человека, в частности, влияет на богословско-правовое заключение относительно ритуальной и юридической силы того или иного действия (намаза, поста, брака, развода) или на решение исламского суда по уголовному делу.

ru.wikipedia.org

интенция — это… Что такое интенция?

(от лат. intentio — намерение, стремление) — имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. История понятия И. восходит к схоластике, различающей реальное и интенциональное (умственное) существование объекта. В XIX в. понятие И. было вновь введено в философию нем. философом и психологом
Ф
. Брентано, в системе которого И. (интенциональность) является основным свойством психических феноменов, выступая как их предметная отнесенность в сознании и направленность сознания на предметное содержание (см. Психология акта). Понятие И. также разрабатывалось в «Теории предметности» А. Мейнонга и в феноменологии Э. Гуссерля, в которых наметилась тенденция к онтологизации интенциональной структуры сознания. В современной западной философии понятие И. играет существенную роль в неореализме, неотомизме и экзистенциализме, рассматривающих внутренний мир субъекта в качестве главного предмета философского анализа. Понятие И. было воспринято в нач. XX в. психологией. В работах Вюрцбургской школы И. выступает как основное свойство без-образного мышления
, как его сверхчувственное содержание, обусловленное не всегда осознаваемыми детерминирующими тенденциями и установками личности в отношении поставленной задачи. Философские системы Брентано и Гуссерля оказали значительное влияние на т. н. «целостный подход» в психологии (гештальт-психология, целостная психология, персонализм и т. п.). (А. Б. Орлов)

Добавление ред.: Существует, по меньше мере, 2 способа употребления (и значения) терминов «И.» и «интенциональность».

1. Интенциональность как «направленность сознания на предмет» (Брентано, Гуссерль). Сознание всегда есть «сознание о…» (Bewubtsen von…), так что интенциональность составляет характернейшую черту сознания. Интенциональными являются не только познавательные психические процессы, но и многие эмоционально-мотивационные. Один и тот же предмет можно одновременно воспринимать, представлять, любить, желать, ненавидеть и т. д. Интенциональный объект м. б. реально существующим или вымышленным, осмысленным или абсурдным. См. также
Рефлексия
. 2. Интенциональность (в более узком и близком к этимологии смысле) есть «направленность на цель». К примеру, интенциональный аспект анализа действия (деятельности) — это, по А. Н. Леонтьеву, выяснение цели действия (vs. операционный аспект — анализ способа осуществления действия). И. в таком случае — собственно намерение, целевой замысел действия. Примечательно, что действия м. б. направлены и на сверхчувственную, трансцендентную цель (религиозный обряд). Аналогичное понимание И. встречается также в литературоведении и фольклористике (напр., в книге Й. Луговской «В мире фольклорной прозы: тексты, жанры, повествовательные интенции», 1993), где И. (намерение, целевая установка) автора или сказителя используются как один из критериев содержательной типологии текста. (Б. М.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

psychology.academic.ru

Интенция | Словарь психолога

ИНТЕНЦИЯ (интенциональность) — устремленность, направленность сознания, мышления на некий объект.

ИНТЕНЦИЯ ПАРАДОКСАЛЬНАЯ — психотерапевтический прием, разработанный В. Франклом в 1927 г. в рамках его логотерапии и анализа экзистенциального. Состоит в том, что клиент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию: в критической ситуации или непосредственно перед ее наступлением хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях), или же самому осуществить (при неврозах навязчивости) то, чего он опасается. Это иллюстрируется на примере студента, у которого перед экзаменами начиналась дрожь и который больше всего страдал от ожидания этой дрожи и от опасений, что это все заметят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя интенцию парадоксальную — задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли «чемпионом по дрожанию». За счет этого студенту удалось избавиться и от дрожи, и от ее боязни. Другой его пример — супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются в следующий раз ссориться так долго, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция реализуется, и тогда ситуация или действие, коих клиент опасается, перестанет быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишится самого болезненного признака; либо сама попытка клиента реализовать интенцию переключит его внимание с непроизвольных эмоциональных переживаний на их воспроизведение произвольное, что разрушит их естественное течение и приведет к их ослаблению. В качестве механизмов действия этого приема усматривается процесс самоотстранения, позволяющий клиенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов. В качестве модели такого процесса приводится феномен потери способности к чувственному наслаждению при целенаправленном стремлении только к его достижению. Этот прием имеет много общего с такими психотерапевтическими техниками, как возбуждение тревоги, терапия имплозивная, тревожность индуцированная. Для большего эффекта интенцию парадоксальную можно сформулировать в юмористической форме.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)

ИНТЕНЦИЯ (от лат. intentio — намерение, стремление) — имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. История понятия И. восходит к схоластике, различающей реальное и интенциональное (умственное) существование объекта. В XIX в. понятие И. было вновь введено в философию нем. философом и психологом Ф. Брентано, в системе которого И. (интенциональность) является основным свойством психических феноменов, выступая как их предметная отнесенность в сознании и направленность сознания на предметное содержание (см. Психология акта). Понятие И. также разрабатывалось в «Теории предметности» А. Мейнонга и в феноменологии Э. Гуссерля, в которых наметилась тенденция к онтологизации интенциональной структуры сознания. В современной западной философии понятие И. играет существенную роль в неореализме, неотомизме и экзистенциализме, рассматривающих внутренний мир субъекта в качестве главного предмета философского анализа.

Понятие И. было воспринято в нач. XX в. психологией. В работах Вюрцбургской школы И. выступает как основное свойство без-образного мышления, как его сверхчувственное содержание, обусловленное не всегда осознаваемыми детерминирующими тенденциями и установками личности в отношении поставленной задачи. Философские системы Брентано и Гуссерля оказали значительное влияние на т. н. «целостный подход» в психологии (гештальт-психология, целостная психология, персонализм и т. п.). (А. Б. Орлов)

Добавление ред.: Существует, по меньше мере, 2 способа употребления (и значения) терминов «И.» и «интенциональность».

1. Интенциональность как «направленность сознания на предмет» (Брентано, Гуссерль). Сознание всегда есть «сознание о…» (Bewubtsen von…), так что интенциональность составляет характернейшую черту сознания. Интенциональными являются не только познавательные психические процессы, но и многие эмоционально-мотивационные. Один и тот же предмет можно одновременно воспринимать, представлять, любить, желать, ненавидеть и т. д. Интенциональный объект м. б. реально существующим или вымышленным, осмысленным или абсурдным. См. также Рефлексия.

2. Интенциональность (в более узком и близком к этимологии смысле) есть «направленность на цель». К примеру, интенциональный аспект анализа действия (деятельности) — это, по А. Н. Леонтьеву, выяснение цели действия (vs. операционный аспект — анализ способа осуществления действия). И. в таком случае — собственно намерение, целевой замысел действия. Примечательно, что действия м. б. направлены и на сверхчувственную, трансцендентную цель (религиозный обряд).

Аналогичное понимание И. встречается также в литературоведении и фольклористике (напр., в книге Й. Луговской «В мире фольклорной прозы: тексты, жанры, повествовательные интенции», 1993), где И. (намерение, целевая установка) автора или сказителя используются как один из критериев содержательной типологии текста. (Б. М.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)

slovar.world-psychology.ru

это направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. Метод интенции в психологии

Если правильно объяснять некоторые понятия, то они не будут казаться сложными. Например, слово интенция. Это понятие недоступно для понимания для обывателей. Но если дать объяснение, что интенция – это направленность мышления, все становится на свои места. В этой статье вы узнаете много интересного о том, как проходит зарождение желания действовать и познавать окружающий мир.

Определение

Интенция – это широкое понятие, которое можно описать как направленность мышления. Способность к мыслительной деятельности зарождается у каждого человека в детстве. И именно в юном возрасте ребенок вырабатывает свой личный круг интересов и путь познания интересующих его областей. Под действием всевозможных внутренних и внешних факторов малыш формирует свою картину мира. Он понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Родители учат ребенка этикету, грамотной речи и основам культурного поведения. Синтезируя эту информацию, человек создает базу, которой будет пользоваться всю жизнь. У всех людей такая основа разная. Вероятно, вы сталкивались с проблемой, что кто-то из ваших знакомых вас не понимает, хотя вам кажется, что объяснять еще доступней у вас просто не получится. Вам может показаться, что персона, находящаяся напротив вас, невообразимо глупа. Но это не так. Скорее всего, направленность мышления у вас и у этой личности сильно разнятся. Вы по-разному смотрите на мир и вкладываете разные значение в одно и то же определение.

Виды интенции

Как и любое широкое понятие, интенцию можно разделить на несколько частей. Какие же два вида направленности мышления существуют?

  • Направленность на объект. Под воздействием внутренних и внешних факторов у человека формируется своя картина мира. Благодаря ей человек может рассуждать, строить представления и догадки. Именно направленность мышления формирует интересы персоны, культуру речи и культуру поведения.
  • Направленность на цель. Второй вид интенции – это планирование. Чтобы чего-то добиться в жизни, человек должен ставить перед собой цели и достигать их. Создание целей, построение плана для их достижения, внесение корректировок по ходу дела – все эти процессы можно назвать интенцией.

Интенционные процессы

Все люди мыслят по-разному. Один человек любит углубляться в суть проблемы, другой предпочитает рассматривать проблему в общем, не вдаваясь в детали. Какие же процессы проходят в мозге человека, когда он направляет свое мышление на какой-то объект или же цель.

  • Эмоциональность. Эмоции помогают человеку понять, нравится ему предмет или объект созерцания или размышления. Если нравится, значит, можно продолжать изучение или же общение. Если человеку что-то неприятно, он постарается как можно скорее избавиться от негативной мысли или приводящего в ужас объекта созерцания.
  • Мотивация. Интенция – это направленность мышления. Ее бы не существовало, если бы у человека не было мотивации. Желание что-то увидеть, куда-то сходить и что-то сделать является главным в здоровой жизнедеятельности человека.
  • Познание. Человек стремится к знаниям, и они помогают ему лучше познать этот мир и людей, живущих в нем. А также книги формируют мировоззрение и картину мира. Они помогают человеку приобрести пассивный опыт, без затраты каких-либо ресурсов, кроме временных.

Где можно встретить интенцию?

  • Психология. В этой науке интенция понимается, как возможность личности переиграть какую-то жизненную ситуацию у себя в голове и с помощью вторично пережитого опыта избавиться от страха. Подобным образом можно лечить различного рода неврозы и фобии.
  • Неврология. Здесь интенция понимается так же, как в стандартном своем определении – направленность мышления. Человек может по собственному желанию переключать свое сознание на изучение своего внутреннего мира, внешнего мира или же ставить себе цели и продумывать пути их реализации.
  • Философия. Интенция понимается как направленность на познание своего духовного мира и на восприятие окружающей действительности. Человек может познать этот мир только тогда, когда сможет в совершенстве узнать себя.

Парадоксальная

Психотерапевты применяют различные техники для того, чтобы облегчить участь своих пациентов. Одна из таких методик – парадоксальная интенция. В чем она заключается? Каждый человек сталкивался с ситуацией, когда он сильно волновался перед началом какого-то мероприятия. Например, студенты всегда волнуются перед экзаменами, а человек, который впервые идет на собеседование, переживает о том, получится ли у него произвести хорошее впечатление на менеджера по кадрам. Этот страх перед началом события может довести человека до панического состояния. Чтобы снять излишнюю нервозность, нужно специально провоцировать ситуацию. Пример парадоксальной интенции может быть таким: человек, который боится общаться с незнакомыми людьми, должен выйти на улицу и заводить диалог с каждым встречным. Неважно, будут прохожие поддерживать беседу или же ограничатся простым приветствием. Провоцируя свой страх, человек учится его преодолевать. Этот метод парадоксальной интенции работает всегда. Он применяется не только психологами, но и обывателями, которые хотят перебороть какую-то фобию.

Коммуникативная

Как люди общаются друг с другом? Посредством речи они пытаются донести до собеседника свои мысли и раскрыть внутренний мир. Коммуникативная интенция – это направленность человеческого мышления на какую-то цель. Чтобы узнать необходимую информацию персона может включаться в разговор, а чтобы скрыть что-то, собеседник постарается незаметно перевести тему. Но не всегда люди могут хорошо друг друга понимать. Что же этому мешает?

  • Разный смысл, вкладываемый в понятия. Когда вы общаетесь с человеком, вы вряд ли учитываете местность, где собеседник вырос, его моральные ценности, образование и воспитание. А ведь все эти факторы делают индивида уникальным. В этом-то и состоит сложность общения. Порой два человека могут вкладывать в одно и то же понятие разный смысл. На фоне этого образуется взаимное недопонимание.
  • Разная картина мира. Направленность мышления у всех разная. Одному человеку интересно изучать науку, другому искусство, а третьему политику. Соответственно, все эти люди будут отличаться своим набором знаний, умений и стремлений. Разность взглядов на одни и те же вещи порождает отчуждение и неприязнь.
  • Сложно понять то, что не пережил. Не всегда человек может понять состояние своего собеседника. Есть вещи, которые нельзя описать словами, а можно только почувствовать. Например, сложно понять, что такое смерть любимого человека, до тех пор, пока на своем опыте не осознал это чувство.

Речевая

Каждое высказывание человека, даже неосознанное, несет в себе какую-то цель. Речевая интенция – это рождение речи. Прежде чем высказаться, человек должен подумать, затем сформировать свою мысль в слова и только затем ее высказать. В речевой интенции соединяются потребности, мотивы и цели. Человек может с помощью направленности мышления передать собеседнику свои знания, поделиться своими проблемами или же узнать что-то полезное для себя. Диалог никогда не сможет стать интересным, если оба его участника не приложат к его созданию волевое усилие. Оно может проявляться не только в положительной, но и в отрицательной форме. Например, человек может высказывать неодобрение на какую-то реплику или же действие своего оппонента.

В неврологии

Интенция широко известна не только в психологии, но еще и в неврологии. Чем же понимается под этим понятием? Интенция в неврологии – это направленность мышление на психическую работу, какую-либо деятельность или объект. Волевое усилие, прилагаемое в этой области, производится человеком для достижения поставленной цели.

В психологии

Экстенции интенции – это понятие, которое означает способ бытия, который выбирает человек. Оно широко применяется в психологии. К чему же оно применимо? Интенция в психологии – это направленность сознания на какой-либо предмет или же объект. Причем факт реального существования объекта не так важен. Человек может размышлять над вымышленной проблемой. Например, кому-то может прийти в голову подумать, как же будет жить человек, если землю захватят обезьяны. Реально такой угрозы перед человечеством не стоит, но кто-то может панически этого бояться. Размышляя на эту тему и приходя к выводу, что житься будет неплохо, человек может ослабить свои волнения. Или же какая-то персона может выбирать себе место, в котором она хочет провести свой отпуск. В этом случае личность внимательно изучит месторасположения отеля, его комфортабельность, ценовую политику и интересные достопримечательности в округе. Направленность мышления поможет выбрать из всех возможных вариантов один, тот, который будет устраивать больше всего.

Зачем нужно изучать интенцию

Изучение психологии помогает лучше познать себя и окружающих. А изучать мышление, его основу и структуру, а в случае с интенцией – и направленность, полезно, чтобы лучше понимать людей. С какими же проявлениями интенции приходится сталкиваться каждый день? Вы замечали, что некоторые персоны часто сетуют на свою неудачную жизнь? Такие люди любят жаловаться, говорить, что у них было бы все хорошо если бы не то или же не это. Собеседники порой не понимают, что они живут так, как хотят и как того заслуживают. Успешный человек не сразу приобрел свое богатство. Ему пришлось много работать, чтобы получить хорошее образование и престижное место в развивающейся фирме. Да, с виду могло показаться, что персона не прикладывает никаких усилий, но на самом деле человек работает в поте лица. Но многие привыкли судить, не зная того, что спрятано за красивой картинкой успеха. Интенция заставляет человека задумываться о том, каких трудов личности стоило подняться. Благодаря таким размышлениям человек избавляется от зависти и вдохновляется примером успешной личности.

www.nastroy.net

Интенция — это… Коммуникативная интенция

Готовясь к выступлению на собрании либо задумав написать книгу или просто поговорить со своим другом о чем-то важном, мы обдумываем цель действий и способы ее достижения. Задуманный план или стремление к желаемому называется интенция. Она может выражаться сознательно, а может затаиться в глубинах бессознательного, проявляясь во влечении к какой-то определенной области.

Рождение понятия

Интенция вобрала в себя основные тезисы из схоластики, которая разделяла умственное (интенциональное) существование предмета и реальное. В Средневековье считалось, что не может быть познания предмета без вмешательства в него. О характере интенции рассуждал Фома Аквинский. Он говорил о формировании интенции разумом относительно понимаемого предмета. В XIX веке с легкой руки психолога Ф. Брентано понятие обрело новую жизнь. Он полагал, что сознание интенционально, то есть направлено на то, что находится вне его самого. Иными словами, понятие приносит смысл сознанию. Ученые А. Мейнонг и Э. Гуссерль разрабатывали в своих научных трудах различные подходы к определению интенции, которые в дальнейшем оказали значительное влияние на ряд направлений в психологии (гештальтпсихология, персонализм и так далее). Еще один философ — М. Хайдеггер — объединял заботу и интенциональность, считая, что между ними существует внутренняя связь. Он утверждал, что «человек в своем бытии – это существо, которое заботит бытие». Если личность терпит неудачу в своем «бытии», то она теряет свои возможности.

Интенция – это что?

Существует несколько значений термина «интенция». Первый объясняет ее как «направленность сознания на предмет». К интенциональным можно отнести познавательные, эмоциональные, мотивационные и другие психические процессы, так как отношение и чувства к предмету могут быть разные. Объект интенции может реально существовать, а может быть придуманным, осмысленным или абсурдным. Вторая интерпретация понятия «интенции» представляется как «направленность на цель» или целевой замысел действия.

Интенция в психологии

В данной науке под термином понимается внутренняя направленность сознания на реальный или выдуманный предмет, а также структура, придающая смысл переживаниям. Интенция – это способность личности иметь намерения, возможность участвовать в событиях дня, изменяя себя. Одной из сторон понятия является способность воспринимать предмет с разных сторон, в зависимости от заложенного смысла. Например, рассматривая недвижимость как место летнего отдыха для семьи, человек внимательно ознакомится с такими вопросами, как комфортабельность, оснащенность, досуг на территории. Если та же недвижимость будет тем же человеком покупаться, то он уже в первую очередь обратит внимание на соотношение цены с качеством жилища. Интенция – это рождение тесной связи с внешним миром. В сложных для восприятия ситуациях человек научился ослаблять взаимосвязь до тех пор, пока не будет готов к пониманию обстановки.

Психотерапевтический прием В. Франкла

Интенция в психологии представлена методом, суть которого состоит в проигрывании человеком своего страха или невроза в критической ситуации. Прием был разработан психологом В. Франклом в 1927 году и до сих пор успешно применяется на практике. Метод носит название — парадоксальная интенция. В качестве примера можно привести жизнь супругов, которые часто выясняют отношения. Психотерапевт предлагает им ссориться как можно громче и эмоциональнее, тем самым неприятная ситуация становится контролируемой. Еще один пример: школьник боится выступать с докладом и его охватывает дрожь. В рамках данного метода ему предлагается самому начать сильно дрожать, тем самым снять возникшее напряжение. Метод парадоксальной интенции может привести к двум результатам: действие или ситуация перестает быть болезненной и неконтролируемой или благодаря переключению внимания на произвольное воспроизведение переживаний ослабляет их негативное влияние.

Суть психотерапевтического метода

Парадоксальная интенция в качестве механизма действия рассматривает процесс самоотстранения, который позволяет личности выйти из неприятной ситуации. Прием построен на желании самого человека осуществить или чтобы кто-то совершил (при фобии) то, что он опасается. Метод парадоксальной интенции активно применяется в психотерапии. Особенно он эффективен при слиянии с юмором. Страх – это биологическая реакция организма на опасные ситуации, и если личность сама будет их искать и сможет действовать вопреки страху, то отрицательные ощущения вскоре исчезнут.

Желание высказаться

В лингвистике интенция – это начальный этап рождения высказывания, после которого следует мотив, внутреннее проговаривание и речь. С рассматриваемым понятием связаны конкретно-коммуникативные смыслы, которые выражаются в процессе общения. Речевая интенция (в широком смысле) — это слияние потребности, цели и мотива воедино, которое формируется в сообщение благодаря использованию коммуникативных средств. В более узком смысле термин рассматривается как действенное назначение и сливается с понятием иллокутивного акта. Доктор филологических наук Н. И. Формановская рассматривает интенцию как замысел выстроить речь в определенном ключе, форме, стиле.

Трудность в исследовании данного термина заключается в уникальности объекта эксперимента, с нередко размытыми коммуникативными намерениями. Речевые сообщения всегда соединены с различными экстралингвистическими событиями, поэтому любое, даже простое, высказывание является многомерным. Выступления имеют волевую установку и воздействуют на адресата. Существует понятие речевой интенции неодобрения, которое является неотъемлемой частью общения. Это отрицательное проявление, которое может перевести разговор в конфликтное русло.

Смысл речевых сообщений. Виды интенции

Выявлять цель высказывания адресата необходимо с учетом взаимоотношений собеседников. Существуют различные типологии иллокутивных целей. Например, профессор Е. А. Красина разработала следующие положения:

  1. Ассертивная цель выражается в побуждении «сказать, как обстоят дела». Наиболее часто употребляются утверждения «докладываю», «признаю» и другие.
  2. Комиссивная несет с собой задачу «обязать говорящего сделать нечто». В этом случае часто произносятся «обещаю», «гарантирую» и так далее.
  3. Директивная цель предполагает попытку «заставить кого-нибудь другого сделать нечто». К этому типу относятся высказывания «прошу», «рекомендую», «приказываю» и другие.
  4. Декларативная несет задачу «изменить мир». Часто употребляются утверждения признания, осуждения, прощения, называния.
  5. Экспрессивная цель стремится «выразить чувства или установки относительно положения дел». В этом случае используются глаголы «извините», «сожалею», «приветствую» и так далее.
Некоторые психологи и филологи различают два вида интенции. Первый олицетворяет собой направленность сознания человека на окружающую действительность с целью принять, познать, объяснить. Такой вид явления называется когнитивный. Коммуникативная интенция представляет собой направленность сознания на достижение задуманной цели, ради которой человек вступает в разговор или уходит от него.

Текст и интенция

При написании книг или статей писатель опирается на общую концепцию, которую сам определил. Замысел произведения несет название «авторская интенция». Объединение речевого и авторского намерений выражает мировоззрение писателя. Для его обозначения применяются такие понятия, как картина и модель мира, концепт, точка зрения, образ автора, текстовая модальность и так далее. Например, образ писателя формируется из его мнения о неких областях жизни, образа повествователя и персонажей, а также из композиционной и языковой структуры текста. Отношение автора к предметам, его восприятие окружающих людей и событий образуют «модель мира», которая не содержит отражение объективных событий. Поэтому можно заключить, что взгляд писателя остается неизменным и рассматривает действия в произведении только с одной стороны. У читателя тоже формируется свой взгляд на творчество автора.

Обобщая знания

Для целостной личности характерно индивидуальное отношение к миру, исходными составляющими которого являются переживание о своем положении, отражение возникших эмоций в соответствующих образах, а также рождение программы, направленной на сохранение и развитие человека. Для успешного выполнения личностного плана необходимо желание, намерение индивида. Направленность на результат, анализ необходимых действий являются основными ступенями в достижении желаемого. А возможность переформулировать свое отношение к проблемной ситуации открывает двери в спокойную и успешную жизнь.

fb.ru

Интенция | Психологическая энциклопедия 1vc0

Интенция (от лат. intentio — намерение, стремление) — имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. История понятия интенция восходит к схоластике, различающей реальное и интенциональное (умственное) существование объекта. В XIX в. понятие интенция было вновь введено в философию немецким философом и психологом Ф. Брентано, в системе которого интенция (интенциональность) является основным свойством психических феноменов, выступая как их предметная отнесенность в сознании и направленность сознания на предметное содержание. Понятие интенция также разрабатывалось в «Теории предметности» А. Мейнонга и в феноменологии Э. Гуссерля, в которых наметилась тенденция к онтологизации интенциональной структуры сознания. В современной западной философии понятие интенция играет существенную роль в неореализме, неотомизме и экзистенциализме, рассматривающих внутренний мир субъекта в качестве главного предмета философского анализа.

Понятие интенция было воспринято в начале XX в. психологией. В работах Вюрцбургской школы интенция выступает как основное свойство безобразного мышления, как его сверхчувственное содержание, обусловленное не всегда осознаваемыми детерминирующими тенденциями и установками личности в отношении поставленной задачи. Философские системы Брентано и Гуссерля оказали значительное влияние на т. н. «целостный подход» в психологии (гештальт-психология, целостная психология, персонализм и т. п.).


Добавление редактора: Существует, по меньше мере, 2 способа употребления (и значения) терминов «интенция» и «интенциональность».

  1. Интенциональность как «направленность сознания на предмет» (Брентано, Гуссерль). Сознание всегда есть «сознание о…» (Bewubtsen von…), так что интенциональность составляет характернейшую черту сознания. Интенциональными являются не только познавательные психические процессы, но и многие эмоционально-мотивационные. Один и тот же предмет можно одновременно воспринимать, представлять, любить, желать, ненавидеть и т. д. Интенциональный объект может быть реально существующим или вымышленным, осмысленным или абсурдным (См. также Рефлексия).
  2. Интенциональность (в более узком и близком к этимологии смысле) есть «направленность на цель». К примеру, интенциональный аспект анализа действия (деятельности) — это, по А. Н. Леонтьеву, выяснение цели действия (vs. операционный аспект — анализ способа осуществления действия). Интенция в таком случае — собственно намерение, целевой замысел действия. Примечательно, что действия могут быть направлены и на сверхчувственную, трансцендентную цель (религиозный обряд).
    Аналогичное понимание интенции встречается также в литературоведении и фольклористике (например, в книге И. Луговской «В мире фольклорной прозы: тексты, жанры, повествовательные интенции», 1993), где интенция (намерение, целевая установка) автора или сказителя используются как один из критериев содержательной типологии текста.

wiki.1vc0.ru

ИНТЕНЦИЯ — это… Что такое ИНТЕНЦИЯ?

        (от лат. intentio — стремление), термин схоластич. философии, обозначающий намерение, цель, направленность сознания, мышления на к.-н. предмет. У Фомы Аквинского и в поздней схоластике термин «И.» обозначает также внимание, иногда — некоторую форму бытия, взятую в определ. отношении. В гносео-логич. аспекте И. выступает как характеристика умств. «образа», идеи или некоторого значения. Фома Аквин-ский рассматривает И. как понятие, проистекающее из деятельности интеллекта. Согласно Оккаму, «И. души» есть универсалия, т. е. всеобщее, как результат акта постижения предмета. И. интеллекта сопоставляется с «умопостигаемой формой» (идеей), поскольку отображает в разуме постигнутый объект. Вместе с тем схоластич. философия развивает представление об «интенциональной чувственно-воспринимаемой форме», т. е. чувств. образе идеи к.-л. объекта.         Общее правило схоластики — различение первой и второй И. Первая И. (iotentio prima) есть понятие, первоначально сформированное умом; объект подобного понятия — реальность, данная человеч. разуму. Вторая И. (intentio secunda) формируется через обращение к первым, путём их изучения и сравнения. Её объект находится в самом разуме, представляя собой логич. закон, форму самой мысли или к.-н. мысль вообще. На основе различения первых и вторых И. Фома Аквинский определял логику как учение о вторых И., обращённых и отнесённых к первым. Учение об И. играло значит. роль в логич. и гносеологич. дискуссиях номиналистов и реалистов.

        см. такжеИнтенциональностъ.

        Штёкль А., История ср.-век. философии, пер. с нем., М., 1912, с. 205—06, 268; Антология мировой философии, т. 1, (ч. 2), М., 1969, с. 895—97, 900—01; E u с k e n R., Geschichte der philosophischen Terminologie, Lpz., 1879; Prantl K., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd l—4, B., 1955.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *