Интенциональность это в психологии: Интенциональность

Интенциональность — Психологос

Интенциона́льность (от лат. intentio — намерение) — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект.

Быть направленным — значит быть заинтересованным в рассмотрении именно этого объекта, а не другого. Следовательно в направленности на объект присутствует субьективная компонента — переживание, проживание акта созерцания.

Интенциональность в средневековой философии

Понятие интенциональности восходит к средневековой философии, первые примеры использования термина можно обнаружить у арабских философов XII и XIII веков. «Intentio» в различных значениях используется философами высокой схоластики, как «нечто отличное от себя».

Интенциональность у Брентано и Гуссерля

В современную философию понятие интенциональности ввёл Франц Брентано, предложивший его в качестве критерия различения ментальных и физических феноменов. Всякий психический акт с точки зрения Брентано направлен на нечто, что и делает его интенциональным.

Быть направленным следует понимать в модусе желательности, селективности, аспектуальности, заинтересованности в рассмотрении именно этого объекта философствования, а не другого. Следовательно в направленности на объект присутствует субьективная компонента (психология). Именно эта субъективная компонента (переживание, проживание акта созерцания) и стала основой для введения интенциональности, как категории в аналитический аппарат философии Гуссерля.

Важнейшее значение понятие интенциональности получило в феноменологии Эдмунда Гуссерля. Феноменологический анализ осуществляется Гуссерлем в терминах ноэмы и ноэзиса, то есть идеального и реального компонентов интенционального переживания.

Крупным открытием феноменологии, при непременном условии феноменологической редукции, остается интенциональность, то есть в наиболее свободном от технического истолкования смысле примат сознания о чем-то над самосознанием. Но это определение интенциональности пока еще тривиально. Строго говоря, интенциональность означает, что интенциональный акт постигается только посредством многократно идентифицируемого единства имеющегося в виду смысла: того, что Гуссерль называет «ноэмой», или интенциональным коррелятом «неоэтического» акта полагания.

Интенциональность в аналитической философии

Важное значение интенциональности придаёт и современная аналитическая философия, связывая её с теорией речевых актов (Серл, Джон).

При том, что Джон Серл написал книгу под названием «Интенциональность», как он же заявляет на первых страницах этой книги, он не следует и не следовал никаким предыдущим философским традициям в трактовке термина «интенциональность». Это привело к тому, что ничего нового к этому термину он не добавил. Термин «интенциональность» у Серла выполняет иную функцию, он фундирует его теорию речевых актов и дает ему «проездной билет» в философию сознания.

В философии сознания «интенциональность» в последнее время стала все чаще сближаться с термином «квалиа», что по своей сути опять же выражает способность сознания быть обусловленным субъективной компонентой.

интенциональность | это… Что такое интенциональность?

        ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (англ. intentionality), Intentionalitat; нем. — одно из центральных понятий аналитической философии и феноменологии, устанавливающее особое отношение между сознанием, языком и миром. В наиболее общем виде оно обозначает способность сознания быть «направленным на», репрезентировать предметы и положение дел. Термин ведет свою историю отрядалатинскихтерминов, которые использовались в средневековой философии.

        Intention (intention) — замысел, намерение, напряжение, интенция. По Августину, душа не локализуется ни в какой части тела, но пронизывает их все животворящим напряжением (vitali intentione). Познавательная сила никогда не знает что-либо актуально до тех пор, пока не возникает интенция; разум в знании может быть направлен на познаваемую вещь, которая есть, или на то, что правильно говорится относительно вещи, которая есть. По Петру Абеляру, познавательная интенция — это логическое умение, правильное логическое поведение, определение способов истолкования и связи.

Так, акт обозначения вещи и его результат — значение взаимоинтенциональны друг другу. В этом акте мыслятся во взаимосвязи и субъект как активное начало, и содержание, которое мыслится, т.е. значение. Универсальной интенцией в субъекте является звук, необходимо являющийся свойством субстанции в силу ее субъектности. В «Этике» Абеляра интенция рассматривается как конституирование поступка, как сознательное намерение совершить нечто; грех определяется как интенция души. По Бонавентуре, «хотя намерение подразумевает саму энергию намерения, тем не менее иногда оно означает состояние, относительно которого возникает намерение, иногда означает акт намерения, иногда саму вещь, на которую направлена интенция, тем не менее понятие «интенция» принципиально накладывается на сам акт; хотя вопреки этому иногда случается, что интенция употребляется в других значениях, когда, напр., говорят, что интенция есть перст указующий, то она употребляется в значении силы. Когда говорят, что интенция — это свет, она понимается как приказ.
Когда говорят, что интенция есть конец самой себя.., то она понимается как то, на что она направлена. Но когда говорят, что одно намерение прямое, а другое косвенное, то сама интенция берется как акт» (Bonaventura. In librum II Sententiarim, d. 38, a.2, q.2 ad 2). По Альберту Великому, в душе присутствует, скорее, интенция вещи, чем сама вещь. Фома Аквинский связывает с идеей интенции «акты предицирования». Отсюда следует, ч т о » «способ предицируемости может заключаться в принципе такой интенции, которая присуща роду, который подобным же образом формируется актом интеллекта. Тем не менее, однако, то, чему интеллект передал интенцию предицируемости, сопоставляя одно с другим, не есть сама интенция рода, но, скорее, то, чему интеллект передал интенцию рода, как, напр., то, что обозначается определенным именем «живое существо» (
Thomas Aquinas.
De ente et essentia. Stuttgart, 1979. S. 40). По Дунсу Скоту, интенция — это внутренний принцип вещи, непосредственно обозначающий бытие вещи как «этой».

        Intentionale esse (intentional being) — интенциональное бытие, существование в разуме; это бытие, которым обладает вещь, находясь в познающем интеллекте, а также бытие самого мышления, или способ, которым объективно постигаемая вещь представлена в мышлении. По Бонавентуре, «интенции существуют не в вещах, но только в уме. Тем не менее существует нечто, соответствующее им в вещах, а именно природа, с которой мышление соотносит интенции определенного рода. Так, замысел рода не существует в осле, но в природе животных, с которой интенция соотносится в мышлении»

(Bonaventura. In lib.l Sent, d, 33, q. 1, a. 1, ad. 3). Intentio prima (first intention) — первая интеция, первичный смысл; вещь рассматривается в соответствии с первичным смыслом, когда она рассматривается в соответствии с тем, что свойственно ей как вещи. Это может происходить путем простого акта мышления, благодаря которому известно, что вещь есть, или путем сложного акта, посредством которого может быть познана некоторая истина, как напр. , что человек — это животное существо. По Дунсу Скоту, первичная интенция направляет внимание на определенные объекты конкретной человеческой деятельности. Оккам определил первую интенции как имена, выполняющие роль суппозиций, замещающих имена сущих вещей, которые могут быть субъектами или предикатами суждений. Когда мы говорим «человек бежит», то слова выражают реальное состояние дел. Intentio secunda (second mention) — вторая интенция, вторичный смысл; имя исследуемой вещи, происходящее не из самой вещи, но из акта мышления, как, напр., «человек — это вид», а «животное — это род». Вторичная интенция, по Дунсу Скоту, направляет внимание на умопостигаемое, относящееся к сфере разума, на которое воздействуют реальные вещи, исполняющие роль случая, повода, провоцирующего разум к активности. У Оккам определяет вторичные интенции как имена, выражающие простой контекстуальный объем, предметом которого являются общие понятия. Intentia generalis (general intention) — общая интенция; это смысл, которым обладают все вещи, в силу простого факта их существования; это то, что есть, и то, что истинно, относится к общим интенциям.
Intentionis res (thing of intention) —предмет; вещь, существующая только в мышлении.

        С.С. Неретина

        И. как тема была введена в современные философские дискуссии Францем Брентано («Психология с эмпирической точки зрения», 1874). Брентано выдвигает два основных тезиса относительно И., вокруг которых концентрировались дальнейшие дискуссии в аналитической философии и феноменологии: во-первых, И. — это отличительная черта ментального; во-вторых, она независима от существования объекта, на который направлено сознание.

        Р. Чизольм предложил лингвистический вариант первого тезиса Брентано: критерием И. в языке является интенсиональность (как свойство выражений, следующих за выражениями типа «он убежден, что»), и поскольку интенсиональный язык не может быть сведен к экстенсиональному, то психические феномены не могут быть сведены к физическим.

        В аналитической философии доминируют теории, пытающиеся примирить физикалистскую онтологию с первым тезисом Брентано.

Одним из вариантов решения этой проблемы является элиминативный материализм (П. Черчленд) — теория, отрицающая реальность интенциональных состояний, т.е. убеждений, желаний и т.д. Другой вариант представляет инструменталисткая позиция, согласно которой интенциональные выражения не описывают реальных феноменов, но они полезны для предсказания по поводу поведения живых систем при отсутствии точного знания законов, управляющих ими (Д. Деннет). Еще одна стратегия состоит в объяснении интенциональности сознания через физические формы И.; так, напр., можно говорить об И. столбика ртути, так как он несет информацию о температуре (Ф. Дрецке). Одним из способов решения второй проблемы Брентано является проведение различия между предметом и его интенциональным содержанием, благодаря чему сознание относится к своему предмету («ноэма» в феноменологии Э. Гуссерля). Согласно гуссерлевской концепции сознания, структура интенционального акта не зависит от объекта, на который направлен этот акт.

        В аналитической философии концепции И. сходного типа (Дж. Сёрл) называются «интернализмом» или «концепцией узкого ментального содержания». Им противостоят концепции широкого ментального содержания, или разные версии «экстернализма», согласно которым внешние факторы (напр., каузальная цепь, ведущая от объекта к человеку (X. Патнэм, С. Крипке, К. Макгинн)) или социальные факторы (Л. Витгенштейн, Т. Бердж) сущностным образом участвуют в конституировании И. Из сильной версии экстернализма вытекает ряд радикальных следствий: нерелевантность когнитивного содержания для теории значения; невозможность непосредственного доступа к своему сознанию; очевидность реализма; несубстанциональность сознания.

        Е.В. Вострикова

        Лит.: Брентано Ф.

Избранные работы. М., 1996; Гуссерль Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999; Chisholm R.M. Perceiving: a Philosophical Study. Oxford, 1956; Dennett D.C. Brainstorms, Philosophical Essays on Mind and Psychology. Cambridge, 1978; Searle . Intentionality. Cambridge, 1983; McGinn C. Mental Content. Oxford, 1989;

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

Преднамеренность — Философская энциклопедия Routledge

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • 1

    История концепции интенциональности

  • 2

    Природа преднамеренности

  • 3

    Интенциональность как признак ментального

  • Библиография

Тематический

  • К
  • Крейн, Тим

DOI

10.4324/9780415249126-V019-1

Версии

  • контент разблокирован

    версия 1

  • содержимое заблокировано

    версия 2

. DOI: 10.4324/9780415249126-V019-1.


Интенциональность — это способность ума направлять себя на вещи. Психические состояния, такие как мысли, убеждения, желания, надежды (и другие), проявляют интенциональность в том смысле, что они всегда направлены на что-то или на что-то: если вы надеетесь, верите или желаете, вы должны надеяться, верить или желать чего-то. Надежда, вера, желание и любое другое психическое состояние, направленное на что-либо, известно как интенциональные состояния. Интенциональность в этом смысле имеет лишь периферическую связь с обычными идеями намерения и намерения. Намерение что-то сделать — это интенциональное состояние, поскольку нельзя иметь намерения, не намереваясь чего-либо; но намерения — это лишь один из многих видов преднамеренных ментальных состояний.

Терминология интенциональности восходит к схоластической философии Средневековья и была возрождена Брентано в 1874 году. Брентано охарактеризовал интенциональность как направление ума на объект и подчеркнул, что объект не обязательно должен существовать. Он также утверждал, что именно интенциональность ментальных явлений отличает их от физических явлений. Эти идеи Брентано обеспечивают фон для дискуссий об интенциональности в двадцатом веке как в феноменологической, так и в аналитической традициях. Среди этих дискуссий можно выделить два общих проекта. Первая состоит в том, чтобы охарактеризовать сущностные признаки интенциональности. Например, является ли интенциональность отношением? Если да, то с чем это связано, если объект интенционального состояния не обязательно должен существовать, чтобы о нем можно было думать? Во-вторых, объяснить, как интенциональность может проявляться в естественном мире. Как чисто биологические существа могут проявлять интенциональность? Цель этого второго проекта состоит в том, чтобы объяснить интенциональность в неинтенциональных терминах.

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Ссылка на эту статью:
Crane, Tim. Преднамеренность, 1998 г., doi: 10.4324/9780415249126-V019-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/intentionality/v-1.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.

Похожие запросы

Темы
  • Философия разума и психология
  • Феноменология

Связанные статьи

  • Вера Брэддон-Митчелл, Дэвид; Джексон, Фрэнк
  • Желание Петтит, Филип
  • Намерение Данн, Роберт
  • Восприятие Мартин, М.Г.Ф.
  • Воображение По виду, Эми
  • Эмоции, характер Соломон, Роберт С.

  • фейсбук
  • твиттер

© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group

Интенциональность — New World Encyclopedia

Понятие интенциональности определялось и развивалось на протяжении всей истории философии различными способами. Термин происходит от схоластического понятия намерения, , которое обычно использовалось в средневековой философии и богословии. В современной философии этот термин вновь обрел силу благодаря работам Франца Брентано и Эдмунда Гуссерля. Сегодня это продолжает оставаться важным вопросом как в аналитической философии, так и в континентальной философии.

Содержание

  • 1 Определение
  • 2 Проблема интенциональности
  • 3 История преднамеренности
  • 4 Современные подходы к интенциональности
    • 4.1 Брентано
    • 4.2 Гуссерль
    • 4.3 Философия разума
    • 4.4 Экзистенциальная феноменология
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Внешние ссылки
    • 6.1 Общие источники по философии
  • 7 кредитов

Определение

В широком смысле интенциональность можно определить как «осуществление» или «направленность» ментальных состояний или действий. Это референциальный характер этих состояний или актов, поскольку они имеют намерение или относятся к чему-то. То есть, если ментальные состояния или действия должны иметь содержание, они должны быть чем-то о чем-то. Например, всякий раз, когда кто-то думает, он всегда о чем-то думает. Точно так же всякий раз, когда кто-то надеется, верит или отрицает, он всегда надеется, верит или что-то отрицает, т. е. в отношении какой-либо объективной вещи или содержания. Так что можно надеяться, что сегодня пойдет снег, или можно верить, что сегодня не будет снега; в обоих случаях мысли имеют определенное содержание. Даже когда содержание не обязательно является «реальным», оно остается в определенной степени объективным. Например, когда кто-то думает о Санта-Клаусе, он думает о чем-то или имеет в виду что-то, даже если это что-то не реально. Понятие интенциональности, таким образом, касается этого вопроса референции. Или, говоря словами некоторых теорий, интенциональность связана с отношением между содержанием или объектом мысли (о чем речь) и актом или субъективностью мышления. Таким образом, проблема интенциональности — это прежде всего проблема отношения.

Проблема интенциональности

В той мере, в какой люди думают о вещах, которые не реальны (т. е. не существуют во внешнем мире), концепция интенциональности не представляет большой проблемы. Всякий раз, когда люди мечтают, например, они мечтают о чем-то или о чем-то. Содержание сна не считается реальным, а скорее основано на акте сновидения. В этом случае акт сновидения имеет приоритет, и поэтому содержание сновидения основано на субъективном акте сновидения. Здесь объект основан или основывается на субъекте.

Но все становится темнее, когда люди говорят, что знают кое-что о реальном мире. Существует спор о том, могут ли люди с уверенностью знать о чем-то реальном. К атомам нельзя прикасаться, но они все еще считаются реальными, но знать это кажется невозможным. Это вращается вокруг проблемы интенциональности в смысле отношения между субъективным познающим и познаваемым объектом. То, как конкретный философ понимает это отношение, определяет его или ее конкретную теорию интенциональности.

История интенциональности

Термин «интенциональность» происходит от схоластического термина интенцио и часто использовался средневековыми философами и теологами (в первую очередь св. Фомой Аквинским). Как понятие, намерение обычно считается переведенным с арабского термина ma’na , пришедшего от аристотелевских арабских комментаторов, в первую очередь Аверроэса и Авиценны. Однако использование латинского термина восходит к мысли св. Августина четвертого века. С точки зрения проблемы познания, изложенной выше, Августин считал, что человеческое знание внешних вещей основано на трех вещах: Внешний объект (корпус) , видение (визио) , и то, что связывает объект и видение (интентио) . Таким образом, здесь можно увидеть, что intentio считается связующим звеном или связью между объектом и субъектом. Более того, некоторые ученые считают, что понятие intio происходит от греческих философов, особенно Платона и Аристотеля, потому что их философии содержат теории познания о том, как объяснить отношение между субъективным познающим и объективным познаваемым. В любом случае после периода позднего средневековья интенциональность как понятие и как проблема игнорировалась, и ей снова не уделялось внимания до конца девятнадцатого века, в работах Франца Брентано и Эдмунда Гуссерля.

Современные подходы к интенциональности

Брентано

В своей работе Психология с эмпирической точки зрения (Psychologie vom Empirischen Standpunkte) Брентано определил интенциональность как одну из характеристик «психических явлений», по которой их можно отличить от «физических явлений». явления». При этом он использовал такие фразы, как «отношение к содержанию», «направленность на объект» или «имманентная объективность». Всякое психическое или психическое явление, всякий психологический акт имеет содержание и направлен на предмет ( преднамеренный объект ). Каждое убеждение, желание или мысль имеют объект, о котором они говорят. Брентано часто использовал выражение «намеренное несуществование», чтобы указать на статус объектов мысли в уме. В то время как дерево имеет реальное существование снаружи, во внешнем мире, дерево также имеет намеренное «несуществование» внутри разума. Свойство быть интенциональным, иметь интенциональный объект было ключевым признаком различения психических явлений и физических явлений, потому что физические явления вообще лишены интенциональности.

Husserl

Хотя Гуссерль соглашался с идеей Брентано о «преднамеренном несуществовании», он думал, что объяснение Брентано слишком психологично. Вместо этого Гуссерль ввел феноменологию, в которой отношение между субъектом и объектом стало еще более заметным. Вместо того, чтобы думать о познании вещей в первую очередь в терминах знания субъекта (что делает психология) или познаваемого «реального объекта» (что делает эмпирическая наука), Гуссерль утверждал, что следует думать о субъекте и объекте как о двух полюса в отношении опыта. По этой причине человек должен сначала размышлять о своих различных переживаниях по мере того, как он их переживает. При этом можно различить изнутри самого опыта то, что исходит от объекта 9.0003 (ноэма) и то, что исходит от субъекта ( ноэтика акт). Это «внутри всего нашего опыта» и есть то, что Гуссерль называл «имманентностью сознания».

Философия сознания

Философы-аналитики двадцатого века, такие как Гилберт Райл и Альфред Айер, критиковали гуссерлевскую концепцию интенциональности и его многочисленные слои сознания. Райл настаивал на том, что восприятие само по себе не является процессом, и поэтому его не следует описывать как таковое. Точно так же Айер утверждал, что описание своих знаний не означает описание психических процессов. Более того, платоник Родерик Чизхолм возродил тезис Брентано с помощью лингвистического анализа, выделив две части концепции Брентано: онтологический аспект и психологический аспект. Сосредоточив внимание на том, как люди используют язык, Чисхолм пытается найти критерии законной концепции интенциональности. При этом он отличал язык, описывающий психологические явления, от языка, описывающего непсихологические явления. Критерии Чизхолма для преднамеренного использования предложений таковы: независимость от существования, безразличие к истинностному значению и референциальная непрозрачность.

Экзистенциальная феноменология

В континентальных кругах феноменология Гуссерля часто интерпретировалась в экзистенциальном ключе. Например, в «Бытие и ничто», французский философ Жан-Поль Сартр, как и Гуссерль, отождествлял интенциональность с сознанием, заявляя, что они неотличимы друг от друга. Сартр, однако, интерпретировал интенциональность более творчески, утверждая, что бытие внешнего мира по существу бессмысленно, и поэтому люди должны создавать смысл из «ничто» сознания. Немецкий философ Мартин Хайдеггер, в 9 г.0003 Бытие и время, радикализованная интенциональность как «забота» или «забота» (Зорге) . Для Хайдеггера до отношения разумного сознания к вещам (отношения между познающим субъектом и познаваемым объектом) существует более фундаментальное «отношение», которое он назвал Dasein или Бытием-в-Мире. Это более практичный и эффективный способ понимания, при котором люди относятся или относятся к вещам в мире как быщие рядом с людьми. Основное понимание человечеством других существ раскрывается не через разум, а через настроения. Философия Хайдеггера предлагает наиболее радикальное понятие интенциональности, поскольку все отношение субъекта и объекта обращено в бытие-в-мире Dasein. «Имманентность сознания» Гуссерля переводится как имманентность всякого смысла в-Мире.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Брентано, Франц. Психология с эмпирической точки зрения . Нью-Йорк: Рутледж, 1995. ISBN 0415106613
  • .
  • Чисхолм, Родерик М. «Интенциональность» в Философской энциклопедии . Нью-Йорк: Макмиллан, 1967.
  • .
  • ____ «Заметки о логике веры». Философия и феноменологические исследования . Том. 24: 195-201, 1963.
  • ____ Восприятие: философское исследование . Итака, штат Нью-Йорк, 1957 г.
  • Перлер, Доминик, Древние и средневековые теории интенциональности . Бостон: Брилл, 2001. ISBN 90-04-122958
  • .
  • Гуссерль, Эдмунд. Идеи, относящиеся к чистой феноменологии и феноменологической философии. Пер. Автор Ф. Керстен. Бостон: Клувер, 1998. ISBN 90-247-2852-5
  • .
  • Гуссерль, Эдмунд. Логические исследования. Нью-Йорк: Рутледж, 2001. ISBN 0415241898
  • Йоос, Эрнест. Интенциональность — источник понимания: генезис интенциональности . Нью-Йорк: Ланг, 1989. ISBN 0-8204-0826-3
  • .
  • Малле, Б.Ф., Л.Дж. Мозес и Д.А. Болдуин, ред. Намерения и интенциональность: основы социального познания. Кембридж: MIT Press, 2001. ISBN 0262133865
  • Сахама, Сеппо и Матти Камппинен. Историческое введение в феноменологию . Нью-Йорк: Крум Хелм, 1987. ISBN 0709944438
  • Серл, Дж. Интенциональность . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1983.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 4 марта 2018 г.

  • Стэнфордская энциклопедия философии:
    • Преднамеренность
    • Сознание и намерение
    • Древние теории интенциональности
  • Интернет-энциклопедия философии:
    • Коллективная интенциональность

Общие источники философии

  • Стэнфордская энциклопедия философии
  • Интернет-энциклопедия философии
  • Проект Пайдейя Онлайн
  • Проект Гутенберг

Авторы

Энциклопедия Нового Света автора и редактора переписали и дополнили статьи Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *