Интервью — это… Значение психологического термина
Интервью пояснение
ИНТЕРВЬЮ — в психологии — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В сравнении с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов. Часто вопросники для интервью строятся по типу анкет социологических, ставящих целью получение распределения типичных ответов по большому количеству вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии исследования, для первичной ориентировке в проблеме. Вопросники могут дать ценные результаты для дальнейшего уточнения изучаемых свойств и выдвижения новых гипотез. Современный этап характерен координацией практических, теоретических и методологических проблем интервью а целях использования его как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. Различаются два вида интервью:
1) интервью свободные — не регламентированные темой и формой беседы;
2) интервью стандартизованные — по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами. Границы между этими видами подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников определяется наличием и формой вопросов, уровень получаемой информации — богатством и сложностью ответов. В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций:
1) респондент — (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;
2) респонденту недостает информации о причинах своего действия;
3) интервью ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. Конкретная ситуация определяет применение разных методов интервьюирования. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента при поиске нужной информации. Примеры таких методов — интервью клиническое и интервью диагностическое.
ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:
psiho-zakon.ruМетод интервью — это… Что такое Метод интервью?
Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.
Общие сведения
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.
В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.
Виды интервью
По степени формализации
- Стандартизированное, полустандартизированное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.
- Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.
- Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.
По стадии исследования
- Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
- Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
- Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.
По количеству участников
- Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
- Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
- Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.
По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.
Рекомендуемая литература
См. также
dic.academic.ru
Интервью — это… Что такое Интервью?
анг. interview-встреча, беседа) -специальный вид целенаправленного исследовательского общения, применяемый в качестве метода получения необходимой социологической информации. В основе И. лежит обычная беседа. Однако, в отличие от нее, роли собеседников закреплены, нормированы, а цели заданы «извне» программой и задачами социологического исследования. Специфика И. состоит в том, что полученная информация в определенной степени формируется в процессе общения интервьюера с опрашиваемым и поэтому несет на себе следы этого общения. От характера последнего, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех И., полнота и качество полученной информации. С методологической точки зрения именно И. представляет собой специфический метод исследования, который характерен для социального познания. В физике, к примеру, нет такой возможности, как в социологии, ибо «скалы не разговаривают» (Макс Вебер), и ученый-физик не может воспользоваться таким методом исследования, каким является беседа с исследуемым объектом. За эти качества некоторые исследователи считают И. «королевским путем» в познании социальных явлений (Р. Кениг).— свободное, или так называемое «клиническое», «психоаналитическое» И. Наибольшее применение имеет в психиатрии, откуда и берет начало. Свободное И. отличается тем, что не имеет сформулированных вопросов. Задается лишь его тема. В социологии свободное И. применяется в опросах экспертов, на стадии разведывательного исследования, а также с целью ознакомления с объектом, уточнения методик, опросников;
— глубинное И. отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей тематики беседы, заранее задается также определенный круг вопросов, на которые следует получить ответ;
— фокусированное (направленное) И. отличается от предыдущих главным образом тем, что ставит целью изучение мнений и установок относительно конкретно заданной ситуации;
— И. с открытыми вопросами проводится с применением плана, который подготавливается социологом и и представляет собой набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности;
— И. с закрытыми вопросами, или стандартизованное И.это формализованная процедура опроса, приближающаяся к методу анкетирования с помощью анкетера. Подготовленный социологом опросник фактически представляет собой анкету с преимущественно закрытыми вопросами. Стандартизованное И. предполагает также определенную регламентацию поведения интервьюера в процессе опроса. Оно представляет собой наиболее распространенный вид из приведенных выше. Классическим его примером может служить опрос при переписях населения. Когда в опроснике вместе с закрытыми вопросами помещены также и открытые, социологи употребляют термин «полустандартизованное И.». Совокупность внешних и внутренних факторов, способных оказать воздействие на ход и результаты И., элементов непосредственного окружения, обстановки, в которой осуществляется межличностное общение между интервьюером и опрашиваемым лицом, а также более широкие социальные условия среды представляет собой ситуацию И. В зависимости от целей и задач исследования социолог выбирает и определяет наиболее благоприятную, подходящую ситуацию И. Одной из основных задач социолога является обеспечение релевантности ситуации И. для всей совокупности опрашиваемых. Это означает создание таких условий, чтобы как внутренние, так и внешние факторы ситуации И. не оказались различными для различных групп опрашиваемых. По крайней мере, имеющиеся различия не должны оказывать существенного воздействия на результаты И. В идеальном случае ситуация И. должна быть одинаковой для всех И., проводимых в рамках одного социологического исследования. И. применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии. С развитием эмпирических социологических исследований И. постепенно стало одним из основных методов сбора информации наряду с анкетированием. Основными сферами применения И. в социологии являются: пробные, пилотажные исследования, изучение общественного мнения, опросы экспертов, телефонные опросы, контрольные и выборочные опросы при анкетных исследованиях и др.
Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. Под ред. В. И. Воловича. 1990.
sociological_guide.academic.ru
Этапы организации интервью
Вне зависимости от того, какая разновидность интервью используется исследователем, существует ряд этапов организации интервью, что обеспечивает более высокую эффективность проведения данного метода. Подготовительный этап включает в себя следующие компоненты:
1. Определение предмета и объекта интервью, постановка задач, выбор разновидности интервью;
2. Проектирование инструментария, что включает в себя составление примерного ряда вопросов, разработку инструкций, выделение категорий анализа, подготовку средств регистрации и обработки результатов;
3. Пилотажное интервьюирование;
4. Уточнение и исправление программы исследования, редактирование вопросов, анализ ошибок и несоответствий;
5. Составление итогового варианта вопросов, способов анализа полученной информации, текстов инструкции. Необходимо отметить, что прохождение данных стадий зависит от степени стандартизации интервью. Так, например, при свободном интервью, возможно, исключить пилотажное исследование. Стадия составления плана для свободного интервью может быть ограничена лишь подготовкой примерного перечня вопросов. В противоположность этому стандартизованное интервью требует разработку стабильного детального плана.
Следующий этап интервью — коммуникативный.
Процесс беседы также включает в себя ряд стадий.
1. Установление контакта с опрашиваемым. Интервьюер должен стремиться к созданию ситуации, в которой опрашиваемый побуждался бы к искренним ответам. Первое условие успешного интервьюирования — создание дружеской атмосферы. Вступительные слова психолога должны быть краткими, обоснованными и уверенными. Во вступлении он четко излагает цели исследования, используя понятную для опрашиваемого терминологию, заверяет его в анонимности ответов. Интервьюер обязан ответить на любые законные вопросы опрашиваемого (например, почему именно его выбрали для интервью). Большую роль в установлении контакта с опрашиваемым играют вступительные слова интервьюера и его первые вопросы. Они должны вызывать у опрашиваемого интерес и желание дать интервью.
Создавая атмосферу дружелюбия, интервьюеру, тем не менее, рекомендуется всегда сохранять известную степень деловой официальности. Не следует впадать также в другую крайность и принимать менторский тон.
2. Основная фаза интервью. Интервью это скорее «псевдобеседа», так как один из собеседников должен постоянно помнить, что он исследователь, не упускать из виду плана беседы. При умелой тактике интервьюера его контакт с опрашиваемым должен укрепляться по мере развития интервью. Важно, чтобы интервьюер сохранял нейтральную позицию в процессе опроса. Нельзя ни в коем случае обнаруживать своего собственного отношения к предмету исследования, например, показывать свое удивление или неодобрение по поводу ответов респондента, а также одобрение. Однако, в то же время, необходимо всеми способами проявлять внимание и интерес к личности опрашиваемого: смеяться в ответ на шутки, делать одобрительные, поддерживающие разговор замечания.
Интервью, как и анкетирование, по мнению многих исследователей, не должно превышать 20-30 мин. Это тот срок, который позволяет респонденту одновременно и высказаться, и не переутомиться.
Интервьюирование в быстром темпе целесообразно для тех вопросов, которые могут встретить эмоциональное противодействие стороны опрашиваемого, а в большинстве интервью предпочтительнее предоставить опрашиваемому достаточно времени для обдумывания ответа.
3. Завершение интервью. После того как интервьюер задал опрашиваемому все необходимые вопросы, он должен обязательно поблагодарить последнего, извиниться за беспокойство. Иногда рекомендуют не спешить с уходом от опрашиваемого. Дело в том, что, когда интервью закончено и известное напряжение, которое испытывал опрашиваемый, значительно ослабло, он может ненароком сказать об очень важных, с точки зрения исследователя, вещах. Он думал о них в ходе интервью, но они казались ему неприемлемыми или слишком тривиальными для такого разговора.
Особую проблему представляет собой фиксация информации в процессе интервью.
Можно выделить ряд способов регистрации данных в процессе интервьюирования. Все они имеют как свои достоинства, так и недостатки.
1. Дословная запись. При этом желательно знание стенографии. Сегодня для этого используются технические устройства (диктофоны и пр.).
2. Запись по памяти. Если вопросы касаются очень острых или интимных тем, то сам факт какой-либо фиксации ответов может вызвать у респондента чрезмерную скованность. В таких случаях психолог рекомендуется записывать ответы по окончании интервью. Недостатки данного способа: возможность интервьюеру сделать акцент не на тех ответах и возможная потеря информации.
Нередко первый и второй способы регистрации применяются в сочетании: запись ответов на один вопрос производится в ходе интервью, запись на другие вопросы — по памяти. Психолог, внимательно наблюдающий за опрашиваемым, может распознать признаки его беспокойства, вызванные вопросами, и прекратить дословную запись.
3. Видео и звукозапись (скрытая или открытая). Весь ход интервью может записываться с помощью видеокамеры. Но по этическим соображениям в случае открытой записи необходимо согласие респондента. Такая форма регистрации позволяет с большей обоснованностью судить о данных интервью не одному компетентному человеку, а нескольким экспертам.
4. Квалификация и квантификация. Эти способы фиксации данных рекомендуют практиковать лишь тогда, когда исследователь очень хорошо знаком с изучаемым предметом и число оцениваемых аспектов является сравнительно небольшим. Интервьюер должен быть обеспечен специальным бланком, в котором приведены образцы возможных оценок. Он не записывает ответов, но на их основе, исходя из имеющихся образцов, дает оценку тех переменных, которые подвергаются исследованию.
5. Кодировка. Этот способ отличается от предыдущего тем, что психолог не делает суммарных суждений относительно той или иной серии ответов опрашиваемого, а в ходе интервью кодирует ответы опрашиваемых на определенные вопросы, исходя из заранее предусмотренных категорий. Такой способ особенно хорошо подходит для закрытых вопросов.
На аналитическом этапе интервьюирования производится обработка и интерпретация полученной информации, ее анализ, а также сопоставление полученных данных с результатами, полученными при помощи других методов психологического исследования.
Вопросы для обсуждения
Каковы основные особенности метода интервью?
Перечислите основные разновидности метода интервью.
В чем состоит отличие интервьюирования и беседы?
По каким причинам возможно искажение информации на различных этапах интервьюирования?
Перечислите основные этапы интервью и трудности, возникающие в ходе исследования.
Библиографический список
Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию / Д.С. Горбатов. — Самара: Бахрах-М, 2003/
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. — СПб: Питер, 2000.
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология / Т.В. Корнилова. — М.: Аспект Пресс, 2002.
Бутенко И.А. Анкетный опросник как общение социолога с респондентами / И.А. Бутенко. — М., 1989.
studfiles.net