Интервью виды в психологии: Интервью. Виды интервью, характеристика

Основные методы и формы проведения интервью

Психология » Интересное

Интересное

Автор Сергей Эсбукетов На чтение 4 мин Обновлено

Сегодня мы рассмотрим методы и формы проведения интервью. и дадим каждому из них общую характеристику.


Многие современные журналисты (и не только) остро нуждаются в обучении тому, как проводить интервью.

Интервьюеры могут задавать разные типы вопросов, направленные на получение разных типов ответов. Например, закрытые вопросы предоставляют людям фиксированный набор возможных ответов, тогда как открытые вопросы позволяют им выражать то, что они думают в свободной форме.

Иногда интервьюеры используют структуру в построении интервью. Это набор подготовленных вопросов с четкой последовательностью. Такая форма организации интервью часто проводится при собеседовании на работу или для опроса большого числа респондентов.


Что следует помнить интервьюеру

  • Интервьюер должен проявлять особую осторожность при опросе уязвимых групп, таких как дети. Известно, дети не могут долго концентрироваться на чем-то одном. По этой причине следует избегать длительных интервью с ними.
  • Язык, используемый интервьюером, должен соответствовать словарному запасу его собеседников.
  • Для обсуждения деликатных тем, прямое общение, возможно, не лучший вариант. В этом случае респонденту можно предложить заполнить анкету (наедине).

Содержание

Формы проведения интервью

“Забросать вопросами проще простого, куда труднее попасть в цель.”

Лешек Кумор

Интервью, как метод сбора информации, может принимать разные формы, некоторые очень неформальные, другие более структурированные. Ниже мы приводим классификацию видов интервью и их общую характеристику.

1. Структурированное интервью

Вопросы в нем задаются в установленном порядке, и интервьюер не отклоняется от графика интервью и не выходит за рамки ответов респондента. Часто такие интервью основаны на закрытых вопросах.


Плюсы

  1. Структурированные интервью легко оцениваются;
  2. Структурированные интервью проводятся довольно быстро, что позволяет провести опрос большого числа людей за короткое время. Это значит, что может быть получена большая выборка и результаты опросов будут точнее.

Минусы

  1. Нет места импровизации;
  2. Ответы на вопросы структурированных интервью зачастую даются без подробностей.

2. Неструктурированное интервью

Такое интервью еще называют неформальным. В нем нет строгой структуры вопросов, а даже если есть, то она содержит открытые вопросы, которые можно задавать в любом порядке. Также некоторые вопросы могут быть добавлены или пропущены в ходе интервью.


Плюсы

  1. Неструктурированные интервью являются более гибкими, поскольку вопросы можно менять в зависимости от ответов собеседника;
  2. Такие интервью предоставляют более качественные данные;
  3. Интервьюер контролирует течение интервью.

Читайте также:

  • Как и почему влияет реклама на детей и подростков?
  • Как правильно общаться с клиентами?
  • 12 факторов, приводящих к слабоумию.

Минусы

  1. Занимает много времени;
  2. Требует хороших навыков и умений от интервьюера.

3. Метод группового интервью

При групповом интервью около десятка респондентов (фокус-группа) отвечают на вопросы вместе. Роль интервьюера заключается в том, чтобы группа взаимодействовала друг с другом и не отходила от темы.


Плюсы

  1. Получение качественных данных с помощью открытых вопросов. Респонденты приводят много точек зрения, это позволяет получать больше качественных ответов;
  2. Большая валидность, так как некоторые люди чувствуют себя более комфортно, находясь с вместе другими.

Минусы

  1. Сложность обеспечения конфиденциальности. Интервьюер не может гарантировать, что другие люди в группе будут хранить ту или иную информацию в секрете;
  2. Участники могут лгать, чтобы произвести впечатление на других членов группы. Также они могут подвергаться давлению со стороны и давать ложные ответы.

Построение интервью

Сначала нужно выбрать, использовать структурированное или неструктурированное интервью.

Затем нужно решить, кто будет интервьюером – это во многом зависит от того, у кого нужно взять интервью.

Есть ряд переменных, которые необходимо учитывать при выборе интервьюера:

  • Пол и возраст: это может оказать большое влияние на ответы человека, особенно на личные вопросы;
  • Личные характеристики: с некоторыми людьми легче ладить, чем с другими;
  • Внешний вид: опрятному интервьюеру легче расположить к себе собеседника;
  • Этническая принадлежность: людям трудно опрашивать людей из другой этнической группы.

Заключение

Итак, мы рассмотрели виды и типы интервью. Во всех из них главное помнить – подготовка к интервью почти всегда имеет решающее значение.

Дополнительная информация про формы построения интервью



( Пока оценок нет )

Понравилась статья? Поделитесь на своей стене!

Метод интервью в психологии

Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Метод интервью отличается строгой организованностью и  неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной  атмосферы общения. Цель интервью с  точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Виды интервью: 


По степени формализации
    • Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.
    • Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

    • Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
    • Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
    • Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

    • Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
    • Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
    • Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

Описывая интервью как  основной метод психологического консультирования, мы исходим из следующих предварительных соображений: психолог-консультант работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводится в специально назначенное время или другим специалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Интервью и является одним из специальных методов  анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для  него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей  мобильности его внутреннего мира.

Что отличает интервью от других методов работы практического  психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, составят тему взаимодействия психолога и клиента.

Например, темой могут  стать переживания клиента или отдельной могут стать действия клиента.

Но существенно важным для проведения интервью является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения клиента и психолога, будет внутренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение клиента к его внутреннему миру — сделать его более динамичным.

Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например, переживание своей  родительской некомпетентности, может  быть задана в разном контексте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.

Восстановление контекста  появления темы отличает интервью от других методов психологической помощи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.

Психолог, работающий с  темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личные проекции на содержание темы, их мы обозначим так — подтекст интервью. Этот подтекст может быть привнесен в интервью самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных проекций в ходе интервью.

Это ситуации, когда во взаимодействии с клиентом в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей личности и не осознает их.

Итак, в ситуации интервью психолог должен реф-лексировать на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом. 

Интервью предполагает оказание воздействия на клиента  с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента.

В литературе обычно описывается пятишаговая модель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее

Первая стадия интервью — структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто маркируют — «Привет!».

Какие цели решаются психологом и клиентом на этой первой стадии, которая  может длиться от нескольких секунд до десятка минут? Психолог структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. При этом психолог решает проблемы установления контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от индивидуальных и культурных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формулировке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).

Вторая стадия интервью обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: «В чем проблема?»

Психолог решает следующие  вопросы: зачем клиент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы.

Когда цели клиента будут  четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так — желаемый результат. Маркировка этой стадии интервью — «Чего вы хотите добиться ? »

Психолог помогает клиенту  определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты начинают именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то рекомендации должны быть даны немедленно.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии — «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.

Психолог должен учитывать, что верное для него решение может  быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие директивные рекомендации.

Пятая стадия интервью —  обобщение предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа — «Вы будете делать это?». Психолог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью. Из практики консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения.

Обобщение, которое делает психолог, учитывает индивидуальные и культурные особенности клиента, выявленные на первых стадиях интервью. Остановимся поподробнее на каждой стадии интервью. Первая стадия «Привет!» — это установление контакта и ориентирование клиента на работу. Если в течение 5 минут отношения не сложились, то ситуацию консультирования, как показывает практика, исправить трудно.

На этой стадии психолог показывает клиенту свою позицию  во взаимодействии. Она может быть, как любая позиция в общении, описана в понятиях равенства и неравенства. Варианты здесь могут быть следующие:

1) психолог занимает  позицию над клиентом;

2) психолог занимает  позицию равенства с клиентом;

3) психолог предлагает  клиенту занять позицию над  ним, то есть он готов 

следовать  за клиентом.

В ходе интервью может  осуществляться изменение позиций, но это будет ситуация профессионального интервью, если психолог рефлексирует на тему взаимодействия с клиентом и дает ему возможность отслеживать логику интервью.

Обычно к признакам  хорошего интервью относятся следующие: клиент понимает логику беседы, это повышает его активность. Клиенту интересно в ситуации интервью.

Позиция психолога может  быть реализована с помощью тестов, игровых приемов, проективных ситуаций.

Установление контакта представляет собой ситуацию пространственной организации взаимодействия психолога и клиента. Для консультирования необходимо иметь отдельный кабинет или искусственно ограниченное пространство. Оптимальный вариант пространственного расположения — два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 метра друг от друга) при неярком освещении.

Темп ведения интервью должен совпадать и у клиента, и у психолога. Многие практические психологи, занимающиеся консультированием, выходят из-за стола навстречу клиенту, провожают его до кресла. Затем следует предложение: «Устраивайтесь» и после паузы происходит знакомство.

Давая клиенту возможность установить позицию на равных. Психолог первым не представляется. Первым представляется клиент. Если у клиента низкий культурный уровень, то психолог представляется сам и разъясняет свои профессиональные возможности, произнося несколько коротких, внятных фраз. Что в них должно быть? Психолог должен прояснить, кто он, что делает, при этом категорически отказаться от лекарств и советов.

Большое значение будет  иметь выбор лексики. Все оценочные  модальности («случилось», «беспокоит», «произошло» и т. п.), а также близкие к научным термины (среди них наиболее пугающий клиентов термин — «проблема», но это бывают и такие термины:

! «отношения», «средства»  и т. п.).

Интервью может начаться с вступления, заданного вопросом-предложением психолога:

— Слушаю вас, или:

— Расскажите о себе, или:

— Что привело ко мне…

Создается возможность  для разговора о себе, то есть задается предмет взаимодействия —  клиент и события его жизни.

Психологу при установлении контакта необходимо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление — это средство управления клиентом. Повторение имени создает условия как для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента.

Есть клиенты, которые  не идут на контакт. Если в течение десяти минут такой клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не задавать вопросов, о которых он мечтает. Таким образом, психолог берет на себя ответственность за клиента и его активность в ситуации интервью, что противоречит целям консультирования.

На втором этапе интервью, когда происходит сбор информации о  клиенте, решается вопрос о том, «В чем  проблема?».

Психолог на этом этапе  интервью может и часто должен выступить в роли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно  больше, восстанавливая все детали исследуемого контекста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. Примерно 15—20 минут идет широкий рассказ клиента о себе.

В это время психолог выдвигает предположения о строении внутреннего мира клиента, о том, какими Модальностям этого внутреннего  мира владеет клиент. Как мы уже отмечали, через анализ контекста психолог может выяснить:

  • что знает клиент о возможностях своих действий;
  • что знает клиент о своих целях;
  • что знает клиент о своих чувствах;
  • что знает клиент о своих мыслях,

а также решить вопрос о том, что надо знать клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более мобильным.

Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст клиента, где есть ключевые слова, отражающие содержание проблемы клиента. Как во всем тексте, произнесенном клиентом, так и в каждой его фразе есть эти ключевые слова, фиксирующие тему взаимодействия в предмете — внутреннем мире клиента, событиях его жизни.

Клиническое интервью — IResearchNet

В ходе клинического интервью консультанты задают людям вопросы для сбора соответствующей информации. Во время интервью терапевты пытаются помочь людям чувствовать себя комфортно, чтобы раскрывалась искренняя и актуальная информация. Клиническое интервью происходит на протяжении всего процесса консультирования, но обычно является основным компонентом начальной сессии.

Первоначальное собеседование сосредоточено на сборе информации. Терапевты обычно собирают демографическую информацию (например, семейное положение, расовую или этническую принадлежность и занятость) и информацию о текущих проблемах (например, частота проблем, степень влияния проблем на функционирование и предыдущие попытки решить проблемы). Дополнительные вопросы задаются о социальной поддержке, истории болезни и текущих лекарствах. Кроме того, терапевты могут задавать вопросы о самоубийстве, употреблении психоактивных веществ и проблемах насилия. Информация, собранная во время первоначального клинического интервью, влияет на план лечения, поэтому для точной оценки необходимо честное общение.

Первичное собеседование и другие оценки, проводимые в процессе консультирования, могут быть полезны при оценке проблем клиента. Эффективность клинического опроса в большей степени зависит от коммуникативных навыков консультантов, чем от более формальных методов оценки. В зависимости от типа запрашиваемой информации терапевты могут использовать формальные оценки и наблюдения за поведением в дополнение к клиническому интервью. Эти методы помогают систематически собирать информацию; тем не менее, многие консультанты считают, что ничто не заменит обилие информации, обычно получаемой во время клинического интервью.

Типы клинических интервью

Существует три типа клинических интервью: структурированные, неструктурированные и полуструктурированные. Тип используемого интервью варьируется в зависимости от обстановки и теоретической или профессиональной ориентации терапевта. Структурированное интервью требует, чтобы одни и те же вопросы задавались каждому клиенту в идентичной манере. Неструктурированное интервью позволяет консультанту определить вопросы и темы, затронутые в ходе интервью. Полуструктурированное интервью объединяет эти форматы. Всегда задаются конкретные вопросы, но они сочетаются с возможностью изучить уникальные обстоятельства клиента.

У каждого формата интервью есть свои преимущества и недостатки. Вопросы, задаваемые в структурированном интервью, были исследованы, чтобы определить, надежны ли они и дают ли они полезную и достоверную информацию. Следовательно, структурированное интервью предоставляет более последовательную информацию. Однако структурированное интервью может не подходить для клиентов с менее распространенными проблемами или клиентов из разных культур. Хотя неструктурированное интервью может быть адаптировано для отдельных клиентов, его эффективность зависит от навыков интервьюера врача и его способности интерпретировать ответы клиентов.

Наиболее часто используемыми структурированными интервью являются составные международные диагностические интервью: авторизованная базовая версия 1. 0 (CIDI-CORE) и расписание диагностических интервью (DIS). Некоторыми типичными полуструктурированными интервью являются Психиатрическое исследовательское интервью по психоактивным веществам и психическим расстройствам (PRISM) и Структурированное клиническое интервью по оси 1 DSM-IV расстройств (SCID-I).

Методы интервьюирования

Эффективные клиницисты проявляют теплоту межличностного общения, отточенные навыки и внимательность. Они используют открытые вопросы, которые позволяют клиентам конкретизировать свои мысли и чувства и отвечать на вопросы «своими словами». Пример закрытого вопроса: «Вы пьете алкоголь?» в то время как открытый вопрос может звучать так: «Почему ты не рассказываешь мне о том, что пьешь?»

Процесс клинического опроса как метод оценки продолжается и после первого сеанса. Клинические интервью также используются для наблюдения за решением проблем, межличностным развитием, повседневным функционированием и прогрессом клиента. Клиническое интервью также можно использовать для оценки процесса консультирования, задавая клиентам вопросы относительно степени полезности консультирования.

Ссылки:

  1. Моррисон, Дж. (1995). Первое интервью. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  2. Окун, Б.Ф. (2001). Эффективная помощь: методы интервьюирования и консультирования (6-е изд.). Пасифик-Гроув, Калифорния: Брукс/Коул.

См. также:

  • Консультативная психология
  • Оценка личности

Виды интервью | Собеседования по психологии

Центр знаний » GCSEs » GCSE Psychology » Типы собеседований

В этом посте

Интервью – хороший способ получить подробные качественные данные. Это метод самоотчета, но он отличается от анкетирования тем, что у исследователей есть возможность встретиться лицом к лицу с человеком, с которым они разговаривают. Метод самоотчета полезен для исследователей, потому что он дает им возможность получить доступ к информации, которую нельзя получить только путем наблюдения.

Во время интервью исследователь будет получать информацию, задавая вопросы непосредственно интервьюируемому, которые часто являются открытыми, чтобы человек мог дать более подробные ответы, чем в анкете.

Интервью может быть проведено одним из трех основных способов:

  • Структурированное интервью: в этом типе интервью вопросы будут заранее определены, и интервьюер не должен отказываться от них. Таким образом, всем участникам интервью будут заданы одни и те же вопросы
  • Неструктурированные интервью: в этом типе интервью нет заранее определенных вопросов. Интервьюер задаст первоначальный вопрос, но все дальнейшие вопросы будет основывать на ответах человека. Этот тип интервью кажется более естественным, так как он проходит как разговор
  • Полуструктурированные интервью: здесь у интервьюера будет несколько вопросов, которые он хочет задать, но он будет рад задать другие вопросы на основе ответов человека, если один из них особенно интересен или имеет отношение к изучаемому

Сильные стороны интервью включают:
  • Они дают исследователям возможность узнать, что люди думают и почему они действуют определенным образом
  • Информацию, которую запрашивают в вопросе, можно проверить, так как интервьюер присутствует и может дать дополнительные разъяснения, если это необходимо
  • Интервью легко воспроизвести, но только если они структурированы

Слабые стороны интервью включают:
  • Невозможно определить, честны ли люди, у которых берут интервью. Они могут лгать, преувеличивать или просто отвечать так, как, по их мнению, хочет интервьюер.
  • Некоторые люди не могут объяснить, почему они что-то чувствуют или почему они ведут себя определенным образом, потому что у них недостаточно самопонимания для этого
  • Интервьюирование — это навык, и обучение его проведению и беспристрастному анализу полученных данных может быть дорогостоящим и трудоемким делом

Анкеты

Другим методом самоотчета является анкета, которую большинство людей в тот или иной момент заполняли по разным предметам. Они используются для получения различных типов данных, которые можно получить, задавая открытые вопросы, закрытые вопросы или их комбинацию. Вопросы в такого рода исследованиях одинаковы для всех, кто принимает в них участие.

Закрытые вопросы — это те, которые могут иметь только фиксированные ответы, и человек, заполняющий анкету, должен выбрать, какой из них, по его мнению, лучше всего подходит для него (множественный выбор), или он может оценить свой ответ по числовой шкале. Например:

    1. Как вы оцениваете свое сегодняшнее счастье по шкале от 1 до 5?
    2. Можно ли сказать, что вы настроены оптимистично?
    3. Вы когда-нибудь были в Канаде?
    4. Вы пользуетесь солнцезащитным кремом? Никогда, иногда, постоянно.
    5. Когда вы в последний раз были в кино?

Как видно из этих вопросов, ответы ограничены и поэтому не дают участникам возможности объяснить, например, почему они никогда не пользуются солнцезащитным кремом или почему они сегодня очень счастливы.

Закрытые вопросы предоставляют множество количественных данных, которые можно разделить на категории в зависимости от того, что пытается выяснить исследователь.

К достоинствам закрытых вопросов относятся:
  • Данные можно получить и количественно оценить очень быстро
  • Исследования дешевы в проведении и могут быть получены от большого количества людей
  • Так как вопросы все одинаковые, ответы из анкет должны быть достоверными
К недостаткам закрытых вопросов относятся:
  • Люди могут лгать, преувеличивать или давать социально желательные ответы
  • Им не хватает деталей, и у людей нет возможности объяснить свои ответы

Открытые вопросы — это вопросы, в которых люди могут выбрать свои собственные ответы и/или дать более подробную информацию об ответе, который они выбрали из набора с несколькими вариантами ответов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *