Интроекция что такое – Интроекция (психология) — Википедия

Содержание

Интроекция в психологии, примеры, жертвы интроекции – кто они?

Интроекция – это бессознательный механизм психологической защиты. От латинского «intro» – внутрь и «jacio» – кладу – процесс перенесения индивидом в бессознательное пространство субъективных образов внешних объектов, концептов, паттернов. В терминологию психоанализа введен в 1909 г. последователем Зигмунда Фрейда, психоаналитиком венгерского происхождения Шандором Ференци.

Фрейд, недиффиренцировал идентификацию и интроекцию, придавал значение защитному аспекту механизма, выделив отдельно идентификацию с агрессором, концепция которой стала базой психоаналитического пояснения стокгольмского синдрома. Отдельно интроекцию отделили позже, обозначив как примитивную, архаичную модель идентификации с основным отличием в полной бессознательности создания интроекта. Фрейд же считал интроекцию фундаментом Эдипова комплекса – желая безраздельно владеть матерью, и без возможности конкурирования с отцовской фигурой ребенок идентифицирует себя с ней, интроецирует материнский образ в бессознательное. А потому в роли полового идеализированного объекта видит наиболее подобных матери женщин. Соответственно, интроекция женщин имеет обратных героев и названа позднее комплексом Электры.

Что такое интроекция

Интроекция в психологии это механизм поведенческого сценария.

Интроекция гештальт связана с взаимоотношениями между людьми. Одним из необходимых элементов роста личности есть умение разделять границы – Я и Другие. Принимая что–либо из внешней среды, эффективным для развития будет лишь то, что будет ассимилировано, т.е. переработано личностью. В противном случае принятое без различения это будет частью внешней среды, подобно паразиту в организме.

Работу интроекции можно отследить в речи, по использованию слов должно, надо, нельзя. Фредерик Перлз, основатель направления гештальт, называл долженствование – мастурбацией (от англ. Must – должен). Проводя аналогию ассимиляции с пищеварением, он говорил, что для эффективного усвоения мы не глотаем пищу куском, когда, проталкивая ее внутрь, мы испытываем дискомфорт, может возникнуть желание избавиться от нее. Подобное питание может нанести нам вред, поэтому пережевываем (разрушаем) и перевариваем (преобразование пищи в элементы, принимаемые нашим организмом) ее.

Этические, поведенческие нормы, эстетически ценности, политические взгляды первично приходят к человеку извне. По мере взросления, соприкасаясь с социумом, личность получает информацию и наблюдает ситуации, которые ложатся в основу внутреннего мира. Критически анализируя внешние события можно определить ситуации, когда тот или иной образ может быть ограничен в конкретной ситуации, но целиком принимая что-то безотносительно контекста, под влиянием конкретного или абстрактного авторитета человек подчас помещает в себя – интроецирует – целостные не ассимилированные объекты – интроекты.

На ранних этапах взросления человек практически не может избежать подобного механизма. Полное отрицание внешних объектов так же не является выходом, поскольку как физиологически, так и психологически человек получает различные внутренние элементы для собственного построения извне. Но для эффективного принятия требуется их разделять, анализировать, отделять лишнее, собирать в нужную для развития форму и лишь тогда помещать во внутренний мир.

Будучи принят бессознательно, целиком объект удерживает личность от развития, поскольку часть ресурса отбирается на удержание и оправдание объекта и чем больше таких объектов, тем больше человек занят отстаиванием установок, позиций и взглядов, которые являются чужими. С другой стороны, интроекция способствует дезинтеграции личности, поскольку интроецируя несовместимые объекты человек разрывается изнутри противоположными направлениями в попытке соединить их, осуществляя невротический конфликт. По мере развития невротический конфликт доходит до крайней точки, когда объекты равноценно значимы и дальнейший рост личности останавливается, ресурсы идут на удерживание условного равновесия. В итоге, интроекция – механизм по которому человек принимает в себя умственные и поведенческие паттерны, которые не являются его собственными. Посредством него человек отодвигает границу, отделяющую собственную личность и внешний мир настолько глубоко внутрь, что от личности практически ничего не остается.

Интроекция в психологии

Интроекция в психологии это понятие, связанное с взаимодействием бессознательного с внешними объектами.

Интроекция пример того, как бессознательное обходит контроль сознания и сознание постфактум пытается найти логику в условно-своем решении. Автор термина интроекция Ференци рассматривал ее как аутоэротический интерес распространяемый на внешний мир, путем помещения внешних объектов в Я. При этом данный процесс объектной любви он допускал равнозначно у невротика, и у здоровой личности, предполагая, что личность любит только себя, а для любви к другому она расширяет границы и помещает другого в Я, создавая интроект.

По мнению Ференци, интроекция это и механизм невротического конфликта, и адекватный психический процесс, являющийся частью невроза, имеющего место в бытовой жизни личности. Для невротика специфично некоторое бессознательное разбавление своего Я объектами окружающего мира. Процесс служит для снижения неудовлетворенности стремлений бессознательного. Невротик ищет внешний объект для помещения его внутрь и таким образом, расширив собственное Я, путем приравнивания себя к объекту. При этом Ференци эти же процессы предписывал и здоровому индивидууму, не наделяя их отличиями в данном аспекте.

З. Фрейд полагал, что интроекция деформирует восприятие действительности, принуждая личность переживать нечто из внешнего мира как субъетивное. В случае реальной или потенциальной возможности утраты из бессознательно привнесенного внешнего она может обернуться катализатором формирования травмы потери, что приводит к формированию патологичного депрессивного состояния.

Л.С. Выготский развивал идеи, параллельно используя понятие синонимичные интроекции – интериоризация – говоря о формировании внутренних субъективных формирований психики способом ассимиляции знаков и их комбинации внешней социальной деятельности, своеобразное перекодирование межличностных отношений во внутриличностные. Воздействие других на личность изначально, личность взаимно воздействует на окружающий социум, формируя социальную ситуацию развития.

Направление гештальт под интроекцией подразумевает процесс, когда результаты умозаключения и оценивания принимаются без цензуры. Продолжая аналогию с детьми, Ф. Перлз сформулировал три фазы интроекции – полная интроекция, частичная интроекция и ассимиляция соответствующие фазам «сосунка», «кусаки» и «жевуна» (предентальной, резцов и коренных зубов).

Полная интроекция – соответствует этапу сосущего ребенка, когда личность относится к предентальной группе.

У индивидуума интроецируемая информация воспринимается в первоначальном виде в форме чужеродного объекта в бессознательном. Ассимиляция не произошла.

Частичная интроекция аналогична ребенку, который кусает, резцовая группа личностей – личность частично обрабатывает и может осознавать внешнюю природу объекта, объект частично ассимилирован. Ассимиляция объекта – соответствует фазе ребенка способного жевать, молярная группа личностей.

Жертвы интроекции – кто они?

Интроекция присуща человеку на любом этапе возрастного развития, оказывая слияние на жизнь посредством различных бессознательных образов, появляющихся в психике личности. Структурой бессознательного, в которую помещены интроекты принято считать Супер–эго, а его речевыми конструктами и понятиями являются должно\не должно, принято\не принято.

В процессе психологического формирования ребенка проходит несколько ключевых этапов, когда происходит формирование Супер–эго. Основа и первичные интроекты закладываются в первые два года жизни, в годы формирования привычек, соответствующие 3–4 летнему возрасту, появляются понятия плохого и хорошего, разделение себя от фигуры родителя с которым происходит идентификация. Примерно в пятилетнем возрасте, окончательное достижение самоидентификации за счет социализации в период, предположительно, 6–12 лет. Так же есть результаты исследований, по которым период формирования моральных эмоций относится к возрасту 2–3 лет.

Соответственно, чем раньше был сформирован интроект, тем сложнее человеку будет его отделить и ассимилировать. Соответственно, в зависимости от того, на каком этапе психологической осознанности находится личность, она будет более или менее склонна к использованию механизма интроекции. Чем Супер–эго сильнее Эго и подавляет его, тем больше интроектов будет наполнять психическую сущность личности.

Интроекция пример того, как человек может усложнить свое взаимодействие с другими.

Жертвы интроекции – кто они? Жертвами интроекции одновременно являются: проецирующий индивид интроекцию на другого и тот человек, на кого проецируют, поскольку от него требуют характеристик, которыми он не владеет. Интроекция гештальт способна создать прочную иллюзию о личности другого человека.

Интроекция – форма эмоционального взаимодействия индивидуума с внешним объектом вызывающий интерес. Идентифицируясь с ним, человек хочет быть подобным. Вследствие интроекции личность, в своей бессознательной фантазии, становится внешним объектом, его неотделимой частью. Он может лишиться внешнего объекта, но интроекция будет оказывать неосознанное влияние. В результате интроекции нечто, изначально находящее вовне, воспринимается как берущее начало изнутри. Этим объясняется ситуация, когда достижения партнера, ребенка или другого близкого воспринимаются как свои и человек останавливает личное развитие, не дифференцируя его с развитием другого. В случае физической потери другого человека или прекращения контакта, индивид ощущает внутренние разрушение, «оторвали часть». Так же может происходить ситуация, когда ощущая внутреннюю неудовлетворенность, как итог отсутствия личной реализации, человек может садировать внешний объект, источник интроецируемых достижений, что приводит к конфликтам и непониманию.

Будучи ригидными образованиями, интроекты мало поддаются изменению, даже в случае, если вследствие их воздействия человек реализует поведение, которое приводит к дискомфортным или даже наносящим ему вред итогам. Он может подчинить жизнь реализации внутреннего «должно» или, находясь с ним в постоянном конфликте, ощущая свою неправильность постоянно подпитывать внутренний конфликт, и в случае крайнего несовпадения реальных требований жизни с интроектом может привести суицидальным мыслям.

Но и в «легкой форме» процесс интроекции как преимущественный защитный механизм приводит к неприятным проявлениям. Такой человек не может отделить свои границы от чужих. В социальном плане он хочет сразу войти в слияние с другими без предварительного контакта, он стремится «открыть душу», стать близким. Причем, по сути, его контакты поверхностны, так вместо интереса к личности другого, который предполагает разделение, он создает внутренний желаемый образ и другому предъявляет требования соответственно интроекту, что, несомненно, приводит к агрессии другого, ощущению непонимания и разочарования. Подобное может относиться и к половой неразборчивости, когда постепенное взаимодействие и узнавание пропускается в угоду быстрого «поглощения» и удовлетворения в итоге слияния с воображаемым образом, поскольку реальный человек остается, по сути своей, неузнанным и чтобы избежать разочарования идет смена партнера.

Вторичной выгодой интроекции можно назвать возможность перекладывания ответственности на внешние источники, ссылаясь на воспитание, традиции, нормы морали, общечеловеческие ценности, культурные стандарты. Поскольку механизм защиты неосознаваем личность не может противостоять ему и в противоречие этому говорит о невозможности изменения.

Чтобы ослабить влияние данного механизма на жизнь и справиться с существующими, конфликтными интроектами, человеку требуется вместе с терапевтом выделить, дифференцировать и трансформировать внутренний материал, чтобы выполнить этап ассимиляции.

psihomed.com

Интроекция — Психологос

Интроекция — (от лат. intro — внутрь и лат. jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.

В речи интроекты проявляют себя постоянным употреблением слов «надо», «должен» и «нельзя». Гешталь-терапия требует эти конструкции заменить на «Я хочу». При интроекции мое собственное желание, моя потребность заменяется на желание или потребность другого человека, сформулированные в виде непреложного правила. Фредерик Перлз, известный как обладатель чрезвычайно резкого языка, называл одним из бичей современного человека «тиранию долженствования», которую именовал mustarbation (от английского must – «должен», на английском слово в целом созвучно «мастурбации»).

Интроекция (из книги Фредерика Перлза «Свидетель Терапии»)

«…Наш рост обеспечивается способностью различения, которая сама является функцией границы между «я» и другим. Мы что-то берем из среды и что-то ей возвращаем. Мы принимаем или отвергаем то, что среда может нам предложить. Но мы можем расти, только если в процессе принятия в себя мы полностью перевариваем и тщательно ассимилируем то, что получили. То, что мы реально ассимилировали, становится нашим собственным, так что мы можем делать с этим все, что нам угодно. Мы можем сохранить это для себя или отдать в новой форме, приобретенной благодаря ассимиляции. Если же мы проглотили нечто, не разжевав, приняли без различения, — оно становится чужеродным телом, загнездившимся в нас паразитом. Хотя оно может казаться нашей частью, на самом деле это не так, оно остается частью среды.

Физический процесс роста посредством ассимиляции, то есть разрушения и переваривания, — легко наблюдать. Пища, которую мы получаем, требует не проглатывания целиком, а пережевывания (что начинает процесс ее разрушения) и переваривания (что продолжает процесс дальнейшего превращения пищи в химические частицы, которые организм может использовать). Физическая пища, хорошо переваренная и ассимилированная, становится частью нас самих, превращается в кости, мышцы и кровь. Но пища, которую мы глотаем целиком, которую мы заталкиваем в себя не потому, что мы ее хотим, а потому что нас заставили ее есть, тяжестью ложится на желудок. Она создает нам неудобства, мы хотели бы выбросить ее из себя, освободиться от нее. Если мы не делаем этого, если мы подавляем свой дискомфорт, свою тошноту и желание избавиться от этой пищи, мы можем в конце концов все же ухитриться ее переварить, — или она нас отравляет.

Психологический процесс ассимиляции в значительной степени похож на физиологический. Понятия, факты, нормы поведения, мораль, этические, эстетические, политические ценности — все это первоначально приходит к нам из внешнего мира. В нашем уме нет ничего, что не пришло бы из среды, но в среде также нет ничего, для чего не существовало бы органической потребности, физической или психологической. Все это должно быть переварено и усвоено, чтобы стать подлинно нашим, частью нашей личности.

Если же мы некритически, целиком принимаем что-то на веру, потому что кто-то так сказал, или потому что это модно, или безопасно, или соответствует традиции, или, наоборот, потому что это не в моде, опасно или революционно, — все это откладывается в нас тяжелым грузом. Это несъедобно, это чужеродные тела, хотя мы и дали им место в своем уме. Такие непереваренные установки, способы действия, чувства, оценки психологически называются интроектами, а механизм, посредством которого эти чуждые образования попадают в личность, мы называем интроекцией.

Я не хочу сказать, что этот процесс проглатывания целиком не служит иногда полезным целям. Студент, который зубрит целую ночь перед экзаменом, чтобы получить хорошую отметку по предмету, который ему непонятен, имеет вполне оправданные причины для своих действий. Но если он тешит себя мыслью, что действительно чему-то научился посредством такой зубрежки, то через полгода он сможет убедиться, что забыл большую часть того, что «выучил».

Я также не хочу сказать, что человек должен отвергать какую-либо психологическую пищу, которая приходит из внешнего мира. Питаться собой психологически так же невозможно, как физически. Я говорю лишь, что факты и установки, на которых строится наша личность, то есть психологическая пища, которую предлагает нам внешний мир, должна быть точно так же ассимилирована, как наша физическая пища. Она должна быть деструктурирована, проанализирована, разъята, а затем собрана вновь в такой форме, в какой она окажется для нас наиболее ценной. Если она просто проглочена целиком, она ничего не дает для развития нашей личности. Напротив того, она превращает нас во что-то вроде комнаты, настолько заваленной чужими вещами, что в ней не хватает места для наших собственных. Она превращает нас в мусорную корзину, наполненную чуждой и ненужной нам информацией. Самое худшее состоит в том, что этот материал имел бы для нас огромную ценность, если бы мы обдумали его, изменили и трансформировали его в себе.

Таким образом, опасность интроекции двояка. Во-первых, интроектор упускает возможности развивать собственную личность, поскольку он занят удержанием чуждых элементов в своей системе. Чем больше интроектов он нахватал, тем меньше у него остается возможностей выразить себя или хотя бы обнаружить, что такое он сам. Во-вторых, интроекция способствует дезинтеграции личности. Интроецировав несовместимые понятия, вы можете обнаружить себя разрываемым на куски при попытке согласовать их. В наше время это встречается довольно часто.

Наше общество, например, с детства учит нас двум совершенно различным и, по-видимому, противоположным установкам. Одна соответствует так называемому «золотому правилу» — делать другим то, что хотелось бы от них получить. Другая — закон выживания наиболее приспособленных, выражаемый пословицей «собака собаку ест». Если мы интроецируем обе эти установки как догмы, мы в конце концов будем пытаться быть одновременно и мягкими, добрыми, нетребовательными, и безудержно агрессивными. Мы будем любить наших соседей, но доверять им только в тех пределах, в каких мы можем с ними справиться. Мы будем являть собой мягкость, но одновременно будем жестокими и садистичными. Каждый, кто интроецирует подобные несовместимые представления, превращает собственную личность в поле их битвы. Невротический конфликт обычно доходит до мертвой точки, когда ни одна из сторон не может победить, и человек не способен ни к какому дальнейшему росту и развитию.

Таким образом, интроекция — это невротический механизм, посредством которого мы принимаем в себя нормы, установки, способы действия и мышления, которые в действительности не являются нашими собственными. При интроекции мы сдвигаем границу между собой и остальным миром так далеко внутрь себя, что от нас почти ничего не остается.

Возвращаясь к ситуации, в которой хорист полагает, что нехорошо беспокоить других, мы можем рассматривать ее как пример интроекции. Кто, в конце концов, говорит это, он или они? Действительно ли он полагает, что его собственные нужды настолько несущественны, что потребности группы всегда должны иметь преимущество? Когда интроектор говорит «я думаю», он обычно имеет в виду «они думают»… »

www.psychologos.ru

ИНТРОЕКЦИЯ — это… Что такое ИНТРОЕКЦИЯ?

[от лат. intro – внутрь и (in) iectio – вбрасывание] – введенное Авенариусом понятие о недопустимом, с его т. зр., «вкладывании» чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида, а равно чего бы то ни было идеального в познающее мышление субъекта. Подставляя индивидуальное сознание на место познающего мышления (психологизм), Авенариус объявляет неправомерной И. вообще признание идеального за отражение объекта субъектом. Концепция И. есть такое истолкование метафизич. и антропологич. материализма и идеализма, к-рое делало удобным нападение на материализм (особенно естественнонаучный), как на будто бы всегда впадающий в И. При этом Авенариус думал, будто ему удалось опровергнуть всякий материализм. Выступая против И., Авенариус жалуется, что «путем интроекции естественное единство эмпирически данного мира распалось… на внешний мир и внутренний мир, на объект и субъект» («Человеческое понятие о мире», М., 1909, с. 27). С его т. зр., именно в И., прошедшей ряд историч. ступеней – от первобытного анимизма до совр. филос. идеализма, – всегда лежали истоки заблуждений. Изображая себя истолкователем и защитником «наивного реализма», Авенариус рекомендует принять такое понятие о мире, «которое имеет своим содержанием «общие признаки» всего находимого данным…» (там же, с. 100), и отбросить естественнонаучное понятие о мире, как страдающее И. и дуализмом. Концепция И. обрекает, конечно, всякого разделяющего ее на поиски механизма обратного процесса – «проекции»; а поскольку совпадение источника И. и результата «проекции» оказывается недоказуемым, это ведет к безнадежному разрыву субъекта и объекта. Ухватившись за то, что нек-рые материалисты, гл. обр. натуралистические, действительно пытались решать проблему познавательного отношения субъекта к объекту, основываясь на предварит. решении психофизич. проблемы, Авенариус использует нелепости, вытекающие из подстановки второй проблемы на место первой, чтобы устранить (что типично для позитивизма) самую возможность их постановки, устранить самый предмет гносеологии; он ищет обоснование принципиальной координации и вообще эмпириокритицизма на пути отрицания связи мысли с мозгом. Отказ от категорий субъекта и объекта, мышления и бытия и переход на идеалистич. т. зр. «нейтрального» опыта он выдает за путь избавления от И., причем за единственно возможный путь. Это антиматериалистич., субъективно-идеалистич. содержание своей концепции интроекции Авенариус преподносит под флагом борьбы против идеализма, против солипсизма, к к-рому, с его т. зр., ведет И. На деле к солипсизму ведет неприменение вообще категорий субъекта, объекта, идеального и т.п., якобы неотделимое от И., а лишь применение их с точки зрения изолированного натуралистич. индивида, к-рую Авенариус считает само собой разумеющейся, но к-рая действительно не позволяет выработать категории субъекта и объекта, не впадая в дуализм или солипсизм. Концепция И. свидетельствует о том, что бурж. философия оказалась неспособной преодолеть разрыв субъекта и объекта, совлечь с объекта ту форму отчуждения и трансцендентности, в к-рой он неизбежно ей представлялся, и потому стала искать пути отказа от этих категорий вообще. Последователи концепции И. – Иерузалем, Уорд, Стаут. Концепция И., ее скрытая антиматериалистич. направленность была подвергнута резкой критике Лениным в кн. «Материализм и эмпириокритицизм». Показав, что А. Богданов и др. рус. эмпириокритики «попались на удочку» И., Ленин подчеркнул необходимость при анализе филос. теорий сугубо критически относиться к тому, как оценивают значение своих теорий сами их создатели.

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Авенариус Р., О предмете психологии, М., 1911; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960.

Г. Батищев. Москва.

dic.academic.ru

Интроекция — это в психологии…

В статье расскажем об интроекции как защитном механизме психики человека. Мы познакомимся с этим психологическим термином, а также постараемся разобраться в его основополагающих базисах и влиянии на жизнь каждого индивидуума. Это явление встречается довольно часто, и последствия его могут быть не такими уж радужными.

О чем идет речь?

Итак, интроекция — это способ психологической защиты человека, который активируется на бессознательном уровне. Само слово произошло от двух латинских корней, которые означают «внутрь» и «кладу». Другими словами, мы можем говорить о том, что интроекция — это процесс, во время которого человек переносит различные образы субъективного пространства в свое бессознательное. Он впитывает различные паттерны, суждения, оценки и т. д., которые полностью лишены какой-то объективности, ведь принадлежат тем или иным людям.

Интересно, что этот термин был введен в психоанализ в 1909 году. Сделал это один из малоизвестных, но талантливых последователей великого Зигмунда Фрейда Шандор Ференци — психоаналитик венгерского происхождения.

Исследования в этой области

Сам Фрейд не считал нужным различать такие понятия, как идентификация и интроекция. Большое значение он придавал именно второму механизму, ведь считал его очень важным. Его концепция идентификации позже стала основой для понимания исследования стокгольмского синдрома.

Уже через некоторое время исследователи думали, что интроекция — это очень старая архаичная модель бессознательного поведения человека. В то же время Фрейд считал это явление основой для формирования эдипова комплекса, который заключается в желании мальчика владеть своей мамой и избавиться от конкурента — отца. Фрейд связывал это с идентифицированием ребенка со своей матерью и переносом ее образа в свое бессознательное.

Давайте разберемся подробнее

Итак, интроекция в психологии – это сценарий поведенческой защиты. Это явление очень тесно переплетается со взаимоотношениями между индивидуумами. Как мы знаем, для роста личности необходимо воздвигнуть границы между собой и другими в разумных пределах.

Все, принимаемое личностью из внешней среды, будет эффективно для нее только в том случае, если она это переживет, как-то проработает и обдумает. Если же внешний мир принимать без разбора, то он останется незамеченным сознанием, тем не менее будет психологическим паразитом.

На сегодняшний момент считается, что интроекция — это самая простая форма идентификации, но, в отличие от последнего процесса, она человеком не сознается. А если говорить более кратко и понятно, то на сегодняшний день считается, что этот процесс заключается в том, что человек какие-то внешние явления и события воспринимает как свои внутренние.

Адаптивная функция

Процесс, о котором идет речь, оказывает большое влияние на формирование личности человека, его понятий морали, привязанности и т. д. Особенно ярко зависимость прослеживается в детстве. В этом возрасте дети напоминают губки, потому что они впитывают в себя какие-то нормы, предрассудки, сценарии поведения, реакции и т. д. Перенимают их от людей, которые для них важны и значимы. Самое интересное, что такая реакция происходит еще до того, когда человек решает сознательно быть похожим или не быть похожим на своих близких.

Защитная роль

Психологическая защита человека и механизмы психологической защиты представить без интроекции невозможно. Дело том, что именно благодаря интроекции совершенно маленький ребенок может считать себя сильным и могущественным, несмотря на то, что по факту он является слабым физически.

Это становится возможным в результате того, что он переносит на себя какие-то качества черты характера важных для него взрослых. Иногда такой способ защиты человека может сохраняться, даже когда он вырастает. В таком случае в сложных ситуациях или ситуациях зависимостей и конфликтов такой человек чувствует, что у него есть защитник. Однако у большинства людей интроекция превращается в идентификацию.

Деструктивное влияние

Дело в том, что интроекция в психологии — это не только позитивный опыт, но и негативный. Любая психологическая защита несколько коверкает восприятие реальности. Дело в том, что человек начинает внешнее чувствовать как что-то внутреннее.

Опасно это тем, что когда изменяется что-то во внешней среде, то человек может это воспринимать как потерю чего-то внутреннего, каких-то качеств, ценностей, точек опоры. В результате именно это может приводить к депрессии. Человек пытается остаться целостным внутри, при этом он считает, что действительно что-то потерял, пытается либо винить себя в этом, либо искать причины. В любом случае это очень усложняет ему жизнь и иногда вынуждает обращаться к профессионалам.

Интроекция: примеры

Расскажем о случаях, когда можно в реальной жизни увидеть проявление данного процесса. Очень яркий пример – это случай, когда мы говорим, что мужчина должен или женщина должна. Такие идеи в какой-то мере присущи каждому человеку, но они очень сильно ограничивают отношения.

Чаще всего именно подобного рода установки мешают начать отношения, нормально их строить, решать сложности и конфликты и т. д. Дело в том, что, вступая в отношения, человек на каком-то этапе просто расслабляется и начинает действовать автоматически. Он настолько доверяет близкому, что считает, что может быть с ним полностью открытым. Именно тогда начинают проявляться реакции интроекции. Ни с того ни с сего партнер может начать странно реагировать на какие-то обыденные вещи. Если в паре хорошие отношения, то это можно обсудить и выявить, что человек сам не знает, почему он сделал так или иначе. Если же копнуть еще глубже, то окажется, что у него есть какие-то убеждения, исходя из которых он действует, даже не осознавая этого.

Это интересно

Интроекция – это понятие, которое лучше всего рассматривать на примерах, что мы сделали выше. Теперь, когда мы понимаем природу этого процесса, необходимо рассказать о том, насколько он опасен. Дело в том, что этот процесс — пример того, как какая-то информация входит в нас совершенно бессознательно и бесконтрольно. А после этого мы действуем согласно полученным данным и только после этого пытаемся найти логику в своих решениях.

Интересно, что интроекция одинаково присуща невротикам и здоровым людям, поэтому абсолютно каждый сталкивается с таким явлением от рождения. Создатель термина «интроекция» считал, что этот механизм вызывает невротические конфликты и другие психологические процессы.

В результате это может привести к неврозу, который довольно часто случается в обычной жизни человека. Дело в том, что для невротиков как раз характерны такие смытые границы между собственным «я» и окружающим миром. Они очень часто ищут какой-то внешний объект для того, чтобы поглотить его своим внутренним миром и таким образом расширить границы, приравнять себя к этому объекту.

В гештальте такие реакции подразумевают процесс, когда какие-то результаты мышления или оценки принимаются человеком как бы без цензуры. Ученые выделили три фазы интроекции:

  • Полную.
  • Частичную.
  • Ассимиляционную.

Полная интроекция у младенца. Частичная формируется у ребенка, который уже наблюдает и частично понимает внешней мир. Ассимиляционная фаза может начинаться как в детском возрасте, так и во взрослом. Она характеризуется тем, что у человека размываются границы между ним и чужим.

Жертвы

Бессознательный психологический процесс может приводить к тому, что человек оказывается в позиции жертвы. На самом деле интроекция присуща нам в любом возрасте, поэтому даже взрослый человек должен уделять этому больше внимания.

Проявляется она в том, что мы сливаемся с различными образами, которые появляются в нашей психике. Считается, что все образы помещены в супер-эго человека, то есть в его бессознательную структуру. Эта структура образов пополняется примерно в возрасте от 2 до 12 лет, когда человек начинает понимать, что такое хорошо, что такое плохо, что можно, что нельзя, начинает разграничивать свою фигуру и фигуру родителей.

Если в детском возрасте был сформирован какой-то интроект в супер-эго, то избавиться от него непросто. А чем ранее появилась установка, тем сложнее ее от себя отделить. Притом от негативных эффектов данного явления страдают обе стороны. Один человек предъявляет другому требования и испытывает разочарование, а второй чувствует злость и обиду, потому что не может соответствовать этим характеристикам. Собственно говоря, он и не должен им соответствовать.

В обществе

Люди, склонные к интроекции, выделяются тем, что они сразу хотят вступить во взаимодействие, открыть душу, всем поделиться. На самом же деле все их контакты довольно поверхностны, потому что истинная близость им непонятна и неведома. Они редко доходят до этого этапа, если не разберутся со своими внутренними проблемами.

Также бывает, что люди, не умеющие ставить границы между собой и другими, страдают от половой неразборчивости. У них слишком много партнеров, они не могут остановиться. Они стараются быстро взаимодействовать с человеком и после слияния сразу начинают искать другой образ, дабы не узнавать человека и не разочаровываться.

Некоторые люди привыкли к такой особенности своей психики и даже не хотят разбираться, ведь она помогает избегать ответственности. Другими словами, можно во всем винить какие-то внешние обстоятельства, других людей. Такой человек постоянно утверждает, что во всем виноваты традиции, страна, другие люди, его друзья, родители и т. д. Самое плохое — он даже не осознает, что такое его поведение – это просто работа определенного механизма, а не его личности. А механизм при желании можно настроить. Для этого достаточно просто слушать свое сердце, каким бы удивительно простым ни казался этот совет.

fb.ru

Интроекция (психология) — это… Что такое Интроекция (психология)?

Интрое́кция (от лат. intro — внутрь и лат. jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.

Описание

В результате этого процесса нечто, приходящее извне, воспринимается человеком как происходящее из него самого. Интроекция является примитивной формой идентификации, но в отличие от идентификации интроекция не осознаётся. Интроекция так же тесно связана с психологическими механизмами проекции и проективной идентификации.[1]

Адаптивная роль

Интроекция играет важную роль в процессе формирования «Сверх-Я», совести, привязанностей, особенно в детстве. Маленькие дети вбирают в себя взгляды, мотивы, особенности поведения и эмоциональных реакций значимых для них людей задолго до того, как сознательно решают «стать (или не становиться) похожими» на них.[1]

Защитная функция

Интроекция позволяет маленькому ребёнку осознавать себя как всемогущего (несмотря на его фактическую беспомощность) за счёт «присвоения» себе возможностей и качеств значимых взрослых. Когда человек вырастает, эта защита может сохраняться, защищая его потери самоуважения в ситуациях зависимости от других людей (у меня есть защитник/помощник, и поэтому Я не беззащитный и не беспомощный), хотя обычно у взрослых людей интроекция начинает осознаваться и превращается в идентификацию.[1]

Деструктивная роль

Как и любая психологическая защита, интроекция искажает восприятие реальности человеком, а конкретно — заставляя его ощущать нечто внешнее как нечто внутреннее. Как следствие, исчезновение этого внешнего может быть воспринято как исчезновение чего-то внутреннего, что имеет непосредственное отношение к природе депрессии и процессу горевания — пытаясь сохранить внутреннюю целостность, человек может предаться бессознательной фантазии о том, что это он виноват в потере, и что он может как-то загладить свою вину, вернув таким образом то, чего ему не хватает. [2][3]

Идентификация с агрессором
Смотрите также: Стокгольмский синдром

Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на защитные функции процесса, выделив как самостоятельный процесс «идентификацию с агрессором» — бессознательное отождествление себя с тем (теми), кто угрожает твоей безопасности. Если человека не устраивает положение подвергающегося агрессии, он может попытаться сам занять позицию агрессора, интроецируя его черты.

Фрейд не проводил различия между интроекцией и идентификацией (это разграничение появилось в психоанализе несколько позже) и понимал их как основу эдипова комплекса — не способный противостоять власти отца, «отбирающего» у него права на безраздельное владение матерью, сын идентифицируется с отцом, желая стать как отец и найти себе жену как мать.[4]

Литература

Примечания

dic.academic.ru

Интроекция в психологии – определение, жертвы, примеры

Психика отличается многими особенностями. Все без исключения они направлены на то, чтобы помочь человеку быстро приспособиться к жизни, начать адаптацию в социуме, а также снизить внутренний уровень стресса и переживаний, который непременно возникает при столкновении с трудностями, неудачами и прочими проблемами. Одной из психологических защит является интроекция. Она рассматривается в психологии, где приводятся примеры и обсуждаются жертвы интроекции.

Интернет-журнал psytheater.com относит абсолютно любые психологические механизмы к полезным свойствам, поскольку в первую очередь они направлены на выживание индивида. Человек должен быстро приспособиться к окружающему миру, что возможно, если обучаться нужным навыкам у взрослых людей, которые уже давно живут в этом мире и знают все его правила и условия.

Так, интроекция проявляется уже в том, что маленький ребенок копирует своих родителей, которых считает знающими и умеющими выживать в данном мире. Здесь не имеет значения, насколько успешными, богатыми и красивыми являются родители. Самое главное – они выжили, прожили много лет, смогли достичь того возраста, когда уже являются самостоятельными и у них появился малыш.

Также интроекция, как и прочие психологические виды защит, направлена на то, чтобы снизить внутренний уровень противоречий, стресса, волнений и переживаний. Абсолютно у любого человека возникают негативные эмоции. Порой человек переживает сильно травмирующие психику чувства. И здесь включается психологическая защита. Если у человека включается интроекция, тогда у него происходит свой механизм приспособления к травмирующим ситуациям, чтобы снизить внутренний уровень переживаний.

Существует несколько видов психологической защиты. В данной статье все расскажем об интроекции.

Что такое интроекция?

Интроекцию ввел в психологию Зигмунд Фрейд. Обозначает данный термин склонность психики человека на бессознательном уровне перенимать информацию из внешнего мира и делать ее своей. Противоположностью интроекции является проекция:

  1. Если при проекции человек переносит свой внутренний мир на внешний, наделяет окружающие предметы и людей собственными качествами и убеждениями.
  2. То при интроекции человек перенимает убеждения, модели поведения, эмоции и прочие установки из внешнего мира и делает их своими внутренними. Причем человек не производит данный процесс сознательно, он не оценивает информацию. Он воспринимает ее абсолютно и считает ее истинной.

Интроекцию можно представить в виде запоминания образа матери ребенком, чтобы потом понимать, какой нужно быть, когда дочка сама вырастет, или какую женщину нужно выбирать, когда вырастет сын.

Интроекция – это не только психологическая защита, но и даже модель поведения, которой человек уже может пользоваться сознательно. Человек постоянно контактирует с окружающим миром, в частности с людьми, поэтому для него свойственно перенимать от них определенные паттерны, убеждения, взгляды, моральные ценности и пр.

Все люди знакомы с общественным мнением. Оно передается через средства массовой информации и через самих людей. С самого раннего возраста человек привыкает к тому, что есть общественное мнение и его, которое не всегда соответствует большинству. Немногие дети подвергались из-за подобной разницы насмешкам и унижениям в школе. Даже взрослые люди часто становятся объектами для критики и сплетен, если живут и мыслят не так, как все. И самое интересное, что именно общественность пропагандирует данный вид унижения тех, кто не похож на них. Ведь всем выгодно поработить других, уникальных и необычных людей.

Привыкая к тому, что лучше всего следовать общественному мнению и образу жизни, многие люди испытывают депрессию или стресс, когда не выходит так, как им говорится социумом. Так, например, женщина может волноваться из-за того, что ее семья не живет так, как живут многие. Или парень беспокоится о том, что еще не женился и не имеет детей в свои 35 лет. К сожалению, общество активно насаждает свои стандарты абсолютно всем людям, не принимая во внимание их желания, мировоззрение и темп жизни. Все должны быть, как один, как под копирку, как клоны, которые понятны и ничем не отличаются друг от друга. И фразы: «Хочу устроить свою жизнь хорошо» и «А у них иначе» — из уст одного из таких «клонов» ясно демонстрируют то, что человек уже не является индивидом, личностью. Он просто существо, которое пытается жить точно так же, как и другие. Ему неприятно быть «белой вороной», потому что гораздо приятнее осуждать других «белых ворон», выделяющихся из толпы.

«Жить хорошо» или «как все» — это значит вписать свою жизнь в какие-то рамки. Но это и есть та самая проблема, с которой люди постоянно борются. Они не принимают свою жизнь такой, какая она есть, и, как капризные дети, пытаются ее запрограммировать, «оцифровать», чтобы она действовала в пределах каких-то стандартов, придуманных обществом.

Но жизнь – это свобода. Она не знает, что такое правила и человеческие законы. Она руководствуется более гибкими Вселенскими законами, которые никогда не подчиняются человеческому разуму. И пока вы пытаетесь втиснуть свою жизнь в какие-то надуманные рамки, вы страдаете, постоянно испытываете проблемы и стресс. Спрашивается тогда: а зачем вы это делаете? Вы боитесь жить не так, как все? А как бы вы отреагировали, если бы поняли, что именно такая жизнь, от которой вы отказываетесь, принесла бы вам счастье, любовь и богатство?

Жить, как все – значит принять судьбу такую же, как и у всех. Оглянитесь вокруг себя, что вы видите? Люди живут счастливо? Люди не расстаются? Дети живут в полных семьях? Нет голодных, нищих, безработных? Если вы этого не видите, то зачем вам пополнять ряды тех, кто вас окружает? Становясь, как все, вы живете, как и они. А это значит, что вас будут преследовать неудачи, проблемы и горе. Конечно, и радость будет, когда вы снова обозлитесь на какого-то выделяющегося из толпы человека и покроете его трехэтажными неприличными словами. Вы будете считать себя правыми, хотя и самыми несчастными.

Хотите ли вы жить хорошо или вы хотите жить так, как вам уготовано жизнью? Хотите вы быть, как все, или готовы быть индивидуальностью? Выбирать вам. Только помните, что вы поступите правильно как в том, так и в другом случае. Только, будучи как все, вы примите судьбу, как у других людей. А живя своей жизнью, вам уготовано нечто такое, чего еще мир не видывал. Вам выбирать, какой жизнью жить. Только не думайте, что вы не несете за это ответственность.

В гештальт-терапии интроекцию рассматривают как плохое переваривание пищи. При интроекции человек должен просто «проглотить» тот кусок пищи, который ему попадает в рот, не пережевывая. Если же говорить об адекватном восприятии внешней информации и преобразовании ее в свое внутреннее знание, то следовало бы сначала принять информацию, обдумать ее, проанализировать, сделать свои выводы и оставить то, что человеку нужно, отбросив все ненужное. А в случае с интроекцией человек просто «проглатывает» все, как есть.

Интроекция со своей стороны позволяет человеку вписаться в то общество, в котором он живет. Ребенок обычно не анализирует внешней информации, а воспринимает ее такой, какой она является. Это позволяет ему принять традиции, законы, правила общества безоценочно и влиться в окружающий мир. Если бы человек каждый раз анализировал поступающую информацию, то не смог бы адаптироваться к социальным условиям. Таким образом, интроекция позволяет расти и развиваться личности как социальному объекту.

перейти наверх

Интроекция в психологии

Психология детально рассматривает механизм интроекции со всех сторон, поскольку она может как помогать человеку адаптироваться к окружающему миру, так и способствует его однотипности с окружающими, потере индивидуальности, отказу от своего «Я». Интроекция может быть как полезной, так и вредной, что уже зависит от каждого отдельного случая.

«Живи, как все» — лозунг современного общества. Заметьте, с какой опаской люди реагируют на тех, кто на них не похож. Вспомните то время, когда только начали появляться новые течения молодежных групп – готы, эмо, люди-куклы и т. д. Помните, как общество на них реагировало? Вспомните и вы свою реакцию, когда впервые встретили такого человека на улице, не зная о таких направлениях в молодежной среде.

Людям привычнее жить, как все. Почему? Потому что это обеспечивает защиту, помощь и любовь. Люди не просто так когда-то решили жить группами. Они поняли, что вместе они смогут друг другу дать то, чем в одиночку тяжелее себя обеспечить. Легче попросить друга о помощи, чем самому делать всю работу. Лучше возложить на государство заботу о пенсионерах, нежели самим дохаживать своих престарелых родителей. Таким образом, люди не просто живут целыми народами и государствами. Лозунг «Живи, как все» будет всегда актуален.

Но если бы люди только собирались в группы… Людям хочется, чтобы все, кто их окружает, были понятны им, похожи на них. Современному человеку привычнее жить по уже написанному пути, нежели искать свой, уникальный способ жизни. Все люди проходят через обучение в школе и университетах, а потом – через поиск работы и зарабатывание денег. Многие люди живут по принципу: «Проработай на одной работе, накопи стаж и выйди на пенсию». Вот только почему-то эти люди еще мечтают об обогащении самих себя, не понимая, что пока они живут, как все, богатыми им никогда не стать.

«Живи, как все» — костыль для тех, кто хочет себя реализовать. Как может человек со всеми своими уникальными способностями, а порой и талантами, жить, как все? У всех нет его талантов и набора качества. Как он может жить, как все?

Это выбор каждого: обеспечивать себя мнимой любовью только потому, что он ведет себя так, как того от него ждут люди, или все-таки стремиться обустроить свою жизнь так, чтобы он мог себя реализовать. Но следует понимать, что жизнь, как у всех, не позволяет самореализоваться, а самореализованность порой приводит к одиночеству и непониманию. У каждой из позиций есть свои недостатки. А с какими недостатками готовы смириться вы?

перейти наверх

Кто они – жертвы интроекции?

Интроекция может принести вред человеку. Он может стать жертвой интроекции. Ими могут оказаться:

  1. Люди, которые проецируют на окружающих то, что сами же от них берут.
  2. Люди, которые не способны адекватно оценивать окружающих людей и их убеждения.
  3. Люди, не способные отделять свои границы от чужих. Так происходит тогда, когда человек полностью готов перенимать внешнее, не имея своего внутреннего мнения.
  4. Люди образованные, которые настолько закостенели в своем восприятии вещей, что не способны смотреть шире и глубже.

С самого рождения на формирование человеческой психики влияет множество факторов: семья (родители, родственники), друзья, воспитатели, учителя, средства массовой информации и т. д. Все это в значительной мере определяет то, каким человек вырастет. А поскольку все люди растут в одном и том же обществе, то в большинстве своем люди вырастают одинаковыми: с одинаковым мышлением, мировоззрением, желаниями, стремлениями и т. д.

Попросту говоря, из любого человека делают запрограммированного робота, который будет удовлетворяться материальными потребностями, которые сначала необходимо заработать. Обществу и государству в целом не нужны личности, индивидуальности, уникальные люди. Это можно заметить даже тогда, когда родители отдают своих детей лишь туда, куда ходить престижно, в то время как сами малыши увлекаются чем-то другим. Каждому человеку и обществу в целом нужны вполне предсказуемые, послушные и легко управляемые люди. Вот почему очень часто можно заметить, что люди несчастны лишь потому, что они должны чем-то заниматься и что-то делать, а не выполнять то, что им действительно нравится.

Общество не изменишь, поскольку это придется менять всех людей. Гораздо легче изменить самого себя, а именно понять, что окружающие люди хотят сделать из вас запрограммированного робота, который будет им удобен, и принять для себя решение: хотите ли вы жить, как все, или будете жить в угоду своим желаниям?

Общество пусть делает то же, что и делало раньше. Но у вас есть выбор, подчиняться обществу или идти своим путем, который вы предпочтете сами. Если вы сделаете выбор в сторону индивидуального роста и развития, то вам не нужно тратить свои силы на то, чтобы изменить окружающий мир. Не пытайтесь бороться с тем влиянием, которое на вас привычно оказывает мир и другие люди. Лучше перенаправьте свои усилия на то, чтобы все-таки научиться достигать того и иметь то, что вы хотите.

Пока вы боретесь с окружающим миром, у вас не остается сил и времени на то, чтобы сделать свою жизнь комфортной для самого себя. Поэтому займитесь реализацией своих желаний, а окружающие люди пусть делают то, что они делают.

Сделайте свой выбор: жить, как все, или жить в угоду себе? И сделайте это смыслом своей жизни: либо вы достигаете тех же целей, что и другие люди, либо совершенствуетесь именно в том направлении, который угоден именно вам. Помните, что общество всегда будет делать так, чтобы все люди жили одинаково, наслаждались одними и теми же вещами, думали однообразно. Но лично каждый человек принимает для себя решение: жить, как все, или жить в угоду себе? Причем он несет ответственность за любое решение, которое он принял.

перейти наверх

Итог

Есть отдельная категория людей, которая не просто склонна к интроекции, но даже и не сопротивляется ее проявлениям. Такие люди просто не берут на себя ответственности, а перекладывают ее на общественную мораль, традиции, законы и прочие внешние факторы. Интроекция используется человеком, поскольку он получает от нее выгоду: совершая глупые, ошибочные или неправильные поступки, он может обвинить в этом окружающий мир, который говорил ему, как действовать, и он безоговорочно следовал этому.

 

psytheater.com

Интроекция это (в психологии)

Интроекция — это заимствованное слово, которое образовано от двух латинских корней: intro — «внутрь» и jacio — «бросаю, кладу». Означает данное слово, соответственно, бессознательную защитную реакцию организма.

Эта реакция основана на том, что чужие поступки, мысли, идеи и установки («интроекты») человек воспринимает, словно свои собственные. Получается, что данное психологическое явление оказывается, по сути своей, простейшей и доступной даже маленькому ребёнку формой самоидентификации.

На чём основана интроекция

Интроекция в психологии – это явление, которое впервые было широко исследовано в начале двадцатого века, а сам термин был предложен знаменитым психотерапевтом и психоаналитиком из Швейцарии Шандором Ференци.

Данный процесс можно объяснить активностью в подсознании человека различных центров, которые подробно описывали Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Одним из этих центров выступает «Сверх-Я» («Супер-Эго»), наряду с «Я» и «Оно». Супер-Эго отвечает за моральные, а также религиозные установки индивида, создаёт критерии, по которым можно отличить добро от зла, и формирует моральные запреты.

Интроекция — не болезнь и не диагноз, тем не менее у связанных с ней психологических проблем бывают самые настоящие симптомы, о которых речь пойдёт позже.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Сверх-Я закладывается в процессе воспитания и тесно связано с процессом интроекции. Без данного психологического процесса невозможен личностный рост, тем не менее он может достаточно сильно осложнить человеческую жизнь.

Интроекция помогает человеку не чувствовать себя беззащитным и ничтожным, каким он, в сущности, является перед лицом вечности.

Интроекты – чужие установки, принятые человеком на себя, можно сказать, впитанные с молоком матери, — проявляют себя в речи следующим образом:

  • «Настоящий мужчина должен…»
  • «Приличной девочке следует…»
  • «Говорить плохие слова нельзя, потому что нельзя…»

Этот список далеко не полон, и всегда можно назвать два-три других примера, подчас ещё более забавных. Впрочем, при ближайшем рассмотрении они сразу перестают казаться смешными, поскольку нередко приводят к трагическим для человека последствиям или просто к тотальному недовольству собой и отсутствию успеха в жизни.

Получается, что интроекты — это стереотипные суждения, которые индивид примеряет на себя в полной уверенности, что эти мысли и установки являются, несомненно, его собственными. Человек обычно не осознаёт, что находится в плену шаблонных, зачастую устаревших правил. Отсутствие критического мышления выступает важным признаком прогрессирующего психического недуга.

Как правило, интроекты неконтролируемы и в силу этого своего свойства могут значительно осложнять жизнь человека. Впрочем, порой они даже действительно оказываются достаточно полезными, защищая человека от потенциально опасных, неловких или социально неприемлемых ситуаций или поступков.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое стереотип?

В таких случаях интроекцию можно сравнить с внутренним кодексом чести, с совестью или с обострённым чувством справедливости, которое кажется человеку врождённым, хотя таковым не является.

Зигмунд Фрейд не делал различия между интроекцией и идентификацией (сознательным уподоблением себя группе людей по какому-либо признаку). По мнению великого психиатра, интроекция является одной из главнейших первопричин «эдипова комплекса» (глубокой влюблённости маленького мальчика в собственную мать).

Если кратко, то суть этого комплекса заключается в том, что двух-трёхлетний ребёнок, фактически беззащитный перед волей сильного и страшного отца, начинает себя с ним отождествлять. Поэтому маленький мальчик и мечтает поскорее вырасти и «стать, как папа», а жениться, разумеется, на своей матери (на практике — на молодой женщине, максимально его мать напоминающей внешне и психологически).

Это интроекция в чистом виде — защитная психологическая реакция детской психики на нечто непонятное, даже, возможно, страшное, потенциально угрожающее комфортному существованию.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Именно Зигмунд Фрейд был первым, кто выделил интроекцию в отдельный психологический процесс. Психотерапевт назвал данный бессознательный механизм «идентификацией с агрессором».

Рекомендуем: Рефлексия — это

Часто у людей, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию, на интроекцию накладывается «стокгольмский синдром». Увы, этот синдром не помогает решить, а только ещё больше усугубляет ситуацию, приближая её к трагической развязке.

Тем не менее интроекция является неотъемлемым этапом взросления подрастающего человека.

Плюсы и минусы интроекции

Как, в общем-то, и любое другое психологическое явление, интроекция сопряжена и с негативными, и с положительными последствиями и аспектами.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Среди положительных аспектов интроекции можно назвать, в конечном итоге, формирование собственного мнения человека, идентификацию личностью самой себя как члена общества. Благодаря интроекции в человеке закладываются такие важные личностные качества, как:

  • Совесть.
  • Честь.
  • Привязанности.

Именно интроекция в конечном итоге сделала из человека биосоциальное существо. Но! Проанализируйте внимательно свои убеждения. Какая часть из них — именно ваши убеждения, а какие появились под давлением или под влиянием общества?

Ответ приходит сам собой, и он неутешителен. Неужели не обидно состоять на 99,9 процента из мнения окружающих, из чужих идей и установок?

Поэтому следует понять, что однозначного ответа, хороша или плоха интроекция как психологическое явление, нет и быть не может.

Рекомендуем: Что значит: интроспекция?

Как уже было упомянуто, присутствуют у этого психологического явления и деструктивные (то есть негативные, разрушительные) черты. Интроекция разрушает целостное восприятие реальности человеком, из-за чего она является одной из косвенных причин психологического дискомфорта и даже таких психических недугов, как:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Шизофрения.
  • Раздвоение личности.
  • Эдипов комплекс и комплекс Электры.

Интроекции сопутствует также целый ряд других психологических проблем, вроде неуверенности в себе из-за невозможности следовать идеалу, неудовлетворённости в себе, неприятия своей гендерной роли, а также многих других.

Известно, что интроекция часто становится причиной суицида — у человека порой нет возможности осуществить то, что ему предписывают интроекты. Тогда он ощущает себя глубоко несчастным и может даже покончить с собой.

Интроекция также провоцирует механизмы горевания и рефлексии, а также состояние депрессии. Находясь во власти данных процессов, человек может строить подсознательные фантазии, разрушительно сказывающиеся на его личности.

Не единожды в человеческой истории идеалы, свои или заимствованные (что, в принципе, одно и то же, ибо человека формирует общество), становились причинами гибели людей. Но стоит ли в этом винить интроекцию?

Будет огромной ошибкой утверждать, что интроекция однозначно вредна и несёт лишь деструктивное начало. Напротив, мы являемся теми, кто мы есть, лишь благодаря вышеуказанному психологическому феномену. С другой стороны, не имей мы подобных чётких и строгих предписаний, негласно регламентирующих нашу жизнь, существовать в социуме было бы намного более комфортно.

Для удобного и спокойного существования человеку необходимо осознать свои поведенческие стереотипы, паттерны и интроекты. Это поможет сделать квалифицированный психолог.

Только осознав и прочувствовав свои ценностные установки и интроекты, человек сможет жить счастливой полной жизнью и спокойно наслаждаться красотой окружающего мира. Автор: Ирина Шумилова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *