ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | это… Что такое ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?
ТолкованиеПеревод
- ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
-
одно из ведущих направлений в психологии кон. 19 — нач. 20 вв., положившее в основу психологич. исследования метод самонаблюдения (интроспекции). Гл. представители — Вундт и Титченер. В развитой ими концепции «аналитич. интроспекции» собственно самонаблюдение как наблюдение, осуществляемое в условиях психологич. эксперимента и удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено «внутр. восприятию», протекающему в естеств. условиях (Вундт, 1888). С др. стороны, самонаблюдению, проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой «психологич.
Кризис «аналитич. интроспекции» наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но коренному пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихо-логии. Возникла необходимость заменить расчленяющую «аналитич.» установку наблюдателя на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.
Как самостоят. направление И. п. перестала существовать к нач. 20-х гг. 20 в.Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19762; см. также лит. к ст. Самонаблюдение.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
-
(от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь) – в широком смысле всякая психологич. теория, считающая сознание совокупностью феноменов, познаваемых только посредством интроспекции, т.е. самонаблюдения. Истоки этого воззрения восходят к Августину; подробно обосновали его Декарт и Локк, к-рые, однако, пытались соединить концепцию И. п. с детерминистич. представлениями о поведении. Эти представления полностью были отвергнуты Беркли, Юмом и Т.
И. п. – господствующая доктрина бурж. философии и психологии. Попытки отдельных бурж. философов (напр., Конта) подвергнуть ее критике свелись к отрицанию ценности самонаблюдения, но не коснулись ее основы – идеалистич. представления о сознании. Несостоятельность И. п. вскрыл марксизм. Глубокая критика И. п. содержится в трудах Сеченова.
На рубеже 20 в. субъективизм И. п. обнажается до предела. Психологи-идеалисты различных школ всячески стремятся изощрить субъективный метод, доходя в этом стремлении до требования изучать психич. факты в их «чистой культуре», исключив из них какой бы то ни было намек на объекты внешнего мира (Титченер).
Лит. см. при ст. Самонаблюдение.
М. Ярошевский. Душанбе.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.
Игры ⚽ Нужен реферат?
- ИНТЕРПОЛЯЦИЯ
- ИНТУИТИВИЗМ
Полезное
Интроспективная психология | Мир Психологии
ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Интроспективная психология (англ. introspective psychology) — общее название для ряда психологических концепций, авторы которых считали интроспекцию главным или даже единственным средством познания явлений сознания, недоступных, по их мнению, объективному исследованию и «открытых» непосредственно только субъекту этого сознания. С этой т.зр. «чужое» сознание оказывается недоступным прямому исследованию, и при его реконструкции применяется метод умозаключения по аналогии: внешние реакции др. индивидов человек трактует по аналогии с внешними выражениями явлений его собственного сознания. Т. о., чтобы судить о душевном состоянии др. человека, необходимо самому пережить подобное состояние. Психика животных, душевнобольных, людей иной культуры понимается, следовательно, по аналогии с собственным сознанием (ср. Антропоморфизм).
Истоки Интроспективная психология прослеживаются в работах Р. Декарта и Дж. Локка. К Интроспективная психология относят школу В. Вундта, структурную психологию Э.Б. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, концепцию Вюрцбургской школы, частично гештальт-психологию (особенно в ранний период ее развития, когда гештальт-психологи проводили исследования восприятия методом феноменологического самонаблюдения). В рос. психологии горячими защитниками методов И. п. были К.Д. Кавелин, Л. М. Лопатин, А.И. Введенский, Г.И. Челпанов и др.
Представители Интроспективная психология, критикуя друг друга за разное понимание процедур интроспекции, в целом сохраняли понимание сознания как «совокупности сознаваемых нами состояний» (Вундт). Интроспективная психология была подвергнута критике во многих психологических школах конца XIX — нач. XXв. Напр., в школе Л.С. Выготского критиковались антиисторизм и антигенетизм И. п., а также отождествление ею «явления» и «сущности» в сознании (т.е. «непосредственных» переживаний и не лежащих на «поверхности» законов психической жизни): если бы законы душевной жизни прямо и непосредственно были бы открыты субъекту сознания, не нужна была бы и наука о сознании. Как отдельное направление Интроспективная психология в настоящее время не существует. (Е.Е. Соколова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Интроспективная психология (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания.
Истоки Интроспективная психология восходят к учению Р. Декарта — Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно, путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания. В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию (см. Самонаблюдение), под к-рой имелось в виду внутреннее Восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом (см. Эксперимент). При этом предполагалось, что ненадежность обычного («ненаучного») самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у к-рых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о к-рых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены.
Другой вариант Интроспективная психология представлен немецким философом Ф. Брентано и его последователями (К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Эта установка повлияла на программу Вюрцбургской школы, к-рая, не ограничивая интроспекцию отчетом о непосредственных раздражителях, соединила ее с ретроспекцией — последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. Против Вундта выступила также гештальтпсихология, подвергшая критике «атомизм» его схемы и использовавшая свидетельства сознания для доказательства целостности психического образа.
Интроспективная психология, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Интроспективная психология была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа.Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин
Интроспективная психология — см. Психология интроспективная
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
- Другие
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
- Интроспективная психология
Как стать более интроспективным
Источник: Натан Думлао/Unsplash
Как правило, самоанализ включает взгляд внутрь себя, чтобы попытаться понять себя. Это не предполагает взгляда вовне. Например, мы можем узнать о своем внутреннем состоянии, попросив других людей дать нам обратную связь или посмотрев в зеркало и увидев наше выражение лица, но это не считается формой самоанализа (Schwitzgebel, 2012).
Учитывая, что психология связана с разумом, самоанализ играет важную роль в психическом здоровье. Например, если мы не можем идентифицировать свои эмоции, как мы должны понимать их или управлять ими? Или, если мы не в состоянии замечать мысли, вызывающие негативные эмоции, как нам изменить эти мысли, чтобы сделать ум более счастливым? Благодаря самоанализу мы можем получить знания о нашей внутренней работе. Эти знания могут помочь нам улучшить нашу жизнь.
Почему мы можем хотеть быть более интроспективными?
Ученые предполагают, что многие состояния доступны нам через самоанализ. Эти состояния включают отношения, убеждения, желания, оценки, намерения, эмоции и сенсорные переживания (Schwitzgebel, 2012). С другой стороны, считается, что наши личностные черты недоступны для нас посредством самоанализа, в основном потому, что нам часто бывает трудно точно определить, какие у нас черты.
Учитывая, что все мы переживаем эти состояния, самоанализ является инструментом, доступным каждому из нас. С практикой и усилиями мы можем улучшить нашу способность к самоанализу, лучше понять себя и использовать эти знания для создания той жизни, которую мы желаем. Так как же получить (или улучшить) свою способность смотреть внутрь себя?
Как стать более интроспективным
Чтобы улучшить самоанализ, мы должны найти способы сделать информацию в нашем уме более доступной — нам нужно донести ее до сознания (Vermersch, 1999). Итак, давайте поговорим о том, как это сделать.
Самоконтроль
Одна из теорий самоанализа состоит в том, что это самоконтроль — это простой процесс сканирования, который включает в себя простое замечание того, что происходит в нашем уме (Schwitzgebel, 2012). Если это так, то это потребует относительно небольших усилий и, вероятно, поможет психологическим инструментам, таким как осознанная медитация.
Внимательность — это техника, которая просто включает в себя наблюдение без осуждения. Мысли, эмоции и другая информация текут через ваш разум, и вы просто замечаете. Вы также можете представить, как эти мысли уплывают, как облака в небе. Успокаивая свой разум, вы позволяете себе наблюдать, учиться и получать представление о своей внутренней работе.
Многопроцессное самообнаружение
Самоанализ можно рассматривать как тип самообнаружения, использующий несколько процессов. С этой точки зрения мы обращаем внимание на наши внутренние состояния и процессы. Затем мы формируем о них суждения (Schwitzgebel, 2012). В этом смысле самоанализ — это процесс, в котором наш активный разум может наблюдать или взаимодействовать с информацией. Например, предположим, что я занимаюсь самоанализом и замечаю, что сильно волнуюсь перед тем, как произнести речь. Я могу решить, что это плохо, и внезапно мое беспокойство начинает возрастать. Интроспекция только что изменила мое внутреннее состояние.
Действительно, исследования показывают, что если мы обращаем внимание на наши негативные эмоции и мысли, они усиливаются. Поэтому нам нужно быть осторожными, глядя внутрь себя. Будьте осторожны, чтобы заметить, как вы реагируете на то, что вы узнаете. Внимательный подход, который не осуждает, действительно может быть самым безопасным путем к самопознанию.
Задавайте себе вопросы
Помните, что самоанализ можно использовать для лучшего понимания нашего отношения, убеждений, желаний, оценок, намерений, эмоций и чувственного опыта. Итак, что именно мы делаем? Единственное, что мы можем сделать, это задать себе вопросы, подобные приведенным ниже:
- Кто я?
- Кем я хочу быть?
- Чего я действительно хочу в жизни?
- Как я на самом деле отношусь к себе?
- Каковы мои убеждения?
- Что я ценю?
- Что для меня важнее всего?
- Какой правильный следующий шаг для меня?
Задав каждый вопрос, просто сидите с вопросом и старайтесь без осуждения замечать, какие мысли приходят вам в голову. Если это будет полезно для вас, вы также можете завести дневник, чтобы делать заметки и записывать свои мысли.
Есть ли у самоанализа обратная сторона?
Самоанализ, если его проводить тщательно, может помочь нам узнать о себе. Но мы должны быть осторожны, чтобы благонамеренный самоанализ не превратился в размышления. Размышление — это когда мы снова и снова прокручиваем мысли в уме, продолжая думать о том, что мы сказали — или о том, что мы сделали, или даже о том, кто мы есть — в попытке решить проблему, которую невозможно решить.
Если вы обнаружите, что самоанализ заставляет вас чувствовать тревогу или застревает в ваших мыслях, сделайте шаг назад и постарайтесь не забывать позволять мыслям приходить и уходить, как облака в небе или листья в реке. Кроме того, будьте осторожны, чтобы не судить себя или свои открытия.
В сумме
Самоанализ — ценный инструмент, который может помочь нам обрести самоанализ. Мы надеемся, что с помощью этой информации мы сможем изменить наши мысли, эмоции и поведение таким образом, чтобы это помогло нам увеличить наше счастье и благополучие.
Адаптировано из статьи, опубликованной Институтом благополучия Беркли.
Интроспективная психология эмоционального благополучия.
В: Когда и как родилась интроспективная психология? Как это развивалось?
Здесь мы даем некоторые сведения о происхождении и эволюции психологии. Позже, на следующей странице, мы опишем сотрудничество между Искусством, Психологией и Самоанализом; мы также покажем, как это действенные инструменты для восстановления эмоционального благополучия.
Психология – от истоков до Вундта
В начале 16 века немецкий лютеранин гуманист Филипп Меланхтон использовал термин «психология». Но уже Платон, Аристотель и многие другие философы говорили о психике, рассматриваемой как душа, жизненное дыхание, нематериальная часть человека.
На протяжении веков объекты и методы психологии были разнообразны. Они также породили противоречия между учеными, начиная с возникшей в середине XIX века в полном научном позитивизме проблемы, может ли психология быть наукой. Научная строгость, присущая математике и наукам о природе, приобретает все большее значение как в методологических предпосылках, так и в экспериментальных ситуациях психологии.
Кант – эмпирическое учение о душе
«Кант, наследуя и продолжая критику английских эмпириков о возможности философской или рациональной психологии, носящей априорно-дедуктивный характер, также отрицал возможность эмпирической психологии. Последнюю он свел к описательной антропологии, исключенной из области истинных наук из-за перечисляющего и классифицирующего характера. В «Metaphysische Anfangsgründe der Naturwissenschaft» (« Метафизические основания естествознания», , 1786) Кант утверждал, что эмпирическое учение о душе всегда должно оставаться далеким от того, чтобы считаться естественной наукой, достойной этого названия, (…) поскольку математика неприменима к явлениям внутреннего чувства и их законам».
Людовико Геймонат; Storia del Pensiero Filosofico e Scientifico, VI – Dall’Ottocento al Novecento, Capitolo secondo: La Nascita della Psicologia Scientifica Франки Меотти.
Во второй половине девятнадцатого века возникли первые психологические школы. Их основными интересами были неврология и физиология нервной системы. Первое утверждение психологии как самостоятельной дисциплины со своим предметом и методами и своими количественными измерителями относится к 1879 г., с Лабораторией экспериментальной психологии Лейпцига, основанной Вильгельмом Вундтом.
Wilhelm-Wundt-By-Unknown-author-Weltrundschau-zu-Reclams-Universum-1902-Public-Domain-httpscommons.wikimedia.orgwindex.phpcurid10652603.jpgМетод самоанализа Вундта
Немецкий психолог Вундт представил метод самоанализа. Он основан на описательном изучении ощущений, которые испытуемый воспринимал в последовательных фазах.
Этот субъект получил внешний раздражитель, который мог контролировать психолог. Затем испытуемый должен был скрупулезно описать сенсорные процессы, воспринимаемые им.
Вундт считал важным научное изучение элементарных функций разума (таких как ощущение и восприятие). Это для придания надежности и авторитета психологии.
Метод самоанализа Вундта подвергся резкой критике со стороны многих научных школ. Недоброжелатели считали этот метод непригодным для изучения бессознательных процессов (которые они не рассматривали как предмет психологического исследования). Они обнаружили, что он не способен уловить высшие психические процессы, потому что сообщает не о том, что происходит, а о том, как субъект думает, что происходит.
Из-за этого соображения Вундт отказался от этого метода и придерживался позитивистской парадигмы. Он предпочитал искать новый, более объективный, измеримый и стандартизируемый экспериментальный метод.
Экспериментальный интроспекция Титченера
Эдвард Титченер, популяризатор интроспективной психологии. (Фото автора умерло более 70 лет назад – Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3372672)Эдвард Брэдфорд Титченер, представитель структурализма и ученик Вундта, продолжал ценность Самоанализ.