Интроспективный метод: Интроспекция — Психологос

Содержание

Интроспекция. Что такое «Интроспекция»? Понятие и определение термина «Интроспекция» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Интроспекция – метод изучения личности, который заключается в самостоятельном углублении в различные аспекты своей активности (мысли, переживания, образы и тд). Рене Декарт впервые обосновал этот метод, подчеркивая, что исследование собственной души имеет практическое назначение.

Джон Локк также придерживался этой точки зрения, указывая, что человеческий опыт имеет внутреннюю и внешнюю природу. Немецкий физиолог Вильгельм Вундт в дальнейшем объединил метод самонаблюдения с научными методами (через использование аппаратных методик), и интерес к интроспекции в академических кругах заметно возрос. Интроспекция

легла в основу экспериментальной психологии, ее приверженцы полагали, что посредством самонаблюдения человек может узнать о себе гораздо больше, чем посторонние люди, даже если они – квалифицированные специалисты.

Интроспекция получила развитие в различных психологических школах. Так, школа Э. Титченера разработала аналитическую интроспекцию, которая нацелена на вычленение отдельных элементов из чувственного познания человека. Систематическая интроспекция (Вюрцбургская школа) основана на ретроспективном отчете. Гештальтпсихология предложила феноменологическую интроспекцию, которая предполагает целостность в описании феноменов психики испытуемым.

Несмотря на популярность интроспекции, с начала XX века она обнаружила свою несостоятельность: появились новые направления в психологии, которые доказали, что этот метод слишком идеалистический и ненаучный.

< Интроверсия

Интуиция >

Популярные термины

    Интроспекция

    Терапия: способ самопознания

    Приходя к психологу с конкретными вопросами, многие не подозревают, что начать курс психотерапии всегда означает отправиться на поиски себя. И на этом пути совершить немало неожиданных открытий.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Сериал «Король и Шут» оправдывает надежды и вызывает ностальгию: комментарии зрителей и психолога
    • «Любовь парня к аниме-девушкам с большой грудью бьет по моей самооценке»
    • Работа с пограничным расстройством личности: техника ментализации
    • Голова болит с похмелья? Как привести себя в порядок — советы врача
    • От Эдипа до Нарцисса: как изменилось воспитание детей — взгляд нейропсихолога
    • «Свекровь шантажирует и давит на жалость. Как помочь мужу справиться с этим?»
    • «Мужчина должен решить, кто ему важнее: его „женщина для секса“ или я»
    • Артемида, Гера, Деметра: 3 архетипа фаллических женщин — разбор с психологами

    Сегодня читают

    • «Мужчина должен решить, кто ему важнее: его „женщина для секса“ или я»
    • «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
    • «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
    • «Я поняла, что хочу завершить отношения, но затем появилось много страхов и сомнений»
    • 3 вида мужских манипуляций: женские истории комментируют мужчины и психолог
    • «Свекровь шантажирует и давит на жалость. Как помочь мужу справиться с этим?»

    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

    Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

    Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

    Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

    Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

    Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

    Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

    Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

    Специфика конфликтов в образовательных процессах

    В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

    Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

    Современная психология: ее задачи и место в системе наук

    В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

    Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

    Методы психологии

    Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

    Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

    Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

    Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

    Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

    Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

    Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

    Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

    Проблема психодинамического диагноза

    Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

    Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

    Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

    Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

    Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

    Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

    Четыре элемента процесса убеждения

    Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

    Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

    Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

    Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

    Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

    Самоанализ: определение, психология и примеры

    Самоанализ возник как первый метод изучения психологии. Фактически, до начала 20-го века интроспекция была основным методом научного исследования в новой дисциплине психологии.

    • Что такое самоанализ в психологии?
    • Кто способствовал нашему знанию самоанализа?
    • Каковы недостатки самоанализа?

    Что такое самоанализ?

    Самоанализ происходит от латинских корней intro , внутри, spect , или взгляд. Другими словами, самоанализ означает «смотреть внутрь себя».

    Самоанализ — это процесс, посредством которого субъект максимально объективно исследует и объясняет компоненты своего сознательного опыта.

    Философские истоки интроспективного мышления

    Интроспекция не была новой концепцией, когда психология впервые сформировалась. Греческие философы издавна использовали интроспекцию в своем методе.

    Сократ считал, что самым важным является самопознание, увековеченное в его наставлении: «Познай самого себя». Он считал, что моральную истину можно наиболее эффективно обнаружить, исследуя свои сокровенные мысли и чувства. Ученик Сократа, Платон , продвинул эту концепцию еще на один шаг вперед. Он предположил, что человеческая способность рассуждать и формировать сознательные логические мысли была путем к открытию истины.

    Примеры самоанализа

    Хотя вы можете не замечать, методы самоанализа обычно используются ежедневно. Примеры самоанализа включают методы осознанности, например. медитация, ведение дневника и другие методы самоконтроля. По сути, самоанализ относится к размышлению, наблюдению и замечанию вашей реакции, мыслей и чувств.

    Что такое самоанализ в психологии?

    Психология самоанализа использует самоанализ для понимания и изучения ума и его основных процессов.

    Вильгельм Вундт

    Вильгельм Вундт, «отец психологии», в основном использовал самоанализ как исследовательский метод в своих лабораторных экспериментах. Исследования Вундта были самым первым примером экспериментальной психологии. Его эксперименты были направлены на количественную оценку основных компонентов человеческого сознания; его подход также называют структурализмом .

    Структурализм — это школа мысли, которая стремится понять структуры человеческого разума, наблюдая за основными компонентами сознания.

    Метод самоанализа Вундта

    Наиболее распространенная критика самоанализа заключается в том, что он слишком субъективен. Ответы разных испытуемых слишком сильно различались, чтобы можно было идентифицировать какую-либо объективную информацию. Чтобы бороться с этим, Вундт изложил очень специфические требования к самоанализу, чтобы он был успешным методом исследования. Он требовал, чтобы наблюдатели были хорошо обучены методам наблюдения и могли немедленно сообщать о своих реакциях . Он часто использовал своих учеников в качестве наблюдателей и помогал обучать их этим методам.

    У Вундта также были требования к условиям окружающей среды, в которых он учился. Любые стимулы, используемые при наблюдении, должны были быть повторяемыми и тщательно контролируемыми . Наконец, он часто задавал только вопросы да/нет или просил наблюдателей нажимать телеграфную клавишу для ответа.

    Вундт измерял время реакции наблюдателя на внешний раздражитель, такой как вспышка света или звук.

    Ключевые игроки в психологии самоанализа

    Эдвард Б. Титченер, ученик Вильгельма Вундта, и Мэри Уитон Калкинс использовали психологию самоанализа в качестве краеугольного камня своих исследований.

    Эдвард Б. Титченер

    Эдвард Титченер был учеником Вундта и первым официально использовал структурализм как термин. Хотя Титченер поддерживал использование им самоанализа в качестве основного инструмента расследования, он не полностью соглашался с методом Вундта. Титченер считал, что количественная оценка сознания — слишком сложная задача. Вместо этого он сосредоточился на наблюдении и анализе, заставляя людей описывать свой сознательный опыт. Он сосредоточился на трех состояниях сознания: ощущения, идеи, и эмоции. Затем наблюдателей попросят описать свойства их сознания. Титченер был последним, кто использовал интроспекцию в качестве основного метода в экспериментальной психологии. После его смерти эта практика стала менее популярной, потому что ее критиковали за слишком субъективную и ненадежную.

    Пример психологии самоанализа

    Допустим, вы являетесь наблюдателем в научном исследовании, используя самоанализ в качестве основного источника данных. В этом исследовании вас просят посидеть в очень холодной комнате в течение 15 минут. Затем исследование может попросить вас описать ваши мысли в этой комнате. Какие ощущения испытывало ваше тело? Какие эмоции вы испытывали, находясь в зале?

    Рис. 1. Наблюдатель может сообщить о том, что чувствует себя испуганным и истощенным в холодной комнате.

    Мэри Уитон Калкинс

    Мэри Уитон Калкинс, первая женщина, занявшая пост президента Американской психологической ассоциации, была одним из психологов, которые не отказались от использования самонаблюдения в своих исследованиях.

    Калкинс учился у Уильяма Джеймса, основателя школы мысли под названием функционализм. Хотя Калкинс получила докторскую степень в Гарварде, университет отказался присудить ей степень, потому что в то время они не принимали женщин.

    Хотя Калкинс не использовала самоанализ в качестве основного метода исследования, она не соглашалась с другими школами мысли, такими как бихевиоризм, которые полностью отвергали самоанализ в целом. В своей автобиографии она заявила:

    Теперь ни один интроспекционист не будет отрицать трудности или ошибочность интроспекции. Но он будет решительно выступать против бихевиористов, во-первых, что этот аргумент является бумерангом против «твердо обоснованных естественных наук», а также против психологии. Ибо сами физические науки в конечном счете основаны на самоанализе ученых — иными словами, физические науки, далеко не полностью свободные от «субъективности», должны описывать свои явления в иногда различных терминах того, что разные наблюдатели видят, слышат, и прикоснись» (Калкинс, 19 лет).30) 1

    Калкинс считал, что сознательное я должно быть основой для психологических исследований. Это привело к тому, что большую часть своей карьеры она разработала персоналистическую интроспективную психологию .

    В персоналистической интроспективной психологии сознание и опыт себя изучаются в их отношении к другим.

    Оценка интроспекции

    Хотя интроспекция была первым методом, использованным в экспериментальной психологии, в конечном итоге она оказалась тупиковой из-за многочисленных недостатков как надежной формы исследования.

    Недостатки интроспекции Психология

    Одними из самых ярых противников интроспекции были бихевиористы, такие как Джон Б. Уотсон, которые считали интроспекцию неправильным подходом к изучению психологии. Уотсон считал, что психология должна фокусироваться только на том, что можно измерить и наблюдать , как и все другие науки. Бихевиористы считали, что это можно сделать только путем изучения поведения; Сознание никак не могло удовлетворить этим требованиям. Другие критические замечания включают следующее:

    • Несмотря на тщательную подготовку, Наблюдатели могут по-разному реагировать на одни и те же стимулы.

    • Самоанализ был ограничен и не мог адекватно исследовать более сложные предметы, такие как психические расстройства, обучение и развитие.

    • Было бы очень сложно использовать детей в качестве субъектов и невозможно было бы использовать на животных.

    • Сам акт мышления о мышлении может повлиять на сознательный опыт субъекта.

    Вклад психологии интроспекции

    Хотя использование интроспекции для сбора психологических данных оказалось несовершенным, нельзя игнорировать вклад интроспекции в изучение психологии в целом. Мы также не можем отрицать его влияние на экспериментальную психологию, поскольку он был первым в своем роде. Использование самоанализа может быть эффективным способом доступа к самопознанию и самосознанию во многих формах терапии, используемых сегодня. Часто это знание невозможно было получить никакими другими способами.

    Кроме того, некоторые современные психологические дисциплины используют интроспекцию в качестве дополнительного подхода к исследованию и лечению, в том числе:

    По словам психолога и историка Эдвина Г. Боринга:

    прежде всего и всегда». 2

    Самоанализ – основные выводы

    • В 19-м и начале 20-го веков самоанализ был основным методом научного исследования в новой дисциплине психологии. 0006
    • Вильгельм Вундт в первую очередь использовал самоанализ как исследовательский метод в своих лабораторных экспериментах, заложив основу для всей последующей экспериментальной психологии.
    • Эдвард Б. Титченер считал, что количественная оценка сознания является слишком сложной задачей, и вместо этого сосредоточился на том, чтобы люди описывали свой сознательный опыт.
    • Мэри Уитон Калкинс была первой женщиной, занявшей пост президента Американской психологической ассоциации. Она сформировала подход, названный персоналистической интроспективной психологией.
    • Одним из главных противников самоанализа был бихевиоризм. Сторонники этого подхода не верили, что сознательный разум можно измерить и наблюдать.

    1 Калкинс, Мэри Уитон (1930). Автобиография Мэри Уитон Калкинс . В К. Мерчисон (ред.), История психологии в автобиографии (том 1, стр. 31-62). Вустер, Массачусетс: Издательство Университета Кларка.

    2 Бурение, Э.Г. (1953). «История самоанализа», Психологический бюллетень, т.50(3), 169-89.

    определение интроспективного+метода по Медицинскому словарю

    Интроспективный+метод | определение интроспективного+метода по Медицинскому словарю

    Интроспективный+метод | определение интроспективного+метода по Медицинскому словарю


    Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

    Возможно, Вы имели в виду:

    Пожалуйста, попробуйте слова по отдельности:

    интроспективный метод

    Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

    • Интроспекционист
    • Управление ИТ-услугами
    • Йехиэль Яаков Вайнберг
    • аналитическая психология
    • Nice & Smooth
    • Эдвард Б. Титченер
    • Пол Диль
    • Теория управления восприятием
    • Кардинальная полезность
    • Дебора Хей
    • Социологическая парадигма
    • воля
    • Эдвард Джон Карнелл
    • Социологический позитивизм
    • Дейл Купер
    Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *