Используя типологию акцентуированных типов – Задание 2. Используя типологию акцентуированных типов, раскрывая особенности каждого психотипа, смоделируйте особенности воздействия на отдельные стороны личности осужденного с целью его исправления. Использование научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера в юридической психологии. Акцентуированные типы личности

Содержание

Задание 2. Используя типологию акцентуированных типов, раскрывая особенности каждого психотипа, смоделируйте особенности воздействия на отдельные стороны личности осужденного с целью его исправления. Использование научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера в юридической психологии. Акцентуированные типы личности

Похожие главы из других работ:

Анализ причин возникновения детской и подростковой агрессии

2.2 Особенности разных типов характера

Каждый характерологический тип отличается особенностями своего агрессивного поведения. Гипертимный тип характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики…

Влияние личностных качеств на общение

2.4. Особенности личностных типов

Практически любая из известных личностных типологий включает и такие особенности личностных типов, которые проявляются в общении. Так, люди отличаются друг от друга по силе реагирования на окружающие воздействия…

Диагностирование как психологический феномен

1.2 Особенности типов мышления

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт…

Исправительная психология

2. Особенности психологии осужденного

Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела…

Исследование процессов развития речи у дошкольников

1.2 Особенности развития словообразовательной и фонетической стороны речи дошкольника

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками…

Нарушение связной речи у дошкольников с задержкой психического развития

2.1 Особенности формирования лексико-грамматической стороны речи

Медленное расширение словаря детей с ЗПР связано с тем, что они, воспринимая высказывания, не замечают в нем незнакомых слов. Новое слово часто уподобляют со значением другого, знакомого, близкого по звучанию…

Особенности личности осужденных, совершивших насильственные преступления

§2 Особенности личности осужденного за насильственные преступления

Насильственное преступное поведение давно является одним из объектов пристального внимания, как практических работников правоохранительных органов, так и научных сотрудников различных специальностей…

Процесс установления и поддержания контакта между людьми

2.2 Особенности личностных типов

Практически любая из известных личностных типологий включает и такие особенности личностных типов, которые проявляются в общении. Так, люди отличаются друг от друга по силе реагирования на окружающие воздействия…

Психические особенности у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом

1.2. Особенности личности несовершеннолетнего осужденного

Характерологические и личностные особенности несовершеннолетних осуждённых, которым решением суда назначено наиболее строгое наказание- лишение свободы — представляется целесообразным рассмотреть с учётом их психических различий…

Психологические закономерности делового общения

1.2 Особенности коммуникативной стороны общения

Когда общение рассматривают как обмен информацией, имеют в виду его коммуникативную сторону. Передача любой информации происходит посредством знаковых систем, знаков. Коммуникатор (тот…

Психолого-педагогические основы коррекции заикания детей дошкольного возраста

1.3 Особенности формирования стороны речи у детей дошкольного возраста с данной патологией

Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности формирования ее выразительной стороны. Исследования Н.А…

Совладающее поведение людей разных национальностей

1.2 Взаимосвязь психотипа и совладающего поведения личности

Люди отличаются друг от друга. Отличаются своими желаниями и мотивами, реакциями на происходящее и стилем поведения. Каждый день мы замечаем эти отличия или сходства…

Типы поведения личности в организации

5. Психологические особенности различных типов личности по К. Юнгу и Майерс-Бриггс

Попытки классификации людей по их физическому типу предпринимаются со времен Гиппократа. Врачи соперничают с философами, антропологами, художниками и поэтами, и каждый из них пользуется различной и часто загадочной терминологией…

Что необходимо знать о человеке до знакомства с ним?

3. Особенности внешних проявлений психологических типов людей

Природной основой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются под влиянием среды в процессе воспитания и обучения…

Эмоциональная сфера личности

Теоретическое задание. Эмоциональные особенности личности

В эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются особенно яркие индивидуальные отличия. Все особенности личности, её характера и интеллекта, её интересов и отношений к другим людям проявляются и отсвечивают в радуге его эмоций и чувств [1, с.56]…

psy.bobrodobro.ru

классификация по Леонгарду и Личко

    Гипертимный

    Циклоидный

    Эмоционально-лабильный

    Сенситивный

    Психастенический

    Шизоидный

    Паранойяльный

    Эпилептоидный

    Истероидный

    Неустойчивый

    Конформный

Гипертимный тип сохраняет почти всегда приподнятое настроение, активность, предприимчивость и общительность, разговорчивость, быструю речь, выразительную мимику. Его представители, благодаря хорошей ориентировке в меняющейся ситуации, нередко сперва успешно подымаются по социальной лестнице. Но очень часто рано или поздно наступает крах карьеры из-за неумения предвидеть отдаленные последствия своих действий, чрезмерно радужных надежд, неразборчивости в выборе сотоварищей, склонности к авантюрам. Но при неудачах не отчаиваются – ищут новое поприще для применения кипучей энергии. В семейной жизни умудряются сочетать легкость измен супругам с привязанностью к ним, если только те смотрят сквозь пальцы на их похождения. В целом о гипертимах можно сказать, что они хорошие тактики и никуда не годные стратеги. У части из них с возрастом появляются короткие депрессивные фазы – они из гипертимов превращаются в циклоидов. Наиболее конфликтные и неприязненные отношения у гипертимов складываются с эпилептоидами. Плохая совместимость случается и с представителями своего же типа из-за борьбы за лидерство, а наилучшая с эмоционально-лабильными и конформными, охотно принимающими лидерство гипертимов.

Циклоиды при повзрослении ведут себя по-разному. У части из них фазность сглаживается, у другой части, наоборот, становится еще более очевидной. Наконец, небольшая часть как бы на многие годы «застревает» на одной фазе, превращаясь в гипертимов или меланхоликов – редкий «конституционально-угнетенный тип» по П.Б.Ганнушкину . Последние случаи могут сопровождаться стойкой астено-невротической симптоматикой с ипохондризацией. У некоторых циклоидов выступает связь фаз с временем года.

У одних «спады» приходятся на зиму – наступает нечто аналогичное «зимней спячке» с постоянной вялостью, падением активности, снижением ко всему интереса, избеганием шумных компаний и предпочтением привычного узкого круга общений. В эти периоды тяжело переносится крутая ломка стереотипа жизни – переезд на новое место жительства, новая работа, появление новых членов семьи, меняющих привычный уклад. У других субдепрессивные состояния обычно приходятся на весну, а «подъемы» на осень. Они сами это хорошо отмечают. Ярким примером этой группы может послужить А.С. Пушкин:

«Я не люблю весны… весной я болен,

Кровь бродит, чувства, ум тоскою стеснены.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

И каждой осенью я расцветаю вновь…

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод…»

«Осень» написана Пушкиным в 34-летнем возрасте.

Использование трициклических антидепрессантов во время легких депрессий у циклоидов, видимо нерационально. Может обнаружиться склонность к «раскачиванию» фаз, которые становятся более выраженными. Коррекцию лучше осуществлять с помощью транквилизаторов или эглонила (догматила, сульпирида).

Лабильный (эмоционально-лабильный) тип

акцентуации характера также с годами претерпевает различные изменения. Часть его представителей как бы приближается к циклоидам: у них появляются короткие субдепрессивные фазы, длящиеся по несколько дней. У других черты эмоциональной лабильности сглаживаются, у третьих остаются, как в юности. Обычно сохраняется быстрое интуитивное восприятие отношения к себе окружающих, чрезмерная чувствительность к эмоциональному отвержению со стороны значимых лиц и постоянная потребность в сопереживании. Представители этого типа часто сохраняют некоторую инфантильность, многие годы остаются очень моложавыми, выглядят моложе своих лет. Но признаки постарения появляются рано и почти внезапно. У них как бы не бывает периода настоящей зрелости – из юности они переходят в старость. В жизни они трудно совмещаются с представителями эпилептоидного и сенситивного типов акцентуации, более всего предпочитают общение с гипертимами, которые подымают им настроение.

Сенситивный тип

акцентуации в зрелом возрасте претерпевает мало изменений, хотя в силу гиперкомпенсации некоторые черты стараются маскировать. Тем не менее сохраняется постоянная озабоченность отношением к себе окружающих, осторожность и робость в контактах, переживания из-за комплекса собственной неполноценности. Легко развиваются психогенные депрессии и фобии. Если удается обзавестись семьей и детьми, то сенситивность сглаживается, если остаются одинокими, может даже заостряться. Особенно это видно у «старых дев», вечно опасающихся быть заподозренными во внебрачных сексуальных контактах. Но лишь изредка дело доходит до «сенситивного бреда отношения» по Э.Кречмеру .

Психастенический (ананкастный) тип акцентуации также мало меняется с возрастом

altbasket.ru

Используя типологию акцентуированных типов. Акцентуации характера по личко

Каждый человек – неповторимая личность, с уникальным внутренним миром, мировоззрением и жизненным опытом. Именно совокупность всех этих особенностей с течением времени формирует уникальную структуру личности каждого из нас. Сложный и длительный процесс ее формирования происходит в тесном взаимодействии с окружающим миром и людьми. Мы выбираем свой жизненный путь, профессиональную сферу деятельности, формируем определенный круг общения.

В этом процессе жизненной активности мы проявляем всю палитру и интенсивность красок нашего характера – различных его черт. Если одна из черт проявляется более интенсивно, чем остальные, тогда речь идет об акцентуации характера. Это сложное понятие вошло в обиход мировой психиатрии и психологии в 1981 году, когда знаменитый немецкий психиатр Карл Леонгард в своем труде «Акцентуированная личность» описал понятие акцентуации и конкретные типы акцентуации характера. Если это психиатрическое понятие, то какое отношение оно имеет к психологии, которая занимается помощью психически-здоровым людям?Акцентуация характера – это усиленное или чрезмерное проявление конкретной черты или совокупности отдельных черт характера, которые делают личность уязвимой к определенным внешним воздействиям. Акцентуация в психологии является крайней психической нормой, за которой начинаются негативные личностные изменения и психические отклонения. Для психолога важно выявить акцентуацию, чтобы вовремя скорректировать ее негативные проявления и не допустить развитие психического заболевания.

Акцентуация или оригинальность?

Как же дать определение акцентуации характера, если часто можно встретить людей, у которых отдельные черты ярко проявляются, но не мешают им жить, а наоборот, способствуют успеху, делают их оригинальными? Создавая теорию об акцентуациях, Леонгард учитывал эти особенности. Каждая черта характера у разных людей проявляется в разной степени, яркое проявление конкретной черты совсем не говорит об акцентуации. Акцентуация характера предполагает некую полярность: в одним обстоятельствах она является залогом социального успеха, а в других – препятствует самореализации.

Например, в профессиональной сфере человек с заостренной педантичностью может стать незаменимым работником, который все делает скрупулезно и своевременно. Но с другой стороны, в неблагоприятных обстоятельствах этот человек может заболеть неврозом навязчивых состояний, когда он просто перестает сам руководить собственной жизнью, теряет самоконтроль.

Рассмотрим конкретные виды заостренных черт, которые составляют основу теории Леонгарда про акцентуации характера, чтобы иметь общее понятие о специфике акцентуаций. Леонгард выделял такие основные виды акцентуаций:

Акцентуации рождаются в подростковом возрасте

В 1977 году профессор советской психиатрии Андрей Личко, ориентируясь на исследования психиатров того времени, сформировал собственное понятие об акцентуациях характера. В своей теории Личко сделал акцент на том, что акцентуации характера рождаются и наиболее ярко проявляются именно в подростковом возрасте. Этот возрастной период характеризуется стремительным развитием всех психических структур, а формирования характера достигает своего апогея,

testet.ru

Использование научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера в юридической психологии. Акцентуированные типы личности

Содержание

Задание 1. Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера. Укажите, для решения каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры подобного заимствования, существующие в отечественной или зарубежной юридической психологии. Опишите преимущества и недостатки характерные для использования данных рассматриваемой теории, возникающие при решении задач юридической психологии

Задание 2. Используя типологию акцентуированных типов, раскрывая особенности каждого психотипа, смоделируйте особенности воздействия на отдельные стороны личности осужденного с целью его исправления

Список использованной литературы

Задание 1. Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера. Укажите, для решения, каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры подобного заимствования, существующие в отечественной или зарубежной юридической психологии. Опишите преимущества и недостатки характерные для использования данных рассматриваемой теории, возникающие при решении задач юридической психологи

Одним из направлений творческой и экспериментальной психологии, основывающимся на схеме S-R (стимул-реакция) являются бихевиоральные теории личности. Они отличаются особым вниманием к построению экспериментальной процедуры, научной точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом бихевиоральной теории личности являются процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением [8].

Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других. Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни.

Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми (доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Работы Скиннера, который выдвинул теорию оперантного бихевиоризма, наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. Скиннер отвергал идею о внутренних «автономных» факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиолого-генетическим объяснением поведения.

Рецепция юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера возможна в аспекте анализа причин девиантного и делинквентного поведения. Нередко асоциальное поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Особенно это касается детей, подростков, выходцев из неблагополучных семей и учреждений интернатного типа. При этом в исследованиях юридической психологии часто решается вопрос, чем предопределено такое поведение: наследственными факторами или социальным окружением. Если ссылаться на теорию личности Скиннера, то ответ однозначен — среда, предопределяет и подкрепляет поведение.

Для разрешения социальных проблем общества, Б. Скиннером была выдвинута задача создания технологии поведения, призванной осуществлять контроль одних людей над другими Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей [3]. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Данный контроль на сегодняшний день осуществляется в рамках работы с условно — осужденными и людьми, находящимися в исправительных учреждениях.

Также согласно Скиннеру, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом понять личность), нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Скиннером был сформулирован принцип оперантного обусловливания, согласно которому «поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными — живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем» [1]. Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые могут привести к негативным для него последствиям. Человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий, чем выше субъективная вероятность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека.

Данный факт, также находит свое отражение в юридической психологии, на этом принципе построена система наказаний за деяния, в том числе в аспекте лишения свободы, однако нельзя сказать, что действие принципа Скиннера 100%, так как если бы он был абсолютно эффективен, не было бы повторно осужденных и оступившихся людей (рецидивистов).

Задание 2. Используя типологию акцентуированных типов, раскрывая особенности каждого психотипа, смоделируйте особенности воздействия на отдельные стороны личности осужденного с целью его исправления

юридический психология осужденный акцентуированный

Исследование индивидуальных особенностей людей является чуть ли не основной задачей психологической науки. Стремясь к пониманию этого явления, учеными выделялись и описывались типы психологических обликов людей, объединяемые общими устойчивыми чертами психического склада и поведения, типами характера.

В современной интерпретации все проявления индивидуальности — от свойств нервной системы до способов самореализации принято считать психотипом. Из большого числа психологических черт, качеств, жизненных приоритетов и способностей у каждого человека некоторые являются ведущими, доминирующими, определяющими цели, мотивы действий, образ потребного будущего. Это и есть типологические черты, форма психической жизни [2].

Психотип определяет предназначение человека, его функцию, сферу деятельности. Каждому психотипу присущи свои типологические черты: особенности чувств, настроения, паттерны эмоций, способности, интересы, жизненные ориентиры, форма психологической защиты, внутреннего планирования, комфортные и дискомфортные психологические состояния [6].

Среди психических аномалий патологического характера следует выделить акцентуации характера.

Впервые понятие «акцентуации» (гипертрофированной выраженности отдельных черт характера) было введено немецким психологом и психиатром Карлом Леонгардом [4].

Помимо К. Леонгардта акцентуированным личностям посвятили свое внимание такие исследователи как П. Б. Ганнушкин, А. Е. Личко.

Синтезировав представления выше обозначенных исследователей, можно выделить следующие акцентуированные типы:

.Шизоид (сверхпогруженность в себя). Для представителей данного типа характерны предельно развитые аналитические способности и слабо развитые коммуникативные. Людей — шизоидов отличает мрачность, пессимизм, нелюдимость, погруженность в свои мысли и личное мировосприятие. Эмоциональная холодность, сочетается с богатством внутреннего мира, самодостаточностью, независимостью мнения. Представители данного типа сложно идут на контакт и неспособны к эффективной деятельности в условиях ограниченного времени.

.Истероид (сверхдемонстративность). Для представителей данного типа характерны сильно развитые актерские способности, постоянное упорное стремление к самоутверждению в глазах окружающих. У них крайне развито воображение и жажда внимания, эпатаж во всех сферах деятельности и конфликтность. Склонны к интригам и лживости. Эмоционально черствы и не любят физический труд

.Эпилептоид (сверхимпульсивность). Для представителей данного типа характерны сильно развитые волевые характеристики и стремление доминировать как базовое. Отличаются болезненным восприятием критики и мстительностью. Способны к оперативному реагированию. При этом коммуникативные способности средние, а способности к планированию деятельности слабые.

.Параноид (склонность к формированию сверхценных идей). Для представителей данного типа характерны предельно развитые волевые характеристики, четкое позиционирование окружающих на чужих и своих. Фиксируются на одной ценности, за счет игнорирования всего остального. Склонны к навязыванию своей точки зрения. Отличаются бескомпромиссностью, фанатичностью, жертвенностью, конфликтностью.

.Застревающий (деятельностная сверхконцентрация). Для представителей данного типа характерны аналитический тип ума, дисциплинированность, пунктуальность, предельные способности к алгоритмизации действий, при слабой переключаемости внимания.

.Сензитив (сверхчувствительность). Для представителей данного типа характерны предельно развитые эмоциональные характеристики. Отличаются чувственностью и чувствительностью, не конфликтностью, скромны и корректны. Периодически склонны к деструктивному поведению (гиперкомпенсации), имеют проблемы волевой регуляции.

.Гипертим (сверхконцентрация вовне). Для представителей данного типа характерны предельно развитые экстравертные характеристики и высокоразвитые коммуникативные способности. Гипертимы отличаются повышенной активностью, оптимизмом, авантюризмом, являются прекрасными генераторами идей. Предельные способности к эффективной деятельности в условиях ограниченного времени граничат со слабой адаптированностью к монотонной деятельности.

.Гипотим, дистим, астеноневротик (низкая энергетическая сбалансированность) — сложный психологический тип, характеризующийся раздражительностью, пессимизмом, склонностью к ипохондрии, неверием в себя. В целом данный тип выступает противоположностью гипертима.

.Циклоид (цикличность). Для представителей данного типа характерны смены фаз гипертимности и гипотимности, болезненное стремление к независимости, цинизм, рациональность, эмоциональная неразвитость.

.Психостеноид (сверхзависимость). Для представителей данного типа характерны повышенная застенчивость, чрезмерная чувствительность, мнительность. Психостеноиды бесконфликтны, имеют слабовыраженные волевые характеристики, слабую автономность. Тип представлен тревожно-боязливыми личностями.

Работая с осужденными, в целях их исправления, важно знать особенности каждого психотипа, для обоснованного выбора методов воздействия.

Сегодня в исправительных учреждениях применяется целый ряд методов. Особое место занимает метод убеждения. Реализация данного метода осуществляется в ходе индивидуальных бесед. Индивидуальные беседы направлены на разъяснение того факта, что цели действия администрации исправительного учреждения совпадают с собственными интересами осужденных, в аспекте обеспечения переходного жизненного периода [5]. В ходе таких бесед специалист должен пробудить у осужденного чувство совести и стыда, создать отрицательное отношение осужденного к его прошлому поведению, которое, в конечном итоге, привело его к совершению преступления. Отсутствие таких бесед не позволит создать нового мировоозрения, нового отношения к жизни. Применение метода беседы целесообразно для представителей всех психотипов особенно для истероидов, гипотимов, циклоидов.

Наряду с методом убеждения в исправительных учреждениях должен применяться метод регулирования психических общений. Он направлен на оптимизацию общения осужденного с работниками колонии, с другими осужденными, с родными ему людьми. Воспитательное воздействие существенно дополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими наказание в данной колонии и ставшими полноценными гражданами общества. Колоссальное исправительное значение имеет осуществление контакта осужденного с семьей, который способствует изменению его отрицательных психических состояний, выработке у него положительных качеств. Большая роль в эффективном осуществлении данного контакта принадлежит психологам исправительного учреждения, которые перед свиданием информируют родственников о тех изменениях, которые произошли в психологии осужденного, о возможных путях укрепления в нем положительных интересов, качеств, тактично подсказывают наиболее целесообразную линию их поведения при свидании для максимально возможного достижения воспитательных целей [7]. Применение данного метода особенно эффективно с представителями следующих психотипов: сензитивы, психостеноиды.

Важное место в работе с осужденными занимает метод передачи информации. Специально и целенаправленно отбираемая информация, поступающая к осужденным, должна способствовать восполнению их социального опыта, получению и переработке ими сведений, которые они раньше не получали.

Таким образом, применение совокупности методов воздействия, условий режима, труда, должно учитывать конкретные особенности личности осужденного, для обеспечения действенности процесса перевоспитания.

Список использованной литературы

1.Аминов И.И. Психологический практикум. Учебное пособие. — М.: Академия, 2001. — 215 с.

.Андрюшин Г.Д. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД (часть особенная): Учебно-методическое пособие. — Орел: Символ, 1997. — 254 с.

.Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология: Учебник. — Харьков, 2002. — 368 с.

.Еникеев М.И. Юридическая психология. — М.: Юристъ, 2004. — 327 с.

.Лабковская Е.Б. Общая психология. — СПб.: СПбГУ, 2000. — 311 с.

.Психология// Под ред. А.А. Крылова. — М.: Проспект, 2004. — 584с.

.Романов В.В. Юридическая психология. — М.: Юристъ, 2003. — 326 с.

.Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Вопросы и ответы. — М.: Академия, 2000. — 268 с.


Теги: Использование научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера в юридической психологии. Акцентуированные типы личности  Контрольная работа  Психология

dodiplom.ru

Контрольная работа по «Юридической психологии» — контрольная работа

Контрольная работа

По  курсу «юридическая психология»

студентки гр. З-899-а Скуратовой Вики Павловны,

г. Юрги

     Вариант № 4.

     Вопрос 1. Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний структурной теории черт личности Р. Кеттела. Укажите, для решения каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры подобного заимствования, существующие в отечественной или зарубежной юридической психологии. Опишите преимущества и недостатки, характерные для использования данных рассматриваемой теории, возникающие при решении задач юридической психологии.

    Ответ:

     В  настоящее время юридическая  психология является прикладной  многоотраслевой дисциплиной. Можно  выделить следующие её подотрасли (разделы):

1. Судебная психология – раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства (психологическое воздействие речи прокурора, судьи, адвоката, поведение и показания свидетелей на суде, проблемы судебно – психологической экспертизы).

2. Криминальная психология – раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, типовые психологические портреты преступников, мотивацию преступного поведения как в целом, так и отдельных его видов (насильственную преступность, корыстную преступность, преступность несовершеннолетних, групповую), динамику развития отношений в преступных группах, проблемы лидерства и психологического принуждения.

3. Следственно – оперативная психология – раздел, изучающий психологические аспекты расследования и раскрытия преступлений: тактику осмотра места происшествия, допроса, следственного эксперимента и дачи показаний на месте происшествия и опознания, а также формирования и тренинга оперативно – следственных групп.

4. Пенитенциарная (исправительная) психология – раздел, занимающийся проблемами психологической эффективности различных видов уголовного наказания, психологией осуждённых и отбывающих наказание, а также разработкой психологических основ перевоспитания, ресоциализации и реадаптации лиц, которые переступили закон.

5. Правовая психология  – раздел, исследующий проблемы  правовой и противоправной социализации  личности, условия воспитания и  модели социальной адаптации  законопослушных граждан и граждан,  переступивших закон, психологические основы правотворчества и правореализации.

6. Психология  профессиональной деятельности  юриста – раздел, занимающийся  проблемами построения психологических  профессиограмм юридических специальностей (психологических требований к  претендентам на занимаемую должность), вопросами профориетации, профотбора, формирования коллектива, профилактики профессиональной деформации личности и рекреации.

7. Психологическая  виктимология – раздел, посвящённый  особенностям личности и поведения  жертвы преступления, признакам «распознания» жертвы преступником, взаимодействию потерпевших и правонарушителей в момент совершения преступления, психологической помощи жертвам преступлений.

     Юридическая  психология, как и любая другая  междисциплинарная наука, обладает  системными качествами, т.е. большим теоретико-практическим потенциалом, чем некая сумма знаний, полученных из разных отраслей и наук.

     Я  считаю, что теория Р. Кеттела  находит своё отражение в каждом  структурном блоке (разделе) юридической психологии т. к. выделял необходимость и сущность экспериментального подхода в изучении психологии личности.

     Если  более обширно рассмотреть структуру  личности, то можно выделить, что  в неё включаются:

  1. Характер
  2. Волевые качества.
  3. Эмоции.
  4. Мотивация.
  5. Социальные установки.

     Именно эти вышеперечисленные свойства и отражены в каждом структурном блоке юридической психологии (судебная, криминальная, следственно – оперативная, пенитенциарная, правовая, психология профессиональной деятельности юриста, психологическая виктимология).

     Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, которые определяют его успехи в различных видах деятельности.

     Темперамент включает в себя качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

     Характер содержит такие качества, которые определяют поступки человека в отношении других людей.

     Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, которые влияют на стремление человека к достижению им поставленных целей.

     Эмоции и мотивация – соответственно, это переживания и побуждения к деятельности.

     Социальные установки – убеждения, а также отношения людей.

     Разработку теории черт Р. Кеттела можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно – динамических, которые охватывают всю жизнь человека и описывают его как личность в понятиях, которые характеризуют внутренние, психологические свойства. Согласно данной теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у него отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого её обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

     Способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа – сложного метода современной статистики, который позволяет свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

     С помощью такого метода Р. Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт, каждая из которых получила двойное название, характеризующее степень её развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р. Кеттел построил 16 – факторный личностный опросник. В дальнейшем  это количество экспериментально – выделенных факторов – черт значительно увеличилось.

     Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального убеждения. По предложенной классификации она может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно –динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его проступков.

     Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения, и, следовательно, его развития как личности – это научение условнорефлекторным путём через наблюдение других (виктарное научение) и подражание.

     По широте и масштабности исследований в сфере личности, бесспорно, Кеттел достоин признания как самый выдающийся персонолог нашего времени. Его научная и исследовательская деятельность затронула почти все аспекты, имеющие значение для теории личности, – структуру, развитие, мотивацию, психопатологию, психическое здоровье и изменения. Его усилия по построению теории, основанной на технике точных измерений, поистине впечатляющи.

     Однако, к сожалению, теория Кеттела не получила должной оценки у многих персонологов, изучавших личность человека, и осталась по сути мало известной широкой публике. Критики указывают на то, что труды Кеттела написаны сложным языком и трудны для понимания. Имеет место и критика его чрезмерной приверженности факторному анализу, а также субъективности предложенных им формулировок, интерпретаций и названий основных черт, полученных статистическим методом. Несмотря на недостаточное внимание к его работе и некоторые заслуженные упреки в его адрес, Кеттел остается убежденным приверженцем своего подхода, который, по всей вероятности, даст нам возможность понять структуру и функции личности. Кеттела ни в коем случае нельзя считать единственным персонологом, посвятившим себя изучению базисной структуры личностных черт.

     Подводя итог, можно сказать, что после почти шестидесяти лет работы Кеттел, ставивший перед собой задачу нарисовать полную карту личности, достиг успеха в создании исчерпывающей квалификации личностных структур, а также разработал метод, позволяющий предсказывать поведение.

     Вопрос 2. Используя типологию акцентуированных типов, раскрывая особенности каждого психотипа, смоделируйте особенности наиболее вероятного распределения ролей в малой группе.

     Ответ:

     Среди психических аномалий патологического характера следует выделить акцентуации характера.

     Акцентуация характера — крайние варианты норм, при которых отдельные черты характера гипертрофированно развиты за счет других психологических свойств, выделение какого-либо его свойства или признака на фоне других, особенное развитие данного признака. Обычно имеются в виду ненормально выраженные особенности характера личности, приближающиеся к болезненным. Выделяют следующие виды акцентуации:

     Сензетивная – обладает значительно меньшей криминогенной активностью. Совершаемые ими преступления обычно происходили в состоянии опьянения, под влиянием микросоциальных факторов.

      Астеническая — характеризуется быстрой утомляемостью, раздражительностью, склонностью к депрессиям; Ему подойдет роль отверженного, рядовых членов группы.

      Психоастеническая – характеризуется высокой тревожностью, мнительностью, нерешительностью, склонностью к самоанализау и постоянным сомнениям; В малой группе примет на себя роль «отверженного», рядовых членов группы.

     Дистимная – характеризуется преобладанием пониженного настроения, склонностью к депрессии, сосредоточенностью на мрачных и печальных сторонах жизни;

      Гипертимная – характеризуется приподнятым настроением, повышенной психической активностью, жаждой деятельности, тенденцией разбрасываться, но не доводить дело до конца; Люди данного психотипа зачастую переоценивают свои способности, слишком самоуверенны. Легко вступают в контакты с людьми. В малой преступной группе всегда будут стремиться к лидерству.

     Гипотрим – противоположность гипертима. Им подойдет роль организатора нового дела в малой преступной группе, роль «связного».

       Демонстративная – характеризуется выраженной тенденцией к вытеснению неприятных для субъекта факторов и событий, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания;

       Конформная – характеризуется чрезмерной подчиненностью и зависимостью от мнения других, склонностью к консерватизму; Либо «отверженный», либо рядовой член малой преступной группы.

     Лабильная – крайне  изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения до мрачного могут оказаться самыми ничтожными (случайно оброненное слово, неприветливый взгляд).

      Неустойчивая – характеризуется склонностью легко поддаваться влиянию окружающих, постоянным поиском новых впечатлений, компаний. Обнаруживает  повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а так же к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти совсем не думают о своем будущем. Либо «отверженный», либо рядовой член группы, возможно и кандидат.

      Паранойяльная — характеризуется повышенной подозрительностью и болезненной обидчивостью, стремлением к доминированию; 
      Сенситивная — характеризуется повышенной впечатлительностью, боязливостью, обостренным чувством собственной неполноценности; 
       Циклоидная — характеризуется чередованием фаз хорошего и плохого настроения;

     Шизоидная – характеризуется замкнутостью, интровертностью, эмоциональной холодностью. При видимой отгороженности, они неуклонно стремятся к лидерству, а с лицами, оказывающими сопротивление, жестко и обычно скрыто расправляются. Нередко становятся авторитетами в преступных группировках. Им не следует поручать роль организатора в новом деле т.к. ему труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми.

     Эпилептоидная – характеризуется склонностью к злобно – тоскливому настроению с накапливающей агрессией, вязкостью мышления, педантичностью. Данный психотип чувствует себя нередко на высоте, будет стараться угождать лидеру в малой группе, добиваться определенных преимуществ, стремиться к получению власти, а также установить свой диктат над окружающими. Преступные действия этих лиц отличаются особой жестокостью и дерзостью, причинением потерпевших серьезных увечий. Более чем в половине случаев данные типы являлись лидерами в малой группе, организаторами групповых преступлений, хотя могли совершать преступления и в одиночку. Благодаря красноречию и пробивной воле становятся во главе преступных сообществ. Также часто выполняют роли ответственных за связи с общественностью, «профсоюза» воров, снабженцев, которые могут «выбить», достать что-то более или менее дефицитное. Как правило, может выступать в основной группе связным, в другой – помощником лидера. Он и есть лидер-хранитель .

     Истероидная — характерны эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе, склонность к театральности, позерству, рисовке, не выносят, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание любой ценой.  Часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил.           

myunivercity.ru

Акцентуации характера. Типология акцентуированных личностей К. Леонгарда.

Акцентуация характера, по Личко, – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При взрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет самостоятельные типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это – пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.



4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов – формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.



8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10.Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это – упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям (напомним, что характер человека проявляется также в отношении к делу).

9. Учет психологических особенностей личности в профессиональной деятельности врача.

Психологизация труда врачей связана также с индивидуальными особенностями, как пациентов, так и самого врача, с его личными качествами, опытом, авторитетом. Те же приемы деонтологического влияния, которые эффективные у одного врача, могут быть совершенно неприемлемы или малоприемлемыми для другого. В этом и заключается один из важнейших психологических аспектов деятельности врача.

Каковы наиболее общие факторы, определяющие психологические особенности больного? Больной обычно лишен возможности без ограничений делать все, что он мог делать раньше, часто вынужден изменить планы на будущее, отказаться от достижения давно намеченных и очень притягательных целей. Это вызывает состояние фрустрации, проявляющееся иногда в ощущениях гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева и т. д. Яркий пример – необратимая потеря зрения. Специфические проблемы возникают у больных в связи с утратой ими эстетической привлекательности при дерматите, псориазе и т. д. Болевые ощущения накладывают отпечаток на эмоциональное состояние. Одна из распространенных форм реагирования ЦНС на внешние и внутренние вредности – астения, которой заканчивается почти каждое соматическое заболевание и каждый случай токсикоза.

Важно подчеркнуть, что все указанные факторы действуют на психику, преломляясь через индивидуальные особенности человека, хотя возможны и прямые соматогенные влияния (например, путем интоксикационных воздействийна ЦНС при заболевании почек).

Внушаемость пациента определяет возможность без развернутого логического обоснования изменить его мысли, чувства, желания, взгляды. Она зависит как от свойств личности, так и от ситуации. Чаще внушаемыми бывают люди, характеризующиеся следующими качествами: неуверенность в себе, низкая самооценка, покорность, стеснительность, доверчивость, тревожность, высокая эмоциональность, слабое логическое мышление, низкий уровень развития волевых качеств, медленный темп психической деятельности. Среди ситуативных условий повышенной внушаемости особо следует отметить плохую осведомленность в обсуждаемом вопросе, дефицит времени на принятие решения, психофизическое состояние человека (эмоциональное возбуждение, утомление, стресс, расслабление и т. д.). Все это показывает, что «в руках врача» внушение часто может быть очень действенным методом влияния на больного.

Есть люди, у которых повышена склонность к переживанию генерализированного, диффузного или беспредметного страха (тревоги). Психологи определяют это как личностную тревожность. Она проявляется в ощущении беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами. Обычно тревожность повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы.

Как правило, нелегко складываются взаимоотношения врача с больными, которым присуще другое личностное качество – догматизм. Для «догматика» важнее то, кто передал информацию, чем то, является ли она объективной, достоверной и логичной. Поэтому в беседе с ним целесообразно сослаться на мнение авторитетных специалистов.

Укажем лишь некоторые важные для врача проявления свойств темперамента больных.

Установить контакт обычно легче с экстравертами (экстраверсия – преимущественная направленность личности во внешний мир; интроверсия – преимущественная направленность «на себя», на явления своего субъективного мира). Ригидные (негибкие) интровертированные пациенты нередко настолько «погружены в болезнь», «захвачены» болезненными ощущениями, что постоянно думают о своей болезни и ее последствиях.

Высокую или низкую сензитивность (чувствительность) нужно учитывать при анализе субъективных симптомов, жалоб больного. Меланхолики часто их переоценивают, а флегматики – недооценивают. Высокая реактивность и эмоциональная возбудимость увеличивают вероятность конфликтов пациентов с медицинским персоналом и другими больными. Ригидность (негибкость) обычно осложняет адаптацию больного к пребыванию в стационаре, что может также вести к возникновению конфликтов. Кроме того, трудно корректировать отношение «ригидных» пациентов к своей ‘болезни. У холерика нередко «язык обгоняет речь», а сообщаемая ему информация воспринимается поверхностно. Полезно «наводить» его на размышления, задавать некоторые вопросы повторно, иначе их сформулировав. Сангвиник часто недооценивает тяжесть своего заболевания. В разговоре он легко увлекается интересной темой, но без труда может переключить внимание. Флегматикам и меланхоликам нужно время на понимание и запоминание сообщаемой информации, не следует торопить их с ответами. Меланхолики к тому же обычно ранимы, впечатлительны. Они часто не высказывают свою точку зрения, даже считая ее абсолютно верной.

7.2. Материал для самоподготовки

Вопросы:

1. Дайте определение понятия «личность» в психологии.

2. Какие основные психологические теории личности вы знаете?

3.В чем заключается биологическое и социальное в личности?

4. Соотнесите понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

5. Какова структура личности и ее компоненты по С. Л. Рубинштейну?

6. Что такое темперамент? Охарактеризуйте темперамент как динамическую категорию.

7. Какие есть типы и свойства темперамента?

8. Каковы закономерности проявления свойств и типов темперамента в деятельности и общении?

9. Что такое характер? Какова его структура?

10. Как классифицируются черты характера?

11. Объясните понятие акцентуации характера.

12. Какие существуют типы акцентуированных личностей К. Леонгарда?

13. Почему и для чего нужно учитывать психологические особенности личности в профессиональной деятельности врача?

Тесты:

1. В истории изучения личности выделяют периоды:

а)клинический

б) аналитический

в)экспериментальный

г) философско-литературный

2. Определение «Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение» принадлежит:

а) Р. Кеттелу

б)А. Ф. Лазурскому

в)Г. Оллпорту

г)Г. Айзенку

3. Экспериментальные исследования личности в России были начаты:

а) А. Ф. Лазурским

б)Г. Айзенком

в)Р. Кеттелом

4. Технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента разработал:

а) Г. Айзенко

б) Г. Оллпорт

в) А. Ф. Лазурский

г) Р. Кеттел

5. Методы и процедуры математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников разработал:

а)Г. Айзенко

б)Г. Оллпорт

в) А. Ф. Лазурский

г) Р. Кеттел

6. Основы новой теории личности, получившей название «теория черт», заложил:

а)Г. Айзенко

б)Г. Оллпорт

в) А. Ф. Лазурский

г) Р. Кеттел

 

7. В процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа ввел:

а)Г. Айзенко

б)Г. Оллпорт

в) А. Ф. Лазурский

г) Р. Кеттел

8. З. Фрейд разработал теорию:

а) факторного анализа

б) социального научения

в) интеракционистскую

г) психоаналитичскую

9. Представителями гуманистической психологии являются:

а) К. Роджерс

б) З. Фрейд

в) А. Маслоу

г) Г. Майшел

10. Автором теории о внутренней позиции как одной из главных характеристик личности и как предпосылки к развитию является:

а) Л. С. Выготский

б) Л. И. Божович

в) А. Н. Леонтьев

г) С. Л. Рубинштейн

cyberpedia.su

«Использование научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера в юридической психологии. Акцентуированные типы личности»

  • Задание 1. Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера. Укажите, для решения каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры подобного заимствования, существующие в отечественной или зарубежной юридической психологии. Опишите преимущества и недостатки характерные для использования данных рассматриваемой теории, возникающие при решении задач юридической психологии
  • Задание 2. Используя типологию акцентуированных типов, раскрывая особенности каждого психотипа, смоделируйте особенности воздействия на отдельные стороны личности осужденного с целью его исправления
  • Список использованной литературы

Задание 1. Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера. Укажите, для решения, каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры подобного заимствования, существующие в отечественной или зарубежной юридической психологии. Опишите преимущества и недостатки характерные для использования данных рассматриваемой теории, возникающие при решении задач юридической психологи

Одним из направлений творческой и экспериментальной психологии, основывающимся на схеме S-R (стимул-реакция) являются бихевиоральные теории личности. Они отличаются особым вниманием к построению экспериментальной процедуры, научной точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом бихевиоральной теории личности являются процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением [8].

Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других. Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни.

Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми (доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Работы Скиннера, который выдвинул теорию оперантного бихевиоризма, наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. Скиннер отвергал идею о внутренних «автономных» факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиолого-генетическим объяснением поведения.

Рецепция юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера возможна в аспекте анализа причин девиантного и делинквентного поведения. Нередко асоциальное поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Особенно это касается детей, подростков, выходцев из неблагополучных семей и учреждений интернатного типа. При этом в исследованиях юридической психологии часто решается вопрос, чем предопределено такое поведение: наследственными факторами или социальным окружением. Если ссылаться на теорию личности Скиннера, то ответ однозначен — среда, предопределяет и подкрепляет поведение.

Для разрешения социальных проблем общества, Б. Скиннером была выдвинута задача создания технологии поведения, призванной осуществлять контроль одних людей над другими Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей [3]. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Данный контроль на сегодняшний день осуществляется в рамках работы с условно — осужденными и людьми, находящимися в исправительных учреждениях.

Также согласно Скиннеру, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом понять личность), нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Скиннером был сформулирован принцип оперантного обусловливания, согласно которому «поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными — живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем» [1]. Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые могут привести к негативным для него последствиям. Человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий, чем выше субъективная вероятность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека.

Данный факт, также находит свое отражение в юридической психологии, на этом принципе построена система наказаний за деяния, в том числе в аспекте лишения свободы, однако нельзя сказать, что действие принципа Скиннера 100%, так как если бы он был абсолютно эффективен, не было бы повторно осужденных и оступившихся людей (рецидивистов).

Задание 2. Используя типологию акцентуированных типов, раскрывая особенности каждого психотипа, смоделируйте особенности воздействия на отдельные стороны личности осужденного с целью его исправления

юридический психология осужденный акцентуированный

Исследование индивидуальных особенностей людей является чуть ли не основной задачей психологической науки. Стремясь к пониманию этого явления, учеными выделялись и описывались типы психологических обликов людей, объединяемые общими устойчивыми чертами психического склада и поведения, типами характера.

В современной интерпретации все проявления индивидуальности — от свойств нервной системы до способов самореализации принято считать психотипом. Из большого числа психологических черт, качеств, жизненных приоритетов и способностей у каждого человека некоторые являются ведущими, доминирующими, определяющими цели, мотивы действий, образ потребного будущего. Это и есть типологические черты, форма психической жизни [2].

Психотип определяет предназначение человека, его функцию, сферу деятельности. Каждому психотипу присущи свои типологические черты: особенности чувств, настроения, паттерны эмоций, способности, интересы, жизненные ориентиры, форма психологической защиты, внутреннего планирования, комфортные и дискомфортные психологические состояния [6].

Среди психических аномалий патологического характера следует выделить акцентуации характера.

Впервые понятие «акцентуации» (гипертрофированной выраженности отдельных черт характера) было введено немецким психологом и психиатром Карлом Леонгардом [4].

Помимо К. Леонгардта акцентуированным личностям посвятили свое внимание такие исследователи как П. Б. Ганнушкин, А. Е. Личко.

Синтезировав представления выше обозначенных исследователей, можно выделить следующие акцентуированные типы:

1. Шизоид (сверхпогруженность в себя). Для представителей данного типа характерны предельно развитые аналитические способности и слабо развитые коммуникативные. Людей — шизоидов отличает мрачность, пессимизм, нелюдимость, погруженность в свои мысли и личное мировосприятие. Эмоциональная холодность, сочетается с богатством внутреннего мира, самодостаточностью, независимостью мнения. Представители данного типа сложно идут на контакт и неспособны к эффективной деятельности в условиях ограниченного времени.

2. Истероид (сверхдемонстративность). Для представителей данного типа характерны сильно развитые актерские способности, постоянное упорное стремление к самоутверждению в глазах окружающих. У них крайне развито воображение и жажда внимания, эпатаж во всех сферах деятельности и конфликтность. Склонны к интригам и лживости. Эмоционально черствы и не любят физический труд

3. Эпилептоид (сверхимпульсивность). Для представителей данного типа характерны сильно развитые волевые характеристики и стремление доминировать как базовое. Отличаются болезненным восприятием критики и мстительностью. Способны к оперативному реагированию. При этом коммуникативные способности средние, а способности к планированию деятельности слабые.

4. Параноид (склонность к формированию сверхценных идей). Для представителей данного типа характерны предельно развитые волевые характеристики, четкое позиционирование окружающих на чужих и своих. Фиксируются на одной ценности, за счет игнорирования всего остального. Склонны к навязыванию своей точки зрения. Отличаются бескомпромиссностью, фанатичностью, жертвенностью, конфликтностью.

5. Застревающий (деятельностная сверхконцентрация). Для представителей данного типа характерны аналитический тип ума, дисциплинированность, пунктуальность, предельные способности к алгоритмизации действий, при слабой переключаемости внимания.

6. Сензитив (сверхчувствительность). Для представителей данного типа характерны предельно развитые эмоциональные характеристики. Отличаются чувственностью и чувствительностью, не конфликтностью, скромны и корректны. Периодически склонны к деструктивному поведению (гиперкомпенсации), имеют проблемы волевой регуляции (9, «https://r.bookap.info»).

7. Гипертим (сверхконцентрация вовне). Для представителей данного типа характерны предельно развитые экстравертные характеристики и высокоразвитые коммуникативные способности. Гипертимы отличаются повышенной активностью, оптимизмом, авантюризмом, являются прекрасными генераторами идей. Предельные способности к эффективной деятельности в условиях ограниченного времени граничат со слабой адаптированностью к монотонной деятельности.

8. Гипотим, дистим, астеноневротик (низкая энергетическая сбалансированность) — сложный психологический тип, характеризующийся раздражительностью, пессимизмом, склонностью к ипохондрии, неверием в себя. В целом данный тип выступает противоположностью гипертима.

9. Циклоид (цикличность). Для представителей данного типа характерны смены фаз гипертимности и гипотимности, болезненное стремление к независимости, цинизм, рациональность, эмоциональная неразвитость.

10. Психостеноид (сверхзависимость). Для представителей данного типа характерны повышенная застенчивость, чрезмерная чувствительность, мнительность. Психостеноиды бесконфликтны, имеют слабовыраженные волевые характеристики, слабую автономность. Тип представлен тревожно-боязливыми личностями.

Работая с осужденными, в целях их исправления, важно знать особенности каждого психотипа, для обоснованного выбора методов воздействия.

Сегодня в исправительных учреждениях применяется целый ряд методов. Особое место занимает метод убеждения. Реализация данного метода осуществляется в ходе индивидуальных бесед. Индивидуальные беседы направлены на разъяснение того факта, что цели действия администрации исправительного учреждения совпадают с собственными интересами осужденных, в аспекте обеспечения переходного жизненного периода [5]. В ходе таких бесед специалист должен пробудить у осужденного чувство совести и стыда, создать отрицательное отношение осужденного к его прошлому поведению, которое, в конечном итоге, привело его к совершению преступления. Отсутствие таких бесед не позволит создать нового мировоозрения, нового отношения к жизни. Применение метода беседы целесообразно для представителей всех психотипов особенно для истероидов, гипотимов, циклоидов.

Наряду с методом убеждения в исправительных учреждениях должен применяться метод регулирования психических общений. Он направлен на оптимизацию общения осужденного с работниками колонии, с другими осужденными, с родными ему людьми. Воспитательное воздействие существенно дополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими наказание в данной колонии и ставшими полноценными гражданами общества. Колоссальное исправительное значение имеет осуществление контакта осужденного с семьей, который способствует изменению его отрицательных психических состояний, выработке у него положительных качеств. Большая роль в эффективном осуществлении данного контакта принадлежит психологам исправительного учреждения, которые перед свиданием информируют родственников о тех изменениях, которые произошли в психологии осужденного, о возможных путях укрепления в нем положительных интересов, качеств, тактично подсказывают наиболее целесообразную линию их поведения при свидании для максимально возможного достижения воспитательных целей [7]. Применение данного метода особенно эффективно с представителями следующих психотипов: сензитивы, психостеноиды.

Важное место в работе с осужденными занимает метод передачи информации. Специально и целенаправленно отбираемая информация, поступающая к осужденным, должна способствовать восполнению их социального опыта, получению и переработке ими сведений, которые они раньше не получали.

Таким образом, применение совокупности методов воздействия, условий режима, труда, должно учитывать конкретные особенности личности осужденного, для обеспечения действенности процесса перевоспитания.

1. Аминов И. И. Психологический практикум. Учебное пособие. — М.: Академия, 2001. — 215 с.

2. Андрюшин Г. Д. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД (часть особенная): Учебно-методическое пособие. — Орел: Символ, 1997. — 254 с.

3. Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Юридическая психология: Учебник. — Харьков, 2002. — 368 с.

4. Еникеев М. И. Юридическая психология. — М.: Юристъ, 2004. — 327 с.

5. Лабковская Е. Б. Общая психология. — СПб.: СПбГУ, 2000. — 311 с.

6. Психология// Под ред. А. А. Крылова. — М.: Проспект, 2004. — 584с.

7. Романов В. В. Юридическая психология. — М.: Юристъ, 2003. — 326 с.

8. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. Вопросы и ответы. — М.: Академия, 2000. — 268 с.

r.bookap.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *