Исторический материализм и диалектический материализм: Сталин И.В. О диалектическом и историческом материализме

Исторический и диалектический материализм — Апробация учебных работ

Автор

Кочуров Дмитрий Валерьевич

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Дата публикации 18.07.2018

Период публикации Июль, 2018

Тематика Философские науки

Рекомендуемая ссылка: Кочуров Дмитрий Валерьевич, Исторический и диалектический материализм. Публикация в СМИ: «Наука и образование ONLINE» (Июль, 2018). Дата публикации: 18.07.2018. Регистрация СМИ: ЭЛ №ФС77-70153 от 30.06.2017. URL доступа: https://student.eee-science.ru/listing/istoricheskij-i-dialekticheskij-materializm/


Аннотация

Материалистическая философия возникла еще в глубокой древности. Однако материализм распространялся лишь на понимание взаимосвязи природы и мышления; во взглядах же на общество, вплоть до возникновения диалектического материализма, господствовали идеалисти­ческие взгляды. Мыслители прошлого независимо от того, как они решали основной вопрос философии в целом, схо­дились на том, что в общественной жизни решающим фак­тором являются идеи, сознание, те или иные взгляды лю­дей, а материальная деятельность, общественные отношения и производство материальных благ целиком зависят от этих идей и взглядов, являются лишь средством их осуществления.

 Именно поэтому общественные деятели и общественные группы, стремившиеся изменить несправедливый общественный строй, пытались начать свои преоб­разования с изменения идей, сознания, взглядов людей и при этом каждый раз терпели поражение. Так как глав­ной задачей философии марксизма-ленинизма является не просто объяснение мира, а обоснование путей его преоб­разования, то создатели этой философии К. Маркс и Ф. Эн­гельс учли неудачный опыт своих предшественников и пошли иным путем. Они распространили материалистиче­ское понимание не только на природу и мышление, но и на всю историю человеческого общества, на все формы общественной деятельности. Поэтому диалектический ма­териализм является вместе с тем и историческим материа­лизмом. Его коренное отличие от всех предшествующих материалистических учений заключается в том, что он, образно говоря, «достроил» материализм до материалистического понимания истории и общественной жизни. Не­верно, следовательно, думать, что диалектический и исто­рический материализм — две различные философские си­стемы или два самостоятельных раздела философии марк­сизма-ленинизма.
Наша философия едина, она является диалектическим материализмом, так как разрабатывает и применяет диалектический метод познания и материали­стически отвечает на основной вопрос философии. Она является вместе с тем и историческим материализмом, так как распространяет материализм на общество, считает, что материальное общественное бытие определяет общественное сознание, и рассматривает историю как развиваю­щийся, диалектический процесс.

Ключевые слова

Исторический, К. Маркс, Ф. Энгельс, диалектический, материализм

Библиографический список

  1. Сталин И.В. Сочинения: В 18-ти томах: Том 14. О диалектическом и историческом материализме. — М.: Писатель, 1997 г. – 360 с.
  2. Диалектический и исторический материализм – Рабочий путь – ссылка: work-way.com, дата обращения: 23.05.2015
  3. Предпосылки и сущность исторического материализма – Евразия – ссылка: eurasialand.ru, дата обращения: 18.05.2015
  4. Медведева Р.К. Диалектический и исторический материализм. – М.: Политиздат, 1967 г. – 320 с.
  5. Диалектический материализм – Википедия — ссылка: ru.wikipedia.org, дата обращения: 18.05.2015
  6. Исторический материализм – Энциклопедия марксизма – ссылка: esperanto.mv.ru, дата обращения: 18.05.2015
  7. Руткевич М.Н. Диалектический материализм: Курс лекций для фил. Факультета. – М.: Мысль, 1973 г. – 527 с.

Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу

Скачать (DOCX, 80KB)

Диалектический и исторический материализм | Рабочий путь

Вопросы теориидиалектический материализм, исторический материализмwork 1281

Философией марксизма-ленинизма являет диалектический и исторический материализм, составляющий мировоззрение Коммунистической партии. Философское учение марксизма-ленинизма представляет теоретическую основу его экономического учения и научного коммунизма.

Диалектический и исторический материализм создан К. Марксом и Ф. Энгельсом в 40-х гг. XIX в. на основе усвоения и критической переработки с позиций нового, революционного класса — пролетариата, всего лучшего, что было создано до того времени человеческой мыслью. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса является продуктом исторического развития наук, в т. ч. и философии, за предшествующий период. Он завершает более чем двухтысячелетнюю историю развития материалистической мысли, представляя новую, высшую ступень материализма.

К. Маркс и Ф. Энгельс преодолели ограниченность и недостатки всего предшествовавшего материализма, в т. ч. французского материализма XVIII в. и материализма Л. Фейербаха, подняв материализм на новую, высшую ступень. Восприняв основное материалистическое зерно философии Л. Фейербаха, они отбросили его религиозно-этические наслоения и развили материализм в цельную научно-философскую теорию. К. Маркс и Ф. Энгельс обогатили материалистическую философию своим диалектическим методом, родившимся в результате критической переработки идеалистической диалектики Гегеля.

Взяв из диалектики Гегеля её «рациональное зерно», они освободили диалектику из тенёт идеализма и развили её дальше, создали научный метод — материалистическую диалектику, — который диаметрально противоположен методу Гегеля.

Распространив положения диалектического материализма на изучение общественной жизни, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали теорию исторического материализма, которая дала научное объяснение истории человеческого общества и указала пути его революционного преобразования.

Возникновение диалектического и исторического материализма явилось великим революционным переворотом в философии. Прежняя философия была, как правило, учением одиночек, далёких от народа. Марксистская философия является духовным оружием рабочего класса, широчайших народных масс. Во введении к «К критике гегелевской философии права» (1844 г.) К. Маркс писал: «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие»

.

Коренной порок предшествующей философии заключался в её созерцательности. Марксистская философия представляет орудие революционного действия. В «Тезисах о Фейербахе» (1845 г.) К. Маркс писал:       «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».(Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1952, стр. 385)

Развитое дальше В. И. Лениным и продолжателем его дела И. В. Сталиным марксистское мировоззрение служит в руках рабочего класса и его партии могучим орудием революционного преобразования мира потому, что верно отражает объективные законы развития самой действительности. Знание этих законов даёт возможность использовать их в интересах общества для изменения мира.

Марксистская философия непримиримо враждебна

догматизму, свойственному прежней философии, которая претендовала на роль «науки наук», стоящей над другими науками. Возникновение диалектического материализма положило конец философии в старом смысле слова. Как отмечали основоположники марксизма, из всего круга вопросов, которыми занималась прежняя философия, сохранило самостоятельное значение лишь учение о мышлении и его законах; всё остальное вошло в положительные науки о природе и обществе. Не претендуя на то, чтобы подменить эти науки, диалектический материализм изучает те общие вопросы, без решения которых не может обойтись ни одна наука: вопросы о методе изучения, о методе познания явлений объективного мира и материалистического истолковании этих явлений. Возникновение марксизма означало появление новой, подлинно научной философии, опирающейся на данные наук о природе и обществе и, в свою очередь, вооружающей эти науки правильной философской теорией и методом исследования.

Диалектический материализм                                 Исторический материализм

Исторический материализм | Определение, Маркс, примеры, диалектический материализм и факты

Карл Маркс

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Антонио Лабриола
Похожие темы:
марксизм

Посмотреть весь связанный контент →

исторический материализм , теория истории, связанная с немецким экономистом и философом Карлом Марксом и его коллегой Фридрихом Энгельсом. Теория постулирует, что все институты человеческого общества (например, правительство и религия) являются продуктом его экономической деятельности. Следовательно, социальные и политические изменения происходят, когда эти институты перестают отражать «способ производства», то есть то, как функционирует экономика.

Исторический материализм уходит корнями в философию диалектического материализма Маркса и Энгельса, которая постулирует, что все вещи развиваются через материальные противоречия. Животные и растения, например, биологически развиваются, когда их методы выживания противоречат окружающей среде. Поскольку мир материален по своей природе — полностью состоит из материи, а не ментального или духовного, эти противоречия не могут быть согласованы с помощью разума или божественной силы; несовместимые элементы должны противопоставляться друг другу до тех пор, пока не произойдет адаптация или разрушение. Этот процесс непрерывен.

Еще из «Британники»

Марксизм: исторический материализм

Исторический материализм применяет логику диалектического материализма к человеческой цивилизации.

Все люди должны заниматься экономической деятельностью для удовлетворения жизненных потребностей. В совокупности это требование означает, что каждое общество опирается на свой способ производства. Следовательно, все институты этого общества должны вытекать из этого образа жизни, приспосабливаться к нему или быть устранены. Это условие является «двигателем истории» и причиной того, что общества со временем исчезают: по мере развития способов производства они сталкиваются с новыми противоречиями, которые приводят к их замене другими, более развитыми экономическими системами, которые, в свою очередь, формируют новые общества. В случае феодализма, например, монархи и их вассалы нуждались в торговле, чтобы увеличить свое богатство, но торговля привела к появлению класса купцов, которые продолжали требовать политических прав, тем самым возвещая меркантилизм, раннюю стадию капитализма.

В трудах Маркса выделяются четыре способа производства, которые человечество уже использовало: охота и собирательство (иногда называемое первобытным коммунизмом), рабство, феодализм (крепостничество) и капитализм. Маркс также называет пятый способ, коммунизм, который, как он считал, в конечном итоге возникнет из собственного противоречия капитализма: подобно феодализму, он создал новый класс людей, промышленных рабочих, которые в конечном итоге перестанут принимать свое место в общественном порядке. Маркс назвал этот класс рабочих пролетариатом, позаимствовав этот термин у другого ученого, которого он часто цитировал, швейцарского экономиста Жана-Шарля-Леонара Симонда де Сисмонди.

Принципы исторического материализма были изложены в книге Энгельса 1878 года Herrn Eugen Dührings Umwälzung der Wissenschaft ( Herr Eugen Dühring’s Revolution in Science , более известной как Anti-Dühring ). Книга была написана под наблюдением Маркса и одобрена им, поэтому можно сделать вывод, что Маркс согласился с ее содержанием. Однако стоит отметить, что сам Маркс никогда явно не описывал свою теорию истории. Когда исследователи Маркса обсуждают его великие взгляды, они обычно экстраполируют его слова в так называемом «1859 г. Предисловие» к Zur Kritik der politischen Ökonomie  (1859; A Contribution to the Critique of Political Economy ) и, в меньшей степени, Die deutsche Ideologie  (написано в 1845–1846 гг., опубликовано в 1932 г.;  The German0 Ideology ), написанные вместе с Энгельсом. Однако эта экзегеза не осталась без внимания. Некоторые критики считают, что эти интерпретации слишком сильно зависят от относительно краткого сочинения, которое сами Маркс и Энгельс никогда не удосужились опубликовать.

Как составная часть коммунистической доктрины и, таким образом, одна из доминирующих теорий истории на протяжении большей части 20-го века, исторический материализм продолжал изучаться, развиваться и интерпретироваться множеством мыслителей. Среди известных теоретиков, которые внесли свой вклад в его развитие, были Эдуард Бернштейн, Карл Каутский, Роза Люксембург, Лев Троцкий, Владимир Ленин и Мао Цзэдун. В англоязычном мире большинство политических философов скептически относились к идее о том, что Маркс придерживался последовательной теории истории, до публикации в 1919 г. 78 из Теория истории Маркса: защита , строгий и влиятельный анализ канадского философа Г.А. Коэн.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Несмотря на работу Коэна, концепция исторического материализма по-прежнему подвергается резкой критике. Наиболее распространенная критика с 1990-х годов основана на эмпирическом контрпримере: крахе коммунизма в Восточной Европе и Советском Союзе в 1989–1989 годах.1, символизируемое и вызванное падением Берлинской стены в 1989 году. Поскольку большинство интерпретаций исторического материализма предсказывают, что социализм и коммунизм заменят капитализм, падение коммунизма рассматривается как фальсификация теории. На это утверждение марксисты отвечают, что социалистические и коммунистические государства 20 века никогда не представляли коммунистический способ производства, который описывает Маркс. Это опровержение, однако, часто высмеивается оппонентами как ошибочное, поскольку оно, кажется, опирается на специальное переопределение коммунизма.

Теорию исторического материализма также обвиняли в чрезмерном упрощении и редукционизме; те, кто так говорит, часто называют его «технологическим детерминизмом». Оппоненты утверждают, что утверждение о том, что способ производства сам по себе определяет институциональную структуру любого общества, просто неверно. Марксисты могут возразить, что сам Энгельс соглашался с тем, что способ производства не является единственным определяющим элементом, но эта уступка порождает другие проблемы. А именно: если другие элементы могут влиять на производство, то история не является исключительно результатом экономической деятельности.

Адам Волле

Центр политического просвещения | МАРКСИЗМ 101 ЗАНЯТИЕ 3: ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Цель третьего занятия Марксизм 101 — помочь участникам понять концепцию исторического материализма, его отношение к диалектическому мышлению и способы применения того и другого в качестве методологий в работе с движением.

НАЗНАЧЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Mister Rogers Remixed – The Garden of Your Mind [ВИДЕО]
  • Философии и классовой борьбы, Ч. 1-2 от Dialego (Джо Слово)
  • «Прежде чем ты пришел», Фаиз Ахмад Фаиз

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
1. Почему идеи имеют значение?
2. Зачем революционерам нужна марксистская философия?
3. Что такое диалектический материализм?
4. В чем опасность диалектики без материализма? Приведите пример.
5. Чем опасен материализм без диалектики? Приведите пример.
6. Почему материализм является демократическим мировоззрением?
7. Чем диалектика отличается от метафизики?
8. Каковы законы диалектического развития? Приведите пример каждого.
9. Какое отношение эти понятия имеют к историческому развитию политической экономии?
10. Правда ли это?

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

  • Танец диалектики, Часть VI, «Уровень общности» (стр. 12-20), Бертелл Оллман

УРОК
Мария Поблет из LeftRoots провела ряд мероприятий, чтобы помочь участникам понять основные концепции диалектического исторического материализма.

Обрамление : Помочь участникам понять корни концепций

Противопоставление мировоззрений автобус, который опаздывает.

  • Сравнение идеализма и материализма : участники используют эту таблицу, чтобы помочь понять различия между идеалистической и материалистической ориентацией.
  • Диалектический материализм

    • Три закона диалектики : Мария представила три закона диалектики: переход количества в качество и наоборот; закон единства и борьбы противоположностей; отрицание отрицания

    Применение этих идей в движении : Мария поделилась примером из Альянса таксистов, чтобы помочь участникам применить идеи. Она также провела участников через пять шагов к использованию диалектики.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *