Педагог-новатор Иванов И.П.
Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова.
Исполнитель:
магистрант 1-го курса
очной формы обучения
направление подготовки
Инновационные процессы в образовании
Дзотцоева Залина Александровна
Игорь Петрович Иванов, доктор педагогических наук Российской Академии образования, профессор
Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”.
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов .
Коллективная Творческая Деятельность
коллективная – планируется, организуется, осуществляется, обсуждается воспитанниками и педагогами в общей совместной деятельности по реализации общих и индивидуальных целей, при отношениях ответственной зависимости;
творческая – осуществляется не по шаблону, стандарту, а выступает в новых вариантах, предполагает импровизацию участников, личностную, индивидуальную окраску, поиск новых нетрадиционных способов взаимодействия;
деятельность – технология направлена на активное преобразование действительности, себя, своего взаимодействия участниками педагогического процесса; в ее основе лежит разнообразие и смена видов деятельности в педагогическом процессе, деятельностный подход к его организации.
Постулаты КТД:
- – коллективное творчество;
- – единое дело и добровольное участие в нём;
- – свобода выбора форм деятельности;
- – содружество взрослых и детей;
- – развитие коллектива под влиянием лидеров.
Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:
- Формирование и развитие коллектива;
- Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
- Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального.
- Обучение правилам и формам совместной работы.
- Реализация коммуникационных потребностей детей.
В процессе КТД развиваются все стороны личности:
- познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),
- эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),
- действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Виды коллективных творческих дел.
- Трудовые КТД. пример: «Трудовой десант»
- Познавательные КТД. пример: “Брейн-ринг”
- Художественные КТД . пример: художественно-эстетическое творчество
- Спортивные КТД. пример: “Спартакиада”
- Общественно-политические КТД .
- Экологические КТД. пример: забота о живом мире природы
Стадии коллективного творческого дела .
1 стадия – предварительная работа коллектива
2 стадия – коллективное планирование
3 стадия – коллективная подготовка КТД
4 стадия – проведение КТД
5 стадия – коллективное проведение итогов КТД
6 стадия – стадия ближайшего последействия
КТД
Пять условий педагогического успеха.
- Первое условие — общая забота .
- Второе условие — единство уважения и товарищеской требовательности .
- Третье условие — единство мыслей и действий, воли и чувств .
- Четвертое условие — единый коллектив .
- Пятое условие — творчество, а не шаблон .
Методика организации и проведения КТД.
- Создание мотивации ребенка для участия в КТД
- Мотивы ребенка :
-Потребность в коммуникации (общении).
-Выполнение КТД для того, чтобы принимать участие в других делах.
-Желание выиграть (дух соревнования).
-Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).
-Осознание развивающей роли КТД.
-Осознание социальной роли КТД (необходимости КТД для других).
Организационные моменты КТД.
- Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.
- Определить место проведения КТД
- Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.
- Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.
Наши классные КТД.
Заключение
- Групповая деятельность воспитанников — это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни.
Об И.П. Иванове | otriad
Игорь Петрович Иванов (1923-1992)
Доктор педагогических наук, профессор ЛГПИ им. Герцена, академик РАО.
Автор «Педагогики общей заботы» и методики КТД (коллективной творческой деятельности), инициатор коммунарского движения.
Коммунарское движение зародилось в Ленинграде. В 1956 г. был создан союз энтузиастов (СЭН), который начал целенаправленную работу по осмыслению и внедрению педагогического наследия А. С. Макаренко.
В 1959 году членами СЭНа (И.П. Ивановым, Л.Г. Борисовой, Ф.Я. Шапиро) была создана Коммуна юных фрунзенцев» (актив старшеклассников школ Фрунзенского района Ленинграда), где в качестве основы стала использоваться ещё только создававшаяся методика КТД.
В 1963 году И.П. Иванов стал преподавать педагогику в ЛГПИ им. Герцена, где вместе со студентами им была создана «Коммуна имени Макаренко» (КиМ). Благодаря деятельности КиМа происходило дальнейшее осмысление методики КТД и её научное обоснование.
И.П. Иванов стал инициатором открытия в Ленинграде первого макаренковского мемориально-методического центра.
Работа коммунарских коллективов постепенно привлекала всё больше сторонников. Поиски единомышленников привели к созданию нового педагогического сообщества — Коммунарского Макаренковского Содружества (КМС). Чаще всего они объединялись под флагом Макаренковских секций Педагогического Общества СССР. В педагогических вузах возникло движение педагогических отрядов.
Постепенно «коммунарство» выросло во всесоюзное социально-педагогическое движение, где методика КТД стала механизмом для нового педагогического направления – «Педагогики общей заботы» («педагогики социального творчества», «педагогика сотрудничества, «коммунарской педагогики»).
Методика коллективной творческой деятельности имеет серьёзную основу. Её «три кита»: воспитательные отношения (воспитатели и воспитанники действуют как старшие и младшие товарищи), организация (самоуправление – коллективная организация жизни) и деятельность (коллективная и творческая – представляет собой общую заботу об окружающей жизни).
Одна из ведущих закономерностей воспитания, открытых и сформулированных И. П.Ивановым: «Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников об улучшении окружающей жизни, жизни школы, класса, родного края, далеких людей, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, т.е. идущая под их собственным воздействием на себя, творческая забота об окружающих людях и о себе как их товарище».
По мнению И.П. Иванова главной задачей воспитателя является не чрезмерная опека над детьми, которая выражается в простой передаче им готовых, «разжеванных» жизненных знаний, а создание «нового, общественно важного опыта».
Продолжатель идей А.С. Макаренко И. П. Иванов видел воспитательный процесс в организации насыщенной творческой деятельности коллектива, которая должна органично дополнять обучающую функцию образования.
И.П. Ивановым был разработан «шестиэтапный алгоритм» реализации КТД: замысел, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, обсуждение его итогов и внедрения полученного положительного опыта в практику.
Идеи И.П. Иванова положили начало демократизации школы, ввели в воспитательную практику новые, более современные технологии и методы, которые по выражению О.П. Газмана обеспечили «потребность и необходимость жить в обстановке альтернативных мнений, смелых дискуссий, смены позиций в самоуправлении, жить в атмосфере демократической культуры. Такая педагогика может обеспечить социальный заказ на человека демократического общества».
Подробнее об И.П. Иванове и коммунарской методике Вы можете узнать на сайте http://www.kommunarstvo.ru/
Методика психолого-педагогического сопровождения первокурсников в процессе адаптации к обучению в вузе
стр. 10569-10579 | Номер статьи: ijese.2016.766Опубликовано в Интернете: 09 ноября 2016 г.
АПА 6-е издание
В тексте: (Маралова , Филипенкова, Галицких, Шульга, Сидячева и Овсяник, 2016)
Библиография: Маралова Т.П., Филипенкова О. Г., Галицких Е.О., Шульга Т.И., Сидячева Н.В., Овсяник О.А. (2016). Методы психолого-педагогического сопровождения первокурсников в процессе адаптации к обучению в вузе. Международный журнал экологического и научного образования, 11 (17), 10569-10579.
Гарвард
В тексте: (Маралова, Филипенкова, Галицких, Шульга, Сидячева и Овсяник, 2016)
Библиография: Маралова Т., Филипенкова О., Галицких Э., Шульга Т., Сидячева Н. и Овсяник О. (2016). Методы психолого-педагогического сопровождения первокурсников в процессе адаптации к обучению в вузе.
Чикаго 16 издание
В тексте: (Маралова, Филипенкова, Галицких, Шульга, Сидячева и Овсяник 2016)
Библиография: Маралова Татьяна П., Филипенкова Олеся Георгиевна, Галицких Елена Олеговна, Шульга Татьяна Игоревна, Сидячева Наталья Владимировна и Овсяник Ольга Александровна (2016). «Методы психолого-педагогического сопровождения первокурсников в процессе адаптации к обучению в вузе». Международный журнал экологического и научного образования 11 (17):10569-10579.
Актуальность исследования обусловлена сложностью адаптации студентов к обучению в вузе в связи со сменой социальной среды, тревожными переживаниями по поводу четкого самоопределения, незнанием возможностей самовыражения в искусстве, наука, спорт и общественная жизнь. Цель статьи — выявить методы психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников в процессе адаптации к обучению в вузе. Ведущим принципом обучения является принцип диалогичности, что позволяет рассматривать психолого-педагогическое сопровождение как специально организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса с целью развития внутреннего потенциала обучающихся и вовлечения их в целеполагание, планирование, организация и корректировка обучения в университете. В исследовании приняли участие 350 преподавателей, 450 студентов, по которым были определены критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения первокурсников в процессе адаптации к обучению в вузе.
Основные результаты исследования заключаются в выявлении организационно-управленческих, психолого-педагогических, профилактическо-адаптационных, профессионально-сетевых, нормативно-правовых методов психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников в процессе адаптации к обучению в вузе. Значимость полученных результатов состоит в том, что совокупность выявленных приемов психолого-педагогического сопровождения обеспечивает формирование у студентов рефлексивного мышления; формирование установки на конструктивное социальное и профессиональное взаимодействие с окружающими; овладение умениями и навыками психологической устойчивости в ситуациях риска.Ключевые слова: Адаптация первокурсников, психолого-педагогическое сопровождение, диалогический принцип
Азариашвили С.Г. (2008). Психолого-педагогическое сопровождение детей и молодежи в их профессиональном и личностном самоопределении. Технологии психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи в процессе формирования их личности на этапе межпоколенческого перехода .
Москва: изд-во Московского психолого-социального института, 151-161.Бахтин М.М. (1979). Проблемы поэтики Достоевского . Москва: Советская Россия, 320 с.
Безюлева Г.В. (2008). Комплексное психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов колледжей и вузов. Технологии психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи в процессе формирования их личности на этапе межпоколенческого перехода. Москва: изд-во Московского психолого-социального института, 102-109.
Бодалев А.А. (1996). Психология общения. Москва: Изд-во «Институт практической психологии», 256 с.
Давыдов В.П. и Рахимов О.К. (2002). Теоретико-методологические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста. Инновации в образовании, 2, 62-67.
Давыдов В.В. (1986). Проблемы развивающего обучения: опыт теоретико-экспериментального психологического исследования
Газман О.С. (1995). Педагогическое сопровождение детей в образовании как инновационная проблема. Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Народное образование, 3 , 58-63.
Иванов А.В. (2007). Формирование теории и практики педагогического сопровождения. Новые ценности образования: миссия классного воспитателя, 1(31), 2-40.
Иванов И.П. (1989). Энциклопедия коллективного творчества. Москва: Педагогика, 208 с.
Изотова А.С. (2009). Анализ трудностей адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Прямой доступ: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-trudnostey-adaptatsii-studentov-k-protsessu-obucheniya-v-vuze
Камашева Ю.Л., Голошумова Г.С., Голошумов А.Ю., Кашина С.Г. , Пугачева Н.Б., Большакова З.М., Тулкибаева Н.Н. и Тимиров Ф.Ф. (2016). Особенности управления профессиональным образованием в регионе. International Review of Management and Marketing, 6(1), 155-159.
Курганов С. Ю. (1989). Ребенок и взрослый в учебном диалоге . Москва: Просвещение, 127 с.
Кузьмичева И. А. (1986). Проблемы развития познавательных способностей учащихся. Вопросы психологии , 4, 184-186.
Закон Российской Федерации. (2012). «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 Том 273-ФЗ. Прямой доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/ (дата обращения: 02.11.2016).
Лунев А.Н., Сафин Р.С., Корчагин Е.А., Шарафутдинов Д.К., Сучкова Т.В., Курзаев Л.В., Никишина С.Р. и Кузнецова Н.А. (2016). Механизм создания отраслевых образовательных кластеров как субъектов управления профессиональным образованием. International Review of Management and Marketing, 6(2), 166-171.
Ниязова М.В. (2008). Функции университета как социально ответственного учреждения . Прямой доступ: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1942 (дата обращения: 11.02.2016).
Петрова Т.Н., Кириллова О. В., Соколова С.Г., Пугачева Н.Б., Галимуллина А.Ф., Максимова О.Г., Антонова Т.В., Кожанов В.В. (2016). Образование как управление социализацией студентов исследовательских вузов. International Review of Management and Marketing, 6(2) , 28-33.
Петровский В.А. (1996). Личность в психологии: парадигма субъективности . Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 512 с.
Подлясий, И.П. (2003). Педагогика. Москва: ВЛАДОС, 256 с.
Попова О.С. (2008). Проблема психолого-педагогического сопровождения школьников в раннем подростковом возрасте. Технологии психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи в процессе формирования их личности на этапе межпоколенческого перехода. Москва: изд-во Московского психолого-социального института. Выпуск научных трудов Академии педагогических и социальных наук , 128-136.
Пугачева Н.Б., Кириллова Т.В., Овчинникова И.Г., Кудяшев Н.К., Лунев А.Н., Павлова О.А., Кашина С.Г., Валеев А.С. (2016а). Механизм государственно-общественного управления профессиональным образованием в регионе. International Review of Management and Marketing, 6(2), 6-11.
Пугачева Н.Б., Ежов С.Г., Кожанов И.В., Кожанова М.Б., Огородникова С.В., Ошаев А.Г., Тимонин А.И. и Голошумова Г.С. (2016b). Модель формирования самореализационной готовности студентов исследовательских вузов в процессе гражданского образования. International Review of Management and Marketing, 6(1), 128-133.
Тихомирова Е.И. (2008). Технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального и личностного развития студентов. Технологии психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи в процессе формирования их личности на этапе межпоколенческого перехода. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. Выпуск научных трудов Академии педагогических и социальных наук , 234-237.
Выготский Л.С. (1982). Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика, 504 с.
Епанешников В.В., Пугачева Н.Б., Голошумова Г.С., Кузнецова В.В., Добровольская Л.В., Моисеева Л.В., Гараганов А.В. и Литвиненко, Н.А. (2016). Педагогическое управление гражданским образованием студентов исследовательских вузов. International Review of Management and Marketing, 6(2), 23-27.
Замалетдинов Р.Р., Юдина Н.П., Лаврентьева Е.И., Савва Л.И. и Пугачева Н.Б. (2016). Практические рекомендации по повышению эффективности антикоррупционной политики в вузах. International Review of Management and Marketing, 6(2), 390-396.
Цель программы • Формула единства
Самый большой опыт коллективного творческого образования связан со сферой досуга, хобби и общественной активности, и это одно из «ограничений» методики. Активное участие в досуговых объединениях и общественных организациях требует все больше времени и неизбежно вступает в противоречие с потребностью в самоопределении и профессиональном росте в избранной сфере деятельности, чем-то из этого приходится жертвовать.
Пытаясь решить эту проблему, мы разрабатываем модель специального лагеря, основанную на принципах общеобразовательной педагогики, где центральным содержанием занятий является не развлечение, а развитие в определенной предметной области. В этой модели мы опираемся не только на старую традицию лагерей, основанных на методологии КВЭ, но и на другую старую традицию предметных клубов («кружков») и летних лагерей, в первую очередь ленинградских/петербургских математических кружков, которые также представляют собой неформальное движение со своими традициями, атмосферой и т. д.
Важно подчеркнуть, что лагерь, организованный по методике КВЭ (как и клуб с редкими встречами) – мероприятие яркое и насыщенное, но кратковременное. Однако это событие рассматривается как «шаблонная ситуация»: оно является источником нового опыта человеческих отношений, открывая нечто новое о том, что ты умеешь и что ценишь, что может сделать группа в своем творчестве; и когда вы осознаете этот опыт, его можно применить к тем жизненным контекстам, в которых люди живут большую часть своей жизни.
Таким образом, если мы хотим научиться и научить друг друга гармонизировать профессиональную и общественную деятельность, межличностные отношения и личностный рост — нам следует искать эту гармонию в «лаборатории жизни», которую предлагает лагерь или клуб. Поэтому мы считаем предметный профиль дополнительного образования (вроде математики или чего-то подобного) наиболее естественной организующей базой для методики И.П.Иванова.
Таким образом, «Formulo de Integreco» можно рассматривать как попытку возрождения коммунаристского движения с опорой на дополнительное образование, где учащиеся выбирают предметную область в качестве одного из центральных направлений деятельности.
Кроме того, развиваемые в предметных кружках познавательные качества (умение работать с многоуровневыми абстрактными конструкциями, генерировать нестандартные идеи, необычные аналогии и т. д.) мы считаем чрезвычайно важными в общественной деятельности и необходимыми лидерам сообщества.
Еще одна проблема — это разрыв между глубиной человеческих отношений, осмысленностью жизни, вдохновением, которое мы видим в лагерях, и повседневной рутиной. Но мы думаем, что опыт, полученный в лагере, будет использован «дома», накопленный потенциал будет реализован в нашей повседневной работе, учебе, общественной жизни и личных отношениях. Эта идея может работать, потому что участие в группах, основанных на методологии CCE, дает универсальные навыки: сотрудничества, лидерства, самосознания и самоорганизации.
Однако на практике реализовать нормы коммунарских отношений в школьной жизни или на работе, а также создать новое неформальное сообщество на тех же принципах – очень сложная задача для человека, не имеющего рядом друзей-единомышленников. Существует разрыв между «хочу» (увиденное и пропитанное идеалом) и «могу» (повышенные, но все же скромные индивидуальные возможности), что может привести к очень серьезным негативным последствиям.
Это может быть личностный кризис («Коммунарная ломка») негативная переоценка лагерного опыта и дистанцирование от него или, наоборот, попытки остаться в «уютном» лагерном мире и изолироваться от «настоящего» мир со своими проблемами. (Последний вариант позволяет — и не без оснований — обвинять некоторые группы в эскапизме и изоляционизме)
В «Формуле Единства» наша цель — минимизировать этот разрыв и сосредоточиться на поддержании устойчивых отношений между участниками. «Продуктом» нашей работы мы считаем не просто человека с определенными нравственными и профессиональными качествами, который сам по себе в жизни, а систему связей между людьми.
Мы видим (в ближайшем будущем, а отчасти уже и в настоящем) «Формулу Единства» как растущую сеть людей, объединенных ярким опытом сотворчества, людей с взаимопониманием, доверием, осознанием своего общие ценности и стремления. Чем больше плотность сети — тем меньше каждый участник чувствует себя «одиноким», тем быстрее он находит помощь в решении проблем и поддержку инициатив, тем легче поддерживать свои убеждения и идеалы.
Иными словами, мы стараемся способствовать консолидации людей с такими гуманистическими ценностями, как забота о людях, искренность, ответственность, вера в нравственный и творческий потенциал каждого человека, критическое мышление, и стараемся сделать возможным их воспроизведение этих значений. Кроме того, важно сделать процесс целенаправленным.
Мы стараемся предотвратить изоляционизм и нарциссизм. Консолидация сообщества (любого размера) обязательно должна дополняться осознанием себя частью большего целого, честной самооценкой. В частности, в «Формуле» мы рады работать со всеми, у кого схожие ценности, и готовы оставить в покое любого, кто чувствует, что это не его жизненный путь.
Наконец, еще один сдерживающий фактор при работе с методологией КВЭ: ее легко осквернить, когда какие-то специфические формы деятельности сохраняются, а смысл и дух исчезают. Пока важно учитывать критический взгляд со стороны, живой практический контакт с другими сообществами, работающий на основе методики Игоря Петровича Иванова.
«Formula de Integreco» находится практически в начале своего пути, но он основан на опыте многих сообществ. Мы готовы и дальше впитывать опыт наших друзей, готовы анализировать их ошибки, принимать найденные ими решения. Поэтому мы приветствуем любые комментарии по упомянутым здесь идеям, целям и проблемам.