Изучает когнитивная психология – Когнитивная психология — Википедия

Содержание

Когнитивная психология Википедия

Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — психология, ориентированная на эксперимент и математическое моделирование мышления. Отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы, такие, как память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений[1][2]. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования, а также при построении систем искусственного интеллекта.

Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер,Ульрик Найссер, Саймон Герберт, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг, Борис Величковский[3][4].

История[ | ]

Формальное начало когнитивной психологии датируется 11 сентября 1956 года, когда в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ньюэлл Аллен, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

Б. М. Величковский излагает историю когнитивной психологии в следующих основных тезисах.[5]

Когнитивная психология является продуктом воздействия на психологию достижений в смежных технических дисциплинах как инженерная психология и эргономика. Большое влияние на формирование когнитивной психологии оказала необходимость психологической поддержки процессов обучения и в исследования интеллектуального развития детей (Бюлер, Выготский, Пиаже). Эти задачи не могли быть решены в рамках устаревшего к 1960-х гг. бихевиоризма, построенного на опытах с животными и предположением, что люди ведут себя также.

Когнитивная психология была создана представителями гештальтпсихологии и представителями необихевиоризма понимавших ограниченность старых моделей и учитывающих новые открытия. Например,

ru-wiki.ru

Когнитивная психология

Понимание того, что на самом деле происходит в твоей голове

Психологи, начиная со второй половины 20 века, сфокусировались на таких аспектах познавательной деятельности, как внимание, решение задач (или проблем) и принятие решений, речь. Когнитивная психология отличается от психоанализа тем, что в ней для объяснения психических процессов используются научные методы исследования, а не субъективное восприятие психоаналитика.

Период 1950-1970-х годов часто называют когнитивной революцией, потому что именно в это время были созданы исследовательские методики и научные модели обработки данных. Впервые этот термин ввел в лексикон американский психолог Ульрих Найссер в вышедшей в 1967 году книге «Когнитивная психология».

Две базовые предпосылки когнитивной психологии

Отдельные составляющие психических процессов можно выявить и понять с помощью научных методов. Внутренние процессы психики могут быть описаны посредством алгоритмов или правил, применяемых в моделях обработки информации.

Внимание

В когнитивной психологии основное внимание уделяется тому, как мозг обрабатывает и анализирует конкретные стимулы, поступающие из окружающей среды. Например, читая книгу, вы испытываете множество разных ощущений: чувствуете вес книги в руке; слышите звук голоса человека, разговаривающего рядом с вами по телефону; ощущаете, что сидите на стуле; видите деревья за окном; в голове мелькают воспоминания о недавнем разговоре и многое другое. Когнитивные психологи изучают способность человека испытывать все эти чувства и при этом фокусироваться на какой-то конкретной задаче.

Свойства внимания

  • Концентрированность — степень сосредоточенности сознания на конкретном объекте. Внимание человека может очень ненадолго привлечь звуковой, тактильный или зрительный раздражитель, например звонок телефона или другое внезапное событие, но затем он возвращается к выполняемой в настоящий момент задаче или больше не обращает внимания на действие этого стимула.
  • Устойчивость — способность на протяжении относительно длительного периода времени концентрировать внимание на выполнении задачи. Например, моющий посуду человек с устойчивым вниманием будет делать это до тех пор, пока не вымоет последнюю тарелку. Но если он утратит фокус, то может бросить дело на полпути и заняться чем-то другим. По мнению ученых, большинство взрослых людей и подростков не способны концентрироваться на одной задаче дольше двадцати минут — как правило, они постоянно отвлекаются, а потом снова возвращаются к делу. Такая особенность внимания не позволяет им концентрироваться на довольно продолжительных видах деятельности, например просмотре фильма.
  • Распределенность — способность распределять внимание сразу на несколько объектов. Это свойство влияет на объем обрабатываемой мозгом информации и имеет определенный предел.
  • Избирательность — способность концентрироваться на существенной информации и одновременно отфильтровывать неважную. Например, на шумной вечеринке человек способен поддерживать беседу с одним или несколькими собеседниками несмотря на то, что его органы чувств бомбардирует множество сенсорных раздражителей.

Слепота невнимания и эксперимент с невидимой гориллой

Феномен слепоты невнимания, или перцептивной слепоты, наглядно показывает, что происходит при перегрузке мозга ощущениями. Суть его состоит в том, что человек часто не замечает очевидного, даже если оно находится прямо у него перед глазами. Таким видом слепо — ты время от времени страдают все, так как замечать все визуальные стимулы просто невозможно.

Существование данного феномена подтверждает один известный эксперимент, проведенный американским исследователем Дэниелом Саймонсом. Его участникам показывали короткое видео, в котором две группы людей (одни в белых футболках, другие в черных) перебрасывались баскетбольными мячами, и просили подсчитать, сколько бросков сделала одна из команд. Пока две группы перебрасывались мячами, в центре спортзала появлялся человек в костюме гориллы. Он стучал кулаками по груди и преспокойно удалялся из поля зрения. После просмотра испытуемых спрашивали, заметили ли они что-нибудь необычное, и около 50 процентов людей отвечали отрицательно. Опыт весьма убедительно доказывает, что то, что попадает в поле нашего зрения, в значительной мере зависит от внимания.

Решение задач

В когнитивной психологии задача определяется как некая трудность, неопределенность или сомнение, которая разрешается в ходе процесса мышления. Решение задачи включает в себя ее изучение, анализ и выработку оптимального варианта реакции; главная его цель — преодолеть препятствие и сделать наилучший выбор из всех возможных.

Алгоритм решения задач

По мнению исследователей, успешнее всего задача решается при использовании определенной последовательности в ходе процесса мышления. Но, несмотря на это, иногда очередность действий нарушается — например, происходит перескакивание через несколько этапов либо многократное (столько раз, сколько требуется для достижения желаемого результата) возвращение к одному этапу. Перечислим эти этапы:

1. Распознание задачи. На первом этапе признается необходимость решения задачи. Казалось бы, это довольно просто, однако неверная идентификация источника проблемы приводит к ряду неэффективных, а возможно, и тщетных попыток решить задачу.

2. Определение задачи и оценка имеющихся ресурсов. Чтобы решить задачу, сначала ей нужно дать четкое и исчерпывающее определение. Также стоит оценить имеющиеся под рукой инструменты.

3. Выработка стратегии. Здесь все зависит от условий задачи и уникального опыта человека.

4. Организация информации для решения задачи. На данном этапе происходят организация всей доступной информации и подготовка к выработке подходящего решения.

5. Распределение и использование интеллектуальных и физических ресурсов. В зависимости от значимости задачи ее решение может потребовать затрат определенных ресурсов: денег, времени и прочих. Если задача не слишком важная, выделять для ее решения значительные и ценные ресурсы, скорее всего, нецелесообразно.

6. Отслеживание прогресса. При отсутствии прогресса в решении задачи приходится переосмыслить первоначально выбранный подход и выбирать другую стратегию.

7. Оценка результата. Ради уверенности в том, что выбранное решение обеспечит наилучший результат из всех возможных, необходимо оценивать достигнутое, как, например, в случае с оценкой рабочим выхода продукции за рабочую смену или проверкой учеником правильности полученного ответа с приведенным в конце учебника.

Когнитивные стратегии для решения задач

Задачи бывают хорошо и плохо структурированные. Для задач первого типа характерны четкие цели и предельно ясные пути решения, препятствия, которые легко идентифицировать на основе имеющейся в распоряжении информации. Для решения плохо структурированных задач нет простых способов или формул. Чтобы определить, понять и решить такие задачи, необходимо провести специальное расследование.

Поскольку плохо структурированные задачи невозможно решить по простой формуле, нужно собрать и проанализировать достаточно большое количество информации. Тем не менее в подобного рода задачах часто бывает легко выделить хорошо структурированные более мелкие задачи. Для решения стоящей проблемы может потребоваться комбинация разных стратегий. Исследователи выявили более пятидесяти различных стратегий для решения задач. Перечислим наиболее распространенные:

  • «Мозговой штурм». Составляется список всех предложенных вариантов без предварительной оценки, а затем каждый анализируется и выбирается один — наиболее перспективный.
  • Аналогия представляет собой использование варианта, эффективность которого доказана при решении похожих проблем.
  • Разбиение на части. Сложная, большая задача делится на ряд более простых и менее трудных.
  • Проверка гипотезы. Исходя из имеющихся данных вырабатывает — ся гипотеза и собирается дополнительная информация с целью проверки гипотезы.
  • Метод проб и ошибок. Опробуются случайные решения до тех пор, пока не будет найдено нужное.
  • Исследование представляет собой адаптацию и применение существующих идей, выработанных ранее для решения похожих проблем.
  • Анализ средств и цели. В каждой итерации решения задачи совершаются оптимальные действия, позволяющие приблизиться к конечной цели.

Память

В когнитивной психологии под памятью понимают психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации. Механизм памяти представляет собой три взаимосвязанных процесса: кодирование, хранение и воспроизведение информации*.

Для создания нового воспоминания информацию первым делом нужно закодировать, преобразовав ее в практичную, пригодную к использованию форму. Запомненные данные сохраняются в памяти, чтобы их можно было использовать позже. Большинство сведений хранятся в памяти без участия сознания до тех пор, пока они нам не понадобятся. Когда возникает потребность в какой-либо информации, она извлекается из памяти и переносится в зону сознания.

Лучше разобраться в механизме памяти вам поможет рисунок, изображенный ниже.

По времени сохранения информации различают три вида памяти.

1. Сенсорная память — самый первый этап. Сенсорная информация, поступающая из окружающей среды через органы чувств в форме точного отпечатка, сохраняется очень короткий период времени. Согласно исследованиям, звуковые данные хранятся три-четыре секунды, а зрительные — не дольше половины секунды **. Поскольку количество информации может быть избыточным, определяется и используется только существенная ее часть.

2. Кратковременная память. Этот вид памяти также называют оперативной памятью. Здесь информация хранится в течение нескольких минут (благодаря концентрации внимания на сенсорных стимулах), после чего она обычно быстро забывается, а при многократном воспроизведении поступает на длительное хранение.

3. Долговременная память. Этот вид памяти постоянно хранит информацию. Хранящимися в ней данными человек не пользуется постоянно, но в случае необходимости они могут быть извлечены и воспроизведены. Одни сведения извлекаются быстро и без труда, к другим получить доступ намного труднее.

Разница между кратковременной и долговременной памятью

Разницу между кратковременной и долговременной памятью легко понять, если подумать о том, как происходит воспроизведение воспоминаний. например, кратковременные воспоминания хранятся и извлекаются из памяти в последовательном порядке и по большей мере относятся к сенсорным. Иными словами, если вас попросят назвать шестое слово из только что перечисленного списка, вам придется перечислить в уме слова в том порядке, в каком вы их слышали, чтобы вспомнить. А в долговременной памяти информация хранится и воспроизводится на основе смысла и ассоциаций.

Как организована память

Мы способны извлекать воспоминания из долговременной памяти и использовать запомнившуюся информацию при взаимодействии с другими людьми, принятии решений и решении проблем. По сей день остается загадкой, как именно организована информация, однако ученые уже выяснили, что воспоминания объединяются в группы в результате кластеризации. В ходе этого процесса данные делятся на категории, благодаря чему намного проще запоминаются. Посмотрите, например, на следующую группу слов:

  • Зеленый
  • Стол
  • Земляника
  • Голубой
  • Стул
  • Банан
  • Персик
  • Оранжевый
  • Диван

Теперь, не подглядывая, попробуйте записать слова из списка. Ваша память наверняка сгруппирует их в три разные категории: цвет, фрукты и мебель.

Если что-то вертится на языке…

Современные исследования позволяют предположить, что чем больше времени вы сосредоточенно тратите на то, чтобы вспомнить, что вы только что хотели сказать, тем менее вероятно, что вам это удастся, и более вероятно, что это же слово еще раз выскользнет у вас из головы в будущем.

Память играет в человеческой жизни чрезвычайно важную роль. Жизненный опыт и отношение к окружающему миру в огромной мере зависят от нашей памяти — как кратковременной, так и долговременной. К сожалению, несмотря на то что сегодня наука далеко продвинулись в понимании этой темы, истинная природа памяти по- прежнему остается для нас загадкой.

* Российская психология выделяет четыре процесса памяти: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Прим. ред.
** В психологической литературе чаще встречаются другие оценки. Так, длительность визуальной сенсорной памяти обычно оценивают не более чем в 100 мс. Прим. ред.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты

psixologiya.org

Что изучают когнитивные психологи 🚩 Когнитивная психология 🚩 Психология 🚩 Другое

Когнитивные психологи специализируются на изучении познавательных возможностей мозга, а именно — как человеческий мозг воспринимает окружающий мир и обучается, как он распознает, обрабатывает и сохраняет информацию.

Понятие «когнитивный» охватывает все процессы, посредством которых изменяется  входящая сенсорная информация. Это процессы продолжаются даже в отсутствие внешней стимуляции, когда речь идет о воображении, снах и галлюцинациях.

Исследования, проводимые специалистами по когнитивной психологии, нацелены на выявление паттернов психической деятельности и повышение общей эффективности мышления, улучшение качества социальных взаимодействий и личностный рост. По сути, когнитивные психологи изучают, как использовать свой мозг максимально эффективно.

В круг вопросов, освещаемых в работах по когнитивной психологии, входят расстройства мышления, функционирование систем восприятия, проблемы обучения, внимания, памяти и нейролингвистики. Практические приложения когнитивных исследований направлены на улучшение памяти, повышение точности принятия решений, повышение качества образовательных программ и оптимизацию рабочих процессов во многих отраслях человеческой деятельности.

Когнитивные психологи работают в области патопсихологии, исследуя причины и способы лечения депрессии, тревожности и других заболеваний, социальной психологии, изучая межличностные взаимодействия, психологии развития и личности. Специалисты, получившие психотерапевтическую подготовку, помогают пациентам с различными расстройствами ментального и эмоционального характера, а также в период реабилитации после черепно-мозговых травм.  

От поведенческой когнитивная психология отличается предметом изучения. Бихевиористы фокусируют внимание на внешних проявлениях поведения, на том, что можно наблюдать непосредственно. Когнитивные психологи заинтересованы в выявлении внутренних психических процессов, которые приводят к наблюдаемому поведению.

От психоанализа когнитивная психология отличается методически. Психоанализ основан на субъективных ощущениях, как пациента, так и терапевта. Когнитивные психологи оперируют научными методами, активно используя функционал таких областей научного знания, как неврология, нейрофизиология, антропология, лингвистика и кибернетика.

www.kakprosto.ru

история, психологические основы, предмет, задачи и методы исследования

Что может быть общего у психологии, лингвистики, учении об искусственном интеллекте и теории познания? Все вышеперечисленное успешно объединяет когнитивная наука. Это междисциплинарное направление занимается изучением познавательных и мыслительных процессов, происходящих в мозгу человека и животного.

История когнитивной науки

Еще всем известные великие философы Платон и Аристотель интересовались природой людского сознания. Множество трудов и предположений времен Древней Греции было выдвинуто на эту тему. В XVII веке французский математик, философ и физик Рене Декарт несколько популяризовал представление об этой науке, сказав, что тело и разум живых существ являются самостоятельными объектами.

Автором понятия «когнитивистика» в 1973 году стал Кристофер Лонге-Хиггинс, который изучал искусственный интеллект. Спустя несколько лет был создан журнал Cognitive Science. После этого события когнитивная наука стала самостоятельным направлением.

Рассмотрим имена самых известных исследователей в этой области:

  • Джон Серль создал мыслительный эксперимент под названием «Китайская комната».
  • Физиолог Джеймс Макклелланд, исследующий работу мозга.
  • Стивен Пинкер – специалист в области экспериментальной психологии.
  • Джордж Лакофф — исследователь лингвистики.

Современная когнитивистика

Ученые пытаются на практике доказать связь физиологии мозга с ментальными феноменами, используя визуализации. Если в прошлых веках сознание человека не бралось во внимание, то сегодня его изучение входит в основные задачи когнитивной науки.

Развитие данного учения в целом зависит от технического прогресса. Например, томография, изобретение которой значительно повлияло на дальнейшее продолжение существования и развития когнитивистики. Сканирование позволило увидеть мозг изнутри, следовательно, изучить процессы его функционирования. Ученые утверждают, что со временем технический прогресс поможет человечеству раскрыть тайны нашего разума. К примеру, взаимодействие мозга и центральной нервной системы.

Предмет, задачи и методы исследования когнитивной науки

Все, что касается человеческого разума, до XX столетия было всего лишь предположениями, поскольку в то время проверить теории на практике было невозможно. Взгляды на работу мозга формируются на основе позаимствованной информации об искусственном интеллекте, психологических экспериментах и физиологии высшей ЦНС.

Символизм и коннекционизм – классические методы вычисления, моделирующие когнитивные системы. Первый способ базируется на идее схожести мышления человека с компьютером, имеющим центральный процессор и обрабатывающим потоки данных. Коннекционизм полностью противоречит символизму, объясняя это несовместимостью данных нейробиологии о мозговой деятельности. Человеческое мышление может стимулироваться искусственными нейронными сетями, которые обрабатывают данные одновременно.

Когнитивная наука как зонтичный термин была рассмотрена Е. С. Кубряковой в 2004 году, поскольку учение включает в себя ряд взаимодействующих дисциплин:

  • Философия сознания.
  • Экспериментальная и когнитивная психология.
  • Искусственный интеллект.
  • Когнитивная лингвистика, этология и антропология.
  • Нейрофизиология, неврология и нейробиология.
  • Материальная когнитивная наука.
  • Нейролингвистика и психолингвистика.

Философия сознания как одна из составляющих когнитивистики

Предметом изучения данной дисциплины являются особенности сознания и его соотношение с физической реальностью (ментальные свойства разума). Американский философ современности Ричард Рорти назвал это учение единственным полезным в философии.

Существует немалое количество проблем, возникающих вследствие попыток ответить на вопрос, что такое сознание. Одна из самых важных тем, которую когнитивная наука изучает с помощью данной дисциплины, – это воля человека. Материалисты считают, что сознание – часть физической реальности, а окружающий нас мир полностью подвластен законам физики. Таким образом, можно утверждать, что поведение человека подчиняется науке. Следовательно, мы не являемся свободными.

Другие философы, в их число входил И. Кант, убеждены, что реальность не может быть полностью подвластна физике. Сторонники этой точки зрения считают подлинную свободу результатом исполнения долга, требуемого разумом.

Когнитивная психология

Эта дисциплина изучает познавательные процессы человека. Психологические основы когнитивной науки содержат информацию о памяти, чувствах, внимании, воображении, логическом мышлении, способностях к принятию решений. Результаты современных исследований преобразования информации базируются на схожести вычислительных устройств и познавательных человеческих процессов. Наиболее распространенная концепция представляет психику наподобие устройства со способностью преобразования сигналов. Внутренние когнитивные схемы и активность организма во время познания играют главную роль в этом учении. Эти две системы имеют способность к вводу, хранению и выводу информации.

Когнитивная этология

Дисциплина изучает рассудочную деятельность и разум животных. Говоря об этологии, невозможно не вспомнить о Чарльзе Дарвине. Английский натуралист утверждал не только о наличии эмоций, интеллекта, способности к подражанию и обучению у животных, но и о рассуждении. Основоположником этологии в 1973 году стал Нобелевский лауреат в области физиологии Конрад Лоренц. Ученый обнаружил у животных удивительную в то время способность передавать информацию друг другу, полученную в процессе обучения.

Стивен Вайз, профессор Гарвардского университета, в своей работе с характерным названием «Сломай клетку» согласился, что на планете Земля живет только одно существо, способное создавать музыку, строить ракеты и решать математические задачи. Речь идет, разумеется, о человеке разумном. Но не только люди умеют обижаться, тосковать, мыслить и проч. То есть у «братьев наших меньших» есть навыки коммуникации, мораль, нормы поведения и эстетические чувства. Украинский академик нейронаук О. Кришталь отметил, что на сегодняшний день бихевиоризм преодолен, и животные больше не рассматриваются в качестве «живых роботов».

Когнитивная графика

Ученье объединяет в себе приемы и методы красочного представления проблемы, дабы получить подсказку о ее урегулировании или решении целиком. Когнитивная наука применяет данные методы в системах искусственного интеллекта, которые способны превращать текстовое описание задач в образное представление.

Д. А. Поспелов сформировал три первостепенных задачи компьютерной графики:

  • образование моделей знания, которые могли бы представлять объекты, характеризующие логическое и образное мышление;
  • визуализация сведений, которые пока невозможно охарактеризовать словами;
  • поиск способов перехода от образных картинок к формулировке процессов, скрытых за их динамикой.

fb.ru

Когнитивная психология — это… Что такое Когнитивная психология?

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

Когнитивные способности человека, в информационных единицах, не очень велики и, по экспериментальным данным В. М. Лившица, составляют 120 бит/чел.час.[1] Когнитивный процесс подчиняется принципу, который Лившиц называет «гносеологическим принципом А. Н. Колмогорова», и имеет волновую форму в нелинейных средах[2].

Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики.

Когнитивная психология во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.

Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

История

11 сентября 1956 года в Массачусеттском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

22 августа 1966 года была опубликована книга Джерома Брунера «Изучение когнитивного развития» (англ. «Studies in Cognitive Growth»). Для написания этой книги в Центре когнитивных исследований при Гарвардском Университете объединились 11 соавторов.

См. также

Примечания

Литература

  • Солсо Р. Когнитивная психология. — 6-е изд.. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-94723-182-4
  • Когнитивная психология: история и современность / Фаликман М. и Спиридонова В.. — Ломоносов, 2011. — 384 с. — (Прикладная психология). — ISBN 978-5-91678-008-6

dik.academic.ru

Когнитивная психология | Psichov.net Занимательная психология человека и его личности

 

Термин когнитивной психологии вошел в употребление с публикации книги когнитивной психологии Ульрика  Найссера  в 1967 году.

Когнитивная психология вращается вокруг того, что, если мы хотим знать, что движет людьми, то мы должны понять внутренние процессы своего разума.

Эта наука  буквально означает «знание». Иными словами, психологи из этого научного подхода исследуют  «психическое действие или процесс, при котором знание приобретается.

Когнитивная психология фокусируется на процессе получения и сохранения информации.Когнитивные психологи изучают внутренние процессы включая: восприятия, внимания, речи, памяти и мышления.

Обычно когнитивные психологи используют лабораторный эксперимент по изучению поведения. Это происходит потому, когнитивный подход является научным. Например, участники принимают участие в тестах памяти в строго контролируемых условиях. Тем не менее, широко используемый в лаборатории эксперимент может быть подвергнут критике за отсутствие экологической валидности (главная критика когнитивной психологии).

Когнитивная психология стала иметь большое влияние в середине 1950-х годов. Благодаря нескольким факторам:

    • Недовольство бихевиористическим  подходом в его  упоре  на внешнее поведение, а не внутренние процессы.
    • Развитию лучших экспериментальных методов.
    • Сравнение между человеком и компьютерной обработки информации .

Когнитивный подход начал революцию в психологии в конце 1950-х и начале 1960-х, чтобы стать доминирующим подходом  в психологии в конце 1970-х. Интерес к психическим процессам были постепенно восстановлены благодаря работе Piaget и Толмена. Другие факторы сыграли важную роль в раннем развитии когнитивного подхода.Например, недовольство бихевиористским подходом в его простом акценте на поведение, а не внутренние процессы и развитие лучших экспериментальных методов. 

Ещё один важный фактор в развитии это приход компьютера, который дал когнитивной психологии терминологию и метафоры чтобы исследовать человеческий разум.Начала использования компьютеров позволило психологам,  попытаться понять сложность человеческого познания, сравнивая его с чем-то простым и удобным для понимания,с искусственными системами, такими как компьютер.

История когнитивной  психологии

* Норберт Винер (1948) опубликовал Кибернетика: или управление и связь в животном и машине, введение терминов, таких как вход и выход.

* Толмен (1948) работы по когнитивные карты — обучение крыс в лабиринтах, показал, что животные имели внутреннее представление поведения.

* Рождение когнитивной психологии часто датируются (1956) Джорджа Миллера » Магическое число 7 плюс-минус 2 ».

* Ньюэлл и Саймон (1972) развитие общей Решение проблемы.

* В 1960 году Миллер основал Центр когнитивных исследований в Гарварде с известными когнитивистская девелопменталистской, Джером Брунер.

* Ульрик Найссер (1967) публикует » Когнитивная психология « , которая знаменует собой официальное начало когнитивного подхода.

* Модели процессов памяти Atkinson & Shiffrin (1968) Универсальный магазин модели .

* Когнитивный подход весьма влиятельной во всех областях психологии (например, биологические, социальные, бихевиоризм, развитие и т.д.).

 Когнитивный подход Основная информация

Основные характеристикиМетодология
  • Процессы Mediational
  • Обработка информации
  • Компьютерной аналогии
  • Самоанализ ( Вундт )
  • Номотетическими (исследования группы)
  • Схема
  • Машина Редукционизм
  • Лабораторных экспериментов
  • Самоанализ ( Вундт )
  • Психология памяти
  • Интервью ( Кольберг,Пиаже)
  • Примеры (KF, HM)
  • Наблюдения ( Piaget )
  • Компьютерное моделирование
Основные допущенияОбласти применения
  • Когнитивная психология является чистой наукой, основанные главным образом на лабораторных экспериментах.
  • Поведение во многом могут быть объяснены с точки зрения того, как ум работает, то есть подход обработки информации.
  • Ум работает по аналогии с компьютером: ввод, хранение и извлечение данных.
  • Mediational процессы происходят между стимулом и реакцией.
  • Нравственного развития (Кольберг )
  • Свидетельства очевидцев
  • Память
  • Забывающий
  • Селективного внимания
  • Восприятие
  • Развитие ребенка ( Пиаже )
  • Овладение языком
  • Когнитивная поведенческая терапия
  • Стили обучения ( Колб )
  • Обработка информации
  • Когнитивные Интервью
  • Образование ( Выготский ,Брунер )
  • Распознавание лиц ( Брюс и молодые )
СильныеНедостатки
  • Научный
  • Весьма возможно (например, терапия, EWT)
  • Легко сочетается с подхода: бихевиоризм + = Cog социального обучения биологии + Cog = Эволюционная Psy
  • Многие эмпирическихисследований в поддержку теории
  • Игнорирует биологии (например, тестостерон)
  • Эксперименты — низкой экологической валидности
  • Гуманизм — отвергает научный метод
  • Бихевиоризм — не может объективно изучить поведение ненаблюдаемой
  • Самоанализ субъективно
  • Машина редукционизме

Оценка когнитивного подхода

Б. Ф. Скиннер критикует когнитивного подхода, как он считает, что только внешний стимул — реакция поведение должно изучаться как это может быть научно измерены. Таким образом, посредничество процессов (между стимулом и реакцией) не существуют, поскольку они не могут быть замечены и измерены. Скиннер продолжает находить проблемы с когнитивных методов исследования, а именно интроспекции (используемыйВильгельм Вундт ) в связи с его субъективной природе и ненаучным.

Гуманистическая психолог Карл Роджерс считает, что использование лабораторных экспериментов по когнитивной психологии имеют низкую экологическую валидность и создать искусственную окружающую среду за счет контроля над переменными . Роджерс подчеркивает более целостный подход к пониманию поведения.

Обработки информации парадигме когнитивной психологии взглядов, умов с точки зрения компьютера при обработке информации. Однако существует важное различие между людьми и компьютерами. Ум не обрабатывает информацию, как компьютер, как компьютеры не имеют эмоций или устают, как люди.

Бихевиоризм предполагает, что люди рождаются с чистого листа (Tabula Rasa) и не рождаются с когнитивными функциями, как схемы , памяти иливосприятия .

Когнитивный подход не всегда признают физические (RE: биологические психологии ) и экологические (RE: бихевиоризм) факторов, определяющих поведение.

от Саула Маклеод  опубликована 2007
Статьи по психологии: http://psichov.net

psichov.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *