К какой разновидности рефлексов относится инстинкт: К какой разновидности рефлексов относится инстинкт?

как и где обучить ребенка поведению в критических ситуациях – Москва 24, 26.04.2018

26 апреля 2018, 21:47

Безопасность

Ученики, которые занимаются в спасательном отряде одной из столичных школ, знают как самостоятельно действовать в случае пожара, а также оказывать помощь другим. Именно за такой поступок ученик 10 «В» класса Александр Фомашин получил памятную медаль «За спасение жизни». Почему так важно прививать детям практические навыки и как добиться того, чтобы такой отряд появился в вашей школе, – в материале портала Москва 24.

Фото: ТАСС/Донат Сорокин

Условно-безусловное

Надеяться на то, что ребенок сможет спасти себя в критической ситуации самостоятельно, руководствуясь лишь инстинктом самосохранения, нет никакого смысла: несмотря на то, что наличие инстинктов обусловлено генетическими механизмами, идеально работать они будут разве что у Маугли.

Если детей не воспитывать, то инстинкты у них сохранятся, однако в нашем обществе такого не бывает: мы постоянно пытаемся привить им новый опыт, иначе – рефлексы.

Александр Федорович

Врач-психотерапевт высшей категории, научный сотрудник центра психического здоровья РАМН


Что касается рефлексов, их можно разделить на два типа: условный и безусловный. Первый подразумевает эффект собаки Павлова, когда на протяжении длительного времени человека учат выполнять определенные действия. Второй выглядит проще: дотронулись до горячего, отдернули руку.

По словам врача-психотерапевта высшей категории Александра Федоровича, самоспасение любого человека, не только ребенка, лежит именно в области условных рефлексов. Это относится и к грамотным действиям в случае пожара и других катастрофических ситуаций.

Если мы тренируем ребенка, и он многократно повторяет одно и то же действие: например, вскочить, схватить ключ, открыть дверь и выбежать, либо быстро отстегнуть ремень безопасности, находясь в машине, и выскочить из нее – тогда ребенок это сделает, потому что он натренирован. И в критической ситуации спинной мозг (именно с ним согласовывается работа условных рефлексов) срабатывает гораздо быстрее, чем человеческая мысль.

Александр Федорович

Врач-психотерапевт высшей категории, научный сотрудник центра психического здоровья РАМН

Спасение утопающих

Фото: ТАСС/Интерпресс/Светлана Холявчук

Выходит, привить детям навыки самоспасения вполне реально. Вопрос в том, насколько это возможно технически. Ответ на него не совсем однозначный, но есть.

Существует всем известный школьный предмет ОБЖ, который и призван научить детей правильно вести себя в критических ситуациях. Однако на деле он гораздо больше связан с теорией, чем с практикой.

В наше время мы обретали такие навыки: к примеру, у нас были уроки НВП (начальная военная подготовка), где мы 45 минут надевали и снимали противогазы. Доходило даже до того, что нас обучали основам химической и радиационной разведки. И эти навыки действительно вырабатывались: я даже сейчас могу взять прибор ДП-5А и провести радиационные замеры, хотя учился этому 40 лет назад. Не уверен, что современные дети смогут это сделать.

Александр Федорович

Врач-психотерапевт высшей категории, научный сотрудник центра психического здоровья РАМН


Причина, по которой так происходит, наверняка очевидна как самим детям, так и их родителям: основной упор в современных школах делается на те предметы, которые ребенку придется сдавать при поступлении в университет.

Каждая школа самостоятельно разрабатывает свой индивидуальный учебный план, но при этом выдерживает все необходимые федеральные рекомендации. Тот минимум, который есть в федеральной программе, обязательно закладывается. Но одно только количество часов не имеет решающего влияния на итоговые знания учеников по тому или иному предмету.

Надежда Перфилова

Депутат, член комиссии по образованию Мосгордумы


Кроме того, в подавляющем большинстве школ предмет преподается только в качестве теоретического, а знания проверяются с помощью тестов. Но, к сожалению, во время критической ситуации жизнь ребенка не будет зависеть от того, на сколько вопросов он ответил правильно. «Я считаю, что преподаватель ОБЖ – это в принципе человек, который должен быть непосредственно связан с этой деятельностью, но вместе с тем и иметь педагогическое образование», – добавила Перфилова.

Дожидаться стандарта?

Сейчас министерство образования РФ занято работой над новым образовательным стандартом, который коснется и методики преподавания ОБЖ. По словам заместителя председателя Высшего совета Россоюзспаса Надежды Ершовой, специалисты, участвующие в разработке, считают, что новый стандарт должен включать максимальное количество часов практики, а также обязательные олимпиады и соревнования.

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Однако ждать, пока будет принят новый образовательный стандарт, вовсе не обязательно: уже сейчас есть возможность сделать так, чтобы в каждой конкретной школе появились практические занятия по оказанию первой помощи, противопожарной безопасности и спасению на воде. Все, что для этого нужно – немного родительской инициативы.

Школа безопасности

Фотогалерея

1 из 4

В 1994 году совместными усилиями МЧС и министерства образования была создана Всероссийская детско-юношеская организация «Школа безопасности». На сегодняшний день она насчитывает более 165 тысяч участников по всей стране в возрасте от 8 до 18 лет.

Мы создавали это движение с целью вырастить поколение, которое будет знать, как оказать помощь себе, близким и другим людям.

Надежда Ершова

Заместитель председателя Высшего Совета Россоюзспаса


По всей стране в рамках «Школы безопасности» действуют мобильные отряды, где специалисты Российского союза спасателей на безвозмездной основе дают детям практические навыки, необходимые для помощи и себе, и окружающим в критической ситуации. Можно сказать, что это и есть – практическая часть ОБЖ.

Ребята, которые занимаются в таких отрядах, знают разницу между углекислотным и порошковым огнетушителем, умеют ими пользоваться, читать схемы эвакуации, самостоятельно ее организовывать в местах массового скопления людей, различать типы открытых возгораний и даже тушить их соответствующими средствами.

Еще один важный элемент на занятиях – оказание первой помощи. Детей на практике учат проведению сердечно-легочной реанимации, что делать при ушибах, переломах и кровотечениях. Плюс они изучают правила помощи пострадавшим. К примеру, на одном из недавних занятий они выясняли, как помочь попавшему в аварию байкеру.

Сейчас стоит задача создать сеть таких мобильных отрядов. Если в школе нет педагога, который готов заниматься с детьми, у нас есть волонтеры из Всероссийского студенческого корпуса спасателей. Там уже подготовленные инструкторы, которые будут заниматься с детьми в любой школе, в любом районе. Управляющий совет совместно с администрацией школы могут самостоятельно обратиться к нам с заявлением о создании такого отряда.

Надежда Ершова

Заместитель председателя Высшего совета Россоюзспаса


Единственный подобный отряд в столице действует на основе школы № 883, и совсем недавно один из его участников доказал эффективность такого подхода. В декабре прошлого года ученики Александр Фомашин и Дмитрий Макаров шли в сторону метро после тренировки. Там они увидели толпу людей, собравшихся вокруг женщины, которая неподвижно лежала на земле.

На асфальте лежала женщина, ей было плохо. Когда я подошел, то сразу увидел, что она начинает задыхаться. Мы с Димой перевернули ее в восстановительное положение на бок, и она сразу начала приходить в себя. Кто-то из очевидцев вызвал скорую, и мы вместе дождались ее приезда.

Александр Фомашин

Ученик 10 «В» класса школы № 883


Ребята рассказали нам, что не растеряться в стрессовой ситуации им помогли все те навыки, которые они доводят до автоматизма во время тренировок четыре раза в неделю, причем практика чередуется с теорией.

Я вступил в отряд два года назад, когда мне было 15 лет. Он только появлялся, мне стало интересно, и я втянулся. Безусловно, я бы порекомендовал и другим школьникам заниматься в таких отрядах. Лучше уметь, но не нуждаться, чем нуждаться, но не уметь.

Александр Фомашин

Ученик 10 «В» класса школы № 883

Лучше уметь

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Мобильный отряд 883-й школы появился по инициативе учителя ОБЖ Артура Шмидта в 2010 году. Спустя восемь лет он воспитал множество детей, которые не только сами способны действовать в критических ситуациях лучше, чем большинство взрослых, но и проводят такие занятия для учеников младших классов.

За эти годы преподаватель выработал методику, благодаря которой любой ребенок может быстро получить все необходимые навыки и, в случае необходимости, применить их на практике не хуже профессионального спасателя.

По прошествии полугода занятий ребенок с легкостью может управиться с огнетушителем, самостоятельно совершить необходимые действия по эвакуации, оказать первую помощь и так далее.

Артур Шмидт

Преподаватель ОБЖ, руководитель мобильного отряда спасателей школы № 883


Так что несмотря на то что предугадать все ситуации, в которые может попасть ребенок, невозможно, повысить его шансы на выживание вполне реально.

Лесных Александр

безопасность дети образование истории

Инстинкты собак: примеры, описание | CRAVE™

Очень часто владелец не понимает своего питомца, чье поведение управляется врожденными инстинктами. В статье рассказываем, какие есть у собак инстинкты, как они проявляются и каким образом гармонично взаимодействовать c любимцем.

Инстинкт — это врожденное наследуемое поведение. Оно проявляется бессознательно. То есть животное контролировать инстинкт не может. Это врожденный способ поведения и реакции.

Инстинкты вырабатываются в процессе эволюции и селекции. Они закрепляются на генетическом уровне и передаются из поколения в поколение. Собаки, благодаря своим инстинктам, умеют добывать еду, охранять территорию, искать по запаху, обороняться.

Отдельно кинологи выделяют понятие «социальное поведение». К нему относятся навыки, которые можно развивать у собаки. Воспитание социального поведения зависит от множество факторов: породы, возраста, частоты и типа дрессировок, характера питомца.

Начинать самостоятельную дрессировку кинологи рекомендуют, когда щенку исполнилось 2-2,5 месяца. Социализировать щенка надо с раннего возраста — с другими собаками, людьми, окружающими предметами, звуками, предметами.

При дрессировке собак используются инстинкты. Некоторые из них могут быть выражены сильнее или слабее как индивидуально у разных особей, так и породно. Например, собаку можно научить быть компаньоном.

Часто природные реакции путают с рефлексами. Последнее — это реакции организма на стимул или раздражитель. Например, зрачок сокращается от яркого света. Это безусловный рефлекс, который есть у всех собак. Он помогает животным адаптироваться к изменяющейся среде.

Условные рефлексы формируются в течение жизни. Например, собака привыкает к своей кличке и обучается на нее реагировать.

Инстинкт стаи

Все представители семейства псовых — высокосоциальные животные. Они всегда хотят быть частью стаи. Инстинкт стаи у собаки может проявляться по-разному. Она может вести себя отстраненно и обособленно, демонстрировать независимость не только по отношению к сородичам, но и к человеку.

Другой крайностью проявления стадного инстинкта будет страх разлуки. Такого питомца нельзя оставлять одного. Он начинает грустить, лаять, выть, вести себя деструктивно. Дрессировать его будет сложно.

Ориентировочный инстинкт

Ориентировочный инстинкт помогает животному изучить окружающий мир, обстановку и понять, что изменилось, появились ли новые объекты. Собаки с преобладающим ориентировочным инстинктом любопытны, общительны, обладают высокой коммуникабельностью. Они часто отвлекаются на людей, посторонние звуки, автомобили.

Пищевой инстинкт

Пищевой инстинкт у собак — один из самых развитых. Он заставляет искать еду повсюду, например, во время прогулки. А в процессе приема пищи животное настолько увлечено, что не реагирует на посторонние раздражители.

Питомцам и их владельцам, если они живут в городе, важно найти баланс между пищевым инстинктом и навыками социального поведения.

Владельцам рекомендуется выгуливать собак в намордниках, чтобы они не могли подбирать с земли остатки пищи.

Также при помощи лакомства или кусочков ежедневного корма можно закреплять правильное поведение собаки во время прогулки.

Например, давать ей лакомство, когда у нее проявляется инстинктивное поведение — ей хочется попробовать еду с земли. Но она этого не делает. А помогают ей в этом навыки социального поведения.

Одним из факторов, влияющих на желание питомца попробовать неизвестную еду на улице, может стать неполноценный рацион питания. Собака может чего-то недополучать в ежедневном рационе и пытается компенсировать нехватку на улице. Правильное питание должно полностью насыщать собаку, и ей не захочется искать еду на улице. Сытая удовлетворенная собака не будет искать пищу. Она может отреагировать на запах еды во время прогулки, но добывать ее не будет.

Важно кормить питомца качественными кормами с высоким содержанием белка и животного жира. Корма CRAVE™ являются сбалансированными и удовлетворяют все потребности в микро- и макроэлементах.

Высококачественный животный белок придает энергии, обеспечивает аминокислотами, поддерживая организм в тонусе.

Влажный корм CRAVE™ содержит минимум 99% ингредиентов животного происхождения. В его составе — мясные компоненты от проверенных производителей.

Нормы питания у собак различаются в зависимости от породы, возраста, размеров и веса. Для того, чтобы поддержать оптимальный вес любимца, регулируйте количество корма. Важную роль в поддержании здоровья вашего «хищника» играют прогулки на свежем воздухе, игры, физическая активность и достаточное количество питьевой воды.

Если вы хотите узнать подробнее о других проявлениях инстинктов вашего питомца, рекомендуем статью

почему собака воет

Тебе будет интересно

Теплый, сухой, холодный нос у собаки: что это значит?

Как собаки видят окружающий мир

Крупные породы собак

Язык и общение собаки: почему собака воет?

Больше статей

[Сравнение рефлекторного и инстинктивного поведения человека (авторский перевод)]

. 1977 г., февраль; 45 (2): 128–40.

[Статья в немецкий]

J Gschwend

  • PMID: 584174

[Статья в немецкий]

J Gschwend. Fortschr Neurol Psychiatr Grenzgeb. 1977, 9 февраля.0003

. 1977 г., февраль; 45 (2): 128–40.

Автор

Дж. Гшвенд

  • PMID: 584174

Абстрактный

На основе особенностей экстероцептивных рефлексов и инстинктов было показано, что инстинктивное поведение развивается из рефлекторных признаков (локальная характеристика раздражителей, положительное и отрицательное таксис, привыкание, обусловливание). Наибольшее сходство обнаруживается между рефлекторным и инстинктивным поведением избегания (инстинкты выделения, терморегуляции, ухода за телом, избегания боли и безопасности). Кроме инстинкта безопасности, все остальные реагируют на раздражители, характеризующиеся локализацией рецепторов. В инстинкте безопасности структура стимула становится важной вместе с растущим значением третьего измерения. Этот инстинкт также впервые показывает изменчивость порога, который спонтанно остается низким в течение некоторого времени после раздражения системы. Обратные инстинкты усиления (пищевой, половой и социальный инстинкты). Здесь порог спонтанно падает при отсутствии раздражителей и повышается при их наличии. Спонтанным моторным выражением снижения порога является аппетит. Это означает поиск стимулов, которые будут получены с помощью элементов начального и конечного успешного поведения. Успешное пищевое и сексуальное поведение останавливается торможением успеха, в то время как социальный инстинкт остается в терминальном успешном поведении с групповой динамической иерархией, с подражательным и помогающим поведением. Чрезмерная смена инстинктов приобретения провоцирует поведение избегания с постоянным порогом. Нервные системы большинства рефлексов распределены в спинном мозге и стволе головного мозга, инстинктов — в лимбической части мозга, пищевого и полового инстинктов — с гипоталамическим водителем ритма.

Одновременная активация двух или многих инстинктивно-мотивационных систем приводит, не сравнимое с прямым рефлекторным взаимодействием, к взаимодействиям на уровне глобального взаимодействия, к взаимодействиям на уровне глобальной интеграции (суммирование, смешение, синтез, покой, колебание, интенция). ), который проецирует паттерны активности через моторную кору на периферические нейроны. Там он завершается рефлексами. Вместо этого гормональные и вегетативные проекции идут непосредственно к конечным органам. Мотивация отвечает за субъективный опыт, доминирующая интеграция с его моторной проекцией — за инстинктивное поведение.

Похожие статьи

  • Нарушения инстинктивного поведения человека при поражениях гипоталамуса (авторский перевод).

    Гшвенд Дж. Гшвенд Дж. Fortschr Neurol Psychiatr Grenzgeb. 1977 март; 45(3):187-93. Fortschr Neurol Psychiatr Grenzgeb.

    1977. PMID: 585365 Немецкий.

  • Электрофизиологическая характеристика облегченного рефлекса отдергивания позвоночника на повторяющиеся электрические раздражители и его модуляция центральным рецептором глутамата у спинномозговых анестезированных крыс.

    You HJ, Mørch CD, Arendt-Nielsen L. Вы HJ и др. Мозг Res. 2004 29 мая; 1009 (1-2): 110-9. doi: 10.1016/j.brainres.2004.02.053. Мозг Res. 2004. PMID: 15120588

  • [Рефлексы, инстинкты, эмоции и страсти].

    Санчес А.П. Санчес АП. An R Acad Nac Med (Madr). 2008;125(2):377-84; обсуждение 384-6. An R Acad Nac Med (Madr). 2008. PMID: 18924359Испанский.

  • Нейрофизиологический подход к рефлексам ствола мозга. Мигательный рефлекс.

    Эстебан А. Эстебан А. Нейрофизиол клин. 1999 февраль; 29(1):7-38. doi: 10.1016/S0987-7053(99)80039-2. Нейрофизиол клин. 1999. PMID: 10093816 Обзор.

  • Активация бульбо-спинального контроля периферическим ноцицептивным входом: диффузный вредный тормозной контроль.

    Вильянуэва Л., Ле Барс Д. Вильянуэва Л. и соавт. Биол Рез. 1995;28(1):113-25. Биол Рез. 1995. PMID: 8728826 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

Рефлексы новорожденных: 5 инстинктов, с которыми рождается ваш ребенок

Фото: iStock/deng qiufeng

Момент, запечатленный бесчисленными камерами: вы касаетесь крошечной ладошки новорожденного, и он с удивительной силой сжимает ваш палец , как будто он собирается никогда вас не отпускать. Может быть, это немного обескураживает, узнав, что эта яростная хватка — всего лишь рефлекс, но это также увлекательно: ваш ребенок рождается с 75 рефлексами. Некоторые рефлексы ребенка исчезают внезапно, обычно в возрасте от трех до шести месяцев, в то время как другие постепенно заменяются более целенаправленным поведением.

Ротовые рефлексы

Этот набор рефлексов связан с выживанием. Погладьте ребенка по щеке, и он повернется к вам с открытым ртом. Этот рефлекс помогает ей найти сосок и захватить его. Бри Хоффман, которая живет в Бернаби, Британская Колумбия, является мамой шестимесячной Лауры. «Когда Лаура была новорожденной, — говорит Хоффман, — иногда я прижимал ее лицо к своей щеке, когда она копалась, и мне казалось, что она целует меня». Младенцы также будут сосать при стимуляции мягкого неба или рта. Рвотный рефлекс помогает предотвратить удушье: если что-то касается задней части ее горла, ее челюсть отвисает, а язык выдвигается вперед, чтобы вытолкнуть это.

Рефлекс Моро

Вы когда-нибудь видели, как детеныш обезьяны цепляется за свою мать? Остаток такого поведения легко увидеть в рефлексе Моро. Если ваш ребенок слишком резко ложится на спину, чувствует, что его голова не поддерживается, или вздрагивает от громкого шума , он будет выбрасывать руки и ноги вперед, как будто хватаясь изо всех сил. Этот детский рефлекс все еще имеет некоторое применение, говорит психолог Пенелопа Лич в Your Baby & Child : он говорит вам, что он хотел бы, чтобы его двигали более осторожно.

Шаговый рефлекс

Элисон Шоу, консультант по педиатрии Детской больницы Оттавы в Восточном Онтарио, описывает этот загадочный (но милый) детский рефлекс: «Если вы держите ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ноги касались твердой поверхности, он будет поднимать ноги одну за другой, как будто гулять пешком.» Шоу говорит, что нет известного биологического объяснения этого конкретного рефлекса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *