жизнь знаменитого психолога, его методы самоанализа и экспериментальное обучение
Биографии
12.11.21
9 мин.
Канадский психолог Альберт Бандура, биография которого позволит поближе познакомиться с этим выдающимся человеком, внёс значительный вклад в науку. Он занимался психологическими исследованиями процессов обучения, ведущую роль отдавая когнитивному аспекту. Психолог написал множество книг, которые актуальны и пользуются спросом сегодня. Им была разработана концепция обучения через моделирование, использующаяся в различных школах и университетах.
Оглавление:
- Детские годы и юность
- Учеба в университете и переезд в США
- Научная деятельность
- Личная жизнь психолога
Детские годы и юность
Родился Альберт Бандура в деревушке Мундар в Канаде в 1925 году в семье польско-украинских эмигрантов. У будущего знаменитого психолога было пять старших сестер. В детстве малыш рос подвижным и любознательным, он целыми днями находился на открытом воздухе, изучая окружающую природу. Мальчик пошёл в школу в своей родной деревне, где у него было лишь два учителя.
По причине недостаточно хорошего образования Альберт после завершения средней школы не смог поступить в университет, поэтому устраивается работать дорожным строителем в США в штате Аляска. Тут он мог не только заработать немного денег, но и наблюдал за различным делинквентным поведением личностей, оценивал своих коллег по работе, неизменно интересуясь особенностями поведения. Подтянув профильные предметы, Альберт успешно сдает экзамены в Университет Британской Колумбии, где он обучался по профилю психологии.
Учеба в университете и переезд в США
Сразу же после успешного завершения обучения и получения степени бакалавра в 1949 году Бандура переезжает в США, где продолжает обучение в престижном Айовском университете.
Буквально через год обучения Альберт получает степень магистра, а в 1952 году стал доктором психологии. Известно, что подающего большие надежды студента ещё во время учёбы приглашали читать небольшие лекции. Он часто участвовал в различных симпозиумах и семинарах, готовя презентации и доклады. Именно в это время Бандура кратко разработал структуру бихевиорист метода, основанного на комплексном изучении поведения людей.В это время Альберт Бандура занимался следующими исследованиями:
- изучал комплексное поведение;
- рассматривал влияние агрессии родителей на детей;
- разрабатывал основу комплексного обучения.
Сразу же после завершения обучения в университете Айовы Бандура получает приглашение начать работу первоначально в качестве лаборанта, а в последующем и преподавателем в университете Стэнфорда. Тут молодой ученый начинает писать диссертацию по самоэффективности обучения и вскоре получает профессорскую степень.
Будучи преподавателем Стэнфорда, Бандура написал десяток различных работ, которые внесли существенный вклад в развитие психологии.
Научная деятельность
В 1964 году Бандура получает в Стэнфордском университете звание профессора, а через 10 лет этот вуз наградил Альберта специальным именным креслом, что означало высокое признание в американском академическом мире. Работая вместе с выдающимися коллегами и умнейшими студентами, Бандура занимался своими исследованиями и неизменно обменивался с профессорами идеями, которые в последующем легли в основу его многочисленных книг и работ.
В своей автобиографии Бандура утверждал, что первым коллегой, оказавшим на него влияние, стал председатель отдела психологии Робертс Сирс. Именно этот учёный изучал различные модели воспитания детей, в том числе зависимости и агрессивность подростков. Бандура развил эту тематику, он вместе со своим аспирантом Ричардом Уоттерсоном стал изучать кривую психики и семейные корни, которые лежали в основе агрессивных правонарушений.
Это позволило установить, что особенности поведения подростков во многом зависят от враждебности их родителей.
Важнейшие работы:
- Социальное обучение и развитие личности.
- Теория социального научения.
- Гештальтпсихология.
- Принципы модификации поведения.
Все изученные в рамках такой работы вопросы психолог Бандура вместе с Ричардом Уоттерсоном отразил в книге «Подростковая агрессия». Он был поражён сильнейшим влиянием на детей родительских образов, а также их полным подражанием поведению взрослых. Именно этому вопросу в шестидесятых годах Бандура посвятил все свое свободное время. Он начал ставить эксперименты с куклами Бобо, в которых ему помогала Шейла и Доротея Росс. Результаты этого исследования профессор опубликовал в книге «Социальное обучение и развитие личности».
В 1969 году он опубликует свою знаменитую работу «Принципы модификации поведения». В этом труде не только рассказывалось, к какому направлению относится психолог Бандура, но и разбиралась когнитивная терапия, которая в последующем широко применялась психологами для решения проблем с подростками, у которых имелись отклонения в психике и воспитании. Бандура предложил теорию социального обучения, которая позволяла интегрировать в общество даже людей, имевших серьезные проблемы в социальной адаптации.
Личная жизнь психолога
Еще будучи студентом в университете Айовы, Альберт знакомится с Вирджинией Варнс, с которой он часто пересекался на площадке для игры в гольф. Через несколько лет молодые люди поженились, а в скором времени у них родились дочери Мэри и Кэрол. Сегодня профессор и академик Бандура уже отошел непосредственно от преподавания и руководства в университете, но всё также занимается наукой, пишет несколько исследований по психологии, пытаясь развить свою теорию обучения на основе положительного опыта.
Проживает профессор в своём доме на ранчо в Калифорнии, несмотря на свой солидный возраст, отлично выглядит и всё также занимается научными исследованиями. Бандура внес существенный вклад в психологию, он стал родоначальником целого направления в анализе и обучении, сегодня по его программам ведется преподавание в различных учебных заведениях по всему миру.
Не успеваете написать работу?
Заполните форму и узнайте стоимость
Вид работыПоиск информацииДипломнаяВКРМагистерскаяРефератОтчет по практикеВопросыКурсовая теорияКурсовая практикаДругоеКонтрольная работаРезюмеБизнес-планДиплом MBAЭссеЗащитная речьДиссертацияТестыЗадачиДиплом техническийПлан к дипломуКонцепция к дипломуПакет для защитыСтатьиЧасть дипломаМагистерская диссертацияКандидатская диссертацияКонтактные данные — строго конфиденциальны!
Указывайте телефон без ошибок! — потребуется для входа в личный кабинет.* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Подтверждение
Ваша заявка принята.
Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.
Ошибка оформления заказа
Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.
ქეთი მასწავლებელი: Теория социального научения Альберта Бандуры
Теория предложена А. Бандурой в 1969 году и позволила отойти от идей классического бихевиоризма, предложив новый взгляд на процесс научения и основные детерминанты поведения человека.
Теория социального научения была предложена канадским психологом Альбертом Бандурой в 1969 году. Он критиковал разные теоретические подходы в психологии, за то, что они объясняли поведение человека через влияние отдельных факторов внутри личности или со стороны внешней среды, но не учитывали все существующие детерминанты поведения человека и их взаимодействие. Согласно теории социального научения поведение человека обуславливается постоянным взаимным влиянием поведенческих, когнитивных и средовых факторов. Это означает, что не только среда или личностные факторы влияют на поведение человека, но и сам человек играет активную роль в создании условий окружающей среды.
От рождения человек наделен ограниченным числом рефлекторных реакций, на основе которых у него в течение жизни постепенно образуются новые формы поведения. Ведущий механизм, благодаря которому становится возможным расширение поведенческого репертуара человека — это научение. Согласно теории социального научения человек может учиться не только на собственном опыте, но и через наблюдение за поведением других людей, что является принципиальным отличием этой теории от радикального бихевиоризма.
Обучение через собственный опыт осуществляется за счет положительного или отрицательного подкрепления действий, которые совершает человек — происходит отбор эффективных форм поведения. При научении через наблюдение у человека формируется представление о том, каким образом должно реализовываться новое поведение, он приобретает символическое представление о поведении модели. В дальнейшем такая информация служит для него руководством к действию. Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения.
- вниманием,
- сохранением,
- моторно-репродуктивными процессами
- мотивационными процессами.
Процессы внимания определяют, что избирательно наблюдается и что конкретно отбирается из множества модельных влияний.
Процессы сохранения отвечают за запоминание и сохранение наблюдаемого поведения в долговременной памяти посредством символов.
Процессы моторно-репродуктивные обеспечивают преобразование символических представлений в соответствующие действия. На начальной фазе моделируемое поведение реакции отбираются и организуются на когнитивном уровне. Затем действие выполняется уже в реальности.
Идеи из когнитивного уровня редко переходят в реализацию действии сразу. Нужны корректирующие усилия, чтобы добиться правильного выполнения действия.
Мотивационные процессы. Человек с большей вероятностью будет воспроизводить то поведение, которое приводит к положительным результатам. Мы стараемся действовать так, чтобы получать самоудовлетворение, и отбрасываем то, что лично не одобряем. Поэтому то, к какому результату приводит поведение модели, будет влиять на мотивацию человека к её дальнейшему освоению.
Косвенное подкрепление
Косвенное подкрепление осуществляется каждый раз, когда наблюдатель видит действие модели с их последующим результатом. Важно, чтобы наблюдатель не только видел, но и осознавал результат предшествующих действий модели. Косвенное позитивное подкрепление будет побуждать человека повторять ранее наблюдаемое поведение модели, а косвенное наказание, наоборот, снижает тенденцию вести себя подобным образом.
А.Бандура отмечает, что наблюдатели действия обычно научаются быстрее, чем его исполнители. Наблюдатели могут полностью уделить свое внимание поиску правильного решения, в то время как исполнитель ищет связь между действием и результатом.
Самоподкрепление
А.Бандура выделяет особый вид подкрепления — самоподкрепление. Изучение социальных взаимодействий показывает, что люди твердо придерживаются идеологической позиции, поэтому можно прийти к выводу о существовании персонального источника контроля за поведением. Люди устанавливают для себя стандарты поведения и реагируют на них в духе самовознаграждения и самонаказания. Данные стандарты устанавливаются либо при научении, либо при моделировании. Люди учатся оценивать своё поведение частично на основании того, как другие реагируют на него, а затем критерии этой оценки переходят во внутренний план и становятся внутренним регулятором поведения человека.
После того, как формируются системы самоподкрепления, каждое действие будет иметь два вида последствий — внешние результаты и самооценочные реакции. Баланс между двумя видами оценок может быть разным, и в каких-то случаях он может приводить к конфликту, если самооценочные реакции будут сильно расходиться с внешними результатами действия. В этом случае человек может либо усилить самооценочное подкрепления действий, которые считает верными, либо пересмотреть свои внутренние критерии оценки.
Эксперименты с куклой Бобо
В 1961 году Альберт Бандура вместе со своими коллегами провел эксперимент с куклой Бобо, целью которого было выявление влияния агрессивных моделей поведения, которые дети наблюдали у взрослых, на их последующее поведение в условиях свободы действий. В исследовании приняли участие 36 мальчиков и 36 девочек, воспитанники детского сада Стэнфордского университета, в возрасте от 37 до 69 месяцев, средний возраст по выборке — 52 месяца. Двое взрослых, мужчина и женщина, выполняли роль поведенческой модели для детей, и одна женщина контролировала ход эксперимента.
Испытуемые были разделены на восемь экспериментальных групп по 6 человек в каждой и контрольную группу из 24 человек. Фактор индивидуальной склонности детей к агрессивному поведению контролировался. Половине испытуемых демонстрировалась агрессивная модель, а другой половине — подавленная и неагрессивная. Группы потом были разделены на мальчиков и девочек. Половина испытуемых наблюдала агрессивные и неагрессивные модели поведения одного с ними пола, другая половина — противоположного пола. Контрольная группа тестировалась лишь в последующей общей ситуации, никаких моделей поведения ей не предъявляли.
Эксперимент делился на первую часть, в которой детям демонстрировали модели поведения, а во второй части эксперты наблюдали за их поведением в игровой комнате, когда им предоставлялась свобода действий.
В первой части эксперимента испытуемых приводили в экспериментальную комнату и предлагали заняться творческой деятельностью. В это время с ними в комнате находился взрослый, являющийся в эксперименте поведенческой моделью для испытуемых. Детям не давалось специальных указаний следить за поведением взрослого и воспроизводить в дальнейшем его действия.
В экспериментальных группах, где демонстрировалась агрессивная модель, взрослый сначала 1 минуту играл с куклой Бобо, а затем до конца этой части эксперимента проявлял к ней специфические агрессивные действия (бил игрушку молотком, пинал, подбрасывал по комнате, использовал вербальные формы агрессии: «Дадим ему по носу», «Подбросим его вверх», «Ударим его» и т. д.).
В экспериментальных группах, где демонстрировались подавленная и неагрессивная модель, взрослый на протяжении всего времени просто играл с куклой, не проявляя агрессии по отношению к ней.
Через 10 минут испытуемого переводили в другую комнату, где уже не было модели. Там были представлены игрушки, призванные вызывать агрессивные и неагрессивные формы поведения. К неагрессивным относились чайный набор, мелки, раскраски, машинки, грузовички, пластиковые животные; к агрессивным — трехфутовая кукла Бобо, колотушка, два лука, подвешенный к потолку мячик с нарисованным лицом. Испытуемый находился в комнате 20 минут, и на протяжении этого за ними следили два наблюдателя — одному были известны условия эксперимента, другой наблюдатель не знал об условиях. Категории, в которых фиксировалось поведение детей, были даны наблюдателям заранее и включали специализированные выделенные классы поведения. Оценивались как физические, так и вербальные проявления агрессии.
Сравнение поведения испытуемых показало, что испытуемые, которым демонстрировалась агрессивная модель, показывали большее количество агрессивных реакций, нежели испытуемые, которым демонстрировались неагрессивные или подавленные модели поведения, или испытуемые из контрольных групп. Также у первых было замечено значительно больше имитирующих и неимитирующих форм агрессивных реакций. Помимо этого было отмечено, что дети чаще подражали в поведении моделям одинакового с ними пола.
Таким образом, данный эксперимент стал подтверждением теоретических положений теории социального научения А.Бандуры о возможности научения через наблюдение за поведенческой моделью.
В 1963 году Альберт Бандура провел эксперимент с куклой Бобо, в котором изучалось научение агрессивным формам поведения через просмотр фильмов. В нём приняли участие 48 мальчиков и 48 девочек, воспитанники детского сада Стэнфордского университета, в возрасте от 37 до 69 месяцев, средний возраст по выборке — 52 месяца.
Испытуемые были разделены на 3 экспериментальные группы и одну контрольную группу. Первая экспериментальная группа наблюдала агрессивное поведение в реальной жизни, вторая — в фильме, третья — в мультфильме. Контрольной группе не предъявлялись модели поведения, она тестировалась только в последующей общей ситуации. Фактор индивидуальной склонности детей к агрессивному поведению контролировался.
Для первой группы испытуемых в ходе эксперимента повторялись те же условия, что и в эксперименте с куклой Бобо в 1961 году. Во второй группе испытуемых провожали в игровую комнату и давали творческое задание. В это время в углу комнаты работал телевизор, в котором на протяжении 10 минут шел фильм, в котором мужчина или женщина (те же, что и в реальной жизни у первой группы испытуемых) совершали агрессивные действия по отношению к кукле Бобо. Поведение модели в жизни и поведение модели в фильме были практически идентичными. В третьей группе аналогично второй в углу комнаты был включен телевизор, только на нём воспроизводился мультфильм на протяжении 10 минут: чёрный кот совершал агрессивные действия по отношению к кукле Бобо. Во всех трех группах агрессивные действия модели были представлены как физическими, так и вербальными проявления.
Потом испытуемых провожали в другую комнату, где были представлены потенциально агрессивные и неагрессивные игрушки. На протяжении 20 минут за испытуемыми следили наблюдатели, фиксировали категории, соответствующие специализированному выделенному классу поведения.
Результаты показали, что испытуемые из 2 и 3 группы, которые смотрели фильм и мультфильм с агрессивным поведением, в 2 раза чаще демонстрировали агрессивное поведение по сравнению с детьми из контрольной группы. Испытуемые из 1 и 2 группы гораздо чаще имитировали агрессивные действия модели по сравнению с испытуемыми из 3 группы, которым показывали мультфильм.
Данные результаты позволили А.Бандуре предполагать, что телевидение может влиять на поведение человека, так как данный эксперимент показал, что социальное научение возможно через просмотр определенного поведения модели на экране.
Критика теории социального научения
Критиками теории социального научения отмечалось, что данная относится к социально-когнитивному направлению, но когнитивная составляющая слабо проанализирована в данной теории. Эксперименты с куклой Бобо, которые стали практическим подтверждением положений теории социального научения, включали испытуемых в возрасте от 37 до 69 месяцев, что задает определенную специфику когнитивной сферы, которая в исследовании никак не обсуждалась. Существуют данные лонгитюдного исследования, которое проводилось с 1960 по 1982 годы, которые показывают разные корреляционные связи между просмотром фильмов с агрессивным содержанием и агрессивным поведением испытуемого в возрасте 8, 19 и 30 лет. Таким образом, теория социального научения А. Бандуры не выделяет различия в процессе научения у разных возрастных групп.
В качестве критики теории социального научения также отмечалось, что она не объясняет индивидуальных различий между людьми. В одной и той же ситуации разные люди могут наблюдать одинаковые модели поведения, однако в дальнейшем поступать по-разному, и данная теория не объясняет, с чем это связано. Теория социального научения не рассматривает особенности взаимосвязей таких внутренних переменных как чувства, мысли, желания человека с его поведением, поэтому нельзя говорить о том, она является исчерпывающей моделью, учитывающей все детерминанты человеческого поведения.
Социально-когнитивная теорияВ 1986 году была опубликована книга А. Бандуры «Социальные основы мышления и поведения: социально-когнитивная теория», в которой понятие теории социального научения было расширено и преобразовано. Новая теория получила название социально-когнитивной теории. А.Бандура изменил название для того, чтобы подчеркнуть, что когнитивность играет значительную роль в поведении человека. [8] В своей книге А.Бандура особо подчеркивает влияние поведенческих, когнитивных и средовых факторов на человеческое поведение.
- ИСТОЧНИК
- სოციალური დასწავლის თეორია
- Альберт Бандура — психолог
- ალბერტ ბანდურას დასწავლის სოციალურ-კოგნიტური თეორია– მიბაძვით დასწავლა
სოციალური დასწავლის თეორია — პერსპექტივა, რომელიც აცხადებს, რომ ადამიანი სწავლობს, იძენს ცოდნას სოციალურ კონტექსტში, ადამიანის მიერ მოვლენათა დაკვირვების და მისი უშუალო გამოცდილების საფუძველზე. აღნიშნული თეორია შემოგვთავაზა ფსიქოლოგმა ალბერტ ბანდურამ (დაიბადა 1925წ. კანადაში). ეს თეორია აგებულია შემდეგ ძირითად პრინციპებზე:
ურთიერთდეტერმინიზმის პრინციპი
ა.ბანდურას მიხედვით, ადამიანი არც ავტონომიურ და არც მხოლოდ გარედან მართვად სისტემას წარმოადგენს, მას მომავალში განსახორციელებელი მოვლენების გათვალისწინების და მასზე მოქმედი სტიმულების კონტროლის უნარი გააჩნია. ადამიანი მხოლოდ შინაგანი ფსიქიკური აქტივობით არ იმართება, ამავე დროს, ის გარე ზემოქმედებაზე უშუალოდ არ რეაგირებს. მისი ქცევა მასში მიმდინარე შემეცნებითი პროცესების და გარემოს მახასიათებლების ურთიერთმოქმედებით განისაზღვრება. ა.ბანდურას ადამიანის ქცევის მადეტერმინირებელ ფაქტორებად ურთიერთდაკავშირებული შინაგანი და სიტუაციური ცვლადები მიაჩნია. პიროვნული (მრწამსი, მოლოდინი, თვითაღქმა) და სიტუციური (წახალისება, დასჯა) ცვლადები არა მხოლოდ ქცევას განსაზღვრავენ, არამედ, როგორც მთლიანი სისტემის ნაწილები, ერთმანეთზეც გავლენას ახდენენ. ქცევაზე გარემო მოქმედებს, ამავე დროს, გარკვეულ ფარგლებში, ის მისივე მოქმედების შედეგს წარმოადგენს. ადამიანი თავისი საქციელით გარკვეულ სიტუაციას ქმნის, რომელიც, თავის მხრივ, მისივე ქცევის მარეგულირებელ ფაქტორად გვევლინება. გარემოს ქცევა ცვლის. გარდა ამისა, ადამიანს სიმბოლოების გამოყენების უნარი გააჩნია, მას მომავლის დაგეგმარება შეუძლია, რაც მის ღია ქცევაში მჟღავნდება. რეალური ქცევის შიგა და გარე პირობების ურთიერთქმედების შედეგად, ადამიანი ერთდროულად სიტუაციის პროდუქტიცაა და შემქმნელიც.
განმტკიცების სპეციფიკის პრინციპია.ბანდურა ქცევის დეტერმინაციაში გარე განმტკიცებას სათანადო ანგარიშს უწევს, მაგრამ მას ერთადერთ ფაქტორად არ მიიჩნევს. ადამიანის შემეცნებით აქტივობას (კითხვა, მოსმენა, სხვათა ქცევაზე დაკვირვება) დასწავლის პროცესში უდიდესი მნიშვნელობა გააჩნია. წარსული გამოცდილების საფუძველზე ადამიანი განსახორციელებელი ქცევის დადებით და უარყოფით შედეგებს ითვალისწინებს, რაც მისი ქცევის ძირითად განმსაზღვრელ ფაქტორს წარმოადგენს.
თვითკონტროლის პრინციპია.ბანდურას მიხედვით, ადამიანს თვითკონტროლის უნიკალური უნარი გააჩნია.ითვალისწინებს რა ქცევიდან გამომდინარე შედეგებს, ამით ადამიანი თავის ქცევაზე მნიშვნელოვან გავლენას ახდენს. სიმბოლოებით ოპერირების უნარი გარემოზე გავლენის უნიკალურ საშუალებას წარმოადგენს.მეხსიერებითი და წარმოსახვითი წარმოდგენების მეშვეობით ადამიანში მისივე გამოცდილება აისახება. სასურველი შედეგების გათვალისწინება მათი მიღწევის ქცევითი სტრატეგიების შემუშავებას ედება საფუძვლად. სიმბოლოებით ოპერირების უნარი ცდისა და შეცდომის მოქმედებების გამეორების გარეშე, ადამიანს პრობლემების გადაჭრის, ქცევის მოდიფიკაციის საშუალებას აძლევს.
მოდელირების პრინციპისოციალური დასწავლის თეორიის თანახმად, ადამიანის ახალი ქცევის ფორმირება გარე განმტკიცების გარეშეც შეიძლება მოხდეს. ადამიანის მიერ გამოვლენილი ქცევის შინაარსს გარკვეული ნიმუში, ანუ მოდელი განსაზღვრავს. ის სხვების ქცევას აკვირდება და მას შემდგომ წაბაძვის მექანიზმის გამოყენებით იმეორებს. ბანდურას აზრით, დასწავლა არაეფექტური იქნებოდა, ადამიანი მხოლოდ საკუთარი ქცევის შედეგებით რომ შემოფარგლულიყო და სხვისი ქცევის შედეგებიც არ გაეთვალისწინებინა. რასაც პიროვნება აქტივობის პროცესში ქცევითი გამოცდილების სახით იძენს, სხვებზე დაკვირვების შედეგს წარმოადგენს. მოდელირების პროცესს შემდეგი ფაქტორები განსაზღვრავენ:
- ყურადღების ფაქტორი — სხვისი მოქმედების მოდელირებას მისი შინაარსისადმი და მისგან გამომდინარე შედეგებისადმი ყურადღების მიპყრობა განაპირობებს. მოდელი ადამიანზე დიდ გავლენას მაშინ ახდენს, როდესაც ის მისთვის მნიშვნელობის მქონეა და მასთან ურთიერთობა შედარებით ადვილი ხელმისაწვდომია.
- მეხსიერების ფაქტორი — მოდელის ზემოქმედების შედეგი მნიშვნელოვნად არის დამოკიდებული იმაზე, თუ რამდენად შესწევს დამკვირვებელს მისი ქცევის დამახსოვრება იმ შემთხვევაშიც კი, როდესაც მას მასთან რეალური ურთიერთობა არ ჰქონია.
- მოტორული რეპროდუქციის ფაქტორი — მოდელებზე დაკვირვების შედეგად მიღებული ინფორმაცია დამკვირვებლის მიერ წარმოსახულ მოქმედებაში უნდა გარდაიქმნას, ხოლო ეს უკანასკნელი, შემდგომ, მისი რეალური ქცევის განხორციელებას დაედება საფუძვლად.
- განმტკიცების ფაქტორი — ადამიანს მოდელის ქცევის გამეორების მოტივაცია მაშინ გააჩნია, როდესაც ის ამისთვის დადებით წახალისებას იღებს. ქცევა, რომელსაც დაჯილდოება თან ახლავს, ადამიანის ყურადღებას იპყრობს, დასწავლას უფრო ადვილად ექვემდებარება და ხშირად ხორციელდება.
სოციალური დასწავლის თეორიის თანახმად, მოდელის ქცევაზე დაკვირვების მეშვეობით, ადამიანი საკუთარი ქცევის კოგნიტურ ხატს ქმნის, შემდგომ ეს კოდირებული ინფორმაცია, რომელსაც ხანგრძლივი მეხსიერება ინახავს, მისი ღია ქცევის ორიენტირი ხდება.
Альберт Бандура и его вклад в психологию. Никки Кроссман Альберт Бандура действительно выделялся.
Альберт Бандура хорошо известен в области психологии, потому что он внес значительный вклад в наше понимание человеческого разума и поведения на протяжении более 60 лет. Его теории включают теорию социального научения и теорию социального познания, а также такие конструкции, как самоэффективность.
Что меня привлекло в теориях Бандуры, так это то, что они помогли мне понять сложные отношения между группой или культурой и человеком.
Для начала позвольте мне познакомить вас с основами двух основных теорий Бандуры, затем я подробнее объясню, как эти теории повлияли на меня как на психолога.
Теории
Теория социального обучения, одна из ранних работ Бандуры, исследовала, как мы учимся, наблюдая за другими и подражая им.
Самым известным экспериментом, связанным с этой теорией, был эксперимент с куклой Бобо, который показал, что дети, которые наблюдали, как взрослый бьет и оскорбляет надутую куклу-клоуна, позже копировали поведение взрослого, когда их оставляли наедине с куклой.
Эта теория была важна, потому что она ознаменовала собой поворотный момент в психологии от бихевиористских теорий обучения через наказание и вознаграждение к теориям, признававшим важность окружающей среды и социального контекста. Другими словами, теории Бандуры начали рассматривать людей как социальных существ и что наши отношения и люди вокруг нас играют роль в том, как мы учимся и ведем себя.
Однако мы сформированы не только наблюдением и копированием других и не обречены повторять ошибки окружающих. Позже Бандура расширил идеи, которые он исследовал в теории социального обучения, чтобы определить, как наш собственный внутренний опыт, такой как мысли, убеждения и способность размышлять, взаимодействовал с нашим внешним и социальным опытом, влияя на наше обучение и рост. С более сильным акцентом на мысли и убеждения теория стала известна как теория социального познания.
Теория социального познания
Ключевая часть теории социального познания, которая отличает ее от более ранних теорий Бандуры, заключается в том, что она признает, что даже если мы можем находиться под сильным влиянием, чтобы вести себя аналогично окружающим, особенно в молодости дети, у нас все еще есть выбор.
Бандура считал, что с помощью наших мыслей и убеждений мы можем избавиться от вредных привычек, которые мы, возможно, переняли в детстве, научиться новым привычкам, выбрать следовать примеру окружающих или сделать наоборот.
Одним из аспектов нашего внутреннего опыта, который Бандура считал важным предиктором того, будет ли кто-то вести себя определенным образом или нет, была самоэффективность. Самоэффективность — это форма уверенности в себе, которая описывает убеждения человека относительно его способности выполнить определенную задачу или цель.
Кто-то, например, с высокой самоэффективностью, считает, что у него есть необходимые навыки и способности для выполнения стоящей перед ним задачи. В отличие от уверенности в себе, которая, как правило, описывает чью-то общую уверенность, самоэффективность обычно связана с убеждениями человека в отношении конкретной деятельности или цели. Тот, у кого низкая уверенность в себе в повседневной жизни, может по-прежнему иметь высокую самоэффективность в отношении конкретной задачи, такой как публичные выступления, письмо, вождение или спорт.
Как Бандура повлияла на меня
Как видите, теория Бандуры признает влияние, которое могут оказывать на нас другие люди, будь то родители, друзья, спортивная команда, религиозная группа или ваша культура в целом.
Но в то же время он подчеркивает, что, хотя мы можем учиться действовать и вести себя у окружающих нас людей, нас не просто подталкивают так или иначе факторы, находящиеся вне нашего контроля: мы также имеем возможность выбирать свои действия и наше поведение.
Изучение теории Бандуры помогло мне начать понимать сложное взаимодействие социальных, экологических и личных факторов, которые влияют на каждого из нас на теоретическом уровне. Однако более важное влияние, которое Бандура оказал на меня, заключалось в том, как его теории трансформировались в то, как я работаю с клиентами.
Одним из аспектов моей практики, который Бандура помог мне понять, является мой собственный опыт социального обучения и то, как такие вещи, как мое воспитание и образование, могут влиять на то, как я вижу вещи по-другому для своих клиентов. Осознание различных точек зрения в комнате важно и часто полезно для процесса терапии, потому что две головы лучше, чем одна, когда вы пытаетесь найти решение проблемы, которая оказывает негативное влияние на вашу жизнь.
Изучение Бандуры также подчеркнуло для меня важность быть открытым и любопытным в отношении опыта другого человека, а не делать предположений, основанных на моем собственном опыте. Два человека, сидящие вместе и наблюдающие за закатом, переживают одно и то же событие, но могут по-разному реагировать на него в зависимости от своего прошлого опыта и того, что они узнали от других.
Я разговаривал со многими людьми, как лично, так и профессионально, которые чувствовали себя застрявшими и не могли контролировать то, что происходит в их жизни.
Я думаю, что большинство людей испытывают это на каком-то этапе своей жизни, часто по совершенно разным причинам, и когда мы так себя чувствуем, Бандура напоминает нам, чтобы мы снова обратили внимание на то, над чем мы имеем наибольший контроль, то есть на то, что является нашим собственным. мысли и действия. Сосредоточив внимание на том, что мы можем контролировать, мы можем начать находить способы двигаться вперед, и это может помочь нам выйти из тупика даже перед лицом негативных внешних событий.
Однако, к сожалению, многие вещи попадают в категорию «легче сказать, чем сделать», поэтому большая часть того, что я делаю со своими клиентами, направлена на повышение самоэффективности. Чувствовать себя неуверенно или просто неуверенно сложно, но это не должно останавливать вас от прогресса.
Сосредоточив внимание на мелочах и развивая самоэффективность для определенной задачи или цели на сеансах, клиенты часто обнаруживают, что они начинают делать успехи, и что прогресс, которого они достигают в одном деле, помогает им чувствовать себя более уверенно в других областях деятельности. их жизнь.
Автор: Никки Кроссман, бакалавр психологических наук (с отличием).
Никки Кроссман — кандидат на степень магистра психологии (спорт и физические упражнения) в Университете Квинсленда, увлеченная преимуществами спорта и физических упражнений для психического здоровья. Она использует целостный подход к благополучию, который признает тесную связь между нашим телом и нашим разумом, и опирается на основанные на доказательствах методы лечения, такие как когнитивно-поведенческая терапия и межличностная терапия.
Чтобы записаться на прием, попробуйте онлайн-бронирование. Кроме того, вы можете позвонить в M1 Psychology Brisbane по телефону (07) 3067 9.129
Ссылки:
- Бандура, А. (1986). Социальные основы мысли и действия: социальная когнитивная теория. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, США: Prentice-Hall, Inc. .
- Бандура, А., и Уолтерс, Р. Х. (1977). Теория социального обучения.
- Бандура, А. (1977). Самоэффективность: к объединяющей теории поведенческих изменений. Психологический обзор, 84(2), 191.
Альберт Бандура
Альберт БандураАЛЬБЕРТ БАНДУРА
1925 — настоящее время
Доктор К. Джордж Бори
Биография
Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в маленьком городке Мундаре на севере Альберты, Канада. Он получил образование в небольшой элементарный школа и старшая школа в одном, с минимальными ресурсами, но замечательная Шанс успеха. После школы он работал на одном летнем заполнении дыры на шоссе Аляски в Юконе.
Он получил степень бакалавра психологии в университете из Британская Колумбия в 1949 году. Он отправился в Университет Айовы, где он получил докторскую степень. в 1952. Именно там он попал под влияние бихевиориста традиция и теория обучения.
Находясь в Айове, он познакомился с Вирджинией Варнс, инструктором по сестринскому делу. школа. Они поженились, а позже родили двух дочерей. После окончания он взял постдокторская должность в Уичитском руководящем центре в Уичито, Канзас.
В 1953 году он начал преподавать в Стэнфордском университете. Пока там, он сотрудничал со своим первым аспирантом Ричардом Уолтерсом, результат в своей первой книге Подростковая агрессия в 1959 году.
Бандура был президентом АПА в 1973 году и получил Награда за выдающийся научный вклад в 1980 г. Он продолжает работать в Стэнфорде по сей день.
Теория
Бихевиоризм с его упором на экспериментальные методы фокусируется на переменные мы можем наблюдать, измерять и манипулировать, избегая всего, что субъективный, внутреннее и недоступное — то есть ментальное. В экспериментальном метод, стандартная процедура состоит в том, чтобы манипулировать одной переменной, а затем измерять его воздействие на другое. Все это сводится к теории личность это говорит о том, что окружение вызывает поведение человека.
Бандура нашел это слишком упрощенным для явлений, которыми он занимался. наблюдение — агрессия у подростков — вот и решил немного добавить что-нибудь к формуле: Он предположил, что среда вызывает поведение, истинный; но поведение вызывает и окружающую среду. Он назвал это понятие взаимный детерминизм : Мир и поведение человека другой.
Позже он пошел еще дальше. Он начал смотреть на личность как взаимодействие между тремя «вещами»: окружающей средой, поведение, и психологические процессы человека. Эти психологические процессы состоит из нашей способности воспроизводить образы в уме и язык. В частности, в том месте, где он вводит образы, он перестает быть строгий бихевиорист, и начинает вступать в ряды когнитивисты. Фактически, его часто считают «отцом» когнитивистского движения!
Добавление образов и языка позволяет Бандуре теоретизировать много более эффективно, чем кто-то вроде, скажем, Б. Ф. Скиннера, около двух вещи что многие люди сочли бы «сильной стороной» человеческого разновидность: наблюдательное обучение (моделирование) и саморегуляция.
Обучение через наблюдение или моделирование
Из сотен исследований, за которые отвечал Бандура, одна группа стоит выше других — кукла Бобо изучает . Он сделал из фильм об одной из его учениц, молодой женщине, по существу избивающей бобо кукла. Если вы не знаете, кукла бобо — это надувная, яйцевидный существо из воздушного шара с грузом внизу, который заставляет его подпрыгивать когда ты его сбиваешь. В настоящее время это может быть Дарт Вейдер окрашенный на нем, но тогда это был просто клоун «Бобо».
Женщина ударила клоуна кулаком с криком «Сокеру!» Она пинала это, садился на него, стучал молоточком и так далее, выкрикивая разные агрессивный фразы. Бандура показывал свой фильм группам детсадовцев, которые, как вы могли догадаться, очень понравилось. Затем их выпустили в играть. В игровой комнате, разумеется, было несколько наблюдателей с ручками и буфер обмена в руке новенькая кукла бобо и несколько молоточков.
Вы также можете предсказать, что зафиксировали наблюдатели: много маленьких детей, выбивающих дневной свет из куклы бобо. Они пробитый и закричал «соккеру», пнул его, сел на него, ударил его маленьким молотки и так далее. Другими словами, они подражали барышне. в фильме, причем именно в этом.
Сначала это может показаться пустяком эксперимента, но учитывать: Эти дети изменили свое поведение без предварительного вознаграждения за приближения к такому поведению! И хотя это может не показаться экстраординарный среднему родителю, учителю или случайному наблюдателю за детьми это не так хорошо вписывается в стандартную бихевиористскую теорию обучения. Он называется явление наблюдательного обучения или моделирования, и его теория обычно называется теорией социального научения.
Бандура сделал большое количество вариаций исследования: модель вознаграждали или наказывали разными способами, детей награждали для имитации, модель была изменена, чтобы сделать ее менее привлекательной или менее привлекательной. престижный, и так далее. Отвечая на критику, что куклы бобо предполагались чтобы его ударили, он даже снял фильм о молодой женщине, избивающей живого клоун. Когда дети ушли в другую комнату, что они там должны найти? но — живой клоун! Они продолжали бить его, пинать его, бить его молоточками и так далее.
Все эти вариации позволили Бандуре установить, что определенный этапы процесса моделирования:
1. Внимание . Если вы собираетесь учиться что-либо, вы должны быть внимательны. Точно так же все, что ставит демпфер на внимание будет снижать обучение, в том числе наблюдательное обучение. Если, например, вы сонный, вялый, под наркозом, болен, нервничаете или «гипер», вы будете хуже учиться. Аналогично, если вас отвлекают к конкурирующие стимулы.
Некоторые из вещей, влияющих на внимание, связаны с характеристиками модели. Если модель красочная и драматичная, например, мы уделяем больше внимания. Если модель привлекательна или престижный, или кажется особенно компетентным, вы заплатите больше внимание. И если модель больше похожа на вас, вы платите больше внимание. Такие переменные направили Бандуру к исследованию телевидение и его влияние на детей!
2. Удержание . Во-вторых, вы должны уметь сохранять — вспомните — на что вы обратили внимание. Это где образность и язык: мы сохраняем то, что, как мы видели, делает модель в виде мысленных образов или словесных описаний. Когда так хранится, вы можете позже «поднять» изображение или описание, чтобы вы могли воспроизводить это своим поведением.
3. Репродукция . В этот момент вы просто сидит там мечтать. Вы должны перевести изображения или описания в фактическое поведение. Таким образом, вы должны иметь возможность воспроизводить поведение в первую очередь. Я могу наблюдать за олимпийскими фигуристами целыми днями, пока не смогу воспроизвести их прыжки, потому что не могу кататься на коньках вообще! С другой стороны, если бы я умел кататься на коньках, производительность на самом деле улучшится, если я буду смотреть фигуристов, которые лучше, чем я.
Еще один важный факт о размножении заключается в том, что наша способность подражать улучшается с практикой в вовлеченном поведении. И еще один лакомый кусочек: Наши способности улучшаются, даже когда мы просто представляем себя Выступление! Многие спортсмены, например, представляют свое выступление мысленно. глаз до фактического выступления.
4. Мотивация . И все же, при всем этом, вы все еще ничего не делать, если у вас нет мотивации подражать, т.е. до у вас есть какая-то причина для этого. Бандура упоминает ряд мотивы:
а. прошлое подкрепление , аля традиционный бихевиоризм.
б. обещаны подкрепления (поощрения), которые мы можем
представлять себе.
в. замещающее подкрепление — видеть и вспоминать
модель усилена.
Обратите внимание, что это традиционно считается вещами что «причиной» обучения. Бандура говорит, что они не так уж сильно обучения, поскольку заставляют нас демонстрировать то, чему мы научились. Что является, он видит в них мотивы.
Конечно, есть и негативные мотивы, дающие вам причины не подражать кому-либо:
д. прошедшее наказание.
е. обещанное наказание (угрозы).
д. заместительное наказание.
Как и большинство традиционных бихевиористов, Бандура говорит, что наказание в любая форма не работает так же хорошо, как армирование и, по сути, имеет склонность к «обратным последствиям» для нас.
Саморегулирование
Саморегуляция — контроль над собственным поведением — это другая «рабочая лошадка» человеческой личности. Здесь Бандура предлагает три шага:
1. Самонаблюдение. Смотрим на себя, на свою поведение, и следите за этим.
2. Решение . Мы сравниваем то, что видим, с стандарт. Например, мы можем сравнить нашу производительность с традиционными стандартами, Например, «правила этикета». Или мы можем создать произвольные, нравиться «Я буду читать по книге в неделю». Или мы можем конкурировать с другими, или с себя.
3. Самостоятельный ответ. Если вы преуспели в сравнении с ваш стандарт, вы даете себе вознаграждающие ответы. Если вы сделал плохо, вы наказываете себя. Эти самостоятельные ответы может варьироваться от очевидного (побаловать себя мороженым или поработать поздно) к более скрытым (чувства гордости или стыда).
Очень важное понятие в психологии, которое можно хорошо понять с саморегуляция самооценка (более известная как самооценка). Если с годами вы обнаружите, что соответствуете своим стандартам и жизни загружен с самовосхвалением и самовознаграждением у вас будет приятная самооценка (высокая самооценка). Если, с другой стороны, вы окажетесь навсегда не соответствуя вашим стандартам и наказывая себя, вы будете иметь плохая самооценка (низкая самооценка).
Вспомните, что бихевиористы обычно считают подкрепление эффективным, и наказание как сопряженное с проблемами. То же самое касается самонаказание. Бандура видит три возможных результата чрезмерного самонаказания:
а. компенсация — комплекс превосходства, например,
и мания величия.
б. бездействие — апатия, скука, депрессия.
в. побег — наркотики и алкоголь, телевизионные фантазии,
или даже окончательный побег, самоубийство.
Имеют некоторое сходство с нездоровыми личностями Адлер и Хорни говорит о: агрессивном типе, уступчивом типе и избегающий типа соответственно.
Рекомендации Бандуры тем, кто страдает от бедности самооценка исходят прямо из трех шагов саморегуляции:
1. О самонаблюдении — познай себя! Делать уверен, что у вас есть точная картина вашего поведения.
2. В отношении стандартов — убедитесь, что ваши стандарты нет установлен слишком высоко. Не настраивайте себя на неудачу! Стандарты слишком низкие, с другой стороны, бессмысленны.
3. Касательно самореакции — использовать самовознаграждение, а не самонаказания. Празднуйте свои победы, не зацикливайтесь на своих неудачах.
Терапия
Терапия самоконтроля
Идеи, лежащие в основе саморегулирования, были включены в терапия метод называется терапией самоконтроля. Это было довольно успешный с относительно простыми проблемами привычки, такими как курение, переедание, и изучать привычки.
1. Поведенческие карты. Самонаблюдение требует, чтобы ты внимательно следите за своим поведением, как до начала изменений, так и после. Это может включать в себя что-то простое, например, подсчет количества сигарет. ты выкурить за день комплекс поведенческих дневников . С дневник подход, вы отслеживаете детали, когда и где ваши привычка. Это позволяет вам получить представление о том, какие сигналы связаны с привычка: курите ли вы больше после еды, с кофе, с некоторыми друзья, в определенных местах…?
2. Экологическое планирование. Следуя примеру ваши поведенческие карты и дневники, вы можете начать изменять свои среда. Например, вы можете удалить или избежать некоторых из тех сигналов, которые приводят к твой плохое поведение: уберите пепельницы, пейте чай вместо кофе, разводитесь с этим курильщиком…. Вы можете найти время и место лучше всего подходит для хороших альтернативных вариантов поведения: Когда и где ты считаешь, что учишься лучше всех? И так далее.
3. Самостоятельные контракты. Наконец, вы договариваетесь награда себя, когда вы придерживаетесь своего плана, и, возможно, накажете себя когда вы не. Эти контракты должны быть записаны и засвидетельствованы (например, вашим терапевтом), и детали должны быть прописаны очень прямо: «Я пойду ужинать в субботу вечером, если я курить меньше сигарет на этой неделе, чем на прошлой неделе. я сделаю оформление документации вместо этого, если я этого не сделаю».
Вы можете привлекать других людей, чтобы они контролировали ваши вознаграждения и наказания, если вы недостаточно строги к себе. Остерегаться, однако: Это может быть убийством для ваших отношений, поскольку вы откусываете им головы. для пытаясь сделать то, что вы сказали им делать!
Моделирующая терапия
Терапия, которой Бандура наиболее известна, это моделирование терапия. Теория состоит в том, что если вы можете получить кого-то с психологическим беспорядок наблюдать за кем-то, кто занимается теми же проблемами более продуктивно мода, первый человек будет учиться, моделируя второго.
Первоначальные исследования Бандуры по этому вопросу включали герпефобов — люди с невротическим страхом перед змеями. Клиент будет ведущим к окно, выходящее на лабораторную комнату. В той комнате нет ничего, кроме стула, стол, клетка на столе с запертой щеколдой и явно змея видимый в клетке. Затем клиент наблюдает за другим человеком — актером. — пройти медленный и болезненный подход к змее. Он действует испуганный сначала, но встряхивается, говорит себе расслабиться и дышать как обычно и делайте один шаг в сторону змеи. Он может останавливаться посередине, в панике отступить и начать все сначала. В конечном счете, он доходит до того, что открывает клетку, достает змею, садится вниз на стуле и накидывает его себе на шею, все время отдавая успокаивающие инструкции.
После того, как клиент все это увидел (вероятно, с отвисшим ртом открыто все время), ему предлагается попробовать самому. Имейте в виду, он знает, что другой человек — актер — обмана нет. вовлеченный здесь только моделирование! И тем не менее, многие клиенты — пожизненные фобики — может пройти всю рутину с первого раза, даже после всего лишь один просмотр актера! Это мощная терапия.
Одним из недостатков терапии является то, что не так просто добраться до комнат, змеи, актеры и т. д. вместе. Итак, Бандура и его студенты протестировали варианты терапии, используя записи актеров и даже просто представляя процесс под руководством терапевта. Эти методы работают почти так же.
Обсуждение
Альберт Бандура оказал огромное влияние на теорию личности и терапия. Его прямолинейный бихевиористский стиль помогает смысл большинству людей. Его ориентированный на действие подход к решению проблем так же обращается к тем, кто хочет добиться цели, а не философствовать об идах, архетипах, актуализации, свободе и многом другом менталистический конструктов, на которых склонны останавливаться персонологи.
Среди академических психологов исследования имеют решающее значение, и бихевиоризм имеет был предпочтительным подходом. С конца 1960-х годов бихевиоризм имеет уступил место «когнитивной революции», к которой относится Бандура. отдельно. Когнитивная психология сохраняет экспериментально-ориентированную привкус бихевиоризма, без искусственного сдерживания исследователя к внешнему поведению, когда психическая жизнь клиентов и субъектов так очевидно важно.