3. Понятие о психологической науке и ее предмете.
Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает.
При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые – общество, культуру и историю, третьи связанны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек – существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.
Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является объектом и предметом психологии?
Психология – это наука изучающая психику человека и животных.
Объектом психологии как науки выступает психика, т.е. психические явления; предметом – основные законы возникновения, развития и функционирования психической реальности.
Что же относится к психологическим явлениям?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классификацию психических явлений.
Все психические явления чаще всего разделяют на три основных класса:
— психические процессы;
-психические состояния;
— психические свойства личности.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека и имеют определенную продолжительность и устойчивость. На основе психических процессов формируются определенные психические состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.
Все, что человек познает, делает, вызывает определенные переживания. Поэтому на ряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления как аффекты, чувства, настроения, стрессы, страсть.
Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это обычно благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и
Психические процессы тесно связанны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.
Психические состояния характеризуют состояния психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В тоже время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать и тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления как подъем, угнетенность, бодрость, уныние, энтузиазм. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющие объективную и субъективную обусловленность.
Следующий класс психических явлений – психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.
ощущение, восприятие, воображение, мышление, память, внимание. — Студопедия
Поделись
Тема лекции: «Познавательная сфера личности. Внимание»
I. Выполните конспект лекционного материала
Общая характеристика познавательных процессов
Психические процессы являются базовой основой человеческой психики.
Три разновидности психических процессов — познавательные, эмоциональные и волевые — образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.
Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания.Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.
К познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память, внимание.
Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо, чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает.
Человек рождается с достаточно развитыми, задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия.
Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно — во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей
Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность — обобщенную ориентацию в мире.
Каждый из познавательных процессов имеет собственные характеристики и организацию, вносит свой вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом.
Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
В чем же заключается роль психических процессов?
Это функция сигнала или регулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями.
Психические явления — это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.
Иными словами психические явления — это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).
Психические процессы — процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.
Человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь развитыми все познавательные процессы, а именно: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание, наблюдательность, интеллект. Однако у многих людей эти качества сильно дают знать о себе при взаимодействии с миром вещей и слабо проявляются с людьми, например, внимание и наблюдательность. Многие люди поразительно слепы и не тренируют свою наблюдательность, лишая себя возможности увидеть множество интересных вещей. Как много, к примеру, могут сказать о человеке его манеры, его речь, одежда.
Наша память, обращенная к другим людям, тоже условие нашего успешного общения с ними. Запоминать их имена и отчества, помнить их лица, не забывать, что выводит их из себя, а что, наоборот, успокаивает, что каждый из них умеет, а что не умеет — в этом и во многом другом подобном проявляется такая память. А функция мышления является важнейшим познавательным процессом, обслуживающим общение человека. Здесь большое значение имеют и аналитические способности — видеть мотивацию поступков и интуиция — для проникновения во внутренний мир человека.
Чтобы хорошо, эффективно общаться с другими людьми, мы должны развивать у себя и воображение. В этом случае воображение проявляется в нашем умении ставить себя на место другого человека и видеть все происходящее его глазами, иначе, несмотря на высокий интеллект, неразвитое социальное воображение приписывает свое собственное состояние, свои намерения, мысли другому человеку.
Итак, познавательные процессы — это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.
C2: Когнитивный анализ — г-н Майкс IB Психология
Введение в когнитивный анализ (Кэти)
Когнитивная психология занимается структурой и функциями разума. Когнитивная неврология объединяет знания о мозге со знаниями о когнитивных процессах. Когнитивные процессы включают восприятие, мышление, решение проблем, память, язык и внимание. Познание нас основано на ментальных представлениях мира, таких как образы, слова и понятия. Есть три фундаментальных принципа когнитивного уровня анализа;
1) Люди являются обработчиками информации, и психические процессы управляют поведением.
o Разум подобен сложной машине, в которой мозг является аппаратным обеспечением, а ментальные представления — программным обеспечением.
o Информация поступает в разум посредством восходящей обработки, т. е. от сенсорной системы. Эта информация обрабатывается в уме путем нисходящей обработки посредством предварительно сохраненной информации в памяти.
o Между тем, как люди думают о себе, и тем, как они себя ведут, существует тонкая связь.
o Из социальной психологии мы знаем, что люди с фиксированными представлениями о других людях — это называется стереотипами — могут быть более склонны к дискриминации.
2) Разум можно изучать с научной точки зрения путем разработки теорий и использования ряда научных методов исследования.
o Когнитивные психологи в значительной степени использовали экспериментальный метод, потому что он считался наиболее научным методом.
o Экспериментальные задачи не всегда были похожи на то, что люди делали в своей повседневной жизни.
o Ульрик Найссер сказал, что когнитивная психология стала слишком искусственной и что исследователи не должны забывать, что познание не может быть изолировано от нашего повседневного опыта.
o Когнитивные психологи теперь изучают познание в лаборатории, а также в повседневном контексте.
3) На когнитивные процессы влияют социальные и культурные факторы.
o Британский психолог Фредерик Бартлетт, который ввел термин схема, определяемый как мысленное представление знания.
o Он обнаружил, что люди с трудом запоминают историю из другой культуры и что они реконструируют историю, чтобы она соответствовала их собственным культурным схемам.
o Он продемонстрировал, что память не похожа на магнитофон, а скорее то, что люди помнят с точки зрения смысла и смысла.
o Память подвержена искажениям , согласно Бартлетту, который показал, как этот принцип можно исследовать с научной точки зрения.
Дополнительная информация из Руководства по психологии IB
На втором уровне анализа продукты нашего биологического механизма можно увидеть в нашей когнитивной системе, которая включает наши познания, эмоции и поведение.
Примерно в 1950-х годах психологи начали систематически исследовать познание для дальнейшего понимания человеческого поведения. Это смещение акцента с изучения наблюдаемого поведения на изучение психических процессов, таких как память и восприятие, называется «когнитивной революцией». Когнитивные психологи предположили, что люди формируют внутренние ментальные представления, которые определяют поведение, и разработали ряд методов исследования для их изучения. В последние годы исследователи в области социальной и культурной психологии использовали результаты когнитивных психологов, чтобы понять, как социальные и культурные факторы могут влиять на психические процессы.
Когнитивная психология представляет широкий спектр областей исследований, включая когнитивную психологию, когнитивную науку, когнитивную нейропсихологию и когнитивную нейробиологию. Изучаются такие темы, как память, восприятие, искусственный интеллект, амнезия и социальное познание. Когнитивные психологи используют традиционные методы исследования (например, эксперименты и устные протоколы), но все больше внимания уделяется использованию современных технологий.
Когнитивные психологи все больше сотрудничают с нейробиологами, социальными психологами и культурными психологами, чтобы исследовать сложность человеческого познания. Этот подход проиллюстрирован в области культурной и социальной когнитивной нейронауки, указывая на взаимодополняющий характер социального, когнитивного и биологического уровней анализа. Исследования, объединяющие эти три уровня, могут разработать более содержательные теории для объяснения механизмов, лежащих в основе сложного поведения и разума.
Изучение психических процессов: биологическая психология
ПОЛУЧИТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ
Изучение психических процессов: биологическая психологияISSN: 2472-0496
Открытый доступ
Отправить рукопись arrow_forward arrow_forward
Краткий отчет — (2022) Том 8, Выпуск 1
Ким Ралука *
* Корреспонденция: Ким Ралука, Психологическая клиника, Ломбардия, Италия, Электронная почта:
Информация об авторе
Краткий отчет
Биологическая психология, часто известная как биопсихология, представляет собой применение биологических концепций к изучению психических процессов и поведения, или психология как изучение физической механики . Основное предположение области биологической психологии состоит в том, что психологические процессы имеют биологические связи. Психологи в этой области надеются раскрыть информацию, которая обогатит понимание людьми собственных психических процессов, а также предоставит ценные данные, которые помогут медицинским работникам лучше лечить пациентов с различными расстройствами, как физическими, так и психическими, с использованием различных методов исследования.
Биопсихология была популярной дисциплиной психологии в Европе и Северной Америке с момента ее возникновения и остается таковой во многих странах. Биопсихология исследовала новые подходы к решению старых вопросов, взялась за решение новых важнейших проблем и отказалась от некоторых проблем, которые не были определены должным образом на протяжении последних двух столетий. Его продвижение во многом зависело от хорошо разработанных поведенческих тестов и передовых биологических процедур. Биологическая основа поведения, идей и эмоций, а также взаимные отношения между биологическими и психологическими процессами составляют предмет психологии. Он также охватывает такие вопросы, как травмы головного мозга, изменяющие поведение, химические реакции в мозге и генетика мозга. Поведенческая неврология, клиническая неврология, когнитивная неврология, поведенческая эндокринология и психонейроиммунология — вот некоторые из рассматриваемых дисциплин.
Следующие темы входят в сферу современной биологической психологии: Контроль и координация движений и действий; контроль и координация поведенческих состояний (мотивация), в том числе сексуального и репродуктивного поведения, и регуляция внутренних состояний; биологические ритмы и сон; эмоции и психические расстройства; нейронные механизмы обучения и памяти, языка и познания; и восстановление функций. Такие поля, как генетика поведения и гормоны, и поведение развились из биологической психологии и перекликались с ее аспектами. Биологическая психология — оптимистичная область, которая может многое предложить в плане повышения качества жизни благодаря всем этим методам.
Вычислительные модели используются для разработки решений реальных проблем с использованием компьютера. Хотя этот метод чаще всего используется в компьютерных науках, он также применяется в других областях обучения. Одной из таких областей, например, является психология. Исследователи в области психологии могут использовать вычислительные модели, чтобы лучше понять, как работает и развивается нервная система. Примерами методов являются моделирование нейронов, сетей и систем мозга, а также теоретический анализ. Вычислительные подходы служат целому ряду целей, включая разъяснение исследований, проверку гипотез и получение новых знаний. Эти методы приобретают все большее значение в эволюции биологической психологии. Биологическая психология как научное исследование возникла в восемнадцатом и девятнадцатом веках из ряда научных и философских оснований. Проблема разума и тела, или объяснение отношений, если таковые существуют, между разумом, или психическими процессами, и телесными состояниями или процессами, является одной из первых проблем в философии. Дуализм — это набор представлений о том, как взаимодействуют разум и физическая материя [1-5].
Конфликт интересов
Нет.
Ссылки
- Biselli, Tom, Susen Sophie Lange, Lynn Sablottny and Johannes Steffen, et al. «Оптогенетическое и хемогенетическое понимание нейросхем депрессивного поведения: систематический обзор». Eur J Neurosci 53 (2021): 9-38.
- Халед, Мона, Джеффри В. Корнер, Алисса Моррис и Шрея Хавалдар и др. «Физиологическая связь во время беременности: кортизол пар, негативное конфликтное поведение и послеродовая депрессия». BioPsychol 161 (2021): 108075.
- Мерфи, Дженнифер, Ребекка Брюэр, Мишель-Пьер Колл и Дэвид Планс и др. «Я чувствую это своим пальцем: измерительное устройство влияет на интероцептивную точность сердца». Биопсихол 148 (2019): 107765.
- Лугид, Джессика П.
Проиндексировано в , Google Scholar , Crossref
Академия Google , Перекрестная ссылка
Проиндексировано в , Google Scholar , Crossref