К социально психологическим причинам конфликтов относятся: Социально психологические причины конфликтов

Социально психологические причины конфликтов

24.05.2012

Существуют различные точки зрения на роль социально-психологических причин в возникновении конфликтов. Одна из них заключается в том, что

конфликт обусловлен в первую очередь объективными социально-экономическими детерминантами вместе с тем, очевидно, с одной стороны, присутствие вторичных социально-психологических аспектов, сторон во всяком, конфликте, а с другой — наличие частного класса конфликтов, порождаемых социально-психологическими факторами.

К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы. Четкие границы между четырьмя группами причин конфликтов пока не определены. Не существует строгого разграничения между социально-психологическими и организационно-управленческими причинами, с одной стороны, а также между социально-психологическими причинами и личностными — с другой.

Тем не менее изучение конфликтов позволило выявить несколько типичных причин, носящих социально-психологический характер.

Одной из таких причин являются возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может в процессе общения передать без нередко существенных искажений всю информацию, которая содержится в его психике и касается проблемы, обсуждаемой с партнером. Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами вообще не выражается. Часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека. Из-за недостатка времени не высказывается многое из того, что могло быть сказано. Часть информации утаивается говорящим, если ему сообщать эту информацию невыгодно. Из того, что сказано, многое не усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей быстрого понимания. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы, отличающиеся (а иногда противоположные) от того, что сказал собеседник.

Неправильное понимание людьми друг друга может быть основной причиной конфликтов, либо усложняет разрешение социальных противоречий, возникших по иным причинам.

Второй типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек или оба человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию. Теоретической основой анализа данной причины межличностных конфликтов в значительной степени явилась теория американского психолога Э. Берна.

Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими играет более десятка типичных ролей. Это роли начальника, подчиненного, сослуживца, отца, мужа, сына, брата, пассажира, покупателя знакомого, друга и т.п. Эти роли мы не всегда играем одинаково успешно. В отношении опасности возникновения межличностного конфликта наиболее значимы роли, которые обобщенно можно назвать ролью старшего по психологическому статусу партнера по взаимодействию, ролью равного партнера и ролью младшего.

Когда руководитель общается, например, с подчиненным или собственным сыном, то обычно в такой ситуации он считает себя старшим, а подчиненного или сына — младшим. Если подчиненный так же оценивает распределение ролей в данной ситуации, т.в считает себя младшим, а общающегося с ним руководителя — старшим, то такое взаимодействие с точки зрения сбалансированности ролей будет длиться бесконфликтно сколь угодно долго (рис. 16.2).


Взаимодействие начальника с подчиненными осложняется тем, что оно осуществляется на двух ролевых уровнях: как старшего с младшим при решении служебных вопросов и как равного с равным, поскольку подчиненный и начальник как граждане равны между собой.

Одной из типичных социально-психологических причин межличностных конфликтов является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон. Но с различных сторон одна и та же проблема может выглядеть совершенно по-разному.
 
Проблемы, которые обсуждают люди, как правило, сложны имеют много сторон и оттенков. Партнеры по взаимодействие нередко подходят к проблеме с разных сторон. Обладая различным жизненным опытом и знанием проблемы, они по-разному дополняют свою одностороннюю оценку до целостной. По-разному относясь к проблеме, они даже один и тот же ее аспект могут оценивать далеко неодинаково. В принципе если подходить к оценке совпадения мнений строго, то при обсуждении сложной проблемы будет столько мнений, сколько людей в ее обсуждении участвует. Разнообразие мнений естественно. Но мы иногда болезненно относимся к точкам зрения, которые отличны от нашей, к критике нашей позиции, что нередко является причиной межличностных конфликтов.

Типичной социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Существует пять основных способов оценки. Это сравнение с возможным идеальным положением дел; требованиями к данной деятельности нормативных документов; степенью достижения цели деятельности; результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими? аналогичную работу; положением дел в начале деятельности.

Анализ конфликтов показал, что оценивая других людей, человек за основу оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормой, целью деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу отлично. Сам же работник обычно оценивает свои результаты по сделанному, т.е. сравнивая их с началом деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу похуже. В итоге одна и та же работа в зависимости от способов оценки может быть оценен, не только по-разному, но даже противоположно. Это приводит к конфликтам.

Существует еще ряд социально-психологических причин межличностных и межгрупповых конфликтов. К ним относятся внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп; присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к деградации, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; нередко свойственное человеку осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им; стремление к власти; источником конфликтов иногда выступает психологическая несовместимость людей; другие причины.

Ключевые слова: Конфликт

Источник: Анцупов А.Я., Конфликтология

Материалы по теме

Ключ к жизни без конфликтов – «Я-сообщение»

Юлиана Нурмухамедова

Объективные составляющие конфликта

Анцупов А.

Я., Конфликтология

Суть посредничества как способа урегулирования конфликта

Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008

Способы урегулирования международных конфликтов

Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный…

Функции социального конфликта в обществе

Соколов С.В., Социальная конфликтология

Характеристика межгрупповых конфликтов

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

«Что делать?» в конфликтной ситуации

Практическая конфликтология: от конфронтации к сотрудничеству / Виктор Пономаренко: АСТ;…

Как разрешить конфликт

. ..

Каковы социально-психологические причины конфликтов? — Студопедия

Поделись  

Социально-психологические причины конфликтов относят­ся к группе субъективных факторов. Их возникновение обуслов­лено непосредственным взаимодействием людей, самим фактом их принадлежности к определенной социальной группе. При оп­ределенной размытости границ между всеми четырьмя группами факторов возникновения конфликта — объективными, органи­зационно-управленческими, социально-психологическими и лич­ностными — все же можно выделить типичные, основные соци­ально-психологические причины возникновения такого явле­ния, как конфликт. К подобным причинам относятся:

1) возможные существенные искажения и потери информации в процессе взаимодействия. Искажения информации в процессе общения являются нормальным явлением, но при условии, что они кардинально не меняют смысл сказанного или сделанного. Искажению, потере информации могут способствовать: бессозна­тельное, содержащее в себе определенную ее часть, которую не­возможно выразить словами; ограниченность словарного запаса человека; недостаток, ограниченность во времени; утаивание важ­ной части информации; неспособность собеседника воспринять информацию из-за определенных субъективных личностных ог­раничений (трудности в понимании информации, невменяе­мость и т.

п.). Часто полученная информация не воспринимается непосредственно, в чистом виде, а анализируется, оценивается, и оппонентом делаются соответствующие выводы;

2) несбалансированное ролевое взаимодействие людей. Эта при­чина обусловлена неправильными ожиданиями, которые связы­ваются, во-первых, с выполняемыми людьми ролями и, во-вто-

рых, с тем, что люди могут выполнять не те роли, которые они ясдут друг от друга в процессе взаимодействия. Рассмотрение данной социально-психологической причины межличностных конфликтов активно осуществляется в теории трансактного ана­лиза Э. Берна. Любой человек в своей жизни всегда играет не одну, а множество ролей, и иногда эти роли отыгрываются не­правильно: неадекватно месту, требованиям, обстоятельствам и т. п. Наиболее вероятной причиной возникновения конфликта на почве несбалансированного ролевого взаимодействия являет­ся неадекватное отыгрывание тех ролей, которые основаны на психологическом статусе ciapuiero, главною или младшего парт­нера. Например, в ситуации общения начальник — подчинен­ный присутствуют две статусные роли: начальник является стар­шим, а подчиненный — младшим. Если подчиненный адекватно оценивает свой ролевой статус в данном взаимодействии, то кон­фликта не происходит, но если он рассматривает свою роль как роль старшего, то это может стагь причиной начала конфликта; У) непонимание партнерами по общению того факта, что не­совпадение позиций и проблема могли возникнуть не из-за принци­пиальных разногласий между ними, а из-за подхода к данной пробле­ме с различных сторон. Те проблемы, которые впоследствии могут стать причиной развития конфликта, как правило, являются многосторонними и многоуровневыми. Один партнер может ви­деть одну сторону данной проблемы, другой — другую, и эти ви­дения могут быть кардинально противоположны друг другу-Даже оценка одного и того же аспекта может быть совершенно противоположной у двух людей, и это во многом связано с их индивидуальными психологическими особенностями. Такая си­туация естественна, но когда один из партнеров слишком болез­ненно относится к тому, что его мнение не принимается или не совпадает с мнением других, это может повлечь за собой начало

конфликта;

4) различные способы оценки оппонентами результатов деятель­ности и личности друг друга. Эта оценка основана на сравнении, и в связи с этим можно выделить пять таких сравнений-оценок:

— с идеальным положением дел;

— теми требованиями, которые предъявляются к данной дея­
тельности существующими нормативными документами;

— степенью достижения выполняемой деятельностью постав­
ленных целей;

— теми результатами, которые были достигнуты при выпол­
нении данной деятельности другими людьми;

— тем положением дел, которое существовало до начала дея­
тельности.

Оценка деятельности другого основывается на ее соответствии с идеальным вариантом и тем, что человек не смог сделать. При этом оценка собственной деятельности строится на сравнении


 
 

ее, во-первых, с тем, как обстояли дела до начала им деятельности, и, во-вторых, что не удалось сделать для реализации поставлен­ной задачи другим людям. Таким образом, оценка одной и той же работы может быть различной, а порой даже противоположной, что зависит от применяемых способов оценивания данной дея­тельности;

5) психологическая несовместимость. Можно выделить четыре
уровня психологической несовместимости:

— психофизиологический, когда недовольство вызывает рост,
запах, невербальные проявления и иные физиологические при­
знаки оппонента;

— индивидуально-психологический, когда не сочетаются
темпераменты и характеры оппонентов;

— социально-психологический, когда налицо противоречия
жизненных ценностей, идеалов, установок и т. п.;

— социальный, когда не совпадают идеологические, религи­
озные ценности, мировоззрение и т. п.;

6) напряженные межличностные отношения партнеров по обще­
нию.
Такие неблагоприятные отношения могут сложиться на ос­
нове предыдущего взаимодействия и спровоцировать конфликт,
в то же время возникший конфликт еще больше ухудшает суще­
ствующие взаимоотношения.
вать, которое может осознаваться или не осознаваться;

— стремление к власти. \



Что вызывает конфликт? — Брисбенский психолог Margi Matters

Navigation

By Margi Matters on 9 января 2014 in Articles

Индивидуальные различия делают конфликт неизбежным. Станет ли конфликт проблемой или нет, зависит от того, как с ним справиться.

Понимание «что вызывает конфликт?» включает в себя понимание причинно-следственной динамики, а также индивидуальных различий во всем спектре человеческого поведения и опыта.

Всякий раз, когда два или более человека взаимодействуют на работе или в личной жизни, естественно и неизбежно возникают разного рода разногласия по мере того, как в игру вступают индивидуальные различия. То, что расстраивает вас, может не расстроить вашего партнера или коллегу по работе. Точно так же то, что вы считаете чрезвычайно важным, может быть совершенно неважным для кого-то другого. Условия для разногласий усугубляются, когда одна или обе стороны проявляют жесткость, негибкость или субъективность.

Люди неправильно понимают и «делают что-то неправильно» через различных восприятий, или ошибочных интерпретаций, или из-за неточного, неадекватного или неумелого общения.

Конфликт часто возникает из-за неточных или непроверенных фактов и информации. Человек может намеренно или ненамеренно искажать информацию или события. Неудивительно, что чем больше людей вовлекается в разногласия или в набор противоположных позиций или точек зрения, тем более сложным и закоренелым становится конфликт, и он может очень быстро обостряться и распространяться.

Другая важная причина конфликта связана с динамикой власти. Конфликт практически неизбежен, когда существует дисбаланс власти, например, если партнер или коллега слишком сильно контролируют вас, или вы чувствуете себя бесправным или несправедливым по отношению к вам, особенно если это влияет на ваши потребности, права или ценности.

Источник и развитие конфликта обычно связаны с одной или несколькими из следующих пяти основ человеческого опыта и поведения:

  1. Обработка информации . Мы по-разному обрабатываем информацию. Это включает в себя то, как и что мы воспринимаем (и то, что мы видим, и то, что мы слышим, и то, что мы переживаем), то, как мы интерпретируем то, что мы видим, слышим или испытываем, и то, как мы затем сообщаем наши взгляды и опыт другим людям.
  2. Потребности.   Потребности обладают огромной силой вызывать сильные эмоции, и люди с большей вероятностью вступят в конфликт в прямой зависимости от того, насколько насущными и важными являются их потребности в данной ситуации. Родитель может быть жестоким в своей потребности защитить своего ребенка. Потребность в уважении, поддержке или финансовой безопасности часто вызывает конфликты в личных отношениях.
  3. Страхи. Страхи, как и потребности, обладают огромной силой разжигать и обострять конфликт. Например, если ваши средства к существованию находятся под угрозой, вы, вероятно, будете в конфликте с теми, кто, по вашему мнению, несет ответственность за создание ситуации.
  4. Значения . Чем важнее ценность для человека или группы, тем больше у нее силы для разжигания конфликта. Религиозные и этические конфликты, например, основаны на различиях в ценностях.
  5. Навыки. Такие навыки, как коммуникативные навыки, навыки принятия решений и навыки решения проблем, играют центральную роль как в создании условий для конфликта, так и в его эффективном разрешении. Например, частой причиной конфликта является то, что вас «не слушают» или что ваши опасения игнорируются, не признаются или не подтверждаются.

Конфликт сам по себе не обязательно является проблемой, поскольку он часто выдвигает на первый план вопросы, которые необходимо решать. Когда конфликт разрешается умело, это может быть возможностью для улучшений, роста и позитивных изменений на рабочем месте или в ваших личных отношениях.

Конфликт становится проблемой только тогда, когда разногласия затягиваются и не могут быть эффективно разрешены.

Подробнее о стратегиях разрешения конфликтов можно прочитать здесь.

 

 

О Margi Matters

Просмотреть все сообщения Margi Matters →

Подписаться

Подпишитесь на нашу рассылку по электронной почте, чтобы получать обновления.

Как начать медитировать

Стратегии разрешения конфликтов

Социально-психологический подход к анализу и разрешению конфликтов

Главная»Библиотека документов»Социально-психологический подход к анализу и разрешению конфликтов

Резюме

Как социально-психологическая теория и исследования могут способствовать анализу и разрешению международных конфликтов? В этой главе книги из Справочника по анализу и разрешению конфликтов описываются психологические процессы, которые способствуют эскалации и сохранению конфликта. Конфликтные отношения порождают образы и нормы, которые закрепляют конфликт и создают барьеры для изменений. Поэтому работа по разрешению конфликтов должна определять возможности и условия для изменений и преодолевать сопротивление изменениям.

Оценка психологических процессов может помочь понять, почему и как обостряется конфликт. К этим процессам относятся следующие:

  • Формирование коллективных настроений : общественное мнение воспринимается руководителями как склонное скорее поддерживать агрессивные, чем примирительные действия; настроения формируются, а текущие события интерпретируются в свете исторических травм
  • Мобилизация групповой лояльности : националистические чувства, которые отделяют ингруппу от аутгруппы, являются мощным инструментом мобилизации общественной поддержки, а воинственность и непримиримость по отношению к «другим» становятся мерами групповой лояльности
  • Процессы принятия решений : творческое принятие решений затруднено под сильным давлением и не поддерживается институциональными системами
  • Процессы переговоров и торга : они склонны приравнивать проигрыш противника к собственной выгоде, а не искать способы, которыми противник также может выиграть
  • Структурные и психологические обязательства : конфликт становится источником прибыли, цели или власти, создавая личную заинтересованность в его продолжении
  • Формирование зеркального отображения : каждая сторона развивает параллельные образы с перевернутыми ценностями себя (добродетельного, миролюбивого, готового на компромисс, вооружённого чисто оборонительно) и другого (злого, враждебного, реагирующего только на силу, агрессивно вооружённого) . Они создают спиральный эффект.
  • Сопротивление противоречивой информации : избирательность, последовательность, атрибуция и самосбывающееся пророчество препятствуют восприятию и ожиданию перемен, особенно когда образы себя и других, связанные с конфликтом, являются частью национального консенсуса и считаются опасными верить, что враг изменился или изменится

Рассмотрение конфликта через социально-психологическую призму фокусирует внимание на четырех предполагаемых аспектах конфликта, которые имеют значение для разрешения конфликта. Эти положения особенно актуальны для конфликтов, в которые вовлечены коллективные идентичности сторон и в которых на карту поставлено дальнейшее существование групп.

  • Конфликт как процесс, обусловленный коллективными потребностями и страхами : конфликт может быть разрешен только тогда, когда эти потребности и страхи учтены
  • Конфликт как межсоциальный процесс, требующий внимания к экономическим, психологическим, культурным и социально-структурным аспектам : поэтому политические соглашения, подписываемые правительствами под давлением внешних сил, ограничены; и противоборствующие стороны могут с пользой для себя обратить внимание на различные процессы, происходящие в обществах друг друга, некоторые из которых могут предоставить рычаги для изменений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *