Многообразие социальных институтов и их роль в обществе
Стр.78
Содержание сообщения
1. Из какой потребности возникает?
Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил
Различают ряд сфер жизнедеятельности общества, в каждой из которых формируются специфические общественные институты и социальные отношения:
− Экономическая — отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, материальное производство, рынок и др.
− Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: воспитание, семья, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг и др.
− Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, а также между государствами. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, право, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия и др.
− Духовная — отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления, а также передачи следующим поколениям. Институты, относящиеся к духовной сфере: религия, образование, наука, искусство и др.
− Институт родства (брак и семья) — связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи. Считается, что впервые употребил термин «институт» в социальных науках Джамбаттиста Вико (1668—1744) — итальянский философ и историк, предшественник современной социологии.
В 1693 г. он написал несколько работ о гражданских институтах. В социологической литературе понятие «институт» стало использоваться со времени становления социологии как науки, а свою родословную институциональный подход ведет от основоположников социологии — Огюста Конта и Герберта Спенсера. Представляя в социальной статике общество как социальный организм, О. Конт в качестве её важнейших органов называет такие, как семья, кооперация, церковь, право, государство. Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. В своей работе «Основные начала» (1860—1863 гг.) он особо подчеркивает, что «в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система… При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры.» [2] Хотя в их работах отсутствует определение социального института, они рассматривают жизнь общества сквозь призму особых форм социальной организации, которые в дальнейшем были названы социальными институтами.2. Краткая история становления.
Отличие от многих других наук демография имеет точную дату рождения. Она ведет свое начало с января 1662 г., когда в Лондоне вышла в свет книга английского купца и капитана, впоследствии майора городской милиции, ученого — самоучки Джона Граунта (1620—1674) имевшая длинное, как тогда было принято, и весьма красноречивое название: «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности. По отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона»[1]. Уже из названия книги виден широкий социальный замысел ее автора. В те времена, когда она писалась, в Англии нередко свирепствовала чума и прочие заразные болезни, поэтому бюллетени о смертности имели практическое назначение и публиковались в Лондоне еженедельно. Их читали многие, с тем чтобы при первых же признаках угрозы для своей жизни быстро покинуть город. Граунт первым увидел в скорбных бюллетенях пользу для науки. Изучив ведомости о смертях и рождениях в Лондоне за 80 лет, он обратил внимание на существование в населении целого ряда закономерностей.
3. К какой сфере общественной жизни относится?
Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.
Институты
а) государство — Политическая
б) семья — Социальная
в) школа — Социальная
г) церковь — Духовная
д) финансовая система — Экономическая
е) средства массовой информации — Духовная (но я бы ко всем отнесла)
4. Как соотносится с другими институтами: подинститутом какого института является, какие подинституты в себя включает, с какими институтами конкурирует?
Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма — «исходный» элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность.
Подинститут права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных
отношений, находящихся в рамках определенного института права
Институты права призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они
обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.
Примерами институтов права, которые регулируют обособившиеся отношения, являются: в уголовном праве — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве — институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли — продажи; в конституционном (государственном) праве — институт гражданства; в административном — институт должностного лица; в семейном праве — институт брака Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне ее.
5. Структура института: учреждения, нормы, роли, виды деятельности, символы.
элементы социальною института:
• цель и сфера деятельности института;
• функции, необходимые для достижения цели:
• нормативно обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института:
• средства и учреждения достижения цели и реализации функций, включая соответствующие санкции.
Общей и основной для всех социальных институтов функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он создается и существует. Но для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников и другие функции, в том числе: 1) закрепления и воспроизводства общественных отношений; 2) регулятивная; 3) интегративная: 4) транслирующая; 5) коммуникативная.
Деятельность любого социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Если же социальный институт не выполняет своих основных функций, то говорят о его дисфункциональности. Она может выражаться в падении общественного престижа, авторитета социального института и, как следствие, привести к его вырождению.
Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными) в случае, когда они носят скрытый характер. Для социологии важно выявить скрытые функции, поскольку они могут привести не только к росту напряженности в обществе, но и к дезорганизации социальной системы в целом.
6. Функции в обществе (основные и неосновные).
В зависимости от целей и задач, а также выполняемых в обществе функций все многообразие социальных институтов принято делить на основные и неосновные (частные). В числе первых, удовлетворяющих фундаментальные потребности общества, выделяют:
• институты семьи и брака — потребность в воспроизводстве человеческого рода;
• политические институты — в безопасности и социальном порядке;
• экономические институты — в обеспечении средств существования;
• институты науки, образования, культуры — в получении и передаче знаний, социализации;
• институты религии, общественной интеграции — в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.
7. Тенденции развития и особенности функционирования в современной России.
Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.
Исходя из этого социальные институты современной России представляют собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. В настоящее время в России происходит институционализация — это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Если раньше в прединституциональной фазе общественного движения в России были характерны спонтанные протесты и выступления, появлялись на короткий срок, а затем смещались лидеры движения. Каждый день была возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.
Итоговое обсуждение
1. Общие тенденции развития социальных институтов в развитии человечества.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
2. Число социальных институтов в современном обществе и их взаимосвязь.
Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности. Социальные институты — ценностно — нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества. Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.
В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество. Социальными институтами называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья, упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе. Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:
• удовлетворение потребностей общества;
• регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).
3. Особенности институциональной системы в современной России.
Важнейшим условием политической стабильности и эффективности политической системы является процесс институционализации. Под институционализацией В.Ачкасов и Б.Грызлов понимают «процесс образования, развития и усвоения индивидами и различными социальными общностями необходимых норм и ролей, ценностей и эталонов политического поведения, способов контроля за их поведением, а также результат процесса, в рамках которого политическое действие начинает регулироваться и приобретать стабильные черты политической структуры».В каждом обществе возникает специфическая конфигурация государственных и негосударственных политических институтов, которая носит название институциональный дизайн. Реймон Арон полагает, что в каждом обществе институты власти должны быть приспособлены к особенностям конкретной исторической обстановки
Характер взаимодействия общественных объединений граждан и государства определяет эффективность политической системы общества, через которую реализуется в полной мере политическая власть. Функциональной характеристикой политической системы выступает политический режим, под которым понимается «система правления, или администрирования».
Подготовка к ЕГЭ Социальные институты | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс):
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные институты». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт; семья; государство; бизнес; образование
Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
| СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) государство Б) религия В) образование Г) производство Д) семья |
| 1) экономика 2) политика 3) духовная культура 4) социальные отношения |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений — коммуникаций, и соответствующие структуры — социальные _____________(А). Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. К примеру,
отношения в сфере распределения материальных благ являются _____________(Б), отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать_________________ (В).
По своему характеру эти отношения могут быть партнёрскими, основанными на согласовании _____________(Г) сторон, или же _________________(Д), когда устремления участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остаётся всегда неизменным.
Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной_____________(Е), по мере изменения общества.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) экономический | 2) интерес | 3) компромиссный |
4) эволюция | 5) конфликтный | 6) коммуникация |
7) группа | 8) институт | 9) политический |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество — это весь окружающий человека материальный мир.
2) Под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.
4) Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.
5) Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля.
Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики.
2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений.
3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации.
4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.
5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.
Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.
2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.
3) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
4) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.
5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт, общество как система, социальная группа, сфера общественной жизни, общественные отношения.
Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный институт».
1) семья
2) бизнес
3) наука
4) акция
5) прибыль
6) право.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В перечне социальных институтов, которые относятся к политической сфере общественной жизни, есть два «лишних» элемента. Найдите их.
Варианты ответов
- государство
- собственность
- гражданское общество
- право
- армия
- класс
Как происходит формирование социальных институтов?
Варианты ответов
- возникновение общественной потребности
- стихийные действия по удовлетворению потребности
- конфликт частных интересов в процессе деятельности
- нужда в организации деятельности
- выработка алгоритма деятельности, регулирующих её норм
- закрепление в общественном сознании
Какие из перечисленных социальных институтов относятся к духовной сфере общества?
Варианты ответов
- семья
- менеджмент
- гражданское общество
- наука
- церковь
Формирование гражданских качеств школьника — это одна из … института образования
Варианты ответов
- социальных ролей
- социальных функций
- социальных норм
- основных ценностей
Потребность общества в безопасности и порядке удовлетворяют прежде всего . ..
Варианты ответов
- институты семьи и брака
- экономические институты
- политические институты
- институты образования и культуры
- институты религии
Верны ли утверждения?
Варианты ответов
- С латыни термин «институт» переводится как норма, порядок.
- Одним из старейших социальных институтов является семья.
- Изменения в общественной жизни практически сразу приводят к изменению всех социальных институтов данного общества.
- Социальные институты могут исчезать под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Социальные институты способствуют социализации личности
The Circle of Human Concern: Video + Curriculum
В этом анимационном видео, озвученном директором Института Джоном А. Пауэлл, обсуждаются различия между общественным и частным пространством и их альтернативы, поскольку они относятся к кругу интересов человека. Через рамки принадлежности видео объясняет, как разделены пространства, кто имеет доступ к этим пространствам и что мы можем сделать, чтобы изменить динамику, чтобы все люди, а не корпорации, оказались в центре круга общения. человеческая забота. Смотреть видео.
Также: ознакомьтесь с нашей учебной программой, основанной на этом видео. Они включают в себя вводный 30-минутный семинар, 60-минутный обучающий модуль и 90-минутное более глубокое погружение. Модули предназначены для различных аудиторий и основаны на художественных и популярных образовательных практиках Whole Story и Studio Pathways. Посмотреть эти модули можно здесь:
Кто входит в круг интересов человека?
В условиях демократии принадлежность является наиболее важным достоянием, которым мы делимся друг с другом. Только те, кто полностью принадлежит, могут выбирать, кто принадлежит, могут участвовать в определении прав членов, и какие потребности должны быть удовлетворены сообществом.
Это происходит в общественном пространстве, которое является пространством коллективных действий, правительственной деятельности и открытых мест, где всем рады, таких как парки, библиотеки и дороги, где рынок идей. Сюда также входят государственные службы, такие как полиция и пожарная служба, школы и университеты.
С другой стороны, мы живем большую часть нашей жизни в частных пространствах, где мы наслаждаемся защитой от государственного вмешательства и наблюдения. Частное пространство, включая наши дома, места отправления культа, — это пространство личной свободы, уединения и личного сознания.
Но различие между публичным и частным маскирует существенные различия между частными акторами в нашем обществе. Корпорации проникли в частную сферу и претендуют на те же права, что и обычные люди, такие как свобода слова, лоббирование и участие в избирательных кампаниях.
Одеваясь в частном пространстве, они концентрируют богатство и влияние таким образом, что это искажает нашу демократию и наносит вред окружающей среде. Они утверждают, что любые законы или постановления, помогающие людям и ограничивающие их поведение, также угрожают малому бизнесу, частным лицам и свободе личности.
Корпоративное пространство не следует путать с личным пространством. Несогласованное корпоративное пространство угрожает как общественному, так и частному пространству. В этом пространстве корпорации собирают и манипулируют информацией о нас и ограничивают нашу способность организовывать и контролировать их.
По мере того как корпоративная сфера расширяется, личное пространство сужается, общественное пространство сокращается, а реальные люди выталкиваются за пределы круга человеческих интересов. Когда это происходит, люди попадают в четвертую сферу: необщественное, нечастное пространство, где живут самые маргинальные в нашем обществе люди, не пользующиеся ни правами публичного пространства, ни благами частного пространства.
Исторически женщинам и рабам было отказано в доступе к общественным правам. Они не могли голосовать, баллотироваться на посты, входить в состав присяжных или, во многих случаях, владеть собственностью. У них также не было личного пространства, куда можно было бы уединиться, где не было бы слежки или преследований. До принятия Закона об американцах с ограниченными возможностями люди с ограниченными возможностями также имели ограниченный доступ к общественному и личному пространству.
Сегодня это непубличное, нечастное пространство включает в себя иммигрантов без документов, бывших правонарушителей, бездомных и крайне бедных и многих других. Эти люди не только не имеют доступа к общественному или личному пространству, но и слишком часто мы не видим их как часть «Мы, Народ», как внутри нашего круга человеческих интересов. Мы видим в них «других» — тех, кто не принадлежит, даже если мы настаиваем на том, что корпорации — это люди, которые действительно принадлежат.
В нашем обществе мы часто обсуждаем две сферы: общественную и частную, тогда как на самом деле их четыре: общественная; частный; непубличный, нечастный; и корпоративный. Мы должны настаивать на том, чтобы люди, все люди, принадлежали к кругу интересов людей, а не корпораций.
Юрген Хабермас | Биография и факты
Юрген Хабермас
Смотреть все СМИ
Категория: История и общество
- Дата рождения:
- 18 июня 1929 г. (94 года) Дюссельдорф Германия
- Известные работы:
- «Структурная трансформация публичной сферы» «Теория коммуникативного действия»
- Предметы изучения:
- коммуникация критическая теория социальная структура
Просмотреть весь связанный контент →
Юрген Хабермас , (род. 18, 19 июня29, Дюссельдорф, Германия), крупнейший немецкий философ второй половины 20 века. Очень влиятельный социальный и политический мыслитель, Хабермас обычно отождествлялся с критической социальной теорией, разработанной с 1920-х годов Институтом социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, Германия, также известной как Франкфуртская школа. Он принадлежал ко второму поколению Франкфуртского института, следуя за первым поколением и основателями, такими как Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно и Герберт Маркузе. Хабермас был известен как за пределами академических кругов своим влиятельным вкладом в социальную критику и общественные дебаты, так и внутри них своими объемными трактатами и эссе, в которых он сформировал всеобъемлющее видение современного общества и возможности свободы в нем. Его работа оказала сильное влияние на многие дисциплины, включая коммуникативные исследования, культурные исследования, теорию морали, право, лингвистику, теорию литературы, философию, политологию, религиоведение, теологию, социологию и демократическую теорию.
Хабермас вырос в Гуммерсбахе, Германия. В 10 лет он вступил в Гитлерюгенд, как и многие его современники, а в 15 лет, в последние месяцы Второй мировой войны, его отправили на Западный фронт. После поражения нацистов в мае 1945 года он получил среднее образование и поступил в университеты Бонна, Геттингена и Цюриха. В Бонне он получил докторскую степень. по философии в 1954 г., защитив диссертацию о Фридрихе Шеллинге. С 1956 по 1959 год он работал первым ассистентом Теодора Адорно в Институте социальных исследований. Хабермас покинул институт в 1959 и защитил свою вторую докторскую степень (его докторская диссертация, которая позволила ему преподавать на университетском уровне) в 1961 году под руководством политолога Вольфганга Абендрота в Марбургском университете; он был опубликован с дополнениями в 1962 году как Strukturwandel der Öffentlichkeit ( Структурная трансформация общественной сферы ). В 1961 году Хабермас стал приват-доцентом (неоплачиваемым профессором и лектором) в Марбурге, а в 1962 году он был назначен экстраординарным профессором (профессор без кафедры) Гейдельбергского университета. Он сменил Макса Хоркхаймера на посту профессора философии и социологии Франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга Гете (Франкфуртский университет) в 1919 году.64. После 10 лет работы директором Института Макса Планка в Штарнберге (1971–81) он вернулся во Франкфурт, где вышел на пенсию в 1994 году. После этого он преподавал в Соединенных Штатах в Северо-Западном университете (Эванстон, Иллинойс) и Нью-Йоркском университете. и читал лекции по всему миру.
Как выдающийся представитель послевоенного «скептического поколения» Западной Германии, Хабермас участвовал в крупных интеллектуальных дебатах внутри страны во второй половине 20-го века и позже. В 1953 году он столкнулся с Мартином Хайдеггером по поводу заново открытых симпатий последнего к нацистам в рецензии на «9 Хайдеггера». 0061 Einführung in die Metaphysik (1953; Введение в метафизику ). В конце 1950-х и снова в начале 1980-х Хабермас участвовал в общеевропейских антиядерных движениях, а в 1960-х он был одним из ведущих теоретиков студенческого движения в Германии, хотя фактически порвал с радикальным ядром движения в 1967 г. , когда он предостерег от возможности «левого фашизма». В 1977 году он протестовал против ограничения гражданских свобод во внутреннем антитеррористическом законодательстве, а в 1985–87 он участвовал в так называемых «исторических дебатах» о характере и степени вины Германии в войне, осуждая то, что он считал историческим ревизионизмом нацистского прошлого Германии; он также предупредил об опасностях немецкого национализма, связанных с воссоединением Германии в 1989–1990 годах. Хотя он одобрял войну в Персидском заливе (1991 г.) как необходимую для защиты Израиля и бомбардировку Сербии (1999 г.) Организацией Североатлантического договора (НАТО) как необходимую для предотвращения геноцида этнических албанцев в Косово, он выступал против войны в Ираке ( 2003) как ненужный и незаконный.