Общее представление о личности
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые гено-типически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их определениями. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свой свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки—убеждения и отношения людей.
Современные теории личности
В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности.
Если подходить к определению современных теорий личности формально, то существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.
К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. В = F(P,E),
где В—поведение; F- -знак функциональной зависимости; Р— внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е— социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:
В = F (Р).
Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:
B=F(E).
Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:
В = F (Р, Е).
Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным, относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.
Как уже говорилось, Г. Оллпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.
Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа — сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.
Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и достаточности выявленного набора личностных черт также оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.
Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.
Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.
Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности — это научение условнореф-лекторным путем через наблюдение других (викарное научение) и подражание.
Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и наказаний, идентичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий.
Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп: 1. Способности человека, т. е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке. 2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.
3. Ожидания — оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.
4. Ценности, т. е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.
5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.
Теория личности 3. Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике и в нашей, и в зарубежной литературе.
Понятие о способностях
1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей.
2, Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различ
mirznanii.com
04. Лмчность. Манипулирование личностью. Актуализация
04. Личность. Манипулирование личностью. Актуализация
1. Общее представление о личности и индивидуальности
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить
понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».
Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное
существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими
функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное
создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти
специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая
деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической
наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими
культуры, созданной предшествующими поколениями.
Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств,
свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у
данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и
биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме
того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от
других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.
Быть личностью — значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.
2. Структура личности
В структуру личности обычно включаются
— способности,
— темперамент,
— характер,
— волевые качества,
— эмоции,
— мотивация,
— социальные установки.
Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека,
определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает
качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные
обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в
отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных
личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных
целей. Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к
деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.
Согласно концепции К. К. Платонова, низшим уровнем личности является
биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые
свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента —
скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и
торможения. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности
психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти,
восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных
факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее,
уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который
входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта
подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный
характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая
влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека,
его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура
направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием
воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую
человек включен.
3. Некоторые теории личности
Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего
века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г.
Оллпорт, Р. Кеттел, Г. Ю. Айзенк и др.
Теория черт Кетелла. В опроснике более 100 вопросов, которые задаются
испытуемым; на них они отвечают утвердительно или отрицательно. Затем ответы
группируются в соответствии с «ключом» (способом обработки результатов) и
определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии
соответствующей черты личности. Затем вычерчивается так называемый «личностный
профиль» испытуемого, включающий его оценки по каждому фактору.
Примерный набор таких черт, который достаточно полно характеризует личность:
1. Уверенность в себе — неуверенность.
2. Интеллектуальность (аналитичность) — ограниченность (отсутствие развитого
воображения).
3. Зрелость ума — непоследовательность, алогичность.
4. Рассудительность, сдержанность, стойкость — суетность, подверженность
влиянию.
5. Спокойствие (самообладание) — невротичность (нервозность).
6. Мягкость — черствость, цинизм.
7. Доброта, терпимость, ненавязчивость — эгоизм, своеволие.
8. Дружелюбие, покладистость, гибкость — ригидность, ти-раничность,
мстительность.
9. Добросердечие, мягкость — злобность, черствость.
10. Реализм — аутизм.
11. Сила воли — безволие.
12. Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность.
13. Последовательность, дисциплина ума — непоследовательность, разбросанность.
14. Уверенность — неуверенность.
15. Взрослость — инфантилизм.
16. Тактичность — бестактность.
17. Открытость (контактность) — замкнутость (уединенность).
18. Веселость — грустность.
19. Очарованность — разочарованность.
20. Общительность — необщительность.
21. Активность — пассивность.
22. Самостоятельность — конформность.
23. Экспрессивность — сдержанность.
24. Разнообразие интересов — узость интересов.
25. Чувствительность — холодность.
26. Серьезность — ветреность.
27. Честность — лживость.
28. Агрессивность — доброта.
29. Бодрость — веселость.
30. Оптимизм — пессимизм.
31. Смелость — трусость.
32. Щедрость — скупость.
33. Независимость — зависимость.
Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне
достаточно иметь всего лишь 5 черт.
«Большая пятерка факторов» — основные черты, составляющие личность человека по
Л. Голдбергу:
1) экстраверсия, энергичность;
2) согласие, дружелюбие;
3) сознательность, самоконтроль;
4) эмоциональная стабильность, устойчивость;
5) интеллектуальная и культурная открытость новому опыту.
Исследования показывают, что личностные черты «Большой пятерки» важны для
определения взаимоотношений и типов поведения на работе и таким образом для
понимания в целом организационного поведения.
Другие утверждают, что для этого мало и 20.
Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным
точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу
связаны с выявленными чертами.
Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция
личности, названная теорией социального научения. Основная психологическая
характеристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков.
Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают
другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.
Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы.
4. Актуализация и манипуляция
Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, — это
самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание
главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей
данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на
значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией
А. Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем
поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.
К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
— активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в
ней;
— принятие себя и других людей такими, какие они есть;
— непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и
чувств;
— сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес
ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных
чувствах и переживаниях;
— обладание чувством юмора;
— развитые творческие способности;
— неприятие условностей, но без показного их игнорирования;
— озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только
собственного счастья;
— способность к глубокому пониманию жизни;
— установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных
личных взаимоотношений;
— способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно,
с объективной точки зрения;
— непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это
обычно делают дети;
— предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей;
— умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей,
традиции или условности, позиции авторитетов;
— открытое и честное поведение во всех ситуациях;
— готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства
окружающих людей за нетрадиционные взгляды;
— способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
— приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
— умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление
других людей.
На главный вопрос его теории — что такое самоактуализация — А.
Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без
исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является
чем-то очень ценным для них — это своего рода призвание»1. Все люди такого типа
стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть
сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них — добро, истина,
порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как
жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности
предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской
проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор:
продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к
высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций.
Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление
препятствий.
Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у
человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам.
Это — процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей.
Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это
«отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».
Э. Фромм дал философски одну из наиболее правильных трактовку целей и задач
личностного развития человека в условиях современного демократического общества.
Демократия, писал он, — это система, которая не на словах, а на деле создает
экономические, политические и культурные условия для полноценного развития
индивида как личности. Развитие личности — это признание и реализация уникальных
возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди, считал автор, рождаются
равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его
уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным,
духовным ценностям, — важнейшая задача воспитания.
Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает
неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования
личности. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том
положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности.
Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то
государство или коллектив.
Антигуманистическим с точки зрения психологов-гуманистов является такое явление,
как психологическая манипуляция личностью.
Психологическая манипуляция (от лат. manipulatio — пригоршня,
горсточка, ручной прием) — это общение, направленное на получение выгоды одним
из субъектов общения.
Психологическая манипуляция — один из способов психологического
воздействия на личность или группу, направленный на достижение манипулятором
своих целей (вне зависимости от последствий для объекта манипуляции) путем
незаметного для объекта манипуляции его подталкивания к осуществлению желаемых
манипулятором проявлений активности, как правило, несовпадающих с изначальными
намерениями объекта манипуляции.
В целом манипуляция рассматривается как вид психологического воздействия,
превращающего партнера по общению в объект, вещь, средство достижения
собственной выгоды. Манипуляции предполагают наличие контроля, используются в
обход сознания партнера, и манипулятор, благодаря неискреннему поведению,
уловкам скрывает свои истинные намерения. Его цель — побудить другого человека к
совершению каких-то действий, изменить его представления, желания, чувства,
ценности. Иногда используется понятие «объект-объектная форма взаимодействия» в
отличие от субъект-субъектной: партнер манипулятора превращается в объект,
овеществляется, т. е. теряет свою человеческую сущность, становится вещью.
Необходимо четко дифференцировать психологическую манипуляцию и силовые способы межличностного воздействия — прямое групповое и межличностное давление в форме унижения и принуждения, откровенной, порой, демонстративной дискриминации. Принципиальным различием здесь является то, что манипулятивная активность носит скрытый характер, причем нераспознаваемыми для объекта манипулирования оказываются и действительные цели, и действительные мотивы и намерения манипулятора.
Психологическая манипуляция требует владения манипулятором профессиональными манипулятивными техниками, их, в частности, исследовал Э. Берн. Зачастую они связаны с сознательным или бессознательным воздействием на «болевые точки» личности, как правило, не осознаваемые объектом манипуляции. Эти своего рода психологические «крючки», за которые можно, что называется «зацепить» потенциальную жертву, обычно связаны с ранним травматическим опытом, вытесненным в бессознательное. Именно прицельное, точечное воздействие на них дает максимальный эффект, в ряде случаев позволяющий манипулятору практически полностью контролировать поведение своей жертвы.
Следует отметить, что манипулятивное воздействие не всегда носит деструктивный характер.
В зарубежной психологии обсуждаются 2 крайние точки зрения на манипулирование. Одна идёт от Г. Франке, Д. Карнеги и др., считающих манипуляции необходимыми и полезными, т. к. они заменяют грубые методы достижения цели. Другая берет начало в трудах ученых гуманистической ориентации. Манипулятор в первом случае предстает как искушенный в различных приемах субъект общения, во втором — как личность несовершенная, неуверенная в себе и других, в связи с чем вынуждена прибегать к хитростям. По мнению многих отечественных психологов, такие позиции зарубежных коллег в значительной степени абсолютизируют роль манипуляциё в жизни человека.
Первая основная причина манипуляции, считает Фредерик Перлз, в вечном конфликте
человека с самим собой, поэтому человек никогда не доверяет себе полностью,
однако и другим он не доверяет еще сильнее. «Поэтому он вступает на путь
манипуляций, чтобы «другие» всегда были у него на привязи, чтобы он мог их
контролировать и при таком условии доверять им больше».
Эрих Фромм выдвигает вторую причину манипулирования: желая получить любовь,
манипулятор стремится получить полную власть над другой личностью: власть,
которая заставляет другую личность делать то, что ОН хочет; думать то, что ОН
хочет; чувствовать то, что ОН хочет.
Третья причина манипуляций: поскольку риск и неопределенность окружают людей со
всех сторон, то человек часто чувствует себя беспомощным, поэтому пассивный
манипулятор говорит: «Я не могу контролировать всего, что может со мной
случиться, поэтому я ничего не буду контролировать. Я сдаюсь, делайте со мной
что хотите!» — и при этом, в конечном счете, — добивается своих целей, используя
свою внешнюю беспомощность. Активный манипулятор активно пользуется бессилием
других людей, с удовольствием властвует над людьми, стремясь сделать их
максимально зависимыми от себя.
Четвертая причина манипуляций: манипулятор — это личность, которая стремится
избежать интимности в отношениях и затруднительного положения, поэтому относится
к людям ритуально (Э. Берн, В. Глассер).
Пятая причина манипуляций: человек стремится получить одобрение всех и каждого,
поэтому вынужден притворяться, скрывать свои чувства, мысли и желания, не может
быть правдивым и честным с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами
старается угодить всем (А. Эллис).
Манипуляции — это стиль жизни, это сценарий жизни, который регламентирует всю
систему взаимодействия с миром, направленный на то, чтобы контролировать как
себя, так и других. Например, жена-Тряпка все свое существование обратила в
незаметную кампанию сделать своего мужа-Диктатора ответственным за все ее
жизненные невзгоды. Это не просто отдельная случайная игра, это сценарий на всю
их совместную жизнь.
Из сказанного следуют три основных принципа, которым имеет смысл следовать,
чтобы не угодить в манипулятивную ловушку.
Во-первых, важно доверять себе, в том числе и собственному бессознательному,
образно говоря «шестому чувству». Если честное и открытое, на первый взгляд,
предложение вызывает вроде бы совершенно необоснованное беспокойство и
дискомфорт, это может означать, что вами пытаются манипулировать.
Во-вторых, не следует действовать и принимать решения под воздействием
моментально возникшего импульса. Надо проанализировать ситуацию, посмотрев на
нее как бы извне, постараться понять истинные мотивы партнера по взаимодействию
и ролевую структуру, заданную объективными обстоятельствами.
И, в-третьих, важно осознавать собственные «крючки» и теневые аспекты личности.
Можно выделить четыре основных манипулятивных системы.
1. Активный Манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов.
Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного
сил. Обычно привлекает к этому свое общественное положение (родитель, старший
брат, учитель, начальник). Он играет «попирающего» и достигает удовлетворения,
обретая контроль над другими людьми, но зависим в своем удовлетворении от
чувства их бессилия. Он применяет технику учреждения прав и обязанностей,
табелей рангов и т. д., управляя людьми как марионетками.
2. Пассивный Манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает,
что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и
позволит распоряжаться собой активному Манипулятору. Он прикидывается
беспомощным и глупым и разыгрывает из себя «попираемого». В то же время
пассивный манипулятор выигрывает посредством поражения. Позволяя активному
Манипулятору думать и работать на него, он в определенном смысле побеждает
«попирающего» своей вялостью и пассивностью,
3. Соревнующийся Манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее
постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть,
третьего не дано. Для него жизнь — это битва, где все остальные люди — соперники
или враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами
«попирающего» и «попираемого» и поэтому может рассматриваться как нечто среднее
между пассивным и активным Манипуляторами.
4. Четвертая (основная) форма манипулятивной системы — это система безразличной
манипуляции. Манипулятор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и
пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фраза:
«Мне наплевать». Он относится к другому человеку как к неживой кукле. Его методы
также то пассивны, то активны, иногда он играет «Скуку», иногда «Сварливую
пилу», «Мученика» или «Беспомощного». Его секрет, безусловно, в том, что ему
вовсе не наплевать, иначе бы он не продолжал свои манипуляции. Подобные
отношения нередко существуют между мужьями и женами. Примером тому служит игра в
«угрозу развода», когда Манипулятор надеется подчинить себе партнера, а вовсе не
разойтись с ним. Поскольку Манипулятор ведет себя с другим как с неодушевленным
предметом, такое безразличное отношение исподволь убивает душу в нем самом. Вот
почему называют его отношение к окружающим самоуничтожающим.
Таким образом, философия активного манипулятора зиждется на том, чтобы
главенствовать и властвовать во что бы то ни стало.
Философия пассивного манипулятора — никогда не вызывать раздражения.
Философия соревнующегося манипулятора — выигрывать любой ценой.
Философия безразличного манипулятора — отвергать заботу. Это очень важно
понимать, поскольку манипулятор, как бы ни был хитер, — предсказуем, и если
правильно поставить ему диагноз, то можно вычислить, как он будет вести себя в
той или иной ситуации.
Рассмотрев различные системы манипуляции, мы приходим к выводу, что все они
зиждутся на одной философии: Манипулятор относится сам к себе и другим людям как
к неодушевленным предметам. Манипулятор никогда не бывает самим собой, он даже
не может расслабиться, поскольку его система игр и маневров требует, чтобы он
постоянно играл надлежащую роль.
Стиль жизни Манипулятора включает четыре основных характеристики: ложь,
неосознанность, контроль и цинизм. Философия жизни Актуализатора отмечена
четырьмя противоположными характеристиками: честностью, осознанностью, свободой
и доверием.
Типология манипулятивных типов характера (Э. Шостром)
Э. Шостром в книге «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор» описал, что
представляет собой тип социального характера, называемого «манипулятор». Ему
надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю во
всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Человек развивает
способность манипулировать другими людьми, с тем чтобы избегать неприятностей и
добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно.
Современный Манипулятор, считает Шостром, развился из ориентации на рынок, когда
человек — это вещь, о которой нужно много знать и которой нужно уметь управлять.
Сокрытие своих истинных эмоций — таков удел Манипулятора. Основную свою задачу
Манипулятор видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление». Вот,
например, реакция Манипулятора, которому не удалось продвинуться по службе или
получить прибавку к жалованью, столь милую его сердцу. Придя домой, он
умудряется переложить половину вины на своего давно умершего родителя, который
его тиранил, на свою жену, которая плохо приготовила ему завтрак именно в то
утро, или на кого-либо еще. Он может напиться или заболеть, обернуться
подобострастным приставалой, стать мрачным, продолжить пассивную забастовку
против себя, человечества, своего глупого шефа. Он даже может хлопнуть дверью и,
выйдя из игры, оставить другу свое место. Наряду с потребностью управлять
Манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше.
Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой
действительной пользы. Слишком часто Манипулятор использует психологические
концепции в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучного
поведения, оправдывая свои текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые
неудачи.
Манипулятор — это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует
или контролирует себя и других людей в качестве «вещей». Поскольку Манипулятор в
какой-то мере живет в каждом из нас, давайте посмотрим, не можем ли мы его
выделить более отчетливо. Имеется несколько основных типов Манипулятора.
1. Диктатор. Преувеличивает свою силу. Он доминирует, приказывает, цитирует
авторитеты и делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности
Диктатора: Настоятельница, Настоятель (Игумен), Начальник, Босс, младшие Боссы.
2. Тряпка (слабак) — обычно жертва Диктатора, полярная противоположность. Тряпка
развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Он преувеличивает
свою чувствительность, он забывает, не слышит, пассивно молчит. Разновидности
Тряпки: Мнительный, Глупый, «Хамелеон», Конформист, Стеснительный, Уступающий.
3. Вычислитель преувеличивает свой контроль. Он обманывает, увеличивает, лжет,
старается перехитрить и проверить других людей. Вариации Вычислителя: Делец,
Аферист, Игрок, Создатель рекламы, Шантажист, Рассчитывающий все наперед.
4. Прилипала. Является полярной противоположностью Вычислителя. Он
преувеличивает свою зависимость. Это личность, жаждущая быть ведомой, дурачимой,
предметом забот. Он позволяет другим делать за него работу. Разновидности:
Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный.
5. Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность.
Он Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация — Сварливая
баба («пила»).
6. Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, убивает своей
добротой. В некотором смысле столкновение с ним более вредно, чем с Хулиганом.
Славный парень почти всегда выигрывает. Разновидности: Угодливый,
Доброжелательный, Моралист, Человек организации.
7. Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, преисполнен
обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обличитель,
Собиратель улик, Судебный пристав, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий
признать вину.
8. Защитник. Противоположность Судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и
снисходительность к ошибкам. Он портит других, сочувствуя им сверх всякой меры и
не давая своим подзащитным встать на ноги и расти самостоятельно. Вместо того
чтобы заняться своим делом, он готов заботиться о нуждах других. Варианты
Защитника: Наседка, Утешитель, Покровитель, Ученик, Помощник, Самоотверженный.
В Манипуляторе гипертрофирован какой-то один из этих типов либо их комбинации. Если же мы являем собой один из типов Манипулятора в наиболее выраженной степени, мы проецируем его противоположность на окружающих нас людей и делаем их своими целями. Например, жена-Тряпка нередко выбирает мужа-Диктатора, а затем управляет им с помощью всякого рода подрывных методов.
5. Потенциал личности
Гносеологический (познавателъный) потенциал определяется
объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация
складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания.
Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана
познавательная деятельность человека. Аксиологический (ценностный) потенциал
личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой
ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической
сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь
идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов,
сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью
эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее
мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.
Творческий потенциал личности определяется полученными ею и
самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию
созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой
их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда,
социально-организаторской и критической деятельности. Коммуникативный потенциал
личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью
контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию
межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
Художественный потенциал личности определяется уровнем,
содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их
удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве,
профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.
Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом и
физическими качествами и т. п., а тем, 1) что и как она знает; 2) что и как она
ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общается; 5) каковы ее
художественные потребности и как она их удовлетворяет, а главное, какова мера ее
ответственности за свои поступки, решения, судьбу.
dedovkgu.narod.ru
8 качеств людей, способных понимать других людей
8 качеств людей, способных понимать других людей
- Гордон Олпорт (Gordon Allport)
- Социальный интеллект: от чего зависит уровень?
- Из книги «Психогимнастика в тренинге»/ Под редакцией Н.Ю. Хрящовой. СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2002, с. 85-88.
Когда меня спросили «Что необходимо для того, чтобы понимать других людей?» — я ответил одной фразой — «Необходим высокий уровень «социального интеллекта»…
И тут же последовали другие 2 вопроса:
«А что такое «социальный интеллект»? и «Чем определяется его высокий уровень?»
Ответы на семинаре «Социальный интеллект: думай, как гроссмейстер!»Американский психолог Гордон Олпорт (Gordon Allport, 1897-1967), инициатор разработки системного подхода к изучению личности
«Личность — это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление», описал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях (Allport G.W. Personality: A. Psychological Interpretation.-N.Y., Henry Holt & Co, 1937, p. 513-516).
1. Опыт (Esperience)
Для того, чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость. Это подразумевает не только достижение определенного возраста (30 лет или около того), но и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях. Юность видит людей в узкой перспективе своего ограниченного опыта, и когда юных людей заставляют судить о тех, чья жизнь значительно отличается от их собственной, они часто обращаются к незрелым и несообразным клише, вроде: «старик отстал от жизни», «нормальный парень» или «чудак».У опытного человека для каждого из бесчисленных человеческих проявлений уже есть богатая апперцептивная цепочка тщательно проверенных интерпретаций. Даже если ассоциации и умозаключения не являются единственными умственными процессами, помогающими понимать других людей, нам нужно отдать дань и теориям интуитивного понимания, но и для интуитивного понимания необходимы прочные опытные основания.
2. Сходство (Similarity)
Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой. Но корреляция здесь не абсолютная, и все обстоит не так просто: подвижность воображения одного оценщика может оказаться ценнее, чем огромные запасы неиспользованного опыта другого.Следует заметить, что «сходство»- это особый случай «опыта». Чем больше другой человек похож на меня, тем больше опыт общения я с ним имею. Именно по этой причине члены одной и той же национальной общины, религиозной или профессиональной группы обычно точнее других судят друг о друге.
3. Интеллект (Intelligence)
Экспериментальные исследования вновь и вновь подтверждают тот факт, что существует некоторая связь между высоким интеллектом и способностью точно судить о людях. Вернон обнаружил, что высокий интеллект особенно характерен для тех, кто точно оценивает самих себя и незнакомых людей, но если оценщики хорошо знакомы с теми, кого они оценивают, то опыт до определенной степени может заменить исключительный интеллект. В целом, однако, хороший интеллект необходим, и причина здесь совершенно проста. Понимание людей- это в значительной степени задача уяснения связей между прошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием, а интеллект и есть способность устанавливать такого рода соотношения.4. Глубокое понимание себя (Insight)
Правильное понимание наших собственных антисоциальных тенденций, своего притворства и непоследовательности, собственных сложных мотивов обычно удерживает нас от слишком поверхностных и простых суждений о людях. Слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы будет автоматически перенесена на наши суждения о других.Компульсивный невроз или любая другая причуда, не понятая нами самими, обязательно будет накладываться нами как проекция или ценностное суждение на наши оценки других людей. В практике психоанализа давно была признана необходимость предварительного познания себя. Прежде, чем аналитик может развязать узлы других людей, он должен распутать свой собственный.
5. Сложность (Complexity)
Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих.Прямолинейный ум не питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне развитого… Две души обитали в груди Фауста, и только одна у его помощника Вагнера; и именно Фауст оказался в конце концов способен постигнуть значение человеческой жизни.
Из этого следует, что если психиатр обладает сложной натурой, то может извлекать из этого определенные преимущества, поскольку ему приходится иметь дело с исключительно сложными психическими состояниями, и даже если у него есть собственные невротические трудности, с которыми он хорошо справляется, то это будет лишь повышать его квалификацию. Это не означает, что мы не оставляем места для жизнерадостного психиатра без сложностей, чья роль, не столько в понимании пациентов, сколько в ободрении их… С терапевтической точки зрения чаще бывает полезнее излучать здоровье и хорошее настроение, чем сочувственно входить в нарушения и сложности душевной жизни пациента. вероятно, существуют два типа успешных психиатров: те, которые излечивают путем мучительного переструктурирования личности, и те, кто лечит лучезарным внушением.
6. Отстраненность (Detachment)
Эксперименты показывают, что те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны. Для них более характерна интроверсия, чем экстраверсия, и лучшие оценщики бывают загадочными и с трудом поддающимися чужой оценке. В среднем они не очень высоко ставят социальные ценности. У тех, кто занят социальными ценностями не хватает времени на беспристрастное изучение других людей. Они испытывают сочувствие, жалость, любовь или восхищение и не могут отстраниться от этих эмоциональных отношений настолько, чтобы обрести непредвзятый взгляд. Человек, который не пытается все время быть участником каких-либо событий, но остается в стороне и наблюдает их, ничего не пропуская, вероятнее всего, сможет сделать более ценные суждения. Часто случается и так, что хороший знаток людей (например, писатель) какое-то время почти целиком отдается участию в неких событиях, но затем выходит из них и начинает ретроспективно исследовать людей и случившееся с ним отстраненно.7. Эстетические склонности (The Aesthetic Attitude)
Часто с меньшей общительностью связаны эстетические склонности. Это качество стоит выше всех остальных, особенно если мы возьмем наиболее одаренных знатоков людей…Эстетический ум всегда пытается проникнуть во внутренне присущую объекту гармонию, будь то нечто настолько тривиальное, как какой-нибудь орнамент, или нечто настолько значительное, как человеческое существо. Уникальность и уравновешенность структуры- вот что интересует эстетическую личность во всех случаях. Такой склад ума необходим новеллисту или биографу, при высоком своем развитии эстетический склад ума может до определенной степени возместить ограничения «опыта», «сходства», и «сложности». Если же эстетический склад ума сочетается с этими качествами, то это чрезвычайно высоко поднимает искусство оценки…
8. Социальный интеллект (Social Intelligence)
Это качество не является обязательным. Романисты или художники часто им не обладают. С другой стороны, скажем у интервьюера, должен быть такой «солидный дар», поскольку его функция более сложна: он должен спокойно слушать и в то же время исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не казаться шокированным, быть дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим, -и при всем этом еще и никогда не выказывать скуки.Такое тонкое равновесие в поведении требует высокого уровня развития разнообразных качеств, обеспечивающих гладкость в отношениях с людьми. Для того, чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем, социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт — социальное приспособление, а не глубина понимания.
Подробности на семинаре
«СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ДУМАТЬ, КАК ГРОССМЕЙСТЕР!»
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ…
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: современная теория и практика развитияnrpsy.ru
Поступки — это… Поступки человека
Каждый человек в своей жизни каждый день совершает ряд разнообразных поступков. Но знаете ли вы, что такое поступки? Этот вопрос кажется довольно простым, но если задуматься, то мало кто знает определение понятия «поступок». Оно является повседневным, в течение одного дня вы вполне можете несколько раз его упомянуть и еще больше раз услышать, но вы ни одного раза не задумаетесь о том, что именно имелось в виду. Именно поэтому вам стоит внимательно изучить данную статью. Из нее вы узнаете не только о том, что такое поступки, но и о том, какие у них бывают виды и особенности, включающие в себя ряд компонентов. Естественно, в реальной жизни данная информация не будет для вас слишком полезной. Ведь каждый знает, что поступки – это действия, которые совершает человек. Однако для расширения горизонтов вам все же стоит проникнуться этой темой.
Что такое поступок?
Итак, в первую очередь необходимо разобраться с тем, что такое поступки. Казалось бы, вопрос является очень простым и банальным, многие люди рассмеются, услышав его. Но если они задумаются на минуту, то поймут, что не могут дать точный ответ. Да, поступки – это действия человека, но чем в таком случае отличаются поступки от действий? Ответ, между прочим, является довольно простым. Ведь поступок – это сознательное и только сознательное действие, которое человек совершает по собственной воле. Таким образом, поступок представляет собой воплощение реализации акта свободной воли. Поступки очень плотно связаны с характером человека. Ведь они являются отображением черт характера человека в реальном мире. Очень часто психологи определяют их как утверждения человеком себя в качестве конкретной личности. Как видите, поступки – это очень важная вещь, о которой стоит знать больше деталей. Например, какие бывают виды поступков, какие у них бывают особенности и так далее.
Виды поступков
Поступки человека нельзя отнести к одному уровню, потому что они сильно различаются. Существует несколько видов поступков, на которые вам стоит обратить внимание, чтобы разобраться в этом вопросе.
Самый первый вид – это рефлекс. Многие люди могут подумать, что рефлекс не относится к поступку, так как он не является сознательным, но они будут неправы. Действительно, рефлекс не является сознательным действием, это бессознательная реакция на внешний раздражитель, однако при этом посыл к действию идет изнутри. То есть, если вам в лицо светит солнце, вы рефлекторно поднимаете руку, чтобы закрыть глаза, а если в вас летит какой-либо предмет, вы рефлекторно отступаете в сторону. Это базовый уровень поступков, который описывает только основные инстинкты. Но рефлексы – это все же поступки, так как они на самом банальном уровне описывают те или иные аспекты характера человека. Если взять пример с тем же летящим предметом, у разных людей могут быть разные рефлексы: кто-то попробует словить предмет, кто-то постарается увернуться, кто-то подобьет его ногой и так далее.
Следующий вид поступков – это инстинкт. Это эмоциональное и целесообразное действие, которое отличается тем, что человек совершает его осознанно, однако при этом не осознает результатов, которые он получит в результате. Человек ест, потому что ему это подсказывает инстинкт – ему не нужно каждый раз напоминать себе о том, что нужно пообедать, чтобы не умереть с голоду.
Самый распространенный вид поступка – это сознательное действие. В данном случае человек не только осознанно совершает определенный поступок – он знает также, какие будут последствия у этого действия, а также стремится к получению какого-либо конкретного результата. Именно такие поступки в большей степени раскрывают характер человека, совершающего их.
Как видите, поступки человека можно разделить на несколько разных видов, которые по-своему будут характеризовать того или иного человека. Что еще можно рассказать о поступках? Например, можно взглянуть на то, какими особенностями они обладают, то есть какие компоненты можно выделить в поступках.
Мотив
Первая особенность поступков – это мотив, то есть что-то, что движет человеком для совершения того или иного поступка. Каждый совершенный поступок имеет свой мотив. Даже у рефлексов он имеется, хотя при этом и является подсознательным. Немотивированные поступки являются отклонением от нормы, и если человек их совершает, то ему требуется помощь психолога или даже психиатра. Однако мотив – это далеко не единственный компонент, который имеет каждый совершенный поступок.
Цели
Цель поступка – это то, что хочет получить человек, совершая то или иное действие. На первый взгляд понятия мотива и цели могут быть похожими, но на самом деле они сильно отличаются друг от друга. Мотив – это то, что является первоначальной причиной совершения действия, в то время как цель – это конечный итог, к которому движется человек, совершающий поступок. Именно цели могут определить, хорошие совершаются поступки или плохие. Например, это можно сделать, если взглянуть на то, совпадают ли интересы человека, совершающего поступок, с интересами окружающих его людей. Если интересы совпадают, то поступок может быть хорошим, но если же этого не случается, то поступок определенно будет плохим и эгоистичным. Естественно, здесь нет категоричности, поэтому интересы зачастую совпадают частично. Соответственно, бывают не только плохие и хорошие поступки, но это в любом случае знает каждый человек.
Предмет преобразования
Именно предметом преобразования поступок отличается от действия. Поступок, суть которого заключается в преобразовании собственной личности или личности другого человека, отличается от действия, которое может быть направлено абсолютно в любую сторону при любых обстоятельствах.
Средства
Поступок никогда не совершается просто так – для его совершения человеку необходимы определенные средства. И если вы не видите этих средств, то это не значит, что их не существует. Средства могут быть самым разнообразными, словесными или практическими. Примеры поступков, которые используют практические средства, многочисленны. Это может быть и поход в магазин, и игра в футбол, и уборка в квартире. Поступок, который использует словесные средства, является немного более сложной вещью. Он не включает в себя действие как таковое и основывается только на речи. Однако это не значит, что какое-либо высказывание не может быть поступком: мотивационная речь или призыв к спасению бездомных животных уже представляет собой поступок, который характеризует человека с той или иной стороны.
Процесс
Про процесс, то есть непосредственно совершение самого поступка, нет смысла много рассказывать, однако не упомянуть его нельзя. Более того, процесс совершения поступка может сильно отличаться. Например, поступки детей обычно имеют довольно простой и незамысловатый процесс, однако с возрастом он постепенно усложняется, включается предварительное обдумывание, планирование, варианты развития событий и так далее. Однако, как и во всех случаях, все сводится к совершению действия и получению результата.
Результат
Раз уж речь зашла о результате поступка, то нужно задержаться на этом понятии и разобрать его немного более детально. Как и в случае с обыкновенным действием, в большинстве случаев после завершения процесса поступка можно будет увидеть определенный результат. Однако действия и поступки различаются между собой тем, что поступок включает в себя сознательность. Соответственно, как уже было сказано в пункте, описывающем предмет преобразования, результатом является не только то, что получилось в итоге завершения процесса поступка, но также и личностные изменения у человека, совершающего его, у другого человека, а также межличностные изменения. Проще говоря, совершение действия дает только фактический результат. В то время как совершение поступка несет за собой еще и моральные последствия.
Оценка
Ну и последний пункт, о котором стоит рассказать, – это оценка поступка. Это высочайший уровень сознательности человека при совершении действия. Как уже было сказано ранее, поступок может быть рефлексивным, инстинктивным и, наконец, осознанным. Последний включает в себя понимание того, что в конце будет какой-либо результат, а также движение к определенной цели. Но есть еще более высокий уровень – оценка поступка, то есть анализ того, что произошло, какие факторы были вовлечены, какие последствия проявились, а также как это повлияло на людей и на окружение в целом. Однако, чтобы в полной мере оценить поступок, вам необходимо знать все его компоненты, начиная с мотива и заканчивая финальным результатом. Только тогда вы сможете оценить поступок объективно и сделать касательно него соответствующие выводы.
Что ж, теперь вы знаете, что такое поступок, чем он отличается от обыкновенного действия, какими бывают его виды, каковы его особенности и компоненты, как отличаются хорошие поступки от плохих и так далее. Эта информация не является жизненно необходимой, вы сможете спокойно существовать и без нее, но все же она может оказаться для вас полезной, познавательной и более чем интересной.
www.syl.ru
Почему поступки не определяют человека
Заезженное выражение «человека определяют не слова, а поступки» прочно засело в голове, пожалуй, у каждого. Поэтому мне так сильно резануло слух, когда моя подруга однажды в разговоре обронила: «человек — это не только его поступки». Я задумалась. Тогда мне это было на руку — мы поссорились, накосячила, к сожалению, я, и такой шаг к примирению меня вполне устраивал. Но мысль прочно засела в голове — и сегодня хотелось бы об этом поговорить.
Чаще всего, произнося пафосную фразу о поступках, люди имеют в виду отношения и то, кто и что для них делает (или не делает). Если человеку нужно вас увидеть — он приедет на другой конец города (или вообще в другой город), а если нет — то найдет тысячу отговорок. Или, например, вспомнилось недавнее обсуждение в твиттере под ироничным «мальчик: покупает цветы, мужчина: говорит, что собирался». Там, кстати, нашлась парочка находчивых комментаторов «забывших» цветы в цветочном или спешно заказавших доставку. В этих примерах все предельно понятно, впрочем, здесь поступки определяют не человека, а его отношение лично к вам. Sad, but true — как поется в песне у «Металлики».
Но что, когда дело доходит до более серьезных вещей? Мне сразу вспоминается отличный сериал «Breaking Bad» и отношение семьи к Уолтеру Уайту до и после того, как они узнали, чем тот занимается. Надо сказать, что семейка у него и так не ахти — что в первых сериях, что в последних вызывают раздражение и отвращение в большинстве своем. Но представьте, что в роли Уолтера — близкий вам человек. Его отношение к вам не изменилось, он попрежнему хочет для вас только лучшего, но его деятельность выходит за определенные рамки или шокирует лично вас? Как бы вы отреагировали?
Конечно, это уже другая крайность, а ответ, как обычно, лежит где-то посередине. Недавно со мной перестали общаться почти все друзья из нашей общей с бывшим парнем компании, потому что нашли мое поведение аморальным. Вопрос, как у них получилось так извратить ситуацию и свое представление о ней, остается открытым. Другое дело, что оставшаяся половина друзей и знакомых наоборот, имея те же вводные данные, поддержала и осталась на моей стороне — и, разумеется, продолжает оставаться моими друзьями. Поступки и объект (Я) — константа, различается только отношение к ним и восприятие с разных углов.
К чему я это все. Поступки, конечно, влияют на восприятие человека. Если кто-то систематически ведет себя как мудак — это, скорее всего, ни к чему хорошему не приведет. Если кто-то совершает неприемлемые для вас поступки или — не дай бог — причиняет вам вред, то нужно немедленно прекращать общение. Но в большинстве случаев это вопрос точки зрения и того, как лично вы к человеку относитесь. Честно говоря, я даже не знаю, что должны сделать близкие мне люди, чтобы я их не поняла и не приняла это. Человека определяют не его поступки, а совокупность факторов. В конце концов, даже лента в фейсбуке учитывает несколько сотен вещей, показывая вам посты — почему человеческие взаимоотношения должны быть проще?
fridamania.ru
ТОП 10: |
⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30 Ряд психологов понимают под поступком действие, которое выражает отношение человека к другим людям, поставленной задаче, существующим социальным нормам, ценностям и поэтому, как правило, подвергающееся общественной оценке. Так, С.Л. Рубинштейн называет поступком действие, в котором выражена позиция, сознательное отношение человека к другим людям, к нормам общественной морали. Асеев В.Г. указывает, что поступок – это всегда действие, оцениваемое в широком социальном контексте, действие, имеющее определенный социальный смысл. Петровский А.В. отмечает: «Поступок – это действие, которое получает или должно, или может получить серьезную общественную оценку». Таким образом, в настоящее время психологи вводят понятие «поступок» для обозначения: – сознательных действий, в которых человек выражает свое отношение к другим людям и миру в целом и обладающих социальной значимостью; – нравственных действий, т.е. действий, направленных на творческое воплощение существующих ценностей в индивидуальной деятельности, достижение нравственных идеалов, соблюдение нравственных императивов и т.д.; – деятельности, в которой человек выражает свое нравственное отношение к миру; – особой личностной активности человека, не сводимой к реализации отдельных действий или деятельности. Следует различать понятия «деятельность», «поведение» и «поступок». Поступок — это действие (элемент деятельности) с явным социальным смыслом.Поступок – это осознаваемое действие личности, понимающей его социальное значение и совершаемое в соответствии с принятым намерением; Личность начинается с поступка. Выбор личностью поступка, как правило, сознателен. Этот выбор ориентирован на достижение личностно значимого результата, который определяет направленность поступка. Таким образом личность самовыражается в поступке, а поступок выражает личность. Выражение (самовыражение) связывается со структурой поступка. В структуре поступка сосредоточены компоненты индивидуального морального сознания, которое реализуется в поведении личности. Не исключено, что механизм перехода внутреннего во внешнее осуществляется с помощью смысловой установки, которая формируется на основе личностного смысла. В этом случае смысловая установка обеспечивает устойчивость поступка, поведения в целом и служат связывающим звеном между внутренней содержательной стороной поступка и его внешним формальным проявлением. Поступок лежит в основе оценки личности со стороны окружающих. Нравственная оценка поступка возможна и необходима только тогда, когда у действующего лица существует свобода выбора как цели, так и способов ее достижения. Без анализа структуры невозможно дать нравственную оценку тому или иному поступку. Анализ поступков школьника имеет первостепенное значение для учителя, потому что определяет характер оценки личности в целом и выбор методов ее воспитания. Что же представляет собой поступок? Самое общее определение поступка убеждает в том, что поступок—это личностно значимый акт, контролируемый системой принятых в обществе норм. Согласно сложившимся этическим представлениям поступок является своеобразной «клеточкой» нравственного поведения. Всякий поступок представляет собой целостное явление, в котором сосуществуют субъективно-личностные (мотивы) и объективно-значимые (результаты) элементы. Поступок с равным основанием можно понять как субъективно мотивированный результат и как объективно реализованный мотив. Поступок совершается по доброй воле, по внутреннему побуждению: его мотивом является долг, совесть и другие собственно моральные нормы побуждений. Результат поступка всегда нравственен. Поступок лишенный нравственного результата называется проступком. Проступки выходят за пределы требований нормативной нравственности, которые лежат в основе поведения. Поступок обладает определенной направленностью в отношении других людей. Единичный поступок верифицирует линию поведения, способствует выбору решения личности — принять ее или отклонить. В поступке единичный (индивидуальный), особенный (групповой, коллективный) и общий (общественный) нравственный опыт взаимопроникают друг в друга. «Поэтому моральные поступки выражают самые разные социальные отношения: личности и личности, личности и группы, личности и коллектива, личности и общества. Примечательно, что поступок может проявляться не только в действии, но и в уклонении от него. Но дело даже не в этом. Поступок отражает субъективно-ценностное отношение, без которого он просто не существует. Причем поступок лежит как в сфере объективного, так и в сфере субъективного. Ценность поступка определяется нравственно ценным мотивом воплощенным в личностно и общественно значимом результате, более того, нравственная ценность поступка состоит в гармонии мотива и результата. Не менее важно и то, что ценность поступка определяется через соотношение целей и средств. Наконец, обратим внимание на взаимосвязь поступка и выбора. О моральном выборе говорят, как правило, как о выборе ценностей и как о выборе поступка. Актуализация выбора требует предпочтения одного из вариантов поступка. Поступок — это стержень морального выбора, в котором сливаются внутренние побудители с процессом реализации нравственных ценностей. Весьма существенен также вывод об изоморфности (соответствии) структуры морального выбора структуре поступка. Иными словами, выявляя и анализируя структуру поступка, мы выявляем и анализируем структуру выбора, и наоборот. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и деятельности. Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия. Каждый человек с первых дней своей жизни оказывается включенным в систему объективных отношений окружающих его людей к действительности. Он оказывается включенным и в систему отношений этих людей друг к другу и к нему самому. Постепенно все эти отношения становятся его собственными отношениями — к природе, общественным институтам, труду, общественной и личной собственности, к другим людям, к самому себе. Личностные отношения к различным сторонам действительности, которые становятся типичными для человека и проявляются в сделавшихся для него привычными способах поведения, составляют характер этого человека. Иначе говоря, сравнительно устойчивые и типичные личностные отношения к действительности, проявляющиеся в привычных для человека способах поведения, которые принято относить к сфере характера, находятся всегда в теснейших взаимосвязях друг с другом и все вместе образуют более или менее сложную структуру. У каждого человека с детства формируется система ценностей, в которой разные стороны действительности, относящиеся к природе, людским общностям, делам самого человека и т. п., имеют для него неодинаковую субъективную значимость, поскольку они по-разному служат удовлетворению имеющихся у него материальных и духовных потребностей. Поэтому-то и ведет себя человек неодинаково, когда сталкивается с разными сторонами действительности. Например, осознав, что перед ним очень значимое для него событие, человек дает сильный эмоциональный отклик и соответственно себя ведет. В другом случае, столкнувшись с событием, которое он оценивает как малозначимое, человек дает на него слабую эмоциональную реакцию и снова ведет себя соответственно. Таким образом, отношение по существу своему представляет собой единство, своего рода «сплав», знания, переживания и поведения. Отношения людей к отдельным сторонам действительности, их компонентам и характеристикам, как правило, отличаются друг от друга не только разной степенью положительности или отрицательности, но и разной степенью обобщенности и дифференцированности. Например, один человек в равной мере бережливо может относиться к вещам, составляющим общественную и личную собственность; у другого это качество проявляется лишь по отношению к личным предметам. Или человек может устойчиво вести себя как коллективист в рамках производственной бригады, членом которой он является, и терять это качество за ее пределами. А его товарищ по бригаде это качество проявляет одинаково и в бригаде, и в любой другой общности, как в официальной, так и в неофициальной обстановке. Таким образом, в конкретных случаях отношение человека выступает как своеобразная интеграция более частных, так сказать, парциальных отношений к различным объектам, ситуациям, событиям, состояниям окружающей его действительности и т. д., объединяемым им по каким-то признакам в одну категорию. Система таких более общих отношений составляет структуру характера человека. Выше уже шла речь о том, что за отношениями человека всегда стоят его потребности, а если сказать точнее, потребности человека проявляются в отношениях. Поэтому понятно, что от того, какие у человека потребности, какие из них выражены сильнее, какие слабее, насколько далеко они отстоят друг от друга по содержанию, в большой мере зависит своеобразие системы отношений, образующих характер, а значит, и его структуру. Так, если ведущей потребностью человека является потребность трудиться «не за страх, а за совесть», то перед нами одна система отношений и совершенно определенная структура характера. Напротив, если у человека потребность трудиться совершенно не развита, а среди прочих потребностей доминирует стремление тунеядствовать, праздно проводить время, то перед нами совсем иная система отношений, и характер имеет иную по содержанию и форме структуру. Следует обратить внимание еще на один параметр характера, обычно бросающийся в глаза при сопоставлении личностей разных людей, — силу характера. Когда в системе потребностей человека одна или несколько тесно связанных друг с другом потребностей на длительное время подчиняют себе его помыслы и чувства, то их владелец постоянно побуждается преодолевать внешние и внутренние препятствия, мешающие удовлетворению доминирующей потребности (или группы потребностей). Это означает, что и характер его, таким образом, по параметру силы приобретает все большую выраженность. Многочисленные факты, полученные в специально проведенных экспериментальных исследованиях, а также путем наблюдений за поведением людей в обычной жизни, показывают, что между содержанием характера и его формой не всегда имеется прямое соответствие. Например, несколько людей по содержанию ведущих в их характерах отношений могут оказаться коллективистами. Однако форма выражения коллективистического характера у них сильно варьирует. У одних коллективизм по своей форме не громок, не бросок, но четко выражается в поведении, направленном на пользу стране, народу, товарищам по общему делу, проявляется в заботе о близких. У других — по натуре заводил, лидеров — коллективизм связан с яркой эмоциональной манерой выражения, повышенной активностью действий. В повседневной жизни мы встречаем и такие характеры людей, где форма (поведение) может резко дисгармонировать с содержанием. Например, человек на глазах окружающих ведет себя как коллективист, но доминирующей (среди других) потребности быть коллективистом он не испытывает. Окружающие, не проникнув в личность такого человека, как правило, не в состоянии сразу понять, что наблюдаемая ими имитация коллективизма является проявлением другой имеющейся у него потребности, скажем, самоутверждения. Волю многие психологи называют хребтом характера. И основания для этого есть. Недаром мудрость гласит: посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — пожнете судьбу. Поступки — ярчайшее проявление воли. И если мы неоднократно повторяем их, стараясь, чтобы они отвечали нормам высокой морали, они формируют отвечающие ей волевые качества, становящиеся чертами характера. Таким образом, на ранних этапах жизни человека грани характера«оттачивает» преимущественно сама жизнь. Постепенно инициатива все больше переходит в руки самой личности.
|
infopedia.su
Поступок и его роль в развитии личности. Характер человека и обстоятельства жизни.
Ряд психологов понимают под поступком действие, которое выражает отношение человека к другим людям, поставленной задаче, существующим социальным нормам, ценностям и поэтому, как правило, подвергающееся общественной оценке. Так, С.Л. Рубинштейн называет поступком действие, в котором выражена позиция, сознательное отношение человека к другим людям, к нормам общественной морали. Асеев В.Г. указывает, что поступок – это всегда действие, оцениваемое в широком социальном контексте, действие, имеющее определенный социальный смысл. Петровский А.В. отмечает: «Поступок – это действие, которое получает или должно, или может получить серьезную общественную оценку».
Таким образом, в настоящее время психологи вводят понятие «поступок» для обозначения:
– сознательных действий, в которых человек выражает свое отношение к другим людям и миру в целом и обладающих социальной значимостью;
– нравственных действий, т.е. действий, направленных на творческое воплощение существующих ценностей в индивидуальной деятельности, достижение нравственных идеалов, соблюдение нравственных императивов и т.д.;
– деятельности, в которой человек выражает свое нравственное отношение к миру;
– особой личностной активности человека, не сводимой к реализации отдельных действий или деятельности.
Следует различать понятия «деятельность», «поведение» и «поступок». Поступок — это действие (элемент деятельности) с явным социальным смыслом. Поступок – это осознаваемое действие личности, понимающей его социальное значение и совершаемое в соответствии с принятым намерением;
Личность начинается с поступка. Выбор личностью поступка, как правило, сознателен. Этот выбор ориентирован на достижение личностно значимого результата, который определяет направленность поступка. Таким образом личность самовыражается в поступке, а поступок выражает личность.
Выражение (самовыражение) связывается со структурой поступка. В структуре поступка сосредоточены компоненты индивидуального морального сознания, которое реализуется в поведении личности. Не исключено, что механизм перехода внутреннего во внешнее осуществляется с помощью смысловой установки, которая формируется на основе личностного смысла. В этом случае смысловая установка обеспечивает устойчивость поступка, поведения в целом и служат связывающим звеном между внутренней содержательной стороной поступка и его внешним формальным проявлением.
Поступок лежит в основе оценки личности со стороны окружающих. Нравственная оценка поступка возможна и необходима только тогда, когда у действующего лица существует свобода выбора как цели, так и способов ее достижения. Без анализа структуры невозможно дать нравственную оценку тому или иному поступку. Анализ поступков школьника имеет первостепенное значение для учителя, потому что определяет характер оценки личности в целом и выбор методов ее воспитания. Что же представляет собой поступок?
Самое общее определение поступка убеждает в том, что поступок—это личностно значимый акт, контролируемый системой принятых в обществе норм. Согласно сложившимся этическим представлениям поступок является своеобразной «клеточкой» нравственного поведения. Всякий поступок представляет собой целостное явление, в котором сосуществуют субъективно-личностные (мотивы) и объективно-значимые (результаты) элементы. Поступок с равным основанием можно понять как субъективно мотивированный результат и как объективно реализованный мотив. Поступок совершается по доброй воле, по внутреннему побуждению: его мотивом является долг, совесть и другие собственно моральные нормы побуждений. Результат поступка всегда нравственен. Поступок лишенный нравственного результата называется проступком.
Проступки выходят за пределы требований нормативной нравственности, которые лежат в основе поведения.
Поступок обладает определенной направленностью в отношении других людей. Единичный поступок верифицирует линию поведения, способствует выбору решения личности — принять ее или отклонить. В поступке единичный (индивидуальный), особенный (групповой, коллективный) и общий (общественный) нравственный опыт взаимопроникают друг в друга. «Поэтому моральные поступки выражают самые разные социальные отношения: личности и личности, личности и группы, личности и коллектива, личности и общества.
Примечательно, что поступок может проявляться не только в действии, но и в уклонении от него. Но дело даже не в этом. Поступок отражает субъективно-ценностное отношение, без которого он просто не существует. Причем поступок лежит как в сфере объективного, так и в сфере субъективного. Ценность поступка определяется нравственно ценным мотивом воплощенным в личностно и общественно значимом результате, более того, нравственная ценность поступка состоит в гармонии мотива и результата. Не менее важно и то, что ценность поступка определяется через соотношение целей и средств.
Наконец, обратим внимание на взаимосвязь поступка и выбора. О моральном выборе говорят, как правило, как о выборе ценностей и как о выборе поступка.
Актуализация выбора требует предпочтения одного из вариантов поступка. Поступок — это стержень морального выбора, в котором сливаются внутренние побудители с процессом реализации нравственных ценностей. Весьма существенен также вывод об изоморфности (соответствии) структуры морального выбора структуре поступка. Иными словами, выявляя и анализируя структуру поступка, мы выявляем и анализируем структуру выбора, и наоборот.
Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и деятельности.
Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия.
Каждый человек с первых дней своей жизни оказывается включенным в систему объективных отношений окружающих его людей к действительности. Он оказывается включенным и в систему отношений этих людей друг к другу и к нему самому. Постепенно все эти отношения становятся его собственными отношениями — к природе, общественным институтам, труду, общественной и личной собственности, к другим людям, к самому себе.
Личностные отношения к различным сторонам действительности, которые становятся типичными для человека и проявляются в сделавшихся для него привычными способах поведения, составляют характер этого человека. Иначе говоря, сравнительно устойчивые и типичные личностные отношения к действительности, проявляющиеся в привычных для человека способах поведения, которые принято относить к сфере характера, находятся всегда в теснейших взаимосвязях друг с другом и все вместе образуют более или менее сложную структуру.
У каждого человека с детства формируется система ценностей, в которой разные стороны действительности, относящиеся к природе, людским общностям, делам самого человека и т. п., имеют для него неодинаковую субъективную значимость, поскольку они по-разному служат удовлетворению имеющихся у него материальных и духовных потребностей. Поэтому-то и ведет себя человек неодинаково, когда сталкивается с разными сторонами действительности. Например, осознав, что перед ним очень значимое для него событие, человек дает сильный эмоциональный отклик и соответственно себя ведет. В другом случае, столкнувшись с событием, которое он оценивает как малозначимое, человек дает на него слабую эмоциональную реакцию и снова ведет себя соответственно. Таким образом, отношение по существу своему представляет собой единство, своего рода «сплав», знания, переживания и поведения.
Отношения людей к отдельным сторонам действительности, их компонентам и характеристикам, как правило, отличаются друг от друга не только разной степенью положительности или отрицательности, но и разной степенью обобщенности и дифференцированности. Например, один человек в равной мере бережливо может относиться к вещам, составляющим общественную и личную собственность; у другого это качество проявляется лишь по отношению к личным предметам. Или человек может устойчиво вести себя как коллективист в рамках производственной бригады, членом которой он является, и терять это качество за ее пределами. А его товарищ по бригаде это качество проявляет одинаково и в бригаде, и в любой другой общности, как в официальной, так и в неофициальной обстановке.
Таким образом, в конкретных случаях отношение человека выступает как своеобразная интеграция более частных, так сказать, парциальных отношений к различным объектам, ситуациям, событиям, состояниям окружающей его действительности и т. д., объединяемым им по каким-то признакам в одну категорию. Система таких более общих отношений составляет структуру характера человека.
Выше уже шла речь о том, что за отношениями человека всегда стоят его потребности, а если сказать точнее, потребности человека проявляются в отношениях. Поэтому понятно, что от того, какие у человека потребности, какие из них выражены сильнее, какие слабее, насколько далеко они отстоят друг от друга по содержанию, в большой мере зависит своеобразие системы отношений, образующих характер, а значит, и его структуру. Так, если ведущей потребностью человека является потребность трудиться «не за страх, а за совесть», то перед нами одна система отношений и совершенно определенная структура характера. Напротив, если у человека потребность трудиться совершенно не развита, а среди прочих потребностей доминирует стремление тунеядствовать, праздно проводить время, то перед нами совсем иная система отношений, и характер имеет иную по содержанию и форме структуру.
Следует обратить внимание еще на один параметр характера, обычно бросающийся в глаза при сопоставлении личностей разных людей, — силу характера. Когда в системе потребностей человека одна или несколько тесно связанных друг с другом потребностей на длительное время подчиняют себе его помыслы и чувства, то их владелец постоянно побуждается преодолевать внешние и внутренние препятствия, мешающие удовлетворению доминирующей потребности (или группы потребностей). Это означает, что и характер его, таким образом, по параметру силы приобретает все большую выраженность.
Многочисленные факты, полученные в специально проведенных экспериментальных исследованиях, а также путем наблюдений за поведением людей в обычной жизни, показывают, что между содержанием характера и его формой не всегда имеется прямое соответствие. Например, несколько людей по содержанию ведущих в их характерах отношений могут оказаться коллективистами. Однако форма выражения коллективистического характера у них сильно варьирует. У одних коллективизм по своей форме не громок, не бросок, но четко выражается в поведении, направленном на пользу стране, народу, товарищам по общему делу, проявляется в заботе о близких. У других — по натуре заводил, лидеров — коллективизм связан с яркой эмоциональной манерой выражения, повышенной активностью действий.
В повседневной жизни мы встречаем и такие характеры людей, где форма (поведение) может резко дисгармонировать с содержанием. Например, человек на глазах окружающих ведет себя как коллективист, но доминирующей (среди других) потребности быть коллективистом он не испытывает. Окружающие, не проникнув в личность такого человека, как правило, не в состоянии сразу понять, что наблюдаемая ими имитация коллективизма является проявлением другой имеющейся у него потребности, скажем, самоутверждения.
Волю многие психологи называют хребтом характера. И основания для этого есть. Недаром мудрость гласит: посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — пожнете судьбу. Поступки — ярчайшее проявление воли. И если мы неоднократно повторяем их, стараясь, чтобы они отвечали нормам высокой морали, они формируют отвечающие ей волевые качества, становящиеся чертами характера.
Таким образом, на ранних этапах жизни человека грани характера «оттачивает» преимущественно сама жизнь. Постепенно инициатива все больше переходит в руки самой личности.
students-library.com