5 способов научиться принимать решения быстро
Лариса Парфентьева
Качественное решение — основополагающий фактор успеха и мощный инструмент в движении любого дела. И если один человек вынашивает решение «в кармане» долгое время, то другой применяет этот инструмент молниеносно, что эффективнее для бизнеса и жизни в целом. Ниже я приведу примеры самых ёмких и грамотных способов, как научиться принимать решения оперативно, не теряя в качестве результата.
Что такое решение?
Практически всегда решение — это риск, но точно движение дальше. Это важный шаг из статики, анализа и взвешивания. Отказ действовать является показателем того, что ваше решение не принято, а значит, результат откладывается еще на время. Гораздо продуктивнее будет не обдумывать решение, бессмысленно гоняя туда-сюда его причины, следствия и последствия, а оценить его со стороны по некоторым структурным критериям и начать действовать. Итак, перейдем к делу.
Оцените важность решения
Источник
Пропишите шаги решения
Не действуйте хаотично. Это может отнять уйму времени, приплюсовать бестолковых направлений, повлиять на драйв в работе и в конечном итоге вообще обессилить вас. Составьте четкий ёмкий план необходимых шагов, зафиксируйте их на бумаге, и еще раз трезво оцените: то ли это, что вы хотели сформулировать. Если необходимо, то перепишите, но не затягивайте с этим.
Не перфекционируйте
Перфекционисты сильно рискуют умереть бедными. Зачастую их настолько парализует гонка за идеальным воплощением результата, что решение может быть принято только в их следующей жизни. Примите для себя тот факт, что вам никто не даст гарантий и идеально обрисованных мега-успешных итогов дела. Помните, что гласит принцип Парето: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Кстати, рекомендую изучить семь стратегий, как обуздать перфекционизм, в нашей книге «Лучше совершенства».
Проставьте четкие сроки
Точные даты и границы, отведенные на действия, круто сработают на вас и помогут закрепить ваше волевое решение реальными условиями. Такая своеобразная декларация, как таймер, поможет не затягивать, не распыляться, не лениться и опираться на временные рамки для вашего же собственного результата. Прибавится уверенности в себе и в своем деле. Согласитесь, что ответственный и исполнительный прежде всего перед собой человек — это практически всегда отличный пример руководителя любого проекта.
Источник
Действуйте!
Шаги определены, временные рамки зафиксированы, инструменты проанализированы и подобраны, перфекционизм побежден — вы определенно готовы к своим победам! Отбрасывайте сомнения, прислушивайтесь к авторитетному мнению и вперед к практике. Напоследок дам маленький бизнес-лайфхак: приготовьтесь к марафону — быстрые решения не всегда приравниваются к спринту и не всегда означают быстрый результат, подробнее об этом я пишу в своей книге «100 способов изменить жизнь».
Источник обложки
biz.mann-ivanov-ferber.ru
Как быстро принимать любые решения
Антон Маркин, наш гостевой автор, рассказал нам про интересную методику принятия решений. Мы спешим поделиться ею с вами, дорогие читатели!
Когда-то передо мной встал выбор: переезжать в Москву или оставаться в Екатеринбурге? Такой вопрос поставил мой руководитель. Альтернатива была такая: если останешься, то нужно увольняться; если переедешь, то всё равно понизят в должности. Осложнялся выбор ограничением по времени. Опытный в манипуляциях директор требовал ответа в течение дня.
После того как первый шок прошёл, я кинулся звонить друзьям и спрашивать совета. Все советовали разное, но я понял только одно: все они советовали самим себе, если бы оказались в такой же ситуации. А мне нужен был ответ, подходящий именно мне. Очень хотелось принять правильное решение. Моя мудрая подруга единственная посоветовала для начала избавиться от временного ограничения, а потом спокойно подумать над вопросом.
Тогда я пришёл к руководителю и сказал, что мне нужно время, чтобы подумать, а если ответ действительно нужен сейчас, то он «нет». Когда у меня будет время всё взвесить, он может быть положительным. Оказалось, что руководство меня ценило больше, чем я предполагал. Мне дали неделю. С этим уже можно было что-то делать.
Когда-то давно я читал книгу «Советы управленцу» Татьяны Солдатовой. Там была интересная методика «Эффектомер». О ней я расскажу в другой раз, если прокрастинация окончательно не победит меня. 🙂 В конце описания этой методики был абзац о том, как делать выбор на её основе — нужно подвести сальдо ситуации.
Сальдо — бухгалтерский термин, означающий остаток по счёту. Обычно разница между поступлениями и расходами.
Листок я разделил на четыре части. Слева я написал плюсы и минусы текущей ситуации (или ситуации остаться в Екатеринбурге). Справа я написал выгоды и недостатки переезда в Москву (город этот я тогда не любил, и недостатков получилось огромное количество). Только когда я написал все за и против, рядом с написанным пунктом проставил важность этого критерия для меня по 100-балльной шкале. Насколько негативные или положительные эмоции я испытываю или буду испытывать при реальности каждого перечисленного критерия.
Остаться в Екатеринбурге | Переехать в Москву | ||
---|---|---|---|
+ | + | ||
Сохранить своих друзей | 90 | Возможность получить опыт | 80 |
Не менять уклад жизни | 60 | Жильё предоставляется | 100 |
… | … | ||
Итого плюсов | 150 | Итого плюсов | 180 |
− | − | ||
Искать работу | 90 | Понижение в должности | 60 |
Искать новое жильё | 95 | Неудобный для жизни город | 90 |
… | … | ||
Итого минусов | 185 | Итого минусов | 150 |
Сальдо ситуации (разница) | −35 | Сальдо ситуации (разница) | +30 |
»
Затем, когда работа была закончена, оставалось лишь подвести итог и посчитать сальдо.
Так за один вечер я понял, что выгоды от переезда у меня на самом деле будет больше. Я был просто окончательно сбит с толку, ведь шестое чувство подсказывало мне совсем другое решение. Так или иначе, утром я встал с полной уверенностью в принятом решении. Остальную неделю я просто приводил дела в порядок перед отъездом. Так вышло, что для раздумий она мне и не понадобилась.
Метод не учитывает интуицию. Зато помогает набраться решимости, чтобы просто начать действовать. И уже в процессе вы всегда безошибочно сможете понять, было ли решение верным или нет. А потом скорректировать ситуацию в нужную именно вам сторону. Ведь бесповоротно принятых решений не бывает.
lifehacker.ru
Как принять решение если сомневаешься. Квадрат Декарта
Автор Алёна Краева На чтение 8 мин. Опубликовано
Добро пожаловать на блог! Я очень рада Вашему визиту!
Как принять решение если сомневаешься? Это очень важный вопрос. Ведь вся наша жизнь — это фактически вереница принятых решений по самым простым и самым сложным вопросам. И от каждого предыдущего решения зависит, какие последующие новые вопросы поставит перед нами жизнь и какие возможности откроются перед нами. Странно, что в школе столько времени уделили тригонометрии, но не дали никаких инструкций по такому важному вопросу…
У меня есть несколько верных помощников – проверенных методик, которые много раз выручали меня и помогали принять правильное решение. Некоторые методики я узнала на тренингах по личностному росту, некоторые — из трудов великих философов, а некоторые подсказала мне… моя бабушка.
Девушку пригласили на вечеринку среди недели. Она думала идти или не идти. Устала после работы. Плюс завтра утром важная презентация. Всё же РЕШИЛА пойти. И в результате встретила свою любовь. Вышла замуж, родила любимому детей. Она нашла своё счастье и часто задаёт себе вопрос, какой была бы её судьба, не пойди она на ту вечеринку.
Так от каждого нашего решения, даже самого маленького, зависит, каково будет продолжение сценария нашей жизни.
В этом контексте мне нравится фильм с Джимом Керри в главной роли Всегда говори «ДА» Если вдруг Вы Вы не видели этого фильма, очень советую посмотреть. Мало кто знает, что комедия основана на биографической книге британского писателя Дэнни Уоллеса, который 6 месяцев отвечал только «ДА» на все предложения. Писатель даже снялся в фильме в сцене «девичника» в эпизодической роли.
Итак, вернёмся к нашему главному вопросу: «Как принять правильное решение, если сомневаешься?».
Методики, как принять правильное решение, если сомневаешься.
1-я методика «Интуиция».
Все последующие методики очень важны, но нельзя ни в коем случае принижать роль интуиции. Вы заметили, что чаще всего мы сразу знаем, чувствуем, как надо поступить. Я, например, говорю себе: «Прислушайся. Что говорит тебе твой желудок?». Нужно прислушаться к своему внутреннему голосу. Но если это не помогает, я использую несколько простых и проверенных методик.
2-я методика «Бабушкин совет».
На самом деле, это народная мудрость, которая является квинтэссенцией опыта многих предыдущих поколений наших предков. Они на протяжении тысячелетий подмечали те или иные причины и следствия. И передавали эти знания из поколения в поколение. Так вот, бабушка мне говорила, если сомневаешься, не знаешь, какое решение принять,
Этот метод можно в какой-то степени назвать вытекающим из предыдущего метода: если твой Ангел не может «достучаться» с правильным решением до тебя через интуицию, то он передаёт его через самых близких тебе людей.
3-я методика «Квадрат Декарта для принятия решений».
Суть этой простой техники в том, что проблему или вопрос необходимо рассмотреть с 4-х разных сторон. Ведь зачастую мы зацикливаемся на одном вопросе: что будет, если ЭТО СЛУЧИТСЯ? Или, что я получу, если я ЭТО СДЕЛАЮ? Но надо задать себе не 1, а 4 вопроса:
- Что будет, если это случится? (плюсы от этого).
- Что будет, если это НЕ случится? (плюсы от неполучения этого).
- Чего НЕ будет, если это случится? (минусы от этого).
- Чего НЕ будет, если это НЕ случится? (минусы от неполучения этого).
Чтобы стало понятнее, можно задать вопросы немного по-другому:
4-я методика «Расширение выбора».
Это очень важная методика. Часто мы зацикливаемся только на одном выборе «ДА или НЕТ», «Сделать или Не сделать» и в своём упорстве забываем рассмотреть все другие варианты. Например, купить именно эту машину в кредит или нет. Если нет, то продолжать ездить на метро. Из-за того, что мы зацикливаемся только на варианте «ДА или НЕТ», мы забываем о других вариантах. Например, альтернативой езде на метро может быть покупка недорогой машины. И уже не в кредит.
5-я методика Хосе Сильва «Стакан воды».
Это удивительная, действенная, работающая методика. Её автор Хосе Сильва, получивший известность в мире за разработанный им Метод Сильва – комплекс психологических упражнений. Выполнять упражнение надо так. Перед сном взять стакан воды с чистой не кипяченной двумя руками (можно взять минеральную воду), закрыть глаза и сформулировать вопрос, который требует решения. Затем отпить примерно половину воды небольшими глотками, повторяя про себя приблизительно такие слова: «Это все, что мне нужно сделать для того, чтобы найти правильное решение». Открыть глаза, поставить стакан с оставшейся водой возле кровати и лечь спать. Утром допить воду и поблагодарить за правильное решение. Решение может явно «прийти» сразу утром после пробуждения, а может осенить среди дня. Решение придёт, как вспышка и станет совершенного не понятно, как можно было сомневаться. Вот же оно, правильное решение.
Объяснение этой методики очень простое: мы состоим на 80% из воды. Японские и российские учёные проводили эксперименты с водой, в результате которых выяснили, что вода может «запоминать» различную информацию и передавать её мгновенно на большие расстояния. Об этих исследованиях снят документальный фильм «Вода». Если Вы его еще не видели, можете посмотреть в этой статье ?
6-я методика «Придерживайся своих базовых приоритетов»
Методика основана на идеях философов Древней Греции. «Атараксия» — это невозмутимость, спокойствие. Она достигается, когда человек правильно распределяет систему ценностей. Ведь чаще всего человек неспокоен и страдает от того, что не получает желаемого.
Ключ к постижению счастья очень прост: нужно радоваться тому, что ты имеешь, и не желать того, чего иметь не можешь! (Олдос Хаксли)
Мудрые греки распределили ВАЖНОСТЬ ценностей и своих базовых приоритетов так:
- Ценности природные и естественные, как, вода и еда.
- Ценности естественные, но не вполне природные, продиктованные социальностью всех людей, например, ценность иметь высшее образование и другие подобные стереотипные ценности. От большинства таких ценностей можно освободиться.
- Ценности не естественные и не природные. Это слава, успех, чинопочитание, богатство. Это мнение других, осуждение извне. Или, наоборот, излишняя похвала. С этими ценностями вообще можно легко распрощаться!
Так вот, когда Вы что-то хотите получить при принятии решения, проанализируйте по вышеуказанной классификации, действительно ли это нужно Вам или это не природные и не естественные ценности, навязанные Вам стереотипами общества. Не думайте о том, что подумают другие, но при этом будьте уверены в том, что Ваше решение никому не навредит.
Если Вам интересно познакомиться с другими советами древнегреческих философов, архиважных и актуальных в наши дни, читайте статью .
7-я методика «Подождать».
При принятии важных и долгосрочных решений важно избавиться от эмоций. Например, в отношениях с любимыми людьми или если хотите сменить работу, но боитесь перемен.
Если Вы хотите чего-то по-настоящему и если это действительно полезно для Вас, Вы обязательно это получите (о том, почему мы иногда не получаем того, чего желаем и что кажется важным для нас, читайте в статье ).
Иногда, чтобы принять правильное решение, нужно просто подождать. Вы знаете, что с импульсивными желаниями часто трудно справиться. При этом, если подождать немного, желание может пропасть само по себе. И то, что казалось первейшей необходимостью ещё вчера, сегодня кажется совсем не нужным. Не зря говорят: «С этой мыслью нужно переспать».
Чтобы избавиться от эмоций, можно воспользоваться упражнением, которое называется «10/10/10». Надо ответить на вопрос «Как я отнесусь к этому через 10 часов/10 месяцев/10 лет?».
Резюме.
Вы получили ответ на вопрос, как принять решение если сомневаешься? И сейчас Вам предстоит сделать Ваш выбор. Во время принятия решения важно:
- отключить эмоции;
- прислушаться к интуиции;
- спросить совета у 2-х самых близких людей;
- рассмотреть другие варианты, расширить выбор;
- оценить все ЗА и ПРОТИВ по вопросам Квадрата Декарта;
- оценить, не противоречит ли решение Вашим базовым принципам;
- если возможно, отложить решение, подождать, «переспать с этой мыслью», используя методику «Стакан воды».
При всех прочих обстоятельствах, будьте всегда уверенны в себе и в своей мечте, не сдавайтесь, будьте оптимистом. Не думайте о том, что подумают другие, но при этом Ваше решение будет правильным только тогда, когда после его принятия, у Вас будет спокойно на душе и Вы будете уверены, что никому не причиняете зла и не идёте против своих принципов.
Не бойтесь, принимайте именно Ваше решение, даже если оно окажется неправильным, ведь «Никто не спотыкается, лёжа в постели» (японская мудрость)!
Желаю вдохновения и много сил для всех Ваших планов и решений!
SMARTБЛОГ
alenakraeva.com
Как научиться принимать решения? |
Умение быстро принимать правильные решения является одним из самых важных в жизни и деятельности человека. Порой от сделанного выбора зависит судьба. Но не все люди могут принимать решения. Некоторые колеблются и сомневаются, упуская благоприятные возможности. Такие индивиды редко добиваются успеха в жизни. Чтобы повысить шансы на успех и улучшить свою жизнь, необходимо научиться принимать решения, а также нести ответственность за свой выбор.
Что мешает принять решение?
Существует несколько причин, мешающих человеку сделать свой выбор.
- Нежелание действовать. Многие люди стараются отложить принятие важного решения на потом, потому что не хотят действовать. Такой человек понимает, что сделанный выбор повлечет за собой перемены в жизни, к которым он не готов. Выйти из своей зоны комфорта всегда сложно, но нужно заставить себя сделать это, иначе вы так и не сдвинетесь с места. Избавиться от привычки откладывать принятия решений на потом поможет только тренировка. Научитесь быстро делать выбор, не оттягивайте. Главное, начать действовать, а дальше вы войдете во вкус, и вам уже не придется себя заставлять.
- Сомнения. Если вы сомневаетесь, нужно ли вам то, что задумали сделать, то не сможете принять решение. Часто бывает так: человек о чем-то мечтает, но когда перспектива получить желаемое становится реальностью, выясняется, что нужно приложить много усилий, чтобы добиться этого. И тут человек просто отступает перед трудностями, даже не попытавшись начать.
- Страхи. Боязнь прогадать, чем-то пожертвовать или что-то потерять в результате сделанного выбора мешает решиться на него. Люди боятся потерять то, что имеют, но при этом упускают новые возможности. Почему бы не рискнуть и получить больше, чем имеете?
- Боязнь ответственности. Каждое принятое решение предполагает бремя ответственности, которой и боятся некоторые люди. Но невозможно прожить жизнь, не беря на себя ответственность. Если вы не будете сами отвечать за свою жизнь, то за вас все будут решать другие люди, обстоятельства, случай. А оно вам надо? Начните брать на себя ответственность за свой выбор, и вы почувствуете себя гораздо увереннее.
Правила принятия решений
Если вы от природы нерешительный человек, не отчаивайтесь. Решительность, как и другие качества характера, можно воспитать, выработав новую модель поведения. Для этого понадобится воля, дисциплинированность и самоконтроль. Сначала будет трудно, но постепенно появится новая привычка и принимать решения станет легче. Чтобы научиться делать выбор, воспользуйтесь советами психологов.
- Уделяйте меньше времени мелочам. Приучите себя не раздумывать долго над принятием мелких решений. Выделяйте на них не более минуты. Какой костюм надеть сегодня на работу? Что купить к ужину? Какой фильм посмотреть вечером? Не думайте долго над этими вещами, вырабатывайте навык принятия быстрых решений.
- Тщательно обдумывайте важные решения. Если над мелочами не нужно долго раздумывать, то с важными вещами дело обстоит наоборот. Ответственно подходите к проблеме выбора. Проанализируйте все возможные варианты и последствия. Подумайте, какой вариант вам больше нравится, от какого вы получите больше выгоды, какой потребует от вас максимальных усилий? Не бойтесь сделать выбор. Если он окажется неправильным, получите опыт и учтете свои ошибки в будущем. Если же решение будет правильным, ваша самооценка и уверенность в себе повысятся.
- Не бойтесь неправильных решений. Никогда не сожалейте о своем выборе. Помните, что всегда быть в выигрыше невозможно. Иногда приходится проигрывать. Но в этом есть свой плюс – получение ценного опыта.
- Отказ от принятия решения тоже является решением. Даже если вы решите не принимать никакого решения, это не убережет вас от последствий такого выбора. Пустив ситуацию на самотек, вы все равно будете пожинать плоды. Подумайте, не пожалеете ли вы потом, что не воспользовались возможностями, которые у вас были? Лучше сделать выбор и пожалеть о его последствиях, чем не сделать и сожалеть об упущенных возможностях.
- Приняв решение, не затягивайте с его исполнением. Наметьте себе сроки, в которые вы планируете реализовать задуманное, и постарайтесь уложиться в них. Это повысит вашу дисциплинированность и укрепит волю.
- Чтобы преодолеть страхи – действуйте. Если вас одолевают страхи, начинайте действовать. Важно иметь смелость начать действовать, тогда вы увидите, что все не так страшно, как казалось вначале.
- Адекватно оценивайте свои силы при принятии решений. Не взваливайте на себя сразу много решений. Сначала выполните что-то одно, а затем переходите к следующему. Иначе вы рискуете не закончить ни одно дело и разочароваться в собственных силах.
Рекомендации по принятию решений
Если вы не знаете, какими параметрами принятия решений руководствоваться, делая выбор в пользу того или иного варианта, воспользуйтесь следующими рекомендациями.
Не ищите идеальный вариант
Каждому человеку хочется, чтобы решение, принятое им, было идеальным и не таило в себе никаких изъянов. К сожалению, такого не бывает. Что бы вы ни выбрали, вам предстоит столкнуться с определенными трудностями. Будьте готовы к этому и выбирайте наилучший из возможных вариантов.
Имейте собственное мнение
Некоторые люди ошибочно полагают, что другие разбираются во многих вопросах лучше, поэтому и доверяют их мнению. Этого делать не стоит. Вы должны иметь свой взгляд на вещи и руководствовался им, составляя и анализируя критерии выбора альтернатив. У других людей можно спрашивать совета, но принимать решение следует самостоятельно.
Не судите всех по себе
Люди склонны считать, что в конкретной ситуации окружающие будут поступать так же, как и они. Но все люди разные, поэтому и решения они принимают по-разному. Обязательно учитывайте это. Если вы честный, открытый человек, не думайте, что и все остальные такие же.
Избегайте лишней информации
Избыток информации вреден не меньше, чем ее недостаток. Если вы узнаете о проблеме слишком много, то вам будет трудно выделить главное и принять правильное решение. Придавайте значение качеству информации, а не ее количеству, отбрасывайте маловажные детали, сосредотачиваясь на первостепенных.
Просчитайте возможный исход ситуации
Прежде чем сделать выбор, проанализируйте каждый вариант и постарайтесь предугадать возможные исходы. Определите наиболее вероятный исход и отталкивайтесь от него.
Не принимайте важных решений на голодный желудок
Психологи утверждают, что человек не может адекватно мыслить, когда он голоден. Недаром же бизнесмены перед заключением сделки приглашают своих партнеров в ресторан. Возьмите себе за правило принимать важные решения после обеда. Но только не сразу, а через некоторое время, чтобы пища успела перевариться.
Не принимайте важных решений, если не выспались
Полноценный сон важен для организма не меньше, чем еда. Недостаток сна снижает способность рационально мыслить. Принять здравое решение можно только на свежую голову, хорошо отдохнув.
Найдите запасной вариант
Каким бы правильным и рационально просчитанным ни было ваше решение, всегда есть вероятность, что все пойдет не так, как задумывалось. На этот случай нужно иметь запасной план, который вы сможете реализовать. Заготовьте его заранее, чтобы у вас была свобода выбора.
Не бойтесь ошибок
Если вы будете бояться ошибиться, то никогда не сдвинетесь с места. Застраховаться от всех ошибок вам не удастся, как бы вы ни старались. Поэтому смело беритесь за дело и решайте проблемы по мере их поступления. А если ваше решение окажется ошибочным, извлеките из ситуации опыт на будущее.
Поощряйте и хвалите себя
Чтобы мотивировать себя на принятие важного решения, подумайте, чем вы сможете поощрить себя, когда оно будет реализовано. Это может быть покупка вещи, о которой вы давно мечтали, поездка на море или что-то другое. Главное, чтобы у вас был стимул получить «поощрительный приз».
Принимая решение, будьте гибкими. Не зацикливайтесь на стереотипах, выходите из зоны комфорта, пробуйте новые идеи. Все это поможет вам не только сделать правильный выбор, но и приобрести бесценный опыт.
newgoal.ru
Как принять правильное решение? — 5 работающих секретов
Жизнь каждого из нас – это нескончаемый поток решений. Постоянно приходится выбирать: что купить, как провести вечер, какую профессию выбрать, какую сделку принять, а какую отклонить и т.д.
К счастью, в большинстве случаев, принять правильное решение довольно просто. Нашему подсознанию не приходится тратить много времени на то, чтобы выбрать один из вариантов, так как он, однозначно, лучше. Но бывают ситуации, когда непонятно, какой из выбранных вариантов принесет больше пользы и меньше вреда.
Вспомните легендарный фильм “Матрица”, когда Морфиус предложил Нео выбрать одну из пилюль. Это со стороны может показаться, что выбрать свободу и жизнь в реальности было проще и правильнее, чем все забыть и продолжить свое существование в сказке. На самом деле, большинство людей в своей жизни выбирают другую сторону.
Но мы немного отвлеклись от темы. Итак, бывают ситуации, когда принять правильно решение непросто. Каждый из возможных вариантов имеет массу плюсов и еще больше минус, которые мы бы не хотели получить. Кроме того, у каждого из вариантов будет масса последствий о которых мы и предположить не могли.
2 подхода к принятию решений
Существует два способа, которые могут помочь нам с выбором. Каждый из них мы использовали в своей жизни, просто, кто-то чаще выбирает одни, кто-то чаще пользуется вторым.
1. Когда включать логику?
Тщательное обдумывание возможных вариантов и их последствий характерно для принятия логически обоснованных решений. Используя этот подход мы может взвесить все за и против, проанализировать возможные выгоды и потери каждого из возможных вариантов.
Логический подход лучше всего использовать в тех ситуациях, когда имеется много исходных данных и большая часть последствий легко прогнозируется. Как правило, такой подход лучше применять в бизнесе и в любых других деловых сферах жизни, в тех случаях, когда возможные риски очень велики.
2. Когда использовать интуицию?
Нередко мы попадаем в ситуацию, когда практически нереально представить дальнейшее развитие событий. Нет прошлого опыта, соответствующего подобным ситуациям, и нет возможности извлечь и проанализировать сведения из других источников. А принять решение нужно быстро, так как “промедление смерти подобно”.
В этом случае не остается ничего другого, кроме как послушать свою интуицию и не сделать быстрый и однозначный выбор. Все равно мы не сможем построить сколь-нибудь точные прогнозы.
Необходимость принимать такие решения почти всегда возникает в личной жизни и во всем, что связано с человеческими чувствами и эмоциями.
Независимо от того, к какому подходу вы склоняетесь чаще, я рекомендую вам придерживаться следующих пяти принципов, они помогут вам принять правильное решение:
Принцип 1. Никогда не надейтесь на “авось”. Всегда принимайте решение сами.
Не ждите, пока все решится само собой или кто-то другой сделает это за вас. Нерешительность – это тоже решение, но, в этом случае вы уже не контролируете ситуацию, соответственно не властны над своей жизнью. Часто люди откладывают решение до тех пор, пока равноценных вариантов, заслуживающих внимания уже нет, а это уже не решение.
Осознанное принятие, пусть и неприятного, решения заранее подготовит вас к принятию его последствий и, скорее всего, вам будет проще справиться с его негативными последствиями. А может быть вы сможете даже найти способ избавиться от какой-то части, связанных с этим проблем.
Принцип 2. Принимайте решение быстро.
Откладывание решение на потом мы, как правило, повышаем свою ставку в этой игре. Как правило, интуиция нам подсказывает наилучшие пути, но интуиция действует лишь непродолжительное время, дальше в дело вступает весь ваш прошлый опыт, страхи, сомнения и прочая ерунда, которой загружен мозг. Все это только захламляет наше сознание и подталкивает к ошибкам.
Чем раньше вы сможете определиться со своим выбором, тем больше времени у вас останется на подготовку к его негативным последствиям. Будет время “подстелить солому”, в результате, вы сможете извлечь из, выбранного вами, пути больше пользы.
Принцип 3. Приняв решение, начинайте действовать немедленно и не останавливайтесь.
Ничто так не отдаляет достижение целей, как промедление. Отложив однажды выполнение своих решений, вам не составит труда отложить и в дальнейшем, а это чревато тем, что вы никогда не достигнете тех целей, для которых решение принимали. Зачастую, то, что мы обдумали и решили сделать забывается через несколько дней. Долгий ящик еще никто не отменял – именно в нем хранятся все наши самые великие достижения.
Принцип 4. Не меняйте решение на пол пути к результату.
Достижение любого результата требует времени и сил. Нет смысла рассчитывать, что результат придет легко и быстро. И если вы будете постоянно менять свои решения, то все это будет похоже на броуновское движение (хаотичное движение молекул вещества, при котором само вещество никуда не движется) и никакого результата точно не придет.
Вбейте себе в голову – получить результат можно лишь дойдя до конца.
Если вы приняли решение стать богатым, то действуйте до конца. Если вы через неделю решите, что это сложно и лучше стать здоровым. Перестанете откладывать деньги и начнете правильно питаться. Еще через неделю вы перестанете есть овощи, т.к. хочется шашлык, и примете решение быть красивым, занимаясь спортом. Дальше можете продолжить сами.
При
biznessystem.ru
5 советов, как быстрее принимать решения
© www.huffpost.comСценарий вы знаете. Прежде чем принять решение, вы должны взвесить все «за» и «против». Учесть неопределённость, факторы времени, вопросы безопасности. Решения необходимо принимать в офисе, в спальне, на кухне и в классе. Весь день. Каждый день. Это давит нам на мозги каждый раз, когда мы пытаемся решить, позволить ли своим детям играть в парке, сесть ли в автобус, или лучше пройтись пешком. Вы тратите слишком много времени на принятие решений. Ниже перечислено 6 практических способов, позволяющих ускорить этот процесс. А ещё они дают уникальную возможность заглянуть в сам процесс принятия решений.
Вы знаете ситуацию, когда вы начинаете обдумывать решение. Вы тратите слишком много времени, рассуждая над всеми этими «если», «но», и «а что, если». Есть один практический способ избежать всего этого: надо установить крайний срок. Вы говорите себе, что решение вы должны принять в течение получаса, часа, или чуть больше. Это обстоятельство заставит вас принять решение и избежать ненужных проволочек.
2. Попытайтесь сузить проблему
Запишите, что именно делает решение таким сложным. Вполне вероятно, что дело осложняют такие вещи, как отсутствие должной мотивации, давление со стороны сверстников, вмешательство родителей. Тогда уделите некоторое время размышлению о своих целях. И наконец, подумайте обо всех последствиях решения, которое вы примите.
3. Попробуйте смоделировать неудачу
Все мы принимаем неверные решения. Иногда мы вспоминаем свою жизнь, и приходим в ужас от количества неверных решений, которые мы приняли. Однако мы должны быть в состоянии учиться на них. Мы должны ожидать неудачу, и учиться на ней. Однажды вы поймёте, что плохое решение — это реальная возможность, и это поможет вам ускорить процесс принятия решений.
© www.huffingtonpost.com4. Попробуйте распознать ваши когнитивные предубеждения и позвольте себе обработать и принять другие точки зрения
«Наш мозг принимает то, что видят глаза и глаз ищет всё, чего хочет мозг», — Дэниел Гилберт
Субъективный способ, которым мы воспринимаем мир, известен в психологии как «когнитивное искажение». Это влияет на наши решения. Это очень хорошо объясняется в книге Дэниеля Гилберта. Этот тип когнитивного предубеждения может принимать самые разные формы. Один из примеров — так называемая «предвзятость подтверждения».
Может быть, вы и не знаете об этом, однако вас привлекают люди, взгляды которых похожи на ваши. Вы посещаете сайты или источники новостей, подтверждающие ваше мировоззрение. Проблема в том, что пока это удобно для вас, вы часто игнорируете или упускаете взгляды, которые столь же актуальны, но при этом не вписываются в вашу картину мира.
Из-за Интернета эта проблема стала ещё больше, потому что стало гораздо легче отыскать огромное количество людей, разделяющих вашу точку зрения, и в результате ваша картина мира станет ещё крепче.
Когда мы должны что-то решить, мы точно не знаем, насколько эта предвзятость подтверждения повлияет на принятие решения.
Осознание ограниченности нашего мировоззрения и поиск других мнений позволит принять более рациональное и менее субъективное решение.
5. Попробуйте сэкономить время, ориентируясь на опыт других людей, а не повторяя собственные ошибки
Перед тем, как купить автомобиль определённой модели, вы можете поговорить с кем-то, у кого уже есть эта модель. Мнение и опыт этого человека могут сэкономить вам время на принятие решения. Если вы должны принять решение о том, какой вариант лечения выбрать, если вы больны, часто бывает полезно узнать личные впечатления тех, кто уже проходил через такое лечение. Исследователи утверждают, что это очень помогает принимать решения, вместе с тем они предупреждают, что получаемая вами информация должна быть основана на фактах.
www.factroom.ru
Как принять правильно решение? — 10 Методов
Сегодня я расскажу какие методы позволят вам принять правильное решение и научиться принимать решения вообще. Эта статья будет основана не только на моем опыте, но и на методике принятия решений, изложенной в известной книге Чипа Хиза и Дина Хиза – ««Ловушки мышления». Данная методика помогает делать эффективный выбор в бизнесе, в любовных отношениях, в карьере и в образовании. Здесь я обозначу основные пункты этой методики, а также расскажу о том, что помогает лично мне в поиске правильных решений.
Метод 1 – Избегайте «узких рамок»
Часто мы попадаем в ловушку «узких рамок», когда наше мышление сводит все многообразие возможных решений проблемы только в двум вариантам: «да или нет», «быть или не быть». «Стоит мне разводиться с мужем или нет?» «Стоит ли мне покупать именно эту дорогую машину или ездить на метро?» «Идти мне на вечеринку или остаться дома?»
Когда мы выбираем только между «Да или Нет», на самом деле, мы застреваем только в рамках одной альтернативы (напр. Разрыв с мужем, осуществление покупки) и игнорируем другие. Но, может быть, помимо расставания с партнером и возвращения к статусу кво в ваших отношениях есть и другие варианты. Например, попытаться наладить отношения, обсудить проблемы, сходить к семейному психологу и т.д.
Если вы решите не покупать дорогую машину в кредит, это не значит, что вашей единственной оставшейся альтернативой будут утомительные поездки в метро. Вероятно можно купить более дешевый автомобиль. Но, возможно, наиболее правильный выбор будет лежать в иной плоскости решений. Может, будет удобнее и выгоднее снять жилье ближе к работе. Или сменить работу, на менее удаленную от дома.
Альтернативой выбору между разных пород кошек или собак, возможно будет для вас поход в питомник и выбор бездомного любимца, который вам больше всего понравится.
Это кажется очевидной тактикой размышления над выбором, но, тем не менее, многие люди продолжают попадать в одни и те же ловушки. Всегда существует соблазн свести проблему к дихотомии «Да» или «Нет». Мы инстинктивно к этому стремимся, потому что намного легче рассматривать проблему только в черном и белом тонах, а не во всем многообразии. Но, получается, что таким подходом мы только создаем себе трудности.
Также мы часто пытаемся рассмотреть выбор между двух крайностей, хотя существует возможность найти компромисс между ними посередине. Или не замечаем, что обе из этих крайностей можно одновременно реализовать и на самом деле выбирать из них что-то одно вовсе не обязательно.
Эта трудность может происходить в выборе своего призвания. Мы почему-то считаем, что непременно должны выбирать что-то одно, например, стать менеджером или врачом и это будет нашим единственным занятием на всю жизнь. Это кажется нам приговором, поэтому нам так трудно принять это решение. Но ведь наше призвание не должно исчерпываться только выбором профессии! Более подробно я рассмотрел этот вопрос в статье, как найти свое призвание.
Метод 2 – Расширяйте выбор
Этот способ является развитием предыдущего метода. Многим из нас известны такие ситуации, когда мы хотим совершить важную покупку, например, приобрести квартиру. Мы приезжаем в первые апартаменты, и нас очаровывает их внешний вид, а риэлтор предлагает «выгодные» условия сделки и провоцирует нас тем самым совершить быстрое решение. И мы уже думаем не о том «какую квартиру выбрать», а о том «покупать ли именно эту квартиру или не покупать».
Не спешите. Лучше посмотреть пять квартир, вместо того, чтобы приобретать первую попавшуюся. Во-первых, это позволит вам лучше ориентироваться в рынке недвижимости. Быть может есть предложения лучше. Во-вторых, время, которое вы потратите на осмотр остальных предложений «остудит» ваши мгновенные эмоции. А сиюминутные эмоции всегда мешают правильному выбору. Пока вы находитесь под их влиянием, вы можете упускать из виду какие-то явные недостатки понравившихся вам апартаментов, но, когда пройдет время, вы сможете более четко видеть всю картину.
Мы слишком привязываемся к той цели, на которую изначально настраивается наше мышление. И это формирует сильную инертность в принятии решений: мы готовы видеть только то, что подтверждает наше решение, а то, что ему противоречит, мы игнорируем. Например, вы со школы хотели поступить в определенный ВУЗ. Через несколько лет вы провалились на вступительных экзаменах. И теперь думаете о том, чтобы усиленно готовиться и вновь попытать счастья через год. Все аргументы друзей в пользу выбора другого университета вы отметаете, так как привыкли думать, что ваш выбор лучший.
Но а что если за те несколько лет, которые вам потребовалось, чтобы окончить школу, ситуация изменилась и тот университет, в который вы хотите поступить, уже не такой как прежде? Вдруг появились новые перспективные учебные заведения? Не привязывайтесь к своему выбору и проведите сравнительный анализ. Расширяйте свой выбор! Ознакомьтесь с учебной программой и преподавательским составом в других заведениях. Какие другие университеты предлагают похожую программу?
Меньше привязываться к одной альтернативе вам поможет вспомогательный метод «исчезновения вариантов».
Метод исчезновения вариантов
Представьте себе, что ту альтернативу, которую вы выбрали, по каким-то причинам выбрать нельзя. Например, ВУЗ, в который вы хотите поступать, предположим, закрыли. А теперь подумайте, что бы вы делали в случае, если бы это действительно произошло. И начните это делать. Наверное, вы бы стали рассматривать другие возможности и, вероятно, в ходе этого процесса вы обнаружите, сколько отличных вариантов вы упустили из-за того, что зациклились на какой-то одной альтернативе.
Метод 3 – Добудьте как можно больше информации
Авторы, Чип и Дин Хиз удивляются тому, что для многих людей является расхожей практикой знакомиться с отзывами прежде чем покупать электронную технику, бронировать отели или выбирать парикмахерские. Но при этом, если доходит дело до выбора работы или университета, уже меньшее количество людей использует эту замечательную практику, помогающую добыть много ценной информации.
Прежде чем принимать решение о трудоустройстве в конкретную фирму, можно изучить отзывы людей, которые в ней работали. Это лучше, чем опираться только на ту информацию, которую предоставляет вам HR и будущий начальник.
Братья Хиз предлагают задавать для этого на собеседовании один вопрос.
«Кто работал на должности до меня? Как его зовут, и как я могу с ним связаться?»
Нет ничего плохого, чтобы попытаться получить информацию из первых уст. Когда я узнал об этой практике, я удивился, что, несмотря на очевидные преимущества этого подхода, мне никогда не приходило в голову его использовать во время моего поиска работы!
Возможно, вам не всегда дадут контакты этих людей. В таком случае вам поможет добыть информацию практика наводящих вопросов.
Эта практика хороша тем, что позволяет получить информацию от того, кто неохотно хочет ей делиться.
На собеседовании:
Вместо того, чтобы спрашивать, какие перспективы и условия вы предлагаете (вам могут обещать блестящие перспективы и хорошие условия труда), задавайте более прямые вопросы:
«Сколько людей уволилось с данной позиции за последние три года? Почему это произошло? Где они сейчас?»
Такая постановка вопрос поможет вам получить более достоверные сведения о будущей работе.
В магазине:
Одно исследование показало, что, когда продавцам консультантам, мотивированных продать как можно больше продукции, задавали вопрос: «Расскажите что-нибудь об этой модели Ipod» только 8% из них сообщали о его проблемах. Но, когда им приходилось отвечать на вопрос: «Какие у него проблемы?» 90% всех менеджеров честно сообщали о недостатках этой модели.
Метод 4 – Избавляйтесь от сиюминутных эмоций
Как я писал выше, мгновенные эмоции могут сильно помешать в принятии решений. Они заставляют вас упускать из виду что-то важное и концентрироваться на мелочах, которые в последствии окажутся несущественными.
Многие из нас встречаются с тяжелыми результатами импульсивного и неосознанного выбора, понимая, что во время принятия решения, мы были ослеплены эмоциями и не видели полной картины.
Это может касаться скорого брака или импульсивного развода, дорогих покупок или трудоустройства. Как избежать влияния этих эмоций? Есть несколько способов.
Первый способ избавиться от эмоций – 10/10/10
Этот метод позволяет выйти за рамки узкой перспективы, которую устанавливают мгновенные импульсы. Он заключается в том, чтоб перед принятием решения задать себе три вопроса:
- Как я отнесусь к этому решению через 10 минут?
- А через 10 месяцев?
- Что будет через 10 лет?
Например, вы влюбились в другого мужчину и хотите бросить детей и уйти от мужа. Если вы примите это решение, что вы будете о нем думать через 10 минут? Наверное, в вас будет бушевать эйфория влюбленности и новой жизни! Конечно же, вы не пожалеете о своем решении.
Но через 10 месяцев страсть и влюбленность будут утихать, (так всегда происходит, влюбленность не может продолжаться вечно) и возможно, когда исчезнет пелена эйфории, застилавшая ваш взор, вы увидите недостатки нового партнера. В то же время начнет проявляться горькое чувство утраты чего-то дорогого. Вы можете обнаружить, что то, что вы привыкли воспринимать как данность, на самом деле было преимуществом ваших прежних отношений. И этого уже нет в ваших новых отношениях.
Очень сложно прогнозировать, что будет через 10 лет. Но возможно, после того, когда пыл влюбленности пройдет, вы поймете, что пришли к тому же самому, от чего бежали.
Конечно, я не говорю, что так будет у всех. Для многих отношений лучшим решением будет развод. Но, тем не менее, я уверен, что множество разводов происходит импульсивно и необдуманно. И лучше все хорошенько взвесить и дистанцироваться от наваждения эйфории в ожидании перемен.
Второй способ избавиться от эмоций – Дышите
Прежде чем совершать какой-то важный выбор, дайте себе не большой тайм аут. Сделайте 10 спокойных полных и медленных вдохов и выдохов равной продолжительности. Например, 6 медленных счетов вдох – 6 медленных счетов выдох. И так 10 циклов.
Это хорошо вас успокоит и остудит пыл. Ну что, вы все еще хотите заказать эту ненужную вам дорогую безделушку, только потому, что вы увидели такую же у коллеги?
Этот метод можно сочетать с предыдущим. Сначала дышать, а затем применять 10/10/10.
Третий способ избавиться от эмоций – «Идеальное я»
Этот способ я придумал, когда не мог принять одно решение. И он очень сильно мне помог (более подробно я писал о нем в статье «как перейти от мыслей к действию«). Подумайте, что бы сделало ваше «идеальное Я» или каким бы был идеальный сценарий развития событий при существующих ограничениях. Например, вы думаете, пойти сегодня на пьянку или остаться с женой и детьми дома. Множество факторов в принятии решения будут конкурировать друг с другом: чувство долга и сиюминутное желание выпить, забота о детях и здоровье с потребностью повеселиться.
Что же делать? Подумайте, что бы было идеальным вариантом. Только оставайтесь реалистом. Я понимаю, что в идеале вы хотели бы разделиться надвое, чтобы одна ваша часть осталась дома, а другая отрывалась на вечеринке, при этом алкоголь бы не приносил ей никакого вреда и похмелья на следующий день. Но так не бывает. С учетом заданных ограничений идеальным вариантом было бы остаться дома, потому что на прошлой неделе вы обещали себе реже выпивать. Вы понимаете, что ваша жена редко вас видит и если вы не пойдете на вечеринку, на следующий день вы будете чувствовать себя лучше.
Не нужно думать о том, чего вы больше хотите. Потому что, если вы чего-то хотите, это не значит, что это вам нужно. Желания непостоянны и скоротечны. Сейчас вы хотите одного. Но завтра вы можете пожалеть о том, что оказали потворство своему мгновенному желанию. Подумайте, какой вариант был бы правильным. Что бы сделал идеальный муж?
Четвертый способ избавиться от эмоций — Что бы вы посоветовали другу?
Представьте, что вы хотите сменить работу на более комфортную и высокооплачиваемую, но боитесь перемен, страшитесь разочароваться, не хотите подводить своих коллег, переживаете о том, что подумает о вас босс в связи с вашим уходом. Из-за этого вы никак не можете на это решиться.
Но, что, если это выбор стоит не перед вами, а перед вашим другом. Что бы вы посоветовали ему? Наверняка, если бы он поделился с вами опасениями на счет разочарований и мнения начальника, вы бы ему ответили: «Да брось ты думать о всякой ерунде! Делай то, что лучше для тебя».
Наверняка многие из вас замечали, что вы можете давать хорошие и разумные советы своим друзьям по решению каких-то ситуаций, но при этом, сами ведете себя неразумно в похожих ситуациях. Почему? Потому что, когда мы думаем о решении другого человека, то смотрим только на самое существенное. Но когда дело касается нас самих, тут же всплывает куча всяких мелочей, которым мы придаем преувеличенное значение. Поэтому, чтобы избавиться от влияния этих несущественных вещей на ваше решение подумайте, что бы вы посоветовали вашему другу, если бы он оказался в подобной ситуации.
Пятый способ избавиться от эмоций – просто подождите
Помните, быстрое решение очень часто является плохим решением, потому что может быть принято под действием эмоций. Вы не должны каждый раз прислушиваться к импульсивным желаниям. В некоторых случаях имеет смысл просто подождать и не совершать спонтанного выбора. Импульсивные желания, с одной стороны, достаточно интенсивные и с ними бывает трудно совладать. С другой стороны, они скоротечные и стоит только подождать какое-то время, и это желание пропадет. Вы поймете, что то, что казалось предметом первейшей необходимости пару часов назад, на самом деле вам не нужно.
Лично я люблю давать какому-то решению «созреть» в голове, дать ему время, при условии, что мне некуда торопиться. Это не значит, что я о нем все время думаю. Я могу заниматься каким-то делами, и вдруг решение само-собой появиться. Бывает даже так, что я принимаю решение мгновенно, но не спешу его реализовывать, если оно касается важных и долгосрочных вещей.
За несколько дней в моей голове могут «всплыть» детали, которые могут изменить мой выбор. Или наоборот, я пойму, что первая мысль была верной мыслью, только теперь, я буду в этом уверен.
Шестой способ избавиться от эмоций – сохраняйте концентрацию
Этот способ подходит в ситуациях, когда нужно принимать быстрые решения, находясь под психологическим давлением, например, на собеседовании.
Я как любитель покера, знаю как важно сохранять концентрацию, чтобы не поддаваться мгновенным эмоциям. Покер — это в принципе игра о принятии решений. Я заметил, что когда мой ум блуждает где-то далеко от игры между раздачами, я совершаю неразумные и эмоциональные действия, когда очередь делать ставку доходит до меня. Но если я сосредоточен на игре, даже, когда не нахожусь в раздаче, например, просто наблюдаю за противниками, это позволяет мой ум быть начеку, постоянно следить за всем вокруг и за собой, думать только об игре и не впускать лишних мыслей и эмоций в мозг.
Поэтому, например, во время собеседования, сохраняйте внимание на этом процессе. Слушайте все что вам говорят. Не пускайте в голову посторонних мыслей, вроде: «что обо мне подумали?», «не сказал ли я лишнего?» Подумаете об этом потом. Но пока, будьте здесь и сейчас. Это поможет вам делать правильный выбор.
Важно!
Избавляться от мгновенных эмоций не значит избавляться от всех эмоций перед принятием решения. Ведь именно ваши базовые желания, эмоции, ценности и определяют ваши решения. Наши желания счастья, материального благосостояния, духовного и личностного роста, которые обуславливают наш выбор, являются эмоциями. Но, в то же время, сиюминутные чувства, такие как возбуждение, волнение, стресс могут помешать этому решению.
Метод 5 – Знайте свои базовые приоритеты
Всегда держитесь своих основных целей и желаний. Ведь часто трудности при принятии решений обуславливаются тем, что вы начинаете принимать во внимание те ценности, которые не отвечают вашим базовым приоритетам, и из-за этого не можете ни на что решиться.
Например, вы выбираете между высокооплачиваемой, при этом напряженной работой, подразумевающей труд в неурочное время и менее высокооплачиваемой (ненамного), но зато более комфортной и менее трудозатратой позицией.
Что же выбрать деньги или время и удобства? Вместо того, чтобы сравнивать две разных должности и мучиться с тяжелым выбором, подумайте, для чего вы работаете? Что является вашей жизненной целью?
Может быть это вовсе не деньги, а семейный комфорт, счастье, стабильность, здоровье, воспитание детей и т.д. Если вы поймете, что именно эти вещи являются вашими целями, а вовсе не деньги, которые могут служить лишь вспомогательным средством, позволяющим достигать вышеназванных целей, то вы осознаете, что на самом деле вам нужно. Вам нужно то, что позволит вам находиться с семьей, строить свое счастье и счастье своих близких, заботиться о здоровье, а не сидеть в офисе по ночам, даже если это приносит большие деньги.
В погоне за деньгами люди часто забывают то, зачем они собственно их зарабатывают и увлекаются бегством за иллюзией «денег ради денег». Из-за этого могут появляться внутренние конфликты, противоречия. Чтобы этого избегать, постоянно напоминайте себе, что именно является вашими главными ценностями. И не позволяйте побочным целям превращаться в главные приоритеты.
Это поможет не только в выборе карьеры, но и сдвинет с мертвой точки разногласия в развитии каких-нибудь бизнес проектов. Если люди будут ясно отдавать себе отчет в первоначальных целях проекта, то им будет легче сойтись и прийти к общему решению.
Я тоже в своей жизни обращаюсь к базовым приоритетам. В последнее время у меня возникали трудности с некоторыми решениями. И тогда я пытался понять, что является моей основной целью. Моя основная цель – это помогать людям, развивать свои проекты. Соответственно, все, что мешает этим целям, должно быть рассмотрено с низким приоритетом, а то, что способствует достижению этих задач – с высоким. Это очевидно, но до того, как я представил себе эту цель, я сначала ошибочно интерпретировал побочные цели, как основные. Но видение своей основной цели очень сильно упростило мне принятие решений.
Метод 6 – Создавайте пространство для простых решений
Выше я писал, как важно расширять выбор: вместо одной-двух квартир, смотреть пять. Но этот метод имеет свои ограничения. Во-первых, слишком большой выбор из похожих вариантов не упрощает решение, то есть, если вы будете смотреть 20 квартир, это может отнять у вас время, но при этом не приведет к оптимальному решению, потому что вариантов будет слишком много. Во-вторых, увеличение числа этих вариантов, способствует росту переменных, на основании которых осуществляется выбор. А чем больше переменных участвует в решении, тем сложнее его принять.
Учебники по покеру говорят: «Создавайте пространство для простых решений, с первых действий в игре старайтесь не приводить себя к необходимости принимать сложные решения».
Как этот принцип можно применить в жизни? Очень просто. Расскажу о своем опыте. Когда я искал работу, я посещал много собеседований, откликался на каждое приглашение. И в последствие это заставляло меня сильно мучатся с выбором. Почему? Потому что количество переменных выбора было слишком велико.
Я мог получить предложение работы в каком-нибудь офисе, где была приемлемая зарплата, но в то же время, офис находился очень далеко и возможны были задержки на работе. С другой стороны были какие-то перспективы роста, но правда, будущий начальник не производил хорошего впечатления. Но зато компания лидер рынка! Правда, последнее время ее дела идут хуже…
Видите сколько переменных! Выбор принять очень сложно.
Поэтому здесь нужно воспользоваться элементом выявления базовых приоритетов, решить, что для вас наиболее важно и отметать все несущественное заранее. Я подумал, что нужно как-то облегчить себе выбор работы.
И я решил, что я ни при каких условиях не стану работать сверхурочно. Поэтому прежде чем принять приглашение на собеседование, я по телефону узнавал о том, будут ли переработки или нет. Также я сказал себе, что не буду устраиваться в офис, если он находится дальше определенной станции метро (за исключением некоторых условий). И еще я пообещал себе, что какие бы блестящие перспективы роста в будущем мне бы ни обещали, я не стану соглашаться на низкую зарплату.
Поэтому с этого момента я стал принимать приглашения компаний, которые удовлетворяли моим условиям и не терял время на остальные. Во-первых, я сэкономил очень много времени на поездках на собеседования. Во-вторых, я упростил себе выбор: теперь мне можно было убрать из анализа предложений такие переменные как «необходимость переработок» или «расположение офиса», так как решение о соответствии работы этим критериям было принято заранее. Тем более, число вариантов снизилось, но теперь это были хорошие варианты. В итоге мне действительно удалось найти работу с приемлемой зарплатой, рядом с домом.
Метод 7 – Сначала попробуйте!
Вы ломаете голову над тем, стоит ли вам выбирать какую-то профессию или нет? Вместо этого стоит устроиться на работу по это профессии и убедиться на опыте в том, насколько вам это подходит. Я понимаю, что не всегда это просто сделать до поступления в ВУЗ. Но часто разделение на специализации в университетах проходят на последних курсах. И до этого времени у вас есть возможность пройти практику по каким-то специальностям на реальных предприятиях, что значительно облегчит вам выбор.
Не думайте и выбирайте, а пробуйте! Если существует возможность в реальности воплотить «пилотный» вариант решения, то не пренебрегайте этой возможностью. Авторы Чип и Дэн Хиз спрашивают: «зачем прогнозировать, если можно знать?»
Если вы хотите переехать в другую страну на длительный срок, то лучше туда съездить хотя бы на месяц для начала и попытаться там пожить в тех же условиях, в которых живут иммигранты.
Если вы не можете выбрать между двумя марками автомобиля, проведите тест драйв!
В книге «Ловушки мышления» приводится интересное исследование, которое показывает, что собеседование при приеме на работу дает самый неточный прогноз относительно того, подойдет сотрудник данной должности или нет. Намного более эффективный прогноз может дать испытательный срок на несколько недель. Только эксперимент в реальных условиях может говорить о решении более явно!
Если «пилотный» вариант провести невозможно, то возвращайтесь к «методу 3», добывайте информацию. Прежде чем открыть свой бизнес, пообщайтесь с молодыми предпринимателями, выясните, с какими трудностями они столкнулись, подумайте о том, сможете ли вы как-то пройти через эти трудности.
Нет своего опыта? Зато есть чужой! Найдите того, кто уже решил вашу проблему. И не наступайте на чужие грабли!
Метод 8 – Устанавливайте «минные растяжки»
Минные растяжки – термин, введенный Чипом и Дэном Хизом, который обозначает условия (в основном неблагоприятные), при срабатывании которых, должны выполняться определенные действия.
Когда мы принимаем решение, то мы можем попасть в ловушку самонадеянности. Нам может казаться, что все будет хорошо. Но когда начнутся проблемы, мы уже не сможем повернуть назад, так как сильно привязались к нашему выбору.
«Минные растяжки» позволят этого избежать. Например, вы решили открыть свой бизнес. Ваш прогноз говорит, что у вас все будет хорошо, и через год вы станете богатым. Но что, если что-то пойдет не так?
Сформулируйте условия при наступлении которых, вы поменяете свое решение. Например, если через год ваши вложения не окупятся хотя бы на 50%, вы перестанете вкладываться в убыточное дело.
Во-первых, такой подход позволит избежать трудных ситуаций. Во-вторых, он позволит вам увидеть скрытые риски и как-то подготовиться к ним, обозначить пути отступления и быть большими реалистами в отношении вашего выбора. В-третьих вы будете меньше привязаны к своему выбору, так как поставите «растяжки» при наступлении на которые вы будете искать другое решение.
«Что будет, если на новой работе я не получу обещанного роста за первый год?»
«Что я буду делать, если, переехав в новую страну, я столкнусь с проблемами обеспечить себя?»
Чаще задавайте себе эти вопросы.
Этот метод не должен служить оправданием вашей нерешительности. Он призван избавить вас от излишней самонадеянности и подготовиться к проблемам, которые всегда бывают.
Метод 9 – Слушайте критику
Ранее в статье я говорил, что хорошим способом избавиться от мгновенных эмоций — это подумать о том, что бы вы посоветовали другу. Но почему бы в случаях, когда у вас возникают сомнения в решениях не попросить реального друга дать вам совет?
Здесь, конечно же, существует небольшая проблема. Критика – это очень хорошо, но нужно уметь делать из нее верные выводы, так как она не всегда бывает бесстрастной. Люди часто проецируют собственные страхи и ожидания на других людей, когда дают им советы.
Например, ваш друг много лет работал на наемной работе, поэтому, когда вы спросите его, стоит ли вам, к примеру, открыть свой бизнес, он может сказать вам категоричное «нет». Ведь его личный жизненный выбор не связан с этим и он, советуя вам что-то, будет защищать свою жизненную модель. Такая защита даст ему возможность поверить в то, что он сам сделал правильный жизненный выбор. Просто стоит учитывать такие психологические моменты и делать на них поправку.
Но в то же время не стоит полностью списывать со счетов подобную критику. Воспринимайте вашего друга, как «адвоката дьявола», который помогает вам избавиться от лишней самонадеянности, а его критику, как указание на слабости вашего решения, а не как полное отрицание этого выбора.
Да, собственный бизнес связан с рисками и нестабильностью, как говорит ваш друг. Но из этого вовсе не следует, что ему следует предпочесть наемную работу, так как бизнес имеет и ряд преимуществ. Ваш друг дает вам картину, сужденную до пределов его жизненного опыта. Ваша задача воспользоваться его видением, но поместить его в рамки более широкого взгляда на проблему.
Тогда чужая критика поможет вам дополнить общую картину и уравновесить собственную самонадеянность чужой неуверенностью.
Читайте статью: как правильно реагировать на критику.
Метод 10 – Когда не следует применять все эти методы
Если смотреть на все эти методы, то кажется, что принятие решений очень сложный процесс. На самом деле, эти способы призваны помочь вам принять выбор, в котором каждая альтернатива определяется набором преимуществ и недостатков. Но что если недостатков нет? Что если, вы ничего не потеряете, если выберете какой-то вариант?
Тогда забудьте про все эти советы, действуйте и смотрите, что будет.
Например, вы увидели симпатичную девушку на улице, вы одиноки и как раз ищите себе пару. Перестаньте прокручивать в голове «за» и «против». Вы ничего не потеряете, если подойдете и познакомитесь. Это абсолютно простое решение.
Такие ситуации исключение. Чем больше в них думаешь и взвешиваешь решения, тем сильнее растет неуверенность и шансы упустить возможность. Поэтому, там где выбор вам ни во что не обходится, меньше думайте и действуйте!
Заключение – Немного об интуиции
Методы, о которых я говорил, являются попытками формализовать принятие решений. Придать четкость и ясность этому процессу. Но я вовсе не хочу принизить роль интуиции.
Данные способы не должны сбить вас с толку, вселив в вас иллюзорную уверенность в том, что любые решения поддаются разуму и сухому анализу. Это не так. Часто выбор характеризуется отсутствием полной информацией и вам придется смириться с тем, что во многих ситуациях нельзя заранее знать со 100% уверенностью, какое решение будет лучше. Иногда нужно просто что-то выбирать, а дальше уже будет ясно, правильный ли вы сделали выбор или нет.
Поэтому нужно пользоваться интуицией, вместо того, чтобы ждать пока ваши методы дадут вам однозначный прогноз правильности той или иной альтернативы. Но в то же время нельзя переоценивать ее роль и слишком полагаться на свое «нутро». Для этого и существует формализованный подход, который призван настроить баланс между вашим разумом и чувствами, логикой и интуицией. В правильном балансе между этими вещами и заключается искусство принятия решений!
nperov.ru