Читать онлайн «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи», Евгения Шестакова – Литрес
Знакомство
Здравствуйте! Давайте познакомимся. Меня зовут Евгения Шестакова. Я руководитель Санкт-Петербургской «Школы Голоса и Речи». Классическое образование в области психологии и специализированное в области тренингов помогают мне с 2000 года консультировать и вести тренинги. В моем «портфеле» есть самые разные программы – по самопрезентации и продажам, по ораторскому мастерству и переговорам. Однако самой любимой темой для меня была и остается работа с голосом и речью.
Еще будучи школьницей, я попала на радио. Вместе с двумя одноклассницами мы вели утренние воскресные радиопрограммы для детей. Школьные годы чудесные закончились, а радио осталось. Из хобби оно стало профессией почти на 15 лет. Это были 90-е годы, рассвет FM-радиовещания в России. Вслед за государственными радиокомпаниями начали появляться частные. В первую волну попали самые креативные, талантливые и свободные люди. Плыть в этом потоке было легко и приятно. Мы создавали программы, вели эфир, читали новости, делали ляпы и хохотали до слез. С годами, правда, выработался иммунитет. Сейчас меня уже никаким, даже самым необычным, сообщением не выбьешь из рабочей колеи. Это не значит, что я стала скупой на эмоции. Нет. Просто я знаю секрет…
Я могу выйти к любой аудитории – радийной или «живой» – и сделать этих людей своими партнерами и коллегами. Выступить на совете директоров из десяти человек или провести презентацию тренинга для тысячи, заговорить с человеком на улице или провести переговоры. Любой акт речевой коммуникации – это структурированный процесс, который развивается по определенным законам. Существуют тонкости и нюансы поведения наших собеседников по отдельности и когда они представлены группой. Можно видеть людей и уметь управлять своим представлением о них, а также контролировать внимание аудитории. Для этого необходимо уметь работать с эмоциями и правильно ставить перед собой цели. А еще необходимо иметь достаточный опыт публичного общения.
Опыт был накоплен в процессе обучения и работы. Когда радио перестало быть просто творческим процессом, а стало механизмом получения прибыли, больше внимания стали уделять качеству эфира. Именно тогда, в конце 90-х, я попала в руки талантливого педагога, мастера речи Ольги Алексеевны Лариной. Мои творческие порывы были отшлифованы, многое встало на места. «Хороший, приятный» голос был подвергнут тщательной обработке. У меня обнаружились 2/3 всех недостатков, присутствующих в речи среднестатистического россиянина. Остальное стало делом техники. Единственное, что на уроках я показывала очень хороший результат, а в эфире снова возвращалась к своему привычному бытовому звучанию. И только спустя года четыре после начала моей новой голосовой жизни пришло осознание необходимости замены «как» на «зачем».
Именно тогда и начал зарождаться тренинг, который я представляю вашему вниманию. На освоение, осознание и введение в повседневную практику секретов и тонкостей владения голосом ушло около четырех лет. Надеюсь, что вы, решившись заняться своим голосом и речью, преодолеете этот путь гораздо быстрее. Это возможно. Практика последних лет показывает, что за 1–2 месяца регулярной тренировки под наблюдением опытного специалиста с вами могут произойти поразительные перемены. Это касается качества голоса, речи и жизни в целом. Ведь голосовой тренинг не может идти отдельно от большой работы над собой. Те, кто встает на этот путь, достойны уважения, а результаты, которых может достичь любой, – восхищения.
Голос и успех идут бок о бок рядом. Своим успехом я обязана голосу. И не только я. Уже очень много людей разделили со мной счастье говорить по-другому, осознанно, красиво и убедительно. Среди тех, кто уже прошел обучение в «Школе Голоса и Речи», есть психологи, бизнес-тренеры, «продажники», HR-ы, руководители, врачи, политики и даже один физик-теоретик. За эти годы клиентами Школы стали сотрудники банков, ФГУП «Почта Рос-сии», крупнейшее международное брачное агентство «Соединяя сердца» в полном составе, компании «Рив Гош», «Диета 18», Bombadier Recreational Products, DataArt Enterprises Inc. , Mail.ru, WRIGLEY, Генеральное консульство Великобритании, Philip Morris Izhora и многие-многие другие.
Я желаю вам удачи и приятного процесса познания! В добрый путь!
Глава 1. Диагностика
Два самых часто задаваемых вопроса о голосе: «Что с моим голосом не так?» и «Можно ли быстро исправить голос?» Ответ на второй вопрос – нет. Нет, но только в том случае, если вы не будете ежедневно работать над собой. И регулярно ходить на тренинги, консультации и получать обратную связь о том, что изменяется в лучшую сторону, а над чем еще нужно поработать в усиленном режиме. Развитие голоса, речи и навыков, связанных с вербальной сферой, может занять у вас столько времени, сколько вы захотите. И даст вам тот результат, который вы себе поставите в качестве цели. Однако мало иметь в жизни цель, надо уметь метко стрелять! Все возможно. Голос – это музыкальный инструмент, который нуждается в постоянной работе над ним.
Вспомните любой музыкальный инструмент. Что вы представили? Флейту? Барабан? Гитару? Фортепиано? Эти инструменты разные, они по-разному устроены и звучат каждый по-своему. У каждого инструмента будет свой голос. Но что их объединяет? Давайте вместе подумаем: у каждого из музыкальных инструментов есть звук; есть то, что позволяет звук извлекать, – струны, мембрана, клавиши; у них есть какой-то объем, где звук может преображаться, а иногда и резонировать, окрашиваясь в различные оттенки. Еще есть человек, который их придумал и создал. Есть Мастер, который умет играть на них профессионально, а если они попадут в руки новичка, то будут звучать совершенно иначе. И это мастерство можно оттачивать и шлифовать годами, доводя до совершенства гармонию владения музыкальным инструментом, который достался именно вам.
Игре тоже нужно учиться, и тогда она станет, возможно, инструментом, по которому вас будут выделять и узнавать, – инструментом вашего успеха. И конечно, об этом инструменте необходимо заботиться. Что произойдет с барабаном или гитарой, если их оставить на пару-тройку дней на улице под дождем? Расстроятся, заболеют и перестанут приносить вам и окружающим радость. Более того, чем сильнее будет повреждение, тем больше сил и времени придется потратить на восстановление. Иногда, к сожалению, после сильных травм первоначальный звук уже не вернуть… Эти и любые другие музыкальные инструменты нуждаются в заботе, тщательном уходе и обязательно использовании по назначению. Флейта, лежащая без дела, – это всего лишь предмет интерьера. Инструмент должен работать, передавать мысли, убеждать нас в правоте его обладателя, приносить радость, лечить и вдохновлять!
Что такое наш голос? Это тоже прежде всего инструмент. Музыкальный, тонко устроенный, сложный и неповторимый. Иногда на тренинге, когда я прошу вспомнить и назвать любой музыкальный инструмент, два-три человека в группе называют скрипку или барабан. И это не случайно. Наши голоса, как и все музыкальные инструменты, можно объединить в какие-то кластеры, группы. Есть голоса, которые чаще всего встречаются. Говоришь по телефону с человеком и затрудняешься определить возраст, описать внешность. Или поговорил с человеком – и тут же его забыл… А бывает так, что, услышав однажды, потом никак не можешь забыть звук, мысленно возвращаешься к какой-то случайной фразе и еще долго разгадываешь секрет магии и голоса, и его обладателя.
Наше тело – это корпус для звука. Чем сильнее, крепче, здоровее оно, тем лучше звучание. Голосовые связки – это струны. У нас есть полости для резонирования звука. Есть возможность изменять параметры звука – делать его громче или тише; выше или ниже; быстрее или медленнее. Присутствуют и органы для «тюнинга» звука – гортань, твердое и мягкое нёбо, язык, зубы, щеки, губы и нижняя челюсть. И наконец, есть желание по максимуму пользоваться этим инструментом, изучать его, совершенствовать навыки владения им. Все, как и с любым другим музыкальным инструментом. И голос – ваш голос – также может стать инструментом успеха – вашего успеха.
Что выберете вы? Быть серой мышкой с тихим, завышенным, неярким и плоским голосом? Или быть первой скрипкой в оркестре? Решать вам и только вам. Если у человека нет своей цели, он будет работать на цели других. Нужно лишь понять себя, свои желания, свой голос, полюбить его и настроить. Научиться обращаться с этим волшебным инструментом и использовать его богатые возможности на все 100 или даже 200% может каждый.
Главное – начать. Сделать первый шаг. Итак, вперед!
Задание № 1
Посмотрите на картинку. Скажите, что вы на ней видите? Чаще всего сразу в глаза бросается изображение пожилого человека, старца, Бахуса, Вакха в венке из виноградных листьев. У каждого он свой – это зависит от вашего восприятия, настроения и предыдущих жизненных опытов. Самое главное – увидеть образ мужчины. Увидели?
Присмотритесь повнимательнее. Видите ли вы еще что-нибудь на этой картинке? Рожицы обезьянок, театральные маски – не в счет. Попробуйте увидеть крупные, значимые элементы. Видите? Попытайтесь увидеть на этой картинке… целующуюся парочку…
Получилось? Посмотрите внимательно: мужчина стоит слева, у него белая шапочка, средней длины волосы и белый плащ. Он обнимает девушку, одетую в белую пышную юбку. Это средневековая картинка. Совершенно другой образ. Видите?
Чаще всего люди видят сначала именно мужчину, потом, сразу или после подсказки, а иногда и совсем не сразу, – парочку. Главное – увидеть. Я познакомилась с этой картинкой, еще будучи студенткой, и с тех пор очень часто ее применяю. За всю мою практику лишь четыре раза сначала была увидена парочка, а потом уже мы вместе с участниками тренинга искали старика. Это были совершенно разные люди, разного возраста и профессий, и я всех их прекрасно помню – для меня это очень яркий показатель нестандартности мышления, гибкости, того, что так необходимо человеку говорящему.
Бывает, что с тренинга уходят, так и не найдя парочку, не пробившись сквозь броню первоначально сложившегося образа. Однажды мне позвонил молодой человек и радостным голосом прокричал в трубку: «Евгения, здравствуйте! Я – Михаил, помните, я год назад был у вас на тренинге?! Я НАШЕЛ!!!» Я ответила: «Здравствуйте, Михаил, я очень рада. Что же вы нашли?» – «Парочку, конечно!» – ответил Михаил. Он говорил так, словно и я весь этот минувший год вместе с ним отыскивала целующуюся парочку. Бывает и такое.
Какие выводы мы можем сделать из этого упражнения? В процессе поиска образов мы ничего не добавляли и не убирали. Разные по информативности и настроению образы складывались из одних и тех же элементов. С голосом точно так же. За время одного короткого тренинга я не могу растянуть людям подъязычную уздечку, удлинить шею или помочь сбросить пару-тройку килограммов. Может измениться лишь отношение. И тот же самый набор инструментов, данный вам природой, можно будет использовать совершенно иначе. И самое главное, должно измениться настроение. Вы должны почувствовать новые возможности и распахнуть все двери.
Приступаем к диагностике.
Задание № 2
1. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
Следующий шаг. Необходимо определить существующие в голосе и речи недостатки и преимущества. То есть выделить зоны роста и ресурсы.
2. Отметьте те утверждения, которые относятся именно к вам.
Если в колонке справа появились три «галочки» и больше, вам необходимо немедленно начинать работу над собой. И пройти следующий тест. Он направлен на диагностику и определение положительных качеств голоса и зон роста.
3. Отметьте те качества голоса, которые вы замечаете у себя.
4. Отметьте те качества голоса, которые вы замечаете у себя.
В какой – третьей или четвертой – таблице у вас появилось больше отметок? Не были ли вы слишком самокритичны по отношению к себе? Такое часто случается. Попробуйте выполнить этот тест еще раз, но не сами, пусть вас продиагностирует кто-нибудь из ваших друзей или коллег. Сравните результаты.
На этом мы завершаем первый этап самодиагностики. Его целью, напомним, было выявление проблемных зон и сильных, ресурсных составляющих вашего голоса.
Продолжим диагностику. Углубимся в исследование параметров нашего голоса. Он может изменяться в трех направлениях – скорость (медленно/быстро), громкость (громко/тихо) и диапазон звучания (низкие/высокие ноты). Продиагностируем эти три самых важных параметра.
Диагностика скорости звучания
Один из важнейших показателей качества речи – скорость звучания. Многие отмечают, что слишком быстро говорят, особенно когда волнуются или увлекаются темой. Речь других, напротив, настолько нетороплива и размеренна, что собеседники мысленно знают наперед все, что им еще даже не успели рассказать. Это раздражает и отвлекает, портя реноме. Какой же должна быть оптимальная скорость звучания?
Для диагностики скорости звучания и темпа речи выполните следующее упражнение.
Задание № 3
Почитайте стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», засекая время по секундомеру. Читать необходимо в том темпе, который для вас является наиболее привычным.
Итак, установили секундомер. Начали!
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий, ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Дочитали. Остановили секундомер. Стихотворение рассчитано ровно на одну минуту. Если вы закончили раньше, чем минута истекла, значит, вы слишком торопитесь. Ваша речь неравномерна, ускоренна, и, как чаще всего бывает, ускоренной речи еще сопутствует завышенный звук. Если вы прочитали до конца, а секунды еще тикают, значит, напротив, вы очень медлительны в речи. Как правило, это сопряжено с вялой артикуляцией и прерывистым дыханием. Если вы уложились ровно в минуту – поздравляю! У вас прекрасное чувство времени, которое отражается в звучании голоса. Это упражнение подходит не только для диагностики, но также и для тренировки. Включите его в ежедневный план занятий в течение первых двух недель вашего обучения.
Подведем итог: наша речь может ускоряться или замедляться в зависимости от задачи. В среднем темп должен соответствовать следующему параметру: порядка 600 знаков с пробелами мы читаем за одну минуту. При этом очень важно помнить о внутреннем чувстве времени и синхронизации ваших мыслей со звучанием.
Диагностика громкости звучания
Вслед за диагностикой скорости необходимо провести диагностику громкости звучания голоса.
Задание № 4
Для диагностики громкости (тихо/громко) вам потребуется какой-то логически законченный фрагмент текста. Попробуйте взять за основу, например, следующую чистоговорку[1].
«Из-под Костромы, из-под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».
1. Прочитайте это «информационное сообщение» первый раз четко, спокойно.
2. Второй раз – постепенно, от слова к слову, повышая громкость голоса. Начинайте с самого тихого. Но пусть это будет не шепот (шепот в принципе небезопасен), а именно звук – тихий, приглушенный. А затем наращивайте громкость, дойдя в финале до максимальной.
Что вы ощущаете? Чувствуете ли вы усталость? Не першит ли в горле? Или вам комфортно и легко? Смогли бы вы сделать второй дубль лучше первого?
В идеале диагностику громкости звучания необходимо производить с возможностью внешнего контроля. Например, записывая себя на диктофон и затем прослушивая с помощью специальных программ, позволяющих увидеть звучание вашего голоса в графическом варианте.
Это упражнение, так же как и упражнение в предыдущем разделе, можно использовать в качестве тренировочного.
Диагностика высотности звучания
Еще один из важнейших параметров, на который следует обратить внимание, – высота звучания голоса.
Зачастую люди, имеющие верхнее дыхание (80% женщин и 20% всех мужчин), имеют завышенные голоса. Особенно ярко это проявляется, когда речь становится эмоциональной, в процессе убеждения или в порыве гнева. Высокие ноты неприятны нашему уху. Кстати, мода на звучание голоса тоже есть, и она переменчива. В Средние века, например, особенно во Франции, в моде были завышенные женские голоса. Чем «писклявей» говорила женщина, тем более модной и сексуальной она считалась. Сейчас другие времена. В Европе в моде грудные бархатистые голоса. Некоторые юные барышни даже начинают курить, чтобы сделать звук голоса ниже и добавить хрипотцы. И совершенно напрасно: курение довольно пагубно действует на дыхательный и звуковой аппарат, а вот изменение звука голоса связано исключительно с психосоматическим эффектом. Простая перестройка дыхания дает гораздо больший эффект.
Давайте проведем диагностику: что происходит с вашим голосом? Становится ли он выше, когда вас охватывают эмоции? Или вы сами можете этот процесс контролировать и изменять диапазон звучания вверх и вниз по своему собственному желанию?
Возьмем для диагностики стихотворение О. Мандельштама.
Задание № 5
Блок – король и маг порока.
Рок и боль венчают Блока.
1. Прочитайте это стихотворение в среднем темпе, постепенно, от слова к слову, повышая тон голоса. Для этого первые слова вам необходимо произносить на самом низком тоне, на который вы способны. Последние слова должны прозвучать максимально высоко.
2. А теперь пойдем в обратную сторону. От слова к слову будем понижать тон голоса. Начинаем с самого высокого, на который способны, а заканчиваем самым низким.
Как ваше состояние? Что вы чувствуете? Удалось ли сделать диапазон от самого низкого к самому высокому большим? Или звуки в итоге практически не отличались друг от друга? В идеале каждое слово должно получиться на шаг, ступеньку выше, а затем ниже.
Внимание!
Раскроем небольшой секрет, его формулу вывел еще К. С. Станиславский. «Низы – в пол, верхи – в потолок». Если наклонить голову вниз, то получится звук гораздо ниже среднего. И соответственно если запрокинуть голову назад, то произведенный звук будет гораздо выше. Таким образом, если постепенно, шаг за шагом поднимать голову, наклоненную к груди, вверх, переходя к запрокидыванию назад, то мы получим идеальную «лесенку» звучания.
Единственное «НО». Этим приемом нельзя пользоваться профессиональным вокалистам. Гортань привыкает к искусственной помощи для раскрытия диапазона звучания, и навык пения из среднего положения крайних высоких и низких нот утрачивается. Тем не менее этот прием весьма эффективен в бытовом использовании. Необходимо что-то произнести более низким, грудным звуком – просто наклоните голову вниз. А если нужно привлечь внимание, задать вопрос или произнести что-то с яркой, восклицательной интонацией, поднимите подбородок вверх, немного запрокидывая голову. Все гениальное – просто!
В завершение блока по самодиагностике давайте рассмотрим упражнение, которое позволяет услышать свой голос во всех его возможностях.
Задание № 6
1. Выберите фразу из 2–3 слов. Например: «Какой чудесный день».
2. Произнесите эту фразу пять раз громко, пять раз тихо, затем три раза громко, три раза тихо, затем один раз громко и один раз тихо.
3. Произнесите эту фразу: низко/высоко так же, по схеме 5–3–1.
5. Произнесите эту фразу: с паузами/без пауз так же, по схеме 5–3–1.
6. Произнесите эту фразу: с артикуляцией/без артикуляции так же, по схеме 5–3–1.
7. Расслабьтесь, похлопайте себя по щекам и своим голосом скажите: «Какой(-ая) я молодец!»
Условие: в этом упражнении вам понадобятся самые «крайние крайности, т. е. если громко, то чтобы соседи сбежались, если с паузами, то по 10 секунд, если с артикуляцией, то с невообразимыми гримасами.
Упражнение позволяет услышать богатство своего голоса, акцентировать внимание на его выразительности, поймать чувство своего голоса и потом при необходимости его использовать. Голоса получаются «вкусными», «сочными», красивыми.
Диагностика голоса – важнейшая составляющая работы над ним. Подведем итог: наши голоса, как под микроскопом, могут быть разложены на составляющие, назовем их компонентами успеха. Часть из них вам нужна, другая же часть – излишки.
А чего-то может и не хватать, как у каждого повара на кухне, – один и тот же суп у разных людей получается по-разному. То же самое и с нашими голосами. Они все разные, неповторимые, уникальные. Тем не менее идеальных голосов в природе практически не существует. Этот инструмент нуждается в тщательной обработке и шлифовке.Всю массу голосов можно разделить на две большие группы: бытовые голоса и профессиональные. Бытовых – процентов восемьдесят от всего объема. Профессиональных – 20. Как правило, ими обладают актеры, певцы, дикторы и те, кто занялся своим совершенствованием. Человек, считающий себя профессионалом в сферах, связанных с вербальной деятельностью, не имеет права на бытовой голос.
К сожалению, многие люди относятся к голосу, этому уникальному инструменту, как к данности, которая была с нами с самого рождения, есть и будет. И если о других слагаемых успеха всерьез задумываются: получают образование, ходят в парикмахерскую, покупают новую красивую одежду и т.
Тех, кто берется за работу над своим голосом, безусловно, ждет успех. Это очень благодатная и благодарная работа. Работа на благо себе. Успех не заставит себя ждать. Первый большой шаг сделан. Проведена диагностика. Определены параметры голоса, его сильные и слабые стороны. Начинается работа по устранению недостатков и развитию сильных сторон.
Как научиться говорить красиво и уверенно
Когда Вы общаетесь с людьми, нетрудно заметить, что далеко не все из них могут своим разговором надолго удержать внимание. А все потому, что они не умеют говорить красиво
Что значит «говорить красиво»?
Говорить красиво – это значит говорить понятно, доходчиво, с правильными интонациями, в меру эмоционально, так, чтобы убедить собеседника или собеседников в правильности своих рассуждений и выводов. О человеке, который говорит красиво, говорят, что он обладает даром красноречия или ораторскими способностями.
Красноречие может быть естественное и приобретенное. С естественным все понятно – некоторые люди обладают им от природы. Приобретенное же красноречие – это ораторское искусство, или искусство красноречия, которому нужно учиться. В наше время ему обучают на всевозможных тренингах. А возникло оно еще в далекие времена в античной Греции, где появились первые школы по обучению искусству красноречия, и постепенно переросло в науку – риторику. На занятиях по ораторскому мастерству, как раньше, так и сейчас, учат, как обычную речь превратить в ораторскую.
Цель ораторской речи – не только донести до слушателей определенную информацию, но и убедить их в своей правоте, чтобы побудить к дальнейшим действиям. Оратор своей речью должен вызвать у слушателей эмоциональный отклик, особый психологический настрой, поэтому она не должна быть монотонной, неуверенной, с нечеткой артикуляцией. Его мысли должны быть живыми и яркими, а сам он должен быть готов поделиться ими со слушателями, – только тогда его речь можно будет назвать красивой.
Как говорил французский писатель-философ Вольтер: «Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена».
Зачем нужно говорить красиво?
Речь во все времена играла для человечества огромную роль, ведь она является средством общения и благодаря ей мысли одного человека передаются другому.
Существует пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». А свой ум (или его отсутствие) человек демонстрирует как раз с помощью речи. Именно поэтому ее можно назвать визитной карточкой человека: хочет он этого или нет, его речь отражает его суть.
Как сказал древнегреческий философ Сократ одному постоянно молчавшему молодому человеку: «Заговори, чтобы я увидел тебя». А персидский поэт Саади писал: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».
Люди, которые умеют красиво говорить и доходчиво излагать свои мысли, ценились всегда. На это указывает существование школ ораторского искусства еще в античные времена. А древнегреческий мудрец Скилеф заметил, что «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию». Ему вторил и американский политический деятель Дэниэл Уэбстер, живший много веков позднее: «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел».
Французский император и полководец Наполеон считал, что человек, не умеющий красиво говорить, никогда не сделает карьеру.
Ничего не изменилось и в наши дни. Сотрудники, владеющие искусством красноречия, гораздо быстрее делают карьеру, нежели те, кто не умеет правильно выражать свои мысли. Причем часто случается так, что косноязычием страдают толковые и знающие сотрудники, которые не понимают, что именно оно делает маловероятным их дальнейший карьерный рост. Разумеется, профессионализм, знания, умения и опыт очень важны, так как непрофессионалы не нужны никому.
Но и те, кто обладает опытом и знаниями, однако не способен донести их до слушателя, разъяснить, доказать, убедить и переубедить, когда-нибудь обязательно будут иметь большие проблемы. Ведь чем выше служебное положение сотрудника, тем чаще и больше ему приходится общаться с коллегами, подчиненными, клиентами и др. Поэтому он однозначно должен уметь логично и доходчиво излагать свои мысли, оказывать влияние на собеседника и убеждать его.
— Радислав Гандапас в Киеве, с новой программой SelfMadeMan от Радислава Гандапаса, об этом и о другом расскажет на мастер-классе по самомотивации.
Что мешает людям красиво говорить?
Важность владения искусством красноречия не требует доказательств. Тем не менее, многие люди испытывают страх, когда им приходится выступать на публике или говорить с незнакомыми людьми. Такой страх в психологии называется «логофобия» (или «вербофобия»). Любопытно, что, по исследованиям психологов, страх публичных выступлений занимает у людей 2-е место после страха смерти.
Люди, страдающие такой фобией, панически боятся говорить не только перед полной аудиторией, но и перед небольшой группой людей. Их бросает то в жар, то в холод, они начинают дрожать, запинаться, не могут сосредоточиться. Эта фобия имеет психологические и физиологические причины (См. «Как избавиться от фобий: 8 эффективных способов»).
Психологические причины связаны с тем, что человек не верит в себя, в свои способности, знания, опыт, в то, что его речь будет представлять интерес и он сможет удержать внимание слушателей.
Что же касается физиологического фактора, то, как мы знаем, в опасных ситуациях надпочечники человека начинают выделять в кровь гормон стресса адреналин, действие которого направлено на консолидацию всех защитных сил. То же самое происходит, когда человек волнуется перед выступлением или каким-то разговором.
Однако адреналин побуждает человека к физическим действиям, например к бегству, во время которых он расходуется. При выступлении же или волнующем разговоре таких физических нагрузок нет, поэтому адреналин не используется полностью, а его излишек приносит только вред. В результате сильного волнения вместо блестящего выступления может получиться неуверенное и скомканное.
Как научиться говорить красиво?
1. Невозможно научиться плавать, кататься на велосипеде, водить машину и т. п., освоив одну только теорию без практики. Точно так же нельзя научиться красиво говорить, если как можно чаще не практиковаться в разговоре. Тем, кто хочет овладеть искусством красноречия, полезно будет записаться на тренинги по обучению ораторскому мастерству, в программу которых входит большое количество индивидуальных выступлений.
2. Те, кто не имеет возможности посещать тренинги, может практиковаться в умении вести беседу самостоятельно.
В разговорах с друзьями и близкими мы обычно расслабляемся и не следим за своей речью, поэтому нередко используем слова-паразиты, которые засоряют ее и мешают уловить смысл. Мы не замечаем этих слов в своей речи, но они раздражают нас, когда мы слышим их от других, например с экранов телевизоров. Бесполезные «нууу», «эээ» некоторые люди умудряются повторять едва ли не через каждое слово.
Любопытно записать свою речь, а затем прослушать ее и определить, не относимся ли мы к числу таких любителей «эканья-мэканья». Если да, то можно попросить кого-то из близких некоторое время контролировать нашу речь и заострять внимание на таких моментах. Например, каждый раз, как только мы произносим слово-паразит, включать неприятный звук.
3. Некоторые люди имеют привычку говорить слишком быстро. Возможно, они это делают под влиянием эмоций или же подсознательно опасаются, что их речь неинтересна и ее не дослушают до конца. Избавиться от такой привычки можно, если перед каждым предложением незаметно делать глубокий вдох. Также следует убедить себя в том, что наша речь интересна и никто не собирается нас перебивать.
4. Наш голос не должен быть тихим и неуверенным, в противном случае нас не услышат и нам не поверят.
5. Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно разбираться в теме вопроса и обладать соответствующими знаниями, поэтому необходимо постоянно развиваться и углублять свои знания. Говорят, что кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Если у человека в мыслях неразбериха, то и его речь не будет представлять интерес.
6. Наша уверенность не должна перерастать в самоуверенность. Тон разговора должен быть спокойный и дружелюбный, а не высокомерный, даже если собеседник не прав. В любом споре стоит мысленно себя просить: «Ты хочешь быть прав или счастлив?».
7. Во время любого выступления или разговора важен зрительный контакт с аудиторией или собеседником. Бегающий взгляд или рассматривание окружающих предметов отвлекают внимание и не дают сосредоточиться на теме разговора.
8. Каждый человек должен уметь поддержать беседу, даже оказавшись среди малознакомых или незнакомых людей. Для этого не помешает иметь в запасе несколько готовых тем, не чуждых интересам любого человека, чтобы не попасть в неловкое положение и не заниматься мучительным поиском слов, стараясь заполнить неловкую паузу.
Говорите уверенно | Как эффективно общаться
Как мужчине говорить гладко?
«Антонио, как можно говорить, будто он хорошо одет? Как звучит стильно?
Что мы должны делать и чего следует избегать? Что должно оставаться совершенно естественным?»
6 советов, как говорить уверенно Шесть советов, которые помогут вам научиться говорить более четко и лаконично. Произведите впечатление великолепного оратора от природы.
1.
ПрактикаОбойти это невозможно. Если вы посмотрите на мои более ранние видео, я не думаю, что говорил так ясно, как сейчас. Я взял перерыв в съемке видео. Я немного нервничаю перед камерой, но единственный способ избавиться от этого — практиковаться.
Вы посмотрите на лучших спортсменов. Посмотрите на лучших хирургов. Они не просто идут на операцию и делают это после прочтения книг, нет. Они проходят через это мысленно.
Помню, я читал об одном джентльмене. У него была какая-то установка, в которую он мог войти, и он точно знал, куда положить свой скальпель, и он знал все щели, которые должны быть, возможно, немного более подробно, чем вы хотите знать.
В любом случае, все эти специалисты практикуют. Относитесь к этому как к таковому, уважайте его, практикуйтесь и готовьтесь.
2.
СлушайтеСлушайте в два раза больше, чем говорите, и это очень важно, если вы в группе. Вы находитесь на нетворкинг-мероприятии, но я думаю, что это очень важно, и я не смотрю на это как на попытку отнять у других, а на самом деле нахожу то, что вы можете дать другим.
Лучший способ узнать это — послушать. Прислушайтесь к тому, что говорят другие люди, чтобы понять, откуда они исходят.
изображение из Art of Manliness3.
Задавайте вопросыДругое дело, если вы слушаете, вы можете задавать хорошие вопросы. Это считается разговором и разговором с другими, но на самом деле вы просите их говорить больше. Людям нравится, когда вы проявляете к ним интерес.
Подумайте о том, кто вам действительно нравится. Часто это люди, которые будут разговаривать с вами по телефону, выслушивая ваши проблемы, вашу жизнь.
Одна из вещей, из-за которой у меня, вероятно, долгое время возникают проблемы с женой, это то, что я плохо слушаю. Я признаю это, и я действительно пытался сделать лучше, но это одна из тех вещей, которые, возможно, мужчины вообще, многие из нас плохо слушают.
Один из лучших способов улучшить отношения с женами — просто слушать их, потому что они хотят поговорить.
4.
Думай, прежде чем говоритьДумай, прежде чем говорить. Вы, наверное, знаете таких людей, которые просто начинают говорить, а потом говорят: «О, я даже не подумал об этом» или «Вещи просто вылетают из моего рта, прежде чем я начинаю думать».
Возможно, если вы находитесь в творческой среде, и кто-то собирает эту информацию, и таким образом вы проводите мозговой штурм.
Когда вы находитесь среди людей, вы не хотите говорить что-то, прежде чем подумать, потому что вы обнаружите, что когда вы что-то говорите, это похоже на пуск стрелы.
Как только вы бросите это туда, вы не сможете забрать это, особенно если вы скажете что-то грубое или обидное, и это не будет выглядеть правильно.
5.
Читайте за пределами вашей компетенцииУ многих из нас есть область, на которой мы фокусируемся в жизни. Для меня мужской стиль, одежда и тому подобное, но многие из вас могут не знать, я люблю нанотехнологии и молекулярную инженерию.
Я также провел несколько лет в морской пехоте. Я все еще читаю о Второй мировой войне и Первой мировой войне и обо всех различных сражениях. Для меня это просто очень интересно.
Я тоже пытаюсь расширить кругозор. Я становлюсь действительно большим в питании и здоровье. Я только что прочитал прекрасную книгу Гэри Таубса. Я верю, что это «Почему мы толстеем» . Это просто поразило меня.
Каждый раз, когда вы можете прочитать что-то, что в некотором смысле расширяет ваш кругозор, это сделает вас лучшим оратором, потому что ваш мозг начинает пытаться обрабатывать эту информацию, и вы на самом деле ищете возможность узнать мнение людей, поэтому вы задаете вопрос, но у вас есть несколько хороших моментов.
Не думайте, что вы смотрите телевизор или, может быть, смотрите исторический канал или один из тех научных каналов, но не думайте, что ежедневные новости дадут вам хорошие темы для разговора.
Ежедневные новости не для того, чтобы нас информировать. Он существует для того, чтобы продавать клики, продавать статьи или удерживать наше внимание. Вот почему они используют всю эту шоковую тактику. Вместо этого читайте старые добрые книги о моде. Получите Kindle . Это отличный инструмент.
6.
Будьте искренниПоследнее, что я хочу сказать, это быть искренним и по-настоящему понимать человека, с которым вы разговариваете, будь то группа или просто один человек.
Они такие же люди, как и вы, и у них такие же чувства. Имейте глубокое чувство эмпатии.
Я говорил это в одном из своих видео, я знаю, что ты по другую сторону камеры и там человек.
Поймите, что все мы проходим через одни и те же препятствия в жизни. У нас такие же беды. Неважно, богаты ли вы. Неважно, если ты беден.
Мы сталкиваемся со многими одинаковыми проблемами. И понимание этого придаст вам большей уверенности, а также сделает так, что когда вы разговариваете с кем-то, когда вы кого-то слушаете, вы действительно устанавливаете глубокую связь, потому что вам действительно не все равно.
«Лучший способ сохранить лицо — держать нижнюю половину закрытой». Джеффри на самом деле говорит о том же, что и я, а именно: слушайте и не говорите так много.
«Не пытайтесь казаться классным или учтивым, слушайте внимательно и вдумчиво. Хорошие социальные навыки — это гораздо меньше, чем то, что вы собираетесь сказать, и знание того, когда не следует ничего говорить. Жди своих мгновений». – Джордж
MrModernGentleman, он на самом деле рассказывает замечательную историю о том, как он поднялся, чтобы поговорить с красивой женщиной, и как у него буквально косноязычие. Он замер, и ему почти пришлось сесть, потому что он почти потерял сознание, но в итоге он получил номер, потому что последовал за ней. Я люблю такие истории, но в основном они говорят, что ты должен бросить себя в огонь.
Подумайте об этом, ребята, если вы хотите нагреть утюг, вы не должны ставить его в другом конце комнаты. Ты идешь и тыкаешь этим утюгом прямо в огонь, и он раскаляется докрасна. Так что поймите, что если вы хотите стать лучше, опять же, вам нужно практиковаться, во-первых.
«Лучший совет, который я могу дать, — смотреть как можно больше фильмов о Джеймсе Бонде». – Kimblej
Ну, есть совет. Не знаю, лучший ли это совет. Может быть, посмотреть все эти фильмы о Джеймсе Бонде и следовать моим шести пунктам.
«Внимание, задавайте соответствующие вопросы. Я думаю, что проявление интереса — одна из самых классных вещей, которые вы можете сделать в разговоре». -rmcbrown
Теперь, если вы хотите больше узнать о мужском стиле, не столько о речи, сколько о мужском стиле, у меня есть бесплатная 47-страничная электронная книга , которая Я связался прямо внизу.
Вы также будете размещены в моем информационном бюллетене, и два раза в неделю я публикую солидный контент о мужском стиле, и я хотел бы видеть вас в нем.
11 советов, как уверенно выступать перед публикой
Билл РозентальБилл Розенталь
генеральный директор Communispond & Logical Operations
Опубликовано 1 декабря 2017 г.
+ Подписаться
Быть уверенным в себе во время презентации — это способность, которую многие из нас хотели бы иметь, но слишком часто нам мешают нервы.
В то время как некоторые люди действительно рождаются с уверенностью, остальные определенно могут этому научиться. Лучшие ораторы знают, насколько важна уверенность для успешной презентации, и что она зависит не только от того, как вы выглядите перед аудиторией, но и от того, как вы ее чувствуете.
Запомните эти 11 полезных советов, как звучать и выглядеть уверенно во время следующей презентации, чтобы добиться успеха:
- Практика делает совершенным. – Ключ к тому, чтобы делать что-то хорошо, заключается в том, чтобы делать это часто на практике, и публичные выступления не являются исключением. Репетируйте свою презентацию до тех пор, пока не освоитесь с реальными словами, а затем попробуйте попрактиковаться с настоящим или запасным микрофоном, чтобы прочувствовать ее. Если возможно, запишите себя, чтобы слышать свой темп, паузы, четкость голоса и общую громкость.
- Помедленнее. – Вместо того, чтобы говорить на со своей аудиторией, постарайтесь настроить себя так, чтобы это больше походило на разговор. Слишком медленная речь усыпит вашу аудиторию, а слишком быстрая создаст впечатление, что вы пытаетесь закончить речь как можно скорее. Вместо этого исследователи советуют стремиться к уверенному темпу примерно 190 слов в минуту.
- Не формулируйте утверждения как вопросы. – Когда вы задаете вопрос, вы по сути говорите, что вам не хватает информации или вы хотите получить одобрение, что делает вас уязвимым. Вместо этого уверенно проецируйте свои утверждения, сохраняя ровный тон во время разговора и не повышая голос к концу предложения.
- Говорите с большей интонацией. – Придайте голосу больше силы, подчеркнув определенные слова, чтобы подчеркнуть свою мысль. Интонация также заставит вас звучать более увлеченно темой вашей речи.
- Избегайте фраз-заполнителей. – По привычке или из-за нервозности многие люди полагаются на фразы-заполнители, чтобы заполнить паузы (например, «гм» или «хорошо»), или используют их в качестве отрицательных предисловий перед утверждением («По моему мнению»). Они могут нанести серьезный ущерб тону уверенности, который вы пытаетесь передать, и подорвут любые убедительные аспекты вашей презентации.
- Не забывайте о языке тела. — Язык тела, который вы используете во время разговора, так же важен, как и сами слова. Уверенные ораторы используют различные жесты, чтобы еще больше передать свое сообщение, волнение и знание темы. Однако некоторые действия, такие как игра с предметами, могут отвлечь вашу аудиторию.
- Улыбнись! – Улыбка действительно заразительна, так что включите несколько слов в свою речь. Они не только заставят ваш голос звучать радостнее и легче слушать, но также придадут уверенности и дадут понять аудитории, что вы дружелюбны и доступны.
- Поддерживайте хорошую осанку. – Если вы будете стоять с расправленными плечами и высоко поднятой головой, вы не только будете выглядеть уверенно, но и улучшите свой голос. Хорошая осанка позволяет вам более глубоко вдыхать и выдыхать животом, что поможет вам четко проецировать свой голос.
- Не бойся тишины. – Молчание вызывает большой страх среди ораторов, но на самом деле его можно использовать как инструмент уверенной презентации. Периоды тишины дают аудитории момент, чтобы по-настоящему усвоить и запомнить информацию. Кроме того, ваша способность чувствовать себя комфортно в моментной тишине заставит вас казаться уверенным в себе и своем предмете.
- Не забывайте пить воду. – Это может звучать глупо, но перед презентацией необходимо избегать обезвоживания. Вода помогает увлажнить ваши голосовые связки и улучшить звучание вашего голоса, поэтому выпейте ее за день до выступления.
- Поддерживайте зрительный контакт. – Уверенные в себе ораторы хотят по-настоящему наладить контакт со своей аудиторией. Постарайтесь установить зрительный контакт с другим членом аудитории во время каждой фразы или предложения.
Хотели бы вы стать по-настоящему уверенным ведущим? Наша программа Executive Presentation Skills® предназначена для того, чтобы вселить в участников уверенность, необходимую им для проведения эффективной презентации перед аудиторией любого размера. Нажмите здесь, чтобы найти ближайший к вам семинар!
Для получения дополнительной информации посетите наш веб-сайт.
Почему важно улучшать свои коммуникативные навыки
13 мая 2019 г.
7 качеств, которые определяют великого лидера
8 августа 2018 г.
Подготовка презентации: знаете ли вы свою аудиторию?
6 июня 2018 г.
Задаете ли вы правильные вопросы о продажах?
26 марта 2018 г.
7 смертных грехов презентации
6 февраля 2018 г.
6 инструментов коммуникации, которые помогут вам стать лучшим сотрудником в 2018 году
3 января 2018 г.