Как между собой связаны мышление и речь: Взаимосвязь мышления и речи

Взаимосвязь мышления и речи

Для мышления человека немаловажной является связь с речью, языком и чувственным познанием мира. Речь способствует отделению познаваемого объекта от его различных свойств, фиксированию и закреплению представления о нем за специальным словом. Мысль человека находит в слове материальную оболочку, которая ей требуется, так как лишь в таком виде она может стать действительностью как для всех остальных людей, так и для нас. Такая важная часть естества как мышление не может существовать без языка. Любая мысль, возникающая и развивающаяся в мозгу человека, связана с речью. Чем более глубоко и основательно человеком продумываются мысли, тем более понятно они выражаются в его словах. Это также работает и в другую сторону, чем больше отточено отражение в слове какой-либо мысли, тем более отчетливо и понятно становится непосредственно эта мысль.

Когда человек формулирует свои мысли для других, тем более отчетливыми они становятся для него. Данный процесс способствует закреплению мысли в слове, и помогает сфокусировать внимание на деталях и составных частях этой самой мысли, что, собственно, и способствует ее пониманию и осознанию. Благодаря этому появляется возможно систематически рассмотреть данную мысль и правильно сопоставить другие мысли, которые возникают в процессе мышления.

Слово в процессе мышления

Слово заключает в себе главные предпосылки дискурсивного, другими словами рассудительного и логически разложенного на составные части, мышления. Посредством формулирования и закрепления в слове, мысль не может исчезнуть или угаснуть, сразу после того, как она возникла. Она зафиксирована в речевой формулировке — не важно, устно или на письме.

Замечание 1

Благодаря данному факту, всегда существует возможность вернуться к данной мысли и рассмотреть ее под различными углами более основательно, а также сопоставить с другими возникшими мыслями. Формулировка мысли является одним из самых главных условий процесса формирования.

Связь мышления и речи является объектом рассмотрения и дискуссий многих психологов. Во время всех исследований, проводившихся касательно связи речи и мышления, выяснилось, что эти два процесса являются крайне важными для психологии в целом. Существовало множество теорий, которые как разделяли эти два явления, так и считали их одним целым, и даже иногда одним и тем же явлением. Мышление и речь в психологии нынешнего времени рассматриваются как единое целое, но в тот же момент и различные понятия.

Весомый вклад в определение родства этих двух явлений был внесен Л.С. Выговским, который писал, что «Слова относятся к речи точно так же, как и к мыслительному процессу. Он представляется как живая клетка, которая содержит в себе простейшие свойства, которые присущи речи и мышлению. Слово не является ярлыком, который клеится как название предмета, которое во всех случаях является характеристикой предмета или явления, которое им обозначается, и выступает в качестве акта мышления.

Замечание 2

Слово также является средством общения, и по этой причине оно является частью речи. Именно в сущности слова находится единство, называемое речевым мышлением.

Функции мышления и речи

Изначально мышлением и речью в психологии выполнялись разные функции и развитие их было самостоятельным.

Главной функцией речи являлась коммуникация, а речь являляась непосредственно средством общения , которое возникало в результате потребности управления действиями во время коллективного труда. У детей и животный можно обнаружить особенные средства, с помощью которых они общаются, и которые никак не связаны с мышлением. Это может быть проявление выразительных движений, жестов, мимики, которые отражают состояние внутреннего мира существа, но не есть знак или обобщение. Филогенез и онтогенез психологии мышления и речи выделяют доречевые фазы развития интеллекта и доинтеллектуальные фазы развития речи.

По мнению Л.С. Выготского, наступление переломного момента происходит примерно в 2 года, мышление становится речевым, а сама речь — интеллектуально развитой. Определить наступление данного критического момента речевых и мыслительных функций можно по активному увеличению словарного запаса и расширению коммуникативного словаря. Ребенком впервые открывается символическая функция речи и понятие слова, как средства общения, которое используется не только для коммуникации, но и для решения различных задач.

Замечание 3

Одно и то же слово является для ребенка обозначением одних и тех же предметов и явлений, что является доказательством того, что им усваиваются различные понятия.

Нас ежедневно окружает огромное количество объектов и явлений, и если бы мы хотели называть каждое из них отдельным, конкретным словом, размер словарного запаса невозможно было бы сосчитать, а язык стал бы недоступен людям. Языком в качестве средства общения не было бы возможности пользоваться. Благо, не существует потребности изобретать для каждого предмета или явления собственное названия. Общение и мышление требует ограниченное количество словарного запаса, и именно поэтому ограниченное количество слов, которое нам известно, гораздо меньше, чем число тех слов, которые обозначают предметы и явления. Данные слова представляют собой обозначение, которое можно отнести не только к ондному предмету или явления, а к целой группе, которые выделяются по сходным признакам.

Понятие и его суть

Определение 1

Понятие является формой мыслительного процесса, которая отражает важные свойства и связи между предметами и явлениями, и выражается одним словом или словосочетанием.

С помощью понятий можно обобщить и углубить знания о предметах и явлениях, выйдя в их понимании за черту восприятия. Понятие – это один из главных элементов восприятия и памяти человека, в не лишь речи и мышления. Оно служит для придания данным процессам избирательности и глубины. Используя данное понятие для того, чтобы обозначить предмет или явления, мы можем увидеть и понять гораздо больше, чем наши органы чувств могут воспринять.

Понятие заключает в себе огромное количество качеств и свойств, но ребенком сначала усваиваются только прямо выступающие в проделанных им действиях с конкретными объектами. Дальше, в процессе того, как ребенок будет получать и обогащать свой жизненный опыт, он постигнет различные смыслы данного понятия, учитывая те характеристики предмета, которые не воспринимаются при прямом рассмотрении. Процесс формирования понятия начинается раньше того, как ребенок овладевает речевыми навыками, но входит в фазу активности только когда речь ребенка уже развита, так же как и практический интеллект.

Л.С. Выготским и А.Р. Лурией на уровне эксперимента были изучены и описаны уровни того, как развивается речевое мышление. Каждый из этих уровней можно охарактеризовать видами обобщения, которые заключены в слове. Ученые выделили три вида обобщения: синкрет, комплекс и понятие.

Замечание 4

Самой ранней и примитивной формой обобщения является синкрет, суть которого заключается в том, что предметы группируются в соответствии с отдельным, случайным признаком, например, общие черты времени и пространства.

Второй формой обобщения, которая является более сложной и поздней, в соответствии с генетикой, является комплекс. Основным принципом его формирования можно назвать непостоянство критерия обобщения, то факт, что он неустойчив и несущественен. Каждая составляющая комплекса имеет сходство с другими, но в случае, если вычеркнуть из комплекса пару составляющих, то в случае, если не известна история формирования данного комплекса, невозможно понять, по какой причине данные предметы имеют одно название.

Ребенком может использоваться слово «кря», как название утки, а также всех птиц, которые плавают и жидкостей. Исходя из этого, данная группа объектов является единым целым на разных основаниях.

Самым сложным из всех является обобщение, при котором признаки рода и виды обозначены четко, основываясь на этом объект может быть включен в систему понятий. Признак понятия является абстрактным, устойчивым и существенным. Понятия можно легко обозначить словесными определениями. Если человек владеет понятием, он может выражать свои мысли и структурировать представления о мире четко и однозначно.

Замечание 5

Стоит заметить, что на всех уровнях обобщения во время деятельности человека представлены все три вида обобщения: синкрет, комплекс и понятие.

Первым словом ребенка, по значению, является целая фраза. То, что выражается взрослым человеком в предложении, ребенком передается лишь одним словом. По мере того как развивается семантическая сторона у ребенка, он начинает с предложения, и лишь после этого переходит к использованию отдельных слов.

В первый и последний момент развитие смысловой и звуковой сторон речи может направляться не только различными, но и совсем противоположными путями.Семантическая часть речевого общения развивается от состояния целого, к разделению на составные части, в то время как физическая сторона от различных частей к целому, от слов к предложениям.

Для понимания того, как мысль относится к слову, одним из важнейших частей является внутренняя речь. Она отличается от внешней речи тем, что обладает особым синтаксисом. Переход из внешней речи во внутреннюю происходит посредством определенного закона, суть которого заключается в сокращении подлежащего и оставлении сказуемого, со всеми частями речи, которые к нему относятся.

Одной из основных форм внутренней речи можно назвать предикативность. В пример можно привести разговор хорошо знакомых людей, которые могут понимать друг друга без слов. Для них не нужно каждый раз называть предмет или явление, о которых идет речь, так как оно и так известно им обоим.

Агглютинация является еще одной специфической характеристикой семантики внутренней речи, суть который заключается с слиянии слов в одно целое, существенно их сокращая. Слово, которое возникает как результат данного процесса, несет в себе двойной смысл, которые берется в отдельности от каждого слова. Если объединять слова таким образом, в конечном итоге можно добраться до слова, которая несет в себе смысл всего предложения, и даже высказывания. Наиболее известными вариантами применения данной особенности, является создание мультипликационных персонажей, например Айболит или Мойдодыр.

В соответствии с высказыванием Л.С. Выготского, слово является концентрированным сгустком смысла, и для того, чтобы в полной мере перевести данный смысл во внешнюю речь, потребовалось бы несколько предложений. Огромную долю внутренней речи составляют подобные слова, которые не похожи по своей структуре и употреблению на те словоформы, которые мы используем в повседневной как устном, так и письменном речевом общении.

Данная речь может рассматриваться в качестве внутреннего плана речевого мышления, который опосредует динамику отношений между мыслями и словами. Внутренняя речь и является непосредственно процессом мышления.

Между внешней и внутренней речью находится такое понятие, как эгоцентрическая речь, которая направлена не на собеседника, а на себя лично. Пика своего развития она может достигнуть в возрасте 3 лет, в то время как дети, в процессе игры, ведут диалог с самими собой. Некоторые элементы такой речи встречаются у и взрослых людей которые в процессе решения сложных интеллектуальных задач могут размышлять вслух, произнося фразы, которые может понять только он. И чем труднее задача, тем в большей степени может проявляться эгоцентрическая речь, которая является внешней в соответствии с формой, и внутренней в соответствии с психологическим значением. 

Замечание 6

По мере того, как развивается внутренняя речь, эгоцентрическая речь исчезает. На ослабление ее проявлений следует смотреть как на усиление абстракции мыслей от звуковой стороны речи, что больше всего свойственно именно внутренней речи.

Относительно определений сути и роли данной речи в развитии детей на психическом уровне, Выготским велись споры с психологом из Швейцарии, Ж. Пиаже. Российский ученый-психолог доказывал, что эгоцентрическая речь является не только звуковым сопровождением внутреннего процесса мышления, но и единственной формой того, как существую мысли детей. После прохождения данной стадии, мышление превращается в умственный процесс, которые преобразуется во внутреннюю речь.

Сознание и мышление. Речь. Биология 9 класс Сапин



1. Какова роль слова в жизни человека? В каком возрастном периоде у человека формируется речь?

Каждое слово, написанное или сказанное, в первую очередь несет смысловую нагрузку. Одни слова обозначают предметы, другие – их качества, третьи – обстоятельства, четвёртые – действия. При помощи слов человек может очень точно выразить сложнейшие абстрактные понятия, оттенки чувств и многое другое. Речь позволяет получать новые знания о предметах и явлениях, не обращаясь к ним непосредственно, и, что самое важное, слова являются средством общения между людьми, с помощью речи люди передают друг другу знания, команды, впечатления.

До года ребенок только готовиться к овладению речью: с момента рождения ребенок может плакать и кричать. С 2ух месяцев ребенок начинает гулеть, а с 3ех – лепетать. С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги. В возрасте 7—9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков. К концу первого года жизни появляются первые слова. В год, с появлением у ребенка первых слов, начинается этап становления активной речи. Ребенок быстро начинает набирать словарный запас, и, к 3ем годам, он составляет уже около 1000 слов. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности. Сознательное усвоение речи и начала освоения письменной речи происходит только к школьному возрасту (от 6-7 лет).

2. Что такое вторая сигнальная система? В чём её отличие от первой сигнальной системы?

Вторая сигнальная система – тип высшей нервной деятельности, присущая только человеку система условно-рефлекторных связей, на основе речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Первая и вторая сигнальные системы — это различные уровни единой высшей нервной деятельности. Благодаря первой сигнальной системе, достигается конкретно чувственное восприятие окружающего мира и состояния самого организма. Развитие второй сигнальной системы обеспечило абстрактно-обобщенное восприятие внешнего мира в виде понятий, суждений, умозаключений. Эти две сигнальные системы тесно взаимодействуют между собой, так как вторая сигнальная система возникла на базе первой и функционирует в связи с ней. У человека вторая сигнальная система преобладает над первой в связи с общественным образом жизни и развитым мышлением.

3. Каково значение мышления в жизни человека?

Благодаря мышлению мы можем осуществлять познавательные функции без непосредственного контакта с объектами среды. Мышление дает возможность человеку научного познавания мира, предвидение и прогнозирование развития событий.

4. Как распределяются функции между полушариями головного мозга?

Левое полушарие отвечает за речь, абстрактно-логическое мышление, а в правом полушарии на основе информации, получаемой через органы чувств, формируются конкретные образы. Левое полушарие лучше воспринимает последовательно получаемую информацию, например запоминание читаемого текста связано именно с левым полушарием, а вот распознавание изображения предмета или фотографии человека, происходящее за сотые доли секунды, связано с работой правого полушария. Иными словами, правое полушарие связано с работой первой сигнальной системы, а левое – с работой второй сигнальной системы.

5. Проанализируйте рисунок выше. Какие способности чаще встречаются у левшей, а какие – у правшей?

Для правшей характерно преобладание функции левого полушария. Такие люди имеют хорошие логические способности, у них развита речь, из них получаются хорошие аналитики с абстрактным мышлением. В школе правшам легче даются такие предметы как математика, языки, чтение и письмо, география и физика, черчение.

У левшей же больше «работает» правое полушарие. «Правополушарные» люди тонко чувствуют происходящее, хорошо запоминают зрительные образы, воспринимают предмет или явление целостно. Они больше склонны к созерцанию, медлительны, молчаливы. В школе им лучше даются пение, рисование, труды.

6. Что вы знаете об исследованиях, посвящённых изучению второй сигнальной системы у животных, и об их результатах?

Первые «исследования» можно отнести еще к периоду до нашей эры, так как уже тогда начались первые наблюдения за животными. Систематическое изучение поведения животных начинается с середины XIX века. Вторую сигнальную систему животных изучали Ф. Кювье, Ч. Дарвин, Джон Ромене, И. П. Павлов и многие другие. Их исследования дополняли друг друга на различных этапах развития науки. Они доказали, что вторая сигнальная система характерна только для человека, но зачатки ее обнаружены и у многих высокоразвитых животных: собак, китообразных, врановых, попугаев и др. Собака, например, способна усвоить значение большого количества слов, но специфика строения скелета черепа не даёт ей возможность произносить слова и фразы.

7. Как мышление связано с речью? Приведите примеры.

Мышление и речь связаны через слово, как единство звука (речь) и значения (мышление). Речь является средством выражения и сообщения мыслей, при этом одну и ту же мысль разные люди могут выражать разными словами. Например, мысль о непрерывной изменяемости мира мы выражаем с помощью речи, в словесных формулировках: «мир непрерывно изменяется», «нет ничего постоянного», «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» и т. д.

Выготский о мысли и языке

Лев Выготский обсуждает симбиотическую природу мысли и слова и взаимосвязь между развитием ребенка и соответствующими методами обучения.

[Мы] все имеем основания рассматривать значение слова не только как союз мысли и речи, но и как союз обобщения и сообщения, мышления и сообщения. Концепция значения слова как единицы как обобщающей мысли, так и социального обмена имеет неоценимую ценность для изучения мысли и языка. Она позволяет провести истинный причинно-генетический анализ, систематическое изучение связи между ростом мыслительных способностей ребенка и его социальным развитием. …


Для разработки успешных методов обучения школьника систематическим знаниям необходимо понимать развитие научных понятий в сознании ребенка. … Что происходит в сознании ребенка с научными понятиями, которым его учат в школе? Каково отношение усвоения информации к внутреннему развитию научного понятия в сознании ребенка? …

[А] концепция — это больше, чем сумма определенных ассоциативных связей, образованных памятью, больше, чем просто умственная привычка; это сложный и подлинный мыслительный акт, которому нельзя научить тренировкой, а можно осуществить только тогда, когда само умственное развитие ребенка достигло нужного уровня. В любом возрасте понятие, воплощенное в слове, представляет собой акт обобщения. Но значения слов развиваются. Когда ребенок выучил новое слово, его развитие только начинается; слово вначале есть обобщение самого примитивного типа; по мере развития интеллекта ребенка он сменяется обобщениями все более и более высокого типа — процесс, приводящий в конце концов к образованию истинных понятий. …

Практический опыт также показывает, что прямое обучение понятиям невозможно и бесплодно. Учитель, пытающийся это сделать, обычно не достигает ничего, кроме пустой словесности, попугайского повторения слов ребенком, симулирующего знание соответствующих понятий, а на самом деле прикрывающего пустоту. …

Формулируя нашу собственную предварительную теорию отношения между обучением и развитием, мы исходим из четырех серий исследований. Их общей целью было выявление этих сложных взаимосвязей в некоторых определенных областях школьного обучения: чтении и письме, грамматике, арифметике, естествознании и общественных науках. … Выяснилось много интересного материала о развитии устной и письменной речи в школьном возрасте, о конструктивных уровнях понимания переносного значения, о влиянии овладения грамматическими конструкциями на ход умственного развития, о понимании отношений в учебе. социальных наук и естественных наук. …

Развитие и обучение имеют разные «ритмы». Эти два процесса взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою меру. … Школьные годы в целом являются оптимальным периодом для обучения действиям, требующим осознанности и сознательного контроля; обучение этим операциям максимально способствует развитию высших психических функций по мере их созревания. …

Отношение мысли к слову есть не вещь, а процесс, постоянное движение вперед и назад от мысли к слову и от слова к мысли. В этом процессе отношение мысли к слову претерпевает изменения, которые сами по себе могут рассматриваться как развитие в функциональном смысле. Мысль выражается не просто словами; оно возникает через них. Каждая мысль стремится связать что-то с чем-то другим, установить отношение между вещами. Каждая мысль движется, растет и развивается, выполняет функцию, решает задачу. Этот поток мысли происходит как внутреннее движение через ряд планов. Анализ взаимодействия мысли и мира должен начинаться с исследования различных фаз и планов, которые проходит мысль, прежде чем она воплотится в слове.


Выготский, Лев. Мысль и язык . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1986, стр. 9, 146, 149-150, 179-180, 185, 218. || Амазонка || WorldCat


Страница не найдена |

Кажется, мы не можем найти то, что вы ищете. Возможно, поможет поиск или одна из ссылок ниже.

Поиск

Последние сообщения

  • IAS-Research Talk Мирко Прокопа, «На пути к активному учету практических рассуждений: установка сцены»
  • IAS Research Talk Майте Арраиса: «После трансмозга: критика нейробиологических описаний воплощенных транс* идентичностей»
  • IAS Research Talk Митчелла Райана Дистина: «Эволюция в пространстве и времени: второй синтез между экологией, эволюционной биологией и философией биологии»
  • Исследовательский семинар IAS Энары Гарсии (EHU/UPV), «На пути к процессуальной точки зрения в психопатологии»
  • Исследовательский семинар IAS Томаса ван Эса (EHU/UPV), «Переосмысление перцептивного отношения между разумом и миром для энактивизма»
  • IAS-Research Talk Джиллиан Баркер (Университет Питтсбурга) «Геофункции: прагматический подход к целям, нормам и деятельности в планетарном масштабе»
  • IAS-Research Talk Брюса Кларка (Техасский технический университет) «Планетарный интеллект: критика Гайи»
  • IAS-Research Talk Карла Сакса (Университет Мэримонт), «Настоятельно воплощенный функционализм: между постановкой и функционализмом»
  • Gaia and Philosophy – международный семинар
  • IAS-Research Talk Серхио Рубина (Институт Земли и жизни, Калифорнийский университет в Лувене), «Биологическая автономия и гейские системы»

Архивы

Попробуйте поискать в ежемесячных архивах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *