Как на поведение живого существа влияют инстинкты обществознание 5 класс: Как на поведение живого существа влияют инстинкты

Загадка человека — презентация, доклад, проект


Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Загадка человека. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Презентации» Обществознание» Загадка человека

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Загадка человека Подготовила учитель обществознания МОУ СОШ №1 с. Варны Коребо О.И.



Слайд 2

Описание слайда:

Проверка домашнего задания: Устный опрос: Чем человек отличается от других живых существ? Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?


Слайд 3

Описание слайда:

Задание классу:


Слайд 4

Описание слайда:

Поразмысли «Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».


Слайд 5

Описание слайда:

Заполни пропуски в предложении.


Слайд 6

Описание слайда:

Тема: План изучения новой темы: 1. Что такое наследственность? 2. Наследственность – биологическая сущность всех людей. 3. Можно ли влиять на наследственность Основные понятия темы: инстинкт, способности, эмоции, суждение


Слайд 7

Описание слайда:

Что такое наследственность Почему один человек похож на маму, а другой на папу? Один на бабушку, а другой на деда? Почему о родственниках говорят «похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле?


Слайд 8

Описание слайда:


Слайд 9

Описание слайда:

Работа с текстом с.

14 «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?»


Слайд 10

Описание слайда:

Науке хорошо известен такой пример: незадолго до того, как цыплята должны вылупиться из яйца, они издают хорошо слышимый писк. Воспроизводя звуки коршуна, можно добиться затихания этого писка, и, наоборот, писк усиливается при кудахтанье курицы. Но ведь очевидно, что ещё не родившиеся цыплята не имеют опыта знакомства ни с курицей, ни с коршуном. Значит, в их наследственном аппарате уже заложен механизм реагирования на опасные и неопасные звуки. Науке хорошо известен такой пример: незадолго до того, как цыплята должны вылупиться из яйца, они издают хорошо слышимый писк. Воспроизводя звуки коршуна, можно добиться затихания этого писка, и, наоборот, писк усиливается при кудахтанье курицы. Но ведь очевидно, что ещё не родившиеся цыплята не имеют опыта знакомства ни с курицей, ни с коршуном.

Значит, в их наследственном аппарате уже заложен механизм реагирования на опасные и неопасные звуки.


Слайд 11

Описание слайда:

Наследственность — биологическая сущность всех людей Биологическая сущность человека также отражается в инстинктах. Желание пить, есть, спать, возможность передвигаться, выполнять различные движения и многие другие биологические свойства организма наследуются человеком. Из поколения в поколение передаётся способность человека воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить. От родителей человек при рождении получает и особенности своих эмоций: один — спокойный и рассудительный, другой — активный и эмоциональный.


Слайд 12

Описание слайда:


Слайд 13

Описание слайда:


Слайд 14

Описание слайда:

Заполните таблицу, используя набор слов:


Слайд 15

Описание слайда:

Можно ли влиять на наследственность


Слайд 16

Описание слайда:

Закрепим изученное: 1. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек? Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо. Можно ли влиять на наследственность?


Слайд 17

Описание слайда:

Домашнее задание: § 1; задания рубрики «В классе и дома», с. 14–15.




Tags Загадка человека

Похожие презентации

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 5 класс (ФГОС ООО)

Календарно-тематическое планирование Обществознание (включая экономику и право) 5 класс ФГОС

№ п.п.

Дата

Кол-во часов

Тема урока/ Тип урока

Основные элементы содержания

УУД

Домашнее задание

п. п.

п.ф.

1

1

Введение.

Как работать с

учебником

Урок изучения нового материала

Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника

Личностные УУД

Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста

Коммуникативные УУД

Составлять целое из частей, работая в группах

Регулятивные УУД

Составлять план своих действий

стр. 3-8

Глава 1. Человек (5 часов)

2-3

2

Загадка человека

Комбинированный урок

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных. Наследственность.

Личностные УУД

Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.

Познавательные УУД

Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.

Коммуникативные УУД

Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?»

Регулятивные УУД

Составлять свой план текста

§ 1, зад. 2-4 рабочая тетрадь

4-5

2

Отрочество — особая пора жизни

Комбинированный урок

Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости

Личностные УУД

Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками.

Познавательные УУД

Описывать отрочество как особую пору жизни.

Самостоятельно составлять схему правил общения.

Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых.

Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни.

Коммуникативные УУД

Придумывать сценки из жизни «Общение взрослого и подростка» разделившись на группы.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы

§ 2 зад. 3-4 рабочая тетрадь

6

1

Практикум по теме «Человек»

Самостоятельная работа

Легко ли быть подростком? Отрочество — пора мечтаний. Самостоятельность — показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность

Личностные УУД

Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство.

Познавательные УУД

Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее.

Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет.

Коммуникативные УУД

Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах

Регулятивные УУД

Составлять план текста

Повт. Гл. 1, зад. 6-8

Рабочая тетрадь

Глава 2. Семья (7 часов)

7-8

2

Семья и семейные отношения

Урок изучения нового материала

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Личностные УУД

Составить свой кодекс семейных отношений

Познавательные УУД

Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Коммуникативные УУД

Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах.

Регулятивные УУД

Вносить коррективы в план

§ 3, зад. 1, 2

рабочая тетрадь

§3, зад. 3 -6 рабочая тетрадь

9-10

2

Семейное хозяйство

Комбинированный урок

Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства

Личностные УУД

Формировать свою позицию

Познавательные УУД

Готовить рассказ о роли техники в быту.

Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства

Характеризовать совместный труд членов семьи

Коммуникативные УУД

Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы

§ 4, зад. 1- 4

рабочая тетрадь

11

1

Свободное время

Комбинированный урок

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение .

Познавательные УУД

Определять основную мысль текста.

Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно

Коммуникативные УУД

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах

Регулятивные УУД

Составлять план своего рабочего дня и выполнять его

Вносить коррективы в план

§ 5, зад. 1- 3

рабочая тетрадь

12

1

Что такое хобби?

Комбинированный урок

Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни.

§ 5, зад. 4- 5

рабочая тетрадь

13

1

Практикум по теме «Семья»

Самостоятельная работа

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение

Познавательные УУД

Составлять вопросы к тексту, документу.

Коммуникативные УУД

Составлять коллективный портрет рачительного хозяина.

Подготавливать рассказ по группам.

Регулятивные УУД

Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул.

Проверять и оценивать результаты работы

Повт. Гл. 2, зад. 6- 8

рабочая тетрадь

Глава 3. Школа (7 часов)

14

1

Образование в жизни человека

Урок изучения нового материала

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу

Познавательные УУД

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования.

Коммуникативные УУД

Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений

§ 6, зад.2 рабочая тетрадь

15

1

Профессия — ученик

Комбинированный урок

Профессия — ученик. Чему учит школа. Учись — учиться.

§ 6, зад. 5 рабочая тетрадь

16

1

Образование и самообразование

Комбинированный урок

Образование и самообразование. Учеба — основной труд школьника

Личностные УУД

Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь.

Познавательные УУД

Характеризовать учебу как основной труд школьника.

Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень подготовки.

§ 7, зад. 7 рабочая тетрадь

17

1

Самообразование — путь к успеху

Комбинированный урок

Учение вне стен школы. Умение учиться.

§ 7, зад. 6 рабочая тетрадь

18-19

2

Одноклассники, сверстники, друзья

Комбинированный урок

Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД

Использовать элементы причинно — следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе

Коммуникативные УУД

Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе

Регулятивные УУД

Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями. Проверять и оценивать результаты работы

§ 8. зад.1 рабочая тетрадь

§ 8. зад. 5 рабочая тетрадь

20

1

Практикум по теме «Школа»

Самостоятельная работа

Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь

Личностные УУД

Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.

Познавательные УУД

Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных.

Коммуникативные УУД

Готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы

Повт. Гл 3, зад. 4-7 рабочая тетрадь

Глава 4. Труд (5 часов)

21

1

Труд — основа жизни

Урок изучения нового материала

Труд — основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда

Личностные УУД

Высказывать свое мнение

Познавательные УУД

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов». Составлять синонимы со словом «Труд».

Коммуникативные УУД

Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека.

Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий.

Регулятивные УУД

Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу.

Составлять свои правила труда.

§ 9,

Зад.2,3 рабочая тетрадь

22

1

Как оценивается труд

Комбинированный урок

Труд — условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство

§ 9, зад. 4-6 рабочая тетрадь

23

1

Труд и творчество

Комбинированный урок

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства

Личностные УУД

Давать характеристику своей трудовой деятельности.

Познавательные УУД

Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека.

Объяснять смысл пословиц о труде.

Коммуникативные УУД

Оформлять выставку на тему «Труд и красота».

Регулятивные УУД

Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки. Проверять и оценивать результаты работы

§ 10,

зад 2

рабочая тетрадь

24

1

Что такое творчество

Комбинированный урок

Творческий труд. Творчество в искусстве.

§ 10, зад.3,4 рабочая тетрадь

25

1

Практикум по теме «Труд»

Самостоятельная работа

Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста

Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд

Коммуникативные УУД

Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

Проверять и оценивать результаты работы.

Повт. Гл. 4, зад.7-9 рабочая тетрадь

Глава 5. Родина (9 часов)

26

1

Наша Родина — Россия

Урок изучения нового материала

Наша Родина — Россия, Российская Федерация.

Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык — государственный.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные УУД

Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.

Характеризовать особенности России как многонационального государства.

Объяснять значение русского языка как государственного. Отбирать информацию из источника.

Подбирать синонимы к слову «Родина».

Коммуникативные УУД

Распределять задания по группам

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень усвоения

§ 11, зад.1 -4 рабочая тетрадь

27

1

Что значит быть патриотом

Комбинированный урок

Любовь к Родине. Что значит быть патриотом

§ 11, зад. 5-7 рабочая тетрадь

28-29

2

Государственные символы России

Комбинированный урок

Государственные символы России.

Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России

Личностные УУД

Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав.

Познавательные УУД

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.

Составлять собственные информационные материалы о Москве — столице России.

Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД

Проверять и оценивать результаты работы.

§ 12.зад.1,2 рабочая тетрадь

§ 12, зад.3, 4 рабочая тетрадь

30

1

Гражданин России

Комбинированный урок

Гражданин — Отечества достойный сын

Личностные УУД

Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах.

Познавательные УУД

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы

§ 13. зад.3

Рабочая тетрадь

31

1

Права и обязанности граждан России

Комбинированный урок

Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения?

§ 13, зад. 1,2,4 рабочая тетрадь

32

1

Мы — многонациональный народ

Комбинированный урок

Россия — многонациональное государство. Народы России — одна семья.

Личностные УУД

Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься.

Познавательные УУД

Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду. Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

Коммуникативные УУД

Выполнять проект «русский язык — язык межнационального общения», используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию.

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений.

§ 14. зад. 1, 3-5 рабочая тетрадь

33

1

Многонациональная культура России

Комбинированный урок

Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения

§ 14, зад. 6,7 рабочая тетрадь

34

1

Практикум по теме «Родина»

Самостоятельная работа

Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям.

Личностные УУД

Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села.

Познавательные УУД

Работать с учебником и дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД

Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства».

«Главные обязанности гражданина».

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

Повт. Гл. 5, зад. 8-11 рабочая тетрадь

Как инстинкт влияет на поведение и обучение ребенка

Недавно вылупившиеся морские черепахи выползают из песка и быстро бегут прямо к океану. Их мать ушла; их этому никто не учил; это инстинкт.

Новорожденные детеныши кенгуру инстинктивно забираются в сумку своей матери, различные виды птиц демонстрируют удивительно разнообразные привычки строительства гнезд, а боевые действия и поведение ухаживания у всех живых существ происходят по всей планете… инстинктивно.

Инстинкт — это необученное поведение, фиксированный шаблон действия (FAP).

В этом месяце меня спросили: «Как инстинкт влияет на обучение моего ребенка?»

Красивый вопрос! Это лежит в основе моих докторских исследований (EdS, специалист по образованию). Побывав учителем, репетитором, директором на каждом уровне и профессором колледжа, я стал ближе. Никто не знает всего, но мы работаем над открытием строительных блоков успешного обучения.

С уверенностью могу сказать: дети не инстинктивно идут в школу учиться.

Ближайший ответ на вопрос, заданный в заголовке, можно найти в исследованиях, посвященных Большой пятерке личностных черт.

Эти пять общих черт взаимосвязаны и работают вместе в комбинации. Многие исследования говорят нам, что если все пять сильны, у ребенка больше шансов на стабильное поведение и успехи в учебе. Давайте быстро рассмотрим каждый из них.

 

Любовь

Первый и самый важный аспект — это обеспечение социального тепла и любви. Дети глубоко затронуты любовью, добротой, доверием и прощением. Исследователи называют это согласием. Как удивительно отметить, что Иисус считал любовь первой и величайшей заповедью.

 

Безопасность

Второй аспект — ощущение безопасности. Это наиболее важно, когда ребенок проверяет границы и правила. Достаточно ли мы любим их, чтобы настаивать на дисциплине для их защиты и добра, демонстрируя свою любовь и принятие? Наше поведение помогает им чувствовать себя в безопасности и в безопасности. Ребенок не будет тревожным, беспокойным, напряженным и обидчивым. Исследователи называют это невротизмом или эмоциональной стабильностью. Иаков говорит нам, что мудрость свыше чиста, миролюбива и кротка (3:17).

 

Любопытство

Третий аспект, который следует поощрять, — это любопытство. Все дети исследуют… и в конце концов ломают вещи. Им часто нравится разбирать вещи и собирать их снова. Любопытство — это умственный голод, который необходимо удовлетворить, поэтому им нужны такие вещи, как головоломки и обучающие игры, чтобы удовлетворить свое любопытство. Удивительно, как технологии влияют на эту тягу. Исследователи называют этот аспект интеллектом, воображением, проницательностью и артистизмом.

 

Добросовестность

Четвертый аспект Большой пятерки личностных черт — добросовестность. Мы связываем это непосредственно с самооценкой. Степень, в которой ребенок определяет, кто он есть, влияет на его самоконтроль. Являются ли они организованными, надежными, заслуживающими доверия и способными отсрочить мгновенное удовлетворение? Родители могут сказать что-то вроде: «Мы Роберсоны! Роберсоны встают рано и усердно работают, чтобы быть лучшими в том, что мы делаем!» Такого рода утверждения помогают детям определить себя и стать более сознательными.

 

Действие

Последний аспект, который помогает детям развиваться, — это уровень действия. Исследователи называют это экстраверсией, когда ребенок вовлекается в свой мир. Готовы ли они быть более напористыми и общительными или больше похожи на кротких, застенчивых, сжимающихся тихоньких цветов?

 

Исследование

Важные более масштабные исследования, проводившиеся в течение более длительного периода времени, показали, что показатели Большой пятерки личностных черт в значительной степени предсказывают поведение и успеваемость в подростковом возрасте. Оливер Джон и его команда изучили почти 500 мальчиков четвертого класса в системе государственных школ Питтсбурга. Их выводы подтвердили, что Большая пятерка личностных черт тесно связана с успеваемостью и поведением в школе. В частности, мальчики с более низкими уровнями доброжелательности (любви) и добросовестности (более слабое представление о себе) были более правонарушителями и менее успешными в учебе. Другие исследования подтвердили влияние этих черт на разные культуры.

 

Пример

В нашей школе мать часто грубо затаскивала в школу одного ребенка, опаздывала. Она громко воскликнула: «Не могу поверить, что ты снова заставил меня опоздать! Ты! Когда ты вообще собираешься слушать? Мне так неловко, что ты мой ребенок! Ооо! Помоги мне, Господи!»

Да, ей нужна помощь, как и ребенку. Как и ожидалось, в течение 30 минут ребенок был в кабинете директора за плохое поведение. Я убедился, что ребенок знал (и признал), что он сделал неправильно, но сосредоточился на чем-то другом.

«Джонни. Ты знаешь, что я так, очень рад, что ты учишься в этой школе? Мы любим тебя!» Он посмотрел на меня в шоке! «Я думаю, что ты сообразительный мальчик, и я хочу, чтобы ты знал, что я усердно работаю, чтобы убедиться, что ты в безопасности здесь, чтобы ты мог научиться многому хорошему. …Я думаю, ты хочешь быть хорошим учеником, не так ли?» Он кивнул, все еще недоверчиво. Он думал, что он плохой, плохой мальчик. «Да! Ты собираешься поступать действительно хорошо сегодня… и каждый день. Я молюсь за вас… и если я вам когда-нибудь понадоблюсь, вы можете попросить в любое время, и я буду рад помочь вам, если смогу. Ты в порядке теперь?» «Еще одно… Твоя мама иногда расстраивается, не так ли! Она хорошая мама и приводит тебя сюда в школу, чтобы помочь тебе. Иногда она не очень хорошо спит, и ей тяжело на работе, поэтому она становится сварливой. Но мы все равно можем простить ее и полюбить, верно?!

Этот мальчик вернулся в класс, его больше никогда не посылали ко мне в кабинет за плохое поведение, и он был успешным учеником в те годы, когда я был директором. Его потребность в любви, прощении, самовосприятии и поддержке в действиях сильно подпитывалась.

И еще одно: все это не умаляет удивительного воздействия молитвы и веры в любящего и присутствующего Бога. Бог дал мудрость; мы с мальчиком помолились вместе, и Бог ответил.

 

Стив Дэвис, Эд. С., адъюнкт-профессор (разработка для взрослых, исследования и письмо) в Международном университете Тринити. Выйдя на пенсию, он также работал регистратором, советником магистра искусств в области богословских исследований и представителем иностранных студентов в Международном университете Тринити, Дэви. С ним можно связаться по адресу [email protected] 9Поделиться этой статьей , продукт эволюции. Мораль передавалась в ходе эволюции, потому что она помогает нам жить в больших социальных группах, улучшая нашу способность ладить и взаимодействовать с другими. «Кризисы» морали, такие как чувство справедливости, сочувствие и осуждение вредных и полезных действий других, можно наблюдать в младенчестве, прежде чем социальная среда ребенка сможет оказать сильное влияние. Определенные части человеческого мозга участвуют в моральных рассуждениях — как в том, что происходит очень быстро, так и в том, что обдумывается. Повреждение определенных частей мозга может резко изменить моральные суждения и поведение. Хотя человеческая мораль передавалась в ходе эволюции, она также зависит от культуры, в которой мы растем. То, что люди считают моральным поведением, варьируется от культуры к культуре, а также меняется во времени.

Введение

Как отличить добро от зла, правильное от неправильного, справедливое от несправедливого и порок от добродетели? Очевидный ответ заключается в том, что мы научились делать это посредством социализации, то есть наше поведение с самого рождения формировалось нашими семьями, нашими дошкольными учреждениями и почти всем, с чем мы контактировали в нашем окружении. Мораль — это внутреннее чувство правильности в отношении нашего поведения и поведения других. То, как мы чувствуем, думаем и действуем в отношении понятий «хорошо» и «плохо», — все это части нашей морали. Например, бить другого человека по любой причине считается плохим, а поделиться чем-то, что нам нравится, с другим ребенком, которому грустно, считается хорошим. Нравственность настолько глубоко укоренилась в ткани нашей повседневной жизни, что трудно представить себе общество без каких-либо моральных правил. Действительно, наблюдения, проведенные учеными, изучающими различные общества по всему миру, показали, что, несмотря на культурные и индивидуальные различия, все люди имеют некоторое представление о правильном и неправильном.

Когда мы используем слово «мораль», мы обычно имеем в виду идеи справедливости, честности и прав, а также правила, которые у нас есть о том, как люди должны относиться друг к другу. Рассмотрим следующее: в качестве награды за выполнение домашнего задания вам дали 10 шариков, которые вам очень нравятся. Затем вам рассказывают о бедном ребенке, который не смог бы получить ни одного шарика, хотя он тоже сделал свою домашнюю работу. Однако у вас есть возможность отдать часть своих шариков бедному ребенку. Что бы вы выбрали делать? Большинство детей, естественно, поделились бы некоторыми из своих шариков с бедным ребенком, а также были бы удивлены, если бы другой ребенок получил более 10 шариков после выполнения такого же количества домашних заданий! Это показывает, что дети понимают как справедливость, так и правосудие. Как люди, когда мы думаем, как мы или другие должны делиться тем, что нам дали, мы склонны принимать во внимание как то, какую награду заслуживает человек за «работу», которую он проделал, так и то, поровну ли распределяется вознаграждение между людьми.

Люди — чрезвычайно социальный вид. Мы зависим друг от друга и не можем выжить и процветать, не взаимодействуя с другими. Новорожденные доживают до зрелого возраста только при условии достаточной заботы, и общества добиваются успеха благодаря сотрудничеству. Почти все наши действия и мысли связаны с другими или реагируют на других. Мы сотрудничаем и помогаем людям, которые не связаны с нами, на уровне, не имеющем себе равных в животном мире [1]. Поскольку люди по своей природе одновременно и полезны, и эгоистичны, мы думаем, что мораль развилась, чтобы поддерживать наше полезное социальное взаимодействие с другими и контролировать наши несколько эгоистичные наклонности.

Однако было бы заблуждением рассматривать мораль только как результат эволюции. Хотя некоторые человеческие черты, например цвет кожи, определяются только нашими генами, мораль совсем иная, поскольку она также определяется как нашей природой, так и обществом, в котором мы живем. Многие моральные правила и ценности различаются в разных культурах, а также меняются со временем. Например, коррида считается жестокой формой развлечения или даже пыткой животных в Северной Америке и большинстве европейских стран, но она по-прежнему очень популярна в Испании и Колумбии, где считается формой самовыражения, несмотря на очевидные страдания корриды. животные. Примером изменения морали с течением времени является наше отношение к рабству. Большинство людей в современном мире считают, что владеть рабами аморально, но столетие назад это было не так.

Таким образом, наша мораль формировалась на протяжении тысячелетий из сочетания наших генов и нашей культуры, а не только одного или другого. Эта генетическая и культурная эволюция приучила наш мозг заботиться о других, реагировать на тех, кто пытается причинить нам вред, и создавать моральные правила, которые помогают нам успешно жить вместе [2].

Есть три основных доказательства, подтверждающих мнение о том, что наш мозг настроен на нравственность. (1) «строительные блоки» морали наблюдались у нечеловеческих животных, (2) даже у очень маленьких младенцев проявляются некоторые основных моральных оценок и (3) части мозга, участвующие в моральных суждениях, начинают выявляться.

Строительные блоки нравственности у нечеловеческих видов

Естественные наблюдения за животными в дикой природе и исследования в лабораториях показывают нам, что у животных можно обнаружить ряд «кирпичиков» нравственного поведения. Например, поведение многих животных приносит пользу другим представителям их вида. Такое просоциальное поведение (имеется в виду поведение, полезное для других), например, помощь друг другу и забота о потомстве, наблюдались у грызунов и приматов. Крысы будут помогать другим крысам в бедственном положении, которые были пропитаны водой, а также предпочтут помочь товарищу по клетке, который находится в бедственном положении, прежде чем получить награду в виде еды. Шимпанзе будут помогать друг другу и делиться друг с другом, но только тогда, когда они получат выгоду от обмена, если затраты минимальны, а потребности других шимпанзе ясны. Шимпанзе также сотрудничают и образуют союзы в боях или на охоте. Было показано, что обезьяны-капуцины даже негативно реагируют, когда видят, что с другими обезьянами обращаются несправедливо.

Люди часто пытаются утешить или утешить других людей, которые пострадали или напуганы. Шимпанзе также пытаются утешить «жертву» драки, ухаживая за ней, обнимая и целуя. Такое поведение снижает уровень стресса, который испытывает жертва. Помогающее поведение также было продемонстрировано на мышах и крысах. Важно отметить, что как у людей, так и у животных такое просоциальное поведение с большей вероятностью будет проявляться по отношению к родственникам (тем, кто связан с животным) и членам одних и тех же социальных групп. Эти примеры показывают, что сочувствие , то есть способность «чувствовать» эмоциональное состояние другого человека, часто приводит к просоциальному поведению и присутствует у многих млекопитающих. Эмпатия не требует сознательного мышления или языка. Изначально эмпатия развилась для поощрения родительской заботы о своих потомках, но теперь она выражается людьми по-разному и не ограничивается родственниками .

Конечно, тот факт, что мы можем наблюдать некоторые строительные блоки морали у нечеловеческих животных, не означает, что у этих животных такое же чувство морали, как и у людей. Но это убедительно свидетельствует о том, что мораль является продуктом эволюции. Когда поведение, наблюдаемое в животном мире, похоже на поведение, встречающееся у людей, это предполагает, что это поведение было выбрано, потому что оно увеличивает способность людей процветать как индивидуально, так и в группах, в которых они живут.

Доказательства нравственного поведения младенцев

Когда мы видим ранние признаки нравственности у младенцев, это убедительно свидетельствует об эволюционных корнях нравственности, потому что у младенцев еще не так много времени, чтобы поддаться влиянию окружающей среды. Психологи, изучающие человеческое развитие, показали, что человеческие младенцы входят в мир готовыми обращать внимание и реагировать на социальные стимулы, такие как голоса и лица, и что младенцы начинают формировать социальные отношения в течение первого года жизни. Маленькие дети утешают и помогают как другим детям, так и взрослым, переживающим эмоциональный стресс. Например, когда они видят своих матерей, страдающих от боли, 18-месячные малыши демонстрируют успокаивающее поведение (например, обнимают, гладят и делятся игрушками). По мере того как младенцы развиваются и становятся более способными анализировать то, что происходит вокруг них, у них даже появляется способность распознавать, когда человек в их окружении плохо обращается с другим человеком. В раннем возрасте младенцы способны быстро понять, являются ли последствия поведения хорошими или плохими, что позволяет предположить, что в этом участвуют их гены и что опыт и обучение не являются единственными причинами нравственного развития. В возрасте всего 3 месяцев младенцы проводят больше времени, глядя на кукольного персонажа, который раньше вел себя хорошо, чем на персонажа, который вел себя негативно, что позволяет предположить, что младенцы предпочитают тех, кто «делает хорошие вещи». К 6 месяцам это предпочтение усиливается: дети не только больше смотрят на полезных и милых кукольных персонажей, но и тянутся к ним [3]. К 12 месяцам младенцы начинают понимать концепцию справедливости. Когда эти младенцы становятся свидетелями совместного использования файлов cookie, они ожидают, что одинаковое количество файлов cookie будет предоставлено всем вовлеченным людям.

В совокупности данные этих лабораторных исследований говорят нам о том, что дети в возрасте до 2 лет очень хорошо понимают, какие действия принесут пользу другим. Однако по мере взросления детей выражение их нравственности меняется. Например, в то время как младенцы, кажется, рассматривают справедливость как равенство (например, каждый должен получить одинаковое количество печенья), подростки, как правило, предпочитают давать больше ресурсов тем, у кого их еще нет, или тем, кто больше работал. Таким образом, эти ранние склонности (в младенчестве) считаются основой взрослой морали, но не тождественной ей. Наши представления о морали строятся на сочетании эмоций, мотивов и нашего возрастающего уровня ментального понимания по мере нашего развития.

Роль мозга в нравственности

Наше понимание роли мозга в нравственности в значительной степени основано на трех различных методах. Во-первых, это исследование людей с поражениями головного мозга, то есть лиц, у которых во время операции была удалена область мозга или которые получили травму определенной области в результате несчастного случая [4]. Нейробиологи (ученые, изучающие мозг и нервную систему) исследуют, как у этих людей меняется моральное поведение. Еще один способ понять, какую роль мозг играет в морали, — это использовать МРТ-сканеры или электрофизиологию (ЭЭГ) для визуализации работы мозга. В этих экспериментах нейробиологи ставили перед детьми и взрослыми моральные задачи или действия и смотрели, какие области мозга были активированы, когда участники выполняли эти действия. Наконец, химические вещества в мозге также можно исследовать, чтобы выяснить, могут ли они играть роль в моральном поведении (см. вставку 1).

Вставка 1 — Химические вещества мозга и мораль.

Несколько химических веществ, вырабатываемых в мозгу, называемых нейромодуляторами, влияют на нравственность. Гормон окситоцин, хотя его ошибочно называют моральной молекулой, привлек к себе много внимания и шумихи. У людей окситоцин действительно повышает доверие и щедрость в одних ситуациях, но может усиливать зависть и предвзятость в других. Что действительно интересно с эволюционной точки зрения, так это то, что это очень древняя молекула, которая у всех видов млекопитающих играет решающую роль в отношениях матери и ребенка, усиливая связь и уменьшая страх и беспокойство. Другой нейромодулятор, серотонин, участвует в социальном поведении, особенно в агрессии, и вырабатывается в мозгу и кишечнике. Было показано, что серотонин влияет на моральное суждение, усиливая негативные чувства, которые мы испытываем, когда видим, как другим причиняют вред.

Чтобы определить, какие части мозга участвуют в принятии моральных решений, нейробиологи разработали эксперимент, в ходе которого у людей отображался их мозг, когда они выполняли задачи, связанные с моралью. Например, им показывали картинки или просили прочитать рассказы о ситуациях, которые обычно считались бы правильными или неправильными, например, историю, в которой кому-то причиняют боль без причины, или их просили принять трудное решение, например, должны ли они украл бы лекарство в аптеке, чтобы спасти жизнь больному ребенку. Эти исследования показывают, что определенные области мозга отвечают за мораль и принятие моральных решений (рис. 1; вставка 2). Другие исследования с детьми также рассказали нам об частях мозга, играющих роль в морали. Этим детям показывали видео с героями мультфильмов, которые либо толкали и толкали других (плохо), либо утешали и делились с другими (хорошо). Младенцы в возрасте 12 месяцев демонстрировали различия в том, как их мозг реагировал на хорошие и плохие действия, и эти различия были видны менее чем через 500 мс (меньше времени, чем щелчок пальцами) после того, как они увидели эти действия [5]! Однако большинство моральных суждений требуют как быстрой автоматической реакции, управляемой эмоциональным откликом, так и более медленной способности рассуждать.

  • Рисунок 1. Нравственность требует взаимодействия между несколькими отдельными, но связанными областями мозга, в частности задней верхней височной бороздой (pSTS), островком, миндалевидным телом, медиальной префронтальной корой (mPFC), дорсолатеральной префронтальной корой (dlPFC), и вентромедиальная префронтальная кора (vmPFC).
  • Таким образом, мораль включает в себя несколько различных процессов, которые необходимы для понимания того, почему другие люди ведут себя так, а не иначе, и для того, чтобы помочь нам почувствовать эмоции, необходимые для принятия моральных решений.

Вставка 2. В человеческом мозгу нет одного морального центра или одной системы, предназначенной исключительно для принятия моральных решений.

Вместо этого при вынесении моральных суждений задействуются различные области и участки мозга, связанные с эмоциями, планированием, решением проблем, пониманием других и социальным поведением. Эти части мозга включают

– Медиальная префронтальная кора играет важную роль в интерпретации и понимании мыслей и психических состояний самих себя и других.

– Миндалевидное тело важно для эмоциональных (положительных и отрицательных) реакций.

– Вентромедиальная префронтальная кора: критический центр заботливого поведения, морали и принятия решений, объединяющий когнитивные и эмоциональные процессы, необходимые для управления социальным поведением.

– Дорсолатеральная префронтальная кора играет важную роль в самоконтроле и интеллекте.

– Островок обеспечивает основу для осознания ощущений нашего тела.

– Задняя верхняя височная борозда является ключевой областью для понимания намерений других.

Обнаружено, что область мозга, называемая вентромедиальной префронтальной корой, важна для определенных аспектов человеческой морали. Если эта область мозга повреждена в раннем возрасте (до 5 лет), человек с большей вероятностью нарушит моральные правила или причинит вред другим, что позволяет предположить, что вентромедиальная префронтальная кора помогает нам понять, что является моральным, а что нет. Пациенты с повреждением этой области мозга или у которых она была удалена, также, как правило, испытывают меньше сочувствия, смущения и вины, чем люди без повреждения этой области.

Заключение

Используя данные эволюционной биологии, психологии развития и неврологии, мы пришли к пониманию того, что мораль — это не просто результат культурного обучения, переданного нам нашими семьями, сверстниками и окружающей средой. Мораль была выбрана эволюцией у наших человеческих предков, чтобы способствовать сотрудничеству и гладкому социальному взаимодействию. Психологи, занимающиеся вопросами развития, продемонстрировали, что некоторые строительные блоки морали закладываются в самом начале развития [3]. Кроме того, начинают выявляться части мозга и химические вещества мозга, участвующие в морали и принятии решений.

Мораль — продукт эволюции, но это не значит, что она высечена в камне и абсолютно неизменна. Культура, в которой мы живем, влияет на то, что мы считаем правильным и неправильным. Например, пассивное курение полностью игнорировалось несколько десятилетий назад, в то время как в Западной Европе и Северной Америке оно теперь считается неправильным с моральной (а также с медицинской точки зрения) точки зрения. Короче говоря, мы создаем собственное определение морали через наше взаимодействие с окружающими нас людьми. Представления о том, что морально, а что нет, основаны на нашем уникальном человеческом мышлении и интеллекте, а не только на наших чувствах или инстинктивных реакциях. Именно разум, а не эмоции, дает толчок к расширению круга сопереживания и заботы о других, помимо тех, кто связан с нами и нашим сообществом.

Неврология, психология и эволюционная биология будут продолжать помогать нам лучше понимать, как мы думаем и принимаем моральные решения [2]. Будущие исследования в области неврологии помогут нам объяснить, как мы принимаем решения, взвешиваем наши варианты, размышляем о своих желаниях и модифицируем наше поведение на основе его моральных последствий. Будем надеяться, что наука также поможет нам понять, почему некоторые люди, такие как психопаты, не способны поступать нравственно, и найти способы помочь им.

Глоссарий

Социально-моральная оценка : Считается предшественником зрелой морали у младенцев и включает базовую оценку социальных взаимодействий с другими людьми.

Просоциальное поведение : Относится к любому поведению, направленному на благо другого человека.

Эмпатия : Это способность «чувствовать» эмоции, которые испытывает другой человек, что часто приводит к мотивации заботиться о ком-то, кто находится в беде или в нужде.

Кин : Относится к родственникам или семье, с которыми у нас общие гены.


Ссылки

[1] Томаселло, М., и Вайш, А. 2013. Истоки человеческого сотрудничества и морали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *